Концептуализация судьбы в русской культуре: на примере философии религиозного экзистенциализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Высоцкий, Андрей Петрович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат философских наук Высоцкий, Андрей Петрович
Введение.
Глава I. Этапы концептуализации судьбы в русской культуре
§ 1. Мифологема судьбы в языческом сознании.
§ 2. Тематизация судьбы в русском православном христианстве.
§ 3. Модусы феномена судьбы в философском сознании романтизма и модерна.
Глава II. Судьба как категория экзистенциальной философии в России
§ 1. Судьба индивида и судьба России в интерпретации Н.А.Бердяева.
§ 2. Судьба в теологии Л.Шестова.
§ 3. Экзистенциальный аспект проблемы судьбы в русской культуре
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Антропология Н. Бердяева и Л. Шестова: опыт концептуальной реконструкции2007 год, кандидат философских наук Черных, Сергей Сергеевич
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии2009 год, кандидат философских наук Ширманов, Ярослав Игоревич
Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли2007 год, кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович
Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов2005 год, кандидат философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуализация судьбы в русской культуре: на примере философии религиозного экзистенциализма»
Актуальность темы исследования. Наша современная культура представляет собой сложный комплекс взаимопроникающих мировоззренческих систем, соотносящихся и с социальным контекстом, и с интеллектуальным и образовательным уровнем, и с исторической данностью, и с политико-идеологической обстановкой. Сегодняшняя Россия не избежала большинства основных проблем, стоящих перед мировой цивилизацией в целом, как в естественнонаучном, экономическом и социально-политическом отношении, так и в культурно-духовном плане. Требует осознания проблема собственного пути развития, причин и следствий переживаемого момента и вариантов выхода на качественно иной уровень, а для этого важно осмысление своего культурного наследия, начиная с самых древнейших времен, не пренебрегая ни одной из форм общественного сознания.
В настоящее время перед философией культуры стоит задача усиления ее прогностической функции. В связи с этим расширяется поле ее исследовательских интересов. Философия культуры берет в качестве объекта своего исследования и религиозные культы, и ассоциативные ряды естественного языка, и фольклор, и размышления философов, понимая все эти модусы культуры как способы символизации смысловых инвариантов, выражающие наиболее типическое в отношении человека к миру.
Одним из ключевых концептов для раскрытия своеобразия каждой культурной целостности является концепт «судьбы», играющий громадную роль в традиционных культурах прошлого и настоящего, связанный с ценностными орибнтациями личности, ее религиозными установками, ментальными и поведенческими стереотипами.
Персонализм, выбранный нами для реинтерпретации в качестве философского модуса концепции судьбы актуален сегодня, поскольку судьба служит мерой личного отношения к свободе, возможной только через обретение себя, своей истинной природы, своей индивидуальности. В силу того, что русскую культуру ее исследователи и интерпретаторы многократно обвиняли в недостаточности личного начала, целесообразно рассмотреть то, как оно утверждается на русской почве в философии персонализма и религиозного экзистенциализма, чтобы верно судить о его возможностях в дальнейшем. Обращение к проблеме судьбы именно в данной форме философствования актуально в наше время поиска новых духовных ориентиров еще и по той причине, что корни современного кризиса скрыты и в самой русской философии: в ее подходе к человеку, в некоторой мистической тенденции в истолковании человеческого творчества и свободы. Эти моменты должны быть осознаны сегодня, когда трансформационные процессы в культуре предъявляют высокие требования именно к личности.
Парадоксальность современного исторического состояния в том, что, с одной стороны, в условиях замены сознания и разума как руководящей силы подражанием и интуицией, ускорения темпа жизни и усиления хаоса подвергается сомнению самостоятельность человека как субъекта своей жизненной доли, а с другой - его собственный личный выбор становится весьма ответственным в тех моментах времени, которые именуются «точками бифуркации». И то и другое актуализирует как тему судьбы, так и ответ экзистенциализма, который учит нас «существовать в неопределенности».
Особенность проблемы судьбы, следовательно, в том, что она затрагивает одновременно и предельно общие мировоззренческие принципы и установки, присущие той или иной культуре, и сферу личностного, индивидуального бытия. Настоящее диссертационное исследование может способствовать более глубокому пониманию оригинальности российского логоса и этоса в вопросе о соотношении индивидуального и всеобщего начал.
Степень разработанности проблемы. Значительный интерес к проблеме судьбы появился в русской философии серебряного века. В трудах В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, Е.Н.Трубецкого, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Н.А.Бердяева, Л.И.Шестова он неразрывно связан с темами смысла жизни, границ и возможностей человеческой свободы, проблематикой необходимости и случайности. В качестве религиозной эта форма философии выражала и концептуально осмысляла опыт постижения Бога и мира, интерпретировала соотношение веры и рационального познания.
В современной отечественной философии данный круг проблем переместился преимущественно в сферу философии культуры, в которой тема судьбы не является достаточно разработанной. Она стала достоянием междисциплинарных научных исследований феномена культуры, включающего в себя все многообразие деятельности человека и ее опредмеченных результатов. О судьбе и ее концептуальных модусах писали А.Ф.Лосев, О.М.Фрейденберг, С.С.Аверинцев, В.П.Гайденко, Н.Д.Арутюнова. Значительной эвристической и методологической ценностью обладают работы В.П.Горана «Необходимость и случайность в философии Демокрита» (Новосибирск, 1984) и «Древнегреческая мифологема судьбы» (Новосибирск, 1990).
Важной вехой в стремлении к синтезу гуманитарных дисциплин в рамках философии культуры стал сборник «Понятие судьбы в контексте разных культур» (Москва, 1994). Проблема судьбы в русской религиозной философии затрагивалась такими его авторами, как С.Г.Семенова, В.И.Стрелков, В.И.Постовалова. С.Е.Никитина интерпретировала тему судьбы в русском народном сознании на материале устнопоэтических текстов. Проблематика судьбы в русской религиозной философии значительно шире, чем это представлено в нескольких статьях и докладах по данной теме. В собственно философском аспекте она затрагивает, прежде всего, вопрос о взаимосвязи индивидуального и всеобщего, как это будет показано в данной работе.
Философию русского религиозного экзистенциализма на примере творчества Н.А.Бердяева анализировали И.Ф.Балакина, В.А.Кувакин, А.П.Алексеев, С.С.Хоружий и др. Косвенно касается проблемы судьбы в философии Н.Бердяева Т.Н.Григорьева в своей книге «Дао и логос. Встреча культур» (Москва, 1992). Исследуя персонализм Н.Бердяева на основе его работы «О рабстве и свободе человека», Т.Н.Григорьева сопоставляет бердяевское понимание личности с буддийским, несколько мистифицируя проблему универсализации личности.
Философия Л.И.Шестова освещалась в статьях В.Ф.Асмуса,
A.В.Ахутина, В.В.Ерофеева, Р.А.Гальцевой, книге Л.М.Моревой.
