Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века: на примере опер Клаудио Монтеверди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Фомина, Валентина Павловна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат наук Фомина, Валентина Павловна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Современная исполнительская интерпретация и художественно-эстетические принципы итальянской оперы первой половины XVII века
1.1 Феномен современной исполнительской интерпретации
1.2 Основные подходы к исполнительской интерпретации старинной музыки
1.3 Эстетические принципы исполнительских традиций в культурно-историческом аспекте
1.4 Стилистические принципы в культурно-историческом контексте
1.5 Аффект как стилевая основа расшифровки нотного текста
Глава 2 Раннебарочная вокально-интерпретационная модель в контексте исторически информированного исполнительства
2.1 Вокальная дикция как средство исполнительского воплощения аффекта
2.2 Средства музыкальной выразительности
2.3 Вокальная техника
2.4 Вокально-сценическое воплощение аффектов
2.5 Исполнительский опыт работы над интерпретацией вокальных партий в
постановках Н. Арнонкура, Р. Якобса
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство: на примере сочинений Г.Ф. Генделя2007 год, кандидат искусствоведения Круглова, Елена Валентиновна
Особенности техники bel canto в ариях Г. Ф. Генделя: к вопросу об исполнительском стиле вокалистов из КНР2023 год, кандидат наук Фан Минцзе
Труба в эпоху барокко: Инструментарий, репертуар, исполнительские традиции2005 год, кандидат искусствоведения Проскурин, Сергей Георгиевич
Резонансные стратегии в оперном вокальном исполнительстве: Теория и практика2021 год, кандидат наук Заитов Георгий Сергеевич
Проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов: В аспекте исполнения сопрановых партий в операх Глинки и Чайковского1999 год, кандидат искусствоведения Пак Чон Сун
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века: на примере опер Клаудио Монтеверди»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Итальянское оперное искусство первой половины XVII в. представляет большой интерес для изучения - увеличивается количество солистов, коллективов, дирижеров, исполняющих западноевропейскую вокальную музыку той эпохи в театральных постановках, на концертах и многочисленных музыкальных конкурсах.
Исполнение старинной музыки стало возможным благодаря достижениям музыковедения XX века, в результате чего музыкальная практика обогатилась новыми приемами работы с музыкальным материалом, стала пополняться секретами творчества старинных мастеров. Обращение к этой музыке - не только «дань уважения высочайшим культурным ценностям прошлого, но и результат духовной потребности современного человека» [108, 3]. Возрожденные в 80-х годах XIX века после почти трехсотлетнего забвения оперы Клаудио Монтеверди регулярно ставились в оперных театрах мира в разных интерпретациях в стиле модернизма и даже постмодернизма, а с 1973 года - в исторически достоверной интерпретации.
Понятие исторически информированного исполнительства определено в «Музыкальном словаре Гроува» Дж. Баттом. Это - «исполнение музыки прошлого на инструментах соответствующей эпохи на основе музыкально-исторических данных о характере и способах вокальной и инструментальной артикуляции, о расшифровке мелизмов и Basso continuo, о системе темперации и эталоне высоты, о принципах реализации динамических и агогических акцентов и т. д.» [8, 59].
В последние два десятилетия в российской театрально-концертной среде наблюдается устойчивый интерес к исполнению оперы XVII - XVIII вв. К примеру, Коллегией старинной музыки поставлено шестнадцать опер итальянских композиторов, в том числе Э. Кавальери, Я. Пери и К. Монтеверди. Этот интерес продиктован желанием режиссеров, исполнителей, публики услышать звучание опер эпохи Барокко в стилистически и
исторически достоверном пространстве. Воссоздать это пространство можно только путем изучения исполнительских оперных традиций того времени, сведения о которых дошли до наших дней в исторических документах и музыкальном материале. «Оперные партитуры XVII в. с выписанными именами исполнителей и частым указанием их диапазона, учебники-трактаты по вокальному искусству своего времени, ... внушительный объем художественной и мемуарной литературы эпохи, вскрывая изощренную вокальную эстетику барочной оперы, столь не похожую на современную, подсказывают новые решения в ее исполнении постановщикам и солистам XX - XXI вв.», - пишет Э. Симонова [110, 5].
Однако постановки опер К. Монтеверди в российских оперных театрах, начавшиеся в 1994 г., а также концертное исполнение отдельных арий современными вокалистами не могут претендовать на аутентичность, поскольку интерпретируются в романтических вокальных традициях, что является стилистически недостоверным.
Каждая эпоха имеет собственную парадигму, то есть образец искусства, рожденный в конкретную историческую эпоху, в соответствии со вкусами, модой и стилем жизни того времени, в рамках которого вырабатывается особое видение искусства, определяющее как сам акт творчества, так и оценку его результатов. Для исторически информированного исполнительства в современной театрально-концертной жизни необходима актуализация существовавшего в эпоху раннего Барокко музыкально-исторического контекста, поскольку он принципиально отличается от художественных традиций романтизма, составляющих основу современной вокальной школы. Таким образом, возникает проблема освобождения исполнительской интерпретации от эталонов романтических представлений о прочтении музыкального текста. Применение научных знаний, относящихся к романтической музыке, к интерпретации произведений Барокко противоречит парадигме той эпохи [129, 35]. В современной вокальной практике не существует исторической традиции исполнения музыки, которой
больше чем 150 - 200 лет, преемственность вокальной школы была утеряна. Поэтому, такая интерпретация нередко становится стилистически недостоверной, безликой и невыразительной. Это противоречие может быть разрешено путем изучения комплекса вопросов, связанных с эстетикой, историей, культурой, стилистикой, музыкальной выразительностью, вокальной техникой предбарочной эпохи и эпоху раннего Барокко.
Современные требования к подготовке вокалистов указывают на обязательность изучения старинных произведений. Для их достоверной вокальной интерпретации необходимо уметь правильно решать интонационно-ритмические и художественно-исполнительские задачи, заложенные в вокальном репертуаре того времени. Используя знания культурно-исторического аспекта для углубленного прочтения и расшифровки авторского (редакторского) нотного текста, вокалист создает индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, основанную на личностном артистизме и свободе самовыражения[122, 9].
