Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, доктор педагогических наук Брякова, Ирина Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 490
Оглавление диссертации доктор педагогических наук Брякова, Ирина Евгеньевна
Введение.
Глава 1. Методологические основы формирования креативной компетентности студентов - филологов
1.1 .Компетентностный подход в свете общей модернизации образования.
1.2.Креативная компетентность студентов-филологов педагогического ву вуза.
1.3. Феноменология креативности.
1.4.Проблемы изучения творчества в трудах философов, педагогов, методистов.
1.5.Вопросы развития литературно-творческих способностей личности в работах литературоведов и методистов.
Выводы по 1 главе.
Глава 2. Методические концепции развития литературно-творческих способностей личности
2.1.Современные концепции развития литературно-творческих способностей школьников.
2.2.Влияние педагога на креативность обучаемого. 10^
2.3. Проблема подготовки студентов к развитию креативных способностей учащихся в исследованиях методистов. Ш
Выводы по 2 главе. 12£
Глава 3. Анализ образовательной практики как одна из основ для построения методической системы работы со студентами-филологами
3.1. Анализ практической деятельности учителей по развитию литературно-творческих способностей учащихся. 3.2. Типология учителей русского языка и литературы по уровню креативное! и.
3.3. Влияние учителей с разным уровнем креативности на развитие литературно-творческих способностей учеников (констатирующий эксперимент).
3.3.1.Наличие креативного компонента в учебном процессе (результаты диагностического среза учащихся 11 классов).
3.3.2.Диагностика креативности учащихся 5-11 классов, принимающих участие в эксперименте. 16£
Выводы по 3 главе.
Глава 4. Концепция формирования креативной компетентности студентов филологического факультета педагогического вуза 4.1.Методологические принципы построения и функционирования методической системы формирования креативной компетентности студентовфилологов в педагогическом вузе.
§
4.2.Интегративность и автономность гуманитарных дисциплин как особенности методической системы формирования креативной, компетентности студентов-филологов.;. 19С
4.3. Методы, технологии, формы, применяемые при формировании креативной компетентности студентов. 1%
4.4. Вузовский курс «Теория и методика обучения литературе» как системообразующий фактор методической системы формирования креативной компетентности студентов. 21!
4.5. Педагогическая практика как интегрирующий компонент целостной системы формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников.1.
4.6.Критерии, показатели, стадии формируемой креативной компетентности студентов-филологов.
4.7.Текст, созданный'обучающимися, как один из показателей сформированности креативной компетентности студентов.
Выводы по 4 главе.
Глава 5. Экспериментальная проверка методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов на различных этапах подготовки в вузе
5.1. Построение экспериментальной работы.
5.2. Констатирующий этап экспериментальной работы.
5.3.Адаптационный этап экспериментальной работы по формированию креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза.
5.4. Формирующий этап экспериментальной работы.
5.4.1.Реализация принципа надпредметности процесса формирования креативной компетентности, студентов-филологов.
5.4.2.Интегративная- роль инновационного модуля «Развитие креативных способностей личности».
5.4.3.Готовность студентов к развитию литературно-творческих способностей учеников.
5.4.4.Роль творческой задачи в методической деятельности, студентов, обучающихся по данной методической системе.
5.4.5. Методика создания этюда как одного из способов развития литературно-творческих способностей учащихся. 379'
5.5.Использование студентами методик развития литературно-творческих способностей учащихся в ходе педагогической практики.
5.6. Формирование у студентов умения анализировать результаты своей деятельности в процессе прохождения педагогической практики. 41:
5.7. Творческая стадия формирования креативной компетентности студентов-филологов. 42*
5.8.Основные результаты функционирования методической системы формирования креативной компететности студентов - будущих учителей словесности. 43"
Вводы по 5 главе. 45:
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-филолога в области литературно-краеведческой деятельности в системе непрерывного образования2009 год, кандидат педагогических наук Саулин, Василий Иванович
Формирование лингвометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе2010 год, доктор педагогических наук Синичкина, Наталия Евгеньевна
Обучение студентов-филологов жанрам справочного аппарата книги (предисловию и послесловию) в системе формирования коммуникативных умений2007 год, кандидат педагогических наук Тенекова, Александра Михайловна
Обучение созданию и использованию коллективного творческого портрета в профессиональной коммуникативно-методической деятельности учителя русского языка и литературы2005 год, кандидат педагогических наук Гусева, Наталья Васильевна
Научно-методическая подготовка студентов-русистов к интеграции филологических дисциплин в школьном образовании2008 год, доктор педагогических наук Белова, Наталья Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза»
Актуальность проблемы исследования
Современная российская действительность характеризуется активно идущими процессами модернизации, важнейшим фактором успешности которых является личность, ориентированная на инновационную деятельность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Это с очевидностью влечёт за собой необходимость реформ в сфере образования, стратегической линией которых должно стать создание условий для освоения личностью новых способов деятельности и моделей мышления, что предполагает развитие у неё как критического, так и творческого отношения к миру.
Как показывают исследования, сложившаяся система образования недостаточно ориентирована на развитие креативных- способностей обучающихся. Ряд правительственных инициатив направлен на изменение стратегии деятельности в этом направлении. В Национальной доктрине образования РФ (2000 - 2025 гг.) заложена идея необходимости творческого развития личности. При этом поиск новой концепции образования, отражающей изменения в обществе в его социально-экономическом и культурном развитии, связывается с реализацией компетентностного подхода.
В Национальном образовательном проекте «Наша новая школа» (2010г.) подчёркивается, что ключевая особенность школы будущего состоит в, формировании нового типа учителя, открытого ко всему новому, способного к развитию творческих способностей учеников. В ГОС ВПО по специальности «Русский язык и литература» (050301) второго поколения (2005г.) развитию креативности студентов было уделено недостаточно внимания, идея формирования компетентностей будущего учителя,* не будучи сформулированной, присутствовала только имплицитно. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» (2010г.) заложен большой интегративный потенциал, требующий усиления междисциплинарных связей и одновременно создания возможности для междисциплинарного переноса знаний; усилена научно-исследовательская компонента подготовки студентов. Однако эти инициативы требуют практической реализации.
Все сказанное выше свидетельсгвует о необходимости качественного обновления и совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя русского языка и литературы в направлении формирования его способности к саморазвитшо, активизации собственных творческих способностей и умению развивать литературно-творческие способности будущих учеников - формирования креативной компетентности.
В динамичном, меняющемся мире закономерна смена одной образовательной системы другой. Мы разработали такую методическую систему, принципы, закономерности которой переносимы в иную образовательную систему. Ведущей идеей формирования креативной компетентности студентов-филологов выступает их личностное и профессиональное развитие. Концептуальной основой построения методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза является, с одной стороны, направленность высшего филологического образования в педагогическом вузе на формирование личных креативных способности студентов-филологов, с другой стороны - на обучение будущих учителей русского языка и литературы способам развития литературно-творческих способностей школьников. Ядром данной методической системы является образовательная программа, задающая стратегию деятельности всем преподавателям гуманитарных дисциплин, обучающим студентов-филологов, направленная на формирование нового типа учителя, обладающего креативной компетентностью.
Целью проектируемой методической системы является формирование креативной личности, способной к эффективной творческой самореализации и развитию литературно-творческих способностей учеников, обладающей креативной компетентностью педагога-филолога, профессионально мобильной.
Степень научной разработанности проблемы исследования
Методическая система организации учебного процесса в вузе разработана в ряде докторских диссертаций по естественно-математическому циклу. В частности, с позиций компетентностного подхода рассматриваются методические системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя информатики (Смолянинова, 2002) и профессиональной компетентности студентов физико-математического направления (Райцев, 2004); с позиций проблемно-интегративного подхода - система методической подготовки будущих учителей химии (Шаталов, 2004), системного подхода - методическая система обучения студентов информатике (Готская, 1999); изучаются принципы и идеи креативной педагогической системы непрерывного формирования творческого инженерного мышления студентов (Зиновкина, 1999). Проблема построения методической системы обучения студентов-филологов в современной отечественной педагогической науке поднималась с позиций интегративного подхода (Галицких, 2002).
