Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Мусаев, Ражап Алиевич

  • Мусаев, Ражап Алиевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 154
Мусаев, Ражап Алиевич. Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2013. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мусаев, Ражап Алиевич

Введение

Глава 1. Исторические модели духовно-культурного формирования

новых поколений: теоретические и практические аспекты

1.1. Специфика древневосточной модели духовно-культурного развития человека

1.2. Нравственное воспитание молодежи как основа культурного становления Древней Греции

1.3. Система духовно-культурного формирования молодежи на основе

принципов монотеистических религий

Глава 2. Модели формирования мировоззрения молодежи в современном

мире и в России (на примере Чеченской республики)

2.1 Модели формирования сознания молодежи в современном мире

2.2. Религиозный радикализм и экстремизм среди чеченской молодежи и его культурная терапия

2.3. Роль этнических и традиционных религиозных ценностей в духовно-

культурном формировании молодежи в Чеченской Республике

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-этнические модели формирования сознания молодежи: история и современность»

Введение

Актуальность темы исследования Тема духовно-культурного формирования подрастающего поколения во все времена являлась предметом пристального осмысления философов, религиоведов, педагогов, многих представителей этносов, ее исследующих. Каждый этнос вырабатывал определенные способы образования (обучения и воспитания) молодежи, формирования ее духовного и культурного облика. В различных культурах: восточных и западных сложились свои модели, стандарты образования, духовно-культурного развития и воспитания, в которых присутствуют как общечеловеческие, так и специфические этнонациональные аспекты.

Различные аспекты культурного формирования человека, личности, нравственного воспитания молодежи становились предметом осмысления в древней философии, что выпукло отражено в творческом наследии мыслителей древности: Конфуция, Гаутамы Сиддхартха, Сократа, Платона, Аристотеля и др. Философские и культурные ценности, концепции, выработанные разными этносами в древности на Востоке и на Западе, удивительным образом сошлись в различных монотеистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) и составили основу духовного формирования человека, личности. Их востребованность в духовно-культурном развитии, педагогических, мировоззренческих целях сегодня как никогда актуальна и общественно значима для любого современного государства, отдельного этноса.

В связи с этим в диссертации значительное внимание уделено моделям духовно-культурного формирования человека в древневосточной культуре, нравственного развития молодежи в Древней Греции, системе духовно-культурного формирования человека в иудаизме, христианстве и в исламе. Мировоззренческие ценности монотеистических религий, разительно отличаясь от мировоззренческих ценностей язычества, ориентирует личность

на познание единого и единственного Бога, освоение божественных атрибутов как духовно-нравственного идеала для совершенствования индивида, ответственного за свои поступки и судьбу.

Многие культурные, нравственные, гуманистические ценности, принадлежащие указанным моделям, сохранены человечеством и используются в качестве образцов и стандартов в процессе жизнедеятельности, образования, культуротворчества, воспитания подрастающих поколений. Конечно же, духовно-культурные ценности, выработанные человечеством в прошлом, часто составляют духовную, нравственную основу общества, но при этом они адаптируются к социокультурным трансформациям жизни, современности. Духовно-культурное формирование людей, подрастающего поколения, исторически сложившиеся в древности, средние века, России, новое время, воспринятые культурами малочисленных этносов, не потеряли своей значимости и в современных условиях, они присутствуют в духовно-культурном формировании молодежи.

В условиях российской социокультурной модернизации они реанимируются, осмысливаются и включаются в современную парадигму духовно-культурного развития молодежи, в том числе и молодежи Чеченской Республики. Процесс формирования духовно-культурного облика молодых поколений в современной Чеченской Республике основан не только на обрядах, обычаях, традициях, ментальных особенностях чеченского этноса, но и на общечеловеческих культурных ценностях.

Культурное прошлое не исчезает, оно сохраняется в поколениях, работает на настоящее, закладывая фундамент для будущего. Культура прошлого всегда необходима для современности, испытывающей кризис духовности, нравственности. Настоящее нужно сопоставлять с прошлым для выбора новой тенденции культурного развития. Обращение к прошлым культурным, интеллектуальным, ценностям позволяет понять современность,

найти пути преодоления кризисного состояния в культуре, сопряженного не только с падением качества обучения, но и духовно-культурного воспитания молодежи, а также для преодоления разрыва между сторонами единого культурно-интеллектуального процесса.

