Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Налетова, Наталья Юрьевна

  • Налетова, Наталья Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 410
Налетова, Наталья Юрьевна. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Смоленск. 2014. 410 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Налетова, Наталья Юрьевна

Введение................................................................................. 4

Глава I. Теоретико-методологическая основа изучения православного образования....................................................... 22

1.1. Сущность, цель и ценности образования в контексте отечественного религиозно-философского дискурса............................................... 22

1.2. Антропологические основания теории и практики православного образования.............................................................................. 45

1.3. Методологические основания исследования развития православного образования в российском культурно-историческом процессе ............................................................................................... 65

Выводы по главе I...................................................................... 90

ГЛАВА II. Становление и развитие православных традиций просвещения в доинституциализированный период (X-XVTI вв.)... 95

2.1. Своеобразие исторического становления и развития православного образования в период Киевской Руси (Х-начало XIII вв.).................Л 95

2.2. Диалектичность православного просвещения в период Монгольской Руси (XIII-середина XV вв.).......................................................... 118

2.3. Православное образование и воспитание на Руси в московский период (середина XV-XVI вв.)..................................................... 139

2.4. Православное образование в период культурно-мировоззренческих трансформаций. Эпоха Нового времени (XVII в.).............................. 164

Выводы по главе II.................................................................... 186

ГЛАВА III. Православное образование в период светских и духовных образовательных институтов (XVIII - начало XX вв.)....... 190

3.1. Православное образование и воспитание в России в период петровских преобразований (петровская Россия первая треть XVIII в.)... 191

3.2. Амбивалентный характер развития православного образования в эпоху Просвещенного абсолютизма (императорская Россия вторая половина XVIII в.)...................................................................... 215

3.3. Православные традиции просвещения в условиях либерального универсализма (императорская Россия первая четверть XIX в.)............ 238

3.4. Проблема сохранения традиций православного образования в рамках политического консерватизма (императорская Россия вторая четверть Х1Хв.)......................................................................... 259

3.5. Развитие православного образования в условиях революционной динамики (императорская Россия вторая половина Х1Х-начало XX вв.)......................................................................................... 281

Выводы по главе III...................................................................... 303

ГЛАВА IV. Православное образование в период духовных образовательных институтов (1917-1991 гг.) и в период светских и духовных образовательных институтов (1991г. - начало XXI в)....... 310

4.1. Пути сохранения православного образования в период Советской России (1917-1991 гг.)................................................................. 310

4.2. Православное образование в социокультурных условиях современной России (1991г. - начало XXI в.)................................... 330

Выводы по главе IV................................................................... 351

Заключение.............................................................................. 353

Список литературы

368

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В эпоху глобализации важнейшей задачей педагогической науки является создание образовательных стратегий и систем, основанных на ментальности и традициях национальной общности, что позволяет обратиться к проблеме Православия.

Становление и развитие нашего национального бытия происходило под влиянием православного религиозного начала1 при существенной роли Русской Православной Церкви, проявившей способность преображать общественную жизнь на этом универсальном основании, обогащая им сознание, культурное пространство и образ жизнедеятельности людей. Значительное влияние Православие оказало на образовательную сферу. Православное образование есть отечественный феномен, сформировавшийся на основе православных религиозных представлений, традиций, ценностей и смыслов. С нашей точки зрения, актуализация этих содержаний православного образования, репрезентация их как востребованных народом России сегодня является необходимым условием рождения образовательных инициатив, гармонично сопрягающих в себе национальный духовный ресурс с ключевыми трендами современного развития, такими как открытость, инновационность и технологичность.

