Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович

  • Лямцев, Евгений Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 132
Лямцев, Евгений Владимирович. Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2007. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович

Введение.

Раздел 1.

Основные особенности антропологической философии Н.А.Бердяева.

Раздел 2.

Персонализм Н.А.Бердяева и отечественная философская традиция.

Раздел 3.

Экзистенциальный персонализм Н.А.Бердяева и французский персонализм.

Раздел 4.

Человек и мир, свобода и творчество в философских концепциях Н.А.Бердяева и А.Камю.

Раздел 5.

Философско-антропологические воззрения Н.А.Бердяева в современных оценках и интерпретациях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли»

Актуальность темы исследования. Ускоряющиеся с каждым днем темпы развития современного мира в конце XX - начале XXI вв. из прогнозов будущего переросли в реальность настоящего. Происходящие в российском обществе трансформации, органически связанные с изменениями в самосознании людей, потребовали выработки новых мировоззренческих парадигм. В этой ситуации происходит расширение поля интеллектуального поиска, осознание амбивалентности достижений культуры. Формируются социально и гуманитарно ориентированные философские концепции, что приводит к уменьшению влияния тех мировоззренческих построений, которые носили преимущественно сциентистский характер.

Характерной особенностью новой эпохи является обращение значительной части наших соотечественников к идейному и духовному наследию отечественной культуры, ее философским основам. Вместе с тем, внимание к традиционным культурным истокам не может не учитывать современных достижений Запада, вторжение которых в нашу общественную жизнь и в наше сознание стало самоочевидной реальностью. Поэтому можно с уверенностью говорить, что современную тенденцию наиболее адекватно предвосхитили те классики отечественной мысли, которые проповедовали не одну из крайностей - то ли национальной самодостаточности, то ли, напротив, однозначно западнической ориентации, - а исходили из принципа разумного сочетания «своего» и «чужого», видя проявления такого соотношения и в объективном ходе истории России, и усматривая в нем залог ее дальнейшего успешного развития.

К представителям именно такой мировоззренческой и социокультурной ориентации относится целая плеяда русских мыслителей «серебряного века», идейных последователей Вл.Соловьева, Ф.М. Достоевского. Основная ее часть вынужденно оказалась за пределами Родины, продолжая свое творчество в европейской культурной среде. Среди них особенно выделяется фигура Н.А.Бердяева, в лице которого, по словам его современника Л.Шестова, «русская философская мысль впервые предстала перед судом Европы или, пожалуй, даже всего мира»1.

Философия Бердяева - персонализм, или философия личности. В своей философской автобиографии мыслитель подчеркивал: «я всегда был персоналистом» . Вместе с тем, в философской литературе имя Н.А. Бердяева прочно связывается с религиозным направлением философии экзистенциализма. В статье для немецкого «Словаря философов» он писал: «Философия моя экзистенциального типа, если пользоваться современной терминологией»3. Автор книги о философах XX века А.Хюбшер, обобщив эти определения, следующим образом охарактеризовал философию Бердяева: «Это персоналистское, если угодно, - экзистенциально-философское мышление.»4. Сообразно этим характеристикам в диссертации к философии русского мыслителя вполне корректно применяется определение экзистенциальный персонализм.

Современная актуальность творчества Бердяева обусловлена прежде всего тем, что предметом его философского осмысления была проблема человека, поиск истинного смысла его бытия, что находило созвучие с идеями как целого ряда его соотечественников, так и многих западных мыслителей. Можно сказать, что в сочинениях Бердяева произошла плодотворная «встреча» отечественной и западной философских традиций. И, бесспорно, тема человека, его способности к положительному творчеству,

1 См.: Н.А.Бердяев: pro et contra. - Кн.1. - СПб., 1994. - С. 411.

2 Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М., 1990. - С. 90.

3 Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб,

1994.-С. 23.

4 Хюбшер А. Мыслители нашего времени. - М., 1962. - С. 73. к проблеме свободного деятельного выбора между добром и злом остается неизменно актуальной в наши дни.

Поиск нового смысла бытия обращает взоры современников к персо-налистической и экзистенциалистской традициям, которые открыли бесконечную глубину человеческого «Я», личностного начала. Именно представители данного направления философии попытались помочь человеку обрести веру в себя, придать ему импульс решимости, готовности бросить вызов обессмысленности своего существования.

В нынешнем российском обществе, где происходит поиск социальной, политической, культурной идентичности, все большую актуальность приобретают исследования экзистенциально-персоналистической парадигмы, форм ее воздействия на методологическую, принципиально-смысловую сферы человеческого бытия. Экзистенциальный персонализм в рамках су- > ществующих проблем, обусловленных первенством в жизни человечества принципов антропоцентризма, предстает как активно развивающаяся парадигма, которая, будучи самостоятельным философским направлением, отстаивающем интересы человека в его отношениях с миром и с самим собой, претендует на то, чтобы стать идейным подспорьем для современного человека, обеспокоенного поисками смысловых ориентиров в условиях техногенной современности.

Степень разработанности проблемы. За более чем сто лет, прошедших со времени начала творческого пути Н.А. Бердяева, о нем и его философии создана обширная литература, которая продолжает пополняться. Исследованию его сочинений посвящены многочисленные публикации современников философа, которые печатались как в дореволюционных российских изданиях, так и в литературе русского зарубежья. Среди них следует назвать прежде всего работы Н.Р. Антонова, А.А. Богданова, В.В. Вейдле, В.В. Зеньковского, Вяч. Иванова, И.А. Ильина, С.А. Левицкого,

Н.О. Лосского, А.В. Луначарского, Н.К. Михайловского, Н.П. Полторацкого, В.В. Розанова, Ф.А. Степуна, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, Льва Шестова, В.Ф, Эрна5, в которых творчество Бердяева было подвергнуто многостороннему, нередко критическому, анализу.

