Методика работы над краткосрочным академическим рисунком в системе подготовки китайских студентов в профильных российских вузах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Ян Шанюэ
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 204
Оглавление диссертации кандидат наук Ян Шанюэ
Введение
Основная часть
Глава 1. Роль академического рисунка в методике обучения изобразительному искусству в России и Китае
1.1. Краткосрочный рисунок в академической художественной системе российского образования
1.2. Краткосрочный академический рисунок и его виды
1.3. Художественные традиции Китая и их влияние на методику выполнения краткосрочного академического рисунка
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная апробация методики обучения краткосрочному академическому рисунку китайских студентов в российских вузах
2.1. Критериальные особенности эффективности краткосрочного академического рисунка в учебном процессе
2.2. Краткосрочный рисунок как пропедевтический курс академических основ изобразительной грамоты. Программа эксперимента
2.3. Апробация и внедрение методики обучения китайских студентов краткосрочному рисунку на академических занятиях по изобразительному искусству
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Линия и тон в китайских традициях краткосрочного
рисунка
Приложение 2. Поисковый педагогический эксперимент. Нахождение
общей формы объекта
Приложение 3. Поисковый педагогический эксперимент. Копийные
переложения
Приложение 4. Констатирующий педагогический эксперимент.
Краткосрочные зарисовки головы человека
Приложение 5. Учебные наброски и краткосрочные зарисовки фигуры
человека
Приложение 6. Словарь российско-китайских терминов, необходимых при работе над краткосрочным рисунком в системе высшего художественного
образования
Приложение 7. Тестовый опросник
Приложение 8. Таблицы эксперимента
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ2007 год, кандидат педагогических наук Юй Аньдун
Методика интенсивного обучения основам академического рисунка в условиях диалога культур2012 год, кандидат наук Люй Шишэн
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ2014 год, кандидат наук Цзе Чжао
Специфика методики обучения китайских студентов академической живописи в российской высшей художественно-педагогический школе2020 год, кандидат наук Фэн Сян
Методика обучения основам академической живописи студентов китайских профильных вузов2014 год, кандидат наук Чжао Цзе
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика работы над краткосрочным академическим рисунком в системе подготовки китайских студентов в профильных российских вузах»
Введение
Актуальность исследования обусловлена наличием значимой педагогической проблемы, а именно, недостаточностью и неэффективностью методик, позволяющих оптимизировать процесс обучения академическому рисунку в условиях взаимодействия систем подготовки специалистов художественного профиля китайских студентов в Российских вузах посредством раскрытия методических возможностей краткосрочного рисунка.
В результате проведенного анализа литературных научных источников и практики обучения китайских студентов было выявлено, что вопрос эффективного использования краткосрочного академического рисунка в процессе подготовки студентов художественных вузов Китая недостаточно изучен несмотря на то, что на данный момент появились диссертационные исследования, посвященные вопросам обучения рисунку или истории обучения китайских студентов в рамках академических традиций российской школы. Тем не менее, в данных исследованиях раскрываются аспекты работы над длительным академическим рисунком и совсем не уделяется внимания такому ключевому аспекту подготовки художника как краткосрочное рисование. Тем не менее, данный вид изобразительной деятельности имеет неограниченные методические возможности, которые становятся еще важней, когда речь идет о взаимодействии двух различных художественных школ таких стран как Россия и Китай.
Существование данной проблемы значительно снижает эффективность обучения академическому рисунку в системе подготовки специалистов художественных вузов Китая, а также препятствует правильному пониманию ценности академической художественных традиций.
Существование данной проблемы значительно снижает подготовку специалистов в области искусства и методики его преподавания.
Для ее решения видится целесообразным проведение тщательного
анализа основных подходов к обучению академическому рисунку как в Китае, так и России, а также раскрытие методических возможностей краткосрочного рисунка и научного их обоснования. По нашему мнению, это позволит в дальнейшем обозначить пути оптимального взаимодействия различных образовательных систем, учитывая их культурно-национальную специфику.
Это подразумевает уточнение значения самого термина краткосрочного рисунка, а также изучение особенности обучения этому виду практической работы, историю создания базовых подходов к процессу освоения теорией и практикой изобразительного искусства, характерных для стран Европы и Азии.
Основными источниками исследования по вопросам физиологии и психологии визуального восприятия стали труды таких авторов как: И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Р.Л. Грегори, С. Даниэль, И.П. Павлов, С.Х. Раппопорт, Е. И. Игнатьев, Выготский Л. С., Кузин В.С., Шорохов Е.В.
В области художественной культуры и образования в России и Китае основой исследования являются работы: Н. А. Виноградовой, Е. В. Завадской Ду Яньянь, Молевой Н., Белютина Э., Вань Цзянь Цзюнь.
В области методики обучения китайских студентов по российской академической системе основой исследования стали работы Люй Шишена, Чжао Цзе, С. Е. Игнатьева, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Р.Ч. Барцица, Н.Н. Анисимова, Е.В. Шорохова, Г.В. Беды, С.П. Ломова, С.А. Аманжолова, В.К. Лебедки, Н.К. Шабанова.
Активное сотрудничество таких стран как Китай и Россия в сфере образования, является причиной повышения количества китайских студентов в российских вузах. Иностранные абитуриенты имеют уже некоторую подготовку, которая соответствует образовательным традициям той страны, откуда они приезжают, однако, их обучение ведется по строго определенной, веками налаженной системе подготовки подобных специалистов в конкретной стране. Исходя из этого, была определена цель исследования.
Целью исследования является изучение и решение проблемы недостаточного использования методических возможностей краткосрочного рисунка в процессе обучения китайских студентов основам изобразительной грамоты. Второй целью работы является разработка, теоретическое обоснование и практическая апробация методической системы, оптимизирующей подготовку студентов китайских вузов по академическому рисунку.
Объектом исследования является оптимизация процесса обучения китайских студентов основам изобразительной грамоты, посредством расширения методических возможностей краткосрочного рисунка.
Предмет исследования - комплекс методов, средства и форм организации учебного процесса, благодаря которому можно повысить эффективность обучения китайских студентов в российских вузах художественного профиля посредством краткосрочного академического рисунка.
Гипотезой исследования является предположение о том, что, если в процессе подготовки китайских студентов младших курсов художественных вузов применить специальную методическую систему, позволяющую расширить и оптимизировать использование краткосрочного рисунка при обучении академическим дисциплинам, это во многом улучшит качество подготовки будущих специалистов.
