Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Бигнова Марина Ринатовна

  • Бигнова Марина Ринатовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 193
Бигнова Марина Ринатовна. Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 2015. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бигнова Марина Ринатовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность религиозного образования как социального явления

1.2. Идеи и философские смыслы религиозного образования в отечественной православной культуре

1.3. Образ и форма религиозного образования в мусульманской философии в России

ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Социальные и культурные реалии современной России и образовательные структуры новых религиозных движений

2.2. Современное религиозное образование как форма воспроизведения духовной традиции религиозных конфессий

2.3. Социальные функции религиозного образования в современном российском обществе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Рост религиозности в глобализирующемся мире как механизма идентификации (мировоззренческой, культурной, этнической и др.), все более заметная роль, которую религия играет в современных социальных и культурных процессах, обуславливают интерес к ценностным основаниям и духовным смыслам религиозной традиции, к формам и способам культурного воспроизводства, используемым в религиозном образовании. В условиях современной мультипарадигмальной социальной реальности поиск собственных аксиологических ориентиров, имеющих историческую преемственность, например религиозной идентичности, приобретает особую важность. Влияние религии как социального явления на формирование ценностных ориентаций и мировоззренческого кругозора будущих поколений невозможно понять без осмысления аксиологического измерения образовательной парадигмы религиозных конфессий и объединений как формы и средства формирования конфессиональных элит.

Сегодня в общественном сознании активизируется интерес к религии, и процессы, связанные с религиозностью, присутствуют практически во всех сферах общественной жизни. Спектр этих явлений весьма широк: от обращения к духовному наследию, религиозной культуре до негативных общественных явлений, проявлений религиозного фанатизма и экстремизма. Религиозность в современном российском обществе, переживающем сложный период цивилизационных трансформаций, часто выступает как результат поиска предельных оснований бытия, смысла жизни в условиях фрагментарной и эклектичной идеологии и противоречивой социальной действительности. Экономические трудности и кризис прежних социальных ценностей создают благоприятную почву для роста попыток религиозной самоидентификации, порой - распространения религиозного радикализма. В этих условиях, безусловно, особую актуальность получает религиозное образование как

организованная форма духовного воспитания и просвещения, распространения знаний о религии в религиозной и профанной среде. Нет сомнения в том, что практическая ценностноориентированность религиозного образования и целенаправленное и организованное его культивирование в цивилизованных рамках способствуют снижению экзальтированности и конфликтогенной насыщенности не только в среде верующих, но и в обществе в целом. Религиозное образование становится все более заметным социальным феноменом, распространяя свое влияние как в духовно близкой, так и в альтернативной и даже враждебной среде.

Обращение к данной теме продиктовано также ростом в современной России нетрадиционной религиозности, формирующей собственный пласт ценностных парадигм образовательных структур, в рамках которых процессы воспитания и обучения строятся на псевдонаучных принципах и внечувственном восприятии, представляющих духовную угрозу, особенно для современной молодежи. Широта распространения данного феномена такова, что отдельные элементы нетрадиционной религиозности воспринимаются как составная часть вполне светских концепций в педагогике, психологии, истории и других гуманитарных сферах деятельности, как духовное основание для организации собственного бытия, образа жизни и поведения, досуга, быта и т.д.

Накопление теоретического материала по исследуемой проблеме имеет большое значение для целенаправленного практического использования конструктивного духовного и воспитательного опыта, накопленного религиозным образованием, в формировании духовной культуры подрастающего поколения в российском обществе, в культивировании гражданского мира и межконфессионального согласия в современной многонациональной и поликультурной России.

Степень научной разработанности проблемы. Вариативность религиозного образования в различных конфессиях, несомненно, высока, но социально-философское его содержание в конечном итоге достаточно сходно, что позволяет говорить о религиозном образовании как о целостном социально-

культурном образовании, имеющем единые формальные признаки и социальные функции вне зависимости от конфессионального фактора.

Осмысление религии как социального явления нашло отражение в исследованиях зарубежных философов и религиоведов прошлого и современности А. Бергсона, Ж. Бодрийяра, Х. М. Вегаса, Р. Генона, К. Гирца, К. Г. Доусона, К. Коллена, Р. Максуда, Р. Ф. Мухаммада, X. Ортеги-и-Гассета, Т. Парсонса, Д. С. Соммэра, П. А. Сорокина, М. Элиаде и др1.

Сущность религии, ее специфика, вопросы взаимодействия религии и общества и связанные с этим проблемы духовности, культуры, национальной и конфессиональной самоидентификации рассматриваются в работах отечественных философов XIX в. С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского, И. В. Киреевского, Ш. Марджани, В. В. Розанова, П. Флоренского, С. С. Уварова, К. Д. Ушинского, Р. Фахретдинова, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова и др. и современных исследователей А. И. Авдеевой, Р. Г. Апресяна, Л. А. и Л. К. Андреевых, М. М. Бахтина, Т. С. Воропай, А. Г. Глинчиковой, М. К. Горшкова, М. Е. Добрускина, В. В. Емельянова, В. В. Жданова, А. Б. Зубова, В. И. Зубкова, М. Ф. Калашникова, А. И. Кравченко, Л. Н. Митрохина, М. П. Мчедлова, Н. Д. Никандрова, О. Н. Николаевой, С. В. РА. И Селиванова, Ю. Ю. Синелиной, М. Н. Эпштейна и др.2

1 Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.: Канон, 1994; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2000; Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007; Генон Р. Символизм креста. - М.: Прогресс-традиция, 2002; Гирц К. Интерпретация культур. -М.: РОССПЭН, 2004; Доусон К. Г. Религия и культура. - СПб.: Алетейя, 2000; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. - М.: Наука, 1994; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. - М.: Мысль, 1980; Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2008; Парсонс Т. Общий обзор// Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М.: Прогресс, 1972; Соммэр Д. С. Мораль ХХ1 века. - М.: ООО Изд. дом «София», 2004; Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. Отношений - СПб.: Изд-во РХГИ, 2000; Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994 и др.

