Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Крыжановская, Елена Станиславовна

  • Крыжановская, Елена Станиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 178
Крыжановская, Елена Станиславовна. Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Иркутск. 2003. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Крыжановская, Елена Станиславовна

Введение.

Глава 1. Теоретическое обоснование построения культуросообразной среды обучения в педагогическом колледже.

1.1. Проблема жизнетворчества личности в философских и психолого-педагогических исследованиях.

1.2. Культуросообразная среда как основа построения обучения, ориентированного на жизнетворчество личности.

1.3. Практический аспект жизнетворчества личности студентов в образовательной среде педагогического колледжа.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Жизнетворчество личности студентов педагогического колледжа на основе построения культуросообразной среды обучения.

2.1. Содержательный аспект построения культуросообразной среды обучения педагогического колледжа.

2.2. Технология обучения студентов в культуросообразной среде педагогического колледжа.

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности»

Способность к жизнетворчеству рассматривается нами как важный компонент в подготовке нового поколения педагогов. На рубеже веков растет осознание значимости будущих перемен происходящих в обществе не от «материальных носителей человеческого разума», а от носителя духовных ценностей - человека как субъекта созидания. Включение человека в процесс созидания всегда носит творческий характер. По мнению Б.С. Гершунского, «лишь при самом активном, творческом, нравственно безупречном включении человека в процесс созидания материальные творения человеческого разума могут быть использованы во благо, а не во зло.» [47,38]. Осознание этого ведет к порождению нового человека, человека, способного творить мир не только вокруг себя, но и внутри себя, порождая новое поколение людей, способных к возрождению и созиданию нового мира.

Государственным и общественным укладом жизни сегодня востребован человек, способный видоизменять, мобилизовать и творчески перестраивать, свой жизненный потенциал, создавая среду собственной жизнедеятельности, удовлетворяющую ценностным и смысловым потребностям личности, стоящей всегда на позициях нравственности. На наш взгляд, такая личность должна обладать жизнетворческим потенциалом своего развития в обществе. Успешное выполнение этой задачи, в свою очередь невозможно без преобразований в образовательной системе.

Именно сфера образования как чувствительная и мобильная система с большей вероятностью может реагировать на потребности общества. Современная система образования призвана не только социально адаптировать человека к определенным условиям жизни, но и показать ему такие механизмы регуляции своей жизнедеятельности, которые позволили бы ему успешно осуществлять стратегию своей жизни в любых социальных условиях.

Этот подход сегодня весьма актуален, поскольку, попадая в кризисные ситуации общественного развития, учащийся вынужден перестраивать и всю сложившуюся ранее совокупность своих ценностно-смысловых структур.

В философской, психолого-педагогической и социологической литературе категории, составляющие жизнетворчество личности, анализируются разными авторами (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Н.А. Бердяев, А. Введенский, С.И. Гессен, Н.А. Логинова, И.И. Мечников, С.Л. Рубинштейн, B.C. Соловьев, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский, Л.С. Франкл, П. Штомпка и др.). Сущность этих категорий рассматривается в широком философском, социальном, психологическом и педагогическом контексте, офажающем реальные проблемы, связанные с определением жизнетворчества личности в социокультурном пространстве жизнедеятельности человека.

Становление новой системы образования предполагает создание лично-стно-ориентированной среды воспитания и построение среды обучения на гуманистической основе. В.Н. Сагатовский [42,11], отводит особую роль образовательной среде, по его мнению, основой «созревания», развития человека является доброжелательный диалог и сотворчество, окружающая духовная атмосфера готовности к разумному выбору в процессе самообразования (как свободной деятельности, а не по инженерному проекту) как некой ценности единения. Следовательно, образовательное учреждение, создавая педагогические условия построения образования, дает возможность личности почувствовать свободу творения своего пути, начиная от выбора профессии и заканчивая возможностью полного становления в ней.

В основе этого становления лежит развитие способностей, талантов, возможностей каждой личности. На наш взгляд, прежде всего это связано с тем, что субъектный подход и развивающая системы построения обучения построена на творчестве самого педагога, наличие у него возможности быстро вводить в свою деятельность инновационные достижения психолого-педагогических наук, а также способности к созданию нового. Показывая студенту пути изменения деятельности, мы помогаем менять основы ее протекания, и, как следствие, студент меняется сам. Именно в развитии у студентов педагогического колледжа способности к изменению своих жизненных позиций, умения творить себя как профессионала, как личность, мы видим основу полготовки будущих педагогов. Изменяя себя и свою деятельность, студенты творят свою собственную жизнь, являясь активными участниками инновационных процессов в образовании и своем жизнетворчестве. С нашей точки зрения, это является, одним из ключевых моментов при подготовке педагога к будущей профессиональной и социокультурной деятельности.

Учащийся, приходя в образовательное учреждение, имеет определенный социокультурный опыт жизнедеятельности, который необходимо учитывать при построении образовательной среды (О.В. Аракелян, С.Г. Вершловский, М.Г. Ермолаева, Г.Ц. Молонов, Ю.С. Мануйлов, М. Мид, И.С. Портнягин, Е.Л. Федотова, и др.). Следовательно, педагогу необходимо максимально учитывать не только свой опыт жизнедея тельности, но и студен та.

На наш взгляд, именно культуросообразная среда поможет решить данную проблему, так как в ее основе лежит сочетание социокультурного опыта каждой личности с опытом деятельности образовательного учреждения, построенного с учетом особенностей региональной и этнической культуры.

