Художественное наследие и творческий метод скульптора У Вэйшаня в историко-культурном контексте китайской скульптуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Цао Сюн

  • Цао Сюн
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 230
Цао Сюн. Художественное наследие и творческий метод скульптора У Вэйшаня в историко-культурном контексте китайской скульптуры: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». 2022. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цао Сюн

Введение

Глава 1. Китайская скульптура - традиция и современность

1.1 Этимология понятия «скульптура» в Китае и особенности развития китайской скульптуры

1.2 Скульпторы начала ХХ века, получавшие образование за рубежом

1.3 Влияние советской скульптуры на Китай

1.4 Тенденци развития современной китайской скульптуры

Глава 2. Творчество У Вэйшаня в контексте современной китайской

скульптуры

2.1 Творческие идеалы У Вэйшаня

2.2 «Скульптура се-и» У Вэйшаня и европейский импрессионизм

2.3 Фигуративная пластика У Вэйшаня и некоторые особенности

китайской культуры изображения людей

Глава 3. Типология и концепция художественного образа произведений скульптуры У Вэйшаня

3.1 Монументальные скульптуры

3.2 Ландшафтные скульптуры

3.3 Декоративные скульптуры

Глава 4. Творческий метод У Вэйшаня

4.1 Многоаспектный анализ творческих произведенийУ Вэйшаня

4.2 Разнообразие скульптурного стиляУ Вэйшаня

4.3 Творческий метод и педагогическая деятельность У Вэйшаня

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное наследие и творческий метод скульптора У Вэйшаня в историко-культурном контексте китайской скульптуры»

Введение

История вопроса

Искусство скульптуры в Китае имеет долгую историю. Древние работы являются историческими свидетельствами традиционного китайского искусства скульптуры. Они имеют черты, характерные для своего времени, и обладают богатым китайским колоритом.В древнем китайском обществе люди, которые занималисьнепосредственно скульптурой, были ремесленниками, их социальный статус был достаточно низким. Сама скульптура считалась ремеслом, служащим погребально-религиозным целям, и не считалась искусством, какими были живопись или каллиграфия, которыми занимались представители элиты. Более того, самого термина «скульптура» (ШШ) не существовало - была лишь «резьба» СШМ) . Слово «скульптор» (ШШШ) возникло в Китае после введения в программы учебных заведений западной дисциплины «История искусств» в XX веке, а употребляемые сегодня в Китае слова, которые имеют такой же корень, как и слово «скульптура», были привезены в страну китайскими скульпторами и художниками, учившимися на Западе. В ХХ веке благодаря изучению западной художественной традиции и проникновению западных ценностей в Китай социальный статус скульпторов постепенно повышался, росло их влияние в обществе.В результате развитие скульптуры всовременном Китае неразрывно связано с принятием и переосмыслением именно западной художественной традиции.

В середине XIX века в китайском обществе началась эпоха великих перемен, и китайское древнее искусство резьбы стало постепенно забываться. В процессе

4

распространения в Китае западной академической мысли в стране появились скульптуры в стиле классицизма. Этому способствовали учёба студентов за рубежом и реформа художественного образования в Китае по западному образцу. Проникновение в страну французского искусства подготовило почву для слияниятрадиционного китайского художественного образования с западным. Позже, после провозглашения КНР в 1949 г. в связи с большим интересом к изучению советского искусства, советская школа скульптуры также приобрела широкую известность в Китае. Так, на фоне установления в китайских художественных академиях советской школы на базе уже существовавшей французской школы происходит трансформация традиционных представлений об изобразительном искусстве.

На протяжении долгого времени являясь предметом эстетического наслаждения для литераторов, воинского и учёного сословий, чиновников, и воплощением их идеи о поиске бессмертия, а также выполняя ритуально-погребальные функции, искусство превратилось в тесно связанную с государственной идеологией неотъемлемую часть великого дела служения национальным интересам. На этой основе появились и закрепились новые методы наблюдения и натурного анализа, новые художественные приемы и средства выразительности, сопровождающие новую концепцию искусства скульптуры. Под влиянием иностранной культуры они избирательно усваивались местными скульпторами. Все это сыграло важную роль в модернизации образования и китайского скульптурного искусства. В ХХ веке художественное образование и творческие идеи Франции и Советского Союза оказали огромное влияние на

5

трансформацию китайского художественного мира, в том числе и в области культуры, а конкретное влияние проявилось в различиях эстетических ценностей и средств выразительности, культивируемых моделями художественного образования двух стран. Выбор в пользу обучения за рубежом, использование французской модели в формальном художественном образовании в Китае, а также копирование политики СССР в области литературы и искусства и принятие советских норм художественного образования в условиях господства социалистической идеологии и союзнических отношений между двумя странами способствовали развитию китайского искусства в ХХ веке. Так искусство в Китае претерпело глобальные изменения, и вышло за пределы относительно узких рамок традиционной китайской живописи и гравюры.

В 1990-е годы в скульптурном мире в Китае произошла идейная и

культурная трансформация: начался переход от ориентации на эстетику к

ориентации на культуру, от проблемы поиска формы - к проблеме выражения идеи

через скульптуру. Скульпторы стали обращать внимание на общественные

проблемы и выражать чувство социальной ответственности исходя из личных

ощущений и переживаний. Они начали двигаться в совершенно новом

направлении, используя различные средства выразительности, ломая устоявшиеся

стереотипы и подчёркивая гармонию между художественными категориями. В это

время художники также стали отходить от элитарного сознания прошлого, и

начали использовать некие элементы массовой культуры в своем творчестве,

чтобы лучше изобразить современную жизнь. С начала XXI века современные

китайские скульптуры стали активнее распространяться по миру, демонстрируя и

6

продвигая культуру китайской скульптуры на международной арене. В то же время возникло иное направление развития, а именно другая сторона «выхода на мировую арену» - «поиски Китая». В процессе «китаизации» современной скульптуры появилось много выдающихся скульпторов и произведений. Работы скульпторов отличаются традиционным китайским колоритом. Тем самым они подчёркивают и сохраняют великое наследие национальной культуры. В то же время скульпторы не отвергают возможности обучения за рубежом. Творчество китайских скульпторов нашего времени более зрелое, и У Вэйшань является одним из ярчайших представителей этого направления.

Обоснование темы

Китай в конце XX - начале XXI веков являлся и остаётся мировой художественной «лабораторией». Неуклонное стремление китайских деятелей культуры к обновлению художественного языка и средств выразительности привлекает в современному искусству Китая внимание теоретиков и практиков изобразительного искусства.

Как уже было сказано выше, ярким представителем современного искусства Китая является скульптор У Вэйшань ( ^ ^ Ш ) . Он занимается не только практикой, но и теорией искусства скульптуры. У Вэйшань суммировал и проанализировал законы развития традиционной китайской скульптуры и выявил основные черты традиционной культуры Китая.

Скульптура У Вэйшаня заключает в себе не только характерные черты китайской традиционной эстетики, в ней также очевидно влияние западного

7

реализма, импрессионизма и абстракционизма. У Вэйшаню удалось объединить в своём творчестве особенности китайского и западного искусства. Творческий кругозор У Вэйшаня очень богат: он не только перенимает опыт традиционной народной скульптуры Китая, но и использует теории и техники западной скульптуры, кроме того, уделяет внимание изучению философских и психологических аспектов. В своём творчестве скульптор объединяет традиционные китайские концепции, интересы и формы с идеями и приёмами западных скульпторов-импрессионистов, тщательно продумывая эти комбинации. В данной работе будет проведен анализ произведений У Вэйшаня на конкретных примерах, показано, как У Вэйшань в современных условиях творческого многообразия по-новому создаёт свои работы, и какое значительное влияние он оказал на развитие современной китайской скульптуры.

Богатые скульптурные творения У Вэйшаня имеют свои особенности: они

выражены не только в разнообразной тематике и форме, но также и в визуальных

психологических коннотациях. Дальнейшее исследование приведёт нас к новым

открытиям, поэтому необходим подробный анализ его работ. Скульптор давно

посвятил себя интеграции и реализации китайского культурного духа в китайской

скульптуре, создав большое количество популярных скульптур, и в то же время

предложил собственную образовательную философию, которая сыграла ведущую

роль в развитии китайской скульптуры. В своих духовных изысканиях он уделяет

особое внимание теме «людей» и всегда смотрит на тех, кто популярен и

независим, в искусстве он ищет тонкий баланс между «сходством» и «различием».