2 Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) //Булгаков С. Н. Сочинения в 2-х т. Т.2. - М.: Наука, 1993; Интеллигенция и религия. - СПб.: Сатис, 2010; Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. , Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект, 2012; Флоровский Г. В. Пути русского богословия - Минск: Изд. Белоруского экзархата, 2006.; Франк С. Л. Философия и религия. // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. - М.: Политиздат, 1990; Чаадаев П. Я. Письмо Николаю I // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х т. Т.2. -

Институционально-правовой анализ проблем реализации права на религиозное воспитание и обучение в контексте российской и мировой образовательной политики получил развитие в исследованиях правоведов, социологов и политологов: К. М. Антонова, Л. Н Беленчук, В. П. Гончарова, С. В. Денисенко, И. Г. Карминой, Ф. Н. Козырева, А. В. Колодина,

B. С. Кржевова, М. Н. Кузнецова, И. А. Куницына, Л. Н. Ли, Л. А. Марковой, Л. А. Миндибековой, И. В. Понкина, А. В. Прокофьева, И. В. Розина,

C. С. Савва, Н. Смарта, М. Ю. Смирнова, М. И. Смолина, Ж. Т. Тощенко, И. Г. Фомичевой, О. Л. Янушкевечене и др1.

М.: Наука, 1991; Хомяков А. С. Об общественном воспитании в России // Хомяков А. С. Полное собрание сочинений Т.1. - М.: Философия, 1989; Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. - // http://www.bigyalta.com.ua/story/10117; Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996; Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. // Киреевский И. В. Разум на пути к истине. - М.: «Правило веры», 2002; Уваров С. С. Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2010; Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М.: Педагогика, 2004; Фахретдин Р. Джавамигуль калям шархи. - Казань: Медина, 2002 и др., Авдеева А. И. Светская этика в истории этического воспитания в глобализующемся мире // Философские науки. 2011. №5. С. 117-121; Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. №5. С. 3-17; Андреева Л. А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. №9; Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986, Воропай Т. С. Между глобализацией и масс-культурой // Философские науки. 2009. №10. С. 11-32; Глинчикова А. Г. Либеральные ценности и проблемы российской модернизации // Философские науки. 2011. №1. С. 32-44; Горшков М. К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологический портрет российского общества // Социологические исследования. 2009. №7. С. 26-32; Добрускин М. Е. О социальных функциях Церкви // Политические исследования. 2000. №5. С. 35-48; Емельянов В. В. О первоначальном значении шумерского МЕ (Методология исследования категорий мироощущения) // Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 150-174; Жданов В. В. Предфилософия Древнего Египта: ранние формы мировоззрения в цивилизациях Древнего Ближнего Востока и их роль в процессе генезиса философии» // Тезисы докладов и выступлений участников IV Российского философского конгресса, том 2. - М.: «Современные тетради», 2005. - стр. 162-163; Зубов А. Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. - М.: Никея, 2011; Зубков В. И. Деятельность молодежи как результат ее неадекватной социализации // Социально-гуманитарное знание. 2011. №3. С. 156-172; Калашников М. Ф. Социальный идеал. Теория и современность. Опыт социально-философского анализа. - Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006; Кравченко А. И. Социология. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002; Митрохин Л. Н. Религия и культура. - М.: ИФ РАН, 2000; и Мчедлов М. П. Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002. №7. С. 68-77; Никандров Н. Д. Российское образование: сотрудничество государства и церкви // Педагогика. 2011. №2. С. 12-18; Николаева О. Н. Православие и творчество. - М.: Никея, 2012; Р С. В. Становление православной идентичности русских: традиционная культура и гражданские основания // Социологические исследования. 2010. №12. С. 59-70;Андреев А. П., Селиванов А. И. Русская традиция. - М.: Алгоритм-Пресс, 2004; Православные и мусульмане: сравнительный анализ поведенческих и ценностных ориентаций // Социологические исследования. 2009. №4. С. 89-96; Новое сектантство. - М.: Лабиринт, 1994; Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. - М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2013 и др. 1 Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №6. С. 34-39; Беленчук Л. Н., Янушкевечене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. - М.: Про-Пресс, 2011. Гончаров В. П. О взаимоотношения науки и религии в прошлом и настоящем // Социально-гуманитарное знание. 2011. №5. С. 147-162; Денисенко С. В. Российская религиозная образовательная политика. Автореферат

диссерт......канд. юрид. наук - Ростов-на-Дону, РЮИ МВД, 2009; Кармина И. Г. Новые формы сакрализации

светского и секуляризации сакрального в христианских сообществах // Социологические исследования. 2010. №6. С. 52-62; Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. - СПб: Апостольский город, 2005; Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в

Анализу социокультурной ситуации и духовного климата современного российского общества посвящены работы В. П. Верескиной, И. А. Василенко, В. П. Зинченко, А. И. Кирилловой, Г. С. Киселева, К. Кокшенова, Д. С. Лебедева, Р. Л. Лившица, О. Л. Малышевой, Х. Э. Мариносяна, О. Н. Николаевой, А. И. Пигалева, А. О. Радугиной, А. К. Секацкого, И. Смирнова, Р. И. Соколовой, М. Т. Степанянц, А. В. Тонконогова, А. Н. Шиминой и др. 1

Проблемы взаимодействия светской школы и религиозного образования отражены в работах Ю. А. Андреева, В. А. Беляевой, Л. А. Беляевой, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, М. В. Захарченко, А. Журавского,

государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации. Дисс. на соискание ученой степени к. филос. н. - М.: МГПУ, 2009; Кржевов В. С. Взаимоотношения государства и церкви в современной России // Философские науки. 2011. №1. С. 26-42; Кузнецов М. Н. Кузнецов М. Н., Понкин И. В. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. -М.: УНЦ ДО, 2005; Ли Н. Л. Религия и государственная система образования // «Религия и образование» материалы круглого стола посвященного 50-летию КГПУ им. И. Арабаева, 2002. - Казань: КГПУ, 2002; Маркова Л. А. Наука и теология: от междисциплинарных отношений к диалогическим // Философский журнал.

2010. №1(4). С. 93-106; Миндибекова Л. А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации // Труд и социальные отношения. 2005. №2 // http://id.atiso.ru/node/77; Понкин И. В. Постмодернисткая апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. №5. С. 30-40; Прокофьев А. В. «Основы религиозных культур и светской этики»: цель и средства // Философские науки. 2011. №1. С. 43-54; Розин И. В. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. №1. С. 7-26; Савва С. С. Клерикализация светского образования в России: конституционно-правовой анализ // Религиоведение. 2006. №4. С. 76-86; Смарт Н. Исследование религии и образование // Религиоведческие исследования. 2010: №3-4. С. 143-151; Смирнов М. Ю. Религиоведение в современной России: проблема самоидентификации // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 2009. №1. С. 91-106; Смолин М. И. Государство и церковь: церковно-правовой взгляд // Москва. 2012. №4. С. 128-142; Тощенко Ж. Т. Мина замедленного действия // Философские науки. 2010. №8. С. 6-21 и др.

1 Верескина В. П. Блеск и нищета «homo economicus»: теоретическая модель и ее онтологический статус // Философские науки. 2009. №2. С. 9-28; Василенко И. А. «Очарованный странник» против «экономического Человека» // Москва. 1998. №4. С. 33-45; Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии.

