Ландшафтная скульптура КНР: опыт традиции и современные тенденции развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Люй Цзюньнань

  • Люй Цзюньнань
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 286
Люй Цзюньнань. Ландшафтная скульптура КНР: опыт традиции и современные тенденции развития: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 2017. 286 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Люй Цзюньнань

Введение............................................................................... 3

Глава 1. Особенности ландшафтной скульптуры 13 в мировом контексте...............................................................

1.1. Традиции и закономерности размещения скульптуры в 13 ландшафте..................................................................................

1.2. Роль материала в ландшафтной скульптуре........................

25

1.3. Тенденции взаимодействия скульптуры и ландшафта в 39

контексте художественно-стилистической эволюции Нового и

Новейшего времени..........................................................

Глава 2. Ландшафтная скульптура Китая: тенденции исторической 62 эволюции......................................................................

2.1. Традиционный китайский фэн-шуй в искусстве ландшафта... 62

2.2. Традиции синтеза скульптуры и ландшафта в истории Китая 78

2.3. Ландшафтная скульптура в китайском искусстве XX в..................89

Глава 3. Современная китайская скульптура в открытом 106

пространстве: контекст города и контекст природы............

3.1. Китайская городская скульптура 1990—2010-х гг................................106

3.2. Скульптурные парки современного Китая....................................................115

3.3. Ведущие мастера современной китайской ландшафтной 130 скульптуры.....................................................................

Заключение........................................................................................................................................................146

152

Список литературы..................................................................

Список иллюстраций..........................................165

171

Альбом иллюстраций.....................

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ландшафтная скульптура КНР: опыт традиции и современные тенденции развития»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена современной китайской ландшафтной скульптуре, ее роли в международном контексте и в контексте исторического развития национальной художественной культуры Китая. Само по себе понятие ландшафтной скульптуры нуждается в уточнении. Речь идет о феномене относительно недавнем, сформировавшимся в ходе эволюции искусства XX столетия, когда категория ландшафта вобрала в себя комплекс понятий, аккумулирующих представления современного человека о среде обитания. В то же время, взаимодействие культурных практик с контекстом окружающей среды имеет длительную историю, где новейший период является только одним из этапов. Китайская цивилизация отличается не имеющей себе равных непрерывностью, и когда речь идет о ландшафтном искусстве этой страны, и в частности о скульптуре, то невозможно отрицать роль традиции в формировании относительно новых путей восприятия природы и шире — открытого пространства в синтезе с культурной деятельностью человека.

Выделив ландшафтную скульптуру в отдельную категорию, мы подразумеваем особенный жанр современного искусства, где ландшафт является определяющим обстоятельством. Этот жанр по своей роли в новейшей художественной культуре можно также считать направлением, в котором главное

— не стилистика, не концептуализация формы, а статусная роль.

Актуальность исследования объясняется, во-первых, объективной значимостью проблематики взаимосвязи искусства и природы в современном мире, в условиях развития городского строительства, выделения отдельных природных территорий в особо охраняемые экологические комплексы, во-вторых

— необходимостью всестороннего изучения роли современного китайского искусства на международной художественной сцене.

В процессе эволюции современного искусства скульптура приняла на себя функции материального выражения ведущих идей нового творческого мышления, направленного в сторону самоопределения художественной формы, поиска ответов на вопросы о роли художника в современном обществе, в попытках

переосмысления истории искусства и возможного расширения его теоретической базы. Проблематика ландшафта ярко заявила о себе в ходе категоризации видов искусства, когда в первой половине прошлого столетия получила развитие идея о природе как идеальном пространстве экспонирования произведений, связанных с категориями объема и пространства. Сам по себе феномен ландшафтной скульптуры мог проявлять себя и ранее, в истории декорирования садов и парков, оформления городских улиц, бульваров и площадей, но именно в XX столетии он заявил о себе как об отдельной независимой категории, освободившись от прежней необходимости синтеза.

В прошлом столетии появились и получили широкое развитие специализированные парки и сады скульптуры, ландшафтный контекст стал важным элементом концепции организации временных скульптурных экспозиций на открытом воздухе. К 1970-м гг. в американском и западноевропейском искусстве была разработана концепция прямой взаимосвязи художественного объекта и пейзажа — ленд-арт. В то же время продолжали свое развитие традиционные формы размещения произведений искусства в окружении природы, где природа выступала в роли фона для скульптуры.

Процессы концептуализации ландшафта в западном искусстве шли в русле развития идеи паблик-арта («общественного искусства»), характеризующего современную культуру с точки зрения определения в ней позиций художника и художественного объекта по отношению к публике и по отношению к той среде, в которую помещено произведение. На Западе ландшафтная скульптура в настоящее время воспринимается как один из жанров в контексте именно паблик-арта, где большую роль играет поиск путей взаимодействия искусства и общества, от зрителя музейного пространства до случайной публики, воспринимающей искусство в среде густонаселенного городского организма.

Китайское современное искусство в настоящее время представляет собой эклектическое явление. В нем остаются сильны традиции древней национальной культуры, продолжают играть роль заимствования из западноевропейского и советского искусства, и в то же время все ощутимее заявляет о себе стремление

войти в актуальный контекст глобального современного искусства. Такие имена, как Ай Вэйвей, Ян Фудон, Ян Сяоган, скульпторы Суй Цзюньго и Чжан Ван, принадлежат к числу ведущих представителей новейшего искусства, чьи выставки проходят в США и Западной Европе и чьи произведения ставят рекорды на влиятельных аукционных торгах, которые в последнее время проходят в том числе и в Шанхае и Гонконге. Современное китайское искусство умело подчеркивает свою уникальность, идентичность апелляцией к общеизвестным образам истории, к многовековым традициям культуры Китая.

В условиях стремительно растущей экономики КНР в настоящее время вопросы экологии и сохранения природного своеобразия особенно ощутимы, и китайское современное искусство не может не откликаться на них. Учитывая объективный интерес международного искусствознания к новейшим художественным тенденциям в Китае, можно с уверенностью говорить о том, что появление данного исследования обусловлено назревшей необходимостью изучения роли ландшафта в китайской скульптуре.

Степень научной разработанности проблемы. В отношении традиций китайского искусства в области его обращения к ландшафту существует огромная по количеству научная и научно-популярная литература, затрагивающая аспекты исторической эволюции развития образа природы в национальной художественной культуре, но прежде всего не в скульптуре, а в живописи. Также, внимание исследователей привлекал сам по себе образ китайского сада как одна из великих традиций преобразования природы, когда-либо известных в истории. Данный материал в целом стоит считать изученным в той его области, которая относится к проблематике данного диссертационного исследования. Обращаясь к нему, мы будем следовать объективным требованиям научной традиции, акцентируя и систематизируя аспекты, связанные с историческими и теоретическими обстоятельствами, предшествовавшими развитию в КНР новой художественной культуры, в русле которой ландшафтная скульптура выделяется в отдельный феномен художественно-пространственного мышления.

К настоящему времени фундаментальной наукой наработан значительный теоретический материал по общей истории китайского искусства, включающей в себя анализ основных закономерностей обращения к природе в истории классической пейзажной живописи, в традиции садово-парковой культуры от ранних династий до начала XX столетия. Здесь необходимо выделить работы советских и российских исследователей П. А. Белецкого, Н. Е. Боревской, Н. А. Виноградовой, П. М. Кожина, М. А. Неглинской, а также труды современных китайских специалистов по истории культуры и искусства Цао Линди, Чжоу Вэя, Цао Линди, Юй Сисяня. Заслуживают особого внимания опубликованные в 1970—2000-е гг. монографии американских и британских искусствоведов К. Клунаса, А.-Э. Палудан, М. Салливана, М. Тригер.

Второй обширный научно-теоретический материал — исследования по истории мирового ландшафтного искусства, диапазона культурно-философских традиций понимания парка или сада как синтеза природы и искусства, своеобразной архитектуры, украшенной произведениями искусства, прежде всего скульптуры, наподобие того, как в архитектурной постройке используются статуи, рельефы на наружных стенах и в интерьере. Среди обширной научной литературы по этой теме выделяются труды К. Кларка и Н. Певзнера.