Если основными компонентами данной системы при этом будут являться:
а) методический комплекс практических заданий, соответствующий целям и задачам, общему содержанию основной дисциплины, связанной с освоением основ академического рисунка;
б) ключевые дидактические принципы, методические приемы и формы организации учебного процесса;
в) комплекс разнообразных средств, обеспечивающих эффективность учебного процесса, специальные таблицы и пособия, репродукции работ
признанных мастеров, схемы, позволяющие эффективнее выполнять те или иные изобразительные приемы.
Это будет в значительной степени повышать эффективность обучения китайских студентов в российских художественных вузах.
Эффективность представленной методической системы будет обусловлена такими качествами как:
- основой на подробный анализ актуальных научных данных в области обучения китайских студентов как в России, так и в учебных заведениях Китая;
- соблюдением базовых принципов дидактики, посредством комбинации системы методов, приемов и средств обучения;
- синтезом теоретического и практического материала, основанным на примерах художественной школы Востока и Европы, а также соблюдением условий междисциплинарных связей;
- направленность на выявление базовых универсальных правил изобразительной грамоты и их использование при выполнении практических заданий и упражнений.
В соответствии с предметом, целью, и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать научный системный анализ художественным школам России и Китая. Анализируя научно-педагогическую и методическую литературу, обозначить методические принципы, позволяющие формировать восприятие у китайских студентов, с помощью эффективности краткосрочного рисунка, и развивать художественные способности независимо от специализации.
2. Обосновать с научной точки зрения методическую ценность для всего процесса обучения изобразительному искусству такого вида изобразительной деятельности как краткосрочный рисунок.
3. Определить критерии, посредством которых выявляется степень эффективности практического подхода, опирающегося на методические возможности краткосрочного рисунка.
4. Разработать методические условия, способствующие эффективности обучения китайских студентов начальных курсов основам изобразительной грамоты посредством краткосрочного рисунка в российских художественных вузах.
5. Апробировать и внедрить методические упражнения и ключи, способствующие эффективности обучения основам изобразительной грамоты посредством краткосрочного рисунка китайских студентов на начальных курсах художественных вузов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись такие методы ведения научного исследования как:
- изучение научных источников по психологии визуального восприятия по искусству и художественной культуре России и Китая, по педагогике, психологии и методике обучения изобразительному искусству;
- рассмотрение особенностей обучения академическому рисунку непосредственно на примере программ младших курсов художественных вузов Китая и России;
- личное взаимодействие и опрос участников учебного процесса: преподавателей и студентов;
- непосредственное наблюдение за характером учебного процесса;
- постановка констатирующего, формирующего и контрольного этапа педагогического эксперимента, а также анализ его результатов;
- изучение практического опыта коллег из России и Китая согласно теме диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- научно доказаны и обоснованы разнообразные методические возможности такого рода изобразительной деятельности как краткосрочный рисунок;
- выявлены оптимальные условия применения данного вида изобразительной деятельности в образовательных целях;
- разработаны критерии, позволяющие определить степень эффективности процесса обучения основам изобразительной грамоты студентов начальных курсов художественных вузов Китая посредством методической системы обучения краткосрочному рисунку.
- определены условия эффективности системы обучения краткосрочному рисунку китайских студентов;
- разработана и научно доказана эффективность методической системы, обеспечивающая повышение эффективности процесса обучения китайских студентов основам академического рисунка посредством занятий его краткосрочными формами.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в решении важной научно - педагогической задачи, а именно в раскрытии методического потенциала краткосрочных форм рисунка в процессе обучения китайских студентов академическому рисунку в российских вузах художественного профиля. Результаты диссертационного исследования могут использоваться в методических разработках широкого спектра назначения, а именно в теории и практике обучения изобразительному искусству на всех этапах и уровнях обучения, а также в арт-терапии и других смежных отраслях.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что итогом проведенного исследования стала научно обоснованная методическая система обучения основам академического рисования посредством такого вида изобразительной деятельности как краткосрочный рисунок. В состав данной системы вошел ряд упражнений и заданий, универсальных по своему характеру и применимых на всех уровнях обучения изобразительному искусству. При этом, данные упражнения составлены таким образом, чтобы их цели, задачи и желаемый результат был понятен студентам независимо от того, в какой стране они обучаются, так как данные задания основаны на базовых положениях и законах изобразительной грамоты. Это стало возможным благодаря таким ее характеристикам как:
- включенный в нее механизм оценки начального, промежуточного и итогового этапа обучения, посредством специально разработанных и научно обоснованных критериев;
- в основе методической системы лежат базовые эстетические ценности традиционной китайской и русской академической школы, что благоприятствует оптимальному пониманию студентов художественной культуры разных стран;
- система практических занятий составлена с учетом требований к результатам обучения академическому рисунку.
Содержание и последовательность заданий, вошедших в методическую систему, универсальны и позволяют применять данную методику в учебных заведения других азиатских стран, не ограничиваясь Китаем. Также практическое применение данной системы способствует решению многих проблем, возникающих в процессе подготовки китайских студентов в российских вузах, что в значительной степени способствует преодолению культурного и эстетического барьера в процессе адаптации студентов в культурных условиях другой страны.
Достоверность исследования обеспечивается:
- во-первых, опорой на проверенные наукой данные в таких областях как педагогика, культурология, психология визуального восприятия, эстетика, методика обучения изобразительному искусству;
- во-вторых, научно-обоснованной методикой ведения подобных исследований;
- в-третьих, специально разработанной и обоснованной системой критериев и показателей эффективности авторской методической системы.
Апробация исследования. Ведение исследования проходило под наблюдением трех кафедр Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета: кафедры живописи, графики и скульптуры, кафедры изобразительного искусства, кафедры рисунка. Ход практической работы обсуждался на заседаниях данных кафедр, где вносились
необходимые коррективы в практику внедрения представленной методической системы, а также в китайских художественных вузах, в институте искусств Северо-восточного нефтяного университета города Дацин (Китай).
Результаты проведения экспериментальной части исследования, а также его сопутствующих теоретических разработок вошли в статьи, опубликованные в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.
