Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Эхаева, Раиса Магдановна

  • Эхаева, Раиса Магдановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 140
Эхаева, Раиса Магдановна. Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2009. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Эхаева, Раиса Магдановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Особенности нравственного воспитания молодежи в чеченской народной педагогике.

1.1. Социально-исторические условия становления и развития чеченской народной педагогики.

1.2. Идеал личности. Место нравственного воспитания в чеченской народной педагогике.

1.3. Требования чеченского нравственного кодекса к молодежи.

Выводы.

Глава II Использование идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики в условиях современной общеобразовательной школы.

2.1. Средства и методы нравственного воспитания в народной педагогике чеченцев.

2.2. Применение методов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике»

Идея развития национального воспитания в духе этнических традиций является общечеловеческой, в ее реализацию вносит вклад, как народная педагогика каждого этноса, в которой обобщен самобытный многовековой опыт его воспитательной деятельности, так и элементы произведений народного творчества, национального искусства, религии, народных обычаев и традиций.

Наследия каждого народа в наши дни усиливается проблемами, возникающими в связи с ростом самосознания и национально-культурным возрождением нации, неподготовленностью государства к разрешению межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Решением данных проблем занимались современные философы и педагоги Ш. М-Х. Арсалиев, Ю.А. Айдаев, В.Х. Акаев, Ф.Ю. Албаков, И.Ю., Алироев, Р.А.Алиханова, С.П. Басханов, В.Ю., Гадаев, Х.Ц. Домбаев, 3.И.,Хасбулатова, Р. А.Юсупова, и другие.

Положительной оценки заслуживает работа философа В.Ю. Гадаева «Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров», в которой он утверждает, что «.молодое поколение - это будущее Чечни, ее судьба. Все, кому дорого будущее своей многострадальной Земли, своей прекрасной Родины, любимой Чечни обязаны незамедлительно принять активное участие в создании самой главной ценности - духовного мира современной чеченской молодежи».

Педагогическое наследие представителей различных национальностей были предметом исследования В.А.Арушюнян (армян), В.А.Афанасьева (якутов), Г.С.Виноградова (русских), А.Щ.Гашимова (азербайджанцев), А.Э.Измайлова (киргизов), Е.Е.Хатаева (осетин), Я.И.Ханбикова (татар), А.Ф.Хинтибидзе (грузин) и др.

Проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых Северного Кавказа - Р.А.Махмеговой, И.А.Шорова (Адыгея), Ш.М:Мирзоева, З.Якубова (Дагестан), Ш.М-Х.Арсалиева, С.М.Хасиева (Чечня), Т.З.Басаевой, Х.Х.Хадикова, Е.Е.Хатаева (Осетия), М.Б.Гуртуевой, В.В.Смиренина, Э.М.Тамбиевой (Кабардино-Балкария) и др., имеющих научно - практическое значение для улучшения' воспитания и обучения детей в национальной школе. Важный вклад в изучение духовной культуры нации внесли чеченские мыслители, публицисты и писатели Ю.А.Айдаев, И.О.Алироев, Я.З.Ахмадов, С.О.Зоев, Х.И.Ибрагимов, М.Ю.Келигов, С.Куркаев, А.Д.Тимаев, К.З.Чакаев и другие.

Педагоги - новаторы Ш.М. Амоношвили, И.П. Иванов, E.H. Ильин, А.Б. Резник, В.Ф: Шаталов, используя в своих трудах накопленный педагогический опыт прошлого, , рассматривали проблемы и трудности, переживания и стремления подростков. Опираясь на опыт народной педагогики, подчеркивая его значимость, они предлагали методы разрешения конфликтов, преодоления трудностей, связанных с юношеским возрастом.

Духовная жизнь любого народа определяется его трудом, талантом и человечностью. Эти качества личности, участвующие в формировании народного характера, и составляют основу этнопедагогики. История знает множество примеров, подтверждающих, как непросто было выжить чеченскому народу в условиях дискриминации языка, обычаев и традиций, -правящая власть систематически проводила меры, направленные на разрушение его этнокультурных традиций и обычаев. Политические события последних 15-20 лет в Чеченской Республике послужили благодатной почвой для утраты и деформирования многих основополагающих принципов воспитания.

В настоящее время, когда правительство России и Чечни предпринимают попытки вернуть республику в русло нормальной жизни, как никогда остро встал вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Значение нравственного, этнического и трудового воспитания в формировании гармоничной личности подчеркивается в трудах Н.С. Гончаровой, Ж.Д. Доржиева, З.Д. Клекбаева, З.М. Магомедовой, М.А. Муратовой, С.И. Раимова, А.Ш. Хасанова. Кропотливый анализ этнопедагогического наследия чеченцев, обобщение опыта, традиций и преемственности в вопросах воспитания ребенка, роль национальной культуры в подготовке учителя рассматривает в своих трудах Ш.М-Х. Арсалиев. Для изучения- данной проблемы, затрагивающей вопросы развития школы, педагогической мысли и этнопедагогики северокавказских народов интерес представляют работы профессора Е.Е. Хатаева.

Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы, собственный опыт работы в школе методы народной педагогики, прогрессивные народные традиции и обычаи вследствие незнания практически не используются в учебно-воспитательном процессе современных образовательных учреждений.

Недостаточная разработанность данной проблемы и ее актуальность предопределили выбор темы исследования «Идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике»

Объект исследования: педагогические идеи и опыт нравственного воспитания в чеченской народной педагогике.

