Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Некрасова, Елена Николаевна

  • Некрасова, Елена Николаевна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 263
Некрасова, Елена Николаевна. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1998. 263 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Некрасова, Елена Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

Глава I. Творчество — центральная проблема русской ..русской религиозной философии XX века

1, Философия и искусство -----------------------------------------

2. Теургия как идеал творческого преобразования мира

Глава II. Бытие и проблема метафизического опыта

1. Поворот к бытию как принципиальная смена философской установки

2. Бытие и трансценденция

3. Бытие и откровение____________

Глава III. "Болезнь бытия" и кризис европейского

человечества

1, Утрата бытия и крушение кумиров----------------------------------------

2. Кризис гуманизма и революция—

IV. Проблема человека в русской религиозной

1. Проблема "живого" человека

2. Философская антропология

Глава V. Метафизика человеческого бытия.

1. Вера и знание

2. Метафизическая сущность любви.-----------------------------------------------

3. Этика творчества

4. Смысл жизни: послушание или творчество?

Заключение

Литература-----------------:

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века»

Введение.

Диссертационная работа посвящена анализу малоисследованных в современной отечественной философской литературе идей метафизических идей русских мыслителей.

Задача диссертации — показать, какой значительный и плодотворный вклад внесла русская метафизическая философия в развитие мировой философской мысли: в возрождение онтологии, в разработку проблем человеческого бытия, в постановку проблемы творчества применительно к решению целого ряда метафизических проблем, в развитие философско-поэтического языка, в критику тех форм отчуждения и самоотчуждения человека, которые стали преобладающими в XX веке.

Имея интересную глубокую философию, мы до сих пор сталкиваемся со скептическим отношением к ее основополагающим идеям. Все еще популярно высказывание В.Соловьева, который писал в "Национальном вопросе в России" что в русских трудах по философии все философское вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию, а иногда и совсем ни на что не похоже. И некоторые современные критики и комментаторы утверждают, что в лице русских мыслителей религиозная философия или "передоверила свой разум авторитету ею же самой сконструированного православия..., в служанку которого она превратилась"1, или является некоей разновидностью художественной литературы, поскольку не смогла освободится от образного видения действительности и не приобщилась к рационализму.

1 Барабанов Е.И. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. N 8. С. 113.

На мой взгляд, во многих работах такого рода заметно упорное нежелание признать оригинальную и своеобразную специфику того стиля философствования, который сложился в отечественной мысли в конце XIX -начале XX веков. Поэтому до сих пор нет должного признания и понимания русской философской традиции, особенно русской религиозной философии. Когда-то казалось, что если в России издадут "Архипелаг Гулаг" А.Солженицына, то произойдет духовный переворот, люди в массе своей задумаются, прозреют. Но "Архипелаг" давно вышел массовым' тиражом, а никаких революционных сдвигов в сознании русских людей не произошло, никакого покаяния, никакого осознания прошлого. Те же самые ожидания были и в отношении русской философии: издадут Н.Бердяева, П.Флоренского, С.Булгакова, Л.Шестова — какие глубокие умственные и нравственные сдвиги произойдут в обществе! Или хотя бы в умах российской интеллигенции. Но и после многочисленных публикаций трудов русских философов эти ожидания не оправдались. Видимо утверждение, что нет пророка в своем отечестве, — выражает одно из основных качеств русской ментальности.

Метафизика русской философии не является по своему содержанию чем-то специфически русским, здесь она следует общей линии развития европейской философии. Работы С. Франка, Н.Бердяева, Л.Шестова по метафизике, по проблемам трансценденции и трансцендентального сознания, по диалектике божественного и человеческого относятся к анализу вечных тем философии, а не к злободневным социальным проблемам. Русская религиозная философия была частью европейской философией, но философией своеобразной, со своим национальным отличием. Это отличие видно в ее корнях и истоках, в ее стиле. Сколько бы ни

писали о них как сами русские мыслители, так и их комментаторы (причем откуда только ни выводились корни русского философствования: из учения восточных отцов церкви, из германской мистики — М.Экхарта или Я.Беме или Ф.Баадера и т.д.), на мой взгляд, специфическая особенность русской философии XIX-XX века заключается в ее тесной связи с великой русской литературой. Именно литература определила, как я постараюсь показать дальше, основные темы и мировосприятие русских мыслителей, они и сагми были не только мыслителями, но и литераторами, не только блестящими и яркими стилистами, но и профессиональными писателями (В.В.Розанов). Мне представляется, что А.Пушкин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский в гораздо большей степени определили особенности развития русской философии XX века, чем их непосредственные философские предшественники в России и на Западе. "Философия истории русской интеллигенции, — писал Р.Иванов-Разумник, — есть в то же время отчасти и философия русской литературы. Литература есть тот фокус, в котором собирается бесконечное количество лучей, преломленных жизнью. Русская литература в этом отношении сыграла совершенно особую, неизмеримую по значению роль: условия русской жизни, жизни русской интеллигенции, складывались так, что только в одной литературе горел огонь, насильно погашенный в серой и слякотной общественной жизни русской интеллигенции... Все, что преломляла и отражала жизнь, вся любовь и вся ненависть — все горело ярким огнем в русской литературе, общественная ненависть, политическая борьба, глубокие этические запросы — ничто не было ей чуждо. Русская литература — Евангелие русской интеллигенции"1.

