Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 258
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО БУРЯТИИ КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.
1.1. Танцевальная культура Бурятии: этно-художественный аспект.
1.2. Танцевальное искусство в системе традиционных верований бурят.
1.3. Формирование профессиональной хореографической культуры Бурятии.
Выводы по главе I
ГЛАВА II. БУРЯТСКАЯ БАЛЕТНАЯ ШКОЛА В
КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2.1. Становление и развитие балетной школы Бурятии.
2.2. Классическое наследие и современные балетные спектакли в Улан-Удэнском государственном хореографическом училище им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева.
2.3. Балетные спектакли хореографа Г.А. Майорова в Улан-Удэнском государственном хореографическом училище им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева.
Выводы по главе II
ГЛАВА III. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА РУБЕЖА XX - XXI ВЕКОВ.
3.1. Классический балет в контексте преемственности поколений.
3.2. Постановки балетмейстера О.В. Игнатьева и интерпретация классических произведений на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета.
3.3. Творчество хореографа Г.А. Ковтуна и язык современной хореографии на бурятской сцене.
Выводы по главе III
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца2007 год, кандидат искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна
Взаимодействие русских и корейских танцевальных традиций в современном балетном искусстве Южной Кореи2008 год, кандидат искусствоведения Цай, Надежда Александровна
Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.2008 год, кандидат искусствоведения Гальцина, Наталья Васильевна
Национальные традиции корейского искусства и современный балет Южной Кореи2000 год, кандидат искусствоведения Ли Санг Ву
Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века: Творческие поиски М. Бежара и Д. Ноймайера2003 год, кандидат искусствоведения Ермакова, Олеся Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков»
Актуальность темы исследования. Хореографическое искусство Бурятии второй половины XX - начала XXI веков - это художественный феномен, особенностью - которого является синтез этнической танцевальной-традиции и классического балета. Рассмотрение этнической танцевальной; традиции во взаимодействии с классическим балетом, представляется актуальным для понимания процессов, происходящих в современном национальном балете Бурятии. Подобное исследование лежит в русле развития современного российского искусствознания, в котором в последнее десятилетие возродился, интерес к этническому искусству в частности, и к национальным и региональным культурам в целом.
Актуальность выбранной^ темы- исследования обусловлена недостаточно изученностью в отечественной' науке об искусстве процесса развития хореографического" искусства Бурятии второй половины, XX начала XXI веков- в синтезе этнических и классических танцевальных традиций. Этот аспект в, настоящее время; является' предметом^ в большей, степени художественной" критики, чем- строго искусствоведения., Для развития хореографического искусства Бурятии-: огромное- значение имела' национальная бурятская балетная школа, освоившая классический репертуар , и сохранившая свою самобытную танцевальную культуру.
Исследование - бурятского балета второй половины XX - начала XXI веков может раскрыть особенность развития хореографического искусства во взаимодействии с национальной танцевальной культурой.
Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить следующее: отечественных научных работ, исследующих непосредственно хореографическую культуру Бурятии, крайне мало. В связи с этим, диссертант в данном'исследовании обратился к трудам советских, российских и зарубежных учёных, затрагивавших в своих работах темы религиозных верований, художественных традиций и хореографического искусства; В контексте тематики диссертационного исследования выделяются несколько аспектов: этнокультурный, художественно-культурный и профессионально-хореографический.
Этнокультурному аспекту (осмыслению роли религиозных и мифологических представлений)* посвящён ряд работ отечественных и зарубежных специалистов. Шаманизм как особо культурный феномен и его значение для развития этнической культуры подробно проанализирован в работах выдающегося исследователя М. Элиаде1. Исследования профессора л
С.Т. Махлиной представляет особенности и закономерности религиозных мировоззрений, большое внимание в ней уделяется семиотике сакрально-религиозных представлений шаманизма. Исследователем М.В. Амгалановой опубликованы работы, посвящённые тотемным пляскам, шаманским камланиям, бытовым и религиозным обрядам бурят как одному из источников зарождения монгольского и бурятского театрального^ искусства. В своих работах О.Б. Варламов4 рассматривает легенды, обряды, и традиционные верования западных бурят. Большой интерес вызывают публикации В.Ц. Найдаковой5 о буддийской мистерии Цам в Бурятии, в которых автор подробно рассматривает религиозные танцы и пантомиму. Об эзотерической культуре шаманизма в контексте культурогенеза существуют работы Р.И. Пшеничниковой6, в которых подробно рассмотрена «проблема мистической преемственности как главный методологический принцип эзотерической культуры»7.
