Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Логинова, Наталья Владимировна

  • Логинова, Наталья Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 187
Логинова, Наталья Владимировна. Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Логинова, Наталья Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1: ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ

МЕХАНИЗМОВ НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Социальные особенности и механизмы наследования культурных ценностей.

1.2. Образование как механизм наследования культуры.

1.3. Самосознание и самоопределение личности: культурологический подход.

1.4. Проблема формирования ценностных ориентаций как основа самоопределения личности.

Глава 2: МОДЕЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

2.1. Духовно-нравственное воспитание в процессе самоопределения личности.

2.2. Роль учителя в самоопределении личности школьника при изучении предметов культурологической направленности.

2.3. Культурологическая модель духовно-нравственного образования и ее структурно-содержательные единицы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности»

Актуальность темы исследования

Современная Россия переживает глубокий духовно-нравственный кризис, который обострился еще в конце прошлого века. «В 90-е годы XX века в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом» [118, 5].

Общество захлестнула волна проблем, вызванная размыванием ценностных ориентиров, способных сплотить граждан страны. Все чаще мы слышим о росте наркомании, алкоголизма среди подростков, преступности, национальной нетерпимости. Можно констатировать, что серьезный кризис переживает институт семьи, без которого ни у одной страны нет будущего. Сегодня Россия занимает первое место в мире по количеству разводов, в стране более 880 тысяч детей-сирот, более 6 млн. детей находятся в социально неблагоприятных условиях, ежегодно матерей-отказниц более 20 тысяч в год [217, 6-7].

На современном этапе происходят быстрые и значительные социально-экономические и духовно-нравственные изменения в российском обществе и государстве. Глубоко затронули духовную сферу жизни общества перемены, происходящие в нашей стране. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, ещё не полностью определены. Таким образом, налицо сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления ценностей.

В настоящее время в научном сообществе эта проблема приобретает множество толкований, которые сопровождаются различными, а иногда и прямо противоположными гипотетическими проектными рекомендациями.

Среди них достаточно сильно звучит мысль о том, что в качестве одного из путей преодоления кризиса продуктивным могло бы стать обращение к духовным истокам культуры, под которыми понимается восстановление ценностей традиционной духовно-нравственной культуры. Насколько аргументировано и верно это предположение? Есть ли уверенность, что этот путь может стать стратегическим? Насколько он вписывается в динамичное развитие современного гражданского общества, его мультикультурность и мозаичность? Эти вопросы, на наш взгляд, еще и еще раз подтверждают актуальность культурологических исследований в этой сфере.

Ценностные ориентации - как основа самоопределения личности -образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности. Согласимся с мнением А. Г. Здравомыслова, что совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, приемлемость определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности [89, 80].

В настоящее время в обществе все больше укореняется мысль, что основополагающим средством преодоления кризиса является самосовершенствование духовного мира человека, а сама идея духовно-нравственного воспитания приобретает новый смысл и обращение к духовным истокам культуры как никогда актуально. Спасением в преодолении кризиса может стать восстановление и распространение ценностей традиционной духовно-нравственной культуры.

Культурология как гуманитарная дисциплина призвана решать важные задачи образовательного процесса - формирование гуманистических начал личности, воспитание гражданского самосознания, активного творческого отношения к окружающему миру, мировоззренческого самоопределения, общекультурной компетентности. Человек культурный, образованный способен анализировать все негативные явления, найти их причины и принимать по отношению к ним грамотные решения. В процессе обучения в молодых людях формируются гуманистические установки, то есть обозначаются пути, которыми они смогут воспользоваться при наличии у них соответствующих потребностей и ресурсов. «Культурный потенциал личности заключает в себе некую возможность самореализации индивида. В то время как культура личности - это не только возможность, но и действительность самовыражения, проявляющая меру овладения ею культурным потенциалом общества» [100, 85].

Культурный потенциал личности - это освоенные ею объекты культуры, ценности, знания, идеи, навыки, отраженные в интеллектуальном, духовном, нравственном, эстетическом и других потенциалах личности.

Институт образования, на наш взгляд, является одним из важных механизмов наследования культуры. Сегодня уже практически невозможно осмысливать, конструировать и организовывать учебно-воспитательный процесс без должной ориентации в социокультурной сфере, без учета перспективных ценностей общества и новых условий жизнедеятельности человека, без педагогической прогностики и соответствующего анализа проблемной ситуации, в которой оказалось наше общество и образование. Применяемый при этом культурологический анализ позволяет рассматривать образование в более широком культурно-историческом контексте, полнее актуализировать связи образовательной деятельности с социальными и экономическими процессами, государственными и общественными задачами, лучше понимать существо тех трудностей, которые ныне переживает система образования.

Это обусловило четко прослеживаемую тенденцию в системе образования к широкому использованию культурологического подхода, где значительное место отводится развитию культурологических умений учащихся.

Речь идет о таких умениях, которые позволяют разносторонне воспринимать и осмысливать факты и явления культуры, формировать целостный взгляд на современный мир, синтезировать полученные знания и переносить их на новые социально-культурные объекты и процессы, изменяя ракурс и увеличивая широту восприятия.

Углубление культурологического обеспечения процесса самоопределения личности обусловлено тем, что формирование в личности духовно-нравственных ценностей как главного ориентира современного образования -важнейший результат наследования культуры. В этом великий смысл образования как процесса культурологического: «образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству» [40, 34]. Есть и не менее важный гуманитарный, антропологический смысл: образование -это обретение человеком своего образа, неповторимой индивидуальности, это образование души.

Что такое образование души? Образование души, которое идет верным путем приобщения к святыням это световой столп, создающий ощущение иной атмосферы, иного духовного строя человека, отличного от материалистической окраски бытия многих людей. «Жизнь без святыни, - писал И. Ильин, есть первое большое бедствие нашего времени» [96, 7]. Попытка творения культуры образовательными учреждениями вне веры - тупиковый путь, в конечном счете, ведущий к ее саморазрушению, к переоценке современным человеком чувственных, гедонистических начал жизни» [131, 1].

Итак, школа как структура образовательная должна помочь человеку обрести образ - образ человека культурного, духовного, способного в рамках культуры развиваться самостоятельно, творить свою жизнь сообразно целям и идеалам. Образование - это «питание» души и сердца всеми лучшими, высшими одухотворяющими плодами человеческой культуры. Воспитание духовно-нравственной культуры детей и молодежи поможет реализовать духовный и нравственный потенциал растущего человека на основе формирования его прочной «нравственной сердцевины» (В. А. Сухомлинский), «нравственного самочувствия» (3. Н. Васильева), создавая «нравственную оседлость человека» (Д. С. Лихачев).