1 Иванов-Разумник Р. История русской общественной мысли. В 5 частях. Часть 1. Петроград. 1918. С. 23.

Я хочу показать далее, что философские концепции русских мыслителей — от концепции бытия до проблемы личности — это философские концепции по содержанию, а их эстетическое или религиозное выражение относятся к стилю философствования. Можно даже говорить, на мой взгляд только об эстетическом стиле, ибо все религиозные размышления и прозрения исследуемых здесь мыслителей также проявляются в специфически эстетическом обрамлении.

Отюда я хочу сделать вывод — самой главной проблемой русской философии была проблема творчества, и с позиций этой проблемы, трактуемой как проблема художественного творчества мира и художественного самотворчества, и решались основные философские вопросы, поднимавшиеся Л.Шестовым, В.Розановым, С.Франком и Н.Бердяевым. Это вовсе не означает, что всю метафизику русских религиозных мыслителей можно свести к эстетической проблематике, но многие метафизические проблемы, рассмотренные с точки зрения искусства и творчества, получают, на мой взгляд, новое звучание, и в их исследовании открываются новые перспективы.

Что касается религиозности русской философии, то она, как и любая серьезная философия, всегда черпала в религиозной мистике тот материал, те питательные соки, которыми живет творческая мысль. Русская религиозная философия в той же мере "служанка" православия, в какой философские доктрины Э.Жилъсона и Ж.Маритена "обслуживают" католицизм, а К.Барта или П.Тиллиха — протестантскую религию. Философская религиозность русских мыслителей не означает поглощение философии религиозной проблематикой, религиозная окрашенность их мысли, также как и эстетическая ориентация есть лишь стиль, форма выражения

философского дискурса. Правда, стиль в данном случае не есть нечто внешнее по отношению к содержанию, он не является чем-то случайным и произвольно созданным, он вырастает из особенностей духовного и культурного развития народа, его нельзя выдумать, он может только сам себя исторически изжить. И в этом смысле он не только определяет форму изложения материала, но и особым образом структурирует содержание.

Собственно, русская религиозная философия ориентируется не столько на православие, сколько на христианство вообще, хотя, несомненно, православные идеи и именно православная мистика играют огромную роль в этих концепциях. Философию прежде всего интересует религиозный опыт, проблема трансцендентности Бога и проблема трансцендентности вообще, возможность богопознания и боговоплощения — то есть важнейшие черты христианской метафизики. Именно религия создала и создает то "высоконапряженное метафизическое поле"', которое вдохновляло и зажигало философскую рефлексию. Автор указанной статьи иг. Вениамин объединяет всех перечисленных выше философов в "христианский экзистенциализм", говоря о том. что их труды привели как бы к новому открытию христианства на экзистенциальном уровне, отвечающем самым глубинным запросам человеческой личности. Именно эти мыслители способствовали возрождению принципа трансцендентности, ибо устранение этого принципа из философм приводит, по мнению иг. Вениамина, к утрате цели движения, без которой любая "интенциональность" неизбежно сводится к психологизму и философскому релятивизму, к окончательному исчезновению философии как жизненной позиции.

1 Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании. (Онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. N 4.

Н.Бердяев в письме протоирею Сергию Четверикову писал, что он всегда больше дорожил званием христианина, чем званием православного. Имя "христианин", по его мнению, более связано с первоисточником и предметом нашей веры, чем имя "православный". Последнее носит формальный характер и вполне соответствует иностранному слову ортодоксальный и может быть применено не только к христианину. Можно быть ортодоксальным мусульманином, ортодоксальным евреем и даже ортодоксальным марксистом. Православие — это сращение христианства с национально-исторической традицией. Это вполне законная историческая индивидуация христианства, она может способствовать духовному обогащению традиции, а может быть и искажением чистоты и универсальности. Очень часто в истории христианская истина смешивалась с языческими суевериями. Вообще церковный национализм, по его мнению, был соблазном русского православия. Бердяев утверждал, что он всегда чувствовал себя во вселенской Церкви, а не в специально русской или византийской. Неизменное, раз и навсегда данное "православное" церковное учение — это, с его точки зрения, миф. В этом своем истолковании оно как раз наименее чисто, наиболее зависит от социальных влияний, исторических эпох, культурного уровня развития общества1.

С.Франк также полагал, что признание сущностной святости за какой-нибудь эмпирической сферой или инстанцией, будь то догмат папской непогрешимости или тенденция признавать национальную церковь единственной и адекватной истиной или стремление в исторически сложившихся относительных формах церковной жизни

1 Бердяев Н.А. Письмо протоирею Сергию Четверикову // Путь. 1936, N 50. С. 45-46.

усмотреть истинное существо благодатной жизни — уже содержит в себе смешение мирского и Божественного1.

