Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Чжао Мин

  • Чжао Мин
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 213
Чжао Мин. Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки». 2021. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжао Мин

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСКУССТВА КИТАЯ

1.1. Прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая

1.2. Развитие аккордеона в Китае: Трансплантация (1890-1966)

1.3. Специализация аккордеона в Китае (1976-1999)

ГЛАВА II. МЕСТО БАЯНА (АККОРДЕОНА) В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1. Баян и аккордеон в китайской культуре нового тысячелетия. Общая характеристика

2.2. Оценка баянно-аккордеонного искусства Китая современными китайскими музыкантами: проблемы и перспективы

ГЛАВА III. ЛИНИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ ДЛЯ БАЯНА И АККОРДЕОНА В КИТАЕ

3.1. «Возвращение к корням»: сближение баяна и аккордеона с национальными китайскими традициями

3.2 Европеизация современных китайских произведений для баяна и аккордеона

3.3 Ассимиляция традиций в контексте диалога культур Востока и Запада

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Вопросы для анкетирования

Приложение 2. Ответы китайских аккордеонистов, представленные в виде таблицы с комментариями

Приложение 3. Ответы русских аккордеонистов, представленные в виде таблицы с комментариями

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время китайская баянно-аккордеонная школа и пути ее становления представляют особый интерес в современном китайском музыковедении. Это связано, прежде всего, с небывалым расцветом исполнительского искусства и музыкальной педагогики в данном государстве. Его история необычайно молода: по мнению ряда китайских исследователей, она ограничена рамками последнего столетия1. За столь короткий промежуток времени путем проб и ошибок современное китайское музыкальное образование достигло определенных успехов, пройдя путь от зарождения первых музыкально-культурных центров (консерваторий) до установления достаточно высокого уровня профессионализма на всех ступенях образования с дальнейшими перспективами развития. Историческое осмысление этого пути в рамках общего формирования китайской музыкальной культуры и отдельной из его сфер - исполнительства на баяне и аккордеоне - представляется широким полем для исследования.

В сфере китайской музыкальной педагогики и исполнительства игра на баяне и аккордеоне занимает особое место. Это может быть объяснимо следующими причинами:

1. Возросшая популярность данных инструментов была подготовлена благоприятными условиями - реформами в области музыкального образования и культуры.

2. Генетически современные язычковые инструменты, такие как баян и аккордеон, связаны со своими китайскими прообразами - шэном, люшэном, юй, поэтому их развитие в русле китайской музыкальной культуры воспринимается как закономерное.

1 Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского

государственного института культуры. - 2012. - № 2. - С. 155-159.

3

3. Можно справедливо указать, что еще одной существенной причиной интереса к данным инструментам стало тесное политическое, экономическое и культурное взаимодействие Китая и России (СССР), ведь последнее из названных государств особенно славится богатыми традициями баянно-аккордеонной школы.

Для музыкальной культуры Китая развитие баянной и аккордеонной исполнительской школы - это явление относительно новое и довольно сложное, требующее серьезного теоретического осмысления. С одной стороны, оно воспринимается как нечто привнесенное извне, как ассимиляция музыкальных традиций европейских стран. С другой стороны, как было отмечено выше, некоторые традиционные китайские народные инструменты, имея сходство с баяном и аккордеоном, подготовили почву для его освоения. Рассмотрение генезиса китайского баянно-аккордеонного искусства, его сложной структуры, основанной на взаимовлиянии разных национальных культур, представляется целесообразным и актуальным в условиях современной глобализации. Баян и аккордеон в Китае приобретают все большую популярность, о чем свидетельствует количество международных конкурсов, создание педагогических ассоциаций.

Китайские композиторы все больше обращают внимание на этот инструмент и обогащают репертуар новыми произведениями в самых разных жанрах. В то же время сравнительно небольшое количество исследований посвящено изучению жанрово-стилевых особенностей произведений для баяна и аккордеона китайских композиторов, что затрудняет понимание общей картины развития китайской музыки и основных ее тенденций, а также оценку наиболее значимых в художественном отношении сочинений для баяна и аккордеона.

Не менее важным представляется исследование современных проблем

китайской музыкальной педагогики и исполнительского искусства на баяне и

аккордеоне. Эти проблемы касаются, в первую очередь, методического

оснащения и необходимости совершенствования самого процесса

4

музыкального образования. Также из-за «абсолютизации возможностей»2, открытых благодаря научно-технической революции, утрачиваются некоторые важнейшие традиции. Остается актуальным, несмотря на свою разработанность, и вопрос интеграции западных традиций и китайской музыкальной культуры оценка положительных и отрицательных сторон этого процесса. Он требует глубокого осмысления в более узкой сфере баянного и аккордеонного искусства. Наконец, не менее важным является прогнозирование дальнейшего пути развития искусства исполнения на баяне и аккордеоне и исследование его перспективы.