Анализ исторических моделей духовно-культурного формирования, воспитания молодежи прошлого в контексте современности, выявление особенностей духовно-нравственного воспитания молодежи в Российской Федерации, а также в ее субъекте - Чеченской Республике - важнейшая актуальная исследовательская задача, решаемая в настоящем диссертационном исследовании, осмысливая при этом модели духовно-культурного развития человека, общества в известных цивилизациях прошлого.

Значительный разрыв, образовавшийся между процессом обучения и воспитания детей, молодых людей в современной России, негативно отражается на духовно-культурные, нравственные, патриотические, гражданские установки подрастающих поколений. Теоретический анализ позволяет глубже видеть эту ситуацию и определить вектор духовно-культурного, патриотического и интеллектуального развития российской молодежи, в том числе и молодежи Чеченской Республики.

Степень научной разработанности. Духовно-культурное, интеллектуальное развитие и образование человека, подрастающего поколения представляет собой составную часть социализации молодого поколения. Изучению этих процессов посвящено немало работ отечественных исследователей, многие из которых имеют теоретико-методологические значение, позволяя выявить общие и особенные аспекты нравственного, интеллектуального, культурного развития человека, подрастающего поколения. К проблеме анализа духовной, интеллектуальной культуры человека обращались такие отечественные и зарубежные философы и культурологи: С.Н. Артановский, В.Ф. А.смус, П.С. Гуревич,

A.C. Богомолов, B.E. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, Е.В. Золотухина, А.Ф. Лосев, Г. Маркузе, А.-И. Марру, B.C. Нерсесянц, Б. Рассел, В. С. Степин, A.A. Тахо-Годи, М. Хайдеггер и др.

Теоретико-методологические идеи, высказанные данными авторами, нашли конкретизацию в отечественной философии при анализе духовно-культурных, мировоззренческих оснований деятельности молодежи как социально-демографической группы.

Изучением проблемы государственной молодежной политики на профессиональном уровне занимаются отечественные философы, социологи, политологи: C.B. Алещенок, П.И. Бабочкин, И.Г. Васильева, М. К. Горшкова, И.М. Ильинского, Д.Л. Констатиновского, С.И. Левикова, В.А. Лукова, Ф. Э. Шереги.

Выявлению образа российской молодежи в современном мире, его самосознанию и социокультурных ориентиров была посвящена Всероссийская научная конференция, в Московском гуманитарном университете 6-7 декабря 2007 года .

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи как основа социокультурного развития гражданина России сформулированы в стандарте второго поколения под названием «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», составленная А.Я. Данилюк A.M. Кондаковым и В.А. Тишковым. В ней определяется национальный воспитательный потенциал, сформулированы цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в России, предпринята попытка рассмотреть ее как целостную систему, названы базовые национальные ценности, определены основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Формирование духовной культуры молодежи, ее адаптация к современной социокультурной ситуации в России и в отдельных регионах

отражены в исследованиях: Ю.В. Лясникова, B.C. Комаровский, Н.В. Осмачко, Х.С. Халадова, М.Х. Халимбекова, O.A. Хутиева, А.Н. Цепляева .

Особенности духовно-культурного развития и нравственного воспитания молодежи в современной Чеченской Республике на основе традиционной культуры, религиозных ценностей уделено значительное внимание в исследованиях В.Х. Акаева, М.М. Ахмадова В.Ю. Гадаева, Б.Б. Нанаевой, З.И. Хазбулатовой и др.

Анализ духовно-культурного развития молодежи, различных концепций её воспитания важен в теоретическом и практическом отношении в России, находящейся в транзитном состоянии, испытывающей духовно-культурный кризис.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей, обращенных к тематике культуры, воспитания, формирования молодежного сознания.

В диссертации широко использован историко-философский, диалектический, философско-культурологический методы и процедуры, что позволяет рассматривать духовно-культурное развитие человека в его становлении и развитии, как систему взаимосвязанных ценностей, мировоззренческих идей, имеющих большое значение для идеологического, нравственного, интеллектуального, патриотического развития и воспитания подрастающего поколения.