К художественно-культурному аспекту (осмысление динамики и морфологии национальной художественной культуры) относятся работы В.Д.
1 Элиаде М. Шаманизм, архаические техники экстаза. Киев. 2000.
2 Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений СПб., 2008.
3 Амгаланова М.В. Тотемные пляски и обряды, шаманские камлания, бытовые и религиозные обряды как один из источников зарождения монгольского и бурятского театрального искусства// Байкальские встречи-З1 культуры народов Сибири. Улан-Удэ, 2001.
4 Варламов О.Б. Шаманизм западных бурят. Легенды и обряды. Иркутск, 1995.
5 Найдакова В.Ц. Буддииская мистерия Цам в Бурятии. Улан-Удэ, 1997.
6 Пшеничникова Р.И. Эзотерическая культура сибирского шаманизма в контексте культурогенеза // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири. Улан-Удэ, 2001.
7 Там же. С. 7. g
Бабуевой , в которых рассмотрены материальная и духовная культура бурят в национально-художественном контексте. Исследователем О.Б. Буксиковой9 защищена кандидатская диссертация о национальной игровой культуре бурят, в которой представлены истоки и взаимосвязь игровой и танцевальной традиций Бурятии. Хореографию бурятских танцев подробно изучила и опубликовала в своей работе Т.Е. Гергесова10, в которой детально проанализирован неповторимый лексический материал национальной танцевальной культуры бурят. Бурятским исследователем Д.В. Дугаржаповым11 рассмотрены танцы народов Байкальского региона, где особым образом учитывается природа восприятия окружающего мира.
К научным публикациям о профессиональной хореографической культуре Бурятии относятся работы исследователей Г.Ц. Бельгаева и Н.И.
1 ^ I ч Л А I с
Маторина , Т.К. Глязер , П.С. Гуревича , JI.C. Ходорковской , в которых авторы освещают историю балетных спектаклей 1950 - 1980 годов Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Существует также ряд статей В.Ц. Найдаковой, посвященных творчеству солистов бурятского балета. Большой интерес представляет исследование Л.И. Протасовой16, в котором рассматриваются этапы развития бурятского балета от первых шагов балетной труппы Бурятии до создания национальных балетов. Исследователем И.М. Хабаевой17 выпущена книга, посвящённая творческим портретам ведущих мастеров бурятского балета.
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
9 Буксикова О.Б. Игры бурят конца XIX начало XX вв. и их опыт трансформации в национальной хореографии: Автореф. дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000.
10 Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ, 2002.
11 Дугаржапов Д.В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона: Автореф. дис. канд. иск. Улан-Удэ, 2004.
12 Бельгаев Г.Ц. Маторин Н.И. Бурятский театр оперы и балета // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1959.
13 Глязер Т.К. Бурят-монгольские народные танцы. Улан-Удэ, 1957.
14 Гуревич П.С. Оперный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1964.
15 Ходорковская Л.С. Бурят-Монгольский театр: очерки истории. М., 1954.
16 Протасова Л.И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца: Автореф. дис. канд. иск. Улан-Удэ, 2007.
17 Хабаева И.М. Артисты бурятского балета. Улан-Удэ, 1959.
Имеющиеся научные исследования сфокусированы, в основном, на изучении национальной художественной танцевальной традиции этноса и его истории. Глубоких научных работ, посвящённых формированию национального бурятского балета немного, а современный период развития национального балета Бурятии с 1980 по 2005 год практически не описан. Разрозненные газетные и журнальные статьи не охватывают и не представляют национальный балет Бурятии как целостное художественное явление. Также они не определяют его место в истории современного национального балетного театра и не дают его глубокого анализа, что и побудило автора к целостному исследованию национального балетного искусства Бурятии второй половины XX - начала XXI веков.
Объект исследования: Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков.
Предмет исследования: Тенденции развития балета Бурятии второй половины XX - начала XXI веков в контексте национальной художественной культуры.