Практическая апробация авторской методической системы, представленной в диссертационном исследовании, проводилась на базе кафедры живописи, графики и скульптуры Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, а также в институте искусств Северовосточного Нефтяного университета города Дацин (Китай).
Этапы проведения исследования:
- ознакомление с научными и практическими материалами по проблеме исследования, анализ письменных источников, проходивший на базе кафедры живописи, графики и скульптуры Академии архитектуры и искусств Южного федерального университета, а также в Институте искусств Северо-восточного нефтяного университета города Дацин в Китае с 2014 по 2017 г.
- апробация авторской методической системы, направленной на повышение эффективности обучения китайских студентов основам академического рисунка, проходила на базе кафедр изобразительного искусства, кафедры живописи, графики и скульптуры, а также кафедры рисунка Академии Архитектуры и искусств Южного федерального университета с 2016 по 2019 гг.
- анализ итогов внедрения экспериментальной методики (2018-2019 гг.)
Положения, выносящиеся на защиту:
1. Раскрыто содержание понятия «краткосрочный академический рисунок» для китайских студентов художественного профиля, представленный, как пропедевтическое начало профессионального освоения мастерства, формируемое на основе междисциплинарного взаимодействия,
обеспечивающего возникновение первичных академических знаний в области изобразительного искусства.
2. Профессиональная культура будущих бакалавров, формируемая на основе системного, методически обусловленного усвоения изобразительной грамоты, вырабатывается путем применения технологии системного типа -краткосрочного академического рисунка, включающего в себя содержательный и профессиональный компоненты. Содержательный компонент представляет собой систему последовательно заданных учебных элементов, подлежащих усвоению (дидактических единиц учебной информации: линия, пятно, тон, пластика, ритм, силуэт, образ, композиция и др.) Технология системного типа представляет совокупность отобранных методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих последовательное усвоение знаний.
3. Эффективность авторской системы методики обучения краткосрочному рисунку, направленная на повышение качества процесса подготовки китайских студентов в российских вузах художественной направленности, включает в себя:
- профессиональную компетентность педагога и личностную готовность студента к сотрудничеству по реализации учебных задач и программ, обеспечивающих освоение универсальных и общепрофессиональных учебных компетенций;
- авторскую, научно-обоснованную систему критериев оценки степени эффективности обучения краткосрочному рисунку.
Основная часть
Глава 1. Роль академического рисунка в методике обучения изобразительному искусству в России и Китае
1.1. Краткосрочный рисунок в академической художественной системе
российского образования
Развитие академического искусства в России шло аналогичным Европе образом. Оно было тесно связано с поиском рационального подхода к искусству и методам его преподавания. Обучение строилось на познании законов природе, получивших свое отражение в знаниях по оптике, цветоведению, перспективе, анатомии и т.д. Основной дисциплиной, позволявшей на практике применять знания в данных областях, издревле считался рисунок, который, как учебная дисциплина, получил свое широкое распространение в первых художественных академиях.
Академический рисунок имеет две основные формы, связанные с целями и задачи ведения практической работы - краткосрочную и длительную. К последней относились долгосрочные задания, выполняемые с натуры и называемые штудиями, где на базе научных знаний осуществляется профессиональная подготовка, а краткосрочные формы представлены набросками и зарисовками различных видов.
Краткосрочные виды рисунка даже можно считать первичными относительно академических длительных форм, так как они сопровождают процесс первичной фиксации замысла или натурного материала, так же они существовали всегда, в отличие от длительных штудий, которые широко были распространены лишь в европейской академической системе обучения изобразительному искусству.
В России академические традиции в сфере обучения изобразительному искусству стали распространяться после культурной революции петровского
времени. До этого процесс обучения был связан с теорией и практикой иконописи. Изобразительный язык, характерный для этого, связан с владением каноном и не нуждался в быстрой фиксации натурного материала.
Конечно, художники, работавшие над рукописными текстами, вели работу над созданием иллюстраций, но и они стилистически были приближены к эстетическим установкам иконописи, где требовалось не столько владение навыками создания реалистического изображения, сколько умение компоновать, стилизовать элементы изображения и выразительно решать цветовую гамму произведения. Поэтому развитие искусства краткосрочного рисунка в России начинается с появлением в России мастеров, работающих в жанрах «светского» искусства, связанного с традицией реалистической европейской академической школы.
Краткосрочный рисунок имеет большое значение для всей художественной культуры Европы. Так, еще во времена Древней Греции в процессе обучения детей общей грамоте обязательным было рисование и письмо, которое выполнялось острым стержнем на специальных деревянных дощечках, покрытых воском, что позволяло быстро заминать воск в случае ошибки и исправлять изображение.
Наступивший культурный упадок после краха римской империи тем не менее содержал в себе ростки для новой культуры - христианской, которая так же дала миру выдающиеся произведения искусства. Краткосрочный рисунок и тут имел большое значение. Сохранились такие работы, как альбом архитектора Виллара де Оннекура, множество зарисовок, использовавшихся при оформлении рукописей, а в Эпоху Возрождения краткосрочный рисунок не только приобретет статус основного вида иллюстрации научных законов и открытий, но и даст выдающиеся образцы графики, которые можно несомненно считать самостоятельными произведениями. Это в полной мере относится к творчеству таких художников как Леона Баттиста Альберти, Ченнино Ченнини, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Буонарроти Микеланджело и т. д.
Рисунок 1. Зарисовки Виллара де Оннекура
Рисунок 2. Зарисовки Виллара де Оннекура
Рисунок 3. Зарисовки Виллара де Оннекура
Особый интерес для исследования представляет альбом Виллара де Оннекура. В его состав входит ряд листов. Частично исполненных самим архитектором, а частично людьми, которые использовали его разработки. Зарисовки представляют собой рисунки элементов архитектуры, декора. (Рисунок 1,2,3). Причем, уже здесь прослеживаются основные виды набросков и зарисовок.
Кроме этого, многие зарисовки представляют собой человеческие фигуры и фигуры животных, вписанные в те или иные простые геометрические формы, что отражает средневековые представления автора о символике и каббалистике чисел. Ошибочно можно принять данные зарисовки за попытку автора провести анализ форм с учетом разбивки сложных форм на более простые, но внимательно изучив данные изображения становится понятно, что автор стремился скорее подогнать значение сложной формы к его цифровому и символическому выражению, что очень характерно для средневековой культуры.
