Концепты первостихий (вода, воздух, земля, огонь) в романе М.М. Пришвина "Кащеева цепь" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Фролова, Любовь Васильевна

  • Фролова, Любовь Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Липецк
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 221
Фролова, Любовь Васильевна. Концепты первостихий (вода, воздух, земля, огонь) в романе М.М. Пришвина "Кащеева цепь": дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. Липецк. 2011. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Фролова, Любовь Васильевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

£ 1. Основные свойства художественного текста и параметры его лингвистического изучения

1.1. Соотношение понятий «текст» и «художественный текст». Специфика художественного текста

1.2. Индивидуально-авторская картина мира в аспекте когнитивных исследований

£ 2. Концепт в языке и речи

2.1. Понятие «концепт» в современной лингвистике: основные направления

2.2. Сущность и содержание художественного концепта

ВЫВОДЫ

ГЛАВА II ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ И ОГОНЬ В РУССКОМ

СОЗНАНИИ

§1. История формирования представлений о первостихиях: мифологическое и

философское осмысление сущностей воды, воздуха, земли и огня

§2. Национальная специфика концептуализации ВОДЫ, ВОЗДУХА, ОГНЯ и

ЗЕМЛИ в лексической системе языка

ВЫВОДЫ

ГЛАВА III ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ПЕРВОСТИХИЙ (ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ) В РОМАНЕ М.М. ПРИШВИНА

«КАЩЕЕВА ЦЕПЬ»

§1. Номинации стихий в философско-эстетической системе М.М. Пришвина.. 88 § 2. Концепты первостихий в романе М.М. Пришвина «Кащеева цепь»

2.1. Специфика индивидуально-авторской репрезентации концепта ВОДА в романе М.М. Пришвина «Кащеева цепь»

2.2. Средства объективации концепта ЗЕМЛЯ в романе М.М.Пришвина «Кащеева цепь»

2.3. Средства представления концепта ОГОНЬ в романе М.М.Пришвина «Кащеева цепь»

2.4. Концепт ВОЗДУХ в романе М.М. Пришвина «Кащеева цепь»: лексико-семантическая объективация

выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепты первостихий (вода, воздух, земля, огонь) в романе М.М. Пришвина "Кащеева цепь"»

ВВЕДЕНИЕ

Современная лингвистика уверенно преодолела ступень рассмотрения и описания языка «в самом себе и для себя» (Ф. де Соссюр) и определила вектор своего развития в направлении к «интеграционному пониманию языковой сущности как динамической системы» (А.Н. Баранов). В центре этой системы стоит человек, вписанный в мир, Космос и Божественное бытие. Антропоцентризм нового витка развития вобрал в себя социо-, космо-и теоцентризм предшествующих эпох и тем самым определил развитие лингвистической науки в русле интеграции с другими науками.

Видение в языке первоосновы, определяющей взгляд на мир и служащей проводником в его постижении, объединило психологов и психолингвистов (JI.C. Выготский, А.Р. Лурия, A.A. Залевская,

B.А.Пищальникова и др.), лингвокультурологов (В.А. Маслова,

C.Г.Воркачёв, Н.Д. Арутюнова, Г.Г. Слышкин и др.), лингвистов и философов языка (Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Г.В. Звёздова, В.В. Колесов).

Символом, феноменом и одновременно структурной единицей интеграционных процессов лингвистики стал концепт как важнейшая языковая и национальная ментальная категория, моделирующая ментальность индивида, являющаяся элементом концептосферы русской нации и вписывающая ее в общечеловеческий контекст.

Понимание концепта как активной сущности, обогащенной мировым и национальным опытом и моделирующей человека и мир, легло на богатейшую почву русской философии. Так, не только в улавливании сути, но даже в словообразовательной модели одного из ключевых понятий когнитивизма - концептосферы - имеет место перекличка с ноосферой В.И.Вернадского, понимаемой как феномен слияния природы и культуры, как мыслящая оболочка Земли (В .И. Вернадский «Несколько слов о ноосфере»). Об «энергетической природе языка», языке как ¿vspysia, как

потомке Божественного Слова неоднократно писал П.А. Флоренский (ПА. Флоренский «У водоразделов мысли»).

Поэтому сам феномен концепта как «мудрого слова» (В.В. Колесов) оказывается укорененным в русской культуре, определяющим вектор её развития и выбор методологии её исследования.

Это предопределило интерес когнитологии к художественному тексту и художественному концепту. Проблема рассмотрения художественного концепта в процессе аналитического прочтения текста - одна из основных в когнитивной лингвистике. Исследование художественных концептов интересно тем, что они моделируют художественную картину мира писателя как вариант языковой картины мира, возможность взаимодействия универсального, национального и индивидуально-авторского компонентов. Изучение языковой репрезентации художественного концепта является важным и необходимым для осознания идейного смысла художественного текста, мировидения автора и менталитета нации, к которой он принадлежит. Таким образом, использование методов концептуального анализа в лингвопоэтическом описании текста является наиболее продуктивным.

Наиболее оправданным подход с позиций концептуального анализа является в отношении там называемых «философствующих» писателей, сознательно обогащавших своё слово шлейфом потенций.

Поэтому чрезвычайно актуальным представляется, на наш взгляд, исследование концептов в творчестве М.М. Пришвина, произведения которого исследователи называют «художественной философией» (С.П. Иваненков), «философско-лирической прозой» (Г.Трефилова), «миром художественно-философских идей» (В.Агеносов), «художественно-философским неосинкретизмом мысли» (Э.А. Бальбуров).

Литературный интерес к творчеству М.М. Пришвина неуклонно растет. Об этом свидетельствует ряд статей и исследований литературоведов, открывающих новые страницы анализа произведений писателя [Борисова 2002; Дырдин 2004; Ковыршина 2005; Колядина 2006; Коненкова 2006; Мохнаткина 2005; Рудашевская 2005; Тагильцева 1994; Шемякина 2004;

Яблоков 1990]. Однако существуют единичные работы, посвященные лингвистическому изучению прозы М.М. Пришвина [Аквазба 2004; Чумаков 2007] и практически полностью отсутствуют крупные концептуальные исследования творчества писателя. Учитывая всё вышесказанное, мы считаем необходимым рассмотреть произведения М.М.Пришвина в концептуальном аспекте.

Создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, который в творчестве М.М. Пришвина отличается изумительной целостностью, что находит живое воплощение в языке писателя. Базой этой целостности и цельности является мировоззрение автора. В своем творчестве М.М. Пришвин опирается на постулаты философии русского космизма как «тысячелетней обработки в российской метакультуре мировоззрения живого нравственного Всеединства человека, человечества и Вселенной в их отношении к Творцу и творению» [Куракина 2004:71].

Пришвинское «единение всего со всем» (Ю.С. Мохнаткина), удивительное чувство слияния с природой и шире - с Космосом - создало совершенно уникальную концептосферу автора, где на первый план вышли концепты, традиционно формирующие основу наивной картины мира, -ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ1. Именно четверик первостихий мироздания, онтологических антагонистов и сакрального единства мира, на наш взгляд, составляет важную часть концептосферы произведений М.М.Пришвина. Анализ данных концептов производится нами на материале философской прозы писателя - романа «Кащеева цепь». Работа выполнена на методологической базе современных когнитивных исследований.

Актуальность диссертационного исследования определяется, во-первых, антропоцентрической парадигмой исследования, связующей человека, социум, Космос и Божественное бытие и детерминирующей

1 В диссертации используются следующие условные написания: вода, воздух, земля, огонь, осмысливаемые как онтологические, универсальные категории мироустройства, пишутся строчными буквами; как концепты - прописными буквами; как единицы лексической системы - строчными буквами и курсивом.

6

когнитивный подход к языковой личности. Во-вторых, возможностью в ходе исследования раскрыть философский потенциал слова М.М. Пришвина в романе «Кащеева цепь», что позволит реконструировать языковую действительность начала XX века, расширив при этом кругозор современного носителя русского языка. В-третьих, отсутствием крупных концептуальных исследований творчества М.М. Пришвина.

