Метафоризация морально-ценностных концептов в художественном творчестве Г. Флобера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Розанова Наталия Феликсовна

  • Розанова Наталия Феликсовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 203
Розанова Наталия Феликсовна. Метафоризация морально-ценностных концептов в художественном творчестве Г. Флобера: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет». 2024. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Розанова Наталия Феликсовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ КОНЦЕПТОВ

1.1 Принципы типологической классификации

концептов

1.2 Релевантные свойства религиозно-философских морально-ценностных концептов

1.3 Роль морально-ценностных концептов в нравственной, мифологической и религиозной картинах мира

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. МЕТАФОРИЗАЦИЯ МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ КОНЦЕПТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Г. ФЛОБЕРА

2.1 Истоки и эволюция философско-эстетического кредо

Г. Флобера

2.1.1 Феномен искусства и веры в философско-эстетическом кредо Г. Флобера

2.1.2 Формирования творческой личности

2.1.3 Способ превращения реального объекта в художественный образ

2.1.4 Отражение индивидуально-авторского сознания

Г. Флобера в философско-религиозном произведении «Искушение святого Антония»

2.1.5 Философско-религиозное произведение Г. Флобера «Искушение святого Антония» в трудах российских

и зарубежных исследователей

2.2 Методы исследования концептов: пропозиционально-фреймовый анализ

2.3 Структура концепта и ее метафорическая

вербализация

2.3.1 Структура концепта

2.3.2 Метафорическая вербализация концептов

2.3.2.1 Метафорическая репрезентация концепта «âme -душа» в индивидуально-авторском сознании

Г. Флобера

2.3.2.2 Метафорическая вербализация и этнокультурная репрезентация концепта «péché - грех» в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера

2.3.2.3 Метафорическая репрезентация концепта «tentation -искушение» в индивидуально-авторском сознании

Г. Флобера

2.3.2.4 Метафорическая репрезентация концепта «foi - вера»

в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНО-ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ МАКРОКОНЦЕПТА «VÉRITÉ - ИСТИНА» В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОМ СОЗНАНИИ Г. ФЛОБЕРА

3.1 Междисциплинарные аспекты концепта «vérité

истина»

3.2 Релевантные свойства макроконцепта

3.3 Метафорическая репрезентация макроконцепта «vérité - истина» в индивидуально-авторском

сознании Г. Флобера

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафоризация морально-ценностных концептов в художественном творчестве Г. Флобера»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование посвящено изучению вербализации морально-ценностных концептов метафорическими средствами в философско-религиозном произведении «Искушение святого Антония» выдающегося классика французской литературы Гюстава Флобера, отражающего его мировосприятие, художественно-эстетическое кредо. Значимость исследования этой темы возрастает в настоящее время в связи с антропологической переориентацией гуманитарного знания, результатом которого стало, в частности, формирование нового направления исследований - когнитивной метафоры.

Художественный текст крупных писателей отражает их систему ценностей, эстетическое кредо. Таким образом, художественный текст рассматривается как сложный феномен, интегрирующий аксиологическую составляющую, и отражает индивидульно-авторскую картину мира.

Одним из важнейших мыслительных механизмов, определяющих отношение человека к действительности, является метафора, представляющая собой важный и сложный механизм в процессе познания внешнего и внутреннего мира в их единстве, выступающая не только в качестве стилистического приёма, но, прежде всего, как метод отражения и выражения когнитивных процессов, происходящих в сознании и мышлении индивида. В когнитивной лингвистике метафоры рассматриваются как мыслительный механизм структурирования познавательного опыта. Антропоцентрический и аксиологический подходы помогают лучше проникнуть в суть процесса метафорического переноса.

Особенности метафорической репрезентации морально-ценностных концептов «âme - душа», «péché - грех», «tentation - искушение», «foi -вера» исследуются в связи с их интеграцией в рамках макроконцепта «vérité - истина» в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера. Эти концепты являются основополагающими, составляющими концептосферу Г. Флобера и важны для понимания его индивидуально-авторского сознания.

На их формирование оказали влияние воспринятые им идеи пантеизма, атеизма, деизма и французского рационализма.

Актуальность исследования обусловлена тем, что морально-ценностные концепты занимают центральное место в духовной жизни человека и социума, выражают мировосприятие индивида, а также выступают в качестве регулятора социального и индивидуально-этического поведения. В работе проводится исследование когнитивных основ метафорического осмысления морально-ценностных концептов в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера, что позволяет по-новому, более глубоко воспринимать его художественное творчество.

Научная новизна заключается в том, что:

- впервые морально-ценностные концепты, объективирующие индивидуально-авторское сознание Г. Флобера, являются объектом исследования;

- впервые для изучения подобных концептов используется теория когнитивной метафоры;

- впервые делается попытка исследования метафорических репрезентаций морально-ценностных концептов в индивидуально-авторской, концептуальной картине мира;

- впервые предпринята попытка реконструкции макроконцепта «vérité - истина» методом пропозиционально-фреймового моделирования (субъект - предикат - объект).

Объектом исследования являются релевантные свойства морально-ценностных концептов «âme - душа», «péché - грех», «tentation -искушение», «foi - вера» и их интеграция в рамках макроконцепта «vérité -истина», в преломлении художественного мира Г. Флобера.

Предметом исследования является метафоризация доминантных признаков концептов «âme - душа», «péché - грех», «tentation - искушение», «foi - вера» и их интеграция в рамках макроконцепта «vérité - истина» в художественном творчестве Г. Флобера.

