"Klavierübung" Ферруччо Бузони: "Всеобъемлющий план" и закономерности пианистической концепции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Мельников, Максим Валентинович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат наук Мельников, Максим Валентинович
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ БУЗОНИ
1.1 Структура интеллектуально-творческого потенциала Бузони.
Теоретическая систематизация (до 1886 года)
1.2 Докризисный пианизм Бузони. Конкурс. Кризис (до 1892 года)
1.3 Первый этап. Систематизация педагогического опыта
1.4 «Перелом». Систематизация пианистического опыта (до 1894 года)
1.5 Второй этап. «Клавир хорошего строя». Пианистическая концепция
1.6 Третий этап. Lehrgebäude. «Научная система» (начало XX века)
1.7 Четвертый этап. «Альфа» и «Омега» пианистической концепции.
Систематизация редакций Листа и обработок Баха (1911-1920)
ГЛАВА ВТОРАЯ.
«КЛАВИРНОЕ УПРАЖНЕНИЕ». ОТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ ДО «ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО ПЛАНА»
2.1 Развертывание технической системы. Первая редакция «Клавирного упражнения»
2.2 Вторая редакция. «Всеобъемлющий план»
ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
ПИАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУЗОНИ
3.1 Фундамент пианистической концепции
3.2 Средства пианистической концепции Бузони
3.2.1 Аппликатурная реформа
3.2.2 Мотивная инерция и позиционная симметричность
3.3 Транскрипция - способ реализации пианистической концепции Бузони
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века2005 год, кандидат педагогических наук Шадрин, Андрей Николаевич
Фортепианное упражнение как жанр и как метод технического развития пианиста2011 год, кандидат искусствоведения Куликова, Елена Евгеньевна
Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века2006 год, доктор искусствоведения Смирнова, Марина Вениаминовна
Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования2006 год, доктор искусствоведения Бородин, Борис Борисович
Творческий облик Карла Майера и фортепианная культура его времени2013 год, кандидат искусствоведения Мелик-Давтян, Нина Рубеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Klavierübung" Ферруччо Бузони: "Всеобъемлющий план" и закономерности пианистической концепции»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Многогранное творчество Ферруччо Бузони (1866-1924), композитора, пианиста, дирижера, музыкального педагога и писателя, всегда привлекало к себе сильный и вполне оправданный интерес исполнителей и исследователей. Мало кто из музыкантов рубежа Х1Х-ХХ веков вызывал своей исполнительской деятельностью, пропагандируемыми и реализуемыми идеями столь восторженное поклонение или резкое неприятие, как Бузони.
За свою не очень продолжительную творческую биографию Бузони успел сделать многое. Он никогда не оставлял равнодушными слушателей и критиков, коллеги-пианисты и музыкальные педагоги высоко оценили его концертные обработки и педагогические редакции. Литературно-критические работы и эстетические воззрения итальянского музыканта по сей день вызывают живой интерес. Композиторское творчество Бузони в последнее время начинает завоевывать широкое признание, компенсируя почти полное непонимание при жизни автора.
Яркий пианистический путь Бузони не был простым. Пройдя от неприятия инструмента и неудачи на пианистическом конкурсе, Бузони, на пороге тридцатилетия, поразил всех удивительной метаморфозой исполнительского облика, в краткий срок превратившись из высокоталантливого пианиста-самоучки в интерпретатора, сочетавшего в себе титанический дар пианиста-виртуоза с глубиной художественных замыслов и самобытной уникальностью творческих постулатов.
Стремительность изменения творческого масштаба Бузони, триумфально доказавшего обоснованность своих взглядов на пианистическое искусство, на отдельные жанры, произведения и авторов, - обширное поле для исследовательского поиска. Но широкий диапазон проявления творческих
интересов Бузони невольно провоцировал желание исследователей рассматривать каждую грань его дарования обособленно, никак не считая их частями «большего целого» и не стремясь выявить общие закономерности, которым подчинялся Бузони в своем развитии.
Между тем, теоретическое и практическое объединение, выстраивание и систематизация всего созданного (в первую очередь это касается пианистического наследия мастера) было не только тенденцией творчества или высказанным намерением Бузони. Это объединение было осуществлено им практически полностью, и лишь отсутствие обычных словесных пояснений Бузони, завершающих итоговое «Клавирное упражнение», лишает этот гигантский план совершенной очевидности и должной оценки.
Необходимость научного описания и осмысления «Всеобъемлющего плана», реализованного Бузони в «Клавирном упражнении», формулирует важную научную проблему. Она придает избранной теме диссертационного исследования особую актуальность, поскольку результаты исследования принесут убедительные доказательства существования пианистической концептуальности Бузони, дадут объективное представление о ее структуре и способах теоретического и практического применения ценнейшего опыта одного из великих исполнителей XX века.
Степень изученности проблемы. Диспропорция между масштабом, значимостью, практической востребованностью обширного пианистического наследия Бузони и количеством аналитических работ, посвященных их теоретическому осмыслению, весьма значительна.
Основные монографии1 о Бузони, например, созданные Э. Дентом («Ferruccio Busoni: А Biography», 1933), Г. Гуэррини («La Vita, La Figura,
1 Busoni, Gerda. Erinnerungen an Ferruccio Busoni (Berlin, AFAS Music Verlag, 1958), Dent, Edward J. Ferruccio Busoni: A Biography (London, Oxford University Press, 1933), Guerrini, Guido. Ferruccio Busoni: La Vita, La Figura, L'Opera (Firenze, Monsalvato, 1944), Kindermann, Jürgen. Thematisch-chronologisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Ferruccio B. Busoni (Regensburg, Gustav Bosse Verlag, 1980), Kosnick, Heinrich. Busoni Gestaltung durch Gestalt (Regensburg, Gustav Bosse Verlag, 1971), Krellmann, Hanspeter. Studien zu den Bearbeitungen Ferruccio Busonis (Regensburg, Gustav Bosse Verlag, 1966), Leichtentritt, Hugo. Ferruccio Busoni (Leipzig, Breitkopf & Haertel, 1916), Nadel, Siegfried F. Ferruccio Busoni (Leipzig, Breitkopf & Haertel, 1931), Santelli, Alfonse Busoni (Roma, Carlo
L'Opéra», 1944), Г. Зелден-Гот («Ferruccio Busoni: Un Profilo», 1964), Д. Коулинг («Ferruccio Busoni. "A musical Ishmael"», 2005), излагая обширный фактологический материал, рассматривают его пианистическую деятельность как одну из составляющих творческого облика. Большинство исследователей сосредоточены на композиторской деятельности Бузони1.