Объектом исследования являются концепты ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, их соположенность и взаимодействие.

Предметом - языковое воплощение концептов первостихий в романе М.М.Пришвина «Кащеева цепь».

Цель исследования - описать и проанализировать концепты первостихий как философские и ментально значимые категории в тексте романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь», определить их роль в авторской картине мира.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— выявить основные черты языковых концептов первостихий путем анализа содержательной базы семантики их номинаций;

— определить значимость исследуемых концептов в философско-эстетической системе автора;

— выявить и охарактеризовать основные средства языковой объективации концептов ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ в тексте романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь»;

— раскрыть смысловые приращения анализируемых сущностей в авторской языковой картине мира;

— описать специфику концептуальных взаимодействий элементов первостихий в философии, общеязыковой картине мира и её индивидуально-авторской реализации.

Поставленные задачи определили этапы анализа, в соответствии с которыми уточнялся предмет исследования:

1) предметом анализа на первом этапе работы являются признаки исследуемых концептов, закрепленные в славянской мифологии и философии;

2) на втором этапе предметом исследования становится языковая семантика номинантов концептов первостихий - лексем вода, воздух, земля, огонь;

3) на третьем этапе предметом изучения выступают концептуальные признаки, взаимодействия и индивидуально-авторские приращения смысла, актуализирующиеся в тексте романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь».

Материал исследования также меняется на разных этапах.

На первом этапе материалом анализа являются философские тексты различных авторов, тексты и словари славянской мифологии.

На втором этапе материалом анализа служат словарные дефиниции номинаций концептов первостихий, содержащиеся в этимологических, энциклопедических, толковых и других аспектных словарях русского языка.

На третьем этапе материалом исследования становится текст романа М.М. Пришвина «Кащеева цепь».

Научная новизна исследования определяется тем, что в современной когнитивной науке не уделяется должного внимания описанию ментально значимых концептов первостихий в их единстве и соположенности. Их формальные и содержательные особенности рассматривались отдельно друг от друга (Е.В. Галдин, Н.В. Гришина, A.B. Костин, О.Г. Палутина, И.А.Попова, М.А. Седова, A.B. Трофимова, О.В. Февралева, Т.Д.Филимонова). Это ограничивало целостность восприятия данных категорий, не давало возможности охарактеризовать особенности их функционирования в наивной картине мира, редуцировало философскую и ментальную значимость концептов первостихий.

В художественном тексте М.М. Пришвина они приобрели особую значимость в плане выражения идеи русского космизма. Языковое выражение первостихий в тексте романа «Кащеева цепь» анализируется и

систематизируется впервые. С этой целью в работе выстраиваются концептуальные парадигмы и обосновываются философские позиции репрезентации исследуемых концептов в художественном пространстве романа. Это также составило научную новизну диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертации определи комплексную методику исследования. В работе использовались следующие методы: этимологический (активно исследуется этимология слова); сопоставительный (привлекаются факты древних и современных индоевропейских словарей); исторический (привлекаются факты прошлого русского языка); описательный (привлекаются факты языка начала XX века); функциональный (анализируется форма и содержание); концептуальный (слово описывается с точки зрения его концептуальной значимости).

Положения, выносимые на защиту:

-В полевой модели художественного концепта часто наблюдаются качественные изменения структуры, обоснованные особой природой слова в художественном тексте: смещение функций ядерной и периферийной зон концепта.

- Концепты первостихий в романе М.М. Пришвина «Кащеева цепь» являются универсальными базовыми категориями, формирующими художественное пространство и время, определяющими сакральные ориентиры произведения.

- Основным принципом объективации концептов первостихий в романе М.М. Пришвина «Кащеева цепь» выступает не оппозиция, а дихотомия.

- Философской базой, определившей сущность индивидуально-авторских приращений смысла концептов первостихий, послужила творчески переработанная М.М. Пришвиным философия русского космизма.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования при составлении

словарей концептов, в научных трудах, описывающих особенности идиостиля М.М. Пришвина. Материал диссертационного исследования может найти применение при чтении курсов лексикологии, филологического анализа текста, стилистики, истории языка; в курсах по лингвокраеведению; при чтении спецкурсов и спецсеминаров; в научной и исследовательской работе студентов и аспирантов; на уроках, посвященных комплексному анализу текста, в школьном курсе русской словесности в классах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в расширении знаний о художественном концепте. Основные идеи и положения исследования могут быть использованы при сравнительно-сопоставительном анализе философской прозы начала XX века.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 13 публикациях, три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК, изложены в докладах на международных и всероссийских конференциях: Международных научно-практических конференциях «Русская словесность как основа возрождения русской школы» (Липецк 2007, 2008); Международной научной конференции «Аспекты исследования языковых единиц и категорий в русистике XXI века» (Мичуринск 2007); Международной филологической конференции (Санкт-Петербург 2008); II Международной научно-методической конференции «Родной язык: проблемы теории и практики преподавания» (Борисоглебск 2009); IV Международных Бодуэновских чтениях (Казань 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (Москва 2007); X научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания» (Москва, РУДН 2008); региональной конференции, посвященной памяти C.B. Красновой (Елец 2008); на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава ЛГПУ (2006,2007,2008, 2009).

Структура работы определяется целью и задачами, поставленными в исследовании. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Главы подразделяются на параграфы, в конце каждой главы содержатся выводы. Во введении определяется объект исследования, его предмет, формулируются цель и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, обосновывается актуальность, указываются основные источники материала исследования, приводится перечень основных положений, выносимых на защиту, описываются исследовательские методы.

В первой главе «Теоретические аспекты концептуального анализа художественного текста» рассматриваются ключевые понятия когнитивной лингвистики. На основе анализа наполнения терминов «концепт», «текст», «художественный текст», «художественный концепт», «художественная картина мира», «идиостиль» различными учеными нами даются рабочие определения концепта, текста, художественного текста, вырабатывается рабочее определение художественного концепта.

Вторая глава «Воздух, Вода, Земля и Огонь в русском сознании» посвящена анализу философского наполнения понятий и определению места концептов в русской языковой картине мира посредством рассмотрения содержания и объёма смыслового наполнения ядерных лексем вода, воздух, земля, огонь.

Третья глава «Вербализация концептов первостихий (ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ) в романе М.М. Пришвина «Кащеева цепь»» посвящена выявлению и изучению средств и способов языкового представления исследуемых концептов в тексте романа.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

§ 1. Основные свойства художественного текста и параметры его лингвистического изучения

1.1. Соотношение понятий «текст» и «художественный текст» Специфика художественного текста

Текст как чрезвычайно сложный объект исследования допускает многоаспектное рассмотрение. Этим объясняется существующее многообразие подходов к данному феномену. Обращение к тексту как предмету изучения в современной отечественной лингвистической науке легло на почву богатейшей традиции, заложенной фундаментальными трудами И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Г.О.Винокура, Л.С. Выготского, A.A. Леонтьева, М.М. Бахтина и продолженной в исследованиях Л.Г.Бабенко, Ю.В. Казарина, Н.А.Николиной, Л.А. Новикова, В.П. Белянина, Н.С. Болотновой, Г.А.Золотовой, Г.В. Колшанского и многих других учёных.

Поэтому на сегодняшний день можно выделить множество определений текста (высказывалось даже мнение, что этот термин принадлежит к числу базисных, неопределяемых понятий лингвистики)

[Сыроваткин 1979].