Антропологическая проблематика, близкая той, что составляла основное содержание философских воззрений Н.А. Бердяева, разрабатывалась в творчестве мыслителей, сочинения которых представляют собой отечественный контекст, в рамках которого в данной работе рассматривается тема персонализма. В ряде их трудов затрагиваются те или иные аспекты творчества Бердяева, что представляет интерес как с точки зрения выяснения их отношения к его идеям, так и с позиции сопоставления взглядов этих мыслителей с бердяевской точкой зрения на сущность человеческой личности, проблему свободы, творческого призвания человека. Речь прежде всего идет о таких философах, как Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.Шестов6.

Признание персоналистических, экзистенциалистских взглядов русского мыслителя в кругах западной философской, общественной и теологической мысли отражено в многочисленных публикациях и исследованиях немецких, французских, американских ученых, философов, историков, публицистов, таких как Е.Аллен, Р.Баласубраманиан, Дж.Вернгейм, В.Герберг, В.Дитрих, П.Клайн, О.Клемент, Ф.Коплстон, К.Михельсон, Г.Штерн и других зарубежных исследователей и мыслителей, постигавших

5 См.: Работы о Н.А. Бердяеве (русские дореволюционные издания и литература русского зарубежья) // Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. Кн. 1. - СПб., 1994. С. 563570.

6Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., 1993; Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Бог и мировое зло. - М.: Республика, 1994; Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. - М.: Политиздат, 1991; Несмелое В.И. Наука о человеке. - Казань: изд-во Заря-Тан 2000; Франк С. Л. Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992; Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. - М.: ACT, 2000 и др. суть воззрений русского философа как при жизни, так и в настоящее вре7

МЯ .

В современных трудах о Бердяеве отмечаются особенности и различные аспекты - от биографических, отражающих вехи творческого пути философа (публикации О.Г.Волкогоновой, А.В. Вадимова, А.В. Гулыги, Н.К. Дмитриевой, А.П. Моисеевой и др.8) до исследования основ персона-листической философии, осмысления принципов философского мировоззрения Бердяева, его размышлений о феномене человека, проблеме личности, свободы, творчества, о смысле истории и исторической судьбе России - к таковым относятся работы Л.И.Бородина, О.В. Вишняковой, П.П. Гай-денко, Т.А. Двуреченской, И.И. Евлампиева, А.А. Ермичева, Ю.П. Ивони

7 Allen E.L. Freedom In God: A Guide to the Thought of Nicholas Berdyaev. - Folcroft, Pennsylvania: Folcroft Library Editions, 1973; Balasubramanian R. The Personalist Existentialism Of Berdyaev. - Madras: University of Madras, 1970; Clement 0. Berdiaev, Un Philosophe Russe En France. - Paris: Desclee de Brouwer, 1991; Coates J.5.The Crisis Of The Human Person: Some Personalist Interpretations. - London, New York and Toronto: Longman's, Green and Company, 1949; Copleston F.C. Philosophy In Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. - Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame, 1986; Dietrich. W. Provokation der Person: Nikolaj Berdjajew. - Berlin,1974-1979. - Bd. I-V; Klein P. Die Kreative Freiheit Nach Nikolaj Berdjajew : Zeichen D. Hoffnung in E. Gefallenen Welt. - F. Pustet, 1976; Michalson C. Christianity and the existentialists. - New York: Charles Scribner's Sons, 1956; Herberg W. Four Existentialist Theologians: A Reader from the Works of Jacques Maritain, Nicolas Berdyaev, Martin Buber and Paul Tillich. - Garden City New York: Doubleday, 1958; Segundo J.L. Berdiaeff. Une refkexion chretienne sur la personne. -P., 1963; Slaate H.A. Personality, Spirit And Ethics: The Ethics of Nicholas Berdyaev. - New York, P. Lang Publisher, 1997; Stern H. Die Gesellschaftsphilosophie N.Berdjajews. - K., 1966; Wernham J.C.S. Two Russian Thinkers: An Essay in Berdyaev and Shestov. - Toronto: University of Toronto Press, 1968 и др.

8 Волкогонова О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография. - М., Издательство МГУ, 2001; Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание: (К биографии философа) //Вопр.философии.--1991.--№1; Галахтин М.Г. Бердяев и Россия: Опыт постановки вопроса // Из истории религиозной философии в России, XIX - начало XX вв. -М., 1990; ГулыгаА.В. Творцы русской идеи. - М.: Молодая гвардия, 2006; Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа. Николай Бердяев. Жизнь и творчество. - М.: Высшая школа, 1993; Кузнецов П. Николай Бердяев: штрихи к портрету //Ступени. -1991. -№1; Свинцов В. Изгнание-1922.Николай Бердяев (О жизни и творчестве философа в эмиграции) // Вестн.высш.шк.,1991; Н. А. Бердяев: Pro et contra. Кн. 1. - СПб., 1994; Титаренко С.А. Н. Бердяев. -М.: МарТ, 2005 и др. на, Н.В. Мотрошиловой, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, В.В. Сербинен-ко, М.В. Силантьевой, Н.П. Шевцовой и др.9

Постижение смыслов французских версий персонализма и экзистенциализма, составляющих европейский контекст рассмотрения идей русского философа, было бы невозможным без изучения работ представителей и исследователей данного направления, прежде всего А.Камю, Э.Мунье, Ж.Лакруа, Э.Левинаса, П.Рикера10.

Исследование различных аспектов философии представителей зарубежного, в частности, французского персонализма и экзистенциализма, а также сравнительный анализ философских воззрений Н.А.Бердяева с концепциями представителей данных направлений отражен в работах И.С.