Степень научной разработанности проблемы
Теоретико-эстетической основой для решения проблем интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века послужили трактаты:
• музыкальных теоретиков Возрождения (Джозеффо Царлино);
• музыкантов, композиторов XVI - XVII вв. (Николо Винчентино, Генриха Глареана, Адриана Пети Клико, Козимо Бартоли, Джироламо Меи, Винченцо Галилеи, Якобо Пери, Людовико Цаккони, Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди, Иохима Бурмейстером, Михаэля Преториуса);
• ученых XVII в. (Рене Декарта, Марена Мерсенна, Атанасиуса Кирхера). В современном музыковедении рассматривается широкий круг
вопросов, связанных с исполнительской интерпретацией. Фундаментальными трудами, определившими научную основу исследования, стали исследования зарубежных и отечественных музыковедов. В области инструментального исполнительства старинной музыки самыми ранними
работами были монографии В. Ландовской «Старинная музыка» [59] и А. Долметча «Интерпретация музыки XVII - XVIII столетий» [161], в которых музыковеды характеризуют музыкальные инструменты эпохи Барокко, особенности стиля, исполнительской техники, средств выразительности при реконструкции музыки XVII-XVIII веков. Проблемы стиля в разных жанрах (светских и духовных) инструментальной музыки Ренессанса и Барокко, в произведениях отдельных композиторов эпох, в европейских национальных школах отражены в монографии М. Букофцера [158]. Проблемы интерпретации музыки, работы с оркестром при исполнении старинной музыки - в работе Э. Лайнсдорфа [58]. Вопросам расшифровки музыкальных трактатов Барокко, стилистическим вопросам исполнительства, исполнительской реконструкции старинной музыки в целом посвящены исследования Р. Доннингтона и К. Палиски [163, 170]. Орнаментика Барокко рассмотрена в работах А. Бейшлага, X. Гольдшмидта, др. [9,168].
Среди современных отечественных трудов необходимо отметить исследования П. Луцкера, И. Сусидко [68, 69]. Музыковеды рассматривают вопросы композиторского и исполнительского стиля в историческом контексте, уделяя большое внимание вопросам драматического, вокального исполнительства оперы XVIII века, орнаментики, ее соотношения с поэтическим текстом, приемы варьирования Труды М. Сапонова посвящены профессиональным певческим традициям менестрелей Средневековья, искусству импровизации Средневековья и Возрождения [102].
Особый интерес для проблематики работы представляют исследования Э. Симоновой - в них освещаются вопросы исполнительского искусства, эволюции певческого голоса от литургического пения - до развитой техники bel canto, включая особенности вокальной техники, орнаментики в период высокого Ренессанса, развитие вокальной техники в разные периоды Барокко [109, 110]. Работа Е. Кругловой посвящена исполнительским традициям и проблемам исполнительства оперной музыки позднего Барокко, в частности опер Г. Генделя [51]. Вопросы вокального исполнительства барочной
вокальной техники в целом отражены также в работах Е. Рубахи [97, 98, 99, 187].
Для решения проблем вокальной интерпретации большое значение имеет также история исполнительского искусства, отраженная в работах Р. Вагнера, Н. Пиротты, А. Аберт, Ф. Дориана [21, 152, 162, 171, 172, 173]. История развития зарубежных вокальных школ отражена в работах В. Багадурова, И. Назаренко, JI. Ярославцевой [6, 85, 151]. В хрестоматии И. Назаренко раскрываются истории, теория и практика художественного пения в целом, обоснованны взгляды наиболее выдающихся теоретиков и практиков вокального искусства разных эпох. В монографии JI. Ярославцевой характеризуются вокально-исполнительская практика в определенный исторический период в разных европейских странах, способ решения художественных задач выдающимися певцами.
Теория и практика интерпретации музыки разных эпох на основе инструментального исполнительства рассматриваются в работах И. Браудо, Е. Назайкинского, М. Друскина, Н. Копчевского, А. Алексеева, Н. Корыхаловой, Г. Тараевой, Н. Мятиевой, Е. Кузнецовой, и других ученых [1, 14, 19, 34, 46, 47, 49, 55, 73, 82, 84, 118, 147, 186]. Сущность исполнительской интерпретации в различных аспектах рассмотрена в диссертационных исследованиях JI. Вахтель, Т. Лымаревой, В. Богатырева, Т Сирятской, др. [10, 11,22,71, 105, 107, 111, 121].
Одними из первых работ, посвященных истории музыки и истории оперы, были работы Р. Роллана [94, 95, 96]. В 1920-40-х годах опубликованы работы А. Шеринга «Практика исполнения старинной музыки» [176], где музыковед обосновывает исторически информированное исполнительство, а также труды Г. Кречмара, М. Букофцера [50, 162] и др.
Вопросам истории музыки, в частности, итальянской оперы и оперного театра посвящены отечественные труды Т. Ливановой, В. Конен, Б. Горовича [25, 45, 63, 64] и других историков музыки [27, 74, 93, 148]. Исторические
материалы, отражающие жизнь и творчество Клаудио Монтеверди, представлены в монографиях В. Конен, Е. Бронфин, Г. Скудиной [15, 44, 113].
Общеэстетические и стилистические вопросы, анализ музыкальной эстетики Ренессанса, Барокко, эстетические аспекты интерпретации могут быть определены по трудам Д. Золотаи, В. Лосева, В. Шестакова [38, 66, 144, 145, 189]. Для исторического исполнительства необходимо рассмотрение общих вопросов музыкальной риторики, характеристики «музыкального лексикона», реализации аффектов, которые освещаются в работах М. Лобановой, О. Захаровой, А. Булычевой [16, 37, 65] и других ученых [23, 43].
Системным подходом к изучению общих проблем музыкального стиля отличаются труды Б. Асафьева, Е. Назайкинского, С. Скребкова [2, 83, 112]. Исследования Н. Симаковой, В. Холоповой, Г. Куколь, А. Кудряшова, Е. Цыбко, А. Коробовой, М. Сидоровой, других исследователей затрагивают историко-эстетические проблемы, вопросы жанрообразования и стиля в предоперный период и в ранней итальянской опере [35, 36, 48, 53, 54, 56, 57, 106, 108, 116, 133, 139, 143]. В диссертации О. Емцовой рассматриваются особенности формирования венецианской оперной школы, вопросы поэтического стиля, соотношения «музыка-слово».
Общие вопросы теории музыки упомянутого периода отражены в исследованиях Ю. Холопова, собранных и прокомментированных музыковедами Московской государственной консерватории [132].
Для решения проблем вокальной интерпретации большое значение имеют история и методика преподавания вокала. Особенности отечественной вокальной методики и техники раскрывают Д. Аспелунд, Л. Дмитриев, В. Морозов, пр. [4, 5, 28, 32, 60, 67, 76, 77].
Практический опыт вокальной интерпретации оперных произведений, в том числе старинной оперы, раскрывается также в высказываниях зарубежных дирижеров, режиссеров, известных исполнителей и отечественных режиссеров, музыкальных журналистов, критиков и
знаменитых вокалистов [12, 17, 52, 61, 62, 86, 101, 114, 142, 149, 180, 181, 182].
Материалом, без которого невозможно изучение живой исполнительской практики опер К. Монтеверди, послужили видеофильмы и видеофрагменты постановок Н. Арнонкура и Ж.-П. Поннеля, Р. Якобса [1 -5], анализ которых осуществлялся с опорой на оперные клавиры [75, 165, 169].