Внутренне он восхищается идеальным царством «нематериального» и

8

«материального» между тянь (небом) и ди (землёй). В эстетике его фаворитами являются поэзия и образность.

Ценность скульптур У Вэйшаня заключается в том, что впитав в себя прекрасные традиции как Китая, так и Запада, он нарушает границы между ними и объединяет их, чтобы пересмотреть настоящее и взглянуть в будущее с позиций более инклюзивной культуры. Он прежде всего сформировал новые эстетические идеи, в основе которых лежит дух современности и традиционные китайские образы, создал язык скульптуры в китайском стиле, который соответствует эстетическим идеалам современных людей. По его словам, «китайская скульптура должна иметь китайские традиции». Он пытается разрушить пассивность китайской скульптуры, следующей западным идеям на протяжении десятилетий, а также хочет дать миру увидеть потенциал её развития. С другой стороны, он использует сущность языка традиционной каллиграфии и живописи как руководство к созданию скульптуры, которая имеет важное культурное значение. Сочетание образной скульптуры У Вэйшаня, основанной на его собственных убеждениях и китайском культурном духе, и традиционной китайской культуры, которая стоит перед лицом многообразия современной художественной культуры, имеет историческое значение для анализа скульптурных образов и изучения национального китайского художественного языка.

Степень разработанности темы исследования

У Вэйшань - современный китайский скульптор, творчество которого не исследовалось в России. В Китае также не существует ни одной кандидатской (докторской) работы, посвящённой У Вэйшаню, есть лишь несколько

9

магистерских диссертаций и публикаций с результатами этих магистерских диссертаций в периодической печати. Работы, связанные с творчеством У Вэйшаня, в основном издавались в период с 2005 по 2016 гг. В 2005 году Сунь Чжэньхуа (^-Ш^) в статье «Китайский способ создания скульптурного искусства» в периодическом издании «Исследования в области литературы и искусства» проанализировал недостатки исторического развития китайской скульптуры, разъяснил характерные черты образов, к созданию которых стремился У Вэйшань в своём искусстве, а также оценил вклад У Вэйшаня в развитие китайской скульптуры.

Инь Шуанси ( ) в своей статье «Новаторство, идущее от сердца -

скульптура У Вэйшаня» 2006 года говорит о том, что в скульптурном искусстве У Вэйшаня отразилась тенденция современной китайской скульптуры, которая заключается в том, чтобы одновременно с сохранением индивидуальности национальной культуры, стремиться к равноправному диалогу с мировой скульптурой. Искусство У Вэйшаня вовсе не относится к мэйнстримному направлению, лишь отвечающему интересам времени, оно будто находится вне времени. Хотя между искусством У Вэйшаня и традицией существует очень тесная связь, в то же время он как бы превосходит традицию и обычаи, создавая произведения искусства, обладающие крайней степенью индивидуальной притягательно сти.

Стремясь к созданию скульптур с неповторимым китайским стилем, У Вэйшань внёс значительный вклад в адаптацию современного китайского

скульптурного искусства и добился признания своего творчества во всём мире.

10

Сходная с этой точка зрения отражена в работе Ли Сяошань (^^Ш) «Преемственность и перемены - О скульптуре У Вэйшаня». В 2006 году в июньском выпуске «Художественной критики» была размещена короткая обзорная статья Фань Дианя (ШМ^) под названием «Значение скульптуры У Вэйшаня». В ней был сделан акцент на том, что творчество У Вэйшаня способствует устранению феномена недостатка индивидуальности в китайской скульптуре. В статье Шао Дачжэня «Индивидуальная манера

сочетания твёрдости и гибкости - скульптура У Вэйшаня», выпущенной в тот же период, автор концентрирует внимание на оценке индивидуальных особенностей стиля У Вэйшаня, таких, как «сочетание твёрдости и гибкости», «отражение духа гуманизма». В магистерской диссертации Доу Чуаня 2012 года «Стиль "се-и"1 ("пишу идею") в скульптуре У Вэйшаня -Исследование», в статье Ван Яньбиня (^ММ) 2013 года «О стиле "се-и" ("пишу идею") в скульптуре У Вэйшаня, о её человечности и поэтичности», в работе Фань Дианя 2013 года «Сотворение гуманитарной культуры - о скульптуре У Вэйшаня» и в статье Тан Цзунбиня(^жМ) 2015 года «Краткий эстетический анализ скульптуры У Вэйшаня» уделяется особое внимание человеческим переживаниям и эстетическим особенностям, отражённым в искусстве этого скульптора.

В статьях же «Эпические шедевры, воплощения стиля "се-и" ("пишу идею")- Скульптура У Вэйшаня» Ван Вэньчжана (2008 год) и

Живопись идей, (се-и ^Ж), стилистическое направление китайской живописи, в котором идейное содержание

превалирует над формальным сходством. См. Список иллюстраций. Рис.2-4.

11

«Изложение высоких помыслов - Художественная оценка скульптуры Сюн Бинмина и У Вэйшаня» Чэнь Вэньшуя (^^Ж) подробно обсуждаются некоторые из работ самого У Вэйшаня. Работа Чэнь Цяна (ШЗМ) 2014 года «У Вэйшань: душа стиля "се-и" в скульптуре» рассказывает о некоторых событиях из жизненного опыта скульптора.

Хотя скульптура У Вэйшаня в стиле "се-и"уже давно привлекает значительное внимание деятелей искусства, и несмотря на значительное количество работ за последние 10 лет, его творчество ещё недостаточно изучено.В большинстве статей, связанных с творчеством У Вэйшаня, идеи зачастую повторяются: все они так или иначе исследуют искусство скульптуры У Вэйшаня с точки зрения китайской традиционной эстетической культуры стиля "се-и". На самом деле, в произведениях У Вэйшаня отчётливо заметно влияние западной скульптуры, в особенности - влияние импрессионизма. Однако опубликованные статьи никак не затрагивают тему влияния европейской техники на творчество У Вэйшаня. Таким образом, творчество скульптора впервые исследуется не только на уровне кандидатской диссертации, но и впервые рассматривается с точки зрения совместного влияния на него как западной, так и восточной культур.

Объектом исследования являютсяпроизведения китайского скульптора У Вэйшаня и его теоретическоенаследие в области искусствоведения и преподавания искусства скульптуры.

Предметом исследованияявляется творческий метод и педагогическая

деятельностьУ Вэйшаня в контексте развития художественной культуры Китая

12

второй половины ХХ - начала XXIвв.

Цель исследования- анализ и изучение творческого наследия, творческого метода и педагогической деятельности У Вэйшаня, определение места, которое занимает творчествоУ Вэйшаня в искусстве Китая второй половины ХХ - начала XXI вв.

Для достижения цели исследования в рамках данной диссертационной работы было поставлено четыре основных задачи.

Во-первых, рассмотреть развитие современной китайской скульптуры и охарактеризовать ключевые этапы и особенности влияния западной культуры на современную китайскую скульптуру.

Во-вторых, рассмотреть исторический и культурный фон эпохи, в которую родился У Вэйшань, а также полученные им образование и опыт в сфере искусства.

В-третьих, на данной основе с помощью многофакторного анализа рассмотреть особенности содержания работ У Вэйшаня, их типологию, творческий метод, формирование художественного образа.

В-четвертых, проанализировать педагогическую деятельность, выделив основу концепции педагогического метода.

Границы исследования

Хронологическими границами исследования являются вторая половинаXX-

13

начало XXI вв.

Методологияисследования

1. Метод исследования источников и литературы по теме.

Данный метод представляет собой поиск различного рода исторических и современных документов, касающихся У Вэйшаня, сбор всего имеющегося материала по скульптурам, сочинениям, статьям У Вэйшаня, а также описаний и оценок его творчества, сделанных другими людьми, и подобных источников. Объединение исследования литературы по теме с реальными наблюдениями, полученными посредством проведения интервью с самим У Вэйшанем, его учениками, другими деятелями искусства, критиками и прочих ценных материалов по вопросам исследования У Вэйшаня и его творчества; а также их дальнейшая обработка, обобщение и анализ для достижения наибольшей объективности изложения и выводов работы.

2. Метод искусствоведческого исследования.

