Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Львова, Инна Алексеевна

  • Львова, Инна Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Калуга
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 293
Львова, Инна Алексеевна. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Калуга. 2010. 293 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Львова, Инна Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Историческое развитие концепций и методов дизайн-образования.

1.2 Школы дизайна и их роль в формировании проектной культуры и в развитии дизайна.

1.3 Современное состояние дизайн-образования.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ

ДИЗАЙНЕРОВ

2.1 Организация проектирования в основных видах дизайн-образования.

2.2 Структурные элементы дизайн-проектирования.

2.3 Условия развития проектного мышления у студентов в процессе изучения дизайн-дисциплин.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА 3.1 Факторы формирования художественно-проектной деятельности специалиста-дизайнера.

3.2 Разработка экспериментальных программ и методических ключей дизайн-образования.

3.3 Методика проведения, задачи и содержание педагогического эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования»

Проблема совершенствования профессиональной художественной подготовки будущего специалиста всегда имела большое значение в системе художественного образования России. Развитие современного отечественного высшего образования в целом характеризуется процессами, которые обусловлены: изменениями в высшем образовании, обозначенными в Национальной доктрине образования РФ, связанными с появлением новых специальностей и ориентированными на развитие мобильной и разносторонне образованной личности выпускника; необходимостью совершенствования подготовки студентов в профессиональной деятельности, связанной с художественно-проектным творчеством; требованием повышения качества подготовки студентов в рамках высшей школы.

В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей совершенствования методов подготовки дизайнеров. Значимость современного социального прогресса во многом обусловлена достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайнера в современном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет и широкий спектр художественно-проектной деятельности. Необходимость научного осмысления дизайн-проектирования, как культурно-эстетического феномена в значительной степени обеспечит дальнейшее развитие и становление этой новой образовательной области.

Проблема формирования художественно-проектной деятельности рассматривались неоднократно в различных исследованиях. Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайна является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки. Внимание к проблемам личности, обусловленное направленностью образовательного процесса на ее развитие, готовность к самостоятельному мышлению и творческому подходу необходимо формировать в процессе обучения.

Различные стороны исследуемой проблемы находили свое отражение в некоторых трудах, статьях, диссертациях. Исследованиям в области дизайн-образования в нашей стране уделяется большое внимание. Научные труды Е.С. Агранович-Пономаревой, Б.Г. Бархина, Н.В. Воронова, О.И. Гени-саретского, В. JI. Глазычева, A.B. Ефимова, A.B. Иконникова, H.A. Ковешниковой, М.Н. Марченко, С. М. Михайлова, В.М. Молчанова, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, С.О. Хан-Магомедова, В.Т. Шимко раскрывают общую проблему профессиональной подготовки, в то время как художественно-проектная деятельность будущих специалистов-дизайнеров освещена недостаточно [25, 33, 53, 58, 78, 91, 114, 162, 203, 206, 233, 243].

Вопросам способностей обучающихся посвящены труды психологов Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, В.Н. Дружинина, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, СЛ. Рубинштейна, Б.М. Теплова В.Д. Шадрикова, и др. [10, 17, 21, 52, 65, 82, 85, 98, 107, 111, 126, 147, 159, 184, 242,]. В работах этих ученых обосновываются особенности формирования художественно-творческих способностей, которые несут на себе отпечаток индивидуальности.

Рассмотрение художественно-проектной деятельности и ее места в формировании личности, проблема развития художественно-творческих способностей освещаются в исследованиях B.JI. Дранкова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, A.A. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. [28, 38, 89, 92, 116, 123, 129, 203, 221].

Вопросами развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе деятельностных занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г.Д. Беда, П.Г. Демчев, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Н.С. Ростовцев, В.П. Строков, A.A. Унковский, Е.В. Шорохов и др. [37, 65, 145, 224].

В области специальной разработки эффективных путей и методов активизации творческой деятельности студентов в учебном процессе существуют труды: JI.H. Будрина, В.Ф. Григорьева, В.И. Козлова, В.В. Корешкова, М.В.Соколова, A.C. Хворостова [28, 41, 56, 115, 130, 208, 223, 249, 251].

В результате исследований психологов: Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, JI.B. Занкова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, P.A. Петровской, C.JI. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др. нами были выявлены психолого-педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов [29, 52, 82,].

Проблема развития творческих способностей - одна из актуальных проблем в современной педагогической науке, и направления дизайна призваны заниматься поисками решения этой проблемы.