Одним из возможных способов актуализации потенциала, присущего православному образованию, является изучение опыта его практической реализации, который традиционно связан в России с деятельностью Русской Православной Церкви. На протяжении всей истории нашего государства Русская Православная Церковь являлась просветителем, различными путями выполнявшим функции сохранения, накопления, ретрансляции в мир универсальных ценностей и опыта православной духовности. Изучение

1 Россия от самых истоков - многоконфессиональная держава. Русскую Православную Церковь и традиционные конфессии России объединяет опыт многовекового взаимного выживания и согласия. И только на основе их духовных ценностей, культурных достижений, сотрудничества возможно сегодня построение нравственно ответственного гражданского общества.

свойственной Русской Православной Церкви просветительской деятельности актуально в плане поиска режима диалога с Церковью сегодня, общения, необходимого для культурного, духовного развития нашей страны.

Нужная сегодня для России разработка органичной стратегии развития образования должна опираться на педагогическое знание, которое включало бы в себя изучение движущих сил, закономерностей, тенденций существования и развития образования в контексте динамики многогранной социокультурной действительности. Культурный концентр в комплексной программе исследования православного образования с позиции автора потенциально может содействовать выявлению причин преемственности и, наоборот, дискретности в развитии образования и тем самым способствовать прогнозированию и решению его проблем в условиях современных трансформационных процессов.

Основные дефиниции исследования

Генезис — происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта.

Православное образование - отечественный культурно-исторический феномен, несущий в себе определенный целеценностный потенциал, который раскрывается в соответствующих образовательных институтах (системе российского духовного образования и системе российского светского образования), а также во внеинституциализированной форме.

Культурно-историческое развитие России - развертывающееся во времени духовное своеобразие российского народа, проявляемое через менталитет, самосознание, веру, ценностные ориентации, жизненный уклад, олицетворяющееся в национальных культурных формах: обычаях, языке, идеях, образовании, воспитании, педагогической мысли, литературе, философии, социальных, политических институтах и др.

Хронологические рамки исследования рефлексии генезиса православного образования включают период X - начало XXI вв. Начало периода рассматриваемого процесса связано с принятием Русью христианства, временем возникновения православного образования, этапом формирования ценностных

приоритетов изучаемого феномена. Окончание периода исследования отнесено к 2010 году. В этом году исполнилось десять лет с момента принятия документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000г.), определяющего нравственное, культурное и патриотическое образование областью практического взаимодействия государства - Церкви - образовательных институтов - общественности. Завершающий этап исследования приближен к современности, что позволяет показать результаты проделанной за это десятилетие работы, определить перспективы развития православного образования в нашей стране.

Степень разработанности проблемы

В отечественных историко-педагогических исследованиях накоплены данные, которые могут стать основой изучения генезиса православного образования в России.

Первый блок исследований посвящен проблеме становления и развития

православных традиций в отечественном образовании. О глубоком и

«

всестороннем изучении проблемы Православия как онтологической основы, источника смысловых, ценностных приоритетов, оказавшего системообразующее влияние на российское образование, школу, педагогику, свидетельствуют исследования последнего десятилетия. Большим вкладом в разработку проблемы является труд Е.П. Белозерцева, представляющий философию национального образования, построенную на триединстве: три урока, три константы, три ценности, три идеи, три условия развития образования; в основании триединства религиозный догмат о Пресвятой Троице - архетип национальной ментальности [28]. В исследовании П.А. Гагаева предлагается метод субстратного осмысления философско-педагогических реалий. В поле русского православного мировидения, мирочувствия автором выстраивается инвариантная модель отечественной школы, определяются ее социокультурные (антропо-, аксио-, гносео-, онто-, психологические) основания [67].

