Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Каменская, Евгения Владимировна

  • Каменская, Евгения Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 147
Каменская, Евгения Владимировна. Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон": дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Москва. 2013. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Каменская, Евгения Владимировна

Введение

Глава I. Структурно-семантическая членимость текста художественного произведения

1. Аспекты исследования текста в современной лингвистике

2. Композит как фрагмент текста

3. Внутритекстовые средства связности в композите

3.1. Лексический уровень связности

3.2. Синтаксический уровень связности

3.3. Вводные слова в функциональном значении в тексте

3.4. Семантико-стилистический уровень связности

4. Гиперо-гипонимическое устройство композита

Глава II. Параметризация композита в режиме описания в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

1. Композит и функционально-семантическая типология

2. Композиты - пейзажные описания с текстемой «Степь»

2.1. Степь. Весна

2.2. Степь. Лето

2.3. Степь. Осень

2.4. Степь. Зима

3. Композиты - пейзажные описания с текстемой «Дон»

3.1. Композиты-описания Дона

3.2. Дон в историко-топографическом описании

3.3. Топография русла реки Дон в поэтическом описании

3.4. Дон и стихийное природное явление

3.5. Временные циклы года на Дону

3.6. Дон в христианских традициях

4. Колоративная и одорическая лексика в пейзажном описании в языке романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

4.1. Колоративная лексика: морфологическая принадлежность, семантика и стилистические функции

4.2. Одорическая лексика: морфологическая принадлежность, семантика и стилистические функции

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"»

ВВЕДЕНИЕ

Интегративными признаками художественного текста принято считать связность и целостность содержания (Ю.М. Лотман, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, И.Р. Гальперин и др.). Текст организуется как целостное системно-структурное образование и обладает параметрами (информативностью, членимостью, модальностью, категориями, внутритекстовыми связями и т.д.). Традиционным для лингвистики является мнение, что организация текста осуществляется при помощи лексических, морфологических, словообразовательных, грамматических и иных средств (A.M. Пешковский, JI.A. Булаховский, И.А. Фигуровский, Г.Я. Солганик, Е.И. Диброва). Сам термин «текст» используется в лингвистике, литературоведении, семиотике, поэтике, эстетике, культурологии и философии. В данной работе впервые рассматриваются фрагменты текста, получившие наименование «композит» (Е.И. Диброва 1999). Композит представляет собой минимальную структурно-содержательную единицу текста, которая обладает определенной автономностью в литературном произведении и характеризуется особыми структурными параметрами. Н.И. Жинкин (1998) считает, что во всяком тексте имеется смысловая скважность, которая воспринимается партнерами во взаимопонимаемой коммуникации.

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» является одним из наиболее значительных произведений мировой литературы XX века. В его составе имеются две авторские концептуальные единицы - «Степь» и «Дон», которые характеризуются спецификой рамочного строения, гиперо-гипонимическим устройством, словоупотребления, авторского переосмысления лексики и фразеологии и анафорических соотношений между отдельными предложениями.

Актуальность. В диссертации исследуется структура и семантика

двух композитных единиц в тексте романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». В

языке романа композит с гиперонимом «Дон» встречается в количестве 26-и

структур; композит с гиперонимом «Степь» встречается 32 раза. Лексическая

4

связность структуры композита выполняет основную текстообразующую функцию. Рамочность и гиперо-гипонимическая организация, лексический и словообразовательный повтор являются доминантными средствами связи в композите. В процессе изучения композита было выявлено, что данная минимально-содержательная единица текста связана с речевой структурой описания, а также описания-повествования и описания-рассуждения.

Целью исследования является рассмотрение структуры, содержания и атрибуций в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Цель предполагает режим осмысления содержания конструкции композита, его родо-видового устройства, а также лексических приоритетов. Цель исследования определила задачи, поставленные в работе:

1. Описание развития микротемы, которая содержится в предметном пространстве романного текста М.А. Шолохова.

2. Параметризация гиперо-гипонимических средств связности в составе композита.

3. Установление типологии лексическо-фразеологических, морфологических и грамматических средств связности самостоятельных предложений в композите.

4. Параметризация самостоятельных предложений, которые раскрывают в художественном изложении микротематику композита.

5. Характеризация поэтики лексических и грамматических средств, реализующих лейтмотивную структуру композита.