9 Бородин Л.И. Сотворение смысла, или страсти по Бердяеву // Москва. -1993. - № 8. -С. 3-11; Вишнякова О. В. Этика Бердяева. - М.: Гардарики, 2000; Гайденко ИИ Мистический революционизм Н.А. Бердяева // Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1998. - С.5-18; Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев: (Из истории русского персонализма) // Русская литература. - 1997. - №2. - С.40-54; Двуреченская Т. А. Философские взгляды B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. М.: Моск. гос. инженер.-физ. ин-т (техн. ун-т), 2001; Евлампиев И. И. Философия творческой свободы Николая Бердяева // Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: Эксмо, 2005. - С. 5-22; Емельянов Б.В. Н.А.Бердяев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет. - Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2005; Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990; Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции Н.А.Бердяева // Вечные философские проблемы. - Новосибирск, 1991; Козлова О. В. Свобода и сознание в русской экзистенциальной философии // Проблема сознания в философии и науке. М., 1996; Мальцев КГ., Мальцева А В. "Философия свободы" и соблазн христианского государства: Н.А. Бердяев и И.А. Ильин. - М.: МАКС Пресс, 2001; Мотрошшова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов - М.: Республика, 2006; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Введение в философию свободного духа Н.А. Бердяева // Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. - М., 1999. - С. 5-20; Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. - М.: РГГУ, Омега-Л, 2005; Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н.Бердяева. - М.: Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т), 2002; Шевцова Н.П. Культура как система ценностей: (аксиология в контексте интерпретации культуры Н. А. Бердяева и И. А. Ильина). - М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т), 2004 и др.

10 Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство. - М.,1990; Камю А. Счастливая смерть: Роман; Посторонний: Повесть; Чума: Роман; Падение: Повесть; Калигула: Пьеса; Миф о Сизифе: Эссе; Нобелевская речь. - М.: Фабр, 1993. Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: « Республика», 1999; Лакруа Ж. Избранное. Персонализм. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2004; Левинас Э. Путь к другому. - СПб., 2006; Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. - М., 2002 и др.

Вдовиной, Е.В. Дворецкой, К.М. Долгова, О. С.Кузнецовой, Е.А. Наймана, В.А. Суровцева, JI.M. Спыну, JI.C. Фокина, Г.В Черногорцевой и др.11

Тем не менее, фундаментальных исследований, в которых бы антропологическая философия Н.А. Бердяева в контексте соответствующих направлений отечественной и зарубежной мысли рассматривалась специально, до сих пор не проводилось. В названных выше работах этому вопросу посвящены лишь отдельные фрагменты, в котором даются в основном общие характеристики соответствующих положений учений русского и зарубежных философов. В книге Н.В. Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада» имеется большой раздел «Николай Бердяев и философия Запада», где проблема рассматривается преимущественно с общетеоретических позиций, с точки зрения сопоставления философии Бердяева с западными концепциями философии жизни, в то время как экзистенциаль-но-персоналистический аспект его творчества затрагивается лишь частично. И в ряде других работ, явившихся во многом теоретическим подспорьем данного исследования, тема соответствующего аспекта творчества русского мыслителя является созвучной нашей работе главным образом по объекту, нежели по предмету, целям и задачам исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает творческое наследие Н.А. Бердяева, а также труды отечественных и зарубежных авто

11 Вдоеина И. С. Личность в современном мире // Мунье Э. Манифест персонализма. -М., 1999; Вдоеина И. С. Французский персонализм. - М.: «Глобус», 1992; Дворецкая Е.В. Англо-американская философия последней четверти XX столетия: персоналисти-ческие тенденции. - СПб.: Изд-во Лань, 2001; Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. - М.: Искусство, 1990; Интенциональность и текстуальность: Филос. мысль Франции XX в.: Ж.Делез, Ж. Деррида, М. Дюфрен, А, Камю, Ю. Кристева, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, П. Рикер. (Сост., общ. ред.: Е. А. Найман, В. А. Суровцев). - Томск: Водолей, 1998; Кузнецова О. С. Основные проблемы личностного существования в философии персонализма (Э. Мунье, П-Л Ландсберг, Н. Бердяев). - М., 2003; Спыну ЯМ. Философия А. Камю как историко-философская проблема. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001; Фокин С.Л. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. - СПб.: Алетейя, 1999; Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: (По работам М. Хайдегтера и А. Камю). - М.: МАКС Пресс, 2002. ров, в контексте которых рассматривается проблематика его антропологической философии.

Предметом исследования являются онтологические, гносеологические, этические аспекты экзистенциально-персоналистической философии Н.А. Бердяева в их связях и отношениях с соответствующими сторонами философского творчества его русских предшественников и современников (B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, В.И. Несмелое, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.И. Шестов), западных мыслителей (Э.Мунье, А.Камю), а также опыт осмысления творчества русского мыслителя в публикациях последних лет.

Цель и задачи исследования. Исходя из того, что философские построения Н.А. Бердяева находили созвучия и резонансы в учениях целого ряда других мыслителей, мы ставили целью своей работы рассмотреть его экзистенциально-персоналистические идеи в проблемно-тематическом контексте соответствующих направлений отечественной и западной философской мысли. Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:

- выявить философские основы воззрений Н.А.Бердяева на сущность человека, определить главные особенности экзистенциального персонализма русского мыслителя;

- проследить взаимосвязь персонализма Н.А.Бердяева с отечественной философской традицией, выявить истоки его философских построений и их место среди других персоналистических концепций, разрабатывавшихся в русской философии первой половины XX века;

- показать созвучия и диссонансы в осмыслении проблемы человека в экзистенциальном персонализме Н.А. Бердяева и в теориях представителей французского персонализма и экзистенциализма;

- выявить сходство и различие персоналистических концепций Н.А. Бердяева и Э.Мунье;

- провести сравнительный анализ понимания личности, свободы и творчества в концепциях Н.А.Бердяева и А.Камю;

- провести проблемно-тематический анализ исследований идейного наследия русского философа, материалов дискуссий, проведенных на протяжении последних десятилетий, посвященных изучению и содержательному обсуждению его творчества;

- определить значение антропологической философии Н.А. Бердяева для философского осмысления реалий XX - XXI вв.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическим основанием данного исследования стали общенаучные методы исследования - сравнительный анализ, текстологический анализ, а также базовые принципы историко-философского метода исследования. Существенное место занимает компаративистский подход к рассмотрению проблемы различия и схожести идей Н.А. Бердяева и представителей русской и европейской философской мысли. Компаративистика помогала детально изучить не только особенности философской рефлексии разных мыслителей, но и глубинные основания их общих воззрений на мир, человека, человечество. Использованы и учтены также другие методы, принципы, теоретические положения, разработанные современной философией и наукой, в частности, герменевтическая методология (В.Дильтей, Х.Гадамер, Ю.Хабермас), позиция теоретико-методологического плюрализма (П.Фейерабенд), «философия диалога» (М.Бубер, М.Бахтин).

