Культурный капитал в мировом образовательном пространстве: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Андреева Анна Михайловна

  • Андреева Анна Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 146
Андреева Анна Михайловна. Культурный капитал в мировом образовательном пространстве: философско-культурологический анализ: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Андреева Анна Михайловна

Содержание

3

Глава I. Трансляция знания и возникновение культурного

капитала

1.1. Культурный капитал: философско-культурологические смыслы

1.2. Капитализация знания в европейских системах

образования эпохи традиционализма

Глава II. Культурный капитал и культура в эпоху постмодерна

2.1. Глобальный культурный капитал и экономика знаний

2.2. Российские университеты в глобальном образовательном пространстве

Заключение

Библиография

123

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурный капитал в мировом образовательном пространстве: философско-культурологический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Более десяти лет Россия достаточно активно реформирует систему образования. Во многом уже произошедшие и происходящие изменения осуществляются в рамках глобальных процессов интеграции общеевропейского высшего образования, так называемого Болонского процесса. Болонская декларация была подписана европейскими странами 19 июня 1999 года и принята Российской Федерацией в 2003 году. При оценке результатов реформ в более широком культурно-историческом контексте крушение советской цивилизации так или иначе ставится вопрос об изменении отечественной системы образования.

Конкретизация этого вопроса приводит к нескольким другим, взаимосвязанным проблемам. Прежде всего, о соотношении отечественной и западной систем образования и науки. По умолчанию интернациональный характер науки и ее аполитичность на деле оказались воскрешением или воплощением ленинского принципа «партийности в философии», когда (что особенно справедливо в отношении гуманитарных наук) отечественные ученые и их изыскания выходят за рамки «западного» научного дискурса. Тем более это относится к системе образования.

Возможно, вопрос более частный состоит также в том, насколько привлекательна оказалась российская система образования, выйдя на глобальный рынок образовательных услуг без очевидной политической поддержки и в условиях идеологического дефолта. Идеи социальной справедливости, братства, мира и дружбы с опорой на сохранение традиций каждой нации были привлекательны сами по себе, помимо идей коммунизма. Вопрос в другом: что конкретно предлагает современная Россия миру?

Открытость миру делает доступным зарубежное образование для российских граждан, и Россия представляет собой достаточно большой образовательный рынок. Но вслед за «утеканием мозгов», высококвалифицированной рабочей силы и капиталов следует говорить и об «утекании» абитуриентов. Причем осмысление указанных процессов

конкуренции вузов и систем образования, разнонаправленных движений обучающихся, обучение иностранцев в России и россиян за рубежом, востребованности отечественной культуры и науки в мире восходят к фундаментальным культурным феноменам, адекватно осмысляемых в рамках понятия «культурный капитал».

Именно в разрезе проблематизации высшего образования культурный капитал позволяет не только сравнить системы обучения, но и говорить о конкурентноспособности, равно как и культурно-исторических аспектах «столкновения» цивилизаций и систем, осмыслить место российского образования в ставшем глобальном рынке образования, идей и ценностей. Этим и определяется актуальность нашего диссертационного исследования

Степень научной разработанности темы. Проблема культурного капитала и образования, обучения, создания и трансляции нового знания можно считать достаточно традиционными для философии в целом и отнести к «классическим» в западной философской традиции. Уже в трудах досократиков, а позднее Платона и Аристотеля мы находим обращение к проблемам знания. Причем античные мыслители не только «говорили» о знании, но создали свои собственные образовательные парадигмы и институции, актуальные до сих пор, равно как и обозначили границы проблемы значимости знания и обучения. Платоновские архетипические интуиции о связи знания и власти, воплощенные в фигуре философа-правителя предопределили наш интерес к исследованию культурно-исторического и историко-философского контекста проблемы связи знания и культурного капитала в традиционном и современном обществе.

Для нашего исследования генеалогии культурного капитала в традиционном обществе большой интерес представляли работы целого ряда историков, филологов и философов, исследовавших проблемы языка, знания и образования в культурном контексте: С.С. Аверинцева, Л.М. Баткина, Т.В. Блаватской, И.Р. Блохина, Т.В. Васильевой, Ж. Ле Гоффа, Ю.С. Довженко,

А. Де Либера, М.Т. Петрова, А.Б. Егорова, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосева,

A.C. Мельниковой, A.B. Петрова, И.Е. Сурикова, Э.Д. Фролова и др.

Большое значение для осмысления проблемы культурного капитала имеют работы К. Маркса. Именно он заложил основы критического философского осмысления экономических теорий и «экономического капитала», но и осмыслил специфику духовного производства и интеллектуального труда в эпоху капитализма. В дальнейшем традиция исследования роли знания в обществе продолжается в работах классиков социологии знания, М. Вебера, В. Зомбарта, О. Конта, П.А. Сорокина, а также других авторов: Дж. Бернала, Дж. Дьюи, Б.Р. Кларка, Т. Куна, И. Лакатоса, Б. Латура, К. Манхейма, Р. Мэртона, Дж. Нидама, Д. Прайса, М. Полани, К. Поппера, С. Тулмина, П. Фейерабенда.

Марксизм выступал и выступает не только как «точка притяжения», но и как «точка отталкивания» в осмыслении проблемы капитала. В целом ряде работ мы находим такое сложно отношение к проблеме производства знания в эпоху капитализма (X. Арендт, С. Вайль, Р. Барт, П. Бурдьё, А. Грамши, Ж. Делёз, Ф. Гватари, Ж.-П. Сартр, М. Фуко). Не менее важен для осмысления объекта исследования концепт «когнитивного капитализма», его анализ сквозь призму проблемы производства знания и культурного капитала дан в работах У. Дюваля, К. Шарля, М. Сюриа и др.

В рамках творческого переосмысления марксизма советская философия также развивала теорию духовного производства (Н.С. Злобин, Э.В. Ильенков, Н.Н.Козлова, М.К. Мамардашвили, В.М. Межуев, Т.П. Матяш, Н.В.Мотрошилова, A.B. Потёмкин, Е.Я. Режабек, Л.П. Сверчкова, И.Н. Сиземская, Э.Ю. Соловьев, В.И. Толстых, B.C. Швырев и др.). В контексте проблематизации феномена интеллектуала можно упомянуть работы, H.H. Винокурова, И.С. Кона, В.Б. Кувалдина,

B.Р. Лейкиной-Свирской, Н.И. Мигунова, Л.П. Сверчковой и др., а также отечественные издания, посвященные западным трактовкам данной проблемы: например, «Республика словесности. Франция в мировой

интеллектуальной культуре» (М., 2005); Хапаева Д. «Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий» (М., 2005).

Особое позволим себе выделить идеи М.К. Петрова, критическое осмысление которых важно не только в контексте осмысления науки как таковой, сколько проблемы трансляции, возникновения и передачи знания, в том числе и в межкультурном образовательном пространстве. Его идеи имеют важное значение в разработке авторского подхода к осмыслению обучения иностранных студентов в контексте межкультурного взаимодействия и формирования культурного капитала.