В методике и педагогике высшей школы отдельные работы также посвящены проблеме развития- творческих способностей, творческого потенциала личности: Т.Г.Браже, О.Ю.Богдановой, Е.О.Галицких, В.А.Доманского, С.П.Лавлинского, В.Г.Маранцмана, А.Г.Прокофьевой, В.Г.Рындак, Е.Р.Ядровской; обучение студентов-словесников профессионально значимым, письменным жанрам рассматривается в докторской диссертации Л.Г.Антоновой (1998), аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей музыкантов, их духовно-творческого потенциала - в докторских диссертациях О.В.Ощепковой (2000), О.А.Блоха (2004).Отдельные аспекты развития творческих способностей исследуют Е.Ю.Волчегорская (2007), С.Е.Глухова (1997), О.С.Серегина (2004), Е.Л.Ерохина (2003).Структуре и содержанию профессиональной компетенции филолога (методологическим проблемам обучения русскому языку) посвящена докторская диссертация Т.М.Балыхиной (2000/
Однако в методике литературы высшей школы за последние десять лет нами не было выявлено ни одного диссертационного исследования, связанного с проблемами развития творческих способностей студентов-филологов педагогического вуза и обучением их развитию литературно-творческих способностей учеников общеобразовательных школ.
В методике литературы средней школы накоплен определенный опыт развития творческих способностей учеников. Данной проблеме посвящены исследования методистов: Т.Г.Браже, О.Ю.Богдановой, Н.Р.Бершадской, М.ГХ.Воюшиной, В.А.Доманского, М.Г.Качурина, В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой, Н.В.Колокольцева, Е.Н.Колокольцева, Е.А.Корсунского, Л.И.Коноваловой, А.Г.Кутузова, С.А.Леонова, В.Г.Маранцмана, Е.К.Маранцман,* Н. Д.Молдавской, Д.Н.Мурина, З.Я1Рез, Е.С.Роговера, И.В.Рыжковой,. Н.М.Свириной, З.С.Смелковой, И.В.Сосновской, Е.Р.Ядровской и др.
Этот опыт, несомненно, ценный, но он не обеспечивает в полной мере профессиональную деятельность учителей, так как не ориентирован на обучение студентов развитию литературно-творческих способностей учеников.
Теоретический анализ работ, посвященных развитию творческих спо- ^ собностей учеников, свидетельствует о нерешенности проблемы* формирования креативной компетентности студентов-филологов. Эти выводы- подтверждаются и практикой. Учителя, считающие приоритетными задачи подготовки учащихся к ЕГЭ, не ставят (не могут или не хотят) перед собой цели развития литературно-творческих, способностей школьников в системе, работают в этом направлении эпизодически, поэтому результаты развития данных способностей учеников, как правило, низкие.
Перед педагогическим вузом стоит задача подготовки нового поколения учителей русского языка и литературы, понимающих значимость и необходимость решения данной проблемы, знающих конкретные методики развития литературно-творческих способностей школьников, готовых проявить собственные творческие способности в профессиональной деятельности.
Таким образом, в проблемном поле реализации идеи творческого развития студентов-филологов с позиций компетентностного подхода наблюдаются следующие противоречия:
1.Компетентностный подход получил основательное дидактическое обеспечение, которое позволило на каждом отдельном этапе образования решать конкретные практикоориентированные задачи. Вместе с тем в методике преподавания литературы знания, умения, навыки, способы деятельности всё ещё не переведены на язык компетентностей и компетенций, хотя эти понятия' имплицитно присутствуют в литературоведческих и методических дисциплинах.
2.В современной педагогической науке наблюдается углублённое внимание к компетентностям, связанным с нормативными аспектами, образовательной» деятельности. Между тем недостаточно разработанными являются компетентности, связанные с инновационной деятельностью личности и развитием её творческих способностей.
3.В педагогике накоплен большой опыт создания новых образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей лично-сги, но эта тенденция всё ещё недостаточно проявляется в практике литературного образования: не представлены образовательные технологии обучения литературе, ориентированные на-подготовку студентов к работе по развитию литературно-творческих способностей школьников.
4.В последнее десятилетие в целом усиливается ориентация высшего учебного заведения, готовящего педагогов-филологов, на творческий активный поисковый процесс освоения знаний. Однако преподаватели лингвистических и литературоведческих дисциплин далеко не всегда используют потенциал современных креативных технологий преподавания и чаще всего не нацелены на развитие литературно-творческих способностей студентов.
5.Компетентный учитель-филолог, ориентированный на развитие творческих способностей школьников, является одним из наиболее востребованных специалистов. Вместе с тем анализ педагогической практики свидетельствует о недостаточной системной подготовке студентов - будущих учителей русского языка-и литературы в педагогическом вузе в этом направлении из-за рассогласованности преподавания предметов литературоведческого и лингвистического циклов с методикой преподавания литературы, а также из-за рассогласованности преподавания методических дисциплин.
Противоречия обозначили основную проблему современной системы профессиональной подготовки будущих учителей русского языка и литературы: отсутствие в высшем учебном заведении методической системы, обеспечивающей формирование креативной компетентности студентов, ведёт к недостаточности содержательной методической подготовки студентов-филологов по развитию литературно-творческих способностей учеников и развитию креативных способностей студентов, рассогласованности в* работе" преподавателей литературоведческих, лингвистических и методических дисциплин и, как следствие этого, недостаточности, неэффективности их работы по развитию креативных способностей студентов-филологов педагогического вуза.
Цель исследования состоит в разработке концепции формирования креативной компегентности студентов-филологов педагогического вуза, базирующейся на ней методической системе формирования, данной компетентности, её экспериментальной проверке.
Объект исследования - процесс формирования креативной компетентности студентов-филологов (будущих учителей русского языка и литературы) при обучении в педагогическом вузе.
Предмет исследования - методическая система формирования креативной компетентности студентов - будущих учителей русского языка и литературы в педагогическом вузе.
Гипотеза исследования. Поставленная цель может быть достигнута, если соблюдаются следующие условия:
1. В учебный процесс педагогического вуза внедрена методическая система формирования креативной компетентности, предполагающая определённые принципы построения (интегративности и автономности, модульности, гибкости, дифференцированности, надпредметности, ориентации на работу с текстом, личностности восприятия текста) и принципы функционирования (открытости, непрерывности, управляемости и самоуправляемости, диалогичности, этапности и ориентации на переход от интуитивного действия к осознанному решению задачи, адекватности форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, установки на творчество и творческое саморазвитие).
2. Эффективность формирования креативной компетентности в данной мегодической системе обеспечивается:
- интегративностъю и автономностью входящих в неё дисциплин, предполагающих начиная с первого курса обучения единую стратегию преподавания всех гуманитарных предметов, направленную на формирование креативной компетентности при сохранении специфики каждого предмета с его целями и задачами.
- комплексом методов как традиционных, так и инновационных, ведущих к формированию креативной компетентности; метапредметных креативных технологий и авторских методик развития литературно-творческих способностей личности;
- этапностъю (спиралевидностью) прохождения студентами стадий от репродуктивной к активизирующей, интегративной и творческой, где переход из одной стадии в другую фиксируется с помощью специально разработанных критериев и показателей;
- наличием креативного образа для подраэ/сания в лице преподавателя вуза, способствующего переходу «потенциальной» креативности студента в «актуальную».
3. Основным средством обучения в системе выступает текст как продукт творческой деятельности (учебный, критический, публицистический, художественный).
