Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ваняев, Владимир Александрович

  • Ваняев, Владимир Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 342
Ваняев, Владимир Александрович. Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2014. 342 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ваняев, Владимир Александрович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Становление и развитие практики копирования 17 масляной живописи в художественном образовании.

1.1. Историко-культурологический аспект копирования произведений 17 изобразительного искусства.

1.2. Практика копирования в истории Европейского Академического 30 художественного образования.

1.3. Копирование как учебный предмет в процессе становления и 53 развития художественной школы России.

1.4. Проблема копирования произведений станковой масляной 58 живописи на современном этапе обучения изобразительному искусству в системе художественно- педагогического образования.

Выводы по первой главе

Глава II. Методика выполнения копии масляной живописи в 95 процессе специальной подготовки художника-педагога.

2.1. Исследование развития специальных умений навыков и 95 компетенций студентов художественно-графического факультета обучающихся по традиционной методике (констатирующий эксперимент).

2.2. Анализ результатов исследования специальных умений навыков и 129 компетенций студентов художественно-графического факультета обучающихся по традиционной методике.

2.3. Поиск оптимальных методов обучения копированию 168 произведений станковой масляной живописи в системе специальной подготовки художника - педагога (поисковый эксперимент).

2.4. Формирование специальных умений навыков и компетенций у 224 студентов художественно-графического факультета в процессе обучения копированию произведений станковой масляной живописи (формирующий эксперимент).

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников Приложение

272 277

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Копирование произведений масляной живописи в системе подготовки художника-педагога»

Введение

Проблема исследования и ее актуальность. Современные тенденции развития общества предъявляют высшей, художественно-педагогической школе ряд требований, а именно: создание наиболее благоприятных условий для формирования профессиональных и творческих навыков учащихся художественно-графических факультетов. Решение данной проблемы невозможно без дифференцированного подхода, при котором происходит разделение на блоки взаимодополняющих методик, объединенных конечной целью - совершенствование российской классической художественно-педагогической школы. Современный специалист, а так же бакалавр художественно-педагогического образования должны владеть как базовыми знаниями в области основ изобразительной грамоты, так и систематизированными дополнительными знаниями из сферы узкопрофильных дисциплин, углубляющих профессиональный уровень. Педагогическая практика сегодня показывает, что знания в области технологического аспекта живописи, которыми располагают современные учащиеся художественно-графических факультетов педвузов, в значительной степени ограничены и требуют определенного стимулирования.

Среди этого блока дисциплин, дополняющих и усиливающих базовые, копирование как предмет занимает особое место. Посредством копирования происходит приобщение учащихся к шедеврам мировой живописи. При грамотном подходе к этому виду учебной деятельности возможно выстроить определенный специфический диалог между современным студентом, изучающим секреты мастерства живописи, и великими мастерами прошлого. Копирование - работа по классическим образцам - во все времена существования академической системы обучения было и остается очень значимым средством в специальной подготовке будущего художника. Для художника-педагога знакомство с этого рода деятельностью также необходимо, так как специальные компетенции (СК) бакалавра педагогического образования по профилю подготовки ИЗО предусматривают

владение инструментарием, методами, приемами и практическими навыками работы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

В данный момент ситуация с копированием шедевров станковой живописи выглядит следующим образом. Студенты художественно-графического факультета самостоятельно, по своей собственной инициативе, занимаются копированием произведений интересующих их известных мастеров живописи, при этом они, как правило, мало внимания уделяют технологическим особенностям ведения работы, чисто по наитию пытаясь воспроизводить те или иные технические приемы известного мастера. Таким образом, студенты пытаются стихийно компенсировать отсутствие необходимых знаний и умений в сложнейшем процессе создания живописного произведения. Как таковой научно обоснованной методики копирования, разработанной специально для процесса обучения художника-педагога, в настоящее время не существует, получается, что есть спрос, но нет предложения. Налицо явное противоречие между существующим и желаемым положением дел в процессе подготовки художника-педагога. В основе изучения интересующей нас проблемы использование копирования станковой масляной живописи в качестве обучающего и развивающего средства - лежит огромный культурно-исторический пласт мировой художественно-изобразительной практики, куда входят знания из области технологии масляной живописи; истории основных европейских художественных школ, истории художественной педагогики и психологии. Из всего этого многообразия необходимо выбрать самое главное и основное.

Добиться настоящего, подлинного мастерства в академической живописи без тщательного, целенаправленного, систематического изучения техники мастеров прошлого, весьма непросто. Именно поэтому в арсенал методических разработок по спец дисциплинам, которые составляют профильную часть обучения, должна входить методика, основными задачами которой станут систематизация знаний и умений в области копирования

произведений станковой масляной живописи и, что самое важное, адаптация этих знаний к существующей системе подготовки художника-педагога.