Вопросы синтеза искусств, роли пространства в контексте взаимодействия монументально-декоративного искусства, ландшафта и архитектуры, вопросы средового подхода в искусстве освещаются в научных публикациях И. А. Азизян, Е. В. Асса, С. Б. Базазьянц, С. С. Валериус, А. М. Кантора, Е. Б. Муриной, Н. И. Поляковой, В. С. Турчина. Среди современных российских исследований необходимо выделить серию научных статей А. О. Котломанова о проблемах мирового паблик-арта, рассмотренных в различных аспектах, в том числе связанных и с контекстом ландшафта. В последние годы проблематика средового и ландшафтного искусства играет значительную роль в китайском искусствознании. Здесь стоит упомянуть таких исследователей, как Ван Чжун, Вэнь Ян, Гэ Шаоцзун, Кан Лян, Лю Цюбин, Ма Циньчжун, Пань Шаотан, Юй

Кунцзян, стремящихся ввести национальную искусствоведческую науку в русло актуальных мировых тенденций анализа искусства в открытом пространстве.

На Западе осмысление роли ландшафта в современной скульптуре имеет свою историю, начиная с появления такого важного течения в художественной культуре, как абстрактный витализм, бывший одним из вариантов органического направления в архитектуре, скульптуре и живописи. Ведущими теоретиками абстрактного витализма были британский искусствовед и критик Г. Рид и его соотечественник великий скульптор XX в. Г. Мур, сформулировавшие ставшие классическими принципы свободного размещения скульптуры в природе, так чтобы выделить уникальные качества этого вида искусства.

Для теоретической основы новейших тенденций взаимодействия искусства важную роль играют тексты американского искусствоведа и художественного критика Р. Краусс, в частности ее классическое эссе «Скульптура в расширенном поле». В 1990—2000-е гг. в Западной Европе и США вышли монографии и антологии, обобщающие опыт скульптуры, начиная с послевоенного времени и заканчивая сегодняшним днем, в области паблик-арта и ландшафтного контекста.

Необходимо отметить, что в новейшей монографии по современной скульптуре, книге А. Мошинской «Скульптура сейчас» произведения китайских авторов рассматриваются наравне с работами известных художников, живущих в Англии, Франции, Италии, Германии и Америке. Этот факт подтверждает большую значимость современного китайского искусства на мировой художественной арене. Также, в этой книге отдельно выделены работы некоторых китайских авторов в главе, посвященной теме природы в современной скульптуре. Это единственный пример прямого приближения к нашей теме со стороны зарубежных исследователей. Но и в этом случае, учитывая конспективный способ изложения материала, его никак нельзя считать освещающим данную тему в достаточной степени.

Наиболее близки теме диссертации научные работы, затрагивающие аспекты истории современного искусства Китая, написанные авторами китайского происхождения и опубликованные на китайском, русском и

английском языках. Из авторов монографий и отдельных публикаций в профессиональных периодических изданиях надо отметить такие имена, как Ван Цин, Инь Шуанси, Ли Сун, Лю Либинь, Лю Цзюнь, Лю Цинькай, Лю Пэн, Сунь Чжэнхуа. А также — теоретические работы крупных китайских скульпторов Ли Сянцюня и У Вэйшаня.

Важно, что в последние годы в России защищаются диссертации по темам, связанным с современным китайским искусством. Например, научная работа Ван Фэй «Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса» и диссертация Сунь Лунбэня «Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая», написанная под научным руководством В. С. Сперанской. В этой работе был проанализирован обширный материал, связанный с монументальной и монументально-декоративной скульптурой в русле общественного искусства, градостроительства и средового планирования.

Притом, что перечисленные научные работы создают впечатление глубокого раскрытия различных аспектов, так или иначе приближающихся к теме китайской ландшафтной скульптуры, все-таки нельзя сказать, что данная тема к настоящему времени изучена и проанализирована в должной степени. Во-первых, подавляющее большинство работ по истории китайской скульптуры и шире — по истории китайского искусства — обращены в прошлое, и даже если речь идет о современных примерах, они рассматриваются с точки зрения безусловного продолжения тысячелетних традиций. Так хотят видеть китайское искусство на Западе и, к сожалению, большое количество деятелей китайской современной культуры «подыгрывают» этой мифологии. Во-вторых, тема ландшафта не раскрывается в этих работах в последовательности, где современный период воспринимался бы одним из этапов в историческом развитии. Опять же, здесь сказывается влияние мифа о Китае как о стране, живущей своим прошлым, где традиции намного важнее реальной жизни. Действительно, китайское общество отличается известной традиционностью, но ошибочно полагать, что сейчас оно такое же, каким было еще сто лет тому назад. Китай по сути молодое государство, стремящееся занять лидирующие позиции в современном мире, и традиции

играют роль в его культуре немногим больше, чем, например, в Италии, Франции или Англии. В каждой из этих трех стран была в свое время разработана оригинальная традиция садово-паркового строительства, и это вовсе не означает, что, например, французская ландшафтная скульптура сориентирована на образец формального парка Версаля, а британская — на пример живописного поместья георгианской эпохи. Национальные традиции нельзя не учитывать, но в то же время не стоит преувеличивать их значение для сегодняшнего дня. Поэтому, в связи с вышеприведенными аргументами, китайская ландшафтная скульптура нуждается в анализе, исходящим из признания того, что данный феномен — один из местных вариантов глобальной современной художественной культуры.

Объектом настоящего исследования является ландшафтная скульптура — феномен художественной культуры новейшего времени, вобравший в себя качества взаимодействия скульптуры и ландшафта, выработанные как современностью, так и связанные с наследием традиции.

Предмет исследования — проблемы ландшафтной скульптуры Китая в период, совпадающий по времени с эпохой трансформации модернистской культуры, ее кризисом и ростом постмодернизма. Как раз в это время в разных странах мира наблюдается устойчивый рост интереса к ландшафтной проблематике в искусстве, и Китай, при всей его обособленности, не исключение.

Цель диссертации — представить китайскую ландшафтную скульптуру как комплексное явление, которое воплотило в себе качества традиции и новаторства, будучи характерным примером современного китайского искусства, стоящего на перепутье стратегий и интенций.

Задачи исследования:

- раскрыть основные теоретические и практические особенности ландшафтной скульптуры в общемировом контексте творческой эволюции;

- изучить историю возникновения и развития в китайской культуре идей взаимодействия скульптуры и ландшафта;

- определить основные теоретические и практические новации взаимодействия скульптуры с ландшафтом в общем контексте и в контексте китайского искусства;

- исследовать китайскую ландшафтную скульптуру в ее взаимосвязи с жизнью современного города в формате специализированного парка скульптуры;

- проанализировать роль индивидуальности в китайской современной ландшафтной скульптуре.

Хронологические рамки исследования — середина XX — начало XXI в. — совпадают с историей Китайской Народной Республики, основанной в 1949 г. В то же время, в работе рассматриваются и явления, связанные с предысторией основного материала исследования, и эти явления в хронологическом отношении устремляются в период ранних династий Китая.

Методология и методика исследования построена на принципах комплексного подхода, вбирающего в себя историографический метод, помогающий объяснить эволюционные процессы исторического развития теории и практики, формально-стилистический и сравнительно-типологический метод, а также практический опыт анализа конкретных произведений.