Духовно-культурное развитие молодежи рассматривается как открытая система, которая совершенствуется, развивается на основе социокультурных трансформаций общества, смены социокультурных ценностей, формирующих тот или иной тип личности молодого человека. Методологически ценным является видение России как особого культурно-исторического типа, предполагающего восприятия евразийской парадигмы духовно-культурного формирования молодого поколения.

Термин «культура» в нашем исследовании понимается в рамках деятельностной концепции культуры как способ деятельности в любой сфере жизни, в том числе и в процессе воспитания нового поколения.

Используемое нами понятие «культурно-этническая модель» означает, что во всякой относительно устойчивой культуре исторически наработаны некие матрицы воздействия старших поколений на подрастающее поколение с целью формирования «идеального члена общества» (хотя реальное всегда отдалено от идеального). Модели выступают не просто культурными, но этническими, то есть, основаны на единстве языка, самосознания и традиций народа, как правило, длительно проживающего на одной территории.

Важным методологическим приемом, на котором построен текст диссертации, является компаративность - сравнение культурных приемов формирования сознания в древних и современных обществах. И хотя древний Восток, античность и сегодняшний день разделяют тысячелетия, время не является препятствием для сопоставления способов воздействия на молодежь в разных историко-культурных контекстах.

Объектом диссертационного исследования являются культурно-этнические особенности формирования сознания, мировоззренческих ориентиров человека.

Предмет исследования - анализ культурных, этнических факторов, наличествующих в обществе и способствующих формированию сознания молодежи в контексте традиционных культур.

Цель состоит в том, чтобы раскрыть культурно-этнические факторы, оказывающие влияние на воспитание молодежи, формирование ее сознания. Для ее реализации используется факты, события характерные древневосточной, античной культурам, духовно-культурные ценности монотеистических религий. Цель конкретизируется в следующих взаимосвязанных задачах:

• раскрыть особенности основных идей древневосточной модели культурного формирования молодежи;

• выявить особенности культурного становления, духовно-нравственного воспитания молодежи в Древней Греции;

• рассмотреть универсальное значение монотеистических религий в духовно-культурном воспитании молодежи;

• проанализировать духовно-культурное состояние российской молодежи в постсоветский период;

• раскрыть особенности культурной терапии религиозного радикализма и экстремизма среди чеченской молодежи;

• выявить современные особенности духовно-культурного формирования молодежи в Чеченской Республике.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• осуществлен анализ развития основных идей древневосточной модели нравственного формирования молодежи как важнейшей части духовной культуры общества;

• раскрыты основные аспекты культурного становления, духовно-нравственного воспитания молодежи в Древней Греции, составляющие основу формирования гармонично развитой личности;

• выявлены универсальные идеи монотеистических религий, составляющих основу духовно-культурного воспитания молодежи в различных регионах мира;

• установлены особенности современных концепций формирования духовной культуры подрастающего поколения;

• определены особенности нравственного и патриотического воспитания молодежи в современной России;

• обобщен опыт духовно-нравственного воспитания молодежи в Чеченской Республике, сложившийся в постконфликтных социокультурных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурное становление и развитие в условиях Древнего Востока сопряжено с системой восточной деспотии, мощной государственности, которая активно влияла на формирование сознания людей и требовала воспитательного воздействия от семьи. Первобытные верования, мифы, магия составляли основу духовности древневосточного человека, образ жизни и воля его были подчинены власти деспота, уподобляемого Богу. Духовные учителя Древнего Востока в своих высказываниях осуждали человеческие распри, насилие, утверждали человеколюбие, гуманизм, сдержанность, призывали к преодолению безнравственного, антигуманного в человеке, ориентировали на формирование справедливого общества. Таковы нравственные максимы Будды, Конфуция.