Формула «проектное мышление» стала частым словосочетанием в исследованиях самых разных представителей социально-гуманитарного знания. Дизайн, выступая выражением проектной культуры постиндустриального общества, концентрируя в себе процесс изменения эстетических критериев, напрямую влияет на преобразование культурной среды социума. Дизайнерское образование, являясь идеальной моделью формирования проектной культуры, может стать удобным объектом для исследования и теоретического моделирования подготовки специалистов многих профессий. За полтора десятилетия существования в России рыночной экономики в системе образования, к сожалению, так и не определился тот набор навыков, которым должен обладать дипломированный дизайнер по окончании обучения [154]. В программе (обучения) нет ни малейшего упоминания о креативе, не предусмотрены занятия по маркетингу и брендингу, обучение навыкам работы с клиентом, проведения исследований и презентаций. За пределами изучения осталось и составление сметы на проект, и расчет материалов.

Во многих вузах ведется целенаправленная работа по приведению состояния обучения к уровню современных требований к специалисту-дизайнеру, однако разобщенность этой работы и недостаточная взаимоинформированность кафедр дизайна ставит большинство усилий в состояние значимых только для данного вуза. Кроме того, многие преподаватели еще не до конца осознали значение дизайн-образования в современном обществе, и ведут процесс обучения дизайну на уровне прикладной специальности, в отрыве от реальных запросов социума.

На основе анализа практической работы, посвященной обучению художественно-проектной деятельности, нами были выявлены следующие противоречия между: требованиями социума к наличию высококвалифицированных специалистов, готовых к практическому преобразованию окружающей предметно-бытовой и социальной среды и недостаточной разработанностью проблемы формирования и развития художественно-проектной деятельности; - потребностью высших учебных заведений в развитии художественно-проектной деятельности студентов и отсутствием соответствующих методик.

Актуальная необходимость разрешения данных противоречий определила проблематику обращения к проблеме повышения эффективности развития художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.

Проблемой нашего исследования является разработка методов эффективного формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования. Развитие художественной деятельности студентов, в условиях применения современных информационных технологий, оказывает влияние на общий уровень специальной подготовки, а значит и на качество профессиональной деятельности будущих специалистов. Необходима современная методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования, основанная на ряде изменившихся условий 6 социального заказа. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

Дизайн — один из видов деятельности, которая профессионально занимается формированием идей и концепций. Вместе с тем, создавая материальные ценности, дизайнер создает и ценности духовные, так как дизайн обращен к сфере общественного сознания. Воплощение же в дизайне системы идей является одним из средств утверждения определенного мировоззрения и идеологии. Таким образом, дизайн можно определить как проектную деятельность, объединяющую в своей структуре профессиональные и научные знания на основе осмысления проблем человека; деятельность, имеющую культурно-коммуникативную функцию. Спектр областей, подвластных дизайну, простирается от вещественно-натурального через социально-культурный до знаково-символического. Диапазон функций дизайна охватывает как исполнение, так и управление - с бесконечностью вариантов. «Объектный» дизайн сегодня ничуть не противоречит «организационному», и творческое мышление способно решать проблемы в самых разных сферах проникновения дизайн-технологий. Теперь процессы в дизайне идут не только по схеме «человек-вещь-человек», они включаются в схему «человек-ситуация-действие». Чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии.

Цель нашего исследования - решение важных основных вопросов проблемы формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайна.

Объектом исследования является художественно-проектная деятельность студентов колледжа отделения дизайна, обучающихся по специальности 0514 Дизайн (по отраслям).

Предметом исследования является процесс формирования художественно-проектной деятельности студентов колледжа в области 7 дизайн-образования в аспектах ориентирования мышления на дальнейшую реализацию профессиональных навыков и знаний в соответствии с уровнем запросов социума.

Гипотеза исследования основывается на предположениях о том, что чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии; что структура и содержание дизайн-образования при подготовке дизайнеров для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений будут эффективно реализованы, если они:

-основаны на дидактической модели дизайн-образования, построенной в соответствии с моделью деятельности дизайнеров;

-включают в себя требования к деятельности специалиста, общепрофессиональный и специальный блоки содержания подготовки; -имеют систему методов входного, текущего и итогового контроля; -осуществляются на основе проектно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода к обучению;

-основываются на разработанном программно-методическом обеспечении и критериях эффективности подготовки дизайнеров.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были поставлены задачи исследования:

1. Дать научный анализ теории и практики дизайн-образования за рубежом и в Российской Федерации и обосновать необходимость подготовки дизайнеров для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;

2. Разработать требования к деятельности специалиста-дизайнера;

3. Разработать структуру и методику формирования художественно-проектной деятельности дизайнера, программно- методическое обеспечение и критерии эффективности его подготовки;

4. Провести педагогический эксперимент подготовки дизайнеров в колледже.