Анализ специфического качества учебных живописных и творческих работ студентов ХГФ, в том числе дипломных работ по живописи показывает, что большинстве из них учащиеся зачастую акцентируют свое внимание на внешнюю сторону произведения, на авторскую манеру, упуская при этом последовательность ведения работы и саму методику применения технических средств и приемов живописи. Отсутствие методик, связанных с более углубленным изучением технологии масляной живописи по специальным дисциплинам, приводит к определенным трудностям в процессе обучения станковой масляной живописи, перед педагогами возникает ряд проблем. Одной из этих проблем является отсутствие в современном художественно-образовательном процессе системного подхода к процессу освоения и адаптации применительно к базовому курсу дисциплин, которые могут существенно усилить этот курс, в частности, к предмету копирования станковой масляной живописи. Как следствие этого, отсутствие четкой скоординированности этих дисциплин с основной факультетской программой по академической живописи. От этого появляются неразрешимые моменты в развитии специальных способностей студентов художественно-графических факультетов, говоря современным языком, выпускник не сможет в полном объеме обладать специальными компетенциями. Совершенно очевидно, необходим специфический блок знаний, включающий в себя сведения, без которых невозможно обойтись при выполнении работ в технике масляной живописи. Суть проблемы исследования заключается в нахождении оптимального взаимодействия в педагогическом процессе авторской методической системы, направленной на обучение копированию станковой масляной живописи, с блоком спецдисциплин - академической живописью, композицией, технологией масляной живописи. Это, в свою очередь, позволит педагогам в полном объеме формировать у выпускника специальные компетенции (СК).

Отсюда возникает необходимость создания программы и методических разработок в области копирования, связанных со спецификой преподавания спеццисциплин на художественно-графических факультетах. Проблема копирования произведений станковой масляной живописи приобретает особую значимость и актуальность в связи с тем, что этот вид учебной деятельности является, по сути, недостающим звеном в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога. В теории и практике копийного искусства содержится большое количество знаний, которые могут востребованы и применимы и во всем блоке спецдисциплин и, в первую очередь, конечно, в живописи. Эти знания могут стать существенным дополнением к образовательному ресурсу спецдисциплин. Определяющим принципом структурирования содержания образования является принцип функциональной полноты, который вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным (при этом имеется в виду коэффициент функциональной значимости компонентов системы).

Полное отсутствие научно обоснованных методических разработок в этом плане и недостаточная изученность роли и места копийного искусства, подтверждают актуальность и необходимость решения данной проблемы на современном этапе в системе художественно-графических факультетов педагогических вузов. В своем исследовании мы должны дать исчерпывающий ответ на основной вопрос: нужен ли предмет копирования современной художественно-педагогической школе или нет? А если нужен то для каких целей, на каком этапе и в каком объеме?

В ходе изучения теоретических и практических исследований в области преподавания изобразительного искусства в художественных вузах мы отметили, что предмет "Копирование станковой живописи" преподается в узко специализированных художественных вузах: Московской

государственной художественно-промышленной Академии, имени С. Г. Строганова; Санкт-Петербургском Государственном Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина; Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества (организованной И.С. Глазуновым); Московском Государственном Академическом Художественном институте им. В.И. Сурикова; Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица. Основной направленностью разработанных в этих вузах программ является ориентация учащихся на повышение уровня знаний в области технологической составляющей подготовки выпускников высшей художественной школы, основанной на опыте мастеров прошлого, что, в свою очередь, дает им возможность для более широкого развития специальных, профессиональных и творческих способностей выпускников. Апробированной научно обоснованной программы по планомерному преподаванию и изучению данной дисциплины на художественно-графических факультетах России в настоящее время нет. Программы, которые имеют вышеперечисленные вузы для системной и целенаправленной работы по этой дисциплине, адаптированы к специфике этих учебных заведений.

Разработанная нами методика находится в контексте общей методологии российской художественно-педагогической школы. В общем методологический подход отечественной художественно-педагогической школы опирается на традиционные гносеологические, мировоззренческие установки. Для реалистической академической школы ИЗО - этот принцип заключается в реалистическом, объективном отражении натуры, а в ДПИ - в ее преображении и стилизации. Этот принцип является опорным в дальнейшей художественной деятельности, основной целью которой остается утверждение социально значимого идеала. Изучение данной темы выявило недостаточность подготовки учителя изобразительного искусства, который с одной стороны, должен быть высококвалифицированным художником-педагогом, а с другой -

художником-профессионалом. Подготовка его как специалиста высокого уровня предполагает решение целого ряда задач, связанных между собой и в педагогическом и творческом аспектах. Решением этой проблемы в разное время занимались такие ученые, представители московской художественно-педагогической школы, как Д.Н. Кардовский, H.H. Ростовцев, А.Е.Терентьев, B.C. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов, В.К. Лебедко, A.A. Ковалев, В.И. Козлов, Ю.В. Новоселов, К.В.Макарова, И.П. Грошев и др.

Основные положения исследования разработаны на базе достижений московской научно-педагогической школы и родственных ей региональных школ в области теории и методики обучения изобразительному искусству, представителями которых являются И.А. Башкатов, Г.В. Беда, В.П. Зинченко, Б.А.Карев, Е.М.Коробко, Л.Г.Медведев, А.А.Унковский, Н.К.Шабанов, А.ПЛшухин и др.

Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка методики обучения специальному предмету "Копирование станковой масляной живописи" как оптимизирующему и развивающему средству в системе специальной и профессиональной подготовки художника-педагога.

Объектом исследования является уровень развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов, на который выводит существующая в настоящее время система специальной подготовки художника-педагога.