В соответствии с вышесказанным актуальность настоящей работы обусловлена:

- вновь возрастающей популярностью баяна и аккордеона в системе современного музыкального образования после некоторого спада в 2000-е годы, а также расцветом исполнительского искусства в Китае;

- необходимостью теоретического обобщения вопросов происхождения, развития и современного состояния баянно-аккордеонного искусства в Китае;

- потребностью в углублении изучения основных тенденций развития китайской музыки для аккордеона и баяна;

- важностью выявления насущных проблем в сфере музыкального образования и исполнительского искусства в Китае.

Степень научной разработанности темы. Целостное исследование баянного и аккордеонного исполнительского искусства в Китае в аспекте изучения его возникновения, особенностей музыкального языка, а также проблем и перспектив развития до настоящего времени не было представлено в работах на русском языке. Для всестороннего осмысления данного феномена было необходимо изучить широкий круг источников, включающих научные работы по следующим категориям:

2 Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2012. - № 2. - С. (155-159).

5

Первая группа - книги, посвященные истории баянно-аккордеонного исполнительства Китая. На русском языке она представлена монографией М. И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства» 3 и диссертацией Ван Дэцун «Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства» 4 . Масштабное исследование Имханицкого затрагивает широкий спектр вопросов истории и современного состояния аккордеонного искусства разных стран, однако в нем содержится лишь упоминание о язычковых инструментах Китая. В диссертации Ван Дэцун истории китайского аккордеонного исполнительства посвящена отдельная глава. В ней подробно рассматривается процесс становления этой инструментальной школы от предпосылок возникновения (искусство древних язычковых инструментов) до современности (2000-е годы).

В китайском музыковедении история баянно-аккордеонного искусства освещена гораздо подробнее. В многочисленных статьях, монографиях и диссертациях приводятся интересные и редкие факты, наглядно демонстрирующие различные исторические периоды аккордеонной школы. Среди источников наиболее значимы диссертации Гао Цзе 5 и Шань Цзяньсиня6, статьи Чэнь Имин7, Линь Цзян8, Ван Мин - Чэнь И. Шэн9. Вопросы истории культуры рассматриваются в китайских трудах изолированно от исполнительства и композиторского творчества.

3 Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. - 519 с.

4 Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства: дис. канд. искусств. Н. Новгород, 2016. 163 с.

5 Гао Цзе. История китайского аккордеонного искусства: диссертация доктора искусствоведения. Пекин: Центральная консерватория, 2003. 174 с.

6 Шань Цзяньсинь. Экзотический инструмент аккордеон в контексте политики Китая // Китайское музыковедение. 2013. № 1. С. 110-114.

7 Чэнь Имин. Распространение, национальные особенности, характеристика времени создания двух произведений для аккордеона Ван Юйпина // Ци Лу. 2000. № 4. С. 46-48.

8 Линь Цзян. История аккордеона в Китае //Музыкальные новинки (Временник Сычуаньской консерватории). Специальное приложение. 2007. № 1. С. 174-177.

9 Ван Мин, Чэнь И. Шэн и аккордеон: взаимодействие китайской и западной культур // Китайская музыка. 2008. № 1. С. 75-77.

Вторая группа - исследования по теории китайской музыки. Различным аспектам теории китайской музыки посвящены монографии Ван Юйхэ10, Ван Яохуа11, Лю Синьсиня - Лю Сюэцина12, Яо Хэнлу13, Дэн Гуанхуа14, Фэн Цзыкая 15 и других авторов. В них уделяется внимание вопросам ладогармонических, структурных и тематических особенностей. Большинство работ основаны на материале народной музыки. Творчество современных китайских композиторов, в особенности пишущих для баяна и аккордеона, значительно реже попадает в поле зрения музыковедов. На русском языке оно рассматривается лишь в диссертации Пэн Чэна16 и только с точки зрения ладовой организации.

Третья группа исследований посвящена изучению баянных произведений современных китайских композиторов. Их анализ в ряду исследований Ван Дэцун17 (на русском языке). Достоинство этих работ в том, что данный материал изучается в связи с различными аспектами национальной музыкальной культуры Китая. Автор выявляет специфику баянных произведений на уровне эстетики, формообразования и музыкального языка. На основе анализа Ван Дэцун создает убедительную классификацию композиций. Однако в данных исследованиях изучаются лишь сольные сочинения. Для полноты картины не хватает примеров ансамблевой и концертной музыки крупных форм.