Рабочая гипотеза заключается в том, что концепт «vérité - истина», являющийся центральным в эстетико-философской драме Г. Флобера, представляет собой макроконцепт, интегрирующий концепты «âme - душа», «péché - грех», «tentation - искушение» и «foi - вера». Когнитивное содержание этих концептов обусловлено эстетико-философским мировоззрением Г. Флобера, сформировавшимся под влиянием философского учения Б. Спинозы и религиозно-философского учения Пантеизм, отождествляющего Бога с природой.

Цель работы заключаются в том, чтобы определить особенности метафорических репрезентаций морально-ценностных концептов в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера.

В ходе исследования предполагается решить ряд задач на базе художественного текста на французском языке:

- сформулировать основные свойства морально-ценностных концептов;

- выделить составляющие их области - понятийную, образную и ценностную;

- определить зависимость состава этих концептов от эстетико-философского мировоззрения писателя;

- исследовать фреймовый состав концептов «âme - душа», «péché -грех», «tentation - искушение», «foi - вера»;

- проследить интеграцию исследуемых концептов в рамках макроконцепта «vérité - истина».

Материалом исследования является философско-религиозное произведение Г. Флобера «Искушение Святого Антония», теоретические работы ведущих отечественных лингвистов таких, как: Н. Д. Арутюнова, Н. Н. Болдырев, С. Г. Воркачёв, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, В. А. Маслова, М. В. Пименова, З. Д. Попова, Г. Г. Слышкин, И. А. Стернин и др., а также зарубежных лингвистов и философов таких, как: Ш. Балли, А. Вежбицкая, М. Джонсон, Дж. Лакофф, Кр. Леманн, Ж. Маритен,

М. Минский, Ч. Филлмор, К. Юнг и др., посвященные проблематике диссертационного исследования, энциклопедические и толковые словари французского языка.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных лингвистов, разрабатывающих типологию концептов, теорию когнитивной метафоры, индивидуально-авторскую картину мира, литературоведческие работы.

Методология исследования: в диссертации используются общенаучные и частные методы. К общенаучным относятся методы индуктивно-дедуктивный, обобщения, абстрагирования. Метод индукции позволяет на основе конкретного материала сформировать теоретические выводы. Метод дедукции - теоретически обосновать и обобщить полученные индуктивным путем теоретические выводы. К частным методам относится, прежде всего, когнитивный подход к изучению метафоры. Метафора рассматривается как ментальная операция, как средство познания внешнего и внутреннего мира человека, выражение его мировосприятия в художественном творчестве.

Применение указанных подходов обуславливает выбор следующих частных методов исследования материала: метод сплошной выборки, анализ на основе дефиниций, вербально представленных в толковых словарях, метод семантико-когнитивного описания, фреймовый анализ как способ определения иерархической организации семантических элементов, контекстуальный анализ, позволяющий выявить в тексте специфику функционирования языковых средств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Морально-ценностные концепты могут быть охарактеризованы как репрезентирующие и эксплицирующие номинации высших ценностей. В группу морально-ценностных концептов входят концепты, содержащие в себе знания о трансцендентном, сакральном, то есть основное содержание

которых имеет религиозный характер, а также концепты, представляющие собой источник морально-нравственных ценностей.

2. Языковой материал способен обеспечить доступ к содержанию исследуемых ментальных образований. Аксиологичность, сакральность, трансцендентность, присущие концептуальным характеристикам, составляющим морально-ценностные концепты, говорит об их динамичном характере и позволяет их исследовать методом пропозиционально-фреймового анализа (субъект - предикат - объект).

3. Содержание морально-ценностных концептов составляют три составляющие: понятийная, образная и ценностная, представляющие собой смыслы, соответствующие индивидуально-авторскому сознанию, которые формируются в качестве продукта мыслительной деятельности, обладающего признаком оценки. Вербализация характеристик концептов объективирована посредством лексических единиц, метафорических репрезентаций, характерных для философского направления пантеизм, отождествляющего Бога с природой.

4. Увеличение количества концептуальных признаков морально-ценностных концептов ввиду того, что они сформированы индивидуально -авторским сознанием Г. Флобера, являвшегося приверженцем философии пантеизма, отождествляющего Бога с природой, привело к расширению границ концептов, таким образом, произошла репрезентация понятий духовной культуры посредством понятий материальной культуры. В результате центральную роль в восприятии концептов начинает играть метафорическая репрезентация данных концептов в индивидуально-авторском сознании.

5. Макроконцепт «vérité - истина» является центральным концептом индивидуально-авторской концептосферы Г. Флобера. Репрезентируемый как путь, поиск Истины, макроконцепт сформирован индивидуально-авторским сознанием, поэтому основными факторами этого поиска являются процессы, происходящие в сознании автора.

6. Макроконцепт «vérité - истина» представляет собой пропозиционально-фреймовую структуру, интегрирующую в себе базовые концепты «âme - душа» и «péché - грех», субординатный концепт «tentation -искушение», предикат «foi - вера». Путь, поиск «истины» представляет собой увеличение количества концептуальных признаков макроконцепта «vérité - истина» и, следовательно, расширение его границ в духовной культуре.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что она вносит определенный вклад в исследование морально-ценностных концептов, имеющих большую социальную и идеологическую значимость и шире - в типологию концептов, также в новое научное направление - теорию когнитивной метафоры и в мало исследованную область - когнитивный аспект метафоризации в диахронии. В литературоведческом аспекте проведенное исследование способствуют более глубокому пониманию индивидуально-авторского сознания, мировоззрения Г. Флобера, его художественно-эстетического кредо.