В целом ряде философских и психолого-педагогических исследований (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, С.Г. Вершловский, О.С. Газман, М.Г. Ермолаева, Ю.С. Мануйлов, Г.Ц. Молонов, Л.А. Чистякова, Е.А. Ямбург, И. Якиманская и др.) отмечается недостаточность внимания субъектов образования к проблеме построения образовательной среды, способствующей жизнетворчеству личности. Решение этой проблемы требует выделения жизнетворчества личности как системообразующей категории в силу того, что жизнетворчество не может рассматриваться как конечный результат деятельности человека в образовательной среде, а сочетает в себе процесс и результат как единое целое.

В опыте средней школы обозначились пути построения среды, способствующей формированию компонентов жизнетворчества личности: аксиологический и культурологический (К.А. Абульхапова-Славская, О.В. Аракелян,

Е.В. Ьондаревская, О.С. Газман, IO.C. Мануйлов, Г.Ц. Mojiohob, Е.А. Ямбург, И.С. Якиманская и др.), однако до сих пор остается проблемой формирование этих компонентов в сензитивный период их становления (период ранней юности) (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, С.Г. Вершловский, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Э. Фром, Д.И. Фельдштейн и др.).

В системе среднего профессионального образования также накоплен опыт и осмысления рассматриваемой проблемы в различных контекстах: с позиций личностно-ориентированного, социокультурного подходов к организации образовательного процесса (А.Г. Асмолов, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.Н. Кулюткин, П.Н. Осипов, Ю.В. Сенько, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина и др.).

Определение компонентов жизнетворнее гва и рассмотрение культуросо-образной среды обучения как фактора, влияющего на жизнетворчество личности, является важнейшей теоретической и практической задачей нашего исследования.

Юношеский возраст, по мнению ряда специалистов (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, С.Г. Вершловский, В.А. Якунин, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Ю.М. Орлов, Д.И. Фельдштейн и др.), является сенситивным периодом в определении дальнейшего жизненного пути и его творении. Исследования ряда авторов (К.А. Абульханова-Славская, Р. Берне, М.И. Божович, Е.В. Бондаревская, И.С. Кон, Н.Р. Милютина и др.) свидетельствуют о высокой потребности юношества в самостоятельном поиске и выборе стратегии своей жизни, но эти потребности не находят своего полного удовлетворения в сфере среднего профессионального обучения. На основании этого проблемой нашего исследования является процесс жизнетворчест-ва личности в сфере профессионального обучения и определение среды, наиболее благоприятной для его осуществления. Поэтому определение компонентов жизнетворчества и рассмотрение культуросообразной среды обучения в качестве фактора, влияющего на данный процесс, является важнейшей теоретической и практической задачей. Ее решение определяется через преодоление противоречия между востребованностью проявления жизнетворчества в среде, активизирующей социокультурный опыт личности, с одной стороны, и отсутствием подобного рода среды как источника жизнетворчества в практической деятельности, с другой.

Исходя из этого, проблемы нашего исследования можно обозначить следующим образом: каковы сущность и специфика жизнетворчества личности в сфере личностно-профессионального становления? какая среда будет являться наиболее благоприятной для его осуществления? В соответствии с этим сформулирована тема нашего исследования: «Культуросообразная среда обучения студентов педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности».

Объект исследования: жизнетворчество личности студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: культуросообразная среда обучения педагогического колледжа как фактор жизнетворчества личности.

Цель исследования: определить основные социально-педагогические условия построения культуросообразной среды педагогического колледжа как фактора, влияющего на жизнетворчество личности в профессионально-педагогическом образовании.

Гипотеза исследования: в процессе профессионально-педагогического образования жизнетворчество личности студента выступает как осознаваемый человеком процесс реализации своих спремлений по изменению собственной жизни в мыслительной и практической деятельности через активизацию своего творческого потенциала. Данный процесс возможен, если человек является субъектом культуросообразной среды образования. Культуросо-образность понимается нами в данном контексте как способ аккумулирования социальных условий, в которых находится человек, и культуры данного общества при построении способа образования. Жизнетворчество личности станет осуществляться в том случае, если построение такой среды будет происходить с учетом следующих позиций:

1. жизнетворчество как процесс и результат деятельности человека будет рассматриваться в качестве системообразующей категории при определении условий становления будущего специалиста в педагогическом колледже;

2. культуросообразная среда станет фактором жизнетворчества личности, объединяющим социокультурный опыт всех субъектов образования, если будут учитываться:

-этнокультура региона;

- достижения и возможности социально-регионального расположения образовательного учреждения (особенности культурной инфраструктуры);

- образовательная среда, в которой происходит жизнедеятельность студенческого коллектива и каждой личности в отдельности;

- социокультурный опыт субъектов образования;

- готовность педагогического коллектива к работе в новых условиях.

Исходя из цели и гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. теоретически обосновать проблему жизнетворчества личности с учетом особенностей построения среды ее жизнедея тельности;

2. выявить сущность культуросообразной среды как одного из факторов, влияющих на жизнетворчество личности;

3. изучить, определить и реализовать педагогические условия развития культуросообразной среды педагогического колледжа как фактора жизнетворчества личности;

4. разработать научно-обоснованные рекомендации по созданию и совершенствованию культуросообразной среды как фактора жизнетворчества личности студентов педагогического колледжа.