Смысл понятия "религиозная русская философия" верно, на мой взгляд, освещает Л.А.Зандер — известный деятель русской православной церкви за рубежом. Православная церковь, по его мнению, в отличие от католической, не знает обязательной философии. Было бы неосторожным преувеличением утверждать, что православие было вдохновением философского творчества П.Чаадаева или А.Хомякова, В.Соловьева или Н.Бердяева. Н.Бердяев открыто признавал себя последователем Я.Беме, С.Франк — >'чеником Кузанца, В.Розанов пытался от Нового завета вернуться к Ветхом}', — но эти "неправославные" корни их философствования нисколько не мешали им быть верными сынами православного учения. Видеть в их творчестве "православную философию" было бы неверно, но можно смело утверждать, что в полноте и разнообразии созданного ими есть элементы православной гносеологии, православной онтологии, православной этики, эстетики и т.д. В этом отношении, по Зандеру, изучение русской философии является увлекательным введением в понимание православия. Правда, нужно различать "простонародное православие" Ф.Достоевского, "барское" К.Леонтьева, "эстетическое" П.Флоренского, "профетическое" Н.Бердяева и т.д. Все эти различные цвета спектра, преломляясь в призме личного опыта, создают единый белый луч православия. .

Специфика данного диссертационного исследования определяется спецификой русской религиозной философии.

1 См. Франк СЛ. Церковь и мир, благодать и закон (К проблеме откровения) // Путь. 1927. N8. С. 10.

: См.: Зандер А.А. Русская религиозная философия и Православная церковь // Вестник РСХД. 1964. N 75. С. 64-65.

Существенной чертой большинства исследуемых здесь представителей является принципиально отсутствие систематичности — здесь нет строгой последовательности вытекающих друг из друга выводов, определенной системы принятых доказательств и опровержений. Зачастую даже нет однозначного употребления терминов. Русских мыслителей больше интересовал не результат, а живой процесс мышления, сама эта философия — попытка выразить мысль в ее постоянном течении, беспокойстве, в ее трепетном, неуловимом облике. "Всякая система, — писал В.Ф.Эрн, — искусственна, лжива и как плод кабинетности меонична... Русские мыслители заняты самой мыслью, а не ее искусственным обрамлением"1. Поэтому анализ такой философии невозможен без пространного изложения основных идей и соображений мыслителей. В данном случае изложение является не пересказом, а способом передачи того неохватьшаемого строгими и точными понятиями мироощущения, того стиля, который выражал неповторимый и своеобразный аромат мудрости русских мыслителей. К тому же, рассмотрение идей и размышлений русских мыслителей под новым утлом зрения поможет, как надеется автор, открыть в них новые оттенки смысла, новую глубину, показать неисчерпаемость подлинно творческой мысли.

Актуальность темы определяется насущной необходимостью изучения наследия, оставленного крупнейшими представителями русской философии. Это прежде всего проблемы метафизики: проблемы творчества, бытия, бытийности человеческого существования, бытийственных основ личности. Философско-художественная разработка этих проблем сделала, на мой взгляд, русскую философию самостоятельной и оригинальной. Именно в

1 ЭрнВ.Ф. Борьба за Логос... //ЭрнВ.Ф. Сочинения. М., 1991. С. 86.

России, в трудах Н.Бердяева и С.Франка, произошел поворот к проблеме бытия, к онтологическим вопросам. Глубокие исследования С.Франка, В.Розанова, Л.Шестова, посвященные аналитике человеческого существования, осуществлялись в том же направлении, что и труды крупнейших европейских метафизиков XX века, но в своей оригинальной и специфической форме. Рассмотрение метафизических концепций названных мыслителей с точки зрения творчества и составляет собственную задачу диссертации, ее авторский замысел.

Что касается степени разработанности темы, то необходимо отметить, что многочисленные работы по истории русской философии, публикуемые в 90-е годы, посвящены в основном социально-политической проблематике русской философии XX века: преодолению марксизма, пророческим предупреждениям о грозящей катастрофе, обличениям русской интеллигенции, поиску своеобразного пути для России и т.д. — то есть, всему тому, что сейчас злободневно и интересно. Но они почти не затрагивают собственно философской проблематики, метафизических проблем русской философской мысли. Но есть, конечно, и исключения, есть серьезные работы, на которые я опиралась в своем диссертационном исследовании. Это прежде всего труды А.В.Ахутина, Н.К.Гаврюшина, А.А.Ермичева, А.Ф.Замалеева, М.А.Маслина, С.М.Половинкина, А.В.Соболева, В.А.Фатеева, С.С.Хоружего и других. В осмыслении метафизических идей русских философов мне помогли также труды философов русского зарубежья: Н.С.Арсеньева, В.В.Вейдле, В.В.Зеньковского, Ю.В.Иваска, В.Н.Ильина, С.А.Левицкого, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна.