5. Внедрить в практику обучения дизайнеров методические основы блока специальных дисциплин, обеспечивающих эффективное формирование художественно-проектной деятельности.

Методология исследования базируется на комплексе педагогических, системно-структурных, проектно-экспериментальных и искусствоведческих исследований, в том числе в области теории образования (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов, М.М. Скаткин, Н.Ф. Талызина); в области теории профессионального и инженерно-педагогического образования (С .Я. Батышев, B.C. Безрукова, А.Т. Глазунов, А.Я. Найн, A.M. Новиков, П.Н. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Е.И. Тютюник); в области исследований психологических особенностей профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, И. Крылов, Н.С. Пряжников); в области разработки концептуальных подходов к моделированию деятельности специалиста (Н.В. Кузьмина, Н.И. Кузьмичева Б.Ф. Ломов, C.JI. Рубинштейн); в области методологии педагогической деятельности (О.С. Анисимов, Ю.В. Васильев, Е.С. Комраков, В.Б. Любарский, В.Д. Семенов, Н.П. Соловьев, Л.Д. Федотова); в области дизайн-образования (С.А. Гарибян, И.Я. Герасименко, А.Л. Дижур, В.Ф. Сидоренко, Т.В. Костенко, Л.В. Левицкий, E.H. Лазарев, Л.Б. Переверзев, В.М. Розин, О.М. Солдатов, А.Г. Устинов, С.О. Хан-Магомедов, Л.А. Шапошников и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ данных психологопедагогической литературы по проблеме развития творческого мышления; изучение и обобщение опыта профессиональной подготовки дизайнеров и организации дизайн-образования в средне-специальных и высших учебных заведениях; изучение процесса создания индивидуальных работ студентами и определение роли проектного мышления в развитии творческих способностей посредством анализа учебно-художественных работ; методы математического и логического моделирования; социометрические методы 9 анкетирование, собеседования, наблюдения и др.); экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент); экспертная оценка результатов исследования; обобщение и систематизация полученных результатов, характеристик и выводов.

Основные этапы исследования. Первый этап — теоретико-поисковый (2002-2004г.г.):

- изучение теории и практики состояния проблемы, анализ условий функционирования существующей системы подготовки специалистов в области дизайна;

- изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки дизайнеров;

- определение исходных позиций, проблемы, цели, гипотезы, задач исследования;

- определение сущности понятия дизайн-образования при подготовке дизайнеров; разработка требований к деятельности дизайнера. Второй этап — опытно-поисковый (2005-2007г.г.):

- разработка структуры и содержания образования дизайнера на основе продуктивно-деятельностной амплификации; разработка программно-методического обеспечения и критериев эффективности подготовки специалистов;

- опытно-экспериментальная работа.

Третий этап — итогово-обобщающий (2008-2009г.г.):

- апробация и реализация разработанной учебно-программной документации в практике подготовки дизайнеров;

- систематизация и обобщение результатов исследования;

- оформление работы.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании:

1. разработана технология реализации структурно-содержательной модели формирования художественно-проектной деятельности, включающей

10 содержательный, мотивационный, процессуальный и оценочный компоненты;

2. выявлен комплекс организационно-педагогических условий для действенного функционирования дидактической модели дизайн-образования на основе продуктивно-деятельностной амплификации, разработано ее учебно-программное обеспечение;

3. уточнена взаимосвязь структуры образования с формами, методами и технологиями обучения дизайнеров, которая определяет содержание подготовки специалиста-дизайнера.