Следует выделить ряд монографий и докторских диссертаций по педагогике, раскрывающих роль Православия в формировании и развитии

традиций отечественного воспитания (А.Ю. Бутов [54], Н.В. Маслов [200]); российской школы (З.В. Видякова [56], В.М. Меньшиков [207], В.Ю.Троицкий [330]); православной и светской педагогики (И.А.Соловцова [298], прот. Е. Шестун [369]); антропологических концепций представителей отечественной духовно-академической науки (Е.А. Плеханов [258]); русских философов (В.И. Сиземская [282])

Как показал историографический обзор, при всем многообразии подходов к изучению проблемы научная общественность осознает, что фундаментальное основание православных традиций в отечественном просвещении объясняется тем, что история России в течение тысячелетия была связана с историей Русской Православной Церкви

Второй блок исследований включает в себя спектр вопросов, связанных с образовательной деятельностью Русской Православной Церкви. Наиболее полно образовательная деятельность Церкви представлена в поле исторического знания дореволюционных историков церкви: Е.Е. Голубинский [73; 74], П.В. Знаменский [116], A.B. Карташев [141; 142], Н.Д. Тальберг [317; 318], Б.В. Титлинов [322],

прот. Г. Флоровский [347]; современных историков церкви: игум. Петр [Еремеев]

%

[107], прот. Виктор Цыпин [361], прот. А. Шмеман [373]; светских историков, как дореволюционных: М.Ф. Владимирский-Буданов [59], так и советских: А.И. Клибанов [275], И.К. Смолич [294], Н.М. Никольский [230], а также современных: С.И. Реснянский [271], Н.Ю. Сухова [314]. В указанных трудах используются преимущественно социально-исторические критерии оценки образовательной деятельности Церкви.

Содержательна работа современного историка Н.В. Ляпуновой, в которой внимание сосредоточено на социально-экономических и политических аспектах развития системы профессионального церковного образования в дореволюционный период [193]. Автор подробно характеризует процесс реформирования образовательной сферы, раскрывает вопросы, связанные с финансированием, кадровой политикой, контингентом учащихся духовных учебных заведений.

Существенный вклад в исследование организации православного образования внесло педагогическое исследование М.Н. Костиковой, в котором впервые осуществлен комплексный анализ вероисповедной политики России периода реформ (XIX в.), определены место и функции православного духовенства в светских учебных учреждениях различных ведомств [161].

Имеется множество монографий и кандидатских диссертаций, изучающих развитие системы православного образования (воспитания) в отдельные периоды российской истории (преимущественно периода реформ XIX - начало XX вв.), причем не только на общероссийском уровне, но и на уровне отдельных губерний [6; 166; 217; 218; 220; 228].

Что касается православного образования, связанного в России с русским монашеством и старчеством, то до недавнего времени в педагогической сфере наблюдалась тенденция обращаться лишь к конкретным просветителям (свят. Тихон Задонский, Иннокентий, свят. Херсонский, преп. Сергий Радонежский, схиарх. Иоанн Маслов и др.) и включать их наследие в современный педагогический контекст [112; 118; 136; 143; 201]. Важную роль сыграло исследование С.Ю. Дивногорцевой, раскрывшее многогранную деятельность православных монастырей и приходов, их работу по сохранению традиций устроения, быта и жизни православной семьи [94]. Однако комплексное осмысление внеинституциализированных форм просвещения, как нам представляется, у науки еще впереди. Так, для нашего исследования перспективным видится выдвижение на первый план педагогического аспекта проблемы, изучение русского монашества-старчества-учительства как носителей универсального общечеловеческого содержания, обучающих своему духовному опыту мир.

Одной из тенденций современной педагогической науки является стремление уйти от линейно-поступательного ракурса рассмотрения генезиса образования (педагогических процессов).

Третий блок исследований включает работы, связывающие развитие образования со всем многообразием социальной, культурной жизни, а также с его собственными ценностями и традициями.

Концептуальное осмысление многогранного, вариативного характера развития российских образовательных процессов представлено в трудах историка педагогики М.В. Богуславского. Особенно важным для нас является заданный ученым дискурс о педагогических системах, способных «аккумулировать в себе, сохранять, транслировать историко-педагогический опыт («социокод»)» [41].

