Культурная память в ирландской поэзии второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Тер-Оганова, Екатерина Григорьевна

  • Тер-Оганова, Екатерина Григорьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 141
Тер-Оганова, Екатерина Григорьевна. Культурная память в ирландской поэзии второй половины XX века: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Воронеж. 2013. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тер-Оганова, Екатерина Григорьевна

Оглавление

Введение

Глава I. Актуализируемые эпохи

1.1. Древняя Ирландия

1.2. Век Елизаветы

1.3. «Война двух королей»

1.4. Великий Голод

1.5. Кельтское возрождение

1.6. Многослойность культурной памяти

Глава II. Средства и цели актуализации

культурной памяти

2.1. Заголовки и подзаголовки

2.2. Эпиграф

2.3. Имена собственные

2.4. Географические названия

2.5. Кодовые слова в тексте

2.6. Ирландизмы как кодовые слова

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная память в ирландской поэзии второй половины XX века»

Введение

Настоящее диссертационное исследование посвящено ирландской поэзии второй половины XX века. Выбор этого периода обусловлен тем, что только в 1949 г. Ирландия стала независимым государством, на карте мира появилась Республика Ирландия. Собственно говоря, только в 1950-е гг. начинается история ирландской литературы как литературы нации, имеющей свою государственность. Значительную роль в литературном процессе в этот период играла поэзия, представленная именами Остина Кларка (1896-1974), Томаса Кинселлы (род. 1928), Джона Монтегью (род. 1929), Десмонда Игана (род. 1936), Шеймуса Хини (1939-2013), Киарана Карсона (род. 1948). В силу того, что их родная страна много столетий страдала от иноземного ига, ее история носит трагический характер, ирландские поэты часто обращаются к теме прошлого, пробуждают культурную память.

Феномен памяти как таковой вызывает интерес ученых на протяжении многих веков. Первые попытки объяснить этот феномен относятся к первому тысячелетию до н.э., однако дискуссии, вызванные анализом памяти, не утихают и сейчас. На протяжении столетий к проблеме памяти обращались философы, психологи, культурологи. От античности до наших дней память служит предметом исследований, анализирующих физиологическую, психологическую и культурную стороны этого явления.

Изучение культурной памяти началось относительно недавно. Первым ученым, обратившимся к исследованию этого феномена уже в 1920-е гг., был французский исследователь Морис Хальбвакс (1877-1945). Он вывел изучение памяти за рамки психологии. Согласно М. Хальбваксу, в общественном сознании содержатся определенные коллективные воспоминания. Они являются реконструкцией прошлого, обусловленной современностью. Именно они делают общество обществом, объединяют его. Важнейшими

исследованиями М. Хальбвакса в этой области являются «Социальные рамки памяти» (1921-1925), «Легендарная евангельская топография в Святой земле» (1941) и «Коллективная память» (1950). Хальбвакс впервые выдвинул следующие идеи:

1) Язык играет ведущую роль в сохранении культурной памяти: «...словесные конвенции образуют одновременно и самую элементарную, и самую устойчивую рамку коллективной памяти...» [Хальбвакс, 2007, с. 118];

2) Культурная память представляет собой всю внешне-знаковую сторону культуры [Хальбвакс, 2007, с. 17].

Они легли в основу современных представлений о культурной памяти.

Одним из исследователей культурной памяти наравне с М. Хальбваксом является немец А. Варбург (1866-1929). Ему принадлежит труд «Атлас Мнемозины» (1928-1929), который остался незавершенным и был опубликован лишь в 2000 г. Как и М: Хальбвакс, А. Варбург рассматривает произведения искусства как своего рода хранилища памяти. С точки зрения ученого, артефакты являются «изобразительными символами» культуры. Они были созданы в определенную эпоху в определенном обществе и поэтому манифестируют свою культурную идентичность с ними. Смысл культуры раскрывается через детали, являющиеся, как считает А. Варбург, ее главным средством выражения. Благодаря детали можно составить понятие о предмете в целом. В «Атласе Мнемозины» ученый попытался выстроить теорию социальной памяти и рассмотреть характер ее выражения в европейском искусстве [Варбург].

Идею о «Мнемозине как матери муз», на которую в рамках своего исследования ссылался А. Варбург, развивает Ф. Йейтс (1899-1981). Она рассматривает «искусство памяти» - систему мнемотехнических методов, зародившихся в античности и развивавшихся в Европе на протяжении веков. Она начинает изложение с изобретателя искусства памяти - Симонида - и

рассматривает преобразования этого искусства до эпохи Ренессанса. Ф. Иейтс обозначает главный принцип, лежащий в основе искусства памяти - принцип связи места и памяти [Йейтс].

Идеи М. Хальбвакса и А. Варбурга развил немецкий ученый Я. Ассман (род. 1938), автор монографии «Культурная память» (1992). В соответствии с традициями изучения культуры начала XX века, Ассман считает, что культура отражает духовное бытие общества в искусстве. Общественное устройство, образ жизни и образ мышления социальной группы взаимодействуют через культуру. Культурная память представляет собой форму передачи и актуализации культурных смыслов. Это информация, которая накапливалась веками и передавалась из поколения в поколение. Дополненная культурным опытом современности, она будет передана потомкам. Чертами культурной памяти, по Я. Ассману, являются символическое устройство (включая письменную фиксацию) и наличие специалистов - носителей традиции. Культурная память может быть ритуальной и текстовой. Ритуальной она является, если реализуется в действиях, текстовой - если реализуется в документах. Культуры бывают двух типов: «горячие» и «холодные»: «горячие» постоянно обращаются к своему прошлому; «холодные» стараются предотвратить вторжение прошлого в настоящее [Ассман, 2007, с. 72]. Функционально прошлое может быть обосновывающим (подтверждающим настоящее) или контрапрезентным (отрицающим настоящее). Опираясь на эти оппозиции, Ассман рассматривает процесс канонизации культурной памяти на примере египетской, еврейской, месопотамской и греческой цивилизаций. Ученый говорит также о формах бытования памяти: миметической, предметной, коммуникативной и культурной.

О формах бытования памяти рассуждают и другие ученые. Так, П. Нора (род. 1931), исследования которого начинаются в 1950-е гг., выделяет ряд проявлений памяти: «Безусловно, невозможно обойтись без этого слова (память

- Е.Т.). Примем его, но с четким осознанием различия между истинной памятью, сегодня нашедшей свое убежище в жесте и в привычке, в ремеслах, передающих свои навыки молча, в умениях тела, в механической памяти и рефлекторных навыках, и памятью, превращенной в свою практически полную противоположность — в историю. Это — память добровольная и обдуманная, переживаемая как долг и лишенная спонтанности, психологическая, индивидуальная и субъективная, а не социальная, коллективная и всеобъемлющая» [Нора]. Исследуя «места памяти» (места, в которых воплощена национальная память), ученый проводит границу между памятью и историей: «...это дистанция, лежащая между истинной памятью — социальной и нетронутой, а именно, памятью так называемых примитивных, или архаических, обществ, которые служат ее моделью и владеют ее секретом, и историей, в которую превращают прошлое наши общества, обреченные на забытье потому, что они1 вовлечены в круговорот изменений» [Нора]. Именно это разделение и становится причиной создания «мест памяти»: «Многочисленные места памяти (lieux de mémoire) существуют потому, что больше нет памяти социальных групп» [Нора]. П. Нора относит к ним «музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации» [Нора]. С точки зрения ученого, все эти разнородные явления - «свидетели другой эпохи, иллюзии вечности» [Нора]. П. Нора предлагает также их примерную классификацию.

В нашей стране известным специалистом по проблеме культурной памяти является Ю. М. Лотман (1922-1993), который в 1985 г. в статье «Память в культурологическом освещении» предложил само понятие «культурная память»1 и его определение: «надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [Лотман, 1992,

1 Именно на него ссылается Я. Ассман.

с. 200]. С его точки зрения, пространство культуры является пространством некоей общей памяти, в которой хранятся и могут быть актуализированы общие тексты.