2011. №8. С. 85-98; Кириллова А. И. Религиозная деятельность как показатель инкультурации // Социологические исследования. 2011. №8. С. 102-107; Киселев Г. С. Религиозные смыслы мира и человека // Вопросы философии. 2011. №5. С. 18-30; Кокшенов К. Территория русского смысла. Национальный вопрос и культура // Москва. 2012. №4. С. 143-147; Лебедева Д. С. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. 2010. №12. С. 85-9; Лившица Р. Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: УрГУ, 1997; Малышева О. Л. Ваххабизм как вызов национальной безопасности России // Социально-гуманитарное знание. 2011. №3. С. 225-239; Мариносян Х. Э. Истоки и сущность глобального кризиса. Задачи государства в построении нового миропорядка // Философские науки. 2009. №1. С. 5-25; Николаева О. Н. Православие и творчество. - М.: Никея, 2012; Пигалев А. И. Постмодернисткая апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. №5. С. 30-40; Радугина А. О. Образовательная культура общества как целостный социальный феномен // Философия и общество. 2011, №1. С. 130-141; Секацкий А. К. Гламурная цивилизация и ее авангард // Философские науки. 2011. №1. С. 5-18; Смирнов И. Регрессанс. Религия и образование в современной России // http://scepsis.ru/library/id_319.html; Соколова Р. И. Традиция как духовный фундамент политической стратегии // Философские науки. 2011. №9. С. 48-59; Степанянц М. Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии. 2012. №1. С. 3-13; Тонконогов А. В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России // Социально-гуманитарное знание. 2010. №5. С. 27-38; Шимина А. Н. Социально-философский смысл перестроечных процессов в России: философско-публицистические размышления. - Воронеж: ВГУ, 2006 и др.

М. Т. Ермоленко, В. П. Знаменского, Т. В. Карсаевской, О. Н. Козловой, Л. А. Марковой и Т. И. Марковой, И. В. Медведевой, В. А. Мудрика, Н. Д. Никандрова, Е. А. Плеханова, Е. Г. Романовой, А. П. Чернеевского,

B. Н. Шевченко, Т. И. Шишовой и др.1

Вопросы традиционного и современного православного образования рассматриваются в публикациях Н. В. Ассонова, Л. Н. Беленчук, В. А. Власова, прот. В. Воробьева, Р. Вортмана, Ю. Даниловой, Ю. С. Дивногорцевой, епископа Зарайского Меркурия, игум. Иллариона (Алфеева), прот. Г. Каледы, протдиак. А. Кураева, Н. В. Маслова, Б. Нечипорова, А. И. Пешкова, Т. В. Скляровой, Н. Ю. Суховой, прот. А. Уминского, Ю. С. Филлипова,

л

C. Л. Фирсова, И. В. Цвыка, игум. Г. Шестуна, О. Л. Янушкевечене и др .

1 Андреев Ю. А. Проекты развития университетского образования в России в конце 17 - нач. 18 вв. // МГУ/МДА: 250 лет совместного служения России. - М.: Современные тетради, 2006. С. 15-44; Беляева Л. А. Воспроизводство культурного капитала и проблема социального неравенства в России // Философские науки. 2011. №10. С. 6-21; Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998; Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995; Захарченко М. В. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8. С. 85-98; Журавского А. В. Проблемы православного образования в России // Континент. 2002. №114 // http://magazines.russ.ru/continent/2002/114/index-pr.html, Ермоленко М. Т., Карсаевская Т. В. Образование в ситуации глобальных вызовов: философский аспект // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 476 с.

- С. 265-274; Знаменского В. П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. - СПб.: «Летний Сад»; «Коло», 2001; Козлова О. Н. Социология духовной жизни. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004; Маркова Л. А. Наука и теология: от междисциплинарных отношений к диалогическим // Философский журнал. 2010. №1(4). С. 93-106; Маркова Т. И. Образовательные модели в России в XVIII -начале XIX вв.: приоритет воспитательных установок // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 420-430; Медведева И. В., Шишова Т. И. Оргия гуманизма. - М.: Изд-во храма Трех Святителей на Кулишках, 2005; Мудрик В. А. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина.

- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 58-60; Никандров Н. Д. Российское образование: сотрудничество государства и церкви // Педагогика. 2011. №2. С. 12-18; Романова Е. Г. Об итогах анализа практики изучения истории и культуры религии в субъектах Российской Федерации 2004-2009 гг. // Философские науки. 2011. №1. С. 55-70; Чернеевский А. П. О религиозном образовании // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 251-253; Шевченко В. Н. Отечественная интеллигенция вчера и сегодня // Философские науки. 2009. №3. С. 107-125 и др.

2 Ассонов Н. В. Теория «официальной народности» в политических дискуссиях второй половины XIX -н. XX вв. // Социально-гуманитарное знание. 2011. №2. С. 270-280., Беленчук Л. Н., Янушкевечене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. - М.: Про-Пресс, 2011; Власов В. А. Политик и ученый Константин Петрович Победоносцев // Пенза: Известия ПГПУ. 2009. №15. С. 92-95; Воробьев В. А. Духовное образование в России // Община 21 в. Православное обозрение. №8(33). 2003. - С. 4-5; Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. // http://ec-dejavu.ru/o/Official_Nation.html; Данилова Ю. А. Православные школы: штрихи к портрету» // «Нескучный сад». №7. 2003. С. 27-36; Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: ПСТГУ, 2008; епископ. Зарайский Меркурий. Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия на открытии XIX Международных Рождественских чтений // http://www.patriarchia.ru/db/text/1392758.html; игум. Илларион (Алфеев) Проблемы и задачи русской православной духовной школы // Православное

Проблемы и история мусульманского религиозного образования изложены в трудах Я. Г. Абдуллина, А. Абдулл-Мути, Д. С. Азаматова, Л. И. Алмазовой, Р. Амирханова, Ф. Н. Баишева, А. С. Басырова, Н. Бахадори, муфтиев Р. Гайнутдина и Г. Исхакова, Ф. В. Даминдаровой, И. К. Загидуллина, И. Зарипова, Д. Исхакова, Д. С. Мухаметзяновой, М. Мутаххари, Р. Мухаметшина, Д. В. Мухетдинова, Р. Р. Сафиуллиной, З. Я. Рахматуллиной, М. Н. Фархшатова, А. Ю. Хабутдинова, Р. Шакура, А. Н. Юзеева, А. Б. Юнусовой, М. Юсупова и др1.

богословие на рубеже столетий. - М.: Аст-Пресс, 1999. С. 76-79; Каледа Г. «Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях»// Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3 //http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2300; Кураев А. В. (диак.) Миссионерский кризис православия. - М.: Никея, 2010; Кураев А. В. (диак.) Школьное богословие. - М.: Благовест, 2009; Маслов Н. В. Основы русской педагогики. - М.: Самшит--Издат, 2006; Нечипоров Б. Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных.// Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3. - М.: Виноградник, 2011. С. 23-27; Пешков А. И. А. С. Шишков и традиция русского консерватизма XIX века // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия // Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 58-60; Склярова Т. В. Аксиологические аспекты конфессионально ориентированного высшего образования // Философия образования. 2006. №2(16). С. 32-36; Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006; Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина 19 в.). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006; Уминский А. Проблемы православной гимназии Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3 // //http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2300; Филлипов Ю. С. Революционное движение и Духовные школы России в конце XIX — начале XX веков // http://www.pravoslavie.ru/put/2238.htm; Фирсов С. Л. «Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева» // Русский путь: pro et contra // http://russianway.rchgi.spb.ru/pobed.html; Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России 19 в. - М.: Изд-во РУДН, 2002; Шестун Г. (игум.) Православная педагогика. - М.: Про-Прес, 2010 и др.