Данный метод объединяет целый ряд исследований: иконографический, формально-композиционный, стилистический и историко-культурный анализ. В контексте этого метода рассматривается развитие китайского скульптурного искусства, влияние на него современного западного скульптурного искусства, делается обобщение закономерностей развития китайского скульптурного искусства. Сочетание исторического анализа, изучение культурных элементов Востока и Запада отражено в созданных У Вэйшанем скульптурах и, таким образом, является основным фактором, повлиявшим на стиль скульптуры У Вэйшаня, и будущие тенденции развития китайской скульптуры.

14

3. Метод сравнительного исследования.

- Диахроническое сравнение - то есть сравнительный анализ изменения концепции, изменения формы и содержания скульптур У Вэйшаня в каждый период его деятельности, а также сравнение сходств и различий между творческими стилями У Вэйшаня на разных этапах его творчества.

-Синхроническое исследование - то есть сравнение в рамках одной эпохи, сопоставление скульптурных форм У Вэйшаня с другими скульптурными формами этого периода, определение их специфики, перспективных особенностей и художественной ценности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

-создание целостного представления о тенденциях и развитии современной скульптуры Китая на примере творчества китайского скульптора У Вэйшаня;

-исследование идейно-художественных основ, композиционной и пластической специфики творчества китайского скульптора У Вэйшаня;

-введение в научный оборот неизвестных документов, архивных и изобразительных материалов.

- впервые проведен комплексный анализ художественной и педагогической деятельности У Вэйшаня.

Положения, выносимые на защиту

1. У Вэйшань обладает ярко выраженным индивидуальным художественным творческим почерком.

2. Творчество У Вэйшанястрадает закономерности развития современного китайского искусства.

3. Скульптурные произведения У Вэйшаня отражают влияние западной и восточной традиций в пластических искусствах.

4. Оригинальная педагогическая методика У Вэйшаня является прогрессивным методом в художественном образовании.

Теоретическая значимость исследования

Произведения У Вэйшаня - выдающийся феномен современной китайской скульптуры. Исследование работ У Вэйшаня, с одной стороны, позволит описать современное состояние китайской скульптуры, с другой - поможет в исследовании тенденций развития китайской скульптуры. Проведение многофакторного анализа скульптуры У Вэйшаня в контексте современной скульптуры Китая.

Практическая значимость исследования

Имеет практическую ценность для искусствоведов и музейных работников, так как аналитически представляет историю развития современной китайской скульптуры и творчества У Вэйшаня, что важно и необходимо в музейной и выставочной практике.Изучение инновационных взглядов У Вэйшаня на искусство и его подхода к творчеству имеют практическую ценность в педагогической деятельности.

Глава 1. Китайская скульптура - традиция и современность

1.1 Этимология понятия «скульптура» в Китае и особенности развития китайской скульптуры

Говоря о современной китайской скульптуре, прежде всего стоит отметить, что само понятие «скульптура» на Западе (в широком смысле) и в Китае формировалось в разных исторических условиях. Несмотря на то, что скульптурное искусство как таковое существовало в Китае с эпохи древности, в среде китайской интеллектуальной элиты оно не считалось высоким искусством, каким были, например, каллиграфия или живопись, а имело лишь статус ремесла. Также и эстетическая философия затрагивала исключительно живопись и каллиграфию.

Восприятие скульптуры меняется на рубеже XIX-XX веков. Именно в этот период и начинает использоваться слово «дяосу»(ШШ), обозначающее скульптуру в наши дни. До этого в Китае скульптура обозначалась словом«дяокэ» (Щ.Щ), которое буквально переводится на русский как «резьба», по смыслу это слово ближе к английским carve или engrave.

По мнению ряда исследователей, слово«дяосу»было придумано японским историком искусства Омурой Сеигаи, специализировавшемся на буддистском искусстве Китая, который предложил заменить второй иероглиф, обозначающий «гравировать», на иероглиф «лепить». В Японии, как и в Китае, до начала XX века скульптура не считалась высоким изящным искусством. Так, например, когда Омура Сеигаи еще учился на факультете скульптуры в Токийской академии изящных искусств, он получил специальность «резчик», так как факультет

17

назывался «дяокэ-си», т.е., дословно, «факультет резьбы».

Как пишут профессор Центральной академии изящных искусств Лю Либин2, а также японский исследователь Сато Мичинобу3, уже с 1983 г. Омура Сеигаи начинает всерьез заниматься проблемой модернизации скульптуры и ее положения как вида искусства в Японии. В своих работах «Место скульптуры в мире искусства» 4 , «О скульптуре» 5 и «Классификация изобразительного искусства»6, Омура Сеигаи писал, что в «искусстве создания объемных форм» (т.е. скульптурном искусстве), есть две основных техники: «резьба», «гравировка», и «лепка» (т.е. английское mould). Японский термин«дяокэ», с его точки зрения, этого значение не отражал, и поэтому он предложил новый термин для обозначения скульптуры - «дяосу». Идеи Омура Сеигаи получили признание, когда в 1899 на базе прежнего «факультета резьбы», где изучалась «традиционная» резьба по дереву, был создан новый факультет скульптуры, где преподавалась именно западная скульптура. Назван новый факультет был с использованием термина, предложенного Омурой Сеигаи. В 1903 г., во время пятой Национальной промышленной выставки, скульптурные произведения обозначались уже придуманным Омурой словом«дяосу».

Во время реставрации Мэйдзи в Японии японское правительство

2 Лю Либин. Происхождение понятия «скульптура» и его эволюция и появление «скульптора» //Скульптура. -2008.

- №4. - С. 48-49.

3 Лю Либин. Происхождение понятия «скульптура» и его эволюция и появление «скульптора» //Скульптура. -2008.

- №4. - С. 48-49.

4 Омура Сеигаи. Расцвет скульптуры периода Мэйдзи - что такое искусство//Журнал Киотского художественного объединения, сентябрь 1894 г.

5 Омура Сеигаи. Теория скульптуры//Журнал Киотского художественного объединения, октябрь 1894 г.

6 цит. по Лю Либин. Происхождение понятия «скульптура» и его эволюция и появление «скульптора» //Скульптура. -2008. - №4. - С. 48

пропагандировало глобальную европеизацию японской культуры. Большой массив письменных источников переводился с западноевропейских языков на японский, благодаря чему в японском языке возникло множество новых слов, таких как слово «дяосу», предложенное Омурой Сеигаи. При этом такие новые слова чаще всего записывались китайскими иероглифами. Впоследствии, благодаря китайским студентам, обучавшимся в Японии, китайская общественность познакомилась с произведениями, написанными или же переведенными японскими исследователями. Таким образом, китайское современное искусство в определенной степени ощутило на себе японское влияние.

Заимствование термина «дяосу» из Японии в Китае становится своеобразной вехой, обозначившей начало современной истории искусства в китайских художественных академиях. Одновременно с этим интеллектуалы и художники глубоко интересовались и изучали искусство и историю искусства западных стран. В некотором смысле, в этот период была подготовлена почва для выделения скульптуры как отдельного предмета в программах художественных учебных заведений.

Отметим, что преподаванием именно западной скульптуры в Китае занимались еще миссионеры в своих школах в середине XIX века. Самой известной миссионерской студией была мастерская «Ту Шаньвань» (^Ш^) , которая принимала на обучение сирот. В мастерской, наравне с уроками религиозного христианского воспитания, были такие предметы как рисунок карандашом, акварельная живопись, живопись маслом и скульптура7.

7Цуй Вэй. Обучение изобразительному искусству в мастерской Та Шаньвань //Шанхайский педагогический

19

Впоследствии, уже во время движения за новую культуру, министр просвещения Китайской республики Цай Юаньпэй выдвинул лозунг «замены религиозного воспитания на художественное образование», что оказало существенное влияние на преподавание скульптуры в художественных учебных заведениях. В апреле 1918 г., одновременно с основанием Пекинской художественной школы, Цай Юаньпэй предложил также ввести в учебную программу специальность скульптура. В 1922 г., во время годовщины основания Специальной пекинской художественной школы, он снова предложил выделить скульптуру как отдельный предмет. Цай Юаньпэй заявил, что введение в учебную программу такого предмета как «скульптура», и выделение скульптуры как отдельной дисциплины в академиях может «способствовать дальнейшему развитию западной живописи» в Китае8. Впрочем, на данном этапе предложение Цай Юаньпэя не было реализовано, главным образом из-за нестабильной политической обстановки, войны и нехватки денег.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цао Сюн, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ На русском языке

1.Айылчиева Д.Т. Константный каркас афоризма Конфуция // Вестник Жалалабадского государственного университета. -2017-№ 2 (35) .