Первоначально текст в лингвистике воспринимался как материал для

наблюдения над языковыми единицами: «текст - это некоторое

структурированное по определенным законам единство, состоящее из

языковых единиц - предложений, объединенных между собой и образующих

более крупные единицы» [Реферовская 1983: 5]. Таким образом, текстом

могло быть названо и отдельное высказывание, состоящее из нескольких

предложений, и целый «связный текст», вплоть до целого литературного произведения [Ахманова 1966: 470]; [Розенталь, Теленкова 1972: 440]. Впервые попытку выйти за пределы исследования сложного предложения к тексту, понимаемому как смысловое и грамматическое целое, совершил в своих трудах И.А. Фигуровский (работы конца 1930-х -1940-х годов). В работах проф. И.А. Фигуровского, постулировавших приоритет семантики, грамматического значения перед структурой, формой и средствами выражения грамматического значения проявилось развитие идей классиков отечественной лингвистической науки (И.А. Бодуэна де Куртене, Л.В. Щербы и др.) [Фигуровский 2004: 5-6]. Такое понимание текста стало толчком для появления целой области языкознания - лингвистики текста. Перелом в лингвистической науке, вследствие которого на первый план в характеристике текста выходят его сущностные свойства как продукта речи определил изменения в понимании его сущности: «Текст - организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое» [Русская грамматика 1980:83]. Следующим этапом становится выделение категориальных признаков текста. Стоит отметить, что перечень данных признаков, а также их иерархия различны в исследованиях разных учёных.

Много определений текста построено на выдвижении в качестве доминанты коммуникативной природы текста. С такой позиции «текст -идеальная высшая коммуникативная единица, тяготеющая к смысловой замкнутости и законченности, конституирующим признаком которой ... является связность, проявляющаяся каждый раз в других параметрах, на разных уровнях текста и в разной совокупности чистых связей» [Кожевникова 1979: 66]. А предметом лингвистики текста является любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый в целях коммуникации и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию [Барт 1994].

л

структурный признак

- объединенная

™ оптовая обусловливает прочие

Доминирование содержа—™, «пор« ^ ^

.„„»ет ВМ Алпатов: «под темлш свойства текста, отмечае ' ' структурном и интонационном

—— ■р"":

"Г ™ "—»—":

—————

концепции» [Дридзе 1984]. ^ абсолютизирует

- — — .

единиц: высказывании, сверхфра

последовательность речевых единиц

Всть определена ~^^ ^ ^^ №пример,

присУШих емУ признаков н е ^ ^^ ^

Л.М. Лосева определяет текст ка и

характеризующееся смысловой и етру

ашлрм автора к сообщаемому» [Лосева ¡

определенным отношением автора ^ иерархИчески

Наиболее ёмко определил природу ткст ^ ^ в

категориальные признаки И.Р. Гальпери

К " Текст как «произведение речетворческого

.««пгтъю объективированное в виде

процесса, обладающее ^^ („ка) и ряда особых

«иного документа, сос— ^^ ^ ^

единиц

(сверхфразовых ^ ^^

— —1*' —"

определенную целенаправленность

[Гальперин 1981: 18].

выстроил его

нашем исследовании мы понимаем

Любой текст

обладает рядом признаков

- категорий, которые во

и создают текст.

взаимодеиствии относятся следующие:

К наиболее важным

категориям текста

связность,

ограниченность, цельность,

информативность, континуум, ретроспекция и проспекция, членимость, (завершенность), модальность, системность [Николина 2008: 11].

В научной литературе последнего времени, наряду с термином текст, употребляют термин дискурс (от фр. discourse - речь) - «связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмов их сознания, то есть речь, «погруженная в жизнь» [Михайлов 2006: 6]. Взгляды на проблему соотношения текста и дискурса разнятся. Одни ученые считают эти понятия синонимами, другие их по

объективным причинам разделяют.

Важным аспектом исследования текста является разграничение

понятий «текст» и «художественный текст».

Поскольку художественный текст в силу особого характера выполняемых им функций «перестает быть просто средством коммуникации, информирования, но становится единицей создания новой эстетической реальности» [Исаева 1996: 59]; он обладает, наряду с общетекстуальными, и определенным набором «индивидуальных», присущих только ему категориальных признаков. Не ставя своей целью исчерпывающий анализ дискуссионного в современной лингвистике вопроса специфических признаков художественного текста, перечислим основные из них.

1. Множественность интерпретаций. Исходя из того, что одним из универсальных качеств текста является его интерпретируемость, следует все же отметить, что художественный текст отличается от всех других типов текста тем, что допускает множественность интерпретаций: «Язык художественного текста - особая знаковая система, которая характеризуется множественностью интерпретаций и использованием словесных знаков в их вторичном кодовом значении» [Тураева 1986: 14-15]. «Воплощая в тексте свои представления о мире, отображая фрагменты действительности и творчески осмысляя ее в собственном тексте, автор тем самым

интерпретирует ее» [Бабенко 2000: 62]. Чтобы донести свое мировидение до читателя, он отбирает необходимые ему языковые средства, которые образуют вербальное пространство текста. В свою очередь читатель, пытаясь проникнуть в замысел автора, осмысляет текст, опираясь при этом на семантику языковых средств и собственную социально-культурную компетенцию [Залевская 2001]. Таким образом, читатель стоит перед задачей преобразовать совокупность знаков в ментальное пространство,

совокупность смыслов.

2. Особая «мотивированность» слова в художественном тексте.

Г.О.Винокур отмечал, что в художественном тексте «все стремится стать мотивированным», все полно внутреннего значения. Этим объясняется столь характерная для языка искусства «рефлексия на слово»: «Поэтическое слово, в принципе, есть рефлектирующее слово. Поэт как бы ищет и открывает в слове его "ближайшие этимологические значения", которые для него ценны не своим этимологическим содержанием, а заключенными в них возможностями образного применения... Эта поэтическая рефлексия оживляет в языке мёртвое, мотивирует немотивированное» [Винокур 1959: 248-249]. Отбор слов неразрывно связан со способом отражения и выражения действительности в слове, смысловой насыщенностью каждого фрагмента текста, поэтому «в художественном произведении нет и во всяком случае не может быть слов немотивированных, проходящих только как тени ненужных предметов» [Виноградов 1959: 230]. Классикам отечественного языкознания вторят ученые наших дней: «Слово, включенное в художественный текст, становится его конструктивным компонентом и эстетически значимым элементом. Вот почему в истинно художественном произведении нет

"лишних слов"» [Новиков 2003:18].

3. Эстетическая функция художественного теста. Отличительной

чертой художественного теста является и то, что он содержит не только семантическую информацию, но и художественную или эстетическую информацию [Шевченко 2003: 20]. В художественном тексте происходит

преобразование общеязыковых средств под воздействием эстетической функции, индивидуально-авторского идейного замысла в «частную эстетическую систему», «эстетический объект» [Николина 2008: 21]. Эстетическая функция художественного произведения предполагает воздействие на адресата как целесообразностью художественной формы, так и концептуальностью содержания, и способна «заражать» читателя сопереживанием. С этим связаны такие особенности текста: образность (способность вызывать систему представлений) [Сорокин 1985: 62], ассоциативные формы когезии [Гальперин 1981: 80]. Обусловленные антропоцентризмом художественных текстов, эти их качества определяют динамичность, избыточность и недосказанность, конкретность и неопределенность литературных произведений [Виноградов 1971],' [Гальперин 1974], [Чернухина 1983], [Колшанский 1980]. Отмеченные особенности наряду с таким качеством художественного текста, как множественность интерпретаций, объясняют субъективность процессов их

порождения и восприятия.

4. «Приращение смысла» слова в художественном тексте.

Художественный текст отличается от любого другого типа текста особой природой художественного слова: «смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым, номинативно-предметным значением. Буквальное значение слова здесь обрастает новыми, иными смыслами» [Виноградов 1959: 230]. М.М. Бахтин, сопоставляя лингвистическое и художественное слово, отмечал, что слово в языке выступает лишь в его вещественном значении, изолированное от всего внелингвистического, то есть ценностного, культурного контекста, в котором оно воспринимается в реальном функционировании. Художественное же слово имеет, кроме лексического значения, еще нечто, то есть некоторый ассоциативный ореол, который заключает в себе: а) способность к потенциальному преобразованию значения (сужению, расширению семантического объема слова, развитию новых значений, актуализации

устаревших, приобретению стилистической окраски); б) существование при слове того, что мы называем фоновыми значениями или, по выражению М.М. Бахтина, культурным контекстом [Бахтин 1979]. Образно описал это свойство художественного слова С.Т. Вайман: «слово пробуждает к жизни вокруг себя смысловое облако, превышающее его собственный объём»

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фролова, Любовь Васильевна, 2011 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаренко, H.A. Концептуализация света и тьмы в языковой картине мира Ф.М. Достоевского (на материале романа "Преступление и наказание") [текст]/ H.A. Азаренко: дис. ... канд. филол. наук. -Липецк, 2007. - 248с.