Согласно концепции Ю.М. Лотмана, текст является «не действительностью, а материалом для ее реконструкции» [Лотман, 2000, с. 490]. Он представляет собой некий срез культуры на тот момент, когда был создан, и сохраняет в себе ее особенности вне зависимости от того, насколько важными они представлялись его автору. Поэтому семиотический анализ способен дать больше, чем исторический. Как указывает Ю.М. Лотман, «создав правила реконструкции действительности по тексту, исследователь сможет вычитать в документе и то, что с точки зрения его создателя не являлось «фактом», подлежало забвению, но что может совершенно иначе оцениваться историком, поскольку в свете его собственного культурного кода выступает как событие, имеющее значение» [Лотман, 2000, с. 490].

По мнению Ю. М. Лотмана, одной из социально-коммуникативных функций текста является «общение» между ним и культурным контекстом, в котором он возник. Они равноправны как участники диалога. «Отношения текста к культурному конгексту могут иметь метафорический характер, когда текст воспринимается как заменитель всего контекста, которому он в определенном отношении эквивалентен, или же метонимический, когда текст представляет контекст, как некоторая часть - целое... тексты, как более стабильные и отграниченные образования, имеют тенденцию переходить из одного контекста в другой, как это обычно случается с относительно долговечными произведениями искусства: перемещаясь в другой культурный контекст, они ведут себя как информант, перемещенный в новую коммуникативную ситуацию, — актуализируют прежде скрытые аспекты своей кодирующей системы» [Лотман, 1992, с. 132].

Таким образом, культурная память реализуется посредством культурных кодов. Согласно Ю.М. Лотману, функционирование текста как генератора смыслов возможно лишь в том случае, когда читатель способен опознать код и «расшифровать» стоящую за ним историко-культурную эпоху. «Текст предстает перед нами ... как сложное устройство, хранящее многообразные коды...» [Лотман, 1992, с. 132].

Представляется, что рассуждения Ю.М. Лотмана об отношении текста и культурного контекста (метафорическом/метонимическом) содержат весьма плодотворную идею, позволяющую раскрыть способы, при помощи которых произведение или отдельный художественный образ «будят» культурную память.

Отталкиваясь от данных позиций, мы делаем вывод о том, что количество кодов в тексте и связи между ними многочисленны и разнообразны. В тексте код находит выражение в кодовых словах. В настоящей работе мы попытаемся применить перечисленные положения относительно текста, контекста и культурного кода к изучению литературы, в частности ирландской поэзии второй половины XX в.

Идеи, предложенные учеными прошлого столетия, были в начале XXI в. развиты их последователями. А. Эрл и А. Нюннинг, например, разделили концепции культурной памяти на три группы. Характерно, что в процессе классификации они называют не только последователей той или иной точки зрения, но и того классика, на идеи которого они опираются. Эти ученые выделяют несколько групп концепций культурной памяти. Одну из них они назвали «Память литературы» («The memory of literature») (здесь и далее выделено мной - Е.Т.). К ней А. Эрл и А. Нюннинг относят теории А. Варбурга, Ф. Иейтс, X. Блума, Р. Лахманн, в которых предлагается диахроническое рассмотрение литературы. В соответствии с ней, авторы новых произведений побуждают читателей вспоминать литературные труды своих

предшественников и их эстетические формы. Отсюда такое внимание приверженцев этой концепции к интертекстуальным связям.

Характеризуя «память литературы», А. Эрл и А. Нюннинг выделяют внутри этого подхода три направления: интертекстуальная мнемоника как память литературы; жанры как репертуар памяти; канон и литературная история как институционализированная память. Интертекстуальная мнемоника предполагает, что «внутри литературных произведений содержится память предшествующих текстов» [Erll, Nünning, 2005, р. 264]. Второе направление предстает как частный случай первого - это взаимоотношения жанров и памяти. С одной стороны, это «жанровые воспоминания» («genre memories»), то есть значимость жанровой схемы для автобиографических воспоминаний, с другой стороны - это «память жанров» («memory genres»), то есть роль исторических жанров, таких, как исторический роман, биографии или мемуары, в формировании культурной памяти. Третье направление заявлено авторами как «канон и литературная история»: «Через написание литературной истории и формирование канонов поле литературных исследований - и не только литературных - включается в создание и сохранение культурной памяти» [Erll, Nünning, 2005, p. 264].

По мнению А. Эрл и А. Нюннинга, последние разработки в соответствии с этой концепцией принадлежат таким ученым, как К. Бэлси, Р. Хэлджерсон, Ж.-Ж. Лесэркль, В. Соллорс, Д. Бруэр, Г. Курц, М. Сичерт, Г. Грэйбс. К. Бэлси представляет вспоминание как переписывание существующего текста с некоторой «разницей» («difference»): использование того, что уже существует, делает новый текст повторением; разница делает его оригинальным. Р. Хэлджерсон разрабатывает тему античных источников, объединяющих европейские литературы, и средневекового наследия, разводящего их. Ж.-Ж. Лесэркль подчеркивает бессознательность культурной памяти, по его мнению, она ненавязчива, не заявляет о себе, а просто ждет, заметят ли ее.

В качестве второй группы концепций культурной памяти А. Эрл и А. Нюннинг выдвигают «Память в литературе, или мимесис памяти» («Memory in literature, or mimesis of memory»). К этой группе, с их точки зрения, принадлежат идеи, предложенные такими учеными, как С. Налбантьян, Э. Эндер, Э. Уайтхед, Ф. Вулф. Поясняя понятие «мимесис памяти», А. Эрл и А. Нюннинг указывают, что собираются его использовать «как общий термин для всех форм репрезентации памяти (индивидуальной и коллективной) в литературных текстах» [Erll, Nünning, 2005, p. 265]. Исследователи подчеркивают роль в формировании понятия «мимесиса памяти» взглядов П. Рикера.

Именно в рамках этой концепции используются теории памяти, сложившиеся в психологии, физиологии, философии и других гуманитарных

науках. С. Налбантьян, например, рассматривает художественные произведения

1 ( ' i 1 в контексте существовавших на момент их создания теорий памяти. Творчество

Дж. Джойса, по мнению исследовательницы, невозможно анализировать в

отрыве от теории ассоциативной памяти. Думается, что особенно интересна в

работе С. Налбантьян глава, посвященная М. Прусту, озаглавленная «Пруст и

энграмма2: спусковой механизм чувств». В ней исследовательница

подчеркивает, что М. Пруст «стремился привязать спонтанное воспоминание к

материальному миру с помощью спускового механизма, пробуждающего его»

[Nalbantian, 2003, р. 63-64]. Таким образом, она обращает внимание на то, что

для того, чтобы пробудить воспоминание, писатель использовал некие приемы,

связывавшие настоящее и прошлое.

2 ЭНГРАММА

[< гр. en - внутрь, внутри + gramma - буква, надпись] - устойчивый след, оставленный духовным, психологическим впечатлением в коре головного мозга и составляющий основу памяти, опыта. [Словарь иностранных слов].

Не только С. Налбантьян, но и других ученых, придерживающихся рассматриваемой концепции, интересует механизм «вспоминания», то, как функционирует память. Это и объясняет их интерес к исследованиям памяти в области нейрофизиологии и психологии. Так, Э. Эндер (род. 1955) прямо задается вопросом: «Как работает личная память, как мы вспоминаем наши прошлые переживания?» [Ender, 2005, р. 23]. По ее мнению, эти вопросы, «занимавшие психологов, неврологов и философов более столетия», принимают в текстах М. Пруста настолько исчерпывающий и захватывающий оборот, что «остаются источником вдохновения в современной науке» [Ender, 2005, р. 23].

Сторонники концепций «Память в литературе» обобщают обширный материал и предлагают интересные идеи. Так, Э. Уайтхед дает обзор изучения памяти от труда Платона «Театет» до современности. Ее примеру следует Ф. Вулф в книге «Модернизация и кризис памяти: от Джона Донна до Дона ДеЛилло». В одной из глав введения, посвященной пониманию культурной памяти, ученый подчеркивает: «Культурная память исторична по самой своей природе и неотделима от условий, откликом на которые является» [Wolf, 2002, р. 16]. Несмотря на частое упоминание Я. Ассмана и его идей, Ф. Вулф подчеркивает различия в восприятии прошлого и памяти, которые необходимо учитывать, переходя от исследований древних цивилизаций - предмета Я. Ассмана — к современности: «Исследование памяти, принимающее в расчет процесс модернизации на Западе после семнадцатого века, не может игнорировать тот факт, что и культура, и культурная память стали дискурсивными пространствами соперничества, плюрализации и индивидуальных отклонений. Современности свойствен скепсис, если не сомнения в отношении поисков прошлого» [Wolf, 2002, р. 16-17]. Ф. Вулф рассматривает процессы, характеризующие изменения культурной памяти на протяжении последних двух веков: это, например, «секуляризация»,

«выпаривание», обращающие культурную память в «эпифанию» или «паранойю», хотя анализа самих этих явлений Ф. Вулф не дает.