Осмысление науки и ее роли в развитии современной цивилизации, аспекты глобального и интернационального характера научного знания затрагивают Дж. Бернал, М. Голдсмит, А. Кинг, Г. Кобланз, М. Корач, П. Пири, Д. Прайс, С. Поуэлл, Дж. Нидам, Р. Синг, Ч. Сноу.

Для целей нашего диссертационного исследования важными являются исследования информационного и постиндустриального общества (Т. Адорно, Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер), концепции технократии и меритократии (X. Арендт, X. Барнс, 3. Бжезинский, Ж. Гурвич, X. Шельски, М. Янг и др.), а также «общества знаний» (А. Горц, Р. Лэйн, Дж. Майер, Дж. Нейсбит, Р. Райх, Н. Штер, Д. Дж. Фрэнк, и др.), «экономики знаний» (П. Вайнгар, П. Друкер, Ф. Махлуп, Н. Штерн, Р. Райх), «когнитивного капитализма» (Б. Польре), «общества риска» (У. Бек, Г.Бехманн, Н. Луман).

Для осмысления культурного капитала является важным понятийно-теоретическое обоснование понятия «человеческий капитал», данное в работах Т. Шульца, впервые исследовавшего феномен человеческого капитала в начале 60-х годов XX века. Г. Беккер продолжил эти исследования и понимал человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и мотивов экономической деятельности, формирующихся на протяжении всей жизни человека. Чикагская экономическая школа (М. Фридман и С. Кузнец и др.) развивает идею человеческого капитала как

человека-компетенции, человека-предприятия, который как активные игроки рынка инвестируют в себя и конкурируют друг с другом.

Более критическую позицию занимает автор понятия «культурный капитал» П. Бурдьё, который обращается к культурному капиталы в контексте исследования системы образования и анализа иерархических и статусных структур и сегрегаций. Его идеи можно рассматривать в общем контексте идей континентальной философии периода «пост» (постмодерна или постструктурализма), идей знания - власти и роли интеллектуалов М. Фуко; концепции шизоанализа и философского проекта Ж. Делеза в целом; антирепрессивной психиатрии Ф. Гваттари; анализа природы симулятивности Ж. Бодрийяра и ряда других. Работы более современных нам А. Бадью, Дж. Агамбена, С. Жижека также составляют необходимый контекст, который служит для понимания развития и появления идеи культурного капитала, а также связанных с ним понятий капитала символического и человеческого.

Образование в контексте человеческого капитала затрагивает в своих работах Т. Аклемайер, А. Горц, К. Марацци, Э. Руллани и др. Проблемы экономической оценки человеческого капитала также включают в себя аспект инвестиций в образование и рассматриваются в работах Дж. Кендрика, Дж. Минсера, К.Б. Каллигана, X. С. Мартин. В отечественной социально-гуманитарной науке культурный капитал исследовался в большей мере экономистами и социологами, среди которых можно отметить работы Р.И. Капелюшникова, Ю.А. Корчагина, В.В. Радаева, Н.М. Римашевской. К сожалению, предпринято лишь незначительное число философско-культурологических исследований данного феномена: в частности, отметим работы В.П. Римского, С.Н. Борисова, Е.А. Бондаренко, Г.Н. Калининой, А.Д. Майданского, H.H. Шамардина, которые исследовали во взаимосвязи проблемы инноваций в культуре, науке и образовании, культурного и человеческого капитала, интеллектуала, современного духовного производства и «общества знаний».

Философско-культурологическое исследование культурного капитала в контексте глобализации высшего образования, проблематизация интеграции российского образования в мировую систему, осмысление производства культурного капитала в границах университетов, воспроизводство и конвертация культурного и человеческого капитала в образовании иностранных студентов по-прежнему остаются на периферии систематических исследований. Наша диссертационная работа ставить своей задачей посильное восполнение этих пробелов в отечественной философии и культурологии.

В соответствии с этим мы выделили объект нашего исследования -феномен культурного капитала.

Соответственно, предмет исследования - трансляция культурного капитала в современном высшем образовании.

Цель диссертационной работы: реконструкция и интерпретация форм трансляции культурного капитала в доиндустриалъных и индустриальных образовательных системах.

Реализация обозначенной цели обусловила постановку и решение конкретных задач:

- дать философско-культурологическое определение базовых понятий «культурный капитал», «символический капитал», «человеческий капитал» в их взаимосвязи;

- исследовать возникновение и динамику культурного капитала в традиционных европейских системах образования;

- осуществить философско-культурологический анализ трансляции знания и культурного капитала в эпоху постмодерна;

- определить специфику культурного капитала и капитализации знания в контексте межкультурного взаимодействия в российской высшей школе.

Выбор методологии обусловлен объектом, предметом и исследовательскими задачами. В изучении эволюции феноменов производства знания, культурного и символического капитала в

историческом и современном культурном контексте мы опирались на диалектический и сравнительно-исторический методы, культурно-цивилизационный и деятельностный подходы.

Сложным системным и структурно-функциональным характером культурного капитала и духовного производства, специфики трансляции знания и культуры в межкультурном, межрелигиозном, межнациональном и межэтническом взаимодействии, сочетанием идеологических, политических, этнокультурных, религиозных и иных модусов этих феноменов обусловлено применение системной методологии.

Знаково-символические и коммуникативные формы существования феноменов культурного капитала в исторических системах духовного производства, а также необходимость экспликации аутентичных смыслов других культур и их соотнесения обязывали использовать герменевтический и культурно-семиотический методы.

Научная новизна исследования:

- предложено определение культурного капитала как «персонифицированной» культурно-исторической практики, воплощенной в человеке и локализованной в границах конкретной культуры в её отличии от всеобщего символического (символический капитал) и конкретно-индивидуального (человеческий капитал);

- выявлены культурно-исторические аспекты возникновения (противоречие между принципами трансляции знания «по крови» и «по способностям») и факторы динамики культурного капитала от античности (преодоление дуально-этнического механизма наследования в имперских практиках организации жизни и знания) до эпохи модерна (с университетом как основной институцией создания и трансляции символического и культурного капитала);

- доказано, что процесс институализации и трансформации культурного капитала в эпоху постмодерна связан с разрушением системы связей между капиталом человеческим и капиталом экономическим,

опосредованным символическим и культурным капиталом, и превращением культурного капитала в исключенное в системе капитализации индивидуального символического капитала глобального рынка знаний;

- введено положение о том, что возрастание символического капитала происходит пропорционально росту экономических и политических факторов (измеряемых соответствующими показателями капитала) страны, а полученный иностранными студентами культурный капитал возрастает независимо от этих форм, и его динамика оценивается в более длительной перспективе, что позволяет российскому образованию капитализировать как культурное наследие, так и современные достижения культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основанием любого производства является человек в единстве своих физических сил и интеллектуальных возможностей: именно эти базисные основания жизнедеятельности человека как активного и созидательного существа и составляют человеческий капитал. Преодоление стереотипа в осмыслении капитала как овеществленного, реже нематериального, но всегда имеющего стоимость и являющегося собственностью, происходит в осмыслении знания как капитала (в его инкорпорированных, объективированных и институционализированных формах), что и приводит нас к пониманию символического капитала. Преодолевая абстракцию всеобщего измерения культуры, мы приходим к понятию культурного капитала, который есть локализованная в человеке культурно-историческая практика, воплощенная в телесности и практической деятельности конкретность той или иной культуры.