Непосредственно пианизму Бузони посвящены лишь несколько работ2. Особую аналитическою ценность в этом ряду представляют книги Г. М. Когана («Ферруччо Бузони», 1971) и объемный труд JI. Ситски («Busoni and the Piano: the works, the writing and the recordings», 2009).
Следует отметить, что научная литература о Бузони, его книги, статьи и эпистолярное наследие малодоступны для изучения в нашей стране. Описанную ситуацию усугубляет почти полное отсутствие переводов на русский язык работ Бузони, как и переводов фундаментальных исследований Э. Дента, Г. Лихтентритта, Л. Ситски. Единственной монографией на русском языке остается книга Г. М. Когана «Ферруччо Бузони» [1971], которая, даже вместе с образцовыми отечественными изданиями «Клавира хорошего строя» [1941], «Инвенций» [1965] и «Маленьких прелюдий и фуг» [2002], не способна передать колоссальный объем пианистической системы Бузони, малой частью которой они являются.
Имя Бузони весьма часто упоминается в отечественной литературе по методике, истории и теории пианизма. Можно указать на труды Г. М. Когана (книги: «Работа пианиста», «У врат мастерства»; статьи: «Д'Альбер, Бузони и
Colombo, 1938), Selden-Goth, Gisella. Ferruccio Busoni: Un Profilo (Firenze, Historiae Music Cultores, 20, Leo S. Olschki-Editore, 1964), Stuckenschmidt, H. H. Ferruccio Busoni: Chronicle of a European (Zürich Atlantis Verlag AG, 1967), Dieren, Bernard. Down among the Dead Men (and Other Essays) (London Oxford University Press, 1935).
1 См., например: Anzoletti, Emilio. "Ferruccio Busoni quale compositore" (II Giornale dei Musicisti, 2. Jg. S. 122-26. 1909), Ballola, Giovanni Carli. "La Turandot' di Ferruccio Busoni" (La Rassegna Musicale, 32, Jg. S. 132-42. 1962), Giazotto, Remo. Busoni: La Vita nell' Opera (Milano, S. A. Editrice Genio, 1947), Guerrini, Guido, with Paolo Gragapane. II Doktor Faust di Ferruccio Busoni (Firenze, Casa Editrice Monsalvato, 1942), Bekker, Paul. "Ferruccio Busoni: "Turandot—Arlecchino". Offener Brief' (Klang und Eros. Stuttgart und Berlin, S. 82-86. 1922), Dent, E. J. "Busoni as Composer" (The Athenaeum, 28 Nov. 1919).
2 См.: Meyer, Heinz. Die Klaviermusik Ferruccio Busonis (Wolfenbüttel Möseler Verlag 1969), Debusmann, Emil. Ferruccio Busoni. (Wiesbaden, Brucknerverlag, 1949), Dent, E. J. "Busoni and the Pianoforte" (The Athenaeum, 24 Oct. 1919), Sitsky, Larry. Busoni and the Piano (New York: Greenwood, 1986), Wasserman, Jakob. "In memoriam Ferruccio Busoni" (Lebensdienst, Berlin-Zürich, 1930).
современность», «Штрихи к портрету Б. Л. Яворского», «О транскрипции», «О фортепианной фактуре») и Г. Г. Нейгауза («Об искусстве фортепианной игры», «Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям»); упомянем работы С. И. Савшинского («Пианист и его работа»), А. Б. Гольденвейзера («Статьи. Материалы. Воспоминания»), С. Е. Фейнберга («Пианизм как искусство»), Я. И. Мильштейна («Ференц Лист», «Путь к фортепианному мастерству»), Н. П. Корыхаловой («Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике»). Но нигде Бузони не представлен создателем развернутой системы или концепции. Обычно Бузони выступает в многочисленном ряду фортепианных транскрипторов1, создателей сборников упражнений или просто нарекается продолжателем «листовских традиций». На этом исследовательский интерес к Бузони обычно прерывается. За последнее время появились лишь две диссертации, где в заглавии стоит его имя3, но они не имеют отношения к фортепианному искусству.
Объект исследования - совокупный интеллектуально-творческий потенциал, присущий Бузони и особенности реализации в развивающейся структуре его пианистических, теоретических и музыкально-эстетических взглядов.
Предметом исследования является пианистическая концепция Бузони, оформленная в многоуровневую систему взаимосвязанных практических, эстетических, теоретических идей и решений и закрепленная во «Всеобъемлющем плане» второй редакции «Клавирного упражнения».
Материалом для анализа служат редакции, транскрипции и обработки для фортепиано, созданные Бузони в посткризисный период развития пианистической
1 См.: Бородин Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: Дисс. докт. иск., М.: 2006. 434 с.
2 См.: Жилина А. В. Упражнение в теории и практике обучения музыке: На материале трудов западноевропейских педагогов-музыкантов и методистов: Дисс. канд. иск., М.: 2001. 165 с.
3 См.: Заславская И. Б. Эстетическая концепция «юной классичности» Ферруччо Бузони и ее претворение в творчестве композитора: Дисс. канд. иск., Петрозаводск: 1998. 218 е., Стрекаловская X. А. Постромантические диалоги с романтизмом: Ферруччо Бузони, Ганс Пфицнер, Арнольд Шенберг в диалоге с Рихардом Вагнером: Дисс. канд. иск., СПб.: 1998. 275 с.