Источниками исследования стали научные труды по теории и практике формирования тенденций в ходе эволюции как китайской, так и мировой ландшафтной скульптуры, а также данные, полученные при непосредственном изучении произведений и скульптурно-ландшафтных комплексов.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- обобщен широкий спектр материалов по проблематике эволюции китайской ландшафтной скульптуры как в узком, так и в широком контексте;

- систематизирован процесс эволюции ландшафтной скульптуры в Китае;

- представлен диапазон художественно-стилистических качеств китайской ландшафтной скульптуры;

- вводится в научный оборот круг источников по истории китайской ландшафтной скульптуры и китайского современного искусства в целом, визуальные материалы, схемы и фотографии по теме диссертации;

- обобщены результаты авторского исследования произведений китайской ландшафтной скульптуры, находящиеся в городской среде и в условиях специализированной экспозиции в парке скульптуры.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена его взаимодействием с обширным контекстом, изучение которого должно быть существенным дополнением науки об искусства. Большая часть работы посвящена актуальным явлениям, еще не получившим научного освещения. Диссертация содержит положения, которые могут в дальнейшем стать основой для новых научно-теоретических исследований в области истории китайского искусства и в контексте изучения роли ландшафта в современной скульптуре.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что ее материалы важны для изучения истории китайского искусства и современной художественной культуры в целом. Они могут быть использованы при составлении учебных программ, лекционных курсов и семинаров по истории искусства, при написании научных работ по соответствующей тематике.

Положения, выносимые на защиту:

1. В китайской ландшафтной скульптуре получили развитие традиции классической художественной культуры Китая, достижения западноевропейской и советской монументально-декоративной скульптуры, новейшие тенденции концептуализации художественного объекта в пространстве.

2. Своеобразие ландшафтной скульптуры Китая отражает, в виде интерпретации и нового прочтения, многовековой опыт взаимодействия китайского искусства с живой природой и с искусственным ландшафтом.

3. Произведения современных китайских скульпторов, работающих с проблематикой ландшафта, представляют собой уникальное явление, сообразующееся с актуальной темой национально-культурной идентичности.

Достоверность результатов проведенных исследований и обоснованность научных положений обеспечивается методологической целостностью диссертации, основанной на аккумуляции обширного материала,

включающего в себя значительный объем источников, и его анализом, проведенным в соответствии с выбранными методами исследования.

Апробация исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Основные положения исследования нашли отражение в научных статьях автора диссертации, в докладах диссертанта на международных научно-практических конференциях «Месмахеровские чтения-2016» и «Месмахеровские чтения-2017» (СПГХПА им. А. Л. Штиглица), «Международный молодежный научный форум-2016» (Гуанчжоуский университет, провинция Гуандун, КНР). Творческие работы автора диссертации — профессионального скульптора — с 2013 г. регулярно участвуют в художественных выставках в КНР и России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы на русском, китайском и английском языках и альбома иллюстраций. Композиция диссертационного исследования взаимосвязана с принципом движения от общего к частному, сообразуется с указанными целью и задачами, постепенно фокусируя аналитическое внимание на ключевых примерах, демонстрирующих специфику китайской ландшафтной скульптуры в комплексе явлений современной глобальной художественной культуры.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ

1.1. Традиции и закономерности размещения скульптуры в ландшафте

Искусство скульптуры появилось в истории человечества практически одновременно с возникновением цивилизации, что говорит о некой фундаментальной культурной потребности в выражении сознания в форме осязаемого трехмерного образа. Так, предметы примитивной погребальной пластики встречаются по всему миру, а их возраст насчитывает от трех до десяти тысяч лет. Вследствие географической изоляции в длительном процессе культурного развития сформировались, условно говоря, восточный и западный художественные стили. В качестве образцов первого можно назвать искусство Древнего Египта и Китая, которое отличается подчеркнутой декоративностью, устойчивостью, ясностью, строгостью, а также преобладанием реалистической основы (изображения египетских фараонов, терракотовая армия Цинь Шихуана в Китае). Данное обобщение обосновано не только условностями географического разделения пространства евроазиатского континента на «восток» и «запад», но и сформированной тысячелетиями традицией понимания отдельной истории западного (европейского) искусства в его противопоставлении конгломерату культур от Ближнего до Дальнего Востока. Учитывая контекст, в котором ведется наше исследование, мы будем следовать данной традиции, принимая, конечно, во внимание всю относительность подобных позиций.

Западный, европейский стиль в его историческом понимании взаимосвязан с истоками цивилизации Европы. В своих относительно ранних примерах он представлен искусством Древней Греции и Древнего Рима и отличается индивидуальностью, живой и естественной манерой, а также передает эстетику здорового и сильного тела. Два стиля отражают два типа культуры, где искусство скульптуры тоже не является исключением. Скульптура — вид пространственного искусства, занимающий место между живописью и архитектурой, при этом ей необходим фон и опора. Великий немецкий философ

Г.-В.-Ф. Гегель разделял скульптурное искусство на два больших класса: скульптура, сама по себе независимая, и скульптура, служащая украшением архитектурного пространства [13, с. 307]. Что касается первого типа, то окружение такой скульптуры определяется местом ее расположения, тогда как окружение скульптуры второго типа тесно связано со строением, для которого она выполняет декоративную функцию, и эта связь определяет не только форму скульптуры, но, зачастую, и ее содержание. Используя эстетические категории, введенные Гегелем, можно сказать, что первый тип скульптуры выражает независимую красоту, а второй — зависимую. Если обратиться к ситуации сегодняшнего дня, то выражение этих двух видов красоты представляют собой музейная (галерейная) скульптура и скульптура ландшафтная.

Городская и ландшафтная скульптура являются одними из методов художественной организации пространства. В истории искусства известно достаточно много случаев, когда скульптура становилась главным объектом пейзажа и даже давала имя тому или иному живописному месту. Поэтому для ландшафтного проектирования скульптура имеет особое конструктивное значение. Во всем мире встречается большое количество примеров, когда произведения скульптуры становились символами и «визитными карточками» городов, где они расположены. Ландшафтная скульптура — в широком понимании ландшафта, включая городское пространство, — становится важной частью локальной культуры.

В истории Китая скульптура, использующаяся в садово-парковом искусстве, прежде всего была представлена резьбой по кости, дереву, камню, а также декоративными каменными горками, камнем из озера Тайху1 и камнем тяньхуан2, при этом ее форма была достаточно абстрактной, что говорит о процессе развития скульптурного искусства, обратном европейскому. Данная идея проявляется в том, что восточная скульптура претерпевала изменения от абстракции к

1 Камень из озера Тайху или камень кулун — известняк, формирующийся при длительном воздействии воды или кислой среды красноземов.

2 Камень тяньхуан — ценный поделочный камень желтого цвета, добываемый близ города Фучжоу.

конкретике, тогда как западная — от конкретики к абстракции, что ярко отражалось в парковой скульптуре. В европейском садово-парковом искусстве изначально воплощалась строгость. Так, во французских парках XVII — первой половины XVIII в. наблюдалось стремление к уравновешенной симметрии и сбалансированности, отчего им порой не хватало тонкости и красочности. В современную эпоху, не без влияния восточного искусства, западноевропейские сады стали гораздо разнообразнее [20, с. 80].

Китайское садово-парковое искусство схоже с китайской монохромной живописью, где основная мысль выражается мазками туши, нанесенными на бумагу в свободной манере. Оно содержит в себе след культуры, существующей несколько тысяч лет, народных нравов и обычаев, а также духовную силу традиционного пейзажа. Среди парковой скульптуры в Китае самой древней можно считать камни из озера Тайху (ил. 1), напоминающие по форме верхушки скал, вогнуто-выпуклые, складчатые и ровные, пронизанные отверстиями и цельные, высокие и низкие, они обладают лирическим чувством ритма. По причине необходимости в таком эффекте каждое произведение городской и ландшафтной скульптуры насыщено следующими качествами:

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Люй Цзюньнань, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература на русском языке

1. Азизян И. А. Вопросы взаимодействия искусств : композиционно-методологический аспект проблемы // Советское искусствознание' 74. — Москва, 1975. — С. 284—296.

2. Андреева Е. Ю. Постмодернизм : искусство второй половины XX — начала XXI в. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007. — 484 с.

3. Анчуков С. В. Эволюция реализма в изобразительном искусстве Китая на протяжении ХХ века / С. В. Анчуков, Ляо Чжэндин // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2011. — № 11. — С. 189—202.

4. Асс Е. В. Средовая типология и городской дизайн // Дизайн городской среды. Типологические аспекты. — Москва, 1984. — С. 69—84. — (Техническая эстетика : труды ВНИИТЭ ; вып. 44).

