Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 136
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕРСОНАЛИСТСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Н. БЕРДЯЕВА И Г. ФЕДОТОВА
§ 1. Традиция европейского персонализма и персоналистские идеи в русской философии
§2. Экзистенциальная диалектика свободы и личности в философии
Н.Бердяева
§3. Идея личности в философском творчестве Г.Федотова
§4. О специфике историко-философских позиций Н.Бердяева и
Г.Федотова
ГЛАВА И. Н. БЕРДЯЕВ И Г.ФЕДОТОВ О СУДЬБАХ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ (сравнительно-типологическая характеристика историософского персонализма русских мыслителей)
§ 1. Личность в мире «объективации»
§2. Личность в мире культуры
§3. Русская идея
§4. Историческое бытие личности в перспективе конца истории
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.2010 год, доктор философских наук Гребешев, Игорь Владимирович
Метафизика личности в наследии Ф.М. Достоевского: философско-антропологический аспект2011 год, кандидат философских наук Корнева, Светлана Алексеевна
Проблема взаимосвязи истории и политического идеала в религиозной философии русской эмиграции первой половины XX века2002 год, кандидат философских наук Дашкевич, Ольга Васильевна
Экзистенциальный персонализм Н.А. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли2007 год, кандидат философских наук Лямцев, Евгений Владимирович
Проблема времени в персонализме Н.А. Бердяева2006 год, кандидат философских наук Савинцев, Вячеслав Игоревич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г. Федотов»
Проблема личности - одна из традиционных и наиболее фундаментальных проблем в истории европейской и русской философии. В условиях современной глобальной цивилизации она не только не утрачивает своего значения, но, напротив приобретает особую актуальность и остроту. Колоссальные научные и технологические достижения человечества открывают принципиально новые возможности для человеческой активности в природе и в истории, и, в этом смысле, радикально расширяют пределы свободы человека. Но в русле этих же достижений человек сталкивается и с новыми вызовами, с невиданными в прежние исторические эпохи угрозами своей свободе. «Информационное общество» - это, далеко не «скачок в царство свободы» или, как сказал бы Н.Бердяев, «осуществленная утопия». Традиционные технологии идеологического и социального порабощения индивида кажутся полнейшей архаикой в сопоставлении с новейшими способами манипулирования массовым и индивидуальным сознанием.
Нельзя не отдать должное философии: на протяжении, по крайней мере, двух последних столетий наиболее глубокие мыслители и философские направления предупреждали об иллюзорности веры в автоматизм цивилизационного прогресса, решающего все проблемы и обеспечивающего человечеству «светлое будущее». Одновременно рассматривалась задача философского оправдания суверенности личности, непреходящей ценности личностного бытия, вне которого невозможен никакой подлинный прогресс. С особой остротой и последовательностью эта задача ставилась и решалась в европейском и отечественном персонализме.
При всех различиях в историософских воззрениях Н. Бердяева и Г.Федотова, тема личности, ее исторической судьбы имела основополагающее значение для обоих мыслителей. То, что было ими написано о «рабстве и свободе человека» в условиях современной цивилизации, и в настоящее время представляет не только историко-философский интерес. Не вызывает сомнений интеллектуальная и, в существенной мере, прогностическая ценность бердяевской апологии экзистенциального опыта личности, творчески противостоящей все новым и новым формам «объективации», угрожающей самим основам человеческой идентичности как разумного и свободного существа. Не менее важно и то, что было сказано Федотовым о личностном характере культурной традиции,
0 том, что «трагедия культуры», разрушение ее ценностных оснований в технологически организованном цивилизационном пространстве, неотвратимо оборачивается и глубочайшим кризисом личности. С историко-философской же точки зрения, сопоставительный анализ историософского персонализма русских мыслителей, позволяет существенно углубить представление об отечественной персоналистской традиции и, соответственно, является важной и актуальной исследовательской задачей.
Исследовательская литература, посвященная философскому творчеству Н.Бердяева, весьма обширна1. За последние годы значительно возрос интерес и к творческому наследию Г.Федотова. Хотя сопоставление взглядов этих русских мыслителей еще не становилось предметом специального исследования, тем не менее, в ряде работ по истории русской философии содержатся определенные обобщающие характеристики их философских позиций . Для нашего исследования существенный интерес
1 См. библиографию работ о Бердяеве, увидевших свет до 1922: Н.А.Бердяев: pro et contra II Сост., вступ. ст. и прим. А.А.Ермичева. СПб., 1994. Кн. 1. С. 563-570. Соответствующие работы советского периода указаны в кн.: История русской философии конца XIX - начала XX в.: В 2 ч. Указатель. М.,
1992. Ч. 2. С. 17-36. Наиболее полная зарубежная библиография работ, посвященных Бердяеву, была издана парижским Институтом славянских исследований в 1992 г.: Cayard W.W. Bibliographie des etudes sur Nicolas Berdiaev. P., 1992. Этот же институт ранее опубликовал библиографию трудов самого Бердяева: Bibliographie des oeuvres de Nicolas Berdiaev. P., 1978.