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В настоящее время учебные планы содержат предметы духовно-нравственного направления. Так, во многих регионах России преподается предмет «Истоки» (авторы А. В. Камкин, И. А. Кузьмин), а с сентября 2012 года учащиеся 4-х классов изучают новый комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Педагогическая общественность в настоящее время, как никогда, осознает значение формирования духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи: многие учителя преподают предметы гуманитарно-эстетического цикла (литературы, музыки, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и др.) с акцентом на формирование у детей и молодежи культурных и духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется той важной ролью, которую играет процесс самоопределения личности в ее развитии в условиях духовного обновления нашего общества, а проблема культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственного направления приобретает особую значимость в государственной стратегии социокультурного развития России в XXI веке.

Эта актуальность исследования возрастает в связи с тем, что сегодня лидеры развивающегося гражданского общества подвергают сомнению устаревшие формы руководства педагогическими коллективами, растет стремление последних участвовать в выработке социально-значимых решений, предполагающих взаимосвязь формальных и неформальных отношений педагогов. Если рассматривать данные разноплановые отношения с культурологической позиции, значит выявлять культурную сущность складывающихся в педагогическом коллективе отношений, а не только структуру и жестко функциональные взаимосвязи педагогов. То есть речь в работе идет не просто о задаче преподавания школьной и вузовской дисциплины «культурология», а об одной из крупных проблем культурологии как науки. В условиях острой социальной дискуссии по этому вопросу необходимо доказывать правоту своей позиции - признания духовно-нравственных ценностей ядром культуры. Если убедительно отстаивать именно эту позицию, можно понять, какую стратегическую роль в формировании данного ядра играет такой институт культуры, как образование.

Степень разработанности темы

Настоящее время характеризуется все более постоянным обращением исследователей к феномену самоопределения. На наш взгляд, это объясняется не только и не столько стремлением к констатации существования одной из важнейших характеристик качеств личности, а скорее осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса формирования и развития личности вообще, нравственного развития в особенности.

Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая как минимум философский, культурологический, социологический и другие аспекты рассмотрения. В связи с этим, наблюдаются различные подходы к определению этого понятия. Не случайно приняло устойчивый характер словоупотребление «культурное», «жизненное», «профессиональное», «социальное» самоопределение, каждое из которых отражает различные явления и нуждается в научном истолковании.

Культурологический подход - это совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких как «культура», «культурные образцы», «регулятивные образования в культуре» (нормы, ценности, идеалы), «уклад, образ, качество жизни», «культурная среда», «культурная деятельность и интересы» и т. д.

Общие вопросы реализации культурологического подхода в педагогическом процессе, его системообразующая роль для развития педагогической теории и практики обсуждается в работах О. А. Андреева, Е. В. Бондаревской, А. В. Камкина, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др.

Механизм становления личности в культуре рассмотрен рядом авторов: Г. С. Батищевым, Е. В. Бондаревской, А. В. Камкиным, Н. Б. Крыловой, И. К. Кучмаевой, О. В. Орловой и другими. Они отмечают, что осваивая культуру, человек не только развивается, совершенствуется, но и вносит в нее принципиально новое содержание, то есть становится соучастником культурного процесса, носителем, творцом новых элементов культуры, строит собственную жизнь с учетом общечеловеческих ценностей. В связи с этим, освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, и, во- вторых, становление его как творческой личности.

Самоопределение личности по Г. С. Батищеву - это свободное избрание человеком своей судьбы, важная роль внутреннего момента самоопределения в противовес подчинению внешнему. Г. С. Батищев не мыслил самоопределения личности без другодоминантности, которая заключается в созидательно-сотворческом призвании человека, раскрывается благодаря умению предпочитать себе жизни других; без тени своемерия и своецентризма, без всякого самоутвержденчества - то ли индивидуального, то ли группового. Согласно учению академика А. Ухтомского, это и есть доминантность на других, или, одним словом: другодоминантностъ. Именно в ней - наиболее последовательная альтернатива всем видам эгоизма, корысти, глухоты души [31].

Кроме «доминантности на других» как категории культуры глубинного общения Г. С. Батищев называет: мироутверждение (не в утверждении себя, в том, чтобы стать достойным того, что сама объективная диалектика утвердила наше бытие, то есть полностью и до конца предоставить ей делать нас уместными в ней); со-причастностъ (онтологическая, объективно не зависящая ни от какого исторически преходящего общества, социальных ролей человека в нем); приоритет (безусловно - ценностного отношения к миру; абсолютного над относительным, высшего над низшим, более совершенного над менее совершенным - и неукоснительное соблюдение этой смысловой иерархичности всею жизнью и каждым целостным ответственным поступком); творчество как свободный дар, встречи, дар междусубъектности; со-творчество (креативное участие в решении все более трудных задач универсального Космогенеза, в преданном служении и ценностной посвященности ему); предваряющее утверждение достоинства каждого другого (духовно-душевный мир больше любых результатов) [32].

В исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. Ф. Сафина и др. проблема самоопределения личности раскрывается в философско-психологическом аспекте. Так, С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость хода жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни. Судьба личности, по мнению С. Л. Рубинштейна, зависит от ее собственного суда над собой. Самоопределение - свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации.

Активную позицию личности в «самостроительстве» подчеркивал и А. Н. Леонтьев, говоря о том, что на каждом повороте жизненного пути человеку необходимо что-то утверждать в себе, от чего-то при этом, освобождаясь.

Под руководством В. Ф. Сафина разрабатывался общепсихологический подход к проблеме самоопределения. Ученый рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса.

Работы К. А. Альбухановой-Славской, И. С. Кона, А. В. Петровского и др. представляют эту проблему в социологическом ракурсе. К. А. Альбуханова-Славская рассматривает самоопределение как осознание личностью. своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом самоопределение зависит от того, как складывается система отношений к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам. И. С. Кон различает социальный и личностный аспекты самоопределения подростков, противопоставляет их автономии от старших, считая их сущностью четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. А. В. Петровский ввел понятие «коллективистическое самоопределение», которое обобщает относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности, объединенной целями и идеалами.

Проблема самоопределения личности анализировалась исследователями и с позиций формирования ценностных ориентаций в философско-социологических (работы С. Ф. Анисимова, М. И. Бобневой,

А. Г. Здравомыслова, О. И. Зотовой, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и др.) и в психолого-педагогических теориях (работы Б. Г. Ананьева, М. Р. Битяновой, Г. Е. Залесского, А. В. Камкина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентаций: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др. Обосновывается тезис о том, что именно ценностные ориентации составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом.

С высшими ценностными, нравственными, этическими характеристиками, сознательностью связывают понятие личности Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн и др.

С позиций субъектно-деятельностного подхода ценностные ориентации рассматриваются в контексте становления субъекта как личности, неразрывной связи деятельности с «действующим лицом» (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Таким образом, в литературе выявляются несколько научных подходов к проблеме личностного самоопределения, каждый их которых отражает различные аспекты, важные для понимания феномена самоопределения.

Культурологический подход к проблеме самоопределения личности не имеет достаточно широкого аспекта изучения. Проблема культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности недостаточно рассматривалась в литературе ранее. Это и определило направленность настоящего исследования.