2.Анчуков С.В. Китайская скульптура [Текст] : история и современность / С. В. Анчуков, В. А. Кузмичев, Чжо Госэнь ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С.12 .

3.Белозёрова В.Г. Традиционное искусство Китая. - Москва : Ун-и Дмитрия Пожарского, 2016. - С. 202.

4.Белозёрова В.Г. Шу ти. // Синология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. synologia.ru/a/Шу ти(Дата обращения: 20.04.2018).

5.Бурганова М.А. Некоторые аспекты композиции и иконографии распятия // В сборнике: Онтология Искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда XXV Международные Рождественские образовательные чтения: «1917-2017: уроки столетия». 2017. С. 120-124.

6.Бурганова М.А. Суровый стиль. Прямая речь // Дом Бурганова. Пространство культуры . - 2008.- № 1. С.8-33.

7.Бурганова М.А. Портрет и Символ. Монументальная скульптура России XX века. — М., 2012

8.Валентиновна Г. Н. Презентация урока МХК "Импрессионизм".УЧЕБНИК «Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.»[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://infourok.ru/prezentaciYa-urovka-mhk-impressionizm-3071772.html (Дата обращения: 23.01.2018).

9.Гаосян Лю.Сравнительная характеристика художественно- эстетического воспитания на западе и в Китае//Перспективы науки и образования. - 2018. - № 2. С.104-108.

10.Геташвили Н. В. Мифологический дискурс Осипа Цадкина // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. — МГХПА. - 2011.- № 3—2. С. 151—159.

11.Глухарева О.Н. Искусство народного Китая: Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. - Москва: Искусство, 1958. С. 227.

12.Голосова Е.В.Философская основа китайской садовой эстетики//Вестник московского государственного университета леса - лесной вестник. - 2007. - №1. С.137-140.

13.Гудимова С.А.Основы древней китайской эстетики//Культурология. -

2017. - № 2. С.57-73.

14.Гузотто Р. Форма и материалы импрессионистической скульптуры // Импрессионизм в скульптуре России/ Р.Гузотто М., 1999, С. 170-180.

15.Гуо Сулин, Лю Тон.Эстетика пограничных структур: представления красоты художественной концепции в современном китайском ландшафте//Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции фад тогу. -Хабаровск,2013. С.33-37.

16.Игоревна Г.А. Значение парных скульптур в современном Китае // Новосибирский государственный педагогический университет, Институт истории,

191

гуманитарного и социального образования.Статья в сборнике трудов конференции.

- Новосибирск, 2017. - С. 38-40.

17.Импрессионизм в музыке, скульптуре, литературе // Рефераты по культуре и искусству -9с[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

bestreferat.ru/referat-276380. И^п! #_Ап 10(Дата обращения: 20.06.2017).

18.Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: Архимед, 1992.С.58.

19.Лебедева О.И. Искусство Японии на рубеже Х1Х-ХХ веков. - Москва: РГГУ(труды Института восточных культур и античности / Российский гос. гуманитарный ун-т; вып. 58), 2015. - С.218.

20.ЛюйЦзюньнань. Современная городская и ландшафтная скульптура в контекстеактуальных явлений глобальной культуры// Декоративное искусствои предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова.

- МГХПА. - 2016. - № 2. С. 82—88.

21.Люй Цзюньнань. Ландшафтная скульптура КНР: опыт традиции и современные тенденции развития: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. - Санкт-Петербург. - М. , 2018. С. 26.

22.Ли Япин.Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. - Санкт-Петербург. - М., 2008.

23.Москалюк М.В. Русское искусство конца Х1Х-начала XX века. - М.: ИНФА-М, 2017. - С. 80-84.

24.Неглинская, М.А. Шинуазри в Китае: цинский стиль в

192

китайскомискусстве периода трех великих правлений (1662-1795). Изд. 2-е,испр./М.А. Неглинская. - М.: ИВ РАН, 2015. - 468 с., ил.

25.Островский И. В. Раздельные формы в творчестве Генри Мура // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. - МГХПА. - 2015. - № 3. С. 221—231.

26.Памятники санкт-петербурга:от прошлого к настоящему // Инновации молодежной науки тезсы докладов.Всероссийской научной конференции молодых ученых Санкт-Петербург 2014. - 19с[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kon.libed.ru/1konferenciYa-tehnicheskie/39821-19-innovacii-molodezhnoY-nauki-tezisi-dokladov-vserossiYskoY-nauchnoY-konferencii-molodih-uchenih-sankt-peterburg-

(дата обращения:12.08.2018).

27.Синь Чэнь, Степанская Т.М.Влияние русской эмиграции начала ХХ в. на китайскую художественную культуру: историографический аспект//Культурное наследие сибири. - 2017. - №6. С.76-90.

28.Сун И Цай. «Курсы Максимова» и Китайская масляная живопись // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. — МГХПА. - 2016.- № 1. С. 126—137.

29.Сунь Лунбэнь. Китайская средовая скульптура: культурное наследие и религиозно-философская традиция / Лунбэнь Сунь [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

https://cYberleninka.ru/article/v/kitaYskaYa-sredovaYa-skulptura-kulturnoe-nasledie-i-rel

193

igiozno-fílosofskaya-traditsiya (дата обращения 23.08.2018).

30.Сысоева А.В. Влияние философских учений Конфуция на формирование традиций в Китае / ред. Гуляев Г.Ю. // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. стат. науч. конф. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018.

31.Турчин В.С. Импрессионизм в скульптуре// Советская скульптура. М. 1977 .С. 164-169.

Цао Сюн. Этимология понятия «скульптура» в Китае и особенности развития китайской скульптуры // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. / Московская государственная

художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. - МГХПА. -2017. - № 4. С.185-188.

32.Цао Сюн.Китайская современная скульптура на примере творчества У Вейшань // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2017. - № 4. С.115-123.

33.Цао Сюн.Этимология понятия «скульптура» в Китае и особенности развития китайской скульптуры // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. — МГХПА. - 2017.- № 4. С. 185—188.

34.Цао Сюн.Происхождение и развитие китайской скульптуры//Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2018. - №1. С.94-100.

35.Цао Сюн.Скульптура У Вэйшана «Единство Неба и человека: Лао-цзы»[Электронный ресурс]. - М.:Международная научная конференция

194

студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2019»(Москва, 8-12 апреля 2019г.). - Москва,2019. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

36.Цао Сюн.Творчество китайского скульптора У Вэйшаня// Международная научно-практическая

конференция«Культура.Творчество.Образование-2017».22.01.2017. - Москва ,2017. С.17.

37.Цао Сюн.О формах и способах выражения У Вэйшаня // Материалы международной научной конференции«Материал -технология -форма», 18.05.2018. - Москва ,2018. С.456-460.

38.Цао Сюн.Особенности развития китайской скульптуры. Вопросы терминологии // Международная научно-практическая конференция«Культура.Творчество.Образование-2018». 21.01.2018. -Москва ,2018. С.6.

39.Ченнини Ченино. Книга об искусстве, или трактат о живописи. - СПБ: Библиополис, 2016. - 272 с.

40.ЧжаоПэн.Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX -начала XXI века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. -Санкт-Петербург, 2017. - 29 с.

41.Чжо Госэнь.Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. - Санкт-Петербург. -М., 2009. С.22.

42.Юркевич А.Г. Истинное «одно». Чжэнь И. - Философия / ред.

195

М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, 2006.

43.ЭкоУмберто. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна/Умберто Эко[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Eko/Inn Povt.php (дата обращения: 18.07.2018).

44 .Ян Цзин.Годы пекинского и ленинградского студенчества китайского скульптора Цао Чуньшэня//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. серия 2: искусствоведение. филологические науки. - 2018. - № 3. С.83-91.

Наанглийскомязыке

45.Burganova M.A. Monumental sculpture in Russia in 1918-1919 // Texts. 2015. № 2. С. 57-72.

46.Cao Xiong. On Sculpture and Time// 2017 2nd International Conference on Human Society and Culture [HSC 2017] (Zhuhai, November 17-19). -China,2017 .pp.123-129.

47.Cao Xiong.Etymology of «Sculpture» in China and features of Chinese sculpture development // Art and Literature Scientific and Analytical Journal TEXTS, 2017. - № 4.pp.53-55.