1 Абдуллин Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. - Казань: Иман, 1998; Абдулл-Мути А. М. Воспитание в исламе. Практическое руководство. - М.: - СПб.: Диля, 2007; Азаматов Д. М. Басыров А. X. Джадидизм как социокультурный феномен. - Уфа, РИЦ БашГУ, 2010; Алмазова Л. И., Шангараев Р. Р. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное состояние и инновационные процессы. - Казань: Иман, 2012; Амирханов Р. У. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования // http://www.tataroved.ru/publication/jad/2/g11/; Баишев Ф. Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. - Уфа: Китап, 1996; Басыров А. С., Н. Бахадори, Камила бент Расул. Духовное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в раю. -М.:- СПб.: Диля, 2009., Гайнутдин Р. Диалог между религиями поможет преодолеть кризис духовности // http://vestikavkaza.ru/news/politika/power/59038.html; Гайнутдин Р. Ислам в России. - М.: Диля, 2010; Даминдарова Ф. В. Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 128-133; Загидуллин И. К. Исламские феноменуты в Российской империи. -Казань: Татарское книжное издательство, 2007; Зарипов И. Исламские богословы и татарские общественные деятели о Ш. Марджани // http://www.islam-portal.ru/articles/74/393/; Исхаков Д. Джадидизм // http://www.tataroved.ru/publication/jad/2/g9/; Мухаметзянова Д. С. Цели и содержание религиозного образования у татар-мусульман // «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы». Сб. докладов научно-практической конференции. - Казань, 2004; Мутаххари М. Образование и воспитание детей в Исламе. - М.: Садра, 2013; Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX в. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005; Мухетдинов Д. В. Исмаил Гаспринский: опыт и перспективы культурно-просветительского сотрудничества российских мусульман // Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман // Материалы научно-практической конференции / под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. - М.; Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 12-34; Сафиуллина Р. Р. Система мусульманского религиозного образования у татар: прошлое, настоящее и перспективы (сравнительный анализ) // «Система мусульманского религиозного образования у татар: история,

Формирование современного оккультного образования исследуется такими авторами, как Дж. Атак, А. И. Галицкая, Д. Даар, Д. Даган,

A. Л. Дворкин, В. А. Мартинович, И. В. Метлик, Е. А. Колкунова,

B. С. Назаров, С. В. Пахомов А. А. Савенков, В. А. Шнирельман и др1.

Разработкой проблем религии как социального феномена, занимающего значительное место в современной социокультуре, разрабатывают представители философской школы Башкортостана: Д. М. Азаматов, Д. Х. Акбашева, А. Х. Басыров, А. А. Кулыева, А. В. Лукьянов,

л

З. Я. Рахматуллина, Р. В. Ханова, К. В. Храмова, А. Р. Янгузин и др .

Современные жизненные реалии российского общества, необходимость обеспечения национальной безопасности и духовной консолидации нации в условиях нынешних геополитических и внутренних вызовов и угроз актуализируют проблему осмысления религиозного образования как феномена современной культуры и требуют смещения акцента с изучения отдельных конфессиональных образовательных структур на анализ данного феномена как

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бигнова Марина Ринатовна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулл-Мути А. М. Воспитание в исламе. Практическое руководство. - М.:

- СПб.: Диля, 2007. - 384 с.

2. Абдуллин Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. - Казань: Иман, 1998. - 41 с.

3. Авдеева А. И. Светская этика в истории этического воспитания в глобализующемся мире // Философские науки. 2011. №5. С. 117-121.

4. Азаматов Д. М., Басыров А. С. Джадидизм как социокультурный феномен.

- Уфа, РИЦ БашГУ, 2010. - 110 с.

5. Акбашева Д. Х. Ислам: гуманистическое измерение. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 108 с.

6. Акмулла М. Стихи. - Уфа, БКИ, 1988. - 122 с.

7. Алмазова Л. И., Шангараев Р. Р. Мусульманское образование в Татарстане: история, современное состояние и инновационные процессы. - Казань: Иман, 2012. - 120 с.

8. Андреева Л. А., Андреева Л. К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. №9. С. 95-99.

9. Андреев Ю. А. Проекты развития университетского образования в России в конце 17 - нач. 18 вв. // МГУ/МДА: 250 лет совместного служения России. -М.: Современные тетради, 2006. С. 15-44.

10. Андреев А. П., Селиванов А. И. Русская традиция. - М.: Алгоритм-Пресс, 2004. - 320 с.

11. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. №6. С. 34-39.

12. Апресян Р. Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы философии. 2006. №5. С. 3-17.

13. Аристотель. Никомахова этика. Книга 3. - М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 238 с.

14. Асонов Н. В. Теория «официальной народности» в политических дискуссиях второй половины XIX - н. ХХ вв. // Социально-гуманитарное знание. 2011. №2. С. 270-280.

15. Багаутдинов А. М. Нравственный способ существования человека // Философия в ХХ1 веке. Онтология. Творчество и гуманизм: материалы Международной научной конференции. Т.2. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 266 с.

16. Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы/ отв. Ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 - 448 с.

17. Баишев Ф. Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. - Уфа: Китап, 1996. - 176 с.

18. Бахадори Н., Камила бент Расул. Духовное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в раю. - М.:- СПб.: Диля, 2009. - 192 с.

19. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 534 с.

20. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. - 182 с.

21. Беленчук Л. Н., Янушкевечене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. - М.: Про-Пресс, 2011. - 312 с.

22. Беляева Л. А. Воспроизводство культурного капитала и проблема социального неравенства в России // Философские науки. 2011. №10. С. 6-21.

23. Бергсон А. Два источника морали и религии. - М.: Канон, 1994. - 286 с.

24. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, Лига, 2004. - 542 с.

25. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - Перевод Л. Любарской, Е. Марковской. -М.: Добросвет, 2000. - 259 с.

26. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // С. Н. Булгаков. Сочинения в 2-х т. Т.2. - М.: Наука, 1993. С. 302-342.

27. Булгаков С. Н. Интеллигенция и религия. - СПб.: «Сатис». 2010. - 304 с.

28. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцание и умозрение. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

29. Бурдье П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России. 1997. №2. С. 36-45.

30. Василенко И. А. «Очарованный странник» против «экономического Человека» // Москва. 1998. №4. С. 33-45

31. Вегас Х. М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма.

- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 225 с.

32. Верескина В. П. Блеск и нищета «homo economicus»: теоретическая модель и ее онтологический статус // Философские науки. 2009. №2. С. 9-28.

33. Вильданов А. Х, Кунафин Г. С. Башкирские просветители-демократы 19 в.

- М.: Наука, 1981. - 156 с.

34. Власов В. А. Политик и ученый Константин Петрович Победоносцев // Пенза: Известия ПГПУ. 2009. №15. С. 92-95.