концепции [1894-1924] или позднее включенные в структуру «Всеобъемлющего плана» «Клавирного упражнения». Объективная реконструкция теоретической стороны пианистической концепции Бузони потребовала обобщенного исследования его музыкально-эстетического наследия, статей, опубликованных писем и архивных аудиозаписей.
Цель исследования - . доказательство системного концептуального единства, присущего пианистической деятельности Бузони. Концепция выразилось - в осознанном формулировании комплекса теоретических идей («Клавир хорошего строя», «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», «О единстве музыки»), нашедших законченное практическое воплощение в редакторском и транскрипторском наследии Бузони («Клавир хорошего строя», «Научная система» [«Lehrgebäude»], «Клавирное упражнение» [«Klavierübung»]).
Задачи исследования.
Сделать доказательный вывод о существования единой пианистической концепции Бузони позволит последовательное освещение важных моментов.
Необходимо:
• проанализировать особенности реализации интеллектуально-творческого потенциала Бузони, в котором исследование и анализ являлись неотъемлемой частью творческого процесса;
• показать стремление Бузони к построению системы, как способу профессионального совершенствования, развития идей и выхода из критической ситуации;
• определить момент первого формулирования общей идеи пианистической концепции Бузони и выявить хронологию ее дальнейшего теоретического и практического развития;
• найти и изучить способы оформления концептуальных идей, применяемые Бузони;
• исследовать составляющие элементы структуры пианистической концепции, их хронологию, терминологию в процессе развития;
• проанализировать структуру общих закономерностей, скрепляющих различные составные элементы пианистической концепции в единую систему;
• показать взаимосвязь трансформации творческого облика Бузони в различные периоды исполнительской деятельности с практическим развитием пианистической концепции.
Методом исследования избран комплексный системно-структурный анализ редакторского, транскрипторского и музыкально-критического наследия Бузони в его практическом и теоретическом воплощении.
Положения, выносимые на защиту:
• пианистическая концептуальность была следствием и проявлением интеллектуально-творческого потенциала Бузони и отражала его пианистическую эволюцию в докризисный и посткризисный периоды;
• первое формулирование пианистической концепции («Клавир хорошего строя», 1894) совпало со становлением нового пианистического облика Бузони;
• поэтапное развитие практической и теоретической составляющих пианистической концепции осознанно фиксировалось Бузони в предисловиях к редакциям и транскрипциям, сопровождалось терминологией и структурным оформлением элементов концепции;
• итоговое оформление пианистической концепции Бузони («Всеобъемлющий план» [Allumfassende Plan]) было осуществлено во второй редакции «Клавирного упражнения» («Klavierübung», 1924);
• фундаментальные положения концепции Бузони рождали комплекс теоретических закономерностей, которые определяли все стороны практической деятельности пианиста.
Научная новизна представленного диссертационного исследования состоит в первой попытке проследить формирование взглядов Бузони на пианистическое искусство как единую и развивающуюся систему, реализованную Бузони в цельную пианистическую концепцию и окончательно оформленную во
«Всеобъемлющий план» «Клавирного упражнения». Такой исследовательский ракурс способен дать ответ на вопрос, что именно Бузони понимал под «Единством» своих воззрений на пианистическое мастерство и разнообразные способы его реализации.
Кроме этого:
• впервые пианистическая эволюция Бузони рассматривается через призму становления его концептуальных идей, где техническая система, редакторские и транскрипторские работы мастера представляют образцы практического применения положений концепции;
• впервые определены фундаментальные эстетические основания пианистической концепции Бузони, показана правомерность «транскрибирования» и «истолкования» музыкальных произведений, получено достоверное описание природы фортепианного звука в рамках концепции;
• впервые установлена формообразующая роль инструментальной динамики в рамках концепции; введено и описано понятие «техническая динамика» фортепиано;
• впервые описано динамическое строение фортепианного мотива в рамках концепции; объяснен механизм действия «технической фразировки» и «технического варьирования»;
• впервые подробно рассмотрена эволюция и алгоритмы применения технической системы Бузони {«Hochschule des Klavier spiels» [«Высшая школа фортепианной техники»]) на разных этапах становления концепции.
Теоретическая значимость исследования:
Выводы диссертации дополняют и уточняют ряд важных аспектов научно-теоретических знаний в области истории и теории фортепианного исполнительского искусства:
• диссертационное исследование доказывает наличие единой концептуальное™, присущей пианистической деятельности Бузони;
• диссертационное исследование раскрывает содержание многоуровневой идеи «всеобъемлющего плана» «К1ау1ешЬиг^», положенной в основу названной концепции;
• составляющие элементы пианистической концепции Бузони, описанные в диссертации, представляются ценными для развития истории, теории фортепианного исполнительства и педагогики;
• в музыковедение добавлено описание «пианистической концепции» Бузони, в научный обиход введены понятия: «листовская идея», «аппликатурная реформа» Бузони, «техническая динамика», «мотивная инерция», «мотивная симметрия».
Практическая значимость:
• исследованный материал и практические выводы диссертационного исследования могут дать теоретический материал для программ фортепианных и учебных курсов музыкальных школ, училищ и вузов;
• интеллектуальные методы работы, репертуарные схемы, технические и аппликатурные системы, разработанные Бузони, представляют значительный практический интерес на любом этапе пианистического развития.
Апробация работы.
По теме диссертации опубликовано 7 работ. Материалы и положения диссертационного исследования были применены в курсах лекций «Методика преподавания фортепиано», «История фортепианной звукозаписи» и послужили основой нескольких учебно-методических работ. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного педагогического университета и рекомендована к защите.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ БУЗОНИ
Масштаб деятельности Ферруччо Бузони (1866-1924) огромен: он композитор, пианист и дирижер, автор критических статей о различных аспектах музыкального искусства, создатель новой эстетической концепции музыки и недюжинный литератор, знаток европейских языков1 и известный коллекционер; он педагог, чьи ученики, пианисты и композиторы, известны во всем мире, он гениальный транскриптор и редактор. Все, что входит в круг его интересов, вполне заслуживает внимательного изучения.