К группе «Память в литературе, или мимесис памяти», кроме названных, можно отнести концепции Г.У. Сибер, К. Бернард, Т.К. Бендер.

Третья группа концепций связана с проблемой роли литературы в передаче коллективной памяти («Literature as a médium of collective memory»). К представителям этого подхода А. Эрл и А. Нюннинг относят Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Я. Ассмана. Исследования в этом направлении сейчас ведут А. Хефель, С. Рюк, Э. Эллиотт, Т. Славэк.

Классификация А. Эрл и А. Нюннинг позволяет сделать некоторые выводы о том, в каких направлениях развиваются исследования культурной памяти. Очевидно, что несколько особняком стоит вторая группа концепций как связанная с нейрофизиологией и психологией вспоминания. Первая и третья группы ближе друг к другу. Их разводит трактовка понятия текста. Для третьей группы оно значительно шире: это не только некий документ, но и любое искусственное явление - от документа до модели поведения. Мы разделяем последнюю точку зрения.

Авторы теорий, входящих в группу «Память литературы», как и те, кто изучают литературу как среду бытования коллективной памяти, уделяют значительное внимание роли литературных традиций, способам и формам отражения прошлого и приемам его актуализации в литературных произведениях. Богатый материал для изучения этих вопросов дает ирландская поэзия второй половины XX в.

В последние сто с небольшим лет ирландская поэзия развивается как на английском, так и на ирландском языках. С начала XIX века для большинства ирландцев родным языком является английский. Сейчас на английском языке говорят более 90% населения Ирландии, и этот процент постоянно растет. Поэтому ирландская поэзия на ирландском языке издается чаще всего с

переводом на английский. В качестве характерной черты, разделяющей поэтов, пишущих по-английски, и поэтов, пишущих по-ирландски, можно назвать то, что в стихах на английском языке во многих случаях обнаруживаются те или иные указания на «ирландскость», в то время как в стихах, написанных по-ирландски, это зачастую не подчеркивается. Стихи на ирландском чаще бывают посвящены современным, злободневным темам. Таким образом, и поэты, пишущие по-английски, и те, кто творит по-ирландски, стремятся обозначить свою принадлежность великой ирландской культуре, но делают это по-разному: либо средствами литературными (образы и мотивы кельтской мифологии, факты ирландской истории), либо лингвистическими. Необычность ситуации, сложившейся в ирландской литературе, состоит в том, что поэты посвящают своей родине стихи, написанные на языке ее завоевателей.

История родной страны всегда была болезненным вопросом для деятелей ирландской культуры. В середине прошедшего столетия в среде ирландских писателей складываются две точки зрения на проблему «прошлое и современность». Первая провозглашалась в журнале «Даблин Мэгэзин» («The Dublin Magazine»). Этот литературный журнал был основан в 1923 г. поэтом Ш. О'Салливаном, который оставался его редактором вплоть до своей смерти в 1958 г. В журнале публиковались проза и стихи многих известных ирландских авторов, в том числе С. Беккета, О. Кларка. П. Каванаха. Второй подход к проблеме прошлого был представлен в журнале «Белл» («The Bell»). Он был основан в 1940 г. и просуществовал до 1954. А.П. Саруханян в статье об ирландской литературе, помещенной в Краткой литературной энциклопедии, называет его прогрессивным литературным журналом, который сыграл «важную роль в сплочении передовых литературных сил» [Саруханян] и отмечает, что с ним сотрудничали П. О'Доннел, Ш. О'Фаолейн и другие известные ирландские литераторы.

Приверженцы первого взгляда на прошлое - в их число входят Падраик Колум, Падраик Фэллон, Остин Кларк и отчасти Патрик Каванах - считают прошлое важной составляющей современной культуры и стремятся продолжать традиции, заложенные кельтским возрождением.

Как известно, началом кельтского возрождения считается выход в свет сборника эссе У.Б. Йейтса «Кельтские сумерки», переводов с гэльского Д. Хайда и основание Гэльской лиги - движения, пропагандирующего возрождение традиционной ирландской культуры. А.П. Саруханян определяет цель кельтского возрождения как «восстановление национальной культуры, находившейся под угрозой исчезновения в результате политики ассимиляции ирландской нации, проводившейся на протяжении многих веков английскими колонизаторами» [Саруханян, 1994, с. 395]. Возрождение было сложным феноменом, включавшим в себя «Гэльскую лигу, пропагандировавшую изучение почти исчезнувшего ирландского языка, молодежно-спортивные, музыкальные, театральные, литературные организации» [Саруханян, 1994, с. 395].

Для нашей работы существенное значение имеют идеи У.Б. Йейтса. В эссе «Кельтский элемент в литературе» он пишет: «...ныне открылся еще один источник легенд - источник более изобильный, чем любой другой в Европе: древнеирландские легенды... «Кельтское движение», как я его понимаю, берет свое начало с открытия этого источника легенд, и невозможно предсказать, насколько велико окажется значение такового для грядущего: каждый новый источник несет с собой новое опьянение воображению нашего мира... ирландские легенды, чье действие разворачивается среди знакомых нам лесов и морей, содержат в себе новую красоту и могут дать наступающему веку наиболее запоминающиеся символы, в которых он себя выразит» [Йейтс, http://lib.ru/POEZIQ/]. По сути дела, Йейтс видит в образах кельтских легенд некую знаковую систему, в которой можно зашифровать своеобразие культуры

XX в., причем культуры не только ирландской. Прошлое, по его мнению, может стать кодом настоящего.

Согласно второму взгляду на прошлое, сторонники которого были связаны с журналом «The Bell», необходимо отказаться от восприятия прошлого как поэтического идеала. В основе этой позиции ирландских литераторов последнего столетия лежит полемика с идеями, выдвинутыми деятелями кельтского возрождения. Одним из первых авторов XX века, высмеявшим эти идеи, стал Дж. Джойс. По мнению писателя, выраженному уже в «Дублинцах», став модными, они привлекли внимание далеких от искусства людей возможностью легко на них заработать. Так, о героине рассказа «Мать» он говорит, что «когда Ирландское Возрождение обрело силу, миссис Карни решила извлечь выгоду из имени своей дочери (Кэтлин — Е.Т.) и пригласила на дом учителя ирландского языка» [Джойс, 2006, с. 432]. С точки зрения Джойса, постоянный и неизменный интерес к прошлому, склонность к его идеализации привели к тому, что образы, к которым обращались поэты, стали превращаться в своеобразные штампы. Такие клише Джойс иронически обыгрывает в «Улиссе». На них строится образ Гражданина, воплощающего узконационалистические, изоляционистские взгляды. Согласно его пониманию, все великие люди в истории были ирландцами. Так, наравне с ирландскими героями - как легендарными, так и историческими - Гражданин причисляет к ирландцам Карла Великого и Юлия Цезаря, Магомета, Шекспира («Патрика В. Шекспира»), Конфуция («Брайена Конфуция»), Будду [Джойс].

О «заштампованности» образов прошлого, которые не дают ирландской литературе двигаться вперед, говорит и Шон О'Фаолейн (1900-1991), писатель и основатель журнала «Белл», иронически отзываясь о «порождающей силе и крайней чистоте всех национальных обычаев и традиций, переданных нам целой армией главным образом легендарных святых и героев» [O'Faolain; цит. по: Kelly Lynch, 1996, p. 960]. Характеризуя творчество самого О'Фаолейна,

М. Келли Линч указывает: «Его произведения, будь то созданные с особой тщательностью рассказы, романы, литературная критика или даже книги о путешествиях... выражают его твердую веру в то, что слезливая ностальгия по мифическому прошлому - это единственное препятствие, мешающее Ирландии присоединиться к современному миру» [Kelly Lynch, 1996, p. 957]. По мнению О'Фаолейна, постоянный интерес к «деяниям славы» прошлых веков, воспевание героического прошлого заслоняют от поэтов и писателей современной Ирландии окружающее их настоящее. Пока ирландская поэзия работает с легендарными темами и образами, она остается поэзией прошлого, сохраняющей комплекс зависимости, от которого сама Ирландия уже избавилась. Из-за этого страна, уже готовая стать частью современного мира, остается до определенной степени изолированной, оторванной от общеевропейского культурного процесса. Сторонники О'Фаолейна объединились вокруг журнала «Белл» («The Bell»), полемизирующего с «Даблин Мэгэзин». К их числу принадлежали Шеймус Дин, Майкл Лонгли, Шеймус Хини, Джон Монтегью.