Вообще оригинальных и содержательны работ, посвященных метафизике русской религиозной философии за последние десять лет

выходило необычайно мало. Наибольший интерес представляют собой отдельные статьи, затрагивающие метафизическую проблематику русской философии в сборниках ''Pro et contra", издаваемых Русским христианским гуманитарным институтом и посвященных наследию Бердяева, Франка, Флоренского; и работы авторов Санкт-Петербургского альманаха русской философии культуры "Вече" — Т.В.Артемьева, В.А.Ачкасова, А.И.Бродского, В.П.Рожкова, А.М.Сергеева, И.И. Евлампиева и некоторых других. Есть большое количество выступлений на симпозиумах, изданные в виде тезисов, например, материалы II С.-Петербургского симпозиума историков русской философии (Русская философия: Новые решения старых проблем. СПб. 1993.) или III С.-Петербургский симпозиум "Нравственный идеал русской философии (СПб. 1995); или, наконец, материалы Первого российского философского конгресса — везде есть выступления, затрагивающие метафизическую проблематику русской философии, но они очень кратки и фрагментарны. Но до сих пор нет более или менее обобщающей работы, анализирующей метафизику русской философии XX века, метафизические воззрения русских религиозных философов.

Цель диссертационного исследования — показать, что: — метафизика русских религиозных философов XX века —это метафизика человеческой субъективности, вся метафизические проблемы можно, по мнению русских мыслителей, понять и объяснить только через человека, поскольку он является метафизическим существом и только он задается вопросом о сущности мира в целом, только ему завещана тайна бытия, которую он постоянно пытается прояснить;

— русская философия своеобразно развила и продолжила духовный опыт русской литературы, создала удивительный художественный стиль философствования;

— русская философия первая в XX веке решительно повернула к онтологии, к возрождению метафизики как собственно философии, показав ту творческую роль, которую должна играть философия в развитии культуры;

— русские мыслители первыми в Европе выступили против "обнищания'"1 философии, против позитивизма, против подмены философии наукой, показав в своих трудах, к каким противоречиям и нелепостям приводит поверхностная позитивистская трактовка природы, общества, истории и человека, показав опасность, которую несет с собой наступающая бездуховность. Задолго до О.Шпенглера и Х.Ортега-и-Гассета они предсказали появление массового общества, массовой культуры и массового человека, закат Европы и наступление механической цивилизации;

— русская философия первая разоблачила соблазн революции, показав в "Вехах", "Из глубины" и других работах наступление нового варварства, которое несет в себе коммунизм, предсказав трагедию народа, заменившего идеал богочеловечества идеалом человекобожества, попытавшегося устроить рай на земле, заменить подлинное творчество, творчество духовных ценностей социальным исевдотворчеством;

— вышеприведенных авторов, несмотря на их внешние различия и самоназвания, можно отнести к экзистенциально-онтологической традиции. Поэтому из всех русских мыслителей, которых обычно относят к религиозной философии XX века, я выделила Н.Бердяева, В.Розанова, С.Франка и Л.Шестова, как метафизиков, в отличие от других представителей этого течения, у которых религиозная

проблематика преобладала над философской. Глубокий интерес к бытию и человеку, находящемуся в поисках бытия, объединяет всех этих мыслителей, и в самых главных своих идеях, касающихся этой сферы, они удивительно схожи. Схожи они и в своем отношении к проблеме творчества, они считали ее центральной проблемой философии, отталкиваясь от которой, можно точнее и глубже понять основные метафизические проблемы;

— русская философия характеризуется "беспочвенностью" или отсутствием твердой почвы. Почва в годы расцвета русской мысли уже горела, по выражению Н.Бердяева, не бьпо устойчивого органического быта; во всех смыслах — духовном и социальном — философы жили в предреволюционную эпоху. Отсюда эсхатологическая и апокалиптическая окраска мысли, обращенность к концу, которая сопровождалась и обращением к истокам. Отсюда стремление успеть сказать самое важное, предупредить и заклясть наступающую грозу, отсюда ригористический и профетический тон многих произведений, что часто ставилось в упрек русской философии;

— "беспочвенность" русской философии породила и ее теургическую направленность: выражение Ф.Достоевского о том, что красота может спасти мир, трансформировалось в русской философии XX века в положение о том, что только творчество, преобразующее человека и мир, может спасти и возродить культуру.

Научная новизна диссертации заключается в том, что

— в исследовании прослежены связи между русской философией и русской литературой, показаны роль и значение проблемы творчества в философской рефлексии, подвергнута детальному анализу проблема теургического творчества;

— во вторых, в проведенном исследовании впервые обобщены онтологические идеи виднейших представителей русской религиозной философии;

— в диссертации анализируется проблема человеческого бытия в трудах Н.А.Бердяева, В.Розанова, С.Франка, Л.Шестова, и показывается общность поисков этими философами бытийственных основ человеческой личности.

— в работе рассматриваются исследования русских мыслителей относительно сущности человека в его основных отношениях — к бытию, к Богу, к другой личности, к обществу.

— обсуждается основные категории человеческого бытия: вера, любовь, творчество, мораль, поиски смысла жизни,

— показывается, что все метафизические проблемы русской философии, касающиеся су щности бытия вообще, человеческого бытия и его основных категорий, помимо общефилософского значения, имеют еще и глубокий эстетический смысл, и именно этот смысл придает им оригинальность и новизну.

В отношении практической значимости нужно отметить, что материалы и выводы диссертации в определенной мере заполняют пробел в российской философской критической и комментаторской литературе, посвященной творчеству русских религиозных мыслителей XX века. Они могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по истории русской философии, в подготовке учебных программ и пособий по истории философии. Материалы диссертации опубликованы в монографиях и статьях, которые могут быть использованы в практической работе преподавателей вузов.