Чтобы правильно сориентироваться в столь большом диапазоне интересов, свойственных Бузони, следует иметь в виду не только его глубокую и разностороннюю одаренность, но также особенности образования, свойственные ему методы интеллектуальной и творческой работы, также специфику их практического претворения. Важным стимулом, уточнявшим эволюцию взглядов Бузони и общую картину, а часто определявших или коренным образом менявших его судьбу и направление творчества, будет влияние выдающихся людей и внешних обстоятельств.
Бузони далеко не сразу определился с художественными приоритетами и нашел собственные пути развития. Эта особенная черта равным образом присуща как исполнительству, так и композиторскому творчеству. Тем больший интерес для пристального изучения вызывает кардинальный, поражающий своей глубиной и стремительностью, пересмотр собственных творческих принципов, который Бузони пережил во вполне сознательном возрасте.
' Бузони с детства говорил и писал на итальянском, немецком и французском языках. Позднее познакомился со шведским и английским. Известно, что Бузони переводил с датского и испанского. В его обширной библиотеке, включавшей книги по самым различным областям знания, была литература на староитальянском и старонемецком языках. См.: например: Dent, Edward J. Ferruccio Busoni: A Biography. London: Oxford University Press, 1933. P. 86.
Особого внимания заслуживает продуманный системный подход ко всем аспектам творческой деятельности, который Бузони культивировал в посткризисный период и на протяжении всей дальнейшей жизни. Он развился во внутреннюю органическую потребность1 и коснулся музыкально-эстетических воззрений, композиторского творчества и особенно пианистической концепции.
Настаиваем на мнении, что системность объединяет, выстраивает и возводит на новый уровень все транскрипторское, редакторское и литературное наследие Бузони, что делает исключительно значимыми его эстетическую доктрину («Эскиз новой музыкальной эстетики», «О единстве музыки») и пианистическую концепцию («Клавирное упражнение»). Но если эстетическая платформа музыкального искусства и дальнейшие пути развития музыки, сформулированные Бузони, еще ждут своей оценки, то пианистическая концепция, в отдельных многочисленных примерах, давно заслужила широчайшее практическое признание.
Вынужденная пианистическая автодидактичность избавила Бузони от школьного схематизма, но заставила самостоятельно, не опираясь на какой-либо готовый план, приобретать первоначальные знания из самых различных источников. Охотно знакомясь со многими явлениями, Бузони избирает для себя то, что, по его мнению, достойно подражания, и изучает это явление всесторонне, с максимально возможной тщательностью. Если в жизни это свойство Бузони проявлялось в коллекционировании редких изданий и картин, то в искусстве и интеллектуальной работе - в полном и максимально скрупулезном исследовании избранного образца. Совершенный им аналитический выбор часто кардинально менял вектор всей творческой деятельности Бузони.
Однако Бузони не привлекало бездумное копирование. В любом явлении его прежде всего интересовали внутренние законы развития, источники, причины появления и возможная дальнейшая эволюция. Найденные закономерности Бузони творчески модернизировал и широко применял.
1 Страсть Бузони к коллекционированию - несомненное проявление системного подхода.
Результатом применения внутренних законов, установленных для себя Бузони, стало почти полное прижизненное непонимание его композиторских устремлений и ошеломляющая практическая эффективность пианистической методы, неоднозначность эстетической концепции и несомненная популярность редакций и обработок.
В сознании Бузони главенство всегда принадлежало общему принципу, а не частному случаю его применения. Лишь в конце жизни Бузони счел важным не только поделиться конечными результатами своего труда, но и осветить путь, который привел его к ним. Но, прежде, чем говорить о результатах, полученных Бузони, остановимся на предпосылках, послуживших фундаментом его творческому развитию.
1.1 Структура интеллектуально-творческого потенциала Бузони. Теоретическая систематизация (до 1886 года)
Формирование пианистической концепции Бузони, во всех ее составляющих, всегда было отображением и результатом его практического опыта, зачастую связанного не только с исполнительскими проблемами. Только подробно изучив каждую из ступеней развития, пройденных Бузони, можно проследить логику становления гигантского здания упомянутой концепции. Огромную помощь в подобной исследовательской работе оказывает привычка Бузони к оформлению своих взглядов в той или иной письменной форме. Источниками информации для анализа могут служить его многочисленные обработки, критические статьи, эстетическая теория, частные письма, даже особенности репертуара или выбор пьес для записи на валики Вельте-Миньон. Все перечисленное, вкупе с внешними отзывами о творческой деятельности Бузони, позволяет составить достаточно объективную картину.
Прежде чем перейти к рассмотрению пианистической эволюции Бузони необходимо выяснить стартовые условия, в которых он начал свое развитие. К таковым относятся внешние факторы, структура и особенности проявления природных музыкальных способностей.
Опыт итальянского пианиста беспрерывно накапливался и кристаллизовался на протяжении всей жизни, но их исходный пункт Бузони определил сам. В конце жизненного пути, собирая все обработки Баха в многотомный труд, он называет своего отца тем человеком, которому обязан выбором направления своего движения. Сколь ни удивительно, но малое зерно, из которого вырос его гигантский талант, было посажено в раннем детстве.
Жизненные обстоятельства никак не предвещали для Ферруччо Бузони музыкальной карьеры. Никто из его предков, переселившихся в Италию с Корсики, не был музыкантом. Местом жительства род Бузони избрал маленький
городок Эмполи, расположенный вдалеке от музыкальных центров и традиций. Из всего окружения лишь родители Бузони смогли выявить и оценить природные способности сына, и они же составляли ту единственную музыкальную атмосферу, в которой прошли первые годы Ферруччо.
Родители Бузони1 передали ему многие узнаваемые черты его личности и творческого облика. Они (особенно отец) почти полностью определяли музыкальное развитие своего сына в течение полутора десятков лет и ответственны как за «немецкую» ориентацию музыкального образования, так и за возникшую позднее диспропорцию между масштабом дарования Бузони и уровнем полученных музыкальных знаний. Прямым, хотя и отдаленным по времени последствием этой диспропорции будет пианистический кризис.