10 Ван Юйхэ. Современные китайские произведения. Пекин: Издательство народной музыки, 2009. 362 с.

11 Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. № 7. С. 60-61

12 Лю Синьсинь, Лю Сюэцин. Истории развития западной музыки в Харбине. Пекин: Издательство народной музыки, 2002. 403 с.

13 Яо Хэнлу. Анализ техники композиции в XX веке. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2000. 313 с.

14 Дэн Гуанхуа. Китайская народная музыка. Пекин: Высшее образование, 2002. 424 с.

15 Фэн Дэган. Альбом китайской народной музыки для аккордеона. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 1999. 90 с.

16 Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. -СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2013. - 220 с.

17 Ван Дэцун. К истории развития аккордеонного репертуара в Китае (1949-1966) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2014. - № 3 (33). - С. 50-56.

В китайском музыковедении современный баянно-аккордеонный репертуар исследуется в ряде статей Чэнь Имина18, Чжоу Синьтина19, Шэнь Бо20, У Шоучжи - У Цзе21, Ван Ци22, Цзэн Цзиньфаня23, Тань Иминя24, Лю Циня25, Ма Лили26 и других. В них с разной степенью подробности рассматриваются отдельные композиции. С начала XXI века корпус аккордеонных произведений значительно пополнился

высокохудожественными образцами. Их анализ представляется необходимым для понимания специфики современного китайского аккордеонного искусства в целом.

В разной степени с темой диссертации соприкасаются работы по истории музыки и культуры Китая на русском - У Ген-Ира27 , Цзо Чжэньгуаня28, Е. В. Завадской29 - и китайском языках - Чэнь Цишэ30, Гао Юнхо 31 , Лан Мао 32 , У Годуна 33 и других авторов. Перечисленные исследования позволяют вписать проблематику баянно-аккордеонного искусства в контекст китайской культуры, глубже понять его специфические

18 Чэнь Имин. Руководство игры на аккордеоне. Шанхай: Издательство Шанхайской музыки, 2005. 299 с.

19 Синьтин. Как воплотить музыкальный образ на аккордеоне в китайском стиле (на примере произведения «Цзю куан» для аккордеона Мао Чжу) // Музыкальное творчество. 2015. № 7. С. 137-139.

20 Шэнь Бо. Создание китайских произведений для аккордеона и ихэстетика // Вестник Юньнаньской художественной академии. 2000. № 3. С. 62-66.

21 У Шоучжи, У Цзе. Обзор развития китайского аккордеонного искусства // Музыкальные новинки (временник Сычуаньской консерватории). 1996. № 5. С. 24-38.

22 Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. № 7. С. 60-61.

23 Цзэн Цзиньфань. Обзор китайской народной музыки для аккордеона // Китайская музыка. 1994. № 4. С. 6061.

24 Тань Иминь. Аккордеон и китайская музыка XX века // Народная музыка. 2010. № 6. С. 29-31.

25 Лю Цинь. Интерпретация произведения «Легенда Гуанлин» для аккордеона // Хуанчжун (Временник Уханьской консерватории). 1998. № 2. С. 77-79.

26 Ма Лили. Деятельность аккордеонистов в группах любителей губной гармоники в Шанхае // Ишу Байцзя. 2011. № 4. С. 242-244.

27 У Ген-Ир. Китай // История музыки Восточной Азии. Китай, Корея, Япония. - СПб.: Лань, 2011. - С. 2179.

28 Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. - СПб.: Композитор, 2014. - 336 с.

29 Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. - 168 с.

30 Чэнь Цишэ. О цветовых характеристиках китайской народной музыки // Китайская музыка. 2012. № 7. С. 15-19.

31 Гао Юнхо. Формирование и развитие китайской этномузыкологии // Музыкальные исследования. 1980. № 8. С. 8-25.

32 Лан Мао. Происхождение китайского профессионого музыкального творчества // Музыкальное искусство. 1981. № 1. С. 12-21.

33 У Годун. Развитие теории китайской народной музыки в академической мысли XX века. Часть II // Музыкальные исследования. 2001. № 3. С. 43-52.

черты. В то же время, на сегодняшний момент отсутствуют научные работы, в которых систематизируются сведения по истории музыки и искусства Китая, нет единой периодизации и классификации различных культурных явлений.

Таким образом, несмотря на довольно широкий спектр литературы на китайском языке и отдельные работы российских музыковедов, связанные с темой диссертации, необходимо систематизировать сведения о баянно-аккордеонном искусстве КНР, изучить его генезис, проблемы и перспективы.