Цель исследования: Выявить и проанализировать основные тенденции балета Бурятии второй половины XX - начала XXI веков в контексте национальной художественной культуры.
Задачи исследования:
- Рассмотреть танцевальную культуру Бурятии в контексте этнических художественных традиций;
- Выявить особенности формирования профессиональной хореографической культуры Бурятии;
- Обосновать связь национального балетного искусства Бурятии с традиционной танцевальной культурой;
- Выявить процесс становления и этапы развития балетной школы Бурятии и её периодизацию;
- Проанализировать классическое наследие и современные балетные спектакли в Улан-Удэнском государственном хореографическом училище им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева;
- Проанализировать постановки балетмейстера Г.А. Майорова в бурятской балетной школе, выявить синтез национальной танцевальной традиции Бурятии и классического балета в хореографической лексике;
- Выявить и проанализировать связь национального хореографического искусства Бурятии с русским балетом;
- Определить роль классического балета в контексте преемственности поколений в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета;
- Проанализировать спектакли балетмейстера О.В. Игнатьева в контексте интерпретации классических произведений на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета;
- Проанализировать творческий опыт Г.А. Ковтуна на бурятской сцене в контексте поиска своеобразной хореографической лексики в современных балетных постановках;
Теоретико-методологическим основанием данного исследования послужили:
1. Научные труды отечественных балетоведов и искусствоведов в области хореографического искусства (Б.В. Асафьев, Ю.А. Бахрушин, Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, А.Л. Волынский, Ю.И. Громов, Г.Н. Добровольская, В.А. Звёздочкин, Б.А. Илларионов, П.М. Карп, Д.Н. Катышева, В.М. Красовская, Т.Е. Кузовлева, Ф.В. Лопухов, Ю.И. Слонимский, И.И. Соллертинский, И.В. Ступников).
2. Исследования, посвященные проблемам мифологической культуры и художественных традиций (О.Б. Варламов, С.Т. Махлина, Е.М. Мелетинский, В.Б. Мириманов, Ю.М. Романенко, В.Н. Топоров, М. Элиаде).
Методы исследования. В изучении национального балета Бурятии второй половины XX - начала XXI веков применён комплексный подход, при котором анализ хореографической лексики балетных спектаклей осуществляется во взаимосвязи с одной стороны фольклорными традициями и литературными источниками, с другой стороны с музыкальным и сценическим оформлением конкретных спектаклей. К ведущим методам исследования относятся:
- художественно-стилистический анализ;
- метод описания хореографического произведения с целью выявления хореографической драматургии, синтеза национальной танцевальной традиции и классического балета;
- культурно-исторический метод (изучение зарождения и развития традиционной танцевальной культуры Бурятии);
- метод сравнительного анализа (сопоставление работ хореографов на бурятской балетной сцене);
- метод интервью.
Материалом исследования послужили спектакли из репертуара Бурятского государственного академического театра оперы и балета и Улан-Удэнского государственного хореографического училища, которые основывались: на национальной художественной культуре Бурятии, пластических элементов ритуальных, народных танцев бурят и классического балета. Спектакли:
- «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьев, (Р.В. Захаров) М.С. Арсеньев, 1943,
- «Лебединое озеро» П.И. Чайковский, (М. Петипа, Л. Иванов) К.А. Есаулова, 1948,
- «Красавица Ангара» Л.К. Книппер, Б.Б. Ямпилов, М.С. Заславский,
- «Щелкунчик» П.И. Чайковский, К.А. Есаулова, 1967,
- «Щелкунчик» П.И. Чайковский, (В. Вайнонен) М. Бурханов, 1992,
- «Чиполлино» К. Хачатурян, Г.А. Майоров, 1998,
- «Спящая красавица» П.И. Чайковский, (М. Петипа) Л.И. Протасова,
- «Арлекинада» Г. Даницетти. Г.А. Ковтун, 2000,
- «Небесная Дева - лебедь» A.A. Андреев, Г.А. Майоров, 2001,
- «Анна на шее» В.А. Гаврилин, О.В. Игнатьев, 2003,
- «Кармина Бурана» К.Орф, Г.А. Ковтун, 2003,
- «Франческа да Римини» П.И. Чайковский, Г.А. Ковтун, 2003,
- «Лебединое озеро» П.И. Чайковский, (М. Петипа, Л. Иванов) Ш.А. Терегулов, 2005.