Под культурологическим обеспечением самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности мы понимаем процесс целенаправленной деятельности педагога по обретению школьниками образа человека культурного, образованного, укорененного в духовных и культурных традициях многонациональной России; данный процесс характеризуется личностным влиянием педагога на ученика, владение им культурологической и психолого-педагогической технологиями развития ценностных ориентаций, организацией совместной жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде.

На основании вышеизложенного, можно констатировать следующие проблемы-противоречия:

- между представлением об образе современного национального воспитательного идеала, который регламентирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и новом

Федеральном государственном образовательном стандарте, с одной стороны, и тем, с другой стороны, что в действительности ученики в большей степени выступают потребителями знаний, культуры; значительно меньше, чем раньше, участвуют в распространении и, тем более, воспроизводстве культурных ценностей;

- между закрепленной в Федеральном государственном образовательном стандарте предметной областью «Духовно-нравственная культура» и непринятием частью населения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школы, так как это, по их мнению, нарушает принцип светскости образования;

- постоянно выдвигаемыми задачами достижения высокого уровня сформированных ценностных ориентаций школьников и недооценкой образовательными учреждениями роли учебно-воспитательного процесса в этом аспекте;

- необходимостью совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций школьников, и недопонимание педагогами значимости формирования культурных и духовно-нравственных ценностей у своих воспитанников;

- осознанием родителями формирования духовно-нравственных ориентаций у детей как приоритетной задачи образования и отстраненности большинства родителей от учебно-воспитательного процесса школы.

Гипотеза исследования - формирование ценностных ориентаций школьников станет достаточно эффективным, если будет разработана модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности как структуры, обеспечивающей взаимодействие внешних условий, зависящих от организации совместной жизнедеятельности (учитель - ученик - родитель), и внутренних, определяемых духовными запросами, знаниями, эмоциональной окрашенностью и поведением учащихся, что ведет к повышению уровня сформированности изучаемых ценностей.

Реализация гипотезы будет эффективной при следующих условиях:

- глубокого изучения социальных особенностей и механизмов наследования культурных ценностей;

- формулировки и детального, поэтапного раскрытия нового понятия «культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности»;

- апробации в учебно-воспитательном процессе культурологической модели;

- определения культуролого-педагогических путей по формированию у школьников духовно-нравственных ориентиров и способов преодоления просчетов и упущений, имевших и все еще имеющих место в проблеме духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Объект исследования - образование как институт и механизм наследования культуры.

Предмет исследования - формирование ценностных ориентаций и самоопределение личности в процессе изучения предметов духовно-нравственной направленности.

Цель исследования- разработка модели культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности как структуры, расширяющей образовательное пространство школы, с точки зрения его культурной значимости.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Определить степень изученности культурологического подхода к проблеме механизмов наследования культуры и роли в их ряду института образования.

2. Выявить взаимосвязь культурологической и психолого-педагогической литературы, раскрывающей проблемы формирования ценностных ориентаций как основы самоопределения личности.

3. Изучить опыт общеобразовательных учреждений Костромской области по апробации культурологической модели духовно-нравственного образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория изучения проблем наследования культуры (С. Н. Артановский, Э. А. Баллер, М. Н. Громов, В. М. Каирян, С. М. Ковалев, И. К. Кучмаева, Э. С. Маркарян, А. С. Панарин, В. Н. Расторгуев, Е. Н. Селезнева, М. В. Силантьева и др.); психологическая теория личности (К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Дж. Брунер, Л. С. Выготский , В. В. Давыдов, Г. Е. Залесский, Э .В. Ильенков, А. Н. Леонтьев , А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.); теория ценностных ориентаций личности в процессе социализации (И. В. Адеева, В. Г. Алексеев, О. М. Бакурадзе, Г. С. Батищев, М. Р. Битянова, О. Г. Дробницкий, А. Г. Здравомыслов, А. В. Камкин, В. А. Караковский, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик и др.); идеи гуманистической психологии (Н. А. Бердяев, А. Маслоу,

A. В. Мудрик, Р. Мэй, К. Р. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.) и педагогики (Ш. А. Амонашвили, Ю. П. Азаров, А. С. Макаренко,

B. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.); проблемы духовно-нравственного формирования личности школьников (М. И. Бобнева, О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, И. В. Гончаров, А. В. Камкин, И. А. Кузьмин, О. В. Лебедева, Ю. В. Лебедев, О. Н. Лушникова, Т. И. Петракова, И. А. Сапогова, Б. М. Шиянов, П. Д. Юркевич, М. С. Яницкий, О. Л. Янушкявичене и др.)

В определении теоретико-методологической основы исследования особое место мы отводим проблеме культурологического подхода к вопросам наследования культуры (С. С. Аверинцев, С. А. Артановский, Э. А. Баллер, Г. С. Батищев, П. С. Гуревич, К. М. Долгов, И. К. Кучмаева, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. Н. Расторгуев и др.), а также значимости ценностной позиции учителя в педагогическом процессе

Ш. А. Амонашвили, Г. С. Батищев, Е. В. Бондаревская, А. В. Камкин, И. К. Кучмаева, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Л. Ф. Спирин, К. Д. Ушинский и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: сравнительно-культурный анализ, теоретическое обобщение и систематизация научного материала по проблеме исследования, представленного в культурологической, философской, психологической и педагогической литературе; эмпирические: методы сбора и накопления данных (культурологическое и педагогическое включённое наблюдение, беседа, тестирование); методы измерения данных (ранжирование, экспертное оценивание, анализ успешной деятельности учащихся); методы обработки данных (количественный и качественный анализ); метод моделирования позволил создать теоретические модели, в частности модель духовно-нравственного образования в условиях малого города (г. Галич) и культурологическую модель социально-гуманитарного образования лицея №17 города Костромы; опытно-экспериментальная работа, в ходе которой изучалась эффективность предлагаемой культурологической модели духовно-нравственного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования В процессе исследования был сформулирован и обоснован ряд выводов, а также внесены определенные коррективы и дополнения в имеющиеся в научной литературе результаты.

- В данном исследовании институт образования представлен как один из механизмов наследования культуры, поэтому мы особое внимание уделили теории изучения проблем наследования культуры и вопросу культурологического подхода в образовании.

- В работе сделана попытка формулировки нового понятия «культурологическое обеспечение самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности» с представлением одноименной модели и характеристики её структурно-содержательных единиц.

- Практически построена и реализована культурологическая модель самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности.

- Представлен опыт общеобразовательных учреждений Костромской области по духовно-нравственному образованию и выявлены условия, при которых практическая реализация модели дает высокий результат.

- В повседневную жизнь учебных заведений внедрена проблема, без осмысления которой невозможно понять историю России и заглянуть в ее будущее. Это представление о взаимосвязи духовной и политической власти, что специально рассматривалось на V Панаринских чтениях 26 декабря 2007г. Здесь отмечалась особая миссия духовной власти, не обремененной никакими привычными «социальными заказами» и обязательствами. Такая власть, как отмечал А. С. Панарин в своей книге о Православной цивилизации, космоцентрична и обладает особыми источниками легитимности. От этой власти исходит энергетика, способная обновить ветшающий мир, наладить жизнь новым смыслом.