Проблеме генезиса педагогических явлений посвящена работа О.Л. Янушкявичене, в которой исследователь анализирует тенденции развития российского духовного воспитания (самобытного национального явления) в рамках «парадигмы христианства», «парадигмы модерна», «парадигмы постмодерна» - культурных этапов, которые в своем цивилизационном развитии проходит западный мир. В рамках этого внешнего влияния автор вычленяет противоречия духовного воспитания [382]. В работе исследователя В.А. Мосолова историческая динамика отечественного воспитания (парадигм воспитания) обусловлена, наоборот, внутренними факторами (гармоничным или дисгармоничным) соотношения присущих воспитанию глубинных ценностей. Выявляя тенденции очередной гипертрофии в данной области, автор показывает тяжелый и противоречивый процесс возвращения воспитания к «гармонии», «равновесию ценностей», своей «золотой середине» [216]. С точки зрения диссертанта, вкупе эти подходы вносят существенный вклад в методологию, направленную на изучение длительных тенденций в сфере отечественной педагогики.

В целом проведенный анализ научных работ показал, что, несмотря на значительную степень изученности проблемы православного образования, (воспитания), а также процессов его исторического становления и развития в России, за рамками системного научно-педагогического осмысления лежит несколько принципиальных для нее аспектов. Не представляется возможным утверждать, что существуют работы, разносторонне изучающие и

обосновывающие целеценностную основу, определяющую приоритеты в развитии православного образования, его собственный внутренний потенциал. Целостно не изучен вопрос, связанный с организационными формами и содержанием православной образовательной деятельности, в которых бы эти цели и ценности в отечественной истории соответствующим образом воплощались. В педагогической науке не представлена концепция, на основе которой возможно осмысление генезиса православного образования в контексте многоплановых социокультурных процессов России (X - начало XXI в.).

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе комплексного историко-теоретического анализа данной проблемы разрешить противоречие между важностью осмысления генезиса православного образования в контексте культурно-исторического развития России и недостаточной изученностью этого процесса в соответствии с запросами отечественной педагогической науки.

Осознание необходимости разрешения данного противоречия определило тему исследования: «Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России».

Объект исследования: православное образование в России (X - начало XXI в.).

Предмет исследования: процессы становления и развития православного образования в социокультурном контексте России (X - начало XXI в.).

Цель исследования: раскрыть целеценностную основу православного образования; выявить закономерности, тенденции и этапы развития православного образования в контексте многовекторных социокультурных процессов в России исследуемого периода.

Задачи исследования:

1. Обосновать целеценностную основу православного образования во взаимосвязи со спецификой понимания проблемы личности христианской историософией и антропологией.

2. Определить методологические основания изучения генезиса православного образования в российском культурно-историческом процессе и обосновать его периодизацию.

3. Охарактеризовать специфику и пути развития православного образования в доинституциализированный период (X-XVII вв.).

4. Раскрыть тенденции развития православного образования в период светских и духовных образовательных институтов (XVIII в.- 1917 г.).

5. Выявить особенности развития православного образования в период духовных образовательных институтов (1917-1991 гг.) и в период светских и духовных образовательных институтов (1991 г.- начало XXI в.).

6. Показать вклад подвижников Русской Православной Церкви в сохранение и трансляцию православных образовательных традиций.

Теоретическая основа исследования:

- теории, раскрывающие многогранность культурно-исторического развития России (A.C. Ахиезер, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Ю.Ю. Булычев И.В. Кондаков, Г.И. Курган, Г.П. Федотов);

- концепции, характеризующие проблемы образования в контексте диалога культур и межцивилизационных связей (С.Ф. Егоров, В.М. Меньшиков, O.JI. Янушкявичене);

- исследования, анализирующие историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного развития страны (В.Г. Безрогов, JI.H. Беленчук, А.Ю. Бутов, A.B. Овчинников, В.Ю. Троицкий);

- концепции онтологических оснований образования (Е.П. Белозерцев, П.А. Гагаев, А.Е. Крикунов, C.B. Перевезенцев);