Источниками исследования послужили:
1. Научные работы (монографии, диссертации и т.д.), связанные с темой диссертационного исследования (С.П. Ангаева, О.Б. Буксикова, М.В. Асалханова, Л.И. Протасова, Д.В. Дугаржапов и др.).
2. Научные работы по методике классического, народно-сценического, дуэтного, историко-бытового и современного танца (А.Я. Ваганова, Е.П. Валукин; М.В. Васильева-Рождественская, С.Н.Головкина, Ю.И. Громов, B.C. Костровицкая, Л.Н. Сафронова, H.H. Серебрянников и др.).
3. Рецензии в периодической региональной печати (г. Улан-Удэ): «Бурятия», «Восточно-Сибирская правда», «Курьер», «Правда Бурятии» и другие.
4. Видеозаписи и фотографии спектаклей Бурятского государственного академического театра оперы и балета, Улан-Удэнского государственного хореографического училища и личные интервью с деятелями искусства: театроведом Л.А. Мартыненко; с ведущим солистом бурятского балета и педагогом - Б.Н. Васильевым; дирижером - В.А. Рыловым (лауреатом государственной премии Р.Ф); хореографом, балетмейстером, преподавателем
- Г.А. Ковтуном; хореографом, балетмейстером - О.В. Игнатьевым; хореографом, балетмейстером, профессором - Г.А. Майоровым.
Научная новизна:
- выявлено, что стилеобразующее начало для хореографии Бурятии второй половины XX - начала XXI веков является этническая, фольклорная культуры, традиционные верования, выраженные через пластическую форму обрядового танца;
- определено, что основные религиозно-мировоззренческие концепции и представления коренного населения Бурятии нашли отражение в современной хореографии;
- рассмотрено влияние европейской академической школы балета на развитие бурятской хореографии с сохранением национальных традиций;
- систематизирован творческий педагогический опыт в Улан-Удэнском государственном хореографическом училище;
- определены этапы развития и периодизация бурятской балетной школы;
- исследована творческая деятельность современных балетмейстеров в бурятской хореографической культуре.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в подготовке лекционных и специальных курсов по истории развития хореографии Бурятии и современого хореографического искусства в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства, при разработке учебных пособий, а также в написании работ по хореографическому искусству Бурятии; становлению, развитию и периодизации бурятской балетной школы; балету Бурятии второй половины XX - начала XXI веков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Роль фольклорных и религиозно-мировозренческих традиций в формировании национальной танцевальной культуры Бурятии и её лексического строя.
2. Периодизация развития бурятской балетной школы как феномена национальной хореографической культуры.
3. Значение фольклорных мотивов в современном хореографическом искусстве Бурятии.
4. Современная национальная хореографическая культура Бурятии как синтез этнической танцевальной культуры и классической балетной школы.
5. Особенности творческого метода, хореографической образности и лексики в постановках современных балетмейстеров Бурятии.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Библиографии (193 наименования). Общий объём -258 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Творчество балетмейстера И.Д. Бельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950-60 годов2006 год, кандидат искусствоведения Абызова, Лариса Ивановна
Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана: последняя треть XX-начало XXI веков2008 год, кандидат искусствоведения Сметанина, Бэла Олеговна
Взаимодействие балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв.2009 год, доктор искусствоведения Портнова, Татьяна Васильевна
Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра2011 год, доктор искусствоведения Груцынова, Анна Петровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
Выводы по главе III
Развитие профессионального балетного искусства на сцене бурятского театра оперы и балета, основанного на традициях национальной и европейской академической школ, осуществляется на основе взаимного обогащения и с учетом национальных средств сценической и музыкальной выразительности. Профессиональная труппа балета находится в постоянном развитии и поиске, поэтому талантливые хореографы и постановщики создают для неё большое количество балетных постановок - основу для успешной стационарной и гастрольной деятельности театра.