Объектом исследования является китайское баянно-аккордеонное искусство, как целостный феномен, включающий в себя образовательную систему, исполнительство и научно-методическую базу. Предмет диссертации - процесс зарождения, развития этого феномена и его перспективы.

Цель диссертации - выявить генезис китайского баянно-аккордеонного искусства, периодизацию его развития, современное состояние и перспективы, а также основные тенденции современной китайской музыки для баяна и аккордеона.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая;

- выявить этапы развития аккордеонного и баянного искусства в Китае с конца XIX до XXI века в сравнении с периодизацией Ван Дэцун и с теоретически обоснованными этапами развития баянно-аккордеонного искусства, предложенными О. И. Спешиловой на российской почве;

- определить место баяна (аккордеона) в современной китайской музыкальной культуре;

- выявить основные проблемы современного баянно-аккордеонного искусства Китая в аспекте исполнительского и композиторского творчества, педагогики;

- обозначить основные национальные истоки, нашедшие отражение в

современном китайском баянно-аккордеонном искусстве;

9

- проследить, как интегрировались традиции других национальных культур в современном китайском баянно-аккордеонном искусстве;

- проанализировать современный китайский репертуар для баяна и аккордеона с точки зрения наличия в нем жанрово-стилевого синтеза культур Востока и Запада.

Материал исследования. Исследование опирается на широкий круг источников: музыкальные энциклопедии, словари и справочники; научные статьи на русском и китайском языках посвященные исполнительству на баяне (аккордеоне); учебники, методические пособия; интернет-источники; ноты народной музыки и авторских сочинений для баяна (аккордеона); сведения, полученные в ходе бесед с исполнителями и преподавателями-баянистами (аккордеонистами).

Методология. В данной работе используется комплекс различных методов исследования, который включает в себя:

1) исторический метод, который делает возможным изучение формирования и развития исполнительского искусства на баяне и аккордеоне в исторической ретроспективе; он также позволяет проследить глубинную генетическую связь современных баянов и аккордеонов с шэном и другими древнекитайскими язычковыми инструментами;

2) системный метод, позволяющий выявить связь между западной и восточной музыкальной культурой и проявление их интеграции в произведениях для баяна (аккордеона) китайских композиторов;

3) музыкально-аналитический метод, направленный на выявление жанрово-стилевых особенностей современных произведений для баяна и аккордеона китайских композиторов;

4) социологический метод (интервьюирование), с помощью которого стало возможным выявление посредством сбора мнений авторитетных китайских и русских педагогов и исполнителей основных проблем и возможных перспектив развития баянного и аккордеонного искусства в Китае;

5) теоретические методы (обобщение), позволившие привести полученные в ходе интервью сведения в единую систему и сделать выводы на их основе о специфике и перспективах развития баянного и аккордеонного искусства.

Научная новизна исследования:

- Внесены ряд уточнений и обобщений основных сведений, связанных с историей возникновения первых язычковых инструментов в Древнем Китае, а также появлением и распространением современных аккордеонов и баянов в Китае в Х1Х-ХХ1 вв. На основе полученных исторических данных предпринимается попытка осмыслить специфику развития баяна и аккордеона в современном Китае;

- В работе впервые предпринята попытка осмыслить процессы взаимопроникновения западных и восточных традиций в русле баянного и аккордеонного искусства. В работе было установлено, что данные традиции отражаются на жанрово-стилевых особенностях современных произведений.

- В работе на основе научных источников и частных авторитетных мнений дается оценка неоднозначного положения баяна и аккордеона в современной системе музыкального образования и исполнительства в Китае. Данные сведения существенно обогащают представление о современных проблемах и перспективах развития исполнительства на данных инструментах;

Теоретическая значимость работы.

Исходя из того, что вопросы зарождения, особенностей и будущих перспектив развития баянного и аккордеонного исполнительского искусства в Китае пока не были целостно представлены в научной литературе, данное диссертационное исследование, основанное на обобщении основных исторических сведений из трудов русских и китайских ученых в сфере музыкальной педагогики, исполнительства, истории музыки и иных смежных областей наук, представляет собой одну из первых попыток освещения

указанной проблемы. Работа расширяет представления о положении баяна и аккордеона в современной китайской музыкальной культуре.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных данных в образовательном процессе (в курсе истории музыки, истории исполнительского искусства, в классе по специальности). Выявленные в работе проблемы и недостатки современной системы обучения игре на баяне и аккордеоне могут быть учтены для дальнейшего совершенствования системы музыкального образования в Китае.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интерес к баяну и аккордеону в Китае обусловлен историческим развитием данных инструментов, их сохраняющаяся востребованность в Китае даже в кризисные этапы связана, прежде всего, с генетическим родством с традиционными древнекитайскими прообразами - шэном, люшэном и юй, культурно-политической атмосферой Китая XX столетия, а также социально-культурными факторами (в частности, тесными контактами с Россией, в которой искусство исполнительства на баяне и аккордеоне традиционно широко востребовано, а также взаимопроникновением западных и восточных традиций).