Анализ точек зрения на роль прошлого в современной культуре, сложившихся в среде ирландских писателей второй половины XX в., показывает, что проблема культурной памяти оставалась для них весьма актуальной. Она была важна и для О. Кларка, Д. Монтегью, Д. Игана, Ш. Хини, К. Карсона, поэзия которых будет находиться в центре нашего внимания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тер-Оганова, Екатерина Григорьевна, 2013 год

Список литературы

Художественная литература

1. Джойс Дж. Портрет художника в юности. Дублинцы / Дж. Джойс. - М.: Эксмо, 2006. - 476 с.

2. Иган Д. Избранное / Д. Иган - Воронеж: Родная речь, 2000. - 115 с.

3. Из современной ирландской поэзии: Сборник / Пер. с англ.; Сост. и предисл. А.П. Саруханян. -М.: Радуга, 1983.-216 с.

4. Ирландские саги. - M.-JL: Гослитиздат, 1961. - 299 с.

5. Исландские саги. Ирландский эпос. - М.: Художественная литература, 1973.-863 с.

6. Кельтские мифы: Валлийские сказания. Ирландские сказания / пер. и сост. JI. И. Володарской. - М., 2008. - 496 с.

7. Мед и мазут. Шесть ирландских поэтов: Антология ирландской поэзии / Ред.-сост. Г. М. Кружков. -М.: Б.С.Г.-Пресс, 2000. - 192 с.

8. Мифы и предания средневековой Ирландии / пер. и сост. С. В. Шкунаев. -М.: Наука, 1991.-284 с.

9. Мур Т. Ирландские мелодии: Стихотворения / Т. Мур. - М.: Эксмо, 2005.-384 с.

10. Саги об уладах / пер. с ирл. / сост Т. А. Михайлова. - М.: АГРАФ, 2004. - 640 с.

11. Свифт Дж. Путешествия Гулливера; Сказка бочки; Дневник для Стелы; Письма; Памфлеты; Стихи на смерть доктора Свифта / Дж. Свифт. - М.: ACT: Пушкинская библиотека, 2003. - 845 с.

12. Egan D. Elegies / D. Egan. - Goldsmith, 1996. - 110 p.

13. Egan D. Famine / D. Egan. - Goldsmith Press Ltd, 1997. - 39 p.

14. Egan D. In the Holocaust of Autumn / D. Egan. - Goldsmith, 1994. - 37 p.

15. Egan D. Music / D. Egan. - Goldsmith, 2000. - 60 p.

16. Egan D. The Hill of Allen / D. Egan. - Goldsmith, 2001. - 45 p.

17. Faber book of Irish Verse / ed. J. Montague. - Faber and Faber, 1974. -400 p.

18. Halliday Sparling H. Irish Minstrelsy Being a Selection of Irish Songs, Lyrics and Ballads Original and Translated / H. Halliday Sparling. - Forgotten Books, 2004. - 368 p.

19. Heaney S. Door into the Dark / S. Heaney. - Faber and Faber, 1969. - 56 p.

20. Heaney S. North / S. Heaney. - Faber and Faber, 1975. - 68 p.

21. Heaney S. Opened Ground / S. Heaney. - Farrar, Straus and Giroux, 2006. -443 p.

22. Heaney S. Preoccupations: Selected Prose 1968-1978 / S. Heaney. - Farrar, Straus and Giroux, 1981.-224 p.

23. Heaney S. Sweeney Astray: a Version from Irish / S. Heaney. - Field Day, 1983.-77 p.

24. Heaney S., Brown R. Sweeney's Flight / S. Heaney, Rachel Brown. - Farrar, Straus and Giroux, 1992. - 160 p.

25. Heaney S. The Government of the Tongue: The 1986 T.S. Eliot Memorial Lectures and Other Critical Writings / S. Heaney. - Faber and Faber, 1989. - 172 p.

26. Mangan J.C. Selected Poems / J.C. Mangan. - NY, 1897. - 361 p.

27. Modern Irish Poetry. An Anthology / ed. by Patrick Crotty. - Belfast: The Blackstaff Press, 1995. - 436 p.

28. Montague J. Collected Poems / J. Montague. - Loughcrew: Gallery Press, 1995.-376 p.

29. Montague J. The Dead Kingdom / J. Montague. - Exile Editions Ltd., 1984. -96 p.

30. Montague J. The Figure in the Cave and Other Essays / J. Montague. - Exile Editions Ltd., 1989. - 228 p.

31. Montague, J. Poisoned Lands / J. Montague. - The Dolmen Press, 1977. -

63 p.

32. Montague J. Selected Poems / J. Montague. - Syracuse University Press, 1982.- 197 p.

33. Reviews and Essays of Austin Clarke / ed. by Gregory A. Schirmer. - Colin Smythe Limited, 1995. - 388 p.

34. Shakespeare W. The Works of Shakespeare in four Volumes. / W. Shakespeare. - Moscow: Co-operative Publishing Society of Foreign Workers in the U.S.S.R., 1937. - Vol. 2. - 976 p.

35. Spenser E. The Shorter Poems / E. Spenser - L., 1999. - 780 p.

36. Yeats W. B. Essays and Introductions / W. B.Yeats. - L., 1961. - 648 p.

Справочная литература

37. Викинги: Набеги с севера. Энциклопедия. - М.: Терра, 1996. - 168 с.

38. Всемирная литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. - М.: Издательство Академии Наук, 1929-1939.

39. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1987.

40. Collins English Dictionary - Complete and Unabridged. - HarperCollins Publishers, 2000.-814 p.

41. Dictionary of Irish Literature / ed. Robert Hogan. - L.: Aldwych Press, 1996.- 1414 p.

42. Longman Dictionary of Contemporary English. - Longman, 1999. - 1668 p.

43. MacKillop J. Dictionary of Celtic Mythology / J. MacKillop. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - 450 p.

44. Oxford English Reference Dictionary / by Judy Pearsall, Bill Trumble. — L., 2006.- 1781 p.

Научно-критическая литература

45. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти / Ю.А. Арнаутова // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени / под. ред. Л.П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 47-55.

46. Ассманн Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом, политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассманн. - М.: Языки славянской культуры, 2004. — 363 с.

47. Барт Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000.-314 с.

48. Барт Р. Семиотика. Поэтика (Избранные работы) / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989.-616 с.

49. Барт P. S/Z / Р. Барт. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 230 с.

50. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин - М., 1979.-317 с.

51. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин -М.,1979. - 423 с.

52. Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. / А. Бергсон. - М., 1992.

53. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: «Добросвет», 2004. - 315 с.

54. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007.

55. Васильев Г. В. Зеленое и оранжевое: Ирландские репортажи / Г. В. Васильев. - М.: Советская Россия, 1981. - 110 с.

56. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины / [Л. В. Чернец и др.]. - М.: Высшая школа: Академия, 1999. -555с.

57. Гаспаров М. Л. Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти / М. Л. Гаспаров. - М.: РГГУ, 1999. - 297 с.

58. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха / М. Л. Гаспаров. -М.: Фортуна Лимитед, 2002. - 383 с.

59. Гениева Е.Ю. Джеймс Джойс // Джойс Дж. Дублинцы. Портрет художника в юности / Е.Ю. Гениева. - На англ. яз. - М.: Прогресс, 1982. - С.7-38.

60. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1974.-405 с.

61. Голос Эрина. Слово об Ирландии / сб. - М.: Молодая Гвардия, 1986. -254 с.

62. Гривз Д. Ирландский кризис / Д. Гривз. - М., 1974. - 320 с.

63. Жирмунский В. М. Теория стиха / В. М. Жирмунский. - Л.: Советский писатель, 1975. - 664 с.

64. Замкова, М. В. Прадо / М. В. Замкова. - М.: Олма-Пресс Образование, 2006.-127 с.

65. Зенкин С. Н. Морис Хальбвакс и современные гуманитарные науки // Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / С. Н. Зенкин. - М.: «Новое издательство», 2007. - С. 5-43.