Теоретико-методологической базой исследования послужили:

- идеи гуманизации образования и концепции их реализации в педагогической практике (И.Ю. Алексашина, LLI.A. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, Ю.Н.

Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Г.С. Сухобская, E.J1. Федотова, И.С. Якиманская и др-);

- культурно-историческая теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.);

- диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов);

- современные культуроцентристские концепции образования (B.C. Биб-лер, А.П. Валицкая, А.С. Запесоцкий, С.Н. Иконникова, М. Коул, А.С. Косо-гова, В.И. Леонтьева, М. Мид, Г.Ц. Молонов и др.);

- концепции построения социокультурной и образовательной среды (С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, М.Г. Ермолаева, Ю.С. Мануйлов и др.)

- этнопедагогические концепции образования (Г.Н. Волков, А.Э. Измаилов, М.Г. Тайчинов, Ж.Т. Тимунов, И.С. Портнягин, и др.).

Положения, выдвигаемые на защиту.

1. Жизнетворчество личности представляет собой процесс осознанного изменения человеком собственной жизни через активизацию своего творческого потенциала. Жизнетворчество возникает на пике соединения ценностных ориентаций личности и актуальной сферы её мыслительной и практической деятельности.

2. Культуросообразная среда обучения активизирует и гармонизирует факторы жизнетворчества личности (семья, образование, этнос и др.) и выступает на этой основе аккумулирующим фактором названного процесса, расширяя тем самым потенциальные возможности личности.

3. Педагогические условия построения культуросообразной среды обучения выступают как механизм регуляции смысловых и ценностных ориентаций личности, если они опираются на:

- этнокультуру региона;

- достижения и возможности социально-регионального расположения образовательного учреждения (особенности культурной инфраструктуры);

- образовательную среду, в которой происходит жизнедеятельность студенческого коллектива и каждой личности в отдельности;

- социокультурный опыт субъектов образования;

- готовность педагогического коллектива к работе в новых условиях.

4. Создание культуросообразной среды происходит с учетом совокупного социокультурного опыта жизнедеятельности студентов, накопленного ими как внутри, так и вне образовательной среды колледжа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:

1. раскрыто понятие «жизнетворчество», рассматривающееся как смыс-лообразующая составляющая процесса жизнедеятельности человека и его наивысший результат; обоснованы его компоненты, на их основе определены его критерии и уровни;

2. выявлен комплекс педагогических условий организации культуросообразной среды обучения педагогического колледжа как аккумулирующего фактора, способствующего жизнегворчеству личности;

3. разработаны содержательная (горизонтальная - включающая в себя содержание спецкурса «Этнопедагогика») и технологическая (вертикальная -построенная на ассоциативной модели урока и участии студентов в научном студенческом обществе) составляющие культуросообразной среды обучения в педагогическом колледже.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем определены педагогические условия и механизмы организации культуросообразной среды обучения, ориентированной на жизнетворчество личности в педагогическом колледже; разработана и внедрена программа спецкурса «Этнопедагогика», составляющая содержательную основу построения культуросообразной среды педагогического колледжа; введены и апробированы технологические составляющие создания и успешного функционирования культуросообразной среды обучения.

Исследование проводилось в три этана с 1996 по 2003 гг.:

На теоретическом этапе (1996-1998 гг.) осуществлялось обоснование изучаемой проблемы и степени её разработанности в теории и на практике. Производился анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Разрабатывалась рабочая гипотеза, обосновывались основные направления исследования, его цель, задачи и методика, осуществлялась разработка программы экспериментальной работы, создавались условия её реализации; осуществлялся подбор социологических и психолого-педагогических методик эксперимента.

Экспериментальный этап (1998 2001 гг.) включал апробацию и проверку разработанных условий, их вертикальной и горизонтальной составляющих; корректировку и совершенствование выбранного направления, анализ полученных результатов.

На обобщающем этапе (2001-2003 гг.) проводилось контрольное исследование, происходило осмысление и анализ результатов работы; оформлялось диссертационное исследование.

Экспериментальной базой исследования явился Иркутский государственный педагогический колледж № 2. В исследовании приняли участие 120 студентов в возрасте от 17 до 22 лет, а также 63 преподавателя.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международном гуманитарном конгрессе «Построение фажданского общества» (Иркутск, 2002 г.); научно-практической конференции «Студенты педучилищ (колледжей): профессиональное и личностное саморазвитие» (Иркутск, 1997 г.); научно-практической конференции работников педагогических колледжей и училищ Иркутской области «Основные направления деятельности педагогических учебных заведений по реализации программы развития системы непрерывного педагогического образования в условиях модернизации российского образования» (Иркутск, 2002 г.); в работе круглого стола ИПКРО «Современная образовательная среда педагогических колледжей: методология, рефлексия, конструктивный прогноз» (Иркутск, 2001 г.); на заседаниях творческой лаборатории и дисциплинарно цикловых комиссий Иркутского педагогического колледжа № 2 (1996 - 2002 гг.). Основные положения работы отражены в пяти публикациях по проблеме исследования, две в соавторстве. Результаты исследования послужили основанием для разрабо тки спецкурса «Этнопедагогика» и «Положения о научном студенческом обществе в Иркутском государственном педагогическом колледже № 2».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, отражающих организацию диагностической работы, содержание разработанных нро1раммы «Этнопедагогика» и положения «О научном студенческом обществе в Иркутском государственном педагогическом колледже № 2».

