Донская степь как художественное пространство в языке М.А. Шолохова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Кононова, Светлана Александровна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кононова, Светлана Александровна
Введение
Глава 1. Казачье мировосприятие и факторы его становления
1. Казачество как этническое сообщество
1.1. К истории вопроса
1.2. Становление казачества как этноса
1.3. Донской казак - земледелец и воин
2. Проблематика картины мира в современной лингвистике
Глава II. Хронотоп степи
1. Понятие художественного пространства в концепциях русских исследователей
2. Топография и метафорика степного пространства в художественных произведениях М.А. Шолохова
3. Горизонтально-вертикальное устройство донского пространства
4. Донская степь в пространственно-временной перспективе
5. Антропоморфизм как онтологическая характеристика степи
Глава III. Текстема «степь» как смысловая доминанта языка М.А. Шолохова
1. Аспекты исследования слова в современной лингвистике
2. Слово как лексема
3. Понятие концепта в современной лингвистике
4. Текстема и личностный смысл
5. Текстема «степь» и ее семантика
5.1. Лексикографическое значение лексемы «степь»
5.2. Текстема «степь»: казачье миропонимание
5.3. Растительность степи и ее символика
5.4. «Степь» и персонажная сфера
5.5. Сенсорная характеристика текстемы «степь»
5.6. Авторский смысл текстемы «степь»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Композитные структуры в языке романа М.А. Шолохова "Тихий Дон"2013 год, кандидат филологических наук Каменская, Евгения Владимировна
Мир казачества в изображении Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова2007 год, кандидат филологических наук Гаджиева, Лейла Ишмурадовна
Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика2007 год, доктор филологических наук Муравьёва, Наталия Михайловна
Роман М. А. Шолохова "Поднятая целина" в контексте русской литературы XIX- первой четверти XX веков: Тема казачества2003 год, кандидат филологических наук Никольская, Наталья Николаевна
Художественное осмысление природы в романе-эпопее М. А. Шолохова "Тихий Дон": Традиции и новаторство2001 год, кандидат филологических наук Ширина, Елена Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Донская степь как художественное пространство в языке М.А. Шолохова»
Творчество М.А. Шолохова, выдающегося русского писателя, лауреата Нобелевской премии, занимает особое место в русской и мировой культуре XX века. Его произведения имеют огромную культурно-историческую и художественную ценность, которая проявляется в стремлении писателя раскрыть историю и жизнь донского казачества. Живая разговорная речь казаков отражает многовековую устно-поэтическую культуру донского края. Это обусловило создание М.А. Шолоховым особой стилистики и поэтики, которые в близкой к народной речи передали бы специфику этнических представлений казачества. Художественная проза М.А. Шолохова привлекала внимание многих исследователей (Ф. Бирюков, В. Петелин, Ю. Лукин, К. Прийма, А. Минакова и др.). Н.С. Сергеев-Ценский писал: «В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи. Не в словарях отысканное, не из запыленных фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка - у народа, - вот какое это слово!». Изучение особенностей поэтического мышления, эстетики, стиля и языка М.А. Шолохова является важнейшим этапом в осмыслении русской литературы XX века.
Интерес к художественному тексту как к многомерному смысловому пространству обусловливает проблематику исследования. Филологическая мысль в XX-XXI вв. стремится осуществить комплексный подход к творчеству художника слова, охарактеризовать устойчивые поэтические приемы, установить индивидуально-авторскую манеру письма. Основой исследования при этом является язык - первоэлемент произведения, создающий текст. Особое значение приобретает рассмотрение художественного пространства, которое осуществляет глубинную связь содержательных частей произведения и придает ему внутреннее единство, отражая мировоззренческие и эстетические взгляды писателя.
Актуальность работы определяется настоятельной потребностью изучения региональной картины мира в литературном произведении. Каждый этнос (в нашем случае - донское казачество) имеет свою историю и традиции, складывающиеся веками, живет в определенной географической и климатической зонах. Окружающий его мир отражается в духовном восприятии действительности. Язык М.А. Шолохова раскрывает миропонимание, устои и быт донского казачества, связанного кровными узами с родной природой, со своей землей. Одной из ключевых языковых единиц в произведении является текстема, которая выражает концептуальное понятие художника слова и возникает как истолкование его целеустановки, замысла и системы взглядов. Анализ текстем позволяет понять сверхзадачу - идею творчества писателя, выявить его мировоззренческие константы и особенности идиолекта.