35. Воропай Т. С. Между глобализацией и масс-культурой // Философские науки. 2009. №10. С. 11-32.

36. Галицкая И. А., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. - М.: Сентябрь, 2001. -159 с.

37. Гарипов Я. З., Нуруллина Р. В. Мусульманская молодежь Татарстана: конфессиональная социализация и ценностные ориентации // Социологические исследования. 2011. №8. С. 123-132.

38. Генон Р. Заметки об инициации // Генон Р. Символизм креста. - М.: Прогресс-традиция, 2002. - 224 с.

39. Гершунский Б. С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. - 427 с.

40. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

41. Гирц К. Интерпретация культур. - М.: РОССПЭН, 2004. - 560 с.

42. Глинчикова А. Г. Либеральные ценности и проблемы российской модернизации // Философские науки. 2011. №1. С. 32-44.

43. Гончаров В. П. О Взаимоотношения науки и религии в прошлом и настоящем // Социально-гуманитарное знание. 2011. №5. С. 147-162.

44. Горшков М. К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологический портрет российского общества // Социологические исследования. 2009. №7. С. 26-32.

45. Греков Б. Д. Культура Киевской Руси. - М.: Наука, 1953. -569 с.

46. Григорий Богослов. Слово 3. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т.1. - М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 74-89.

47. Гюлчур М. К. Культура поведения в исламе. - СПб.: ООО Издательство «Диля», 2008. - 184 с.

48. Даминдарова Ф. В. Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 128-133.

49. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Наука, 1991. - 520 с.

50. Данилова Ю. Православные школы: штрихи к портрету» // «Нескучный сад». №7. 2003. С. 27-36.

51. Дворкин А. Л. Сектоведение - Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2009. - 649 с.

52. Денисенко С. В. Российская религиозная образовательная политика. Автореферат дисс.. .канд.юрид. наук - Ростов-на-Дону, РЮИ МВД, 2009. -27 с.

53. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. - М., ПСТГУ, 2012. 368 с.

54. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: ПСТГУ, 2008.

55. Добрускин М. Е. О социальных функциях Церкви // Политические исследования. 2000. №5. С. 35-48.

56. Доусон К. Г. Религия и культура - СПб.: Алетейя, 2000. - 281 с.

57. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия - М.: Наука, 1994. С. 35-69.

58. Емельянов В. В. О первоначальном значении шумерского МЕ (Методология исследования категорий мироощущения) // Вестник древней истории. 2000. № 2. С. 150-174.

59. Емельянова С. Запретили учиться в хиджабах // Российская газета от 15.10.2012. С. 3.

60. Ермоленко М. Т., Карсаевская Т. В. Образование в ситуации глобальных вызовов: философский аспект // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 476 с. - С. 265-274.

61. Жданов В. В. Предфилософия Древнего Египта: ранние формы мировоззрения в цивилизациях Древнего Ближнего Востока и их роль в процессе генезиса философии» // Тезисы докладов и выступлений участников IV Российского философского конгресса, том 2. - М.: «Современные тетради», 2005. стр. 162-163.

62. Загидуллин И. К. Исламские институты в Российской империи. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. - 416 с.

63. Заложных Ю. С. Славянофилы и неославянофилы: проблема содержания категорий в духовной практике российского общества// Философия и культура. 2013. №9. С. 1131-1140.

64. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.

65. Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы философии. 2011. №8. С. 85-98.

66. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. -СПб.: «Летний Сад»; «Коло», 2001. - 800 с.

67. Зубков В. И. Деятельность молодежи как результат ее неадекватной социализации // Социально-гуманитарное знание. 2011. №3. С. 156-172.

68. Зубов А. Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. -М.: Никея, 2011. - 144 с.

69. Ибрагимова В. Р. Роль морали в духовном обновлении современного российского общества. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 132 с.

70. Иларион (Алфеев) Проблемы и задачи русской православной духовной школы // Православное богословие на рубеже столетий. - М.: Аст-Пресс, 1999. С. 76-79.

71. Интервью В. Воробьева. Духовное образование в России // Община 21 в. Православное обозрение. №8(33). 2003. - С. 4-5.

72. Исхаков Г. Ислам за мир. - Казань: ТКИ, 2010. - 118 с.

73. Игнатий Брянчанинов. Правильное состояние духа. - М.: Братцевский благовестник, 2006. - 406 с.

74. Иоанн Кронштадский. Мысли христианина. - М.: Отчий дом, 2005. - 302 с.

75. Койчуев А-Дж. Педагогический потенциал ислама в светском образовании: теоретическая основа и практический опыт. - Нижний Новгород: ИД «Медина»,

2009. - 266 с.

76. Калашников М. Ф. Социальный идеал. Теория и современность. Опыт социально-философского анализа. - Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. - 280 с.

77. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. -М.: Мысль, 1980. - 378 с.

78. Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера из опыта международного движения вальдорфских школ.//Пер. с нем. - М.: Московский Центр вальдорфской педагогики, 1993. - 272 с.

79. Кармина И. Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризации сакрального в христианских сообществах // Социологические исследования.

2010. №6. С. 52-62.

80. Киньябузова А. С. Духовный потенциал идей евразийства для развития современного российского общества. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 162 с.

81. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Разум на пути к истине. - М.: «Правило веры», 2002. - 328 с.

82. Кириллова А. И. Религиозная деятельность как показатель инкультурации // Социологические исследования. 2011. №8. С. 102-107.

83. Киселев Г. С. Религиозные смыслы мира и человека // Вопросы философии. 2011. №5. С. 18-30.

84. Киселева М. С. Интеллектуалы в православных монастырях конца XVI-XVII в. // Философский журнал. 2011. №2(7). С. 124-136.

85. Козлова О. Н. Социология духовной жизни. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. - 197 с.

86. Козырев Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. - СПб: Апостольский город, 2005. - 636 с.

87. Кокшенова К. Территория русского смысла. Национальный вопрос и культура // Москва. 2012. №4. С. 143-147.

88. Колкунова Е. А. Подходы к исследованию квазирелигий в западном религиоведении и теологии // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 2009. №1. С. 93-103.

89. Коллен К. К. Духовная культура общества как фактор обеспечения национальной безопасности // Социально-гуманитарное знание. 2011. №3. С. 46-59.

90. Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации. Дисс. на соискание ученой степени к. филос. н. - М.: МГПУ, 2009. - 138 с.

91. Конституция РФ - М.: Поматур, 2012. - 48 с.

92. Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. - Баку: «Язычы», 1990. - 744 с.

93. Кравченко А. И. Социология. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.- 640 с.

94. Кржевов В. С. Взаимоотношения государства и церкви в современной России // Философские науки. 2011. №1. С. 26-42.

95. Кузнецов М. Н., Понкин И. В. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. - М.: УНЦ ДО, 2005. - 216 с.

96. Кулыева А. А., Рахматуллина З. Я, Духовная личность: портрет современника. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - 114 с.