2. Начиная с древности, отношения собственности выстраиваются на основе дуально-этнических отношений между группами людей, семьями, родами и корпорациями. Греческая Пайдейя создает культуру и культурный капитал как преодоление границ этно-корпоративного ценза трансляции знания и капитала. Христианство трансформирует античный этно-корпоративный принцип трансляции знания, дополняя его «сквозными»

структурами, ограниченными лишь общим символическим пространством христианства, без родовых, этнических, многих социальных и тендерных ограничений. Средневековые университеты стали той институцией, которая включала в себя эти механизмы, сочетая их. Символический капитал, держателем которого выступала церковь, конвертирует все иные капиталы внутри границ христианского мира, и только с возникновением национальных государств можно с полной уверенностью вести речь о культурном капитале применительно к высшему образованию.

3. Система конвертации различных форм капитала эпохи модерна была выстроена на связях между национальной культурой как общим символическим пространством, государством как способом организации совместного бытия людей, а также практиками производства знания, локализованными университетом. Эта система основывалась на приоритете культурного капитала над человеческим, а также преобладании капитала политического над экономическим. Логика капитализма в вариациях глобализма и постмодерна трансформирует устоявшиеся отношения и устанавливает господство экономического и символического капиталов над политическим и культурным. Культурный капитал продолжает существовать как вытесненное измерение символического капитала в практиках производства знания.

4. Рассматривая российское образование для иностранных граждан, следует учесть, что оно продолжает традиции советской высшей школы. Советская модель образования для граждан других государств была альтернативой западной колониальной модели, мы находим в ней принципиально иную схему взаимодействия с локальными культурами, основанную не на исключении, а на принятии и сохранении. Её привлекательность отчасти наследуется современной российской системой образования, основанной на принятии инокультурного другого, а также на апелляции к особенному, культурному капиталу, который продолжает

сохранять «ликвидность» даже без очевидных и устоявшихся форм конвертации в иные формы капитала в мировом пространстве.

Научно-теоретическое значение исследования заключается в том, что оно содержит элементы нового знания в форме философско-культурологической интерпретации основных различий возникновения и трансляции культурного капитала в традиционных и современных системах европейского (российского в том числе) образования, что преодолевает ряд стереотипов в понимании данных феноменов.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты исследования внедрены в практику преподавания БГИИК дисциплин культурологического и языковедческого циклов, специальных курсов, способствуют общекультурной и профессиональной подготовке иностранных студентов как субъектов культурного капитала, востребованных на современном рынке интеллектуальных услуг. Внедрение теоретических положений диссертации делает возможным подготовку практических рекомендаций по использованию результатов исследования в сфере высшего и послевузовского образования, в дальнейших научных разработках, в культурно-социальной сфере и работе органов государственной власти и по организации культурной политики государства, работе с выпускниками российских вузов за рубежом.

Личный вклад автора заключается в философско-культурологическом подходе к пониманию специфики культурного капитала; в проведении различий между капиталом культурным, символическим и человеческим. Автор предлагает собственное понимание культурного капитала, аргументированное на основе критического осмысления концепций П. Бурдьё и Л. Харрисона; даёт критику апологетических концепций «университета третьего поколения», выдвигает новую интерпретацию культурно-исторической трансформации форм капитала и капитализации знания в европейских системах образования от античности до современности.

Апробация работы. Автор изложил основные результаты исследования в работе научных конференций, в том числе: международной научно-практической конференции «Вопросы поддержки естественного билингвизма диаспор как условие плодотворной интеграции мигрантов в иноязычную социальную среду» (Аргентина, Буэнос-Айрес, 2011); международной научно-практической конференции «Язык как фактор интеграции образовательных систем и культур» (Белгород, 2013); международной научно-практической конференции «Восток-Запад, межкультурные коммуникации в современном мире» (Иордания, Амман, 2014); XI международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества» (Москва, 2014); международной научно-практической конференции «Инновационная наука и современное общество» (Уфа, 2014); VII международной научно-практической конференции «Наука в современном информационном обществе» (North Charleston, USA, 2015). Результаты исследования использовались в преподавании на факультете искусствоведения и межкультурных коммуникаций БГИИК.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры философии и истории науки ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры» и рекомендована к защите.

По теме диссертации опубликовано 18 научных работ (в том числе 4 статьи в журналах из списка ВАК РФ) общим объемом 4,48 п.л.

Структура работы. Структура диссертации состоит из введения, двух глав (по два параграфа), заключения и библиографического списка.

ГЛАВА I. ТРАНСЛЯЦИЯ ЗНАНИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА

1.1. Культурный капитал: философско-кулътурологические смыслы

Прежде чем обратиться к рассмотрению основного в нашей работе понятия - культурного капитала, следует определить место базовому понятию «капитал» в философском дискурсе. Уже в первом приближении становится очевидно, что философский анализ данного понятия достаточно ограничен и носит, по большей части, вторичный или заимствованный характер. Так Новая философская энциклопедия (издание Института философии РАН в 4 томах) содержит статьи о «Капитале» К. Маркса и капитализме, но не о капитале как таковом1. Обращение к капитализму и труду К. Маркса мы находим и во втором томе Философской энциклопедии, изданной в 1962 году2. Трактовка капитала самим Марксом представлена в статье о «Капитале». В энциклопедии «Постмодернизм», изданной в Минске в 2001 году, нет статей ни о капитале, ни о капитализме3.

Более того, схожая ситуация и со смежными понятиями, необходимыми для осмысления культурного капитала. Понятия интеллектуальный труд, духовный труд, нематериальный и непроизводительный труд, интеллектуальная деятельность, духовная деятельность, а также и более фундаментальное понятие собственности не получили ясного определения4. Отметим, что не только в рамках собственно философского дискурса.

Вместе с тем, обращаясь к истокам экономической мысли и истокам понятия «капитал», мы находим не только размышления о природе капитала, но сочетание с сугубо экономически изысканиями идей философских. Так

1 Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. М., 2010.

2 Философская энциклопедия. Т.2. М., 1962.

3 Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

4 См. анализ смежных понятий. Культурный капитал. Инновации. Наука. Белгород, 2016. С.15-16.

теория физиократов, в лице основателя этой школы, Франсуа Кенэ укореняет капитал (богатство) в таком непреходящем основании как земля (плодородная земля), а также производстве продуктов питания (зерна и прочего). «Если бы два миллиона виноделов со своими семьями питались пшеничным хлебом вместо ячменного, овсяного или ржаного, то они потребили бы 15 или 18 миллионов сетье пшеницы, что соответственно расширило бы посевы этого зерна и создало бы в государстве богатство в 200 миллионов, вследствие чего возросли бы доходы короля и землевладельцев и увеличились бы издержки фермеров, а это создало бы заработки рабочим, которых землевладельцы в большом количестве привлекали бы к сельскохозяйственным работам. Рост доходов короля и землевладельцев привел бы к увеличению издержек, дал бы заработок представителям всех доходных профессий и, расширив потребление, создал бы новый источник богатств, который содействовал бы новому росту земледелия в соответствии с расширением потребления»5 - богатство рождается в производстве сельскохозяйственной продукции, основе всего остального богатства, а также возвращается к нему, запуская круговорот богатства (капитала) в государстве - «Государь и народ никогда не должны упускать из виду, что земля есть единственный источник богатства и что одно только земледелие умножает последние...»6 - резюмирует Ф. Кенэ.

