Методика интегративного обучения академической живописи в системе художественно-педагогического образования России и Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ван Мэй
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 299
Оглавление диссертации кандидат наук Ван Мэй
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1.
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ
1.1. Исторические предпосылки становления и развития системы художественного образования в Китае в условиях диалога с русской культурой
1.2. Роль российско-китайского сотрудничества в становлении художественно-педагогического образования в Китае
1.3. Анализ концепций, учебных программ и методик обучения академической живописи в российских и китайских педагогических вузах
1.4. Проблемы и перспективы совершенствования профессиональной
подготовки педагогов-художников Китая и России
Выводы первой главы
ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
2.1. Модель обучения академической живописи на основе интегративного подхода
2.2. Критерии профессиональной подготовки (компетентности) будущего педагога-художника
2.3. Методические принципы, приемы, дидактические средства и
педагогические условия художественно-педагогической подготовки
2
студентов
Выводы второй главы
ГЛАВА
АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
3.1.Констатирующий этап педагогического эксперимента
3.2. Ход и результаты формирующего этапа педагогического эксперимента
3.3. Проверка эффективности экспериментальной модели подготовки
студентов в процессе обучения академической живописи
Выводы третий главы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
МЕТОДИКА ИНТЕГРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ2017 год, кандидат наук Ван Мэй
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ2014 год, кандидат наук Цзе Чжао
Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов2014 год, кандидат наук Чжао Цзе
Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ2007 год, кандидат педагогических наук Юй Аньдун
Методологические принципы многоуровневой подготовки художника-педагога2006 год, доктор педагогических наук Анчуков, Сергей Васильевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика интегративного обучения академической живописи в системе художественно-педагогического образования России и Китая»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема и актуальность исследования
Россия и Китайская народная республика имеют долгую историю культурных обменов и глубокие традиции гуманитарного сотрудничества. В последние годы это сотрудничество активно развивается в системе художественного образования.
В центре внимания реформы высшего образования в области изобразительного искусства в России и Китае - создание оптимальной эффективной модели обучения будущих художников-педагогов. Образовательная реформа только тогда будет успешной, если ее на практике осуществляют педагоги, выполняющие важнейшую социально-культурную роль образования и творческого развития учащихся.
Художественно-педагогическое образование, эстетическое развитие подрастающего поколения - важнейший показатель уровня художественной культуры общества. В художественно-педагогических вузах России и Китая сложились различные подходы профессиональной подготовки специалистов, имеющие определенные национальные особенности и преимущества. Однако в настоящее время Российская Федерация и КНР являются частью единого образовательного пространства, интегрирующего лучшие образовательные традиции разных стран. Это позволяет использовать в профессиональном художественно-педагогическом образовании двух стран активный обмен современными учебными программами, практиками и методиками преподавания художественных дисциплин, и прежде всего, академической живописи, основного аспекта профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.
В последние годы, как в России, так и в Китае актуальна проблема
повышения уровня подготовки учителей изобразительного искусства,
которые сочетали в себе педагога и художника, обладающего широким
спектром живописных и методических средств. Педагогическая работа
учителя изобразительного искусства должна постоянно подкрепляться его
4
личным опытом и достижениями в сфере станковой живописи, классического рисунка графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Поскольку его успех как педагога определяется способностью показать ученикам «процесс воплощения художественного образа в том или ином материале, используя разнообразные изобразительные техники - как традиционные, так и современные». [282, с. 6-8].
Важнейшими задачами модернизации художественно-педагогического образования, как России, так и в Китае является индивидуализация обучения, а также внедрение в систему образования методов, стимулирующих творческую активность и самостоятельность студентов. Это позволит будущему учителю-художнику еще в процессе обучения выработать собственный стиль художественно-педагогической деятельности, чтобы в дальнейшем отойти от шаблонов и унификации в преподавании изобразительного искусства.
Не смотря на эти потребности и тенденции, на сегодняшний день китайские художественные колледжи и художественно-графические факультеты педагогических университетов сохраняют практически в неизменном виде базовую педагогическую концепцию, основанную на методах обучения классической советской высшей школы. Согласно данной концепции, решающим фактором в овладении профессиональным мастерством будущих художников-педагогов имеет обучение академической живописи, которая имеет принципиальное значение в сохранении и развитии традиций художественного образования. [457, с. 24-32].
Однако воспитывая новые поколения студентов в рамках
«классического» художественного образования, китайские художественные
вузы, по нашему мнению, должны учитывать также ведущие тенденции
развития современного общества и высшей школы. Одной из таких
тенденций является интегративный подход в обучении, призванный сблизить
национальные системы профессиональной подготовки учителей
изобразительного искусства. Такой подход обусловлен многофакторным
5
содержанием самой художественной деятельности и учебной дисциплины «изобразительное искусство» в средней школе. [110, с. 3]
Согласно интегративному подходу, важными аспектами профессиональной деятельности преподавателей изобразительного искусства являются: обучение школьников работе с различными художественными материалами ив различных техниках, иллюстрированию и основам дизайна, а также организация их восприятия произведений искусства. Востребованы умения педагога-художника проектировать содержание художественного образования учащихся, диагностировать и корректировать художественное развитие школьников, осваивать вместе со своими подопечными разнообразие стилей, жанров, изобразительных техник.
Одним из основных признаков интегративного подхода в профессиональной подготовке специалистов является целостность системы обучения, системность знаний и умений, обеспечивающих возможность решать новые профессиональные задачи. Согласно определению одного из исследователей интегративных систем, эффективность функционирования такой системы зависит от управления ею и интеграции, составляющих систему компонентов. Причем «интеграция стремится связать все элементы и централизовать управление, чтобы система в целом функционировала с максимальным эффектом» [то же, с. 19].
Таким образом, процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства в рамках единой учебной программы можно назвать интегративной системой в том случае, если компоненты этой подготовки (учебные курсы, программы, факультативы, практикумы и т.д.) будут взаимосвязаны и объединены главной задачей, а процесс будет управляемым.
В этой связи интеграционный подход позволяет на основе изначально
правильно поставленных дидактических задач и определенного построения
учебного процесса, интегрировать вышеуказанный материал, изучаемый в
рамках отдельных учебных курсов и программ, и выходить на более высокий
6
качественный уровень обучения педагогов-художников, независимо от того, какую конкретную специализацию приобретает студент. Большое значение в этом плане имеют общая концептуальная основа преподавания и учет особенностей организации процесса обучения изобразительному искусству в российских и китайских вузах.
В условиях глобализации образования реализация такого типа интеграционных программ художественного обучения предполагает наличие в вузах разных стран универсальной методики нового поколения, способной интегрировать различные аспекты профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. В этой связи актуален поиск новых путей активизации художественной подготовки китайских студентов через создание специальных интегративных методик, ориентированных на подготовку специалистов нового поколения на базе российских и китайских художественно-педагогических вузов. [276, с. 25-27].