Объектом исследования является лексико-грамматическая специфика композитных структур, основанных на ключевых словах-текстемах в творчестве М.А. Шолохова — «Степь» и «Дон», а также семантика и эмоционально-оценочная функция композита.

Предмет исследования представлен осмыслением и описанием композитных структур и их содержания в авторском миропонимании и миропредставлении.

Методы исследования: лингвистическое наблюдение и описание использовались в качестве структурно-семантических методов и стилистический метод, заключающийся в «разыскании тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов» (Л.В. Щерба), а также лингвокультурологическая характеристика языкового материала. В работе широко использовался метод семного анализа при описании гиперонимо-гипонимических рядов, парадигматических отношений, лексических средств повтора и синтагматики лексического повтора. Материал для диссертации подбирался методом сплошной выборки.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществляется типологическое, системное и речевое описание композита как минимального доминантного фрагмента текста художественного произведения. В работе дано комплексное рассмотрение композита как особой единицы текста в ее семиологическом представлении: системно-структурном, лексико-фразеологическом и этнографо-этнолингвистическом. Новым является исследование содержания и функции рамочной и гиперо-гипонимической структуры, выполняющей выделительную роль формации, которая до настоящего времени не подвергалась специальному анализу. Новым является рассмотрение функции гиперонимов «Степь» и «Дон», которые раскрываются внутрикомпозитными гипонимами. Лексические скрепы самостоятельных предложений в композите представлены родо-видовыми связями слов, лексическими повторами слов, однокоренными словами и др. Впервые при комплексном анализе композита учтены дейктические средства организации единства композитности.

В исследовании удалось установить как традиционный тип композитной организации, так и собственно шолоховскую окказиональность. В обоих случаях были отмечены стилистические спецификации и интерпретация лексики и фразеологии с точки зрения казачьего видения мира.

Теоретическое значение диссертации заключается в рассмотрении структуры содержания композита, которая представляет собой минисочинение

прозаического типа в режиме описания, а также описания-повествования и описания-рассуждения. Композит по своей структуре включает преамбулу (введение), развитие содержания темы и резюме (финал). В связи с этим композит обладает четко выраженной рамочной конструкцией и построен по гиперо-гипонимическому принципу. Как правило, введение и заключение (финал) композита содержат один и тот же гипероним минисочинения.

Континуум художественного текста романа обеспечивается конструктивными элементами, которые по смыслу скрепляют части текста, предложения, композиты, фрагменты главы, главы, главки и др. Настоящее исследование имеет значение не только для параметризации композитных структур в языке М.А. Шолохова, но может послужить источником дальнейшего изучения членимости текста художественного произведения.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут найти применение при анализе структуры произведения, при чтении курсов по филологическому анализу текста, лингвокультурологии, исследованию языка художественного произведения, стилистике русского языка, изучению индивидуального стиля художника слова при изучении текста в вузе и в школе.

Источники исследования. Языковым материалом для диссертации послужил текст романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» (М. А. Шолохов. Собрание сочинений: В 8 т. Тексты просмотрены автором. М.: ГИХЛ, 19561960). Иллюстративный объем анализируемого материала составил по гиперониму «Степь» - 13 композитов, по гиперониму «Дон» - 11 композитов. Всего в работе было проанализировано 40 композитных структур.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование структурно-содержательной параметризации

автономного фрагмента текста - композита с его специфической организацией построения.

2. Выделение композитной структуры определяет научный принцип членения текста, который характеризуется интегральностью когниции и атрибутивностью структуры, составляющей содержание композита.

3. Парадигматика и синтагматика романного текста представляют собой органическое объединение лексико-грамматических средств связности: ведущую роль выполняет гиперонимо-гипонимическое построение композита, определяющее рамочность структуры.

4. Параметризация рамочности структуры выражается в наличии преамбулы (введения), собственно содержания композита и резюме (итога) содержательной минимальной единицы текста.

5. Композитное представление связано с двумя авторскими концептуальными единицами - «Степь» и «Дон», которые анализируются с точки зрения пейзажного описания, представленного хронотопическим осмыслением.

6. Художественная авторская речь представлена органическим объединением общеязыковой, региональной (казачьей) и индивидуально-авторской лексики и фразеологии. Региональные и авторские компоненты выполняют функции стилизации языка писателя и позволяют представить особенности речи донского казачества.