4. Системообразующим фактором является модернизированный вузовский курс «Теория и методика обучения литературе» с педагогическими практиками.
Задачи исследования:
1. Разработать научно-методологические основы исследования:
- изучить возможности компетентностного подхода к процессу формирования профессионально необходимого уровня креативности будущего учителя русского языка и литературы;
- определить степень разработанности проблемы компетентностей в филологических дисциплинах и методике преподавания литературы;
- обосновать необходимость и возможность введения в научно-педагогический дискурс понятия «креативная компетентность», определить перечень компетенций, входящих в состав креативной' компетентности студентов-филологов; соотнести понятие «креативная компетентность» с понятием «профессиональная компетентность» студентов-филологов;
- определить структуру, критерии, показатели креативной компетентности студентов-филологов, взяв за дефиницию текст как креативный продукт вербального и поведенческого общения студентов - будущих учителей русского языка и литературы; разработать диагностические методики, позволяющие определить степень успешности формирования креативной компетентности студентов;
- сформулировать критерии оценки качества креативного текста (учебного, критического, публицистического, художественного), создаваемого субъектами образовательного.процесса.
2.Определить типологию учителей-словесников по уровню креативности, влияние креативности учителя-словесника на творческое развитие ученика.
3.Теоретически обосновать и разработать методическую систему формирования креативной компетентности.
4. Обосновать необходимость качественных формальных и содержательных изменений в курсе методики преподавания литературы в педагогическом вузе, учитывающих творческий характер деятельности педагога-филолога.
5.Создать инновационные модули, направленные на формирование креативной компетентности студентов, модифицировать вузовский курс «Теория и методика обучения литературе» и ввести учебные практики, содержательно разработанные соответственно цели исследования, индивидуальные образовательные маршруты для студентов, находящихся на разных стадиях формирования креативной компетентности.
6. Экспериментально подтвердить концептуально значимые положения диссертационного исследования и эффективность предложенной методической системы, внедрить её в систему вузовского преподавания.
Методологической основой исследования являются идеи:
-компетентностного подхода (В.И.Байденко, Н.В.Баграмова,
B.А.Болотов, И.А.Зимняя, О.Е.Лебедев, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской, М.А.Чошанов и др.), ставшего методологической основой модернизации образования;
-системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.П.Беспалько, Ю.Г.Татур, Э.Г.Юдин и др.), позволяющего обеспечить изучение проблемы с позиции многообразия факторов и условий, способствующих развитию креативности в процессе профессиональной подготовки студентов как целостного процесса, представляющего собой комплекс взаимосвязанных элементов;
-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
C.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий, Г.И.Щукина и др.), поскольку деятельность играет ведущую роль в процессе развития личности, направленной на творческое преобразование и самосовершенствование;
- личностно ориентированного подхода (Б.Г.Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.В.Краевский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), который признает индивидуальность и самоценность личности, обеспечивает развитие личности через организацию ее деятельности;
- контекстного подхода (А.А.Вербицкий), позволяющего создать условия-взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности;
- синергетического подхода в образовании (И.В.Блауберг, С.П. Курдю-мов, Е.Н.Князева, И.А.Колесникова, А.С.Прангишвили, И.Пригожин, Г.Хакен).
Исходной теоретической базой для разработки общей концепции исследования стали:
- теории развития личности, её ценностного сознания и духовной культуры в работах философов и психологов (В.М.Аллахвердов, Г.С.Батищев, В.С.Библер, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, В.И.Гинецинский, Н.М.Гнатко, Е.Л.Григоренко, В.Л.Дранков, В.Н.Дружинин, "В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, А.С.Кармин, Ю.Н.Кулюткин, Н.С.Лейтес, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв, В.А.Просецкий, Р.Стенберг,
A.И.Субетто, Г.С.Сухобская, Б.М.Теплов, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков,
B.С.Юркевич и др.);
- теории развития креативности (Дж.Гилфорд, А.Маслоу, К.Роджерс, П.Торренс, Г.С.Батищев, Д.Б.Богоявленская, В.В.Давыдов, Н.Д.Дружинин, Я.А.Пономарев, В.Д.Шадриков и др.), позволяющие выявить параметры и показатели креативности;
- идеи доминирующей роли мотивации при формировании креативности личности (З.Фрейд, А.Маслоу, ■ К.Роджерс, А.Роу; А.В.Брушлинский, Д.Б.Богоявленская, С.Л.Рубинштейн), а также идеи самореализации, самоактуализации личности А.Маслоу, К.Роджерса;
- концепции творческого развития личности в образовательном процессе (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Г.С.Батищев, Т.Г.Браже, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Е.О.Галицких, В.П.Зинченко, Ю.Н.Кулюткин, М.Е.Кудрявцева, И.Я.Лернер, В.И.Лейбсон, А.Н.Лук, Я.А.Пономарев, Г.С.Сухобская, В.П.Ягункова и др.);
- педагогические и психологические концепции, рассматривающие педагогическую деятельность как творческий процесс (В.И.Андреев, Т.Г.Браже, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, М.Е.Кудрявцева, Н.Д.Левитов, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Рындак, М.Н.Скаткин и др.);
- теории развития творческого воображения, творческих способностей личности в классических трудах Ф.И.Буслаева, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, И.Ф.Анненского, Ц.П.Балталона, Д.Н.Овсянико-Куликовского, Н.М.Соколова, К.Б.Бархина, М.А.Рыбниковой, В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева, а также методика школьного рассказа, разработанная в педагогических трудах Л.Н.Толстого; методические кош{епции развития,литературно-творческих способностей, связанные: с восприятием, анализом и интерпретацией художественного текста (Т.Г.Браже, Г.И.Беленький, Н.В.Беляева, Т.Е.Беньковская, М.П.Воюшина, А.В.Дановский, В.А.Доманский, С.А.Зинин, Г.Н.Ионин, Н.И.Кудряшёв, М.Г.Качурин, Е.Н.Колокольцев, Л.И.Коновалова, А.И.Княжицкий, Т.Ф.Курдюмова, А.Г.Кутузов;. Ю.И.Лыссый, В.Г.Маранцман, Д.Н.Мурин, Г.С.Меркин, И.А.Подругина, А.Г.Прокофьева, Е.С.Роговер, Е.С.Романичева, Н.М.Свирина, В.Ф.Чертов, Л.В.Шамрей, Е.Р.Ядровская и др.); с развитием читательских способностей (Т.Г.Браже, Р.Ф.Брандесов, Г.Н.Кудина, Н.Д.Молдавская и др.); с литературным творчеством учеников (Н.Р.Бершадская, В.Я.Коровина, Е.В.Карсалова, Н.В.Колокольцев, Е.А.Корсунский, С.А.Леонов, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман, Н.М.Свирина и др.); 4 с обучением учащихся написанию сочинений разных жанров (В.Я.Коровина, Н.В.Колокольцев, В.И.Капинос, Н.Л.Карнаух, Т.А.Ладыженская, С.А.Леонов, Ю.А.Озеров, Н.Ю.Русова, З.С.Смелкова, И.В.Щербина и др.); теоретические и практические исследования литературоведов в области анализа художественного текста (М.М.Бахтин, Р.Барт, Л.Я.Гинзбург, Г.А.Гуковский, А.Б.Есин, Б.О.Корман, Ю.М.Лотман, Н.Л.Лейдерман, Е.А.Маймин, Я.Мукаржовский, А.И.Ревякин, В.И.Тюпа, В.Е.Хализев, Е.Г.Эткинд, У.Эко и др.)