48.John E. B. The Life ofVasilii Kandinsky in Russian art: a study of "On the spiritual in art" by

49.Wassily Kandinsky. - Newtonville: Oriental Research Partners, 1984.pp.41. Susanne Katherina Langer.Feeling and Form. - New York: Charles scribner's

196

sons,1953.C.89.

Накитайскомязыке

50. ^эд (№#), ^йш шшь а^дмда

; М 1 Ш (2018 ^ 9 Л 1 0) оСымаЦянь. Исторические записки. / под ред. Юй Тунмэна. - Цзянсу: издательство Фэнхуан кэсюэ цзишу, 2018.

51.« ш шшм 24 дас^ 36 да), (1988

^ 3 Л 1 0), М 725 Жо Сюань мяо нэй пянь // «Дао Цзан», том 24. - Шанхай: издательство Шанхай Шудянь, 1988.

52.«1 Ш (2015 ^ 8 Л 1 0), М 31 Жо имя неизвестно,толкование-глава 12,«И чжуань, крылья книги перемен». - Шанхай: издательство

Восточно-Китайскогопедагогическогоуниверситета,1-е издание (1 августа 2015 г.).С.31.

йШо

Гао Пэн. Бах пригласил скульптуру У Вэйшаня «Факелоносец» поселиться в Олимпийском музее // Китайские спортивные новости. 04.07.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://sports.sina.com.cn/zz/2017-07-04/doc-ifyhryex6034095.shtml (Дата обращения 18.03.2018).

54.^;, ^ШШММ]. дав: 2015:234-237о Цай

Юаньпэй. Цай Юаньпэй рассказывает об образовании. - Шэньян: Издательство

197

Ляонин. - 2015. - С. 234-237.

1999(06): 108-113оЧай Ган. Родени современные скульптуры//Журнал Чангийского педагогического колледжа, 1999.- № 6. - С. 108-113.

56. РШ, 2014. Ш 45 ЖоЧэнь Тао. Справочник

и выбор // Китайская академия искусств.-2014. С. 45

57«, 2011 о ЧэньИн.Образ

Конфуция в классических книгах от династии Цинь к династии Западных Хань// Пекинский университет, 2011.

58.[Б]. 2004: 4о Цуй Вэй. Обучение изобразительному искусству в мастерской Та Шаньвань //Шанхайский педагогический университет.-2004. - С.4.

59.ЖШ5, ^ (№#), Ш® (##), ШШ?±: {ШШШ?±; Ш 1 Ш (2016

^ 6 Л 30 0) о Лао-цзы. Дао дэ цзин /в пер. Фу Цян. - Пекин: издательство Цзоцзя, 2016 г. ШАШШЙ»

"Обиталищесвятых"причисляетгоруБочишаньокругаХуайаньпровинцииЦзянсукод номуиз 72 даосскихэдемов[Электронныйресурс]. -Режимдо ступа: https://baike■baidu■com/item/Ж^^^^?нЙ /581793?fr=aladdin#reference-[1]-6344775-wrap(датаобращения21.07.2018).

1991 ^ШШо Гэ Хун. Баопу-цзы / под ред. Ван Шуляна и др. // «Культура Китая. Избранное. Том 2, Философия - Пекин: Китайская международная радиовещательная пресса, 1991.

198

61.^^ "^ФШШШШ^&Ш^" ^^адшп - ФФЛ^Я

ОТ^^П^Шт Ф^Л^ОТ^Ш, «За

достижение в области архитектуры»// Официальный документ. Министерство культуры КНР. 01.12.2009 [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:http://www.jianshe99.com/new/63 70/2010 1 7 pa336451117101022795.sht т! (Дата обращения: 20.06.2018).

(2016-07-18),^^ШШ^о У Вэйшане: Я создаю скульптуру Лао-цзы. [Электронный ресурс] // личный блог У Вэйшаня: сайт. —ШЬ: http://b!og.sina.com.cn/s/b!og 16477eb2f0102w7dw.html- (Дата обращения: 18.07.2016).

Ш: ШШ, ФШШЙН, 2017 ^ 07 Л 02 0о Го Синьвэй. Президент Международного олимпийского комитета Бах посещает Китайский институт скульптуры // Чжунго синьвэнь, 2.07.2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www. chinanews.com/cul/2017/07-02/8266925^Ыш[ (Дата обращения 18.03.2018)

64.МЛ¥, ««ШЙШ^Щ» [Л.^^, 1986 ^ 3 Л,М 34-40 Жо Хэ Липин. Об «овладении формой» в скульптуре // Мэйшу яньцзю. №6. 03.1986. -С.34-40.

65.й#: ^Фо ^Ш: МФШ^Ш (2016

^ 12 Л 20 0 05 Ш)о Репортер Цай Мэнью.У Вэйшань: используя скульптуру, чтобы выразить душу всего человечества // Китайская молодежная газета.20 декабря 2016 г- № 05

тшшшшшт [м].±&:й&^Ш.1926^9л.ли

Цзиньфа. Скульптор Микеланджело. -Шанхай: Коммерческая пресса, сентябрь 1926г.

[М]. Й&^Ш. 1928. Ли Цзиньфа. Италия и ее художественный профиль. -Шанхай:Коммерческая пресса, 1928.

68.^ + %, 1917-1937 [Б]. +

2009: 29о Ли Чжунхуа. 1917-1937 Образование Исследования Пекинской национальной специализированной художественной школы // Китайский институт искусств.- 2009. - С.29.

2004 ^ 4 Ло Лин Чонгде, Ян Чжилян и Хуан Ситин, «Словарь психологии».-Шанхай: Шанхай образование Прессы, апрель 2004 г.

70.Ш^, , 2006,

4 о Лю Хайсу. Десятилетний обзор Шанхайской академии художеств//Журнал Нанкинского университета искусств (искусство и дизайн).- 2006. - С.4.

1936 (1)о

ЛюКайцюй.Гравировкаиантияпонскаявойна // Антияпонскаявойнаиискусство, 1936 г.- №1.

УМ: 1984-8 ЖЙ:301о

Лю Кайцюй. Лю Кайцюй литературная коллекция. -Цзинань:Издательство шаньдунских изобразительных искусств. - 1984-8. - С. 301.

73.дащ, 1947 ^ 1 Л(3)о Лю

Кайцюй.Прошлое и будущее китайской скульптуры // Вэнь Чао, январь 1947 г. -

200

Ш, 2008 (04) : 48-49о Лю Либин.Происхождение понятия «скульптура» и его эволюция и появление «скульптора» //Скульптура. -2008. - №4. - С. 48-49.

75.*!Ш#, ^»Ш^М^Й^ФШИ^Ш]. Ф;^^,2008о Лю Яньпин.Влияние советской скульптурной образовательной модели в Новом Китае//Центральная академия изящных искусств, 2008.

«ШШ1ЖЛ» [Л.^, 1987 ^ 11 Л,М 20-24 Жо Линь Вэйминь. «Связующая сила в скульптуре» // Мэйшу, №11, 1987. - С. 20-24.

шш, 2011 (6) о

Пэн Фэй. Подъем современного искусства студентов и китайской современной скульптуры//скульптура.- 2011.- № 6.-С.34-35.

СиКайгуо .Похороненныйзвездныйсвет -

перваявыставкаАссоциациикитайскихскульпторов // Новоеискусство.- 2014.- №1. - С. 118-123.

"Ш" , 2013^02

Л 09 0 о Пань Тин. Фань Чжунъянь «теснит» У Цзысюя на привокзальной площади Сучжоу. //Дунфан жибао, 09.02.2013 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sz.sohu.com/20130209/n365920459.shtml (Дата обращения: 09.11.2018).

80.?/№% ^гда, 2005 (06) о

СуньЧжэньхуа.Китайскийпутькинновациямскульптурногоискусства//

201

Литературныеихудожественныеисследования, 2005- №6.- С. 114-121+160.

81.^^, 0Ш+^(1949-1966)о --ФШ

[C]. Ш1: + 1998, 203о ВанЧжою.

Вспоминая те самые 17 лет (1949-1966), под ред. Чжэн Чао//Весна и Осень скульптуры - семидесятилетие факультета скульптуры Китайской академии изящных искусств. -Ханчжоу: Издательство Китайской академии изящных искусств, 1998. - С. 203.