97. Кураев А. Миссионерский кризис православия. - М.: Никея, 2010. - 304 с.

98. Кураев А. Школьное богословие. - М.: Благовест, 2009. - 336 с.

99. Кэрролл Л. и Тоубер Дж. Дети Индиго. - Киев: София, 2007. - 288 с.

100. Лебедев С. Д. Парадоксы религиозности в мире позднего модерна // Социологические исследования. 2010. №12. С. 85-94.

101. Ли Н. Л. Религия и государственная система образования // «Религия и образование» материалы круглого стола посвященного 50-летию КГПУ им. И. Арабаева, 2002. - Казань: КГПУ, 2002. - С. 44-46.

102. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: УрГУ, 1997. - 152 с.

103. Лукьянов А. В. Трансцендентальное в морали. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. -284 с.

104. Макаева Г. З. Влияние ислама на башкирскую культуру. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 158 с.

105. Максуд Р. Ислам. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 304 с.

106. Малышева О. Л. Ваххабизм как вызов национальной безопасности России // Социально-гуманитарное знание. 2011. №3. С. 225-239.

107. Мариносян Х. Э. Истоки и сущность глобального кризиса. Задачи государства в построении нового миропорядка // Философские науки. 2009. №1. С. 5-25.

108. Маркова Л. А. Наука и теология: от междисциплинарных отношений к диалогическим // Философский журнал. 2010. №1(4). С. 93-106.

109. Маркова Т. И. Образовательные модели в России в XVIII - начале XIX вв.: приоритет воспитательных установок // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 420-430.

110. Маслов Н. В. Основы русской педагогики. - М.: Самшит-Издат, 2006. -504 с.

111. Медведева И. В., Шишова Т. И. Оргия гуманизма. - М.: Изд-во храма Трех Святителей на Кулишках, 2005. - 208 с.

112. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, 2004. - 384 с.

113. Мутаххари М. Образование и воспитание детей в Исламе. - М.: Садра, 2013. - 368 с.

114. Мухаметзянова Д. С. Цели и содержание религиозного образования у татар-мусульман // «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы». Сб. докладов научно-практической конференции. - Казань, 2004. С. 45-56.

115. Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ в. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 246 с.

116. Мухаммад Ф. Р. Исламская культура. - М.: ИПЦ «Андалус», 2006. - 260 с.

117. Мухетдинов Д. В. Исмаил Гаспринский: опыт и перспективы культурно-просветительского сотрудничества российских мусульман // Исмаил Гаспринский и рождение единства российских мусульман // Материалы научно-практической конференции / под общ. ред. Д. В. Мухетдинова. - М.; Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. С. 12-34.

118. Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002. №7. С. 68-77.

119. Назаров В. Введение в эзотерику. - СПб.: Гардарики, 2008. - 303 с.

120. Нечипоров Б. Православное образование не должно быть образованием исключительно для православных.// Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3 // - М.: Виноградник, 2011. С. 23-27.

121. Никандров Н. Д. Российское образование: сотрудничество государства и церкви // Педагогика. 2011. №2. С. 12-18.

122. Николаева О. Н. Православие и творчество. - М.: Никея, 2012. - 240 с.

123. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

124. Новый завет. - М.: Гидеоновы братья, 2002. - 1152 с.

125. «О свободе совести и о религиозных объединениях». ФЗ от № 125 от 26.09.1997 (ред. от 02.07.2013). - М.: Правовед, 2013.

126. Ортега-и- Гассет Х. Восстание масс. - М.: АСТ, 2008. - 352 с.

127. Основы православного воспитания. По труду святого Феофана Затворника «Путь ко спасению». - Новосибирск: Сибирская Благозвонница, 2011. - 91 с.

128. Павловский А. И. Введение в этический кодекс: крах нормативной этики. -СПб.: Иноро-да, 2006. - 111 с.

129. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы TIF. М.: Прогресс. 1972. С. 380-392.

130. Пешков А. И. А. С. Шишков и традиция русского консерватизма XIX века // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия // Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium», выпуск 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 58-60.

131. Пигалев А. И. Постмодернисткая апокалиптика как упреждающее обновление цивилизационного проекта // Вопросы философии. 2011. № 5. С. 30-40.

132. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. -М.: Про-Пресс, 2003. - 416 с.

133. Православная гимназия. Может ли школа воспитывать? // «Нескучный сад». 2003. №7. С 23-32.

134. Прокофьев А. В. «Основы религиозных культур и светской этики»: цель и средства // Философские науки. 2011. №1. С. 43-54.

135. Радугина А. О. Образовательная культура общества как целостный социальный феномен // Философия и общество. 2011, №1. С. 130-141.

136. Рахматуллина З. Я. Башкирский национальный дух. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2002.- 154 с.

137. Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. - 304 с.

138. Рахматуллина З. Я. Духовное пространство современной России: актуализация культуротворческой и миростроительной роли традиционных религий и их духовных миров //Ислам и государство в России. Сб. мат. Международной научно-практической конференции, посвященной 225-летию ЦДУМ России - Оренбургского магометанского духовного собрания. - Уфа, 22 октября 2013 г. -Уфа: ГУП РБ Уфимский полиграфкомбинат, 2013. -С. 8-11.

139. Рахматуллина З. Я. Право на духовность: философский очерк. Уфа: Гилем, 2011. - 132 с.

140. Рахматуллина З. Я. Традиция как социокультурный феномен. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 142 с.

141. Рахматуллина З. Я., Фаткуллина А. Я. Человеческий мир: этическое измерение. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. - 156 с.

142. Рахматуллина З. Я., Якупов М. Т. Социальные аспекты ислама: развитие просвещения и гражданской активности народов Поволжья и Приуралья. -Уфа: РИО РУНМЦ МОРБ, 2004. - 376 с.

143. Розанов В. В. Опавшие листья («Короб второй») // Уединенное. Т.П. - М.: Московский рабочий, 1990. - 392 с.

144. Розанов В. В. Сумерки просвещения. - М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

145. Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. №1. С. 7-26.

146. Романова Е. Г. Об итогах анализа практики изучения истории и культуры религии в субъектах Российской Федерации 2004-2009 гг. // Философские науки. 2011. №1. С. 55-70.

147. Рыжова С. В. Становление православной идентичности русских: традиционная культура и гражданские основания // Социологические исследования. 2010. №12. С. 59-70.

148. Савва С. С. Клерикализация светского образования в России: конституционно-правовой анализ // Религиоведение. 2006. №4. С. 76-86.

149. Самородов Д. П. Виват, Индиго! - Стерлитамак: СГПА, 2008. - 238 с.

150. Сафиуллина Р. Р. Система мусульманского религиозного образования у татар: прошлое, настоящее и перспективы (сравнительный анализ) // «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы». Сб. докладов научно-практической конференции. - Казань, 2004. С. 45-52.

151. Секацкий А. К. Гламурная цивилизация и ее авангард // Философские науки. 2011. №1. С. 5-18.