2. Современные проблемы баянно-аккордеонного исполнительства связаны с сильным давлением западной культуры, отсутствием завершенной системы трехступенчатого образования (какое представлено в России), отсутствием целиком сформировавшейся китайской композиторской школы (в том числе в русле баянно-аккордеонного искусства) и отсутствием акцента в образовании на изучении собственного национального наследия.

3. Согласно предлагаемой в настоящем исследовании периодизации, первое десятилетие XXI века по ряду признаков представляет собой начало этапа «академизации» баянно-аккордеонного искусства Китая, о чем свидетельствуют процессы связанные с развитием собственной композиторской школы и попытки преодоления противоречий китайского баянно-аккордеонного образования.

4. Оценивая современное состояние китайской баянно-аккордеонной школы, современные китайские музыканты и педагоги считают, что выход современного исполнительства на баяне и аккордеоне на качественно новый уровень возможен: 1) в случае поиска собственного пути, с избирательным подходом к заимствованию русских и немецких традиций; 2) в случае значительного увеличения числа китайских произведений в исполнительском репертуаре, отличающихся высокой художественной ценностью; 3) в случае повышения качества образования и роста высококвалифицированных кадров в профессорско-преподавательском составе.

5. В современной китайской музыке для баяна и аккордеона особенности стиля и жанра произведений во многом обусловлены соединением китайских музыкальных традиций и западных влияний. Выделяются три основных направления развития: 1) «европеизация» баянно-аккордеонной музыки, 2) «возвращение к истокам» китайских музыкальных традиций 3) сбалансированный синтез восточных и западных приемов в создании произведений.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обусловлена изучением широкого спектра источников - фундаментальных музыковедческих трудов по истории и теории музыки на русском, английском и китайском языках, обращением к апробированным методам исследования, тщательным анализом нотного материала.

Отдельные результаты работы были изложены в ряде публикаций, а

также на международных и всероссийских научных конференциях. Автор

выступал с докладом на XX Международной научно-практической

конференции «Музыкальное образование и наука» (Нижегородская

государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2019), XXIV

Нижегородской сессии молодых ученых (Нижегородский дом ученых, 2019),

LXXIX Международной научно-практической конференции «Культура, наука

и искусство в образовательном процессе» (Казань), Международной научно -

13

практической конференции «Интеграция науки и практики в современных условиях» (Минск, НИЦ «Мир Науки»). По материалам диссертации опубликовано 8 статей, в том числе 4 публикации - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе «Генезис баянно-аккордеонного искусства Китая» дан исторический экскурс, определено место баяна в современной музыкальной культуре страны. Освещены предпосылки возникновения инструмента, его аналоги в традиционном национальном инструментальном искусстве. Отдельное внимание уделяется вопросу периодизации баянно -аккордеонного искусства в Китае. Предложен новый вариант периодизации.

Вторая глава «Место баяна (аккордеона) в современной китайской музыкальной культуре» раскрывает вопрос сложных взаимоотношений национальных китайских музыкальных традиций и ассимиляции опыта других стран. В первом параграфе отдельно рассмотрены проблемы современного развития баянно-аккордеонного искусства в Китае на основе многочисленных исследований китайских музыковедов, исполнителей и педагогов. Для уточнения и актуализации полученных сведений было проведено анкетирование 23 китайских педагогов и исполнителей на баяне и аккордеоне и 20 русских педагогов и исполнителей. Данные, выявленные в ходе анкетирования, изложены во втором параграфе Второй главы. В нем приведено сравнение развития баянно-аккордеонного искусства в Китае и России по таким аспектам, как исполнительство, репертуар, музыкально -образовательные системы и методическая база.

Третья глава «Линии развития современной музыки для баяна и

аккордеона в Китае» носит аналитический характер. Опираясь на опыт

исследования, проведенного в предыдущих главах, предстоит рассмотреть

основные направления развития современной баянно-аккордеонной музыки. В

третьей главе три параграфа, соответствующие трем основным направлениям

современной баянно-аккордеонной музыки - «возвращение к корням»,

14

«европеизация» и «ассимиляция». Анализ современных произведений для баяна и аккордеона, опубликованных в сборниках I и II национального конкурса композиторов позволяет сделать выводы о современном положении китайской баянно-аккордеонной музыки «изнутри».