Предмет исследования: идеи и воспитательно-образовательный опыт чеченского народа, отраженный в его духовной жизни, обычаях, обрядах , традициях, устном народном творчестве и его использование в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Цель исследования: раскрыть педагогический потенциал нравственного воспитания чеченской« народной педагогики, разработать пути и средства его использования в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Гипотеза исследования: идеи и опыт нравственного воспитания чеченской народной педагогики могут эффективно влиять на воспитание подрастающего поколения при условии систематического изучения и использования национально-культурного и общечеловеческого содержания воспитательно-образовательного опыта чеченского народа, отраженных в его духовной жизни, обычаях, обрядах и традициях.

В соответствии с объектом, целью, гипотезой определились следующие задачи исследования:

- выявить социально-историческую природу возникновения и развития чеченской народной педагогики, раскрыть ее структуру, сущность и предмет;

- проанализировать воздействие идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики на подрастающее поколение; определить сформировавшиеся идеалы; рассмотреть основные требования чеченского нравственного кодекса;

- предложить научно-практические рекомендации, обеспечивающие нравственное воспитание подростков в условиях общеобразовательной школы через их приобщение к этническим традициям чеченского народа.

- апробировать в условиях городских и сельских общеобразовательных школ Чеченской республики предложенные рекомендации по использованию материалов народной педагогики; внедрить в учебный процесс ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» курс «Народная педагогика чеченцев»,разработанный для студентов' педагогических факультетов.

Методологическую основу исследования составили положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания; социально исторической обусловленности характера воспитательно-образовательного опыта народов; диалектике общего и особенного; бережном отношении к культурному наследию прошлого; идеи влияния шедевров народного творчества на духовную и нравственную культуру молодежи, подготовку её к самостоятельной жизни, на своеобразие и самобытность национальных традиций и обычаев разных народов; неразрывном единстве общечеловеческого и национального факторов формирования облика духовно- нравственной личности.

Проблема использовании традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашли отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого П.П.Блонского, Я.С.Гогебашвили, Я.А Каменского, И.Г.Песталоцци, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.Я. Яковлева; педагогов, просветителей и общественных деятелей Северного Кавказа А.Кешева, И.Крымшамханова, Ш.Ногмова, С.Усербиева, С. Хан-Герей и др.

Существенное значение в нашем исследовании заняли идеи современных ученых, таких как Ю.Т.Азаров, Л.М.Архангельский, Н.И.Болдырев, Г.Н.Волков, И.В.Гребенников, В.Е.Гмурнов, Н.К.Гончаров,

A.И.Каиров, В.А.Кан-Калик, Б.Т.Лихачев, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, Ю.П.Сокольников, Э.И.Сокольникова, А.Д.Солдатенков, Л.Суслопарова, И.В.Суханов, Я.И.Хинбергов, А.Ф.Хинтибидзе, Я.В.Чеснов и др.

В исследовании избранной темы большую помощь оказало < изучение работ, посвященных культуре и быту, как чеченского народа, так и других народов населяющих Северный Кавказ (Ю.А.Айдаев, В!Х.Акаев, Ф.Ю. Албаков, И.Ю., Алироев, Р.А.Алиханова, М-Х. Арсалиев, С.П. Басханов,

B.Ю., Гадаев, Х.Ц. Домбаев, 3.И.,Хасбулатова, Р. А.Юсупова и др).

В исследовании применялся комплекс взаимопроникающих и. дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ ч концептуальных положений с использованием философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по исследуемому вопросу; сравнительно-сопоставительный анализ историко-этнографических и фольклорных материалов; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по фольклору, этнографии и педагогической мысли народов России.

Опытно-экспериментальной базой явились общеобразовательные школы Чеченской республики: СОШ №№ 11, 44 г.Грозного, СОШ № 1 с.Лермонотово. В исследовании приняло участие 360 школьников, 197 преподавателей данных школ и 180 родителей

Основные этапьг исследования. Исследование проводилось в период 2003 по-2007 годы и включало три взаимосвязанных этапа: I' этап - проблемно-поисковый (2003-2004гг) - определялось проблемное поле исследования, изучалась степень разработанности данной темы, уточнялся ее категориальный аппарат;

II этап» - опытно-поисковый (2004-2006гг) - разрабатывались теоретико -методологические основы исследования, происходила их апробация, в ходе проведения контрольного эксперимента;

III этап1 — заключительно-обобщающий (2006-2007) - систематизация и обобщение полученных материалов, их апробация и внедрение в практику, проведение опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию школьников с учетом национальных традиций, опыта народной педагогики; оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

- изучена специфика.чеченской народной педагогики, раскрыт ее потенциал в нравственном воспитании подрастающего поколения;

- охарактеризован сложившийся в воспитательном опыте чеченского народа идеал совершенной личности; определены цель и содержание нравственного воспитания молодежи;

- обоснованы методы, формы и приемы использования элементов чеченской народной педагогики в образовательном процессе современной школы;

- предложена и реализована авторская программа интеграции в учебно-воспитательный процесс современной школы идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики.

Теоретическая значимость исследования обобщен и систематизирован материал о роли народной педагогики в формировании нравственной целостной личности, существенно обогащающий и расширяющий имеющиеся представления о возможностях общеобразовательных учреждений в решении данной сложной проблемы.