Появлением новых форм краткосрочного рисунка ознаменуется эпоха
Возрождения, развившая новые идеи и подходы к изобразительному искусству. В основе изобразительного искусства становятся научные законы, и искусство с ними тесно переплетается. При этом краткосрочный рисунок является чуть ли не единственным средством визуальной фиксации того или иного положения.
Великий деятель итальянского Возрождения - Леонардо да Винчи определял такие виды краткосрочного рисунка, как: рисунок по представлению и по памяти, рисунок - схема, рисунок с образцов, краткосрочный «научный» рисунок, иллюстрирующий законы физики (зарисовки воды, потоки воды, описывающие позднее отрытое явление турбулентности, рисунки фиксирующие положения крыла птицы воздухе («Кодекс о птицах»)).
Кроме этого Леонардо говорит о значении рисунка на разных этапах обучения: «Юноша должен прежде всего учиться перспективе; потом - мерам каждой вещи; потом - копировать рисунки хорошего мастера, чтобы привыкнуть к хорошим членам тела; потом - с натуры, чтобы утвердиться в основах изученного; потом рассматривать некоторое время произведения руки различных мастеров; наконец - привыкнуть к практическому осуществлению и работе в искусстве» [41, стр.55].
Из этого утверждения видно, что основным средством обучения изобразительному искусству, по мнению Леонардо, являются все формы рисунка, включая краткосрочные его формы.
Также Леонардо дает ряд практических советов по использованию метода краткосрочного рисунка в практике обучения художника-профессионала: «Если ты хочешь хорошо запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, запомнился, то попробуй сделать его без образца; заранее же нарисуй твой образец через тонкое и гладкое стекло и положи его на ту же вещь, которую ты сделал без образца; заметь, как следует, где прорезь не совпадает с твоим рисунком; и где ты найдешь
ошибку, там запомни это, чтобы больше не ошибаться» [41,стр. 57].
Другой выдающийся деятель эпохи Возрождения Леон Баттиста Альберти в своем трактате «Три книги о живописи» также подчеркивал необходимость навыков рисования и умения пользоваться перспективой. «Мне хочется, чтобы живописец был как можно больше сведущ во всех свободных искусствах, но прежде всего я желаю, чтобы он узнал геометрию». [3, с.58] Естественно, такой подход к обучению предполагает владение навыками выполнения краткосрочных форм рисунка.
Вклад в художественную культуру Европы Альбрехта Дюрера трудно переоценить. Особенно много он сделал для развития теории и практики рисунка. Его теоретические работы посвящены изучению типов фигуры человека, а его творческие работы стали новой вехой в развитии рисунка в Европе. Но самым большим вкладом Дюрера можно считать разработанную им систему упрощения сложной формы, в процессе которой она разбивалась на множество простых. Данный метод получил название «обрубовки» и до сих пор успешно используется во всех учебных заведениях по всему миру.
Рисунок 5. Зарисовки А. Дюрера
Рисунок 6. Зарисовки А. Дюрера
Кроме этого, Дюрер специально разработал наглядные пособия, которые поясняли особенности конструктивной формы предметов, чем способствовали развитию новых видов педагогического рисования (Рисунок
5, 6).
Можно с уверенностью сказать, что такие мастера как Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Дюрер выводят краткосрочный рисунок на новый, необычайно высокий уровень. Их краткосрочные рисунки имеют ценность самостоятельного произведения искусства и являются ярчайшим явлением в Европейской и мировой художественной культуре, определившей развитие краткосрочного рисунка на многие столетия вперед.
В дальнейшем развитие краткосрочного рисунка связано с раскрытием его методических возможностей и развитием специализированных заведений Европы.
Формирующиеся в это время профессиональные гильдии, например гильдия св. Луки, и первые боттеги - частные школы под руководством мастера, и сменившие их затем академии, пропагандировали широчайший спектр форм краткосрочного и длительного рисунка, многие из которых уже не так часто применяются в современных образовательных условиях.
В это время рисунок определяется как академическая дисциплина, способная дать учащемуся весь спектр средств для анализа конструкции формы. В это время закладываются основы академического обучения изобразительному искусству, характеризующиеся как комплекс знаний классических образцов, перспективы, анатомии, а также техники и технологии изобразительных материалов. Краткосрочный рисунок получает роль важнейшего инструмента обучения художников, и формирует основные профессиональные навыки, связанные в основном с закономерностями создания реалистических произведений. Данный опыт транслируется, в основном, через такие учебные заведения как Академии художеств, которые начинают открываться в Европе в разные годы, начиная с 1563 г. (Академия рисунка во Флоренции).
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности профессионально-художественной подготовки учителя начальных классов (в системе педагогических факультетов педагогических институтов)1985 год, кандидат педагогических наук Мамугина, Валентина Петровна
Обучение изобразительной грамоте студентов художественно-графических факультетов средствами перового рисунка2008 год, кандидат педагогических наук Ольховикова, Анна Анатольевна
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Развитие художественно-образного мышления студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий академическим рисунком головы человека2011 год, кандидат педагогических наук Архипов, Александр Александрович
Академический рисунок в современной системе высшего художественно-педагогического образования (теория и практика)2023 год, доктор наук Кравченко Ксения Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ян Шанюэ, 2022 год
- 478с.
28. Завадская, Е.В. Эстетические проблемы живописи Старого Китая / Е.В. Завадская - М.: Искусство, 1975. - 440 с.
29. Зинченко, В. П. Художественное восприятие как творчество /
B.П. Зинченко // Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией: Сборник научных трудов.
- М.: Прометей, 1994. - 300 с.
30. Зинченко, В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Зинченко Василий Павлович - М.,1996. - 354 с.
31. Зинченко, В. П. Исследование визуального мышления / В.П. Зинченко, Мунипов В. М., Гордон В. М. // Вопросы психологии: девятнадцатый год издания / Ред. А.А. Смирнов, О.А. Конопкин. - 1973. -№2. - с. 3-15
32. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев - М.: Знание, 1968. - 32с.
33. Игнатьев, С.Е. Психология изобразительной деятельности детей /
C.Е. Игнатьев - М., 2016. - 120 с.
34. Искусство Востока: художеств. форма и традиция: Сб. ст. / Рос. акад. наук М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 344 с.: ил.
35. Искусство стран Востока / под ред. Р.С. Василевского - М.: Издательство Просвещение, 1986. - 304 с. Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - 416 с., ил.