5. Базазьянц С. Б. Художник, пространство, среда : (Монументальное искусство в его роль в формировании духовно-материального окружения человека. Художник и его город). — Москва : Советский художник, 1983. — 240 с.

6. Белецкий П. А. Китайское искусство : очерки. — Киев : Изомузгиз, 1957. — 162 с.

7. Боревская Н. Е. Китайская культура во времени и пространстве. — Москва : Форум, 2010. — 478 с.

8. Валериус С. С. Прогрессивная скульптура ХХ века. Проблемы и тенденции. — Москва : Изобразительное искусство, 1973. — 419 с.

9. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Рос. Акад. художеств. — Москва, 2008. — 22 с.

10. Виноградова Н. А. Искусство Китая : альбом. — Москва : Изобразительное искусство, 1988. — 250 с.

11. Виноградова Н. А. Искусство стран Дальнего Востока. — Москва : Искусство, 1979. — 373 с.

12. Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. — Москва : Изобразительное искусство, 1972. — 160 с.

13. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. 14. Лекции по эстетике. Кн. 2 / пер. с нем. Б. Г. Столпнера. — М. : Соцэкгиз, 1940. — 362 с.

14. Гомбрих Э. История искусства / [пер. с англ.: В. А. Крючкова, М. И. Майская]. — Москва : АСТ, 1998. — 688 с.

15. Кантор А. М. Изобразительное искусство 20 века. — Москва : Искусство, 1973. — 49 с.

16. Кларк К. Пейзаж в искусстве / пер. с англ. Н. Тихонова. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. — 304 с.

17. Кожин П. М. Будущее китайских традиций // Перспективы сотрудничества Китая, России и других стран Северо-Восточной Азии в конце XX — начале XXI века : тез. докл. VIII Междунар. науч. конф. «Китай. Китайская цивилизация и мир. История, современность, перспективы». — Москва, 1997. — Ч. 2. — С. 18—21.

18. Коляда Е. А. Исторические и современные сады и парки : проблемы искусствоведческой терминологии // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. — 2016. — С. 107—111.

19. Котломанов А. О. Паблик-арт: страницы истории. Британские парки скульптуры второй половины XX века // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 15, Искусствоведение. — 2014. — Вып. 1. — С. 97—106.

20. Котломанов А. О. Паблик-арт: страницы истории. Искусство в контексте природы и природа в контексте искусства // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 15, Искусствоведение. — 2015. — Вып. 2. — С. 75—86.

21. Котломанов А. О. Паблик-арт: страницы истории. «Общественная скульптура» в послевоенной Британии // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 15, Искусствоведение. — 2013. — Вып. 3. — С. 71—79.

22. Кравцова М. Е. История культуры Китая. — Санкт-Петербург : Лань, 2003. — 415 с.

23. Краусс Р. Е. Скульптура в расширенном поле // Краусс Р. Е. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / [пер. с англ. А. Матвеевой, К. Кистяковской, А. Обуховой]. — Москва, 2003. — С. 272—288.

24. Кривцов В. А. Эстетика даосизма. — Москва : Фабула, 1993. — 166 с.

25. Мурина Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств : очерки теории. — Москва : Искусство, 1982. — 191 с.

26. Неглинская М. А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения // Общество и государство в Китае : XL науч. конф. — Москва, 2010. — С. 403—414. — (Ученые записки Отдела Китая / Рос. Акад. наук, Ин-т востоковедения ; вып. 2).

27. Неглинская М. А. Современная живопись Китая // Художник. — 1989. — № 4. — С. 39—43.

28. Неглинская М. А. Современное изобразительное искусство // Духовная культура Китая. — Москва, 2010. — Т. 6. — С. 201—221.

29. Неглинская М. А. Изучение китайского искусства в России. Изобразительные и прикладные искусства, архитектура и музыка // Духовная культура Китая. — Москва, 2010. — Т. 6. — С. 470—494.

30. Полевой В. М. Двадцатый век: Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — Москва : Советский художник, 1989. — 452 с.

31. Полякова Н. И. Скульптура и пространство : проблемы соотношения объема и пространственной среды. — Москва : Советский художник, 1982. — 199 с.

32. Сунь Лунбэнь. Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица. — Санкт-Петербург, 2009. — 24 с.

33. Тейлор Б. Art today. Актуальное искусство : 1970—2005 / пер. с англ. Э. Меленевской. — Москва : Слово, 2006. — 256 с.

Литература на китайском языке

34. Аннотированный указатель экспонатов выставки 50-летия китайской городской скульптуры (1949—1999) / Китайский комитет по созданию городской скульптуры. — Сиань : Народное художественное издательство, 1999. — 72 с.

[ § I (1949/1999).

№^ЙЗ^ВДШ999:72К].

35. Ван Пу. История взаимодействия китайского и иностранного изобразительного искусства. — Чанша : Хунаньское просветительское изд-во, 1996. — 302 с.

[М^ЗШЙЭД М].;ШШЙ»± 1996.302Е].

36. Ван Ваньси. Стекло в современном ландшафтном дизайне. — Чанша : Университетское изд-во, 2009. — 224 с.

[^тзадага^мшадт ^^№±2009.224^].

37. Ван Сянжун, Линь Цин. Новый европейский пейзаж. — Пекин : Изд-во Юго-восточного университета, 2003. — 88 с.

ш ЙШИШ ЗШ£№Й2003:88К].

38. Ван Сянжун. Скульптура. Пространство. Парк. — Пекин : Чжунвай цзянчжу, 2004. — 160 с.

39. Ван Сяоцян. Китайская современная скульптура / Ван Сяоцян, Ли Яцзин. — Харбин : Хэйлунцзянское научно-техническое изд-во, 2005. — 72 с.

ятайгЕШ№й2005.72К].

40. Ван Хуатао. Использование древесины в парке. — Чэнду : Сычуаньское строительное изд-во, 2001. — 150 с.

[ шш. яяшйймт. ил шаж±2001.150^.].

41. Ван Цин. Китайское современное искусство. — Чжэцзян : Общество народного изобразительного искусства, 1998. — 198 с.

[1ЙК «^Ж ШАШШ1&1998.198К].

42. Ван Чжун. Введение в общественное искусство. — Пекин : Изд-во Пекинского университета, 2007. — 130 с.

[ Ж ДЯЯМЯК2007.130К].

43. Вэнь Ян. Общественная скульптура. — Пекин : Бэйцзин цзисюэ гунъе, 2006. — 191 с.

44. Гуан Линьмао. Сборник экологического искусства — эко-скульптура. — Шаньдун : Мэйшу. — 2006. — 72 с..

45. Гэ Шаоцзун. От пейзажной скульптуры к парку скульптуры. — Тайбэй : Художник, 1993. — 112 с.

46. Гэ Шаоцзун. Парки скульптуры в Азии. — Тайбэй : Художник, 2005. —

98 с.

[тятштш. ^ь 2005.98К].

47. Ду Жуцзянь. Садово-парковый дизайн и строительство / Ду Жуцзянь, Ли Эньшань, Лю Гуаньпин. — Пекин : Китайская архитектура. — 370 с.

48. Дэн Лэ. Мировое художественное искусство. — Пекин : Хунань мэйшу, 2002. — 91 с.

деда^^мщ—та«ш|м].шшаж±2002.91 К].

49. Дэнь Сяньюй. Практика создания ландшафта. — Пекин : Изд-во Юго-восточного университета, 2003. — 180 с.

ЙШ ЖШ#да±2003.180К.].

50. И Ин. История западной архитектуры. — Шанхай : Шанхайжэньминь, 2014. — 323 с.

[МШ .Ш^МШ^.±ШАЙШШ±.2014.323К].

51. Ин Сяофэнь. Материал и окружающая среда Американская и канадская скульптура. Цзилинь : Изобразительное искусство, 2004. — 112 с.

дож. тт^тша ъишттш -Ш^Й^ШИ 2004.112^1.

52. Инь Шуанси. Диффузия: о современной скульптуре. — Пекин : Издательский дом народного изобразительного искусства, 1999. — 48 с.