Теоретической основой диссертационного исследования стали как сочинения самих философов, чье творчество анализируется в диссертации, так и работы исследователей, историков философии, посвященные теоретическому осмыслению проблем и особенностей философской антропологии, персонализма, экзистенциализма и творчества их представителей.

Научная новизна исследования. В ходе исследования получены следующие результаты:

1. В диссертации впервые на уровне специального рассмотрения предпринято исследование персоналистически-экзистенциалистских аспектов философской антропологии Н.А.Бердяева в сопоставлении с соответствующими направлениями и тенденциями в русской и зарубежной философской мысли. Доказывается, что в творчестве русского философа, с одной стороны, нашли продолжение идеи отечественных мыслителей и, с другой, получили отражение многие положения представителей европейских школ персонализма и экзистенциализма.

2. Выявлена взаимосвязь христианского персонализма Н.А.Бердяева с традиционными концепциями русской философской мысли в понимании смысловых ориентиров в человеческой жизни, в первую очередь, в поиске человеком себя самого и своего места в мире; исследована проблема саморефлексии из-за «раздвоенности» человека - принадлежности к миру духовному (человек - Божественное создание) и физическому (человек -часть природы) как основной проблемы в философской традиции отечественного «человековедения».

3. Показаны связь и взаимовлияние персоналистической философии Н.А.Бердяева и французского персонализма (на примере творчества Э.Мунье). Вместе с тем, выявлены существенные различия в их философских концепциях в понимании природы объективации, понимания человеческой свободы и творчества.

4. Путем сравнительного анализа концепций Н.А.Бердяева и А.Камю установлено, что, находясь под значительным влиянием идей М.Ф. Достоевского, мыслители схожим образом решают ряд проблем философии человеческого существования. Вместе с тем, в понимании экзистенциальных основ их позиции расходятся: если, по Бердяеву, причиной страдания человека является строгая и гнетущая упорядоченность мира, то для Камю напротив, невыносимые страдания есть результат отсутствия порядка, логики, осмысленности бытия, в которое погружен человек.

5. На основе анализа проблематики современных споров о сути бытия человека в мире доказывается нынешняя актуальность экзистенциального персонализма Н.А. Бердяева, значимость его вклада в философское осмысление данной темы в пане решительного переосмысления сциентистского отношения человека к окружающему миру, к другому человеку, необходимости обращения к духовным ценностям человеческой личности, проблеме ее свободы и ответственности перед миром.

Положения, выносимые на защиту.

1. Экзистенциальный персонализм Н.А.Бердяева созвучен традиции русских религиозных мыслителей - B.C. Соловьева, Ф.М. Достоевского, В.И. Несмелова, согласно которой дуалистичность природы человека (божественной и природной) определяет культурные, духовные и нравственные достижения и потребности человечества. В традиции русского персонализма центр каждой человеческой личности есть ее индивидуальное «я» как особое онтологическое начало, в основе которого лежит догмат о бого-человечестве Христа, который проецируется на человека. К подобной трактовке близки также воззрения Н.О. Лосского, Л.П. Карсавина и, конечно, Н.А. Бердяева, заключающиеся в попытке дополнить творение Бога новым самотворением человека и пересотворением им мира.

2. Французский персонализм содержит в себе многие положения, сходные с соответствующими идеями философии Н.А. Бердяева. Однако, несмотря на общность идеи о единстве человечества во времени и пространстве, наследующей христианские представления, в понимании объективации человеческой личности в концепциях Н.А.Бердяева и главного представителя французского персонализма Э.Мунье присутствуют различия, обусловленные прежде всего рационалистическим характером мышления, присущим европейской традиции, и особенностями русской религиозно-философской мысли, исходящей из приоритета мистического постижения истины.

3. Сравнительный анализ экзистенциалистских воззрений Н.А. Бердяева и А.Камю позволяет отметить, что наряду с существующими различиями в их понимании человеческой свободы и творчества, исходным постулатом концепций этих мыслителей является признание личности наивысшей ценностью. В трактовке Бердяева мир предстает как чуждый человеку «мир объектов», подчиняющийся законам необходимости, несвободы. Для Камю проблема «человек перед миром» представляется в ином измерении: страдания человека обусловлены отсутствием порядка, логики, осмысленности бытия, в которое погружен человек.

4. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А.Бердяева, отказывающая рациональному познанию в способности постичь сущность внутреннего мира человека, оказалась созвучной запросам современности. Гуманистические воззрения русского философа востребованы сегодня многими отечественными и зарубежными мыслителями, которые находят в них идейную основу для пересмотра сложившихся взглядов на человека как на самодостаточное, эгоистическое существо, сводящее свои ценностные ориентации до утилитаристских и гедонистических. Актуальность экзистенциального персонализма Бердяева вызвана пониманием человека как существа, наделенногсГтворческой свободой, сопряженной с совестью, разумом, способностью любить, стремлением к осуществлению высших ценностей - Истины, Добра, Красоты.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационное исследование является одной из работ, которая способствует восполнению пробела в историко-философской науке: выявлены специфические черты взаимосвязи экзистенциального персонализма Н.А.Бердяева, французского персонализма и их влияние на современную философскую мысль. Диссертация дает методологические основы для дальнейшей разработки проблемы человека, поскольку открывает новые ракурсы в исследовании персоналистического экзистенциализма. Материалы и результаты работы могут быть использованы при составлении спецкурсов для студентов и аспирантов, а также в учебных курсах истории философии, культурологи, философской антропологии.

