Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Лысакова, Анастасия Алексеевна

  • Лысакова, Анастасия Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 168
Лысакова, Анастасия Алексеевна. Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Екатеринбург. 2012. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лысакова, Анастасия Алексеевна

Оглавление

3

Глава 1. Теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена

культуры

1.1 Сущность, структура, функции арт-рынка

1.2 Переход от классического арт-рынка к

арт-рынку модернистскому

1.3 Арт-рынок в постмодернистской ситуации

Глава 2. Специфика арт-рынка в эпоху глобализма

2.1 Глобальный арт-рынок как форма реализации диалога культур

2.2 Локальный арт-рынок в пространстве современной городской культуры

Глава 3. Функционирование художественных ценностей в условиях современного арт-рынка

3.1 Стратегии производства художественных ценностей

3.2 Практики потребления художественных ценностей

3.3 Художественные ценности как объекты

символического капитала

Заключение

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка»

Введение

Актуальность темы исследования

Процессы реформирования российского общества на рубеже XX - XXI веков, в частности, переход от плановой экономики к рыночной, коснулись и социально-культурной сферы, включающей искусство. Развитие рынка искусств, галерейного бизнеса, литературно-книжного дела, рынка кино-, ТВ- и видеопродукции, театральной и музыкальной индустрий, способствовало повышению интереса к изучению функционирования данного сегмента как области обращения художественной (в самом широком смысле этого слова) продукции.

Быстрое развитие и разрастание арт-рыночных институтов, их проникновение в структуру современной культуры, неослабевающий научный интерес к проблематике взаимоотношения рыночных и художественных механизмов в системе потребления, активное развитие творческих индустрий и креативной экономики сделали изучение арт-рынка особенно актуальным. Понятие «арт-рынок» прочно закрепилось в лексиконе современного гуманитарного знания. Эта тема стала объектом исследования многих наук - не только культурологии, но и искусствоведения, истории, менеджмента, социологии и экономики культуры.

В силу системного, философски-углубленного, аксиологического характера культурологического знания, в культурологии арт-рынок предстает как целостный феномен в совокупности различных его аспектов, сущностно связанных с процессом производства и потребления одной из важнейших сфер культуры - искусства как сферы создания художественных ценностей. С другой стороны, поскольку культурология также изучает конкретные исторические, социальные или региональные типы культур или их сочетания, то и арт-рынок исследуется здесь не только в своих универсальных параметрах (таких, как сущность и специфика, структура и социальные

функции), но и как конкретный механизм функционирования художественных ценностей, обусловленный определенным типом культуры.

Необходимо отметить, что степень практического интереса к арт-рынку превалирует над теоретической разработанностью этого проблемного поля в современном гуманитарном знании. Одна из ключевых проблем заключается, на наш взгляд, в том, что за границами внимания исследователей остается большая часть арт-рынка, представленная «художественным ширпотребом» и «интерьерным искусством», качественной художественной продукцией массового спроса и современными художественными экспериментами. Таким образом, теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры, влияющего на стратегии создания и потребления художественных ценностей, является актуальными как в теоретическом, так и в практическом смысле.

Степень разработанности проблемы

Теоретико-методологические исследования арт-рынка своими корнями уходят в изыскания классиков политэкономии, в которых разработаны различные аспекты рынка как экономического института - работы английских ученых А.Смита, Д.Рикардо, У.Петти, исследования немецких социологов и экономистов А. и М.Веберов. Особое значение для изучения рыночной экономики имеют труды К.Маркса, в частности, «Капитал».

Экономике символического обмена, к которой относится и арт-рынок, посвящены работы таких зарубежных ученых, как Дж.Акелроф, Ж.Батай, Ж.Бодрийяр, Б.Гройс, М.Мосс, Ж.Тироль, М.Фридмен, К.Дж.Эрроу и др., а также труды ряда российских исследователей - А.А.Аузана, А.Б.Долгина, С.Л.Кропотова, Д.А.Леонтьева, Е.Е.Меня, Н.М.Нуреева, О.Л.Чернозуба, Л.И.Якобсона и др.

Труды по теории и практике общества потребления, в том числе -престижного потребления (работы Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Т.Веблена, Г.Дебора, Г.Зиммеля, Г.Маркузе, Х.Ортеги-и-Гассета, Д.Рисмена, Э.Фромма

и др.) и экономике потребления искусства в частности (статьи и монографии Б. Гройса, К. Каррьеро, А.Д.Боровского, Е.Ю.Деготь, Г.В.Иванченко, В.А.Мизиано и Н.Т.Оганесян и др.) также важны для понимания процессов, определяющих арт-рынок и его специфику.

В качестве системы особых социальных институтов арт-рынок рассматривался французскими социологами П.Бурдье и А.Молем. Ценный эмпирический материал, касающийся состояния современного арт-рынка как феномена культуры, собран в монографиях английского экономиста Д.Томпсона, французского политолога и журналиста Ж.Бенаму-Юэ, польского искусствоведа и юриста П.Досси.

Отечественный вклад в разработку проблем прикладной культурологи, включающей арт-рынок как социокультурный феномен, состоит в значительном числе разнородных научных изысканий. Особо следует отметить труды О.Н.Астафьевой, Д.Е.Барабанова, В.В.Бобкова, И.М.Быховской, Б.А.Денисова, О.Б.Дубовой, Л.А.Закса, Н.Б.Кирилловой, И.М.Лисовец, Е.А.Мелиховой, И.Я.Мурзиной, К.Э.Разлогова, Н.Н.Суворова, Г.Л.Тульчинского, Ю.У.Фохта-Бабушкина, И.Г.Хангельдиевой и др. Необходимо выделить коллективную монографию санкт-петербургских авторов «Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии» под редакцией А.В.Карпова, сборник статей современных западных исследователей «Экономика современной культуры и творчества» под редакцией Е.Е.Меня, сборники научных статей, выпускаемые по итогам конференций, посвященных арт-рынку (в частности, уральской конференции «Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление» под редакцией Л.М.Немченко и международной конференции Российского института культурологии «Культурные индустрии Российской Федерации в контексте мировых тенденций»), а также сборник статей «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований» под редакцией И.М.Быховской. Однако необходимо подчеркнуть, что в аспектах,

заявленных в данном диссертационном исследовании, арт-рынок как целостный феномен культуры отечественными авторами ранее не рассматривался.

Разработка поставленной в диссертационной работе проблемы -исследования влияния, которое оказывают трансформации арт-рынка на стратегии создания и потребления художественных ценностей, опирается на широкий круг разнообразных источников, которые условно можно разделить на несколько блоков.

Первая группа источников представлена базовыми работами по теории и истории культуры, а также специфике управления культурной сферой. Речь идет о трудах О.Н.Астафьевой, М.М.Бахтина, В.С.Библера, И.М.Быховской, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, А.Ф.Еремеева, ЛА.Закса, М.С.Кагана, Н.Б.Кирилловой, Л.Н.Когана, Ю.М.Лотмана, Э.А.Орловой, Д.В.Пивоварова, К.Э.Разлогова, А.Я.Рубинштейна, Г.Л.Тульчинского, АЛ.Флиера, Ю.У.Фохта-Бабушкина, Н.А.Хренова и др.