Ни мать, начавшая композиторское и пианистическое образование сына, ни отец, продолживший его профессиональную карьеру, не могли дать Ферруччо более музыкальных знаний, чем те, которыми располагали сами. Это означает, что все продемонстрированные Бузони способности будут практически чистым проявлением природных предрасположений и личных пристрастий, что крайне важно для дальнейшего анализа.
К девяти годам маленький Бузони, делавший быстрые успехи и уже начавший сочинять, остро нуждался в определении дальнейшего пути развития.
1 Стоит заметить, что Фердинандо Бузони (1834-1909) не был совсем анекдотической фигурой. Такое незаслуженное мнение распространено в отечественной литературе благодаря книге Г. М. Когана «Ферруччо Бузони». Он, как и Моцарт, был членом Болонской филармонической академии (1864) и автором «Школы игры на кларнете». Кульминацией его музыкальной карьеры можно считать должность профессора кларнета в Музыкальном Институте в Новаре, где он преподавал в течение пяти месяцев. Он передал сыну фамильное стремление к систематизации накопленного опыта, любовь к литературе и бешеное профессиональное честолюбие. Его неуемная энергия помогла состояться музыкальной карьере сына. Особенно подчеркнем, что именно итальянец Фердинандо Бузони дальновидно привил своему сыну любовь и глубокое почитание к немецкой музыке, особенно Иоганну Себастиану Баху, о чем Бузони с благодарностью напишет в послесловии к собранию обработок Баха.
Мать Бузони - Анна Вейс (1833-1909) уже в детстве обнаружила значительные музыкальные способности и изучала не только фортепианную игру, но и композицию. Свой первый концерт она сыграла в четырнадцать лет. Однако стезя артистки считалась не совсем приличной для девушки из хорошей семьи, и большинство ее выступлений носило благотворительный характер.
Чета Бузони достаточно успешно выступала с концертами в различных городах Италии. Их единственный сын, которого назвали Ферруччо Данте Микеланджело Бенвенуто, родился 1 апреля 1866 года, в Пасхальное воскресенье. См.: Couling, Delia. Ferruccio Busoni. "A musical Ishmael". Lanham, Maryland / Toronto, Oxford: The Scarecrawpress, Inc, 2005. P. 2-16.
Прежде всего, это означало объективную оценку достигнутых результатов и имеющегося потенциала, удостоверить который могли лишь музыканты, обладавшие мировой известностью. Всех перечисленных условий маленький Ферруччо был лишен вплоть до первого появления в Вене.
Успешный дебют в Вене, которым Фердинандо Бузони решил закрепить удачное начало карьеры сына на родине, во многом определил его будущее и коренным образом поменял масштаб и направление его творческих устремлений. Непривычная столичная атмосфера и критическая ситуация ярко проявили индивидуальные черты, потенциал и структуру дарования Ферруччо, то есть стартовые условия, из которых выросла пианистическая концепция Бузони.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов2023 год, кандидат наук Лу Юань
Педагогические принципы выдающихся представителей российской фортепианной школы ХХ века в профессиональной подготовке китайских пианистов2024 год, кандидат наук Лу Юань
Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины ХХ века2005 год, доктор искусствоведения Черная, Марина Радославовна
Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика2015 год, кандидат наук Дятлов, Дмитрий Алексеевич
С.Е. Фейнберг - исполнитель и педагог1984 год, кандидат искусствоведения Когтева, Л.В.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мельников, Максим Валентинович, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства. Учебник в 3-х частях. Ч. 1 и 2 / 2 изд., доп.— М.: Музыка, 1988. — 415 с.
2. Алексиева, Т. Фонетическое слово как единица анализа звучащей речи (на материала русского и болгарского языков) // Язык и речь: проблемы и решения: Сб. науч. тр. к юбилею профессора Л. В. Златоустовой / Под ред. Г. Е. Кедровой, В. В. Потапова. —М.: 2004. — С. 168-181.
3. Алыиванг, А. Школа фортепианной транскрипции» Г. М. Когана. — М.: Советская Музыка, 1938. № 8.
4. Арутунян, Е. О физиологических единицах реализации логических ударений // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. — М.: Л., 1966. —С. 18-30.
5. Бардас, В. Психология техники игры на фортепиано. — М.: Музсектор; 1928. — 113 с.
6. Баренбойм, Л. А. Ф. М. Блуменфельд. Биографический очерк и характеристика фортепианно-педагогических принципов // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / Ред. Л. С. Гинзбурга и А. А. Соловцова. — М.: Музгиз, 1958. — 528 с.
7. Баренбойм, Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т. 1-2, — Л.: Государственное музыкальное издательство. 1957—62.
8. Баренбойм, Л. А. Николай Григорьевич Рубинштейн: История жизни и деятельности. — М.: Музыка, 1982. — 278 с.
9. Баринова, M. Н. Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони. — М.: Музыка, 1964.- 144 с.
10. Бах, И. С. Инвенции для фортепиано / ред. Ф. Бузони. — М.: Музыка, 2001. — 96 с.
11. Бах, И. С. Клавир хорошего строя / Ред. Ф. Бузони. 4.1. — М.-Л.: Музгиз, 1941. —232 с.
12. Бах, И. С. Маленькие прелюдии и фуги / Ред. Ф. Бузони. — М.: Классика-XXI, 2002. —48 с.
13. Бодки, Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха. — М.: Музыка, 1993, —388 с.
14. Бородин, А. Мои воспоминания о Листе // Воспоминания о Листе. — М.: 2000. — 169 с.
15. Бородин, Б. Б. Феномен фортепианной транскрипции: опыт комплексного исследования: Дисс. докт. иск., — М.: 2006. — 434 с.
16. Браудо, И. А. Артикуляция (О произношении мелодии). — Л.: Музыка, 1973. — 198 с.