ФЖШ- ГИ^ШШШ. ^Ж.ШЙ*Ш&1999.48М].

53. Инь Шуанси. Вечные символы: памятники национальным героям // Китайская скульптура : альманах. — Шицзячжуань, 2006. — Июнь. — С. 71.

[^^^^Ш^Л^Ш^Ш^ ЯНЕ№Шй2006$6 №.71].

54. Инь Шуанси. Оглядываясь на XX век // Китайская скульптура : альманах. — Шицзячжуань, 2008. — Июль. — С. 35—37.

Т)Л:«ШШ2008^7Я35—37].

55. Кан Лян, Кан Юй. Фэн-шуй и город. — Тяньцзин : Байхуа, 1999. —

280 с.

[ЛИ ЛЖ Ш*5Ш^ШЗ£аШШ999.280И|.

56. Ли Мин. Мифы о материалах в скульптуре. — Гуанчжоу : Художественное изд-во Гуанчжоу, 2015. — 120 с.

да мзштш гшда»±2015.120^.].

57. Ли Сянцюнь, Чжан Шен. Мастерская скульптора. — Харбин : Хэйлунцзян, 2001. — 340 с.

58. Ли Сянцюнь. Пространственная динамика. — Чанчунь : Искусство провинции Гирин, 2012. — 200 с.

ЙЙШЙ.-СТ: ^^да»±2012.200^].

59. Ли Сянцюнь. О китайской скульптуре. — Шэньян : Ляонинское изобразительное искусство, 1991. — 52 с.

.Ш Я^тЫй»±1991.52Щ.

60. Ли Чунжу. Новая эра искусства — скульптуры Е Юйшаня. — Чэнду : Культура и искусство провинции Сычуань, 2010. — 60 с.

дашш-о шт Ш1*гда±2010.60^.].

61. Ли Сун. Китайская скульптура в традиционной культурной среде. — Сиань : Народное художественное изд-во провинции Шэньси, 2005. — С. 228.

[т&№тАштФ№Фттт.щ^.№~шАШШЖ1±.2005.228К].

62. Лю Ган. Зарубежное стекольное искусство. — Шанхай : Книжный дом, 2004. — 154 с.

[Ж1ШЕЖ2Ж ±ЖЙЙЯЙ2004.154К].

63. Лю Либинь. Исследование современной скульптуры раннего периода Китайской Республики // Искусство. — 2007. — № 7 — С. 65—82.

шРШШтт ятттот ^2007(7).65—82].

64. Лю Либинь. Юэ Люнь: первая персональная художественная выставка в Китайской республике // Скульптура. — 2008. — № 3. — С. 50.

[ЯШ^ЕШШЖ—Л Щ&ЩШ2008(3).50].

65. Лю Цзюнь. Китайская скульптура XX века // Художественный обзор. — 1999. — № 12. — С. 54.

[Ш20ШЗШВД.^Ш1999(12).54].

66. Лю Цинькай. Влияние китайской традиционной эстетики на современную скульптуру // Скульптурный альманах. — Пекин, 2008. — С. 20— 30.

«^2008.20—30].

67. Лю Цюбин. Городская скульптура. — Аньхой : Научно-техническое изд-во, 2004. — 118 с.

[«Ш «1Ш Ж 2004.118К].

68. Лю Пэн. История китайского современного искусства: 2000—2010. — Шанхай : Народное издательство, 2014. — 420 с.

[й/ШШ^да 2000—2010.±^МчИ»±2014.420К.]

69. Ма Циньчжун. Скульптура. Пространство. Общественные искусства. — Пекин : Сюэлинь, 2004. — С. 119—124.

70. Ма Цзюаньжун. Стекло в архитектуре. — Пекин : Изд-во химической промышленности, 2006. — 376 с.

[вш. ают 1даж»±2006.376К].

71. Пань Шаотан. Ландшафтная скульптура. — Пекин : Синьцзян кэцзивэйшэн, 2002. — 202 с.

[штшшшжтт»±2002.202^].

72. Пи Ли. Постмодернистская скульптура. — Нанкин : Изобразительное искусство провинции Цзянсу, 2001. — 176 с.

[ЙЙШКШ Ш«Ш«±2001.176К].

73. Сунь Лу. Прямая металлическая скульптура. — Пекин : Народное издательство изобразительных искусств, 2005. — 120 с.

[Ш ШШМШ Яй 2005.120К].

74. Сунь Чжэньхуа, Лу Хун. Общественное искусство в Китае. — Гонконг : Художественное изд-во Гонконга, 2004. — 128 с.

[швштаяетаза 1шшда»±2004.128к].

75. Сунь Чжэнхуа. Первая выставка скульптур 2012. — Ухань : Хубэйская живопись, 2012. — С. 50—52.

[ШШЖ2012М=Ш«ЯЩ ;Ж»да±2012.50—52].

76. Сунь Чжэнхуа. Скульптурное пространство // Направления китайского современного искусства : сб. ст. — Чанша, 2002. — С. 99—103.

2002.Щ1 «99—103].

77. Сунь Чжэнхуа. Эпоха общественного искусства. — Нанкин : Художественное изд-во провинции Цзянсу, 2003. — 180 с.

[ШЖ ая^дате щщш«±2003.180К.].

78. Тань Сюнь. Учебные материалы по скульптуре. — Шицзячжуан : Художественное издательство провинции Хэбэй, 2005. — 98 с. — 178 с.

[» шшвлшт япшъш 2005.98К].

79. Тенденции современной эпохи : хроника скульптуры XX века // Китайская скульптура. — 2009. — № 1. — С. 56.

[ЙЙШ20ШШВЗйЩ^).*дай12009 (1).56].

80. У Вэйшань. Теория совершенства. — Пекин : Изд-во общественных наук Китая, 2002. — 228 с.

81. У Хун. Суй Цзяньго : очерк творчества художника. — Пекин : Искусство современного Китая, 2011. — 160 с.

[шмг ^йшл. *тв!шшш2011.160^].

82. У Юйцинь. Парк водного рта и концепция фэн-шуй. — Хэфэй : Архитектура Аньхоя, 2002. — 50 с.

83. Ху Жуй. Даосская храмовая культура. — Чэнду : Изд-во Сычуаньского университета, 2003. — 200 с.

[ШЖШЖ Ш1*¥а»±2003.200^].

84. Хуан Цзунсянь. Искусство периода войны с Японией. — Чанша : Хунаньское художественное изд-во, 2007. — 300 с.

[И^ШлВ ШШа»Ш£200.300^].

85. Хэ Шоупэй. Размышления о выставке городской скульптуры // Жэньминь жибао. — 2002. — 8 июля.

деш АВШ2002.07.08].

86. Цао Линди. Китайская садово-парковая культура. — Пекин : Изд-во государственной строительной промышленности, 2005. — 420 с.

[1т «ЖЖ ЗДШ51:ШЖ±2005.420^.].

87. Цин Тунши. Сад мемориальных скульптур в память о китайской народной антияпонской войне. — Тяньцзинь : Изд-во Тяньцзиньского университета, 2005. — 80 с.

[ШШ «АЖВ М]. 2005.801.].

88. Цэн Чэнган. Столкновение и выбор : 2-я выст. молодых скульпторов / Цэн Чэнган, Сунь Чжэньхуа. — Пекин : Мир китайского искусства, 2000. — 90 с.

[шт ш^да^ш ш=шшт®шш шфхш»± 2000.901.].

89. Цю Лушу. Разработка новых строительных материалов. — Пекин : Изд-во китайской строительной промышленности, 1981. — 90 с.

[ЗШ.МЙЙШШИ 1*ейШдаЯШ981.901]/

90. Чжан Цайле. Очерк о китайском классическом садово-парковом искусстве. — Шанхай : Кэсюэ цзишу. —2004. — 22 с.

91. Чжан Цзян. Музей современного искусства. Слияние природы и искусства, диалог ландшафта и скульптур // Ландшафтный дизайн. — 2007. — № 9. — С. 8—9.