Объектом изучения являются шолоховские речевые реализации казачьего мировосприятия, что проявляется в художественном пространстве текста - топографии степи, ее горизонтально-вертикальном представлении, пространственно-временной перспективе описания и антропоморфизме.
Предметом исследования являются хронотопические характеристики донского степного пространства, их когнитивно-эстетические особенности и текстема «степь» как смысловая доминанта в языке М.А. Шолохова.
Целью работы стало структурно-семантическое, этнолингвистическое и текстемное описание лексики, характеризующей донскую степь как фрагмент художественного пространства шолоховских текстов.
Специфика объекта, предмета и цели исследования определяет постановку следующих задач:
1) представление лексики, характеризующей казачество как этническое сообщество в коммуникативно-речевом, социолингвистическом, когнитивном и ментально-эмотивном аспектах;
2) выявление специфики хронотопического описания степного пространства в его параметрах: топографии и метафорике степи, горизонтально-вертикальном ее осмыслении и пространственно-временной перспективе;
3) изучение речевых структур антропоморфизма, отражающего коллективное бессознательное этноса и личностный взгляд художника слова;
4) рассмотрение концептуальной позиции текстемы «степь» и ее содержательных составляющих;
5) установление авторского смысла в текстеме «степь», отражающего мировоззренческий, конвенциональный и мотивационно-феноменологический статус художника слова.
Методами исследования послужили филологический, эстетический, структурно-семантический, текстемный и компонентный анализ текстовых смыслов. Изучение языка М.А. Шолохова предполагает применение как лингвистических, так и литературоведческих методов, что определяется спецификой словесного искусства, имеющего своим материалом язык: «структура содержания реализуется через структуру языка, образуя комплексное целое» (Ю.М. Лотман). Материал исследования извлекался методом сплошной выборки из произведений М.А. Шолохова.
Научная новизна работы определяется тем, что в диссертации впервые осуществляется комплексное коммуникативное, структурно-семантическое и текстемное исследование пространственных характеристик донской степи в языке художественной прозы М.А. Шолохова. В работе анализируются хронотопические параметры степи, рассматривается топография и метафорика степного пространства и выявляется антропоморфизм как сущностная характеристика степи, которая воспринимается казачеством в ее одушевленности. В диссертации по-новому проанализирована смысловая доминанта языка М.А. Шолохова -текстема: в ее смысловой состав включены как прямые и переносные лексикографические значения, так и личностный авторский смысл, характеризующий мировоззренческий статус художника слова.
Теоретическая значимость заключается в установлении роли личностного фактора в формировании хронотопических и текстемных структур в языке М.А. Шолохова, где автор обнаруживает себя эксплицитно в социолингвистической и этнокультурной интерпретации описываемой действительности.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. В научной работе, посвященной изучению языка М.А. Шолохова, представлен комплексный анализ художественного пространства - донской степи, являющейся одним из центральных фрагментов природы донского края.
2. Степное пространство в произведениях М.А. Шолохова представлено в вертикально-горизонтальной ориентации и пространственно-временной перспективе. Характерная черта донской степи - ее антропоморфная сущность.
3. Донская степь истолковывается в хронотопических отношениях, соединяющих воедино художественное пространство и художественное время и интерпретирующих их как выражение духовной реальности.
4. Степное пространство в шолоховском тексте многомерно: духовно-материальный опыт казачества, направленный на освоение внешней реальности и доставляющий эстетическое наслаждение; связь художественного пространства с культурой эпохи; его эволюция, глубина и широта; функции перспективы, цвета, света и др. в его изображении.