17. Брейтхаупт, Р. М. Основы фортепианной техники. — М.: Музторг, 1929. — 96 с.
18. Буасье, А. Уроки Листа. — СПб.: 2002. — 96 с.
19. Бузони, Ф. Аналитическое изображение фуги из сонаты Бетховена ор. 106 // Л. Бетховен. Соната № 29. Для фортепиано / Ред. Г. Бюлова. — М.: Музыка, 1976. — С. 58-78.
20. Бузони, Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания // Исполнительское искусство зарубежных стран / Ред. Г. Эдельмана. Вып. 1. — М.: Музгиз, 1962, — С. 141-175.
21. Бузони, Ф. Предисловие к камерным обработкам хоральных прелюдий И. С. Баха / Пер. с нем. В. Стручкова. — М.: Музыка, 1968.
22. Бузони, Ф. Путь к фортепианному мастерству [Клавирное упражнение] / Ред. и комм. Я. Милыптейна. Вып. 1-3. — М.: Музыка, 1973-1985.
23. Бузони, Ф. Рабочие правила пианиста / Перев. с нем. и сост. прим. Г. Коган // Пианисты рассказывают / Общ. ред. Соколова М. Вып. 3. — М.: Советский композитор, 1988. — С. 161-162,
24. Бузони, Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. — СПб.: Изд-во А. Дидерихс, 1912. — 56 с.
25. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1 / Под общ. ред. В. Соколова. — М.: Музыка, 1965. — 245 с.
26. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2 / Под общ. ред. В. Соколова. — М.: Музыка, 1968. — 284 с.
27. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3 / Под общ. ред. В. Соколова. — М.: Музыка, 1973. — 232 с.
28. Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 4 / Под общ. ред. В. Соколова. — М.: Музыка, 1976. — 204 с.
29. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1 / Сборник статей под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1963. — 198 с.
30. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 2 / Сборник статей под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1967. — 238 с.
31. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3 / Сборник статей под общ. ред. В. Натансона. — М.: Музыка, 1971. — 334 с.
32. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4 / Сборник статей под общ. ред. В. Натансона. —г М.: Музыка, 1976. — 272 с.
33. Гаккель, Л. Фортепианная музыка XX века / 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор, 1990. — 288 с.
34. Годовский, Л. По поводу транскрипций, обработок и парафраз // Годовский Л. Транскрипции. Для фортепиано. — М.: Музыка, 1970. — С. 3.
35. Голубовская, Н. О музыкальном исполнительстве. Л.: Музыка, 1985. — 143 с.
36. Гольденвейзер, А. Б. Концерты пианиста Эгона Петри // А. Б. Гольденвейзер о музыкальном искусстве. — М.: Музыка, 1975. — С. 88-90.
37. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания / Сост. и общ. ред. Д. Благого. — М.: Советский композитор, 1969. — 448 с.
38. Гофман, И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы о фортепианной игре. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 192 с.
39. Гульд, Г. Избранное: В 2-х кн. — М.: Классика-ХХ1, 2006. — 271 с.
40. Жилина, А. В. Упражнение в теории и практике обучения музыке: На материале трудов западноевропейских педагогов-музыкантов и методистов: Дисс. канд. иск., — М.: 2001. — 165 с.
41. Житомирский, Д. В. К истории музыкального «классицизма» XX века (Идеи Ферруччо Бузони) // Западное искусство: XX век. — М.: Наука, — С. 251-291.
42. Заславская, И. Б. Эстетическая концепция «юной классичности» Ферруччо Бузони и ее претворение в творчестве композитора: Дисс. канд. иск., — Петрозаводск: 1998. — 218 с.
43. Зенкин, К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. — М.:МГК, 1997. —415 с.
44. Зилоти, А. И. Воспоминания и письма. — Л.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 468 с.
45. Коган, Г. М. Ферруччо Бузони / Изд. 2, доп. — М.: Советский композитор, — 1971. —232 с.
46. Коган, Г. М. Д'Альбер, Бузони и современность // Коган Г. Избранные статьи. Вып. 2. — М.: Советский композитор, 1972. — С. 68-74.
47. Коган, Г. М. Вопросы пианизма. — М.: Советский композитор, 1968. — 461 с.
48. Коган, Г. О транскрипции // Коган Г. Избранные статьи. Вып. 2. — М.: Советский композитор, 1972. — С. 63-68.
49. Коган, Г. О фортепианной фактуре. — М.: Советский композитор, 1961. — 193 с.
50. Коган, Г. М. Штрихи к портрету Б. Л. Яворского // Коган Г. Избранные статьи. Вып. 2. —М.: Советский композитор, 1972. — С. 174-186.
51. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. — Л.: Музыка, 1979. — 208 с.
52. Корыхалова Н. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе. // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. — М.: Музыка, — С. 47-92.
53. Ландовска, В. О музыке / Сост. Д. Ресто, Пер. с англ., поел. комм. А. Е. Майкапара. — М.: Радуга, 1991. — 437 с.
54. Левашева, О. Е. Ференц Лист: Молодые годы. — М.: Музыка, 1998. — 334
С.
55. Лекции Ганса фон Бюлова, составленные Теодором Пфейфером / Пер. с нем. изд. с прим. А. Буховцева. — М.: Музыкальная торговля П. Юргенсона, 1895.
— 114 с.
56. Лефельд, В. Акцент и ударение в русском языке. — М.: Языки славянской литературы, 2006. — 248 с.
57. Лист, Ф. Избранные статьи / Пред. и общ. ред. Я. Милыитейна; Ред. текста, вступ. статья и примеч. С. Барского. — М.: Музгиз; 1959. — 464 с.
58. Майкапар, С. М. Годы учения. — М.-Л.: Искусство, 1938. — 200 с.
59. Мартинсен, К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / Пер. с нем. В. Л. Михелис. — М.: Музыка, 1966. — 220 с.
60. Милыптейн, Я. Ф. Лист. В 2 т. / Изд. 2-е, расш. и доп. Музыка, — М.: 1971.