Результаты проведенной работы позволяют использовать аналогичный подход в процессе нравственного воспитания представителей других этносов. Практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования, авторские методические рекомендации для учителей-предметников общеобразовательных школ республики и классных руководителей, программа использования идей и опыта чеченской народной педагогике в нравственном воспитании подрастающего поколения могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе современной чеченской школы, системе подготовки и переподготовки кадров для образовательных учреждении различного типа и направленности; основные выводы диссертационной работы послужат основой при разработке спецкурса «Народная педагогика чеченцев» для студентов педагогических специальностей вузов республики.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными.методологическими позициями, системным взглядом на историко - педагогическую деятельность, ориентацией на научные принципы анализа исторических и педагогических источников, использованием системно-структурного подхода при анализе изучаемых явлений, объемом собранного фактического материала, его качественным и количественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народная педагогика представляет проявление педагогической культуры масс, олицетворяет думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения и представления о человеке и семье, детях и их воспитании, обеспечивает самобытность нации, её языка и духовного богатства.

2. Чеченская народная педагогика — уникальный пример внутрисемейного и внутрикланового воспитания. Кодекс чести чеченской молодежи -представление о высоконравственной человеческой личности.

3. Народная педагогика обладает значительной воспитательной ценностью, механизмы ее воздействия, приемы и методы оказывают позитивное влияние на формирование нравственной культуры подрастающего поколения.

4. Теоретически разработанная и экспериментально апробированная авторская программа интеграции в учебно-воспитательный процесс современной школы идей и опыта нравственного воспитания чеченской народной педагогики — эффективное воспитательное средство современной молодежи. Апробация и внедрение в практику результатов исследования последовательно осуществлялось на всех трех этапах его проведения. Основные идеи и результаты исследования были доложены и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (Грозный, 2007); республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Грозный, 2007); на семинарах и конференциях, проводимых Министерством образования и науки Чеченской республики, Чеченским институтом повышения квалификации работников образования, в выступлениях перед студентами Чеченского государственного университета, на расширенном заседании кафедры педагогики Чеченского государственного педагогического института.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (204 наименования) и 6 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Эхаева, Раиса Магдановна

Выводы

1. Анализ этнографических истоков, произведений устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций и обычаев нашего народа, изучение материалов по истории Чечни позволяют утверждать, что за много веков своего существования народом республики был накоплен богатый опыт по воспитанию подрастающего поколения, созданы великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный, творческий опыт народных масс, средства, методы и приемы нравственного воспитания.

2. Этот мощный многолетний потенциал необходимо задействовать сегодня при решении проблем нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы.

3. Процесс нравственного воспитания подрастающего поколения должен возглавить тандем «семья—>школа». Только совместная работа высоко профессиональных педагогов и родителей позволит сделать данный процесс наиболее эффективным.

4. Преподаватели гуманитарного цикла дисциплин, классные руководители средствами своего предмета, посредством внеаудиторной работы с городской и сельской общественностью, родителями учащихся смогли сдвинуть проблему нравственного воспитания с « мертвой» точки, привили детям основные идеи гуманистического и нравственного воспитания, научили их чтить и сохранять богатейшие традиции своего народа, соблюдать обычаи и этикет. Все это заложило основу нравственного воспитания подрастающего поколения, которое следует продолжить как в стенах общеобразовательных школ республики, так и в ее средних и высших учебных заведениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе идет переосмысление общечеловеческой культуры (прежде всего духовной), традиций и обычаев народов, что связано с обновлением общественной жизни по линии демократизации и гуманизации социальных отношений, удовлетворением национально-культурных потребностей, ростом национального самосознания, ориентированного на общечеловеческие ценности.

В это неспокойное во всех отношениях время исключительное значение для воспитания личности приобретает процесс формирования её нравственности. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, имеют одно уникальное средство воздействия — силу общественного мнения. Соблюдение данных норм и правил, как известно, базируется не на принуждение, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ей этих норм и правил, необходимости их соблюдения. Именно осознание всего этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что и означает, на наш взгляд, её моральное развитие. Следует отметить, что только мораль гуманного общества, носящая прогрессивный характер, содействует развитию и совершенствованию личности.

Известно, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности; она становится наиболее прочной, если соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычного способа поведения и деятельности. В этом процесс значимую роль, наряду с общественным мнением, приобретает нравственные обычаи, привычки и традиции.

В современных условиях, когда идет процесс обновления социальных отношений, демократизации и свободы общества, очень важно побудить наше молодое поколение, практически заброшенное за последние 15-20 лет, стать более нравственным, знать и выполнять нравственные нормы и правила в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого убеждения их необходимости.

Решение данной проблемы мы попытались найти, используя богатейший массив наработок чеченской народной педагогики. Известно, что этническая культура, традиции, обычаи и этикет, передаваемые из поколения в поколение, располагают ценными нормами нравственности; социально-экономические фигуры, патриархальный уклад жизни, религиозная культура нашего народа за столетия определили нормы поведения, выработали определенную систему воспитания, представляющую собой конгломерат социальных институтов — семьи, аталычества, куначества, побратимства, усыновления и.т.д.

При этом следует учитывать, что во все времена народная педагогика вайнахов стремилась воспитать всесторонне развитую личность, способную переносить любые невзгоды и трудности, наделенную физической силой, умом и щедрым сердцем.