Интегративный подход к художественно-педагогическому образованию предполагает также создание межпредметных дисциплин интегрированного типа и активизацию их научно-прикладного аспекта.
В своем исследовании проблем интеграции содержания образования мы опирались на труды С. И. Архангельского, М. Н. Берулавы, Л. И. Еременко, И. Д. Зверева, В. С. Леднева, И. П. Яковлева и др., а вопросах интеграционного подхода в области изобразительного искусства на разработки и концепции В. С. Кузина, Б. М. Неменского, С. П. Ломова. Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой.
Вопросы методических основ обучения академической живописи получили развитие в трудах таких художников-педагогов как Г.В. Беда, А.А. Васильев, Н.П.Крымов. В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.А. Унковский, Ю.П. Шашков, А.П. Яшухин, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Молева, Е.В. Шорохов, О.Б. Дубова, К.Ф. Юон.
Классической системе обучения академической живописи в
художественных учебных заведениях России посвящены труды
7
В период подготовки исследования нами был проанализирован и систематизирован художественно-педагогическое наследие и научные труды великих художников и педагогов, заложивших основы преподавания академической живописи в России: К. П. Брюллов А. А. Дейнеки, Б В Иогансона, Д. Н. Кардовского, П. П. Кончаловского, Н. П.Крымов, А. П. Лосенко, К.М. Максимова П. Я. Павлинова, Н. Э Радлова, Н. Н. Ростовцева,
A. П. Сапожников, А. М. Соловьева, В. А. Фаворского, П. П. Чистякова В. К. Шебуева, К. Ф.Юон. и др.
Мы также внимательно изучили наследие художников-методистов Китая, стоявших у истоков китайской академической художественной системы. Это, в первую очередь основоположники, активно популяризировавшие русскую живопись в Китае: Сюй Бэй Хун и Лу Сунь, а также известные в КНР художники мастерской К.М. Максимова. Хоу И Минь, Фэн Фа Шин, Цзинь Шан И, которые также являются теоретиками современного художественного академического направления в Китае.
В рамках подготовки исследования мы внимательно изучили концептуальные программы художественного образования и организации художественной деятельности в высшей и средней школе, авторами которых являются известные художники-методисты: В.С. Кузин, С. П. Ломов, Б. П. Неменский, Б. П. Юсов и др.
По проблемам истории художественного образования в России мы обращались к таким ученым, как; А. В. Бакушинский, Э. М. Белютин, И А Бродский, И. В. Гинзбург, Н М. Молева, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев.
Современные проблемы и аспекты обучения академической живописи как основы профессиональной подготовки художника-педагога исследовали
B. В. Бабияк, Э. М. Белютин, В. П. Зинченко, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев
и др. Анализ практического опыта обучения станковой живописи как основы
изобразительной грамоты мы проводили опираясь на исследования: С.А.
Писаренко, Ю.С. Ушаневой, И.В. Алексеевой, Д. В. Брагиной, С.А
Гавриляченко, А. В. Грибенниковой, В. И.Денисенко, В.Н. Клещева, В.И.
8
Лубянова, М.Ф. Харитонова. По вопросам истории натюрморта и его в роли в процессе обучения изобразительному искусству мы обращались к работам И.С. Болотиной, Б.Р.Виппер, Ю.И. Звездина, В.Н. Клещева, М.М. Ракова.
В рамках исследования мы знакомились с учебно-методической документацией и методическими фондами художественно-педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Аньхойского, Пекинского, Шаньдунского педагогических университетов КНР, а так же с авторскими методиками обучения академической живописи профессоров вышеуказанных китайских вузов. Это педагоги-художники, преподаватели Шаньдунского педагогического университета как профессор Чэнь Ци, профессор Пан Лу Шэн, профессор Ю Давэй, профессора Ван Цзинь, преподаватели Пекинского педагогического университета: профессор Лян Цзю, профессор Гу Дзун, профессор Юй Цзянь Хуэй, профессор Го Би Хэн.
Влиянию русской академической школы на становление художественного образования в Китае, проблемам художественно-педагогического образования, исследованиями в области методики обучения академической живописи и рисунку в настоящее время занимаются китайские авторы: Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо и др. Современные проблемы развития художественного образования в Китае рассматриваются в трудах таких китайских педагогов как Джин Шани, Дин Илин, Хоу Бинь, Майи Дэн, Ван Чэн, Ли Нин.
Рассматривая и анализируя психолого-физиологические основы восприятия цвета в природе и на плоскости, мы использовали научные положения, разработанные в трудах таких авторов как И.М.Сеченов, И.П. Павлов, Е.Н. Соколов. Так же в работе над исследованием мы обращались к таким авторам как И. Гете, И. Иттен, Р. Арнхейм. Рассматривая вопросы психологии восприятия цвета, мы опирались на работы таких авторов как Н.Н.Лукин, Р. Мизанбаев, Ю.В. Коробко, М.Е. Кузнецов, Старикова Н.М.
По проблемам российско-китайских контактов в сфере
9
художественного искусства мы опирались также на работы Си Цзинчжи, Лид Г, Чень Жуйлинь, Инь Шаочунь, Жэнь Гунсюнь, Гу Пин, Вань Цзянь Цзюнь. По вопросам истории художественного образования в Китае мы обращались к трудам китайских исследователей: Чжэнь Жуй Лин, Чжан Дао Сэнь, Сюй Пэй Хун.
В рамках формирования концепции исследования мы изучали труды российских и китайских специалистов в области психологии, физиологии, педагогики, истории, культурологии и методики обучения изобразительному искусству, теории построения методических систем, теории и методики педагогических исследований. Все эти авторы представлены в обширном списке справочной литературы настоящего исследования (Раздел «Список литературы»).
Изучая практический опыт преподавания изобразительного искусства в российских и китайских вузах, а так же теоретические исследования в данной сфере, мы обратили внимание, что внимание авторов сосредоточено в основном на анализе существующих методов обучения живописи внутри уже апробированной методической системы.
Анализ российских источников показал, что в них не получили должного отражения теоретико-методологические основы методики интегративного обучения академической живописи в системе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в высшей школе Китая и России. В китайской научной литературе вопросы создания новых интегративных методик преподавания академической живописи в китайских вузах с учетом специфики российско-китайского межкультурного взаимодействия подробно также не рассматривались.
Таким образом, несмотря на прослеживаемую в научных работах
актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки
учителей изобразительного искусства на основе интегративного подхода, а
также сегодняшнюю направленность научных поисков многих ученых в
Китае и России на изучение интеграционных методик в образовании, в
10
настоящее время ни российских, ни в китайских профильных вузах не существует специальной методики обучения академической живописи, которая была бы вписана в программу целостной подготовки специалистов художественно-педагогического направления и реализовала бы на практике межпредметную интеграцию учебных курсов, дисциплин и программ для студентов.