Тюрго также указывает на первичность земледельца в создании богатства: «это первенство, обусловленное физической необходимостью. Земледелец, собственно говоря, может обходиться без труда других работников, но ни один работник не может трудиться, если земледелец не обеспечит ему [средств для] жизни. В этом обороте, который благодаря взаимному обмену предметами, удовлетворяющими потребности, делает людей необходимыми друг другу и создает между ними общественную связь, труд земледельца дает первое движение. То, что труд земледельца извлекает

5 Кенэ Ф. Фермеры / Физиократы. Избранные экономические произведения. М., 2008. С. 212.

6 Там же. С. 408.

из земли сверх необходимого для удовлетворения его личных потребностей, образует единственный фонд заработков, которые получают все другие члены общества в обмен за свой труд»7. Земля, которую обрабатывает земледелец, является источником богатства и потому его труд, по мысли Тюрго, принципиально отличается от труда рабочего. Если последний предлагает на рынке свой труд, конкурируя с другими, и стоимость его труда стремится к минимуму, необходимому для жизни, то земледельцу; «Земля, независимо от всякого другого человека и от всякого соглашения, непосредственно выплачивает земледельцу цену его труда. Природа не торгуется с ним, чтобы принудить его как работника довольствоваться безусловно необходимым»8. Избыток, даваемый (даруемый) земледельцу землей, составляет первичное богатство, являющееся источником других богатств в обществе. Собственность на землю приводит к появлению людей, лично не работающих, но получающих доход от сельскохозяйственного производства. Накапливаемый излишек Тюрго называет движимым богатством и после введения денег как всеобщего эквивалента товаров, он приводит к возникновению капитала: «Перейдем теперь к эпохе, наступившей после введения денег. Легкость их накопления вызвала то, что они вскоре стали излюбленной частью движимых богатств, и это дало средство беспрерывно умножать их количество путем простой бережливости. Кто-то получающий ежегодно либо из дохода от своей земли, либо из заработков от своего труда, или от своего промысла больше ценности, чем ему нужно истратить, может отложить этот избыток и накапливать его; эти

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Андреева Анна Михайловна, 2018 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверинцев, С.С. Автор / Аверинцев Сергей. Собрание сочинений. Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь / С.С. Аверинцев. - К.: ДУХ IЛ1ТЕРА, 2006. - С. 24-29.

2. Аверинцев, С.С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / С.С. Аверинцев. -М., 1994. - С. 104-125.

3. Аверинцев, С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы / С.С. Аверинцев. - М.: Наука, 1981. - С. 3-14.

4. Аверинцев, С.С. Мифы // Краткая литературная энциклопедия. - Т.4. / С.С. Аверинцев. -М.: Сов. энцикл., 1967. С. 876-881.

5. Аверинцев, С.С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха / С.С. Аверинцев. -М.: Наука, 1979. С. 83-97.

6. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. - 320 с.

7. Аверинцев, С.С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы / С.С. Аверинцев. - М.: Наука, 1981. - С. 15-46.

8. Агамбен, Дж. Грядущее сообщество / Дж. Агамбен. - М.: Три квадрата, 2008. - 144 с.

9. Андерсон, П. Истоки постмодерна / П. Андерсон. - М.: Территория будущего, 2011. - 199 с.

10.Античная философия. Энциклопедический словарь. - М: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

11. Античное общество-VI. Авторитарная власть и интеллектуальная элита в античном мире. Санкт-Петербург. 1 апреля 2003 г. - СПбГУ, 2003 // Режим доступа: 10.02.2018. http : //centant. spbu. ru/centrum/publik/confcent/ 2003_04.htm.

12.Арендт, X. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; Под ред. Д. М. Носова / X. Арендт. - СПб.: Алетейя, 2000. -437 с.

13.Арриги, Дж. Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век / Дж. Арриги. - М.: Институт общественного проектирования, 2009. -456 с.

14.Арриги, Дж. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени / Дж. Арриги. - М.: Территория будущего, 2006. - 472 с.

15.Бабинцев, В.П., Римский, В.П. Бюрократизация вуза как антиинтеллектуальный процесс / В.П. Бабинцев, В.П. Римский // Наука Искусство Культура. 2014. № 4. - С. 5-17.

16.Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. -616 с.

17.Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. - М.: Изд-во «Весь мир», 2004. - 188 с.

18.Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман; пер. с англ. под ред. В. JI. Иноземцева ; Центр исслед. постиндустр. о-ва, журн. «Свободная мысль». - Москва : Логос, 2002. - 325 с.

19.Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек ; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -381 с.

20.Беккер, С.Г. Человеческое поведение. Экономический подход / С.Г. Беккер. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2003. - 672 с.

21.Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - Москва: Академия, 1999. - 956 с.

22.Белоусова, М.М., Мельник, Ю.М., Римская, О.Н., Римский, В.П. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках (на примере молодежной культуры). Статья 1. Культура и субкультура / М.М. Белоусова, Ю.М. Мельник, О.Н. Римская, В.П. Римский // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №8 (63). - Вып. 8. - Белгород, 2009. - С. 30-41.

23.Бенда, Ж. Предательство интеллектуалов / пер. с франц. В.П. Гайдамака и A.B. Матещук / Ж. Бенда. - М.: ИРИСЭН, Мысль, Социум, 2012. -310 с.

24.Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху / С. Бенхабиб. - М.: Логос, 2005. - 350 с.

25.Бетелл, Т. Собственность и процветание / Т. Бетелл; пер. с англ. Б. Пинскера. - М.: ИРИСЭН, 2008. - 480 с.

26.Бехман, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн; [пер. с нем. А. Ю. Антоновского [и др.]. - М.: Логос, 2010. - 247 с.

27.Бибихин, В.В. Собственность. Философия своего / В.В. Бибихин. -СПб.: Наука, 2012.-536 с.

28.Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. - 32 с.

29.Бок, Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / Д. Бок. - М. Изд.дом Высшей школы экономики, 2012. -224 с.

30.Борисов, С.Н. Практики насилия в культуре: философско-антропологическая рефлексия. Диссертация... д. филос. н. / 09.00.13 -

Философская антропология, философия культуры. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. - 28 с.

31.Борисов, С.Н. Практики насилия в культуре: философско-антропологическая рефлексия. Диссертация... д. филос. н. / 09.00.13 -Философская антропология, философия культуры. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. -330 с.

32.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ю. Бродель. - М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

33.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 2. Игры обмена / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1988. - 632 с.

34.Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира / Ф. Бродель. - М.: Прогресс, 1992. - 679 с.

35.Бурдьё, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / Пьер Бурдьё, Жан-Клод Пассрон; [пер. Н. А. Шматко]; Моск. высш. шк. социал. и экон. наук. М. : Просвещение, 2007. - 267 с.