Задачи, содержание и характер нравственного воспитания молодежи всегда определялись чеченскими обычаями, традициями, этническим кодексом, регулирующими их отношения между собой и обществом, родиной, своим народом и другими народами, заботливое отношение к людям, старшим, женщинам и детям. «Пиллакх и оздангалла» - методологическая основа морального кодекса воспитания молодежи, критерий её нравственного поведения. На протяжении всей своей истории чеченцы уделяли особое внимание нравственности, моральному облику подрастающего поколения. Педагоги и просветители, опираясь на нормы общечеловеческой морали, определяли нравственный идеал личности, призывая путем самосовершенствования, стремиться к нему.

Идеалом нравственности выступал, как правило, моральный облик труженика, защитника народа, борца за справедливость, гуманного человека. Именно эти черты личности воспеваются в произведениях устного народного творчества, в народных обычаях и традициях нашего народа. Опираясь на идею совершенной личности, вайнахи предъявляли соответствующие требования нравственного кодекса к подрастающим поколениям. Благородным, трудолюбивым, честным, правдивым, скромным, вежливым и милосердным следовало быть не ради достижения корыстных личностных целей, а ради всеобщего народного блага и его идеалов.

Следовательно, содержание нравственного воспитания, требования нравственного кодекса к детям и молодежи в чеченской народной педагогике раскрываются в духе общечеловеческой морали. Они характеризуются гуманистической направленностью, в то же время отражают национальные особенности жизнедеятельности чеченцев, свидетельствуют о высокой педагогической культуре народа. Все это не утратило своей жизнедеятельности в современных условиях российской действительности.

В ходе исследования выявлены и проанализированы, созданные народом основные средства, методы и приемы нравственного воспитания. К числу наиболее эффективных из них мы отнесли сказки, пословицы и поговорки, предания, легенды и притчи, историко-героические, колыбельные, обрядовые и трудовые песни.

Именно этот богатый фольклорный материал на ранних этапах развития личности оказывается на нее значительное влияние. Педагогические функции произведений устного народного творчества - бездонный колодец для чеченского народа, позволяющий черпать из него для себя великие морально-нравственные и духовные силы, богатство и многообразие образов, идеи и методы нравственного воспитания. Особое место в этом ряду занимают убеждения, приучения, наказания, упражнения, поощрения и испытания. При использовании данных методов, по мнению чеченского народа, необходимо соблюдать педагогический такт. Только он, наряду с любовью к детям, учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поможет найти наиболее рациональные и гуманные способы педагогического воздействия на них, подтолкнет их к саморазвитию. Эмпирически созданная вайнахами система целей и задач, содержания, средств, методов и приемов нравственного воспитания отражает, как нам удалось показать в работе, особенности социально-экономической, духовно-нравственной и религиозной жизни чеченского народа, его национальный характер. Процесс нравственного воспитания при этом всегда осуществлялся на фундаменте единства и взаимосвязи социальной и духовной жизни человека, учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей, был направлен на развитие у них самостоятельности, сознательности и общественной активности, на выработку гуманного поведения. Однако устои старой жизни не следует идеализировать, в них было и есть немало противоречивого, реакционного для формирования нравственных устоев у подрастающего поколения сегодня. Но вместе с тем, народная педагогика Чечни сохранила те идеи и средства, которые в течение столетий воспитывали высоконравственных людей.

Понимая, что использование опыта чеченского народа в процессе воспитания подрастающего поколения должно дать положительный результат, приступая к этой работе, мы не могли не учитывать реалии сегодняшнего дня.

Усиление в последние десятилетия негативных факторов в экономике России, многолетние войны на территории Чеченской Республике, отсутствие культурно-просветительской работы, беспринципная работа большинства средств массовой информации привели к потере нравственных ориентиров у значительной части подрастающего поколения к обесцениванию общечеловеческих ценностей. В результате разрушения, господствующей в советские времена идеологии, в системе ценностей значимое место заняли авторитет, как правило, с криминальным прошлым, и деньги. Из средств развития личности материальные блага, потребление, жажда наживы любым способом, превратились в самоцель, свели на нет процессы самовоспитания, интеллектуального и нравственного ее развития. Такие проявления высокой

I нравственности как сострадание, соучастие, сопереживание к беде другого I отошли на второй'план.

В школьной среде налицо усиление мировоззренческого и 1 нравственного кризиса, катализатором которого, наряду со СМИ, выступают «просочившиеся» примеры из западной жизни. В сознание ребят усиленно внедряются сомнения по поводу прошлых успехов многонационального I российского общества, сеются зачатки сепаратизма, что отделяет молодежь от культурно-исторического прошлого своего народа, разрушает в их душах привлекательность нравственных идеалов.

Изучив и проанализировав положение дел в республике, мы начали работу в двух городских и одной сельской школе. Прежде чем использовать идеи и опыт нравственного воспитания чеченской народной педагогики в образовательном процессе современной школе посчитали необходимым узнать, что знают об обычаях, традициях и этикете своего народа ученики. Данные, полученные путем анкетирования, показали, что большинство из них не знают истории своего народа, произведений его устного творчества, своей родословной, не могут перечислить и объяснить появление тех или иных традиций и обычаев, не знакомы с горским этикетом.

Подобный пробел способен восполнить тандем семьи и школы. Готовы ли к этому учителя и родители? Анкетирование и беседы с ними позволили констатировать: учителя, в большинстве своем, не знакомы с обычаями и традициями своего народа; практически никто из них не использует опыт, накопленный народной педагогикой Чечни, в своей профессиональной деятельности. Аналогичную картину мы наблюдали и после анкетирования родителей. Чтобы переломить создавшуюся в республике ситуацию, мы провели определенную работу с учителями-предметниками, классными руководителями, завучами по воспитательной работе, используя в качестве образовательного полигона курсы повышения квалификации Чеченского республиканского института повышения квалификации работников образования. Кроме того, к данному виду работы в процессе педагогической практике были привлечены студенты филологического факультета ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт», предварительно прослушавшие спецкурс «Народная педагогика чеченцев».