152. Синелина Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ поведенческих и ценностных ориентаций // Социологические исследования. 2009. №4. С. 89-96.

153. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 149 с.

154. Склярова Т. В. Аксиологические аспекты конфессионально ориентированного высшего образования // Философия образования. 2006. №2(16). С. 32-36.

155. Смарт Н. Исследование религии и образование // Религиоведческие исследования. 2010: №3-4. С. 143-151

156. Смирнов М. Ю. Религиоведение в современной России: проблема самоидентификации // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 2009. №1. С. 91-106.

157. Смолин М. И. Государство и церковь: церковно-правовой взгляд // Москва. 2012. №4. С. 128-142.

158. Соболев В. В. Древние пророчества от времен Атлантиды до Апокалипсиса Нострадамуса. В 2-х частях. Ч.1. - Челябинск: Околица, 1997. - 202 с.

159. Соколова Р. И. Традиция как духовный фундамент политической стратегии // Философские науки. 2011. №9. С. 48-59.

160. Соммэр Д. С. Мораль XXI века. - М.: ООО Изд. дом «София», 2004. -528 с.

161. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: ЗХГИ, 2006. С. 279-293.

162. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. - 624 с.

163. Степанянц М. Т. Культура как гарант российской безопасности // Вопросы философии. 2012. №1. С. 3-13.

164. Столович Л. Н. Бахтин и проблема ценности // М. М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1992. С. 121-133.

165. Сулейманова Л. Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в 20 в. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. - 453 с.

166. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина 19 в.). - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 658 с.

167. Сысоева Ю. Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства. -М.: Благ.фонд «Мисс. центр им.иерея Даниила Сысоева», 2012. - 206 с.

168. Тонконогов А. В. Деструктивная деятельность как социально-философская категория // Социально-гуманитарное знание. 2011. №3. С. 99-110.

169. Тонконогов А. В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России // Социально-гуманитарное знание. 2010. №5. С. 27-38.

170. Тощенко Ж. Т. Мина замедленного действия // Философские науки. 2010. №8. С. 6-21.

171. Тощенко Ж. Т. Религиозная культура и светская этика: pro et contra // Философские науки. 2010. №8. С. 5.

172. Уваров С. С. Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2010. - 720 с.

173. Ушинский К. Д. «О народности в общественном воспитании» // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. С. 119-234.

174. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М.: Педагогика, 2004. - 892 с.

175. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60-90е гг. XX в. - М.: Педагогика, 1994. - 528 с.

176. Фахретдин Р. Джавамигуль калям шархи. - Казань: Медина, 2002. 203 с.

177. Фахретдинов Р. Асар. В 4-х т. Т.1. - Казань: Рухият, 2006. - 238 с.

178. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Судьба и грехи России. Т.1., СПб., «София», 1991. - С. 66-101.

179. Фейнман Р. Какое тебе дело до того, что думают другие? - Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 208 с.

180. Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М.: Правило веры, 2001. 445 с.

181. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект, 2012. - 912 с.

182. Флоровский Г. В. Пути русского богословия - Минск: Издательство Белоруского экзархата, 2006. - 608 с.

183. Франк С. Л. Философия и религия // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. - М.: Политиздат, 1990. С. 119-123.

184. Хабутдинов А. Ю. Воспитание личности мусульманина в системе джадидского образования в медресе // «Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы». Сб. докладов научно-практической конференции. - Казань, 2004. С. 65-78.

185. Хайдар Б. Макалат. Ислам: секрет становления. - Ярославль: ДИА-Пресс, 2000. - 320 с.

186. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений в 3-х т. Т.1. - М.: Философия, 1989. - 345 с.

187. Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России 19 в. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 218 с.

188. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х т. Т.2. - М.: Наука, 1991. - 387 с.

189. Чернеевский А. П. О религиозном образовании // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 251-253.

190. Шакур Р. З. Великий подвижник науки и просвещения // Ватандаш. 2008. №10. С 48-56.

191. Шевченко В. Н. Отечественная интеллигенция вчера и сегодня // Философские науки. 2009. №3. С. 107-125.

192. Шереминская Л. Это дети Индиго, они не такие, как все. - М.: София, 2007. - 248 с.

193. Шестун Г. Православная педагогика. - М.: Про-Прес, 2010. - 672 с.

194. Шимина А. Н. Социально-философский смысл перестроечных процессов в России: философско-публицистические размышления. - Воронеж: ВГУ, 2006. -212 с.

195. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы. - Калуга: Духовное познание, 1992. - 16 с.

196. Эванс-Притчард А. Теории примитивной религии. - М.: ОГИ, 2004. 1424 с.

197. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

198. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. - М.: Академический проект, 2011. - 352 с.

199. Эпштейн М. Н. Новое сектантство. - М.: Лабиринт, 1994. - 181 с.

200. Эпштейн М. Н. Религия после атеизма. Новые возможности теологии. - М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2013. - 416 с.

201. Юзеев А. Философская мысль татарского народа. Основные направления развития (X - XX вв. - 1918 г.) - Казань: Медина, 2007. - 245 с.

202. Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. - М.: Наука, 2007. - 398 с.

203. Юсупов М. Галимджан Баруди. - М.: Вершина, 2004. - 300 с.

204. Якупов М. Т. Основы исламского вероучения и духовной культуры мусульманства. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2010 - 152 с.

205. Якупов Т. М., Нуриев Д. А. Социальные и морально-этическое учение ислам как оппозиция духу экстремизма. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. -261 с.

206. Янгузин А. Р. Духовный мир суфиев. - Уфа: Гилем, 2007. С. 241.

207. Академия развития Светланы Пеуновой. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //svetl ana.peunova.ru/akademia

208. Антропософия (содержание и метод). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.anthroposophy.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=49

209. Амирханов Р. У. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.tataroved.ru/publication/jad/2/g11/

210. Аттак Дж. Кусочек чистого неба. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iriney.ru/links/sites/rahmanov/www.entheta.ru/bluesky/contents.htm

211. Бодров А. Э. Богословское образование в современном секулярном обществе. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://standrews.ru/rus/ob-institute/bogoslovskoe-obrazovanie-segodnya.html

212. Вальдорфская педагогика. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.waldorfschule.ru/pedagogy/

213. Воробьев В. Проблемы православного образования. Актовая речь на ежегодном празднике Свято-Тихоновского Богословского института // Основы православной культуры. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vos. 1 september.ru/articlef.php?ID=200200307

214. Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ec-dej avu.ru/o/Official_Nation. html

215. Гайнутдин Р. Диалог между религиями поможет преодолеть кризис духовности. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //vestikavkaza.ru/news/politika/power/59038. html

216. Гаспринский И. «Русское мусульманство: Мысли, заметки и наблюдения» . [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bigyalta.com.ua/story/10117

217. Гумницкий Г. Н., Зеленцова М. Г. Мораль и религия //Философия и общество. 2012. №1(65) . [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/141554/

218. Гумницкий Г. Н. О понятии духовности //Философия и общество. 2011. №3(63) - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.socionauki.ru/ journal/articles/136098/

219. Даган Д., Даар Д. Можно ли считать вальдорфские школы Рудольфа Штайнера нерелигиозными? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.k-istine.ru/sects/steiner/steiner_dagan. htm

220. Дети индиго - кто они? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.rindigo .ru/failes013

221. Дети Индиго // Сверхчувствительный ребенок. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://archives.maillist.ru/35012/314692.html

222. Журавский А. Проблемы православного образования в России // Континент. 2002. №114 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //magazines.russ. ru/continent/2002/114/index-pr.html

223. Зарипов И. Исламские богословы и татарские общественные деятели о Ш. Марджани. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.islam-portal.ru/articles/74/393/

224. Захарченко М. В. Размышления о православном воспитании в современной России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gimnasia-vtk.ru/apgpfo/zaharchenko2 .doc.