Хореографы театра принимают участие в различных по форме и> видам ■ балетных постановках. Наличие высокого профессионального мастерства -традиционной основы современных классических и национальных балетов; позволяет говорить о высокой жизнеспособности танцевального, искусства труппы театра. Освоение ею новых классических, национальных и современных балетов поднимает на новую, более высокую ступень развития бурятскую танцевальную культуру театра оперы и балета; принося-радость и удовлетворение зрителям. Сплав традиционных движений с заимствованными па, процесс появления новых движений идет неуклонно, помогая танцевальному искусству хореографов* совершенствовать способы пластического отображения окружающей действительности.
Суть современной хореографии - предвосхищать и демонстрировать, новые тенденции развития хореографической культуры в целом. Балетная постановка спектакля на основе современной хореографии — это очевидный прогресс балетной труппы: новые веяния, работа с талантливыми, свободномыслящими хореографами современности. К ним можно отнести хореографов Г.А. Ковтуна, поставившего в стиле современной хореографии одноактные спектакли К. Орфа «Каримна Бурана» и П.И. Чайковского «Франческа да Римини», и О.В. Игнатьева, поставившего на бурятской сцене балетный спектакль «Анна на шее». Оба автора продемонстрировали готовность работать с балетной труппой театра в режиме творческого поиска и на сложном хореографическом уровне. Оба балетмейстера сумели не только создать интересные либретто, но и построить хореографию массовых сцен и солирующих образов, оригинально сочетая классические принципы хореографии с бурятскими национальными способами и приемами пластики и пантомимы. Подобные премьеры театра - безусловное достижение на пути освоения современного уровня хореографического мастерства, необычного стилистически, в новой постановочной, художественной и исполнительской манере. Труппа театра оперы и балета продемонстрировала профессиональную зрелость, умение решать современные театральные задачи, сочетая классические принципы хореографии с национальными способами пластики и пантомимы.
237
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Танцевальное искусство - это одно из древнейших проявлений народного творчества, многоплановое, разностороннее явление, у основания которого стоит народный танец, а у вершины - классический балет. Народный танец - это танец, созданный этносом и обладающий национальными особенностями, которые проявляются в характере, координации движений, музыкально-ритмической и метрической структуре и манере его исполнения. Изучение народного танца позволяет понять социальные отношения между людьми, изучить материальную и духовную культуру и определить эстетический уровень его создателей.
Первые источники о появлении хореографического искусства Бурятии приводят нас к глубокой древности. В те времена танец выполнял иные функции, которые были связаны, прежде всего, с жизнедеятельностью людей. Если рассматривать национальную танцевальную культуру бурят в двух различных аспектах - шаманских камланих и религиозных обрядах, то можно говорить о богатом танцевальном наследии бурят. В этом творчестве ими создано много художественных образов, являющихся прямым и непосредственным выражением эстетического идеала, эстетического отношения к действительности, вкусов и представлений бурятского народа об окружающем их мире.
Анализ этнографического, исторического, художественного и культурного аспектов хореографического искусства Бурятии позволяет сделать следующие выводы: за долгой, непростой и уникальной историей его развития стоит взаимодействие природных, исторических, общественных, религиозных факторов, которые и придают ей необыкновенное своеобразие, выделяя из ряда других культур. Это искусство уникально и неповторимо как кочевой мир, создавший специфически-самобытный тип цивилизованной культуры, где определяющую роль играло познание и преобразование окружающего мира человеком. Оно развивалась согласно своим внутренним закономерностям, которые проявлялись в потребности не только сохранить имеющееся танцевальное наследие, но и совершенствовать его для того, чтобы передать последующим поколениям.
Исторической основой возникновения бурятского танца является комплекс материальных и духовных ценностей, относящихся к монгольской этнической культуре. Традиционные танцевальные движения, выработанные на протяжении веков, концентрировали суть национального характера, своеобразный темп и ритм, присущий данному этносу. Эстетика бурятского танца заключается в красоте национальной пластики, в точности и образности исполняемых движений, вызываемых чувством доброжелательности и спаянности коллектива.