- В учебных заведениях поставлен вопрос о месте агиологии в системе культурологической образовательной практики. Поскольку святые люди во все времена были хранителями идеалов народа и его культуры, педагоги и ученые ставят своей целью поиск механизмов приобщения юных к агиологическому наследию России.

Практическая значимость исследования

Представленная в диссертационной работе модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности может быть использована в практике организации образовательного процесса в любом учебном учреждении. Входящие в модель структурно-содержательные элементы в организации совместной (учитель-ученик-родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде (с их характеристикой) дают представление о модели в целом, ее ядре и периферийных компонентах, могут использоваться педагогами образовательного учреждения в комплексе.

Практика показала, что процесс формирования духовно-нравственных ориентаций давал положительные результаты и от поэтапного введения структурно-содержательных элементов в модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности. Таким образом, результативность можно получить и от частичного использования структурно-содержательных элементов данной модели.

Положения, выносимые на защиту

1. Разработана модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности, обозначены и охарактеризованы её структурно-содержательные единицы в организации совместной (учитель - ученик -родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде. Ядро модели составляют духовно-нравственные максимы (абсолютные ценности). К структурно-содержательным элементам модели мы относим:

- личность учителя как носителя культурных и духовно-нравственных ценностей;

- предметы духовно-нравственного цикла: «Основы религиозных культур и светской этики», «Истоки», «Основы культурологии», «Мировая художественная культура», образцы русской и мировой литературы;

- спецкурсы, кружки, факультативы, элективные курсы, конкурсы культурного и духовно-нравственного содержания (по краеведению, проблемам семьи), олимпиады по предметам: «Основы православной культуры», «Мировая художественная культура», «Истоки»;

- паломническая, волонтерская, экскурсионная деятельность культурного и духовно-нравственного направления;

- исследования учащихся по культурной и духовно-нравственной тематике (рефераты, научные статьи, культурологический анализ экспедиционной работы и др.);

- взаимодействие семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (лектории, семейные гостиные, паломнические поездки).

2. Впервые в значительной полноте изучен и представлен опыт школ по духовно-нравственному воспитанию и формированию ценностей личности. Структурно-содержательные единицы моделей духовно-нравственного образования, представленные в общеобразовательных учреждениях Костромской области, как показал опыт лицея №17 г. Костромы и школы №4 г. Галича всецело зависят от взаимодействия внешних условий, зависящих от организации совместной (учитель-ученик-родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде, и внутренних, определяемых духовными запросами, знаниями, эмоциональной окрашенностью и поведением учащихся, что гарантированно ведет к достижению высокого уровня сформированности изучаемых ценностей.

3. Определены культуролого-педагогические пути по формированию у школьников духовно-нравственных ориентиров и способов преодоления просчетов и упущений, имевших и все еще имеющих место в проблеме духовно-нравственного развития и воспитания личности:

- необходимость использования культурологического подхода, где значительное место отводится развитию культурного, аналитического уровня учащихся, позволяющих воспринимать и осмысливать факты и явления культуры, формировать целостный взгляд на мир;

- необходимость формирования в личности культурных и духовно-нравственных ценностей как главного ориентира современного образования, являющегося важнейшим результатом наследования культуры. Овладение и применение педагогами на практике культурологической и психолого-педагогической технологий развития ценностных ориентаций, организацией совместной жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде;

- глубокое осознание педагогом понятия «образование» как обретение человеком своего образа, неповторимой индивидуальности, образование души. Под образованием души мы понимаем путь приобщения к святыням, создающий ощущение иного духовного строя человека, отличного от материалистической окраски бытия.

4. Личность учителя, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в самоопределении личности школьника, особенно при изучении предметов духовно-нравственной направленности. Согласно Г. С. Батищеву, педагог воспитывает по принципу: подобное вызывает подобное, всеми измерениями и ярусами своего личностного мира как целым, через полноту своей открытости и готовности войти в со-причастность с воспитуемыми со всей возможной полнотой.

Базой исследования явились муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №17 города Костромы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 им. Ф. Н. Красовского города Галича Костромской области.

Апробация и внедрение результатов диссертационной работы. Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования были представлены: на II Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы», (КГУ им. Н. А. Некрасова, г. Кострома 27, 28 февраля 2009г.); межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания. Опыт регионов», (г. Кострома, 7 октября 2009г.); Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие»: традиции и современность» (г. Иваново, 16-17 сентября 2010г.); межрегиональной научно-практической конференции «Учитель нашей новой школы», (г. Ярославль, 24-25 августа 20110г.); Симпозиуме при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации «Итоги социологического исследования хода апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (г. Москва, 24 сентября 2010г.); региональном форуме «Учитель - носитель духовно-нравственных ценностей» (г. Кострома, 11 декабря 2010г.); региональных образовательных чтениях, посвященных Равноапостольным Кириллу и Мефодию (г. Кострома, май 2008 - 2011гг.); муниципальных духовно-просветительских чтениях «Традиционные ценности в современном обществе» (г. Кострома, г. Солигалич, г. Нерехта, г. Галич, г. Шарья 2009, 2010 гг.); региональных семинарах-совещаниях «Промежуточные результаты апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ в Костромской области: первые итоги и перспективы» (г. Кострома, 29 июня 2010г.); VI Образовательных чтениях «Нравственные ценности - основа образования и воспитания» в ЦФО РФ (г.Кострома, 27-29 сентября 2011г.); региональной конференции «Итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Костромской области» (г. Кострома, 15 декабря 2011г.); III Международной научно-практической конференции «Художественная культура и образование в XXI веке: исторический аспект изучения отечественного музыкального и изобразительного искусства», проводимая в рамках XI Открытого фестиваля преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России, посвященного 200-летию героических событий Отечественной войны 1812 года и празднованию 440-летия возрождения российской государственности (г.Кострома, 20-21 марта 2012); Всероссийском семинаре-совещании по обсуждению готовности субъектов к внедрению курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях РФ (г. Москва, АПК и ППРО, 29 июня 2012 г.); через лекции и семинары в Костромском областном институте развития образования» (2008-2012гг.); через курсы повышения квалификации в Ярославской институте развития образования (июнь 2010), ФГАУ

Федеральный институт развития образования» (г. Москва, 11-16 ноября 2011г.), Педагогической академии последипломного образования (г. Москва, 19, 20 декабря 2011 и 3,4 февраля 2012г.); «Центр дистанционного обучения работников образования» Кабардино-Балкарской республики (г. Нальчик КБР 16-21 февраля 2012г.); Краснодарском краевом институте повышения квалификации работников образования (г. Краснодар, 8-15 августа 2012г.); через научное руководство федеральной и региональными площадками на базе образовательных учреждений Костромской области по темам: «Духовно-нравственная культура» в условиях реализации ФГОС общего образования», «Разработка и апробация регионального компонента программы духовно-нравственного воспитания», «Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», «Апробация программы учебного курса «Нравственные основы семейной жизни», через публикации материалов исследования.