Апробация. Результаты исследования были изложены на международных, межвузовских научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях в МГГУ им. М.А. Шолохова (2002 - 2010гг.); на XIII международной конференции «Михаил Шолохов в современном мире». По теме диссертации опубликованы пять статей; в изданиях, рекомендованных ВАК, - три статьи.

Структура и объем диссертации, работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Каменская, Евгения Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Членение текста художественного произведения является одной из текстообразующих категорий и отражает скважность человеческого сознания. Членимость текста, определяющая его информативность, необходима для облегчения восприятия и осмысления сообщаемого. Сегментация текста на воспринимаемые нашим сознанием, упорядоченные отрезки необходима для того, чтобы автор уяснил для себя характер связи фрагментов произведения: временной, пространственной, логической и др.

В диссертации впервые рассмотрены текстовые структуры - композиты как отдельные комплексные организованные по смыслу и структуре фрагменты произведения. Композит как минимальная структурно-содержательная единица текста является компонентом низшего членения текста и, в отличие от абзаца, который отражает авторские устремления, представляет собой структурно-содержательный фрагмент художественного произведения, обладающий рамочной конструкцией (преамбула - резюме). Композит имеет три параметра, которые позволяют вычленить единицу текста и охарактеризовать ее: структурный, лексико-семантический и грамматический.

Композит как рамочная структура обладает когнитивно-коммуникативной и поэтико-эстетической значимостью, выполняя прагматическую функцию в тексте художественного произведения. Структурно-семантическая параметризация композита раскрывает: а) частеречную и лексико-семантическую организацию гиперонимов и гипонимов, синонимов, антонимов, слов тематического ряда; б) общую гиперонимо-гипонимическую структурацию на основе гиперонимов -ключевых слов в языке Шолохова - «Степь» и «Дон»; в) синтаксическую организацию внутрикомпозитных и межкомпозитных связей, связанную с видо-временными соотношениями глагольных форм, определительными структурами в составе композита, синтаксическими средствами связи: союзами, частицами, вводными словами с авторским мнением.

132

Анализ важнейших типологических композитных структур с микротемами «Степь» и «Дон» показал рамочное устройство развития микротемы; при этом детально исследованы различные типы рамок (преамбулы и резюме), их расположение в структуре композита. Сравнительно-сопоставительное изучение средней содержательной части композита позволило установить гиперо-гипонимическое устройство с внутренними пересечениями гиперо-гипонимической, синонимической, антонимической и тематической лексико-семантических связей, конструирующих данное образование за счет использования внутрикомпозитных и межкомпозитных грамматических средств связи.

Параметризация композита в режиме описания основывалась на функционально-семантической типологии и пейзажном описании двух гиперонимов - «Степь» и «Дон». Гипероним «Степь» был исследован согласно хронотопу времен года: весна, лето, осень, зима. Композитные структуры с гиперонимом «Степь» позволяют определить смысл шолоховского описания, чувственную и художественную наблюдательность автора. Пейзажные зарисовки представляют сезонные описания степи, что позволяет увидеть степное пространство от детально прорисованных пейзажей до фрагментов крупного обозрения. В описательных композитах встречается повествование, что дает возможность М.А. Шолохову представить развитие степи в пространственно-временной динамике и «оживить» ее. Художественная и поэтическая наглядность и эмоциональность эстетики раскрывают красоты «обыкновенной» степи.

В языке романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» композиты, объединенные гиперонимом «Дон», образуют аналогичный ансамбль, как и с гиперонимом «Степь». Гипероним «Дон» в значении 'река' является одним из главных персонажей романа; к нему добавлены авторские коннотации 'отец, кормилец'-, 'божество, источник мистической силы"', 'граница между земным и небесным мирами'; 'пределы казачьей земли'. Композиты-описания Дона позволяют аллегорически соотнести происходящие на реке явления (ледоход, грозу на

Дону, коловерть течения и др.) с событиями, происходящими в жизни казаков, образно показать Дон как одно из основных природных явлений романа в потоке времени: весной - стремительный, бурлящий, рвущийся из ледяных пут на свободу; летом - неспешно, величаво несущий свои воды; осенью -угрюмый, холодный, чуть подёрнутый ледком; зимой - одетый в ледяные оковы.