2. Аквазба, Е.О. Деннотативное и коннотативное значение слова в художественном тексте: на материале лексики растительного и животного мира в произведениях М.М. Пришвина [текст]/ Е.О. Аквазба: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тюмень, 2004. - 21с.

3. Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Текст как явление культуры [текст]/ Отв. ред. А.Н. Кочергин, К.А. Тимофеев, АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. -Новосибирск, 1989. - 194с.

4. Арнольд, И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения [текст]/ И.В. Арнольд // Вопросы языкознания АН СССР. - 1982. -№14. - С.83-91.

5. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [текст]/ Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 895 с.

6. Аскольдов, С.А. Концепт и слово [текст]/ С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. - М.: Academia, 1997. - С.267-279.

7. Афанасьев, A.A. Поэтические воззрения славян на природу [текст]: в 3-х т. / A.A. Афанасьев. - М.: Индрик, 1994.

8. Бабенко, Л. Г., Васильев, И. Е., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста [текст]. / Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. Екатеринбург, 2000. - 534 с.

9. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа [текст]: учебник для вузов / Л.Г. Бабенко. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. -464с.

10.Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [текст]/ А.П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.-103с.

11.Бабушкин, А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления [текст]/ А.П. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. -С.52-57.

12.Балашова, Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях [текст]/ Е.Ю. Балашова: дис. ... канд. филол. наук. - Саратов, 2004. - 262с.

13.Барт, Р. Избранные работы [текст]/ Ролан Барт. - М.: Прогресс, 1994. -130с.

14.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [текст]/ М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1979. - 412 с.

15.Бердяев, H.A. Судьба России [текст]/ H.A. Бердяев. - М.: Сов. писатель, 1990.-346с.

16.Беспалова, O.E. О соотношении художественного и культурного концептов (на материале поэзии Н.Гумилева) [текст] / O.E. Беспалова // Слово. Семантика. Текст: сб. науч. тр., посвященный юбилею профессора В.В. Степановой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С.89-95.

17.Бобкова, Ю.Г. Концепт и способы его актуализации в идиостиле В.П.Астафьева: на материале цикла «Затеей» [текст]/ Ю.Г. Бобкова: дис.... канд. филол. наук. - Пермь, 2007 - 245с.

18.Богатова, С.М. Концепт "дом" как средство исследования художественной картины мира Вирджинии Вулф [текст]/ С.М. Богатова: дис.... канд. филол. наук. - Омск, 2006. - 176 с.

19.Болотнова, Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня [текст]/ Н.С.Болотнова. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. - 313с.

20.Болотнова, Н.С. Лексические средства репрезентации художественных концептов в поэтическом тексте [текст]/ Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. - 2005. - Вып. 3(47). Серия: Гуманитарные науки (Филология).

- С.18-24.

21.Болотнова, Н.С. О связи регулятивной и концептуальной структур художественного текста [текст]/ Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. -2006. - Выпуск 5(56). Серия: Гуманитарные науки (Филология). -С.108-113.

22.Болотнова, Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте [текст]/ Н.С. Болотнова // Вестник ТГПУ. - 2007. - Выпуск 2(65). Серия: Гуманитарные науки (Филология). - С.74-79.

23.Борисова, Н.В. Художественное бытие мифа в творческом наследии М.М.Пришвина [текст]: дис. ... д-ра филол. наук/ Н.В. Борисова. -Елец, 2002. - 424с.

24.Борисова, Н.В. Мифологема пути в художественном мире М. Пришвина [текст]/ Н.В. Борисова // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. - Вып.З: Филология.

- Елец: ЕГУ им.И.А.Бунина, 2004. - С. 197-221.

25.Бэ Сон Хен Концепт "ВОЗДУХ" в современном русском языке [текст]: дис. ... канд. филол. наук / Бэ Сон Хен. - М., 2006 - 237с.

26.Вайман, С.Т. Гармонии таинственная власть. О трагической поэтике [текст]/ С.Т. Вайман. -М.: Сов. писатель, 1989 - 368 с.

27.Варламов, А.Н. Пришвин [текст]/ А.Н. Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 546с. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр.: вып. 1313 (1113)).

28.Введение в когнитивную лингвистику [текст]/ под ред. М.В. Пименовой. - Вып.4. - Кемерово: ИПК "Графика", 2004. - 208с.

29.Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков [текст]/ А. Вежбицкая. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 544с.

ЗО.Вежбицкая, А. Понимание культур через посредства ключевых слов [текст]/ А. Вежбицкая; пер. с англ. А.Д. Шмелева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с. 31 .Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения [текст]/ В.И. Вернадский. - М.: Мир, 1966. - 251с.

32.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [текст]/ В.В.Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 656с.

33.Виноградов, В.В. О теории художественной речи [текст]/

B.В.Виноградов. - М.: Наука, 1971. - 240с.

34.Винокур, Г.О. Об изучении языка литературных произведений [текст]/ Г.О. Винокур// Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1959. - 390с.

35.Вода [текст]/ под ред. А.Журавлева. - М.: БукХаус, 2005. - 295с.

36.Волохина, Г.А. Русские глагольные приставки: семантическое устройство, системные отношения [текст]/ Г.А. Волохина, З.Д. Попова. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993. - 196с.

37.Воркачёв, С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт [текст]/

C.Г.Воркачёв. - М.: ИТДГК Тнозис", 2004. - 236с.

38.Воронцова, Е.П. Лексико-семантические средства отражения картины мира (исследование пространственно-временных отношений) [текст]/ Е.П. Воронцова// Сб. науч. Трудов МГППИЯ им. М. Тореза. - Вып. 251.-М., 1985. - С.16-38.

39.Галдин, Е.В. Концепт ВОДА как полевая структура и способы его выражения в русском языке: на материале поэтических текстов И.А.Бродского [текст]: дис. ... канд. фил. наук/ Е.В. Галдин. -Пятигорск, 2006. -175с.

40.Гальперин, И.Р. О понятии текст [текст]/ И.Р. Гальперин// Вопросы языкознания АН СССР. - 1974. - №6. - С.5-13.

41.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [текст]/ И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 139 с.

42.Гамкрелидзе, Т.В. Индоевропейские языки и индоевропейцы [текст]: в 2т./ Т.В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванов. - Т. 1-2. - Тбилиси: Изд-во Тбилисского университета, 1984. - 1332с.

43.Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: очерки по русской литературе XX века [текст]/ Б.М. Гаспаров. - М.: Наука, 1994. - 304с.

44.Гачев, Г.Д. Два медведя (Пушкин и Пришвин) [текст]/ Т.Д. Гачев // Вестник высшей школы. - 1991, №7. - С.83-90.

45.Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос [текст]/ Г.Д. Гачев. - М.: Прогресс, Культура, 1995. - 480с.

46.Гачев, Г.Д. Пришвин [текст]/ Г.Д. Гачев // Национальный и региональный "Космо-Психо-Логос" в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин): научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы, документы. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - С.207-214.

47.Геймбух, Е.Ю. Время в художественном мире М.М. Пришвина [текст]/ Е.Ю. Геймбух // Русский язык в школе. - 1998. - №1. - С.57-65.

48.Голованова, И.С. Художественный концепт "вино" в русской поэзии XVIII: 30-90 гг. XVIII в. [текст]: дис. ...канд. филол. наук/ И.С.Голованова. - Самара, 2007. - 149с.

