Сравнительное исследование социальных представлений о справедливости в различных этнических общностях: На примере русских, молдаван и цыган тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Соснина, Лучия Михайловна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Соснина, Лучия Михайловна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы справедливости в современной социальной психологии
1.1. К истории вопроса: краткий очерк представлений о справедливости в философии и социологии
1.2. Исследований проблемы справедливости в социальной психологии
1.2.1. Классическая теория эквивалентной справедливости и ее оценка
1.2.2. Многомерность мотивации феномена справедливости
1.2.3. Психология морального развития и имманентная справедливость
1.3. Сциально-культурные основания формирования представлений о справедливости '
1.3.1. Типы культурной этики и их влияние на формирование представлений о справедливости
1.3.2. Принцип милосердия как духовно-нравственный критерий справедливости
1.3.3. Исследование проблемы справедливости в кросс-культурной психологии
1.4. Теория социальных представлений С. Московичи как теоретическая основа исследования представлений о справедливости
Выводы по главе
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных представлений о справедливости молдаван, цыган и русских
2.1. Программа эмпирического исследования
2.1.1. Описание объекта исследования
2.1.2. Методы и программа исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и анализ полученных данных: семантическое поле представлений о справедливости по методу «Словесные ассоциации»
2.2.1. Обсуждение и интерпретация данных синонимического анализа
2.2.2. Обсуждение и интерпретация данных логико-семантического анализа
2.3. Результаты эмпирического исследования и анализ полученных данных по методике «Описание справедливых ситуаций»: профили критериев оценки справедливости молдаван, цыган и русских
2.3.1. Описание процедуры анализа
2.3.2. Прототипические тенденции в оценивании справедливости по выборкам молдаван, цыган и русских: результаты контент-анализа
2.3.3. Сравнения профилей критериев справедливости молдаван, цыган и русских по категориям контент-анализа
2.3.4. Половые различия в структуре представлений о справедливости молдаван, цыган и русских 126 Выводы по главе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания2004 год, кандидат психологических наук Голынчик, Елена Олеговна
Динамика этнических стереотипов студентов, изучающих иностранный язык за рубежом: на примере русских и китайцев2010 год, кандидат психологических наук Панич, Ольга Евгеньевна
Кросскультурные сходства и различия в представлениях студентов о дистрибутивной и ретрибутивной справедливости: на примере России, Мексики и Ямайки2011 год, кандидат психологических наук Макдональд, Альбина Ивановна
Феномен социальной справедливости2007 год, кандидат философских наук Кочергин, Михаил Сергеевич
Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи2010 год, кандидат психологических наук Воробьева, Анастасия Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сравнительное исследование социальных представлений о справедливости в различных этнических общностях: На примере русских, молдаван и цыган»
Актуальность исследования. Категория «справедливость» является одной из центральных при рассмотрении различных социальных процессов и явлений в современном обществе независимо от того, декларируется ли это явно или только подразумевается.
Феномен справедливости по своей сущности социален, проявляется в социуме. Представления о социальной справедливости являются одним из основных регуляторов группового и межгруппового взаимодействия, определяют динамику общественных процессов, влияют на стабильность функционирования общества и, фактически, лежат в основе национальной политики государства. Несоответствие национальной политики традиционным представлениям о справедливости у представителей разных этносов общества может приводить к социальной напряженности, а также к социальным конфликтам и катастрофам. Действительно, начиная от таких глобальных социально-политических явлений, как смена общественно-государственного устройства, и кончая социальной напряженностью и конфликтами между различными этническими группами и отдельными личностями, - прослеживается важность регуляции этих отношений на основе принципа справедливости. Таким образом, феномен справедливости является исключительно сложным и многоуровневым явлением, значение которого проявляется практически во всех сферах нашей жизни. Поэтому разные научные дисциплины - философия, юриспруденция, социология, психология, этнология, политология или экономика, — все они в большей или меньшей мере занимаются проблемой справедливости. Поскольку современная экспериментально-ориентированная социальная психология обратилась к изучению проблемы справедливости относительно недавно, говорить о какой-то связанной картине теоретических положений и о неопровержимых эмпирических результатах, по-видимому, преждевременно. Несмотря на это, накопленный теоретический и эмпирический опыт изучения проблемы позволяет охарактеризовать ряд основных подходов в современных социально-психологических исследованиях данного феномена.
Состояние разработанности проблемы. Начало систематических исследований феномена справедливости в зарубежной социальной психологии относится к концу 60-х - началу 70-х годов XX столетия и связано с разработкой теорий так называемого эквивалентного обмена (G. Homans, 1961; J. Thibaut & H. Kelley, 1959 и др.).
Интерес социальных психологов к изучению данной проблемы во многом детерминировался философско-социологическими работами по социальной справедливости (J. Rawls, 1971; W. Franken а, 1962; R. Noizick, 1974 и др). Представления о справедливости Платона - как добродетели и достоинства - были положены в основу исследования морального развития (Ж. Пиаже и JI. Колберг). Идеи аристотелевской этики о дистрибутивной справедливости составили ядро теории эквивалентной справедливости (J. Adams, 1962, 1965), выступившей в качестве социально-психологической модели справедливости, на которую до 90-х гг. прошлого века опиралась зарубежная эмпирическая исследовательская практика, и которая послужила толчком для развития других подходов и тенденций исследования этого феномена.