Колоративная и одорическая лексика, представленная и проанализированная в составе композитов, отражает авторский замысел, его эстетические установки. Колоративы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» показывают психологическую зависимость восприятия цвета, которая складывалась столетиями в казачьем быту и определялась прошлым опытом, запасом знаний, содержанием духовной жизни казачества и оценкой жизни. Простые и рядовые предметы окружающей действительности благодаря колоративности удалось представить в поэтической, «притягательной» форме. Цветообозначения в композитах представляют систему, основанную на базовых номинациях цветослов. По частотности и психолингвистической значимости наиболее важными являются обозначения черного, белого и красного цветов.

Новым в исследовании лексики обоняния в языке романа «Тихий Дон» является рассмотрение ее социолингвистических типов: в работе выделены общерусские и региональные именования и собственно шолоховские новации. Описывая лексику обоняния, выделены ее ядерные слова-гиперонимы: у существительных — запах, дух, дыхание; у глаголов — пахнуть, обонять, нюхать. Одорические гиперонимы группируют языковые и текстовые гипонимы: пахнуть - благоухать, излучать, источать, вонять, разить и др. В художественной прозе М.А. Шолохова большое значение имеют обонятельные образы природы и казачьего быта. В русской художественной литературе не встречается подобных аналогов палитры обоняния природного и человеческого мира.

В исследовании удалось установить как традиционный тип композитной организации, так и собственно шолоховскую окказиональность. Узуальные лексемы и фразеологизмы, употребленные в индивидуально-авторском значении, а также окказиональные аналогичные структуры отражают художественный мир писателя - замыслы, идеи, систему взглядов, т.е. авторскую концепцию. Художественная авторская речь представлена объединением общеязыковой, региональной (казачьей) и индивидуально-а'вторской лексики и фразеологии. Региональные и авторские компоненты выполняют функции стилизации языка писателя и позволяют представить особенности речи донского казачества.

Таким образом, композиты характеризуются в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» этносоциальными и лингвосоциальными свойствами, что свидетельствует об особенностях авторского выражения миропонимания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Каменская, Евгения Владимировна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

М.А. Шолохов «Тихий Дон». М.: ГИХЛ, 1941.

М. А. Шолохов. Собрание сочинений: В 8 т. Тексты просмотрены

автором. М.: ГИХЛ, 1956-1960.

М.А. Шолохов. Собрание сочинений: В 8 т. М.: ГИХЛ, 1986. Шолохов М.А. Тихий Дон: Роман в 2-х тт. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(СТАТЬИ, МОНОГРАФИИ И ДР. КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ)

Азнаурова, Э.С. Стилистический аспект номинации словом как единицей речи [Текст] // Э.С. Азнаурова. Языковая номинация (Виды наименований). - М.: Наука, 1977,- С. 86-127.

Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка [Текст] / Ю.Д. Апресян. - М.: Восточная литература РАН, 1995 - Т. 1. - 472 с. Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - Л, 1973. - 303 с.

Ароматы и запахи в культуре. В 2-х книгах [Текст] / Сост. О.Б. Вайнштейн. -М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 608 е., 664 с. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М., 1988. - 341 с.

Бабенко, Л.Г., Васильев, И.Е., Казарин, Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов по спец. «Филология» [Текст] /

JI.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. - Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2000. - 534 с.

Балли, Ш. Французская стилистика [Текст] / Ш. Балли. - М.,1961. - 394 с. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка [Текст] / Ш. Балли.-М., 1995.-416 с.

Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994. - 624 с.

Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-445с.

Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. - М.,1986. -423с.

Бахтин, М.М. Эпос и роман [Текст] / М.М. Бахтин. - СПб.,2000. - 301 с. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] / Э. Бенвенист. - М., 1974. - 447 с. Блумфильд, Л. Язык [Текст] / Л. Блумфильд. - М., 1968. - 607 с. Блэк, М. Метафора [Текст] / М. Блэк // Теория метафоры : Сборник: Пер. с англ., фр., исп., польск. яз. / Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-512 с.

Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - М., 1981. - 400 с. Будагов, P.A. Человек и его язык [Текст] / P.A. Будагов. - М.: Изд-во МГУ, 1976,- 429 с.

Булаховский, Л.А. Курс русского литературного языка [Текст] / Л.А. Булаховский. - 4-е изд. - Киев, 1949. - 241 с.