По проблеме исследования опубликовано 25 работ, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, трех приложений и списка использованной литературы, насчитывающего 258 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Логинова, Наталья Владимировна

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В главе представлена реализованная, ценностно-насыщенная модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности, охарактеризованы ее структурно-содержательные единицы в организации совместной жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде на примере двух общеобразовательных учреждений Костромской области.

Практика показала, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей дает положительные результаты и от поэтапного введения структурно-содержательных единиц модели культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности.

В работе педагогов заслуживает внимание культурологическая и психолого-педагогическая технологии развития ценностных ориентаций с представленными примерами из практики педагогов, преподающих предметы духовно-нравственного цикла, что облегчает понимание теоретического изложения данных технологий.

Проанализированы результаты научного поиска, которые подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы диссертационного исследования.

Доказано, что модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности как структуры, обеспечивающей взаимодействие внешних условий, зависящих от организации совместной (учитель-ученик-родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде, и внутренних, определяемых духовными запросами, знаниями, эмоциональной окрашенностью и поведением учащихся, при реализации соответствующих условий образовательной и культурной среды обеспечивает формирование ценностных ориентаций школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности, как в настоящее время, так и в обозримом будущем, является актуальной.

Под культурологическим обеспечением самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности мы понимаем процесс целенаправленной деятельности педагога по обретению школьниками образа человека культурного, образованного, укорененного в духовных и культурных традициях многонациональной России; данный процесс характеризуется личностным влиянием педагога, владение им культурологической и психолого-педагогической технологией развития ценностных ориентаций, организацией совместной жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде. Именно здесь - ядро нашей содержательной модели. Все остальные, перечисленные выше, не рядоположенные компоненты, соединяются в систему недостаточно открытых пока уровней будущего развития культуры, предполагающих поиск этической, эстетической, духовной, культурной правомерности и относительной совместимости разных подходов, поскольку людям предстоит жить в контексте многообразия культур.

Современное общество предъявляет к педагогу высокие требования, как с точки зрения профессионализма, так и с позиций духовно-нравственной культуры личности. Важным фактором успешного развития, как личности, так и всего образовательного процесса является личный пример педагога. Личность учителя, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в самоопределении личности школьника при изучении предметов духовно-нравственного цикла. Сегодня педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за культурное, духовно-нравственное развитие и воспитание детей, гуманизирует процесс воспитания и обучения и здесь особенно важны предметы социально-гуманитарного цикла, в том числе и предметы духовно-нравственного, культурологического направления.

Представляется, настало время рассматривать педагогику не только как область научного знания или свод методов и форм практического воздействия на человека, но и как подлинную духовно-культурную деятельность, как проводника высокого тона в общении с воспитанниками, основанного на понимании природы духовного аристократизма, который черпает свои истоки в святой мощи русской литературы.

В настоящее время в духовном развитии нашего общества обозначилась тенденция возрождения православного культурного наследия, поскольку культуру государствообразующей нации должны знать или иметь о ней представление все россияне. Помочь обществу, находящемуся в состоянии глубоко кризиса, воспитать детей, которые смогли бы это общество исправить, но не разрушением, а нравственным, духовным преобразованием; содействовать возрождению духовных основ православной культуры.

Образование в конечном итоге должно переориентироваться на систему культурных ценностей как гаранта сохранения традиционных устоев общества, культуры и образования, противодействия своим образным рядом и педагогическим потенциалом кризисным явлениям современного общества. В качестве же государственной идеологии должна быть положена духовно-нравственная, патриотическая идеология, основанная на синтезе науки, культуры, искусства и религии как ее специализированных сфер, на духовно-нравственном образовании личности, на культурно-историческом и национальном наследии России.

Представленный в диссертационной работе опыт школ Костромской области на практике показал положительный результат использования культурологической и психолого-педагогической технологий формирования духовно-нравственных ориентаций, структурно-содержательных единиц модели культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности.

Особенности социально-гуманитарного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении лицей № 17 г. Костромы и духовно-нравственного образования в условиях малого города в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №4 им. Ф. Н. Красовского г. Галича Костромской области доказали, что и поэтапное введение структурно-содержательных элементов модели культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности является эффективным в формировании культурных и духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, мы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы. А именно: формирование ценностных ориентаций школьников станет эффективным, если будет разработана убедительная модель культурологического обеспечения самоопределения личности при изучении предметов духовно-нравственной направленности, как феномен, обеспечивающий взаимодействие внешних условий, зависящих от организации совместной (учитель-ученик-родитель) жизнедеятельности в ценностно-насыщенной среде, и внутренних, определяемых духовными запросами, знаниями, эмоциональной окрашенностью и поведением учащихся, что гарантированно ведет к достижению высокого уровня сформированное™ изучаемых ценностей. Ядром модели, подчеркнем это еще раз, является, конечно, учитель, обладающий не только аналитическим и духовным взглядом на лучшее в культуре мира, но и ярким проповедническим даром в поисках последней истины, столь важной для каждого.

Следовательно, при соответствующей организации и создании условий -школа как пространство культуры, как ее важнейший социальный механизм где в значительной мере совершается становление и развитие личности, ее самосознание и самоопределение, укрепляются ее культурные и духовно-нравственные ценности, а так же целостная картина мира и человека в нем, достигается важнейшая цель современной общеобразовательной школы: подготовить культурную и высоконравственную личность, способную достойно действовать в социокультурной среде, адекватно ориентироваться в ней, свободно и ответственно избирать сферу реализации своих способностей.

Культурологическое обеспечение рассматриваемого процесса непосредственно связано с современными политическими доминантами, с задачей подготовки адекватного массового ответа на острейшие вызовы времени, то есть тем самым масштабам угроз, которые исходят из возрастающих попыток глобалистов по унификации национальных культур. Практика убеждает, что в нашем исследовании представлена не просто идеальная модель процесса самоопределения личности, но действенный механизм пробуждения в учащихся уважения к духовным основам национальной культуры. Это, в конечном счете, ведет к реализации высокой цели «природосбережению» и «народосбережению», что, по мнению профессора В. Н. Расторгуева, становится основой культурной легитимации внутренней и внешней политики России.

Данное исследование открывает возможности и перспективы дальнейшего изучения поднятых нами вопросов.

Таким образом, поставленная перед исследованием цель достигнута, гипотеза проверена и доказана ее состоятельность.

В Костромской области уже немало учителей, которые используют наши разработки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Логинова, Наталья Владимировна, 2012 год

1. Аберкромби И., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь: Пер. с англ. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1997. - 420с.

2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.

5. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. -248с.