Для решения поставленных задач и обоснования гипотезы использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философской, филологической, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, а также нормативных документов высшей и средней общеобразовательной школы; обобщение и систематизация полученных материалов; анализ содержания современного вузовского филологического образования; педагогическое моделирование, прогнозирование образовательных тенденций. Эмпирические методы: анкетирование, включённое наблюдение, диагностическая беседа, интервьюирование, тестирование, анализ творческих биографий, монографических характеристик, портфолио; анализ созданных студентами и учениками под руководством студентов продуктов творческой деятельности (художественных, публицистических, критических текстов), а также учебных текстов, созданных студентами; опытно-экспериментальная работа; метод самооценки и метод экспертных оценок; методы статистического анализа и математической обработки данных.
Положения, выносимые на защиту:
1. Креативная компетентность студента-филолога является ите-гральным многофакторным качеством личности, обусловливающим на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных творческих способностей студентов. Это самостоятельное личностное образование, находящееся в сложных диалектических связях с профессиональной компетентностью, предполагающих возможность как совпадения, так и расхождения с ней.
Структура креативной компетентности проявляется в специфических креативных компонентах следующих компетенций: филологической (литературоведческой, языковой и лингвистической), культурологической, психолого-педагогической, методической.
2. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза - это совокупность взаимосвязанных элементов: цели, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности, направленных на саморазвитие, самосовершенствование, «самодостраивание» личности при диалектическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающего приобретение профессионально и личностно значимых качеств, востребованных обществом, - креативной компетентности специалиста как профессионала и личности.
Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов сложная, открытая, диссипативная, само организующая -ся, далёкая от равновесия, поскольку творческая деятельность предполагает определённую спонтанность своего проявления, бессознательные импульсы, гетерохронные процессы. Эта система требует постоянного притока энергии извне, в том числе и энтропии, которая в результате мягкого резонансного управления не приведёт к деструкции.
3. Принципы построения методической системы:
- интегративностъ системы при автономности входящих в неё гуманитарных дисциплин, обеспечивающая постановку общих задач формирования креативной компетентности студента при сохранении специфики каждого предмета;
- модульность, обеспечивающая вариативность системы;
- гибкость, реализующаяся в возможности выбора студентами индивидуальных образовательных маршрутов и включения в содержание образования востребованных видов деятельности;
-дифференцированность, определяющая различный уровень самостоятельности студентов;
-надпредметность процесса и результата формирования креативной компетентности, которая реализуется в ценностно-смысловых связях и отношениях между структурными элементами системы и обеспечивается общей целью всех субъектов образовательного процесса в вузе;
-ориентация на работу с текстом как продуктом творческой деятельности; -ориентация на личностное восприятие художественного текста, которая определяется психолого-педагогическим подходом к отбору информации и учётом уровня литературного развития субъектов образовательного процесса.
4. Принципы функционирования методической системы: -открытость, которая реализуется в постоянном информационном взаимообмене с образовательной средой вуза, школы;
-непрерывность, определяющаяся ориентацией на саморазвитие студента; -управляемость и самоуправляемость системы, которые реализуются в наличии общей цели у всех её субъектов, позволяющей ей перестраиваться и самоорганизовываться, наращивая креативный потенциал; -диалогичность системы, проявляющаяся в её ориентации на режим диалога между всеми субъектами образовательного процесса, гуманистические отношения, основанные на эмоциональном комфорте;
-отапность методической системы, которая обеспечивает в процессе формирования креативной компетентности переход от подражания к творчеству; -принцип ориентации на переход от интуитивного действия в ситуации неопределённости к осознанному решению задачи;
-соответствие форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, что обеспечивается учётом специфики конкретного материала; -установка на творческое саморазвитие;
-установка на сотворчество, реализующаяся инновационным содержанием диалога, ведущего субъектов взаимодействия к созданию литературного текста.
5. Формирование креативной компетентности студентов достигается только при условии последовательного, поэтапного (спиралевидного) прохождения студентами стадий (репродуктивной, активизирующей, интегра-тивиой, творческой) формирования креативной компетентности будущего учителя, развитие сопровождается более ценным качеством, которое приобретает студент в процессе личностного и профессионального совершенствования.
6. Ведущие методы формирования креативной, компетентности, предполагающие как традиционное, так и инновационное их использование: -эвристический (метод «мозгового штурма», эвристические вопросы, инверсия, эмпатия, синектика, метод художественной интерпретации текста куль? туры);
-исследовательский (метод проектов, кейсов (ситуаций), метод критико-публицистический, моделирование, эксперимент, наблюдение); - рефлексивный (портфолио).
7. Реализации системы способствуют метапредметные креативные технологии (проблемные лекции, лекции-визуализации, «сократовские» диалоги, дебаты, полилоги, мастерские построения знаний, деловые игры, круглые столы, дискуссии, выполненные в технологии развития критического мышления чрез чтение и письмо, образовательные путешествия, рефлексивные и исследовательские портфолио), авторские методики (развития литературно-творческих способностей учеников, методики написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда).
8. С целью обеспечения эффективности работы методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов используется следующая типология креативных текстов (учебный, критический, художественный, публицистический).
9. Эффективное функционирование данной методической системы обеспечивает Программа обучения студентов-филологов, которая представляет собой генеральную совокупность креативных компонентов гуманитарных дисциплин, инновационных методических модулей «Развитие креатив-пых способностей личности», «Методика развития литературно-творческих способностей учащихся», модернизированных нами педагогических практик и модернизированного вузовского курса «Теория и методика обучения литературе».
10. Условием развития креативности студентов является наличие образца для подражания. Образец в лице преподавателя вуза, учителя не всегда может обладать высоким уровнем креативности, что с психологической точки зрения подтверждает идею о принципиальной незавершённости личности и об обретении собственной уникальности личности через диалог с «другим».
11. Критериями определения уровня сформированности креативной компетентности студентов-филологов являются:
- потребность в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность;
- способность к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности;
- способность к созданию критического текста читателя-профессионала;
- способность к созданию собственного художественного и публицистического текста;
- владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников;
- способность студентов научить учеников создавать свой текст читателя-критика (анализ и интерпретацию художественного текста);
- способность студентов научить учеников создавать свой художественный и публицистический текст;
- способность к уверенным и эффективным действиям в ситуации неопределённости на уроках, во внеклассной работе по предмету.
12. Разработанные критерии позволяют фиксировать индивидуальные показатели сформироваиности креативной компетентности у каждого конкретного студента - будущего учителя русского языка и литературы и определить, к какому типу учителей по уровню креативности он относится: учителю-ретранслятору, учителю-экспликатору, учителю-импровизатору, учителю-исследователю.
Научная новизна исследования состоит в том, что
1) впервые предметом специального методического исследования стала проблема формирования креативной компетентности студентов-филологов в процессе их профессионального образования;
2) разработана концепция формирования креативной компетентности студентов-филологов - будущих учителей, базирующаяся на закономерностях и принципах, раскрывающих зависимость между личной креативностью студентов и их профессиональной компетентностью;
3) доказана целесообразность введения в перечень компетентностей студентов-филологов креативной компетентности;
4) разработаны структура и содержательная часть креативной компетентности;
5) обоснована концептуальная основа построения методической системы формирования креативной компетентности студентов - двунаправленное гь процесса развития творческих способностей студентов-филологов, предполагающая приобретение студентами опыта творческой деятельности в ходе овладения ими методиками развития литературно-творческих способностей школьников;
6) разработана и научно обоснована методическая система формирования креативной компетентности будущих учителей-филологов и раскрыта в контексте компетентностного подхода к образованию, доказана целесообразность и возможность её формирования у будущих учителей;
7) определены методы, формы и технологии, направленные на реализацию содержательных линий методической системы;
8) выявлены и отобраны для учебных целей профессионально значимые виды текстов (учебные, критические, художественные, публицистические), в которых проявилась специфика работы над формированием креативной компетентности студентов-филологов.