49.Гончаров, П.А. «Будет ли день, когда пойду от природы к людям?..» (Мотив «бегства в природу» у М.Пришвина и В.Астафьева) [текст]/ П.А. Гончаров //Русская словесность. - 2003. - №5. - С. 13-16.

50.Гордиенко, Л.Н. Вернадский и Пришвин. Взаимодействие научного и художественного сознания в формировании эстетического чувства природы [текст]/ Л.Н. Гордиенко// Вестник МГУ. - Сер.7. Философия.

- 1980. -№1. - С.58-67.

51 .Гореликова, М.И. Лингвистический анализ художественного текста [текст]/ М.И. Гореликова, Д.М. Магомедова. - М.: Русский язык, 1989.

- 152с.

52.Горышй, М. Воспоминания и письма [текст]/ Максим Горький. - М.: АСТ-Пресс, 2006. - 220с.

53.Гришина, Н.В. Концепт ВОДА в языковой картине мира: на основе номинативного и метафорического полей русского языка Х1-ХХ вв. [текст]: дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Гришина. - Саратов, 2002. -210с.

54.Громов, М.Н. Античное учение о стихиях в Древней Руси [текст]/ М.Н. Громов// Вестник МГУ. - Сер. 7, Философия. - 1981. - №2. - С.65-74.

55.Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры [текст]/ Вильгельм фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1985. - 415с.

56.Давыдова, Т.Т. Миф - фольклор - Пришвин [текст]/ Т.Т. Давыдова// Национальный и региональный "Космо-Психо-Логос" в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М.Пришвин): научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы, документы. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. - С.215-222.

57.Дворцова, Н.П. "Кащеева цепь" М. Пришвина и проблема культурно-исторического смысла пути писателя [текст]/ Н.П. Дворцова// Известия АН СССР. - Серия «Литература и язык». - М.: Наука, 1992. - Т.51. -№3. - С.56-62.

58.Делез, Ж. Что такое философия? [текст]/ Ж.Делез, Ф.Гваттари; пер. с фр. и послесл. С.Н. Зенкина. - М.: Ин-т эксперимент. Социологии; СПб.: Алетейя, 1998. -288с.

59.Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке [текст]/ В.З. Демьянков // Вопросы филологии. - 2001. -№ 1. -С.35-47.

60.Долбина, И.А. Художественный концепт «брат» и его языковая репрезентация в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" [текст]: дисс. ... канд. филол. наук / И.А. Долбина. - Томск, 2004. -194с.

61.Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии [текст]/ Т.М. Дридзе. -М.: Наука, 1984.-268с.

62.Дырдин, A.A. Духовное и эстетическое в русской философской прозе XX века: А. Платонов, М.Пришвин, Л.Леонов [текст]/ A.A. Дырдин. -Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 391с.

63. Жанетт, Ж. Пруст-палимпсест / Ж.Жанетт; пер. с фр. И.А.Голдиной // Ж.Жанетт. Работы по поэтике. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1998 . - [Электронный ресурс] -http://narratology.at.Ua/_ld/0/2 l_J.Jenette._ Figu.html

64.Живов, В. Космологические утопии в восприятии большевистской революции и антикосмологические мотивы в русской поэзии 19201930гг. [текст]/ В. Живов //Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тартуский университет. - Тарту, 1992. - С.413.

65.3алевская, A.A. Психолингвистический подход к проблеме концепта [текст]/ A.A. Залевская// Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - С. 36-45.

бб.Звегинцев, В.А. Семасиология [текст]/ В.А. Звегинцев. - М.: Изд-во МГУ, 1957.-321с.

67.3вёздова, Г.В. Живое слово как воплощение божественного логоса в поэзии XX века [текст]/ Г.В. Звёздова // "Живое слово разбудит уснувшую душу...": Материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-13 мая 2006 года). - Липецк, 2007. - С.9-19.

68.3усман, В.Г. Диалог и концепт в литературе [текст]/ В.Г. Зусман. -Н.Новгород: ДЕКОМ, 2001. - 168с.

69.Изборник Святослава 1073 [факсимильное издание]: в 2 кн./ под ред. Л.П.Жуковского. - М., 1983.

70.Иваненков, С.П. Экзистенциальная антропология М.Пришвина [Электронный ресурс] - http://www.credonew.ru/current/html/4.htm

71.Иванов, H.H. Мир М.Пришвина [текст]/ H.H. Иванов. - Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001. - 119с.

72.Иванов, H.H. Поиск "утраченных идеалов живого знания" в сочинениях М.Пришвина [текст]/ H.H. Иванов// Национальный и региональный "Космо-Психо-Логос" в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И. Замятин, М.М. Пришвин): научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы, документы. - Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2006. - С.:222-227.

73.Иванова, А.П. Словообразовательные гнезда с вершинами-наименованиями четырех мировых стихий: диахронический аспект [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ А.П. Иванова. - СПб., 2004. - 193с.

74.Индивидуально-художественный стиль и его исследование [текст]. -Киев-Одесса: Виша школа, 1980. - 167с.

75.Исаева, Л.А. Виды скрытых смыслов и способы их представления в художественном тексте [текст]: дис. ... д-ра филол. наук/ Л.А. Исаева. - Краснодар, 1996. - 311 с.

76.История философии. Запад - Россия - Восток [текст]: в 4 кн./ под ред. Н.В. Мотрошиловой. - Кн.1. - М., 1995. - 435 с.

77.Камчатнов, A.M. История и герменевтика славянской Библии [текст]/

A.M. Камчатнов. - М.: Наука, 1998. - 223с.

78.Кантор, В.К. Стихия и цивилизация: два фактора "российской судьбы" [текст]/ В.К. Кантор// Вопросы философии. - 1994. - №5. - С.27-46.

79.Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [текст]/

B.И. карасик. - М.: Гнозис, 2004. - 390с.

80.Касавин, И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания [текст]/ И.Т. Касавин. - СПб.: РХГИ, 1998.-408с.

81.Касевич, В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык [текст]/ В.Б. Касевич. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 282с.

82.Кобозева, И.М. Вступительная статья [текст]/ И.М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII. Лингвостилистика. — М., 1988.

83.Ковыршина, O.A. Диалектика времени и вечности в художественном сознании Михаила Пришвина [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ O.A. Ковыршина. - Елец, 2005. - 205с.

84.Когнитивная лингвистика [текст]/ З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: ACT: Восток - Запад, 2007. - 314с. - (Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия)

85.Кожевникова, К. Об аспектах связности в тексте как целом [текст]/ К. Кожевникова // Синтаксис текста./ Отв. ред. Г.А. Золотова. - М.: Наука, 1979. - С.56-63.

86.Кожина, М.Н. Речь или не речь? [текст]/ М.Н. Кожина // Русская речь. -1968. -№3.- С. 26-30.

87.Колесникова, В.В. Художественный концепт "душа" и его языковая репрезентация: на материале произведений Б.Пастернака [текст]: автореф. дис... канд. филол. наук/ В.В. Колесникова. - Краснодар, 2008.-150с.

88.Колесов, В.В. Жизнь происходит от слова [текст]/ В.В. Колесов. -СПб.: Златоуст, 1999. - 368с.

89.Колесов, В.В. Древняя Русь: наследие в слове [текст]/ В.В. Колесов. -СПб., 2000. - 326с.

90.Колесов, В.В. Слово и дело: из истории русских слов [текст]/ В.В. Колесов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 703с.

91.Колесов, В.В. Язык и ментальность [текст]/ В.В. Колесов. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2004. - 237с.

92.Колесова, Д.В. Концепт и художественный текст [текст]/ Д.В. Колесова// Межвузовская научно-метод. конф. преподавателей и аспирантов, 1-17 марта 2001 г.: материалы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-С.16.

93.Колшанский, Г.В. Контекстная семантика [текст]/Г.В. Колшанский. -М.: Наука, 1980.-149с.