В зависимости от характера, уровня и аспектов разработки зарубежные исследования феномена справедливости можно условно классифицировать по ряду критериев: а) особенности концептуализации: концепции дистрибутивной, процедурной и ретребутивной справедливости (R. Folger, 1977, 1984; M. Deutch, 1975; M. Lerner, 1975, 1981; W. Austin, 1975, 1980; E. Walster, В. Розенбаум, E. Lind , 1978; P. Early, M. Mark, 1980; T. Tyler, 1991; Д. Мацумото, 2003; J. Darley, T. Pittman, 2003; L. Skitka, F. Crosby, 2003; G. Mikula, 2000 и др.); б) принципы и критерии оценки справедливости в связи с социальной идентичностью (J. Greenberg, R. Cohen, 1982; S. Brams, 1996; R. Folger, 1977;
M. Deutch, 1975; М. Lerner, 1975; S. Clayton, S. Opotow, 2003; L. Skitka, 2003 и др-); в) многомерность мотивации феномена справедливости (Н. Reis, 1982, 1984; R. Folger, 1984; R. Wicklund, 1975; W. Austin, 1975, 1986; E. Walster, 1978; J. Rodin, J. Greenberg, 1980 и др.). г) уровни анализа', индивидуальный, групповой и межгрупповой уровни, рассматривающие соотношения индивидуальной и групповой ориентации при принятии решений о справедливости распределений (М. Deutch, 1975; М. Lerner, 1981; М. Mark, 1980; J. Exline и др.,2003 и др.); д) культурная детерминация представлений о справедливости'. формирование представлений о справедливости в психологии морального развития и влияние социо-культурного контекста, в рамках которого формируются эти представления (J. Piaget, 1965; L. Kohlberg, 1971; Т. Lickona, 1976; J. Miller, E. Kagan, F. Lamb, 1990; S. Havinghurst, B. Neugarten, 1955; L. Montada, 1980; К. Leung, W. Stephan, 1998, 2000, 2003; E. Lind, С. Kulik, 1991; G. Mikula, M. Wenzel, 2000; H. Triandis, 2000; Дж. Мацумото, 2003 и др.)
Исследования проблемы справедливости в отечественной социальной психологии не столь многочисленны. Их начало можно условно отнести к появлению работы А. В. Юревича «Критический анализ американских социально-психологических концепций социального обмена» (1981). Во второй половине 90-х годов XX - начале XXI веков появились публикации, посвященные критическому осмыслению зарубежных исследований справедливости (В .А. Соснин, Л.М. Збанкэ, 1997; JIM. Соснина, 2002; O.A. Гулевич, 2003); анализу роли представлений о справедливости в структуре нравственной регуляции личности (В.Л. Васильев, 2001; А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, 2003); взаимосвязи представлений о справедливости и правового сознания личности (М.В. Медведченкова, 2001; Е.О. Голынчик, 2004); духовно-нравственного аспекта справедливости и влияния социальнокультурного контекста на формирование представлений о справедливости (Л.М. Соснина, 2000, 2001, 2002).
Необходимость более глубокого и целостного изучения феномена справедливости обусловила разработку комплексной методологии его исследования и включение в поле его рассмотрения обыденных представлений о справедливости в социально-культурном контексте (Л.М. Соснина, М.И. Воловикова, 1999; 2002; М.И. Воловикова, Л.М. Соснина, 2001; E.H. Старикова, 2002; Е.О. Голынчик, О.А, Гулевич, 2003; O.A. Гулевич, Е.О. Голынчик, 2004).
Цель исследования — выявить особенности представлений о справедливости в различных этнических группах в зависимости от социально-культурных детерминант и специфики их жизнедеятельности. Задачи исследованиях
1. Теоретическая'.
1) провести теоретико-методологический анализ исследования проблемы справедливости в зарубежной и отечественной социальной психологии;
2) обосновать теоретико-методологический подход комплексного изучения данного феномена.
2. Методическая: разработать и обосновать программу и методы кросс-культурного исследования социальных представлений о справедливости у представителей трех этнических групп.
3. Конкретно-эмпирическоях
1) провести кросс-культурное исследование социальных представлений о справедливости в этнических группах молдаван, цыган и русских;
2) выявить общие характеристики и особенности структуры представлений о справедливости у изучаемых этносов;
3) выявить половые различия в структуре представлений о справедливости в различных этнических группах.
Объект исследования - представители трех этнических групп -молдаване и цыгане (республика Молдова) и русские (Нижегородская и Владимирская обл.). Общее количество респондентов — 216 человек.
Предмет исследования - содержание и структура обыденных представлений о справедливости в этнических группах русских, молдаван и цыган.
Общая гипотеза исследования: структура представлений о справедливости у различных этнических общностей детерминируется социально-культурными особенностями их жизнедеятельности. Это проявляется в доминирующих моделях (этнокультурных нормах) / справедливости, характерных для каждой общности. Частные гипотезы:
1. Структура социальных представлений о справедливости всех исследуемых этнических групп включает инвариантные панкультурные элементы, отражающие общечеловеческие нормы и ценности.
2. Более близки социальные представления о справедливости в выборках русских и молдаван. В силу «корпоративности» и «закрытости» этно-культурной группы цыган у них в большей мере по сравнению с молдаванами и русскими сохраняются традиционные представления о справедливости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области социальной (B.C.
Агеев, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, A.JL Журавлев, Б.Ф.
Поршнев, В.П. Позняков, П.Н. Шихирев и др.) и кросс-культурной психологии (G. Hofstede, Н. Triandis, Дж. Мацумото, JIM. Дрбижева, Н.М.
Лебедева, В.П. Левкович, Л.И. Науменко, E.H. Резников, Г.У. Солдатова, Т.Г.
Стефаненко и др.).
Базовыми концептуальными основаниями исследования явились следующие психологические теории:
1.Теории морального (J. Piaget, L. Kohlberg, Т. Lickona, L. Montada, J.
Miller, E. Kagan, S. Havinghurst, B. Neugarten и др.) и духовного
Брушлинский A.B., Семенов В.Е., Слободчиков, Шадриков В.Д. и др.) развития личности.
2.Теория социальной идентичности А. Тэжфела и Дж. Тернера.
3.Имплицитные концепции интеллекта и нравственности (R. Sternberg, H. Azuma H., К. Kashiwagi, H.JI. Смирнова, М.И. Воловикова, JI.JL Гренкова).
4.Теория социальных представлений С. Московичи (S. Moscovici, D. Jodelet, W. Dois, J. Abric, R. Farr, K.A. Абульханова, T. Емельянова, А.И. Донцов, И. Маркова и др.).
5 .Теоретико-эмпирические аспекты проблемы российского менталитета (К.А. Абульханова, И.А. Джидарьян, A.JI. Журавлев, В.В. Знаков и др.).
Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования использовались:
1 .Метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных.