61. Милыптейн, Я. Ф. Статьи. Воспоминания, Материалы. — М.: Советский композитор, 1990. — 288 с.
62. Монсенжон, Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! — М.: Классика-ХХ1, 2003. —272 с.
63. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога / Изд. 5.
— М.: Музыка, 1987. — 240 с.
64. Нейгауз, Г. Г. Показательный урок и лекция для педагогов. Беседа с Б. Тепловым и А. Вицинским [стенограммы] / Ред. и комм. Вицинского А. // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 4 / Сост. и общ. ред. Соколова М. Г. — М.: Музыка, 1976. — С. 28-67.
65. Нейгауз, Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Изд. 2, исп. и доп. — М.: Советский композитор, 1983. — 529 с.
66. Николаева, И. Пианизм Ф. Листа как феномен музыкальной культуры XIX века // Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. — Харьков: РА — Каравелла, 2002.
— С. 143-150.
67. Обучение игре на фортепиано по Леймеру - Гизекингу. — М.: Классика-XXI, 2009, — 116 с.
68. Осокин, С. Ю. Историческая жизнь музыкального произведения в исполнительском искусстве (на материале интерпретаций «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха): Дисс. канд. иск., — М.: 1992. — 156 с.
69. Ройзман, Л. Заметки о некоторых клавирных произведениях И. С. Баха, особенно о токкатах // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.4. — М.: 1976. —С. 119-155.
70. Ройзман, Л. О фортепианных транскрипциях органных сочинений старых мастеров //Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 3. — М.: 1973. — С. 155-177.
71. Ройзман, Л. Предисловие // Бах - Лист. Шесть больших прелюдий и фуг: Транскрипция для фортепиано. — М.: Музыка, 1968. — 118 с.
72. Ройзман, Л. Предисловие //Бах И. С. Хроматическая фантазия и фуга: Для фортепиано / Оригинал и обработки Г. Бюлова, Ф. Бузони и А. Зилоти. — М.: Музыка, 1967.— С. 3-5.
73. Рубинштейн, А. Г. Лекции по истории фортепианной литературы. Ред. и комм. С. Л. Гинзбурга. — М.: Музыка, 1974. — 109 с.
74. Рубинштейн, А. Г. Короб мыслей. Афоризмы и мысли. — СПб.: Издательский дом «Нева», 1999. — 319 с.
75. Савшинский, С. Пианист и его работа. — Л.: Советский композитор, 1961. — 272 с.
76. Савшинский, С. Работа пианиста над техникой. — Л.: Музыка, 1968. — 107 с.
77. Стрекаловская, X. А. Постромантические диалоги с романтизмом: Ферруччо Бузони, Ганс Пфицнер, Арнольд Шенберг в диалоге с Рихардом Вагнером: Дисс. канд. иск., — СПб.: 1998. — 275 с.
78. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство. — М.: Классика-ХХ1, 2001. — 340 с.
79. Цыпин, В. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. — М.: Советский композитор, 1988. — 384 с.
80. Черни, К. Письма, или Руководство к изучению игры на фортепиано. — СПб.: 1842, —55 с.
81. Швейцер, А. Иоганн Себастиан Бах. / Пер. с нем. Я. С. Друскина и X. А. Стрекаловской. — М.: Классика-ХХ1/2002. — 708 с.
82. Штейнхаузен, Ф. А. Техника игры на фортепиано. / Пред., доп. и ред. Гр. Прокофьева. — М.: Госмузсектор, 1926. — 91 с.
83. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке. / Пер. с нем. В. Житомирского. — М.: Музгиз, 1956. — 400 с.
84. Allan, Maud. My Life and Dancing. London: Everett, 1908.
85. Beaumont, Antony. Busoni the Composer. London: Faber and Faber, 1985.
86. Bach-Ausgabe von Ferruccio Busoni / Zeitgemasse Nachwort zu der BachAusgabe von Ferruccio Busoni. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1923.
87. Bird, John. Percy Grainger. London: Paul Elek, 1976.
88. Brendel, Alfred. Nachdenken über Musik. Munich: Piper, 1977.
89. Busoni, Ferruccio. Briefe an Henri, Katharina und Egon Petri. Ed. and annotated by Martina Weindel. Wilhelmshaven, Germany: Florian Noetzel, 1999.
90. Busoni, Ferruccio. Briefe an seine Frau. Ed. Friedrich Schnapp. Erlehbach-Zurich-Leipzig: Rotapfel-Verlag, 1935.
91. Busoni, Ferruccio. Briefwechsel mit Gottfried Galston. Ed. and annotated by Martina Weindel. Wilhelmshaven, Germany: Florian Noetzel, 1999.
92. Busoni, Ferruccio. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst. Berlin, 1907. Ed. and annotated by Martina Weindel. Wilhelmshaven, Germany: Florian Noetzel, 2001.
93. Busoni, Ferruccio. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst. 2-nd, extended ed. Leipzig: Insel-Verlag, 1916.
94. Busoni, Ferruccio. The Essence of Music and Other Papers. Trans. Rosamond Ley. London: Rockliff, 1957.
95. Busoni, Ferruccio. Klavierübung in zehn Büchern von Ferruccio Busoni. Zweite umgestaltete und bereicherte Ausgabe. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1925.
96. Busoni, Ferruccio. Ferruccio Busoni: Lettere. Expanded Italian edition of Ferruccio Busoni: Selected Letters (below), trans, and ed. Sergio Sablich. Milan: Ricordi/Unicopli, 1988.
97. Busoni, Ferruccio. Ferruccio Busoni: Selected Letters. Trans, and ed. Antony Beaumont. London: Faber and Faber, 1987.
98. Busoni, Ferruccio. Letters to His Wife. Trans. Rosamond Ley. New York: Da Capo, 1975. First published London, 1938.
99. Busoni, Ferruccio. Vorwort zur Auflage der Orgel-Toccaten C-Dur BWV 564 und d-Moll BWV 565. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1977.