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Крыжановская, Елена Станиславовна

Выводы

В формирующем эксперименте мы осуществили построение культуросообразной среды обучения в педагогическом колледже как фактора жизнетворчества личности студентов. Особенность реализации среды заключалась в её теоретическом обосновании согласно диспозиционной концепцией регуляции социального поведения личности В.А. Ядова. Исходя из этого обоснования, нами были выстроены вертикальные и горизонтальные составляющие среды. В горизонтальной плоскости мы рассматривали содержание специального курса «Этнопедагогика». В вертикальной составляющей раскрывались технологические компоненты осуществления педагогического процесса в разных аспектах учебной деятельности, учебно-познавательной и учебно-исследовательской. В ходе формирующего эксперимента содержательная и технологическая его составляющие показали, что выбранный нами путь построения культуросообразной среды позволяет создать атмосферу творчества на уроке, способствуя развитию совместной деятельности педагога и студентов. Свободный выбор способов работы на уроке дает возможность проявлять заинтересованность сторон образовательного процесса в совместном саморазвитии и самосовершенствовании. Организация научною студенческого общества стимулирует осуществление личностного подхода на субъектном уровне в построении межличностных отношений внутри и между педагогическим и студенческим коллективом.

Этнопедагогическое содержание в сочетании с ассоциативной моделью урока способствует формированию панорамного мышления, как способа развития смысловых и ценностных установок личности, о чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента.

Реализация идеи опережения в учебной деятельности при осуществлении подготовки студентов к урокам создает ситуацию выбора пути профессиональной и личностной жизнедеятельности, как способа жизнетворчества личности в рамках профессиональной подготовки студентов. Идея опережения способствует развитию самоконтроля, самоорганизации и построению самоуправления как акта социальной активност и личности в обучении.

Результаты контрольного эксперимента показали, что количество студентов с жизнетворческой позицией в среднем увеличилось на 40 %. Разница по сравнению с исходным уровнем составила 18 %. При этом показатель t-критерия Стьюдснта составил 3,1, что свидетельствует о достоверности полученного результата. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что положительные изменения в критериях жизнетворчества являются следствием построения культуросообразной среды обучения в педагогическом колледже.

Заключение

Жизненные и профессиональные ценности «оживают» в том случае, если они «прожиты» и присвоены личностью. Только тогда они становятся ценностными ориентациями и профессиональными установками. Стратегическим направлением нашей работы стало создание культуросообразной среды обучения, построенной на нравственно-этнических ценностях будущего педагога и создание условий для реализации жизнетворчества личности студен та в процессе его профессионального становления.

Как показывает проведенное исследование, благоприятная ситуация с решением задач, направленных на самоопределение учащихся в жизни, имеющих направленность на жизнетворчество, складывается в системе среднего специального образования. Особенностями такой работы является то, что студент сразу оказывается «внутри» реальных профессионально-педагогических отношений. В нашей работе отражено подтверждение того, что условия педагогического колледжа способст вуют адекватному осознанию студентами ситуации профессиональной деятельности и более полной мобилизации человека, направленной в большей степени на его жизнетворчество.

Нами выяснено, что жизнетворчество личности студен та в процессе иро-фессионально-педагогического образования может выступать как осознаваемый человеком процесс реализации своих стремлений к изменению собственной жизни, в результате мыслительной и практической деятельности, через реализацию своего творческого потенциала.

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что жизнетворчество человека строится на целевых и ценностных установках личности, как качественной основы жизни, понимании его смысла, как осознания выбранного пути жизнедеятельности. Этот путь качественно зависит от проявления в личности свободы, как позитивного начала и показателя её жизнеспособности в плане построения своего жизненного пути, адекватного индивидуальным целевым и ценностным установкам, а так же смыслу жизни. Для жизнетворчества личности характерно проявление социальной активности как гражданской позиции человека, всегда имеющего собственное мнение, основанное на нравственных нормах, а также креативность, как руководящий и объединяющий компонент, в котором находят свое отражение представленные категории. Рассмотренные компоненты жизнетворчества процессуальны и результативны по своим характеристикам.

Практический анализ жизнетворчества личности студентов в образовательной среде педагогического колледжа, а также анализ его образовательной среды выявил ряд противоречий. Студенты имеют достаточно высокий уровень потребности в жизнетворчестве, но недостаточно проявляют его в собственной жизнедеятельности, что в свою очередь связано с невостребо-ванностыо социокультурного опыта студентов преподавателями педагогического колледжа. Второе противоречие свидетельствует о понимании преподавателями теоретической значимости этого проявления, с одной стороны, и недостаточным использованием его потенциальных возможностей в практической деятельности с другой. Одновременно с высоким уровнем потребности студентов к жизнетворчест ву публикации педагогов сферы среднего специального образования дает нам основание считать, что проблема жизнетворчества в условиях педколледжа выделяется в рамках становления личностных качеств будущих педагогов, и свидетельствуют о том что, исследований завершенного вида в этой области практически нет. Еще меньше внимания уделяется созданию образовательной среды, органично сочетающей современные гуманистические, нравственно-культурные ценности с особенностями личности. Чаще всего студент колледжа приучается руководствоваться неплохо усвоенными обязанностями, выполнять предписания, осваивать различные методические приемы, но не задаваться вопросами о смысле выполняемых действий, исходя из современных научных категорий.