Теоретическая значимость заключается в:

- определении сущности понятия художественно-проектной деятельности при подготовке дизайнеров;

- теоретическом обобщении и систематизации опыта введения дизайна в образовательные программы образовательных учреждений разного уровня и профиля подготовки специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом;

- разработке модели обучения дизайнера, согласно которой сферой деятельности специалиста является профессиональная художественно-проектная деятельность, ориентированная на актуальные требования социума.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- на основе проведенных исследований разработана и внедрена учебно-программная документация для подготовки дизайнеров, которая в соответствии со специализациями, может быть использована в качестве модели дизайн-образования;

- разработаны и обоснованы программные документы по подготовке дизайнеров для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающие эффективность учебного процесса;

- апробированы методы приобщения обучающихся к проектной культуре, ориентированной на социум, в результате внедрения дизайн-образования в образовательные программы различных уровней и профилей образования.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается логически обоснованным комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения системы разработок и методов, адекватных объекту, целям, задачам исследования; применением для достижения поставленной цели принципов последовательности и непрерывности междисциплинарного взаимодействия; достаточно продолжительным этапом опытно-экспериментальной работы; согласованностью его результатов с современными требованиями; воспроизводимостью результатов и итогами первых выпусков специалистов в Калужском организаторско-технологическом колледже на отделении дизайна.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в публикациях, комплексе утвержденной учебно-программной документации, докладывались на международных и российских конференциях, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации, на научном семинаре в Педагогической академии последипломного образования (г.Москва);

Материалы исследования используются:

- в практике работы Калужского организаторско-технологического колледжа

- в виде комплекса учебно-методической литературы по блоку дисциплин проектирования, включающей комплекты практических заданий по специальности 0514 Дизайн (по отраслям), квалификация - дизайнер;

- на кафедре дизайна и рисунка Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института - в виде УМК по ряду дисциплин для студентов, обучающихся по специальности 052400 Дизайн, квалификации «дизайн среды»;

- на кафедре общетехнических дисциплин инженерно-педагогического факультета Калужского государственного педагогического университета им.

12

К.Э. Циолковского - в виде рабочих программ по специальности 03.05.00 Профессиональное обучение.

Результаты исследования также проходили апробацию в Московском государственном областном университете на факультете изобразительного искусства и народных ремесел и в МОУ Сосенская школа-лицей №1 г. Калуги - в виде учебных планов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Обоснование целесообразности внедрения проектной культуры в педагогическую деятельность соответствующих образовательных учреждений, и в связи с этим, необходимости подготовки специалистов-дизайнеров.

2. Обоснование подготовки дизайнеров в соответствии с предложенной моделью специалиста и дидактической моделью образования.

3. Подтвержденные в процессе опытно-экспериментальной работы: структура и содержание обучения дизайнеров по предметным областям общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках многоуровневой схемы обучения, формы и методы организации учебного процесса, критерии эффективности подготовки дизайнеров.

Публикации.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 12 статей.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Содержание диссертации изложено на 279 страницах, в том числе: 187 страниц основного текста, 20 рисунков, 13 схем, 1 таблица, 11 приложений (4 цветных).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Львова, Инна Алексеевна, 2010 год

1. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна./Серия «Строительство и дизайн». — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-204с., ил.

2. Николаев С. Ландшафтоведение. — М.: Высшая школа, 2002.

3. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977.

4. Мировая художественная культура: Учебное пособие./Колл. авт./Под ред. Б.А. Эренгросс.- М.: Высшая школа, 2001. 767с.

5. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. /Под ред. А.В.Иконникова. М.: Стройиздат, 1990.

6. Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002.

7. Вергунов А.Б., Денисов Н.В., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. -М.: Стройиздат, 1994.-260с.

8. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна./Серия «Строительство и дизайн». — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-204с., ил.

9. Хесайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме. М.: Кладезь 1998.

10. Шевцов К.К. Охрана окружающей природной среды в строительстве. — М.: Высшая школа, 1994.

11. Ефимов A.B. Колористика города.- М.: Стройиздат, 1990.

12. Гусев Н. М., Макаревич В.Г. Световая архитектура.- М.: Стройиздат, 1973.

13. Степанов A.B. и др. Архитектура и психология. М., Стройиздат, 1993.

14. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Учебное пособие для вузов. М.: Архитектура-С, 2004.

15. Николаевская И.А. Благоустройство территорий: Учеб. пособие для студ. ср. проф. обр. -М.: «Академия», 2002.-272с.

16. Скрынников Г.В., Гидротехнические сооружения на дачном участке. -М: ACT, 2004.

17. Периодические издания: «Ландшафтный дизайн», «Загородная усадьба».

18. Городская среда. Технологии развития: настольная книга./ Под ред. В.Л.Глазычева. — М.: «Ладья», 1995.