Изучение и анализ современного арт-рынка потребовал обращения к трудам признанных теоретиков постклассической (модернистской и постмодернистской) кулыуры - к работам Р.Барта, П.Бурдье, Г.Дебора, Ж.Делеза, Ж.Дерриды, Ф.Джеймисона, Ю.Кристевой, Ж.-Ф.Лиотара, Т.Парсонса, Э.Фромма, Ю.Хабермаса, Р.Харриса, У.Эко и др., а также к исследованиям отечественных культурологов и философов Н.А.Автономовой, В.В.Бычкова, А.А.Грицанова, В.М.Диановой, И.П.Ильина, В .Л.Иноземцева, М.С.Кагана, С.Л.Кропотова, М.А.Можейко, Н.Б.Маньковской, А.В.Рыкова и др.

Будучи частью культуры, арт-рынок наших дней развивается согласно тенденциям, задаваемым современным информационным обществом с высоким уровнем технических инноваций, новых компьютерных технологий и большой скоростью их внедрения. В связи с этим очевидное значение для понимания и анализа особенностей современного арт-рынка придается

трудам таких западных культурологов и философов, как Д.Белл, М.Кастельс, НЛуман, М.Маклюэн, Э.Тоффлер, Д.Рашкофф, Р.Харрис, и работам отечественных исследователей - В.С.Библера, С.В.Ерохина, В.Л.Иноземцева, К.Э.Разлогова, В.В.Савчука, О.В.Шлыковой.

Еще одну группу источников составили труды по экономике. Во-первых, это классические работы К.Маркса, А. и М. Веберов, А.Смита, Д.Рикардо и др. Во-вторых - изыскания современных авторов, посвященные креативной экономике и творческим индустриям - зарубежные исследования М.Бянчи, Ф.Вуда, Ч.Лэндри, Э.Мак-Илройя, К.Нордстрема, М.Пахтера, Т.Флеминга, Д.Хоккинса, и труды отечественных ученых - А.Б.Долгина, С.Л.Кропотова, Д. А.Леонтьева, Е.Е.Меня, Н.М.Нуреева, Л.И.Якобсона и др.

Поскольку диссертационная работа строится на изучении механизмов акт-рынка, влияющих на стратегии и практики производства и потребления художественных ценностей, еще один блок источников объединяет в себе работы по истории и философии искусства, раскрывающие сущность искусства как особого феномена культур и специфику его функционирования. Это классические труды Г.Ф.В.Гегеля и И.Канта, а также работы современных отечественных историков искусства, философов и культурологов К.З.Акопяна, В.М.Алпатова, Е.А.Андреевой, Л.М.Баткиной, М.Ю.Германа, В.П.Головина, В.Д.Дажиной, А.Ф.Еремеева, Л.А.Закса, Ю.К.Золотова, М.С.Кагана, Т.А.Кругловой, В.Н.Лазаревой, И.М.Лисовец, Н.Б.Маньковской, Б.В.Орлова, Е.И.Ротенберга, Ю.К.Тарасова, Н.А.Хренова,

A.КЛкимовича и др., и западных авторов - Т.Адорно, О.Бенеша,

B.Беньямина, А.Данто, Дж.Дики, П.Зютмора, К.Каррьеро, Р.Краус, Л.Кэмпбэл, С.Лангер, М.Прака, Г.Рида, Б.Тэйлора, У.Эко и др.

Необходимые эмпирические данные, касающиеся глобальных арт-рыночных процессов, почерпнуты из специализированных периодических изданий и интернет-порталов - журналов «Артхроника», «Новый мир искусства», «Художественный журнал», газеты «Коммерсант», интернет-

порталов www.openspace.ru,www.artinvestment.ru, официальных сайтов крупнейших аукционных домов мира - «Сотбис», «Кристи», «Филип де Пьюри» и др.

Объектом диссертационного исследования является арт-рынок как феномен культуры.

Предметом диссертационного исследования стали стратегии производства и потребления художественных ценностей, обусловленные трансформацией арт-рынка.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении воздействия арт-рынка как феномена культуры на стратегии создания и потребления художественных ценностей.

В соответствии с логикой достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ арт-рынка как феномена культуры: раскрыть сущность, структуру и функции арт-рынка.

2. Рассмотреть переход от арт-рынка классического к арт-рынку постклассическому (модернистскому).

3. Проанализировать особенности арт-рынка в постмодернистской ситуации.

4. Раскрыть специфику арт-рынка эпохи глобализма, проанализировав в совокупности особенности арт-рынка глобального и арт-рынка локального.

5. Выявить стратегии производства и потребления художественных ценностей, присущие классическому, модернистскому (постклассическому) и современному (постмодернистскому) арт-рынкам.

Теоретико-методологическая база диссертационного исследования

Работа опирается на синтез общенаучных и частнонаучных методов и подходов:

1. Междисциплинарный подход, благодаря которому стало возможно рассмотрение арт-рынка как сложного феномена культуры, раскрывающего свой потенциал в социокультурном, философском, историческом, экономическом аспектах.

2. Культурантропологический подход, дающий возможность рассмотреть специфику восприятия различных художественных ценностей и установить ее влияние на стратегии арт-рыночного потребления.

3. Метод анализа (позволивший раскрыть специфику арт-рынка как особого феномена культуры, определить его структуру и функции) и синтеза полученных в процессе анализа знаний.

4. Метод перехода от абстрактного (от теоретической модели арт-рынка) к конкретному (к различным реалиям арт-рынка).

5. Метод системного анализа, заключающийся в рассмотрении современного арт-рынка как сложноорганизованного явления, как совокупности различных субъектов, институций и отношений между ними.

6. Историко-сравнительный метод, который позволил проследить историко-культурные трансформации арт-рынка, выявить изменения стратегий производства и потребления художественных ценностей.

7. Социологический метод включенного наблюдения, дающий возможность погрузиться в арт-рыночные процессы и изучить их изнутри.

8. Семиотический метод анализа процесса образования семиотического поля значений различного типа и уровня в процессах производства и потребления художественных ценностей в системе отношений, образующих современный арт-рынок.

Научная новизна исследования заключается в выявлении различных стратегий создания и потребления художественных ценностей, обусловленных историко-культурными трансформациями арт-рынка.

В ходе проведения диссертационного исследования были получены следующие результаты:

1. Представлено авторское определение арт-рынка как особого феномена культуры. Рассмотрены его общие и специальные функции.

2. Выявлена структура современного арт-рынка.

3. Раскрыта специфика классического и модернистского арт-рынков.

4. Проведен комплексный анализ арт-рынка, существующего в современной постмодернистской ситуации, в результате которого были выделены его характерные особенности.

5. Через анализ глобального и локального арт-рынков исследованы особенности арт-рынка эпохи глобализма.

6. Раскрыты обусловленные арт-рыночным механизмом стратегии создания художественных ценностей.