- работы, рефлексирующие педагогическую действительность сквозь призму аксиологии (В.А. Беляева, В.И. Додонов, Е.И. Исаев, В.М. Кларин, Н.Д. Никандров),

- труды по проблемам православной антропологии и духовного воспитания (прот. В. Зеньковский, С.Ю. Дивногорцева, Т.В. Склярова, Е.А. Плеханов);

- исследования синергийной антропологии, раскрывающие новое трансдисциплинарное направление в изучении феномена человека (С.С.Хоружий);

- положения, апеллирующие в изучении образования к парадигмальной идее, раскрывающие принципы построения периодизации историко-педагогического процесса (Е. В. Бондаревская, А.П. Булкин, В.А. Мосолов);

- концепции «культурно-образовательной среды», как средоточия общего, особенного и единичного в педагогических процессах (Е.П. Белозерцев, Ю.С. Мануйлов);

- труды по методологии педагогических и историко-педагогических исследований (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, З.И. Равкин).

Методологическая основа исследования:

В диссертации использована система общенаучных принципов (научной объективности, целостности, системности, преемственности, историзма), а также комплекс методологических подходов (историософский, антропологический,-цивилизационный, синергетический, формационный, средовой). Предлагаемая методология позволяет соотнести процессы становления и развития православного образования с его собственными началами, с Россией, ее сложной1 исторической судьбой, ее культурой и духовной жизнью; объединить различные эпохи истории православного образования в осмысленную и целостную картину.

Методы исследования

В работе применен целый спектр общетеоретических (синтез, анализ, систематизация, моделирование) и историко-педагогических методов, направленных на изучение генезиса православного образования в контексте культурно-исторического развития России:

историко-структурный, позволяющий выявить цели, ценности православного образования, пути и формы его исторического развития;

историко-генетический, использующийся для анализа генезиса православного образования в реальной полноте и целостности на разных этапах российского культурно-исторического развития;

историко-компаративистский, направленный на сравнительно-сопоставительное изучение специфики целеценностных приоритетов православного образования, взаимосвязи реализующих его образовательных институтов на различных этапах рассматриваемого периода.

Источниковая база исследования:

- извлечения из отчетов обер-прокуроров по ведомству духовных дел, дающие представление о государственной и церковной политике в отношении системы православного образования дореволюционного периода;

- богословская литература (митр. Иларион, протопоп Аввакум, свят. Тихон (Задонский), свят. Игнатий (Брянчанинов);

- историческая и историко-педагогическая литература (С.А. Рачинский, В.В. Розанов, В.Н. Татищев, К.Д. Ушинский);

- архивные материалы - фонды 45, 47, 49, 761 Государственного архива Смоленской области (ГАСО), содержащие сведения об устройстве, финансировании, организации учебно-воспитательного процесса, учительском составе епархиальных школ и народных училищ. Фонды 802, 803, 808, 796, 1276 Российского государственного исторического архива (РГИА), содержащие многочисленные проекты академического Устава, делопроизводительную документацию, переписку официального характера;

- мемуарная литература о развитии духовных учебных заведений в России предреволюционного и советского периодов (митр. Филарет (Дроздов), митр. Евлогий (Георгиевский), митр. Вениамин (Федченков), Е.С. Скурат);

- периодика: дореволюционные издания «Вестник воспитания», «Православный собеседник», «Смоленские епархиальные ведомости» (1865-1904 гг.); современные издания «Педагогика», Aima mater (Вестник высшей школы).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В рамках историософского дискурса смысл образования состоит в преобразовании жизни личности (мира, нации, общества), в раскрытии их духовной сущности. Являясь условием и результатом культурного развития собственного цивилизационного мира, отечественное православное образование

формирует в себе и транслирует через себя комплекс присущих русской национальной общности целеценностных ориентиров (концепты «Божия правда», «соборность», «спасение»), определяющих внутреннюю программу (организацию и содержание образовательной деятельности) его развития в рамках соответствующих образовательных институтов.