Предметом исследования являются теория и методика обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов основам копийного искуства, ориентированные на повышение уровня специальных умений, навыков и компетенций студентов вышеозначенных факультетов.

Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов можно повысить, если:

• использовать в рамках сложившейся школы художественно-педагогического образования методическую систему практического обучения копированию произведений станковой масляной живописи, адаптированную к реальным учебным условиям художественно-графического факультета;

• при формировании методической системы практического обучения копированию произведений станковой масляной живописи будет применяться опыт ведущих педагогов российской и европейской академической школы;

• при использовании содержательной и практической частей методической системы обучения копированию будет задействован принцип меж предметных связей, объединяющий теоретический блок дисциплин (историю искусства, культурологию) с практическим блоком (живопись, технология живописи, композиция). Это в совокупности позволит в значительной степени повысить уровень живописной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в научной работе решались следующие задачи:

• изучить современное состояние проблемы использования теории и методики копирования станковой масляной живописи в системе подготовки художника-педагога;

• исследуя историю метода копирования, проанализировать и обобщить позитивный опыт ведущих художественно-образовательных структур России и отдельных преподавателей, использующих в своей педагогической практике теорию и методику копирования произведений станковой масляной живописи;

• определить критерии оценки уровня развития специальных умений, навыков и компетенций студентов художественно-графических факультетов, на который выводит существующая в настоящее время система специальной

подготовки художника-педагога, критерии будут использоваться для оценки эффективности авторских методических разработок;

• разработать эффективную методику копирования произведений станковой масляной живописи, включающую комплексную систему заданий и упражнений, направленную на оптимизацию процесса специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в современных условиях;

• выявить методы и приемы интеграции знаний для создания оптимального специализированного курса «Копирование станковой масляной живописи» в едином блоке спецдисциплин;

• экспериментально проверить разработанную модель экспериментально-педагогической системы, основанную на единстве педагогической и творческой подготовки студентов, позволяющую повысить уровень развития специальных знаний, умений и компетенций обучающихся, дополнить и расширить основы педагогического мастерства студентов художественно-графического факультета.

Для решения поставленных задач автором использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

теоретические:

• изучение и анализ научной, учебно-методической и специальной литературы по истории, технике, технологии, методике копирования в изобразительном искусстве;

• анализ основных положений в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству, непосредственно связанных с контекстом исследования;

• анализ и систематизация практических результатов, опыта работы преподавателей различных вузов России и иностранных учебных заведений, применяющих в своей учебной практике копирование станковой масляной живописи;

• моделирование научно-педагогического исследования;

эмпирические:

• анализ основных вузовских программ по предмету копирование станковой масляной живописи;

• плановое использование методики копирования произведений станковой масляной живописи (в контексте педагогических экспериментов);

• педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий);

• метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);

• анализ и сопоставление работ студентов в процессе педагогического эксперимента;

методы обработки данных (статистические):

• методы математического анализа по системе разработанных критериев;

• метод графической обработки данных исследования.

Новизна научного исследования, заключается в следующем:

• разработаны и адаптированы методы диагностики уровней развития специальных умений и навыков студентов на занятиях по копированию;

• был проведен анализ существующих на сегодняшний день методик эффективно использующих практику копирования станковой масляной живописи;

• научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая развитию специальных и профессиональных умений и навыков студентов художественно-графических факультетов на занятиях по копированию произведений станковой масляной живописи.

Теоретическая значимость:

• разработан категориально-понятийный аппарат, базирующийся на теоретических аспектах изученного исторического и современного

материала, способствующий более эффективному освоению экспериментальных опытно-методических разработок;

• разработан учебно-методический, специализированный блок (спецкурс по жанрам и программа), ориентированный на повышение эффективности художественно-академической подготовки художников-педагогов;

• теоретически обоснована и практически апробирована педагогическая модель применения оптимальных методов программного обучения копированию произведений станковой масляной живописи в системе специальной и профессиональной подготовки художников-педагогов.

Практическая значимость. Данное исследование может иметь практическое применение в работе преподавателей, не только на художественно-графических факультетах, но и в более широком спектре учебной деятельности: в творческих лицеях, художественных школах, педагогических техникумах, разработанная методика позволит на практике применить копирование, как один из видов учебно-творческой деятельности. Разработанная автором педагогическая модель способствует закреплению на теоретическом и практическом уровне основных знаний в области технологии масляной живописи; теоретические и практические разработки исследования могут служить основой для научных, учебных и методических материалов, способствующих расширению диапазона учебно-методических средств в реалистической художественно-педагогической системе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается использованием современных научных материалов по изобразительному искусству, психологии, педагогике. Экспериментальной проверкой основных положений предпринятого автором исследования, в учебно-творческой работе со студентами, опытно-экспериментальной базой диссертационного исследования. Достоверность выводов и рекомендаций обеспечивается комплексным применением различных методов научно-педагогического исследования: теоретических, эмпирических, статистических.

На защиту выносятся следующие положения:

• В рамках академической, художественно-педагогической школы, являющейся гарантом качества художественного образования целесообразно использовать научно обоснованную и проверенную на практике программу по дисциплине «Копирование станковой, масляной живописи», как средство, качественно повышающее уровень специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в системе высшего художественно-педагогического образования.