Бэн, А. Психология [Текст] / А. Бэн // Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. - М.: ООО «ACT-ЛТД», 1998.-528 с.

Валгина, Н.С. Теория текста [Текст] / Н.С. Валгина. - М., 2003. - 280 с.

Василевич, А.П. «Психологическая значимость» слов-цветообозначений в разных языках. Экспериментальные исследования психолингвистов [Текст] / А.П. Василевич. - М., 1982. - 142с.

Вендина, Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков [Текст] / Т.П. Вендина // Славянский альманах. - М., 1998.-С. 277-304.

Виноградов, В.В. Стиль «Пиковой дамы» [Текст] / В.В. Виноградов // Временник Пушкинской комиссии. - 2. - М., 1936. - С.74-147. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградов. - М.; Л., 1947. - 784 с.

Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 655 с.

Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст] / В.В. Виноградов. - М., 1963. - 256 с.

Виноградов, В.В. О теории художественной речи [Текст] / В.В. Виноградов. -М.:ВШ, 1971.-240 с.

Виноградов, В.В. Поэтика русской литературы [Текст] // В.В. Виноградов. Избранные труды. - М.,1976. - 516 с.

Виноградов, В.В. О языке художественной прозы [Текст] // В.В. Виноградов. Избранные труды. - М.: Наука, 1980. - 360 с.

Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики [Текст] / В.В. Виноградов. -М., 1981.-320 с.

Виноградов, В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1990. - 390 с. Винокур, Г.О. Об изучении языка литературных произведений [Текст] / Г.О. Винокур // Филологические исследования. Лингвистика и поэтика. - М., 1990. -С.112-140.

Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц [Текст] / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1980. - 238 с.

Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1987. -314с.

Гак, В.Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания [Текст] /В.Г. Гак // Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования / Под ред. A.A. Леонтьева. - М.,1977. -С.78-95.

Гак, В.Г. Метафора: универсальное и специфическое [Текст] / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1998. - С. 11-26.

Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. -М.: Изд-во «Наука», 1981. - 138 с.

Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1973. - 350 с.

Григорьев, В.П. Грамматика стиля [Текст] / В.П. Григорьев. - М., 1983. - 226 с. Григорьев, В.П. Поэтика слова [Текст] / В.П. Григорьев. - М., 1990. - 365 с. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольд. - М., 1984. - 400 с.

Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры [Текст] / В. фон Гумбольд. -М., 1985.-451 с.

Диброва, Е.И. Структура самостоятельных предложений, объединенных союзами «а» и «но», в современном русском языке: автореф. дис. канд. фил. наук [Текст] / Е.И. Диброва - Ростов-на-Дону, 1954. - 325 с. Диброва, Е.И. Категории художественного текста [Текст] / Е.И. Диброва // Семантика языковых единиц. Доклады IV Международной конференции. - Т.2. -М., 1998.-С. 253,254.

Диброва, Е.И. Пространство текста в композитном членении [Текст] / Е.И. Диброва // Структура и семантика художественного текста. - М., 1999. - С. 130137.

Диброва, Е.И. Общерусская и диалектная лексика [Текст] / Е.И. Диброва // Современный русский язык: В 2 ч. - Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Диброва, Е.И. Авторство Шолохова [Текст] / Е.И. Диброва // Текст. Структура и семантика. Доклады X Международной юбилейной конференции. Т.1. - М., 2005.-С. 28-38.

Диброва, Е.И. Художественный текст: Структура. Содержание. Смысл: избранные работы. - Т. 1[Текст] / Е.И. Диброва. - М.: ТВТ Дивизион, 2008. -429 с.

Диброва, Е.И. Лексикология. Фразеология. Синтаксис текста: избранные работы. - Т. II [Текст] / Е.И. Диброва. - М.: ТВТ Дивизион, 2008. - 470 с. Дмитриева, Т.Н. Основы сенсорной экологии [Текст] / Т.Н. Дмитриева. - М.: Изд-во РУДН, 1999.- 168 с.

Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX - XX вв.) [Текст] / М.Я. Дымарский. - СПб.,

1999.-281 с.

Дымарский, М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX - XX вв.). 2-е изд., испр. и доп. [Текст] /М.Я. Дымарский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 328 с.