Таким обазом, анализ специальной литературы показывает, что до настоящего времени проблема возрождения вокально-исполнительских традиций эпохи раннего Барокко не получила специального многостороннего и глубокого рассмотрения. Это определило выбор и подход к теме исследования: «Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века (на примере опер Клаудио Монтеверди)».
Объект исследования: исполнительские традиции итальянской оперы первой половины XVII века.
Предмет исследования: современная вокальная интерпретация итальянской оперы первой половины XVII века.
Цель исследования: определить характеристики вокальных традиций ранней итальянской оперы и критерии их использования в современной концертно-театральной практике.
В соответствии с целью в работе поставлены и будут решаться следующие задачи:
• рассмотреть понятие интерпретации, определить особенности и условия успешного вокального исполнительства ранней итальянской оперы;
• комплексно обобщить художественно-эстетические принципы, определяющие особенности вокально-исполнительских традиций, рассмотреть вопросы их становления, взаимодействия и развития;
• рассмотреть вокально-исполнительские традиции первой половины XVII столетия в виде взаимодействующих компонентов в аспекте
исторически информированного исполнительства с целью создания версий, учитывающих современный уровень музыкального мышления и эстетического восприятия;
• проанализировать основные элементы выразительности в произведениях итальянских композиторов на примере опер К. Монтеверди в зарубежных спектаклях на основе существующих оперных клавиров, доказать, что эти постановки являются исторически информированными. Методологической основой исследования являются системный, комплексный, сравнительный, культурологический и междисциплинарный подходы, а также принцип историзма.
Теоретической основой исследования являются следующие концепции:
• общая теория музыки XX века, обобщенная Ю. Н. Холоповым;
• интонационная теория Б. Асафьева;
• теория музыкального стиля Е. Назайкинского;
• учение о музыкальной форме Б. Маркса, разрабатываемое российскими музыковедами: Л. Мазелем, В. Холоповой, Т. Кюрегян и др.;
• теория резонансного пения, разработанная В. Морозовым;
• теория сценического искусства К. Станиславского. Методы исследования Общетеоретические методы
• метод восхождения от абстрактного к конкретному, использовался при выстраивании интерпретационной модели и концепции работы;
• аналитический метод для теоретического анализа литературы, справочных материалов, аудио и видео материалов;
• метод систематизации и обобщения, применялся для систематизации и обобщения информации по теме диссертации: эстетической, музыковедческой исторической и теоретической литературы, музыкально-методической, педагогической литературы, публикаций, научно-практических конференций, музыкально-исполнительского опыта, мастер-
классов, лекций ведущих специалистов по истории западноевропейской музыки;
• метод дедукции избран для вычленения и характеристики отдельных компонентов «раннебарочной вокально-интерпретационной модели»;.
• историко-культурный метод, применялся для общего осмысления эволюции художественно-эстетических принципов в музыке Ренессанса и Барокко, исторического развития исполнительской оперной эстетики и стилистики в их связи с изменяющимися культурными реалиями, для максимально точной и достоверной экстраполяции вокальных традиций первой половины XVII века в современное исполнительство;
• междисциплинарный метод. Метод применен для декодирования информации из музыковедческих, исторических, культурных, педагогических и других источников в процессе выявления вокально-исполнительских традиций раннего Барокко;
• комплексный, синтетический метод. Метод использован в целях объединения всех аспектов проблемы в их взаимодействии. Эмпирические методы:
• слуховой анализ для расшифровки исполнительских приемов, мелизмов, использованных в живом исполнении опер, сохраненном в аудио и видеозаписи;
• визуальный анализ для расшифровки приемов вокально-сценической передачи аффекта, используемых зарубежными вокалистами в исторически информированных постановках;
• метод сравнения - при характеристике важнейших параметров различных вокальных интерпретаций партий опер К. Монтеверди в современной исполнительской практике; для сопоставления средств выразительности и приемов вокальной техники, используемых в разных исторически информированных постановках;
• рассмотрение нотного материала в существующих оперных клавирах в процессе анализа вокальных партий.
Научная новизна
Автором предложено рассматривать интерпретацию в качестве своеобразной исполнительской системы, являющейся инструментом исполнения музыки разных эпох. Автор называет эту систему «интерпретационной моделью», которая определяется как «вокально-интерпретационная модель» применительно к оперному искусству.
Исполнительские оперные традиции ранней итальянской оперы проанализированы как компоненты «раннебарочной вокально-интерпретационной модели», функциональные характеристики которых зависят от выражаемого аффекта.
Вокально-исполнительские традиции раннего Барокко рассмотрены в комплексе с эстетическими и стилистическими принципами эпохи.
Проанализирована зарубежная практика исторического исполнительства опер Клаудио Монтеверди. Постановки Н. Арнонкура, Р. Якобса определены как исторически достоверные. Автором исследования предложена методика работы с вокальной партией. Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:
• вокальная интерпретация представлена в виде целостной функционирующей модели;
• обобщены типологические характеристики вокальных традиций раннего Барокко;
• материалы и выводы работы могут быть применены в целях изучения проблем интерпретации вокальной музыки разных эпох, исполнительских стилей, истории исполнительства.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что:
• работа восполняет пробел в деятельности, связанной с вокальным исторически информированным исполнением ранней итальянской оперы;
• расширяет представления о недостаточно изученных музыкальных явлениях;
• диссертация способствует стилистически корректной интерпретации вокальных партий ранней итальянской оперы, в том числе опер К. Монтеверди.
• исследование может оказать помощь в практическом совершенствовании вокальной дикции, певческой техники, исполнительского мастерства в целом;
• результаты диссертационного исследования используются в читаемых автором интегрированных модулях по иностранным языкам: «Итальянский язык профильного содержания» (для вокалистов), «Практическое освоение итальянской вокальной литературы», внедренных в учебный план МГУКИ;
• материалы и выводы автора могут быть востребованы в исполнительских дисциплинах, спецкурсах российских высших и средних профессиональных музыкальных учебных заведений.
Положения, выносимые на защиту
1. Исполнительскую интерпретацию можно трактовать как «интерпретационную модель», применимую к исполнению музыки разных эпох. В отношении оперы система рассматривается как «вокально-интерпретационная модель». При изменении эпохи варьируются типологические характеристики основных структурных элементов модели.
2. «Раннебарочная вокально-интерпретационная модель» итальянской оперы основана на теории аффектов и художественно-эстетических принципах исполнительских традиций. Изменения отдельных параметров внутри структурных элементов системы определяет многовариантность интерпретации;
3. Эффективное функционирование модели применительно к ранней опере возможно только на основе исторически информированного исполнительства, как научно обоснованного способа интерпретации, основанного на комплексе исполнительских традиций, с учетом современных требований к профессиональному певческому голосу.
4. Вокально-исполнительские традиции раннего Барокко сохраняют аутентичные характеристики в условиях современной театрально-концертной практики и могут сочетаться с традициями вокального искусства нашего времени. Такое сочетание является необходимым условием создания яркой и живой интерпретации. Постановки Н. Арнонкура, Р. Якобса являются исторически информированными интерпретациями. Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования
1) Отдельные главы и разделы работы неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).