2. В рамках культурно-этнической модели, сложившейся в Древней Греции, возник идеал гармонично развитой личности, на которую опиралось древнее общество. Личность могла достигнуть гармоничного развитая, только освоив грамотность, знания, музыку, достигая физического совершенства, стремясь к Благу с большой буквы, означавшему и благо города-государства, и моральную добродетель. Синтетический идеал совершенного человека, получил у греков название «калокагатии». Суть его состоял в том, чтобы достигнуть сочетание физического совершенства, силу тела и таких духовно-культурных качеств, как справедливость, нравственность, мужество, добродетель. В свою очередь, идеи, высказанные влиятельным философом Сократом, заключались в том, что именно через

образование, освоение истинных знаний, человек становится мудрым, а стало быть, добродетельным, а само общество, в котором он живет, совершенным. У Аристотеля ярко звучит тема государственного воспитания будущих поколений.

3. В системной форме воспитательное воздействие через приобщение к высшему представлено в монотеистических религиозных культурах (иудаизме, христианстве и исламе). В рамках всех этих систем личность формируется посредством веры в единого могущественного и всепрощающего Бога, познание которого есть универсальная вера и отречение от мира. Для этих духовных культур, происходящих из единого исторического корня, характерна общность позиций и духовно-культурных ценностей, единство нравственно-мировоззренческих идей (Декалог Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, этическое учение Мухаммада). В культурах, разделяющих установки мировых религий, формирование сознания молодежи ведется совместно с семьей, религиозной общиной и государством.

4. В условиях современной Европы с ее постиндустриальной культурой и рыночного общества произошел отход от традиционных религиозных позиций в воспитании нового поколения, формировании его сознания. Здесь, как известно церковь отелена от государства. А молодежная политика в европейских страна направлена на утверждении в обществе либерально-демократических, гражданско-гуманистических ценностей, содействие бесконфликтной интеграции молодежи в европейское сообщество. Получение образования и профессиональных навыков, усвоение своих прав и обязанностей, прохождение курса гражданского и этического воспитания, получение реального опыта толерантности и заботы о ближнем - важнейшие задачи, решаемые в европейской культуре, направленные на формирование соответствующего сознания. Но тем менее, эта система не преодолевает духовный кризис, охвативший Европу.

5. В таких современных странах, как Турция, Япония, Казахстан сегодня наблюдается интересный культурный синкретизм, сочетание общеевропейских установок в воспитании молодежи с традиционными этническими компонентами, связанных с бытованием в этих странах религий, обычаев, традиций, исторического опыта, этнокультурных ценностей. Изучение опыта формирования сознания молодежи в этих странах, ее духовно-культурного формирования показывает, что возможна продуктивная культурная интеграция этнического, общечеловеческого аспектов, выстраиваемых на религиозном или светском гуманизме.

6. Чеченская Республика как часть современной России испытала в 90-х годах XX века - нулевых годах XXI века серьезный мировоззренческий кризис, отразившийся на сознании молодежи. Отход от советской системы воспитания, тяжелая травма, нанесенная молодежи и взрослыми войной, ориентация на западные потребительские ценности - серьезно подрывало позитивный настрой сознания молодежи, определенная часть которой подвергалась воздействию религиозного и политического экстремизма, а также влиянию нетрадиционного для региона ваххабизма с его экстремистской идеологией и практикой.

Опыт послевоенной реконструкции Чечни убеждает, что сейчас как никогда востребовано единство общероссийской идентичности, этнокультурной идентичности, традиционных культурных ценностей чеченцев, а также ценностей европейского гуманизма.

7. Ныне осуществляемая в Чеченской Республике молодежная политика основывается на формирование общероссийской гражданской идентичности, ценностей духовно-нравственного и патриотического характера, правосознание, решение проблем профессиональной самореализации молодежи, создание достойных условий для предпринимательской деятельности молодых людей, развития у них инновационного поведения. Все это гибко сочетается с этионациональными

традициями, сохраняющими большие ресурсы для формирования, если не «идеального гражданина», то во всяком случае благонадежного и позитивно настроенного члена российского общества с соответствующей ментальностью и культурой.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты и выводы исследования расширяют представления о путях духовно-культурного развития молодежи, что способствует расширению культурного пространства индивида, молодежи как специфической социальной группы. Выводы и результаты исследования вполне могут быть использованы для создания общих и специальных курсов по истории философии, культурологии, философии, политологии. Они могут иметь практическое и теоретическое значение для культурологов, педагогов, работников государственной службы, осуществляющих молодежную политику в различных регионах страны.