94.Колядина, A.M. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М.Пришвина[текст]: автореферат дис. ... канд. филол. наук/ А.М.Колядина. - Самара, 2006. - 20с.

95.Коненкова, А.К. "Поэтика природы" как культурологический феномен: чувство природы в творчестве С.Т. Конёнкова и М.М. Пришвина [текст]/ А.К. Коненкова. - М.: ГАСК, 2006. - 106с.

96.Костин, A.B. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В.И. Даля (на материале концепта «вода») [текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / A.B. Костин. -Иваново, 2002. - 24с.

97. Красных, В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации [текст] : курс лекций / В. В. Красных. - М: ИТДГК «Гнозис», 2001. -270с.

98.Кубрякова, Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики [текст]/ Е.С. Кубрякова// Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - С. 6-17.

99.Кузлякин, C.B. Проблема создания концептуальной модели в лингвистических исследованиях [текст]/ C.B. Кузлякин// Русистика и современность. Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - С. 136-141.

100. Кузьмичёв, И.К. Лада или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть [текст]/И.К. Кузьмичёв//Эстетика Киевской Руси. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 301с.

101. Куракина, О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен [текст]/ О.Д. Куракина. - М.: МФТИ, 1994. - 184с.

102. Куракина, О.Д. Русский космизм - общее дело Н.Ф. Федорова [текст]/ О.Д. Куракина // Философия космизма и русская культура. -Белград, 2004. - С.71-82.

103. Курбатов, В.Я. Михаил Пришвин: очерк творчества [текст]/ В.Я. Курбатов. - М.: Советский писатель, 1986. - 222с.

104. Ливенец, И.С. Концепт ВОЗДУХ в лингвокультурологическом аспекте: на материале текстов К.Паустовского и М.Шолохова [текст]: дис.... канд. филол. наук/ И.С. Ливенец. - Белгород, 2007. - 215с.

105. Линник, Ю. Космос Михаила Пришвина [текст]/ Ю. Линник// Север. - 1980. -№10. -С. 109-114.

106. Лихачёв, Д.С. Концептосфера русского языка [текст]/ Д.С.Лихачёв// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 1997 - С.280-288.

107. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф [текст]/А.Ф. Лосев. - М.: Изд-во Московского Университета, 1982. - 480с.

108. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития [текст]: в 2 кн./ А.Ф. Лосев., Кн.2. - М.: Искусство, 1994. -181с.

109. Лосева, Л.М. Как строится текст [текст]/ Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. - 94с.

110. Максимов, C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила [текст]/ С.В.Максимов // Соч. C.B. Максимова. - СПб.: т-во Р. Голике и А.Вильборг, 1903. - 526 с.

111. Маркова, Л.А. Философия из хаоса. Ж.Делез и Ф.Гваттари о философии как творчестве концептов [текст]/ Л.А. Маркова // Вопросы философии. - 2002. - №3. - С. 147-159.

112. Маслова, В.А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой [текст]: учеб. пособие /В.А. Маслова. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 255 с.

113. Миллер, Л.В. Художественная картина мира и мир художественных текстов [текст]/ Л.В. Миллер. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003.- 156 с.

114. Миллер, JI.В. Лиигвокогнитивиые механизмы формирования художественной картины мира: на материале русской литературы [текст]: дис. ... д-ра. филол. наук/ Л.В. Миллер. - СПб., 2004. - 303с.

115. Мильков, В.В. Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности [текст]/ В.В. Мильков// Древняя Русь: пересечение традиций. - М., 1997. - С.56-57.

116. Миронова, Ю.В. Отражение русской ментальности в концептах художественного текста (на материале цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника») [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ Ю.В. Миронова. - Липецк, 2003. - 190с.

117. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. [текст] / гл. ред. С.А.Токарев. - М.: Сов. энцикл., 1982.

118. Михайлов, H.H. Теория художественного текста [текст]/ H.H. Михайлов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 224 с.

119. Мохнаткина, Ю.С. Философия природы в творчестве М.М.Пришвина и А.П. Платонова [текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук/ Ю.С. Мохнаткина. - Владимир, 2005 - 19с.

120. Национальный и региональный "Космо-Психо-Логос" в художественном мире писателей русского Подстепья (И.А. Бунин, Е.И.Замятин, М.М. Пришвин): научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы, документы [текст]/ Отв. ред. и сост. H.H. Комлик. -Елец: Елец. гос. пед. ун-т им. И.А. Бунина, 2006 - 489с.

121. Неретина, С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра [текст]/ С.С. Неретина. - М., 1994. - 220с.

122. Неретина, С.С. Тропы и концепты / С.С. Неретина. - М.: РАН, 1999 [Электронный ресурс]: www.philosophy.ru/iphras/library/neretina.html

123. Николина, H.A. Филологический анализ текста [текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / H.A. Николина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272с.

124. Новиков, JI. А. Художественный текст и его анализ [текст]/Л.А.Новиков. - 2-е изд., исправленное. - М.: Едиториал УРСС, 2003.-304с.

125. Новокрещенова, И.Л. Понятие «концепт» и его востребованность в современном литературоведении [текст]/ И.Л. Новокрещенова// Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2007. - № 1. - С.77-82.

126. Новый Завет. - М.: Изд-во Моск. патриархата, 1988. - 342с.

127. Одинцова, М.П. Вместо введения: к теории образа человека в языковой картине мира [текст]/ М.П. Одинцова // Язык. Человек. Картина мира : лингвоантропол. и филос. очерки. - Омск, 2000. - Ч. 1. -С. 8-11.

128. Очерки истории языка русской поэзии XX в.: опыты описания идиостилей [текст]/Институт русского языка РАН; отв. ред. В.П.Григорьев. - М., 1994. - 208с.

129. Павиленис, Р.И. Понимание речи и философия языка [текст]/ Р.И. павиленис// Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XVII. Теория речевых актов. - М., 1986. - С.380-388.

130. Палеха, Е.С. Концепт добро в языке поэзии Серебряного века [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ Е.С. Палеха. - Казань, 2007. - 209с.

131. Палея толковая [текст]/ подготовка древнерус. текста и пер. А.М.Камчатнова - М., 2002.

132. Палутина, О.Г. Сравнительный анализ репрезентации концепта "огонь" в концептосферах русских и американцев [текст]/О.Г. Палутина // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Междунар. науч. конф., посвящ. 200-летию Казанского ун-та (Казань, 4-6 октября 2004): Труды и материалы:/ под общ. ред. K.P. Галиуллина. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2004. - С.275-276

133. Пахомова, М.Ф. М.М. Пришвин [текст]/ М.Ф. Пахомова. - Л.: Просвещение, 1970. - 128с.

134. Погосян, Р.Г. Концепт «судьба» и его языковое выражение в поэтическом тексте Ф.К. Сологуба [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ Р.Г. Погосян. - Пятигорск, 2005. - 195с.

135. Попова, З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография [текст]/ З.Д. Попова, И.А.Стернин. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2006.

- 226с.

136. Попова, З.Д. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат [текст]/ З.Д. Попова, И.А.Стернин// Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. - Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2002.

137. Попова, И.А. Образ огня в прозе М.Горького (к созданию словаря) [текст]/ И.А. Попова// X научно-практическая конференция молодых учёных. Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания: РУДН, 25 апреля 2008 г. - М.: Флинта: Наука, 2008.

- С.232-235.

138. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика [текст]/ A.A. Потебня. - М.: Искусство, 1976.-614с.

139. Потебня, A.A. Мысль и язык [текст]/ A.A. Потебня. - М.: Лабиринт, 1993. - 300с.

140. Припадчев, A.A. Проблемы исторической лингвистики текста (на материале древнерусских жанровых форм чуда, плача, молитвы), [текст]/ A.A. Припадчев// Категория пространства. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - С.39-43.

141. Пришвин, М.М. [текст]: собр. соч.: в 8 т./ М.М. Пришвин. - М.: Худож. лит., 1982-1984. Т. II, 1982. - 679с.