Практическая значимость. Материал исследования может быть использован в курсах лексикологии и стилистики французского языка, в спецкурсах по когнитивной лингвистике, практических курсах французского языка, в лекциях и семинарах по истории французской литературы.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечена комплексным подходом к изучаемой проблеме, использованием адекватно подобранных методов и способов исследования, а также значительным материалом исследования, подобранного из философско-религиозного произведения Г. Флобера «Искушение святого Антония» на французском языке.

Апробация основных положений, выводов и результатов диссертационного исследования осуществлялась:

- на заседаниях кафедры лексикологии и стилистики французского языка ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» (2017-2023 гг.);

- на Международных научно-практических конференциях: «Романистика в эпоху полилингвизма» (Москва 2017, 2018, 2021, 2022 гг.), «Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака» (Москва 2018, 2019 и 2020 гг.), «Аутентичный диалог России и франкофонного мира в пространстве культуры, языка, литературы» (Москва 2019 и 2020 гг.) и «Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании» (Москва 2020 г.);

- посредством публикаций пяти статей, в том числе, трех статей в научных журналах, включенных в перечень российских рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК и двух статей в иных научных изданиях для публикации основных научных результатов диссертационного исследования;

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях, включенных в Перечень ВАК:

1. Розанова Н. Ф. Метафорическая репрезентация концепта «foi / вера» в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. Выпуск 8 (824). С. 161-170. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/8 824 H.pdf

2. Розанова Н. Ф. Образные средства вербализации концепта «tentation - искушение» в индивидуально-творческом сознании Г. Флобера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. С. 285-289.

3. Розанова Н. Ф. Концептосфера религиозно-философского художественного творчества Г. Флобера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 9. C. 239-245.

Публикации в иных научных изданиях:

1. Розанова Н. Ф. Метафорическая репрезентация концепта «péché -грех» в художественном творчестве Г. Флобера // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака. Сборник статей по итогам IV международной конференции. Том 4. 2019. Издательство: ООО "Издательство "Спутник+" (Москва). С. 329-332.

2. Розанова Н. Ф. Фразеологическая вербализация концепта «âme -душа» во французской языковой картине мира // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака. Сборник статей по итогам III-й международной конференции. Том 3. 2018. Издательство: ООО "Издательство "Спутник+" (Москва). С. 283-287.

Структура работы обусловлена целями и задачами, поставленными в данном исследовании, а также логикой и содержанием выполненного исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Во введении детерминируются объект и предмет исследования, объективируется его цель, формулируются главные задачи исследования, также, получают свое обоснование актуальность и научная новизна диссертационного исследования, наряду с этим, эксплицируется его теоретическая и практическая значимость, репрезентируются основные положения, выносимые на защиту. Также, во введении представлена структура диссертации, указаны основные методы исследования и анализируемый материал.

В первой главе «Теоретические и методологические основы исследования морально-ценностных концептов» представлены принципы типологической классификации концептов, анализируются релевантные свойства морально-ценностных концептов в определении ведущих лингвистов, исследуется роль морально-ценностных концептов в нравственной, мифологической и религиозной картинах мира в их динамике.

Во второй главе «Метафорическая репрезентация морально-ценностных концептов в философско-религиозном произведении Г. Флобера «Искушение святого Антония» анализируются истоки и эволюция философско-эстетического кредо Г. Флобера, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей творчества писателя; представлены определение, основные принципы, характеристики, способы реализации пропозиционально-фреймового анализа как одного из наиболее эффективных методов исследования концептуального содержания исследуемых когнитивных структур; исследуются метафорические вербализации признаков исследуемых концептов сквозь призму индивидуально-авторского сознания; определяется основная функция метафорических репрезентаций; представлены исследования метафорических вербализаций исследуемых концептов.

В третьей главе «Пропозиционально-фреймовый анализ макроконцепта «vérité - истина» в индивидуально-авторском сознании Г. Флобера» представлен междисциплинарный подход к исследованию феномена «истины», объединяющий достижения философии, культурологии, лингвистики, с учетом религиозных, национальных, коммуникативных факторов, а также индивидуально-авторского и обыденного сознания; дается определение макроконцепта; анализируются его релевантные свойства; определяется его иерархическая структура методом пропозиционально-фреймового моделирования; выделяются слоты пропозиционально-фреймовой модели; представлено исследование метафорических вербализаций макроконцепта «vérité - истина».

В заключении представлены основные выводы, которые были приобретены посредством данного научного исследования.

В списке литературы содержится 160 наименований.

ГЛАВА I. Теоретические и методологические основы исследования религиозных морально-ценностных концептов в художественном творчестве писателя

1.1. Принципы типологической классификации концептов

Знания людей об окружающей их действительности организованы в виде концептов - абстрактных ментальных структур, отражающих различные сферы внешнего и внутреннего мира человека. В процессе познавательной деятельности происходит взаимодействие и комбинирование концептов одного типа.

Термин «концепт» был введен в категориальный аппарат лингвистической науки ввиду смены научной парадигмы гуманитарного знания от рассмотрения языка как независимой от человека самостоятельной системы к описанию его как антропоцентрического феномена. Таким образом, взгляд исследователей перемещается на «языковую личность», то есть, на рассмотрение связи «языка и человека». По мнению Е. С. Кубряковой, анализируется «человек в языке», который выступает как носитель сознания и транслятор культур и «язык в человеке», который является мерой всех вещей в языке и культуре [Кубрякова, 1991, с. 216]. Н. Д. Арутюнова утверждает на том основании, что язык в сущности антропоцентричен, «человек запечатлел в языке свой физический облик, свои внутренние состояния, свои эмоции, свой интеллект, свое отношение к предметному и непредметному миру, природе, свои отношения к коллективу людей и другому человеку» [Арутюнова, 1999, с. 3]. В свою очередь, С. Г. Воркачев утверждает, что «выделение концепта как ментального образования, отмеченного лингвокультурной спецификой, - это закономерный шаг в становлении антропоцентрической парадигмы гуманитарного, в частности, лингвистического знания» [Воркачев, 2001, с. 64].