2) Диссертация в полном объеме была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории музыки (МГУКИ).
3) Основные положения работы были представлены в виде докладов на:
• Международной научной конференции «Музыкально-исполнительское искусство и научное знание», Государственная классическая академия им. Маймонида, 2010 г.;
• Научно-практической конференции «Пути подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств», Московский государственный университет культуры и искусств, 2010 г.;
• Тематическом Круглом столе Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств «Музыка как ресурс культуры России в XXI веке», июнь 2010 г.;
• X Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в социокультурном развитии личности», Московский государственный университет культуры и искусств, декабрь 2011 г.;
• ХЗ Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование в современном мире: теория и практика», Московский государственный университет культуры и искусств, декабрь 2012 г.
4) Результаты диссертационного исследования используются в процессе преподавания учебных дисциплин: «Итальянский язык профильного
содержания» (для вокалистов), «Практическое освоение итальянской вокальной литературы», которые читает автор диссертации; 5) Основные положения и результаты работы были представлены в виде публикаций в рецензируемых журналах, рекомендуемых ВАК:
• Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 6. - С. 240 - 243.
• Проблемы современной вокальной интерпретации ранней итальянской оперы XVII века // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1. - С. 228 - 232.
• Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы XVII века в контексте исторически информированного исполнительства // Музыковедение. - 2011. - № 4. - С. 28 - 32.
• Актерское мастерство вокалистов в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыковедение. - 2012. - № 5. - С. 34 - 40.
• Вокальная дикция в аспекте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыковедение. - 2012. - № 10. - С. 23 - 28.
Другие публикации по теме диссертационного исследования:
• Проблемы интерпретации старинной музыки в контексте профессиональной вокальной подготовки // Пути подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств: Материалы научно-практической конференции / под общей научной редакцией проф. Казаковой А.Г. - М.: Экон-Информ, 2010. - С. 144 - 150.
• Музыкально-выразительные средства в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 20-летнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / под научной редакцией В.А. Есакова, JI.C. Майковской. -М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 57 - 68.
• Вокально-исполнительские принципы воплощения аффектов в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. Материалы XI международной научно-практической конференции / под научной редакцией В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. - С. 365 - 377. Структура диссертации
Структура работы определена задачами и концепцией исследования, она содержит Введение, две главы, Заключение, Список литературы и Приложение.
Во Введении представлен аналитический аппарат исследования по теме диссертации. Глава 1 «Современная исполнительская интерпретация и художественно-эстетические принципы итальянской оперы первой половины XVII века» посвящена системному рассмотрению феномена исполнительской интерпретации ранней итальянской оперы, комплекса ее вокально-эстетических и стилистических характеристик, содержит пять параграфов: 1.1 Феномен современной исполнительской интерпретации; 1.2. Основные подходы к исполнительской интерпретации старинной музыки; 1.3. Эстетические принципы исполнительских традиций в культурно-историческом аспекте; 1.4 Стилистистические принципы в культурно-историческом контексте; 1.5 Аффект как стилевая основа расшифровки нотного тескта.
Глава 2 «Раннебарочная вокально-интерпретационная модель в контексте исторически информированного исполнительства» посвящена комплексной характеристике структурных элементов модели и проблемам ее эффективного функционирования в современной театрально-концертной практике, что определило структуру главы. Глава состоит из пяти параграфов: 2.1 Вокальная дикция как средство исполнительского воплощения аффекта; 2.2 Средства музыкальной выразительности; 2.3 Вокальная техника; 2.4 Вокально-сценическое воплощение аффектов; 2.5
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto2006 год, доктор искусствоведения Симонова, Элеонора Рауфовна
Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика2008 год, кандидат искусствоведения Хоффманн, Анна Евгеньевна
М.Д. Михайлов: творческая деятельность, исполнительский стиль2015 год, кандидат наук Андрейко, Евгения Олеговна
Концертные арии В.А. Моцарта в контексте вокального искусства второй половины XVIII века2013 год, кандидат искусствоведения Нагина, Дана Александровна
Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции2006 год, кандидат философских наук Сетдикова, Юлия Борисовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фомина, Валентина Павловна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Д. Творчество музыканта - исполнителя: на материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. - М.: Музыка, 1991.- 104 с.
2. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. - М.: Советский композитор, 1978. - 200 с.
3. Аристотель. Политика. Афинская полития / Предисловие Е. И. Темнова. -М.: Мысль, 1997.-458с.
4. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. - Л.: Музгиз, 1952. - 190 с.
5. Астрова Л. О произношении в пении // Профессиональная подготовка студентов-вокалистов: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990.-Вып. 115. - С. 138-153
6. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. Ч. 1 - М.: Музсектор Госиздата, 1929. - 248 с.
7. Батова М. Эмилио де Кавальери. Прогулка с остановками на исторических перекрестках // Старинная музыка. - 1998. - № 2. - С. 15-17
8. Батт Д. Аутентичное исполнение // Музыкальный словарь Гроува / пер.
с англ. Акопяна Л. О, ред. и доп. Е. Д. Богдановой, М. А. Осипова - М.: Практика, 2001.-С. 59
9. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке. - М.: Музыка, 1978. - 320 с.
10. Богатырев В. Ю. Взаимодействие драмы и музыки, вокальная эстетика оперного спектакля: диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02,-СПб., 2005.-176 с.
11. Богатырев В. Ю. Актер и роль в оперном театре: Учебное пособие. -СПб.: Издатель Е. С. Алексеева, 2008. - 256 с.
12. Богомольный М. С. Бельканто вчера и сегодня / Вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального
факультета МГУКИ. Сборник научных статей. Вып. 3. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2006. - С. 105 - 111
13. Бочаров Ю. С. Вперед к старине! // Старинная музыка. - 2001. - № 4. - С. 1-3
14. Браудо И. Артикуляция: О произношении мелодии / И. Браудо, под ред. X. С. Кушнарева. — [2-е изд.]. —Л.: Музыка, 1973. — 197 с.
15. Бронфин Е. Клаудио Монтеверди. - Л.: Музыка, 1970. - 102 с.
16. Булычева А. В. Стиль и жанр опер Ж.-Б. Люлли: дис. ... кандидата искусствоведения: 17. 00. 02. - СПб, 1999. - 212 с.
17. Булычева А. В. Аффект и чувство в лирических трагедиях Ж. - Б. Люлли // Музыкальная академия. - 1997. - № 1. - С. 74 - 82
18. Булычева А. В. Пение - это, прежде всего, свобода // Старинная музыка. -2000. -№ 1. - С. 6-7
19. Бурундуковская Е. В. Органно-клавирная культура Италии ХУ1-ХУП веков: диссертация ... доктора искусствоведения: 17.00.02. -М., 2009. - 362 с.