ткгшъш.ш^ш&шмтштш-

92. Чжан Юань. Материалы и достижения. — Харбин : Хэйлунцзянское издательство изобразительных искусств, 2006. — 150 с.

да.ЯЯ^да! ^ШШ«±2006.150 К].

93. Чжао Юньчуань. Искусство керамической фрески. — Шэньян : Издательский дом изобразительных искусств провинции Ляонин, 2001. — 112 с.

.. ттт ж штжъ 2001.112 К].

94. Чжоу Вэй, Цюань Чжу. История китайского парка. — Пекин : Изд-во университета Цинхуа. — 1990. — 120 с.

95. Чжоу Сюэцян. Дизайн ландшафтной скульптуры. — Пекин : Чжунго дяньли, 2012. — 114 с.

96. Чжоу Учжун. Эстетика парка. — Пекин : Чжунго бэйцзин нунъе, 2001. — 200 с.

[М^.Ш#^.ФЩ4Ьм»ШМ±.2001.200К].

97. Чжоу Чанцзян. Пластическая интерпретация материалов. — Шанхай : Шанхайское издательство изобразительных искусств, 2000. — 128 с.

[^т М«ШШ».±?®.±?«^ШШ±2000.128К].

98. Чжэн Кун. Прогресс и движение. Модернизация китайского искусства (1875—1976). — Наньнин : Художественное изд-во Гуанси, 2002. — 110 с.

99. Чжэн Цзинь, Ли Сюэфэн. Мировая скульптура. — Чжэньчжоу : Хэнань мэйшу, 1994. — 530 с.

100. Чжэн Цзюнь. Полное собрание рисунков китайских драконов и фениксов. — Циндао : Шаньдунское религиозное издательство, 1995. — 132 с.

[».«Ш1ШЙ* 1Шв№Ш995.132К].

101. Чойширо. Городская экологическая скульптура. — Пекин : Enterprise Co, 1992. — 220 с.

[ттш дамшш1992.220К].

102. Чэн Чжэн. Памяти профессора Ван Цзыюня // Изобразительное искусство. — 1991. — № 3. — C. 15.

[Ш ИЗШ991(3).15].

103. Чэнь Цзинминь. Анализ исследований и разработок в области ландшафтного материала. — Гуанчжоу : Гуандунский парк, 2007. — 72 с.

104. Чэнь Шоуи. Материал, состав, производительность. — Ханчжоу : Народное художественное изд-во, 2000. — 102 с.

[ШХШШ Ш№ 1;ША£Ша»±2000.1021.].

105. Чэнь Юньган. Создание городской скульптурной эстетики // Скульптурный альманах. — Пекин, 2005. — С. 5—12.

[ШШЙЙЙЙЯШИ^ ИШ$£2005.5—12].

106. Юань Юньфу. Общественные искусства в 1949—2003 годах. — Пекин : Восток, 2003. — С. 176—181.

[1Ш.1949—2003£:Й2Ж 2003.176—181].

107. Юй Кунцзян. Городская ландшафтная скульптура. — Пекин : Изд-во китайской строительной промышленности, 2003. — 202 с.

fflШ^I:ШЖ±2003.202l:].

108. Юй Сисянь. Жилая среда и фэн-шуй. — Пекин : Столичное издательство сборников и переводов, 2010. — 384 с.

ТШАШ^МЖ ФМШЖ2010.3841.

109. Юй Сян, Гу Хао. Скульптуры периода «большого скачка. — Пекин : Народное художественное изд-во, 1961. — 180 с.

[Ш ш< мттт .лшшш:1961^яШе.].

110. Янь Тинжэнь. Преемственность и развитие духовной культуры фэн-шуй в планировке города Синцин государства Западное Ся. — Пекин : Пекинское коммерческое изд-во, 2009. — 78 с.

Литература на английском языке

111. Barrie B. Sculpture parks as outdoor museums // Landscape for art : contemporary sculpture parks / ed. by G. Harper a. T. Moyer. — Hamilton, 2008. — P. 14—21.

112. Chang Tsong-zung. A secret anti-modernist : Sui Jianguo and His Retirement Project. — URL: http://www.suijianguo.com/bibliography.html (дата обращения:).

113. Clunas C. Art in China. — Oxford ; New York : Oxford Univ. press, 2009.

— 276 p.

114. Korn A. Glass in modem architecture. — London : Berrie and Rocklif, 1967.

— 100 p.

115. Layton R. The anthropology of art. — New York : Columbia Univ. press, 1981. — 258 p.

116. Lebane D. N. Art, nature, people : the sculpture park experience // Landscape for art : contemporary sculpture parks / ed. by G. Harper a. T. Moyer. Hamilton, 2008. — P. 8—13.

117. Liu Ding. Sui Jianguo : revealing traces. — URL: http://www.suijianguo.com/bibliography.html (дата обращения: 7.05.2016).

118. Moszynska A. Sculpture now. — London : Thames & Hudson, 2013. 232 p.

119. Oliver A. Living materials : a sculptor's handbook. — Oakland : Univ. of California press, 1988. — 348 p.

120. Paludan A. Chinese sculpture : a great tradition. — Chicago : Serindia Publ., 2007. — 396 p.

121. Rapoport A. The meaning of built environment : a nonverbal communication approach. — Tucson : Univ. of Arizona press, 1990. — 254 p.

122. Read H. Modern sculpture : a concise history. — London : Thames & Hudson, 1985. — 310 p.

123. Senie H. E. Contemporary public sculpture : tradition, transformation and controversy. — New York ; Oxford : Oxford Univ. press, 1992. — 280 p.

124. Sense of place : sculpture in landscape / ed. by P. Davies, T. Kipe. — Washington : Sunderland Arts Center, 1984. — 178 p.

125. Sullivan M. The arts of China. — Rev. ed. — Berkeley ; Los Angeles ; London : Univ. of California press, 1977. — 288 p.

126. Tregear M. Chinese art. — London : Thames & Hudson, 1997. — 216 p.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Камень из озера Тайху

2. Памятник народным героям. Архитекторы Лян Сычэн, Линь Хуэйинь. 1952—1958. Площадь Тяньаньмэнь, Пекин

3. Багис Зелев, Ли Гуаньгяо. Памятник победившим наводнение. 1958. Парк имени И. В. Сталина, Харбин

4. Гао Сюлань, коллектив авторов. Да здравствует народная коммуна! 1959. Сельскохозяйственный музей. Пекин

5. Генри Мур. Три стоящие фигуры. 1948. Баттерси-парк, Лондон

6. Терракотовые статуи воинов и боевых коней. Гробница Цинь Шихуана. 210— 209 до н. э. Сиань

7. Чжан Ван. Более 12 морских миль. 2000

8. Мемориальный зал Цзинь. 1023—1032. Тайюань, провинция Шаньси

9. Чугунный лев. 953 н. э. Цанчжоу, провинция Хэбэй

10. Аниш Капур. Облачные врата. 2004—2006. АТ&Т-плаза, Миллениум-парк, Чикаго

11. Александр Колдер. Фламинго. 1973. Федерал-плаза, Чикаго

12. Пирамида Лувра. 1985—1989. Архитектор Йо Минг Пей. Париж

13. Брайан Кларк. Витражный свод. 1989. Улица королевы Виктории, Лидс

14. Фонтан на террасе здания 100 First Street. 1988. Скульптор Джон Гилберт Любтоу, архитектурное бюро «Скидмор, Оуингс и Меррилл». Сан-Франциско

15. Дейл Чихули. Солнце. 2014. Беркли-сквер, Лондон

16. Дай Шуфэн. Цидун. 2000-е. Цидун, провинция Чжэцзян

17. Амбер Хискотт. Лист Делиуса. 1993. Бредфорд

18. Хелла Сантаросса. Синий обелиск. 1995. Теодор-Хойс-платц, Берлин

19. Джеймс Карпентер. Светоотражающий козырек. 2015. Амфитеатр Фроста, Стэнфордский университет, Калифорния

20. Хоан Миро. Стена солнца. 1955—1958. Комплекс ЮНЕСКО, Париж

21. Анхель Гарраца. Места и пространства. 1996—2002. Променад Абандойбарра, Бильбао