Апробация диссертационного исследования. Диссертация обсуждена в секторе языкознания, литературы и культурологии отдела гуманитарных исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова РАН".

Основные положения диссертации отражены в семи публикациях, две из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации. Основные выводы и положения получили отражение в региональных и общероссийских научных и научно-практических конференциях, состоявшихся в Грозном, Петрозаводске, Москве.

Структура работы. Диссертация состоит из двух глав шести параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Исторические модели духовно-культурного формирования новых поколений: теоретические и практические аспекты

1.1. Специфика древневосточной модели духовно-культурного развития

человека

Проблемы духовно-культурного развития человека, формирования, его сознания, воспитания молодого человека всегда представляют собой значительный интерес для общества, педагогов, философов и исследователей. Анализ философской литературы показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения изучались издавна широко и на разных уровнях. Сама идея духовно-нравственного воспитания восходит к древней философии, как восточной, так и западной, и ярко отражается в трудах мыслителей древности, таких как Конфуций, Гаутама Сиддхартха, Сократ, Платон, Аристотель и др.

Еще у древнейших людей старый человек, имеющий за плечами долгий жизненный опыт и знания, был мудрым советчиком в общественных делах. Опытное знание складывалось постепенно, и его, естественно, нельзя было получить сразу. Молодое поколение заимствовало у старшего поколения их жизненный опыт, идеи, годами накопленные знания. В свою очередь, умудренные годами старики передавали свои трудовые навыки, этические требования, моральные устои молодым.

В эпоху древности обучение являлось очень примитивным, но оно было первой ступенью для развития производства, культуры и цивилизации. И этот процесс способствовал формированию сознания и самосознания человека, передававшего накопленные опыт и знания подрастающим поколениям через различные формы обучения. По мнению С.Л. Франка:

настоящее нельзя понять вне связи со вчерашним, давно прошедшим1. Соответственно для реализации наших исследовательских задач очень важен экскурс в историю зарождения культуры воспитания и образования.

Уже в древности культура предстает в своем духовном могуществе, потому что с помощью знаний, ценностей и традиций она созидает новый мир различных этносов со своими формами сознания, философскими воззрениями и жизненными ориентациями. Человечество черпает из древних цивилизаций и культур важнейшие модели организованного обучения и духовно-нравственного воспитания. Возникшее вместе с появлением человеческого общества воспитание, на протяжении всей истории человечества реализовывало функцию передачи от поколения к поколению социального опыта, в том числе знаний.

Для более полного представления о формировании духовной культуры человека, ребенка его воспитания будет интересно обращение к историческим корням становления древних цивилизаций, тем моделям, которые формировали те или иные этносы, в ходе в их исторического и культурного развития.

Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата появляются несколько рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), известные высоким уровнем развития материальной и духовной культуры, в которых формировались различные системы обучения и воспитания молодежи, в целом человека. В исторической науке эти государства известны как Междуречье. На этой территории зародилась древняя цивилизация, где было посажено зерно, произошло развитие письма, создавались города2. Здесь появляются зачатки научных знаний, стали преподавать астрономию, математику и агротехнику. Складывалась оригинальная письменность и культура. На основе этой

1 Цит.: История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 13.

2 Бауэр С.У. История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима. -М.: ACT: Астрель, 2011. - С. 11.

культуры, созданной древними людьми, формировался разумный человек, обучались и воспитывались подрастающие поколения.

В начальный период становления человечества основные задачи воспитательного характера сводились к подготовке подрастающего поколения к жизни и быту. Еще в ранние периоды становления антропо- и социогенеза, люди в целях выживания вынуждены были заботиться о своих детях, давали им элементарные навыки выживания. Их сознание, необходимые для жизни навыки, нравственные ценности формировались через опыт взрослых, а также через послушание и подражание младших.

В древнейших государствах, сменивших архаичные союзы племен, воспитание и обучение подрастающего поколения осуществлялось именно в семье. В переходном рабовладельческом строе в древневосточных цивилизациях сохраняли свою прочность традиции семейного воспитания. Этот аспект хорошо просматривается в Законах вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книге Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийской Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и в др.