7. Выявлены различные стратегии потребления художественных ценностей.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Арт-рынок - это интегрированный в конкретный историко-культурный контекст феномен, осуществляющий культурно-экономическое взаимодействие между художником как субъектом производства и публикой как субъектом потребления художественных ценностей, легитимирующий художественный продукт по отношению к целостному культурному контексту. Отражением сложной культурно-экономической природы арт-рынка является его полифункциональность. Он реализует как общие функции рынка как экономического института (информационную, ценообразующую, посредническую, санкционирующую), так и специальные функции, присущие арт-рынку как феномену культуры (коммуникативную, культуротворческую, селективную, легитимирующую).

2. Структура арт-рынка имеет вертикальное (художественно-ценностное) и горизонтальное (институциональное) измерения. Арт-рыночная вертикаль представлена группами произведений различного

художественного качества: как визуальным «ширпотребом» и дизайнерскими «интерьерными» работами, так и качественной визуальной продукцией и художественными раритетами, а также художественными инновациями и экспериментами. Арт-рыночную горизонталь образуют институции, актуализирующие соответствующие группы произведений. Это рынки-базары и интерьерные салоны; художественные мастерские, субъекты и организации вторичного арт-рынка, представляющие произведения искусства для символического потребления (кураторы, музеи) и продажи (арт-дилеры, аукционные дома, галереи, ярмарки); экспериментальные площадки, реализующие новейшие актуальные художественные акции и арт-проекты. На пересечении художественно-вертикальных и институционально-горизонтальных структурных направлений формируются основные сегменты арт-рынка, получающие свои названия в соответствии с художественно-ценностным статусом актуализируемых ими работ: рынок визуального «ширпотреба» и «интерьерного» искусства; рынок качественной визуальной продукции и художественных раритетов; рынок художественных инноваций.

3. Арт-рынок классического типа сформировался как продукт новоевропейской рациональности в результате аккумулирования следующих условий, а). Появление прибавочного продукта стало предпосылкой развития торговой деятельности, в результате чего система персонализированных заказов уступила место практике свободной купли-продажи художественных ценностей, ориентированной на абстрактного покупателя. Ь). Формирование общественного разделения труда и складывание системы специализаций обусловило выделение занятия художественным ремеслом в особого рода профессию и обособление сообщества профессиональных посредников на рынке искусства. Специфика модернистского арт-рынка определялась развитием все более многочисленного и более разнообразного корпуса производителей художественной продукции, разрастанием и дифференциацией слоя потребителей художественных ценностей, ростом

числа и диверсификацией институтов признания и посреднических организаций. В результате модернистский арт-рынок расщепляется на два сегмента: рынок массовой художественной продукции и рынок художественных инноваций.

4. Современный (постмодернимстский) арт-рынок, существующий со второй половины XX века, характеризуется переходом от рынка артефактов к рынку символических благ; дигитализацией; формированием гедонистической эстетики досуга; непрозрачной ценовой политикой; глобализацией деятельности и умножением центров (полицентризмом); трансформацией и переплетением традиционных функций арт-рыночных субъектов и институций.

5. Арт-рынок эпохи глобализма является двухуровневым образованием. Первый уровень представлен единым глобальным (общемировым) арт-рынком, второй - множеством локальных (региональных) арт-рынков. Глобальный арт-рынок функционирует как децентрализованное ризоморфное поле, образованное активностью мировых художественных столиц. Обращающиеся здесь художественные ценности являются продуктами интернационального потребления. Субъекты глобального арт-рынка связаны не с конкретными, пространственно локализованными территориями, но с определенными арт-проектами. Локальные арт-рынки, в свою очередь, территориально ограничены и имеют конкретную точку притяжения, свой центр. Это рынки определенных регионов, имеющие четко выраженную «местную» специфику, отличающую их и друг от друга, и от глобального арт-рынка. Локальные арт-рынки актуализируют художественные ценности, рожденные внутренней, региональной художественной средой, и преимущественно потребляющиеся либо местной публикой, либо туристами, ищущими объекты, специфичные для данного региона.

6. Стратегии создания художественных ценностей подразделяются на три группы:

a). «Традиционная» («товарная») стратегия, когда стадии художественного производства - формирование творческого замысла и работа над его воплощением, совершаются художником-мастером с учетом последующего сбыта произведений, предназначенных для широкой публики.

b). «Коммерчески-инвестиционная» стратегия, которая, в отличие от «товарной», не подчиняется массовым вкусам. Реализующие ее художники-предприниматели и посредники с помощью маркетинговых технологий формируют моду на создаваемый и «продвигаемый» ими художественный продукт, позиционирующийся как объект капиталовложения.

c). «Авангардная» стратегия создания художественных ценностей воплощается художниками-новаторами, создающими инновационные и экспериментальные произведения, подчиненные внутренней логике развития искусства.

7. Потребление художественных ценностей осуществляется в русле трех стратегий:

a). «Традиционной», когда произведения искусства покупаются согласно критерию их эстетической и художественной адекватности вкусам потребителя.

b). «Инвестиционной», когда с целью вложения капитала осуществляется покупка произведений «инвестиционного качества» -приобретаются «правильные» с точки зрения провенанса работы.

c). Стратегии «увеличения символического капитала», в рамках которой потребление экспериментального искусства становится актом превращения меновой стоимости, т. е. финансового капитала потребителя, в стоимость-знак, т. е. в его символический капитал.

Теоретическая значимость исследования

Диссертация задает новые методологические возможности для дальнейшего культурологического анализа арт-рынка. Результаты диссертационного исследования мотут стать основой для последующих

научных разработок в области теории и истории культуры, менеджмента культуры, социологии и экономики культуры.

Практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования могут быть применены при разработке и чтении курсов «История культуры», «История искусства», «Менеджмент культуры», «Менеджмент музеев и галерей», «Социология культуры», «Экономика культуры», а также для создания специальных курсов, посвященных арт-рынку, ресурсной базе социокультурной деятельности, креативным (творческим) индустриям. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности органов государственного управления сферой культуры, быть востребованы агентами арт-рыночных и культурных институций (арт-дилерами, управленцами музеев, галерей, аукционных домов).

Апробация результатов исследования

Результаты приведенного исследования получили апробацию в ряде докладов на следующих научных конференциях. Международные конференции: Международная научная конференция студентов, аспирантов, преподавателей «Проблемы города в культурной антропологии: история и современность. III Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2006); «Человек в мире культуры.VI Колосницынские чтения» (Екатеринбург, 2009); III Российский культурологический конгресс с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 2010); VII Международная научная конференция «Потребление как коммуникация-2011» (Санкт-Петербург, 2011); Международная конференция «Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций» (Москва, Российский институт культурологии, 2011); Ежегодный международный форум «Искусство и Реальность'2011: Художественная критика» (Санкт-Петербург, 2011); I Международная научно-практическая конференция «Научное искусство» (Москва, 2012). Всероссийские

конференции: Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы философии» (Красноярск, 2006); IV научная студенческая конференция «Актуальные проблемы анализа художественного текста» (Красноярск, 2006). Региональные конференции: Студенческая научная конференция «Личность. Общество. Государство» (Екатеринбург, 2009) и др.