Учителя и студенты провели разъяснительную работу с родителями в рамках школьного родительского лектория.

Вооружив учителей, студентов и родителей методикой организации нравственного воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы, введя факультативный курс «Вайнахская этика» мы приступили к формирующему эксперименту в данных школах.

В рамках сетки часов, выделенных на тот или иной предмет, его средствами учителя и студенты, прошедшие необходимую подготовку, внедряли методы нравственного воспитания, используемые тысячелетиями вайнахами в образовательный процесс школы, по видоизмененной методике проводили в тесном контакте с родителями родительские собрания и внеклассные мероприятия. Четырехлетняя совместная работа школы и родительской общественности с ребятами дала положительный результат. Повторное анкетирование выявило рост уровня знаний народных традиций, обычаев и этикета как городскими, так и сельскими школьниками. Кроме того, из бесед с классными руководителями школьников и их родителями, администраций школ стало известно, что значительно улучшилась дисциплина в данных классах, исчезла озлобленность, дети стали ближе воспринимать боль и неудачи близких, почтительнее относиться к учителям и старшим, меньше грубить. Все вышеперечисленные факты говорят о том, что проводимый нами процесс формирования основ нравственного воспитания школьников, основанный на многовековом опыте чеченского народа, начал уверенно набирать скорость. Данное начинание необходимо продолжить, разработать в дальнейшем план непрерывного нравственного воспитания чеченских детей по системе «детский сад—» начальная школа—» общеобразовательная школа—» — среднее или высшее учебное заведение». На каждом из этапов поддерживать тесный контакт с семьей - основой основ чеченского нравственного кодекса, корректировать её деятельность.

Следует отметить те миропонимания по нравственному воспитанию молодежи, которые в последние годы под руководством нашего президента Р.Кадырова проводит Правительство и общественность республики. Объединившись с ними в этом нелегком воспитательном направлении, нам ещё в большей степени удастся отогреть израненную войной душу детей, изжить в них злобу, зависть и страх, воспитать в них чувство гордости за наш народ, его историю, сделать так, чтобы чеченская молодежь XXI века была достойна обычаев, традиций и этикета своего народа, осуществляла их преемственность на базе существующих в наши дни основ гуманистического и нравственного воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Эхаева, Раиса Магдановна, 2009 год

1. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня // В кн. Осетинские нартские песни. — М.: Музыка, 1964. С.156-180. Айдамиров А. Вайн амалш. — Грозный: ГУ «Книжное издательство», 2003.- 237 с.

2. Айдамиров А. Долгие ночи. Грозный, 1992. - 295 с.

3. Албакова Ф.Ю. Вайнахский театр от истоков к профессионализму. М.: ИНИОНРАН, 1999. - 144 с.

4. Албакова Ф.Ю. Символ в традиционной культуре вайнахов. М., 1998. -130 с.

5. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. М.: Диалог-МГУ, 1999. 210 с.

6. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы развития традиционной вайнахской культуры // Центральная Азия и Кавказ. Россия — Швеция. -2000. -№4.-С. 182-194.

7. Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. — 290 с.

8. Алироев И. Ю. История и культура чеченцев и ингушей. — Грозный, 1994.- 207 с.

9. Алироев И. Ю. Нахские языки и культура. Грозный, 1978. — 167 с.

10. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990. - 365 с.

11. Алиханова Р. А. Этнопедагогический потенциал чеченской семьи: Дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. — Грозный, 2004. — 184 с.

12. Амаева Т. Б. Чеченские малые фольклорные жанры. Дис. канд. пед. наук — Тбилиси, 1985.- 187 с.

13. Антология педагогической мысли России первый половины XIX в. — М.: Педагогика, 1987.-323 с.

14. Аникин В.П. Мудрость народов / Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961. - 176 с.

15. Антология чечено-ингушской поэзии. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд. 1981.-440 с.

16. Антопольский А. У очага поэзии. М.: Советский писатель, 1972. — 219 с.

17. Арсалиев Ш. М.-Х. Национальная культура вайнахов и подготовка учителя начальной школы. — М., 1996.- 131 с.

18. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогическое наследие чеченцев. М., 1998. — 286 с.

19. Архангельский С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.

20. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. — М., 2005.-578 с.

21. Ахмадов М. Нохчийн г1иллакх оьздангалла. - Грозный — СПб, 2002. — 215 с.

22. Абаева З.В. Осетинские пословицы и поговорки.- Цхинвали: Госиздат Юго-Осет., 1962 140 с.

23. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири, Дальнего Востока. Якутск, 1979. - 299 с.

24. Бабосов Е. М. Нравственная культура личности. Л.: Наука, 1985. - 184 с.

25. Басаева Т.З. Обряды и обычаи осетин, связанные с рождением и воспитанием ребёнка (конец XIX нач. XX вв.): Автореф. дис. канд. ист. наук. — М., 1985.-23 с.

26. Бахтин М. Эпос и роман // Вопросы литературы. — М. — 1970. № 1. — С. 44-62.

27. Бексултанов М. Белые журавли облаков. Грозный. - 1985. - 288 с.

28. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М., 1967. Т. 2. - 459 с.