Теоретическая значимость исследования:
1) внесен вклад в разработку понятийного аппарата теории и методики преподавания литературы: дана методическая интерпретация понятия «креативная компетентность»;
2) выявлена структура и компоненты понятия «креативная компетентность»;
3) выявлены закономерности» формирования у студентов креативной компетентности (этапность перехода от подражания в своей деятельности креативным образцам к подражательному творчеству, творческому подражанию и творчеству; переход от интуитивного действия в состоянии неопределенности к осознанному выбору решения; стадиальность);
4) выявлены и обоснованы принципы построения* и принципы функционирования методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов;
5) определены критерии, показатели сформированности креативной компетентности будущих учителей-словесников;
6) определены стадии формирования креативной компетентности студентов-филологов: репродуктивная, активизирующая, интегративная, творческая;
7) определена типология учителей по уровню креативности (учитель-ретранслятор, учитель-экспликатор, учитель-импровизатор, учитель-исследователь), экспериментально выявлена зависимость уровня развития творческих способностей учеников от типов учителей по уровню креативности, установлена связь между типами учителей и стадиями сформированное сти креативной компетентности студентов-филологов (репродуктивной, активизирующей, интегративной, творческой) по окончании педагогического вуза, определена методическая поддержка студентов, находящихся на разных стадиях сформированности креативной компетентности.
Практическая значимость диссертационного исследования:
1) создана научно обоснованная и экспериментально проверенная Программа формирования креативной компетентности студентов-филологов, имеющая цель непрерывного и поэтапного формирования данной компетентности у студентов начиная с первого курса на протяжении всего периода обучения в вузе;
2) разработан и реализован комплекс диагностических и обучающих методик, способствующих определению и развитию креативных способностей личности (методика «Создание текста», «Завершение фабулы», «Постановка проблемы»);
3) создана программа педагогической практики, отражающая использование разных видов методик, диагностических и обучающих, определяющих креативные способности учеников; использование технологии чтения и письма для развития критического мышления, методик написания сочинения-ассоциации, этюда, эссе, притчи; дебатов, образовательных путешествий, творческих мастерских и др.;
4) разработаны индивидуальные образовательные маршруты для студентов, находящихся на разных стадиях сформированности креативной компетентности с возможностью перехода их с одной стадии формирования данной компетентности на другую;
5) внедрены лекционные и практические занятия в вузе, ориентированные на развитие креативных способностей студентов и обучению их развитию литературно-творческих способностей учеников; разработана методика написания этюда и сочинения-ассоциации;
6) разработана авторская методика развития литературно-творческих способностей учеников, ориентированная на формирование креативной компетентности студентов-филологов;
7) разработаны методические рекомендации для преподавателей вуза, учителей-словесников, студентов-филологов, отраженные в монографиях и учебных пособиях;
8)созданная методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов может быть использована при обучении будущих учителей-словесников в вузе (бакалавриат и магистратура); материалы исследования могут найти применение в практике обучения студентов в средних специальных учебных заведениях, на курсах повышения2квалификации учителей русского языками литературы, в работе учителей-словесников.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена непротиворечивостью исходных методологических позиций, лежащих в основе разработанной концепции; использованием широкого круга разнообразных источников (философия, педагогика, психология, литературоведение, лингвистика, методика); репрезентативностью и достаточным объёмом выборки; комплексным использованием теоретических и эмпирических, методов исследования; многолетним и разносторонним опытом педагогической* деятельности самого автора в школе и вузе; достаточной длительностью эксперимента, проведённого на филологическом факультете Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургского педагогического колледжа №2, на занятиях в Институте повышения- квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ и неоднократным воспроизведением его с устойчивой повторяемостью результатов, подтверждённых математико-статистическими методами их обработки.
База исследования: ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГОУ СПО «Педагогический колледж №2» г. Оренбурга, ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», МОУ «Гимназия №1», МОУ «Гимназия №2», МОУ «Лицей №6», общеобразовательные школы № 30, 73, 9, 3 г. Оренбурга, сельские школы Оренбургской области (Акбулакского, Сорочинского, Соль-Илецкого районов), Вятская гуманитарная гимназия, общеобразовательные школы №16, 74 г. Кирова. Всего в исследовании на различных его этапах приняло участие 1000 учеников и 100 учителей гимназий, лицеев, школ; 39 преподавателей, 228 студентов филологического факультета ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»; 6 преподавателей, 17 студентов ГОУ СПО «Педагогический колледж №2» г. Оренбурга; 56 студентов ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет».
Апробация и^ внедрение результатов исследования существлялись в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», ГОУ СПО' «Педагогический- колледж №2». Теоретические и практические положения диссертации внедрялись в форме лекционных курсов, практических и лабораторных занятий по теории и* методике обучения литературе, мастер-классов в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ, на педагогической практике студентов 3,4,5 курсов в школах г.Оренбурга, на заседаниях методических объединений учителей гимназий МОУ «Гимназия №1», МОУ «Гимназия №2», МОУ «Лицей №6 », общеобразовательных школ № 30, 73, на заседаниях кафедры русской классической'литературы и методики преподавания литературы филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета и кафедры социально-гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО).
Результаты исследования докладывались на международных конгрессах МАПРЯЛ «Русская литература в формировании современной языковой личности» (С.-Петербург, 2007), «Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве» (С.-Петербург, 2008); международных, всероссийских, региональных научных, научно-практических конференциях, семинарах в Санкт-Петербурге (2002 - 2009гг.); на Всероссийской научнопрактической конференции «Профессиональная подготовка и становление личности будущего специалиста в условиях обучения в гуманитарном вузе» (Анапа, 2007); 6 и 7 Межвузовских научно-методических конференциях «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (Москва, 2007, 2008); на Форуме словесников (Москва, 2007); Международной конференции «Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе» (Киров, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в системе профессионального образования» (Оренбург, Филиал РГГШУ, 2008); Международной научно-практической конференции «Русский язык как средство межкультурно й-коммуникации и консолидации современного общества» (Оренбург, 2007) и других международных и научно-практических конференциях (Оренбург, 2000-2010); Всероссийской (с международным участием) научной конференции «Эстетические и лингвистические аспекты анализа* текста и речи» (Соликамск, 2002); Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Проблемы диалогизма современного искусства» (Стерлитамак, 2007); II и IV Международных научных конференциях «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2005, 2009).
Теоретические и практические положения диссертации апробировались на курсах повышения квалификации учителей-русского языка и литературы Оренбурга и Оренбургской области. Результаты исследования отражены в 58 работах общим объемом 74 п.л., из них: 2 монографиях, б учебных пособиях, 8 статьях в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Учебные пособия автора использовались студентами на педагогической практике, учителями общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, преподавателями вуза и педагогического колледжа.