Основные идеи исследования апробированы автором в ходе чтения лекций для студентов Уральского федерального университета по курсам «Менеджмент культуры», «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Ресурсная база социально-культурной деятельности».

По теме диссертации опубликовано 11 работ. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и социально-культурной деятельности департамента искусствоведения и культурологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Основные положения диссертации также были апробированы в ходе практической деятельности диссертанта в сфере арт-рынка, заключающейся в работе в качестве менеджера частной художественной галереи «Арт-словарь», г. Екатеринбург (2009-2011 годы).

Структура и объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 235 наименований, в том числе на иностранном языке - 17. Общий объем работы составляет 169 страниц.

Глава 1. Теоретико-методологический анализ арт-рынка

как феномена культуры 1.1Сущность, структура, функции арт-рынка

Будучи органической частью культуры, искусство живет и развивается в русле присущих ей ценностных, политических, экономических и иных норм. В современном мире искусство оказывается «подчиненным новой цивилизационной доминанте, главному цивилизационному механизму производства и социального обращения («потребления») искусства - рынку», - пишет философ JI. А. Закс.

Экономика и культура не являются изолированными, замкнутыми на себе сферами человеческой жизнедеятельности - они взаимодействуют. Впервые комплексный анализ взаимообусловленности экономических и культурных явлений осуществили в своих трудах К. Маркс1 и М. Вебер2. Карл Маркс обосновывал первичное значение экономики в качестве базиса общественного развития. Макс Вебер выводил особенности экономики из специфики духовной культуры. Указанные векторы научной мысли нашли свое продолжение в трудах модернистских и постмодернистских культурологов, философов, экономистов, среди которых, принимая во внимание специфику данного диссертационного исследования, особо следует отметить работы Т. Адорно и М. Хоркхаймера3, В. Беньямина4, Ж. Батая5, Ж. Бодрийяра6, М. Фуко7.

В актуальном гуманитарном знании осмысление специфики данной проблематики заключается в акцентировании в современном социокультурном контексте присущих ему свойств ризомности,

1 См.: Маркс К. Капитал. Т. 1: Процесс производства капитала.— М., 1978. — 910 с.

2 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — Ивано-Франковск, 2002. — 352 с.

См.: Адорно Т., М. Хоркхаймер. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. - М., 1997. - 312 с. См.: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избр. эссе — М

1996, —240 с.

5 См.: Батай Ж. Проклятая доля. — М., 2003. — 208 с.

6 См.: Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. — М., 2003. — 268 е.; Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М., 2000. — 387 с.

7 См.: Фуко М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук. — СПб., 1994. — 406 с.

антииерархичности, нелинейности, семантического и аксиологического плюрализма. Этой точки зрения придерживаются в своих работах, посвященных связи экономики и культуры, культурологи и философы О. Н. Астафьева8, Б. Гройс9, Л. А. Закс10, Н. Б. Кириллова11, С. Л. Кропотов12, К. Э. Разлогов13, экономист А. Б. Долгин14.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лысакова, Анастасия Алексеевна, 2012 год

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». - М. : Дашков и Ко, 2002. - 44 с.

2. Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://femida.info/51/ovivkcOOl .htm

3. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 17 июля 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2009/07/22/kulturnye-cennosti-dok.html

4. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. —М. : Наука, 1988. — 288 с.

5. Адорно Т. В. Эстетическая теория / Т. В. Адорно. — М. : Республика, 2001. — 528 с.

6. Акелроф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм / Дж. Акелроф // THESIS. Вып. 5. 1994. С. 91 - 104.

7. Акопян К. 3. XX век в контексте искусства (История болезни как повод для размышлений) / К. 3. Акопян. - М. : Академический Проект : РИК, 2005.-335 с.

8. Алпатов М. В. Художественные проблемы итальянского Возрождения / М. В. Алпатов. — М. : Искусство, 1976. — 288 с.

9. Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века - антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм / под ред. Б. Дземидока и Б. Орлова. - Екатеринбург; Бишкек: Деловая книга: Одиссей, 1997. - 320 с.

10. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века / Е. Ю. Андреева. — СПб. : Азбука-классика, 2007. - 484 с.

11. Арендт X. Vita activa, или О деятельной жизни / X. Арендт. — СПб. : Алетейя, 2000. — 437 с.

12. Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление : Материалы науч.-практ. семинара / Отв. ред. JI. М. Немченко. — Екатеринбург : Б. и., 2001. —320 с.

13. Астафьева О. Н. Культурология : учеб. пособие для системы подгот. и переподг. гос. служащих / О. Н. Астафьева, Т. Г. Богатырева, В. К. Егоров ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. — М. : Изд-во РАГС, 2008. — 278 с.

14. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы / О. Н. Астафьева. — М.: Изд-во Моск. гос. ин-та делового администрирования, 2002. — 295 с.

15. Аузан А. А. Переучреждение государства: общественный договор / Александр Аузан. — М.: Европа, 2006. — 105, [3] с.

16. Барабанов Д. Искусство на рынке или рынок искусства? [Электронный ресурс] // Художественный журнал. - 2002. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/46/rynok/(дата обращения: 16.09.2009).

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М. : Прогресс, 1994. - 616с.

18. Батай Ж. Проклятая доля / Ж. Батай. М. : Гнозис : Логос, 2003. 208

с.

19. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. — М.: Искусство, 1990. — 415 с.

20. Бахтин М. М. Собрание сочинений / М. М. Бахтин ; РАН, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Языки славянских культур, 1970.

21. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

22. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Academia, 2004. — 787 с.

23. Бенаму-Юэ Ж. Цена искусства / Ж. Бенаму-Юэ. - М. : Артмедиа групп, 2008. - 192 с.

24. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения : Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями / О. Бенеш. — М.: Искусство, 1973. — 222 с.

25. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости : избр. эссе / В. Беньямин. — М. : МЕДИУМ, 1996. — 240 с.

26. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введ. в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

27. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Библион-Русская книга, 2003. - 268 с.

28. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция : Республика, 2006. - 269 с.

29. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Борийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.

30. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр.— М. : Рудомино, 1995. —174 с.

31. Борев Ю. Б. Эстетика : В 2 т. Т. 1 / Ю. Б. Борев ; Независимая акад. эстетики и свобод, искусств. — 5-е изд., доп. — Смоленск : Русич, 1997. — 576 с.

32. Боровский А. Зов галерей / А. Боровский // Новый мир искусства. -2000.-№5.-С. 5-10.

33. Боровский А. Д. Силуэты современных художников / А. Д. Боровский. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2003. — 373 с.

34. Бранский В. П. Искусство и философия / В. П. Бранский. -Калининград: Янтарный сказ, 1999. - 704 с.

35. Бурдье П. Рынок символической продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bourdieu.name/content/chast-pervaja (дата обращения: 07.02.2010).

36. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. — М.; СПб.: Ин-т эксперементальной социологии : Алетейя, 2005. — 576 с.

37. Бурдье П. Формы капитала. [Электронный ресурс] // Экономическая социология. - 2002. - Режим доступа: http://ecsoc.hse.ru/data/670/586/1234/ecsoc_t3_n5.pdf#page=60 (дата обращения: 05.01.2012)

38. Быховская И. М. Культурный диалог «столица - провинция»: методологические принципы анализа // И. М. Быховская, Н. И. Резанова // Культура российской провинции: век XX - веку XXI: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Калуга, 2000. - С. 17-19.

39. Быховская И. М. Культурология и современные социальные практики / И. М. Быховская // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях: материалы межрегион, науч.-практ. семинара. - Кемерово; Москва, 2001. - С. 196 - 202.

40. Бычков В. В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства / В. В. Бычков. — М.: МБА, 2010. — 783 с.

41. Бурдье П. Рынок символической продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bourdieu.name/content/chast-pervaja (дата обращения: 07.02.2010).

42. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. Т. 2 / Д. Вазари. — М.: ТЕРРА, 1993. — 848 с.

43. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. — СПб. : Унив. кн., 1999. — 566 с.

44. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. — Ивано-Франковск : Ист-Вью, 2002. — 352 с.

45. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 1984. - 368 с.

46. Вейдле В. В. Умирание искусства : Размышления о судьбе литературного и художественного творчества / В. В. Вейдле. — СПб. : Аксиома, 1996. — 336 с.

47. Вуд Ф. Круговорот городского творчества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpolicy.ru/analytics/63.html (дата обращения: 08.05.2011).

48. Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / под ред. В. Бабкова. - Минск : А. Н. Вараксин, 2006. -248 с.

49. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике : в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель. — СПб.: Наука, 1999.

50. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени / А. Генис. - М., «Независимая газета», 1997. - 256 с.

51. Гладких Н., Зеленцова Е. Творческие индустрии. Теории и практики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://creativeindustries.ru/rus/publications/245(flaTa обращения: 08.05.2011).

52. Гнедовский М. Творческие индустрии: стратегия инновационного развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpolicy.ru/analytics/innovative.html (дата обращения: 08.05.2011).

53. Головин В. П. Мир художника раннего итальянского Возрождения / В. П. Головин. - М. : Новое литературное обозрение, 2003. -288 с.

54. Гройс Б. Апология рынка / Б. Гройс // Декоративное искусство СССР. - 1991. - № 2. - С. 15 - 19.

55. Гройс Б. Искусство как авангард экономики URL http://www.guelman.ru/maksimka/n4/kunst.htm

56. Гройс Б. О современном положении художественного комментатора [Электронный ресурс] // Художественный журнал. - 2001. -Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/41/groys/ (дата обращения: 16.04.2009).

57. Гройс Б. Язык денег [Электронный ресурс] // Художественный журнал. - 2002. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/47/yazyk-deneg/ (дата обращения: 23.08.2011).

58. Гуревич П. С. Культурология: [Учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп.] / П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2001. - 278 с.

59. Гуревич П. С. Философия культуры : Пособие для студ. гуманит. вузов / П. С. Гуревич. — М.: Аспект-пресс, 1994. — 316 с.

60. Дажина В. Д. Личность художника конца Возрождения: автопортрет, автобиография, дневник // Человек в культуре Возрождения : [Сб. ст.] / РАН, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения ; Отв. ред. Л. М. Брагина. — М. : Наука, 2001. — С. 153-160.

61. Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи / И. Е. Данилова. - СПб. : Искусство-СПб, 2005. - 294 с.

62. Данто А. Аналитическая философия истории / А. Данто. — М. : Идея-Пресс, 2002. — 290 с.

63. Дебор Г. Общество спектакля / Г. Дебор. — М. : Логос : Радек, 2000. —184 с.

64. Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века / Е. Ю. Деготь. — М. : Трилистник, 2000. — 224 с.

65. Делез Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. — СПб.: Петрополис, 1998. —384 с.

66. Делез Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гватари. - М.; Спб.: Ин-т эксперим. социологии; Алетейя, 1998. - 286 с.

67. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. — М. : Ad Marginem, 2000. —512 с.

68. Денисов Б. А. Арт-рынок: общие черты и генезис / Б. А. Денисов // Маркетинг. - 1998. - № 3. - С. 105 - 109.

69. Денисов Б. А. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства / Б. А. Денисов // Российский экономический журнал. - 1996. - № 4. - С. 105 - 109.

70. Джеймисон Ф. Теории постмодерна / Ф. Джеймисон // Искусствознание. - 2001. - № 1. - С. 111 - 122.

71. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество / Ф. Джеймисон // Вопросы искусствознания. - 1997. - № 2. - С. 547 - 557.

72. Дженкс Ч. Зрелищный музей - между храмом и торговым центром. Осмысление противоречий / Ч. Джекинс // Пинакотека. - 2000. - № 12.-С. 4-16.

73. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / Ч. Дженкс. — М.: Стройиздат, 1985. — 134 с.

74. Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. — СПб.: Петрополис, 1999. — 240 с.

75. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / Ж. Диди-Юберман. — СПб.: Наука, 2001. — 264 с.

76. Дискин И. Е. Социокультурный базис перестройки / И. Е. Дискин. — М.: Наука, 1992. — 104 с.

77. Досси П. Продано! Искусство и деньги / П. Досси. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тулибина», 2011. - 288 с.

78. Долгин А. Экономика символического обмена / А. Долгин. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 630 с.

79. Драгович-Шешич М. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг: Пер. с сербскохорват./ М. Драгович-Шешич, Б. Стойкович. -Новосибирск: Изд. Дом «Тигра», 2000. - 226 с.

80. Дрикер А. С. Творческая аура в цифровом стандарте // Человек. -2001.-№2.-С. 113-117.

81. Дубова О. Искусство и рынок / О. Дубова // Искусство в современном мире. - 2004. - Вып. 1. - С. 109 - 124.

82. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: Канон, 1995. — 349 с.

83. Ерасов Б. С. Социальная культурология : учебное пособие / Б. С. Ерасов. - М. : АСПЕКТ-ПРЕСС, 1996. - 591 с.

84. Еремеев А. Ф. Границы искусства : Социальная сущность художественного творчества / А. Ф. Еремеев. — М. : Искусство, 1987. — 320 с.

85. Закс Л. А. От имперской арт-цивилизации к цивилизации арт-рынка / Л. А. Закс // Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление : Материалы науч.-практ. семинара / Отв. ред. Л. М. Немченко. — Екатеринбург : Б. и., 2001. — С. 26 - 32.

86. Закс Л. А. Художественное сознание / Л. А. Закс. — Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1990. — 212 с.

87. Зиммель Г. Избранное. Т.1, Философия культуры / Г. Зиммель. — М.: Юрист, 1996. —671 с.

88. Зиммель Г. Избранное. Т.2, Созерцание жизни / Г. Зиммель. — М. : Юрист, 1996. — 607 с.

89. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта / П. Зюмтор. — М. : Молодая гвардия : Палимпсест, 2001. — 391 с.

90. Иванченко Г. В., Оганесян Н. Т. Потребление культуры: смысловые и психотехнические аспекты культурных практик // Г. В. Иванченко, Н. Т. Оганесян // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. - М.: Смысл, 2010. - С. 242-253.

91. Ильин И. П. Постмодернизм : Словарь терминов / И. П. Ильин. — М.: ШТЮША, 2001. — 384 с.

92. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

93. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы : Учеб. пособие / В. Л. Иноземцев. — М. : Логос, 2000. — 304 с.

94. Искусство и рынок: Проблемы теории и практики / Ред.-сост.: В. С. Жидков, А. Я.Рубинштейн. - М.: ГИИ, 1996. - 224 с.

95. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века: Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр : Искусство 17 века: Голландия. Франция. Англия. Германия / Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ ; Отв. ред. Е. И. Ротенберг, М. И. Свидерская. — М.: Искусство, 1995. — 392 с.

96. Каган М. С. Начало нового переходного этапа в истории культуры и проблема постмодернизма // М. С. Каган. Этика как философская наука: Университет, курс лекций. - СПб., 1997. - С. 512 - 534.

97. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996. — 415 с.

98. Как продавать искусство: [Сб. ст.] / Сост. И ред. Дж. В. Мелилло. - Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. - 195 с.

99. Калугина О. П. Аукционы: сущность, ценообразование и совершенствование функционирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук / О. П. Калугина. - Воронеж, 2000. - 24 с.

100. Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.

101. Каррьеро К. Потребление и поп-арт. Предъявление предмета и кризис объективации / К. Каррьеро. — М.: Искусство-ХХ1 в., 2010. — 315 с.

102. Картирование творческих индустрий: инструменты анализа и оценки / Под ред. П. Россельо, Ш. Райт. - М.: Издательство «Креативная экономика», 2011. - 63 с.

103. Кастельс М. Галактика Интернет. [Размышления об Интернете, бизнесе и обществе] / М. Кастельс. — Екатеринбург : У-Фактория : Изд-во Гуманит. ун-та, 2004. — 328 с.

104. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

105. Кириллова Н. Б. Аудиовизуальная культура. Словарь терминов и понятий / Н. Б. Кириллова, Н. Ф. Хилько. - Екатеринбург : Изд-во Урал, унта, 2011.-232 с.

106. Кириллова Н. Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну / Н. Б Кириллова. - М.: Академический Проект, 2005. - 446 с.

107. Классика экономической мысли: Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Мейнард Кейнс, Милтон Фридмен : Сочинения. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. — 895 с.

108. Коган Л. Н. Духовное воспроизводство: методологические и социологические проблемы / JI. Н. Коган, И. Б. Сесюнина. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 1986. — 165 с.

109. Кондаков И. В. Элитарная культура // Культурология XX век: Энциклопедия / Отв. ред. JI. Т. Мильская. - СПб.: Университетская книга, Б. г. Т. 2.-1998.-С. 384-388.

110. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы / Р. Краусс. — М.: Художественный журнал, 2003. — 318 с.

111. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева. — М. : РОССПЭН, 2004. — 654 с.

112. Кропотов С. JI. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида / С. Л. Кропотов. — Екатеринбург : Гуманитарный университет, 1999. — 408 с.

113. Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма / Т. А. Круглова. — Екатеринбург : Изд-во Гуманитар, ун-та, 2005. —384 с.

114. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред.: И. А. Бутенко, к. Э. Разлогов. - М.: Либерия, 1998. - 296 с.

115. Культурология, XX век : энциклопедия / [сост. С. Я. Левит]. — СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2: М - Я. — 447 с.

116. Культурология от прошлого к будущему / Отв. ред. К. Э. Разлогов. — М. : Рос. ин-т культурологии, 2002. — 368 с.

117. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения : [В 3 кн.]: Таблицы. Кн. 3, Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве: Архитектура. Скульптура. Живопись. Трактаты / В. Н. Лазарев. — М. : Искусство, 1979. — 270 с.

118. Лангер С. Философия в новом ключе : Исследование символики разума, ритуала и искусства / С. Лангер. — М.: Республика, 2000. — 287 с.

119. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под общ. ред. В. В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2003. - 608 с.

120. Леонардо да Винчи. Избранные произведения : В 2 т. Т. 2 / Леонардо да Винчи ; Под общ. ред. Б. В. Леграна, А. М. Эфроса; Пер., ст., коммент. А. А. Губера, В. П. Зубова, В. К. Шилейко; Вступ. ст. Н. Б. Иванова. — М.; СПб.: ОЛМА-ПРЕСС : Нева, 2000. — 479 с.

121. Ленонтьев Д. А. Культурное потребление в антропологическом и психологическом контекстах / Д. А. Леонтьев // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. - М.: Смысл, 2010. - С. 217 - 241.

122. Лесли Р. Поп-арт. Новое поколение стиля / Р. Лесли. - Минск : Белфакс, 1998. - 128 с.

123. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии / К. Лэш. — М.: Логос : Прогресс, 2002. — 224 с.

124. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. — М. ; СПб.: Ин-т экспериментальной социологии : Алетейя, 1998. — 160 с.

125. Лисовец И. М. Арт-менеджмент в современном социокультурном пространстве / И. М. Лисовец // Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление : Материалы науч.-практ. семинара / Отв. ред. Л. М. Немченко. — Екатеринбург : Б. и., 2001. — С. 59 - 67.

126. Лифшиц М. А. Почему я не модернист? / М. А. Лифшиц. - М.: Классика XXI века, 2009 - 606 с.

127. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А. Ф. Лосев ; Сост. А. А. Тахо-Годи. — М. : Мысль, 1998. — 752 с.

128. Лотман Ю. М. Семиосфера : Культура и взрыв ; Внутри мыслящих миров ; Статьи. Исследования. Заметки / Ю. М. Лотман. — СПб. : Искусство-СПБ, 2004. — 704 с.

129. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. — М.: Праксис, 2005.

— 256 с.

130. Лэндри Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. -Пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталевой, М. Гнедовского. — М. : Классика-ХХ1, 2005.

— 399 с.

131. Мак-Илрой Э. В поисках творческой конкурентоспособности, или Как измерить тяжесть Святого Грааля? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpolicy.ni/analytics/90.html (дата обращения: 08.05.2011).

132. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу / Э. Мак-Илрой. - М.: Классика-ХХ1, 2005. - 158 с.

133. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/mcluhan-understanding_media=ann.htm (дата обращения: 04. 11. 2011).

134. Маньковская H. Б. Эстетика постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс / Н. Б. Маньковская. —Москва - Санкт-Петербург: Изд-во «Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга», 2009. - 495 с.

135. Маркина Т. Инвестиции в искусство / Т. Маркина // Артхроника. - 2002. - № 4. - С.61-66.