36.Бурдье, П. Начала / П. Бурдье. - M.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

37.Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. -СПб.: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. -576 с.

38.Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. Т.6. №3. 2005. - С.60-74.

39.Бухтина, Т. П. Философская антропология и воспитательно-образовательные парадигмы: от античной Пайдейи к Просвещению: моногр. / Т. П. Бухтина, В. П. Римский ; Белгор. гос. ун-т, Волж. ин-т экономики и менеджмента - высш. шк. коммерции. - Волгоград : ВолГУ, 2004. - 156 с.

40.Быт и история в античности. - М.: Наука, 1988. - 272 с.

41.Варфоломеева, Ю. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития / Ю. Варфоломеева. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с.

42.Василевский, B.JI. Цели обучения на подготовительных факультетах для иностранных граждан / B.JI. Василевский // Пути и методы совершенствования учебно-воспитательного процесса на подготовительных факультетах для иностранных граждан: Межвузовский научно-методической сборник. Калинин, 1989. - С. 1416.

43.Васильева, Т.В. Поэтика античной философии / Т.В. Васильева. - М.: Академический Проект; Трикста, 2008. - 735 с.

44.Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.

45.Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

46.Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой жизни / Ж.-П. Вернан. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

47.Видаль-Накэ, П. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / П. Видаль-Накэ; пер. с фр.; под ред. С. Карпюка. - М.: Ладомир, 2001. - 419 с.

48.Виссема, Й. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период / Й. Виссема. - Москва: Олимп-бизнес, 2016. - 422 с.

49.Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Академический Проект,2008. - 767 с.

50.Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель; пер. с нем.: Ред. и сост. Д.А. Керимов и В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

51.Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс; пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д. А. Кибальчича; вступ. статья Т. А. Дмитриева. - М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. - 352 с.

52.Годелье, М. Загадка дара / М. Годелье. - М.: Восточная литература, 2007. - 295 с.

53.Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / А. Горц. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 208 с.

54.Грейф, А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли / А. Грейф. - М.: Изд. дом Гос. ун-та -Высшей школы экономики, 2013. - 536 с.

55.Гумилев, Л.Н. География этноса в исторический период / Л.Н. Гумилев. - Л.: «НАУКА», Ленинградское отделение, 1990. - 279 с.

56. Даль, В. Капитал / В. Даль // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Третье, исправленное и значительно дополненное издание, под. ред. проф. Бодуэна-де-Куртенэ. Том второй. И-О. - СПб., М., 1905. - С. 216.

57.Даль, В. Собь / В. Даль // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Третье, исправленное и значительно дополненное издание, под. ред. проф. Бодуэна-де-Куртенэ. Том четвёртый. С-У. - СПб., М., 1909. - С. 342.

58. Де Либера, А. Средневековое мышление / А. Де Либера; пер. с франц. О. В. Головой, А. М. Руткевича. - М.: Праксис, 2004. - 368 с.

59.Делез, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез. -Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.

60.Доддс, Е.Р. Греки и иррациональное / Е.Р. Доддс. - М.-СПб.: Университетская книга, 2000. - 316 с.

61.Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. - М.: Наука, 1981. - 352 с.

62.Дюваль, У. Утраченные иллюзии: интеллектуал во Франции / У. Дюваль // Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. -С. 337-349.

63.Жижек, С. 13 опытов о Ленине / С. Жижек. - М.: Ad Marginem, 2003. -256 с.

64.Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / С. Жижек. - СПб.: Алетейя, 2005. - 156 с.

65.Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 336 с.

66.Жижек, С. Накануне господина. Сотрясая рамки / С. Жижек. - М.: Издательство «Европа», 2009. - 280 с.

67.Жижек, С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии / С. Жижек. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 528 с.

68.Журавский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Журавский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 510 с.

69.Зверев, Н.И. Предуниверситетская подготовка иностранных учащихся в новых условиях / Н.И. Зверев // Вестник ЦМО МГУ, вып.1, частьЗ. М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 17-25. 70.3лобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. - М.: Наука, 1980. - 304 с.

71.Иглтон, Т. Идея культуры / Т. Иглтон. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 192 с.

72.Игнатова, B.C. Генезис науки, инноваций и научного университета (к девяностолетию со дня рождения М.К. Петрова) / В. С. Игнатова, В. П. Римский // Наука. Культура. Искусство / БГИИК. - Белгород, 2012. - № 2.-С. 61-75.

73.Игнатова, В. С. Инновации в культуре и социокультурные институты обновления. Диссертация... к. филос. н. / 24.00.01 - Теория и история культуры (филос. науки) / B.C. Игнатова. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2013. - 170 с.

74.Игнатова, В. С. Проблема «традиции - инновации» и генезис научно-инновационных субкультур: культурно-цивилизационный контекст / В. С. Игнатова, В. П. Римский // Наука. Культура. Искусство / БГИИК. -Белгород, 2012. -№ 1. - С. 34-57.

75.Йегер, В. Пайдейя: воспитание антич. грека: [в 3 т.] / В. Йегер; пер. с нем. А. И. Любжина. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2001. -Т. 1.-593 с.

76.Йегер, В. Пайдейя: воспитание антич. грека: [в 3 т.] / В. Йегер ; пер. с нем. М. Н. Ботвинника. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1997. - Т. 2 : Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем. -335 с.

77.Йегер, В. Раннее христианство и греческая пайдейя / В. Йегер. - М.: Издательство «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2014, - 216 с.

78.Ильенков, Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. - Москва: Политиздат, 1974. -271 с.

79.Кагарлицкий, Д. Марксизм: не рекомендовано для изучения / Д. КАгарлицкий. - М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. - 480 с.

80.Кант, И. Спор факультетов (1798) / Собр. соч. Т. 6. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - 743 с. - С.257-347.

81.Кара-Мурза, С. Советская цивилизация. Т.2. - Режим доступа: http: //www. kara-murza. ru/books/sc_b/sc_b_content. htm

82.Касавин, И. Т. Миграция. Креативность. Текст: пробл. неклассической теории познания / И. Т. Касавин ; Рос. Христиан, гуманит. ин-т, РАН, Ин-т философии. - Санкт-Петербург : РХГИ, 1999. - 408 с.

83.Касавин, И. Т. Традиции и интерпретации: фрагменты ист. эпистемологии / И. Т. Касавин ; Рос. Христиан, гуманит. ин-т, РАН, Ин-т философии. - Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. - 310 с.

84.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. Б. Э. Верпаховского [и др.] под науч. ред. О. И. Шкаратана ; Гос. ун-т «Высш. шк. экономики». - Москва : ГУВШЭ, 2000. - 606 с.

85.Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс; пер. с англ. H.H. Любимова; под ред. Л.П. Куракова. — М.: Гелиос АРВ, 2002. - 352 с.

86.Келле, В.Ж. Духовность и интеллектуальное начало культуры // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Отв. ред. М.С. Киселева [Сб. статей] / В.Ж. Келле. - М.: Прогресс, 2010. - С. 922.

87.Келле, В.Ж. Методологические проблемы комплексного исследования научного труда // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Отв. ред. М.С. Киселева [Сб. статей] / В.Ж. Келле. -М.: Прогресс, 2010. - С. 187-204.