Ермолаев, Г.С. Михаил Шолохов и его творчество (серия «Современная западная русистика») [Текст] / Г.С. Ермолаев. - СПб: Академический проект,

2000.-448 с.

Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н.И. Жинкин. - М., 1998. -368с.

Жирицкая, Е.А. Легкое дыхание: запах как культурная репрессия в российском обществе 1917-30-х гг. [Текст] / Е.А. Жирицкая. // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.- 664 с.

Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 439 с. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-264 с.

Кожин, А.Н. Введение в теорию художественной речи: Учебное пособие [Текст] / А.Н. Кожин. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 233 с.

Колшанский, Г.В. Контекстная семантика [Текст] / Г.В. Колшанский.- М.,1980. - 149 с.

Кравченко, И. Шолохов и фольклор [Текст] / И. Кравченко. // Литературный критик, №5-6, 1940. - 214 с.

Краснов, П.Н. Картины былого Тихого Дона [Текст] / П.Н. Краснов. -Волгоград, 1994.

Кубрякова, Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова [Текст] / Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1981. - 200 с.

Кульпина, В.Г. Лингвистика цвета [Текст] / В.Г. Кульпина. - М., 2001. - 470 с. Купер, М. Как понимать язык цвета [Текст] / М. Купер. - М., 2004. - 144 с. Лежнев, И.Г. М. Шолохов [Текст] / И.Г. Лежнев. - М, 1948. - 228 с. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы [Текст] / Д.С. Лихачев. - М: Наука, 1979.-372 с.

Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха [Текст] / Ю.М. Лотман. - М.,1972. - 272 с.

Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя [Текст] // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: Книга для учителя. - М.,1988. - 353 с.

Лотман Ю.М. Семиотическое пространство [Текст] // Ю.М. Лотман. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1996. - 464 с. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: Учеб. для филол. спец. вузов [Текст] / В.А. Лукин. - М.: Изд-во «Ось-89», 1999,- 192 с.

Лукьянова, H.A. Экспрессивная лексика разговорного употребления [Текст]/ H.A. Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - 230 с.

Лыков, А.Г. Окказиональное слово и языковая норма речи [Текст] / А.Г. Лыков //Филолог, науки, 1971, №5.-С. 70-81.

Лыков, А.Г. Целесообразен ли термин « окказиональное слово» [Текст] / А.Г. Лыков // Научн. труды Кубанского университета, 1972. - Вып.5. - Ч. 11. - С. 3237.

Лыков, А.Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово [Текст] / А.Г. Лыков. - М.: Высшая школа, 1976. - 119 с. Миронова, Л.Н. Цветоведение [Текст] / Л.Н. Миронова. - Минск, 1984. - 286 с. Налимов, В.В. Спонтанность сознания [Текст] / В.В. Налимов. - М., 1989. -288с.

Нечаева, O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) [Текст] / O.A. Нечаева. - Улан-Удэ, 1974.

Николина, H.A. Повествовательная структура и жанр [Текст] / H.A. Николина. - М.,1993. - 166 с.

Новиков, Л.А. Антонимия в русском языке. Семантический анализ противоположности в лексике [Текст] / Л.А. Новиков. - М.: Изд-во МГУ, 1973. -289 с.

Новиков Л.А. Семантика русского языка: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Новиков. - М.: Высшая школа, 1982. - 272 с.

Одинцов, В.В. Стилистика текста [Текст] / В.В. Одинцов. - М., 1980. - 263 с. Одинцов, В.В. Стилистика текста [Текст] / В.В. Одинцов / Отв. ред. А.И. Горшков. Изд. 5-е. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 264 с. Падучева, Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке; Семантика нарратива). - 2-е изд. испр. и доп. [Текст] / Е.В. Падучева. - М.: Школа «Языки русской культуры», 2010. - 480 с. Паперный, З.С. Поэтический образ у Маяковского [Текст] / З.С. Паперный. -М., 1961.-444с.

Пешковский, A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики [Текст] / A.M. Пешковский. - М.; Л., 1930. - 176 с. Пешковский, A.M. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / A.M. Пешковский. - 6-е изд. - М., 1938. - 432 с.

Пешковский, A.M. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / A.M. Пешковский. - М.: Учпедгиз, 1956. - 511 с.