20. Быстрова Н. В. Дикция в пении (К вопросу о семантической разборчивости вокальной речи) // Музыкальное искусство в системе мастерства актера: вопросы теории, методики, исполнительства. Сборник статей, посвященный пятилетию кафедры музыкального воспитания Ярославского государственного театрального института / ред. - сост. И. А. Бродова. - Ярославль: Ремдер, 2001. - С. 56 - 75
21 Вагнер Р. Об актерах и певцах // История эстетики в памятниках и документах. Рихард Вагнер. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. - С. 567-624.
22. Вахтель Л. В. Формирование индивидуального стиля исполнительской деятельности студента средствами интерпретации музыкального сочинения: дисс. ... кандидата психологических наук: 19. 00. 07. - М., 2003. - 206 с.
23. Герцман Е. В. Античная музыкальная педагогика: Учебное пособие. -СПб.: ИГУП, 1996.-96 с.
24. Гольденвейзер А. Б. О Моцарте и исполнении его фортепианных произведений // Пианисты рассказывают. Вып. 1 / сост., общая редакция и вступительная статья Г. Соколова. - М.: Музыка, 1990. - С. 155 - 158
25. Горович Б. Оперный театр. - JL: Музыка, 1984. - 222 с.
26. Готсдинер A. JI. Музыкальная психология. - M.: NB Магистр, 1993. -109 с.
27. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. - 487 с.
28. Далецкий О. В. Школа пения (из опыта педагога): Учеб пособие. - М.: МГУКИ, 2007. - 156 с.
29. Дворкина М., Агикян М. Некоторые стилистические особенности итальянской вокальной музыки XVII века // Профессиональная подготовка студента. Сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 115. - М.: ГМПИ им. Гнесиных. - С. 25 - 36
30. Декарт Р. Компендиум музьпси // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII веков Сб. статей / Сост. и общая вступительная статья В. П. Шестакова. - М.: Музыка, 1971. - С. 342 - 351
31. Дмитриев JI. В. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 7 / сост. А. Яковлева. -М.: Музыка, 1984. - С. 135 - 155
32. Дмитриев JI. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004. - 337 с.
33. Должанский А. Краткий музыкальный словарь, 4-е изд. - Л.: Музыка, 1964.-520 с.
34. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии и Германии XVI - XVIII веков / Друскин М. Клавирная музыка. - Л.: Государственное музыкальное издательство, 1960. - С. 44 - 78
35. Емцова О.М. Венецианская опера 1640 - 1670 - х гг., поэтика жанра: диссертация канд. ... искусствоведения: 17. 00. 02, М., 2005. - 266 с.
36. Ефимова Н.И. Музыкально-теоретические проблемы западноевропейской монодии (По материалам трактатов раннего Средневековья): дис. ... кандидата искусствоведения: 17. 00. 02, М., 1987. - 250 с.
37. Захарова О. Музыкальная риторика XVII - первой половины XVIII в. // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 3 / сост. Г. А. Орлов, В. Н. Холопова, М. Е. Тараканов. -М.: Советский композитор, 1975. - С. 345 -378.
38. Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. - 372 с.
39. Зорько Г. Ф. Новый большой итальянско-русский словарь. - М.: Рус. яз. -Медиа, 2005. - 1230 с.
40. Карась А. Кто сорвал маску // Российская газета. Центральный выпуск № 4892. - 20 апреля 2009 г.
41. Кирхер А. Универсальная музыка // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII веков / сост. и общая вступительная статья В. П. Шестакова. — М.: Музыка, 1971. - С. 189 - 212
42. Клюев А. С. Музыка как звучащая философия // Звучащая философия. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 99-100
43. Клюев A.C. Онтология музыки в контексте философской рефлексии XVII-XVIII вв. // Философский век: Альманах. Выпуск 3. Христиан Вольф и русское вольфианство / отв. редакторы Т. В. Артемьева и М. П. Микешин. -СПб.: Изд-во Академии наук, 1998.-С. 124-130
44. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. - М.: Советский композитор, 1971. -324с.
45. Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997. -640 с.
46. Копчевский Н. Книга А. Бейшлага и современная наука об орнаментике / Н. Копчевский // Орнаментика в музыке /А. Бейшлаг. - М.: Музыка, 1978. - С. 299-310.
47. Копчевский Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. - М.: Музыка, 1986.-95 с.
48. Коробова А. Г. Пастораль в музыке европейской традиции: к теории и истории жанра: диссертация доктора искусствоведения. - М., 2008. - 453 с.
49. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: возникновение значений и их оттенки, использование в разных стилях. - СПб.: Композитор, 2000.-272 с.
50. Кречмар Г. История оперы. - JL: Academia, 1925. - 406 с.
51. Круглова Е. В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство (на примере сочинений Генделя): диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02. -М., 2007. - 228 с.
52. Кудрявцева - Лемешева В. Н. О работе С. Я. Лемешева над словом в пении // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 7 / сост. А. Яковлева. -М.: Музыка, 1984. - С. 100-116
53. Кудряшов А. Ю. Исполнительская интерпретация музыкального произведения в историко-стилевой эволюции (теория вопроса и анализ исполнений ХТК И.-С. Баха): диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02.-М., 1994.-233 с.
54. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII - XX вв. - СПб.: Лань, 2010. - 432 с.
55. Кузнецова Н. М. Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом. На примере инструктивных сочинений И. С. Баха для клавира: диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02, Уфа: 2005. - 261 с.
56. Куколь Г. В. Итальянская опера первой половины XVII века: Драматургия. Стиль. Жанрообразующие процессы: диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02-Киев.: 1989.-225 с.
57. Кюрегян Т. С. Форма в музыке XVII - XVIII веков: дис. доктора искусствоведения: 17. 00. 02. -М., 1999. - 308 с.
58. Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации / пер. с англ. А. К. Плахова - М.: Музыка, 1988. - 303 с.
59. Ландовска В. Старинная музыка: Пренебрежение к старинным мастерам. Сила звучности. Стиль. Исполнение. Виртуозы. Меценаты в музыке / ред. Ю. Энгеля; пер. с польского 3. Савеловой. - М.: Музыкальное изд-во П. Юргенсона, 1913. -132 с.
60. Ланской М. Исследование взаимосвязи дикции, артикуляции и фонации в пении: дис. ... канд. искусствоведения. -М., 1990.
61. Лемешев С. Путь к искусству / Послесловие Е. Грошевой. 3-е изд. - М.: Искусство, 1982. - 280 с.
62. Лемешев С. Конкурс певцов или учеников? / Советская музыка. - 1961. -5.-С. 119-124
63. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. - М.: Музыка, 1986.-462 с.
64. Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII - XVIII веков в ряду искусств. Исследование. -М.: Музыка, 1977. - 528 с.
65. Лобанова М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. - М.: Музыка, 1994. - 320 с.