В заключении подведены итоги исследования, даны рекомендации по развитию баянно-аккордеонного искусства в Китае. Приложением к работе являются список вопросов для анкетирования, полные результаты анкетирования китайских и русских баянистов и преподавателей.

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС БАЯННО-АККОРДЕОННОГО ИСКУССТВА

КИТАЯ

1.1. Прообразы баяна (аккордеона) в традиционной культуре древнего Китая

Возникновение и развитие баянно-аккордеонного исполнительства в музыкальной культуре Китая было подготовлено созданием на Востоке древних язычковых инструментов. В то же время до сих пор остается открытым вопрос происхождения современных гармоник, потому что возникновение схожих механизмов инструментов происходило параллельно в нескольких различных древнейших культурах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжао Мин, 2021 год

ация

(замещен ие живых инструме нтов

электрон икой) / Думаю, сейчас интерес к инструме нту у учащихся России выше, чем в Китае. Но

учитывая количест во прожива ющих в Китае людей, это соотноше ние со временем может поменять ся. Всё зависит от энтузиаз ма и професси онализма преподав ателей баяна и аккордео на, и в частности от тех, кто получил музыкаль ное образова ние в России.

Власова Пок 50/50 / много лет Моско Росс Фридрих Если

Мария а были 2 подряд - вская ия, Липс судить по

Владимир еще китайс с школа Мос крупным

овна да/ ких органом, ква городам -

Аккордеон В сочине с то

выбрала боль ния кларнето достаточ

случайно в шей м, с но. / Оно

детстве степ ударным разное.

ени и Точно

чем

в Росс ии, на мой взгл яд. Плю с в Кита е есть мощ ная подд ерж ка обра зова ния на уров не госу дарс тва. инструме нтами сказать не могу.

Илфат очень 50/50. Фортепиа Россий Росс Александ Востребо

Гарионов популя Да, но, ская ия, р ван, не

Влияние рны в есть Гитара, Н. Скляров, так много

родителей России нескол Скрипка, Новг Ришар студентов

/ В ько Барабаны ород Гальяно, , но

Китае произв , Юрий желающи

востреб едений. Саксофон Шишкин, х

ован, В и др. музыкант научитьс

но по основн ы- я хватает

больше ом это самородк / Сложно

й части композ и. ответить,

на иторы могу

Севере Северо предполо

и - жить, что

Северо- Восток в России

Восток а Китая больше

е интерес к

Китая. В послед ние годы станови тся востреб ован и в южных провин циях инструме нту нежели в Китае.

Пеунов Вопрос 50/50. домра, Русска Росс Никита В

Венедикт сложны Китайс балалайк я ия, Власов, музыкаль

Владимир й. В ких а, Ярос Иосиф ных

ович эстрадн произв фортепиа лавл Пуриц школах

Звук ом едений но, ь, Н. достаточ

инструмен направ сейчас скрипка, Новг но много

та («Баян - лении, нет. виолонче ород исполнит

совершенн мне Когда- ль елей на

ый кажетс то баяне / К

инструмен я, выучил сожалени

т») востреб и ю, не

ован. В записа владею

академ л информа

ическо Сонату цией про

м для китайски

направ баяна х

лении «Tripod учащихся

исполн » по

ителям просьб

более е

сложно китайс

/ Мне кого

кажетс композ

я, итора

сегодня Яо

Китай Хэнлу.

имеет

огромн

ый

потенц

иал для

развити я баяна и аккорде она

Брюханов Да / Приме С Не Росс Александ Да /

Денис тоже рно электроги знаю ия, ра Сложно

в востреб равное. тарой, Н. Склярова сказать

музыкальн ован Нет бас- Новг и Юрия

ой школе китайс гитарой и ород Шишкин

на тот ких барабана а, из

момент не произв ми эстрадно-

было едений. джазовых

специалис - Richard

тов, кроме Galliano,

преподава Ludovic

телей Beier,

баяна и Marc

фортепиан Berthoumi

о eux.

Бурлаков Михаил Сергеевич Детские впечатлен ия (Родился в семье проф. музыканто в) Баян и аккорде он в России имеют популя рность, но в бытово м и развлек ательно м смысле , а не как академ ически е инстру менты / Не знаю Не считал Виолонче ль, рояль, скрипка, саксофон, флейта, переусси я, домра и др. На все значим ые достиж ения в мире при опоре на свой опыт Росс ия, Пенз а, Мос ква. Эталонов в искусстве не существу ет Не так много как хотелось бы / не знаю.