Так, в книге Притчей царя Соломона даются следующие наставления сыну, призывая его слушать отца своего, не отвергать завета матери. Основная нравственная максима «Притчей» - это призвание отца быть наставником, почитание родителей: «Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери» 3 .

С укреплением общественных, государственных структур в Древнем Востоке формируется новая модель передачи знания и воспитания детей -школа. Этот социальный институт был направлен на специальную подготовку аппарата чиновников, жрецов, воинов, необходимых для функционирования государства.

3 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 1997. - С. 583-605.

В древневосточных государствах школа как система обучения и воспитания развивались под влиянием многих социальных, культурных, экономических, этнических, географических и др. факторов. Несмотря на разную хронологию зарождения, развития и угасания этих цивилизаций, им всем были присущи схожие модели обучения и воспитания. Схожесть систем воспитания является следствием того, что зарождение школ пришлось на переходную эпоху, между общинно-родовым строем и социально дифференцированным обществом. Несмотря на изолированность друг от друга государств Древнего Востока, на их этническое многообразие, в этих странах сформировались схожие модели воспитания и обучения 4.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мусаев, Ражап Алиевич, 2013 год

Список литературы

1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит, статья А. А. Столярова. - М.: «Ренессанс», СП ИВО - СиД, 1991.

2. Аверинцев С.С. Ранневизантийский период // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. - На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. - 1984.

3. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. -Ростов-на-Дону, 2004.

4. Акаев В.Х. Суфийская культура на Северном Кавказе: теоретические и прикладные аспекты. - Грозный, 2011.

5. Акаев В.Х. Исламское возрождение в Чеченской Республике. -Грозный, 2012.

6. Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы. - 2-е изд. - СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2004.

7. Аристотель. Сочинения. - В 4 т. (Серия «Философское наследие»). -М.: Мысль, 1975-1983.

8. Аристотель. Сочинения. - Т. 4. / Ред. и вступ. ст. А. И. Доватура, Ф. X. Кессиди. - М.: Мысль, 1983. - 832 с.

9. Аристотель. Сочинения. - Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1975.-552 с.

10. Аристотель. О душе. - Т. 1. / Ред. и вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1975.

11. Аристотель. Политика. - Т. 4. / Ред. и вступ. ст. А. И. Доватура, Ф. X. Кессиди. - М.: Мысль, 1983.Асмус В. Ф. Античная философия. - М.: Высшая школа, 1999.

12.Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

1 З.Асмус В.Ф. Платон. -М., 1979.

И.Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 1984.

15.Бартольд В.В. Культура мусульманства. - М., 1998.

16.Бауэр С.У. История Древнего мира: от истоков цивилиации до падения Рима. - М.: ACT: Астрель, 2011.

17.Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998.

18.Бердяев H.A. Душа России // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрес-пресс, 2002.

19.Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское библейское общество, 1997.

20.Боннар А. Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа. - М., 1992.

21.Бхагавад Гита. - М.: Проспект, 2008.

22.Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988.

23.Васильев JI.C. История религий. Учебное пособие / JI.C. Васильев. -М.:КДУ, 2008.

24.Виндельбанд В. Платон / Пер. с нем. - Киев, 1993.

25. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. - М., 1980.

26.Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. - Грозный, 2005.

27.Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики. Проблемы духовного развития. - Грозный, 2011.

28.Гомперц Теодор. Греческие мыслители. -Мн.: Харвест, 1999.

29.Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк, В. В. Маленков // Социологические исследования. - 2007. - № 4.

30.Гране Марсель. Китайская мысль от Конфуция к Лаоцзы. - М.: Алгоритм, 2008.

31.Гюльчур M.K. Культура поведения в исламе. - Спб.: ООО «Изд-во «Диля». - 2008.

32.Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1991.

33.Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990.

34.Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995.

35.Данилюк А.Я., Кондаков A.M., В.А. Тишков. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2009.

36.Диоген Лаэртский о Сократе / Антология мировой философии: Античность. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

37.Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей. - М.: Пед. об-во России, 2000.

38.Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. Изд-во Ростовского университета, 1987.

39.Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. - М.: Гардарики, 2003.

40.Древнекитайская философия: Эпоха Хань. -М., 1990.