Работа была апробирована на кафедре истории русской философии Российского государственного гуманитарного

университета. Ее идеи послужили темой докладов автора на многих научных конференциях. Например: ''Философские традиции в ее экзистенциальных и культурных измерениях" (Москва, РГГУ, 1994); "Нравственный идеал русской философии" (1П Санкт-Петербургский симпозиум историков русской фитософии. СПб, 1995); "Диалог цивилизаций: Восток-Запад" (Третий международный философский симпозиум. Москва, 1997.) и других.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Некрасова, Елена Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы;

1. Проблемы, поднятые в трудах Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и С.Франка не утратили своей актуальности. Спор между позитивистами и метафизиками по-прежнему не утих, по-прежнему продолжается кризис в философии, еще более обострившийся в связи с общим кризисом культуры. Остается надеяться, что идеи по преодолению этого кризиса, выдвинутые в начале века русскими философами, получат рано или поздно широкое распространение и признание и тем или иным образом смогут повлиять на духовную ситуацию эпохи.

2. Проблемы бытия, в том числе человеческого бытия, философская антропология, проблемы онтологии сознания — во всех этих сферах русская религиозная философия сказала свое веское слово. Многие исследования отечественных мыслителей, хотя они проводились в первой половине XX века, ничуть не устарели на сегодняшний день. Философская культура Бердяева, Франка, Розанова, Шестова выражалась еще и в том, что темы, поднимаемые ими, были подлинно метафизическими темами, бесконечными по своей сложности, темами, которые не могут быть когда-либо окончательно разрешены, но попытки их разрешения всегда будут изменять и совершенствовать самого человека. Его совершенствование — тоже шаг в разрешении вечных метафизических проблем.

3. Специфика русской философской мысли заключается в огромной влиянии на нее великой русской литературы, у которой философия училась глубине проникновения в человеческую природу. Русская мысль стремилась разработать философию, принципиально ориентированную на искусство, а не на науку, ибо в философии, по мнению отечественных мыслителей, личность творца запечатлевается не менее, чем в поэзии или живописи.

4. Творчество — центральный пункт философствования для исследуемых здесь мыслителей. Только творчество оправдывает существование человека, и только через творчество существуют для человека такие вещи, как любовь, вера, мораль, ум, свобода. Все, на чем не лежит печать человеческого свободного творчества, все, что не превратилось этий творчеством, в каком-то смысле, в произведение искусства — социальные порядки, стили мышления, картины миры — все это не имеет ни смысла, ни ценности, все это мертвое, подавляющее человеческую жизнь.

5. Метафизика русской религиозной философии — это создание эстетического мифа, согласно которому мир должен быть художественным произведением и только в качестве такового заслуживает оправдания. Данный миф — это особо реализуемая эстетическая и художественная структура, помогающая вырваться за пределы эмпирической данности и интуитивно открыть горизонты нового бытия. Отсюда большой интерес русских мыслителей к проблеме теургии, не как к реальному учению о творении мира по законам красоты, но как к эвристическому принципу понимания внутреннего смысла развития культуры.

6. Подробное исследование творчества русских философов актуально еще и потому, что сегодняшняя ситуация напоминает ту атмосферу экономического, культурно и экзистенциального кризиса, в которой работали и жили вышеупомянутые отечественные мыслители. Анализ причин кризиса, проведенный ими, уровень философского осмысления эпохи, места и роли в ней человека, его основных отношений: к обществу, государству, к Богу, пути преодоления отчуждения личности от своих бытийственных корней — все это дает высочайшие образцы стиля и способов философствования. Этим определяется насущная нужда в тщательном исследовании доставшегося нам наследства, нужда не только в том, чтобы понять и осмыслить опыт предков, но прежде всего в том, чтобы понять самих себя, свои сегодняшние проблемы и противоречия. При анализе текстов русских религиозных мыслителей становится понятным, какие грандиозные задачи необходимо решить в деле духовного возрождения России, ибо совесть, любовь, вера, смысл жизни давно и для очень многих стали только словами, известными, понятными, но не несущими никакой личной экзистенциальной нагрузки, не пробуждающими творческого отклика или хотя бы удивления перед их вечной загадочностью. Человеческая личность, ее достоинство, ее божественная природа вообще не являются для большинства людей проблемой, над которой стоит ломать голову: неуважение к личности, к ее внутреннему миру, к его индивидуальной свободе является неотъемлемым фактором и политики государства и взаимоотношений в частной жизни.

7. В диссертации приводилась мысль Франка о субстанциальности добра, о том, что оно является реальностью, что его надо добывать, им надо обладать, чтобы помогать другим людям. Работа русских религиозных философов и есть накопление добра, которым живет и сейчас русская культура. И то, что она еще живет, оставляет надежду на ее новый блистательный взлет, в котором она покажет всему миру наглядный пример действия трансцендентных божественных сил, побеждающих хаос, бессмысленность и смерть.