88.Кенэ, Ф. Фермеры / Физиократы. Избранные экономические произведения / Ф. Кенэ. - М.: Эксмо, 2008. - 1200 с. - С. 87-121.

89.Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. -312 с.

90. Кларк, Б. Р. Поддержание изменений в университетах: преемственность кейс-стади и концепций / Б. Р. Кларк; пер. с англ. Е. Степкиной. -М.: ВШЭ, 2011. - 312 с.

91.Кларк, Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-нац. перспективе / Б. Р. Кларк; пер. с англ. А. Смирнова. - М.: ВШЭ, 2011.-360 с.

92.Кларк, Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Б. Р. Кларк; пер. с англ. А. Смирнова. - М.: ВШЭ, 2011. - 240 с.

93.Коллини, С. Зачем нужны университеты? / С. Коллини. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2016. - 264 с.

94.Коростовцев, М.А. Писцы Древнего Египта / М.А. Коростовцев; под общей ред. A.C. Четверухина. - СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2001.-368 с.

95.Корсани, А. Капитализм, биотехнонаука и неолиберализм / А. Корсани // Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской. - М.: Изд. дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. - С. 162-192.

96.Корчагин, Ю.А. Человеческий капитал и инновационная экономика России. Монография / Ю.А. Корчагин. - Воронеж: ЦИРЭ, 2012,- 244 с.

97.Кочергин, А. Н. Наука как вид духовного производства / А. Н. Кочергин, Е. В. Семенов, Н. Н. Семенова; АН СССР, Сиб. отд-ние, Инт истории, филологии и философии. - М.: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. -135 с.

98.Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний»), - Белгород: ООО «Эпицентр», 2016. -252 с.

99.Лакан, Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. -М.: Гнозис, 1995. - 192 с.

100. Латур, Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир / Б. Латур // Логос. - 2002. - № 5-6. - С. 1-32.

101. Латур, Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Бруно Латур; [пер. с англ. К. Федоровой; науч. ред. С. Миляева]. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 414 с.

102. Латур, Б. Нового времени не было: эссе по симметричной антропологии / Б. Латур; [пер. с фр. Д. Я. Калугина; Европ. ун-т в Санкт-Петербурге]. - Санкт-Петербург: Изд-во Европ. ун-та в С.Петербурге, 2006. - 240 с.

103. Латур, Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. / пер. с англ. И. Полонской. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с.

104. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. Ле Гофф. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 160 с.

105. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

106. Лисович, И. Скальпель разума и крылья воображения. Научные дискурсы в английской культуре раннего Нового времени / И. Лисович. - М.: ИД Высшей школы экономики, 2015. - 440 с.

107. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992 - 272 с.

108. Луман, Н. Власть / Н. Луман. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.

109. Макиавелли, Н. Избранные сочинения / Н. Макиавелли. - М.: ACT, 2004. -819 с.

110. Марков, Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 304 с.

111. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т. I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 23. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1960. - С. 23-907.

112. Маркс, К. Критика политической экономии. Том третий. Книга III: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч. 1 (главы I-XXVIII) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 25. Ч. I. -М.: Изд-во полит, лит-ры, 1961. - 546 с.

113. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 3. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1961. - С. 1-4.

114. Маркс, К. Экономические рукописи 1857 - 1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»), В 2-х ч. 4.2 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 46. 4.II. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1969. -618 с.

115. Маркс, К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала») в 2-х ч. 4.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 46. Ч. I. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1968. - 559 с.

116. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 42. - М.: Изд-во полит, литры, 1974. - С. 41-174.

117. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. второе. Т. 3. - М.: Изд-во полит, лит-ры, 1961. - С. 7-544.

118. Марру, А.-И. История воспитания в античности. Греция / А.-И. Марру; [пер. с фр. А. И. Любжина и др.]. - Москва : Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 1998. - 425 с.

119. Маяцкий, М. Когнитивный капитализм — светлое будущее научного коммунизма? // Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - С. 193-207.

120. Мейсон, П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему / П. Мейсон. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 416 с.

121. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 с.

122. Мухин, В.И. Управление интеллектуальной собственностью : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности

«Менеджмент» / В.И. Мухин. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 335 с.

123. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Ж.-Л. Нанси. - М.: Водолей, 2009. - 408 с.

124. Неретина, С.С. Михаил Константинович Петров: жизнь и творчество / С. С. Неретина; РАН, Ин-т системного анализа. - М.: УРСС, 1999. - 56 с.

125. Новая философская энциклопедия. В 4 Т., 2-е изд. - М.: Мысль, 2010.-736 с.

126. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

127. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 191 с.

128. Огурцов, А.П. Практика / Новая философская энциклопедия. Т.З. / А.П. Огурцов - М., 2010. - С.321.

129. Огурцов, А.П., Юдин, Э.Г. Деятельность // Новая философская энциклопедия. Т.2. / А.П. Огурцов, Э.Г. Юдин. - М., 2010. - С.633.

130. Огурцов, А.П., Юдин, Э.Г. Деятельность // Новая философская энциклопедия: В 4 томах. / А.П. Огурцов, Э.Г. Юдин. - М., 2010. Т. 1. С. 633-634.

131. Орехов, А. Интеллектуальная собственность. Опыт социально-философского и социально-теоретического исследования / А. Орехов. -М.: Либроком, 2009. - 224 с.

132. Отто, Р. Священное / Р. Отто. - СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2008. - 272 с.

133. Петров, М. К. Античная культура / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 1997. - 352 с.

134. Петров, М. К. Идеализированная модель регионального научного центра высшей школы / М.К. Петров // Петров М. К. Системный подход к организации регионального научного центра / публ. Г. Д. Петровой; отв. ред. В. В. Черноус. - Ростов-на-Дону, 2009. -(Южнорос. обозрение / Центр системных регион, исслед. и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН ; вып. 57).

135. Петров, М. К. Искусство и наука; Пираты Эгейского моря и личность / М. К. Петров; [вступ. ст. С. С. Неретиной]. - М.: РОССПЭН, 1995. -238 с.

136. Петров, М. К. Историко-философские исследования / М. К. Петров ; [сост., ввод. ст. В. Н. Дубровина, Ю. Р. Тищенко]. - М.: РОССПЭН, 1996.-511 с.

137. Петров, М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2004. - 775 с.

138. Петров, М. К. Некоторые проблемы организации науки в эпоху научно-технической революции / М. К. Петров // Вопросы философии.

- 1968.-№ 10.-С. 36-45.

139. Петров, М. К. Самосознание и научное творчество / М. К. Петров.

- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1992. - 272 с.

140. Петров, М. К. Социально-культурные основания развития современной науки / М. К. Петров ; РАН, ВНИИ систем, исслед. - М.: Наука, 1992.-232 с.

141. Петров, М. К. Философские проблемы «науки о науке»; Предмет социологии науки / М. К. Петров. - М.: РОССПЭН, 2006. - 623 с.

142. Петров, М. К. Язык, знак, культура / М. К. Петров; АН СССР, Инт философии. - М.: Наука, 1991. - 328 с.