19. Лазарев А.Г., Лазарев A.A., Кудинова Е.О. Справочник архитектора. /Серия «Строительство и дизайн». Ростов н/Д: Феникс, 2005.-352с.

20. Нестеренко О.И. Краткая Энциклопедия дизайна. М.: Мол. гв.,1994.-315с., илл.

21. Гибсон Джеймс Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., «Прогресс», 1988.

22. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. Пер. с нем.- М.: Стройиздат, 1984.

23. Иконников A.B. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. -М.: Стройиздат, 2001.

24. Ковешникова H.A. История и теория дизайна. М.: Академический проект, 2006.

25. Фрилинг В., Ауэр Г. Человек-цвет-пространство. М. 1978.

26. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна./Серия «Строительство и дизайн». — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-204с., ил.

27. Лазарев А.Г., Лазарев A.A., Кудинова Е.О. Справочник архитектора. /Серия «Строительство и дизайн». Ростов н/Д: Феникс, 2005.-352с.

28. Шевцов К.К. Охрана окружающей природной среды в строительстве. — М.: Высшая школа, 1994.

29. Кудряшев A.B. Архитектурная графика: учеб. пособие для вузов.- М.: Стройиздат, 1990.-312с.; ил.

30. Сорокин Н.П., Ольшевский Е.Д. Инженерная графика: Учебн. для вузов. СПб., М., Краснодар: Лань, 2005.

31. Шимко В. Т., Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. Архитектура-С, 2004 296с., илл.

32. Периодические издания: «Ландшафтный дизайн», «Загородная усадьба», «Дом и сад».

33. Вергунов А.Б., Денисов Н.В., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. — М.: Стройиздат, 1994.-260с.

34. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Учебное пособие для вузов. М.: Архитектура-С, 2004.

35. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна./Серия «Строительство и дизайн». Ростов н/Д: Феникс, 2005.-204с., ил.

36. Гусев Н. М., Макаревич В.Г. Световая архитектура.- М.: Стройиздат, 1973.

37. Кудряшев A.B. Архитектурная графика: учеб. пособие для вузов.- М.: Стройиздат, 1990.-312с.; ил.

38. Сорокин Н.П., Ольшевский Е.Д. Инженерная графика: Учебн. для вузов. СПб., М., Краснодар: Лань, 2005.

39. Беляева E.JI. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977.

40. Вергунов А.Б., Денисов Н.В., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование. -М.: Стройиздат, 1994.-260с.

41. Городская среда. Технологии развития: настольная книга./ Под ред. В.Л.Глазычева. -М.: «Ладья», 1995.

42. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Учебное пособие для вузов. М.: Архитектура-С, 2004.

43. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. -М.: Архитектура-С, 2005, 504с., илл.

44. Кочережко О.И., Кочережко Н.В. Ландшафтный дизайн вашего приусадебного участка. Ростов н\Дону: Феникс, 2004.-304 е., ил.

45. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна./Серия «Строительство и дизайн». — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-204с., ил.

46. Лазарев А.Г., Лазарев A.A., Кудинова Е.О. Справочник архитектора. /Серия «Строительство и дизайн». Ростов н/Д: Феникс, 2005.-352с.

47. Молчанов В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты. Учеб. пособие /Серия «Высшее профессиональное образование». Ростов н/Д: Феникс. 2004.- 160с., ил.

48. Нестеренко О.И. Краткая Энциклопедия дизайна. М.: Мол. гв.,1994.-315с., илл.

49. Нефедов В. А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб., 2002.

50. Николаев С. Ландшафтоведение. — М.: Высшая школа, 2002.

51. Николаевская И.А. Благоустройство территорий: Учеб. пособие для студ. ср. проф. обр. — М.: «Академия», 2002.-272с.

52. Скрынников Г.В., Гидротехнические сооружения на дачном участке. -М: ACT, 2004.

53. Хесайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме. М.: Кладезь, 1998.

54. Шевцов K.K. Охрана окружающей природной среды в строительстве. — М.: Высшая школа, 1994.

55. Шимко В.Т., Комплексное формирование архитектурной среды. М., СПЦ-принт, 2000.Дополнительная литература

56. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.

57. Гибсон Джеймс Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.5 «Прогресс», 1988.

58. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. Пер. с нем.- М.: Стройиздат, 1984.

59. Ефимов A.B. Колористика города.- М.: Стройиздат, 1990.