100. Busoni, Ferruccio. Wesen und Einheit der Musik. New edition, revised and augmented by Joachim Herrmann, of the 1922 ed. Berlin-Halensee: Max Hesses Verlag, 1956..
101. Busoni, Gerda. Erinnerungen an Ferruccio Busoni. Berlin: Afas-Musik-Verlag, 1958.
102. Couling, Delia. Ferruccio Busoni. "A musical Ishmael". Lanham, Maryland / Toronto, Oxford: The Scarecrawpress, Inc, 2005.
103. Debusmann, Emil. Ferruccio Busoni. Wiesbaden, Germany: Brucknerverlag, 1949.
104. Dent, Edward J. Ferruccio Busoni: A Biography. London: Eulenburg Books, 1974. First published London: Oxford University Press, 1933.
105. Dieren, Bernard van. Down among the Dead Men. London: Humphrey Milford/ Oxford University Press, 1935.
106. Ermen, Reinhard. Ferruccio Busoni. Hamburg: Rowohlt, 1996.
107. Feldhege, Claudia. Ferruccio Busoni as Librettist. Salzburg, Germany: Verlag Ursula Müller-Speiser, 1996.
108. Guerrini, Guido e Fragapane. II «Dottor Faust» di Ferruccio Busoni. Firenze, 1942.
109. Guerrini, Guido. Ferruccio Busoni: La vita, la figura, l'opera. Florence: Monsalvato, 1944.
110. Heyworth, Peter. Otto Klemperer: His Life and Times. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
111. Hillmar, Ernst. Eine stilkritische Untersuchung der Werke F. Busonis aus den Jahren 1880—1890. Graz, 1963.
112. II Pianoforte. Torino, 15 giugno 1921.
113. Kastner, Rudolf. Zu Busonis Doktor Faust. Katz-Verlag, Dresden, 1925.
114. Leichtentritt, Hugo. Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1916.
115. Leichtentritt, Hugo. Music, History, and Ideas. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1958.
116. Liszt, Franz. Musikalische Werke. Herausgegeben von der Franz Liszt-Stiflung. II. Pianofortewerke. Etüden für Pianoforte zu zwei Händen. Bd. 1-3. 1911.
117. Liszt, Franz. Réminiscences de Don Juan. Konzert-Fantasie über Motive aus Mozarts «Don Giovanni» für das Pianoforte. Große kritisch-instruktive Ausgabe von Ferruccio Busoni. Leipzig. Breitkopf & Härtel, 1917.
118. Liszt, Franz. Sechs Paganini Etüden für Klavier. Revidierte Ausgabe von Ferruccio Busoni. Leipzig: Breitkopf & Härtel; 1912.
119. Liszt, Ferenc. Technische Studien für Klavier. Heft I-XII. Budapest: Editio musica, 1983.
120. Mitchell, Donald. Gustav Mahler: Volume 1; The Early Years. Rev. ed. London: Faber and Faber, 1980.
121. Mitchell, Donald. Gustav Mahler: Volume II; The Wunderhorn Years. London: Faber and Faber, 1975.
122. Musikblätter des Anbruch. 3 Jahrgang. H. 1/2. Wien, 1-15 Januar. 1921.
123. Nadel, Siegfried. Ferruccio Busoni. Breitkopf und Härtel, Leipzig, 1931.
124. Pfeiffer, Theodor. Studien bei Hans von Bülow. Dritte auflage. Verlag von Friedrich Luckhardt, Berlin, 1894
125. Roberge, Marc-André. Ferruccio Busoni: A Bio-Bibliography. New York: Greenwood, 1991.
126. Roberge, Marc-André. "Ferruccio Busoni et la France", Revue de Musicologie 82, no. 2 (1996).
127. Roberge, Marc-André. "Ferruccio Busoni, His Chicago Friends, and Frederick Stock's Transcription for Large Orchestra and Organ of the Fantasia contrappuntistica", Musical Quarterly 80, no. 2 (summer 1996).
128. Roberge, Marc-André. "Ferruccio Busoni in the United States", American Music 13, no. 5 (Fall 1995).
129. Sablich, Sergio. Ferruccio Busoni. Turin: E.D.T./Musica, 1982. Sachs, Harvey, ed. and trans. The Letters of Arturo Toscanini. London: Faber and Faber, 2002.
130. Santelli, Araolfo. Ferruccio Busoni. Roma, 1939.
131. Schebera, Jürgen. Kurt Weill: An Illustrated Life. Trans. Caroline Murphy. New Haven, CT: Yale University Press / Kurt Weill Foundation for Music, 1995.
132. Schmitt, Kurt. Busoni als Pädagoge und Interpret. Saarbrücken, 1965.
133. Selden-Goth, Gisella. Ferruccio Busoni. Leipzig: E. P. Tal, 1922.
134. Sitsky, Larry. Busoni and the Piano. New York: Greenwood, 1986.
135. Stuckenschmidt, Hans Heinz. Ferruccio Busoni: Chronicle of a European. Trans. Sandra Morris. London: Calder and Boyars, 1970.
136. Stuckenschmidt, Hans Heinz. Ferruccio Busoni. Atlantis-Verlag, Zürich, 1967.
137. Thalberg, Sigismund. L'art du chant appliqué au piano, Op.70. Boston, 1850.
138. Walter, Bruno. Gustav Mahler. New York: Vienna House, 1973.
139. Wassermann, Jakob. In memoriam Ferruccio Busoni. // Jakob Wassermann. Lebensdienst. Berlin-Zürich, Atlantis-Verlag, 1930.
140. Weill, Kurt. Musik und Theater: Gesammelte Schriften. Ed. Stephen Hinton and Jürgen Schebera. Berlin: Henschelverlag, 1990.
141. Zweig, Stefan. Die Welt von Gestern. Frankfurt am Main: Fischer, 1970. First published in 1944.
142. Zweig, Stefan. Tagebücher. Frankfurt am Main: Fischer, 1988.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.