В своем подходе к проблеме личности христианская антропология исходит из того, что отношения человека и Бога зависят от человека и его внутреннего духовного мира. Это представление выступает в качестве основания понимания православного образования как практики преобразования и совершенствования человека как целостного и многогранного существа. Приоритетной целью православного образования, воспитания, обучения выступает интеграция духовной жизни личности (фундамент ее дальнейшей разноплановой жизнедеятельности): ступенчатый процесс, включающий выработку способности человека к самопознанию и самокоррекции, ответственности и воздержанию, милосердию и любви. Ключевым звеном духовно-нравственного развития выступает пространство личностного общения «учитель - ученик», в рамках которого осуществляется обучение опыту духовной жизни.

2. Православное образование является сложной динамической системой, развивающейся во времени и пространстве. Генезис отечественного' православного образования является не только процессом, опосредованным объективными социальными и политическими факторами, но и процессом, в котором ведущими силами выступают аттракторы его (образования) собственного существования, обновления и развития.

В рамках данного подхода сформулированы критерии (иерархия ценностной базы, изменения в организационно-функциональной сфере) и определена периодизация процесса его развития.

В развитии российского православного образования мы выделяем четыре периода:

- доинституциализированный период (Х-ХУП вв.), ведущей идеей-ценностью является «спасение»;

- период светских и духовных образовательных институтов (ХУШв.-начало XXвв.), основной идеей-ценностью выступает «соборность»;

- период духовных образовательных институтов (1917-1991 гг.), ключевой идеей-ценностью предстает «Божья правда»;

- период светских и духовных образовательных институтов (1991г.-начало XXI в.) — период возрождения идеи-ценности «соборность».

3. Являясь активным субъектом общехристианского культурного процесса, отечественная культура и неразрывно связанное с ней просвещение вырабатывают самобытные идеи и ценностные ориентации - Русь не противоречит интересам интеллектуального развития (фактор первичный для западно-христианского мира), но привносит свои цивилизационные потенции, в которых сфера вечного, абсолютного, духовного (идея спасения) является определяющей (Х-ХУП вв.). Отстаивая приоритет духовного начала, Церковь направляет свое воспитательное воздействие на внутренний мир человека, формируя у него целый комплекс черт, таких как нравственная чистота, высокая способность к аскетизму, жертвенности и милосердию. В условиях Киевской Руси (Х-начало XIII вв.) и Монгольской Руси (ХШ-середина XV вв.) данная концепция просвещения позволяла Церкви не только воспитывать, но и осуществлять функции образования и обучения, что подтверждают факты создания общесословных школ «на утверждение веры», библиотек, появления православных мыслителей-интеллектуалов своего времени.

В московский период в развитии православного образования прослеживаются бифуркационные тенденции. Главными в образовательном процессе признаются дисциплинарная и сакрально-обрядовая стороны, безусловно, важные элементы развития духовной сферы личности, но исходя из антропологических приоритетов христианства, вовсе не сущностные, а значит не первичные. Возможности для сохранения и упрочения традиционных принципов в образовании Церковь черпает в книжном предании. Русь (ХУ1-ХУП вв.) испытывает расцвет церковной, учительной книжности, плодотворно аккумулирующей православные культурные и духовные ценности.

4. Являющиеся частью государственной преобразовательной политики, европейские идеи секулярного рационализма и функциональности в образовании (петровская, императорская Россия XVIII в. - начало XX вв.) расходились с традиционной образовательной идеей примата духовного антропологического смысла, что порождало в православном образовании кризисные тенденции, дезорганизующие педагогическую деятельность. Однако в православном образовании непрерывно присутствовал встречный саморазвивающийся процесс, разрешающий возникающие противоречия. Православное образование выстраивает систему общения с внешней социокультурной средой: вступает в диалог - выявляет продуктивные элементы ее образовательного опыта -использует их в реализации целеценностной программы собственного развития.