2.Авторская анкета, направленная на выявление содержания представлений и критериев оценки справедливости, включающая: а) метод «Словесных ассоциаций»; б) модифицированный вариант методики изучения представлений о порядочном человеке (Г. Азума, К. Кашиваги, 1987; H.A. Смирнова, 1994; М.И: Воловикова, JI.A. Гренкова, 1997).
3.Неструктурированное интервью.
4.Методы синонимического, семантического и контент-анализа.
5.Методы математико-статистической обработки данных математико-статистическая программа Statistica 6.0, включающая частотный анализ и критерий Фишера.
Основные научные результаты и их научная новизна.
1. Теоретическая новизна работы заключается в проведении целостного теоретико-методологического анализа разработки проблемы справедливости в мировой и отечественной науке и обосновании подхода к комплексному исследованию данного феномена, основанного на теории социальных представлений.
2. Разработана теоретическая модель эмпирического изучения проблемы справедливости.
3. Впервые в отечественной социальной психологии проведено кросс-культурное исследование проблемы справедливости на примере трех этнокультурных групп - русских, молдаван и цыган. Теоретически и эмпирически обоснована зависимость социальных представлений от социально-культурных особенностей исследуемых групп, условий их исторического развития и традиционного уклада жизнедеятельности.
4. Выделены инвариантные для всех изучаемых этнических групп элементы структур представлений о справедливости, отражающие базовые ценности морального группового сознания, и выявлена их регулятивная роль как критериев, норм, правил и принципов оценки поведения и социальных взаимодействий.
5. Выявлены отличия в семантическом поле представлений о справедливости изучаемых групп и доказана наибольшая этно-культурная специфичность этих представлений в выборке цыган как общности корпоративного закрытого типа, сохранность у них веры в имманентную справедливость.
6. Установлено, что в наибольшей степени отход от традиционных представлений о справедливости наблюдается в выборке русских, ориентирующихся при оценке справедливости на принцип эквивалентности.
7. Разработана авторская методика, позволяющая комплексно изучать феномен справедливости в контексте обыденной жизни людей, и вариант контент-анализа, учитывающий социально-культурную специфику изучаемого феномена.
Практическая значимость результатов исследования состоит:
Во-первых, в важности выделения специфики социальных представлений о справедливости в различных этно-социальных общностях и возможности их использования в практике социального управления.
Во-вторых, в возможности использования теоретических и эмпирических результатов исследования для разработки соответствующих лекционных курсов по изучаемой проблеме при преподавании социальной психологии, психологии межгрупповых отношений и этнической психологии.
В-третьих, в целесообразности осмысления полученных результатов исследования для выработки рекомендаций по организации воспитательной работы в разных этнических группах в современных условиях.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: (1) глубоким теоретико-методологическим анализом изучения проблемы; (2) адекватностью методов сбора эмпирических данных и комплексностью исследования феномена справедливости (3) использованием комплекса релевантных приемов качественно-количественного и математико-статистического анализа.
Полоэ/сения, выносимые на защиту.
1.Ядром представлений о справедливости исследуемых этнокультурных групп являются категории честности, добра, правды как базовые ценности морального группового сознания, выступающие инвариантными детерминантами социальных оценок, отношений и взаимодействий.
2.Специфика представлений о справедливости обусловлена особенностями условий жизнедеятельности этно-культурных групп и их включенностью в систему общественных отношений.
3.Наибольшая этно-культурная специфика социальных представлений о справедливости в группе цыган обусловлена ее корпоративностью и закрытостью и проявляется в доминировании в семантическом поле представлений категорий веры, клятвы, послушания при отсутствии категорий открытости, эквивалентности и равенства.
Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследований обсуждались на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН (2002-2005 гг.), а также на научных конференциях: научно-практической конференции «Социальная инженерия и новые походы к прикладной науке» (Москва, 1996); 1-ой конференции секции этнической психологии Российского Психологического Общества «Этническая психология и общество» (Москва, 1997); Международной юбилейной конференции, посвященной 110-й годовщине со дня рождения С.Л. Рубинштейна (Москва, 1999); Международной конференции «Этносы и культуры на Балканах» (София, 2000); Международной конференции «История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития» (Москва, 2001); конференции по истории психологии (Нижний Новгород, 2002); Международной конференции по истории психологии (Минск, 2003); итоговой научной сессия ИП РАН (Москва, 2005).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 222 наименования на русском, французском и английском языках и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Социально-психологические особенности морального сознания представителей этноса саха2011 год, кандидат психологических наук Макарова, Аграфена Петровна
Взаимоотношение правового сознания и представлений о справедливости2001 год, кандидат психологических наук Медведченкова, Марина Владимировна
Культурологические особенности социальных представлений народа саха о нравственном человеке2004 год, кандидат психологических наук Елисеева, Наталья Дмитриевна
Представления о третьей стороне как фактор оценки эффективности разрешения организационного конфликта2013 год, кандидат психологических наук Бурмистрова, Наталья Николаевна
Динамика социальных представлений о празднике у современной российской молодежи2008 год, кандидат психологических наук Тихомирова, Светлана Витальевна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Соснина, Лучия Михайловна
Общие выводы по результатам исследования
1. Проведенный анализ позволил дать концептуальное определение справедливости как категории морально-правового и социально-политического сознания, выражающей обобщенную нравственную оценку явлений, взаимодействий и ситуаций социальной жизни с точки зрения их соответствия моральным групповым ценностям, нормам и представлениям о должном порядке человеческого общежития и о сущности человека, его правах и обязанностях. Феномен справедливости является многомерным явлением (с точки зрения мотивации справедливого поведения) и его комплексное изучение возможно только с учетом социально-культурного контекста жизнедеятельности групповых образований.
2.Анализ мировой и отечественной литературы по проблеме справедливости выдвигает задачу наряду с исследованием научно-теоретического аспекта проблемы, также изучения социальных представлений о справедливости, формирующихся в условиях реальной жизнедеятельности человека.
3. Разработана теоретическая модель комплексного эмпирического изучения социальных представлений о справедливости, включающая: а) концептуальное определение данного феномена как системы групповых ценностей и понятий, регулирующих нравственные оценки социальных явлений и поведения с точки зрения принятых в данной культуре критериев, норм и принципов справедливости; б) детерминанты - социально-культурные ценности и нормы жизнедеятельности, влияющие на социальные представления о справедливости (представления о добре, зле, счастье, равенстве и т.д.); в) эмпирические показатели - критерии оценки справедливости; отношение к разным аспектам проявления справедливости в реальных ситуациях взаимодействий и поведенческие референты, фиксирующие проявление культурных норм в конкретных социальных ситуациях.