2 См., например: Маслин M.A., Андреев А.Л. О русской идее // О России и русской философской культуре. М., 1990; Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. M., 1998; Сербиненко B.B. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.Федотова // Вопросы философии. 1991.№ 8; Емельянов Б.В. Русская философия XX века. Екатеринбург. 2003; Гумерова Г.А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века. Автореф. дис. канд. наук. Нижневартовск, 1998 и др. представляли труды, в которых рассматривалась историософская и персоналистская проблематика в творчестве Бердяева и Федотова1. Сравнительный анализ историософских концепций русских мыслителей предполагал широкий историко-философский контекст. Поэтому в ходе исследования привлекались известные философские историографические труды В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева, Г.В.Флоровского, С.Л.Франка и наиболее значительные современные историко-философские исследования в области русской философии: работы Абрамова А.И., Ванчугова В.В., Гайденко П.П., Доля В.Е., Евлампиева И.И., Ермичева А.А., Кувакина В.А., Маслина М.А., Нижникова С.А., Павлова А.Т., Роцинского С.Б., Семенкина Н.С., Сербиненко В.В., которые внесли существенный вклад в развитие философской историографии отечественной мысли.
Главной целью настоящего исследования является реконструкция и сравнительно аналитическая характеристика историософских воззрений Н.Бердяева и Г.Федотова, определение специфики персоналистских позиций этих мыслителей, а также места и значения их идей в истории отечественной философии. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- выявления основополагающих принципов историософских концепций Бердяева и Федотова;
1 См., например, о Бердяеве: Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия. Философия истории России у Н.А.Бердяева. Нью-Йорк, 1967; Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1976; Ермичев А.А. Три свободы Н.Бердяева. М., 1990; Волкогонова О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография. М., 2001; Дмитриева H.K., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Н.Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993; Сидненко Т.И. Концепция революции 1917 года в творческом наследии Н.А.Бердяева. СПб., 2000; Мальцев К.Г. «Эсхатология власти» Н.А.Бердяева. M., 2000; Giustino Vitolo. Storia е filisofia in N.A. Berdjaev. Milano, 2000; Segundo J. L. Berdiaeff. Une reflexion chretienne sur la personne. P., 1963; Dietrich W. Provokation der Person. N.Berdjajew in dern Impulsen seines Denkens. Gelnhausen; В., 1974-1979. Bd. 1-5. и др.
О Г.Федотове: Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. M., 1993; Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995; Зайцева H.B. Историософская концепция Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. Самара. 1998; Довгий Т.П. Историософская концепция Россия в творчестве Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996; Волкогонова О.Д. Г.П.Федотов о судьбе России. М., 1997; Исупов К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. 1991. № 3; Куклин А.П. Эсхатологическая тема в русской мысли. К философскому портрету Г.П.Федотова // Горизонты культуры. СПб., 1992; Beaune D. G.P. Fedotov, се qui demeure: reflexions sur la Revolution russe. University de Provence, Aix-Marseille 1, 1990 и др.
- раскрытия персоналистских оснований историософии русских философов;
- определения как общих черт в персоналистской метафизике истории Бердяева и Федотова, так и принципиальных различий в их позициях;
- типологической характеристики историософского персонализма русских мыслителей в историко-философском контексте и в контексте персоналистской проблематики в современном философском дискурсе.
Решение данных задач обусловило применение сравнительно-исторического и историко-аналитического метода. Также был использован типологический анализ, позволяющий выявить своеобразие историософских концепций Бердяева и Федотова в границах соответствующих направлений философской мысли и герменевтический анализ, дающий возможность выявления экзистенциального аспекта в метафизике истории русских философов.
В настоящей диссертации впервые предметом специального историко-философского анализа становится идейная взаимосвязь историософских воззрений Бердяева и Федотова.
Также впервые, в качестве важнейшей особенности этих воззрений, рассматривается их персоналистская направленность.
Новым, в историко-философском плане, является квалификация историософского персонализма не только Бердяева, но и Федотова как персонализма экзистенциального типа.