Рассматривая жизнетворчество как многокомпонентную структуру, мы пришли к выводу о системообразующем характере изучаемой категории при определении условий построения культуросообразной среды обучения.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что жизнетвор-честву личности способствуют общие предпосылки и источники, рассматриваемые в педагогике как факторы, влияющие на него. Анализ научной литературы и наши предположения позволили сделать вывод о том, что культуросообразная среда обучения, в рамках которой и строится педагог ическое взаимодействие, является объединяющим фактором, способствующим жизнетворчесгву личности. В силу того, что культуросообразная среда в своем содержании объединяет условия, обеспечивающие накопление студентами жизненного опыта, помогая студентам стать активными участниками образовательного процесса и оказывая на него существенное влияние, представляя обучающемуся возможность перестраивать ее в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития, а значит включать механизмы собственного жизнетворчества не только в учебной деятельности.

Анализ факторов, влияющих на жизнетворчество личности, позволяет нам определить «культуросообразностъ» как понимание сочетания социальных условий, в которых находится человек, и культуры данного общества, при построении способов образования. На основании уточненного понятия мы пришли к выводу о том, что культуросообразная среда обучения будет включать в себя социокультурный опыт- жизнедеятельности студентов, который накоплен ими вне образовательной среды колледжа.

При рассмотрении составляющих условий культуросообразной среды, мы исходили из того, что она будет строиться на основании локальной специфики педагогического колледжа, включающей в себя особенности окружающей среды и социума города, социокультурные и педагогические традиции колледжа как коллективного субъекта, и условия определенные нами как: наличие этнокультуры региона; учет возможностей и достижений социально-регионального расположения образовательного учреждения; образовательную среду, в которой происходит жизнедеятельность студенческого коллектива и каждой личности в отдельности; социокультурный опыт каждого субъекта образования; готовность педагогического коллектива к работе в новых условиях, нашли свое подтверждение в ходе формирующего эксперимента.

Ориентируя культуросообразную среду на ценностно-смысловое самоопределение студентов, мы выделили содержательную и технологическую составляющие, введя в содержательную основу «Этнопедагогику» как культурологическую сторону среды, способной максимально активизировать и обогатить субъектный опыт студентов как основы жизнетворчества. Содержание технологической составляющей также носит культурологический характер, но с позиции культуры педагогического мышления и культуры организации педагогического груда.

Условия культуросообразной среды включены в рамки спецкурса «Эт-нопедагогика» и технологию организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности. Содержание спецкурса и технологической составляющей представлены нами как горизонтальная и вертикальная плоскость рассматриваемой среды. Давая возможность упорядочить и интегрировать усилия педагогов и студентов, свидетельствуя о создании системы построения культуросообразной среды педагогического колледжа как фактора жизнетворчества личности студентов.

Этнопедагогическое содержание в сочетании с ассоциативной моделью урока способствует формированию панорамного мышления как способа развития смысловых и ценностных установок личности, о чем свидетельствуют результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента.

Ход формирующего эксперимента показал, что выбранный нами путь построения культуросообразной среды позволяет создать атмосферу творчества на уроке, способствуя развитию совместной деятельности педагога и студентов. Свободный выбор способов работы на уроке дает возможность проявлять заинтересованность сторон образовательного процесса в совместном саморазвитии и самосовершенствовании. Организация научного студенческого общества стимулирует осуществление личностного подхода на субъектном уровне в построении межличностных отношений внутри и между педагогическим и студенческим коллективом.

Реализация идеи опережения в учебной деятельности при осуществлении подготовки студентов к урокам создает ситуацию выбора пути профессиональной и личностной жизнедеятельности, как способа жизнетворчества личности в рамках профессиональной подготовки студентов. Идея опережения способствует развитию самоконтроля, самоорганизации и построению самоуправления как акта социальной активности личности в обучении.

Таким образом, резюмируя содержание проделанной работы, мы можем заключить, что:

1. Жизнетворчество как осознаваемый человеком процесс реализации своих стремлений к изменению собственной жизни в результате мыслительной и практической деятельности через активизацию своего творческого потенциала возникает на пике соединения ценностных ориентаций личности и сферы сё деятельности.

2. Компоненты жизнетворчества, объединенные нами в единую систему взаимного влияния на процесс жизнедеятельности человека, имеют системообразующий характер для определения условий построения культуросообразной среды обучения.

3. Культуросообразная среда обучения понимается нами как сочетание социокультурного опыта каждого субъекта образования в специфике образовательного учреждения и культуры данного общества при построении способов образования.

4. Культуросообразная среда обучения выступает аккумулирующим фактором жизнетворчества личности в силу того, что объединяет в себе социокультурный опыт всех субъектов образовательной системы педагогического колледжа, строится с учетом социокультурного опыта студентов, накопленного ими вне образовательной среды колледжа, ориентирована на их ценностно-смысловое самоопределение как субъектов жизнетворчества. Построение культуросообразной срсды происходит, исходя из локальной специфики образовательного учреждения, включающей особенности социокультурной среды региона и традиции педагогического коллектива.