4.Структура представлений о справедливости в различных этнических группах зависит от состояния их групповой идентичности и имеет как общие (панкультурные) элементы, свойственные представителям всех типов культур, так и специфические, обусловленные особенностями условий жизнедеятельности групп как этно-культурных образований.
5.Семантическое поле представлений о справедливости молдаван, цыган и русских имеет инвариантное ядро ценностных категорий, связанных с пониманием справедливости — «честность», «доброта», «правда», «вера», «мир» (миролюбие), относящихся к категориями морального сознания, что отражает специфику культур коллективистического типа.
6.Сходство значимости связи представлений о справедливости со сферой межличностных отношений у изучаемых групп подтверждает общую тенденцию - критерии и нормы оценки справедливости в сфере межличностных отношений (достоинство, уважение личности) являются общекультурными стандартами, не зависящими от культурной принадлежности группы.
7.0собенности условий жизнедеятельности групповых образований определяют специфику этно-культурных различий в содержании понимания справедливости.
Этническая группа цыган проявила наибольшую специфичность: а) большую выраженность в семантическом поле понятия справедливости у цыган категории «вера»; наличие категорий «клятва» и «послушание» и отсутствие категорий «открытость», «воздаяние», «равенство», что объясняется большей сохранностью традиций, закрытостью, жесткой иерархичностью группы и наличием в структуре представлений имманентной справедливости; * б) незначительная связь представлений о справедливости с социальноэкономической, политико-правовой сферами, что объясняется специфичностью понимания цыганами «государственности», которая ограничивается рамками семьи, рода, табора, иерархичностью социальных отношений, подчиненостью традициям, законам и нормам, и возникающим на этой основе доминированием таких явлений как «клятва», «слово (барона)», решение цыганского суда; в) наибольшая связь представлений о справедливости данной группы с религиозной, духовно-нравственной сферой жизнедеятельности (вера, мир, миролюбие).
8. Изучаемые общности с точки зрения сохранения традиционных представлений о справедливости находятся на разных стадиях континуума «индивидуализм-коллективизм». Этно-культурная группа цыган в наибольшей степени сохраняет традиционные представления о справедливости, веру в имманентную справедливость. Этно-культурная группа русских демонстрирует в наибольшей степени размывание традиционных представлений о справедливости, о чем свидетельствует наличие в этой выборке категории «воздаяние» (эквивалентность).
9. Прототипические ориентации представлений о справедливости изучаемых групп подтверждают общую направленность критериев оценки справедливости на морально-нравственные аспекты (ориентация на идеальные представления, стремление делать людям добро, ориентация на удовлетворение потребностей других людей).
Ю.При оценивании справедливости в реальных ситуациях большую общность в критериях оценки демонстрируют выборки молдаван и русских (эквивалентность, ориентация на удовлетворении потребностей других; стремление делать добро другим людям (нормы милосердия)); 11 .Для этно-культурной группы цыган при оценивании справедливости в реальных ситуациях (реального взаимодействия) более значима ориентация на удовлетворение своих (групповых) потребностей; соблюдение групповых » норм; большая представленность имманентной справедливости.
12.Выявлены статистически значимые различия в оценке справедливости по признаку пола: а) мужчины-молдаване и русские больше, чем женщины ориентированы на ситуации, связанные с институциональной сферой жизнедеятельности, на необходимость следования долгу и обязательствам; женщины - больше на межличностную сферу; б) женщины-цыганки больше, чем мужчины ориентированы на статусно-ролевой характер взаимоотношений; в) мужчины-цыгане большую значимость, по сравнению с мужчинами-молдаванами и русскими, придают ситуациям взаимодействия с членами собственной группы и не ориентируются на критерий милосердия; г) женщины-цыганки, в отличие от молдаванок и русских, больше ориентированы на ситуации взаимодействия с членами своей группы и не опираются на критерий милосердия.
Зключение
Диссертационное исследование позволило сделать шаг в комплексном понимании этно-культурных оснований и социально-психологической специфики представлений о феномене справедливости у изучаемых этнокультурных групп.
Основываясь на данных теоретико-методологического анализа изучения проблемы в мировой социально-психологической практике, была обоснована необходимость понимания феномена справедливости как комплексного, многоуровнего явления. На этой основе была предложена теоретическая модель его комплексного эмпирического исследования.
Качественно-количественных характер эмпирического исследования определялся именно глубоким теоретическо-методологическим анализом проблемы. «Исследовательский субъективизм» подходов к изучению проблемы объективно ограничивал возможности изучения содержательного поля семантического «наполнения» данного феномена.
Данное исследование и полученные результаты позволяют говорить о главных содержательных параметрах феномена справедливости, позволяющих организацию дальнейших исследования проблемы. Главные, нашедшие эмпирическое подтверждение, параметры феномена справедливости - это его комплексность и многомерность мотивации, наличие в структуре представлений общих (панкультурных) и этноспецифических элементов и детерминация этих представлений социокультурными условиями жизнедеятельности групповых образований. Выявленные ядерные составляющие представлений о справедливости и их специфики в соответствии с условиями жизнедеятельности групп, позволяют говорить о дальнейших исследованиях проблемы. Прежде всего, необходимо усовершенствовать разработку методического инструментария, позволяющего более «тонко» изучать специфику проявлений феномена справедливости в различных этно-культурных обществах. Кроме этого, открываются возможности в расширении предметного поля в изучении данного феномена - его эмоциональные и поведенческие составляющие; изучение более глубокой связи представлений о справедливости со спецификой социальных ситуаций (и в соответствии с этим, выявления типологии критериев справедливости в связи с типологией ситуаций) и изучение других аспектов данного феномена.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Соснина, Лучия Михайловна, 2005 год
1. Абулъханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
2. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
3. Абулъханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН. 1997. С. 7-37.