142. Пришвин, М.М. [текст]: собр. соч.: в 8 т./ М.М. Пришвин. - М.: Худож. лит., 1982-1984. Т. III, 1983. - 542с.

143. Пришвин, М.М. [текст]: собр. соч.: в 8 т./ М.М. Пришвин. - М.: Худож. лит., 1982-1984. Т. V, 1983. -486с.

144. Пришвин, М.М. [текст]: собр. соч.: в 8 т./ М.М. Пришвин. - М.: Худож. лит., 1982-1984. Т. VI, 1984. -439с.

145. Пришвин, М.М. [текст]: собр. соч.: в 8 т./ М.М. Пришвин - М.: Худож. лит., 1982-1984. Т. VII, 1984. -479с.

146. Пришвин, М.М. [текст]: собр. соч.: в 8 т./ М.М. Пришвин. - М.: Худож. лит., 1982-1984. Т. VIII, 1984. - 759с.

147. Пришвин, М. М. Записи о творчестве [текст]/ М.М. Пришвин // Контекст-1974: Лит.-теорет. исслед. М.; Л.: Наука, 1975. - С.312—358.

148. Пришвин, М.М. Дневники. 1914-1917 [Текст] / М.М. Пришвин. -М.: Московский рабочий, 1991. - 382с.

149. Пришвин, М.М. Дневники. 1926-1927 [Текст] / М.М. Пришвин. -М.: Русская книга, 2003. - 592с.

150. Пришвин, М.М. Дневники. 1930-1931 [Текст] / М.М. Пришвин. -СПб.: «Изд-во "Росток"», 2006. - 704с.

151. Пришвин и современность. Статьи и исследования. - М.: Современник, 1978.-334с.

152. Реферовская, Е.А. Лингвистические исследования структуры текста [текст]/ Е.А. Реферовская. - Л.: Наука, 1983. - 216 с.

153. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992.

154. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира [текст]/ Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. -М.: Наука. - 1988.-212с.

155. Рудашевская, Т.М. М.М. Пришвин и русская классика: Фацелия; Осударева дорога [текст]/ Т.М. Рудашевская. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2005.-255с.

156. Русская грамматика [текст]: в 2 т. / редкол.: Н.Ю. Шведова (гл. ред.), Н.С. Авилова, A.B. Бондаренко, Е.А. Брызгунова и др. - М.: Наука, 1980.-783с.

157. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси [текст]/ Б.А. Рыбаков. -М.: Наука, 1987.-783с.

158. Рябов, С. Проективность философии Н.Ф. Федорова в свете идей русского космизма [текст]/ С.Рябов // Философия космизма и русская культура. - Белград, 2004. - С.83-86.

159. Самитова, Г.Р. Художественная картина мира в драматургии Аяза Гилязова [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ Г.Р. Самитова. - Уфа, 2007. - 204с.

160. Сараскина, JI. Преображение и перерождение человека как условие преодоления зла [текст]/Л. Сараскина// Философия космизма и русская культура. - Белград, 2004. - С. 196 - 199.

161. Седова, М.А. Концепт AGHE/ ВОДА во фриульском языке [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ М.А. Седова. - М., 2007. - 297с.

162. Семёнова, С.Г. "Жизнь, пробивающая себе путь к вечности..." М. Пришвин - мыслитель [текст]/ С.Г. Семёнова// Человек. - 2001. - №1. — С.164-176.

163. Сивкова, A.B. Идиостиль Н.В. Гоголя в аспекте лингвокогнитивной поэтики (на материале произведений "Ночь перед Рождеством" и "Мертвые души") [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ A.B. Сивкова. - Калининград, 2007. - 216с.

164. Скляр, М.С. Концепт слова "стихия" в русском языке [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ М.С. Скляр. - М., 2005. - 336с.

165. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе [текст]/ Г.Г. Слышкин. — М.: Academia, 2000. - 128с.

166. Солганик, Г.Я. Стилистика текста [текст]/ Г.Я. Солганик. - М.: Наука, 1997.-253с.

167. Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия [текст]/ B.C. Соловьев. - М.: Республика, 1996. - 479 с.

168. Сорокин, Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста [текст]/ Ю.А. Сорокин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с.

169. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики [текст]/ Ф. де Соссюр// Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - 695с.

170. Стернин, И.А. Методика исследования структуры концепта [текст]/ И.А. Стернин// Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-С. 58-65.

171. Сыроваткин, С.Н. Об эксперименте в определении содержательных признаков высказывания [текст]/ С.Н. Сыроваткин// Значение и смысл речевых образований. — Калинин, 1979.

172. Тагильцева, JT.E. Символ в прозе М.М. Пришвина [текст]/ JI.E. Тагильцева: дис. ... канд. филол. наук. -М., 1994. - 188с.

173. Тарасова, И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте: на материале поэзии Г.Иванова и И.Анненского [текст]: дис. ... д-ра. филол. наук/ И.А. Тарасова. - Саратов, 2004. - 484с.

174. Тарасова, И.А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И.Анненского) [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ И.А. Тарасова. - Саратов, 1994. - 169с.

175. Творчество М.М. Пришвина: исследования и материалы. -Воронеж, 1986.

176. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический, лингвокультурологический аспекты [текст]/ В.Н. Телия. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 285с.

177. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация [текст]: учеб. пособие/ С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2000. -624 с.

178. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического [текст]/ В.Н. Топоров. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.

179. Трофимова, A.B. Концепт "ОГОНЬ" в современном русском языке [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ A.B. Трофимова. - М., 2005. -212с.

180. Трубецкой, С.Н. Курс истории древней философии [репринтная копия]/ С.Н. Трубецкой// Собр. соч. кн. С.Н. Трубецкого T.V и VI, М: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1915. - 497с.

181. Тураева, З.Я. Лингвистика текста и категория модальности [текст]/З.Я. Тураева // Вопросы языкознания. - 1994. - №3. - С. 105-114.

182. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) [текст]: учебное пособие/З.Я. Тураева. -М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

183. Туранина, H.A. Именная метафора в русской поэзии начала XX века [текст]: диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.01. -Белгород, 2000. - 340с.

184. Туранина, H.A. Концепт «Воздух» в лингвокультурологическом аспекте [текст]. Монография. - Белгород, 2008.

185. Февралева, О.В. Образы земли и подземелья в символистской картине мира Александра Блока [текст]: автореф. ... канд. филол. наук/ О.В. Февралева. - Владимир, 2007. - 18с.

186. Федоров, Н.Ф. Собр соч.: в 4-х т. [текст]/Н.Ф. Федоров. - М., 1995.

187. Филатова, A.A. Концепт как конституирующий элемент культуры: когнитивный подход [текст]: автореф. дис. ... канд. философ, наук/ А.А.Филатова. - Ростов-на-Дону, 2007. - 27с.

188. Филимонова, Т.Д. Вода в календарных обрядах[текст]/ Т.Д. Филимонова// Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983.

189. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли [Электронный ресурс]: http://magister.msk.ru/library/philos/florensk/floren08.htm

190. Фомин, А.И. Об идеографическом словаре писателя // Материалы XXXVI Международной филологической конференции. Язык и ментальность. СПб., 2007. С. 62-66.

191. Фоминых, Н.В. Концепт, концептор и художественный текст [текст]/ Н.В. Фоминых //Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001.

192. Хайлов, А.И. Михаил Пришвин. Творческий путь [текст]/ А.И. Хайлов. - М.-Л.: Изд-во АНСССР, 1966. - 162с.

193. Хмельницкая, Т.Ю. Творчество Михаила Пришвина [текст]/ Т.Ю. Хмельницкая. - Л.: Советский писатель, 1959. - 284с.

194. Чайковский, Ю.В. Фалесова наука в историческом контексте [текст]/ Ю.В. Чайковский// Вопросы философии. - 1997. - №8.