82.^Ш, ШМ^, 2016-07-18о У Вэйшань. Создание Конфуция древними методами // Блог У Вэйшаня. 18.07.2016 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //blo g. sina. com. cn/s/blo g_16477eb2f0102w7dl. html (Дата обращения: 12.08.2018).

83.^^Ш, ШвШШ, 2016-08-21оУВэйшань. Статуи Конфуция. // Ячан синьвэн - 21.08.2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://m-news.artron.net/20120723/n240265.html (Дата обращения: 14.08.2018).

84.^Ш, , ^Ж: + 2002 ^ 5 Ло УВэйшань.Скульпторговорит.-Пекин: Китайскаясоциальнаяпресса,2002-5

85.^^Ш, ^й, 2014-04-01 о У Вейшань. Как я создал статую Конфуция // Партийное строительство.-2014-№04.- С.58-60.

86.^Ш, ЗДШШШ].+Ш^,20И(01):38-43+Шо У Вэйшань.Написании идеи теория скульптуры // Китайское изобразительное искусство, 2011.- №1. - С. 38-43 + 163.

87.^Ш: "^ЙШШ" 40 Ш: ЗШЙ, МН^^Й, 2018 ^ 7

Л 31 Во У Вэйшань: 40 лет "Скульптура Се-и",Редактор: Чжан Янву, Культура

202

Колонка, 31 июля 2018 года[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sohu.eom/a/244423798 481652(дата обращения 18.01.2019)

88.^Ш::ШШШ^^АШ£$И,№адВШ,2014-08-08о У Вэйшань: Городская скульптура должна оставить место для будущих поколений //Гуанмин жибао 08.08.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://art. china. cn/voice/2014-08/08/content_7129614.htm (Дата обращения: 14.07.2017)

89.^Ш: У Вэйшань. Скульптура Нанкина. // Ячан. Блог. Заметка к открытию Нанкинской юношеской олимпиады. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://huadong.artron.net/20140814/n641156.html (Дата обращения: 18.03.2018)

90.^Ш: (2016-07-18) о У Вэйшань. "Создание Конфуция древними методами" // Блог У Вэйшаня [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://blog.sina.com.cn/s/blog_16477eb2f0102w7dl.html.

В^Л: 2016-12-20о Цай Мэнъинь. У Вэйшань: используя скульптуру, выразить переживания всего человечества // Чжунго циннянь. - 20.12.2016 г. - № 05 [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://m.yuanlin.com/mLp/newsdetail/248136.html (Дата обращения: 03.07.2018)

У Вэйшань.Поэтическая природа скульптуры -Говоря о формировании духа персонажей // Национальное искусство. 2001.- №2.- С. 149-162.

93.«Лао-цзы» У Вэйшаня получил высшую международную награду// Баньдао души [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.hexun.com/2012-12-17/149118858.html (Дата обращения:

12.07.2018).

94.^Ш, --[J]. 2002

(02 )о У Вэйшань. Размытие и выражение - говорение от формирования духа

характера // Литературные и художественные исследования.- 2002.- №2. - С. 141-145

95.^ш , дат, i^ft—ад^таш^й^ 30 ,

Ш^: ^^ШВ^о У Вэйшань.«Доброта учителей, воспоминания одноклассников - Празднование 30-летия окончания школы искусств и ремесел Уси» // Блог У Вэйшаня [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://blog.artron.net/space-457680-do-blog-id-815775.html(Дата обращения 17.03.2018).

96.^Ш , , «ЙЖ^» , 2004 ^Ш 1 Ш, Ш 80-81 Жо У Вэйшань,Скульптура Се-и// Исследование искусства, 2004.- № 1. - С. 80-81.

2014 ^ 07 Л 14 Во Пу фу. Духовный диалог - Выставка скульптур У Вэйшаня и Клода Абея//Гуанмин жибао, 14.07.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:_ http: //www. chinawriter.com.cn/2014/2014-07-14/211081.html (Дата обращения 17.03.2018).

98.Ш , Ф^ЙЖ^

Цш, 2005 о Ян Ле. Исторический контекст темы урожая в произведениях искусства 1950-х годов // Центральная академия изящных искусств, 2005.

99.|£Ж#> , - Ф^ЙЖ^Ж 80 ^ШШЖШ

, №А^ЙЖШШ?± , 1998 ^ 12 ЛШ 1 Ш, Ш 98 ЖоИнь Шуанси,

204

Суй Цзяньго. Пересечение времени и пространства //Сборник сочинений преподавателей кафедры скульптуры к 80-й годовщине основания Центральной академии изящных искусств - Шэньси: изд. Шэньси жэньминь ишу, 1-е издание, декабрь 1998 г. - С. 98.

100.^ , ^ШШШ^ШОДШ, , 2018-09-13о ЮйВэй. Душевная скульптура У Вэйшаня // Чжунхуа эрню - 13.09.2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elite.youth.cn/qlk/201809Л20180913 11726650.htm (Дата обращения: 21.04.2019)

101.ЖЖ ШХ) , ШЙТО, Ш 1 Ш (2013 ^ 11 Л 1 0), • ШНШо Юань Кан. Юэцзюэшу. Земли царства У Третья глава. -Ханчжоу: Издательство Чжэцзян Гуцзи, 2013 г.

102.&ЙЁ, ШШ^ШИ. , 1941-1943 , Ш 9 1Ло

Чжан Чунжэнь. Необходимые элементы скульптуры //Шанхайское искусство. -1941-1943.сериализовано 9 раз в публикации.

1999 Ш 7 ЖМ].4ЬЖ: Л

, Ш 54 Жо Собрание сочинений Мао Цзэдуна.Центральное научно-исследовательское отделение Коммунистической партии Китая. -Пекин: Народный издательский дом, том 7, 1999 г. - С. 54

Ш; Ш 6 Ш (2012 ^ 6 Л 1 0) о Словарь современного китайского языка.Институт языковых исследований Китайской академии общественных наук.-Пекин: Коммерческая пресса, 6-е издание (1 июня 2012 г.)

105., (№#), (й#)о 4ЬЖ: Ф^М; Ш 2 Ш (2015 ^ 6

205

Л 1 0)» Ш 10 Ж°««Чжуан-цзы», Чжуан-цзы(автор), Фан Юн (примечание).-Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2-е издание,(1 июня 2015 г.).С.72.

На японском языке

СШШШШШ^ШШ 1894 ^ 10 Л) Омура Сеигаи.Теория скульптуры//Журнал Киотского художественного объединения, октябрь 1894 г.

] сшшшшш

1894 ^ 9 Л) Омура Сеигаи. Расцвет скульптуры периода Мэйдзи - что такое искусство // Журнал Киотского художественного объединения, сентябрь 1894 г.

108ЛШЩ§ , «ГВЖЙМШ^] -й^ВФОД ГШ*] Ш^» > ЖЖ:

вМ^А » 1996° Сато Мичинобу.Рождение японского изобразительного искусства -"слова" и стратегия современной Японии // Токио: Коданша, 1996.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рис.1-1. Журнал «Циньнянь» («Юность») (том III, выпуск 3, 1936), изданный Китайской молодежной вдохновляющей ассоциацией 1 июля, обложка специального издания, приуроченного к первой выставке Союза скульпторов Китая. На обложке - фотография скульптуры Лю Кайцюя «Ли Пуюань». Источник: Си Кайгуо. Похороненный звездный свет - первая выставка Союза скульпторов Китая // Новое искусство, 2014.- №1.

Рис.1-2.Чэн Маньшу. «Портрет девушки».1950 г. Камень.Выставка парижского весеннего художественного салона.Источник: [Электронный ресурс].

Режимдоступа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1

c077b8ae010170kt.htm1(дата обращения 21.02.2017)

Рис.1-З.Лю Кайцюй. «Красная армия». 1956 г. Бронза.130хП2х230 см.