4. Абулъханова-Славская К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Социальные представления и мышление личности. М.: ИП РАН. 2002. С. 88-104.
5. Абулъханова-Славская К.А., Воловикова М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психол. журн. № 4. 1991. С. 27-40
6. Агеев В.А. Психология межгрупповых отношений. М., 1990.
7. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка // под ред. Л.А. Чешко. М., 1986.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. 9 . Баранников О.П. Цыгане ССР. М., 1931.
9. Бербешкша З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983.11 .Берг Л.С. Население Бесарабии: этнографический состав и численность. Т. 6, Петроград, 1923.
10. Бессонов Н. В. Цыгане // Многонациональный Петербург: История. Религии. Народы. Науч. ред. И. И. Шангина. С-Пб., 2002.
11. Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. М.: Наука, 1977.
12. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986.
13. Гулевич O.A. Направления изучения представлений о справедливости // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 123-132.
14. Гулевич O.A., Голынчик Е.О. Условия выбора норм дистрибутивной справедливости // Психол. журн. 2004. № 3. С. 53-60.21 .Деметер-Чарская О. Судьба цыганки. М., 1997.
15. Деметер-Чарская О. Наша жизнь в России. М., 1998.
16. Дрон И. Цыгане: краткие историко-этнографические сведения по Молдове // Гражданский мир. Кишинев., 1993.
17. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990.29 .Елисеева Н.Д. Культурологические особенности социальных представлений народа саха о нравственном человеке // Дисс. . канд. психол. наук. М., 2004.
18. Емельянова Т.П. Кросс-культурная психология: проблемы и тенденции развития // Психол. журн. 2004. № 1. С. 61-69.
19. ЪЪ.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М. 2003.
20. Жители Юга// Жизнь европейских народов. Т. 1. С-Пб., 1881.
21. ЪЪ Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: ИН РАН, 2003.
22. Ъв.Знаков В.В. Кросс-культурные различия в понимании лжи // Российский менталитет: психология личности, сознания, социальные представления. М., 1996. С. 73-85.
23. Знаков В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии B.C. Соловьева и современной психологии // Психол. журн. 1997. № 4. С.3-14.
24. Калькова B.JI. Исследования социальных представлений в европейской социальной психологии// Социология: Реферативный журнал. М.: ИНИОН РАН. № 4. 1992.
25. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
26. АО.Купрейченко А.Б. Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров). Дисс.канд. псхиол. наук, М., 2001.41 .Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. М., 1995.
27. Лебедева Н.М. Социально-психологическая аккультурация этнических групп. Дисс. докт. прихол. наук. М., 1997.
28. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.44 .Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психол. журн. 1999. №3. С 48-58.
29. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психол. журн. 2001. № 3. С. 26-36.4в.Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже века // Психол. журн. 2000. № 3. С.73-87.
30. Лейнг К., Стефан У. Дж. Социальная справедливость с точки зрения культуры // Д.Мацумото (Ред.). Психология и культура. СПб. 2003. С. 599-655.51 .Лосский И.О. Характер русского народа. М., 1957.
31. Маркова И. Социальные репрезентации демократии в обыденном и рефлексивном мышлении // Психол. журн. № 5. 1996.
32. Молдавско-русский словарь //ред. Т.Ф. Челак. Кишинев, 1989.
33. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. № 1-2. 1995.
34. Московичи С. Предпосылки объяснения в социальной психологии// Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 213-252.
35. Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригрупповой интеграции межгрупповой дифференциации. (По материалам социально-психологического исследования межэтнических отношений в Литве и Белоруссии). Дисс. . канд. психол. наук. М. 1992.
36. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформаций в постсоветский период // Этническая психология и общество / Отв. ред. Н.М. Лебедева. М., 1997.
37. Николаева О.П. Морально-правовые суждения и проблема развития морального сознания в разных культурах. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1993.
38. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
39. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 2001.61 .Резников E.H. Условия, сформировавшие национально-психологические особенности русского народа // Российское сознание: психология, культура, политика. Самара. 1997. С. 122-125.
40. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М., 1998.
41. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1989.
42. Семенов В.Е. Особенности российской полиментальности в контексте развития страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб: НИИ Комплексных социальных исследования СПб ГУ. 2002.
43. Семенов В.Е. (руководит, авторского коллектива). Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб: НИИ Комплексных социальных исследований СПб ГУ. 2002.
44. Семенов В.Е. Православно-патриотические ценности народа России и антиценности СМИ // http://knpklub.ru/ sobor/semenov/ anticennosty smi. htm.
45. Сергиенко E.A. Когнитивное развитие // В.Н. Дружинин (ред.) Психология XXI века. М.: Персе, 2003.
46. Ю.Слободчиков В.И, Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. М., 2000.
47. Словарь: трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка//Ред. К.С. Горбачевич. М., 1974.
48. Смирнова H.JI. Исследование имплицитных концепций интеллекта // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С.97
49. Солдатоеа Г. У. Межэтническая напряженность как объект этнопсихологии // Этническая психология и общество. М., 1997.
50. СолдатоеаГ.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
51. Соснин В.А. Психология религии: американский опыт // Психол. журн. 2002. № 2. С. 118-127.
52. Соснина Л.М. Тенденции исследований справедливости в зарубежной социальной психологии // Психол. журн., 2005 (в печати).
53. Соснина Л.М., Воловикова М.И. Личностные представления о справедливости (результаты пилотажного исследования) // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе (к 110-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. М., 1999. С. 154-155.
54. Соснина Л.М., Воловикова М.И. Принцип системности при проведении этнопсихологического исследования представлений о справедливости //
55. Тезисы докладов к юбилейной конференции ИП РАН. (28-29.01). М., 2002. Т.1. С. 238-240.
56. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Учебник для высших учебных заведений. М. 2000.
57. Трофэилэ В. Цыганская судьба. Этнические меньшинства // Moldova Suverana. Кишинев. ,14.01.1994.90 .Хоанг Т.Т. Особенности межпоколенческош взаимодействия в современных Российском и Вьетнамском обществах. Диссканд. психол. наук.М., 2003.
58. Цыгане. Сборник статей // Ред. A.M. Филиппов. М. ИЭА РАН. 1999.