5. Условия построения культуросообразной среды педагогического колледжа включают: учет специфики этнокультуры региона; возможности и достижения социально-регионального расположения образовательного учреждения (наличие культурной инфраструктуры); образовательную среду, в которой происходит жизнедеятельность студенческого коллектива и каждой личности в отдельности; социокультурный опыт каждого субъекта образования; готовность педагогического коллектива к работе в новых условиях. Названные условия нашли свое подтверждение в ходе формирующего эксперимента и действительно выступают как основа построения культуросообразной среды обучения.

6. Одним из путей реализации названных условий в педагогическом колледже является введение в образовательный процесс спецкурса «Этнопедагогика». Его содержание выступило как культурологический аспект и технологическая составляющая культуросообразной среды обучения, носящей культурологический характер, целью которой являлось активное включение студентов в жизнет ворчество.

7. Результаты экспериментальной проверки в целом подтвердили выдвинутую гипотезу. Предложенные нами условия построения культуросообразной среды обучения действительно позволяют студенту осознать и реализовать свои стремления к изменению собственной жизни в мыслительной и практической деятельности через активизацию творческого потенциала. Следовательно, жизнетворчество обусловлено культуросообразной средой обучения и выступает как системообразующая категория при организации этой среды. Таким образом, педагогические условия построения культуросообразной среды обучения являются механизмом реализации смысловых и ценностных ориентации личности.

Дальнейшие перспективы исследования данной проблемы могут быть связаны с рассмотрением совокупного влияния компонентов жизнетворчества на жизнедеятельность человека, поскольку целостное объединение этих компонентов в жизнет ворчесгве личности не получило достаточно подробного освещения и требует дальнейшей разработки.

141

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Крыжановская, Елена Станиславовна, 2003 год

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные педагогические труды. - М., 1999. - 224с.

2. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс культурный и типологический подходы. /Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М., 1997.

3. Абульханова Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1977.

4. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000. - 296с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды. М., 1980. - т. 1.

6. Ананьев Б.Г. Художественное творчество / Выступление на обсуждении книги «Человек как предмет познания» стенограмма. М., 1983. - С. 262268.

7. Андреев Ю.А. Откровенный разговор. М., 1986,- 1 12с.

8. Андреева Ж.О., М.Г. Ермолаева. Педагогическое сопровождение про-фессионально-личност ного становления студента педколледжа (проект «Призвание»). СПб., 2001. - 152с.

9. Анциферова Г.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга // Психологический журнал. 2000. - т. 21. - № 3. - С. 10-19.

10. Аракелян О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса / Автореферат канд. педагогич. наук М. - 1997.

11. Арсеньев А.С. Парадоксальная универсальность Человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Мир психологии 1999. - № 1 (17). -С.245 - 246.

12. Арнольдов А. Наука постижения культуры // Народное образование. -1998,-№ 5 .-С. 184- 185.

13. З.Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989. - 196с.

14. Асмолов А.Г. Личность как предмет психического исследования. М.: МГУ, 1984. - 103с.

15. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Мир психологии. 1999. - № 1 (17) - С. 198 - 208.

16. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.

17. Баранова О.В. Мотивация социально-педагогической деятельности и ее развитие у студентов педагогического колледжа / Автореф. дис. кандидата психол. наук. Иркутск, 2002. - 20с.

18. Бах тин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

19. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1988. -,398с.

20. Белозерцев Е.П. На нуги к русскому образованию // Педагогика. -1997.-№2.-С. 39-42.

21. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993. - С.1 19-120.

22. Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения. М.: Эксмо - Пресс, X.: Фолио, 1998. -624с.

23. Берлин И. Стремление к идеалу // Вопросы философии. 2000 - № 5.

24. Богоявленская Д.Б. Интелектуальная активность как проблема творчества- Ростов, 1983.

25. Богоявленская Д.Б Пути к творчеству. М., 1981.

26. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии № 2 (26) - 2001. - 55-58с.

27. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания //11едагогика. -- 2001. № 1 - С. 1 -10

28. Бондырева С.К. Единое образовательное пространство СНГ как субъект интегративных и дифференцирующих процессов в современном мире // Мир психологии. 1999. -№4(20) С. 138 - 146.

29. Божович Л.И. Избранные психологические груды. Проблемы формирования личности / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 212с.

30. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. - 230с.

31. Бызова В.М. Психология этнических различий: проблемы менталитета, отношений, понимания / Автореф. дис. докг. психол. наук. СПб., 1996.

32. Бычкова Е.А. Жизнетворчество как феномен культуры декаданса на рубеже XIX XX веков: Автореф. Дис.канд. культурологических наук / Рос. гос. гуманитар, ун-т. - М., 2001.

33. Валицкая А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. 2001. - № 7 - С.3-7.

34. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. - № 2. - С.3-8.

35. Вайзер Г.А. Смысл жизни «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. -1998. -№ 5 С. 3-14.

36. Вершловский С.Г., Лесохина Л., Кобзарь В. «Понятийный словарь» как метод изучения доходчивости словесной пропаганды // Философские науки -1967- №2 -С. 50-57.

37. Введенский Л. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Под. Ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1994. 592с.

38. Винокур Г. Био1-рафия и культура. М., 1927.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. - 168с.

40. Выготский Л С. Собрание сочинений в 6-ти г., М., 1984. Т.З.

41. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989.

42. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М. - Л1934. - 380 с.

43. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.

44. Гессен С.И. Основы ггедагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. -448с.

45. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1-607с.

46. Гордина О.В. Социокультурная деятельность школы малого города как фактор развития жизненных ориентаций учащихся / Дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 2001. - 198с.