41.Духовно-нравственное воспитание молодежи: семейные национальные традиции. VI Международный конгресс "Российская семья" материалы/ под общ. редакцией Г.И.Климантовой. М.: Изд-во РГСУ, 2009.

42.Единство и многообразие России: материалы Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам толерантности и свободы совести/Под ред. В.А.Тишкова. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2007.

43.Жерар Кан. Педагогика Януша Корчака и еврейское воспитание. -Рос. общество Януша Корчака. - Москва, 2000 // http://www.ierusalem-korczak-home. cora/kan/kan. html

44.Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. - Ростов-на-Дону: Наука-пресс, 2005.

45.Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. 2-е издание, переработанное. - Ростов-на-Дону: Наука-пресс, 2005.

46.Зайцев А.П. Культурный переворот в Древней Греции У1П-У вв. до н.э. - М., 1985.

47.3айченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988.

48.Зелинский Ф.Ф. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля. -СПб (б.г.)

49.Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1999.

50.Золотухина-Аболина Е.В. Этика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2013.

51.Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. - СПб., 1994.

52.Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 2000.

53.Иванов В.Г. История этики Древнего мира. - СПб: Изд-во Лань, 1997.

54.Иванова С.Ю. К вопросу об этнокультурном взаимодействии // Северный Кавказ в условиях глобализации. - Ростов-на-Дону, 2001.

55.Иконникова С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд. - М.: СПб., 2005.

56.Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

57.Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. - М. Эксмо, 2006.

58.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

59.История культуры России / Под ред. В.И. Добрынина. - М., 1991.

60.История политических и правовых учений. - М.:Издательство "НОРМА", 2003.

61.История политических и правовых учений: Древний мир / отв. ред. В. С НРГ.гррятгтт - М 1 ОЯ^

62.История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). - М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.

U

63.Иегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т. 2. / Пер. с нем. М.Н. Ботвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина. 1997.

64.Казаева Е.А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е.А. Казаева, JI. А. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4(68).

65.Кардини Франко. Европа и ислам: история непонимания. СПб.: «Александрия», 2007.

66.Кармин A.C. Культурология. Культура социальных отношений. СПб., 2000.

67.Кармин A.C. Культурология. СПб., 2006.

68.Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрес-пресс, 2002.

69.Киссиди Ф.Х. Гераклит. -М.: Мысль, 1982.

70.Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993.

71.Конституция Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 1998.

72.Конфуций Луньюй / Конфуций Уроки мудрости: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

73.Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во «Филио», 2004.

74.Корбен Анри. История исламской философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.

75.Костюченко B.C. Вивекананда. — М., «Мысль», 1977

76.Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М.:Захаров, 2005.

77.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. -М.: Наука, 1993.

78.Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Антология мировой философии: Античность. - Мн.: Харвест, м.: ООО «Издательство ACT», 2001.

79.Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия / Ксенофонт. - М.: ООО «Изд-во ACT»: «Ладомир», 2003.

80.Кудаев M.P., Апиш Ф.Н. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени: Учебно-методические материалы по истории педагогики. Блок 1. - Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008.

81.Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1998.

82.Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, Кагана. - М.: Высшее образование, 2009.

83.Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л.А. Никитич. - ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

84.Культурология. XX. Словарь. СПб., 1997.

85.Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под науч. Ред. проф. Г.В. Драча. Изд. 8-е. - Ростов на/Д: Феникс, 2005.

86.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1990.

87.Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник. - М.: Гардарики, 2007.

88.Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон, Аристотель. - М.: Молодая Гвардия, 1993.

89.Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. - М.: ИНФРАН, 2003.

90. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Евклида до Прокла. - Мн.: Изд.-комер. общество «Гелаксис», 1998.

91.Магомедов Н.М. Платон о воспитании. - Куйбышев, 1990.

92.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М.: мысль, 1979.

93.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М., 1988.

94.Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998.

95.Махабхарата. Рамаяна. - М.: Пушкинская библиотека, ACT, 2004.

96.Мезенцев О.В. Концепция Бога в индийской философии нового и новейшего времени // Универсалии восточных культур. - М.: Изд-я фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001.

97.Михалева К.Ю. Молодежные субкультуры и высокая мода // Социология. - 2005. - № 3-4.