Данное исследование не претендует на сколько-нибудь завершенное раскрытие темы, не претендует на то, что попытка автора рассмотреть основные метафизические проблемы русской философии через проблему творчества является единственно правильной, но автор надеется, что его усилия послужит вкладом в уяснение этой сложнейшей и многогранной проблемы.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Некрасова, Елена Николаевна, 1998 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев H.A. Философия свободы. М: СП "МКС Плюс" 1990.

2. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль 1990.

3. Бердяев H.A. Философия неравенства. М: ИМА-ПРЕСС. 1990.

4. Бердяев H.A. Русский духовный Ренессанс начала XX в. и журнал "Путь" (К десятилетию "Пути") // Н.А.Бердяев о русской философии. Ч. 2. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та. 1991.

5. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика. 1993.

6. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Там же.

7. Бердяев H.A. Смысл творчества // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и иску сства. В 2 томах. T.l. М.: Искусство. 1994.

8. Бердяев H.A. Спасение и творчество // Там же. Т. 1.

9. Бердяев H.A. Конец Ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа // Там же.

10. Бердяев H.A. Новое Средневековье // Там же.

11. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского // Там же. Т. 2.

12. Бердяев H.A. Кризис искусства / Там же. Т. 2.

13. Бердяев H.A. Пикассо Там же. Т. 2.

14. Бердяев H.A. Мутные лики /7 Там же. Т. 2.

15. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика. 1995.

16. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Там же.

17. Бердяев H.A. Два понимания христианства: (К спорам о старом и новом в христианстве) // Православная община. М., 1995. № 5.

18. Бердяев H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: РХГИ. 1996.

19. Бердяев H.A. Письмо протоирею Сергию Четверикову // Путь. 1936. №50.

20. Бердяев H.A. Письмо Л.Шестову // Мосты. 1961. № 8.

21. Розанов В.В. Природа и история. СПб., 1900.

22. Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей // В.В.Розанов Т.1. Религия и культура. М.: Правда. 1990.

24. Розанов В.В. Темный лик. Метафизика христианства // Там

же.

26. Розанов В.В. Русская церковь // Там же.

25. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства // В.В.Розанов. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Правда. 1990.

23. Розанов В.В. Кое-что новое о Пушкине // Пушкин в русской философской критике. М.: Книга. 1990.

27. Розанов В.В. Опавшие листья // В.В.Розанов. О себе и жизни своей. М.: Московский рабочий. 1990.

28. Розанов В.В. Уединенное // Там же.

29. Розанов В.В. Смертное // Там же.

30. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени // Там же.

31. Розанов В.В. Перед Сахарной // В.В.Розанов. Религия. Философия. Культура. М.: Республика. 1992.

32. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. СПб., 1994.

33. Розанов В.В. Мимолетное. 1915 год // В.В.Розанов. Собрание сочинений. Мимолетное. М.: Республика. 1994.

34. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного Н В.В.Розанов. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. М.: Республика. 1995.

35. Розанов В.В. Магическая страница у Гоголя // В.В.Розанов. Собрание сочинений. О писательстве и писателях. М.: Республика. 1995.

36. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни- в русской философии. СПб. 1995.

37. Розанов В.В. "Легенда о Великом Инквизиторе" Ф.М.Достоевского // Собрание сочинений. М.: Республика. 1996.

38. Мимолетное. 1914 // В.В.Розанов. Когда начальство ушло. Собрание сочинений. М.: Республика. 1997.

39. Франк С.Л. Церковь и мир, благодать и закон. (К проблеме откровения) // Путь. 1927. N 8.

40. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж.: УМСА-РКЕББ. 1956.

41. Франк С.Л. О природе душевной жизни // С.Л.Франк. По ту сторону правого и левого. Париж.: УМСА-РЯЕББ. 1972.

42. Франк С.Л. О задачах познания Пушкина//Пушкин в русской философской критике. М.: Книга. 1990.

43. Франк С.Л. Из размышлений о русской революции // Новый мир. 1990. № 4.

44. Франк С.Л. Крушение кумиров // С.Л.Франк. Сочинения. М.: Правда. 1990.

45. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Там же.

46. Франк C.JI. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // С.Л.Франк. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992.

47. Франк С.Л. Смысл жизни // Там же.

48. Франк С.Л. Свет во тьме // Там же.

49. Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления // Там же.

50. Франк С.Л. Философские отклики. Новая книга Бердяева // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн.1. Спб.: РХГИ. 1994.

51. Франк С.Л. Предмет знания. Об ойновах и пределах отвлеченного знания // С.Л.Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука. 1995.

52. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Там же.

53. Шестов Л. Шекспир и его критик Брандес. СПб., 1898.

54. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше. СПб., 1900.

55. Шестов Л. Достоевский и Нитше (Философия трагедии). СПб., 1903.

56. Шестов Л. Начала и концы. Сборник статей. СПб., 1908.

57. Шестов Л. Великие кануны. СПб. б/г

58. Шестов Л. Письмо Н.А.Бердяеву // Мосты. 1961. N 8.

59. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления. Л., 1991.

60. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М.: Прогресс - Гнозис. 1992.

61. Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Сочинения. В 2 томах. Т.1. М.: Наука. 1993.

62. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Там же.