Апробация работы. Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 21 июня 2007 г. и была рекомендована к защите (протокол № 6). Принята к защите на заседании диссертационного совета Д-502.006.07 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 23 октября 2007 г. (протокол № 26). Ранее, 7 июня 2007 г., работа обсуждалась на заседании проблемной группы по истории философии кафедры философии РАГС. Отдельные положения исследования излагались на «круглом столе» «Иван Киреевский и идеи славянофильства: теория, история, современное осмысление», проведенном 26 мая 2006 г. Обществом историков русской философии им. В.В. Зеньковского и кафедрой философии РАГС. Основные идеи диссертации представлены в авторских публикациях.

Структура диссертации, включающая введение, пять разделов, заключение и библиографический список, обусловлена логикой решения поставленных задач.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Лямцев, Евгений Владимирович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая работу по рассмотрению особенностей экзистенциального персонализма Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли, отметим некоторые моменты.

Отечественная философия как самостоятельное творчество начала формироваться лишь во второй половине XVIII века. И даже начинающие оформляться философские запросы весьма часто находили свое разрешение в религиозном миропонимании, миросозерцании. И лишь с XIX века в России открывается пора динамического, все более расширяющегося и углубляющегося философского движения, определившее, собственно, все дальнейшие пути развития философии в России. Судьбу философского наследия России историк философии и культуры представляют так: «Когда здесь стала просыпаться философская мысль, она нашла тогда рядом с собой напряженную и активную философскую жизнь на Западе. Не только богатое прошлое в этой жизни, но и живая философская современность вставала перед русскими умами в таком богатстве и силе, что это не только пробуждало философские интересы, но и стесняло их, давило на них. Нужны были огромные усилия для того, чтобы совместить в себе необходимое ученичество и свободное собственное творчество»1.

Достаточно продолжительное время было принято считать, что у русской философии совершенно отсутствуют «оригинальные», «национальные» идеи. Считалось, что все или почти все идеи, которые существовали и развивались в России, давая свои «плоды» в виде появлявшихся то и дело новых философских течений, все это родилось посредством либо бессознательного, либо прямого и осознанного подражательства иностранным влияниям. Во всем, что происходило в плане развития философской

1 Зеньковский В.В. История русской философии - М.: Просвещение, 1980 - С. 324. мысли в России, долго время видели лишь стремление эклектически соединять воедино «обрывки» чужих мыслей.

Все это, однако, не имеет под собой веских оснований, ибо любой беспристрастный, объективный взгляд отметит, что в истории культуры любого народа, любой национальности всегда можно найти произведения, навеянные подражанием или чужими влияниями. Следовательно, если руководствоваться этим принципом, то будет совершенно неуместным всерьез говорить о немецкой, английской, французской и проч. философиях, равно как и об индивидуальных проявлениях в них национальных черт.

В этой связи проблема специфичности русской национальной философии считается на сегодняшний день одним из актуальных вопросов, вокруг которого ведутся неумолкаемые дискуссии и дебаты. Не в последнюю очередь это связано с попытками с позиции современного развития цивилизации и культуры осмыслить особенности отечественного духовного наследия, русского национального самосознания, а также уяснить место и роль российской системы философствования среди концепций Запада и Востока.

Об оригинальности зарождения и развития философской мысли в Росси свидетельствует то, что уже с конца XIX века многие выдающиеся мыслители России, превосходные знатоки и исследователи зарубежной философии задумываются над русской философской «национальной идеей», над тем как не «плестись в хвосте западной мысли», не становиться ее припозднившимися интерпретаторами, а уверенно держать достойный уровень, равняясь на развитие мировой философии, взаимодействовать с ней на равных, а также вносить свой собственный вклад в мировую философскую культуру.

Следует отметить также, что мыслители и философы России практически одновременно с остальным миром ощутили и попытались всеми возможными способами интерпретировать неумолимо надвигающуюся катастрофу современной цивилизации. Они предупреждали о ней, находились в поистине мучительных поисках причин и обоснований все более раздиравших нашу страну бунтарских умонастроений. Общим их мнением на тот момент было видеть причину происходящего в России в противоречиях российской и мировой истории, в судьбах своей страны, психологии ее народа, а также в специфике отечественных культурных, религиозных ценностей и устоев. Одновременно со всем этим ни на минуту не прекращались напряженные раздумья российской творческой элиты над судьбой русской философии, не утратившие актуальности и сегодня.

Основательный вклад в развитие уникальности отечественной философии внесли представители русского персонализма. Среди них такие мыслители, как А.А. Козлов, JI.M. Лопатин, С.А. Алексеев (Аскольдов), В.И. Несмелов, Л.П. Карсавин, И.О. Лосский, С.Л. Франк. Особенностью русской философской мысли было и то, что многие великие писатели того времени были одновременно и великими философами. Среди них в контексте нашей темы первым следует назвать Ф. М. Достоевского.

Одной из центральных фигур русского философского наследия по праву считается Н.А. Бердяев. Именно он, один из самых «человечных» философов», определял философию как размышление о человеческом существовании. Именно в человеке, считал Бердяев, раскрывается смысл всеобщего бытия. Мир познается из человека и через человека. Поэтому характер философской тематизации мыслителя (Бог, человек, дух, свобода, творчество) и персоналистичен, и экзистенциален. Опыт философствования Бердяева сделал Россию родиной персоналистического экзистенциализма.

Учитывая все проанализированное в данной работе, можно прийти к выводу, что экзистенциализм и персонализм Н.А.Бердяева структурно не являлся исключительно русским явлением. Это был общеевропейский феномен. В своем творчестве Бердяев «переплавил» философское наследие многих отечественных и зарубежных своих современников, сформировав уникальную систему взглядов. Так, персоналистический экзистенциализм Н.А.Бердяева содержал в себе параллели и созвучия с разными направлениями персонализма - французского персонализма (Э.Мунье), симфонического персонализма (J1. Карсавин), иерархического персонализма (Н. Лосский), религиозного антропологического экзистенциализма (Ф. Достоевский, В.Несмелое), а также с философией Всеединства Вл. Соловьева.