Согласно когнитивной семантике, концепты структурируются соответствующими концептуальными признаками (характеристиками,

слотами), вербализованными лексико-семантическими единицами, выделенными в результате анализа и интерпретации экспликативных и импликативно-когнитивных структур.

Логически связываясь между собой, концепты образуют концептуальную систему, определяя мировосприятие, что указывает на исключительную важность изучения данных категорий для более глубокого исследования индивидуально-авторского сознания. Являясь ментальными образованиями, концепты имеют сложную, трёхкомпонентную структуру, интегрирующую в себе понятийный, образный, ценностный компоненты, представляющие собой в совокупности структуру концепта

Одной из значимых составляющих концептов ведущие лингвисты такие, как В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин, С. Г. Воркачёв, З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. А. Маслова и др. выделяют образную составляющую, исследование которой в плане национально-культурной специфики является первостепенным для определения особенностей когнитивно -культурологического и метафорического восприятия, как отдельного индивида, так и целого этноса.

Таким образом, определение основополагающих признаков для классификации концептов является одной из основных задач для лингвистов. Имея сложное содержание, концепты не подчиняются мономерной классификации, т. к. мир разнообразен и многомерен. При этом ученые продолжают прикладывать усилия к разработке и оптимизации классификации концептов, базируясь на различных концептуальных признаках, вот почему реализация типологии концептов, остается первостепенной задачей когнитивной лингвистики.

Поскольку, из-за отсутствия общепринятого определения концепта, типология концептов остается наименее разработанной и, следовательно, обнаруживается отсутствие типологической классификации.

Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор В. Г. Кузнецов в своих научных работах определяет концепт как:

«ментальный структурированный комплекс этносемантической категориальной природы, репрезентирующий совокупность знаний языкового коллектива об отображаемом фрагменте объективной или субъективной действительности и вербализуемый языковыми средствами, формирующими картину мира» [Кузнецов, 2010, с. 316-318].

Поскольку концепт является социальным, инвариантным и категориальным явлением, он может определять не только единичные предметы, но также их классы и категории, поэтому концепт вербализуется в большинстве случаев, лексемами с абстрактным значением, что позволяет сделать вывод о том, что концепт синтезирует общность рационального и образного, где образное предусматривает аксиологическую составляющую. Ввиду наличия в семантической (смысловой) области концепта экспрессивной и целевой составляющих, концепт выполняет прагматическую функцию.

В статье «Типология концептов» доктор филологических наук, профессор В. Г. Кузнецов выделяет универсальные концепты - время, пространство, движение (путь), цвет.

По определению В. И. Карасика «универсальными - называются концепты, не имеющие культурной специфики» [Карасик, 2000, с. 5-20].

Природа человеческой мысли универсальна, поэтому, независимо от индивидуальных качеств, люди мыслят одинаково.

Так, немецкий лингвист, профессор Эрфуртского университета (г. Эрфурт, Германия) К. Леманн считает, что «за бесконечным многообразием языков скрываются их общие свойства» [Леманн, 1996, с. 180-191], таким образом, определение универсальной составляющей в структуре концепта есть поиск общей дискурсивной основы, которая связывает культуру и общество.

Обладая когнитивной природой, концепты способны накапливать знания и опыт этноса об окружающем его мире, поэтому нередко можно

встретить данные образования, как в языке, так и в иных внеязыковых системах.

Профессор Г. В. Колшанский, опираясь на свои наблюдения относительно внутреннего единства разных народов, сделал вывод о том, что системы этих народов, образованные совокупностью концептов, крайне близки друг другу: «Единый мир должен ... означать и единое его «воспроизведение», так как существует логическое взаимопонимание народов и единая человеческая практика освоения мира» [Колшанский, 1990, с. 76].

Свое мнение выражает А. Вежбицкая, говоря о том, что: «Наряду с огромной массой понятий, специфичных для данной культуры, существуют некоторые фундаментальные понятия, подлежащие лексикализации во всех языках мира. Существуют лексические универсалии, указывающие на общий понятийный базис, на котором основываются человеческий язык, мышление и культура» [Вежбицкая, 1996, с. 321-322].

К изучению универсальных концептов обращается российский культуролог А. Я. Гуревич, который определяет данный тип концептов как унитарные знания и представления для определенной этнической общности, которые являются базовыми для формирования культурной традиции этого общества и, следовательно, для конструирования других общих концепций, а именно, религия, философия, политика, и др., определяющих основные модели понимания индивидом окружающей действительности [Гуревич, 1984]. По мнению ученого, к универсальным можно отнести следующие концепты: время, пространство, изменение, причина, судьба, число и т. п. «Эти универсалии в каждой культуре связаны между собой, образуя «модель мира», «систему координат», посредством которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании» [Гуревич, 1984, с. 15].

Российский филолог В. А. Маслова в своих трудах отмечает, что к универсальным концептам также относятся следующие: место, долг, правда, искренность, ложь, свобода, память, язык, и др. [Маслова, 2005, с. 69].

Дополнительно к указанным концептам, российский филолог З. И. Кирнозе причисляет ряд концептов, присущий любой этнической группе, в том числе: земля, родина, мир, религия, труд, семья, материнство, отцовство, рождение, жизнь, смерть и пр. [Кирнозе, 2021]

В свою очередь, российские филологи Н. А. Левитская и О. В. Ломакина увеличивают число универсальных концептов, прибавляя к ним концепты: мужчина, женщина, ребенок, жизнь, смерть, счастье, горе, мир [Левицкая, Ломакина, 2004, С. 62-66].