Таким образом, изучение нами теории (научная литература и исследования) и практики обучения (сравнительный анализ учебных курсов и программ, наблюдение за процессом обучения) современного российского и китайского художественного образования привело нас к идее о необходимости создания универсальной методики профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства, которая бы:
- была построена на базе глубокого освоения академической живописи;
- отражала интеграционный подход в художественном образовании; объединяя и усиливая различные аспекты профессиональной деятельности будущего учителя-педагога;
- способствовала активизации и повышению качества подготовки обучения студентов в китайских вузах, а также будущих специалистов, обучения в профильных учебных заведениях России.
Изложенное выше позволило выделить сложившееся противоречие между необходимостью создания универсальной интегративной методики, обеспечивающей потребность российского и китайского общества в качественной профессиональной подготовке педагогов-художников и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ интегративного обеспечения этой системы в профильных вузах России и Китая.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования,
сущность которой заключается в необходимости разработки теоретико-
методологических основ и практической апробации интегративной методики
обучения академической живописи в профессиональной подготовке будущих
11
учителей изобразительного искусства в Китае и в России. Данная проблема определила тему представленного исследования «Методика обучения академической живописи в системе высшего художественно-педагогического образования Китая и России на основе интегративного подхода».
Существование данной проблемы негативно влияет на качество подготовки специалистов - педагогов-живописцев, как в России, так и в Китае, чем и определяется актуальность данного исследования.
Цель: на основе существующих методик преподавания академической живописи России и Китая теоретически обосновать и экспериментально апробировать универсальную интегративную методику, которая гармонично впишется в систему художественно-педагогического образования России и Китая, что позволит повысить эффективность и качество педагогической и живописной подготовки китайских студентов в России, а также учащихся китайских вузов, обучающихся по специальности «художник-педагог».
Объект исследования: процесс обучения китайских студентов академической живописи в российских и китайских вузах в условиях взаимодействия культур и российско-китайского сотрудничества и обмена учебных программ и методик обучения, с учетом традиций национального искусства и систем художественно-педагогического образования России и Китая.
Предмет исследования: методики, программы, средства и формы организации учебного процесса, способствующие оптимизации обучения основам академической живописи с учетом интегративного подхода, которые могут активно использоваться при обучении китайских студентов в России и в китайских профильных вузах.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс подготовки
художников-педагогов России и Китая, будет более эффективен, если
применить в преподавании академической живописи студентов профильных
12
вузов специальную экспериментальную методику, включающую в себя:
а) цели, задачи и содержание учебной дисциплины «академическая живопись»;
б) дидактические принципы, методы, методические приемы, свойственные как академической системе обучения изобразительному искусству, так и традиционной китайской изобразительной культуре,
в) оптимальные формы организации учебно-воспитательного и развивающего процессов;
г) средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов, к которым относятся методические таблицы, репродукции работ известных художников; пособия представляющие анализ колористического решения работ выдающихся мастеров.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического исследования специальной литературы описать исторические предпосылки становления и развития художественно-педагогического образования в Китае в условиях культурного взаимодействия двух стран и российско-китайского сотрудничества.
2. Провести на базе изучения научных источников сравнительный анализ культурно-исторических и психолого-педагогических особенностей преподавания академической живописи в российских и китайских педагогических вузах.
3. Выявить причины и факторы, снижающие уровень профессиональной живописной и педагогической подготовки студентов.
4. Раскрыть сущность и содержание обучения академической живописи будущих учителей изобразительного искусства в рамках существующих методик и учебных программ России и Китая (включая заимствование китайскими вузами российского опыта в области методики преподавания изобразительного искусства).
5. Сформировать и описать авторскую экспериментальную методику
13
обучения академической живописи китайских студентов в России и китайских профильных вузов на основе интегративного подхода в системе подготовки педагогов-художников.
6. Разработать критерии эффективности обучения китайских студентов основам академической живописи на основе интегративного подхода в условиях взаимодействия различных художественно-методических систем.
7. Экспериментально апробировать авторскую методику преподавания академической живописи китайским студентам в условиях научного взаимодействия вузов и художественно-педагогических практик студентов России и Китая.
8. Спроектировать содержательно-технологическую и организационно-методическую поддержку системы интегративного обучения будущих учителей академической живописи.
9. Разработать оптимальное сочетание форм организации учебного процесса и учебных программ для оптимизации обучения академической живописи.
10. Проанализировать и обобщить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования.
Методологической основой исследования являются труды российских и китайских специалистов, развивающих нижеследующие методологические аспекты художественного образования и обучения изобразительному искусству:
- интеграция содержания образования, идеи которой нашли отражение в работах С. И. Архангельского, М. Н. Берулавы, Л. И. Еременко, И. Д. Зверева, В. С. Леднева, И. П. Яковлева и др.;
- интегративный подход в области преподавания изобразительного искусства, получивший развитие в разработках В. С. Кузина, С. П. Ломова, Б. М. Неменского, Н. М. Сокольниковой, Т. Я. Шпикаловой;
- методологическая система обучения академической живописи,
представленная в трудах таких художников-педагогов как Г.В. Беда, А.А.
14
Васильев, Н.П.Крымов В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.А. Унковский, Ю.П. Шашков, А.П. Яшухин, Н.Н. Волков, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Молева, Е.В. Шорохов, О.Б. Дубова., К.Ф. Юон.
- современные проблемы художественного образования в Китае, рассматриваемые в трудах таких педагогов как Джин Шани, Дин Илин, Хоу Бинь, Майи Дэн, Ван Чэн, Ли Нин;
- прикладные методики и программы обучения академической живописи в китайских художественных вузах, которыми в настоящее время занимаются исследователи Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо и др.
Теоретическую основу исследования составили труды по истории художественного и художественно-педагогического образования в России таких ученых как А. В. Бакушинский, Э. М Белютин, И А Бродский, И. В. Гинзбург, Н М. Молева, Б. М Неменский, Н. Н Ростовцев, а также работы Чжэнь Жуй Лин, Чжан Дао Сэнь по истории становления художественного образования в Китае, в особенности педагогическое наследие известного художника-педагога Сюй Пэй Хун, внесшего значительный вклад в распространение российской академической системы обучения в Китае.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования:
1. Теоретические методы
- анализ культурологической, психолого-педагогической литературы, а также научных исследований по заявленной проблеме;
- изучение практического опыта, различных методик обучения академической живописи в китайских и российских вузах;
- сравнительный анализ действующих учебных программ по академической живописи, композиции и рисунку китайских и российских учебных заведений. (Данный материал представлен в приложении);
- синтез, обобщение, классификация и систематизация информации, проектирование и моделирование и др.;
2. Эмпирические методы
- наблюдение за практической работой учащихся на занятиях живописью, рисунком, композицией;
- беседы со студентами, проведение устных опросов, интервьюирование, тестирование;
- проведение педагогического эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также результаты экспериментальной работы;
- обобщение опыта, рейтинг, педагогический консилиум, экспертные оценки, 3. Статистические методы (количественная и качественная обработка результатов исследования).
