Кросскультурные сходства и различия в представлениях студентов о дистрибутивной и ретрибутивной справедливости: на примере России, Мексики и Ямайки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Макдональд, Альбина Ивановна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Макдональд, Альбина Ивановна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И
КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Проблема справедливости в социальных науках
1.2. Социально-психологические и кросскультурные исследования представлений о справедливости 1.3. Функции, нормы и виды справедливости
1.4. Этнопсихологические особенности культур России, Мексики и
Ямайки
1.5. Психология измерения разных культур как концептуальная основа исследования
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СТУДЕНТОВ РОССИИ, МЕКСИКИ И ЯМАЙКИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ 2.1 Организация кросскультурного исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и анализ полученных представлений о ретрибутивной справедливости
2.3. Результаты эмпирического исследования и анализ полученных представлений о дистрибутивной справедливости 2.4 Особенности взаимосвязи принципов справедливости в разных 112 этнокультурных группах (корреляционный и факторный анализ)
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания2004 год, кандидат психологических наук Голынчик, Елена Олеговна
Сравнительное исследование социальных представлений о справедливости в различных этнических общностях: На примере русских, молдаван и цыган2005 год, кандидат психологических наук Соснина, Лучия Михайловна
Структурно-функциональная модель регуляции обыденных представлений о справедливости2012 год, доктор психологических наук Гулевич, Ольга Александровна
Кросскультурные особенности отношения молодежи к терроризму в условиях современной России2006 год, кандидат психологических наук Пейсахов, Тимур Авшалумович
Кросскультурные различия социальных представлений студентов о благополучии2012 год, кандидат наук Машарская, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кросскультурные сходства и различия в представлениях студентов о дистрибутивной и ретрибутивной справедливости: на примере России, Мексики и Ямайки»
Актуальность исследования. По мере развития человеческой культуры все больше внимания уделяется таким проблемам, как счастье, свобода и справедливость. Справедливость — один из наиболее древних феноменов человеческих отношений, особенно актуальный на сегодняшнем этапе развития России. Своеобразие современной исторической ситуации заключается в политических, социально-экономических и культурных трансформациях, начавшихся на рубеже столетий. Время на рубеже столетий - это время социальных новаций, смены политических, личностных, научных ориентаций. Это время обостренной оценки морально-этических парадигм. Проблема справедливости относится к числу «вечных» вопросов человечества. Периоды бурных общественных преобразований, потрясений и реформ придают этой проблеме особую остроту и значимость. Россия не составляет здесь исключения. Идет ли речь о политических реформах, экономических преобразованиях, правах человека, войне в Чечне, возобновлении смертной казни или падении жизненного уровня, мы неизменно возвращаемся к теме справедливости. Поэтому особенности понимания справедливости и способов ее утверждения требует своевременного изучения и анализа. В особенности актуально изучение представлений о справедливости современной молодежи, которой принадлежит будущее страны. Как показало исследование С.Григорьева и В.Немировского [17], в последнее время сократилось количество студентов, высказывающихся в пользу значимости таких характеристик человека, как служение делу справедливости, стремление к справедливости, забота о её защите. А ведь молодежь является тем социальным слоем, социальная активность которого будет определять дальнейшее развитие общества. Учитывая специфические качества и характеристики молодежи как особой социально-демографической группы, исследование представлений о справедливости студенческой молодежи может дать материал для прогноза ближайшей перспективы состояния общественного и группового сознания.
В настоящее время актуальны кросскультурные исследования представлений людей о справедливости, т.к. межкультурные контакты на межличностном, групповом и национальном уровне происходят повсеместно. Туристы, путешественники и переселенцы делают этническую и культурную гомогенность явлением прошлого. Глобализация торговли и бизнеса часто собирает людей разного культурного происхождения под одну крышу. Такие угрозы всему человечеству, как глобальное потепление, техногенные катастрофы и экономические кризисы, требуют от людей разных народов работать совместно. Культурные различия в понятиях и процессах справедливости, несомненно, являются главной и частой причиной обоюдного чувства несправедливости [120, с. 128-145].