С одной стороны, обостряющиеся социальные и культурные противоречия в стране, отсутствие единой и стабильной государственной образовательной политики (XIX - начало XX вв.) и единодушия в самих церковных кругах по вопросам, касающимся форм административной, образовательной и воспитательной деятельности, явились причинами кризисных явлений (формализм - нигилизм - социальный антагонизм) в школьной среде. С другой стороны, опираясь на глубинные архетипы национальной религии и культуру, православное образование стремилось к восстановлению и поступательному качественному развитию. Православное образование предстало в истории как система фундаментальной гуманитарной подготовки и духовного опыта (идея соборности) в которой формировались духовные, научные, культурные и педагогические кадры страны.

5. В Советской России (1917-1991гг.), в развитии православного образования отмечены разнонаправленные тенденции: дискретности и непрерывности. Отсутствие стройной и разветвленной системы духовного образования и глубокой научной подготовки компенсировалось системой религиозно-нравственного воспитания (идея Божьей правды), реализующегося путем включения учащегося в процесс внутренней жизни духовной школы (учебной деятельности, молитвы, богослужений, послушаний, нравственных

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Налетова, Наталья Юрьевна, 2014 год

Архивные источники

Государственный архив Смоленской области

413. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 2. Д. 8 (1859 г.).

414. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 6. Д. 71 (1903 г.).

415. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 2. Д. 10 (1864 г.).

416. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св.10. Д. 133 (1847 г.).

417. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 9. Д. 128 (1917 г.).

418. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 5. Д. 60 (1899 г.).

419. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 4. Д. 16 (1872 г.).

420. ГАСО. Ф. 47. Оп. 1. св. 15. Д. 282 (1893 г.).

421. ГАСО. Ф. 49. Оп. 1. св. 3. Д. 17 (1877 г.).

422. ГАСО. Ф. 45. On. 1. Д. 2279 (1866 г.).

423. ГАСО. Ф. 45. On. 1. Д. 2272 (1868 г.).

424. ГАСО. Ф. 47. On. 1. св.15. Д. 300 (1894 г.).

425. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 3. Д. 11 (1865 г.).

426. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 6. Д. 69 (1903 г.).

427. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 6. Д. 88 (1905 г.).

428. ГАСО. Ф. 47. On. 1. св. 14. Д. 209 (1884 г.).

429. ГАСО. Ф. 47. Оп. 2. Д. 160 (1868 г.).

430. ГАСО. Ф. 47. On. 1. св. 7. Д. 21 (1831 г.).

431. ГАСО. Ф. 48. On. 1. Д. 329 (1746 г.).

432. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 5. Д. 61. (1900 г.).

433. ГАСО. Ф. 47. On. 1. Д. 184 (1878 г.).

434. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св.1. Д. 2 (1840 г.).

435. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св.6. Д. 92 (1907 г.).

436. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св.1. Д. 3. (1842 г.).

437. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 1. Д. 4 (1848 г.).

438. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 5. Д. 60 (1899 г.).

439. ГАСО. Ф. 45. On. 1. Д. 1156 (1832 г.).

440. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 2. Д. 20 (1886 г.).

441. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 6. Д. 81 (1904 г.).

442. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 6. Д. 68 (1903 г.).

443. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св.1. Д. 1 (1831 г.).

444. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св.1. Д. 5 (1831 г.).

445. ГАСО. Ф. 49. On. 1. св. 3. Д. 21. (1886 г.).

446. ГАСО. Ф. 47. On. 1. св. 14. Д. 339 (1898 г.).

447. ГАСО. Ф. 47. On. 1. св. 13. Д. 200 (1886 г).

448. ГАСО. Ф. 47. On. 1. св. 14. Д. 228 (1888 г.).

449. ГАСО. Ф. 761. On. 1. св.1. Д. 2 (1832 г.).