36. Крейг, К. Китайская живопись и ее зрители / К. Крейг // Принстонский университет. - 2017.
37. Кривцов, В.А. Эстетика даосизма / В.А. Кривцов // Ин-т Дальнего Востока Рос. АН. - М.: ПОО "Фабула", 1993. - 165 с.
38. Кузин, В.С. Наброски и зарисовки / В.С. Кузин - М.: Academia, 2004. - 228 с.
39. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве / Пер. с ит. А.А. Губера, В.П. Зубова; под ред. А.К. Дживелегова - СПб.: Издательский дом «Азбука - классика», 2008. - 224 с.
40. Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи в КНР: дис. ...канд. иск.: 17.00.04 / Ли Япин - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 196 с.
41. Ломов, Б.Ф. Движение глаз и зрительное восприятие / А.А. Митькин, Е.В. Козлова, Е.А. Сергиенко и др.; Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. -М.: Наука, 1978. - 277 с.: ил.
42. Ломов, Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся / Б. Ф. Ломов, М.: 1959. - 114 с.
43. Ломов, С. П. Живопись: учебник / С. П. Ломов - М.: АГАР, 2008. - 232 с.
44. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования: [монография] / С. П. Ломов. - Москва: Педагогическая академия, 2010. - 103 с.: ил.
45. Ломов С.П. Методология художественного образования / С.П. Ломов, С.А. Аманжолов, - М.: Прометей, 2011. - 187 с.: ил.
46. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина // Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 5-7 класс - М.: Из-во: «Дрофа», 2014. - 111 с.
47. Ломов, С.П. Искусство. Изобразительное искусство / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина // Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 8-9 класс. М.: Из-во: «Дрофа», 2014 - 126с.
48. Лэй Лэй, Цюй. Искусство китайского рисунка кистью: техники и жанры / Лэй Лэй Цюй // пер. с англ. - М.: издательство «Ниола-Пресс», 2009. - 128 с.: ил. Люй, Шишэн.
49. Роль методики К.М. Максимова в формировании современной художественной школы Китая / Ш. Люй // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. № 3, 2011. - С.41-46
50. Максвелл, К. Как читать китайскую картину. Издательство пекинского университета. - 2015.
51. Малявин, В.В. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера / В.В. Малявин - М.: Изд-во «АСТ», 2004 г. - 432 с.
52. Медведев Л.Г. Формирование художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособие - М. Просвещение, 1986. - 159 с., ил.
53. Методика чернильных пятен Хольцмана. Тест Роршаха: теория и практика / Под ред. Л.Н. Собчик.- СПб.: Дорваль, 1992. - 200 с.
54. Мико, Х. Тело и лицо в китайской визуальной культуре. Восточноазиатский художественный центр Чикагского университета. Издательство Гарвардского университета. - 2005.
55. Мэгги, Б. Формирование китайской живописи. Издательство: Цзяннсу. - 2012.
56. Мясников, В.С. Русско-китайские отношения в XX в. / В.С. Мясников - Москва, 2000. - Т. 4, кн. 1-2.
57. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т.3. Кн.2. - 435 с.
58. Петрова, Е. Ю. Академическая школа в постановках / Е.Ю. Петрова. - ACADEMIA. Российская академия художеств, 2008. - № 09 (29).
59. Полин, Шерретт. Китайский рисунок кистью: художественное пособие для начинающих / Ш. Полин// пер. с англ. Ю.В. Сараевой. - М.: Изд. «Арт-родник», 2004. - 128 с.
60. Пострелова, Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. / Т.А. Пострелова. - М.: Изд-во «Наука», 1987. - 262 с.: ил.
61. Психология рисунка и живописи: Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. канд. пед. наук Е. И. Игнатьев; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. - 224 с., 56 с.: ил.
62. Радлов, Н.Э. Рисунок. Живопись, Композиция: хрестоматия: учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
63. Раппопорт, С. Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства / С.Х. Раппопорт. - М.: Советский художник, 1978. - 237 с.: ил.
64. Раушенбах, Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие / Б.В. Раушенбах. - М.: Интеркласс, 1994. - 240 с. Ричард, Е.В. Искусство и культура Китая / Е.В. Ричард. - Издательство: пекинская Объединенная издательская компания, - 2016.
65. Ричард, Е.В. Китайский портрет с 1600-1900 / Е.В. Ричард. -Издательство пекинского университета, - 2017. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. шк. рис. Учеб. Пособие / Н.Н. Ростовцев - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.: ил.
66. Роули, Дж. Принципы китайской живописи / Роули Дж. // Пер. с англ. и послесл. В.В. Малявина. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1986. - 160 с.: ил.
67. Сапожников, А. П. Полный курс рисования / под ред. В. Н. Ларионова. 3- изд. М.: АЛЕВ, 1998. - 160 с.
68. Тимофеев, Л. И. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
69. Тютюнова, Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды / Ю.М. Тютюнова. - М.: Академический проект, 2012. - 175 с.: ил.
70. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. / пер. и коммент. Е. В. Завадской. - М.: В. Шевчук, 2001. - 507 с.
71. Сычев, В.Л. Искусство Китая / В. Л. Сычев. - М.: ВРИБ "Союзрекламкультура". 1990. - 46 с.: ил.
72. Угаров, Б.С. Учебный рисунок в Академии художеств / Изобразительное искусство. М. 1990 -160с.
73. Учебный рисунок: Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова: Учеб. пособие/Авт. Сост. С.А. Гавриляченко. - М.: Изд. Дом. «Искусство, 2003. - 91 с.: ил.
74. Цай, Юаньпэй. Рассуждение о образовательное независимость: хрестоматия / Цай Юаньпэй. - Шанхай: Издательство Шанхай Дальний Восток. - 1995.
75. Чжэн, Чан. Общая история китайской теории живописи / Ч. Чжен, Чжунго Хуасюэ цюаньши. - Шанхай. 1935. - 545 с.
76. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов / Ю.П. Шашков. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 128 с.
77. Ширер, Джон. Поймать волну / Д. Ширер, Р. Барнхард. -издательство: жизнь, чтение, новые знания. - 2017.
78. Шорохов, Е. В. Композиция: учеб. для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1986. - 285 с.
79. Шорохов, Е. В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1979. - 303 с.