В то же время, в диссертации раскрываются существенные различия в метафизической трактовке личности и истории русскими мыслителями, которые были связаны, прежде всего, со спецификой понимания ими культурного творчества: необратимо завершающегося «объективацией» и отчуждением личности и культуры (Бердяев) и, напротив, сохраняющего личностные черты в культурной традиции, являющейся историческим и метафизическим основанием бытия личности (Федотов).
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории русской философии и, в этом случае, будут способствовать более глубокому и точному пониманию специфики отечественной философской традиции, реального многообразия, представленных в ней идей и направлений. Материал диссертации может стать основой для учебных курсов по истории русской философии и русской культуры.
Структура диссертации соответствует целям исследования: в работе выделяются введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова2001 год, кандидат философских наук Иванова, Татьяна Владимировна
Персоналистский дискурс историко-культурного познания: на материале личности П.А. Столыпина2013 год, кандидат культурологии Резчикова, Елена Александровна
Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина2006 год, кандидат философских наук Кравцова, Ольга Борисовна
Историко-культурный путь России в контексте философии Г. В. Флоровского2001 год, кандидат философских наук Посадский, Александр Владимирович
Творческая теургическая эпоха в наследии Н.А. Бердяева2006 год, кандидат философских наук Грищенко, Алла Анатольевна
Заключение диссертации по теме «История философии», Гребешев, Игорь Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Персоналистские идеи играли существенную роль в отечественной философии XIX и XX вв. Достаточно широко они были представлены и в различных направлениях русской религиозной метафизики. Рецепция основных принципов европейской персоналистской традиции сопровождалась разработкой собственных оригинальных концепций, поиском новых путей обоснования христианской метафизики личности. Сколь многим бы не было обязано, например, русское «неолейбницианство» монадологии Лейбница и его учеников, но, столь же несомненно, что в творчестве Л.Лопатина, А.Козлова, С.Алексеева, Н.Лосского идеи великого немецкого персоналиста обрели новую жизнь и принципиально новое выражение. В русле российской метафизики всеединства наиболее впечатляющая система персонализма была разработана Л.Карсавиным. Мыслитель всегда подчеркивал связь своих воззрений с опытом европейского платонизма и, в первую очередь, с религиозной философией Н.Кузанского. Однако его собственная персоналистская философия истории отличается существенным своеобразием и не имеет аналогов в платонической традиции. Оригинальные подходы к персоналистской проблематике можно обнаружить и в творчестве других русских мыслителей близких к метафизике всеединства: у С.Булгакова, С.Франка, П.Флоренского.
Н.Бердяев и Г.Федотов представляют иной полюс русской религиозной философии, едва ли не полярный по отношению к традиции метафизики всеединства. Бердяев - последовательный антиплатоник, видевший в любом обосновании абсолютного значения идеальных принципов бытия своего рода философское «преступление» против личности и свободы. Если в персонализме Бердяева центральную роль играет идея онтологической свободы, с которой связана и в которой укоренена свобода личности, то Федотов был убежден в фундаментально личностном характере культуры и применительно к его позиции можно говорить даже об определенном персоналистском «культуроцентризме». Только творя мир культуры и живя в нем, личность исполняет свое метафизическое предназначение, обретает полноту бытия и свободы. Кризис же культуры всегда и везде является симптомом кризиса личности.
Эти исходные предпосылки персоналистской историософии русских мыслителей в существенной мере предопределили своеобразие видения ими смысла самых различных исторических событий и эпох. Бердяев ищет и, естественно, находит в истории разнообразные формы «объективации», так или иначе, ведущие к порабощению человека. Практически в каждой своей книге и в каждой статье философ срывает маски с ненавистной ему «объективации», какие бы социальные, культурные и идеологические личины она не принимала. Нельзя не признать, что его критика «рабского» сознания была исключительно глубока. Эта философская критика, уже сама по себе, определяет историко-философскую ценность позиции мыслителя. У него действительно были основания называть себя «философом свободы»: запретных тем и мировоззренческих фетишей для него не существовало. Рабство человека (и, прежде всего, рабство духовное) было для него неприемлемо, в каких бы исторических формах оно не проявлялось: в древнем мире и в современной цивилизации, в религии и в морали, в буржуазной демократии и в тоталитарных режимах, на Западе и в России. В экзистенциальном персонализме Бердяева сама история приобретает экзистенциальный характер. Несмотря на все провалы и поражения, экзистенциальная личность реализует себя в историческом времени и пространстве, реализует в творчестве не культуры только, но в опыте собственной творческой свободы, в «трансценденции», разрывающей, хотя бы лишь на миг «экзистенциального времени», рабские «оковы бытия».