60. Гусев Н. М., Макаревич В.Г. Световая архитектура.- М.: Стройиздат, 1973.

61. Иконников A.B. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. -М.: Стройиздат, 2001.

62. Иттен Й. «Искусство цвета». 2-е издание. М. изд. Д. Аронов, 2001. -95с.

63. Иттен Й. «Искусство формы». М. изд. Д.Аронов, 2001.-136с.

64. Ковешникова. История и теория дизайна. М.: Академический проект, 2006.

65. Кудряшев A.B. Архитектурная графика: учеб. пособие для вузов.- М.: Стройиздат, 1990.-312с.; ил.

66. Миннарт М. Свет и цвет в природе./Пер. под ред. Г.А. Лейкина. -2-е изд. М.: Наука, 1969. -344с.

67. Мировая художественная культура: Учебное пособие./Колл. авт./Под ред. Б.А. Эренгросс.- М.: Высшая школа, 2001. 767с.

68. Михайлов С. М. и др. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь- справочник. Казань, 1994.

69. Никитин A.A. Эстетика. М.: Юнита Дана, 2003.

70. Нимейер О. Архитектура и общество. М.: Прогресс, 1975.

71. Сорокин Н.П., Ольшевский Е.Д. Инженерная графика: Учебн. для вузов. СПб., М., Краснодар: Лань, 2005.

72. Степанов A.B. и др. Архитектура и психология. М., Стройиздат, 1993.

73. Фрилинг В., Ауэр Г. Человек-цвет-пространство. М. 1978.

74. Общая характеристика средств дизайна, формирующих среду обитания человека 2 2 2Раздел 2. Традиционные средства МДИ, используемые в средовом дизайне 42 28 20 4 4 14

75. Гипсы, бетоны, растворы; их свойства в среде. Получение практического задания 6 4 2 2 2

76. Виды декоративного камня и изделия из него в средовом дизайне 4 2 2 2

77. Характеристика металлов как материалов МДИ и дизайна 4 2 2 2

78. Дерево как материал МДИ: традиционное и современное использование 8 6 4 2 2

79. Живописные средства МДИ: 6 4 4 2суперграфика, граффити, настенная монументальная роспись Выполнение практического задания 4 4 41, Различные виды внешнего и внутреннего декора стен: мозаика, сграфитто, лепные и накладные композиции 6 4 4 2

80. Стекло как средство МДИ и современного дизайна 2 2 2Контрольная работа 10 2 2 8В 5 семестре 54 30 22 4 4 206 семестр Раздел 3. Современные средства средового дизайна 22 18 14 4 4

81. Формирование современной городской среды: виды, средства 2 2 2

82. Визуализация среды различными средствами дизайна 10 8 6 2 211. Световой дизайн 2 2 2

83. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., «Советский художник», 1987.

84. Базазьянц С. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город.- М.: Советский художник, 1983.

85. Байер В. Е. Архитектурное материаловедение. М.: «Архитектура — С», 2006.

86. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства (пер. с франц.). М.: Искусство, 1982.

87. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учеб. пособие. -2-е изд.- М.: Изобразительное искусство, 1982.

88. Агранович-Пономарёва Е.С. Архитектурная колористика. Практикум. Учебное пособие. Мн.: Технопринт, 2002.

89. Белкин А.Н. Городской ландшафт. М.: Высшая школа, 1987. - 112с.

90. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Учебное пособие для вузов. -М.: Архитектура -С, 2004.

91. Зискинд М.С. Декоративно-облицовочные камни.- М.: Недра, 1989.

92. Ивлиев А.Д. Отделочные строительные работы. М.: Академия, 2003.

93. Ивлиев А.Д. Реставрационные строительные работы. М.: Академия, 2003.

94. Конструкции из дерева и пластмасс: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.Н. Зубарев, Ф.А. Бойтемиров, В.М. Головина и др.,/ Под ред. Ю.Н. Хромца. -3-е изд., перераб. и доп. М.: «Академия», 2004. - 304 с.

95. Кравец В.И. Колористическое формообразование в архитектуре.-Харьков: Высшая школа, 1987.

96. Лебедева Л.М. Справочник штукатура. М.: Высш. шк., 1998.

97. Малин В.И. Облицовка поверхности природным камнем. М.: Высш. шк., 1981.П.Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа, 1985.- 95 е., илл.

98. Михеенкова О.В. Отделка фасадов. Москва, 2003.

99. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учеб. пособие. -2-е изд.- М.: Изобразительное искусство, 1982.

100. Пирожников Л.Б. Занимательно о нерудных материалах. М.: Стройиздат, 1991. - 191с., илл.

101. Соколова М.Л. Металл в дизайне. Научное издание для художников, архитекторов. М.: МИСИС, 2003.

102. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002.

103. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002.

104. Соминский М.Б. Полимерные материалы в отделке зданий. JL: Строй-издат, 1980.

105. Агранович-Пономарёва Е.С. Архитектурная колористика. Практикум. Учебное пособие. Мн.: Технопринт, 2002.

106. Базазьянц С. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город.- М.: Советский художник, 1983.

107. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. М.: Архитектура-С, 2005,504с., илл.

108. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.: ИКЦ МарТ, 2003,-288с.

109. Беляева E.JI. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977.

110. Павловская Е. Дизайн рекламы. Поколение NEXT. Стратегия творческого проектирования. Спб.: Питер, 2003.

111. Советское декоративное искусство. Ежегодник. Вып. 1—8. М.: Советский художник, 1975—1986.

112. Панова Е.А. Материалы в современном строительстве. Москва, 2000.

113. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., «Советский художник», 1987.

114. Бартенев И.А., Батажкова В.П. Очерки истории архитектурных стилей.- М.: Изобразительное искусство, 1983.-384с.

115. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977.

116. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. -М.: Архитектура-С, 2005,504с., илл.

117. Иванова Л.В. Шедевры мирового зодчества (Малый атлас чудес света).- Смоленск: Русич, 2003.-288с., ил.

118. Кравец В.И. Колористическое формообразование в архитектуре.-Харьков: Высшая школа, 1987.

119. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства (пер. с франц.). М.: Искусство, 1982.

120. Сто великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. М.: Мир книги, 2004.

121. Частное Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 2002.

122. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы. М.: Эксмо-Пресс, 2004.

123. Определение, Свойства и назначение ДНИ.

124. Характеристика эксплуатационных свойств материалов.

125. Характеристика декоративных свойств материалов.

126. Исторические корни использования средств МДИ в средовом дизайне.

127. Использование дерева на Руси.

128. Скульптурные и декоративные качества дерева.

129. Конструкции из дерева. Декор из дерева.

130. Художественная обработка дерева.

131. Характеристика видов каменных пород по группам происхождения.

132. Характеристика материалов из природного камня, области применения.

133. Декоративный и скульптурный камень свойства, применение.

134. Выдающиеся произведения МДИ из камня (характеристика трех произведений на выбор студента).

135. Бетоны: виды, состав, свойства, характеристики. Строительные и декоративные качества бетонов и железобетонов.

136. Гипс как скульптурный материал.

137. Архитектурные и декоративные свойства стекла.

138. Смальта как декоративный материал.

139. Характеристика свойств металлов и их видов.

140. Свойства металлов, обеспечивающие их применение в строительстве.

141. Черные металлы и их применение в средовом дизайне.

142. Цветные металлы и сплавы и их применение в МДИ.

143. Конструкции и декор на основе цветных металлов.

144. Скульптура из металла (характеристика трех произведений по выбору студента).

145. Художественная обработка металлов.

146. Виды и техники настенной живописи.25. Развитие граффити.26. Развитие фрески.

147. Плоскостным архитектурный декор.

148. Объемный архитектурный декор.

149. Разнообразие и взаимодействие в среде различных видов дизайна.

150. Применение средств визуальных коммуникаций в средовом дизайне.

151. Применение современных материалов в среде.

152. Повышение цветонаполненности среды.

153. Применение элементов графического дизайна в среде.

154. Повышение информационной наполненности среды.

155. Проектно-композиционные возможности световых устройств.

156. Электронно-цифровые средства в средовом дизайне.

157. Совмещение функций в объектах средового дизайна.

158. Значение деятельности средового дизайнера по формированию гармоничной среды.Вопросы тестовой проверки знаний

159. Средствами формирования экстерьерной среды являются: а. МДИ б. ДПИ в. скульптураг. архитектура д. графика е. живопись.

160. Камень, обладающий наиболее ценными для средового дизайнасвойствами:а. известняк б. лабрадорит в. мрамор г. песчаник д. гранит.

161. Металлы, использовавшиеся в традиционном МДИ:а. титан б. алюминий в. чугун г. бронза д. серебро е. никель.