Национальный художественный музей Китая. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.namoc.Org/pictures/zlzpk/m/201 808111кд 02.1ра(дата обращения

21.02.2017)

Рис.1-4.Сюн Биньмин. «Вертикальная корова».1965 г. Бронза.26*44х21 см. Частная коллекция. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.artsbj.com/show-77-587638-1.ht т1(дата обращения 03.03.2017)

Рис.1 -5. Цянь Шаоу. «Дорожная песня».1959г. Бронза.Длина: 2 м, высота: 0,7 т.Музей истории китайской революции.Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:http://1ancer10g.h46.f5w.net/maste г/?т=4050&Ш=102&sub=6&subID=2010( дата обращения 11.04.2017)

Рис.1 -6. Цао Чуньшэн. «Гнев

крепостного».1975г.Глиняная скульптура.Высота: 180см.Выставочный зал Тибетской революции. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://m.sohu.com/a/281953782 4 06804(дата обращения 11.04.2017)

Рис.1-7.Учебный курс по скульптуре 1958 года. Архив Центральной академии изобразительных искусств Китая. Источник:Лю Яньпин. Влияние советской скульптурной образовательной модели в Новом Китае//Центральная академия изящных искусств, 2008. (дата обращения 11.04.2017)

Рис.1-8.ВанКэпин.«Молчание».1979г.Рез ьбапо дереву Звездной

выставки.Источник: [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: https://news.artron.net/20141110/n674921 1.htm1(дата обращения 08.06.2017)

Рис.1-9.Суй Цзянго.«Одежда».

1998г. Стеклопластик.240смх130смх110с м.Художественный музейФэй Сонга. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:http://www.sohu.com/a/251100275 100253106(дата обращения 08.06.2017)

Рис.1-10.Чэнь Вэньлин.«Счастливая жизнь».2003г. Стеклопластик.Сямэнь.Ист очник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. sohu.com/a/213127507 450640(дата обращения 08.06.2017)

Рис.1-11.Сюй Хунфэй.«Иду направо, иду налево».2005г.Бронза.46см*20смх54см.Г уанчжоу. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:https://news.artron.net/20150810/n 768868.htm1(дата обращения 08.06.2017)

Рис.1-12.Лю

Юнган.«Постоянныйгекст».2007г. Чернил ьный

камень.340см*20см*150см.Выставка китайского современного

скульптора.Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

дост\па:1Ш|ж//Пиуопццапц.аг1гоп.пс1/\уог ks detail Ьг1000785000102(дата обращения 08.06.2017)

Рис.2-1.У Вэйшань. «Статуя Гао Эрши». 2006г. Бронза. Музей Нанкина У Вэйшаньский зал скульптуры. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1og e68 2132c0102vaor.htm1(дата обращения 13.11.2017)

Рис.2-2.Ю Сянлян.Глиняные фигурки Хуэйшань.2018г. Черная почва

Хуишань.Источник: [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://dy. 163. com/v2/artic1e/detai1/E 1КБ139

Ь0Я20и50^ш1(дата 14.11.2017)

обращения

Рис.2-3.Учитель народной скульптуры У Вэйшана:Ю Сянлян.2018г.Район

Хуишань, город Уси. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dy. 163. com/v2/artic1e/detai1/E 1КБ139

L0512GU5O.htm1(дата 14.11.2017)

обращения

Рис.2-4. Китайская живопись

"се-и".Художник династии Южная Сун-Лян Кай."Мудрец Бог, в Всплеск чернилами"48,7 см*27,7см.Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://art.ifeng.com/2017/0308/326 7734.shtm1(дата обращения 05.12.2017)

Рис.2-5. «Сборник произведений преподавателей факультета

изобразительных искусств Нанкинского педагогического университета», 1987 г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режимдоступа:http://book.kongfz.com/76 50/718562091/ (дата обращения

05.12.2017)

Рис.2-6.У Вэйшань. Сюй Бэйхун.2006г. Бронза. Музей Нанкина У Вэйшаньский зал скульптуры. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

достvпа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 5fc2 98ЬЬ01 02wr71.htm1(дата обращения 05.12.2017)

Рис.2-7.Роден. Идущий человек , высота 214 см., бронза,Музей Родена, Париж, 1877.Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:http://www.musee-rodin.fr/en/co11e ctions/scu1ptures/wa1king-man© MuseeRodin(дата обращения 10.02.2018)

Рис.2-8.Медардо Россо.Золотой век, высота

43см,воскообразный,Художественные музеи и галереи Рима.1884 г.Источник: [Электронный ресурс].

-Режимдоступа:https://www.flickr.com/ph otos/repetti/3671117758(дата обращения 10.02.2018)

Рис.2-9.В2000 г. в Нанкинском музее состоялось открытие "Скульптурной галереи У Вэйшаня" - отдельного выставочного павильона, посвященного его творчеству. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 5998f1ca010 0z3tn.htm1(дата обращения 10.02.2018)

Рис.2-10.П.П.Трубецкой. Портрет

И.И.Левитана. 1899, бронза,41х27 х33 см,Государственный Русский музей, С.-Петербург. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-catalog.ru/picture.php7id pic ^ге=18015(дата обращения 19.02.2018)

Рис.2-11.У Вэйшань. Ци Байши. 28x19x142см. Бронза, 2012 г., Шаньси. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:http://www.ccpvip.com/a/wenhuad aiia/20150806/175.html(дата обращения 19.02.2018)

Рис.2-12.У Вэйшань. Чернила души -Хуан Биньхун. Высота: 2 м., бронза 2006 г., Китайский национальный институт живописи и каллиграфии. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://timgsa.baidu.com/timg?ima ge&qua1ity=80&size=b9999 10000&sec=1 553611597(дата обращения 10.03.2018)

Рис.2-13.У Вэйшань. Национальная душа-Лу Синь. Бронза, 73*77*165см, 2006г. Китайский национальный музей. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://s1ide.co11ection.sina.com.cn/s1ide 26 67299 46790^1#р=22(дата обращения 10.03.2018)

Рис.3-1. Мемориальный компекс,

посвященный жертвам Нанкинской резни. Вид сверху. 2007 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:1Шр://\у\у\уцоу.сп/|г/ц/2007-12/13 /content 833539.htm(дата обращения 01.04.2018)

Рис.3-2.У Вэйшань. «Уничтожение» высота - 11 метров бронза 2007г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://msxy.ahnu.edu.cn/5623/view/187064( дата обращения 01.04.2018)

Рис.3-3.У Вэйшань. «Беженцы» (часть) . Скульптурная группа состоит из десяти частей, каждая размером около 2,2 м.,бронза, 2007г. Источник:

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art.people.com.cn/n1/2018/1211/c226

026-30459393-5.htm1(дата 01.04.2018)

обращения

Рис.3-4.У Вэйшань. «Беженцы» (часть) , скульптура группы состоит из десяти частей, каждая размером около 2,2 м бронза 2007г.Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art.peop1e.com.cn/n1/2018/1211/c226 026-30459393-5.htm1(дата обращения 01.04.2018)

Рис.3-5.У Вэйшань. «Крик призраков» , высота 12 метров бронза 2007г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://art.peop1e.com.cn/n1/2018/1211/c226 026-30459393-10.htm1(дата обращения 01.04.2018)

Рис.3-6.3ал Воинской славы, вид изнутри. Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане Волгоград, Россия. Фотография автора работы, Цао Сюна, снято 3 сентября 2018 года.

Рис.3-7.Внешняя часть Мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, Волгоград, Россия. Фотография автора работы, Цао Сюна, снято 3 сентября 2018 года.

Рис.3-8.Мемориальный комплекс

«Хатынь» в Беларуси. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belarustourism.by/news/o-che

m-govoryat-inostrantsy/(дата 03.09.2018)

обращения

Рис.3-9. «Разрушение» У Вэйшаня и «Непокорённый человек» Сергея Ивановича Селиханова.Сопоставление

Рис.3-10.У Вэйшань. «Конфуций». Национальный музей Китая, высота: 7.9 м., бронза, 2011 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.163.com/11/0113/09/6Q95NUU

К00014Ш5^1(дата 05.06.2018)

обращения

Рис.3-11.У Вэйшань. «Конфуций», Музей китайского конфуцианства, Город Цюйчжоу, бронза, 2016г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://news.qz828.com/system/201 6/10/13/011204465. shtm1(дата обращения 05.06.2018)

Рис.3-12.У Вэйшань. «Единство Неба и человека: Лао-цзы». Расположена в парке Бочишань города Хуайань провинции Цзянсу высота -18 м. бронза 2005 г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:http://mr1.myshuhua.com/user.php? Ы=20852(дата обращения 10.07.2018)

Рис.3-13.У Вэйшань. «Благоприятное предзнаменование - Лао-цзы, вывезена за рубеж» Выставка искусства города Фэнхуан 2017 г , 74см*93см*33см, бронза 2012г.Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://b1og.sina.com.cn/s/b1og a64077fd010 2vx1h.htm1(дата обращения 10.07.2018)