Основные этапы исследования
Первый этап (2010-2012) - подготовительный. На этом этапе был проведен анализ историографии, специальной научной литературы с целью определения степени разработанности проблемы, сравнительный анализ практики обучения российских и китайских студентов академической живописи, осуществлялось изучение учебных программ и наблюдение за процессом обучения. Так же на данном этапе было проведено теоретико-методологическое осмысление интегративного подхода к проектированию методики обучения учителей изобразительного искусства, накопление эмпирического материала и определение научного аппарата и программы исследования. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования.
Второй этап (2012-2014) - поисковый. В течение этого периода велась
разработка и внедрение экспериментальной методики обучения
академической живописи на основе интегративного подхода,
оптимизирующей художественно-педагогическую подготовку студентов
китайских вузов. С этой целью был разработан и научно обоснован ряд
критериев, благодаря которым можно было бы определить степень
эффективности внедряемой экспериментальной методики. Благодаря этому
удалось установить начальный уровень подготовки студентов и определить
16
контрольные и экспериментальные группы. Кроме этого, на данном этапе были разработаны и внедрены в процесс обучения авторские наглядные пособия, способствующие быстрому освоению студентами основ изобразительной живописной грамоты, представленные в приложении к диссертации.
Третий этап (2014-2015) - итоговый. Подведение итогов результатов экспериментальной и теоретической работы. На этом этапе проводился анализ, обобщение результатов, полученных в результате апробации экспериментальной методики преподавания академической живописи китайских студентов на основе интегративного подхода. Были выявлены теоретические и практические результаты исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования, а также издание публикаций по его тематике.
Научная новизна исследования:
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога2014 год, кандидат наук Ваняев, Владимир Александрович
Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы2010 год, кандидат искусствоведения Нин Бо
Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена: 2002-2012 гг.2013 год, кандидат наук Ляо Чжэндин
Методика работы над краткосрочным академическим рисунком в системе подготовки китайских студентов в профильных российских вузах2022 год, кандидат наук Ян Шанюэ
Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур2012 год, кандидат наук Люй Шишэн
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Мэй, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, - 1990 . - 139 с.
2. Абдуллина O.A. О формировании педагогических умений // Советская педагогика. -1972.- №11.
3. Абросимова Г.В. Теория и практика дидактико-методической подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству. Дисс. .канд. пед. наук. -Челябинск. 1996.
4. Азаров Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы /Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985,- 448 с.
5. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Дисс. ... канд. пед. наук. -JI. 1972.
6. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. - М.: Советская Россия, 1997.-112 с.
7. Активные методы в подготовке учителя //Методические рекомендации для студентов и преподавателей пединститутов/ сост. Л.И. Закотнов. - Омск: ОмГПИ, 1985.-23 с.
8. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии /Межвузовский сборник научных трудов. - Ярославль: ЯГПИ, 1989. - 13 с.
9. Активные формы обучения - основа интенсификации учебного процесса в вузах / Сб. статей. - Л: ЛФЭИ, 1980. -123 с.
10. Алексеев М.Н. Диалектика форм мышления. - М. :МГУ, 1959. 282 с.
11. Алексеев .С. Цветоведение. - М., 1952. - 286 с
12. Алексеев С.С. О цвете и красках. - М., 1962. - 226 с
13. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности: Автореф. дис . канд. пед. наук. М., 2005. - 40 с.
14. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск : Наука, 1991. -223 с.
15. Альтшуллер Г.С. Проверь свою фантазию // Вокруг света. - 1970. - № 1.
174
16. Альтшуллер Г С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979. -175 с.
17. Амосов Н.М. Искусственный разум,- Киев: Народная думка, 1969.-155с.
18. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Народная думка, 1965. -304 с.
19. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. Сборник. - Л., 1982, с.236-242.
20. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста.//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - J1.: изд. ЛГУ, 1974. - С.3-15.
21. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых,- М.: Знание, 1972.-32 с.
22. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: изд. ЛГУ, 1968.-339 с.
23. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, - М.: Просвещение, 1968. - 334 с.
24. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х книгах, кн.1. - М.: Педагогика, 1982. -318 с.
25. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / основы педагогики творчества. - Казань: изд. Каз.ун-та, 1988. -238 с.
26. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.
27. Анисимов О.С. Творчески мыслящий преподаватель: проблемы и пути становления // Вестник высшей школы. - 1987. - № 7.
28. Антонов А. В. Информация: восприятие и понимание. - Киев: Наукова думка, 1988 . - 182 с.
29. Антонов A.B. Психология изобретательского творчества. - Киев: Вища школа, 1978. - 175 с.
30. Анциферова Л И. Психологические закономерности развития личности
175
взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психологический журнал . - 1980. - № 2 .
31. Апресян Г.Г. Проблемные ситуации в лекционной практике //Слово лек-тора . - 1976. - № 1.
32. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство,
1976.
33. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
34. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1976. -200с.
35. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. - М.: Знание, 1976 - 40 с.
36. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
37. Бабияк, В. В. Русский академический учебный рисунок (ХУШ - начало XX века) : дис. ... докт. искусствоведения / В. В. Бабияк. - СПб.,2005. - 603 с.
38. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
39. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. N2109 "Черчение, рисование и труд" / Г. В. Беда - М.: Просвещение, -1981. - 286 с.
40. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М. : Просвещение,
1977. 188 с.
41. Беда Э. Н. Композиция натюрморта в рисунке // Проблемы и перспективы развития художественного и художественно-педагогического образования : материалы Всероссийской научно-методической конференции. Краснодар : Кубан. Гос. Ун-т, 2005.
42. Беда Э. Н. Натура и фантазия в композиции натюрморта // Актуальные
проблемы художественно-педагогического образования: сборник статей.
Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.кова В.С.
176
Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990. - 142 с.
43. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусства. Термины и понятия: Учеб. пособ. - Майкоп, 1997. - 178 с.
44. Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств 18 века. М., 1956 - 182 с
45. Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины 19 века. М., 1963- 232 с
46. Бенедский A.B. Методологическая направленность художественного об-разования и эстетического воспитания // Творчество юных / Доклады научно- методического совещания по изобразительному творчеству детей. -М.: Знание,. 1973. -С.24-28.
47. Бернштейн М. Проблемы учебного рисунка. - М.: Искусство, 1940.
48.. Берулава М.Н. Интеграция общего и профессионального образования. Современная педагогика. 1990. №9. С. 57- 60.
49. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования - М., Совершенство, 1998
50. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования - М., Гелиос, 2000
50. Берулава М.Н., Берулава Г.А. Методологические основы развития личности студента в вузе // Вестник Университета Российской академии образования. 2009. № 4.
51. Беспалов Б.И. Действие: психологические механизмы визуального мышления. - М.: Просвещение, 1984.
52. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалиста /Вестник высшей школы. - 1988 . - № 1.
53 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: изд. Вор. ун-та, 1977.-304 с.
54. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
55.. Библер B.C. Мышление как творчество. - М. : Политиздат, 1975. - 399 с. 56.. Богоявленская Д Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. - 1976. - №4 .
57. Богоявленская Д Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. -96 с.
58. Богоявленский Д.Н. Развитие самостоятельности мышления школьников как основа активных методов обучения // Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах / под ред. Д.Н.Богоявленского. - М.: АПН РСФСР, 1962.-280 с.
59. Богуславский М. Интеграция: дань моде или реальная потребность. // Учительская газета. - 1998. - № 3.
60. Божович ЛИ. Этапы формирования личности в онтогенезе. /Вопросы пси-хологии. - 1979 . - № 2.
61. Болотина. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. - М.,
62. Большакова З.М. Формирование умения определять цель и задачи учебного занятия у будущих учителей с помощью алгоритмов и эвристик : Дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск , 1992. - 192 с.
63. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985. - 143 с.
64. Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
65. Боно Э.де Рождение новой идеи / О нешаблонном мышлении. - М.: Прогресс, 1976. - 143 с.
66. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988.
67. Брагина Д.В. Развитие образного мышления студентов художественно -графических факультетов на занятиях композицией (на материале натюрморт) : Дисс. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Д.В. Брагина - М., 2006..
68. Бружукова Н.М. Система подготовки будущих учителей начальных классов к педагогическому творчеству: Дисс. ...канд.пед.наук. - Грозный , 1993.
69. Брунер Дж.С. Психология познания / За пределами непосредственной
178
ин-формации. - М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
70. Брушлинский A.B. Воображение и познание // Вопросы философии. -1967. -№ И.
71. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М. : Знание, 1983. -96 с.
72. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 302 с.
73. Буряк В.К. Методы науки и методы обучения / Среднее специальное обра-зование. - 1991. - № 3 .
74. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. - Рига: Автос, 1985. - 318 с.
75. Буш Г.Я. Методические основы научного управления изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974. - 167 с.
76. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига : Лиесма,1972. - 94 с.
77. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиесма. 1976- 127 с.
78. Вазина К.Я., Тарасенко Ф.Н. Эффективный метод решения проблемы / Вестник высшей школы. - 1987. - № 7 .
79. Васильев А.А. Теория и история художественного образования: учебно-методическое пособие Краснодар, КубГУ, 2007. - 112 с.
80. Вахтомин Н.К. Практика - мышление - знание / К проблеме творческого мышления. - М.: Наука, 1978.
81. Введение в практику живописи натюрморта: Метод. Указ. Для студентов архитектурного факультета. - Куйбышев, 1987. - С. 4-5.
82. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
83. Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. - Киев: Вища школа, 1985. - 174 с.
84. Вергасов В.М. Проблемное обучение в высшей школе. - Киев: Вища школа, 1977.-94 с.
85. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / пер. с англ./ под общ. ред.
С.Ф. Горбова и В.П.Зинченко. - М.: Прогресс, 1987. - 336 с.
179
86. Вершловский С.Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. - М.: Знание, 1983. - 32 с.
87. Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии. Л.: Знание, 1988. - 31 с.
88. Визер В.В. Система цвета в живописи.- СПб., 2004.
89. Винер А.В. Масляная живопись и ее материалы. - М., 2000 - 286 с
90. Виноградов Р.И., Фадеева И.П. Диалоговое обучение и развитие мышления / Вестник высшей школы. - 1988. - № 12 .
91. Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. - Казань, 1922.
92. Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса /Социологические проблемы развития наука и техники. - М.: Политиздат, 1976. - 335 с.
93. Волков Г.Н. Культура мышления / Общество и молодежь. - М.: Молодая гвардия, 1973. -С. 143 - 159.
94. Волков H.H. Восприятие картины. - М.: Просвещение, 1969.
95. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: изд. АПН РСФСР, 1950.-507 с.
96. Волков H.H. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.
97. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
98. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М., 1977.
99. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами: Учеб. пособ. Для студентов-заочников ХГФ пединститутов по курсу «Живопись». - М.: Просвещение, 1984. - 31 с.
100. Вольхин, Сергей Николаевич Профессионально-предметная подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности на основе междисциплинарной интеграции : дис... д-ра пед. наук : 13.00.08 Тула, 2005403 с.
101. Вольхин С. Технология реализации дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих учителей-предметников. // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2005. - № 10. - C. 47-49.
102. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
психологический очерк. - 3-е издание. - М.: Просвещение. 1991. -93 с.
180
103. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
104. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.2. - М.: Педагогика, 1982 - 84. - 504 с.
105 . Вяткин Л.Г. Дидактика: учебное пособие для студентов ун-та. -Саратов: изд. СГУ, 1979. -94 с.
106. Гавриляченко, С. А. Композиция в учебном рисунке : научно-методическое издание / С. А. Гавриляченко. - М. : Сканрус, 2010. - 192 с.
107. Гайденко П.П., Спиркин А.Г., Ярошевский М.Г. Творчество // БСЭ. Т. 25. - М.: Советская энциклопедия, 1976. - С.330-332.
108. Галин А.Л. Личность и творчество: психологические этюды. -Новосибирск: Новосиб. кн. из-во., 1989. - 126 с.
109. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: изд МГУ, 1976. - 150 с.
110. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. - М.: Знание. 1976. - 150 с.
111. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: изд. МГУ, 1985.-45 с.
112. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «функционирование умственных действий и понятий». - М.: изд. АПН СССР, 1961. — 351 с.
113. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Хрестоматия по психологии . - М .: Просвещение, 1977. -С. 417-425.
114. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, материалы к курсу «Общая психология». - М.: Просвещение, 1986. - 272 с.
115. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. -М.: Знание, 1978. - 35 с.
116. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Моск. психолого-социальный инс-т. изд-во "Флинта", 1998. -432 с.
117.Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл
181
изобразительного искусства: учеб. пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.
118. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В В. Предисловие //Хрестоматия по общей психологии : Психология мышления / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера и В В. Петухова. - М.: изд. МГУ, 1981. - 400 с.
119. Гирнык А. И. Методологические проблемы формирования творческого мышления у студенческой молодежи, Дисс. ... канд. философ, наук. - Львов. -1982.
120. Головинский Е, Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. - 1986. - № 4.
121. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. - М.: изд. МГУ, 1977.-248 с.
122. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей / Проблемы способностей / Под ред. В Н. Мясищева. - М.: изд. АПН РСФСР, 1962. - С. 244-254.
123. Гордеева Н А. Педагогическое стимулирование саморазвития творческого воображения студентов - будущих учителей: Дисс. ... канд. пед. наук. - Казань. - 1996.
124.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специализированного специалиста 630100 «Архитектура» - М., 2000. - 30 с.
125. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учебное пособие / пер.с англ. И.А. Измайлова, В.В. Петухова. - М.: изд. МГУ, 1982. -463 с.
126. Гребенникова А.В. Методический фонд как средство повышения качества специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов (На материале преподавания дисциплин рисунка и живописи на 1-2 курсах) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Курск, 2000 - 178 с
127. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. - М.,
182
128. Гурова Л .Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. - 1991. -№ 6.