B.В.Зеньковский высоко оценил его религиозный пафос в своей «Истории русской философии». На Западе отклики на его философию в целом дали Г.Марсель, А.Камю, Д.Лоренс, М.Сиоран и др. В этих работах получили оценку философия трагедии Л.И.Шестова, его критика теоретического и этического рационализма, но совершенно не исследовалась когерентность его философии российскому культурному контексту, что и явилось одной из задач данной работы.
С точки зрения христианской религиозной антропологии тему судьбы рассматривали Н.Аббаньяно, П.Тиллих, М. де Унамуно, Р.Гвардини и другие. В 1990-е годы на Западе в связи с изучением наследия конкретных философов о судьбе писали такие авторы как Б.Тернер, Р.Мэй, С.Мейер, Г.Ллойд, К.Хаан, Х.Эбелинг, К.Ловитц.
Большой эмпирический материал содержится в трудах по истории русской культуры В.О.Ключевского, С.С.Соловьева, Б.Г.Грекова, Б.А.Рыбакова, И.В.Кондакова. Д.С.Лихачев теоретически обосновал возможность вскрыть специфику русской культуры посредством изучения ее концептосферы. В этом направлении получены интересные результаты как отечественными, так и зарубежными авторами: А.Вежбицкой, А.Лазари, В.П.Москвиным, Ю.С.Степановым.
Таким образом, богатая научная основа для философского обобщения позволяет интерпретировать и глубже постичь целостность российской культуры не только в сфере религиозного, философского и художественного сознания, но и обыденного освоения мира.
Объектом исследования является социокультурный процесс развития и реинтерпретации смысла концепта «судьба» в русской культуре и философии. Предмет исследования - содержание понятия судьба в связи с проблемой национального этоса, соотношения в нем индивидуального и всеобщего начал.
Цель исследования состоит в выявлении характерных черт русской культуры, отраженных в истории и логике концептуализации судьбы, и в определении путей и принципов интерпретации судьбы в русском религиозном экзистенциализме.
Реализация этой цели требует решения следующих задач:
- определить истоки и сущность древнерусских представлений о судьбе сравнительно с другими индоевропейскими народами, выяснить различия в этосе в связи с пониманием личностного начала;
- выявить воздействие православных представлений о Божьей воле и провидении на концептуализацию судьбы в русской культуре;
- исследовать культурный контекст возникновения персоналистической тенденции в русской философии, актуализировавшей проблему соотношения индивидуального и всеобщего в ней;
- реконструировать содержание концепта «судьба» в произведениях Н.А.Бердяева и определить, каким тенденциям русской культуры оно когерентно;
- сопоставить понимание судьбы в философских текстах Н.Бердяева и Л.Шестова сравнительно с другими направлениями в русской религиозной философии;
- определить значение религиозного экзистенциализма в русской культуре, вскрыть связь данного типа философствования со спецификой русского этоса.
Теоретическими и методологическими основаниями диссертационной работы являются исторический, междисциплинарный, компаративный, системный подходы, диалектический метод, интерпретативный анализ. Теоретическим ориентиром настоящего исследования послужили идеи, сформулированные в области философии культуры Ю.М.Лотманом, С.С.Аверинцевым, Г.С.Померанцем, В.М.Розиным, П.С.Гуревичем, М.Н.Эпштейном, И.П.Смирновым.
Научная новизна работы состоит в рассмотрении динамики представлений о судьбе в русской культуре в связи с проблемой соотношения в ней индивидуального и всеобщего начал:
- проанализированы генезис, смысловое содержание и валентность концепта «судьба» в древнейшей языческой форме у различных индоевропейских народов, выявлена славянская специфика и ее воздействие в виде реликтовых представлений на развитую форму российской культуры;
- эксплицированы основные направления влияния православия на понимание и бытование понятия судьбы в концептосфере русской культуры;
- предложено изучать русскую религиозную философию начала XX века во взаимовлиянии двух тенденций, ведущих либо к мифологизации всеобщего, либо к мистификации индивидуального;
- исследовано влияние культурного контекста эпохи и более глубоких констант национального характера на возникновение персоналистической тенденции в русской философии;
- дана новая интерпретация русского религиозного экзистенциализма как такой формы философствования, где выдвинута идея синтеза воль без утраты оригинально-частного содержания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенность восточнославянского этоса в вопросе судьбы состоит в позитивной акцентуации рода и семьи, в отсутствии греческого героизма и германского индивидуализма. Древнерусские представления о судьбе носят личностно-волюнтаристический характер: практически отсутствует понимание судьбы как необходимости.
2. В русской народной религиозной стихии идея Божьей воли (представление о всесильной личности Бога в качестве субъекта, определяющего судьбу) доминирует над идеей провидения (как совершенствования или неявленной телеологии), питающей западный историзм.
3. Специфика русской культуры задается тем, что в ней личностно-волюнтаристическая тенденция дополняется значительным, подчеркнутым развитием иррационалистически-индетерминистической тенденции, где мотивированность Божьей воли не только не очевидна, но в значительной мере безразлична. Отсутствует идея рационального и морального оправдания Божьего волеизъявления.
4. Развитие личностно-волюнтаристической тенденции (в отношении Бога) в православных средневековых представлениях о судьбе сопровождается одновременным усилением в них тенденции обезличивающей (в отношении человека). Это создает не героически-трагический (личностный) идеал человека, а мученически-жертвенный (обезличенный). В целом отношение к судьбе выступает как одна из важных характеристик типов личностей, формируемых той или иной культурой.
5. Приобщение к надличной тайне в русской религиозной философии описывается в двух вариантах: софиология и метафизика всеединства остаются в пределах религии, а персонализм тяготеет к эзотеризму, который отрицает разум в пользу опыта, даваемого верой, интуицией, мистическим восприятием. Это находит себе коррелят в иррациональности народной русской культуры, в ее способе решения жизненных задач.
6. Понимание судьбы в экзистенциалистском значении, как нахождения и выражения возможностей личности, как утверждения спонтанности и свободы резко отличает концепцию судьбы в философии персонализма от концепции судьбы как замысла Бога о человеке в других формах русской религиозной философии: судьба предстает не как предопределенность, а как самоопределение жизни, ее ценностная направленность.
Теоретическая значимость состоит в том, что работа способствует построению многосоставной прогностической модели российского менталитета.
Практическая значимость. Положения диссертационного исследования могут способствовать более глубокому пониманию системности собственной культурной традиции, что в свою очередь может послужить принятию более взвешенных управленческих решений.
Материалы диссертации могут найти применение в преподавании философии, культурологии, интеллектуальной истории, литературоведческих дисциплин, в дальнейших научных исследованиях аспирантов и студентов.