136. Маркузе Г. Одномерный человек : Исслед. идеологии развитого индустр. о-ва / Г. Маркузе. — M. : REFL-book, 1994. — 341 с.

137. Махнева А. В., Пискунова JI. П. Арт-рынок: вокабулярий // Арт-рынок Екатеринбурга: стихия и управление. - Екатеринбург, 2001. - С. 121 -133.

138. Мотрошилова Н. О лекциях Ю. Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции. // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М. - 1995. - С. 123-147.

139. Мелихова Е. А. Художественная галерея: торговля искусством / Е. А. Мелихова // СОЦИС. - 2000. - № 4. - С. 124 - 127.

140. Мизиано В. А. "Другой" и разные / В. А. Мизиано. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — 304 с.

141. Моль А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М. : КомКнига, 2005.-404 с.

142. Мосс М. Общества. Обмен. Личность : труды по социальной антропологии / M. Мосс. — М. : Вост. лит. РАН, 1996. — 360 с.

143. Мурзина И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания / И. Я. Мурзина. — Екатеринбург : [Урал. гос. пед. ун-т], 2003. — 205 с.

144. Никич Г. Культурная индустрия: омассовление культуры или окультуривание рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpolicy.ru/analytics/89.html (дата обращения: 08.05.2011).

145. Новейший философский словарь. Постмодернизм / под ред. А. А. Грицанова. — Минск : Современный литератор, 2007. — 815 с.

146. Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. — СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2002. — 279 с.

147. Нуреев Р. М. Очерки по истории институционализма / Р. М. Нуреев. — Ростов-на-Дону : Содействие - XXI век : Гуманитарные перспективы, 2010. — 414 с.

148. Норман Ж. Рынок современного искусства / Ж. Норман // Искусство XX века: Итоги столетия. - Спб., 1999. - С. 47 - 64.

149. Онуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнеса / Г. Онуфриенко // Вопросы искусствознания. - 1994. - Вып. 1. - С. 63 - 100.

150. Орлов Б. В. Духовные ценности: Проблема отчуждения / Б. В. Орлов, Н. К. Эйнгорн. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1993. — 184 с.

151. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология : учеб. пособие для вузов / Э. А. Орлова. — М.: Академический Проект, 2004. — 480 с.

152. Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы : сборник / X. Ортега-и-Гассет. — М.: Радуга, 1991. — 639 с.

153. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс. — М. : Академический Проект, 2002. — 832 с.

154. Пахтер М. Культура на перепутье: Культура и культурные институты в XXI веке / М. Пахтер, Ч. Лэндри. — М. : Классика-ХХ1, 2003. — 95 с.

155. Пелипенко А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 371 с.

156. Перрюшо А. Таможенник Руссо / А. Перрюшо. — М. : Радуга, 2001. —395 с.

157. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю: Учеб. пособие / Л. В. Петров. - СПб.: Гос. ун-т культуры, 1999.-211с.

158. Петти У. Трактат о налогах и сборах / У. Петти. — Петрозаводск : Петроком, 1993. — 154 с.

159. Пивоваров Д. В. Синтетическая парадигма в философии : избр. ст. / Д. В. Пивоваров. — Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2011. — 532 с.

160. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы / Ю. А. Помпеев. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2003. - 95 с.

161. Порозов Р. Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: автореф. дис. ... канд. культурологии / Р. Ю. Порозов ; Уральский гос. пед. ун-т. - Челябинск: [б. и.], 2009. - 25 с.

162. Постмодернизм : Энцикл. / Сост. и науч. ред. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Минск : Интерпрессервис : Книжный Дом, 2001. — 1039 с.

163. Пригожин И. Время, хаос, квант: К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Издат. группа «Прогресс», 1994. - 266 с.

164. Пул Дж. Когда менеджмент приносит деньги: наставления учреждениям культуры всех стран / Дж. Пул. — СПб. : Контрфорс, 1999. — 142 с.

165. Разлогов К. Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? / К.

3. Разлогов. - М. : Искусство, 1992. - 271 с.

166. Рашкофф Д. Медиа-вирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. — М. : Ультра. Культура, 2003. — 368 с.

167. Ревзин Г. И. Завершение модернистского проекта XX века. Художественные модели мироздания. - Кн. 2: XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. - М.: Наука, 1999. - С. 309 - 317.

168. Рикардо Д. Сочинения. Т. 1, Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. — 2-е изд. — М. : Госполитиздат, 1955. — 360 с.

169. Розин В. М. Техническая реальность и ее влияние на искусство (три этапа расколдовывания техники) В. М. Розин // Полигнозис. - 2000. - №

4. - С. 91 - 99; № 5. - С. 76-83.

170. Рубинштейн А. Я. Экономика культуры: учеб. для студентов вузов / А. Я. Рубинштейн. - М.: РБК, 2009. - 605 с.

171. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства / под ред. С. Скатерщикова. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. - 224 с.

172. Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х гг. / А. В. Рыков. - Спб. : Алетейя, 2007. - 376 с.

173. Савчук В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. - СПб.: Петрополис, 2001. - 288 с.

174. Свендсен JI. Философия моды / JI. Свендсен. — М. : Прогресс-Традиция, 2007. — 256 с.

175. Семенова Н. Ю. Московские коллекционеры: С.И. Щукин, И.А. Морозов, И.С. Остроухов. Три судьбы, три истории увлечений / Н. Ю. Семенова. М. : Молодая гвардия, 2010. - 397 с.

176. Сидорина Т. Ю. Трансформация ценностей современной культуры в контексте социокультурного кризиса // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура: Материалы междунар. конф. - М., 2001.-С. 178- 195.

177. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народа (отдельные главы) / А. Смит. — Петрозаводск : Петроком, 1993. — 320 с.

178. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сб. переводов / Под ред. Е. Г. Яковлева. - М.: Кн. дом «Университет», 2002. - С. 26-36.

179. Суворов H. Н. Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи: учебн. Пособие / H. Н. Суворов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. 201 с.

180. Суворов H. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма / H. Н. Суворов. — СПб. : [СПбГУКИ], 2004. — 372 с.

181. Тарасов Ю. А. Из истории голландской живописи XVII века: Художник и рынок / Ю. А. Тарасов // Пунинские чтения. - СПб.: СПбГУ, 2000. - С. 55 - 65.

182. Тейлор Б. Art Today. Актуальное искусство, 1970-2005 / Б. Тейлор.

— M.: CJIOBO/SLOVO, 2006. — 255 с.

183. Тэн И. Философия искусства / И. Тэн ; Подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А. М. Микиши; Вступ. ст. П. С. Гуревича. — М. : Республика, 1996.

— 351 с.

184. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Ж. Тироль. — СПб. : Экономическая школа, 1996. — 748 с.

185. Ткач Е. Социально-профессиональный статус современного художника / Е. Ткач // Художественный Совет. - 2009. - N 6. - С. 9-12.

186. Тойнби А. Дж. Постижение истории : Избранное / А. Дж. Тойнби.

— М. : Айрис-пресс, 2002. — 639 с.