Разнообразие культур и их взаимозависимость определяют необходимость развития у студенческой молодежи способности понимать и ценить культуру других народов. Это важно для воспитания молодежи в духе взаимоуважения, этнокультурной толерантности, равенства и равноправия всех наций и народностей. Формирование культуры межнационального общения должно восприниматься как одна из конкретных задач, направленных на реализацию социальных требований, которые предъявляются сегодня к российскому образованию. Поэтому нам близка позиция академика Г.В. Мухаметзяновой, заключающаяся в том, что «.понятие «культура межнационального общения», как часть общего понятия - «культура человеческих отношений», - является своеобразным эталоном норм и форм поведения, выполняет функции установки и развития личностных отношений между людьми различных национальностей» [47].
В прошлое десятилетие произошел настоящий взрыв кросскультурных исследований. Во многих из них сравнивается выраженность различных психологических феноменов в разных культурных группах, отмечаются сходства и различия в человеческом поведении. Кросскультурные исследования в отечественных социальных науках в основном были посвящены сравнению различных параметров, характерных для российской культуры, с соответствующими данными по европейским странам, США, Китаю и др. (О.В. Митина и В.Ф. Петренко, В.О. Рукавишников, A.A. Хвостов и Е.В. Афонасенко и др.). Однако практически отсутствуют кросскультурные сравнения с другими странами и культурами, с которыми в настоящее время налаживается взаимодействие в области экономики и туризма.
В исследованиях представлений о справедливости обычно выделяются ее виды, в частности: дистрибутивная справедливость — справедливость решения, касающегося распределения вознаграждения/наказания между участниками какого-либо события. Выделяют также отдельно карательную или ретрибутивную справедливость, как справедливость в ситуации назначения наказания за проступок или преступление. Ретрибутивная справедливость устанавливает специальный порядок действий для признания вины и избрания меры наказания или меры компенсации за причиненный ущерб.
Изучение представлений о справедливости — популярная тема исследований в зарубежной социальной психологии, но в отечественной психологии эта тема пока разработана слабо. Главная причина имеет известный исторический характер. Российская история дает много примеров бесправия и несправедливости, от которого не ограждало самое высокое общественное положение, занимаемое личностью. Причем, нарушения справедливости в государственном масштабе начались не в октябре 1917-го. Особенность российской ментальности, по мнению JI.M Сосниной и М.И.Воловиковой, состоит в том, что веками накапливался опыт того, что вопрос о справедливости разрешается на духовном уровне: и царь, и нищий в равной мере отвечают перед судом своей совести за свои поступки и деяния, а суд человеческий, включая несправедливое наказание или несправедливое деяние, не подменяет собою этот высший суд совести [58, с. 154-155]. Другой стороной нашего исторического опыта оказалась особая роль лица, облеченного властью, как вершителя справедливости.
Состояние разработанности проблемы. Характеризуя степень изученности данной проблемы, следует отметить большое количество работ в зарубежной социальной психологии, посвященных исследованию восприятия дистрибутивной справедливости (М. Deutch, R. Fischer, P.B. Smith, H.C. Triandis, К. Leung, M.W. Morris, V. Murphy-Berman, J.J. Berman и др.) и процедурной справедливости (К. Leung, G.S. Leventhal, Е.А. Lind, М. Morris и др.). В то же время, сравнительно мало изучены особенности восприятия и понимания оетоибутивной справедливости (K.M. Carlsmith.
3. Выявить содержание и структуру представлений о ретрибутивной и дистрибутивной справедливости студентов России, Мексики и Ямайки.