Персоналистический экзистенциализм Бердяева - характерный пример философии XX века, которая уже на рубеже XIX - XX веков становится многогранной, включая в себя процесс слияния и экзистенциализма, и психоанализа, и марксизма, и феноменологии. Основная черта «синкретичного» философского опыта Бердяева, оказавшего, несомненно, сильнейшее влияние на судьбу и облик современной философии, - выраженный антропоцентризм, то есть, все самые важные философские проблемы и вопросы ставятся и развиваются вокруг одного главного объекта - человеческой личности во всех ее аспектах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович, 2007 год

1. Бердяев Н.А. Автобиография // Философские науки, 1991. №2. -С. 160-162.

2. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. М.: ACT, 2005. - 624 с.

3. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: ACT, 2006. - 688с.

4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 2001. -174 с.

5. Бердяев НА. Истина и откровение. М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института (РГХИ), 1996. - 384с.

6. Бердяев Н.А. Истина православия.//Человек.-2003.-№4.-С. 128-135.

7. Бердяев Н. А. Опыты философские, социальные и литературные. -М.: Реабилитация, 2002. 656 с.

8. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: ACT, 2004.-688 с.

9. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ACT, 2006. - 640с.

10. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистиче-ской философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.,1995. Глава первая.

11. Бердяев НА. Русская идея. М.: Эксмо, 2005. - 832с.

12. Бердяев Н.А. Творчество и объективация. М.: Экономпресс, 2000. -304с.

13. Бердяев Н. А. Философия свободного духа М., 1990.

14. Бердяев НА. Философия свободы. Смысл творчества- М.: Правда,! 989.-607 с.

15. Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т. М.: ИЧП «Лига», 1990.

16. Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.: ACT, 2003. - 704 с.

17. Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон+, 2002.-448с.

18. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

19. Н.А.Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. Сост. А.А. Ермичев.

20. СПб.: Издание Русского христианского гуманитарного института, 1994.* *

21. Адюшкин В.Н. Социальная философия Н. Бердяева в свете перестройки // Вестн. Моск.ун-та.Сер.7,Философия.-1991. -№3.

22. Акулин В.Н. Русское "академическое" неокантианство и философия всеединства //Кантовский сб.-Калининград.,1987.-Вып.12.-С.76-85.

23. Андреев A.JI. Искусство, культура, сверхкультура. (Философия искусства Н.А. Бердяева). -М.: Знание, 1991.-64с.

24. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии 1990, № 8.

25. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии, 1991, № 8.

26. Бердяева Л.Ю. Дневники: Религиозно-философский архив русской эмиграции. (Сост. В.Безносов; Е.В.Бронникова) // Звезда-1995.-№10-С.140-166.

27. Бердяева Л.Ю. Профессия: жена философа. (Сост., авт. предисл. и коммент. Е.В.Бронникова- М.: Молодая гвардия, 2002. 272с.

28. Благова Т.Н. Философемы Достоевского: три интерпретации: (J1. Шестов, Н. Бердяев, Б. Вышеславцев). Екатеринбург : Изд-во Урал, унта, 2003.-350 с.

29. Блохин А. Русская идея Николая Бердяева // Историческая газета-1999.-№3-4.

30. Бородин JI. Сотворение смысла, или страсти по Бердяеву.// Москва-1993.-№ 8.

31. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, А.С.Изгоева, Б.А.Кистяковского, Л.Б.Струве, С.Л.Франка. -М.: Изд-во "Новости", 1990-216 с.

32. Вечные философские проблемы: Сб.науч.тр.(0 Бердяеве Н.А.).-Новосибирск: Наука., 1991 -208с.

33. Вдовина И.С. Личность в современном мире. // Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. - С. 3-12.

34. Вдовина И. С. Французский персонализм. М.: «Глобус». - 1992.

35. Вдовина И. С. Персонализм подлинная философия XX века.// Путь в философию. Антология. - М.: Университетская книга, 2001. -С. 317-319.

36. Вишнякова О. В. Этика Бердяева. М.: Гардарики, 2000. - 184с.

37. Волкогонова О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография. М., Издательство МГУ, 2001.- 112с.

38. Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание: (К биографии философа) // Вопр.философии.-1991 .-№ 1 .-С. 160-165.

39. Гайденко ПЛ. Мистический революционизм Н.А. Бердяева. // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1998. - С. 5-18.

40. Гачев Г. Русская дума: Портреты русских мыслителей. -М.: Новости, 1991.-271с.

41. Генералова Н.П. Леонид Андреев и Николай Бердяев: (Из истории русского персонализма).//Русская литература 1997 - №2 - С.40-54.

42. Герцык Е. Портреты философов: (Главы из воспоминаний) //Наше наследие. -1989.-№2.-С.65-75.

43. Галахтин М.Г. Бердяев и Россия: Опыт постановки вопроса // Из истории религиозной философии в России, XIX начало XX вв.-М., 1990

44. Гальцева Р. Николай Александрович Бердяев //Литературная газета -1989.-№31.

45. Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006. -336с.

46. Дворецкая Е.В. Англо-американская философия последней четверти XX столетия: персоналистические тенденции. СПб.: Изд-во Лань, 2001. -299 с.

47. Двуреченская Т.А. Философские взгляды B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева. М.: Моск. гос. инженер.-физ. ин-т (техн. ун-т), 2001. 47 с.

48. Дмитриева Н.К., Моисеева АЛ. Философ свободного духа. Николай Бердяев. Жизнь и творчество. М.: Высшая школа, 1993. - 271 с.

49. Долгов К.М. От Киркегора до Камю : Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990. - 397с.

50. Дымерская Я. Томас Манн и Николай Бердяев о духовно-исторических истоках большевизма и национал-социализма // Вопросы философии, 2001, № 5.