162. Металлы, использующиеся в современном средовом дизайне: а. сталь б. алюминий в. титан г. чугун д. железо е. серебро.

163. Использование дерева в современном средовом дизайне: а. ландшафтный дизайн б. архитектура в. МДИг. интерьерный дизайн д. городская среда е. ДЛИ.

164. Живописные средства средового дизайна:а. фреска б. граффити в. сграфиттог. мозаика д. витраж е. энкаустика.

165. Городская среда представляет собой:а. комплекс различных видов дизайнаб. комплекс архитектуры и МДИв. комплекс архитектуры и ландшафтного дизайна.

166. Агранович-Пономарёва Е.С. Архитектурная колористика. Практикум. Учебное пособие. Мн.: Технопринт, 2002.

167. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. М., «Советский художник», 1987.

168. Базазьянц С. Художник, пространство, среда. Монументальное искусство и его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и город.- М.: Советский художник, 1983.

169. Байер В. Е. Архитектурное материаловедение. М.: «Архитектура - С», 2006.

170. Белкин А.Н. Городской ландшафт. М.: Высшая школа,1987. - 112с.

171. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. Учебное пособие для вузов. -М.: Архитектура -С, 2004.

172. Ефимов А. В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник для вузов. — М.: Архитектура-С, 2005,504с., илл.

173. Зискинд М.С. Декоративно-облицовочные камни.- М.: Недра, 1989.

174. Иванова Л.В. Шедевры мирового зодчества (Малый атлас чудес света). Смоленск: Русич, 2003.-288с., ил.

175. Конструкции из дерева и пластмасс: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.Н. Зубарев, Ф.А. Бойтемиров, В.М. Головина и др.,/ Под ред. Ю.Н. Хромца. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Академия», 2004. - 304 с.

176. Кравец В.И. Колористическое формообразование в архитектуре.-Харьков: Высшая школа, 1987.

177. Михеенкова О.В. Отделка фасадов. Москва, 2003.

178. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства (пер. с франц.). М.: Искусство, 1982.

179. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учеб. пособие. 2-е изд.- М.: Изобразительное искусство, 1982.

180. Соколова М.Л. Металл в дизайне. Научное издание для художников, архитекторов. М.: МИСИС, 2003.

181. Сто великолепных соборов мира. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах. М.: Мир книги, 2004.

182. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. — М.: ИКЦМарТ, 2003,-288с.

183. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002.

184. Шимко В.Т., Комплексное формирование архитектурной среды. М., СПЦ - Принт. 2000.Дополнительная литература

185. Арленинов Д.К. Конструкции из дерева и пластмасс. Учебник для вузов. -М.: АСВ, 2002.

186. Бартенев И.А., Батажкова В.П. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983.-384с.

187. Беляева E.JI. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977.

188. Вергунов А.Н. Архитектурное проектирование садов и парков. — М.: Стройиздат, 1980.

189. Ивлиев А.Д. Отделочные строительные работы. М.: Академия, 2003.

190. Ивлиев А.Д. Реставрационные строительные работы. М.: Академия, 2003.

191. Лебедева Л.М. Справочник штукатура. М.: Высш. шк., 1998.

192. Малин В.И. Облицовка поверхности природным камнем. М.: Высш. шк., 1981.

193. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М: Высшая школа, 1985.- 95 е., илл.

194. Павловская Е. Дизайн рекламы. Поколение NEXT. Стратегия творческого проектирования. Спб.: Питер, 2003.

195. Панова Е.А. Материалы в современном строительстве. Москва, 2000.

196. Пирожников Л.Б. Занимательно о нерудных материалах. М.: Стройиздат, 1991. - 191с., илл.

197. Советское декоративное искусство. Ежегодник. Вып. 1—8. М.: Советский художник, 1975—1986.

198. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2002.

199. Соминский М.Б. Полимерные материалы в отделке зданий. Л.: Стройиздат, 1980.

200. Техника художественной эмали, чеканки и ковки: Учеб. пособие / Флеров A.B., Демина М.Т. и др. М.: Высшая школа, 1986.- 191с., илл.

201. Частное Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: ВЛАДОС, 2002.

202. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы. М.: Эксмо-Пресс, 2004.

203. Периодическая литература: Издания «Частная архитектура», «Дизайн иллюстрейтед», «Иллюминатор», «Архитектура и строительство России».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.