Апробация работы. Основные идеи, положенные в основу исследования, докладывались на XIX Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Воронежского аграрного университета (Воронеж, 1993, 1994, 1995). Материалы диссертации легли в основу спецкурса, который автор читал в Волгоградском государственном педагогическом университете (1996 - 1998). Полученные выводы обсуждались на международных и региональных конференциях (Астрахань, 2004, Санкт-Петербург, 2005, 2006, Волгоград, 2006).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы из 202 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проблема отчуждения в русском экзистенциализме1999 год, кандидат философских наук Савина, Татьяна Александровна
Феномен образования в проблемном поле русской персоналистической философии2010 год, доктор педагогических наук Крикунов, Александр Евгеньевич
Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века1998 год, доктор философских наук Некрасова, Елена Николаевна
Историко-культурный путь России в контексте философии Г. В. Флоровского2001 год, кандидат философских наук Посадский, Александр Владимирович
Философия Льва Шестова: соотношение традиционализма и антитрадиционализма: Опыт структурно-исторического анализа1999 год, кандидат философских наук Поляков, Сергей Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Высоцкий, Андрей Петрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мысль о непредсказуемости будущего вырастает в наше время из самых разных корней и в разных областях. Бесконечно сложное взаимодействие людей в социальных принципиально неконтролируемых процессах порождает необходимость приспосабливаться к случайным обстоятельствам, осуществлять «биографическое решение системных противоречий» (З.Бауман). Это актуализирует сегодня возврат к одному из наиболее древних понятий, охватывающих взаимосвязь необходимости и случайности, понятию судьбы, которое все чаще начинает использоваться в современном языке культуры.
Судьба относится к таким абстрактным понятиям или «калейдоскопическим концептам», которые почти не имеют однозначно фиксированных ассоциатов и развиваются в когнитивных структурах разных типов. Мы поставили перед собой задачу исследовать, как «судьба» в философских системах соотносится с «судьбой» народного религиозного сознания, с детерминистским мировоззрением, основанном на чувствах, с бытовой обстоятельственной «метафизикой». Такие понятия являются примером постоянного внимания общества, подвергаясь интерпретации и реинтерпретации в философской, религиозной, политической мысли. Так, в русской культуре, «судьба» на какое-то время стала центральным концептом своеобразной философии истории для повседневного пользования, средством понимания событий на уровне здравого смысла. Это стало заметно для наших инокультурных коммуникантов.
Например, французский мыслитель Э.М.Сиоран пишет: «Некоторые народы, к примеру русский и испанский, настолько неотвязно преследуют думы о самих себе, что это становится у них их единственной проблемой: их развитие, во всех отношениях своеобразное, заставляет их мысленно сосредоточиться на веренице аномалий, на чередовании дивного и жалкого в их судьбах»1. Философский коррелят подобным переживаниям мы усматриваем в творчестве философов, которых тоже «неотвязно преследуют думы о самих себе», сосредоточенных на подлинности собственного существования, задающихся вопросом: можно ли, живя в России, то есть, находясь в сфере русской философии, верить в самих себя?
Строго философское мышление справедливо вытесняет концепт «судьба» на периферию профессионального дискурса и его чрезмерное употребление становится признаком декадентского философствования. Но именно в таких текстах неожиданно проявляет себя коллективное бессознательное народа, его собственные переживания, не искаженные заимствованной мудростью.
Философия российского персонализма, с нашей точки зрения, является прежде всего развитием национально-специфического этически центрированного способа философствования в ситуации анонимного характера современного общества, когда жизнь обезличивается и тайна вещей утрачивается. Данная диссертация представляет собой попытку эксплицировать иррационально-обезличивающие тенденции в самой русской культуре и таким образом показать закономерность возникновения представленных здесь способов философствования в качестве необходимой полярности.
Реальное напряжение между личным и безличным в процессе взаимодействия человека с превосходящими его силами вселенной предстает в культурном времени не сменой этапов, как часто схематически представляют движение реальных антиномий, но присутствием противоположных возможностей на разных уровнях. Так в условиях языческого политеизма восточные славяне практиковали обращение к персонифицированным силам природы как к божествам,
1 Сиоран. Искушение существованием. М., 2003. - С. 166. имеющим личный характер, т.е. индивидуальную волю, и, следовательно, «мягкие» отменяемые решения. Судьба при этом представала внешним для человека судом, хотя и верховной, но в принципе управляемой воли (с помощью коллективной или индивидуальной магии). По мере отдаления богов от человека такая возможность воздействия исчезает. Спаситель и податель благ удаляется, судьба становится безличной, ее «решения» не подвластны людям и требуют только резиньяции, смирения.
Славянам, как считается, не были свойственны представления о судьбе как о личном даймоне, нраве, собственном характере, за последствия проявлений которого человек несет ответственность. Эта позиция в большей мере присуща римлянам и германским народам. Судьбе уделяется много внимания в немецкой литературе, поэзии, бытовом дискурсе. Но при этом в ней видят не принцип, вмешивающийся в жизнь человека откуда-то извне, а некую силу, которая будучи порождением его собственной воли, в конце концов, однако, выходит из-под контроля, и обращаясь против него самого, губит его. Отсюда связь судьбы с человеческой активностью, жаждой созидания. «Немецкая судьба» (Schicksal) предполагает игру необходимого и случайного, фатальностей индивидуального и всеобщего не столько в глубинах мира, сколько в недрах человеческого Я. Иными словами, судьба, как ее понимают немцы, в определенной степени зависит от них самих.
В вопросе о судьбе русская культура унаследовала от своих славянских истоков принцип приоритетности коллективного перед индивидуальным: судьба индивида может рассматриваться только в контексте коллективной судьбы. Для русской философии это имело негативные последствия, т.к. надолго сделало индивидуальное самопознание зависимым от вопроса о судьбе России. Эта дохристианская идея приоритета общего над индивидуальным оказала мощное воздействие на всю последующую культуру и проявилась не только в пристрастии к коммюнотарным доктринам, но и в массовом и безымянном героизме, в трагическом восприятии собственной истории, в оценке индивидуальных страданий как искупительной жертвы коллектива и т.д. Противоречивость и тщетность борьбы индивида с пронизывающей его всеобщностью собственной культуры мы показали на примере философии Н.Бердяева.
Уже христианское просвещение разделило последующую русскую культуру на книжную и народную. Представления о судьбе вытеснились в неофициальную сферу культуры, в коллективное бессознательное, в обыденную практику, окрашенную реликтовым язычеством. Здесь мы отметили очень важную особенность народного богопознания. Это неосознанная, но заметная ориентация народных верований на более древнюю ветхозаветную часть канона и на апокрифы. Русский Бог, создатель вселенной, весьма далек от человека и грозен. Он не подвластен не только судьбе, но и порожденным греческой метафизикой нормам разума и морали, т.е. вообще каким бы то ни было законам. Мир есть царство его произвола. Философия отчаяния имеет свой коррелят не в официальном, а в народном православии. Именно эти низовые, народные верования находят свое утонченное выражение в философии Л.Шестова.