66. История Ирландии / [Л.И.Гольман, А.Д.Колпаков, В.Э.Кунина, Ю.М.Сапрыкин, отв. ред. Л.И.Гольман]. - М.: Наука, 1980. - 390 с.

67. Калинин И. Тартуско-московская семиотическая школа: семиотическая модель культуры / культурная модель семиотики / И. Калинин // НЛО. - 2009. -№98.-С. 27-55.

68. Каппер, Дж. П. Викинги в Британии / Дж. П. Каппер. - М.: Евразия, 2008. - 274 с.

69. Квятковский А. П. Словарь поэтических терминов / А. П. Квятковский; под ред. С. М. Бонди. - М.: Госиниздат, 1949. - 240 с.

70. Кельтская мифология: энциклопедия: пер. с англ. - М.: Эксмо, 2003. — 639 с.

71. Колпаков А. Д. Ирландия - остров мятежный / А. Д. Колпаков. — М.: Наука, 1965.- 191 с.

72. Косиков Г. К. Ролан Барт - семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Составление, общ. ред., вступит, статья Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 3-45.

73. Кружков Г. М. Изба-писальня: в гостях у Шеймуса Хини / Г. М. Кружков // Иностранная литература. - 2004. - С. 262-278.

74. Кружков Г. М. Ностальгия обелисков: Литературные мечтания / Г. М. Кружков. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 699 с.

75. Кружков Г. М. У. Б. Йейтс. Исследования и переводы. - М.: РГГУ, 2008.-671 с.

76. Культура Средних Веков и Нового Времени / сб. статей / МГУ, исторический факультет; отв. ред. Л. В.Кошман. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1987.-107 с.

77. Левидов М. Ю. Джонатан Свифт : путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях / М. Ю. Левидов .— М. : Вагриус, 2008.— 509 с.

78. Лотман М. Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе // Лотман Ю. М. История и типология русской литературы / М. Ю. Лотман. - СПб: Искусство-СПб, 2002. - С. 5-20.

79. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / Ю. М. Лотман. - М., 1996. - 464 с.

80. Лотман Ю. М. История и типология русской литературы / Ю. М. Лотман. - СПб: «Искусство-СПб», 2002. - 768 с.

81. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Избранные статьи. Т. 1 / Ю. М. Лотман. - Таллинн, 1992. - 480 с.

82. Лотман Ю. М. Культура и взрыв / Ю.М.Лотман; При участии Н. Злыдневой, Н. Гринцера. - М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

83. Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Тарту: Издательство ТГУ, 1970. - 106 с.

84. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотман. - СПб.: Акад. Проект, 2002. - 542 с.

85. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман; Сост. М. Ю. Лотман. -СПб.: Искусство-СПб., 2000. - 703 с.

86. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 270 с.

87. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие культуры // Избранные статьи / Ю. М. Лотман. - Таллинн, 1992. - 480 с.

88. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство, 1998. - С. 14285.

89. Мирошников А. В. Ирландское национальное движение 1782-1873 гг. Хронология, организации, персоналия. Пособие по истории Нового времени / А. В. Мирошников. - Воронеж: ВГУ, 1998. - 76 с.

90. Мирошников А. В. Восстания и реформы. Ирландский национализм от установления Унии до Братства фениев / А. В.Мирошников. - Воронеж: ВГУ, 2001.-315 с.

91. Михайлова Т. А. Суибне-гельт: зверь или демон, безумец или изгой. -СПб, 2001.-448 с.

92. Муравьев В. Джонатан Свифт / В. Муравьев. - М: Просвещение, 1968. -303 с.

93. Осипова Т. С. Ирландский город и экспансия Англии ХП-ХУ вв. / Т. С. Осипова. -М.: Наука, 1973.-255 с.

94. Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации: Материалы Всероссийской научной конференции (Воронеж, 1617 апреля 2009 г.) / Воронежский государственный университет, филологический факультет; [под ред. А. А. Житенева]. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 2009. - 183 с.

95. Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги / Т. Пауэлл. - М.: Центрполиграф, 2009. - 288 с.

96. Полякова Е. Ю. Ольстер — истоки трагедии / Е. Ю. Полякова. - М.: Наука, 1982. - 167 с.

97. Попова М. К. Национальная ментальность и национальные литературы в (пост) имперскую эпоху / М. К. Попова, П. А. Бороздина, Т. А. Тернова. -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. - 175 с.

98. Попова М. К. Тема прошлого в современной ирландской поэзии / М. К. Попова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2006. - № 2. - С. 19-25.

99. Попова М. К., Савченко A. JI. Человек и мир в поэзии Д. Игана / М. К. Попова, A. JI. Савченко // Иган Д. Избранное / Десмонд Иган - Воронеж: Родная речь, 2000. - 115 с.

100. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. -М.: МГУ, 1976.-206 с.

101. Поспелов Г. Н. Теория литературы / Г. Н. Поспелов. - М.: Высшая школа, 1978.-351 с.

102. Поэзия Ирландии / Сост. Г. Кружков, Т. Михайлова, А. Саруханян. - М.: Художественная литература, 1988. - 450 с.

103. Пьеге-Гро Н. Введение в терию интертекстуальности / Н. Пьеге-Гро. - М.: Издательство ЖИ, 2008. - 240 с.

104. Рикер П. Память, история, забвение / П. Рикер. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

105. Роллестон Т. Мифы и легенды кельтов / Т. Роллестон. - М.: Эксмо, 2004. - 352 с.

106. Росс Э. Кельты-язычники / Э. Росс. - М.: Эксмо, 2005. - 256 с.

107. Савченко А. Л. Десмонд Иган: Своеобразие поэтического мышления / А. Л.Савченко. - Воронеж, 2009. - 102 с.

108. Савченко А. Л. Национальное и общечеловеческое в поэзии Десмонда Игана / А. Л. Савченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2006. -№ 2. - с. 14-18.

109. Савченко А. Л. Пейзаж в ранней поэзии Д. Игана / А. Л. Савченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2006. - №1. - с. 64-67.

110. Савченко А. Л. Современная ирландская поэзия. Шеймус Хини и Десмонд Иган / А. Л. Савченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2004. - №1. - С. 57-63.

111. Савченко А. Л. «Холокост осени» Десмонда Игана: Вторая мировая война глазами ирландского поэта / А.Л.Савченко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2005. -№1. - с. 39-44.

112. Сапрыкин Ю. M. Английское завоевание Ирландии (X1I-XVII вв.) / Ю. М. Сапрыкин. - М.: Высшая школа, 1982. - 177 с.

113. Саруханян А. П. Голоса Ирландии / А. П. Саруханян // Из современной ирландской поэзии: Сборник / Пер. с англ.; Сост. и предисл. А.П. Саруханян. - М.: Радуга, 1983. - 216 с.

114. Саруханян А. П. «Объятия судьбы»: прошлое и настоящее ирландской литературы / А. П. Саруханян. - М.: Наследие, 1994. - 222 с.

115. Саруханян А. П. Современная ирландская литература / А. П. Саруханян. - М.: Наука, 1973. - 320 с.

116. Смирнов А. А. Древнеирландский эпос // Исландские саги. Ирландский эпос. - М.: Художественная литература, 1973.

117. Спенс JI. Тайны древних бриттов / Л. Спенс. - М.: Вече, 2007. - 272 с.

118. Средние Века/сб.-М.: Наука, 1971.-Вып. 33. - 348 с.

119. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский.

- М.: Аспект Пресс, 1996. - 333 с.

120. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко - СПб, 1997.-704 с.

121. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 436 с.

122. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс. — М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

123. Широкова Н. С. Культ богинь-Матерей у древних кельтов // Проблемы античной истории / Сборник научных статей к 70-летию со дня рождения проф. Э. Д.Фролова / под ред. д-ра ист. наук А. Ю.Дворниченко / Н. С. Широкова. - СПб., 2003. - С. 312-331.

124. Шкунаев С. В. Община и общество западных кельтов / С. В. Шкунаев. -М.: Наука, 1989. - 191 с.

125. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко.

- СПб: symposium, 2004. - 544 с.

126. Юнг К.-Г. Психология бессознательного / К.-Г. Юнг. - Минск, 1993.

- 400 с.

127. Юнг К.-Г. Проблемы души нашего времени / К.-Г. Юнг. - М., 1994. -336 с.