129. Гурова Л.Л. О соотношении формальных и эвристических компонентов в решении задач // Вопросы психологии. - 1968 . - № 8.
130. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
131. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
132. Давыдова Г А. Творчество и диалектика. - М.: Наука, 1976. -175 с.
133. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. - М.: Учпедгиз, 1960. -299 с.
134. Дейнека А.А.. Учитесь рисовать Беседы с изучающими рисование. - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1961 - 238 с.
135. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы //под ред. В.В. Давыдова, Д А. Леонтьева. - М.: АПН СССР, 1990. - 180 с.
136. Джемс У. Психология /под ред. Л.А. Петровской. -М: Педагогика, 1991. - 368 с.
137. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1974. - С. 145 - 170.
138. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. - М.: Наука, 1976. - 191 с.
139. Дмитриев А.Е. Квалификационные требования к учителю начальных классов // «Магистр» независимый педагогический журнал.-М.-1992. - № 10.
140. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа. - 1990. - № 7.
Дерибере М. Цвет в деятельности человека. - М., 1964.
141. Добрынин Н.Ф. Активность личности и принцип значимости
183
//Проблемы личности: материалы симпозиума. - М.: 1969.-С.450- 458.
142. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск: Смол. гос. пед. ин-т., 1974. - 153 с.
143. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления/ под ред. Ю.Б. Гиппенрей- тера и В В. Петухова. - М.: изд. МГУ, 1981.
144. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления, - М.: Прогресс, 1965. - С.86 - 234.
145. Дункер К., Кречевский О. Процесс решения задач / Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - С. 235 - 242.
146. Дурасов А.П. Натюрморт. Интерьер: уч. пособие. - М.: Прест, 1994. - 152 с.
147. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / Учебное пособие для студ. пед. ин-в. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
148. Ермаш Г Л. Искусство как мышление. - М.: Искусство, 1982. - 277 с.
149. Ермолаева - Томилина Л .Б. Проблема развития творческих способностей детей: По материалам зарубежных исследований // Вопросы психологии. - 1975. -№ 5.
150. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: Учебное пособие для студентов-дизайнеров. - М.: «Изд-во Гном и Д», 2001. - 120 с.: ил.
151. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках - М.: Учпедгиз, 1961.-239 с.
152. Есипов В.Н. Формирование творческих способностей студентов художе-ственно-графических факультетов педвузов на начальном этапе обучения композиции: Дисс. ... канд. пед. наук. -М. - 1968 .
153. Ефименко В Н. Дидактические основы проблемного построения учебных дисциплин в вузе: Дисс. ...канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону . -1990.
154. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.:
184
Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с., 32 с.: ил.
155. Завалишина Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач // Вопросы психологии. - 1979. - № 2.
156. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
157. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987 -77 с.
158. Загвизинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
159. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М.: Знание, 1980 - 96 с.
160. Загвязинский В.И., Гриценко Л.И. Основы дидактики высшей школы. -Тюмень: ТГУ, 1978.-91 с.
161. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. - М., 1986.
162. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - Л.: Просвещение, 1968. - 175 с.
163. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. -418 с.
164. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981- 287 с.
165. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов / И. Д. Зверев. - М.: Знание. - 1977. - 126 с.
166. Зинченко В. П.. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002- 431 с.
167. Зинченко В.П. Перцептивные и мнемические элементы творческой деятельности // Вопросы психологии. - 1968. - № 2.
168. Иванов В.Г. Теория интеграции образования. УФА, 2005 - 171 с.
169. Иванова Ю. В. Традиции искусства в Китае // Русское и китайское изобразительное искусство в контексте времени. Чита-Харбин. 2008. С. 2132.
170. Ивахнова Л .А. Культурологический подход к конструированию
содержания художественно-педагогического образования. - Алматы: изд.
185
АГУ им. Абая, 1995.-64 с.
171. Ивахнова Л.А. Методические основы конструирования содержания учебного предмета. - Алматы: изд. АГУ им. Абая, 1998. - 90 с.
172. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: Уч-педгиз, 1961. - 223 с.
173. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание,. 1968.
174. Игнатьев С. Задачи учебного натюрморта: Уроки изобразительного искусства // Юный художник. - 1983. - № 12. - С. 42-45.
175. Изобразительное искусство в начальных классах / Б.П. Юсов, М.Н. Семенова, Г.С. Лепский и др.; Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1986. - 167 с.
176 Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
177. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций.. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
178. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. Под рук. Неменского Б.М. - МДО, 1995. - 780 с.
179. Изобразительное искусство. 1-9 кл. Кузин В.С., Ростовцев Н.Н., Шорохов Е.В. и др. - Просвещение, 1994. - 760 с
180. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5-8 кл. Под рук. Шпикаловой Т.Я. - Просвещение, 1996. - 426 с.
133. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения и воспитания в начальных классах // Начальная школа. - 1988. - № 9.
181. Ильина Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание // Вестник
186
Высшей школы 1976. - № 2.
Ильина Т.В. Введение в искусствознание.- М., 2003. - 426 с
182. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. -М.: Знание, 1985. -80с.
183. Б. В. Иогансон. «За мастерство в живописи» Изд-во Академии художеств СССР, М., 1952 г - 280 с.
184. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. - М., 1960
185. Ирина В.Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978. - 191 с.
186. Исследование проблем психологии творчества / АН СССР, ин-т психологии / отв.ред. Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - 336 с.
187. Истомина Н.Б., Айзенберг М.И. Формирование профессиональных умений в процессе решения методических задач //Начальная школа. - 1986 -№ 10.
188. История зарубежного искусства/Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой.- М., 1983. - 474 с
189. История зарубежной психологии: 30-е -60-е гг. ХХв.: Тексты / под ред. П.Я. Гальперина и А.Н. Ждан. - М.: изд. МГУ, 1986. - 344с.
190. Каган В.М., Ламм В.Я. Комплексный подход к обучению с применением конспектов-схем. - Иркутск: изд. ИЛИ, 1980. - 116 с.
191. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
192. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: изд. МГУ, 1983. - 168 с.
193. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -М.: НИИ ВШ, 1977.-64 с.
194. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 142 с.
195. Кантор Предмет и среда в живописи. - М: Советский художник, 1981.
196. Карнаухов Л.А. Методические указания по работе с темперными
187
красками для студентов. - М.: МТИ, 1978.
197. Кардовский об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Составитель Е. Д. Кардовская. — М., 1960.- 246 с
198. Кармин A.C., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М.: Знание, 1971.- 48 с.
199. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М.: Молодая гвардия, 1987. -192 с.
200. Киплик Д.К. Техника живописи. М., 1998. - 186 с
201. Киреенко В И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: изд. АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
202. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М.: Б.и., 1992. - 172 с.
203. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1992. -270 с.
204. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера /сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В.В. Малявина. - М.: «ОАО Люкс»: «Издательство Астрель», «Издательство ACT», 2004.
205. Клещев В.Н. Активизация процесса обучения на занятиях живописью и композицией по разделу «Натюрморт». Дисс. .канд. пед. наук/ В.Н. Клещев. -Ростов-на-Дону, 1995.- 200 с
206. Козлов В.И. Теория и практика подготовки в вузе учителей начальных классов по дополнительной специальности «изобразительное искусство»: Авто- реф. дисс. ...доктора пед. наук. - М. - 2001.
207. Козырева А.Ю. Педагогические аспекты творческого развития личности: Дисс. ... канд. пед. наук. - М. - 1995.
208. Колоколова O.E. Формирование художественной наблюдательности студентов в системе развития образного мышления на занятиях изобразительным искусством (на примере факультета начальных классов): Дисс.... канд. пед. наук. - М. - 1989.
209. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной
188
школе // Начальная школа. - 1989. - №3.
210. Колягин Ю.М., Алексеенко O.J1. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. - 1990. - № 9.
211. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.,1985. - 88 с
212. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства.- Ростов-на-Дону, 2004. - 124 с
213. Концепция общего среднего образования // Учительская газета. - 1988. 23 августа.
214. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. Проект. - М - 1990.
215. Копнин П.В. Гипотеза и познание действительности. - Киев : Госполитиздат УССР, 1962.- 182 с.
216. Копнин П.В. Идея как форма мышления. - Киев : изд. КГУ, 1963. - 108 с.
217. Коробко Ю. В. Цвет в живописи. Краснодар: КубГУ, 1987 - 210 с.
218. Коробко Ю.В. Методы живописного восприятия цвета: история формирования: учеб. пособие. Краснодар, 2004. - 186 с.
219. Коробко Г.Ю. Профессиональная подготовка художников-педагогов в условиях вариативных форм и средств изобразительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2006. - С. 3.
220. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать / Под ред. Е.М. Золотарева М.: ЗНУИ, 1993. - 70 с.
221. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий. - М.: Просвещение, 1989.-159 с.
222. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. - М.: изд. МГУ, 1974.-214 с.
223. Коршунов A.M. Познание и деятельность / 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - 142 с.
224. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. - М.: Политиздат,
189
1971. - 255 с.
225. Коршунова JI.C. Воображение и его роль в познании. - М.: изд. МГУ, 1979. - 145 с.
226. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М.: изд. МГУ, 1989.- 182 с.
227.Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебн. пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
228. Кочергин А.Н. Моделирование мышления. - М.: Политиздат, 1968. -224с.
229. Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя / . Дидактика средней школы. - М.: Педагогика, 1982. - 280 с.
230. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. - М.: Педагогика, 1977.-264 с.
231. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. - М., 1965- 168 с.
232. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.
233. Кудрявцев ВТ. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.
- М.: Знание, 1991.-79 с.
234. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. //Вопросы психологии. - 1990. -№ 3.
235. Кузин, В. С. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности : пособие для учителей / В. С. Кузин. - М. : Министерство просвещения РСФСР, 1969. - 100 с.
236. Кузин, В. С. Психолого-педагогические основы формирования способностей к изобразительной деятельности. / В. С. Кузин. //Ученые записки Свердловского государственного педагогического института, № 150.
- Свердловск, 1971. - С. 52-66.
237. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. - М.: Просвещение,
190
1971.- 144 с.
238. Кузин В С. «Быстрое» восприятие у школьников в процессе рисования с натуры. // Вопросы психологии. - 1971. - № 2.
239. Кузин B.C. Психология / Учебник. - М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.
240. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. - 206 с.
241 . Кузин 1981. - Кузин, В. С. Наброски и зарисовки : пособие для учителей / В. С. Кузин. - М. : Просвещение, 1981. - 161 с.
242. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учебник для студ. худож.-граф.фак. пед. ин-тов и ун-тов / Кузин В. С. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Агар, 1998. - 333 с. : ил.
243. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - М: Академия, 2002
244.. Кузин В.С. Психология живописи. М., изд. «Академия», 2005.
245. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - 9-е изд., стер. -М. : Дрофа, 2006. - 112 с.
246. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - 8-е изд., стер. -М. : Дрофа, 2006. - 112 с. : ил.
247. .Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Кузин В. С., Кубышкина Э. И. - 7-е изд., стер. -М. : Дрофа, 2006. - 176 с. : ил.
248. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - JI.: изд. ЛГУ, 1967.- 183 с.
249. Кузьмина Н.В. Основы педагогики высшей школы. - Л.: Знание, 1972. -132 с.
250. Культура современного урока / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Педагоги-ческое общество России, 2000. - 112 с.
251. Кулюткин Ю Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение,
191
1985,- 128 с.
252. Кулюткин Ю Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1986. - № 2.
253. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М.: Педа-гогика, 1970. - 231 с.
254. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М.: Педагогика, 1977. -111 с.
255. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. - М.: Педагогика, 1977. - 152 с.
256. Купарашвили М.Д. Бессознательные основы человеческого мышления. - Омск: изд. ОмГУ, 1996. - 108 с.
257. Ладыгина-Коте Н.Н. Предпосылки человеческого мышления: Подражательное конструирование обезьяной и детьми. - М.: Наука, 1965. -110 с.
258. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966 - 53 с.
259. Ланда Л.Н. Умение думать. Как ему учить? - М.: Знание, 1975. - 64 с.
260. Лаптева Г.С. Методика исследования проблемного обучения в высшей школе // Научно-методические основы проблемного обучения в вузе / сб. научн. трудов. - Ростов-на-Дону. изд. РГУ, 1988. - С. 163 - 171.
261. Лаптева Г.С. Проблемное обучение в университете как средство формирования педагогических умений студентов: Дисс. ... канд. пед. наук. -Ростов-на- Дону. - 1982.
262. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977. - 63с.
263. Левина М.М. К вопросу о теории методов обучения // Новые исследования в педагогических науках - М.: Просвещение, 1970.- № 1.
264. Леднев В.С. Классификация наук. - М., 1971. - 320 с.
265. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991. - 165 с.
266.Леднев В.С. Структура педагогической науки. - М., 1991 - 176 с.
192
267. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971. - 279 с.
268. Об умственной одаренности: Психологические характеристики некоторых типов школьников. - М.: изд. АПН РСФСР, 1960. - 215 с.
269. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. - М.: Знание, 1979. - 47 с.
270. Лернер И Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
271. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969. - С. 62 -71.
272. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974. - 64с.
273. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. -96 с.
274. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. - М.: Мир, 1974.-550 с.
275. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования процесса воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. В.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С. 185-191.
276. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Дис. док. пед. наук М., 2000. - 404 с.
277. Ломов С.П. Живопись. Учебник для вузов. 3-е изд., перераб, и доп. М.:АГАР, 2008. - 232с., ил.
278. Ломов С. П. Дидактика художественного образования. М.: Педагогическая академия, 2010.