5. «Степь» - одна из основных текстем языка М.А. Шолохова, которая наглядно обнаруживает связь казачьего народно-мифологического сознания с индивидуально-авторским словотворчеством.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение при чтении курсов по филологическому и лингвистическому анализу текста, изучению индивидуального стиля художника слова. Результаты исследования могут послужить базой для создания спецсеминаров и спецкурсов, посвященных изучению языка М.А. Шолохова и комментированию художественного текста.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на международных, межвузовских, научно-исследовательских и научно-студенческих конференциях в период с 2002 по 2007 год. Исследование прошло апробацию на Шолоховских конференциях в секции «Язык М.А. Шолохова» в МГОПУ им. М.А. Шолохова (2002, 2003, 2005, 2006 гг.), на конференции в музее-заповеднике М.А. Шолохова в станице Вешенская в 2003 г., на конференции в Институте мировой литературы им. М. Горького, посвященной 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова (2005 г.), а также на научно-студенческих общеуниверситетских конференциях (2003-2006 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Концепция семьи в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон"2004 год, кандидат филологических наук Цыценко, Ирина Ивановна
Специфика шолоховского эпитета: на материале романа "Тихий Дон"2008 год, кандидат филологических наук Четверикова, Татьяна Дмитриевна
Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова2006 год, кандидат филологических наук Дроботун, Александра Валерьевна
Дед Щукарь-трагикомический персонаж в языке романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"2008 год, кандидат филологических наук Кудлай, Юлия Витальевна
Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века2004 год, доктор филологических наук Котовчихина, Наталия Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Кононова, Светлана Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Являясь одним из центральных фрагментов донского края, донская степь как художественное пространство занимает в структуре шолоховского текста стратегическое место; особенности ее представления позволяют вычленить главные философские смыслы произведений писателя.
Содержательная основа шолоховского текста и используемые писателем изобразительно-выразительные средства определяют специфику представления донской степи как художественного пространства: ее хронотопические характеристики заключены в топографии и метафорике, горизонтально-вертикальном устройстве, пространственно-временной перспективе и антропоморфизме.
Художественное изображение степного мира в языке М.А. Шолохова неотделимо от народно-мифологических представлений казачества, его реальной жизни и истории. На ментально-эмоциональное освоение действительности влияют особенности природной среды, обусловливающие образование этноса. Земледелие и воинственность, а также различные компоненты казачьей народной культуры определили своеобразие изображения степи М.А. Шолоховым. Степь входит в поэтический космос писателя - пространство его творений и обладает сюжетообразующим началом.
В казачьей картине мира степь связана с общерусской «схемой человеческого духа» (П.А. Флоренский) - архетипическим образом Матери-сырой земли: земли-кормилицы, земли-защитницы, родительницы и воспитательницы всего живого, носительницы знания и природной мудрости; ассоциируется с понятием дома, родного пространства. Сыновнее отношение казаков к степи является одной из основных черт национального характера, которая сформировалась в условиях казачьего быта и земледельческого труда. Степь как родина изображена в качестве одного из главных персонажей, а не только места действия, свершения событий исторической и духовной жизни казачества, в ней воплощено национальное и общечеловеческое. Таким образом, степь из пространственного контекста переходит в контекст эстетико-философских, мировоззренческих понятий и несет особую ценностную нагрузку. Она принадлежит духовно-материальному опыту индивида, направленному на освоение реальной действительности, и включена в область субъект-объектных отношений.
Чувство земли у казачества - возвышенно-нравственное, практическое и эстетическое. Оно организует систему ценностей и представлений о мире в казачьей среде, определяет поведение человека в истории. Шолохов -блестящий этнограф - вносит в произведения реальное, существовавшее в действительности па Дону соотношение природы и человека, обрабатывающего землю. Бескрайняя степь, русский размах, помноженный на казачью удаль, природное здоровье и сила жизни, абсолютное единство с природой и любовь ко всему живому - таково казачество. Писатель видит и изображает этот мир не извне, а изнутри, смотрит на него глазами казака-земледельца и казака-воина.