225. Интервью с проректором медресе «Мухаммадия» З. Габдуллиным. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.muhammadiya.ru/news/2009-04-26-70.

226. Исхаков Д. Джадидизм. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.tataroved.ru/publication/j ad/2/g9/

227. Как оформить квартиру по фэншуй. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russiafaq.ru/spravochnik/Kak_oformit_kvartiru_po_fenshuy.html

228. Как притесняют в российских школах учеников-мусульман. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vvnews.info/news/3803

229. Каледа Г. «Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях»// Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/ library/readbook/2300

230. Книги С. Пеуновой. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //svetlana. peunova.ru/menubooks

231. Концепция образования в РХГА. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //rhga.ru/education/koncept/

232. Мартинович В. А. Сектоведение и секты в Беларуси. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iriney.ru/document/doc/010.htm

233. Меркурий, еп. Зарайский. Доклад председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия на открытии XIX Международных Рождественских чтений. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1392758. html

234. Миндибекова Л. А. Социальные функции высшего образования и проблемы реализации // Труд и социальные отношения. 2005. №2 -[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://id.atiso.ru/node/77

235. Мухаметшин Р. Система мусульманского образования в постсоветском Татарстане. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.archipelag.ru/authors/muhametchin/?library=1228

236. На пути к посвящению. Школа космоэнергетики Э. Багирова. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.goldpiramida.ru/training/na-puti-k-posvjashheniju/

237. Николаева О. Н. Современная культура и православие. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks /ortodox/Nikol/4 0. php

238. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Отечественные записки. 2002. №2 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.strana.oz.ru

239. Открытое письмо 10 академиков президенту РФ // «Новая газета», Приложение «Кентавр». 22.07.2007 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //old.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00. html

240. Правдина Н. Биография. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.npravdina.ru/seminars/157/

241. Рачинский С. А. Какой должна быть начальная школа в России? [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovnik.rusgor.ru/ rus/yazyk/0406.html

242. РПЦ выступает за альтернативу дарвинизму в школах. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.religio.ru/arch/260ct2006/news/13658.html

243. Савенков А. А. «ДЕТИ ИНДИГО»: осторожно - мистификация. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psy.1september.ru/ article.php?ID=200700404

244. Сахарных Д. М. Цель и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://files.udmurt.info/sacharnych-cel-i-zadachi-orkse.pdf

245. Система рейки. О нас. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.reiki. su/reiki5 .html

246. Смирнов И. Регрессанс. Религия и образование в современной России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_319.html

247. Туман-Никифоров А. А. Кризис духовности как проблема отсутствия цементирующего социум Идеала //Философия и общество. 2011 №3(63) -[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.socionauki.ru/ journal/articles/136098/

248. Уминский А. Проблемы православной гимназии Православная педагогика. Сборник статей. Выпуски 1-3. - [Электронный ресурс] // Режим доступа: //http: //lib.pravmir.ru/library/readbook/2300

249. Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.biografia.ru/cgi-bin/ names.pl?oaction=show&letter=87

250. Филарет Московский. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //azbyka.ru/katehizacij a/

251. Филиппов Ю. С. Революционное движение и Духовные школы России в конце XIX — начале XX веков. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.pravo slavie.ru/put/2238. htm

252. Фирсов С. Л. «Человек во времени: штрихи к портрету Константина Петровича Победоносцева» // Русский путь: pro et contra. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russianway.rchgi.spb.ru/pobed.html

253. Шишков А. С. Рассуждение о любви к отечеству. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://biblioteka.org.ua/book.php?id=1120001086&p=19

254. Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kolhida.ru/ index.php3 ?path=_etnography/arts/&source=05

255. Algar H. Sufism: Principles and Practice. North Haledon, New Jersey, Islamic Publications International, 1999, 46 pages.

256. Algar H. Wahhabism: A Critical Essay. North Haledon, New Jersey, Islamic Publications International, 2002, 104 pages.

257. Bengtson V. L. Families and Faith How Religion is Passed Down across Generations. USA, Oxford University Press, 2013, 272 pages.

258. Bloechl J. Christianity and Secular Reason. Classical Themes and Modern Developments. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press, 2012, 296 pages.

259. Cobb M., Puchalski Ch. M. and Rumbold B. Oxford Textbook of Spirituality in Healthcare. USA, Oxford University Press, 2012, 512 pages.

260. Davies O. Theology of TransformationFaith, Freedom, and the Christian Act. USA, Oxford University Press, 2013, 288 pages.

261. Estep J. R., Anthony M. J., Allison G. R. A Theology for Christian Education. Nashville, Tenn.: B&H Publishing Group, 2008, 316 pp.

262. Estep J. R., Kim J. H. Philosophy & Education: An Introduction in Christian Perspective. - Nashville, Tenn.: B&H Publishing Group, 2008, 308 pp.

263. Manoussakis J. After God. Richard Kearney and the Religious Turn in Continental Philosophy. New York, Fordham Univ. Press, 2006, 349 pages.

264. McCauley R. N. Why Religion is Natural and Science is Not? USA, Oxford University Press, 2013, 352 pages.

265. Pazmino R. W. Foundational Issues in Christian Education: An Introduction in Evangelical Perspective, Third Edition. Grand Rapids: Baker Academic, 2008, 296 pp.

266. Schooling Islam: The Culture and Politics of Modern Muslim Education. Edited by Robert W. Hefner & Muhammad Qasim Zaman. Princeton, NJ: Princeton University Press Paper, 2007, 276 pp.

267. Schroëder R. Cults: Secret Sects and False Prophets. Carlton Books, Limited, 2007

268. Sen R. Articles of Faith. Religion, Secularism, and the Indian Supreme Court. USA, Oxford University Press, 2013, 288 pages.

269. Smith J. K. S. After Modernity? Secularity, Globalization, and the Reenchantment of the World - Waco, Tex: Baylor University Press, 2008, 340 pages.

270. Smith J. K. S. Who's Afraid of Postmodernism?: Taking Derrida, Lyotard, and Foucault to Church (The Church and Postmodern Culture). Ada, MI, Baker Academic, 2006, 88 pages.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.