• Нахождение оптимального взаимодействия в педагогическом процессе авторской методической системы, направленной на обучение копированию станковой масляной живописи, с блоком спецдисциплин (академическая живопись, композиция, технология масляной живописи), позволит педагогам в полном объеме сформировать у выпускника ХГФ специальные компетенции.

• Разработанная автором методика должна опираться на теоретический блок интегрированных знаний из области истории и теории изобразительного искусства, композиции, а также на практический блок из сферы живописи, технологии масляной живописи и рисунка.

• Теория, методика и практика копирования произведений станковой масляной живописи значительно расширяет теоретический и практический диапазон осведомленности учащихся по программным дисциплинам на художественно-графических факультетах: живопись, техника живописи, технология живописи и композиция в живописи. При этом теоретическая и практическая составляющие находятся между собой в строго выверенном балансе.

Этапы исследования

В процессе исследования на первом этапе (2005-2007 гг.) осуществлялась оценка современного состояния проблемы исследования, степень охваченности и изученности ее различными авторами, включая искусствоведов. Произведен анализ программ и учебных пособий по

проблеме. Изучался опыт работы преподавательских коллективов и личный опыт отдельных преподавателей, чтобы определить цели и задачи опытно-экспериментального исследования связанного с разработкой общей стратегии и методов проведения педагогического эксперимента. В процессе этого определились исходные позиции данного исследования, рабочая гипотеза, предмет и задачи изучения проблемы. Один из периодов первого этапа исследования (первая фаза констатирующего эксперимента), был посвящен анализу процесса так называемого «стихийного» копирования, в результате чего были определены разные уровни развития специальных и профессиональных способностей студентов. Разработаны критерии оценки сделанных работ, которые позволили определить развитие динамики этих способностей. Проводилась проверка гипотезы исследования на занятиях по копированию.

На втором этапе (2007-2009 гг.) в ходе дальнейшей научно-экспериментальной работы проводился поиск и анализ оптимальных учебно-методических разработок как средств, повышающих уровень специальной и профессиональной подготовки. В фазе поискового эксперимента продолжались исследования в целях оптимизации обучающей программы по дисциплине «Копирование станковой масляной живописи».

Завершающий третий этап исследования (2009-2011 гг.) был посвящен обобщению и систематизации результатов экспериментально-опытной работы, уточнению отдельных положений исследования, формулировке выводов и внедрению результатов исследования в программу художественно-педагогического образования. В процессе формирующего эксперимента проводился анализ и корректировка результатов, полученных в ходе применения разработанной экспериментально-опытным путем программы, использование которой дало качественно высокий уровень специальных знаний, умений и компетенций, которые в совокупности определяют специальную и профессиональную подготовку студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования на научно-практических конференциях, научно-методических семинарах в 2005-2012 гг. в Москве, Курске, Хабаровске, Липецке. Результаты исследования были внедрены на художественно-графическом факультете МПГУ, на факультете живописи декоративно-прикладного искусства и народных промыслов МОСПИ, на художественно-графическом факультете КГУ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В диссертации приведены схемы, таблицы, диаграммы, фотографии работ студентов, выполненные на различных фазах педагогического эксперимента, которые наглядно демонстрируют процесс и результаты экспериментальной работы.

ГЛАВА I.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ КОПИРОВАНИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.

1.1. Историко-культурологический аспект копирования произведений изобразительного искусства.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью студент должен понимать суть и значение понятийного аппарата связанного с этой деятельностью, а также знать исторический аспект вопроса. Практически все образованные люди имеют какие-то представления по поводу копии и оригинала. В среде художников, начиная с эпохи Возрождения копиями называли работы, которые выполняли другие художники с оригиналов мастера, иногда с поправками самого мастера. Это называлось школой Рубенса, школой Ван Дейка. Учащиеся должны ясно и четко представлять себе чем по существу отличается оригинал от копии. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает выдающийся европейский историк живописи, эксперт и музейный деятель Макс Фридлендер в своей работе «Об искусстве и знаточестве». У него мы находим следующие размышления: «Оригинал подобен некоему организму, копия - механизму». [94, с. 173]. По Фриндлендеру основным определяющим признаком оригинала является: «совершенная гармония между живописной идеей и формой, между замыслом и исполнением, между концепцией и средствами ее реализации», чего не может быть при копировании так как копирующий художник: «даже если он и сумеет подавить свое собственное художественное видение, ему просто не будет хватать тех пигментов и связующих, которыми пользовался создатель оригинала». [94, с.173].

Начнем свое исследование с разбора понятий и терминов, которые связаны с деятельностью копирования в художественном процессе. Рассмотрим понятийно-терминологический аппарат в историко-культурологическом аспекте.