4. На основе проведенного исследования студентов выявить отличия и сходства в представлениях о справедливости у студенческой молодёжи, принадлежащей к разным этнокультурным группам. Гипотезы исследования:
1) в представлениях о дистрибутивной и ретрибутивной справедливости студентов, принадлежащих к разным культурам, универсальные (объединяющие их) компоненты выражены сильнее, чем специфические;
2) кросскультурные отличия в представлениях о дистрибутивной и ретрибутивной справедливости отражают традиционные для той или иной культурной общности формы проявления стремления к внутригрупповому согласию, достигаемому на основе разной трактовки принципов равенства, эквивалентности, групповой принадлежности и пр.;
3) во всех культурных группах предпочтение норм справедливости наказания и распределения в конкретной ситуации в той или иной степени связано с характеристиками самой этой ситуации: при выборе норм справедливости наказания: степень «тяжести» проступка; со степенью личной близости того или иного участника ситуации лицу, принимающему решение; восприятие проступка как случайного или преднамеренного; при выборе норм справедливости распределения: с наличием или отсутствием у лица, осуществляющего распределение, возможности быть одновременно одним из получателей; с наличием или отсутствием у получателей личного вклада в возникновение распределяемых ресурсов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные разработки отечественных и зарубежных специалистов в области психологии морально-этического развития и становления личности (К.А. Абульханова, Л.И. Божович, М.И. Воловикова, Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Л.М. Попов и др.); теоретические идеи, лежащие в основе современной кросскультурной психологии (Дж. Берри, Л.С. Выготский, Н.М. Лебедева, М. Коул, К. Лейнг, Д. Мацумото, Г. Триандис и др.); философские, социологические, правовые и психологические разработки, направленные на создание теоретической модели справедливости как социального феномена (М. Дейч, O.A. Гулевич, П.А. Кропоткин, М. Лернер, П. Рикер, Дж. Ролз и др.); разрабатываемая в рамках психологии социального познания теория социальных представлений, объясняющая процессы формирования устойчивых, стереотипных представлений в отдельных группах людей (Л.М. Андреева, В. Дуаз, Т.П. Емельянова, С. Московичи и др.)
Методы исследования. теоретический анализ исследований российских и зарубежных ученых, обобщение и интерпретация научных данных; методы перевода психологических инструментариев, предложенные в работах Р.Брислина, В.Лунера [76, с.389-444; 77], О.Вернера и Д.Т.Кэмпбелла [160, с.398-422]; эмпирические методы: анкетирование, тестирование, методы математической статистики, качественный анализ результатов.
Конкретными методиками сбора информации стали: методика изучения представлений о справедливости наказания (ретрибутивной справедливости), построенная по принципу репертуарных решеток, предложенная в работах Б.С. Алишева и О.А.Аникеенок [2,4,45], и аналогичная методика по изучению представлений о справедливости распределения материальных благ (дистрибутивная справедливость).
Статистическая обработка результатов выполнялась с помощью пакета программ Excel и программы SPSS for Windows 11.0.1 для социальных наук.
Она включала в себя определение статистической достоверности различий средних арифметических, корреляционный и факторный анализ.
Основные научные результаты и их научная новизна.
1. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом их включенности в этнокультурные группы. Результаты и выводы исследования существенно дополняют сложившиеся научные представления в следующих областях социальной психологии: особенности общественного сознания в различных группах людей; социально-психологические качества личности, обусловленные ее принадлежностью к той или иной культурной группе; влияние ситуационных детерминант на социальное восприятие и социальное поведение личности.
2. Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена связь представлений о справедливости наказания и распределения а) с социокультурными особенностями исследуемых групп, б) с параметрами конкретной ситуации (степень «тяжести» проступка; степень личной близости того или иного участника ситуации лицу, принимающему решение; возможность для лица, осуществляющего распределение, быть одним из получателей или отсутствие у него такой возможности; наличие или отсутствие у получателей личного вклада в возникновение распределяемых ресурсов и др.).
3. Выявлено единое смысловое ядро содержания представлений о ретрибутивной и дистрибутивной справедливости у студентов России, Мексики и Ямайки, заключающееся в том, что во всех этнокультурных группах преобладает: а) понимание справедливости наказания как соблюдения законности, а понимание справедливости распределения как равенства и сохранения межличностной гармонии; б) предпочтение объективных критериев распределения перед субъективными; в) разделение нарушений па «тяжелые» и «легкие» и предпочтение специфических для каждого из этих типов ситуаций, но одинаковых для всех культур принципов наказания.