Российский государственный исторический архив

450. РГИА. Дело о выработке проекта нового Устава Духовный Академий // Ф. 802. Оп. 10. ед. хр. 21 (1909 г.).

451. РГИА. Дело о выработке проекта реформы Духовной школы // Ф. 802. Оп. И. ед. хр. 169 (1917 г.).

452. РГИА. Дело о командировке преосвященных Димитрия и Антония на ревизию Санкт-Петербургской Духовной Академии, Московской Духовной Академии, Казанской Духовной Академии (Киевской Духовной Академии-Антоний) // Ф. 796. Оп. 189. ед. хр. 263 (1908-1913 гг.).

453. РГИА. Дело о составлении устава духовных академий. Проект устава составленный М.М. Сперанским // Ф. 802. Оп. 16. ед. хр. 1 (1809-1918 гг.).

454. РГИА. Дело об открытии при семинарии воскресных школ // Ф. 802. Оп. 17. ед.хр. 12 (1867 г.)

455. РГИА. Дело об утверждении нового Устава Духовных академий // Ф. 1276. Оп. 6. ед. хр. 557 (1910 г.).

456. РГИА. Дело об учреждении в Петербурге Библейского общества // Ф. 808. On. 1. ед. хр. 311 (1822 г.).

457. РГИА. Журнал комитета о усовершении духовных училищ // Ф. 802. Оп. 17. ед.хр. 1 (1808 г.).

458. РГИА. Краткие сведения о церковных школах всех епархий //Ф. 803. Оп. 16. ед.хр. 1 (1896 г.).

459. РГИА. О почетных наградах служащих в духовно-учебных заведениях // Ф. 802. Оп. 10. ед. хр. 7 (1896 г.).

460. РГИА. О правилах поведения воспитанников духовных учебных заведений // Ф. 802. Оп. 11. ед. хр. 73 (1912 г.).

461. РГИА. О преобразовании Духовных Цензурных Комитетов // Ф. 802. On. 1 ед.хр. 2421 (1819 г.).

462. РГИА. О снабжении книгами разных семинарий // Ф. 802. On. 1 ед. хр. 2210 (1818 г.).

463. РГИА. Об учреждении библейских сотовариществ в духовных училищах // Ф. 802. On. 1 ед. хр. 2409 (1819 г.).

464. РГИА. Отчеты о состоянии образцовых школ при духовных семинариях 1896-1899 учебные годы //Ф. 803. Оп. 16. ед. хр. 25 (1896 г.).

465. РГИА. Отчеты педагогических курсов за 1894-1897 г. // Ф. 803. Оп. 16. ед. хр. 135.

466. РГИА. Переписка с иностранными библейскими обществами и изданиями и информацией о деятельности // Ф. 808. On. 1. ед. хр. 321 (1822 г.).

467. РГИА. Письмо ректора МДА митрополиту московскому // Ф. 802. Оп. 16. ед. хр. 168 (1905 г.).

468. РГИА. По всем епархиям. Награждение разных лиц книгой «Библия» за особое усердие и ревность в пользу местных церковно-приходских школ // Ф. 803. Оп.2. ед. хр.1 (1898 г.).

469. РГИА. По представлениям преосвященных архиереев о награждении чинами учителей семинарий // Ф. 802. On. 1 ед. хр. 13 (1808-1809 гг.).

470. РГИА. Предложение министра духовных дел и народного просвещения о назначении в медико-хирургическую академию 83 воспитанников семинарии // Ф. 802. On. 1 ед. хр. 3664 (1824 г.).

471. РГИА. Разные расписки (1837-1840гг.) относительно преобразования духовно-учебных заведений // Ф. 797. Оп. 87. ед. хр. 4 (1837 г.)

472. РГИА. Учетные листки церковных школ на 20 декабря 1902 года по епархиям // Ф. 803. Оп. 16. ед. хр. 2386 (1902 г.).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.