Поспелов, Н.С. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры [Текст] / Н.С. Поспелов // Доклады и сообщения Института русского языка. АН СССР. - Вып.2, 1948. - 198 с.

Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В.И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. - М., 1988.-216 с.

Потебня, A.A. Из записок по русской грамматике [Текст] / A.A. Потебня. - М.: Гос.учеб. - педаг.изд-во мин.проев. РСФСР, 1958. - Т.1-11. - 536 с. Потебня, A.A. Слово и миф [Текст] / A.A. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 624 с. Потебня, A.A. Теоретическая поэтика [Текст]/ A.A. Потебня. - М., 1990. - 344 с Райт, Р.Х. Наука о запахах [Текст] / Р.Х. Райт. - М., 1966. - 225 с. Рыбальченко, Е.А. Автореф. диссертации на соиск. уч. степ. канд. филолог, н. «Колоративная лексика в языке романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» [Текст] / Е.А. Рыбальченко. - М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. - 20 с. Ряшенцев, K.JI. Народно-диалектная лексика в авторской речи М.А. Шолохова [Текст]/ K.JI. Ряшенцев // Уч. зап. Сев. - Осет. гос. пед. ин-та. Т. 19, 1953. - С. 107-131.

Сахаров, П.П. Происхождение донского казачества [Текст] / П.П. Сахаров. -1914.

Семанов, С.Н. «Тихий Дон» - литература и история [Текст] / С.Н. Семанов. -М., 1982.-239 с.

Сидельников, В.П. Лексика со значением 'запах' в русском языке. К проблеме языковой сущности лексических микросистем: автореф. дис. к. ф. н. [Текст] / В.П. Сидельников. - Харьков, 1983. - 25 с.

Симонов, П.В. Мотивированный мозг... [Текст] / П.В. Симонов. - М., 1987. -100с.

Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка [Текст] / Г.Н. Скляревская. -СПб.: Наука, 1993.- 152 с.

Смирнов, A.A. Проблемы психологии памяти [Текст] /A.A. Смирнов- М., 1966. -232 с.

Солганик, Г.Я. Стилистика текста [Текст] / Г.Я. Солганик. - М., 1997. - 256 с. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: Учеб. пособие [Текст] / Г.Я. Солганик. - 6-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 256 с.

Солганик, Г.Я. Синтаксическая стилистика. Изд. 3-е, испр. и доп. [Текст] /Г.Я.Солганик. - М.: КомКнига, 2006. - 232 с.

Солганик, Г.Я. Основы лингвистики речи [Текст] / Г.Я. Солганик. - М.: Издательство Московского университета, 2010. - 128 с. Стюфляева, Н.В. Донской пейзаж как форма воплощения идеи соборности в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» [Текст] / Н.В. Стюфляева // Шолоховские чтения. Сборник научных трудов / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. - М.: Издательский дом «Таганка» МГОПУ, 2003.

Сухарев, Ю.Ф. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории [Текст] / Ю.Ф. Сухарев. - Чапаевск, 2001. - 338 с.

Тамахин, Н. Поэтика Шолохова-романиста [Текст] / Н. Тамахин. - М., 1984. -163 с.

Телия, В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация [Текст] / В.Н. Телия // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы в экспрессивности. - М.: Наука, 1991. - 116 с. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика [Текст] / Б.В. Томашевский. -М., 1999.-334 с.

Топоров, В.Н. Пространство [Текст] / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. - Т.2. - М., 1982. - 342 с.

Топоров, В.Н. Числа [Текст] / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. - Т.2. - М., 1982. - 631 с.

Топоров, В.Н. Пространство и текст [Текст] / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М.,1983. - С. 227-284.

Успенский, Б.А. Поэтика композиции. (Структура художественного текста и типология композиционной формы) [Текст]/ / Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.,1995. - 360 с.

Уфимцева, A.A. Типы словесных знаков [Текст] / A.A. Уфимцев. - М.: Наука, 1974.-205 с.