Исследование проводилось с 2000 по 2010 г. и вкшочало следующие этапы: Первый этап (2000 - 2002гг.) посвящен изучению проблемы формирования креативности личности, креативности и творчества, компетенций, и компе-тентностей, а также профессиональной компетентности учителя-словесника в научной литературе. Определялся исходный понятийный аппарат проблемы, проверялись отдельные структурные компоненты проблемы, велись поисковые эксперименты, в процессе которых отбирались методики и диагностики, которые использовались в экспериментальной работе. Был смоделирован и проведён эксперимент с учителями и учениками общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Анализ образовательной практики стал основой для построения методической системы работы со студентами-словесниками. Второй этап (2003 - 2006гг.) направлен на уточнение и разработку понятийного аппарата исследования, обоснование и разработку теоретико-методологических и технологических основ концепции; уточнялись цель, гипотеза, задачи исследования; разрабатывались методы исследования избранной проблемы. На данном этапе была смоделирована методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов, проведён констатирующий эксперимент, начат формирующий эксперимент. Осущест-' влялись замеры уровней сформированности креативной компетентности студентов-словесников через анализ творческой деятельности студентов и их учеников на педагогической практике, самооценку и экспертную оценку. Определялся индивидуальный образовательный маршрут для студентов, находящихся на.определённой стадии сформированности креативной компетентности. На данном этапе автором исследования были разработаны и опубликованы учебно-методические пособия: «Методика развития творческих способностей учащихся (спецсеминар-практикум): учебно-методическое пособие» (Оренбург, 2005), «Методика организации и проведения педагогического эксперимента в школе и вузе: учебно-методическое пособие» (Оренбург, 2005), а также научные статьи по проблеме исследования. Третий этап (2007-2008 гг.) был нацелен на систематизацию и обобщение теоретического и эмпирического исследования, на интерпретацию результатов исследования в ходе формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы. Определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, условия формирования креативной компетентности студентов-филологов в педагогическом вузе, отбирался и систематизировался материал, данный в приложении диссертационного исследования (экспериментальное поле исследования, диагностические методики, анкеты и интервью, учебные, критические, художественные, публицистические тексты, созданные студентами и под их руководством тексты, написанные учениками). Продолжалось «включённое наблюдение» за обучением студентов в вузе и их работе на государственной педагогической практике, монографическое наблюдение за студентами экспериментальной группы. На этом этапе была опубликована монография автора по теме исследования «Готовность студентов к развитию творческих способностей учеников как аспект формирования креативной компетентности будущих учителей-словесников» (Оренбург, 2008). Результаты исследовательской работы, представлены в четырёх статьях изданий, рекомендованных ВАК РФ: «Проблема развития литературно-творческих способностей личности в методике преподавания литературы XIX - первой четверти XX вв. (К истории вопроса) // Известия Самарского научного центра РАН. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. 2008. №1.; «Подготовка студентов-филологов к развитию творческих способностей учеников» //Профессиональное образование. Столица. 2008. №7.; Развитие литературно-творческих способностей и формирование креативной личности //Искусство и образование. 2008. №1 (51); «Креативная компетентность педагога» //Профессиональное образование. Столица. 2008. №12.
Четвёртый этап (2009-2010гг.) был направлен на проведение отсроченного эксперимента - наблюдения за самостоятельной работой выпускников в общеобразовательной школе, прошедших обучение по разработанной автором исследования методической системе формирования креативной компетентности студентов-филологов. Обобщение, систематизация материалов исследования, сопоставление результатов работы экспериментальной группы с результатами контрольной группы, выводы об эффективности разработанной методической системы и состоятельности гипотезы в целом. На данном этапе работы было опубликовано учебно-методическое пособие «Теория и методика обучения литературе» (Оренбург, 2009), монография «Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза» (Оренбург, 2010, май). Результаты завершающего этапа исследования получили отражение в статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ: «Критерии, показатели и стадии формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. №1; «Этюд как один из способов развития литературно-творческих способностей учащихся» //Литература в школе. 2009. №3; «Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике //Известия^ Самарского научного центра РАН. Педагогика и психология. Филология и искусствоведение. 2009. Т.П. №4 (30). «Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования» //Человек и образование. 2009. №1. Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование общим объёмом 490 страниц состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 400 наименований, отдельного тома приложений, которые представляют экспериментальное поле исследования, диагностические методики, используемые автором при проведении исследования, критические, художественные, публицистические тексты, созданные студентами и под их руководством школьниками, учебные тексты, написанные студентами. Том приложений состоит из 184 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование креативной речевой деятельности будущих учителей немецкого языка общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Тагирбекова, Надият Фамилбековна
Подготовка будущих учителей-словесников к реализации профильного обучения на основе компетентностного подхода2007 год, кандидат педагогических наук Артеменко, Надежда Анатольевна
Язык и искусство в формировании методической компетенции будущих учителей-словесников2005 год, доктор педагогических наук Сычугова, Лия Павловна
Творческий портрет персоналии как профессионально значимый жанр речи учителя русского языка и литературы2003 год, кандидат педагогических наук Журавлева, Ирина Владимировна
Выразительность речи студентов-филологов как фактор совершенствования их коммуникативно-речевой подготовки1999 год, кандидат педагогических наук Можайцева, Галина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Брякова, Ирина Евгеньевна
Выводы по 4 главе
1. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов базируется на определённых принципах построения и функционирования, которые основаны на реализации философских, педагогических, методических принципов. Принципами построения данной методической системы являются интегративность и автономность, модульность, гибкость, дифференцированность, надпредметность, ориентация на работу с текстом, личностностое восприятие художественного текста. К принципами функционирования данной методической системы относятся открытость, непрерывность, управляемость и самоуправляемость, диалогичность, этап-ность, соответствие форм и методов работы преподавателя характеру изучаемого текста, установка на творческое саморазвитие, сотворчество, ориентация на переход от интуитивного* действия в ситуации неопределённости' к осознанному решению задачи.
2. При формировании креативной компетентности важно сохранить глубину фундаментальных знаний по отдельным дисциплинам, так как, они являются основой формируемой компетентности, поэтому необходимость соблюдения принципа интегративности при автономности литературоведческих, лингвистических, методических; педагогических, эстетических дисциплин является особенностью данной методической системы.
3. Текст как продукт творческой деятельности, являясь интегрирующей единицей филологических дисциплин, выступает основным средством обучения студентов в нашей методической системе.
4. Мы предположили, что сформировать креативную компетентность студентов-словесников возможно, сделав актуальной данную задачу для всех преподавателей, принимающих участие в эксперименте, начиная с первого курса обучения, сориентировав их на надпредметный (интегративный) результат, отвечающий цели проектируемой системы.
5. Наша методическая система предполагает раннюю постановку задачи (начиная с 1 курса) формирования креативной компетентности студентов-филологов перед преподавателями вуза и студентами. Преподаватели литературоведческих и лингвистических дисциплин в своей работе используют креативные методы и технологии обучения литературе или их элементы, уже с первого курса ориентируют студентов на создание критического, публицистического, художественного текста, что способствует слаженной работе системы и, с нашей точки зрения, формированию надпредметного интегра тивного результата - креативной компетентности студентов-словесников.
6. Смоделированная научно обоснованная Программа имеет цель непрерывного и поэтапного формирования, профессиональной креативной компетентности студентов-филологов с первого курса на протяжении всего периода обучения в вузе.
7. Данная' методическая система обеспечивает возможность студентам самим пройти через все этапы творческого процесса от подражания-через творческое подражание, подражательное творчество к самостоятельному творчеству, тем самым потенциальную креативность, имеющуюся у каждого субъекта образовательного процесса, перевести, в актуальную, что даст новый толчок к развитию личности и позволит ей перейти на новую стадию формирования креативной компетентности.
8. Поскольку формирование креативной- компетентности студентов-филологов - процесс неравномерный и гетерохронный, считаем важным рассматривать его как переход от одной стадии формирования креативной компетентности к другой по мере качественного накопления и изменения данного феномена. В нашем случае это будут стадии репродукции, активизации, интеграции, творчества.
9. В результате теоретического анализа основополагающих рабог по проблеме исследования, собственного опыта преподавания в вузе и школе нами были разработаны критерии и показатели креативной компетентности студентов-филологов.
10. Процесс вузовской подготовки филологов - будущих учителей словесности имеет важный компонент, интегратор, объединяющий теорию с практикой - педагогическую практику. В нашей методической системе педагогическая практика имеет инновационный характер, у неё иная, расширенная система задач и умений: одна из задач - формирование креативной ком-петенгности студентов-филологов. Инновационный характер педагогической практике придаёт формирование следующих умений у студентов: умение собирать, описывать и анализировать опыт учителей, описывать и анализировать свой собственный опыт; развивать литературно-творческие способности учеников, обучать школьников написанию критических, художественных, публицистических текстов, используя методики и креативные технологии; самосовершенствоваться- в процессе своей творческий педагогической^ деятельности. На педагогической практике студенты осваивают индивидуальные образовательные маршруты.