51. Евлампиев И.И. Философия творческой свободы Николая Бердяева. / Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Эксмо, 2005. - С. 5-22.

52. Емельянов Б.В. Н.А.Бердяев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет. Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2005. - 79 с.

53. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М.:3нание, 1990.-63 с.

54. Журавлев П.В. Проблема бытия в философии Н. А. Бердяева. Саратов: Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина, 2002. - 54с.

55. Зенъковский В.В. История русской философии М.: Просвещение, 1980.

56. Зенъковский В. В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика. 1997.

57. Зернов Н. А. Русское религиозное возрождение XX века. Париж. 1991.

58. Золотарёв А. Николай Александрович Бердяев. // Родина.-1995.-№ 1.-С.23.

59. Из истории отечественной философской мысли: сб. науч. тр. (под. ред. В. Н. Железняка). Пермь : Пермский гос. ун-т, 2005. - 106с.

60. Иванов Б. Русские в философии (Русская интеллигенция и экзистенциализм) //Преображение. СПб. 1994. Вып. 2.

61. Иванова А.А. Русская классическая философия. От Ф.М.Достоевского к И.А.Ильину М.: Диалог - МГУ, 1999 - 110 с.

62. Иванова А.А. Философские открытия Ф.М.Достоевского М.: 3-я тип. ВО "Наука", 1995-194 с.

63. Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции Н.А.Бердяева // Вечные философские проблемы.-Новосибирск, 1991.

64. Интенциональность и текстуальность: Филос. мысль Франции XX в.: Ж. Делез, Ж. Деррида, М. Дюфрен, А. Камю, Ю. Кристева, Э. Левинас, М. Мерло-Понти, Ж.-Л. Нанси, П. Рикер. (Сост., общ. ред.: Е. А. Найман, В. А. Суровцев) Томск: Водолей, 1998. - 319 с.

65. Калюжный В. Миры Николая Бердяева. / Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: ACT, 2006. - С. 3-24.

66. Камю А. Бунтующий человек: Философия, политика, искусство.-М.,1990.-415 с.

67. Камю А. Счастливая смерть: Роман; Посторонний: Повесть; Чума: Роман; Падение: Повесть; Калигула: Пьеса; Миф о Сизифе: Эссе; Нобелевская речь. М.: Фабр, 1993.

68. Камю А. Счастливая смерть: Роман, повести, пьеса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 632с.

69. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1.-М., 1992.

70. Карсавин Л.П. Философия истории СПб., 1993.

71. Козлова О.В. Свобода и сознание в русской экзистенциальной философии //Проблема сознания в философии и науке. М., 1996.

72. Колеров М.А., Плотников П.С. О новых публикациях работ Н.А.Бердяева //Вопр.философии.-1990.-№9.-С. 164-168.

73. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье.( Пути и судьбы русской эмиграции) М.: Международные отношения, 1990 - 464 с.

74. Котельников В А. Блудный сын Достоевского // Вопросы философии -1994, №2.

75. Котельников В.А. Русская идея как философская и историко-литературная тема (о наследии Н.А. Бердяева) //Рус.лит.-1990.-№4-СЛ12—119.

76. Кошелева ВЛ. Наступит ли время Бердяева? //Общественные науки и современность -1991 .-№3 .-С. 132-139.

77. Кузнецова О. С. Основные проблемы личностного существования в философии персонализма (Э. Мунье, П-Л Ландсберг, Н. Бердяев). М., 2003.

78. Курганская В.Д. Вопросы философии истории в религиозно-философской доктрине Н.Бердяева //Философия истории: диалог культур.-М.,1989.-С.84-86.

79. Кузнецов 77. Николай Бердяев: штрихи к портрету. //Ступени-1991-№1.-0.66-78.

80. Лосев А. Русская философия //Век XX и мир.-1988.-ЖЗ.-С.40-47.

81. Лакруа Ж. Избранное. Персонализм. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 608с.

82. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. // Бог и мировое зло. М: Республика, 1994.

83. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. М.: Издательство «Правда», 1991

84. Лосский Н. О. Свобода воли М.: Политиздат, 1991.

85. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Основы этики. М.: Политиздат, 1991

86. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Терра - Книжный клуб, 1999. - 408с.

87. Мальцев К.Г., Мальцева А.В. "Философия свободы" и соблазн христианского государства: Н.А. Бердяев и И.А. Ильин. М.: МАКС Пресс, 2001.-333 е.;

88. Мелих Ю.Б. Симфонический персонализм Карсавина М., 1991.

89. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, JI. Шестов. М.: Республика, 2006. - 476с.

90. Маритен Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики. М.: РОС-СПЭН, 2004.-605с.

91. Мунье Э. Что такое персонализм. М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1994.

92. Мунье Э. Персонализм. М.: «Искусство», 1992

93. Мунье Э. Краткое введение. К вопросу о личностном универсуме./ Путь в философию. Антология. М.: Университетская книга, 2001. - С. 307-316.

94. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: « Республика», 1999.

95. Мунье Э. Надежда отчаявшихся: (Мальро. Камю. Сартр. Бернанос: Очерки). М.: Искусство, 1995. - 236 с.

96. Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. (Сост. и отв. ред. А. Ф. Замалеев). М.: Наука, 1992. - 464 с.

97. Некрасова Е.Н. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект) //Человек как философская проблема: Восток-запад-М.:Изд-во УНД, 1991.-С. 106-117.

98. Неретина С. С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического //Вопросы философии-1991 -№3.-С.67-83.

99. Несмелое В.И. Наука о человеке. Казань: изд-во Заря-Тан 2000. -482с.

100. Новикова Л.И, Сиземская И.Н. Введение в философию свободного духа Н.А. Бердяева. / Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М., 1999. - С. 5-20.

101. Новикова Л. И, Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Антология мысли, 1995.

102. Панков А. Возвращение: Н.Бердяев и "Русский идеализм"//Слово-1990.-№1.-С.54-56.