63. Шестов Jl. На весах Иова // Шестов Л. Сочинения. В 2 томах. Т.2. М.: Наука. 1993.

64. Вехи. Из глубины. М: Правда. 1991.

65. Арсеньев Н.С. Памяти С.Л.Франка // Вестник РСХД. Париж. 1955. N 6.

66. Арсеньев Н.С. Франк как мистик // Возрождение. 1971. N 231.

67. Артемьева Т.В. Категории росссийской метафизики // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1995. Вып. 2.

68. Барабанов Е.И. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. N 8.

69. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова: По переписке и воспоминаниям современников. В 2-х т. Париж. 1983.

70. Белый А. Революция и культура // Белый А. Символизм как миропонимание. М: Республика. 1994.

71. Белый А. О теургии // Новый путь. 1903. № 9.

72. Бродский А.И. По ту сторону текста (Литература и реальность в свете литературной критики середины XIX в.) // Философия реализма. Из истории русской мысли. Спб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1997.

73. Булгаков С.Н. Труп красоты // Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Наука. 1993.

74. Булгаков С.Н. Искусство и теургия // Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика. 1994.

75. Булгаков С.Н. Сны Геи // Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика. 1996.

76. Вениамин (Новик), игумен. О православном миропонимании. (Онтологический аспект)//Вопросы философии. 1993. N4.

77. Васильев Б.В. Русская религиозная философия и проблема человека // Русская культура на межконфессиональных перекрестках.

Л/í 1 QQ<

i*л., íyyj,

78. Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. М.: Школа "Языки русской культуры". 1997.

79. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. N 1.

80. ГалкОвский Д.Е. Бесконечный тупик. М.: Самиздат. 1997.

81. Галыдева P.A. О миссии и месте русской философии // Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940. В 2-х кн. М., 1994. Кн. 1.

82. Губин В.Д. В.В.Розанов и его учение о человеке // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып.5. 1996.

83. Гулыга A.B. "Философия есть тоже поэзия" (Достоевский-мыслитель) // Наш современник. М., 1996. № 11.

84. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., Соратник. 1995.

85. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX вв). Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 1995.

86. Ермилова Е.В. Поэзия "теургов" и принцип "верности вещам"//Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -начала XX века. М., 1975.

87. Зеньковский В.В. Проблема творчества. По поводу книги Н.А.Бердяева "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1994.

88. Зеньковский B.B. Эстетические воззрения Вл.Соловьева //Новый журнал. N. Y. 1956. № 47.

89. Замалеев А..Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1995.

90. Зандер A.A. Русская религиозная философия и Православная церковь // Вестник РСХД. 1964. N 75.

91. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика. 1997.

92. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж. 1991.

93. Евлампиев И.И. Антропология Достоевского 7 Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1997. Вып. 8.

94. Иванов Б. Русские в философии (Русск&ч интеллигенция и экзистенциализм) // Преображение. СПб. 1994. Вып. 2.

95. Иванов В.И. Экскурс. Основной миф в романе "Бесы". // Иванов В.И. Лик и личины России. Эстетика и литерату рная теория. М.: Искусство. 1995.

96. Иванов В.И. Достоевский (Трагедия — миф — истина) // Там

же.

97. Иванов В.И. О границах искусства // Иванов В.И. Борозды и межи. М.: Мусагеть. 1916.

98. Иванов-Разумник Р. История русской общественной мысли. В 8 частях. Петроград.: Революционная мысль. 1918.

99. Иваск Ю. В. Розанов и о. П.Флоренский // Вестник РСХД. 1956. N42.

100. Ильин В.Н. Специализация и стиль — Ремизов и Розанов // Возрождение. 1964. N 147.

101. Ильин В.Н. Семен Людвигович Франк и русская философия // Возрождение. 1966. N 172.

102. Карякин Ю. Достоевский и канун 21-го века. М., 1989.

103. Козлова О.В. Свобода и сознание в русской экзистенциальной философии // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996.

104. Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Л., 1991.

105. Крохина Н.П. Эстетика символа и мифа Вяч. Иванова. М.: ИНИОН. 1990. 48 с.

106. Косевич Е. Проблематика тела, пола и любви в русской религиозной мысли XIX - начала XX века // Русская культура и мир. Ниж. Новгород. 1993.

107. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990.

108. Крюков В.М. Вокруг России: синтакис Василия Розанова // Вопросы философии. 1994. № 11.

109. Курдюмов М. О Розанове. Париж. 1929.

110. Курочкина Л.Я. Проблема творчества в русской философии начала XX века // Новые идеи в философии. Пермь. 1966. Вып. 4.

111. Лавров A.B. Мифотворчество "аргонавтов" // Миф — Фольклор — Литература. Л., 1978.

112. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн.1. Спб.: РХГИ. 1994.

113. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон. 1996.

114. Ломакин С.К. Достоевский как великий философ // Экология культуры и образования: филология, философия, история. Тюмень. 1997.

115. Лосев Ф.Ф. Русская философия // Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М., 1990.

116. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда. 1990.

117. Лосский Н О. История русской философии. М.: Советский писатель. 1991.

118. Лотман Ю. М. Беседы о дворянской культуре. М., Искусство -СПб. 1994.