47. Григорьева Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода./ Автореф. дис. докт. педагогических наук. Хабаровск, 2000.

48. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. М., 1987.

49. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Природа и человек. -1988-№ 12-с.56-60.

50. Грякалова Н.Ю. От символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910 1920 - х г одов: Политика. Жизнетворчество. Историософия. Автореф. Дис.д-ра. Филол. наук / Институт русской культуры. М., 2001.

51. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996 - 554с.

52. Данилов Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск, 1990.

53. Дистервег Ф.А.В. Руководство для немецких учителей, М., 1913.

54. Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. 2000. - №3. - С.3-21.

55. Змеев С.И. Технология обучения взрослых // Педагогика. 1998. - № 7.-С. 42-45.

56. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М.: Скифы, 1991. - 216с.

57. Информация управления культуры комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, к отчетному докладу мэра г. Иркутска за 2001 г / Исп.

58. B.В. Барышников Иркутск, 2002. - 16с.

59. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

60. Канн Калик В.А. Педагогика как культура // Магистр, июнь, 1991.

61. Карпов Г.Г. О соотношении «социальное» и «культурное» // Гуманитарная культура как фактор преобразования России: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. СПб., 1995,- С. 124-126.

62. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. - 333с. 71 .Кон, И.С. Открытия «Я». - М., 1978. - 366 с.

63. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. - 174с.

64. Косогова А.С. Становление педагога: Монография. Иркутск, 2001. -178с.

65. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. -1998 -№ 8 С.56 -62.

66. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии. -1995 -№ 3. С.976Левин Г.Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. -2000. -№6.-С.71.

67. Леонтьев А.А. Значение и смысл // Мир психологии. 2001. - № 2.1. C.13-19.

68. Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей. / Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., 1983,- Т.2 - С.243-246.

69. Леонтьев А.Н. Психология 2000-го года // Философия психологии. -М., 1994.

70. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997- т. 18. - № 6 - С. 13-27.

71. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей / Теория и практика образования взрослых. СПб,. 1998. - 273с.

72. Личность. Ценность. Изменяющийся мир. // Под ред. Ю.Н. Кулюгкина. Спб., 1998.

73. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии 1985 -№ 1 - С. 103 - 109.

74. Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика // Ученые записки. Тарт. Гос. Ун-та. Вып.284. Тарту, 1971.

75. Маркова А.К. Психолог ия труда учи геля. М.: Просвещение, 1993. -192с.

76. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. -1983 -№ 2-С. 116.

77. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Авгореф. дис. доктора. пед. наук. М., 1998.

78. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: «Евразия», 1997. -430с.

79. Маслоу А.Г. Религия, ценность и пиковые переживания. М: Академия, 1998. - 386с.

80. Механизмы воспитания // Сборник статей преподавателей Черемхов-ского педколледжа. Черемхово - Иркутск - СПб., 2001. - 104с.91 .Мечников И.И. Этюды о природе человека. М.,1923. - 238с.

81. Мечников И.И. Сорок лет искания рационального мировоззрения. М., 1913. - 291с.

82. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. - 323с.

83. Милютина Н.В. Воспитание личности педагога как процесс культурной идентификации / Авгореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2000.

84. Мировосприятие и образ жизни: Научное издание / Под ред. Ю.Н. Ку-люткина, С.В. Тарасова. СПб., 1996. - 100с.

85. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?) // Вестник Московского университета. Сер.7 Философия. 1996. - № 1-2, Статьи 1 и 2.

86. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.

87. Молонов Г.Ц. Содержание и факторы воспитания учащихся. Улан-Удэ, 2000.

88. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.- Новосибирск, 1989- 205с.

89. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М., 1990. 191с.

90. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.,1983.

91. Мухина B.C. Проблема генезиса личности. М., 1985.

92. Никифоров А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности / Исторические типы рациональности. М., 1955. - 291с.

93. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика 1998- № 4- с.3-8.

94. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы) // Вопросы философии,-1995.-№ 8.-С. 73-91.

95. Новикова Л.И. Школа и среда. М.,1985.

96. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальное ! и. М., 1991. - - 287с.

97. Осипов П.Н. Если за кризисом кризис, что в итоге? // Специалист. - 2001. - № 4. - С.27-30.

98. Основные задачи управления культуры на 2002 год / Исп. В.В. Барышников Иркутск, 2002. - 5с.

99. Отчет управления культуры по делам горожан администрации г. Иркутска за 2001 год / Исп. В.В. Барышников Иркутск, 2002. - 6с.

100. Педагогика и музыка. Альманах / Под ред. А.А. Лопатина, Т.В. Шадриной. Иркутск. - СПб., 2001. - 208с.1 12. Педагогический словарь / Под ред. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Код-жаспиров, М., 2000. - 175с.

101. Педагогический поиск // Сборник статей преподавателей Усолье-Сибирского педколледжа. Под ред. Т.В. Шадриной. Иркутск - СПб., 2001. -100с.

102. Педагогическое обозрение (Сборник научно-методических материалов) / Под ред. С.Ф. Сударчиковой, Т.В. Шадриной. Иркутск СПб., 2000. -вып.1. - 102с.

103. Пелипенко А.А. Рождение смысла // Мир психологии. 2001. - № 2. -С.20-26.