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что основным признаком универсальности является репрезентация общих форм общественного сознания в любом языке мировой культуры.

Еще один признак для определения универсальных концептов установил американский профессор когнитивной лингвистики Джордж Лакофф: под универсальными он понимает такие концепты, которые имеют связь с иными концептами в рамках одной концептуальной системы и которые определяют их иерархию (организацию) [Lakoff, 1987, р. 308].

Российский филолог Н. А. Беседина определяет универсальные концепты как одни из наиболее необходимых концептов для формирования смысловой системы, картины мира человека. В своих работах ученый указывает концепты: время, количество, отношение, персональность, модальность, детерминация и др. Исследователь высказывает утверждение, что «данные концепты обеспечивают упорядоченность концептуальной системы человека, без них человек не мог бы мыслить о мире, сформировать его определенный образ, картину мира» [Беседина, 2008, с. 44-52].

Таким образом, ученые пришли к единому мнению о том, что люди, изъясняющиеся на различных языках, являются носителями унифицированной концептуальной основы, имеющей в своем составе

основополагающие концепты, номинативное поле которых содержит в себе основные характеристики окружающего мира, а также признаки, репрезентирующие унифицированный характер понимания человеком действительности, его жизненную позицию и т. д.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Розанова Наталия Феликсовна, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева А. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. Литературная запись. 1999. URL: https://predanie.ru/book/72312-otec-aleksandr-men-otvechaet-na-voprosy-slushateley/ (дата обращения: 01.02.2022)

2. Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Культурные концепты / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. Москва: Наука, 1991. 204 с.

3. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990а. С. 5-32.

4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд. испр. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.

5. Аскеров Ш. Г. Математическое доказательство существования Аллаха. 2011. URL: https://s.natural-sciences.ru/pdf/2011/4/69.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

6. Асмус В. Ф. Религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого URL: https://www.100bestbooks.ru/read book.php?item id=16269&page=15 (дата обращения: 01.02.2022).

7. Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах // Творения в четырех томах. Т. 3. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 540 с.

8. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 1996. 345 с.

9. Балли Ш. Французская стилистика / Пер. с фр. Долинина К. А. М.: Иностранная литература, 1961. 394 с.

10. Барсов Н. И. Искушение // Христианство: энциклопедический словарь: в двух томах. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 861 с.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 72-130

12. Батай Ж. Теория религии // Теория религии. Литература и зло. Минск: Современный литератор, 2000. 352 с.

13. Беседина Н. А. Принципы и механизмы морфологической репрезентации в языке // Филологические науки. 2008. № 6. С. 44-52.

14. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е издание. Т. 1-30. М.: «Советская энциклопедия», 1969-78. URL: https: //www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/087/069. htm

15. Буторин С. В. Фреймовый подход к анализу языкового пространства немецкого романа воспитания / С. В. Буторин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3 (3). С. 761-765.

16. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

17. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. Язык. Семиотика. Культура. Малая серия / А. Вежбицкая; пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

18. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 416 с.

19. Википедия. Свободная энциклопедия. Аскеза. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аскеза (дата обращения: 28.01.2022)

20. Википедия. Свободная энциклопедия. Гордыня. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гордыня (дата обращения: 28.01.2022)

21. Википедия. Свободная энциклопедия. Декарт Рене. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Декарт, Рене (дата обращения: 28.01.2022)

22. Википедия. Свободная энциклопедия. Первородный грех. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первородный грех (дата обращения: 28.01.2022)

23. Википедия. Свободная энциклопедия. Прагматизм.

URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Прагматизм (дата обращения: 01.02.2022)

24. Волков В. В. Философия: основные проблемы, понятия термины: учебное пособие / В. Волков. СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010. 127 с.

25. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 2001. № 1. С.64-72.

26. Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. 192 с.

27. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.

28. Даниленко В. П. Основы духовной культуры в картинах мира / В. П. Даниленко, Л. В. Даниленко. Иркутск: ИГУ, 1999. 537 с.

29. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990, т. 6. 423 с.

30. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990, т. 28/2. 616 с.

31. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972-1990, т. 29/1. 573 с.

32. Евангелие от Иоанна. Глава 1. Стих 1. URL: https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew ru/ioh/1:1-14 (дата обращения: 01.02.2022).

33. Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стихи 12-13. URL: https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew ru/ioh/15:12.13

(дата обращения: 01.02.2022).

34. Евангелие от Иоанна. Глава 14. URL: https://bible.by/verse/43/14/6/ (дата обращения: 01.02.2022)

35. Евангелие от Иоанна. Глава 8. URL: https://bible.by/verse/43/8/44/ (дата обращения: 01.02.2022)

Стих 6. Стих 44.

36. ЖюлиаД. Философский словарь. Пер. с франц. М.: Международные отношения, 2000. 544 с.

37. Зайцев Б. К. Флобер в Москве // Собр. соч.: в 5-ти т. Т. 6 (доп.): Мои современники: Воспоминания. Портреты. Мемуарные повести. М.: Русская книга, 1999. 553 с.

38. Иаков, апостол. Новый Завет. Послание апостола Иакова. Об искушениях. Глава 1. Стих 14. URL: https://bible.by/verse/45/1/14/ (дата обращения: 29.01.2022).

39. Иезекииль, ветхозаветный пророк. Ветхий Завет. Книга Пророка Иезекииля. Глава 18, стих 4. URL: http://www.patriarchia.ru/bible/eze/18/ (дата обращения: 28.01.2022).