66. Лосев А. Ф. Аристотель и поздняя классика. Т. 4. // История античной эстетики. -М.: Искусство, 1975. - 776 с.
67. Луканин В. М. Обучение и воспитание молодого певца. - Л.: Музыка, 1977.-88 с.
68. Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 1: Под знаком Аркадии. - М.: Орехово-Зуевская типография, 1998. - 440 с.
69. Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2: Эпоха Метастазио. - М.: Классика - XXI, 2004. - 768 с.
70. Лучина Е. И. Оперы Алессандро Скарлатти: к вопросу о специфике жанра и музыкальной драматургии: дис. ...канд. искусствоведения: 17. 00. 02. -М., 1996. - 316 с.
71. Лымарева Т. В. Вокально-исполнительская интерпретация как художественный текст: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 -СПб, 2009.- 192 с.
72. Материалы и документы по истории музыки. Том II. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) / Переводы с итальянского, французского, немецкого и английского под редакцией проф. М. В. Иванова - Борецкого. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1934. - 604 с.
73. Меркулов А. Редакции клавирных сочинений Гайдна и Моцарта и проблемы стиля интерпретации // Музыкальное исполнительство и педагогика. История и современность. Сборник статей / Составитель Т. Гайдамович. -М.: Музыка, 1991. - С. 155-188
74. Мокульский С. История западноевропейского театра, ч. I.: Античный театр. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения. - М.: ГИХЛ, 1936. -550 с.
75. Монтеверди К. Коронация Поппеи. Музыкальная драма в трех действиях с прологом. Либретто Дж. Фр. Бузинелло. Перевод с итальянского И. А. Лихачева. - Клавир. - Л.: Музыка, 1974. - 320 с.
76. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Учебно-методологическое издание для вокалистов. - М.: Московская государственная консерватория, Институт психологии РАН, 2002. - 495 с.
77. Морозов В. П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 7 / сост. А. Яковлева. - М.: Музыка, 1984. - С. 173-213
78. Музыкальный словарь Гроува / пер. с англ. Акопяна Л. О, ред. и доп. Е. Д. Богдановой, М. А. Осипова. - М.: Практика, 2001. - 1095 с.
79. Музыка. Большой энциклопедический словарь / гл. редактор Г. В. Келдыш. -М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1998.-671с.
80. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / сост. текстов и общая вступительная статья В. П. Шестакова. -М.: Музыка, 1966. - 574 с.
81. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII - XVIII веков: Сб. статей / Сост. и общая вступительная статья В. П. Шестакова. - М.: Музыка, 1971. -
688 с.
82. Мятиева Н. А. Исполнительская интерпретация музыки второй половины XX века: вопросы теории и практики: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Магнитогорск, 2010 - 26 с.
83. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
84. Назайкинский Е. О музыкальном темпе. -М.: Музыка, 1965. - 306 с.
85. Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. / И. К. Назаренко. -М.: Музгиз, 1963. - 544 с.
86. Нестеренко Е. Некоторые вопросы произношения в пении // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 7 / сост. А. Яковлева. - М.: Музыка, 1984.-С. 87-99
87. Первая опера / Старинная музыка. - 1998. - № 1. - С. 11-14
88. Петрова А.Н. Сценическая речь. -М.: Искусство, 1981. - 191 с.
89. Петрова Е. О. О динамике певческого голоса. Монография / Е.Петрова -М.: Музгиз, 1963.-48 с.
90. Петрова Л. А., Щекина И. А. Итальянский язык для начинающих. Italiano per principianti. -М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
91. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации / Составитель Л. В. Назарова, под редакцией Л. П. Шестеркиной. - Челябинск: ЮУрГУ, 2004. - 27 с.
92. Рогальская О. Словарь иностранных музыкальных терминов. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2006. - 80 с.
93. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. До середины XVIII века. - М.: Музыка, 1978. - 554 с.
94. Роллан Р. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти. Истоки современного музыкального театра // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: Вып. I. / перевод с французского Е. Гречановой, с итальянского 3.
Потаповой; редакция и комментарий В. Брянцевой. - М.: Музыка, 1986. -311с.
95. Роллан Р. Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. II. -М,: Музыка, 1987. - С. 17-199
96. Роллан Р. Опера до оперы // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Вып. III. - M.: Музыка, 1988. - С. 34 - 60
97. Рубаха Е. Эпоха барокко: некоторые принципы исполнительства / Музыкальная академия. - 2004. - № 4. - С. 61 - 68
98. Рубаха Е. Опера в XVII веке / Музыкальная академия. - 2006. - № 1. - С. 109-116
99. Рубаха Е. Еще раз о bel canto / Старинная музыка. - 2004. - №1/2. - С. 18 -21
100. Садовников В. Орфоэпия в пении. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1958. - 80 с.
101. Садовников И. Старинная музыка в России и в консерватории. Свыше семи лет в Москве работает коллегия старинной музыки, с 1992 года поставившая семь опер XVII - XVIII веков // Музыкальная академия. - 1998. -№3/4.-с. 244-248
102. Сапонов М. А. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного средневековья. -М.: Преет, 1996. - 360 с.
103. Сапонов М. А. Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования / Старинная музыка. - 2010. - № 3. - С. 20 - 23
104. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1955. - 250 с.
105. Сетдикова Ю. Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.04. -М., 2006. - 180 с.
106. Сидорова М. А. Портрет героя в западноевропейской опере XVII - XVIII вв.: Проблемы формирования и эволюции: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Магнитогорск, 2002 - 242 с.
107. Силантьева И. И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: дис. ...доктора искусствоведения: 17.00.02. - М., 2007. - 727 с.
108. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. - 362 с.
109. Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от канцонетты к арии da capo): диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02-М., 1997.-328 с.
110. Симонова Э. Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto: диссертация ... доктора искусствоведения: 17. 00. 02-М., 2006.-371 с.
111. Сирятская Т. А. Исполнительская интерпретация в аспекте психологии личности музыканта- артиста: диссертация ... кандидата искусствоведения: 17. 00. 03 - Харьков, 2008. - 204 с.
112. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. - М., Музыка, 1973.-448 с.
113. Скудина Г. Драма на музыке. «Орфей» Клаудио Монтеверди / Музыкальная академия. - 1998. - № 3. - С. 27-30
114. Станиславский К. С. Работа актера над собой. - Полное собрание сочинений, т. 2. -М.: Искусство, 1954. - 125 с.
115. СтахевичА. Искусство bel canto в итальянской опере XVII-XVIII веков: Монография. - Харьков: ХДАК, 2000. - 305 с.
116. Сусидко И. П. Опера seria: Генезис и поэтика жанра: дисс. ...доктора искусствоведения: 17. 00. 02. - М., 2000. - 409 с.