Изучение самобытного танцевального наследия бурятского этноса, с её выразительностью и уникальностью при исполнении сказаний, игрищ, танцев, хороводов, шаманских плясок и мистерий является ценным историческим источником не только для хореографического искусства-современности, но и национальной культуры, в целом. Бурятия стала перекрестком на путях различных народов и культур, ассимилировав восточную буддистскую и европейскую христианскую культуры, восприняв некоторые их ценности и заимствовав ряд элементов, оставаясь прежней только по виду. Танцевальное наследие бурятского этноса в стилизованной форме оказало непосредственное влияние на формирование балетного искусства Бурятии. Проанализированное автором в данном диссертационном исследовании национальное бурятское танцевальное наследие приняло формы стилизации и продолжает жить и активно внедряться в балетное искусство Бурятии.
Хореографическое искусство Бурятии второй половины XX - начала XXI веков, куда, несомненно, включена и стилизованная национальная танцевальная культура Бурятии, представляет собой сложнейший конгломерат из традиционных элементов, позднейших наслоений и заимствований. Традиционная национальная танцевальная культура Бурятии значительно расширила границы творческих возможностей и позволила взглянуть на неё как на феномен общечеловеческого значения, где каждая эпоха оставила свой неповторимый след. Русская, а затем и советская хореография, одна из лучших в мире, оказала значительное воздействие на национальный балет: бурятские выпускники Московского и Ленинградского хореографических училищ впитали в себя культуру европейского балета и школу русского классического танца, соединив её с национальным творчеством.
В бурятском танцевальном народном творчестве было создано много художественных образов, являющихся непосредственным выражением эстетического идеала этноса и предпосылками к тому зрелому уровню развития танцевальной культуры, которое мы наблюдаем сегодня.,Благодаря своему творческому потенциалу хореографическое искусство Бурятии, являясь школой российской хореографии, и, имея неповторимые национальные черты, представляет несомненный интерес не только как неиссякаемый источник для творческого вдохновения и развития. Оно имеет большую художественную ценность как яркое, самобытное танцевальное искусство, которое пополняет своими образными, красочными' и пластичными танцами сокровищницу мирового балетного искусства.
Становление бурятского балета - это сложный творческий процесс, имевший исторические, культурные, национальные предпосылки, повлиявшие на развитие как самого балета, так и его школы. Современная танцевальная культура Бурятии испытала большое влияние, которое шло по нескольким направлениям: расширение тематики, появление новых сюжетов, постановка серьезных проблем, стремление к обобщенным образам. Влияние современной хореографии также сказывается на форме танцев и хореографической структуре постановок и балетных спектаклей.
Прослеживается тенденция к совершенствованию постановочной работы, повышаются требования к тематике балетов, хореографической структуре постановок, мастерству исполнения. Участники национальных танцевальных коллективов Бурятии и учащиеся хореографического училища имеют высокий уровень исполнительского мастерства, сформировавшегося на основе профессиональной бурятской балетной школы и русского классического балетного искусства. Это обстоятельство позволяет художественному руководству бурятского хореографического училища осуществлять постановки самых сложных балетных спектаклей - от мировых классических балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» до сложной современной хореографии - «Арлекинада» и «Чиполлино».
Кульминационным событием является наиболее сложная сценическая редакция национального балета, такого как «Небесная Дева-лебедь» Г.А. Майорова. На примере его постановки становится предельно ясно, что традиционная танцевальная культура этноса является творческим источником, из которого талантливые хореографы1, композиторы и исполнители хореографии могут черпать безграничные возможности для самовыражения и воплощения её в любых, самых необычных и смелых формах. А учащиеся бурятского хореографического училища сумели исполнить поставленную хореографию Г.А. Майорова, где сочетались классические комбинации движений с элементами стилизованной национальной танцевальной культуры Бурятии.
Развитие национального балета Бурятии второй половины XX - начала XXI веков основывается на традициях национальной и европейской-академической школы, а также осуществляется на основе взаимного обогащения и с учетом национальных средств сценической и музыкальной выразительности. Балетная труппа бурятского театра оперы и балета находится в периоде постоянного поиска, поэтому талантливые хореографы и постановщики создают для неё большое количество хореографических постановок - основу для успешной стационарной и гастрольной деятельности театра.