22. Оле Лислеруд. Китайская арка. 2003. Фошань, провинция Гуандун

23. Парк Гуэль. Архитектор Антонио Гауди. 1900—1914. Барселона

24. Е. В. Вучетич. Родина-мать зовет! 1959—1967. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Мамаев курган, Волгоград

25. Е. В. Вучетич. Памятник В. И. Ленину. 1973. Волгоград

26. Китайский парк динозавров. 2000. Чанчжоу, провинция Цзянсу

27. Стена из старых велосипедов. 2000-е. Солнечный парк, близ Куньмина, провинция Юньнань

28. Парковая дорожка из старых шпал. 2000-е. Шанхай

29. Кампус Сяншань Китайской академии искусств. Архитектор Ван Шу. 2002— 2007. Ханчжоу, провинция Чжэцзян

30. Роберт Смитсон. Спиральная дамба. 1970. Великое Соляное озеро, штат Юта

31. Уолтер де Мария. Поле молний. 1977. Катрон, штат Нью-Мексико

32. Христо. Бегущая изгородь. 1972—1976. Сан-Франциско, Калифорния

33. Исаму Ногучи. Калифорнийский пейзаж. 1979—1982. Коста-Меса, Калифорния

34. Питер Уокер. Фонтан Таннера. 1984. Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс

35. Герберт Байер. Мраморный сад. 1955. Художественный институт Аспена, Аспен, штат Колорадо

36. Герберт Байер. Земляная насыпь. 1955. Художественный институт Аспена, Аспен, штат Колорадо

37. Сад поэтов. Архитектор Эрнст Крамер. 1959. Выставка G|59, Цюрих

38. Фонд Генри Мура. Перри-Грин.

39. Сад дома-музея Барбары Хепуорт. Сент-Айвз, Корнуолл

40. Ричард Лонг. Линия Сахары. 1988

41. Джузеппе Пеноне. Лимфатические скульптуры. 2005—2007

42. Йозеф Бойс. 7000 дубов. 1982. Документа-7, Кассель

43. Аня Галлачио. Потому что я не могла остановиться. 2002

44. Субодх Гупта. Ведро из нержавеющей стали. 2012

45. Тю Гринфорт. Без названия. 2007. Мюнстерский скульптурный проект

46. Парки в Сучжоу, провинция Цзянсу

47. Горное убежище от летнего зноя. 1703. Чэндэ, провинция Хэбэй

48. Сад мастера сетей. Сучжоу, провинция Цзянсу

49. Сад скромного чиновника. Сучжоу, провинция Цзянсу

50. Парк Ихэюань. 1750

51. Парк в Уцин, провинция Чжэцзян

52. Парк «водного рта». Хуэйчжоу, провинция Аньхой

53. Драконовы жилы

54. Наружный каменный экран. Парк Бэйхай

55. Стена с девятью драконами. Парк Бэйхай

56. Мост Чжаочжоу. Шицзячжуан, провинции Хэбэй

57. Статуя Лао-цзы на заставе долины Ханьгу. Линбао, провинция Хэнань

58. Скульптура даосской тыквы-горлянки. Культурный центр даосской религии, округ Сюйчжоу, провинция Цзянсу

59. Чэнь Юньган. Горы и реки играют партию в шашки. 1992

60. Парк Лоугуаньтай. Чжоучжи, провинция Шэньси

61. Китайско-арабские ландшафты. Разработка проекта компания Atkins. 2013. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

62. Китайский треножник. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

63. Тотемные столбы. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

64. Башня мира. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

65. Большой арабский купол. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

66. Памятник китайско-арабской дружбе. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

67. Гробница Хо Цюйбина. 140—117 до н. э. Погребальный комплекс Маолин, провинция Шэньси

68. Хун Шицин. Семь мудрецов в бамбуковой роще». 1989. Парк Лючао, Нанкин

69. Парк дворца Хуацингун. VII в. Провинция Шэньси

70. Коллектив авторов. Цин Гуй, предавший Юэ Фэя. 1990-е. Ханчжоу, провинция Чжэцзян

71. Е Юйшань. Памятник павшим героям революции в горах Лэшань. 1989. Чунцин, провинция Сычуань

72. Хэ Ао. Матушка Хуанхэ. 1990. Ланьчжоу, провинция Ганьсу

73. Ли Цзиньфа. Памятник У Тинфану. 1929. Пекин

74. Ли Цзиньфа. Памятник генералу Дэн Чжунюаню. 1934. Пекин

75. Лю Кайцюй. Памятник солдатам, погибшим в антияпонской войне. 1934. Пекин

76. Су Хуэй, Фэн Сяншэн, Лю Жунфу. Памятник безымянному герою. 1948. Пекин

77. Коллектив авторов. Рабочие, крестьяне и солдаты. 1970. Пекин

78. Коллектив авторов. Председатель Мао машет мне рукой. 1970. Пекин

79. Коллектив авторов. Двор, собирающий ренту. 1965. Лю Вэньцай, провинция Сычуань

80. Юйхуатайский памятник героям. 1979. Нанкин, провинция Цзянсу

81. Чжан Ван. Сад с декоративными каменными горками. 2000-е

82. Фу Чжунван. Шип и гнездо. 1998

83. Пань Хэ, Дуань Цзию, Дуань Цзилай. Чжухайская женщина ловит рыбу. 1982. Чжухай

84. Чжан Дэди. Статуя памяти Сун Цинлин. 1983. Пекин

85. Хань Мэйлинь. Тигры. 1991. Парк скульптуры

86. Хэ Липин. Статуя морского царя. 1993. Пекин

87. Ван Кэцин. Памятник трагическим событиям 30 мая. 1997. Пекин

88. Е Юйшань. Памятник Великому походу Китайской Красной армии. 1990. Пекин

89. Хэ Чжунлин. Памятник инциденту 18 сентября. 1991. Пекин

90. Дин Цзэ Инь, Хао Чунхай. Военная машина, давящая агрессора. 1997—2000. Парк памяти сопротивления китайского народа японским захватчикам, Пекин

91. Цянь Шао У. Ли Дачжао. 1991. Таншань, провинция Хэбэй

92. Хуан Чжэнь. Майский ветер. 1997. Площадь 54, Циндао, провинция Шаньдун

93. Коллектив авторов. Один день в Шэньчжэне. 1999. Футянь, Шэньчжэнь, провинция Гуандун

94. Чжун Сун. Свет Востока. 2000. Пудун, Шанхай

95. Лю Кайцюй. Памятник событиям 30 мая 1925 г. 1990. Народный парк, Шанхай

96. У Сяньлинь. Бедствие старого города. 1997. Нанкин

97. Олимпийский парк. Пекин

98. Хэ Ао. Чингисхан. 2006. Канбаши, Ордос, Внутренняя Монголия

99. У Вэйшань. Мемориал погибшим в Нанкинской резне. 2007. Нанкин

100. Лю Кайцюй, Чэн Юньсянь. Памятник Мао Цзэдуну. 1993. Площадь Мао Цзэдуна, Шаошань, городской округ Сянтань, провинция Хунань

101. Чжан Ван, Суй Цзяньго. Направление к победе. 1997. Шицзянчжуан, провинция Хэбэй

102. Коллектив авторов. Тоска по родным краям. 2005. Сянтань, провинция Хунань

103. Коллектив авторов. Памятник Мао Цзэдуну. 2009. Чанша, провинция Хунань

104. Скульптурное объединение Shanghai Shipyard casting. Памятник Дэн Сяопину. 2000. Шэньчжэнь, провинция Гуандун

105. Парк скульптуры культурного центра Хуалянь. Тайвань

106. Парк скульптуры Шицзиншань. Пекин

107. Е Юйшань, Пань Хэ. Дружба. Мир. Весна. 2000. Чанчуньский парк мировой скульптуры

108. Сад скульптуры в парке развлечений Юйцзы. Гуйлинь, Гуанси-Чжуанский автономный район