Анализ текстемы «степь» как смысловой доминанты в творчестве М.А. Шолохова подтвердил ее особую роль. Она наглядно обнаруживает связь народно-мифологической картины мира казачества с индивидуально-авторским словотворчеством. Единство этностных и собственно авторских, личностных значений текстемы «степь» в языке М.А. Шолохова выявило внутреннюю идейно-эстетическую целостность и общекультурную значимость его произведений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кононова, Светлана Александровна, 2007 год
1. Михаил Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1957. Михаил Шолохов. Собрание сочинений в восьми томах. М., 1985-1986.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2. СТАТЬИ, МОНОГРАФИИ И ДР. КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ)
3. Аксаков К.С. Сочинения филологические. Ч. 2. Опыт русской грамматики // ПСС.Т. З.М., 1880.
4. Бармин А.В. Своеобразие пейзажей в эпопее XX века. // Филологические науки. М., 1970, №4.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979. Бахтин М. Эпос и роман. С.-Пб.: Азбука, 2000.
6. Бекедин П.В. М.А. Шолохов и национальные традиции (К проблеме жанра эпопеи в русской литературе). Л., 1979.
7. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.: Высш. шк., 1989. Бердяев П.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Бирюков Ф.Г. Народность и историзм Шолохова. Л., 1975. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном. М., 1989.
8. Болотнова Н.С., Бабепко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск, 2001.
9. Бритиков А.Ф. Мастерство М. Шолохова. М.-Л., 1964. Бритиков А.Ф. «Тихий Дон» М. Шолохова. Л., 1958.
10. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М.: Высшая школа, 1990.
11. Вежбицкая Л. Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. М., 1992.
12. Ветвицкий В.Г. Стилистические наблюдения над словоупотреблением в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Л., 1956.
13. Волков И.Ф. Теория литературы. Учеб. пособие. М.: Просвещение, Владос, 1995.
14. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М.:1. Институт молодежи, 1997.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
16. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
17. Гак В.Г. К проблеме семантической синтагматики // Проблемы структурнойлингвистики. М., 1972.
18. Гумбольдт В. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие // Избранные труды по языкознанию. М., 1984. Гумилев Л.П. Этносфера: история людей и история природы. СПб: ООО «Изд. Дом "Кристалл"», 2003.
19. Давыдова О.А. Энциклопедия казачьей жизни (о семантической структуре слова казак в Словаре художественной прозы М.А. Шолохова) // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003.
20. Дворяшин Ю.А. М.А. Шолохов и русская проза 30-70-х годов о судьбе крестьянства: Дис. д-ра филол. наук. Ишим, 1994.
21. Диброва Е.И. Подтекст как семантическое пространство художественного текста // Гуманитарные науки на границе тысячелетий. Часть 2. Краснодар, 1997. С. 25-37.
22. Драгомирецкая Н.В. Шолохов и чеховские традиции // В сб.: Михаил Шолохов. М., 1975.
23. Дырдин А.А. Этюды о Михаиле Шолохове. Творчество писателя-классика в духовной культуре России. Ульяновск, 1999.
24. Ермаков И.И. Эпическое и трагическое в жанре «Тихого Дона» М. Шолохова. // Уч. зап. Горьковского гос. пед. ун-та им. М. Горького, вып. №14. Горький, 1950.
25. Ермолаев Г.С. Михаил Шолохов и его творчество (серия «Современная западная русистика»). С.-Пб.: Академический проект, 2000. Жуков И.И. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве. М., 1994.
26. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 2001, 36-44.
27. Иванов В.В., Топоров В. II. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.
28. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Пут ь к очевидности. М., 1993. История донскою края. Науч. ред. В.И. Кузнецов. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1971.
29. Калесник С.В. Современное состояние учения о ландшафтах. Л., 1959.
30. Кандауров И.М. Донские казаки: Литературно-историческая хроника ихжизни, подвигов и трагедии. Волгоград: Станица-2, 2003.
31. Кант И. Критика чистого разума. Сочинения в шести томах. Т. 3. М.: Мысль,1964.
32. Картины былого Тихого Дона. Краткий очерк истории Войска Донского для чтения в семье, школе и воинских частях. СПб., 1909. Кирпотин В. Тема природы в «Тихом Доне» Шолохова // Октябрь, 1946 г., №12.
33. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира Шолохова для века прошедшего и настоящего // Филологический вестник Ростовского государственного университета, № 2, 2005,5-10.
34. Ковалева А.Н. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» и устное народное творчество. М., 1969.