Рис.3-14.У Вэйшань. «Лао-цзы». Расположена в Чанчуньском парке мировой скульптуры,высота 6 м., бронза, 2008г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

достvпа:http://wemedia.ifeng.com/4535185 7/wemedia. shtm1(дата обращения 11.07.2018)

Рис.3-15.У Вэйшань. «Спросить о Дао» , Национальный музей Беларуси , высота: 3 м , бронза , 2017г.Источник: [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://is.peop1e.com.cn/cu1ture/n2/ 2017/1218/c360308-31041252.htm1(дата обращения 11.07.2018)

Рис.3-16.У Вэйшань и Клод Абей.«Лао Цзы и Путешественник» , выставка скульптур «Диалог душ - У Вэйшань и Клод Абей» , бронза , 2014г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinawriter.com.cn/2014/2014-0

6-26/208971.htm1(дата 11.07.2018)

обращения

Рис.3-17.У Вэйшань. «Лодка

мечты» .49м*6.8м*6.5м.,нержавеющая сталь, расположена на площади перед железнодорожной станцией Нанкина на берегу озера Сюаньу. 2012 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dp.pcon1ine.com.cn/dphoto/1ist_3384 172Ъйп1(дата обращения 07.08.2018) Рис.3-18.У Вэйшань. «Лодка

мечты» .49м*6.8м*6.5м.,нержавеющая сталь, расположена на площади перед железнодорожной станцией Нанкина на берегу озера Сюаньу. 2012 г.Вид ночью. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:http://shengyuanchina.net/product1 .asp?id=471(дата обращения 07.08.2018)

Рис.3-19.У Вэйшань.

«Переход-Факелоносец». Высота - 16.5 м., длина - 39 м. бронза, нержавеющая сталь. Расположена рядом с Нанкинской скоростной автомагистралью. 2014 г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.sxyuda.com/news-xw083.htm1(д ата обращения 08.08.2018)

Рис.3-20.У Вэйшань.

«Переход-Факелоносец». Высота - 16.5 м., длина - 39 м. бронза, нержавеющая сталь. Расположена рядом с Нанкинской скоростной автомагистралью. 2014 г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://www.sxyuda.com/news-xw083.htm1(д ата обращения 08.08.2018)

Рис.3-21.У Вэйшань. Фань Чжунъянь. высота: 7 м., бронза. Южная площадь железнодорожного вокзала Сучжоу, Китай, 2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

достvпа:http://www.miui.com/forum.php? mod=viewthread&tid= 17333857&extra=(да та обращения 20.09.2018)

Рис.3-22.У Вэйшань. Гу Яньу. высота: 5 м. бронза Южная площадь железнодорожного вокзала Сучжоу, Китай, 2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

достvпа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 81d f4f830102wi9p.htm1(дата обращения 20.09.2018)

Рис.3-23.У Вэйшань. Сунь У. высота: 5,5 м. , бронза. Южная площадь железнодорожного вокзала Сучжоу, Китай, 2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

достvпа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 81d f4f830102wi9p.htm1(дата обращения 20.09.2018)

Рис.3-24.У Вэйшань.У Цзысюй. высота: 5 м. бронза. Южная площадь

железнодорожного вокзала Сучжоу, Китай, 2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим

доступа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 81d f4f830102wi9p.htm1(дата обращения 20.09.2018)

Рис.3-25.У Вэйшань. «Путешествие на Запад», расположена в парке «Путешествие на Запад», город Хуайань, провинция Цзянсу, 2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.cang.com/infos/201610/485643. htm1(дата обращения 14.10.2018)

Рис.3-26.У Вэйшань. «Путешествие на Запад», расположена в парке «Путешествие на Запад», город Хуайань, провинция Цзянсу, 2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.cang.com/infos/201610/485643. htm1(дата обращения 14.10.2018)

Рис.3-27.У Вэйшань. «Течение рифм реки Циньхуай», длина - около 80 м., всота - 2,2 м., бронза, рельефный гранит. Расположена в городе Нанкин перед храмом Конфуция на берегу реки Циньхуай, 2005 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://wuweishan.artron.net/works detail ЬгЮ00677400071(дата обращения 19.11.2018)

Рис.3-28.У Вэйшань. «Глядя на долину реки Янцзы с горы Шицзы» ,высота барельефа - 2 м., ширина - 8 м.,бронза. Расположен у южного входа в парк «Юэцзянлоу» у подножия горы Шицзы в Нанкине, 2002 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 549 2ad130100rxy1.htm1(дата обращения 10.12.2018)

Рис.4-1.Композиционный чертеж:о

динамике и единстве скульптуры. Рис. автора.

Рис.4-2.У Вэйшань. Ни Эр, 220 смх110 см*185 см, бронза. Сделана в рамках Государственного проекта по созданию исторического тематического искусства, 2011 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://baike.cjwy.net/Item/1025 1.aspx(дата обращения 22.12.2018)

Рис.4-3.Композиционный чертеж: о динамике и единстве скульптуры. Рис. автора.

Рис.4-4.У Вэйшань. «Уничтожение» (Часть скульптуры), высота -4м., бронза 2007г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 4df56685010 2xi8v.htm1(дата обращения 23.12.2018)

Рис.4-5.Генри Спенсер Мур.«Три постоянные фигуры», камень,Расположен в парке Баттерси, Лондон, 1947.Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа:https://www.tate.org.uk/art/researc h-pub1ications/henry-moore/iennifer-powe11 -henry-moore-and-scu1pture-in-the-open-air -exhibitions-in-1ondons-parks-r1151300(дат а обращения 23.12.2018)

Рис.4-6.У Вэйшань. «Спящий ребенок» ,11см*7см* 8см,бронза,Британс кое королевское общество

скультур,1991г .Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roll.sohu.com/20140409/n397927852. shtm1(дата обращения 15.01.2019)

Рис.4-7.У Вэйшань.Ши Лу,1.3 мх1.85 м*2.1 м, бронза. Музей Нанкина, Зал скульптуры У Вэйшаня, 2011 г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://b1og.sina.com.cn/s/b1og 5fc298bb010 2wr71.htm1(дата обращения 15.01.2019)

Рис.4-8.У Вэйшань. Маркс. Высота - 5,5 м., Трир, Германия, 2018 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. oushinet. com/ouzhong/ouzhong news/20180510/291014.htm1(дата обращения 15.01.2019)

Рис.4-9.У Вэйшань. Великая дружба -Маркс и Энгельс, высота: 2.5 м., бронза, расположенав Центральном компиляции Китая, создан в 2015 году. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://arts.cctv.com/2016/07/08/AR TI5Mzix1215n8QLqmKGGvJ 160708. shtml (дата обращения 15.01.2019)

Рис.4-10.У Вэйшань. Поэт Ли Бо (Ли Бай), 58.5 см*55 см*26см,бронза, выставка скульптуры в Тайюане, провинция Шаньси,2013 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wemedia. ifeng. com/85 500204/wemed ia.shtm1(дата обращения 23.02.2019)

Рис.4-11.У Вэйшань. Поэт Мао Цзэдун,2.23 м*0.52 м*0.9 м, гипс, расположен в среднем зале

Национального музея Китая, в 2013г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим

доступа^йр://а1^.сс^.сот/2016/07/08/ЛК. TI5Mzix1215n8QLqmKGGyJ 160708. shtml (дата обращения 23.02.2018)

Рис.4-12.У Вэйшань. Линь Саньжи, высота 2 м., бронза, коллекция Музея искусств Китая, 2004 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://qd.ifeng.com/chengshijiepai/detai1 20 12 10/26/396845 7.shtm1(дата обращения 23.02.2019)

Рис.4-13.У Вэйшань. Тан Яо, высота -3,5 м., бронза, Гроты Юнган, город Датун, провинция Шаньси, 2010 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m.sohu.com/a/226138072 790623(да та обращения 02.03.2019)

Рис.4-14.У Вэйшань. Гу Кайжи, высота 2 м., бронза, Студия скульптуры У Вэйшаня, 2006 г. Источник: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. i1f. cn/Theo/30169 3.htm1(дата обращения 02.03.2019)

Рис.4-15.У Вэйшань. Голова девушки , 37 см*25 см*16 см , белый мрамор , Студия скульптуры У Вэйшаня, 2000 г. Источник: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://cctvdsds.cntv.cn/art/special/20130626 /102870 print.shtm1(дата обращения 21.03.2019)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.