109. Парк каменной скульптуры. Дэян, провинция Сычуань

110. Гуанчжоуский парк скульптуры

111. Е Юйшань. Богиня Луны. 1980-е. Чанчунь, провинция Гирин

112. Суй Цзяньго. Суньятсеновка. 2000-е

113. Ли Сянцюнь. Памятник Ян Цзинюю. 2006. Парк Цзинюй, Харбин, провинция Хэйлунцзян

114. У Вэйшань. Лао-Цзы — гармония человека и природы. 2012. Циньдао, провинция Шаньдун

115. Чжэн Гогу. Водопад. 2003

116. Чжан Ван. Из проекта «4.9». 1994

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Камень из озера Тайху

2. Памятник народным героям. Архитекторы Лян Сычэн, Линь Хуэйинь. 1952—1958. Площадь Тяньаньмэнь, Пекин

3. Багис Зелев, Ли Гуаньгяо. Памятник победившим наводнение. 1958. Парк имени И. В. Сталина, Харбин

4. Гао Сюлань, коллектив авторов. Да здравствует народная коммуна! 1959. Сельскохозяйственный музей. Пекин

5. Генри Мур. Три стоящие фигуры. 1948. Баттерси-парк, Лондон

6. Терракотовые статуи воинов и боевых коней. Гробница Цинь Шихуана. 210—209 до н. э. Сиань

7. Чжан Ван. Более 12 морских миль. 2000

8. Мемориальный зал Цзинь. 1023—1032. Тайюань, провинция Шаньси

9. Чугунный лев. 953 н. э. Цанчжоу, провинция Хэбэй

10. Аниш Капур. Облачные врата. 2004—2006. АТ&Т-плаза, Миллениум-парк, Чикаго

11. Александр Колдер. Фламинго. 1973. Федерал-плаза, Чикаго

12. Пирамида Лувра. 1985—1989. Архитектор Йо Минг Пей. Париж

13. Брайан Кларк. Витражный свод. 1989. Улица королевы Виктории, Лидс

14. Фонтан на террасе здания 100 First Street. 1988. Скульптор Джон Гилберт Любтоу, архитектурное бюро «Скидмор, Оуингс и Меррилл». Сан-Франциско

15. Дейл Чихули. Солнце. 2014. Беркли-сквер, Лондон

16. Дай Шуфэн. Цидун. 2000-е. Цидун, провинция Чжэцзян

17. Амбер Хискотт. Лист Делиуса. 1993. Бредфорд

18. Хелла Сантаросса. Синий обелиск. 1995. Теодор-Хойс-платц, Берлин

19. Джеймс Карпентер. Светоотражающий козырек. 2015. Амфитеатр Фроста, Стэнфордский университет, Калифорния

20. Хоан Миро. Стена солнца. 1955—1958. Комплекс ЮНЕСКО, Париж

21. Анхель Гарраца. Места и пространства. 1996—2002. Променад Абандойбарра, Бильбао

22. Оле Лислеруд. Китайская арка. 2003. Фошань, провинция Гуандун

23. Парк Гуэль. Архитектор Антонио Гауди. 1900—1914. Барселона

/

ж ш в

24. Е. В. Вучетич. Родина-мать зовет! 1959—1967.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Мамаев курган, Волгоград

25. Е. В. Вучетич. Памятник В. И. Ленину. 1973. Волгоград

26. Китайский парк динозавров. 2000. Чанчжоу, провинция Цзянсу

27. Стена из старых велосипедов. 2000-е. Солнечный парк, близ Куньмина, провинция Юньнань

28. Парковая дорожка из старых шпал. 2000-е. Шанхай

29. Кампус Сяншань Китайской академии искусств. Архитектор Ван Шу. 2002—2007. Ханчжоу, провинция Чжэцзян

30. Роберт Смитсон. Спиральная дамба. 1970. Великое Соляное озеро, штат Юта

31. Уолтер де Мария. Поле молний. 1977. Катрон, штат Нью-Мексико

32. Христо. Бегущая изгородь. 1972—1976. Сан-Франциско, Калифорния

33. Исаму Ногучи. Калифорнийский пейзаж. 1979—1982. Коста-Меса, Калифорния

34. Питер Уокер. Фонтан Таннера. 1984. Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс

35. Герберт Байер. Мраморный сад. 1955. Художественный институт Аспена, Аспен, штат Колорадо

36. Герберт Байер. Земляная насыпь. 1955. Художественный институт Аспена, Аспен, штат Колорадо

37. Сад поэтов. Архитектор Эрнст Крамер. 1959. Выставка G|59, Цюрих

38. Фонд Генри Мура. Перри-Грин

39. Сад дома-музея Барбары Хепуорт. Сент-Айвз, Корнуолл

40. Ричард Лонг. Линия Сахары. 1988

41. Джузеппе Пеноне. Лимфатические скульптуры. 2005—2007

42. Йозеф Бойс. 7000 дубов. 1982. Документа-7, Кассель

43. Аня Галлачио. Потому что я не могла остановиться. 2002

44. Субодх Гупта. Ведро из нержавеющей стали. 2012

45. Тю Гринфорт. Без названия. 2007. Мюнстерский скульптурный проект

46. Парки в Сучжоу, провинция Цзянсу

47. Горное убежище от летнего зноя. 1703. Чэндэ, провинция Хэбэй

48. Сад мастера сетей. Сучжоу, провинция Цзянсу

49. Сад скромного чиновника. Сучжоу, провинция Цзянсу

50. Парк Ихэюань. 1750

51. Парк в Уцин, провинция Чжэцзян

52. Парк «водного рта». Хуэйчжоу, провинция Аньхой

53. Драконовы жилы

54. Наружный каменный экран. Парк Бэйхай

55. Стена с девятью драконами. Парк Бэйхай

56. Мост Чжаочжоу. Шицзячжуан, провинции Хэбэй

57. Статуя Лао-цзы на заставе долины Ханьгу. Линбао, провинция Хэнань

58. Скульптура даосской тыквы-горлянки.

Культурный центр даосской религии, округ Сюйчжоу, провинция Цзянсу

59. Чэнь Юньган. Горы и реки играют партию в шашки. 1992

60. Парк Лоугуаньтай. Чжоучжи, провинция Шэньси

61. Китайско-арабские ландшафты. Разработка проекта компания Atkins. 2013. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

62. Китайский треножник. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

63. Тотемные столбы. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

64. Башня мира. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

65. Большой арабский купол. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

66. Памятник китайско-арабской дружбе. 2013. Китайско-арабские ландшафты. Иньчуань, Нинся-Хуэский автономный район

67. Гробница Хо Цюйбина. 140—117 до н. э. Погребальный комплекс Маолин, провинция Шэньси

68. Хун Шицин. Семь мудрецов в бамбуковой роще». 1989. Парк Лючао, Нанкин

69. Парк дворца Хуацингун. VII в. Провинция Шэньси

70. Коллектив авторов. Цин Гуй, предавший Юэ Фэя. 1990-е. Ханчжоу, провинция Чжэцзян

71. Е Юйшань. Памятник павшим героям революции в горах Лэшань. 1989. Чунцин, провинция Сычуань

72. Хэ Ао. Матушка Хуанхэ. 1990. Ланьчжоу, провинция Ганьсу

74. Ли Цзиньфа. Памятник генералу Дэн Чжунюаню. 1934. Пекин

75. Лю Кайцюй.

Памятник солдатам, погибшим в антияпонской войне. 1934. Пекин

76. Су Хуэй, Фэн Сяншэн, Лю Жунфу. Памятник безымянному герою. 1948. Пекин

77. Коллектив авторов. Рабочие, крестьяне и солдаты. 1970. Пекин

78. Коллектив авторов. Председатель Мао машет мне рукой. 1970. Пекин

79. Коллектив авторов. Двор, собирающий ренту. 1965. Лю Вэньцай, провинция Сычуань

80. Юйхуатайский памятник героям. 1979. Нанкин, провинция Цзянсу

81. Чжан Ван. Сад с декоративными каменными горками. 2000-е

82. Фу Чжунван. Шип и гнездо. 1998

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.