117. Талаквадзе Э. В. Вокальная школа Людовико Цаккони // Вокальное образование начала XXI века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Сборник научных статей. Вып. 3 / науч. ред. Л. С. Зорилова, М. Б. Сидорова. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2006. - С. 101 -104
118. Тараева Г. Старинная музыка: аутентичный стиль и интерпретация // Старинная музыка сегодня. Материалы научно-практической конференции. -Ростов-на-Дону: Ростовская гос. консерватория, 2004. — С. 8 - 23
119. Тараненко JI. Ф. Мастерство концертмейстера как фактор подготовки концертного выступления вокалиста // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 5. - С. 205-207
120. Тассо Торкватто Рассуждения о героической поэме // Литературные манифесты западноевропейского классицизма. Собрание текстов / вступительная статья и общая редакция Н. П. Козловой. - М.: МГУ, 1990. - С. 104-133
121. Титов Е. Теоретические основы музыкальной артикуляции: дис. ... кандидата искусствоведения: 17. 00. 02. - Ростов-на-Дону, 2002. -219 с.
122. Трухачева И. А. Воображение певца как необходимая предпосылка вокальной техники // Музыкальное искусство в системе мастерства актера: вопросы теории, методики, исполнительства. Сборник статей, посвященный пятилетию кафедры музыкального воспитания Ярославского государственного театрального института / ред. - сост. И. А. Бродова. -Ярославль: Ремдер, 2001. - С. 76 - 90
123. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 073400 Вокальное искусство (степень «бакалавр»). - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010. - 37 с.
124. Фомина В. П. Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы XVII века в контексте исторически информированного исполнительства // Музыковедение. - 2011. - № 4. - С. 28 - 32
125. Фомина В. П. Интерпретации опер Клаудио Монтеверди в контексте исторического исполнительства // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 6. - С. 240 -243
126. Фомина В. П. Современная интерпретация старинной музыки в контексте профессиональной вокальной подготовки // Сборник Пути
подготовки конкурентоспособных специалистов в вузе культуры и искусств. Материалы научно-практической конференции / под общей научной редакцией проф. Казаковой А. Г. Вып. 2. - М.: Экон-Информ, 2010. - С. 144 -150
127. Фомина В. П. Проблемы современной вокальной интерпретации ранней итальянской оперы XVII века // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 1. - С. 228 -232.
128. Фомина В. П. Музыкально-выразительные средства в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыкальное образование в социокультурном развитии личности: Материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 20-ти летнему юбилею создания кафедры музыкального образования в МГУКИ / под науч. ред. В. А. Есакова, Л. С. Майковской. - М.: Граф-Пресс, 2012. - С. 57 - 68
129. Фомина В. П. Актерское мастерство вокалистов в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века / Музыковедение. - 2012. - № 5. - С. 34 - 40
130. Фомина В. П. Вокальная дикция в аспекте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыковедение. - 2012. - №10. - С. 23 - 28
131. Фомина В. П. Вокально-исполнительские принципы воплощения аффектов в контексте проблем современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века // Музыкальное образование в современном мире: теория и практика. Материалы XI международной научно-практической конференции / под научной редакцией В.А. Есакова, Л.С. Майковской. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. - С. 365 - 377
132. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: Учебник для- историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. - М.: Издательский дом «Композитор», 2006. - 632 с.
133. Холодова В. Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2006. - 496 с.
134. ХолоповаВ. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы первой Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 / отв. ред.-сост. В. Н. Холопова. - Москва - Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С. 55 - 76
135. Холопова В. Н. Теория музыкальных эмоций: опыт разработки проблемы // Музыкальная академия. - 2009. - № 1. - С. 12-19
136. ХонолкаК. Великие примадонны. -М.: АГРАФ, 2002. - 320 с.
137. Хроника мировой оперы. 1600 - 2000. - Екатеринбург: У - фактория (при участии изд-ва Гуманитарного университета), 2005. - 640 с.
138. Хэриот Э. Кастраты в опере. - М.: Классика - XXI, 2001. - 304 с.
139. Цыбко Е. Н. Ария: от барокко к классицизму: диссертация канд. искусствоведения: 17. 00. 02. - М., 2005. - 244 с.
140. Черная Е. Опера // Музыкальные жанры и формы / Е. Черная. - М.: Музыка, 1968. - С. 200-219
141. Чернышев О. К. Загадка Монтеверди, или кто написал «Коронацию Поппеи» / Старинная музыка. - 1999. - № 1. - С. 14-17
142. Шаляпин Ф. И. Литературное наследство. Письма. И. Шаляпина. Воспоминания об отце / ред., сост., коммент. Е. А. Грошева. - М.: Искусство, 1957.-866 с.
143. Шевлякова Л. Д. От мадригала к оперной арии: О взаимодействии вокальных жанров XVI - XVII в.: диссертация кандидата искусствоведения: 17. 00. 02-М., 1992.-229 с.
144. Шестаков В. П. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века. Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 376 с.
145. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. -М.: Мысль, 1979.-376 с.
146. Шишова С. В. Сущностные проблемы вокально-исполнительской интерпретации (теория и практика) // Вокальное образование начала XXI
í
века: Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Сборник научных статей. - Вып. 2 / науч. ред. JI. С. Зоролова, М. Б. Сидорова. - М.: МГУКИ, 2005. - С. 144 - 148
147. Шлыкова Е. Исполнение скрипичной музыки барокко: дис. ... канд. искусствоведения. - Ростов-на-Дону, 2000. - 188 с.
148. Штейнпресс Б. Популярный очерк истории музыки до XIX века. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. - 448 с.
149. Штильман А. Мысли об исполнительстве // Музыкальная академия. -2007,-№4.-С. 98-102
150. Яворский Б. JI. Сюиты Баха для клавира. - М. - Д.: Музгиз, 1947. - 53 с.
151. Ярославцева JI. К. Зарубежные вокальные школы. - М.: ГМПИ, 1981. -90 с.
152. Abert А. А. Die Oper. Von den Anfängen bis zum Beginn des 19 Jahrhunderts. // Das Musikwerk. Bd. 5. - Köln: Arno Volk Verlag, 1953. - 87 s.
153. Abert A: Claudio Monteverdi und das musikalische Drama. - Lippstadt: Kistner & Siegel, 1954, - 357 s.
154. Aldrich P. Rhythm in seventeenth century Italian monody. - New York: Norton & Co., 1966.- 188 p.
155. Bianconi L. Music in the seventeenth century. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 346 p.
156. Blanchard R., Candé de R. Dieux et divas l'Opera. Des origins á la Malibran. -Paris: Plön, 1986.-429 p.
157. Brossard S. Dictionnaire des terms. - Paris, 1701 / facs. 1966
158. Bukofzer M. Music in the Baroque Era from Monteverdi to Bach. - New York: W. W. Norton Company Inc., 1947. - 489 p.
159. Caccini G. Dedicatoria e prefazione a Le Nuove Musiche // Solerti A. L'origine del melodramma. - Torino, 1903. - P. 53 -71
160. Collins M. Dramatic Theory and the Italian Baroque Libretto / Collins, M. & Kirk E. Opera & Vivaldi. - Austin: University of Texas Press, 1984. - P. 15 - 40
161. Dolmetsch A. The Interpretation of the Music of the seventeenth and eighteenth Centuries. - Washington:University of Washington Press, 1969. - 512 p.