80. Эми Макнэлл. Честная кисть / Э. Макнэлл. - Издательство Гавайского университета. -1998.
81. Юй, Аньдун. Становление художественно-педагогического образования в китайской народной республике / А. Юй. - СПб.: Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - Т. 4, Вып. 22. - С. 212-215.
82. Юй, Цзянь-хуа. Гохуа яньцзю. Исследование о национальной живописи / Ц. Юй. - Шанхай, 1934. - 280 с.
83. Якобсон, П. М. Психология художественного творчества / П. М. Якобсон. - М.: Знание, 1971. - 48 с.
84. Яшин, А. И. Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов: дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.02. / Яшин Анатолий Иркунович, М.: МПГУ, 2000. - 216 с.
85. Яшухин, А. П. Живопись. Этюд с натуры: учебное пособие / А.П. Яшухин. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1987. - 79 с.
86. Lor. M. The character of Chines picture. Publishing of US. 2017. Marsha Weidner ed. Women in the history of chines painting. - Hawaiian University Publishing, 1990. - p. 107-149.
87. Merk. A. Poetry and Painting in Song China: The Subtle Art of Dissent. Publishing: Chines Publishing, 2002. - p. 56-64.
88. Ван, Жун. Влияние трех великих научных идей на традиционную китайскую живопись / Ж. Ван. - Фуцзянь: Фуцзянский педагогический университет, 2008. - 152 с.
89. Ван, Цимин. Введение в рисунок / Ц. Ван. - Издательство ХПУ Китая. 1996. - 247с.
90. Вэнь, Цзянь Цзюнь. Новая история Китайского образования / Ц.Ц. Вэнь.-Аньхуэй: Издательство аньхуэйского образования, 2003. - 103 с.
91. Го, Жосянь. Картина / Ж. Го. - Цзянси: Издательство изящных искусств, 2007. - 246 с.
92. Гоци, Цянь. Развитие интеллектуальных педагогических стратегий студентов - «Новая комплексная наука» изучение педагогической стратегии / Ц. Гоци. - Шанхай: Восточно-китайский педагогический университет, 2006. - 183 с.
93. Джин, Шани. Живопись / Ш. Джин, И. Дин. - Ганчжоу: Китайская академия изобразительных искусств, 1999. - 56 с.
94. Ду, Цзиньпэн. Драгоценности наследия китайской древности / Ц. Ду, Ц. Ян, Ш. Чжунго, И. Шицянь. - Шанхай, 2000. - 158 с.
95. Инь, Шаочунь. Мечта художественного образования / Ш. Инь. -Хунань: Издательство Хунаньского университета науки и технологий, 2004. - 204 с.
96. Краткий словарь китайских картин. - Шанхай: издательство «Шанхай о каллиграфии и живописи», 2004. - 137 с.
97. Лид, Г. Образование с помощью искусства / перевод с английского. Хунань: Издательство Ху Нань, 2004. - 312 с.
98. Лю, Хайминь. Основы современного образования / Х. Лю. -Пекин: издательство народного образования, 2006. - 198 с.
99. Лян, Цзя. Традиционное художественное образование / Ц. Лян. -Чанчунь: Северо-восточный педагогический университет, 2004. - 271 с.
100. Пань, Яо Чан. История китайского художественного образования в новой эре / Я.Ч. Пань - Пекин: Изд.-во «Энциклопедия Китая», 2002. - 206 с.
101. Сборники отличных диссертационных работ в предметах и художественном образовании во всем Китае. - Хунань: - Издательство «Воспитание: Ху Нань». 2003-302 с.
102. Си, Цзинчжи. Художество в России и восточной Европе / Ц. Си -Пекин: Издательство Китай. 2004. - №6. - с.11-15.
103. Сунь, Ишэн. Рисунок по представлению / И. Сунь. -Издательство Хуацон. 1986. - с.16.
104. Сунь, Линь. «Дао» - путь понимания художественного творчества и живописи / Л. Сунь, Х. Чжуан. - Фуцзянь: Фуцзянский педагогический университет, 2008. - 269 с.
105. Хуан, бин Хон. Хуан бин Хон. - Пекин: издательство культуры и искусства, 2006. - 154 с.
106. Хуан, Цзусянь. От принципа к форме - общее искусствоведение. / Ц. Хуан. - Хунан: Издательство Хунан, 2003-312 с.
107. Цянь, Чуси. Теория и методика в обучении изобразительному искусству / Ч. Цянь. - Пекин: Издательство высшего образования, 2000. - 274 с.
108. Чень, Жуйлинь. Исследование в художественно-педагогической истории образования 20-ого века в Китае / Ж. Чень. - Пекин: Издательство университета Цинн Хуа. 2005. - 317 с.
109. Чжан, Хуа. Исследовательская педагогика / Х. Чжан. - Шанхай: Восточно-китайское педагогическое издательство, 2010. - 352 с.
110. Чжан, Юйсинь. Традиционная китайская художественная преемственность - отец и сын, учителя и ученики. Образование, которое мы имели и потеряли / Ю. Чжан. - Чанчунь: Северо-восточный педагогический университет, - 2005. - 218 с.
111. Чжан, Яньюань. Знаменитые живописи поколения / Я. Чжан. -аннотация Юй Цзяньхуа. - Нанкин: Цзянсу художественное издание, 2007. -197 с.
112. Чжоу, Цзиньшэн. Введение в изучение древней китайской живописи / Ц. Чжоу. - Пекин: китайский художественный институт, 2005. - с. 145-152.
113. Ши, Тао. Ши Тао живописи записи / Т. Ши. - Нанкин: Цзянсу художеств, 2007. - 239 с.
114. Юй, Юнхун. Традиционный тип личности и эстетические характеристики живописи и живописи в Китае / Ю. Юй. - Ланьчжоу: Ганьсу Хай, 2006 (4).
Приложение 1. Линия и тон в китайских традициях краткосрочного
рисунка
Формирующий эксперимент Типы линий
Волнистая
Контрольные задания
Студент Ли Юэюэ (4 курс факультет гохуа)
Художник Син Чжао Художник Чжэн Бань
Зарисовки по воображению. Интерпретация с творческих работ
китайских художников
Художник Ши Тао
Студент Чжан Пинь (3 курс факультет гохуа)
Художник Син Чжао Художник Син Чжао
Студент Фу Цие (3 курс факультет гохуа)
Художник Чжэн Бань Студент Ли Ваовы (4 курс факультет гохуа
Студент Ли Юэюэ (3 курс факультет гохуа)
Художник Mи Фый
Студент Ли Ге (2 курс факультет Гохуа)
Студент Го Дтан (1 курс факультет искусство)
Студент Ван Лий (1 курс факультет искусство)
Приложение 2.