128. Alcobia-Murphy S. Sympathetic Ink: intertextual relations in Northern Irish Poetry / S. Alcobia-Murphy. - Liverpool University Press, 2006. - 276 p.

129. Andrews E. The Poetry of Seamus Heaney: All the Realms of Whisper / E. Andrews. - L.: Macmillan, 1988. - 219 p.

130. Arkins B. Desmond Egan. A Critical Study / B. Arkins - Little Rock, U.S.A.: Milestone Press, 1992.-142 p.

131. Bates R.E. Shakespeare and the Cultural Impressment of Ireland / R. E. Bates. - Auburn: Auburn University, 2005. - 245 p.

132. Bloom H. Seamus Heaney: Comprehensive Research and Study Guide / H. Bloom. - Philadelphia: Chelsea House, 2003. - 111 p.

133. Boyce D. G. Nationalism in Ireland / D. G. Boyce. - L., 1995. - 499 p.

134. Brown T. Northern Voices / T. Brown. - Dublin: Gill & Macmillan, 1975.-248 p.

135. Brown T., Grene N. Tradition and influence in Anglo-Irish poetry // T. Brown, N. Grene. - Barnes and Noble Books, 1989. - 201 p.

136. Cairns D., Richards S. Writing Ireland, Colonialism, Nationalism and Culture / D. Cairns, S. Richards. - Manchester, 1988. - 183 p.

137. Carson C. Escaped from the Massacre? / C. Carson // The Honest Ulsterman. - № 50. - Winter 1975. - P. 183-186.

138. Collins F. Seamus Heaney: The Crisis of Identity / F. Collins. - 2003. -246 p.

139. CraikH. The Life of J. Swift. -L., 1882.

140. Corcoran N. Seamus Heaney / N. Corcoran. - London: Faber & Faber, 1986.- 192 p.

141. Corcoran N. The Blessings of Onan: Austin Clarke's "Mnemosyne Lay in Dust" / N. Corcoran // Irish University Review. - № 13. - 1 (Spring 1983). - P. 4353.

142. Coughlan P., O'Toole T. Irish Literature: Feminist Perspectives / P. Coughlan, T. O'Toole. - 2008. - 298 p.

143. CraikH. «The Life of J. Swift», L., 1882, 1894, 1913

144. Crotty P. Cunning Ampersands. Review of «Collected Poems» / P. Crotty // Irish Review - Winter/Spring 1997 - p. 136-143.

145. Dardis Clarke R. Austin Clarke at Templeogue / R. Dardis Clarke // Poetry Ireland Review.-21.- 1988.-p. 167-175.

146. Dawe G. "Invocation of Powers". John Montague / G. Dawe // The Chosen Ground: Essays on the Contemporary Poetry of Northern Ireland / ed. N. Corcoran. -Brigend, Mid Glamorgan: Seren Books; Dufour, 1992. - P. 15-30.

147. Dodsworth M. To Forge the Irish Conscience. Review of Memnosyne Lay in the Dust / M. Dodsworth // The Times Literary Supplement. - 13 Dec. 1974. - P. 1406-1407.

148. Donoghue D. We Irish: Essays on Irish Literature and Society / D. Donoghue. - University of California Press, 1988. - 276 p.

149. Dorgan T. But in What Country Have We Been? Review of Collected Poems /T. Dorgan // Sunday Independent. - 31 Dec. 1995. - p. 8L.

150. Egan D. The Death of Metaphor / D. Egan - Colin Smythe, Gerrards Cross, Buckinghamshire. The Kavanagh Press, Newbridge, Co. Kildare, 1990. - 174 p.

151. Erll A., Nunning A. Where Literature and Memory Meet: Towards a Systematic Approach to the Concepts of Memory Used in Literary Studies // REAL: Yearbook of Research in English and American Literature. - Vol. 21 (2005). -

Literature, Literary History and Cultural Memory / ed. Herbert Grabes. - Tübingen, 2005.-P. 261-294.

152. Fallon P. Book of the Day. Review of «Collected Poems» / P. Fallon // Irish Times.- 1974.-P. 13.

153. Foster J. W. The Achievement of Seamus Heaney / J. W. Foster. - Dublin: Lilliput, 1996.-64 p.

154. Foster T. C. Seamus Heaney / T. C. Foster. - Dublin: O'Brien Press, 1990.

- 156 p.

155. Garratt R. F. Modern Irish Poetry. Tradition and Continuity from Yeats to Heaney // R. F. Garratt. - University of California Press, 1989. - 340 p.

156. Garratt R. F. Austin Clarke in Transition / R. F. Garratt // Irish University Review. -4,1.- Spring 1974. - pp. 100-116.

157. Goodby J. From Irish Mode to Modernisation: the Poetry of Austin Clarke / J. Goodby // Campbell M. J. B. The Cambridge Companion to the Contemporary Irish Poetry - Cambridge University Press, 2003. - P. 21-41.

158. Goodby, J. Irish Poetry since 1950: from stillness into history // J. Goodby.

- Manchester University Press, 2000. - 362 p.

159. Graham C. Deconstructing Ireland: Identity, Theory, Culture / C. Graham.

- Edinburgh University Press, 2001. - 189 p.

160. Greening J. The Glitter of Decay. Review of «Drunken Soldier» / J. Greening // Times Literary Supplement. - 21 Jan. 2005. - P. 12-15.

161. Gregory A. Gods and Fighting Men. The Story of Tuatha de Danaan and of the Fianna of Ireland / A. Gregory. - Forgotten Books, 2007. - 570 p.

162. Halpern S. Austin Clarke, His Life and Works / S. Halpern. - Dublin: Dolmen, 1974.-219 p.

163. Harmon M. Austin Clarke. A Critical Introduction / M. Harmon. - Dublin: Wolfhound Press, 1989. - 325 p.

164. Harmon M. The Later Poetry of Austin Clarke / M. Harmon // The Celtic Cross / ed. R. B. Browne, W. J. Roscelli, R. J. Loftus. - West Lafayette, 1964. - pp. 39-55.

165. Harrison H. The Stones of Ancient Ireland / H. Harrison. - San-Francisco: Arkives Press, 2009. - 310 p.

166. Hart H. Seamus Heaney. Poet of Contrary Progressions / H. Hart. - NY, 1993.-234 p.

167. Hobbs J. Restoring Austin Clarke for Contemporaries, review of Selected Poems, ed. H. Maxton / J. Hobbs // Irish Literary Supplement. - Fall 1992. - p.24.

168. Hofmann M. Dazzling Philosophy / M. Hofmann, 1991. - 158 p.

169. Hufstader J. Tongue of Water, Teeth of Stones. Northern Irish Poetry and Social Violence / J. Hufstader. - 1999. - 324 p.

170. Irish Literary Portraits / ed. W. R. Rodgers. - L., 1972. - 236 p.

171. Irish University Review. Austin Clarke Special Issue / ed. M. Harmon. -Vol. 4. 1. - Spring 1974. - 155 p.

172. Jackson Т. H. The Whole Matter: The Poetic Evolution of Thomas Kinsella / Т. H. Jackson. - Syracuse University Press, 1995. - 165 p.

173. Kain R. M. Yeats, William Butler / R. M. Kain // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. - L.: Aldwych Press, 1996. - p. 1267-1292.

174. Kearney R. Postnationalist Ireland: politics, culture, philosophy / R. Kearney. - NY, 1997. - 260 p.

175. Kelly Lynch M. O'Faolain, Sean / M. Kelly Lynch // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. - L.: Aldwych Press, 1996. - p. 957-962.

176. Kennedy-Andrews E. Writing Home: Poetry and Place in Northern Ireland 1968-2008 / E. Kennedy-Andrews. - Cambridge, 2008. - 306 p.

177. Kennelly B. Soaring from the Treetops / B. Kennelly // New York Times. -May 27.- 1984.-P. 19.

178. Kenner H. Two Eccentrics / H. Kenner // A Colder Eye: The Modern Irish Writers. - 1984.-p. 293-317.

179. Kenner H. The Poet and His Work: Desmond Egan / H. Kenner. - Northern Lights, 1990.-222 p.

180. Kersnowski F. L. John Montague / F. L. Kersnowski. - Bucknell University Press - Irish Writers Series, 1975. - 75 p.

181.Kiberd D. Inventing Ireland: The Literature of the Modern Nation / D. Kiberd - London: Vintage, 1996. - 719 p.