В процессе качественно организованной инновационной практики можно судить о динамике формирования креативной компетентности студентов-филологов.
11. В процессе формирования креативной компетентности студентов-филологов использовалась авторская методика развития литературно-творческих способностей, инновационные технологии и формы обучения: технологии развития критического мышления через чтение и письмо, дискуссии, выполненные в режиме данной технологии, портфолио, дебаты, мастерские построения знаний, полилоги, образовательные путешествия, авторские локальные технологии написания сочинения-ассоциации, сочинения-этюда, а также традиционные технологии с инновационными элементами (лекции разных типов).
Реализация методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов и верификация её основных положений осуществлялись в ходе обучающего эксперимента, чему посвящена 5 глава исследования.
Рисунок 2
Модель формирования креативной компетентности студентов-филологов I
Компоненты креативной компетентности ■
Мотнвацнонш.ш
Аксиологический
Когнитивный
Оиерациональ
Рефлексивиый N тадии (Ьоомиоования
Коитешш креативной компетентности
Потребность в самоактуалк-зацин, самореализации, саморазвитии через нрофессно-нально-творчсскую деятельность
Способность студентов к определению творческой задачи для успешного осуществления собственной методической деятельности
Способность студентов к созданию критического текста читателя-профессионала
Способность студентов к созданию собственного художественного к публицистического текста
Владение методическим инструментарием развития литературно-творческих способностей учеников Способность научить учеников создавать свой текст читателя критика (анализ и интерпретацию) Способность научить учеников создавать художественный и публицистический 1СКСТ Способность студентов к уверенным и эффективным действиям в ситуации неопределенности на уроках, во внеклассной работе Ч
Результат: креативная личность, способная к эффективной творческой самореализации и развитию литературно-творческих способностей учеников, обладающая креативной компетентностью педагога-филолога, профессионально мобильная
Глава 5. Экспериментальная проверка методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов на различных этапах подготовки в вузе
5.1. Построение экспериментальной работы
В соответствии с задачами и гипотезой исследования нами была разработана методика проведения эксперимента.
В эксперименте приняли участие 228 студентов, 39 преподавателей филологического факультета Оренбургского государственного педагогического-университета, 6 преподавателей, 17 студентов Оренбургского педагогического колледжа №2, 56 студентов Вятского государственного гуманитарного университета.
Процесс формирования креативной компетентности студентов-филологов монографически» изучался- у 78 студентов филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета.
Целью констатирующего этапа эксперимента было исследование креативности студентов экспериментального 1 и контрольного 3 курса (первого, так как студенты только приступают к профессиональной подготовке, а именно с 3 курса начинает изучаться методика преподавания литературы и русского языка), их мотивации ^ профессиональной деятельности, выяснение студенческих ожиданий, связанных с профессией, стремления к творческой самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Данный этап предоставил возможность выявить мотивацию у студентов при поступлении на филологический факультет и в дальнейшем - зависимость мотивации и результатов обучения и саморазвития студентов в процессе экспериментальной работы, определить «болевые точки» подготовки абитуриентов в общеобразовательной школе к поступлению в вуз и определить координацию деятельности вуза и школы в этом направлении. Констатирующий этап позволил выявить готовность студентов к развитию собственной креативности и к развитию креативности учеников, выявить факторы, препятствующие этому процессу, и способы устранения барьеров на пути к творчеству.
Целью формирующего этапа эксперимента было выявление эффективности методической системы формирования креативной компетентности студентов-филологов, уточнение принципов её функционирования. Работа проводилась в следующих направлениях:
• Проведение долгосрочного эксперимента на базе филологического факультета ОГПУ, Оренбургского, педагогического колледжа №2 (2005
• 2009 гг.).
• Разработка модульного построения содержания курса «Теория и методика обучения литературе», ведущей идеей которого стало развитие собственной креативности студентов и обучение студентов развитию литературно-творческих способностей школьников. Экспериментальная проверка проблемного модуля «Развитие креативных способностей личности», модуля. «Методика развития литературно-творческих способностей учеников». Проверка Программы формирования креативной компетентности студентов-филологов. • Задействование всех предметов, изучаемых студентами филологического факультета, исходя из задач-эксперимента и конечного результата (формирования креативной компетентности).
• Разработка и внедрение инновационных форм педагогической практики.
• Организация работы студентов совместно с преподавателями вуза с одарёнными детьми по индивидуальному образовательному маршруту.
• Использование активных и интерактивных методов обучения студентов, креативных технологий и методик, развивающих собственные креативные способности студентов и обучающих развитию этих способностей у школьников. Эта же работа проводилась на базе Оренбургского педагогического колледжа №2 в экспериментальной группе. Часть преподавателей, проводящих занятия в педагогическом колледже, - преподаватели педагогического вуза, принимавших участие в эксперименте.
Оценочно-контрольный этап эксперимента позволил зафиксировать и проанализировать результаты, а также прогнозировать перспективы дальнейшей деятельности. Результаты проведённого эксперимента осмыслялись в теоретическом и практическом аспектах самим исследователем, разработавшим методику проведения экспериментальной работы, докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях городского, регионального, Всероссийского значения, на проблемных семинарах ОГПУ и Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО), а также нашли отражение в дипломных работах студентов, в работах учителей на высшую аттестационную категорию.
Исследование процесса формирования креативной компетентности студентов-филологов осуществлялось и. фиксировалось с помощью комплекса,-методик:
• монографических характеристик студентов, участвовавших в экспериментальной работе. Было составлено и проанализировано автором исследования 78 характеристик студентов, этими же студентами были написаны, самохарактеристики, дана самооценка своимт креативным способностям, затем на этих же студентов были составлены характеристики другими студентами и учителями, у. которых они проходили педагогическую практику. В результате такого широкого анализа личностных изменений« под воздействием определяющих факторов разработанной нами методической системы, сопоставительного анализа этих данных были сделаны выводы и обобщения об эффективности работы методической системы формирования-креативной компетентности студентов;
• анкетирования, интервьюирования, позволяющих выявить мотивы и ценностные ориентации студентов в процессе экспериментальной работы;
• анкетирования и интервьюирования преподавателей вуза, работающих со студентами, помогающих определить степень актуальности данной проблемы для преподавателей вуза и в дальнейшем направления работы по развитию креативных способностей студентов. Были проанализированы 19 анкет и интервью с преподавателями вуза и б анкет и интервью с преподавателями педагогического колледжа;
• методики оценки творческих работ студентов, а также анализа и интерпретации ими художественного текста;
• авторских методик «Создание текста», «Завершение фабулы», «Постановка проблемы» с целью проведения качественного анализа текстов, созданных студентами в процессе их обучения по данной методической системе и их учениками на педагогической практике;
• наблюдения за индивидуальным стилем деятельности студентов с целью фиксирования их продвижения от репродуктивной стадии формирования креативной компетентности к творческой стадии;
• оценки урока студентов как учебного текста на педагогической практике (конспект и его реализация);
• самооценки студентами своей деятельности по развитию собственных креативных способностей и развитию литературно-творческих способностей учеников;
• методики «портфеля личных достижений», фиксирующей результаты творческого труда каждого студента, технологических карт, конспектов уроков, рефлексивных дневников; банка методических идей, позволяющих сделать выбор в пользу креативных технологий, методов работы, форм, предоставляющих возможность самосовершенствоваться в работе по развитию собственных креативных способностей и креативных способностей учеников на педагогической практике;
• отдельных методик, направленных на диагностику уровней сформи-рованности креативной компетентности, представляющих собой формирующие и корректирующие методики, что позволяет сделать процесс обучения студентов более эффективным;
• рейтинговой системы оценки качества сформированной креативной компетентности студентов;
• математико-статистических методов обработки результатов.