В российском менталитете почти отсутствует понимание судьбы как необходимости. Даже смерть не является необходимой, она переживается как досадная случайность. «Для русского человека, - как резюмировал свой анализ русского менталитета А.В.Демичев, -отношение к жизни и смерти сродни игре, игре с выбыванием. Смерть -абсолютное поражение, катастрофа, которую не рекомендуется даже брать в расчет»1. Помыслить свою смерть означает для русского помыслить нелепость, досадный срыв, случайную неудачу, то, что не
1 Демичев A.B. Дискурсы смерти: введение в философскую танатологию. СПб., 1997. - С. 15. входило в планы. Исходная формула русского отношения к жизни и смерти - «уходящий проигрывает, остающийся выигрывает» - отражает суть инфантильно-подросткового отношения к этим событиям. «Русская ментальность явно склонна трансформировать значение смерти, представить ее не как необходимость, но как случайность, противопоставить неизбежности развязки возможность ее предотвращения. Случайность можно исключить или свести к минимуму. Отсюда охваченность «русских мальчиков» «суетливым беспокойством о вечном» (Г.Шпет), отсюда многочисленные проекты преодоления смерти, всеобщего воскрешения (философия «общего дела» Н.Федорова). Позиция «живи пока живется», «играй пока выигрывается» легко перерастает, таким образом, в обостренное внимание к проблеме смерти в аспекте ее преодоления, в некроцентрированное сознание»1.
Уже в силу этого русскому человеку тяжело дается понимание свободы как познанной необходимости или признание судьбы как необходимости непознанной. Специфика русского этоса в вопросе о судьбе состоит в признании того, что необходимость существует, но для других, а не для меня самого. Поэтому индивидуалистические и анархические тенденции, как и разные формы авантюризма, в российской культуре присутствуют постоянно. С точки зрения психоистории их оценивают как инфантильные или маргинальные. Однако противостоящая им тенденция к соборности, целостности, единству и т.д., имеющая весьма древние истоки невыделенное™ индивидуального начала в первобытном синкретизме, также может быть осмыслена как исходная и мифологическая.
Русская ментальность, сформировавшаяся в особых природно-географических и исторических условиях, имеет устойчивый аксиологический вектор в сторону всеобщего, абсолютного, вечного.
1 Там же.
Выразительным воплощением этой направленности русского национального сознания явился русский, «космизм» XIX - XX веков, подготовивший почву для большевистского эксперимента в стране и в сознании с высокими утопическими ожиданиями, основанными на смешении символического мира с реальным. Поэтому в данной работе специально рассмотрена концептуализация судьбы в культуре эпохи символизма, когда происходит не просто эмансипация русской религиозно-философской мысли, но и ее отчетливое размежевание на две отмеченные тенденции: персоналистическую и коммюнотарную.
Привнесенная христианством идея провидения (имплицитно содержащая тему медленного совершенствования мира) приводит к расщеплению образа судьбы: все закономерное и устойчивое в ней выносится в сферу «истинно-сущего» и соотносится с возможностями человека, как в познавательной, так и в практической, областях. Это -«зримая» судьба как закономерная последовательность всех событий жизни, в которой свободный выбор в частной ситуации соотносим не только со всей жизнью, но и с посмертной перспективой.
В то же время на эмпирически более низших слоях реальности, связанных с изменчивостью и неустойчивостью ситуативных контекстов, судьба продолжает ассоциироваться со случаем. Обе эти темы в России развивали романтическая литература и философия. Романтик либо отрицает судьбу, либо борется с ней. Его главная интенция - бегство от банальной действительности. Ему трудно примириться с убожеством рождения и с ограничениями тела. Уже в силу этого он склонен к мистицизму, обещающему преображение человеческой природы в духе.
В основе господствующего в последней четверти XIX века мировоззрения символизма лежит допущение, что наблюдаемый мир является продуктом некой потусторонней, сверхъестественной реальности. Она совершенно трансцендентна, т.е. принципиально не наблюдаема и абсолютно иррациональна, в силу чего средством познания ее становится искусство (причем основанное на выражении особых символов), либо философия, весьма приближенная к искусству, способному быть орудием проникновения в сущность вещей. Такой культурный контекст порождает философию, далекую от идеала научной рациональности. Как в художественной литературе, так и в персоналистической философии модерна мир интерпретируется как единство тайного и явного. Такому «мистическому человеку» свойственно устремляться к Богу как центру символической реальности.
Русская философия рассматриваемого типа добавляет новое, более глубокое содержание к уже имеющимся идеям. Это подтверждает проделанный автором сравнительный анализ персоналистической философии Н.Бердяева и Л.Шестова. Культуроцентристское мышление Бердяева делает особый акцент на творчестве, и в силу этого осознает судьбу как призвание. Нигилистическая тенденция, свойственная философии Шестова, приводит к отрицанию судьбы как связности, последовательности. Здесь преобладает личностно-волюнтаристическая тенденция. Поскольку Бог есть тайна неисповедимая, мир - арена его произвола, в котором все возможно. Л.Шестов предпринимает не просто критику разума во имя веры, но его акцент на случайности, произволе и фантазии представляет собой защиту чуда во имя бессмертия.
Экзистенциализм Шестова не желает признавать человеческое бессилие перед необходимостью (в том числе всесокрушающей судьбы), в силу чего пытается ограничить ее рамками только греческой метафизики и выросшей из нее позитивной науки. Он пишет в «Апофеозе беспочвенности»: «Без света (разума - A.B.) мы были бы победителями над действительностью». Его спасает от окончательного утверждения возврата к язычеству (когда нет логоса, а есть только хаос и магия, мистика как способ обращения с ним) только крен к ветхозаветному теизму. Так, начав с критики культурных ценностей во имя индивидуального богопостижения, Шестов на внешний взгляд парадоксально, а вообще-то закономерно (поскольку уже имелся аналогичный опыт Ф.Ницше) приходит к растворению индивидуальности в более ранней по времени форме всеобщности - в нерасчлененности мифологического сознания. Таким образом, индивидуализирующая тенденция дополняется обезличивающей. Ярко выраженная в философии Л.Шестова иррационалистически-индетерминистическая тенденция в интерпретации судьбы обнаруживает в ней раннюю форму постмодернистского мироотношения.
Итак, в нашей работе мы стремились выявить логику отражения российской культурной специфики в сцеплении понятий между собой в ее философии. Русская религиозная философия предстала как попытка эмансипации русской мысли, освобождения от европейского влияния. Но бунт против европейского рационализма привел к возрождению христианских идей, причем в форме двух тенденций, ведущих либо к мифологизации всеобщего, либо к мистификации индивидуального. Внутренним стержнем рассмотренной в данной работе философии религиозного экзистенциализма является идея синтеза без утраты оригинально-частного - возможно, одна из наиболее многообещающих и перспективных идей не столько русской философии, сколько русского этоса в его развитии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Высоцкий, Андрей Петрович, 2007 год
1. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно ; пер. с ит. Зорина А. Л. СПб. : Алетейя, 1996. - 320 с.
2. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. M. : «Coda», 1997. - 343 с.
3. Аверинцев, С. С. Судьба / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М. : Советская энциклопедия, 1983.-С. 663.