Современная хореография предвосхищает новые тенденции развития хореографической культуры и представляет собой тонкий духовный мир, воплощающий в себе свободную пластику исполнителя, и философское понимания бытия хореографа. Балетные постановки на основе современной танцевальной тенденции являются двигателем прогресса практически любой балетной труппы. Успех спектаклей, поставленных на основе лексики современной хореографии, зависит от умения и таланта балетмейстера. К современной плеяде талантливых балетмейстеров-постановщиков относятся Г.А. Ковтун, поставивший в стиле современной хореографии одноактные спектакли К. Орфа «Каримна Бурана» и П.И. Чайковского «Франческа да Римини» и О.В. Игнатьев, поставивший на бурятской сцене балетный спектакль «Анна на шее». Оба автора продемонстрировали готовность работать с балетной труппой бурятского театра в режиме творческого поиска и оригинально сочетать лексику классической хореографии с бурятской, самобытной национальной танцевальной культурой. Балетные спектакли, основанные на сочетании лексики классической хореографии и бурятской национальной танцевальной культуры, являются, безусловно, творческим достижением бурятского театра оперы и балета. Умение решать творческо-хореографические задачи современных талантливых балетмейстеров-постановщиков выводит бурятскую балетную труппу на более высокий уровень развития хореографического мастерства.
Бурятский профессиональный балет, основанный на традициях национальной, русской и советской академической школы, представленный на современном этапе разными формами имеет возможности для формирования музыкально-эстетического восприятия национальных профессиональных произведений. Благодаря своему творческому потенциалу Бурятский национальный балет представляет несомненный интерес не только для своего региона, но и для мировой сцены, оставаясь школой европейской хореографии, сочетая в себе неповторимые самобытные национальные черты.
243
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна, 2010 год
1. Аламжи Мэргэн. Бурятский героический эпос // Сост. М.И. Тулохонов. Новосибирск: Наука, 1991. 312 с.
2. Ангаева С.П. Роль обновленческого движения в формировании бурятского этноса и государственности: Автореф. дис. док. ист. наук. М., 2002. 32 с.
3. Антонова М.С. Вторушин В.Ф. Традиционные музыкальные инструменты эвенков Бурятии // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 263 269.
4. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят: Учеб. Пособие. Улан-Удэ: ОАО Твер. полиг. комбинат, 2004. 228 с.
5. Ю.Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. Улан-Удэ: Улзы, 2001. 142 с.
6. И.Бадмаев Б.Б. Бурятские генеалогические легенды и предания: генезис и эволюция. Улан-Удэ: Издательство Бурятского гос. университета, 2004. 128 с.
7. Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири // Отв. ред. JI.C. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. 331 с.
8. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят, ч. 1. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1970. 363 с.
9. Балдаев С.П. Избранное. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1961.256 с.
10. Балханова Т.Г. Фольклористическая деятельность композиторов Бурятии // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. JI.C. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 258 263.
11. Баранов Г.С. Символико-семиотические основания социального взаимодействия и традиционная культура // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. JI.C. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 181-187.
12. Басаева К.Д. Брак и семья у бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1991. 192 с.
13. Батоева Д.Б. Обряды в традиционной культуре бурят. М.: Добросвет, 2002. 222 с.
14. Батуев Б.Б. Буряты в 17-18 вв. / Ред. Б. Базаров. Улан-Удэ: Сибирь, 1996. 101 с.
15. Батуева И.Б. История развития хозяйства забайкальских бурят 19 в. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999. 251 с.
16. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2001.220 с.
17. Болохосоев С.Б. Небесный корень (нэрьер удха) белого шамана // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. JI.C. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 169 175.
18. Буряты. Традиции и культура / Сост. Г.Т. Башкуев Улан-Удэ: Соел Паблишере, 1995. 297 с.
19. Буряты / Отв. ред. JI.JL Абаева, Н.Л. Жуковская. Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2004. 633 с.
20. Буксикова О.Б. Игры бурят конца XIX начало XX вв. и их опыт трансформации в национальной хореографии: Автореф. дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. 21 с.
21. Будаева Т.Б. Бурятское музыкальное искусство: Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2003. 100 с.
22. Буяхаева Л.И. Лексико-стилистические особенности языка эхирит-булагатского варианта эпоса «Гэсэр». Автореф. дис. канд. филолог, наук. Улан-Удэ, 2002. 22 с.2 8. Варламов О.Б. Шаманизм западных бурят. Легенды и обряды. Иркутск: АЭМ Тельцы, 1995. 12 с.