143. Петров, М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса / Под ред. В.И. Рутенберга / М. Т. Петров; - Ленинград: «Наука». Ленинградское отделение, 1982. - 217 с.

144. Плетников, Ю.К. Собственность / Ю.К. Плетников. // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 2010. - С. 581582.

145. Полани, М. Личностное знание: на пути к посткритич. философии : пер. с англ. / М. Полани ; общ. ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова. - Москва : Прогресс, 1985. - 344 с.

146. Поппер, К. Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. / К. Р. Поппер ; пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. - М.: Культур, инициатива: Феникс, 1992. - Т. 1 : Чары Платона. - 447 с. ; Т. 2 : Время лжепророков : Гегель, Маркс и другие оракулы. - 526 с.

147. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

148. Потемкин, А. В. Метафилософские диатрибы на берегах Кизитеринки: пособие для студентов и преподавателей. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. - 576 с.

149. Радаев, В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность (ОНС). - 2003. №2 - С.5-17.

150. Радаев, В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация / В.В. Радаев. // Общественные науки и современность (ОНС). - 2003. №2 . - С. 5-17.

151. Режабек, Е.Я. Всеобщий труд в сфере науки / Е.Я. Режабек. // Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. - М.: Издательство «Наука», 1979. - С.55-71.

152. Режабек, Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации / Е.Я. Режабек. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1993. - 321 с.

153. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 528 с.

154. Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А. Корбута. - М.: ВШЭ, 2010. - 299 с.

155.Римский, В. П. К проблеме генезиса религии / В. П. Римский // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1983. -№ 1. - С. 55-60.

156.Римский, В. П. Концепт «инновации» в философии культуры / В. П. Римский // Проблемы философии культуры. РАН, Ин-т философии; отв. ред. С. А. Никольский. - Москва, 2012. - С. 138-152.

157.Римский, В. П. Креативные инновации культуры или репродуктивные нововведения цивилизации? : опыт прочтения культурологии М. К. Петрова / В. П. Римский // Социальные трансформации культуры: наблюдаемые тенденции и перспективы : сб. ст. : материалы 3-го Рос. культурол. конгр. с междунар. участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» / С.-Петерб. отд-ние Рос. ин-та культурологии ; отв. ред. А. В. Ляшко. - Санкт-Петербург, 2013. - С. 77-93.

158.Римский, В. П. Миф и религия: проблема генезиса и культурно-исторической специфики архаических религий / В. П. Римский. -Белгород: Крестьян, дело, 2003. - 200 с.

159.Римский, В. П. Миф: первичные формы знания и логического мышления / В. П. Римский, О. В. Ковальчук // Философия науки: актуал. ист.-науч. и методол. проблемы : моногр. / БелГУ ; под ред. В. П. Римского. - Белгород, 2007. - С. 7-35.

160. Римский, В. П. Самополагание науки и превращенные формы знания / В. П. Римский, Г. Н. Калинина // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2012. - № 20 (139), вып. 22. - С. 28-39.

161. Рингер, Ф. Закат немецких мандаринов: Академическое сообщество в Германии, 1890-1933 / Ф. Рингер. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 468 с.

162. Роднянская, И.Б. Автор / И.Б. Роднянская // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. - М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1978. - С. 3034.

163. Романенко, И.Б. Античная и средневековая образовательные парадигмы / И.Б. Романенко // Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. - СПб.: Центр антиковедения СПбГУ, 2001. - С. 42-50.

164. Руллани, Э. Когнитивный капитализм: déjà vu // Горц, А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с нем. и фр. М.М. Сокольской; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - С. 153-161.

165. Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: История и типология. Материалы международной конференции. Неаполь, май 1997.-М.: О.Г.И., 1999. - 152 с.

166. Русская интеллигенция: История и судьба / Рос. акад. наук, Научный совет по истории мировой культуры, Комиссия по культуре Возрождения; Сост. Т.Б. Князевская. -М.: Наука, 1999. -423 с.

167. Сайд, Э. Культура и империализм / Э. Сайд. - СПб.: Владимир Даль, 2012.-736 с.

168. Сайд, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э. Сайд. -СПб.: Русский Mip, 2006. - 637 с.

169. Сеннет, Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет. - М.: Логос, 2003.-424 с.

170. Сиземская, И.Н. Диалектика материального и духовного производства / И.Н. Сиземская. - М., 1970. - 64 с.

171. Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989. - 704 с.

172. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССГТЭН), 2003. 632 с. (Серия «Summa cuiturologiae»),

173. Смирин, В.М. Римская «familia» и представления римлян о собственности / В.М. Смирин // Быт и история в античности. - М.: Наука, 1988. - С. 18-40.

174. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов /

A. Смит. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.

175. Солопова, М.А., Шичалин, Ю.А. Пайдейа / М.А. Сопова, Ю.А. Шичалин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М., 2001. -С.189.

176. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исслед. изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ, отношений / П. А. Сорокин ; пер. с англ. В. В. Сапова ; Ин-т социологии РАН, Междунар. ин-т Н. Кондратьева - П. Сорокина. -Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. - 1054 с. : ил., табл. - (Социология : Универ. б-ка).

177. Социальная природа познания. Теоретические предпосылки и проблемы. - М.: Наука, 1979. - 280 с.

178. Суворов, О.В. Интеллект / О.В. Суворов // Новая философская энциклопедия. Т.1. - М., 2010. - С. 127.

179. Суриков, И.Е. Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры / И.Е. Суриков. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. - 304 с.

180. Тарабаева, В.Б. Управление интеллектуальным капиталом в вузе /

B.Б. Тарабаева // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2012. -№23 (166). Вып. 26. - С. 86-91.

181. Тахо-Годи, А. А. Миф у Платона как действительное и воображаемое / А. А. Тахо-Годи // Платон и его эпоха : [сб. статей] : к

2400-летию со дня рождения / АН СССР, Ин-т философии ; [отв. ред. Ф. X. Кессиди]. - Москва, 1979. - С. 58-82.

182. Титкова, H.A. Социологические исследования на подготовительном факультете - мода или необходимость / H.A. Титкова // Проблемы подготовки национальных кадров для зарубежных стран: Материалы международного совещания-семинара деканов подготовительных факультетов 3-7 декабря 1990 г. - JI., 1991. - С.26-28.

183. Томсон, Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. - Т.П. Первые философы / Дж. Томсон. - М.: Изд-во ин. лит., 1959.-371 с.

184. Топоров, В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) / В.Н. Топоров // Очерки истории естественно-научных знаний в древности. -М.: Наука, 1982. - С. 8-40.

185. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. / Э. Тоффлер. - Москва : ACT, 2001. - 669 с. -(Philosophy).

186. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер ; науч. ред., авт. предисл. П. С. Гуревич. - Москва : ACT, 2002. - 781с.

187. Труд // Новая философская энциклопедия: В 4 томах. - М., 2010. Т. 4. С.117.

188. Туровский, М.Б. Интеллект / М.Б. Туровский // Философская энциклопедия в 5 томах. Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1962. - С. 283-285.