4. Автономова, Н. С. Миф: хаос и логос / Н. С. Автономова // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Ответственный редактор и составитель И. Т. Касавин. М. : Политиздат, 1990.-С. 30-57.
5. Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. М. : «Арт-Бизнес-Центр», 2001. - 320 с.
6. Бахтин, M. М. Литературно-критические статьи / M. М. Бахтин. М. : Искусство, 1986. - 218 с.
7. Белоусов, А. А. Концепт судьбы в религиозной философии / А. А. Белоусов, С. П. Яновская // Лосевские чтения. Ростов н / Д, 1998. -С. 38 -39.
8. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М. : Республика, 1994. - 528 с.
9. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. М. : Гуманус: Политиздат, 1990. - 413 с.
10. Бердяев, Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. М. ; СПб. : «Интерпринт», 1990. - 47 с.
11. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М. : Республика, 1993.-383 с.
12. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Отв. ред. Е.М.Чехарин. М.: Наука, 1990. - С. 43 - 271.
13. Бердяев, H.A. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: «Книга», 1991.-446 с.
14. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990.- 175 с.
15. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. М. : ООО «Издательство ACT» ; Харьков : «Фолио», 2004. - 678 с.
16. Бердяев, Н. А. Столкновение рока и разума / Н. А. Бердяев // Человек. 1999. - Вып. 5. - С. 72 - 78.
17. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. -М., 1994.-С. 345.
18. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / Н. А. Бердяев. М. : Искусство ИЧП «Лига», 1994. - Т. 1 - 542 с, Т. 2-510 с.
19. Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. М. : Изд. группа «Прогресс», 1993. - 416 с.
20. Борев, Ю. Б. Эстетика : в 2 т. / Ю. Б. Борев. Смоленск : Русич, 1997.-Т.2.-640 с.
21. Бочкарева, Л. П. Жизненный путь и судьба человека / Л. П. Бочкарева // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. -СПб., 1998.-С. 8- 17.
22. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. М.: Наука, 1990. - 414 с.
23. Бродский, А. И. Анатомия нравстенного идеализма / А. И. Бродский // Вече. СПб., 1996. - Вып. 7. - С. 96 - 107.
24. Булгаков, С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. М. : Терра, 1991. - 416 с.
25. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М. : Республика, 1994. -'415 с.
26. Булыгина, Т. В., Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Я. Шмелев. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 576 с.
27. Вайсгербер, JI. Й. Родной язык и формирование духа / Л. Й. Вайсгербер. М. : МГУ, 1993. - 224 с.
28. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. -М. : Рус. Словари, 1996.-416 с.
29. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М. : Республика, 1994. - 368 с.
30. Гаджикурбанов, А. Г. Судьба / А. Г. Гаджикурбанов // Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. М. : ИНФРА-М, 2004. - С. 554.
31. Гайденко, В. О предмете религиозной философии / В. Гайденко, Г.Смирнов // Философские науки. 1996. - № 2. - С. 85 - 96.
32. Гайденко, П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора / П. П. Гайденко. М. : Искусство, 1970.-247 с.
33. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. Критика философии М.Хайдеггера / П. П. Гайденко. М. : Гос. изд - во «Высшая школа», 1963. - С. 100.
34. Гаспаров, M. JI. Записи и выписки / М. Л. Гаспаров. М. : Новое литературное обозрение, 2000. - 416 с.
35. Гаттари, Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) / Ф.Гаттари // Логос. Кн. 1. Разум. Духовность. Традиция. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - С. 5 - 33.
36. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. М. : Советский писатель, 1988. - 488 с.
37. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Гачев. - М. : Институт ДИ-ДИК, 1999.-368 с.
38. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения / Г. В. Ф. Гегель Т. I. - М.-Л. : Наука, 1979.-386 с.
39. Гиренок, Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности / Ф. Гиренок. М.: «Аграф», 1998. - 416 с.
40. Гиренок, Ф. Своевременный мыслитель / Ф. Гиренок // Свобод, мысль. М., 1992. - N 5. - С. 101 -112.
41. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. -218 с.
42. Горан, В. П. Идея судьбы и проблема генезиса категорий необходимости и случайности в раннегреческой философии: дис. д-ра филос. наук в виде науч. доклада / Горан Василий Павлович / ЛГУ. Л., 1991.-37 с.
43. Горан, В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита / В. П. Горан. Новосибирск : Наука, 1984. - 208 с.
44. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура / К. М. Долгов. М.: Искусство, 1990. - 398 с.
45. Древнегреческая мифологема судьбы / В. П. Горан / Отв. ред. Карпович В. Н.; АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 333 с.
46. Григорьева, Т. П. Синергетика и Восток (логика небытия) / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. 1997. - № 3. - С. 90 - 102.
47. Гудков, JI. Д. Русское национальное самосознание как китч / Л. Д. Гудков // Человек. 1998. - № 1. - С.' 92 - 105.
48. Гудков, Л. Д. Феномен «простоты» (о национальном сознании русских) / Л. Д. Гудков // Человек. 1991. - № 1. - С. 9 - 22.
49. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М. : «Аспект Пресс», 1995. - 288 с.
50. Гуревич, П. С. Человек и его судьба / П. С. Гуревич // Личность. Культура. Общество = Culture. Personality. Soc. М., 2001. - Т. 3, N 7. - С. 31 - 43.
51. Демичев, А. В. Дискурсы смерти : введение в философскую танатологию / А. В. Демичев. СПб.' : Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. - 152 с.
52. Денисов, С. Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды / С. Ф. Денисов. Омск : Омск. гос. пед. ун-т, 2001. -205 с.
53. Ежов, О. Н. Время и судьба как модели осмысления жизни / О. Н. Ежов // Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. Ниж. Новгород, 1992.-С. 88-91.
54. Екадумов, А. И. Толкин / А. И. Екадумов // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 779.
55. Еркомаишвили, В. И. Вера в рок и ее отрицательные последствия / В. И. Еркомаишвили. Тбилиси : Изд-во Тбил. ун-та, 1984.- 128 с.
56. Ермичев, А. Федор Августович Степун: христианское видение России / А. Ермичев // Степун Ф. А. Чаемая Россия. СПб. : Алетейя, 1999. - С. 446 - 467.
57. Занятова, М. Н. Судьба человека как сущность исторического: (На материале социал. философии Н. А. Бердяева) :автореф. дис. канд. филос. наук / M. Н. Занятова / Дальневосточ. гос. техн. ун-т. Владивосток, 1996. - 21 с.
58. Зах, Ф. Кто судьба или ты? Страницы опыта, мудрости и воли / Ф. Зах. - М. : Остожье, 1998. - 223 с.
59. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. Т. 1, Ч. 1. - Л. : «Эго», 1991. -221 с.
60. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. T. II, Ч. 1 - 2. - Л. : «Эго», 1991. - Ч. 1. - 255 е.; Ч. 2. - 269 с.
61. Зимовец, С. Молчание Герасима. Психоаналитические и философские эссе о русской культуре / С. Зимовец. М. : «Гнозис», 1996.- 164 с.