40. Иустин Философ, Святой мученик. О человеке и Боге. 2020. URL: https://iesus-portal.ru/truth/articles/svyatoy-muchenik-iustin-filosof-o-cheloveke-i-boge/ (дата обращения: 02.08.2023)

41. КаганМ. С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 с.

42. Казютинский В. В. Современная космология: философские горизонты. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2011. 432 с.

43. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Сб. науч. тр. / под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. 220 с.

44. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.

45. Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

46. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 1. Волгоград: Парадигма, 2005. 347 с.

47. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 2. Волгоград: Парадигма, 2005. 356 с.

48. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 3. Волгоград: Парадигма, 2006. 381 с.

49. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 4. Волгоград: Парадигма, 2006. 357 с.

50. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 5. Волгоград: Парадигма, 2007. 332 с.

51. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 6. Волгоград: Парадигма, 2007. 332 с.

52. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 7. Волгоград: Парадигма, 2009. 334 с.

53. Карасик В. И., Стернин И. А. Антология концептов. Том 8. Волгоград: Парадигма, 2011. 328 с.

54. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 263 с.

55. Касьянов А. А. Словарь-справочник руководителя (Основные управленческие понятия в государственной, социально-экономической и политической жизни). Ростов-на-Дону, 2007. 703 с.

56. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу: (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972. 312 с.

57. Кирнозе З. И. Введение к разделу «Национальная концептосфера»

URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Linguist/m komm/index.php (дата обращения 20.09.2021).

58. Козолупенко Д. П. Анализ мифопоэтического мировосприятия : автореф. дис. ... доктора филос. наук. М., 2009. 44 с.

59. Колесов В. В., Пименова М. В. Языковые основы русской ментальности: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. 143 с.

60. Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. 140 с.

61. Кондратьева О. Н. Метафора «Душа - это стихия» в древнерусской культуре и ее мифологические истоки // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. Научный журнал. 2011. № 1(12). 257 с.

62. Красавский Н. А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах : Монография. Волгоград: Перемена, 2001. 495 с.

63. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Москва, 2002. 284 с.

64. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Издательство Московского государственного университета, 1997. 245 с.

65. Кубрякова Е. С. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991. 238 с.

66. Кузнецов В. Г. Произвольность и мотивированность языкового знака: семиологический и лингвистический аспекты: монография. М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», 2019. 174 с.

67. Кузнецов В. Г. Релевантные свойства экономических концептов, 2007. URL: 519_1_Complete.pdf (elibrary.ru) (дата обращения: 01.02.2022)

68. Кузнецов В. Г. Типология концептов // Когнитивные исследования языка: сб. мат-лов Международного конгресса по когнитивной лингвистике. Тамбов: Издательский дом Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, 2010. № 6. С. 316-318.

69. Кураков В. И. Моделирование предложения: итоги и перспективы (на материале немецкого языка) / В. И. Кураков // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2, Филология. 1998. № 3. C. 79-83.

70. Лазарева Л. Н. Миф о Перуне в контексте теории бриколажа // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. Т. 22. № 2. С. 89-95.

71. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М. 1990. 416 с.

72. Лебедев А. В. Избавляясь от «досократиков». Опубликовано в сб.: Философия в диалоге культур. Всемирный день философии (Москва - Санкт Петербург, 16-19 ноября 2009 года), Материалы. Москва: «ПрогрессТрадиция», 2010б, С. 177-183.

73. Лебедев А. В. Парменид // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; 2-е изд., испр. и допол. Т. 1-4. М.: Мысль, 2010а. 2816 с.

74. Левитская Н. А., Ломакина О. В. Анализ мифологем и концептов как путь к понимаю литературного произведения // Жанрологический сборник. Вып. 1. Елец: Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина, 2004. С. 62-66.

75. Леманн Кр. Документация языков, находящихся под угрозой вымирания (первоочередная задача лингвистики) // Вопросы языкознания. 1996. № 2. 192 с.

76. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287

с.

77. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. / Ю. М. Лотман. M.: «Языки русской культуры», 1996. 464 с.

78. Лукашевич Е. В. Когнитивная семантика: эволюционно-прогностический аспект: монография / Е. В. Лукашевич. Москва, Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2002. 233 с.

79. Ляпин С. Х. Концептология и становление подхода // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Вып. 1. Архангельск, 1997. С. 11-35.

80. Маритен Ж. Ответственность художника / Ж. Маритен. Москва: Директ-Медиа, 2009. 98 с.

81. Мария Н. Литературный дневник. 2019. URL: https://stihi.ru/diary/natalliamaria/2019-11 -07 (дата обращения:

01.02.2022)

82. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие. 2-е изд. Минск: ТетраСистемс, 2005. 256 с.

83. Мень А. В. Сын Человеческий // Смена. 1990. № 6-12

84. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Агентство «ФАИР», 1998. 352 с.

85. Минский М. Фреймы для представления знаний: пер. с англ. / М. Минский; под ред. Ф. М. Кулакова. М.: Энергия, 1979. 152 с.

86. Морковкин В. В., Морковкина А. В. Русские агнонимы: Институт русского языка им. А. С. Пушкина, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Москва. 1997. 414 с.

87. Найдыш В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Градарики, 2002. 554 с.

88. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого: 1880-1900-е годы. М.: Флинта, 2000. 272 с.

89. Орлов В. Предисловие // Искушение пустынника / Г. Флобер; пер. с фр. С. Якубовича; предисл. В. Орлова. М.: Издание В. Н. Маракуева и Л. Ф. Снегирева, 1879. С. V-VI; С. XXII-XXIII.