Такой обширный исследовательский инструментарий дал возможность проверить эффективность формирования креативной компетентности студентов - филологов педагогического вуза в данной методической системе посредством компетентностного подхода, интегрирующего суть деятельностио-го, личностно ориентированного, личностно - деятельностного, акмеологиче-ского, контекстного, андрагогического подходов. Процесс формирования креативной компетентности,студентов-филологов проходил в три этапа:
1 этап - адаптационный, охватывающий Г курс обучения;
2 этап - формирующий - 2,3,4,5 курсы;
3 этап -контрольный - конец-выпускного 5 курса.
В процессе работы в результате диагностики формируемой креативной компетентности? по критериям; и показателям, и определения; стадий; её: формирования было- выявлено, что адаптационный? этат эксперимента; соотносится с. репродуктивной стадией формирования-креативной компетентности студентов-филологов, формирующий - с активизирующей? и интегративной стадиями формирования; креативной компетентности студентов-филологов, контрольный - с: творческой;:стадией формирования креативной? компетентности студентов-филологов,. хотя мы > иг понимаем; некоторую условность этого деления; Поскольку процесс формирования; креативности* носит гетеро-хронный. характер, мы. предположили; что студенты могут опережать илйше-сколько отставать в переходе с одной стадии формирования креативной-компетентности на другую. В этом случае мы учитывали индивидуальные особенности студентов и создавали индивидуальные образовательные маршруты. Некоторая* условность соотнесения стадий формирования: креативной компетентности с этапами экспериментальной работы и курсами объясняется удобством фиксации промежуточных результатов исследования и их анализа. В ходе эксперимента анализировались критические, художественные, публицистические тексты, созданные студентами и под их руководством учениками, учебные тексты (конспекты уроков и сами уроки), участие в разработке личностно ориентированных технологий, портфолио, где фиксировалась рефлексия студентов, технологическая карта студентов.
Для более объективной оценки сформированное™ креативной компетентности студентов-словесников нами были определены критерии и показатели, которые замерялись специальными методиками при переходе студентов с одной стадии на другую. Стадии формирования данной компетентности студентов-словесников определялись суммарной оценкой (самооценкой и экспертной оценкой) по критериям и показателям. В роли экспертов выступали преподаватели вуза, учителя школ, где проходили педагогическую практику студенты, сам диссертант с целью коррекции дальнейшего пути формирования данного феномена.
При создании методической системы, нами учитывался креативный компонент каждого предмета, спецкурса, спецсеминара и возможности эффективного включения его в контекст исследования. Преподаватели получали консультации в процессе проведения эксперимента по использованию креативных технологий, интерактивных методов и форм обучения студентов. Диссертантом, обрабатывались и осмыслялись результаты креативной деятельности студентов по всем предметам (создание студентами^ критических, публицистических, художественных текстов), совместно с преподавателями других дисциплин намечались пути дальнейшей работы по-формированию-креативной компетентности студентов-словесников.
Педагогические практики и работа студентов в творческих мастерских под руководством учителя в течение всего срока обучения дали возможность диссертанту увидеть динамику формирования данной компетентности, убедиться в эффективности условий её формирования.
Формирование креативной компетентности студентов-филологов осуществлялось методом «погружения» студентов в проблему в течение всех лет обучения в вузе посредством проблемного обучения с учётом вариативности обучения, дифференциации и индивидуализации обучения. Это проявлялось в создании различных форм микрообучения (спецкурсов, спецсеминаров, практикумов, консультаций, индивидуальных образовательных маршрутов), в модульном обучении, в организации исследовательской деятельности студентов, в решении разного уровня сложности творческих задач.
В процессе «погружения» в проблему студентов и преподавателей на кафедрах создавался банк инновационных технологий, интерактивных методов обучения. Студенты занимались накоплением и систематизацией педагогического и методического материала в виде «педагогических копилок» в портфолио, что усиливало их интерес к педагогической деятельности.
5.2. Констатирующий этап экспериментальной работы
С целью выяснения мотивации студентов при поступлении в университет было проведено собеседование с абитуриентами» в процессе сдачи вступительных экзаменов (опрошено 92 абитуриента) и анкетирование студентов 1 курса (78 студентов). Предмет исследования - наличие позитивных ожиданий у студентов от процесса обучения в вузе. Цель - выявление внутренней и внешней мотивации абитуриентов и студентов при поступлении в педагогический вуз на филологический факультет, а также место креативной составляющей в ожиданиях студентов от процесса обучения.
Собеседование с абитуриентами показало, что решающим фактором в выборе вуза и факультета стало желание стать филологом, на втором месте в ранжировании мотивов - любовь к детям. Ни один из абитуриентов не сказал, что это был случайный выбор или что они не будут связывать образование с будущей профессией. Мы допускаем некоторую долю неискренности абитуриентов в ответах, может быть, из-за боязни некоторой пристрастности при зачислении в вуз.
С нашей точки зрения, более реальную картину дало анкетирование студентов 1 курса, которые успели получить первые впечатления от учебного процесса (анкета № 1 дана в приложении 5).
Данная анкета полузакрытого типа предоставляет возможность выявить мотивы поступления студентов в педагогический вуз, их ожидания от процесса обучения, адаптацию к новой учебной среде, наметить пути работы преподавателей со студентами.
При подсчёте результатов мы учитывали ответы по нескольким параметрам, так как студенты указывали сразу несколько мотивов в выборе своей будущей профессии, поэтому общее количество ответов составило более 100% (таблица 15).
Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Брякова, Ирина Евгеньевна, 2010 год
1. Краснощекова Е. «Обломов» И. А. Гончарова. М., 1970.
2. Программа по литературе. 10-11 классы /под ред. В.Г. Маранцмана. М., 2006.
3. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.
4. Интервью с Н.С.Михалковым// Ь»р:/^уущ.а1Сш/оп1те/аЦ71127/03 01
5. Эпиграф: Кино — это категория и кочичество вопросов, а не категория и количество ответов.
6. Из интервью с Н.С.Михалковым1. Ход урока:1. Слово учителя.
7. На сегодняшнем уроке мы заканчиваем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Но сегодня у нас с вами необычное занятие, потому что говорить мы будем о фильме Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».2. Беседа.
8. Сообщение ученика об истории создания фильма.
9. Ученик рассказывает об идее экранизации, процессе написания сценария, съемочной группе, подборе актеров на главные роли.
10. В сцене посетителей показан только Алексеев, других посетителей нет.-Почему режиссер не изобразил Волкова, Пенкина, Судъбинского, Тараитьева, а ограничился только Алексеевым?
11. Михалков хочет подчеркнуть, что, по сравнению с Обломовым, они все такие же безликие, как и Алексеев. Образ Алексеева у Михалкова еще более собирательный, чем у Гончарова.- Что Михалков как режиссёр добавляет от себя?
12. Почему Михалков уделяет ему такое внимание?
13. В этом эпизоде в самом Штольце борются штольцевское и обломовское начала; и обломовское, пусть на мгновение, но берет верх.
14. Михалков хотел подчеркнуть-однообразие жизни Обломова. Все его дни стали настолько похожи, что слились в один. И лишь когда Обломов полюбил Ильинскую, он начинает жить совершенно иной жизнью. Именно об этих днях и говорит Михалков.
15. Обломову постоянно что-то мешало стать счастливым. Возможно, это то явление, которое обозначено словом, присутствующим в теме нашего урока, «штольцевщина».-Образованоли оно по аналогии со словом «обломовщина»?
16. Штольцевщина» слово, придуманное Михалковым. Как вы думаете, что оно обозначает?
17. Явления жизни, при которых материальное и практичное губит все духовное.
18. Еще раз посмотрите фильм и напишите сочинение на тему: «Роль детали в романе Гончарова «Обломов» и в фильме Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».
19. Анализ проведённых студентами уроков на педагогической практике и предоставленных учебных текстов (конспектов уроков) дал следующие результаты:
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.