104. Пономорев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

105. Пономорев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

106. Пригожим И., Сгенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994.

107. Проблемы и перспективы непрерывного образования (методики социально педагогических исследований). / Под ред. С.Г. Вершловского -СПб., 1996.

108. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут Сюр». - М.: Академия, 1999.- 184с.

109. Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. -т. 21. - № 3. - С.88-95.

110. Регионализация образовательной системы (из опыта Нижегородской области) Бармин Н.Ю. Глуздов В.А. Загрекова Л.В. // Педагогика. 1999. -№2.-С.13-17.

111. Рерих Н.К. Синтез: Культура и цивилизация / Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Составители Е.Г.Осовский, О.Е. Осовский М., 1996. - 528с.

112. Розанов В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология / Под. ред. К. Г'аврюшина. М., 1994. - 592с.

113. Рубинштейн С.Л. Проблемы обшей психологии. М., 1973.

114. Рудь Ю.А. Методические и теоретические проблемы изучения народной педагогики. М., 1980.

115. Садовников В.Н. Смысл жизни и мировоззрение: Автореф. Дис. .канд. Фил. Наук. Л., 1985.

116. Сенько Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. 1999. -№ 6. С. 60-66.

117. Скворцов Л.В. Культура самопознания: человек в поисках истины своего бытия. М., 1989. - 318с.

118. Сластенин В.А. О современных подходах к подготовке учителя // Технология психолого-педагогической подготовки учителя к воспитательной работе. Барнаул, 1996. - С.3-8.

119. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224с.

120. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. - № 6. - С. 14-22.

121. Смысл как отношение к действительности и его определение как социокультурной реальности (от редколлегии) // Мир психологии. 2001. - № 2. - С.3-12.

122. Соловьев В. С. Избранное. М., 1990. - 492с.

123. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 2-е изд. -1997. -264с.

124. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 2-е изд. -1997. -264с.

125. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Оси-пова. М., 1998. -488с.

126. Студент как субъект учения (Материалы педагогических чтений) / Составители Г.В. Никитина, Л.А. Темникова. Братск - Иркутск - СПб., 2001. -88с.

127. Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой сист емы / Автореф. Канд. Дисс., 1997.

128. Сухобская Г.С. Современная гуманистическая школа. СПб.: РАО ИОВ - 1995.- 57с.

129. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном общест ве // Педагогика. 1999. - № 2. - С.30-36.

130. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.

131. Тареев М. Цель и смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Под ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1994г. - 592с.

132. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Материалы собрания лаборатории гуманной педагогики / Под ред. О.А. Лапиной, Н.А. Кичатиновой, Э.И. Поповой. Иркутск: ИГПУ, 2000 - 148с.

133. Теплов Б.Г. Избранные труды. М., 1985. - в 2 г. - т. 1.

134. Тимунов Ж.Т. Этнопедагогика Агинских бурят / Автореферат доктор. педагогии, наук. Чита, 1999.

135. Тодоров Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. - № 8. - С. 3-12.

136. Трубецкой Е. Смысл жизни. /Под ред. Н.К. Гаврюшина. М., 1994.— 592с.

137. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогинеской психологии. М., 1995.- 368 с.

138. Федотова Е.Л. Теоретико методологические основы педагогического взаимодействия. - Иркутск, 1997. - 1 14с.

139. Фихте И.Г. Назначение человека. М., 2001.- 472с.

140. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956. - 294с.

141. Франк С.Л. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология / Под. Ред. Н.К. Гаврюшина. М.: Издат. группа «Прогресс - Культура», 1994,- 592с.

142. Франкл В. Доктор и душа. СПб. "Ювента", 1997. - 286с.

143. Фром Э. Бегство от свободы. М., 1995.- 251с.

144. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. - 576с.

145. Философия культуры: становление и развитие. СПб., 1998. - 448 с.

146. Хайкин В.А. Активность в структуре поведения индивида // Мир психологии. 2000. - № 1 (21) - С.242 - 250.

147. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика // Из истории педагогической мысли. Казань, 1967.

148. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. 1999. - № 2. - С.51-58.

149. Чистякова Л.А. Педагогические условия развития профессионального мышления учителя в процессе повышения квалификации / Канд. Дис. На соискание ученой степени канд. педагогич. наук. СПб., 2000. - 176с.

150. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. - № 2. - С.74-80.

151. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

152. Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию "феномена человека" (попытка современной оценки) // Вопросы философии. 2001. -№2.

153. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. // Под ред. В.А.Ядова- М.,1996. -416с.

154. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

155. Энгельс Ф. Анти-Дюринг / К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. 20. 116с.

156. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, - 1997.

157. Ядов В.А. Самореализация и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

158. Ядов В.Л. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. - 105с.

159. Якиманская И., Рыжухина И. Предмет анализа субъектный опыт // Директор школы. - 1999. - № 8. - С.54-55.

160. Яковлева E.J1. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.

161. Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. - № 1.

162. Barron F. Putting Greativity to Work // The Nfture of Creativity 1 Sternberg R.J.(Ed.). Cfmbridge Univ. Dress, 1988.

163. Guilford J.P. Greative talents: Their nature, uses and development. -Buffalo, N.Y. bearly Limited, 1986.

164. May R. The courage to create. N.Y.: Norton, 1975.

165. Taylor LA. The nature of the creative process // Greativity / Smith Р/ (Ed.)-N.Y.: Hastings House, 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.