Поисковый педагогический эксперимент. Нахождение общей формы объекта
Студент Ван Юэшень (4 курс факультет искусство)
Художник Вы Июэ
Художник Ми Фый
Рисование по воображению
Студент Дон Гуюэ (4 курс факультет Гохуа)
Пленэрные зарисовки
Студент Ма Хучжао (4 курс факультет искусство)
Студент Ян Юэй (4 курс)
Студент Вы Юэхуа Студент Вы Юэхуа (4 курс)
(4 курс факультет искусство)
Зарисовки учебных интерьеров
Студент Чжан Пинь (2 курс факультет искусство) Студент Ли Ваовы (3 курс)
Студент Ли Выхуа (3 курс факультет искусство)
Приложение 3. Поисковый педагогический эксперимент. Копийные
переложения
Художник Леонардо Да Винчи Студент Ли Ян (1 курс факультет искусство)
Художник Фань Цзэн
Студент Фэн Вэй (1 курс факультет Гохуа)
Приложение 4. Констатирующий педагогический эксперимент. Краткосрочные зарисовки головы человека
Пример скетча студент Чжан Пин (4 курс факультет искусство)
Линейно-конструктивные зарисовки
Студент Ли Вый (4 курс факультет искусство)
Линейно-конструктивные зарисовки. Студент Ян Юэй (4 курс факультет искусство)
Студент Дон Гуан (2 курс факультет искусство)
Приложение 5. Учебные наброски и краткосрочные зарисовки фигуры
человека
Студент Ван Юэшень (1 курс)
Студент Ли Шанци (1 курс)
Студент Пи Дондон (1 курс факультет искусство) Студент Ли Чжао (1 курс)
Студент Ван Аншень (2 курс) факультет искусство)
Студент Ли Юэй (1 курс факультет искусство)
Студент Ян Дон (1 курс факультет искусство)
Студент Чен Цйши (3 курс факультет искусство)
Студент Ли ци (2 курс факультет искусство)
Студент Уы Юшен (1 курс факультет искусство)
Студент Ци Доншень (1 курс факультет искусство)
Студент Ян Шень (1 курс факультет искусство)
Студент Пу Кесинь (3 курс факультет искусство)
Студент Ван Аншень (1 курс факультет искусство)
Студент Ма Хучжао (2 курс факультет искусство)
Студент Ван Юэ (2 курс факультет искусство)
Цветные зарисовки Студент Ван Юэшень (3 курс факультет искусство)
Трехтоновые зарисовки Студент Ли Шанци (2 курс факультет искусство)
Студент Пи Дондон
(2 курс факультет искусство)
Студент Чан Чжао (4 курс)
Студент Чжан Си (1 курс факультет искусство)
ш
Студент Ши Ян (2 курс факультет искусство)
Приложение 6. Словарь российско-китайских терминов, необходимых при работе над краткосрочным рисунком в системе высшего художественного образования
1. Абрис-^Ш^ (Произношение?)
2. Академический рисунок-^|^ЖМ
3. Анализ формы-^|ЯШМ
4. Гелиевая ручка-^Я^
5. Динамика-^^
6. Заливка-^^
7. Зарисовка-ЖМи®
8. Кисть- ЩЩ
9. Композиционный центр-ФЛ^ф^4
10. Композиция-ФЛ^
11.Конструктивный анализ формы- §
12.Контраст-ХШ
13.Крок-^Ф^
14. Ластик-Ш^Ш
15. Линия (пространственная, тональная)-^^
16.Линия контурная-^Ш^
17.Масштаб-^Ф ЬМОТ
18.Набросок-^®
19.Нюанс-ШШЙ^
20. Обобщение формы-ШёШМ
21.Пластика формы-ШШШ
22. Пропорции-
23. Пятно (сплошное)- ^
24.Пятно (тоновое)-^ ( ^^^ )
25.Ритм-^^
26. Сангина- ШШ
27.Силуэт-{ШШ
28. Симметрия-Х^!^ ^
29. Статика- ^^
30.Тон Светлотная ^^
31. Тональная моделировка объема-^гМ^^ЯШМ
32.Тушь, перо-ЖМ.^^
33.Уголь-^^
34. Формат- ЁШКШШ
35. Эскиз-^Щ
Приложение 7. Тестовый опросник
Опросник.
Констатирующий эксперимент.
1. Что такое набросок?
2. Что такое зарисовка?
3. Что такое графика?
4. Что такое краткосрочный рисунок, его цели и задачи?
5. Что такое академический рисунок, его виды и задачи?
6. Какие основные графические техники и материалы, подходящие для краткосрочного рисунка, вы знаете?
7. Сколько по времени выполняются краткосрочные наброски?
8. Сколько по времени выполняются краткосрочные зарисовки?
9. Что такое кроки?
10. Какие навыки развивают различные виды краткосрочного рисунка?
Опросник.
Промежуточный срез.
1. Какие средства изобразительной выразительности доступны техникам краткосрочного рисунка?
2. Возможно ли выполнение краткосрочного рисунка кистью и красками или тушью?
3. Каких известных мастеров краткосрочного рисунка Вы знаете?
4. Какую роль играет композиция для краткосрочного рисунка?
5. В чем отличие краткосрочного рисунка, выполненного с натуры и по памяти?
6. Для чего необходимы навыки рисования по представлению?
7. Что общего с каллиграфией и техниками краткосрочного рисунка?
8. В чем отличие между набросками зарисовками?
9. В чем заключается разница понятий набросок, зарисовка, скетч?
10. Сферы применения краткосрочного рисунка в различных специальностях. Опросник. Итоговый срез
1. Может ли краткосрочный рисунок быть самостоятельным произведением изобразительного искусства?
2. Что такое художественный образ?
3. Какие средства выразительности для достижения изобразительной выразительности художественного образа в краткосрочном рисунке вы знаете?
4. Роль ассоциации в краткосрочных формах рисунка.
5. Что такое гротеск?