59. ЧерариГ. Мы вечно возрождающийся народ. // Факел. Кишинев., 3.03.1990.93 .Шадриков В.Д. Духовные способности. М. 1996.
60. Шалак В.И. Современный контент-анализ. М., 2004.
61. Шаповал В. Рецензия на книгу: Деметер-Чарская О. Наша жизнь в России. М., 1998.9в.Шыхирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, КСП+, 1999.
62. Юревич A.B. Критический анализ американских социально-психологических концепций «справедливого обмена» // Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 158-166.
63. Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-90 годов. М., 1996.
64. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М.: ИНИОН РАН, 1999.
65. Adams J.S., Rosenbaum W.B. The relationship of worker productivity to cognitive dissonance about wage inequities// Journal of Applied Psychology. 1962. V.46. P.161-164.
66. Adams J.S. Inequity in social exchange // Berkowitch (Ed.) Advances in experimental social psychology. V. 2. N.Y.: Academic Press, 1965.
67. Austin W., Hatfield E. Equity Theory, Power and Social Justice. In: Justice and Social Interaction: Experimental and theoretical contributions from psychological research. Ed. By G. Mikula, Bern, Stuttgart, Wien: Huber, 1980.
68. Austin W., Walster E. Equity with the world: An investigation of the transrelational effects equity and inequity // Sociometry, 1975, № 38, p. 474496.
69. Azuma H., Kashiwagi K. Descriptors for an intelligent person: A Japanese study // Japan. Psychol. Res. 1987. V. 29. P. 17-26.
70. Berkowitz L., Walster E. (Eds.). Advances in experimental social psychology, v. 9. № 4: Academic Press, 1976.
71. Billings D.K. Individualism and group orientation // Eds. D.M. Keats et. al. Heterogenity in cross-cultural psychology, Lisse, 1989.
72. Brams S.J., Taylor A.D. Fair division: From cake-cutting to dispute resolution. Cambridge Univ. press, 1996.
73. Brockner J. et. al. Cross-cultural variation in the interactive relationship between procedural fairness and outcome favourability: the case of self-construal // Administrative Science Quarterly. 2000. V. 45. P. 138159.
74. Clayton S., Opotow S. Justice and identity: Changing perspectives on what is fair. // Personality and Social Psychology Review. 2003. V. 7. № 4. P. 298-310.
75. Darley J. M., Pittman T. S. The psychology of compensatory and retributive justice // Personality and Social Psychology Review. 2003. V. 7. № 4. P. 324-336.
76. Deutch M. Equity, equality and need: What determines which value will be used as basis of distributive justice? // Journal of social issues, 1975. V.31. P.137-150.
77. Dion K., Dion K. Belief in a just world and physical attractiveness stereotyping //Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 52. P. 775-780.
78. Dois W. Images, representations collectives et ideologies dans la psychology sociale // Social Sciance Int., 1978. V. 17. № 1. P. 41-69.
79. Dois W., Spnini D., Clemence A. Human rights studied as social representations in cross-cultural context // European Journal of Social Psychology. 1999. № 29. P. 1-29.
80. Echate E.A. Social representations and intergroup conflicts: who is smoking here? // European Journal of Social Psychology. 1994. V. 24. № 3. P. 339-355.
81. Eek D. Distributive justice and cooperation in Real-life Social Dilemmas. Dept. of Psychol. Goteborg University: Elanders Graphic Systems AB, Swedeu, 1999.
82. Exline J. J. et. al. Forgiveness and justice: A research agenda for social and personality psychology // Personality and Social Psychology Review. 2003. V. 7. № 4. P.337-348.
83. Farr R. The roots of modern social psychology. Oxford: Blackwell, 1996.
84. Fiske A.P. The four elementary forms of sociality: Framework for united theory of social relations // Psychological Review. 1992. № 99. P. 689-723.
85. Folger R. Distributive and procedural justice: Combined impact of «voice» and improvement on experienced inequity// Journal of Personality and Social Psychology. 1977. V. 35. P. 108-119.
86. Folger R. Effects of «voice» and peer opinions on responses to inequity // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. V. 37. P. 2253-2261.
87. Folger R. Emerging Issues in the Social Psychology of Justice // The Sence of injustice: Social Psychological Perspectives. Ed. By Folger. N.Y.: Plenum Press, 1984.P.1-23.
88. Frankena W.K. The concept of social justice // Social Justice. N.Y., 1962.
89. Furnham A. Just world beliefs in twelve Societies // Journal of Social Psychology. 1993, V. 133, № 3. P. 317-330.
90. Furnham A., Procter E. Beliefs in a just world: Review and critique of the individual difference literature // British Journal of Social Psychology. 1989. №28. P. 365-384.
91. Greenberg J. On the Apocryphal Nature of Inequity Pistess // The Science of injustice: Social Psychological Perspectives. Ed. By R. Folger, N.Y.: Plenum Press, 1984. P. 167-188
92. Greenberg J., Cohen R.L. (Eds.). Equity and justice in social behavior. N.Y.: Academic Press, 1982.
93. Greenberg J., Folger R. Procedural justice, participation, and the fair process effecting groups and organizations // P. Paules (Ed.). Basic group processes. N.Y. Springer-Verlag, 1983.
94. Gudykunst W. Bridging differences. Newbury Park, 1991.
95. Hamilton V.L., Sanders J. Everyday justice: Responsibility and the individual in Japan and the United States. New Haven, CT: Yale, 1994.
96. Havinghurst C., Neugarten B. American Indian and white children. Chicago: University of Chicago Press. 1955.
97. Hetherington E.M., Pakre R.D. Morality, Altruism and aggression // Child psychology: contemporary viewpoint. N.J. et. set.: McGrow-Hill, 1986. P. 665-709.
98. Hetherington E.M., Parke R.D. Child psychology: A contemporary viewpoint. N.J.: McGrow-Hill Inc., 1993.
99. Hofstede G. Dimensions of national cultures // R. Rath et al. (Eds.) Diversity and unity in cross-cultural psychology. Lisse, 1982.
100. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work velated values. Brewerly Hills, 1990.