90. Павел, апостол. Послание к римлянам, Глава 8, стихи 5-7. URL: https://ekzeget.ru/bible/k-rimlanam-poslanie-ap-pavla/glava-8/stih-7/ (дата обращения: 22.10.2023)

91. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.

92. Панченко А. И. Физическая реальность: трансцендентальная физика или экспериментальная метафизика ? // Философский журнал. 2008. № 1. C. 68-76.

93. Первое Послание Иоанна. Глава 4. Стихи 7-8. URL: https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew ru/1jo/4:7-8

(дата обращения: 01.02.2022).

94. Пименова М. В. Концепты внутреннего мира человека (русско-английские соответствия): дисс. ... д. филол. н. СПб., 2001. 497 с.

95. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования. Вестник Кемеровского государственного университета, 2013. № 2 (54) т. 2. С. 127-131.

96. Питина С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира / Челябинский государственный университет. Челябинск, 2002. 191 с.

97. Положительное учение православной Церкви и святых Отцов. Душа человеческая. Богоподобная её сущность, нескончаемость, способности, действия и загробное состояние / Благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Кострома: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. 160 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-chelovecheskai a-polozhitelnoe-uchenie-pravoslavnoi-tserkvi-i-sviatyh-ottsov/7

98. Попова З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин. М.: АСТ: Восток Запад, 2007. 314, (6) с. (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).

99. Послание Иакова, глава 2, стихи 17-20. URL: https://www.bible.com/ru/bible/400/JAS.2.17-20.SYNO (дата обращения: 14.05.2023)

100. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. М.: Художественная литература, 1955. 524 с.

101. Рогозина И. В. Медиа-картина мира / И. В. Рогозина // Языковое бытие человека и этноса: Психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул, 2001. С. 136-142.

102. Романов Д. А. Публицистика Л. Н. Толстого 1870-1890-х гг. и изменения в сфере общественно-политической и духовно-нравственной лексики русского языка // ACTA LINGÜISTICA PETROPOLITANA. Труды

Института лингвистических исследований РАН. Т. IX. Ч. 2. СПб.: Наука, 2013. С. 450-469.

103. Словарь Библейского богословия. пер. с фр. / под ред. К. Леон-Дюфура и др. 2-е изд. Брюссель, 1990. URL: http: //www.krotov.info/library/bible/comm/slovardufur. htm (дата обращения: 02.08.2023)

104. Солдатов А. В. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. Научн. редактор д.ф.н., проф. А. В. Солдатов. СПб.: Издательство «Лань», 2004. 800 с.

105. Спиноза Б. Этика. О природе и происхождении души. 2006. URL: http: //bdsweb. tripod. com/ru/eth/eth2. htm

106. Степаненко В. А. Слово /Logos/ Имя имена концепт слова: сравнительно-типологический анализ концепта «Душа. Seele. Soul» (на материале русского, немецкого и английского языков): автореф. дис. ... доктора филол. наук. Иркутск, 2006. 38 с.

107. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. 824 с.

108. Судникова И. В. Святоотеческие сотницы: сборник. Москва: Сибирская благозвонница, 2009. 591 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sbornik-svyatootecheskie-sotnicy/7#source (дата обращения: 22.10.2023)

109. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 c.

110. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1935-1958.

111. Толстой Л. Н. Религия и нравственность // Л. Н. Толстой: pro et contra. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2000.С. 33-54.

112. Уфимцева А. А. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира // Роль

человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. С. 108-140.

113. Филлмор ^.Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка / сост. и ред. В. В. Петров, В. И. Герасимов. М.: Прогресс, 1988. Вып. XXIII. С. 52-92.

114. Флобер Г. Искушение святого Антония (перевод М. Петровского), 2005. URL: http://lib.ru/INPROZ/FLOBER/antonii.txt (дата обращения 22.10.2023)

115. Флобер Г. Мемуары безумца / пер. с фр. Г. Модиной // Мемуары безумца. Автобиографическая проза 1835-1842 гг. М.: Текст. 2009. 320 с.

116. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В двух томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1984а. 520 с.

117. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи. В двух томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1984б. 504 с.

118. Флобер Г. По полям и долам / пер. Т. Хмельницкой // О литературе, искусстве, писательском труде: Письма. Статьи: в 2-х т. Т. 2 / Г. Флобер. М.: Художественная литература, 1984в. 1024 с.

119. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. Москва: Правда, 1990. 496 с.

120. Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2-х кн. Тбилиси: Мерани, 1991. Кн. 1. 396 с.

121. Халимулина Р. С. Мифологическая картина мира: гносеологический аспект. дисс. ... кандидат философских наук: 09.00.01. Оренбург, 2008. 133 с.

122. Цитаты известных личностей. Рене Декарт. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/649175-rene-dekart-istinnoe-velichie-dushi-daiushchee-cheloveku-pravo-uvazha/ (дата обращения 01.02.2022)

123. Шаховский В. И. Эмоциональная / эмотивная компетенция в межкультурной коммуникации. 2002.

URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:KPgIHYaLxOMJ:t

verlingua.ru/archive/0 16/2 16.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата

обращения 01.02.2022)

124. Шмелев А. Д. Могут ли слова языка быть ключом к пониманию культуры ? // Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 289 с.

125. Этические взгляды Аристотеля. 2015. URL: https://etika-estetika.blogspot.com/2Q 15/04/blog-post 54.html (дата обращения: 01.02.2022)

126. Юнг К. Психика: структура и динамика. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. 414 с.

127. Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1998. 535 с.