35. Ковалева М.А. Русское частное письмо XIX века. Коммуникация. Жанр. Речевая структура. М., 2001.
36. Котовчихина П. Словарь гения язык парода // Наш современник, № 12, 2005, 268-272.
37. Кривенкова И.А. Синестезия в языке художественной прозы М.А. Шолохова: Дис. канд. филол. наук. М., 2006.
38. Лакофф Джордж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянской культуры, 2004. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. Литвинов В.М. Михаил Шолохов. М., 1985.
39. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия ЛиЯ, 1993, №1.
40. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антолог ия. М., 1997, 280-287. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.
41. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос. М.: Мысль, 1993.
42. Лосев А.Ф. Миф число - сущность. М.: Мысль, 1994.
43. Лотман Ю.М. О разграничении лингвистического и литературоведческогопонятия структуры // Вопросы языкознания, 1963, № 3, 44-52.
44. Лотман Ю.М. О русской литературе. С.-Пб.: Искусство-СПБ, 1997.
45. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфераистория. М.: Языки русской культуры, 1999.
46. Лукин В.А. Концепт истины и слово истина в русском языке. (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // Вопросы языкознания, 1993, № 4, 63-86.
47. Лукин Ю.Б. Два портрета (А.С. Макаренко, М.А. Шолохов). Критико-биографичсские очерки. М., 1975.
48. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
49. Маковский М.М. Язык миф - культура. Символы жизни и жизньсимволов. М., 1996.
50. Маслова В.А. Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста: Дис. д-ра филол. наук. Минск, 1992. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39-45.
51. Минакова A.M. Образ родной земли в эпосе М.А. Шолохова // Советская литература и Кавказ (Сборник научно-популярных статей). Грозный, 1991г. Минакова A.M. Поэтический космос М.А. Шолохова. О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. М., 1992.
52. Мировое значение творчества Михаила Шолохова. Материалы и исследования. Сост. А. Овчаренко. М., 1976.
53. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М.: Беловодье, 1995.
54. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Язык как проводник и носитель знания // Русский язык за рубежом. 1997. № 1-2, с. 44-53.
55. Муравьева Н.М. «Симфония» запахов романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» // Шолоховские чтения. Сб. науч. трудов. Отв. ред. Ю.Г. Круглое. М.: РИЦ «Альфа», МГОПУ, 2001.
56. Налимов В.В. Вселенная смыслов (интервью) // Общественные науки и современность. Журнал РАН. 1995. № 3, с. 122-132.
57. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
58. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. Ленина, 1989.
59. Никитина И.Г1. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа: Дис. д-ра филол. наук. М., 2003. Падучева Е.В. Феномен Анны Вежбицкой // А. Вежбицкая. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996, с. 5-32.
60. Петелин В.В. «Тихий Дон» бессмертен // Шолохов на изломе времени. М., 1995.
61. Петелин В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения. М., 2002. Попович М.В. Понимание как логико-гносеологическая проблема // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Сб. науч. тр. Киев, 1982.
62. Потебня А.А. Психология поэтического и прозаического мышления /
63. Вопросы теории и психологии творчества. Т. 2, вып. 2. СПб., 1910.
64. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., 1958.
65. Потебня А.А. Собрание трудов. Мысль и язык. М., 1999.
66. Привалова М.И. Стилистические функции пейзажей в произведениях
67. Шолохова. // В сб.: Шолохов в современном мире. JT. 1977.
68. Пронштейн А.П. Характер и особенности заселения донского края в XVIIIвеке// В сб.: «Научные доклады высшей школы. Исторические науки», №1 1960.
69. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов н/Д, 1961. Радбиль Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. Нижний Новгород, 1998. Сатарова Л.Г. Природа в философско-эстетической концепции романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Воронеж, 1983.
70. Селивановский А.П. «Тихий Дон» // В сб.: В литературных боях. М., 1963. Семанов С.Н. «Тихий Дон» литература и история. М., 1982. Серебренников Б.А., Кубрякова Е.С. и др. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1998.
71. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993.
72. Скрипков А.Н. На просторах Дикого поля. Ростов н/Д, 1973.