182. Kilroy J. James Clarence Mangan / J. Kilroy. - Bucknell University Press -Irish Writers Series, 1970. - 75 p.

183. Kilroy J. Mangan, James Clarence / J. Kilroy // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. -L.: Aldwych Press, 1996. - p. 818-820.

184. Kilroy J. Moore, Thomas / J. Kilroy // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. -L.: Aldwych Press, 1996. - p. 867-870.

185. Kinsella T. Austin Clarke / T. Kinsella // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. - L.: Aldwych Press, 1996. - P.255-258.

186. Lachmann R. Cultural Memory and the Role of Literature / R. Lachmann // Контрапункт. Книга статей памяти Г.А. Белой. - М.: РГГУ, 2005. - С. 357-372.

187. Lachmann R. Memory and Literature: Intertextuality in Russian Modernism / R. Lachmann. - Minneapolis & London: University of Minnesota Press, 1997.-436 p.

188. Liddy J. John Montague / J. Liddy // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. - L.: Aldwych Press, 1996. - P. 252-254.

189. Lucy S. The Poetry of Austin Clarke / S. Lucy // Canadian Journal of Irish Studies. - 9, 2. - 1983. - p. 5-12.

190. Lucy S. Three Poets from Ulster / S. Lucy // Irish University Review. - 3, 2.-Summer 1973.-p. 180-185.

191.Lyne G. Austin Clarke: A Bibliography / G. Lyne // Irish University Review. -4,1.-1974.-p. 137-155.

192. McCarthy C. Seamus Heaney and Medieval Poetry / C. McCarthy. -Cambridge, 2008.-181 p.

193.McEaney K. T. Review of Elegies / K. T. McEaney // Irish Literary Supplement. - Fall 1996. - P. 27-29.

194. MacKenzie D. A. Myths of Babylonia and Assiria / D. A. MacKenzie. - L.: The Gresham Publishing Company, 1915. - 537 p.

195. McWilliam J. Desmond Egan / J. McWilliam // Modern Irish Writers / ed. A. Gonzalez. - 1997. - P. 73-76.

196. Mahony C. H. Contemporary Irish Literature. Transforming Tradition //

C. H. Mahony. - St. Martin's Press, 1998. - 299 p.

197. Martin A. The Rediscovery of Austin Clarke / A. Martin // Studies. -Winter 1965. - pp. 408-434.

198. Maxwell D. E. S. Contemporary Poetry in Northern Ireland /

D. E. S. Maxwell // Two Decades of Irish Writing / ed. D. Dunn. - Cheadle Hulme, Cheshire: Carcanet 1975. - P. 166-185.

199. Mell D. C. Swift, Jonathan // Dictionary of Irish Literature / D. C. Mell. -L., 1996.-P. 1157-1177.

200. Merril T. F. Desmond Egan / T. F. Merril // Dictionary of Irish Literature / ed. R. Hogan. - L.: Aldwych Press, 1996. - P. 401-402.

201. Mills P. Hymns to the silence. Inside the words and music of Van Morrison / P. Mills. - NY, 2010. - 429 p.

202. Modern Irish Poetry: Tradition and Continuity from Yeats to Heaney. -California: UP, 1986. - 340 p.

203. Molino M. R. Questioning Tradition, Language, and Myth: The Poetry of Seamus Heaney / M. R. Molino. - Washington, DC: Catholic University of America Press, 1994. - 147 p.

204. Moloney K. M. Seamus Heaney and the Emblems of Hope / K. M. Moloney. - University of Missouri Press, 2007. - 212 p.

205. Monaghan P. The Goddess Path. Myths, Invocations and Rituals / Patricia Monaghan. - Llewellyn Publications, 2004. - 279 p.

206. Morrison B. Seamus Heaney / B. Morrison. - L.: Methuen, 1982. - 95 p.

207. Muldoon P. Sweeney Peregrine, review of «Station Island» / P. Muldoon // London Review of Books. - 1-4 Nov. 1984. - P. 21-25.

208. Murphy D. Disarmed, a Malcontent: The Lyrics and Satires of Austin Clarke / Daniel Murphy // Imagination and Religion in Anglo-Irish Literature 1930-1980.-Dublin: IAP, 1987.-p. 102-122.

209. Nalbantian S. Memory in Literature. From Rousseau to Neuroscience / Suzanne Nalbantian. - NY: Palgrave Macmillan, 2003. - 185 p.

210. Neal A. Ciaran Carson: Space, Place, Writing / Alexander Neal. -Liverpool University Press, 2010.-237 p.

211. New York Times - 25.11.1852.

212. O'Connor F. A Short History of Irish Literature. A Background Look / F. O'Connor. - NY, 1967. - 167 p.

213. Ö Cröinin Däibi Early Medieval Ireland. AD 400-1200/ D. Ö Croinin. -Longman Group Limited (Longman history of Ireland), 1995. - 400 p.

214.0'Donoghue B. Seamus Heaney and the Language of Poetry / B. O'Donoghue. - Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf, 1994. - 173 p.

215. Parker M. Seamus Heaney. The Making of the Poet / M. Parker. - Iowa City, 1993.-294 p.

216. Parker M. Northern Irish Literature / M. Parker. - Iowa City, 2000. -368 p.

217. Politics and Rhetoric of Poetry. Perspectives on Modern Anglo-Irish Poetry / ed. T. A. Westendorp and J. Mallinson. - Amsterdam - Atlanta, 1995. - 213 p.

218. REAL: Yearbook of Research in English and American Literature. - Vol. 21 (2005). - Literature, Literary History and Cultural Memory / ed. Herbert Grabes. -Tübingen, 2005.-387 p.

219. Robinson H. Remembering War in the Midst of Conflict: First World War Commemorations in the Northern Irish Troubles / Helen Robinson. - 20th Century British History / H. Robinson. - 21 (1). - 2010. - P. 80-101.

220. Ross D. A. Critical Companion to William Butler Yeats. A Literary Reference to His Life and Work / D. A. Ross. - NY, 2009. - 652 p.

221. Sailer S. S. Time against Time: Myth in the Poetry of Yeats and Heaney / S. S. Sailer // The Canadian Journal of Irish Studies. - № 17. - 2 Dec. 1991. - p. 5463.

222. Seamus Heaney / ed. E. Broadbridge. - Kobenhavn: Skoleradioen, 1977. -183 p.

223. Serpillo G. Kingfishers. Essays on Irish and English Poetry / G. Serpillo. -The Goldsmith Press, 2001. - 136 p.

224. Schirmer G. A. The Poetry of Austin Clarke / G. A. Schirmer. - Mountrath: Dolmen Press, 1983.- 167 p.

225. Sjöberg L. Desmond Egan's Stance / L. Sjöberg // Kenner H. The Poet and His Work: Desmond Egan / H. Kenner. - Northern Lights, 1990. - P. 63-73.

226. Smith A. D. National Identity / A. D. Smith. - L.: Penguin Books, 1991. — 231 p.

227. Tapping C. Austin Clarke: A Study of His Writings / C. Tapping. - Dublin:

Gill & Macmillan, 1981.-362 p.

— /.

228. Tidings of Conchobar mac Nessa / ed. W. Stokes. - Eriu. - 4, 1910. -

P. 18-38.

229. Tilley С. The Materiality of Stone / C. Tilley with the assistance of Wayne Bennett. - Oxford-NY: Berg, 2004. - 249 p.

230. The Art of Seamus Heaney / ed. Tony Curtis. - Brigend, 1982. - 295 p.

231. The Cambridge Companion to Seamus Heaney / ed. B. O'Donoghue. -Cambridge University Press, 2009. - 239 p.

232. Tradition and Influence in Anglo-Irish Poetry / ed. T. Brown and N. Grene. - L.: Macmillan, 1989. - 211 p.

233. Two Decades of Irish Writing / ed. D. Dunn. - Cheadle Hulme, Cheshire: Carcanet Press, 1975. - 260 p.

234. Varner G. R. Menhirs, dolmen and circles of stone: the folklore and magic of sacred stone / G. R. Varner. - L., 2004. - 216 p.

235. Vendler H. H. Seamus Heaney / H. H. Vendler. - Harvard, 2000. - 189 p.

236. Viewpoints. Poets in conversation with John Haffenden / ed. J. Haffenden. -L, 1981.- 189 p.

237. Waterman A. Somewhere, Out there, Beyond: The Poetry of Seamus Heaney and Derek Mahon / A. Waterman // PN Review - 8 - 1 (21) [1980]. - P. 3947.