195. Чернухина, И.Я. Принципы организации художественного прозаического текста [текст]/ И.Я. Чернухина. - М., 1983. - 30с.

196. Чумаков, А.Н. Метафорический образ мира в творчестве М.Пришвина[текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук/ А.Н. Чумаков. - Белгород, 2007 - 22с.

197. Шевченко, Н.В. Основы лингвистики текста[текст]: учеб. пособие/ Н.В. Шевченко. - М.: Приор-издат., 2003. - 160 с.

198. Шемякина, М.К. Человек и мир в дневниках И.А. Бунина и М.М.Пришвина [текст]: дис. ... канд. филол. наук/ М.К. Шемякина. -Белгород, 2004.-236с.

199. Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского как памятник средневекового философствования [текст]/ Отв. ред. K.M. Долгов. -М.: ИФРАН, 1991. -190 с.

200. Шилова, Н.В. Психологическое содержание понятия «концепт» /Н.В. Шилова // Третий ярославский методологический семинар: тез. Докл./ Психосфера. - М.: 2005. - [электронный документ]: http ://drupal .psychosfera.ru/

201. Шмелев, А.Д. Лексический состав русского языка как отражение русской души [текст]/ А.Д. Шмелев // Русский язык в школе. - 1996. -№4. - С.83-90.

202. Шмелев, А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность [текст]/ А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496с.

203. Щербин, В.К. Типы концептов и концептуариев [текст]/ В.К.Щербин // Русская словесность как основа возрождения русской школы: Материалы Международной научно-практической конференции (21-23 сентября 2007 года). - Липецк: Изд-во "ЛГПУ", 2008. - С.142-150.

204. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов [текст]/ К.Г. Юнг. -Киев, М.: Мартис, 1997. - 273с.

205. Юркевич, П.Д. Идея [текст]/ П.Д. Юркевич// П.Д. Юркевич. Философские произведения. - М.: Правда, 1990.

206. Яблоков, Е.А. Философско-этические и эстетические взгляды М.Пришвина 20-х - начала 30-х годов [текст]/ Е.А. Яблоков// Вестник МГУ. - Сер.9, Филология. - 1988. - №6. - С.3-10.

207. Яблоков, Е.А. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 20-30-х гг.: (Л.Леонов, А.Платонов, М.Пришвин) [текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук/ Е.А. Яблоков. - М., 1990. - 23с.

208. Янкевич, В.В. Концепт огня в культуре: смыслы и функции [текст]: дис. ...канд. культурол./ В.В. Янкевич. - СПб., 2003. -196с.

СЛОВАРИ

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [текст]/ О.С.Ахманова. -М.: Сов. Энциклопедия, 1966. - 607 с.

2. Глушко Е.А. Словарь славянской мифологии [текст]/ Е.А. Глушко, Ю.М. Медведев. - Н.Новгород: «Русский купец», 1996. - 480с.

3. Грузберг, A.A. Частотный словарь русского языка второй половины XVI -начала XVII века [текст]/ A.A. Грузберг. - Пермь: Изд-во «Звезда», 1978.-462с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [текст]: в 4 т./ В.И. Даль - М.: ТЕРРА, 1994.

5. Иллюстрированный Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона [текст]/ Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - М.: Эксмо, 2007. -960с.

6. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы [текст]/ Ф.С. Капица. - М.: Флинта, 2000. - 216с.

7. Квятковский, А. Поэтический словарь [текст]/ А.Квятковский; науч. ред. И.Роднянская. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376с.

8. Краткая литературная энциклопедия [текст]: в 9т./ гл. ред. A.A. Сурков., Т.6. - М.: Советская литература, 1971. - 1040 с. (КЛЭ)

9. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов [текст]/ Е.С.Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г.Лузина. - М.: Филологический факультет МГУ им. Ломоносова, 1996. - 245с. (КСКТ)

Ю.Кэрлот, Х.Э. Словарь символов [текст]/ Х.Э. Кэрлот. - М.: "REFL-book", 1994.-608с.

11 .Литературная энциклопедия терминов и понятий [текст]/ под ред. А.Н.Николюкина. - М.: НПК "Интелвак", 2001. - 799с. (ЛЭТП)

12.Львов, М.Р. Словарь антонимов русского языка [текст]/ М.Р. Львов: 4-е изд. - М.: Русский язык, 1988. - 380с.

13.Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках [текст]/ М.М. Маковский. - М., 1996 - 415с.

14.0'Коннелл М. Знаки и символы [текст]: иллюстрированная энциклопедия/ Марк О'Коннелл, Раджи Эйри. - Москва, «Эксмо», -2007. - 256с.

15.Новый объяснительный словарь синонимов русского языка[текст]/ под ред. Ю.Д. Апресяна. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -552с.

16.Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов [текст]/ Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1972. -543с.

17.Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т.1. От стимула к реакции [текст]/ Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф.Тарасов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. - 784с. (РАС)

18.Русский мифологический словарь/ сост. В.В. Шуклин. - Екатеринбург: Уральское изд-во. - 384с.

19.Славянская мифология: энциклопедический словарь [текст]/ отв. ред. С.М. Толстая, редкол.: Т.А. Агапкина, О.В. Белова, JI.H. Виноградова, В.Я. Петрухин. - М.: Международные отношения, 2002. - 512с.

20.Словарь книжников и книжности Древней Руси [текст]/ под ред. Д.С.Лихачева. - М., 1987. т.П (п.п. XIV-n.nXV), вып.1.

21.Словарь русского языка XI-XVIIbb. [текст]. Выпуск 2. - М.: Изд-во «Наука», - 1975г. - 320с.

22.Словарь русских фамилий. [Электронный ресурс]. http://lib.vinet.ru/?lib=dictionary&d=9&id=319

23.Словарь русского языка XI-XVII вв [текст]. Выпуск 5. - М.: Изд-во «Наука», - 1978. - 392с.

24.Словарь русского языка [текст]: в 4 т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.

25.Словарь русского языка [текст]/ С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.- 640с.

26. Словарь синонимов русского языка [текст]/ под ред. З.Е. Александровой. -М.: Изд. «Русский язык», 1975 - 600с. (ССРЯ)

27.Словарь современного русского языка: в 17т [текст]. - М.-Л., 19481965. (БАС)

28.Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской академии наук [текст]. Второе издание. Издание Н.Л. Тиблена. - Санкт-Петербург, 1869. (Сл. 1869)

29. Словообразовательно-морфемный словарь русского языка [электронный документ]. - Казанский государственный университет, 1997-1998 http://www.ksu.ru/infres/slovar/ begall.htm

30.Современный толковый словарь русского языка [текст]/ Под ред. С.А.Кузнецова. - М.: Издательский дом Ридерз Дайджест", 2004. -960с. (СТСРЯ)

31.Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: в Зт. [текст]/ И.И. Срезневский., Т.1. - М., 1958. - 1420 стлб.

32.Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры [текст]/ Ю.С. Степанов: изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. -992с.

33.Трессиддер, Дж. Словарь символов [текст]/ Дж. Трессиддер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448с.

34.Толковый словарь русского языка [текст]: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2-е изд., 19471948. (ТСРЯ)

35.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка [текст]: в 4 т. / М.Фасмер; пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1987.

36. Философский энциклопедический словарь [текст]/ Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815с. (ФЭС)

37.Частотный словарь русского языка [текст]/ под ред. Л.Н. Засориной. -М.: «Русский язык», - 1977. - 936с.

38.Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка [текст]: в 2 т./ П.Я. Черных. - М., 1993.

39.Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка [текст]/ Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. - М., 1961.

40. Энциклопедия русских преданий [текст]/ сост. Е.А. Грушко, Ю.М.Медведев. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 672с. (ЭРП)

41. Энциклопедия русского игумена Х1У-ХУвв. Сборник Кирилла Белозерского [текст]. - СПб., 2003.

42.Энциклопедия символов, знаков, эмблем [текст]/ сост. В.Андреева. -М.: Локид; Миф. - 576с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.