119. Минц З.Г. Понятие текста и символистская эстетика/УВсесоюзный симпозиум по вторичным моделирующим системам. 1 (5). Тарту, 1974.

120. Минц З.Г., Пустынина Н.М. "Миф о пути" и эволюция писателей-символистов // Творчество A.A. Блока и русская культура XX века. Тарту, 1975.

121. Минц З.Г. О некоторых неомифологических текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник. III. Ученые записки Тарту ского университета. Тарту, 1979.

122. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология плти). М.: Ad marginem. 1995.

123. Морева Л.М. Лев Шестов. Л., 1991.

124. Некрасова E.H. Проблема человека в русском экзистенциализме И Человек как философская проблема. Восток — Запад. М.: РУДН. 1991.

125. Некрасова E.H. Семен Людвигович Франк // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1995. Вып. 2.

126. Некрасова E.H. Живая истина. Метафизика человеского бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис. 1997. 160 с.

127. Николюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов. М., 1990.

128. Ницше Ф. Происхождение трагедии или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990.

129. Новикова ЛИ,, Сиземская И.Н. Введение в философскую антропологию Николая Бердяева // Человек. М., 1997. № 3.

130. Носов С. В.В.Розанов: Эстетика свободы. СПб., 1993.

131. Письма В.В.Розанова к Э.Голлербаху. Берлин. 1922.

132. Плотников Н.С. С.Л.Франк о М.Хайдеггере // Вопросы философии. 1995. № 9.

133. Полторацкий Н. Русская идея Н.А.Бердяева // Н.А.Бердяев: pro et contra. Кн.1. Спб.: РХГИ. 1994.

134. Полторацкий Н. Бердяев и Россия: Философия истории России у Бердяева. Париж. 1967.

135. Померанц Г. Открытость бездне: Этюды о Достоевском. Нью-Йорк. 1989.

136. Померанцев Ю. Бердяев и современный мир // Мосты. 1961.

N7.

137. Ремизов A.M. Кукха. Письма Розанова. Париж. 1922.

138. Руднев Д. Встреча с Розановым // Грани. 1972. N 83.

139. Русская религиозная философская мысль XX века. Питгсбург. 1975.

140. Русская философия: Очерки истории: А.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Э.Л.Радлов, Г.Г.Шпет. Свердловск. 1991.

141. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). М., Изд-во РОУ. 1996.

142. Сергеев A.M. Онтологические основания культуры в религиозной, философско-эстетической мысли конца XIX - начала XX вв. Дисс...канд. фил. наук. СПб., 1991. 18 с.

143. Сергеев A.M. Платоновский путь русской метафизики конца XIX - начала XX века // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб., 1997. Вып. 8.

144. Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия // Вопросы философии. 1994. N 1.

145. Соловьев B.C. Первое начало теоретической философии // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль. 1990.

146. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Там же. Т. 2.

«

147. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Там же. Т.

2.

148. Соловьев B.C. Смысл любви // Там же Т. 2. М., 1990.

149. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., Алетейя. 1995.

150. Степун Ф.А. Вера и знание в философии С.Л.Франка // Новый журнал. 1965. № 81.

151. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии. 1997. № 1.

152. Трубецкой E.H. Свет Фаворский и преображение ума // П.А.Флоренский. Pro et contra. Спб.: РХГИ. 1996.

153. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика. 1994.

154. Фатеев В.А. В.В.Розанов. Жизнь. Творчество. СПб. 1992.

155. Философия духа Н.А.Бердяева. Frankfurt а. М. 1972.

156. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1 (1).

М.: Правда. 1990.

157. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс.: Вильтис. 1991. 599 с.

158. Целма Е. Теургическое беспокойство русской философии (конец XVIII - первая треть XIX в.) // Русская культура на межконфесиональных перекрестках. М., 1985.

159. Черный Ю.Ю. Методологические основы философии Бердяева // Вестник Московского ун-та. серия 7, Философия. М.,

1996. № 6.

160. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. Соч. в 2 т. Т.1. М: Мысль. 1987.

161. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль. 1966.

162. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.: Прогресс. 1994.

163. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. N 5.

164. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // Сочингения. М.: Правда. 1991.

165. Юрьева 3.0. Андрей Белый. Преображение жизни и теургия/ЛРусская литература. 1992. №1.

166. Crone A. L. Rosanov and the end of literature: poliphony and the dissolution of deine in "Solitaria" and "Fallen leaves". Wurzburg. 1978.

167. Depermann M. Andrej Belyjs ästhetische Theorie des schöpferischen Bewusstseins: Symbolisierung und Krise der Kultur um die Jahrhundertwende. München. 1982.

168. Glasser R. Die Frage nach Gott in der Philosophie S.L. Franks. Wurzburg. 1975.

169. Rosenthal B. Nietzsche in Russia. Princenton. 1986/

170. Stammler H. Rosanov als Philosoph. Glessen. 1984.

171. Tannert R.L. Zur Theorie des Wissens. Bern — Frankfurt a.M. 1973.

172. West J. Russian Symbolism. A study of Vjacheslav Ivanov and Russian symbolist aesthetic. L., 1970.

\ /1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.