101. Hofstede G. Cultures and organizations: Software of the mind. L.: McGroow-Hill Book Company, 1991.
102. Homans G.C. Social behavior. Its elementary forms. N.Y.: Harcout Braes World, 1961.
103. Hui C. Locus of control: A review of cross-cultural research // International Journal of Intercultural Relations. 1982. № 6. P. 301-323.
104. Hui C.H., Triandis H.C. Individualism and collectivism. A study of cross-cultural researches // Journal of cross-cultural Psychology. 1986. № 17. P. 225-248.
105. Jaspers J., Fraser C. Attitudes and social representations // R.M. Farr, S. Moscovici (Eds.). Social representations. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1984.
106. Jodelet D. Representation sociale: phenomenes? Concept et theorie -Dans: Jodelet D., Viet J., Blesnard Ph. La psychologie sociale.
107. Justice and Social Interaction: Experimental and theoretical contributions from psychological research. Ed. by G. Mikula. Bern, Stuttgart, Wien: Huber, 1980.
108. Justice: Interdisciplinary and global perspectives. Ed. By T.M.Thomas et. al. Lanham etc.: Univ. press of America, 1988.
109. Kagan E., Lamb F. The Emergence of Morality in Young Children. Chicago: University of Chicago Press, 1990.
110. Kohlberg L. From is to ought: How to commit the naturalistic fallacy and get away with it in the study of moral development end epistemology. N.Y.: Academic Press, 1971.
111. Kohlberg L. The psychology of moral development. San Franc.: Harper and Row, 1985.
112. Lerner M.J. The justice motive in social behavior // Journal of Social Issues, 1975. №31. P. 1-19.
113. Lerner M.J. The Justice motive in human relations // The Justice motive in social behavior: Adapting to times of scarcity and change. N.Y.: Plenum Press, 1981.
114. Lerner M.J. et. al. Deserving and the emergence of forms of justice // Berkowitz, Walster E. (Eds.). Advances in experimental social psychology. V. 9. № 4: Academic Press, 1976.
115. Lerner M.J-., et. al. Procedural Justice Viewed in the Context of Justice Motive Theory // G. Mikula (Ed.). Justice and Social Interaction: experimental and theoretical contributions from psychological research. Bern, Stuttgard, Vienna: Huber, 1980.
116. Leung K. Some determinants of reactions to procedural models for conflict resolution: A cross-national study // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 53. P. 898-908.
117. Leung K., Lind E.A. Procedural justice and culture: Effects of culture, gender and investigator status on procedural preferences // Journal of Personality and Social Psychology, 1986. № 50. P. 1134-1140.
118. Leung K., Morris M. W. Justice through the lens of culture and ethnicity // J. Sanders V. L., Hamilton (Eds.). Handbook of law and social sciences: Justice. N. Y.: Plenum, 2001. P. 343-378.
119. Leung K., Stephan W. G. Perceptions in injustice in intercultural reactions //Applied and Preventive Psychology. 1998. V. 7. P. 195-205.
120. Levental G.S. Fairness in social relationships. Morristown, N.I.: General Learning Press, 1976.
121. Lickona T. Research of Piajet's Theory of Moral Development // T. Lickona (Ed.). Moral development and behavior. N.Y.: Holt, 1976. P. 219240.
122. Lickona T. (Ed.). Moral Development and Behavior. N.Y.: Holt, 1976.
123. Lind E.A:, Early P.C. Procedural Justice and Culture // International Journal of Psychology, 1992, V.27, №.2. P. 227-242.
124. Lind E.A., Kulik C. et. al. Justice and outcomes in interorganizational dispute resolution. N.Y.: American Bar Foundation, 1991.
125. Lind E.A:, MacCoun R.J. et. al. In the ego of the beholder: Tort litigants evaluations of Their experiences in the civil justice system // Law and Society Review, 1990. № 24. P. 953-996.
126. Lind E.A., Tyler T.R. The social psychology of procedural justice. N.Y., L.: Plenum Press, 1988.
127. Lodge G.C., Vogel E.E (Eds.). Ideology and National Competitiveness. Boston: Harvard Business Sch., 1987.
128. Lorenzi-Cioldi F. Questions de methodologie en sciences socials (Methodology of social sciences). Paris, 1997.
129. Ma L., Smith R. Individual and social correlates of the just world belief: A study of Taiwan college students // Psychological Reports. 1985 № 57. P. 35-38.
130. MacLean M., Chown M. Just world beliefs and attitudes towards helping elderly people: A comparison of British and Canadian University Students // International Journal of Aging and Human Development. 1988. № 26, P. 249-259.
131. Mahler I., Greenberg L., Hayasaki H. A comparative study of the rules of justice: Japanese versus American // Psychologica. 1981. № 24. P. 1-8.
132. Mark M.M. Justice in the aggregate: The perceived fairness of the distribution of income. Northwestern University, 1980.
133. Markova /. Towards epistemology of social representations // Journal for the theory of Social behavior. Oxford, 1996. V.26. № l.P. 177-196.
134. Markova I., Moodic E., et. al. Social representations of the individual: a post-communist perspective// // European Journal of Social Psychology. 1998. V. 28, № 5, P. 797-827.
135. Marshall G., Swift A. et. al. What is and what ought to be: popular beliefs about distributive justice in thirteen countries // European Sociological Review. 1999. V. 15. № 4. P. 349-367.
136. Mikula G., Wenzel M. Justice ant Social Conflict // International Journal of Psychology. 2000. V.35. № 2. P. 126-135.
137. Miller J. G. et. al. Perceptions of social responsibilities in India and The United States: Moral imperatives or personal decisions? // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 58. P. 33-47.
138. Moliner P. Tafani E. Attitudes and social representations: a theoretical and experimental approach // European Journal of Social Psychology. 1997. №27. P. 687-702.
139. Montada L. Developmental Changes in Concepts of Justice // G. Mikula (Ed.). Justice and Social Interaction: experimental and theoretical contributions from psychological research. Bern, Stuttgart, Vienna: Huber, 1980.
140. Morris M. W. et. al. Incorporating perspectives from inside and outside: Synergy between amic and etic research on culture and justice // Academy of Management Review. 1999. V. 24. P. 781-796.