128. Anderson J. B. Human Associative memory / J. B. Anderson, G. Н. Bower. Washington, DC.: Winston & Sons, 1973. 524 p.

129. Bem J. Désir et savoir dans l'œuvre de Flaubert. Etude de La Tentation de Saint Antoine. Paris: Payot, 1979. 620 p.

130. Bertrand L. Gustave Flaubert (avec des fragments inédits). Paris: Mercure de France, 1912. In 12. 280 p.

131. Bertrand L. La première de La Tentation de saint Antoine // La Revue de Paris. 1908. 1er février. 896 p.

132. Butor M. Improvisations sur Flaubert. 2 éd., revue. Paris: Éd.s de la Différence, 2005. 204 р.

133. Butor M. La Forme de "la Tentation" // L'Esprit Créateur. 1970. Vol. 10, No. 1, Gustave Flaubert (Spring 1970). Published By: The Johns Hopkins University Press. 80 р.

134. Cousin V. Du vrai, du beau et du bien. Paris: Edition Didier et Cie. 1858. 496 p.

135. Dictionnaire Biblique de Top Bible. URL: https://topbible.topchretien.com/dictionnaire/tentation-epreuve/ (дата обращения: 29.01.2022)

136. Douhaire P. Tentation de saint Antoine // Le Correspondant. Revue mensuelle. 1874. 25 avril. P. 415-416

137. Dubois C.-G. Le Baroque en Europe et en France. Paris: P.U.F. «Ecriture», 1995. 309 р.

138. Fischer E. W. Études sur Flaubert inédit / E. W. Fischer. Leipzig: Julius Zeitler, 1908. 137 p.

139. Flaubert G. Correspondance. Vol. II Juillet 1851 - Décembre 1858. Paris: Gallimard, 1980. 1568 р.

140. Flaubert G. L'Éducation sentimentale // Œuvres complètes. Vol. I: Œuvres de jeunesse / éd. présentée, établie et annotée par C. Gothot-Mersch, G. Sagnes. Paris: Gallimard, 2001в. 1760 р.

141. Flaubert G. La tentation de Saint Antoine. Blackmask Online, 2004. URL: http://www.quandletigrelit.fr/images/Gustave-Flaubert-La-tentation-de-Saint-Antoine.pdf (дата обращения: 22.10.2023)

142. Flaubert G. Smarh // Œuvres complètes. Vol. I: Œuvres de jeunesse / éd. présentée, établie et annotée par C. Gothot-Mersch, G. Sagnes. Paris: Gallimard, 20016. 1760 p.

143. Flaubert G. Un Parfum à sentir ou Les Baladins. Paris: Gallimard, 2001а. 112 р.

144. Foucault M. La bibliothèque fantastique // Cahiers Renaud-Barrault. Flaubert. No. 59. Paris: Gallimard, 1967.122 р.

145. Foucault M. La Bibliothèque fantastique. À propos de La Tentation de saint Antoine de Gustave Flaubert // Flaubert et la Tentation de Saint Antoine. Bruxelles: La Lettre volée, 1983. 31 p.

146. Gothot-Mersch C. Introduction // La Tentation de saint Antoine / G. Flaubert; éd. présentée et établie par C. Gothot-Mersch. Paris: Gallimard, 1983. 346 р.

147. Lakoff G. Women, fire, and dangerous things: what categories reveal about the mind. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1987. 614 р.

148. Le TLFi, issu du Trésor de la Langue Française (1971-1994) // Centre national de ressources textuelles et lexicales. URL: https://www.cnrtl.fr/definition/ (дата обращения: 29.01.2022)

149. Lemaître J. Gustave Flaubert. Les romains de mœurs antiques // Gustave Flaubert: Textes réunis et présentés par D. Philippot. Paris: Presses de l'Université Paris Sorbonne, 2006. 935 р.

150. Levine Andrew. A Future for Marxism ? Althusser, the Analytical Turn and the Revival of Socialist Theory. L.,etc.: Pluto Press, 2003. Р. 93-94.

151. Neefs J. L'exposition litteraire des religions // Travail de Flaubert (La Tentation de saint Antoine, 1874) / sous la direction de G. Genette, T. Todorov. Paris: Seuil, 1983. 134 р.

152. Norman D. A. Explorations in cognition / D. A. Norman, D. E. Rumelhart. San Francisco: Freeman, 1975. 557 p.

153. Renan E. Feuilles détachées faisant suite aux souvenirs d'enfance et de jeunesse / E. Renan. Paris: Calmann Lévy, 1892. 446 p.

154. Rînciog D. Histoire et mentalités dans l'oeuvre de Gustave Flaubert: étude sur la correspondance. Ploiesti: Editura Universitatii din Ploiesti, 2002. 199 р.

155. Séginger G. L'artiste, le saint: les tentations de saint Antoine // Romantisme. 1987. No. 55. 132 р.

156. Séginger G. Naissance et métamorphoses d'un écrivain: Flaubert et les Tentations de Saint Antoine. Paris: Edition Honoré Champion, 1997. 448 p.

157. Seznec J. Flaubert historien des hérésies, dans la Tentation // Romanic Review. 1945. No. 36. P. 200-221.

158. Thibaudet A. Gustave Flaubert / A. Thibaudet. Paris: Gallimard, 1935.

339 p.

159. Ungerer F. An Introduction to Cognitive Linguistics / F. Ungerer, H. J. Schmid. L. and N. Y.: Longman, 1996. 306 p.

160. Unwin T. Art et infini. L'œuvre de jeunesse de Gustave Flaubert. Amsterdam; Atlanta: Éd. Rodopi, 1991. 211 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.