4. Установлены различия в представлениях о ретрибутивной и дистрибутивной справедливости у студентов России, Мексики и Ямайки, состоящие в следующем. В ситуациях распределения российские студенты в большей степени склонны учитывать талант и способности людей, а студенты из Мексики и Ямайки больше ориентируются на уравнительно-коллективистское представление о справедливости. В ситуациях наказания российские студенты ориентируются, прежде всего, на закон в случае серьезных правонарушений, особенно если пострадали близкие люди. Студенты Мексики, в отличие от россиян и ямайцев, больше ориентируются на прямые формы наказания («око за око»), что указывает на присутствие в их культурах выраженных элементов кодекса традиционной (родовой) этики.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в создании программ воспитательной работы с молодежью, в частности, в целях преодоления ограниченности, догматизма и стереотипности взгляда на проблему справедливости. Результаты исследования представлений о справедливости могут использоваться в работе с мигрантами и будут способствовать достижению взаимопонимания между людьми, установлению контактов между ними, разрешению конфликтов и др. Результаты исследования и его выводы могут также найти применение при подготовке специалистов-психологов в вузах (при чтении лекций по социальной психологии, по кросскультурной психологии). Исследование вводит в научный оборот новые источники по проблеме, ранее не переведенные на русский язык, что будет иметь значение для исследователей в данной области.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались:
1. глубоким теоретико-методологическим анализом изучения проблемы;
2. адекватностью методов сбора эмпирических данных;
3. использованием комплекса приемов качественно-количественного и математико-статистического анализа.
Положения, выносимые на защиту: представления студентов России, Мексики и Ямайки о дистрибутивной и ретрибутивной справедливости , определяются существующими социально-культурными нормами, принятыми в данном обществе, и содержат больше сходств, чем различий, что позволяет говорить о наличии в них универсальных в кросскультурном отношении компонентов; сходства между изучавшимися культурными группами в представлениях о ретрибутивной справедливости проявляются, во-первых, в: преобладающем восприятии ее как соблюдения законности; во-вторых, в характерном для всех культур разделении нарушений на "тяжелые" и "легкие" и в предпочтении для каждого из этих типов ситуаций разных, но одинаковых для всех культур принципов наказания. В частности, во всех культурах на выбор принципов наказания влияет фактор "свой — чужой", однако характер этого влияния имеет различия. Важным общим моментом, сближающим культуры, является то, что в "легких" ситуациях студенты ориентируются на использование различных способов прямого наказания, а в "тяжелых" ситуациях резко усиливается роль формализованных принципов косвенного наказания. В случае с дистрибутивной справедливостью общим для разных культур является то, что она воспринимается как равенство, сохранение межличностной гармонии и предпочтение объективных принципов распределения перед субъективными; специфические. кросскультурные отличия между исследуемыми группами проявляются в следующем: студенчество России сильно отличается в предпочтении в ситуациях распределения принципов, способствующих сохранению межличностной гармонии и повышению производительности труда за счет поощрения более талантливых и способных. Студентам Мексики и Ямайки в большей степени присуще уравнительно-коллективистское представление о справедливости распределения с одновременно присутствующей эгоистической ориентацией;
- представления студентов всех этнокультурных групп о справедливости в разных ситуациях и выбор ими принципов справедливости не определены жестко. Они динамичны и зависят от ряда факторов, основными из которых в случае с ретрибутивной справедливостью являются: групповая принадлежность нарушителя или потерпевшего, степень серьезности совершенного нарушения; а в случае с дистрибутивной справедливостью — наличие вклада респондентов в распределяемые ресурсы, роль субъекта оценки (является ли он только делителем или участвует также в получении благ).
Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального образования УРАО «ИПП ПО» (2006-20 Юг.г.), а также на научных конференциях:
1. на международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии» (Смоленск, 29-30 мая 2008)
2. на второй всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва, 21-22 ноября 2008)
3. на третьей международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Россия в период трансформации: актуальные проблемы» (Ярославль, 26-27 марта 2009)
4. на международной научно-практической конференции «Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования» (Ижевск, 27-28 мая 2009)
5. второй межрегиональной научно-практической конференции «Камские чтения» (Набережные Челны, 24 апреля, 20 Юг)
6. международной научно-практической конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 26-27 мая 2010 г.)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, состоящего из 163 источников (из них 69 работ на русском языке и 94 на иностранном) и приложений. Основной текст диссертации изложен на 152 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости2001 год, кандидат психологических наук Медведченкова, Марина Владимировна
Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества2006 год, доктор психологических наук Емельянова, Татьяна Петровна
Конституционный принцип справедливости: юридическая природа и нормативное содержание2009 год, доктор юридических наук Пресняков, Михаил Вячеславович
Социальные представления о демократии: комплексное исследование2005 год, кандидат психологических наук Блок, Майя Константиновна
Контексты становления личной культуры субъекта познания2006 год, доктор психологических наук Жукова, Наталья Владимировна
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.