Однако и в персонализме Федотова экзистенциальные мотивы проявляются вполне отчетливо. Смысл истории, по его убеждению, раскрывается в истории культуры, а последняя может быть понята только в своем экзистенциальном измерении. Уже в своих ранних работах об Августине, Абеляре, Данте Федотов искал в личностном, экзистенциальном опыте мыслителей прошлого ключ к пониманию эпохи и культурной традиции. В работе «И есть и будет» он, отнюдь не метафорически, уподобляет Россию «живой личности», до последнего момента сохраняющей свободу выбора собственной исторической судьбы. В книге «Святые Древней Руси» мыслитель переживает и изображает «трагедию древнерусской святости» как глубоко личностную трагедию, связанную с обретением духовной свободы и с ее невосполнимой утратой. В своем споре с художественным и философским модернизмом, Федотов, в соответствии с принципами экзистенциального персонализма, отстаивал идею личностной идентичности человека, абсолютный приоритет личностного начала в истории и культуре («Ессе homo», «В защиту этики», «Христианская трагедия» и др.). Именно эта экзистенциальная направленность в решающей мере, несмотря на все отмеченные и весьма существенные различия, сближает историософский персонализм Бердяева и Федотова. Оба русских мыслителя, каждый по своему, решали задачу метафизического «оправдания» личностного достоинства человека. Проведенное исследование дает достаточно оснований считать их творчество важной и неотъемлемой частью истории экзистенциальной философии XX столетия.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гребешев, Игорь Владимирович, 2005 год
1. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. 3-е изд. Париж, 1989-1991.
2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
4. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
5. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М., 1993.
6. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
7. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
8. Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. 2-е изд. Париж, 1969.
9. Бердяев Н.А. Новое средневековье. Берлин, 1924.
10. Ю.Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.
11. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-т т. М., 1994.
12. Бердяев Н.А. Христианство и активность человека. Париж, 1928.
13. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926.
14. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж, 1947.
15. Бердяев Н.А. О духовной буржуазности // Философские науки. М., 1991. №3.
16. Бердяев Н.А. Выдержки из писем к г-же X // Новый журнал. Нью-Йорк, 1946. № 35-36.
17. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 2000.
18. Федотов Г.П. Собрание соч. В 12 т. Т. 1-3. М., 1996-2000.
19. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2 т. СПб., 1992.
20. Федотов Г.П. Поли. собр. статей. В 6 т. Париж, 1988
21. Федотов Г.П. Стихи духовные. М., 1991.
22. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.
23. Федотов Г.П. И есть и будет. Размышления о России и революции. Париж, 1932.
24. Федотов Г.П. Социальное значение христианства. Париж, 1933.
25. Федотов Г.П. Новый Град. Сб. статей. Нью-Йорк, 1952.
26. Федотов Г.П. Империя и свобода. Избранные статьи. Нью-Йорк, 1989.1. Литература
27. Алексеев П.В. Человек, Дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования Н.А.Бердяева // Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
28. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура (Философия искусства Н.А.Бердяева). М., 1991.
29. Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. М., 1990. № 8.
30. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. М., 1991. № 8.
31. Бердяев Н.А.: Pro et contra. Антология. СПб., 1994.
32. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
33. Борисов В.М. Г.П.Федотов. Историческая публицистика // Новый мир. М., 1989. №4.
34. Бочаров С.Г. Г.П.Федотов. Предисловие к публикации // Вопросы литературы. М., 1990. № 2.
35. Вадимов А.В. Жизнь Бердяева: Россия. Oakland, Calif., Bercley Slavic Specialties, 1993.
36. Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание // Вопросы философии. М., 1991. № 1.
37. Вадимов А.В. За пределами «Самопознания» // Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
38. Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994.
39. Вишнякова О.В. Этика Бердяева. М., 2000.
40. Волкогонова О.Д. Г.П.Федотов о судьбе России. М., 1997.
41. Волкогонова О.Д. Н.А.Бердяев. Интеллектуальная биография. М., 2001.
42. Вологин Е.А. Экзистенциально-гуманистическая антропология Н.А.Бердяева. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2003.
43. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1993.
44. Гальцева Р.А. Николай Бердяев философ творчества и теоретик культуры // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т.1.
45. Герцык Е. Воспоминания. Париж, 1973.
46. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции // Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции. М., 1991.
47. Гревс И.М. Отзыв о сочинении Г.П.Федотова «Исповедь бл. Августина» как источник для его биографии и для истории культуры эпохи // Отчет о состоянии и деятельности СПб Университета за 1910 год. СПб., 1911.