6. Авдеева Н. А. Духовное воспитание в семье в творческом наследии. Автореф. дис. канд.пед. наук.- Мурманск,2003.

7. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. / Начальная школа. М., 2005, №11. - С. 68-71.

8. Аверинцев С. С. Мировозренческий стиль // Вопросы философии. М., 1993, №9.-С. 16-22.

9. Адеева И. В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе (теоретико-методологический аспект социологического анализа) Дис. канд. соц. н. М., 1995. - 167 с.

10. Азаров Ю. 77. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М.: АО «Аргументы и факты». - М., 1993. - 605 с.

11. Александрова В. Г. Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции XVII XX вв. Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 2003.

12. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн., 1984, № 5. С. 63-70.

13. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Христианский взгляд на человека в образовании. // Вопросы психологии. М., 1993, №2.14 .Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 560 с.

14. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970.- 183 с.

15. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 253 с.

16. М.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ, 1968.- 338 с.

17. Андреев О. А. Духовное возрождение личности через анализ мировых религий. Ростов н/Д., 2003. - 320 с.

18. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. - С. 207-213.

19. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение,1979.- 230 с.2Ъ.Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

20. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та,1986.-96 с.

21. Бакурадзе О. М. Истина и ценность // Вопросы философии. М., 1966, № 7.- С. 48.

22. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры.- М.: Наука, 1969. 294 с.

23. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука,1987.- 225с.

24. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб. 1997.

25. Батищев Г. С. Три типа педагогики // Учительская газета. 14 апреля, 1988.

26. Батищев Г. С. Диалектика общения. М., 1987.

27. ЪЪ.Беляева В. А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры. Рязань, 1998. -134 с. ЪА.Бердяев Н. А. Самопознание. - М.: Мысль, 1991. - 320 с.

28. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2т. Т. 1.- М.: Искусство, 1994. 524 с.

29. Бердяев Н. А. О назначении человека. -М.: Республика, 1993. 208 с.

30. Берсенева Т. А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции. СПб.: АППО, 2007.- 172 с.

31. Берсенева Т. А. Духовно-нравственные ценности в мировоззрении старшеклассников и учителей: монография. СПб.: АППО, 2004.- 188 с.

32. Богданова О. С. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации. Ростов - на - Дону: Ин-т нар. хоз-ва, 1990.

33. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). —М.: Просвещение, 1968. 464 с.44 .Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности // Вопр. психол., 1976, № 6. С. 34-44.

34. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей. / Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1975. - 254 с.

35. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.-361с.

36. AI .Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. // Воспитание школьников. - М., 1995, №5. - С. 29.

37. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. Педагогика. - М., 1999, № 3. - С. 37.

38. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. -М., 1997. 276 с.

39. Борытко Н. М. Духовность в системе этического воспитания. / Проблемы духовного воспитания: гуманитарно-целостный подход: материалы «круглого стола» Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. - С. 27-34.51 .Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 301 с.

40. Братусъ Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Наука, 1994. -217с.

41. ЪЪ.Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 411с.

42. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, изучение, воображение. -М., 1996.

43. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн., 1999, № 5. С. 38-44.

44. Бугаев С. Г. Внешние и внутренние условия формирования ценностных ориентаций школьников. (На материале занятий по физической культуре). Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2005.

45. Васильева 3. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1978.

46. Власова Т. И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Педагогика. М., 2008, № 9. - С. 108114.

47. Виноградова Н. В. Сегодня дети, а завтра народ. // Начальное образование, 2011, №1.-С. 7.

48. Войно-Яснецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Сила Моя в немощи совершается. Духовные беседы. М.: «Неопалимая Купина Лествица», 1994. - 416 с.61 .Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

49. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-воМГУ, 1982. - С. 161-165.

50. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982-1984.

51. Выжлецов Г. 77. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

52. Выжлецов Г. 77. Аксиология: становление и основные этапы развития. // Социально-политический журнал. 1995, №6. - С. 61-73.

53. Гончаров И. Ф., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: БГПУ, 1996. - 376 с.

54. Громов М. Н. Единство мира и многообразие культур.// Вопросы философии. №9. 2011.

55. Громов М. Н. Исторические традиции и современное состояние российской образовательной системы. // Христианская культура и славянский мир. М., 2010.

56. И.Гуревич 77. С. Философия культуры. -М.: Аспект-Пресс, 1994. 315 с.

57. Гуревич П. С. Человек и его ценности. Ч. 1. -М., 1988. С. 43-65.73.,Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544 с.

58. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности-М.: Просвещение, 1977.-376с.

59. Духовно-нравственное воспитание и развитие: традиции и современность. Материалы сборника международной научно-практической конференции.- Иваново, 2010. 316 с.

60. Духовно-нравственные основы русской литературы: сб. науч. статей/ науч. ред. Лебедев Ю. В.; отв. ред. Котлов А. К. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - 446 с.

61. Жаков К. Ф. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. редактор А. П. Фурсов. — М.: Школьная пресса, 2005. — 192 с.

62. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. / Стандарты и мониторинг в образовании. М., 2003, №3. - С. 9 -12.

63. Ъ.Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. - 142 с.

64. Захарченко М. В. Путь к традиции: опыт теоретического осмысленияпонятия традиции: http//www.portal-slovo.ru. 87.Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М.: Школьная Пресса, 1996. 272 с.

65. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 347 с.

66. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-222 с.

67. Зинченко В. П. Культура и современность. // Вопросы философии, 1996, №2. С. 9.91 .Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление. М.: Просвещение, 1989. - С. 90-102.

68. Зинченко В. П. Образование и ' духовность: сознание как объект междисциплинарного исследования // Современная высшая школа. 1990, №1. - С. 85-92.

69. Зотова О. И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения. // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. - 245 с.

70. Игумен Иоанн Экономцев. Образ Бога Творца в человеке //«Златоуст» №1, 1992.-С. 153.95 .Ирзабеков В. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека. М.: Даниловский благовестник, 2008 - С. 4.

71. Ильин И. А. Книга надежд и утешений. М.: Апостол веры, 2006.91 .Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: в 10 т. М.: Республика, 1996. - Т. 1. - С. 39 - 282.

72. Ильин И. А. Путь к очевидности. -М.: Республика, 1993.- 431 с.

73. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. Собрание сочинений. В 10 томах. Т.2. Кн. 2. М.: Республика, 1993. - С. 178-192.

74. Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1993. т. 3, с. 416.

75. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 463 с.

76. Каган М. С. Философия культуры. Системный подход и гуманитарное знание. СПб.: Изд-во ТОО ТК Петрополис, 1996. - 414 с.

77. Каирян В. Н. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма. М.: Наука, 1971. - 212 с.

78. Кант И. Сочинения: В 6 т.: Пер. с нем. М.: Мысль, 1995. - Т. 4. Ч. 1. -544 с.

79. Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание,1979.

80. Караковский В. А. Стать человеком. М.: Знание, 1992.

81. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Знание, 1992.