162. Dorian, F. The History of Music in Performance. - New York: W. W. Norton & Co. inc, 1942.-387 p.
163. Donington R. The Interpretation of Early Music. New revised ed. - New York - London, 1989. - 776 p.
164. Eggebrecht H. Figuren, musikalisch-rhetorische // Riemanns Musiklexikon, Sachteil. - Mainz: B. Scott's Sohne, - 1967. - S. 227
165. Ii Ritorno D'Ulisse in Patria. Dramma in musica. Rappresentato in Venetia ne Teatro di San Cassiano l'anno 1641. Poesia di Giacome Badoaro, musica di Claudio Monteverdi. Novamente data en luce da G. Francesco Malipiero. - Austria: Universal edition, faks. -218 p.
166. Geschichte der italienischen Oper. Systematischer Teil. Band 4. / Hrsg. v. L. Bianconi u. G. Pestelli. Die Production: Structur und Arbeitsbereiche. - Laaber -Verlag, 1990.-415 s.
167. Giustiniani V. Discorso sopra la musica // L'origine del melodramma / A.Solerti. - Torino, 1903. - P. 98 - 128.
168. Goldschmidt H. Die italienische Gesangsmethode des XVII. Jahrhunderts und ihre Bedeutung für die Gegenwart / Hugo Goldschmidt. - Dresden: Schlesische Buchdrückerei, Kunft- und Verlags-Anhalt bormals S- Schottländer, 1892. - 205 s, an exact replica, Book Renaissance, www.ren-book.com
169. L'Orfeo. Favola in Musica di Claudio Monteverdi. Rappresentata in Mantova L'anno 1607 et novamente data en luce da G. Francesco Malipiero. - London: J & W. Chester LTD, 1923. - 132 p.
170. Palisca C. V. Zar lino, Gioseffo // New Grove Dictionary of Music & Musicians in 20 vol., vol. V. - Stanley, Sadie, 1980. - p. 648.
171. Palisca C. Baroque Music. - New Jercy: Englawood cliffs N.J Prentice-Hall Inc., 1981.-300 p.
172. Peri J. Dedicatoria e prefazione a L'Euridice // L'origine del melodramma / A.Solerti. - Torino, 1903. - P. 43 - 49.
173. Pirotta N. Monodia // La Musica (sotto la direzione da G. M. Gatti, a cura di A. Basso). Parte I. Enciclopedia storica. V. 3. Torino, 1966. - P. 58
174. Pirotta N. Inizio dell'opera e aria // Li due Orfei: Da Poliziano a Monteverdi. - Torino, 1984. - P. 276 - 333
175. Pirotta N. Music and Culture in Italy from the Middle Ages to the Baroque. A Collection of Essays. - Cambridge, 1984. - 504 p.
176. Schering Arnold: Auffuhrungspraxis alter Musik.- Leipzig: Quelle & Meyer, 1931, - 176 s.
177. Schmitz H. P. Die Kunst der Verzierung im 18 Jh. - Kassel, 1965. - 550 s.
178. Stras L. Getting to know Monteverdi / Early Music. Vol. XXXVIII / 1 February 2010. - P. 130 - 132
179. Zacconi L. Prattica di musica. - Venetia, 1592,1622 / facs. New York, 1983
Интернет - издания
180. Арнонкур H. Музыка языком звуков. Главы из книги / Перевод И. Приходько по изданию: Nikolaus Harnoncourt «Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverstandnis». Электронный ресурс. URL: http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id==1654, дата обращения 21. 03. 2010
181. Бройдо Ю. Обретенная Эвридика // Петербургский театральный журнал. -2003. -№ 33. URL: http://ptzh.theatre.ru/2003/33/134/, дата обращения 08. 10. 09
182. Турина А. В Перми впервые в России поставлена опера Монтеверди «Орфей». 15. 11. 2007/ Новости // Государственный Интернет-канал «Россия» 2001 - 2009. URL: http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=29683, дата обращения: 15. 10. 09
183. Дикция. URL: http://academy-vocal.front.ru. Дата обращения 23. 02. 2011.
184. Едина Н. Г. Торквато Тассо, закат Возрождения, возникновение маньеризма, тенденций классицизма и зарождение барокко в Италии, URL:
http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/elina-torkvato-tasso.htm, дата обращения 25. 01. 2012
185. Музыкально-философские системы античного мира. URL: http://www.px pict.com/7/3/2/1 /1 .html, дата обращения 29. 03. 2010
186. Нодель Ф., Зубов А. О старинных музыкальных инструментах / Музыкальные инструменты. - 2004. - № 1. URL: http://www.oboe.ru/?s=anl&ss=earlyins01 дата обращения 15. 07. 2011
187. Нодель Ф., Зубов А. О старинных музыкальных инструментах / Музыкальные инструменты. - 2004. - № 2, дата обращения 15. 07. 2011. URL: http://www.oboe.ru/?s=anl&ss=earlyins02
188. Рубаха Е. Тенор. URL: http://operaplus.ru/reviews/tenore.doc, дата обращения 03. 09. 2011
189. Шестаков В. П. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. - М, 1966, Интернет-копия издания на canrewww. yanko.lib.n^ooks/music/mus-aeth—west-mid-r=a.htm, дата обращения 20. 04. 2009
Видео материалы
1. Monteverdi «L'Orfeo». Das Monteverdi-Ensemble des Opernhouses Zürich. Nikolaus Harnoncourt. Staged and directed by Jean - Pierre Ponnelle. - UNITEL, 2009.-2 DVD.
2. Monteverdi «II ritorno d'Ulisse in Patria». Das Monteverdi-Ensemble des Opernhouses Zürich. Nikolaus Harnoncourt. Staged and directed by Jean - Pierre Ponnelle. - UNITEL, 2009. - 2DVD.
3. Видеофильм Monteverdi «L'Incoronazione di Poppea». Das Monteverdi-Ensemble des Opernhouses Zürich. Nikolaus Harnoncourt. Staged and directed by Jean - Pierre Ponnelle. - UNITEL, 2009. - 2 DVD.
4. Фрагмент видеофильма (1 of 11) «Орфей» К. Монтеверди в постановке Музыкального театра Флоренции, дата обращения 07. 03. 11 URL: http: //www.y outube. com/watch?v=tTxQy WcFO.
5. Фрагмент видеофильма «Orfeo» К. Монтеверди в постановке Р. Якобса. URL:http://www.youtube.com/watch?v=jb2TURdBeEQ&list=FLpuyqOQlUSqem -cP6m0w4sQ&index=77, дата обращения 27. 12. 12
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.