48. Гумерова Г.А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века. Автореф. дис. канд. филос. наук. Нижневартовск, 1997.
49. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа (Николай Бердяев: жизнь и творчество). М., 1993.
50. Довгий Т.П. Россия духа. Историко-философская концепция развития России Г.П.Федотова. Смоленск, 1995.
51. Дробжев М.И. Проблема человека в русской религиозной философии XIX первой половины XX века. Тамбов, 2000.
52. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX веках. В 2 частях. СПб., 2000.
53. Емельянов Б.В. Русская философия XX века. Екатеринбург, 2003.
54. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.
55. Иваск Ю.П. Молчание. Памяти Г.П.Федотова // Опыты. Нью-Йорк, 1953, № 1.
56. Иваск Ю.П. Эсхатология и культура. Памяти Г.П.Федотова // Вестник Р.С.Х.Д. Нью-Йорк, 1972. № 103.
57. Ивонин Ю.П. Творчество, культура и цивилизация в философской концепции Н.Бердяева // Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.
58. Ильин И.А. О грядущей России. М., 1993.
59. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Париж, 1934.
60. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
61. Исупов К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы // Философские науки. 1991. №3.
62. Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1951. №27.
63. Кравцов В.А. Философия образования в истории русской мысли. М., 2002.
64. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М., 1975.
65. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М., 1980.
66. Куклин А.П. Эсхатологическая тема в русской мысли. К философскому портрету Г.П.Федотова // Горизонты культуры. СПб., 1992.
67. Левицкий С.А. Трагедия свободы. 2-е изд. Берлин, 1984.
68. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
69. Леонтьева О.Б. Историческая концепция Н.Бердяева. Автореф. дис. канд. филос. наук. Самара, 1995.
70. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
71. Лосский Н.О. Русская философия в XX веке // Записки русского научного института. Вып. 3. Белград. 1931.
72. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993.
73. Маслин М.А. «Велико незнанье России.» // Русская идея. М., 1992.
74. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее // О России и русской философской культуре. М., 1990.
75. Мережковский Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада. М., 1992.
76. Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991.
77. Мережковский Д.С. Больная Россия. Л., 1991.
78. Мысливченко А.Г. Мятежный апостол свободы // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
79. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.
80. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М., 2001.
81. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998.
82. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия (Философия истории России у Н.Бердяева). Нью-Йорк, 1967.
83. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века. Tenaflay, N.J.,Hermitage, 1988.
84. Полторацкий Н.П. На темы русские и общие. Pittsburg, 1965.
85. Померанц Г.С. Г.П.Федотов философ свободы и святости // Человек. М., 1991. №1.
86. Православие и культура. Сб. религиозно-философских статей. Берлин, 1923.
87. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995.
88. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. В 2 т. М., 1994.
89. Русская религиозно-философская мысль XX века. Сб. статей. Pittsburg, 1975.
90. Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.Федотова // Вопросы философии. 1991. №8.
91. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. М., 1988.
92. Степун Ф.А. Г.П.Федотов // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957. №49.
93. Сысоев Д.П. Бердяев архитектор эсхатологического преобразования мира. М., 2000.
94. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
95. Франк C.JI. Письмо к Г.П.Федотову // Новый журнал. Нью-Йорк, 1952. №38.
96. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
97. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
98. Яковенко Б. Очерки русской философии. Берлин. 1922.
99. Beaune D. G.P.Fedotov, се qui demeure: reflexions sur la Revolution russe. Universite de Provence, Aix-Marseille 1,1990.
100. Hughes C. Dreams and regrets; selections from the Russian mystics. New York, 1973.
101. Lacroix J. Le personnalisme comme anti-ideologie. P., 1972
102. Leibniz G. W. Theodicee 11 Leibniz G. W. Philosophische Werke. Leipzig, 1925.
103. McLachlan, James M. The desire to be God: freedom and the other in Sartre and Berdyaev. New York, 1992.
104. Rishardson, David B. Berdyaev's philosophy of history: an existentialist theory of social creativity and eschatology. The Hague, Martinus Nijhoff, 1968.
105. Schleiermacher F. D. E. Uber die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verachtern. Philosophische Bibliothec. Bd. 255. Hamburg, 1970.
106. Segundo J.L. Berdiaeff: une reflexion chretienne sur la personne. Paris, 1963.
107. Slaatte H.A. Time, existence and destiny: N.Berdyaev's philosophy of time. New York, 1988.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.