Само понятие копирования - «подражание оригиналу» сложилось в конце XIII - начале XIV в.в. Копирование, копия впервые в этом значении стало употребляться в Германии в середине века (нем. Kopeiren). Однако, корни этого понятия можно обнаружить у древних римлян (лат. Copia -«запас, множество, богатство, изобилие»). Древние римляне весьма почитали Копию (Copia) - богиню изобилия. И тут можно обнаружить полное соответствие названия имени с родом деятельности. Копировать - умножать, множить, увеличивать количественно какую-либо ценную вещь, в нашем конкретном случае - художественное произведение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ваняев, Владимир Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сложившейся к настоящему времени ситуации, характерной особенностью которой является определенный дефицит грамотно выстроенных методических разработок в области теории и практики копийного искусства, была разработана модель авторской педагогической системы которая конвергировала различные подходы к системе специальной подготовки художника-педагога с целью повышения эффективности обучения именно в академической, реалистической художественно-педагогической системе. В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования в научной работе, были решены следующие задачи:

1) изучено современное состояние проблемы использования теории и методики копирования станковой масляной живописи в системе подготовки художника-педагога, в данный момент ситуация с копированием шедевров станковой живописи выглядит следующим образом: студенты художественно-графического факультета самостоятельно, по своей инициативе занимаются копированием интересующих их известных мастеров живописи, при этом они как правило мало внимания уделяют технологическим особенностям ведения работы, чисто по наитию пытаясь воспризводить ту или иную картину, такое положение дел характерно для большинства вузов;

2) исследоватна история метода копирования в системе специальной и профессиональной подготовки художника в целом, и художника-педагога в частности; проанализирован и обобщен позитивный опыт ведущих художественно-образовательной структур современной России и отдельных преподавателей, использующих в своей педагогической практике теорию и методику копирования произведений станковой масляной живописи;

3) определены критерии оценки эффективности использования метода копирования, в системе общей подготовки художника-педагога, которые условно подразделены на четыре блока: «копирование», «теория», «живопись», «технология»;

4) разработана эффективная методика копирования произведений станковой масляной живописи, способствующая качественному усилению процесса специальной и профессиональной подготовки художника-педагога в современных условиях; методика включает в себя комплексную систему заданий по копированию станковой масляной живописи направленную на развитие творческих и педагогических способностей студентов;

5) выявлены методы и приемы интеграции знаний и умений в едином блоке спецдисциплин, одним из таких методов являются специфические лекции в содержание которых включены ключевые понятия имеющие свою интерпретацию в смежных спецдисциплинах, например, «технология», «техника».

6) в результате проведенного исследования создана модель целостной учебно-методической системы обучения студентов теории и практики копирования станковой, масляной живописи , которая включает цели, задачи и содержание учебного предмета, выявлены методы и приемы интеграции знаний и умений в области теоретических знаний и практических методик с целью оптимизации процесса специальной подготовки современного художника-педагога.

7) доказано в процессе исследования единство художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения и проникновения.

Новая учебно-методическая система разрабатывалась нами на основе комплексного подхода к обучению, который учитывает все аспекты значения искусства, как необходимой части культуры и предусматривает, что художественно - творческая активность художников-педагогов наиболее

полно развивается в процессе овладения основами реалистического искусства, где знакомство с классическим художественным наследием происходит конкретно, посредством копирования. В том случае, если правильно будут расставлены акценты, в дальнейшем у студентов будет формироваться психологическая готовность к самостоятельному использованию всей совокупности знаний, умений и навыков, полученных ими на занятиях в рамках спецкурса «копирование станковой масляной живописи».

Разработанная нами концепция учебно-методической системы, в одной из основных позиций основывается на использовании теории и практики копирования станковой масляной живописи как одного из возможных вспомогательных средств в качестве расширения диапазона практических приемов и навыков в системе подготовки художника педагога. В процессе копийной практики художник в большей степени отдает предпочтение техническим средствам (приемам) изображения и технологическому аспекту живописи.

Результаты исследования показали нам, что теория и практика копийного искусства обогащает анализ, как формальной, так и содержательной составляющих (слагаемых) произведения изобразительного искусства. Знания из этой области расширяют теоретическую осведомленность учащихся, повышают уровень их профессиональной грамотности и компетентности в вопросах художественно-изобразительной практики в целом. Теория и практика структурно-пластических решений картинной плоскости в классических произведениях - это специфический, очень важный раздел в теории композиции. Основой для данных исследований является изучение и анализ классических и современных произведений изобразительного искусства с акцентом на технику исполнения.

Исследование и анализ произведений привели к выводу о необходимости выработки и закреплению у учащихся основополагающих

базовых знаний в области технологических особенностей процесса ведения живописной работы. В процессе копийной практики происходит проработка и закрепление как на уровне, как формы, так и содержания таких понятий как , композиционное пространство копируемого произведения; объемно-пространственное решение элементов; главное в копируемом произведении; композиционное равновесие; соподчиненность элементов художественной формы; соразмерность элементов художественной формы; направленность композиционной активности основных элементов художественной формы; ритмический строй произведения.

Развивая, таким образом, аспекты композиционного мышления мы тем самым способствуем улучшению качества преподавания и других специальных дисциплин, в первую очередь рисунка и живописи. В рисунке усиливается аналитическая компонента, умение анализировать модель для более грамотного ее изображения, а также умение добиваться большей выразительности в творческих, графических композициях. В живописи происходит усиление профессионального навыка зрительного восприятия цвето-тонового строя картины.