Карташов Да/да Преобл Трио Ориент Росс Баянис Востребо

Виктор адают баянисто ируюсь ия ты: ванность

Дмитриев произв в на Александ разная;

ич едения школу р это

Детские отечест Нижег Скляров, зависит

впечатлен венных ородск Андрей от

ия композ ая Романов, географи

(баянист с иторов. Н.Чайк Александ ческого

травмиров Китайс ина - р Ковтун, располож

анной ких - В.Беля Ришар Га ения

рукой в Увы, кова - льяно и учебных

детском нет, В.Филь др.; заведени

саду) было чева Аккордео й, их

бы нисты: удаленно

интере Борис сти от

сно Арон, регионал

поигра Никита ьных

ть Власов. центров и * I ■ 11

т.п. Количест

во

учащихся

также

зависит

от этих

факторов. / /

Затрудня

юсь

ответить,

не

обладаю

достаточ

ной

информа

цией.

Лукашеви Баян, Чётког Балалайк русска Росс Никита В России,

ч на о а, домра я ия, Власов, в

Александ сегодня соотно Н. Юрий настояще

р шний шения Новг Шишкин е время,

Дмитриев день в нет, я ород интерес к

ич России стараю баяну и

востреб сь аккордео

По ован, играть ну есть,

рекоменда он и но он

ции в развива давать небольшо

школе ется своим й. В

пошли к скорым ученик музыкаль

хорошему и ам ных

преподава темпам пьесы училищах

телю по и, разной не так

баяну, соврем жанров много

хотя енные ой баянисто

хотели на передо направ в,

фортепиан вые леннос особенно

о композ ти, в малых

иторы разных городах. /

постоя национ Я не

нно альных занималс

пишут школ. / я ни с

сочине В моем одним

ния для реперт иностран

нашего уаре ным

инстру нет учеником

мента. китайс , поэтому

Сегодн ких про

я к произв соотноше

баяну едений. ние

уже не сказать

относят не могу.

ся как к Я думаю,

инстру что в

менту, Китае

которы дела

й сейчас

предназ идут

начен более

лишь скорыми

для темпами,

веселья чем в

и России, и

гуляни думаю,

й. / В что

Китае, Китай

на мой уже в

взгляд, скором

искусст будущем

во игры догонит

на Россию

баяне по

сейчас количест

очень ву и

востреб качеству

овано. музыкаль

Мне ного

кажетс образова

я, что ния.

баян в

Китае

развива

ется

ещё

более

быстры

ми

темпам

и, чем в

России.

Озеров Безусло привер Саксофон Преим Росс Никогда Отвечу

Сергей вно / женце , орган уществ ия, не имел немногос

Александ Китай м енно Вол пристраст ловно -

рович очень мульти нижего огда, ия баян и

Дедушки - активн стилев родска Петр «иметь» аккордео

гармонист о ой я озав эталоны. н

ы- развива реперт одск Из несомнен

самородки ется в уарной , композит но имеет

музици полити Ниж оров: О. свою

ровани ки / ний Мессиан, востребов

и на китайс Новг С. анность

баяне. ких ород Рахманин на всех

Это произв ов, трех

видно едений Ф.Пуленк этапах

по нет. , С.Франк обучения.

результ и Ш.- Этот

атам М.Видор процесс

конкур представл

сов, яется

тесным весьма

взаимо трудоемк

связям им, но

с очень

музыка нтами из России, множес тву творчес ких проект ов и конкур сов в Китае. Поэтом у, считаю востреб ованно сть исполн ительст ва на баяне в Китае несомн енно есть интересн ым. Остаются сильнейш ие... / К сожалени ю, мне сложно судить о сравнени и интереса учащихся в двух странах. Эти страны настольк о самодост аточные, что думаю здесь необходи мо не сравниват ь, а помогать друг другу на благо развития народно- инструме нтальног о творчеств а

Чупринко Я 70/30% Домра, Класси Росс Эталоном наблюдае

Дмитрий считаю, , нет балалайк ческая ия, исполнен тся

Владимир что китайс а, баян и школа? Н. ия для небольшо

ович баян/ак ких, но ударно- ? Новг меня й спад

кордео было шумовые ород прироста

Влияние семьи, брат и дядя играли на баяне н востреб ованы в России по больше й части в качеств е исполн ения, нежели у обучаю щихся / , с большо й уверен ностью, предпо лагаю, что эти инстру менты имеют хороши й спрос в этой стране бы интере сно узнать о них. инструме нты никто не является континге нта, но в целом он волнообр азен / Я думаю, что в Китае соотноше ние интереса к инструме нту примерно такое же, учитывая плотност ь населени я