29. Бердяев H.A. Самосознание. — М., 1991. 387 с.

30. Бердяев H.A. Судьба России. Опыт по психологии и национальности. — М.: Мысль. 1990.-221 с.

31. Берне Р. Развитие Я — концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986. — 244 с.

32. Берсанов Х.-А. Пиллакхийн хазна ирсан некъаш. — Грозный, 1990. — 156 с.

33. Большой энциклопедический словарь (Под. ред. А. М. Прохорова). — СПб., 2000.-698 с.

34. Буряков В. Прогулки по России. СПб., 1857. — 312 с.

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М: Просвещение, 1968 —С.132.

36. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. М.,1975.- Т.20. - С. 1224, 1489.

37. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. М.,1976.- Т.23 - С. 1453-1454.

38. Большая Советская Энциклопедия. В 30т. М.,1978. -Т.30 - С. 866, 839.

39. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.- С. 12.

40. Волков Г.Н. Традиции неотъемлемая часть народной педагогики. - М.: Советская педагогика, 1985. - 377 с.

41. Волков Г.Н. Элементы народности в творческом наследии А.С.Макаренко // Советская педагогика. 1979. -№ 3. - С. 59-71.

42. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

43. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 248 с.

44. Виситаев С. В. Культура и иллюзии (этнокультура и идеологическая борьба). Грозный, 1988. - 164 с.

45. Все начинается с учителя / Под ред. док. дед. наук, проф. Р.И. Равкина. — М.: Просвещение. 1983. - 322 с.

46. Гадаев В.Ю. Современная чеченская молодежь: поиск духовных ориентиров. Грозный, 2005. — 238 с.

47. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV — X вв. — Л., 1979. — 212 с.

48. Газета «Аргументы и факты». 2005. — № 9. — С. 21.

49. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика.: Автореферат дис. док. пед. наук. Баку, 1970. — 37 с.

50. Гелнер Э. Нации и национализм. M., 1992. - 323 с.

51. Гелагаев С-М. Аганан илли. Грозный, 2005. - 178 с.

52. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского М.: Педагогика, 1974.-267 с.

53. Грибенюк О.С. Педагогика индивидуальности. — Калининград., 1955. — 344 с.

54. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. JI.: Наука, 1967. — 319 с.

55. Гамзатов Расул. Мой Дагестан. М., 1981 - С. 368-370.

56. Гостиев J1.K. Традиции воспитания детей в осетинской крестьянской семье (в конце XIX начале XX века): Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1981.-22 с.

57. Гуртуев М.Б. Из народного опыта организации межнациональных отношений в семье // Социально этнические основы интернационального воспитания: Сб. науч. тр. - Владикавказ, 1985. - С. 61-68.

58. Дадуев А. Вайга туьйранаш кхойкху. Грозный, 2004. - 188 с.

59. Далгат У.Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом. -Орджоникидзе-Грозный, 1933. — 376 с.

60. Дахкильгов И. А. Мифы и легенды вайнахов. — Грозный, 1990. — 336 с.

61. Дахкильгов И. А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. -Грозный, 1978. 95 с.

62. Джамбулатова 3. К. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920 -1940 гг.). Грозный, 1974. - 233 с.

63. Джамбеков Ш. А. Нохчийн фольклор. Грозный, 1990. - 366 с.

64. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. - С. 70.

65. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 345 с.

66. Дункель-Веллинг Г.Н. Осетинская легенда о Прометее // Кавказ.-185 В—Jsjo 30 -20 апр. — С. 3.

67. Жирмунский В.М. «Сказание о Альпомыше» и богатырская сказка. — 3VX., 1962.-254 с.

68. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 196S> . 237 с.

69. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 455 с.

70. Ильин E.H. Русская душа в сказках и легендах // Москва. 1996. - Na С 54-66.

71. Ингушский фольклор. Т.1. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1959. -455 с.

72. Исаев Э. Вайнахская этика. Назрань, 1999. - 223 с.

73. Исаев Э. Методические и практические рекомендации п0 этнопедагогическому воспитанию молодежи. М., 2003. - 177 с.

74. История и культура чеченского народа. М., 2002. - 334 с.

75. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе. М.: «Просвещение», 1988. - 291 с.

76. Карасаев А. Г., Мациев А. Г. Русско-чеченский словарь. М., 1978. — 728 с.

77. Качала Я. Язык. Культура. Этнос. М., 1994. - 433 с.

78. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. -М., 1961.-277 с.

79. Костерин А. Письмо Н.С. Хрущеву // Северный Кавказ, Этнополитические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1966. —- с. 74-90.

80. Краснов А. И. Физическая культура и спорт в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1963.- 188 с.

81. Краткий словарь по этике. — М. 1965. — 355 с.

82. Кузнецов Ф. Ф. Размышления о нравственности. — М.: «Советская Россия», 1979.-265 с.

83. Культура и быт народов Северного Кавказа / Под ред. В. К. Гординова. -М.: Наука, 1966.-392 с.

84. Культура Чечни. История и современные проблемы. М., 2002. - 312 с.

85. Кануков И.В. Положение женщины у северных осетин. Институт Востоковедения АН СССР, сектор восточных рукописей. Ф.38. Оп.1. Д.35.-С.55.

86. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982. -Т.2.-452 с.

87. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России.-М., 1998.- С.25.

88. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.4. Тифлис, 1882. - 112 с.

89. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: «Юрайт», 1998.- 221 с.

90. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: «Просвещение», 1979. — 189 с.