Исследование позволило выявить, теоретически и экспериментально обосновать группу условий, непосредственно влияющих на создание художественно-творческой, и вместе с тем психологически благоприятной обстановки для проведения педагогического эксперимента. В качестве этих условий выступают:

- целенаправленное, систематизированное использование бесед и лекций, активизирующих внимание студента, работу его мысли, его эмоциональную, интеллектуальную и эстетическую отзывчивость;

- четкость в расстановке акцентов при анализе классических художественных произведений;

- введение в практические задания как учебных, так и проблемных задач;

- применение разнообразных художественных материалов и техник работы с ними;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы со студентами;

- строгий отбор иллюстративного материала, вариативность его показа.

В качестве еще одной группы условий, необходимых для эффективного воспитания художественно-творческой активности студентов, выступает систематическая организация педагогически целесообразных взаимосвязей между блоком теоретических дисциплин (история искусства, эстетика, культурология) и блоком практических дисциплин (рисунок, живопись, композиция). Основной формой обеспечения меж предметных связей является проведение циклов лекций, в которых с различных точек зрения рассматриваются технологические аспекты живописи.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов изучавшейся нами проблемы. Нами намечены основные пути решения данной проблемы, выработана педагогическая стратегия в исследовании теории и практики копийного искусства, и что самое важное - показано при решении каких педагогических задач возможно применение этого метода. В частности требуют дальнейшего глубокого изучения различные аспекты исследуемой нами проблемы.

Полученные в нашем исследовании результаты определяют направления дальнейших теоретических и экспериментальных разработок, в частности они дают возможность держать любого рода новации в художественно- педагогическом процессе под строгим методическим контролем и адекватно реагировать на процесс освоения студентами современных достижений художественно-изобразительной практики. Разработанные дополнительные формы и методы проведения занятий по художественно-изобразительной практике копирования (спецкурс) могут быть использованы, как способы регулирования и коррекции процесса освоения основ академической художественно-изобразительной практики, как методы, способствующие улучшению качества художественно-педагогического образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ваняев, Владимир Александрович, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Аверьянов В. В. Энциклопедический словарь художника-графика. -М.: АЛЕВ-В, 2009.—328 с. с илл.

2. Агеев П. Я. Технические заметки по живописи. -«Вестник изящных искусств», т. 4, 1886, -180 с.

3. Алексеев-Алюрви Ю.В. Краски старых мастеров. М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004 -160 с.

4. Алексеев-Алюрви Ю.В. Красочное сырьё и краски, используемые в живописи. - М.: Центр Информационных Технологий Информатики и Информации, 2004 - 308с.

5. Алешин А.Б. История реставрации станковой масляной живописи в России. - Ленинград, Художник РСФСР, 1989.

6. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. -М.: Эллис Лак, 1997.—736с.

7. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988.-237 с.

8. Бабияк В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII - начала XX / В.В. Бабияк. СПб.: Гиппократ, 2004.- 296 с.

9. Базен, Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - 528 с.

10. Барциц Р.Ч. актуальные проблемы профессиональной и специальной подготовки художников-дизайнеров в современных условиях. Вопросы теории и практики. Монография. М., MOCA, 2011.

11. Барциц Р.Ч. Специальная и профессиональная подготовка художников-педагогов средствами художественной и печатной графики-эстампа. Теория и практика. М. МПГУ. «Прометей», 2003.

12. Беленький Е.Ф. Рискин И.В. Химия и технология пигментов. Изд. 4-е, Л., 1974.—240с.

13. Бергер Э. История развития техники масляной живописи.— М.: Ак. Худ. СССР, 1961.—264с.

14. Бескин О. Реферат дискуссий о живописи. - М.: Искусство, 1940, № 4

15. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.

16. Бродский И.И. Репин - педагог. - М, 1966.

17. Булавко В.И. Наглядные средства обучения в преподавании изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. - 189 с.

18. Ваганова Е.О. Мурильо и его время - М, 1998.

19. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих., т. I. - М.: Искусство, 1956.

20. Ваняев В.А. Искусство копирования в художественно-изобразительном искусстве Западной Европы /В.А. Ваняев // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - 2012. - С. 318,(0,1п.л.).

21. Ваняев В.А. Историко-культурологический аспект копирования произведений изобразительного искусства /В.А. Ваняев // Преподаватель ХХ1век. - 2012. - №3. - С.134-140 (0,5 пл.).

22. Ваняев В.А. Композиция как предмет познания и изучения /В.А. Ваняев // Сб. научных трудов МПГУ. Серия гуманитарные науки. - 2006. - С. 741.(0,1п.л.).

23. Ваняев В.А. Копирование монументальных композиций как средство развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога /В.А. Ваняев // «Рисунок вчера, сегодня, завтра». - М.: Прометей, 2013. - С. 176-178 (0,1 п.л.).

24. Ваняев В.А. Копирование произведений станковой масляной живописи на примере специальной подготовки художника-педагога

(современная версия) /В.А. Ваняев //Наука и школа. - 2012. - №4. - С. 139143 (0,5п.л.).

25. Ваняев В.А. О портрете /В.А. Ваняев // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. —

2005.-С. 265.(0,1пл.).

26. Ваняев В.А. О творчестве пейзажа /В.А. Ваняев // Сб. научных трудов МПГУ. Серия гуманитарные науки. - 2005. - С. 666.(0,1п.л.).