82. Келле В. Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии, 2005, № 10. С. 38-54.

83. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография, Оренбург.: Издательско-полиграфический комплекс «Южный Урал.», 1996. - 188 с.

84. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М.: МГУКИ, 2001.- 136 с.

85. Климент, митр. Калужский и Боровский. Школа должна научить делать добро. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2006.

86. Ковалев С. М. Социализм и культурное наследие. М.: Знание, 1967.

87. Козырев Ф. Н. Религиозный компонент духовно- нравственного воспитания / Педагогика, 2008, № 9. С. 62-72.

88. Колесникова И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / Педагогика, 2008, № 9. С. 25-33.

89. Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе / Психологический журнал, 2009, № 4. С. 92-94.

90. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

91. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

92. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М. Тишков В. А. //Основы религиозных культур и светской этики. М., №2, 2011. - С. 5- 12.

93. Костюкова Т. А. Об актуальности проблемы духовного просвещения в системе светского образования /Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Томск, 1996, Ч. 1. - С. 10-12.

94. Краткая философская энциклопедия. М.: Издат. группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. - 576 с.

95. Крылова Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования / Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996, № 4. - С. 132-152.

96. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

97. Кудряева Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого. М.: РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993. 176 с.

98. Кузнецова Н. И., Розов М. J1. Проблема человека и гуманитарные науки. -Новосибирск, 1988. С. 3-14.

99. Кучмаева И. К, Расторгуев В. Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. -М.: Государственная академия славянской культуры, 2004. 158 с.

100. Кучмаева И. К Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Инженер, 2006. - 258 с.

101. Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Москвоведение, 2004. - 272 с.

102. Кучмаева И. К Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М.: «ИНДРИК», 2008. - 364с.

103. Кучмаева И. К. Путь к всечеловеку. Мир как целое в концепции культуры М. М. Пришвина. М., 1997. - 148 с.

104. Кучмаева И. К «Цветы это надежды.» Мир цветов в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны, ее родных и друзей. - М.: ГАСК, 2011.-86с.

105. Кучмаева И. К. Мир цветов как символ образования души Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. На правах рукописи.

106. JTamyxa Е. А. Формы самоопределения в современной философской литературе.//Сборник аспирантских работ. НГПУ, 1996г. - С. 15.

107. Лебедев Ю. В. Да услышат Его слова те, кто острее чувствует жизнь. / Студенческая молодежь: Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 16 июня 1994.

108. Лебедева О. В. Формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи: из опыта работы учителя предметов духовно-нравственного цикла. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2012.

109. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. М., 2002, №6 - С. 3-6.

110. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

111. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. - С. 372-377.

112. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: МГПУ, 1992. - 196 с.

113. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997.- 64 с.

114. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ., 1996, № 5. С. 15-26.

115. Лихачев А. Е. Воспитание и духовность/Педагогика, 2001, № 3- С. 33-36.

116. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общ. ред. Г. А. Дубровский. Изд. 3-е. М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.

117. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб., 2007. - 440 с.

118. Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 191 с.

119. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991г.- 524 с.

120. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 386 с.

121. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. - 432 с.

122. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. Текст как семиотическая проблема. СПб.: Искусство, 2002. - 704 с.

123. Лушникова О. Н. Формирование духовно-нравственной позиции учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2005. - 173 с.

124. Макаев В. В. Воспитание духовности как педагогическая проблема. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. - 28 с.

125. Макаренко A.C. Мои педагогические воззрения. Собр. соч.-Т.5. М.,1958.- 289 с.

126. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. Собр. соч.: В 8 Т.-Т.5. М.: Просвещение, 1983. - 588с.

127. Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого.- М.: Прометей, 1993. 176 с.

128. Малисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности//Психол. журн., 1994. -Т. 14, № 4. С. 94102.

129. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1983. - 284 с.

130. Маслов Н. В. Православное воспитание как основа русской педагогики. -М.: Самшит издат, 2007. - 544 с.

131. Маслов Н. В. Толковый педагогический словарь. Под ред. Н.В. Маслова: Самшит-издат, 2006. 752 с.

132. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. -М.: Смысл, 1999.-425 с.

133. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

134. Массен П., Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности ребенка. М.: Прогресс, 1987. - 272 с.

135. Медушевский В.В. Интонационная форма музыка М.: Композитор, 1993.

136. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.-222с.

137. Михалец И. В. Роль духовной культуры в формировании личности будущего учителя. Идеалы и реальности культуры российского города: Материалы II науч.-практ. конф. Пенза, 2001. - С. 170-172.

138. Михеева Л. Н. Проблемы нравственных ценностей. Взаимосвязь семьи и школы / Педагогическое образование и наука, 2010, № 5 С. 4-8.

139. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

140. Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

141. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.

142. Мухина B.C. Предисловие // Механизмы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.:МГПИ,1985.- С. 4-7.

143. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс, 1975. - 166 с.

144. Мэй Р. Экзистенциальная психология / Пер. с англ. Дворко JI. Я. Львов: Инициатива; - М.: Институт гуманит. исслед., 2005. - 160 с.

145. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: теория и практика. М.: Владос, 2001.- 192 с.

146. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, №3. С. 3-10.

147. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, № 4. С. 3-8.

148. Никандров Н. Д. Нравственные уроки православия // Педагогика. 1997, №3.-С. 3-10.

149. Никандров Н. Д. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика, 1998, № 2. С. 3-7.

150. Никандров Н. Д. Духовно-нравственная культура и российская школа // Педагогика, 2009, № 3. С. 3-9.

151. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТП и ОРАО, 1995. - 354 с.

152. Ожегов С. И. Словарь русского языка. /Под ред. Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. - М.: «Русский язык», 1989. - 750 с.

153. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР.-М., 1965.- T. 1.-С. 471-511.

154. Отец Павел Флоренский о воспитании: Золотой фонд педагогики/ Сост. -редактор А. П. Фурсов. М.: Школьная Пресса, 2004. - 147 с.

155. Орлова О. В. Картина мира и национально-культурная идентичность. Монография. М.: ГАСК., 2010.

156. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М: Алгоритм, 2002. - 494 с.

157. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. / В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов; Под ред В. А. Сластенина. М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

158. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1999.-36 с.

159. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М., 1998. - 94 с.

160. Петракова Т. И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. Научная статья. http://www.nravstvennost.info/library/newsdetail.php?ID=2053).

161. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. - 255 с.

162. Петровский А. В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии, 1982, № 3. С. 44-53.

163. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопр. психол., 1984, № 4. С. 15-29.

164. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. - 345с.

165. Половинкин А. И. Православная духовная культура. М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -352с.

166. Пришвин M. М. Сказка о правде. М., 1973. - 392с.

167. Проект Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. 2009.

168. Примерная основная программа образовательного учреждения. // О традиционных источниках нравственности М.: «Просвещение», 2010.

169. Прокошев В. В. Об основании духовного развития и воспитания человека // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. -Томск, 1996,4. 1.-С. 12-14.