62. Золотухина-Аболина, Е. В. Тревога судьбы / Е. В. Золотухина-Аболина. // Философия. Общество. Культура. Ростов н/Д. : Феникс, 2001.-С. 190- 199.
63. Ивонина, О. И. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX середины XX вв. / О. И. Ивонина. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2000. -441 с.
64. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М. : Республика, 1993.-431 с.
65. Исупов, К. Г. Русская эстетика истории / К. Г. Исупов. -СПб. : Изд-во ВГК, 1992. 156 с.
66. Калитин, П. В. Антиномия «не-сущего» в русском самосознании / П. В. Калитин // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. -1996.-№ 6.-С. 79-80.
67. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю ; перевод с фр. М. : Политиздат, 1990. - 415 с.
68. Карасев, Л. В. Русская идея (символика и смысл) / Л. В. Карасев. // Вопросы философии. 1992. - № 8. - С. 92 - 104.
69. Клыкова, Т. Ю. Русская религиозная философия о значении смерти в эсхатологической судьбе человека / Т. Ю. Клыкова. // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск: ТомГУ, 1998.-С. 68-70.
70. Князевская, Т. Б. Судьба: метафора, идея, культура / Т. Б. Князевская, А. П. Огурцов // Вопросы философии. М., 1992. -N 7. - С. 177- 185.
71. Козловский, П. Философские эпопеи / П. Козловский // Вопросы философии. 2000. - № 4. с. 37 - 53.
72. Козовой, В. Сфинкс / В. Козовой // Социо-логос. М., 1991. -Вып. 1.-С. 382-430.
73. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
74. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк) / И. В. Кондаков. М.: Наука, 1994. - 378 с.
75. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. М.: Политиздат, 1980. - 360 с.
76. Корж, Ю. В. Неоклассицизм / Ю. В. Корж // Культурология. XX век. Энциклопедия / Главный редактор, составитель и автор проекта С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. - Т.2. - С. 85.
77. Красиков, В. И. Смыслы идеи судьбы / В. И. Красиков // Личность. Культура. Общество = Culture. Personality. Soc. М., 2000. - Т. 2, N4. - С. 68-79.
78. Круглова, И. Н. Метафизика судьбы как онтология свободы: автореф. дис. . кандидата наук / И. Н. Круглова / Философские науки : 09.00.01 / Том. гос. ун-т. Томск, 1999. - 16 с.
79. Кувакин, В. А. Критика экзистенциализма Бердяева / В. А. Кувакин. М.: Изд - во МГУ, 1975. - 248 с.
80. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века / В. А. Кувакин. М.: Высшая школа, 1980. - 358 с.
81. Кудрявцев, О. Ф. Представления о фортуне в средние века и в эпоху Возрождения / О. Ф. Кудрявцев, В. И. Уколова // Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. М. : Искусство, 1983. - с. 174 - 202.
82. Кузьмина, Т. А. «Бог умер»: личные судьбы и соблазны секулярной культуры / Т. А. Кузьмина // Фридрих Ницше и философия в России. СПб. : Мифрил, 1999. - С. 133 - 158.
83. Кутырев, В. А. Этюды пессимизма / В. А. Кутырев // Филос. науки. 1997.-N 1.-С. 89-98.
84. Ларкович, Д. Концепт судьбы в литературе русского просвещения / Д. Ларкович // От текста к контексту. Ишим ; Омск : Омский гос. ун-т, 1998. - С. 143 - 149.
85. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. АН СССР. СЛЯ. 1993. - Т. 52. - № 1. с. 3 - 9.
86. Лосев, А. Признавая абсолютную истину / А. Ф. Лосев // Студенческий меридиан. -1991. № 10. - С. 28 - 31.
87. Лосев, А. Что читать по античной культуре / А. Ф. Лосев // Студенческий меридиан. 1987. - № 7. - С. 41 - 46.
88. Лосев, А. Ф. История античной эстетики: ранняя классика / А. Ф. Лосев. М. : Ладомир, 1994. - 544 с.
89. Лосев, А. Ф. Мойры / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М. : Советская энциклопедия, 1992. - Т. 2. - С. 169.
90. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М. : Политиздат, 1991. - 525 с.
91. Лосский, Н. О. Избранное / Н. О. Лосский. М. : Изд-во Правда, 1991.-622 с.
92. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера - история / Ю. М. Лотман. - М., 1999. - 447 с.
93. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М. : Гнозис. Издательская группа «Прогресс», 1992. - 272 с.
94. Лотман, Ю. М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1977. - Вып. 28. - С. 3 - 36.
95. Любомирова, Н. В. Магия русской хандры / Н. В. Любомирова // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1991.-М.: Республика, 1992.-С. 114-142.
96. Лурье, С. Правда отчаяния / С. Лурье // Синтаксис. Париж, 1988.-№23.-С. 104-112.
97. Малеев, К. С. Трагедия как философско-мировоззреченская проблема / К. С. Малеев // Филос. и социол. мысль. Киев, 1990. - N 5. -С. 84-87.
98. Малявин, В. В. Феноменальный ритуал и «тоска одинокого»: (К характеристике культуры император. Китая) / В. В. Малявин // Тринадцатая науч. конф. «Общество и государство в Китае». М., 1982. -ч. 1.-с. 146- 153.
99. Маркс, К. Сочинения: в 46 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.-Л. : Госполитиздат, 1955 - 1969. - Т. 2. - 518 с.
100. Марсель, Г. К трагической мудрости и за ее пределы / Г. Марсель // Проблема человека в западной философии / Составление и послесловие П. С. Гуревича; Общая редакция Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. - С. 404 - 420.
101. Матецкая, А. В. Проблема судьбы в контексте русской культуры: автореф. дис. . канд. филос. наук / А. В. Матецкая / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д, .1997. - 26 с.
102. Метерлинк, М. Сокровище смиренных; Мудрость и судьба / М. Метерлинк / Пер. с фр. Минского Н., Вилькиной JL; Предисл. Розанова В. Томск : Водолей, 1994. - 256 с.
103. Морева, JI. М. Лев Шестов / Л. М. Морева. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 88 с.
104. Морфология культуры. Структура и динамика / Составитель и ответственный редактор Э. А. Орлова. М.: Наука, 1994. - 415 с.
105. Москвин, В. П. Семантическая структура и парадигматические связи полисеманта (на примере слова судьба). Лексикографический аспект / В. П. Москвин. Волгоград : Перемена, 1997.-32 с.
106. Мумриков, А. П. «Духовное» в «светском» как способ понимания судьбы у о. Павла Флоренского / А. П. Мумриков // Вестн. Междунар. слав, ун-та им. Г. Р. Державина. М., 2000. - Вып. 5. - С. 54 -61.
107. Налимов, В. В. В поисках иных смыслов / В. В. Налимов. -М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 260 с.
108. Нестеренко, В. Чудо как событие в слове / В. Нестеренко // Вопросы литературы. 1997. - № 1. - С. 103 - 116.