187. Томпсон Д. Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы или скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах / Д. Томпсон. - М.: Центр-полиграф, 2010. - 351 с.

188. Тоффлер А. Футурошок / Э. Тоффлер. — СПб. : Лань, 1997. — 464

с.

189. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусства. - Спб.: Лань, 2001. - 382 с.

190. Турчин В. С. Поп-арт. Искусство успеха // Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. - М., 1993. - С. 210 - 223.

191. Уорхол Э. Попизм : Уорхоловские 60-е / Э. Уорхол, П. Хэкетт ; [вступ. ст. и пер. с англ. Л. А. Речная]. — Санкт-Петербург : Амфора, 2009. — 349 с.

192. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола / Э. Уорхол. - М. : Д. Андронов, 2002. - 100 с.

193. Философский энциклопедический словарь : словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.

194. Флиер А. Я. Культурология для культурологов : Учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А. Я. Флиер. — М. ; Екатеринбург : Академический Проект : Деловая книга, 2002. — 459 с.

195. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления / Ю. У. Фохт-Бабушкин. — М. : Наука, 1986. — 235 с.

196. Фролов В. Владимир Виссон: сколько стоит импрессионизм? / В. Фролов // Новый мир искусства. - 2001. - № 4. - С. 32-35.

197. Фромм Э. Иметь или Быть? Психоанализ и религия. Искусство любить. Исследование природы любви / Э. Фромм. — Киев : Ника-Центр : Вист-С, 1998. — 394 с.

198. Фуко М. Слова и вещи : Археология гуманитарных наук / М. Фуко. — СПб. : A-cad : Талисман, 1994. — 406 с.

199. Культурология. Фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И.М. Быховской. - М.: Смысл, 2010. - 640 с.

200. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект / Ю. Хабермас // Вопросы философии, 1992, № 4.

201. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас. — М. : Весь Мир, 2003. — 416 с.

202. Хайдеггер М. Исток художественного творения : избран, работы разных лет / М. Хайдеггер.. — М. : Академический Проект, 2008. — 524 с.

203. Хангельдиева И. Г. Культура и предпринимательство в современной России / И. Г. Хангельдиева // Прикладная культурология: сборник научных статей.- М. - 2010. - С.25-51.

204. Хангельдиева И. Г. Культура и рынок. Современные тенденции / И. Г. Хангельдиева. - М.: Классика-ХХ1, 2009. - 224 с.

205. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. — 4-е муждунар. изд. — СПб. ; М. : Прайм-ЕВРОЗНАК : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 445 с.

206. Харт К. Постмодернизм / К. Харт. — М. : ГРАНД : Фаир-Пресс, 2006. —263 с.

207. Хелд Д. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура.

208. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. М. - СПб.: Медиум, Ювента, 1997.

209. Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М.: 1981.

210. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии / под ред. А. В. Карпова. - СПб.: [б. и.], 2004. - 230 с.

211. Чернозуб О. Л. Жизнь после кризиса: Стоимостной подход к управлению частной компанией / О. Л. Чернозуб. - М.: Альпина Паблишерз, 2009.-238 с.

212. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. - СПб.: Академический проект, 2004. 383 с.

213. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. — СПб.: Symposium, 2004. — 544 с.

214. Экономика современной культуры и творчества: Сборник статей / Общ. ред., сост. Е. Е. Мень. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006. - 448 с.

215. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т. 2, Изменения в обществе. Проект теории цивилизации / Н. Элиас. — М.; СПб.: Университетская книга, 2001. — 382 с.

216. Эрроу К. Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности / К. Дж. Эрроу. — М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 203 с.

217. Яичникова Е. Жан-Юбер Мартен, куратор экзотического [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.openspace.ru/art/proj ects/121 OO/details/12101 /ра§е2/(дата обращения: 07.12. 2011)

218. Якобсон Л. И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере / Л. И. Якобсон. — М. : Экономика, 1991. — 176 с.

219. Acton М. Learning to look modern art / M. Acton. - London ; New York : Routledge, 2004/ - 334 p.

220. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste [Электронный ресурс] / P. Bourdieu. - Cambridge: Harvard University Press, 1984. - 640 p. - Режим доступа: http://performingtext.qwriting.org/files/2010/08/Bourdieu.pdf

221. Bourdieu P. Outline of a theory of practice [Электронный ресурс] / Cambridge: Cambridge University Press, 1977. - 248 p. - Режим доступа: http://books.google.ru/books/about/Outline_of_a_theory_of_practice_Esquisse.html ?id=WvhSEMrNWHAC&redir_esc=y

222. Campbell L. The Art Market in the Southern Netherlands in the Fifteenth Century / L. Campbell // The Burlington Magazine. - 1976. - Vol. 118.-PP. 188 - 198. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.org/discover/10.2307/878374?uid=3738936&uid=2134&uid=3218 92763&uid=2&uid=70&uid=3&uid=321892753&uid=60&sid=55849838443

223. Carroll N. Philosophy of art. A contemporary introduction / N. Carroll. — London ; New York : Routledge, 2010. — 273 p.

224. Collecting the new. Museums and contemporary art / ed. by Bruce Altshuler. — Princeton ; Oxford : Princeton university press, 2005. — 195 p.

225. Handbook of the economics of art and culture / Edited by V. A. Ginsburgh and D. Throsby. -

226. Harris J. Writing back to modern art : After Greenberg, Fried, and Clark / J. Harris. — London ; New York : Routledge, 2005. — 263 p.

227. Hunter S. Modern Art: Painting, Sculpture, Architecture / S. Hunter, J. Jacobus. - New York : Harry N. Abrams, 1992. - 440 p.

228. Kinsella E. American Modernism Takes Off / E. Kinsella // ART News. - 2002. - № 5. - P. 138 - 141.

229. Kuppers P. The scar of visibility. Medical performances and contemporary art / P. Kuppers. — Minneapolis ; London : University of Minnesota press, 2007. —IX, 259 c.

230. Maroney T. Much More Than Fifteen Minutes / T. Maroney // ART News. - 2002. - № 1. - P. 106 - 110.

231. Meecham P. Modern art : A critical introduction / P. Meecham, J. Sheldon. - 2nd ed. - London ; New York : Routledge, 2005. - 354 p.

232. Modern art and the grotesque / Ed. F. S. Connelly. — Cambridge : Cambridge University Press, 2003. — 316 p.

233. Prak M. Guilds and the development of the art market during the Dutch Golden Age / M. Prak // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. - 2003. - Vol. 30. - PP. 236 - 251. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jstor.org/discover/10.2307/3780918?uid=3738936&uid=321892753&ui d=2129&uid=2&uid=70&md=3&uid=60&sid=55988073663

234. Velthuis О. Talking prices. Symbolic meanings of prices on the market for contemporary art / O. Velthuis. — Princeton ; Oxford : Princeton university press, 2007. — 264 p.

235. Walker J. A. Glossary Of Art, Architecture And Design Since 1945 / J. A. Walker. - London : Clive Bingley, 1973. - 240 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.