189. Тюрго, А.Р.Ж. Размышления о создании и распределении богатств / А.Р.Ж. Тюрго / Физиократы. Избранные экономические произведения. - М.: Эксмо, 2008. - 1200 с. - С. 578-635.

190. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала: моногр. под ред. В.П. Римского. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2017. - 456 с.

191. Философия науки: актуал. ист.-науч. и методол. проблемы: моногр. / В. П. Римский, О. В. Ковальчук, Г. Ф. Перетятькин [и др.] ; под ред. В.П. Римского ; Белгор. гос. ун-т. - Белгород: БелГУ, 2007. -282 с.

192. Философская энциклопедия. Т.2. - М.: Советская энциклопедия. Серия Энциклопедические словари и справочники, 1962. - 576 с.

193. Флорида, Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Р. Флорида; пер. А. Константинова. - М. : Изд-во Классика-XXI. - 432 с.

194. Фрезер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрезер. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.-528 с.

195. Фролов, Э.Д. Парадоксы истории - парадоксы античности / Э.Д. Фролов. - СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2004. - 420 с.

196. Фролов, Э.Д. Рождение греческого полиса. 2-е изд. / Э.Д. Фролов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 266 с.

197. Фуко, М. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982—1983 уч. году. / М. Фуко. -Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 432 с.

198. Фуко, М. Безопасность, территория, население: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр.: Н. В. Суслова [и др.]. - Санкт-Петербург : Наука, 2011. - 543 с. - (Programme A. Pouchkine).

199. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. / М. Фуко. - М.: Касталь, 1996.-448 с.

200. Фуко, M. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 676 с.

201. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: ст. и интервью 1970-1984 : в 3 ч. / М. Фуко ; [пер. с фр. С. Ч. Офертаса ; под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова]. - Москва : Праксис, 2002-2006. - Ч. 2. - Москва, 2005. - 318 с. - (Новая наука политики).

202. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: ст. и интервью 1970-1984 : в 3 ч. / М. Фуко ; [пер. с фр. С. Ч. Офертаса ; под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова]. - Москва: Праксис, 2002-2006. - Ч. 3. - Москва, 2006. - 311 с. - (Новая наука политики).

203. Фуко, М. Рождение биополитики: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учеб. году / М. Фуко ; пер. с фр.: А. В. Дьякова. - Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 448 с. - (Programme А. Pouchkine).

204. Фуко, М. Слова и вещи: археология гуманит. наук / М. Фуко. -Санкт-Петербург : A-cad : Талисман, 1994. -405 с.

205. Фуллер. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства. - Режим доступа: http : //ecsocman. hse. ru/vo/msg/33513494. html

206. Хабермас, Ю. Постмодернизм и культура / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - №4. - 1992. - С.40-53.

207. Хабермас, Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1991. - № 4. - С. 40-52.

208. Хантингтон, С. Предисловие. Культуры - это серьезно / С. Хантингтон // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. - 320 с. - С.9-14.

209. Хапаева, Д. Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий / Д. Хапаева. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 264 с.

210. Хард, М., Негри, А. Империя / М. Хард, А. Негри. - М.: Праксис, 2004. - 440 с.

211. Харрисон, JI. Евреи, конфуцианцы и протестанты. Культурный капитал и конец идеи мультикультурализма / JI. Харрисон. - М.: Мысль, 2016.-286 с.

212. Хелл, Д., Гольдблатт, Д., Макгрю, Э., Перратон, Дж. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / Д. Хелл , Д. Гольдблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. - М.: Праксис, 2004. - 576 с.

213. Цзинь Ли Культурные основы обучения. Восток - Запад / Ли Цзинь. - М.: Издательский дом ВШЭ, 2017. - 464 с.

214. Шевченко, А. Подготовка специалистов для зарубежных стран отечественными высшими учебными заведениями (основные тенденции и перспективы развития) / А. Шевченко. - Белгород, 2006. -134 с.

215. Шеллинг, Ф.В.Й. Лекции о методе университетского образования / Ф.В.Й. Шеллинг. - СПб.: Издательский дом «Mipb» , 2009. - 352 с.

216. Шишков, A.B. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие / A.B. Шишков. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. -592 с.

217. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

218. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., С.20, С.5-338.

219. Энгельс, Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.20, С.339-626.

220. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.21, С.269-317.

221. Юдин, Б.Г. Человек и наука в обществе знаний / Б.Г. Юдин // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах / Отв. ред. М.С. Киселева [Сб. статей]. -М.: Прогресс, 2010. - С. 231-253.

222. Юдин, Б. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Б. Г. Юдин. - Москва: Эдиториал УРСС, 1997. - 444 с. - (Философы России XX века).

223. Юдин, Б. Г. Наука в обществе знаний / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. - 2010. - № 8. - С. 45-57.

224. A History of the University in Europe: Volume 1, Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 2003. 536 p.

225. Bourdieu P. Homo academicus. Paris, 1984. 320 p.

226. Compaire G. Abelard and the Origin and Early History of Universities. Honolulu. 2002. 350 p.

227. Diane Reay Education and cultural capital: the implications of changing trends in education policies // Cultural Trends Vol. 13 , Iss. 2,2004. P.73-86.

228. Dimaggio P. Cultural capital and school success: the impact of status culture participation on the grades of U.S. high school students // American Sociological Review, Vol. 47, No. 2 (Apr., 1982), P. 189-201.

229. Dmitrishin A. Deconstructing Distinctions. The European University in Comparative Historical Perspective // UPF Journal of World History. Numero 5 (juny 2013). P. 10.

230. Goldstein J. P. Introduction: The Political Economy of Financialization // Review of Radical Political Economy, 41, 2009, P. 453457.

231. Laura Morosanu Learning beyond the Institution: A Cultural Capital Perspective on the International Student Experience. URL: https://www. srhe.ac.uk/conference2010/abstracts/0269.pdf

232. Noble J., Davies P. Cultural capital as an explanation of variation in participation in higher education // British Journal of Sociology of Education. 2009. Nr 5. P.591-605.

233. Nye Joseph S. Soft power. The means to success in world politics. New York, PubLiCaff Airs. 206 p.

234. Palley Т. I. Financialization: What it is and Why it Matters // Working Paper Series, 153, Political Economy Research Institute, University of Massachusetts, Amherst, November. 2007.

235. Qiu, J. Publish or Perish in China. Nature, 2010. P. 142-143.

236. Schultz W.T. Investment in human capital // The American Economic Review V. LI 1961. № l.P.1-17.

237. Tamson Pietsch Empire and higher education internationalisation. URL: http: //www. universityworldnews. com/article. php?story=20130718115 637589

238. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/

239. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ru/aboutarwu.html

240. Режим доступа: https://about.coursera.org/

241. Режим доступа: https://studyinrussia.ru/why-russia/

242. Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/

243. Режим доступа: https://www.topuniversities.com/university-rankings

244. Режим дocтyпa:http://www.chaskor.ru/article/etot_bezumnyj_absurd nyj_bezdarnyj_nauchnyj_mir_42650

245. Zhang Zhihua Education, Migration, and Cultural Capital in the Chinese Diaspora: Transnational Students between Hong Kong and Canada. International Education, 2009. Vol. 38 Issue (2). P. 103-108.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.