238. Weber R. Austin Clarke, The Arch-poet of Dublin / R. Weber // Massachusetts Review. -XI, 2. - 1970. - P. 289-301.

239. Welch R. «Religion?» / R. Welch , // Irish Writers and Religion / ed. R. Welch. - Gerrards Cross: Colin Smythe, 1992. - P. 153-159.

240. Whitehead A. Memory / Anne Whitehead. - NY: Routledge, 2009. - 174 p.

241. Wolf P. Modernization and the Crisis of Memory / Philipp Wolf. -Amsterdam - NY: Editions Rodopi B.V., 2002. - 215 p.

Электронные ресурсы:

242. Августин Исповедь / Августин. - URL: http://www.psylib.ukrweb.net/books/avgus01/index.htm (дата обращения: 09.08.2012).

243. Аристотель О памяти и припоминании / Аристотель. - URL: http://ec-deiavu.ru/m/Memory_Greek.html#aristotle (дата обращения: 09.08.2012).

244. Блок М. Апология Истории / М. Блок. - URL: http://lib.ru/FILOSOF/BLOK M/apologia.txt with-bm-pictures.html (дата обращения: 09.08.2012).

245. Брандес Г. Шекспир. Жизнь и творчество / Г. Брандес. - URL: http://www.biblioteka.org.ua/book.php?id= 1120012052&Р (дата обращения: 09.08.2012).

246. Варбург А. Атлас Мнемозины / Аби Варбург. - URL: http://fan.lib.rus.ec/a/24056/pdf (дата обращения: 09.08.2012).

247. Джойс, Дж. Улисс / Дж. Джойс. - URL: http://lib.ru/DVOJS/ullis.txt (дата обращения: 09.08.2012).

248. Исторические личности. Джонатан Свифт. - URL: http://family-history.ru/material/var/ionathanswift/ionathanswift_6.html (дата обращения: 09.08.2012).^

249. Йейтс У. Б. Кельтский элемент в литературе / У. Б. Йейтс. - URL: http://lib.ru/POEZIO/JEJTS/Celts 0 m.txt (дата обращения: 09.08^2012).

250. Йейтс У. Б. Кельтские сумерки / У. Б. Йейтс. - URL: http://www.rulit.net/books/keltskie-sumerki-read-40928-21 .html#n 65 (дата обращения: 09.08.2012).

251. Йейтс У. Б. Кэтлин дочь Холиэна / У. Б. Йейтс. - URL: http://lib.ru/POEZIO/JEJTS/veats 1 1 .txt (дата обращения: 13.08.2012).

252. Макаров А. И. Платон и современная теория надындивидуальной памяти / А. И. Макаров. - URL: http://konservatizm.org/news/mneniya/261011020112.xhtml (дата обращения 17.07.12).

253. Милкова Е. Крещение Ирландии и ирландская церковь V-IX веков / Е. Милкова. - URL: http://ao.orthodoxv.ru/arch/007/007-milk.htm (дата обращения: 09.08.2012).

254. По Э. А. Маргиналии / Э. А. По. - URL: http://books.eserver.org/fiction/poe/marginalia.html (дата обращения: 09.08.2012).

255. Поллок Дж., Вишняк В. К вопросу об адекватности перевода. Р. Берне в переводе С. Маршака и Э. Багрицкого. Баллада «Джон Ячменное Зерно». - Русский язык за рубежом. - № 1. - 2001. - URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/ryzr/rzr2001-01/28 174 (дата обращения: 09.08.2012).

256. Рейн К. АЕ (Джордж Рассел) // Сотканный мир. Официальный сайт Анны Блейз. Переводы с английского. URL: http://www.weavenworld.ru/authors/A32/C36/I164. (дата обращения 24.08.2013).

257. Саруханян А.П. Ирландская литература // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3 / А.П. Саруханян. - 1966. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke3/ke3-1711 .htm (дата обращения - 07.09.2013).

258. Свифт Дж. Собрание произведений / Дж. Свифт. - URL: http://on-line-literature.com/swift (дата обращения: 09.10.2010).

259. Словарь иностранных слов / Комлев Н.Г. - 2006. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic fwords (дата обращения: 07.09.2013).

260. Словарь иностранных слов русского языка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ (дата обращения: 07.09.2013).

261. Хоружий С. Комментарии // Джойс Дж. Улисс / С. Хоружий. -URL: http://wanderer.org.ua/book/joyce/uliss.htm (дата обращения: 21.08.2012).

262. Христианский словарь. - URL: http://agape-biblia.org/books/Book04/A.htm (дата обращения: 08.07.2012).

263. Art Encyclopedia 2012: [сайт]. - URL: www.visual-arts-cork.com/ (дата обращения: 09.08.2012).

264. Bartlett Т. The 1798 Irish Rebellion / Т. Bartlett. - URL: http://www.bbc.co.uk/history/british/empire seapower/irish reb 01 .shtml (дата обращения: 09.08.2012).

265. BBC Democracy Live. - 11 October 1988: Pope heckled by Paisley. -URL:

http://news.bbc.co.uk/democracylive/hi/historic _moments/newsid_8187000/8187541. stm (дата обращения: 09.08.2012).

266. Cambridge University Press: [сайт]. - URL: http://Cambridge .org, (дата обращения: 09.08.2012).

267. CELT: Corpus of Electronic Texts: a project of University College Cork, College Road, Cork, Ireland: [сайт] — URL: http://www.ucc.ie/celt (дата обращения: 09.08.2012).

268. Clarke A. The Wooing of Becfola / A. Clarke. - URL: http://www.amazon.com/gp/product/images/BOOOOEESXI/ref=dp_image text 0?ie= UTF8&n=283155&s=books (дата обращения: 09.08.2012).

269. Harvard University: [сайт]. - URL: http://harvard.edu (дата обращения: 09.08.2012).

270. Ian Paisley denounces the Pope. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=AoCU6Clpkxk (дата обращения: 09.08.2012).

271. John Barleycorn. - URL: http://brookstonbeerbulletin.com/iohn-barleycorn/ (дата обращения 09.08.2012).

272. Joyce J. Ulysses / James Joyce. - URL: http://books.google.com/books?id=35zZnOWKiTOC&printsec=frontcover&dq=iovce +ulysses&hl=en#v=onepage&q&f:=false (дата обращения: 09.08.2012).

273.0'Donoghue В. Cambridge Companion to Seamus Heaney / B. O'Donoghue. - URL:

http://www.cambridge.org/gb/knowledge/isbn/iteml 151761 /?site locale=en_GB (дата обращения: 09.08.2012).

274. О'Sullivan Beare, P. Ireland in the Reign of Elizabeth I / P. O'Sullivan Beare - URL: http://www.ucc.ie/celt/published/T100060/index.html (дата обращения: 09.08.2012).

275. Pennsilvania University: [сайт]. - URL: http://upenn.edu (дата обращения: 09.08.2012).

276. Poemhunter: [сайт]: URL: www.poemhunter.com (дата обращения: 09.08.2012).

277. Poetry Foundation: [сайт]. - URL: http://poetryfoundation.org (дата обращения: 09.08.2012).

278. Queen's University Belfast: [сайт]. - URL: http://qub.ac.uk (дата обращения: 09.08.2012).

279. Seamus Heaney: [сайт]. - URL: http://www.seamusheaney.org (дата обращения: 12.11.2011).

280. Sirr P. Landscape, Language and History / P. Sirr. - URL: http://www.irishtimes.com/indepth/seamus-heaney/landscape-language-and-historv.html (дата обращения: 09.08.2012).

281. Spenser E. A View of the Present State of Ireland / E. Spenser. - URL: http://www.ucc.ie/celt/published/E500000-001/index.html (дата обращения: 09.08.2012).

282. The Poetry Archive: [сайт]. - URL: http://poetryarchive.org (дата обращения: 09.08.2012).

283. The Great Famine: [сайт]. - URL: http://www.ego4u.com/en/read-on/countries/ireland/great-famine (дата обращения: 09.08.2012).

284. Yeats W.B. The Madness of King Goll / W. B. Yeats. - URL: http://plagiarist.com/poetry/1178/ (дата обращения: 09.08.2012).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.