141. Moscovici S. Attitudes and opinions. Annual Review of Psychology. 1963. № 14. P. 231-260.
142. Moscovici S. Introduction. In: C. Herzlich. Health and illness. A social psychology analysis. London: Academic Press, 1973.
143. Moscovici S. La psychanalyse, son image, son public (Psychoanalysis, its image and public). Paris, 1976.
144. Moscovici S. The phenomenon of social representations // In: R.M. Farr S. Moscovici (Eds.). Social representations. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1984.
145. Moscovisi C. Notes towards a description of social representations // Europian Journal of social Psychology. 1988. V. 18. № 3. P. 211-250.
146. Ng S., Hossian A. et.al. Human values in nine countrees // R. Rath, H.Asthana et. al. (Eds.). Diversity and unity in cross-cultural psychology. 1982. P. 196-205.
147. Noizick i?Anarchy, State, and Utopia. N.Y.: Basic Books. 1974.
148. Paloutzian R.F., Kirkpatrick L.A. (Eds.). Religious Influences on Personal and Societal Well-Being // Journal of Social Issues, special issue. 1995. V.51.№2.
149. Piaget J. The moral judgment of the child. N. Y. Free Press, 1965.
150. Rabinowitz V.C. et. al. Fairness and Effectiveness in Premediated Helping. — In: R. Folger (Ed.) The science of Injustice: Social Psychological Perspectives. N.Y., L.: Plenum Press, 1984.
151. Rawls L. A Theory of Justice. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1971.
152. Reis H.T. Self-presentation and distributive justice // J.T. Tedeschi (Ed.), Impression management theory and Social-psychological research. N.Y.: Academic Press, 1981.
153. Reis H.T. The Multidimensionality of Justice. — In: R. Folger (Ed.) The science of Injustice: Social Psychological Perspectives. N.Y., L.: Plenum Press, 1984.
154. Reis H.T., Burns L. The science of justice in responses to inequity // Journal of Experimental Social Psychology. 1982. № 18. P. 464-478.
155. Rest W. Morality // In: I. Flaw, E. Markman (Eds.). Cognitive development: Handbook of child psychology. V. 3. N.Y.: Villey, 1983.
156. Rodin J. et. al. Intrinsic motivation for control: Fact or fiction. — In: A. Baum, J. E. Singer (Eds.). Applications of personal control. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1980.
157. Rubin Z., Peplan L. Belief in a just world and reactions to another's lot: A study of participants in the national draft lottery // Journal of Social Issues. 1973. №31. P. 65-90.
158. Rubin Z, Peplan L. Who believes in a just world? Journal of social issues. 1975. № 31. P. 65-90.
159. Shorkey C. Relationship between rational thinking and belief in a just world//Psychological Reports. 1980. № 1. P. 161-162.
160. Skitka L. J. Of different minds: An accessible identity model of justice reasoning // Personality and Social Psychology Review. 2003. V. 7. № 4. P. 286-297.
161. Skitka L. J., Crosby F. J. Trends in the Social Psychological Study Justice // Personality and Social Psychology Review. 2003. V. 7. № 4. P. 282-285.
162. Takenishi M., Takenishi A. Why Japanese citizens evaluate the tax as unfair? Fairness criteria and their importance. Unpublished manuscript, Kochi University. 1990.
163. The Encyclopedic Dictionary of Psychology. Ed.by P. Harre, R. Lamb. Oxford: Blackwell Reference, 1983.
164. Thribaut J., Walker L. Procedural justice: A psychological analysis. Hillsdale, N-Y.: Erlbaum, 1975.
165. Thibaut J., Walker L. A theory of procedure // California Law Review. 1978. № 66. R541-566.
166. Triandis H.C. Culture and Social Behavior. N.Y. et.al.: McGrow -Hill, 1994.
167. Triandis H.C. Culture and Conflict // International Journal of Psychology. 2000. V.32. № 2. P. 145-152.
168. Triandis H. C. et. al. The measurement of ethnic aspects of individualism and collectivism a cross cultures // Australian Journal of Psychology. 1986. № 38. P.257-267.
169. Tyler T.R. Why people obey the law: Procedural justice, legitimacy, and compliance. N.Y., CT: Yale, 1991.
170. Tyler T., Folger R. Distributional and procedural aspects of satisfaction with citizen-police encounters // Basic and Applied Social Psychology. 1980. № 1. P. 281-292.
171. Tyler T.R., Lind E.A. A relational model of in groups. In: M. Zanna (Ed.). Advances in Experimental Social psychology. 1993. V. 25.
172. Vo E.D. Merging or diverging? Future diretions in cross-cultural psychology // Culture and Psychology. 2001. V.7. № 1. P. 105-114.
173. Wagner W. Social representations, group affiliation and projections: knowing the limits of validity // European Journal of Social Psychology. 1995.V. 25, №2. P. 125-139.
174. Wagner W Social representations and beyond brute facts, symbolic coping and domesticated worlds // Culture and Psychology. 1998. № 4. P. 297-329.
175. Wagner W. et. al. How the sperm dominates the ovum objectivation by metaphor in the social representations of conception // European Journal of Social Psychology. 1995. № 25. P. 671-688.
176. Wagner W. et. al. Relevance, discourse and the «hot» stable core of social representations — a structural analysis of word associations // British Journal of Social Psychology. 1996. №35. P. 331-3512.
177. Wagner W. et. al. Theory and method of social representations // Asian Journal of Social Psychology. 1999. № 2. P. 95-125.
178. Walster E., Berschied E. & Walster G.W. New directions in equity research. // Journal of Personality and Social Psychology. 1973. № 25. P. 151-176.
179. Walster E. et. al. Equity: Theory and research. Boston: Allyn and Bacon, 1978.
180. Wicklund R.A. Objective self awareness // L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental Social Psychology. V. 8. N.Y.: Academic Press, 1975.
181. Zuckerman M., Gerbasi K. Belief in internal control or belief in a just world // Journal of Personality. 1977. № 45. P. 356-378.
182. Zweigenhaft R., Phillips B. et. al. Religious preference and belief in a just world // Genetic, Social and General Psychology Monographs. 1985. № 3. P. 333-348.
183. Thibaut J. W. & Kelley H.H. The Social Psychology of groups. N.Y.: Wiley, 1959.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.