91. Леонтьев А. И. Психология общения. Тарту, 1974. - 155 с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1997.

93. Лещинский В.И., Кузнецов С.С., Кульневич C.B. Всегда ли прав учитель? М.: Педагогика, 1990. - 255 с.

94. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: «Прометей», 1995. - 332 с.

95. Мальсагов А. О. Нарт-Орстхойский эпос чеченцев. — Грозный, 1970. — 478 с.

96. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. -Грозный, 1973.-213 с.

97. Мамхегова P.A. Очерки об адыгском этикете. — Нальчик, 1993. — 333 с.

98. Макаренко A.C. Избранные произведения: В 3 т. Киев: «Род. Школа». -1985.-Т. 2.-С. 77-79.

99. Макаренко А. С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 188 с.

100. Мациев А.Г. Пословицы чеченского народа // Известия ЧИНИИНЯЛ. Т.2. Вып.З Литературоведение. Грозный, 1959. - С. 55-90.

101. Межидов Д. Д. Мудрость обычая. Грозный, 1970. - 205 с.

102. ЮЗ.Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции и нравы.

103. Социально философский аспект. — Грозный, 1992. - 188 с.

104. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 349 с.

105. Молодежная смена. 2005. - № 31. - 20 апр. - С 4.

106. Морозова О.П. Педагогический практикум. М.: Academia, 2000. - 287 с.

107. Мунаев И.Б. Поэтическая стереотипия и вопросы жанровой разновидности Илли // Поэтика чеченских героических песен Илли. — Грозный., 1983. С. 67-99.

108. Мусукаев А. И. Об обычаях и законах горцев: Традиционные и общественные институты в советской исторической науке. Нальчик, 1986.- 156 с.

109. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа.Орджоникидзе: Ир., 1968.- 445 с.

110. Миллер В.Ф. Кавказские предания о великанах, прикованных к горам // Мин-ва нар. просвещ.- М., 1883.- Ч. Ccxxv.- С. 9-11.

111. Ш.Муханова И.В. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Владикавказ, 2005. 28 с.

112. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1984.- С. 3637.

113. Назаревич А. Пословицы и поговорки народов Дагестана. Махачкала^ 2000. - 396 с.

114. Народная педагогика и современные проблемы воспитания / Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Ч. 1-4. Чебоксары, 1991.- 144 с.

115. Народы Кавказа. Т. 1. М., 1960. - 299 с.

116. Немирович-Данченко П.В. Море. Абхазское поморье. М., 1984. - 254 с.

117. Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии / Под ред. 3. А. Мадаевой. Грозный, 1985. — 92 с.

118. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М.: Наука, 1991. -322 с.

119. Нунуев С.-Х. Нахи и священная история. Ярославль, 1998.- 388 с.

120. Образы во времени // Вайнах. 1996. - № 1. - С. 34-40.

121. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М.: «Просвещение», 1977. - 233 с.

122. Осетинское народное творчество. Ирон адэмон сфэлдыстад/сост. З.М. Салагаева; под. ред. В.И. Абаева. В 2 т.-Орджоникидзе: Севосгиз, 1961.-Т.1.- 624 е., Т.2 -с. 557.

123. Осетинские народные сказки /Сост. А.Х. Бязыров. Цхинвали, 1971.-С. 289.

124. Осетинские пословицы и поговорки / Сот. К.Ц. Гутиев.- Орджоникидзе: Ир, 1976.- 201 с.

125. Пасынков А. Быт и игры кавказских народов // Северокавказский край. -1925.-№ 10.-32-37.

126. Педагогика (под ред. Ю.К. Бабанского). М.: «Просвещение», 1983. -208 с.

127. Поляков В. Самый опасный дефицит // Советская Россия. 1988.- № 2. -С. 31-35.

128. Правила хорошего тона. Грозный: «Книга», 1991. — 122 с.

129. Памятники народного творчества осетин /сост. Т.А. Хамицаева. В 2 Т.Владикавказ: Ир, 1992. Т.1.- 148с .

130. Песни далеких лет / Сост. З.М. Салагаева и Т.А. Хамицаева. -Орджоникидзе, 1960.- 27 с.

131. Песни народов Северного Кавказа. Л., 1976. - С. 314-316.

132. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в горском фольклоре.- М.: Наука, 1975. С. 489, 490.

133. Пфаф В. Народное право осетин // Сб. сведений о Кавказе. Тифлис, 1871.-232 с.

134. Роль национальных традиций и обычаев в коммунистическом воспитании. Воронеж, 1965. - 344 с.

135. Руденко Ю. Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинский // Советская педагогика. 1991. - № 2. - С. 31-38.

136. Самойлов К. Заметки о Чечне. М.: Academia, 2002. - 121 с.

137. Семейно-бытовая обрядность вайнахов. Сб. статей. — Грозный, 1982. 287 с.

138. Серенбаев К.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965. - 229 с.

139. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925 1932 гг. - Грозный, 1963. - 152 с.

140. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. — Грозный, 1986. 529 с.

141. Смирнова Л. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.-322 с.

142. Солдатенков А. Д. Ориентация подростков на духовно-значимые ценности. М., 1994. - 265 с.

143. Солдатенков А. Д. Патриотизм основа духовно-нравственного воспитания. - М.: МГОПУ, 1998. - 265 с.

144. Солдатенков А. Д. Поликультурное образование в многонациональной школе основа диалога культур и стабилизации общества: Психолого-педагог. сб.: Вып. 1- М., 2000. - 176 с.

145. Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания подростков. М.: МГОПУ, 1988. - 278 с.

146. Стел 1 ад // Вып. 4. № 6. - С. 9.

147. Суслопарова Л. Семейные традиции. -М., 1978. — 149 с.

148. Сулейманов А. Сборник стихотворений. Грозный, 1985. - 59 с.

149. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. М., 1976. -216с.

150. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 Т. Т. 1. -М.: «Педагогика», 1979. - 344 с.

151. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 Т. Т. 2. — М.: «Педагогика», 1990. - 350 с.

152. Сухомлинский В. А. К вопросу об организации школ интернатов // Советская педагогика. — 1988. - №12. - С. 44-56.

153. Салагаева З.М. От Нузальской надписи к роману: проблемы генезиса и становления осетинской прозы. — Орджоникидзе: Ир, 1984. 103 с.

154. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. Что это такое? Как они возникает? Что в них хорошего и что плохого? — Орджоникидзе, 1968. — 322 с.

155. Сказания, сказки и песни Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1963. — 14 с.

156. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов северного Кавказа. М.: Политиздат, 1983. — 49 с.

157. Сосиев 3. Станица Черноярская // Очерки. Терские ведомости.-1900.-№ 26.-С. 28.

158. Тахаев М. Танец — выраженье чувств // Газета «Даймехкан косташ». — М.-Л., 1998.-№ 1.-С.5.

159. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 т. Т. 55. — С. 307-312.

160. Традиции в истории культуры. М.: Наука, 1978. - 259 с.

161. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1999. - 62 с.

162. Учительская газета. 1987. - 31 янв. - С. 4.

163. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. — М., 1969. -239 с.

164. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. в 3-х т. М.-Л. - 1948. - Т 1. - С. 59-70.

165. Ушинский К.Д. Родное слово. Соч. в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. -128 с.

166. Ушинский К.Д. Три элемента школы / Собр. соч. Т. 2. - M-JL, 1948. -405 с.

167. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / Собрание сочинений. Т.9. М.: АПН СССР, 1948. - 376 с.

168. Уарзиати B.C. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе: Ир, 1987.-256 с.

169. Философский словарь. М., 1988. - 363 с.

170. Хазбулатова 3. И. Из опыта народной педагогики вайнахов (XIX нач. XX вв.) // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1988. - С. 39-55.

171. Хадиков Х.Х., Плиев Т.П. Осетинские нартские сказания памятник педагогической культуры // Некоторые вопросы истории и практики воспитания. - Орджоникидзе, 1972. - Вып. 1. - С.29-44.

172. Хамидов А.И. О систематическом строе песенного этноса Илли // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1998. -С. 25-33.

173. Харламов И.Р. Педагогика. Гардарики. М., 1999. - 129 с.

174. Хасиев С.-М. О ценностной школе чеченцев // «Чеченец». Грозный, 1990.-№ 1.-С. 5-14.

175. Хасиев С.-М. Чеченцев древняя земля. Грозный, 1994. - 277 с.

176. Хамицаева Т.А. Историко-песенный фольклор осетин. Орджоникидзе: Ир, 1973.-71 с.

177. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа М., 1993. - 83 с.

178. Хетагуров К.Л. Особа// Собр. соч. в 3 т. М., 1974. - Т.2 - С. 226-281.

179. Хубецова З.Р. Осетинские клятвенные формулы // Вопросы осетинского языкознания. Орджоникидзе, 1977. - Т. XXXII - С. 93.

180. Ханбиков Я.М. Народная педагогика. Казань, 1966. - 259 с.

181. Хут Ш.Х. Несказочная проза // Адыгейский фольклор: В 2 кн. КН. 2. -Майкоп, 1980.-С. 12-30.

182. Хуранов Ш.Ш. Заметки о преданиях абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкессия. — Черкесск, 1984 С. 103-125.

183. Цалаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ, 1992.- 31 с.

184. Цаллагова З.Б. Афористические жанры осетинского фольклора. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. - Владикавказ, 1992. - С. 34-56.

185. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. Владикавказ: Ир, 1993. - 49 с.

186. Чамаев К. И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа // Вопросы национальной психологии. -Черкесск, 1972. С. 35-68.

187. Чеснов Я. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. — 1994. — № 5. — С. 26-35.

188. Чеснов Я. Чеченцем быть трудно // Независимая газета. — 1994. 2 сент.-С. 2.

189. Чеченский фольклор. Грозный, 1990. - 592 с.

190. Чеченский фольклор. Т.2. Песни, загадки, сказки. Поговорки. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1964. 455 с.

191. Число и состав семей в РСФСР. М., 1974. - 244 с.

192. Шукшин В. Нравственность есть правда. М., 1979. - 58 с.

193. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгейском устном народном творчестве.- Ростов-на-Дону, 1977. — 205 с.

194. Эхаева P.M. Использование народных идей и традиций, фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании молодежи. Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Наука и молодежь». Грозный, 2007. — 15 с.

195. Эхаева P.M. Специфика семейного воспитания вайнахской народной педагогики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Грозный, 2007. 22 с.

196. Юсупова Р.Я. Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы.: Дис. канд. пед. наук.-М., 2001.-28 с.

197. Якубов 3. Педагогическая мудрость народа // Народное образование, 1995. -№ 2.-С. 37-44.

198. Яндаров А.Д. Правда против вымыслов // Голос Чечено-Ингушетии, 1990, 30 окт. С.2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.