109. Ницше, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Ницше. М. : Мысль, 1990. -Т. 1-831 е.; Т. 2.-829 с.
110. Омельченко, Н. В. Творческий космос и судьба человека / Н. В. Омельченко // Человек как космический феномен. Ижевск, 1993. - С. 53 -55.
111. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. 1989. - № 4. - С. 171 -182.
112. Панарин, А. С. Коллективная судьба или индивидуальное самоосуществление? / А. С. Панарин // Вестн. РАН. 1992. - N 8. - С. 6 -26.
113. Пелипенко, А. А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.
114. Пешков, И. В. Трагедия русской истории в исполнении декабристов / И. В. Пешков // Апокриф 2. Культурологический журнал. -1990.-С. 90-95.
115. Пигров, К. С. Авантюрное измерение жизненного мира: игра и непоправимость / К. С. Пигров // Вестн. С.-Петербург, ун-та. Сер. 6. Философия, политилогия, социология,- психология, право. С.Петербург, 1992. - Вып. 2. - С. 34 - 38.
116. Положенцев, А. М. Страх человеческого бытия / А. М. Положенцев // Конференция «Социальное бытие, человеческое бытие». -СПб.: Нестор, 1993. С. 33 - 35.
117. Понятие судьбы в контексте разных культур / Ответственный редактор Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1994. - 320 с.
118. Пригожин, И. И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. - 431 с.
119. Психология судьбы: Сб. ст. по глубин, психологии / Под ред. Куликова В. Б. Екатеринбург : УрО РАН, 1994. - Вып.2: / Сост. Бастракова Н.С. и др. - 203 с.
120. Пятигорский, А. М. Индивид и культура / А. М. Пятигорский // Вопросы философии. 1990. - № 5. - С. 93 - 104.
121. Радзиевская, Т. В. Слово судьба в современных контекстах / Т. В. Радзиеская // Логический анализ языка. М. : Наука, 1991. - С. 64 -72.
122. Розанов, В. В. Религия. Философия. Культура / В. В. Розанов. М.: Республика, 1992. - 399 с.
123. Рыбаков, Б. А. Рождение богинь и богов / Б. А. Рыбаков // Кайсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов : «Надежда», 1993. - С. 146-241.
124. Сакун, Ю. П. Иконическое оформление представления о судьбе в контексте древних культур / Ю. П. Сакун // Философия и общество = Philosophy a. society. М., 2003. - N 1. - С. 115 -134.
125. Сакун, Ю. П. Символы судьбы в культуре: автореф. дис. . кандидата наук / Ю. П. Сакун / Философские науки : 09.00.13 / Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. Ростов н/Д, 1999. - 29 с.
126. Селигмен, А. Проблема доверия / Адам Селигмен / Пер. с англ. И. И. Мюрберг, JI. В. Соболевой. М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
127. Сергеева, А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность / А. В. Сергеева. М.: Флинта : Наука, 2004. - 328 с.
128. Сиоран. Искушение существованием / Э. М. Сиоран / Пер. с фр., предисл. В. А. Никитина, редак., примеч. И. С. Вдовиной. М. : Республика; Палимпсест, 2003. - 431 с.
129. Слотердайк, П. Критика цинического разума / П. Слотердайк. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 584 с.
130. Смирнов, И. Бытие и творчество / И. Смирнов. СПб. : Канун, 1996. - 191 с.
131. Смирнов, И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры / И. П. Смирнов. М.: Аграф, 2000. - 544 с.
132. Смирнов, И. П. Человек человеку философ / И. П. Смирнов. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. - 372 с.
133. Соловьев, В. Судьба Пушкина / Владимир Соловьев // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX первая половина XXв.-М.: Книга, 1990. -С. 15-41.
134. Солощенко, JI. Ф., Прокошин Ю. С. Словеса золотые / Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошин // Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI XIX вв. - М. : Московский рабочий, 1991. - С. 5 -33.
135. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. М. : Школа "Языки русской культуры", 1997. - 824 с.
136. Стовбчатый, П. А. Судьба. Фатализм. Смерть: Последнее утешение / П. А. Стовбчатый. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-431 с.
137. Тарасова, И. В. Идея судьбы и ее слагаемые / И. В. Тарасова // Научно-атеистические исследования в музеях. Л. : Искусство, 1984. -С. 116-132.
138. Тиллих, П. Систематическое богословие / П. Тиллих. СПб. : Изд-во «Алетейя», 2005. - 341 с.
139. Топоров, В. Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М. : Научное изд-во «Советская энциклопедия», 1988. - Т. 2. - С. 161-164.
140. Торнтон, У. Мост короля Людовика Святого. День восьмой / Торнтон Уайлдер. -М.: Издательство «Прогресс», 1977. 496 с.
141. Унамуно, М. де. О трагическом чувстве жизни / Мигель де Унамуно. Киев, 1996. - 416 с.
142. Федоров, Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М. : Мысль, 1982.-711 с.
143. Федотов, Г. П. Стихи духовные: Русская народная вера по духовным стихам / Г. П. Федотов. Париж, 1935. - 215 с.
144. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России : Избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. / Г. П. Федотов. СПб. : София, 1992. - Т. 2: / Составление, вступ. ст., примеч. Бойкова В. Ф. -349 с.
145. Финк, Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии / Составление и послесловие П. С. Гуревича; Общая редакция Ю. Н. Попова. М. : Прогресс, 1988. - С. 357 - 404.
146. Флоровский, Г. В. Метафизические предпосылки утопизма / Г. В. Флоровский // Вопросы философии. 1990. - № 10. - С. 78 - 98.
147. Флоровский, Г. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. Вильнюс, 1991. - 560 с.
148. Флэтли, Дж. Москва и меланхолия / Дж. Флэтли // Логос. -2000.-№5-6.-С. 5-17.
149. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Ответственный редактор и автор вступительной статьи И. Д. Рожанский. -М.: Наука, 1989. -576 с.
150. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992.-510 с.
151. Франк, С. Л. Ересь утопизма / С. Л. Франк // Социологические исследования. 1994. - № 1. - С. 126- 134.
152. Хомяков, А. С. Сочинения: в 2 т. / А. С. Хомяков. М. : Медиум, 1994.-Т. 1.-590 с.
153. Хоружий, С. С. Философский процесс в России как встреча философии и православия / С. С. Хоружий // Вопросы философии. -1991.-№5.-С. 26-57.
154. Царев, В. Ю. Стиль и судьба: самодвижение совокупных культурных тел / В. Ю. Царев // Проблемы теории и истории культуры. -М., 1992. С. 89 - 108. - Деп. в ИНИОН РАН 29.01.93, N 47640.
155. Чаадаев, П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма / Чаадаев, П. Я. М.: Наука, 1991. - Т. 2. - 671 с.
156. Чернейко, Л. О. Имя судьба как объект концептуального и ассоциативного анализа / Л. О. Чернейко, В. А. Долинский // Вестник МГУ. Сер. 6. Филология. 1996. - № 6. - С. 20 - 42.