279. Ломов, Б. Ф. Методология и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 448 с.
280. Ломов 2008. - Ломов, С. П. Живопись / С. П. Ломов. - М. : Агар, 2008. - 232 с.
281. Ломов, С. П. Формирование проектного мышления в системе дизайн-образования / С. П. Ломов // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа.: БГПУ им. М. Акмуллы, 2010. - № 5. - С. 7-11
282. Ломов, С. П. Образование и искусство в условиях глобализации / С. П. Ломов // Совершенствование методики преподавания изобразительного искусства и народных ремёсел // Сборник научно-методических трудов. - М., 2011. - С. 6-8.
283. Ломов, С. П. Методология художественной деятельности / С. П. Ломов // Инновационные проекты и программы в образовании. Инновации и эксперимент в образовании. Т. 2, 2013. - С. 49-52
284. Ломов Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие. М. : Наука, 1978.
285. Ломов С. П. Живопись : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : АГАР, 2008. 232 с.
286. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: Педакадемия.2010
287..Ломов С.П., Амонжалов С.А., Методология художественного образования. М. Прометей, 2011
288..Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 5-7 класс. Из-во: «Дрофа» М.: 2014.
289. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Карамзина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 8-9 класс. Из-во: «Дрофа» М.: 2014.
290. Лубянов, В. И. Организация учебных натюрмортов как условие эффективного развития живописных умений и навыков / В. И. Лубянов. -Педагогические науки, 2015 №5 - С.40-43
291. Лубянов, В. И. Развитие зрительной памяти в процессе обучения рисунку и живописи / В. И. Педагогические науки, 2015 №5- С.44-47 199.
Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. -144 с.
292. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127 с.
194
293. Лукин, Н.Н. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художника-педагога) : Диссертация канд. пед. наук : Специальность 13.00.02 - методика преподавания изобразительного искусства /живопись/ / Н. Н. Лукин . -Москва : б. и., 1983 . - 165 с. - Библиогр.: с. 154-165 .
294. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. - М.: Просвещение, 1966. - 291 с
295. Максимов К. М. Выступление на заседании союза художников // Искусство. 1955. № 7. С. 47.
296. Мамардашвили М.К. Форма и содержание мышления. - М.: Высшая шко-ла, 1968.- 191 с.
297. Матейко А. Условия творческого труда / Под ред. Я.А. Пономарева. -М.: Мир, 1970. - 303 с.
298. Матисс А. Сборник статей о творчестве. - М.: Изд. Иностранной литературы, 1958. - С. 32.
299. Матюшкин A.M. Актуальные проблемы проблемного обучения / предисл. в кн.: Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968. - С. 5 -14.
300. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
301. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
302. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. -267 с.
303. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. -граф. фак. пед. ин- тов. - М.: Просвещение, 1986. - 159 с.
304. Медведев Л. Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования» Омск, Наука, 2015 - 186 с.
305. Медведев Л. Г Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета», СПб.:
195
Мультипринт Северо-Запад», 2009 - 186 с.
306. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. - М.: Ис-кусство, 1985. - 318 с.
307. Методы педагогических исследований / под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Во-робьева. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
308. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 288 с.
309. Мизанбаев, Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов художественно-графических факультетов пединститутов в процессе обучения живописи [Текст]: дис. ... канд. пед.наук / Р. Мизанбаев. - Москва, 1987. - 208 с.
310. Молева, Н. М. П. П. Чистяков - теоретик и педагог /Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - М. : Изд-во Акад. Художников СССР, 1953. - 228 с.
311. Молева 1956. - Молева, Н. М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - М. : Искусство, 1956. - 519 с.
312. Молева 1958. - Молева, Н. М. Школа Антона Ашбе: к вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX - XX веков / Н. М. Молева. -М. : Исскуство, 1958. - 116 с.
313.. Молева 1963. - Молева, Н. М. Русская художественная школа первой половины XIX века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - М. : Искусство 1963. -408 с.
314. Молева 1967. - Молева, Н. М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - М. : Исскуство,1967. - 391 с.
315. Молева 1991. - Молева, Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги: кн. для учителя / Н. М. Молева. - 2-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1991. - 413 с.
316. Мосина В.Р., Старикова Н.М. Учебно-методический комплекс по
196
дисциплине «Академическая живопись» для направления 070800 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».- М.: РИЦ МГГУ имени М.А.Шолохова, 2011. - 120 с.
317. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань: изд. КГУ, 1979. - 158 с.
318. Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976 -176 с
319. Мудрик А. В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 200 с.
320. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 184 с.
321. Научное творчество / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1969. -446 с.
322. Недошивин Г.А. Из истории зарубежного и отечественного искусства.-М., 1990. - 326 с
323.Неменский Б. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания : Кн. для учителя / Б. Неменский. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1987. 253с.
324..Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд.-М., 1991.
325. Неменский Б. М. Эмоционально-образное познание в развитии человека // Вопросы психологии. 1991. № 3.
326. Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред Неменского Б.М. 1-4 кл.- М., 2006.
327. Неменский, Б. М. Педагогика искусства /Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
328. Нестеренко, В. Е. Влияние рисования по памяти на развитие образного
мышления студентов первых курсов художественно-графических
факультетов : дис. ... канд. пед. наук / В. Е. Нестеренко. - М., 1979. - 223 с.
197
329. Никандров 1974. - Никандров, Н. Д. [и др.] Педагогика высшей школы / Н. Д. Никандров. - Л. : Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. - 76 с. 330.. Никандров 1986. - Никандров, Н. Д. К классификации методологических проблем педагогики / Н. Д. Никандров. // Новые исследования в пед. науках. - М. : Педагогика, 1986. - С. 3-7.
331. Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань: изд. КГУ, 1975. - 302 с.
332. Никандров Н.Д. Что такое хороший лектор. // Вестник Высшей школы.
- 1968. -№ 2.
333. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки учителя // Советская педагогика. -1982. - № 4.
334. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - М.: изд. МГУ, 1972. - 155 с.
335. Николай Петрович Крымов художник и педагог. Статьи, воспоминания'
- Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1960 - с.263
336. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В.Занкова. - М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
337. Общие проблемы педагогики высшей школы и частных методик / отв. ред. В.М. Гареев. - Уфа: изд. УАИ, 1976. - 93 с.
338. Огородников И Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя в высшей школе // Советская педагогика. - 1975. - № 2.
339. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность // БСЭ Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1972.-С. 180-181.
340.0дноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. - М., 1983.
341. Оконь В. Основы проблемного обучения - М: Просвещение, 1968. - 208с.
342. Основы вузовской педагогики / под ред. Н.В. Кузьминой и И. А. Урклина. -Л.: изд. ЛГУ, 1972.-311 с.
343. Педагогика высшей школы / под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 1972. - 121 с.
344. Педагогика высшей школы / под ред. Н.Д. Никандрова. - Л.: изд. ЛГПТ,
198
1974. - 116 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.