6. Какие знания по анатомии человеческой фигуры важны для выполнения краткосрочных форм рисунка?
7. Какие виды линий вы знаете?
8. Какие виды графического пятна вы знаете?
9. Каковы основные задачи конструктивной зарисовки?
10. Важен ли композиционный ритм в краткосрочном рисунке?
Приложение 8. Таблицы эксперимента
Констатирующий эксперимент
2 группа критериев «Владение практическим мастерством» 1 Контрольная группа
Поряд ковый номер студен та Номер и название критерия согласно разработанной классификации
1 Передач а объема и простра нства 2 Владен ие линией 3 Оптим альный выбор матери ала 4 Применение выразительны х возможностей материала 5 Выразительно е и разнообразно е решение «пятна» 6 Создание художественного образа в краткосрочном рисунке
1 + +
2 +
3 +
4
5 + +
6
7 +
8 +
9
10 +
Констатирующий эксперимент
1 Экспериментальная группа
Порядковый номер студента Номера вопроса из опросника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1
2 +
3 + +
4 + +
5 + +
6 +
7 + +
8
9 +
10 + +
Итого: 12 правильных ответов из возможных 100. Следовательно: 12%
Констатирующий эксперимент
Порядков ый номер студента Номер и название критерия согласно разработанной классификации
1 Передача объема и пространс тва 2 Владен ие линией 3. Оптималь ный выбор материала 4. Применени е выразитель ных возможност ей материала 5 Выразитель ное и разнообраз ное решение «пятна» 6 Создание художествен ного образа в краткосрочно м рисунке
1
2 + +
3 +
4 + +
5
6
7
8 + +
9
10
1 Контрольная группа
Порядковый номер студента Номера вопроса из опросника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + +
2 + +
3 + + + +
4 + + +
5 + + + + + +
6 + + + +
7 + + + +
8 + + + +
9 + + + + +
10 + + +
2 Контрольная группа
Порядковый номер студента Номера вопроса из опросника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + + +
2 + + + +
3 + + + +
4 + + + +
5 + + + + + +
6 + + + + +
7 + + + + +
8 + + + +
9 + + + + +
10 + + + + +
Итого: 48 правильных ответов из возможных 100. Следовательно: 48%
Следовательно, по 1КГ и 2КГ: 40%(1КГ)+48%(2КГ)=88%:2=44%(средний показатель «Знания теории краткосрочного рисунка и его специфики»), что соответствует низкому
уровню
Порядков ый номер студента Номер и название критерия согласно разработанной классификации
1 Передача объема и пространс тва 2 Владен ие линией 3. Оптималь ный выбор материала 4. Применени е выразитель ных возможност ей материала 5. Выразитель ное и разнообраз ное решение «пятна» 6. Создание художествен ного образа в краткосрочно м рисунке
1 + + +
2 + + +
3 + + +
4 + +
5 + + +
6 + +
7 + +
8 + + +
9 +
10 + +
Порядков ый номер студента Номер и название критерия согласно разработанной классификации
1 Передача объема и пространс тва 2 Владен ие линией 3. Оптималь ный выбор материала 4. Применени е выразитель ных возможност ей материала 5. Выразитель ное и разнообраз ное решение «пятна» 6. Создание художествен ного образа в краткосрочно м рисунке
1 + + + +
2 + + + +
3 + + +
4 + + + +
5 + + +
6 + +
7 + + +
8 + + + +
9 + + + +
10 + +
Итого: 32 соответствий из возможных 60. Следовательно: 53,3%
Следовательно, по 1КГ и 2КГ: 40%(1КГ)+53,3%(2КГ)=95,3%:2=47,65% (средний показатель «Владение практическим мастерством»), что соответствует низкому уровню
1 Экспериментальная группа
Порядковый номер студента Номера вопроса из опросника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + +
2 + + + + + + +
3 + + + + +
4 + + + + + +
5 + + + + + + + +
6 + + + + + +
7 + + + + + + +
8 + + + + + +
9 + + + + +
10 + + + + + + +
2 Экспериментальная группа
Порядковый номер студента Номера вопроса из опросника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + + +
2 + + + + + + +
3 + + + + + +
4 + + + +
5 + + + + + +
6 + + + + + + +
7 + + + +
8 + + + + + +
9 + + + + +
10 + + + + +
Итого: 56 правильных ответов из возможных 100. Следовательно: 56%
Следовательно по 1ЭГ и 2ЭГ: 60%(1ЭГ)+56%(2ЭГ)=116%:2=58%(средний показатель «Знания теории краткосрочного рисунка и его специфики»), что соответствует среднему
уровню
Порядков ый номер студента Номер и название критерия согласно разработанной классификации
1 Передача объема и пространс тва 2 Владен ие линией 3. Оптималь ный выбор материала 4. Применени е выразитель ных возможност ей материала 5. Выразитель ное и разнообраз ное решение «пятна» 6. Создание художествен ного образа в краткосрочно м рисунке
1 + + + +
2 + + + +
3 + + + + +
4 + + + + +
5 + + + +
6 + + + + +
7 + + +
8 + + + +
9 + + + +
10 + + + + +
Итого: 42 соответствий из возможных 60. Следовательно: 70%
Порядков ый номер студента Номер и название критерия согласно разработанной классификации
1 Передача объема и пространс тва 2 Владен ие линией 3. Оптималь ный выбор материала 4. Применени е выразитель ных возможност ей материала 5. Выразитель ное и разнообраз ное решение «пятна» 6. Создание художествен ного образа в краткосрочно м рисунке
1 + + +
2 + + +
3 + +
4 + + + +
5 + + +
6 + + +
7 + + +
8 + + +
9 + + + +
10 + + + +
Итого: 33 соответствий из возможных 60. Следовательно: 55%
Следовательно, по 1КГ и 2КГ: 70%(1КГ) +55%(2КГ) =125%:2=62,5% (средний показатель «Владение практическим мастерством»), что соответствует среднему уровню
Итоговый срез Формирующий эксперимент
1 Контрольная группа
Порядковый номер студента Номера вопроса из опросника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 + + + + + + + + +
2 + + + + +
3 + + + + + + + + +
4 + + + + + + + +
5 + + + + + + + + + +
6 + + + + + + +
7 + + + + + +
8 + + + + + + + +
9 + + + + + + + + + +
10 + + + + + +
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.