157. Чудновский, В. Э. Смысл жизни и судьба человека / В. Э. Чудновский // ОНС: Обществ, науки и современность. М., 1998. - N 1. -С. 175 - 183.
158. Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Л. Шестов. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1991.-216с.
159. Шестов, Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь) / Л. Шестов. СПб. : Издание М. В. Пирожкова, 1907. - 133 с.
160. Шестов, Л. Киргегард и экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыне) / Л. Шестов. М. : Прогресс - Гнозис, 1992. -304 с.
161. Шестов, Л. Сочинения: в 2 т. / Лев Шестов. М. : Изд-во Наука, 1993. - Т. 1 - 668 е., Т. 2 - 559 с.
162. Шопенгауэр, А. Афоризмы и максимы / А. Шопенгауэр. Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1990. - 288 с.
163. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / О. Шпенглер. -М.: Мысль, 1998.-606 с.
164. Шпет, Г. Г. Сочинения / Г. Г. Шпет. М. : Изд-во Правда, 1989.-602 с.
165. Шпет, Г. Г. Философские этюды / Г. Г. Шпет. М. : Изд. группа «Прогресс», 1994. - 376 с.
166. Штайнфорт, У. Судьба и мораль в философии Хайдеггера / У. Штайнфорт // Вестн. С. Петербург, ун-та. Сер. 6. Философия, политилогия, социология, психология, право. - С.-Петербург, 1992. -Вып. 2.-С. 10-18.
167. Шубарт, В. Европа и душа Востока / В. Шубарт // Общественные науки и современность. 1992. - № 6. - С. 83 - 93.
168. Щеглова, JI. В. Судьбы российского самопознания (П.Я.Чаадаев и Н.В.Гоголь) : монография / Л. В. Щеглова. Волгоград : Перемена, 2000. - 323 с.
169. Эпштейн, М. Поступок и происшествие. К теории судьбы / М. Эпштейн // Вопр. философии. 2000. - N 9. - С. 65 - 77.
170. Эрн, В. Ф. Сочинения / В. Ф. Эрн. М. : Изд-во Правда, 1991.-576 с.
171. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М. : Ренессанс, 1991.-304 с.
172. Якимович, А. К. Магические игры на горизонтальной плоскости / А. К. Якимович // Мировое древо. 1993. - № 2. - С. 121 -136.
173. Яковлев, Е. Г. Заглянуть в самую бездну: О некоторых онтологических чертах русского духа / Е. Г. Яковлев // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. - № 2. - С. 45 - 47.
174. Яковлева, И. В. О взаимосвязи психологических особенностей человека и его жизненного пути / И. В. Яковлева // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб. : Университетская книга, 1998. - С. 187 - 193.
175. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М. : Республика, 1994. - 527 с.
176. Bremer, D. Der Begriff des Schicksals bei Hegel und seine griechischen Ursprünge //Antike und Abendland. B. ; N.Y., 1989. - Bd 35. -S. 24-38.
177. Dufresnois, H. La philosophie del l'exil / H. Dufresnois, Chr. Miquel, P. : L'Harmattan, 1996. - 165 p.
178. Ebeling, H. Das Verhängnis: Erste Philosophie. Freiburg; München : Alber, 1987. - 104 S.
179. Fabro, C. Le «Liber de bona fortuna» de l'«Ethique a Eudeme» d'Aristote et ladialectique de la divine Providence chez saint Thomas // Rev. thomiste. P., 1988. - T. 88, N 4. - P. 556 - 572.
180. Guardini, R. Freiheit Gnade - Schicksal : Drei Kapitel zur Deutung des Daseins. - Mainz: Paderborn: Schoningh: Grunewald, 1994. - 7. Aufl., unverand. - 254 S.
181. Green, W.C. Moira, Fate, Good, and Evil in Greek Thought. -Cambridge Mass., 1944. P. 4.
182. Hahn, K. Schicksal und Gesetz: Betrachtungen zur Unausweichlichkeit des Seinsgesetzlichen. Frankfurt a. M.: Fischer, 1983. -158 S.
183. Handke, P. Die Geschichte des Bleistifts. Salzburg ; Wien, 1982.-216 S.
184. Hertzberg, L. Was Wittgenstein a moral philosopher? // Studia theologica. Oslo, 1997. - Vol. 51, N 2. - P. 144 -155
185. Lowith, K. Samtliche Schriften. Stuttgart: Metzler, 1983.-6171. S.
186. Marramao, G. «Idola» of the postmodern: Untopical considerations on the end (and the principle) of history // Differentia. -Flushing (N.Y.), 1989. N 3/4. - P. 7 - 24.
187. May, R. Freedom and destiny. N.Y.; L. : Norton, 1981. - XI,275 p.
188. Mooney, E.F. Kierkegaard's Job discourse: getting back the world // Intern, j. for philosophy of religion. The Hague etc., 1993. - Vol. 34, N3.-P. 151 -169.
189. Nora, P. Mots-moments / P. Nora, M.Gauchet // Debat. P., 1988.-N50.-P. 171 -189.
190. Rodriguez, A. M. G. Of becoming, fate, and destiny // Philosophy today. Chicago, 2002. - Vol. 46, N 1. - P. 78 - 90.
191. Rosebury, B. Moral responsibility and «moral luck» // Philos. rev. Ithaca (N.Y.), 1995. - Vol. 104, N 4. - P. 499 - 524.
192. Rossi, Ph. J. Moral autonomy, divine transcendence and human destiny: Kant'sdoctrine of hope as a philosophical foundation for Christian ethics// Thomist. Wash., 1982. - vol. 46, N 3. - P. 441 - 458.
193. Rothwell, K. S. Hamlet's «glass of fashion»: power, self, and the reformation // Technologies of the self. L., 1988. - P. 80 - 98.
194. Slaatte, H. A. Time, existence and destiny: Nicholas Berdyaev's Philosophy of time. N.Y. etc. : Lang, 1988. - VIII, 201 p. - (Contemporary existentialism; Vol. 1).
195. Sociology and human destiny: Essays on sociology, religion a. soc. / Ed. by Baum G. N.Y. : Seabury press, 1980. - XIII, 215 p. -(Crossroad book).
196. Stack, G. J. Nietzsche's earliest essays: Translation of and commentary on «Fate and history» and «Freedom of will and fate» // Philosophy today. Celina, 1993. - Vol. 37, N 2. - P. 153 - 169.
197. Talbott, T. Providence, freedom', and human destiny // Religious studies. Cambridge; N.Y., 1990. - Vol. 26, N 2. - P. 227 - 245.
198. Thorslev, P. L. Romantic contraries: Freedom versus destiny. -New Haven; London : Yale univ. press, 1984. IX, 255 p.
199. Turner, B. S. For Weber: Essays on the sociology of fate. -Boston etc.: Routledge & Kegan Paul, 1981. X, 403 p.
200. Wysokinski, R. Zbrodnia kaiy (1): Nietzsche // Edukacja filoz. -W-wa, 1998.-N26.-S. 281 -287.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.