170. Платонов К. К. Структура и развитие личности М.: Наука, 1986. - 254 с.

171. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление личности. М.: Прогресс, 1994.-480 с.

172. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Просвещение. 1989. - 624с.

173. Роль культуры в воспитании в духе ненасилия. Тезисы докладов Четвертой конференции. 24-26 ноября 1992. М., 1992. -177 с.

174. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.-М., 1989.-Т.2.-328 с.

175. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд.-М., 1976.^116 с.

176. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 191 с.

177. Рубинштейн С. Л. Проблема учителя. М.: Московское акционерное издательское общество, 1927. - 173 с.

178. Руссо Ж. Ж. Избранное. М.: Детская литература. 1976г. - 187с.

179. Рыбалко Е. А. Становление личности // Социальная психология личности, Л., 1974. - С. 20-31.

180. Сапогова И. А. Особенности формирования ценностных ориентаций у старшеклассников // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: Материалы 2-й научно-практической конференции. Красноярск, 1995. - С. 147.

181. Сафин В. Ф. Структура оценочных суждений и ее динамика. В сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979, - С. 122-123.

182. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986г.

183. Селезнева Е. Н. Культурное наследие и культурная политика России в 1990-х гг.( теоретико- методологические проблемы) М., 2003.

184. Силантьева М. В. Религия и культура в философии H.A. Бердяева // Свеча-2003. Истоки: толерантность в религии, культуре и образовании. Материалы международных конференций. Владимир, 2003. - С. 238-250.

185. Серов А. П. Ценностные ориентации человека как субъекта производственной деятельности: Дис. канд. филос. наук. СПб., 1994. - С. 12.

186. Сборник Пленарных докладов XV Международных Рождественских образовательных чтений. М.: Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, 2007. - С. 110.

187. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990.-360 с.

188. Симонян P. X. О некоторых социально-демографических результатах экономических реформ 1990-х гг. в России. // Социология и власть. М., 2010, №5. -С. 6-18.

189. Сластенин В. А. Современные подходы к подготовке учителя // Педагогическое образование и наука, 2000, №1. С. 44-51.

190. Сластенин В. А. Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя.// Советская педагогика. 1991, № 10.- С. 79-84.

191. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии, 1991, № 2. С. 37- 49.

192. Слободчиков В. И. Духовные проблемы человека в современном мире. // Педагогика, 2008, № 9. С. 33-39.

193. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. -М.: Канон, 1996.

194. Соловцова И. А. Духовное воспитание: система понятий //Педагогика, 2008, №4.-С. 11-17.

195. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая//Завуч, 1999, №4. -С.130-140.

196. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 201 с.

197. Столин В. В. Новый метод диагностики внутриличностных мотивационных противоречий./В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному конгрессу психологов. М., 1980.

198. Султанов К. В. Идея поликультурного образования в русской традиции.- 2 изд. СПб.: Изд-во политехи, ун-та, 2004. - 260 с.

199. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника- М.: Учпедгиз, 1961.- 223с.

200. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1980. - 258с.

201. Терещенко А. В. История культуры русского народа. М.:, 2006. - 736 с.

202. Троицкий В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика, 1998, № 2. — С. 3-7.

203. Троицкий В. Ю. Русская школа и современное состояние образования // Педагогика, 2001, № 7. — С. 22-26.

204. Толстой Л. Н. Дневники. Собр. соч.: В 22 т. т., Т. 22. М.: Художественная литература, 1985. - 279 с.

205. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. JL, 1960.

206. Тугаринов В. 77. Марксистская философия и проблема ценности, в сб. Проблема ценности в философии. М. - Л., 1966.

207. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблемы объективации. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.-С. 87-91.

208. Учитель нашей новой школы. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль, 2010. - 316 с.

209. Ушинский К. Д. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.

210. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч.: В 2 Т. М.,1976. т.- 1 - 261 с.

211. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Пед. соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1988. - С. 27-58.

212. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.

213. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертание христианского нравоучения. Изд. 8-е. Афонского русского пантелеимонова монастыря. -М., 1899, Отдел III. С. 177-178.

214. Философский энциклопедический словарь./ Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия. - 1983. - 840 с.

215. Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1996, - т.1. - 800 с.

216. Франкл В. Человек в поиске смысла: сборник / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папула, Е. В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

217. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.

218. Формы самоопределения в современной философской литературе.// Сборник аспирантских работ, НГПУ, 1996. С. 15.

219. Хайду 77. Воспитание ценностных ориентаций // Моральные ценности и личность / Под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994.-С. 155-164.

220. Шадриков. В. Д. Духовность как реализация личного смысла бытия / В. Д. Шадриков // Школа духовности. 2000. - № 2. - С.9-13.

221. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1980.

222. ШестунЕ.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): Автореф. дис. д.п.н./ Е. В. Шестун. — Казань, 2006.

223. Ширшина Н. С. Социально-профессиональное самоопределение личности. Автореф. дис.к. филос. н. Нижний Новгород, 1995.

224. Шинное Е. Н. Развитие личности в обучении. М.: ИЦ Академия, 2000. -288 с.

225. ШульцП. Философская антропология. Новосибирск: НГУ, 1996г.

226. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе).-М., 1997.

227. Юркевич 77. Д. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.- редактор А. П. Фурсов. М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.

228. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. М., 1993г.

229. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

230. Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. М.: «ПРО-ПРЕСС», 2009. - 176 с.

231. УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯмодель разработана сотрудниками ОГБОУДПО «Костромской областной институт развития образования»)

232. Условия ресурсное обеспечениеШ

233. Универсальная модель духовно-нравственного образования вусловиях образовательных учреждений строится с учетом влияния следующих объективно существующих потребностей:

234. Потребности семьи. Современная российская семьи как социальный институт испытывает потребность в идеале семейной жизни и её ценностных основаниях, в достижении душевного единения, взаимоуважения, в восстановлении нравственной связи родителей и детей.

235. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян является важным компонентом социального заказа для всей системы образования.

236. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Дополнительное образование предусматривает органичное сочетание досуга и процесса образования.

237. МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ1. В УСЛОВИЯХ ЛИЦЕЯ

238. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №17 города Костромы

239. Модель строится на основании потребностей

240. Потребности общества Осознание необходимости приобретения гражданственной позиции, понимание своей роли, своего вклада в будущее развитие и процветание государства.

241. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание в лицее является важным компонентом социального заказа для лицея, является личностно-ориентированным, ценностно-ориентированным, системным, комплексным.

242. МОДЕЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

243. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Галича Костромской области

244. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

245. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Программа «Животворящие святыни», школьный музей Клубы: «Милосердие», «Родничок» Оздоровительный лагерь «Истоки» Школьное научное общество «Искатель» ■ Конференции КонкурсыУ

246. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Литературно-краеведческий клуб «Родники», Детские объединения: «Истоки творчества», «Православные Традиции», «Наследники Александра Невского», «Горлица»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.