9 8. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 4 (321).

99.Молодякова Э.В. Среда обитания современных японцев // Япония. Ежегодник. 2000-2001.

100. Мусаев P.A. Национализация молодежи или тезисы новой молодежной политики. - Грозный.: ФГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Грозненский рабочий".

101. Нерсесянц B.C. Сократ. - М.: Наука, 1984.

102. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991.

103. Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике. - М.:ИНФРА-М, 2010.

104. Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. - М.: Изд-во «Мысль», 1999.

105. Платон. - М.: Изд-во Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

106. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. - М. Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

107. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древне-греч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007.

108. Плутарх. Избранные жизнеописания. В двух томах. Том II. - М.: Правда, 1987.

109. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. - М.: Изд. комплекс «Машмир», 2005.

110. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. - М.: Высш. школа, 1982.

111. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись / Сост. В.А. Росов. - Самара: Издательский дом «Агни», 2000.

112. Роузентал Франц. Торжество знания. Концепция зания в средневековом исламе. - М.: Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1978.

113. Свадковский И.Ф. Платон и древнегреческое воспитание // Педагогическое образование. - 1936. - № 4.

114. Семушкин A.B. Эмпедокл. - М.: Мысль, 1985.

115. Сериков, А. В. Профилактика политического экстремизма молодежи/ А. В. Сериков // Социально-гуманитарные знания. - 2005. -№4.

116. Соколов A.B. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. - 2009. - № 1 (23).

117. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: Теоретические и эмпирические исследования: Науч. моногр. (Москва, 6-7 дек. 2007 г.) - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

118. Степанова A.C. Философия древней Стой. - СПб., 1995.

119. Степанянц М.Т. Проблема универсалий в дискурсе Востока XX века / Универсалии восточных культур. - М.: Изд-я фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001.

120. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. 2-е изд-е, исправ. и дополненное. - М.: Изд-ая фирма «Восточная литература» РАН, 2001.

121. Степин B.C. Мировоззренческие универсалии как основа культуры // Универсалии восточных культур. - М.: Изд-я фирма «Восточная лит-ра» РАН, 2001.

122. Степин B.C. Цивилизация и культура. - СПб.: СПбГУП, 2011.

123. Теория культуры: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

124. Суриков И. Древняя Греция: История и культура. - М.: ACT: Астрель, 2005.

125. Тихомиров JI.A. Что такое Россия? // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрес-пресс, 2002.

126. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». -М.: «Ось-89», 1998.

127. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность: Учебное пособие. - М., 2006.

128. Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек. - М.: ACT: Ермак, 2005.

129. Хиллел (конец I в. до н. э. - начало I в. н. э.), наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго храма. Родился в Вавилонии и потому его иногда называют Хиллел Вавилонянин // Краткая еврейская энциклопедия. Том 9.

130. Хироки Адзума. Добуцука суру посутомодан. Отаку кара митанихон сякай (Постмодерн с признаками животного. Японское общество глазами отаку) Токио: Топпан инсацу, 2001.

131. Ходжсон М. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней. - М. Эксмо, 2013.

132. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Г.В. Драч и [др.]; под ред. Г.В. Драча - Изд. 2-е, перераб. - Ростов на/Д: Феникс, 2005.

133. Цицерон. О государстве // Диалоги о государстве. О законах. М.: Изд-во «Наука», 1966.

134. Цицерон. Философские трактаты. - М.: Изд-во «Наука», 1985.

135. Чанышев А.Н. Аристотель. - М.: Мысль, 1981.

136. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991.

137. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии): Учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2003

138. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. -Л.: Изд-во «Наука», 1986.

139. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 1993.

140. Шпенглер Освальд. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории: Гештальт и действительность. - М.: Эксмо, 2006.

141. Шубарт В. Европа и душа Востока. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

142. Эннес Джулия. Античная философия: очень краткое введение. -М.: Астрель: ACT, 2009.

143. Эпикур. Письмо к Геродоту. Письмо к Пифоклу. Письмо к Менекею. Главные мысли. Перевод М.Л. Гаспарова // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. - М., 1983.

144. Юдин A.B. Русская народная духовная культура. - М., 1999.

145. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.