Безрукова Затруд Преобл Баян, Нижег Росс Аккордео В России

Олеся няюсь адало домбра, ородск ия, н - баян

Сергеевна ответит количе балалайк ая Н. Никита популяре

Не могла ь на ство а школа Новг Власов, н

попасть на этот зарубе (Н. Я. ород Баян - достаточ

фортепиан вопрос. жной Чайкин Петер но.

о из-за По музыки ) Марик и Обучающ

позднего моим . Нет Александ ихся

возраста, а наблюд китайс р достаточ

баян ениям ких Скляров но много.

напоминал - не произв / Думаю

его.+ звук очень едений русская

востреб баянная

инструмен та ован. Но его технол огии, констр укции и технич еские навыки исполн ителей заметн о выросл и / Я думаю для русски х народн ых инстру ментов, в частнос ти для баяна, в Китае возмож но сейчас «Золот ой век» школа тесно связана на сегодняш ний день с Китаем. В консерват ории достаточ но много было китайски х студентов обущавш ихся на баяне-аккордео не.

Ступнико На мой Произв Баяны, Русска Росс Юрий Каждый

в взгляд, едения виолонче я ия, Васильев год много

Владимир наш русски ль, исполн Уфа, ич людей

Неизвестн инстру х фортепиа ительс СПб, Шишкин поступает

о мент композ но, вокал кая Мос , чтобы

станови иторов школа ква учиться и

тся все внесли развивать

более большо ся на

популя й вклад нашем

рным в мой инструме

среди опыт и нте.

молодо го

поколе ния, и он

достато чно

востреб ован / Я

считаю, что

Россия и

Китай очень близки в

востреб

ованно

сти

наших инстру ментов.

это

являетс я

осново й моей програ ммы, так как я

выступ аю в разных страна х и

показы ваю

культу ру

своей страны . Но также, я

исполн яю

много

произв

едений

зарубе

жных

композ

иторов.

70\30.

У меня

не

было

возмож

ности

выступ

ить в

Китае,

поэтом

у еще я

не

Инструме нт

достаточ но

востребов ан. / не знаю.

успел сыграт ь произв едения Китайс ких композ иторов, но мне очень бы хотело сь

Осокин искусст сущест скрипка, в Росс - брал Конкурс

Сергей во вует виолонче россий ия, нужное и на

Викторов баяна, баланс ль гобой, ских Мос интересн бюджетн

ич аккорде между кларнет, реалия ква ое для ые места

Влияние она, зарубе альт, х я - себя у у

семьи, гармон жной и камерный исполн разных абитурие

отца. ики русско оркестр, итель музыкант нтов

очень й симфони россий ов разных существу

тесно и музыко ческий ской специаль ет.

глубок й. Но оркестр, школы ностей Думаю,

о при джазовые нет что

корням подгот составы российск

и овке на (гитара, ие

срослос между кларнет, тенденци

ь с народн труба, и в

культур ые контраба количест

ой конкур с, венном

России. сы в ударные) показател

Сегодн програ е

я в ммах студентов

силу студен в

эконом тов образова

ически больше нии

х зарубе двигаютс

причин жной я в

, ряда музыки направле

демогр , так нии к

афичес как «западно

ких много й»

пробле зарубе модели

м,

нового информ ационн ого

простра

нства

наблюд

ается

спад

интерес

а к

инстру

менту

во всем

мире,

Россия

- не

исключ

ение

такого

глобаль

ного

процес

са.

/ Я

вижу

большо

е

количе

ство

студент

ов из

Китая,

обучаю

щихся

в

России.

Мне

думает

ся, что

исполн

ительст

во -

жных

обязате

льных

сочине

ний в

списке

обязате

льной

програ

ммы в

турах.

Китайс

ких

произв

едений

нет.

образоват ельного процесса, с

приблизи

тельно

равным

количест

вом

поступаю

щих в

образоват

ельные

учрежден

ия.

/ Мне сложно об этом судить, сравнива я области

интереса у

учащихся в России и в Китае. Российск ие

музыкант ы

достаточ но

интересу ющиеся и трудоспо собные. Но про китайски х можно сказать, что

веками

выработа

нная

один из аспекто в

государ ственно й

полити ки

Китая.

Мне

хотелос

ь бы

верить,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.