27. Ваняев В.А. Рисунок по памяти как необходимейшее средство развития творческих способностей у начинающих художников /В.А. Ваняев // Сб. научных трудов МПГУ. Серия гуманитарные науки. - 2005. - С. 665.(0,1п.л.).

28. Ваняев В.А. Технико-технологический аспект копирования произведений станковой масляной живописи как альтернативная параллель при создании художественного произведения (картины) /В.А. Ваняев //Преподаватель XXI век - 2013. - №1. - С. 135-138 (0,5 пл.).

29. Ваняев В.А. Технологический аспект живописи в историческом процессе развития изобразительного искусства /В.А. Ваняев // Сб. статей: Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - 2012. - С. 326.(0,1п.л.).

30. Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Возрождения. -М.: ОТИЗ, 1934.- 180 с.

31. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение. / Пер. с нем. И.И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 368 с.

32. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. - СПб.: ТОО «Мифрил», 1994. - 428 с.

33. Вельфлин Генрих Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. - СПб.: Мифрил, 1994. - 398 с.

34. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - С.Пб.: Питер,

2006.

36. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. -С.Пб.: Азбука-Классика, 2004—2010г.г.

37. Волков H.H. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. -236 с.

38. Волков H.H. Цвет в живописи - М, 1984.

39. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей о Гансе фон Маре. - М.: Изд-во МПИ, 1991. - 137 с.

40. Гольдентрих С.С. О природе эстетического творчества. - М.: Изд. МГУ, 1977.

41. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. История и иследования. - М., Изобразительное искусство, 1982.—240с.

42. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий красок и о воспитании зрителя. - Л.: Искусство, 1990.-223 с.

43. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. - М.: Искусство, 1977.

44. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. Условность древнего искусства. - М.: Искусство, 1970. - 124 е.: илл.

45. Жильсон Э. Живопись и реальность / Пер. с франц. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 368 с.

46. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы). - М.: Изд-во МГУ, 1980. -106 с.

47. Кардовский Д.Н. Об искусстве: Воспоминания статьи, письма. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. - 340 е.: илл.

48. Киплик Д. И. Техника живописи- М.: Сварог и К, 1999.

49. Киплик Д. И. Техника живописи.— Москва, Ленинград. : Искусство.1950.

50. Ковалёв A.A. Метод сопоставительного анализа категорий художественно-изобразительной практики в теоретической подготовке художника-педагога. (Методическое пособие для студентов художественно-графического факультета). - Витебск: Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2001. - 60 с.

51. Ковалев A.A. Моделирование научно-педагогического исследования в областях ИЗО и ДЛИ.// Ковалев A.A. // Преподаватель ХХ1век. - 2012. - №1.часть 2 - С.122-128.

52. Ковалев A.A. Основные композиционные принципы в формальной интерпретации. Их роль и значение в теоретической и практической подготовке художника-педагога // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 6. - М.: МГПУ, 2005.-С. 119-128.

53. Ковалев A.A. Специфика научно-педагогического исследования по теории и методике обучения ДЛИ. // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск 8: в 2 ч.—М., «Прометей», 2012. -Ч. 1.—С. 131-144.

54. Ковалев A.A. Теория и практика формального метода построения изображения в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога. Дисс. ... д-ра пед.наук : 13.00. 02—теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство) -М., 2006.— 504с.

55. Ковалев A.A. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией: Монография. - М.: Прометей МГУ, 2005. - 120 с.

56. Комаров A.A. Технология материалов стенописи. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

57. Круг Маргарет. Пособие для художника: материалы и техники. Пер. с англ. -М: ООО Художественно-педагогическое издательство, 2008.— 256 стр.: илл.

58. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.

59. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. -4-е изд., испр. - М.: Изд. дом «ОНИКС + 21 век», 2005. - 304 е.: илл.

60. Купер М., Мэтьюз А. Как понимать язык цвета. - М.: Мзд-во Эксмо, 2004. - 144 с.

61. Лавров Н. И. Описание красок, употребляемых и предложенных для употребления на жидкостях в картинной и декоративной живописи. -СПб, Изд. Имп. Академии художеств, 1869 - 240 с.

62. Лебедко В.К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно-графическом факультете // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. - М.: Прометей, 1996. - С. 37-39.

63. Лебедко В.К. Представление о пространстве и искусство. - М.: Прометей, 1993. - 96 с.

64. Леонардо да Винчи. Избранные произведения: В 2 т. - М.-Л.: Academia, 1935. - Т. 2. - 490 с.

65. Леса С. Гармония цвета. Справочник: Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций. - М.: ООО «Издательство Астрель» - ООО «Изд-во ACT», 2003. - 184 е., илл.

66. Лисовский В.Г. Академия художеств.—СПб.: ООО «Алмаз», 1997—192 е., илл.

67. Ломов С.П. Живопись. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 2008. -232с., илл.

68. Лосенко А.П. Изъяснение краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное. - СПб., 1772, илл.

69. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976.

70. Маковский C.K. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 1999.-383 е.: илл.

71. Марков П. Об акварели или живописи водяными красками -М.: Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2003.—192 с.

72. Мигунов A.C. Художественный образ. Эстетический анализ: (Материалы к спецкурсу). - М.: МГУ, 1980. - 96 с.