73. Слово сознание - культура: сб. науч. трудов. Сост. Л.Г. Золотых. М., 2006.
74. Смирницкий А.И. Значение слова II Вопросы языкознания, 1955. № 2.
75. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В двухчастях. Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Academia, 2001.
76. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.
77. Сойфер М. Мастерство Шолохова. Ташкент, 1976.
78. Солдаткина Я.В. Мифопоэтическая система романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон»: от мопологичности к полифонии // Филологический вестник Ростовского государственного университета, № 2, 2005, 20-23.
79. Степаненко Л.Г. Шолоховские описания природы. Пейзажи Мастера и Исследователя. Ростов н/Д: Багир, 2003.
80. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. Стюфляева Н.В. Донской пейзаж как форма воплощения идеи соборности в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» // Шолоховские чтения. Сб. научных трудов под ред. Ю.Г. Круглова. М., 2003.
81. Сухоруков В.Д. Историческое описание земли Войска Донского. Новочеркасск, 1872. Т. 2.
82. Тамахин В.М. Поэтика картин природы в «Тихом Доне» // Русская литература, №3. Л., 1979.
83. Тамахин В.М. Поэтика М.А. Шолохова-романиста. Ставрополь, 1985. Терещенко А.В. Быт русского народа. М., 1999. Толстой Л.Н. Собр. соч. В 14 гг. М., 1952. Т. 11.
84. Толстой Л.Н. Казаки. Кавказская повесть. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963.
85. Толстой Н.И. Некоторые проблемы сравнительной славянскойсемасиологии // Славянское языкознание. 6-й Международный съездславистов: Доклады советской делегации. М., 1968.
86. Толстой С.Л. Очерки былого. М.: Госполитиздат, 1956.
87. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.:1. Наука, 1983. С. 227-283.
88. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
89. Урысон Е.В. Языковая картина мира vs. обиходные представления (модельвосприятия в русском языке) // Вопросы языкознания, 1998, № 2, 3-21.
90. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955.
91. Филлмор Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое взарубежной лингвистике. Вып. 12. М., 1983.
92. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
93. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Время и бытие. М.: Республика,1993.
94. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.
95. Шестак Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализациитезауруса. Волгоград: Перемена, 2003.
96. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997.
97. Шолохов Михаил. Статьи и исследования. М., 1980. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. Якименко Л. Поэтический мир Шолохова // Творчество М. Шолохова. Сб. статей. М., 1964.
98. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (моделипространства, времени и восприятия). М., 1994.
99. Яцунский В.К. Историческая география. М., 1955.
100. Jones R.S. Physics as Metaphor. New York: New American Library, 1983.
101. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (СПРАВОЧНАЯ) ЛИТЕРАТУРА
102. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С. Гиляров. М.: Советская энциклопедия, 1989.
103. Большой толковый словарь русского языка / Ин-т лингвист, исслед. Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Поринт, 2001.
104. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т./ Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1991.Т. 2.
105. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Издательство «Русский язык», 2002.
106. Диброва Е.И. Словарь языка Михаила Шолохова. М.: ООО «ИЦ "Азбуковник"», 2005.
107. Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. М.: ООО Издательский центр «Азбуковник», 2006. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.,1996.
108. Математическая энциклопедия. В 5 тт. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, 1984.
109. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 тт. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Совет, энцикл., 1982.
110. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1992.
111. Мичурин В.А. Словарь терминов и понятий по теории этногенеза Л.Н. Гумилева // Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. СПб.: ООО «Изд. Дом "Кристалл"», 2003.
112. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988.
113. Словарь современного русского литературного языка. В 17 тт. М.-Л.: Издательство Академии Наук, 1963.
114. Словарь русского языка: В 4 томах. М.: «Русский язык», 1988.
115. Словарь русских донских говоров. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовкого университета, 1975.
116. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / JI.M. Баш, А.В. Боброва и др. М.: Цитадель-трейд, 2002.
117. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. Т. 5. М., 1970. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2. М„ 2002.
118. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. Науч. ред. В. Толмачёв. М.: Республика, 1999. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост. В. Андреева и др. М.: Локид Миф, 1999.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.