Фигуровский, И.А. От синтаксиса отдельного предложения - к синтаксису целого текста [Текст] / H.A. Фигуровский // РЯШ, №3, 1948. - С. 21-31. Фигуровский, И.А. Смысловые отношения между самостоятельными предложениями и грамматические средства их выражения: автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / Фигуровский И.А. - 1948. Фомина, В. С. Семантика цветообозначений как объект исследования и изучения [Текст] / B.C. Фомина // IV Международный симпозиум по лингвострановедению: Тез., докл. и сообщ. - М., 1994. - С. 230-231. Фрумкина, P.M. Цвет, смысл, сходство [Текст] / P.M. Фрумкина //Аспекты психолингвистического анализа. / Отв. ред. В.Н. Телия. -М., 1984. - 143 с. Хватов, А.И. Художественный мир Шолохова [Текст] / А.И. Хватов. - М., 1978. -477 с.

Чеснокова, Л.Д. Неполнозначные части речи [Текст] / Л.Д. Чеснокова // Современный русский язык. Ч. II. - М., 2001.

Шаронов, В.В. Свет и цвет [Текст] / В.В. Шаронов. - М., 1961. - 312 с. Шахматов, A.A. Синтаксис русского языка [Текст] / A.A. Шахматов. - Л., 1941. - 620 с.

Шахматов, A.A. Из трудов по современному русскому языку [Текст] / A.A. Шахматов. - М.: Учпедгиз, 1941. - 288 с.

Шаховский, В.И. Эмотивная семантика слова как коммуникативная сущность [Текст] / В.И. Шаховский // Коммуникативные аспекты значения. - Волгоград, 1990.-С. 24-40.

Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики [Текст] / Д.Н. Шмелев. - М: Наука, 1973. - 280 с.

Шмелев, Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях [Текст] / Д.Н. Шмелев. - М: Наука, 1977. - 168 с .

Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке [Текст] / Л.В. Щерба // Русская речь. - Л.,1928.-Ч. П.-С.19.

Щерба, JI.В. О трояком аспекте явлений и об эксперименте в языкознании [Текст] / Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1979. -С.3-257.

Язык и стиль прозы М. Шолохова / Отв. ред. Громова. - М., 1981. - 111 с. Якобсон, Р. Работы по поэтике [Текст] / Р. Якобсон. - М., 1987. - 464 с.

Breht, R. D. Deixis in embedded structures // Foundations of Language. International Journal of Language and Philosohy. - Dordreht-Holland: D. Reitel Publishing Company, 1974. - Vol. 11, № 4.

Fillmore, Ch. J. Towards a descriptive framework for spatial deixis // Speech, Space and Action: Studies in Deixis and Related topics; eds. R. Jarvella, W. Klein. -Chichester, New-York, Singapore: John Wiley & Sons, 1982. Lakoff, R. Remarks on this and that // Berkerley Studies in Syntax and Semantics. -L.: The MIT Press, 1974.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (СПРАВОЧНАЯ) ЛИТЕРАТУРА БЭС - Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. A.M. Прохорова. - 3 изд.-М., 1970-1978.

СД - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 2000.

СДГ - Словарь русских донских говоров: В 3 т. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1975-1976. СДК - Большой толковый словарь донского казачества / Под ред. В.И. Дегтярева. - М., 2003.

СК - Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. -СПб.: «Норинт», 2002.

СК - Современный толковый словарь русского языка / Ин-т лингвист, исслед. Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: «Норинт», 2007.

СОШ - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт

русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997.

СРЯ - Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-ое изд., испр. и доп. - М., 1980-1984.

ССР ЛЯ - Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. - М.; Л., 1950-1965.

СУ - Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.,

СЯШ - Словарь языка Михаила Шолохова / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: ООО «ИЦ «Азбуковник»», 2005. - 964 с.

Казачий словарь-справочник: В 3 т. Составители и издатели: А.И. Скрылов, Т.Н. Губарев. - Т.1 - Кливленд, Огайо, США, 1966; Т. II - Сан Ансельмо, Калифорния, США, 1968; Т. III - Кливленд, Калифорния, США, 1969. Копалинский В. Словарь символов. - Калининград, 2002. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинского. - М., 1998.

Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. - М.,

Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. Семенова М. Мы - славяне. Популярная энциклопедия. - СПб., 2006. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995. Словарь русских народных говоров. Вып. 1-26 - М.; Л., 1965-1992. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : В 4 т. - М., 1964 - 1973. Частотный словарь русского языка / Под ред. Л.Н. Засориной. - М.: Русский язык, 1977.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка / П.Я. Черных. - Т. 1. - М., 1999.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост. В. Андреева и др. - М.: Локид; Миф, 2000.

2000.

1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.