103. Поляков Л. Мессия XX века (Судьба России sub specie Николая Бердяева). //Параллели: Россия-Восток-Запад. Вып.1. -М., 1992

104. Путь в философию. Антология. М.: Университетская книга, 2001. -448 с.

105. Рикер П. Справедливое. М.: Логос, 2005. - 299 с.

106. Саркисянц М. Россия и мессианизм: к «русской идее», (пер.с нем. А.Пименова) СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -270с.

107. Сапов В.В. Самопознание Н.А.Бердяева //Социологические исследования. -1990.-№ 10.-С.86-88.

108. Сартр Ж.-П. Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М., 1986. - С. 95.

109. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. М.: РГГУ, Оме-га-Л, 2005. - 464с.

110. Сигов КБ. Изгнание и свобода: путь Николая Бердяева // Философская и социологическая мысль-Киев, 1989.-№ 11.-С.79-88.

111. Свинцов В. Изгнание-1922.Николай Бердяев (О жизни и творчестве философа в эмиграции) //Вестн.высш.шк.-1991 -208с.

112. Силантьева М.В. Николай Бердяев, экзистенциальная диалектика и всеобщая виртуализация сознания в XXI веке. // Вестник МГУ. Серия «Философия». № 3.2004.

113. Силантьева М.В. Экзистенциальные проблемы этики творчества Н.Бердяева. М.: Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т), 2002. - 123 с.

114. Силантьева М.В. Экзистенциальная диалектика Н. Бердяева как метод современной философии. М.: Инженер, 2004. - 227 с.

115. Силантьева М.В. Философия культуры Н. А. Бердяева и актуальные проблемы современности. М., ГАСК, Монография. - 2005.

116. Семочкина С.Б. Восхождение к смыслу-образу России: историография Н.Бердяева и марксизма //Марксизм и Россия .- М.,1990. С.164-204.

117. Сидоренко Н.И. Философские взгляды Н. А. Бердяева (1924-1948). -М.: Изд-во Российской экономической акад. им. Г. В. Плеханова, 2003. -47 с.

118. Спыну JI.M. Философия А. Камю как историко-философская проблема. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001. - 48 с.

119. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. С. 254.

120. Субботина З.А. Проблема человека в русской идеалистической философии. М.: Финансовая акад. при Правительстве РФ, 2004. - 195 с.

121. Титаренко С.А. Н. Бердяев. М., МарТ, 2005. - 125с.

122. Философия свободного духа Н.А.Бердяева (сост. Р. Редлих). М., 1996.

123. Фокин СЛ. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб.: Але-тейя, 1999.-377с.

124. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.

125. Фролов В.В. Смысл жизни человека в философии Н. А. Бердяева и П.А. Флоренского. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та леса, 1996. - 53с.

126. Хилтухина Е.Г. Философия всеединства философия Евразии // Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

127. Черногорцева Г.В. Сущность человека в философии экзистенциализма: (По работам М. Хайдеггера и А. Камю). М.: МАКС Пресс, 2002. -207с.

128. Шевцова Н.П. Культура как система ценностей: (аксиология в контексте интерпретации культуры Н. А. Бердяева и И. А. Ильина) М.: Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т), 2004. - 205 с.

129. Шестов ЛИ. Апофеоз беспочвенности. М.: ACT, 2000. - 832с.

130. Шестов Л.И. Начала и концы. М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1991.

131. Ярошевский Т.М. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973. - 544с.* *

132. Allen E.L. Freedom In God: A Guide to the Thought of Nicholas Berdyaev. Folcroft, Pennsylvania: Folcroft Library Editions, 1973.

133. Balasubramanian R. The Personalist Existentialism Of Berdyaev. -Madras: University of Madras, 1970. 123 p.

134. Camus A. Essais. P., 1965.

135. Coates J.B.The Crisis Of The Human Person: Some Personalist Interpretations. London, New York and Toronto: Longman's, Green and Company, 1949.

136. Clement 0. Berdiaev, Un Philosophe Russe En France. Paris: Desclee de Brouwer, 1991.-241p.

137. Copies ton F.C. Philosophy In Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. -Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame, 1986.-445 p.

138. Dietrich W. Provokation der Person: Nikolaj Berdjajew- Berlin, 1974— 1979.-Bd.I-V.

139. Dietrich W. Russische Religionsdenker. Gutersloh, 1994.

140. Herberg W. Four Existentialist Theologians: A Reader from the Works of Jacques Maritain, Nicolas Berdyaev, Martin Buber and Paul Tillich. Garden City New York: Doubleday, 1958. - 312 p.

141. Klein P. Die Kreative Freiheit Nach Nikolaj Berdjajew : Zeichen D. Hoffnung in E. Gefallenen Welt. F. Pustet, 1976. - 269p.

142. Kline G.L. Religious And anti-religious Thought In Russia. Chicago and London: University of Chicago Press, 1968. - 179 p.

143. LacroixJ. Le Personnalisme Comme Anti-ideologie. P., 1972.

144. Michalson С. Christianity and the existentialists. New York: Charles Scribner's Sons, 1956. - 205 p.

145. MounierE. Personnalisme. Paris, 1949.

146. Slaate H.A. Time, Existence And Destiny: Nicolas Berdyaev's Philosophy of Time. New York: P. Lang, 1988. - 201 p.

147. Slaate H.A. Personality, Spirit And Ethics: The Ethics of Nicholas Berdyaev. New York, P. Lang Publisher, 1997.

148. Tillich P. Review Of The Book of N.Berdyaev «Man's Slavery And Freedom. An Essay In Personalistic Philosophy» //Theology today. 1945 -Vol.11-№1.

149. Wernham J.C.S. Two Russian Thinkers: An Essay in Berdyaev and Shestov. Toronto: University of Toronto Press, 1968. - 118 p.

150. Wood D.K. Men Against Time: Nicolas Berdyaev, T. S. Eliot, Aldous Huxley and C. G. Jung. Lawrence: University Press of Kansas, 1982. - 245 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.