73. Миронова JI.H. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - Мн.: Беларусь, 2002. - 151 е., илл

74. Миронова JI.H. Цветоведение. - Мн.: Вышэйшая школа, 1984. -286 с.

75. Молева Н. Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. - М.: Искусство, 1963.

76. Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины: Очерки о языке живописи. - М.: Советский художник, 1983. - 375 е., илл.

77. Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. - 80 с.

78. Петров В.М. Количественные методы в искусствознании. Выпуск 1. Пространство и время художественного мира. - М.: Смысл, 2000. - 204 с.

79. Пидоу Д. Геометрия и искусство - М.: Стройиздат, 1979. - 220 с.

80. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 448 с.

81. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Изд. подготовил Г.А. Тароян. - М.: Ладомир, 1994. - 941 е., илл.

82. Пособие по рисованию/ Под общ. Ред. Проф. Кардовского Д.Н. и др. - М: Издательство «В. Шевчук», 2006. - 208 с.

83. Прейслер И.Д. Основательные правила или краткое руководство к рисовательному художеству: Учебное пособие. - СПб.: Прейслер, 1795. -44 е.: илл.

84. Прете М.К., Де Джорджис Альфонсо. Как понимать искусство: Живопись. Скульптура. История, эпохи и стили / Пер. с итал. - М.: ЗАО «Интербук-бизнес», 2002. - 432 е., илл.

85. Проблемы композиции: Сборник научных трудов / Под ред. В.В. Ванслова. - М.: Изобразительное искусство, 2000. - 292 с.

86. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.

87. Психология ощущений и восприятия. - М.: ЧеРо», 2002. - 610 е.: илл. (Хрестоматия по психологии).

88. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Е.И. Игнатьев. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1954. - 224 е.: с приложением.

89. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. -М.: Интерпракс, 1994. - 240 с.

90. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 2: Пер. с англ. / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко; вступительная статья Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1980. - 280 е., илл.

91. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 1: Пер. с англ. / Под ред. Б.М. Величковского, В.П. Зинченко; вступительная статья Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1980. - 312 е., илл.

92. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию. - М.: Просвещение, 1982.

93. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. Фак. Пед. ин-тов. -3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2007. - 256 с.

94. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987.

95. Сабашникова Е. История мирового искусства. - М, 1998.

96. Савенкова Л.Г. Интеграция в художественной педагогике изо // Искусство в школе, 2001, № 4. - С. 4-6.

97. Савинов А.И. Документы, письма, воспоминания / Сост. Г.А. Савинов. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 332 е.: илл.

98. Свешников A.B. Композиционное мышление: Анализ особенностей композиционного мышления при работе над формой живописного произведения: Учебное пособие. - М.: ВГИК, 2001. - 273 с.

99. Севастьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 27 с.

100. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. Перевод с чешского. - М.: Академия худ. СССР, 1962—160 с.

101. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: В 2 ч. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 256 с.

102. Соколов Г. И. Искусство этрусков.—М.: Слово, 2002.—208 е.,ил.

103. Сурина М.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». - М.: ИКЦ «Март Т», Ростов н/Д: Издательский центр «Март Т», 2003. - 352 с.

104. Тэн И. Философия искусства. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. - 359 е., илл.

105. Фаворский В. О композиции // Творчество, 1967, № 1. - С. 18-20.

106. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 251 с.

107. Фейнберг Л.Е., Гренберг Ю.И. Секреты живописи старых мастеров. - М.: Изобразительное искуссто, 1989. - 320 с.

108. Филиппов Ю.И. Композиция в живописи: Монография. - Самара: Изд-во СГПУ, 2005. - 96 с.

109. Филипьев Ю. Информационные сигналы и проблема художественности // Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная. -М.: Наука, 1968. - С. 244-258.

110. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях // Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000. - 240с.

111. Флоренский П.А. О реализме // Сочинения В 4 т. - М.: Мысль, 1996.- Т. 2.-С. 527-531.

112. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. /Пер. с нем. Я.В. Кореневой Я.В. под ред. А.Г Наследникова. - СПб.: Андрей Наследников, 2001. - 205 с. (Классика искусствознания)

113. Хогарт Х.В. Анализ красоты. - M.-JL: Искусство, 1958. - 338 с.

114. Хокни Дэвид. Секреты старых картин. /Пер. с англ. Лагузинской Я.В. - М.: Арт-Родник, 2004.

115. Ченнино Ченинни Книга об искусстве или трактат о живописи. М. ОЗИГ-ИЗОГИЗ, 1933.

116. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. - М. -Л.: Искусство, 1951г.

117. Шабоук С. Искусство - система - отражение. /Пер. с чешского. -1976.

118. Шевелев И.Ш. Принцип пропорции: О формообразовании в природе, мерной трости древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимопроникающих подобиях. - М.: Стройиздат, 1986. - 200 е.: илл.

119. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.

120. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. -2 -е изд.,перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986.—207с.

121. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания // ДИ, 1996, № 2-4. - С. 2631.

122. Щавинский В.А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. Известия ГАИМК, вып. 115, 1935.

123. Яффе А. Символы в изобразительном искусстве // Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: Серебрянные нити, 1997. - С. 227-268.

124. Яшухин А.П. Ломов С.П. Живопись. - М., 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.