23. Витохина С.Е. Тело человека в контексте традиционной культуре бурят: Автореф. дис. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 23 с.
24. Восток-Запад: диалог культур / редкол. Р.И. Пшеничникова и др. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1996. 60 с.
25. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки. Новосибирск: Наука, 1992. 173 с.
26. Галданова Г.Р. Традиционные верования бурят в системе буддизма // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 1997. 145 с.
27. Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2002. 202 с.
28. Дашидондоков Ш.С. Народные праздники Агинских бурят // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 281 -287.
29. Дугаров Д.С. Глухариный танец («нойри наадан») // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 73-85.
30. Гунгаров В.Ш. Бурятские предания. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. 108 с.
31. Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX— XX вв.). Новосибирск: Наука, 2000. 400 с.
32. Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 200 с.
33. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. 199 с.40.3имин Ж.А. Генеалогия бурят как этнический источник // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 156 162.
34. Кудрявцева Ф.А. История бурят-монгольского народа (от XVII до 60-х гг. XIX в.). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 242 с.
35. Ламаизм в Бурятии. XVIII начало XX века. (Г.Р. Галданова и др.). Новосибирск: Наука, 1983: 238 с.
36. Манжигеева И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М.: Наука, 1978. 128 с.
37. Манжигеев И.А. Бурятский ёхор. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1985. 43 с.
38. Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. Улан-Удэ: Сибирь, 1993. 75 с.
39. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1987. 287 с.
40. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия цам в Бурятии. Улан-Удэ: Бурятский институт общественных наук СО РАН, 1997. 39 с.
41. Небесная дева-лебедь: Бурятские сказки, предания и легенды / Сост. и запись И.Е. Тугутова, А.И. Тугутова. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. 368 с.
42. Николаева Д.А. Мифо-ритуальные истоки кругового хороводного танца у западных бурят // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. С. 301 -312.
43. Пшеничникова Р.И. Эзотерическая культура сибирского шаманизма в контексте культурогенеза // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 4 -7.
44. Ру Ж.-П. Чингисхан и империя монголов. М.: Астрель, 2005. 143 с.
45. Рябушев В.Н. Проблемы сохранения национальной сомобытности бурятской культуры в современном социокультурном пространстве // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 239 244.
46. Рябушев В.Н. Фольклор в контексте социокультурной деятельности // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 234 238.
47. Самбуева С.Б. Световые стереотипы в традиционной культуре бурят // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. С. 287 299.
48. Самбуева С.Б. К вопрсу методологии изучения и анализа традиционного бурятского женского костюма // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 269 -275.
49. Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. 113 с.
50. Симпкинс Ал. Симпкинс Ан. Тибетский Буддизм, пер. Голубева Т.В. М.: София, 2006. 208 с.
51. Скрынникова Т.Д. Семантика кодов традиционной культуры бурят в эпосе «аламжи мэргэн» // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 58 65.
52. Судакова Окс.Н. Песенный фольклор старожилого населения Забайкалья // Байкальские встречи-3: культуры народов Сибири / Отв. ред. Л.С. Дампилова, Улан-Удэ: ИПК ВГАКИ, 2001. С. 203 216.
53. Традиционный фольклор в полиэтнических странах // материалы 2 международного научного симпозиума, 28 июня 5 июля 1998. г. Улан-Удэ. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998. 319 с.
54. Тугутов А.И. Вечные истины фольклора. Небесная Дева лебедь: бурятские сказки, предания и легенды. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. 368 с.
55. Тулохонов М.И. Бурятские исторические песни. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1973. 245 с.
56. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. 176 с.
57. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т. 1. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1958. 551 с.
58. Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова, Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. 424 с.
59. Шаркашинова Н.О. Предания туухэ домог // Бурятское народнопоэтическое творчество. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975. 234 с.
60. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1980. 167 с.
61. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии // Рос. АН, Сиб. отд-ние. Бурятский институт обществ. Наук / Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука, 1992. 158 с.
62. Элиасов JI.E. Фольклор Восточной Сибири. 3. ч. Локальные песни. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1973. 45 с.
63. Элиасов Л.Е. Фольклор семейских. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1963. 670 с.
64. I. Литература о профессиональной хореографической культуре Бурятии
65. Бельгаев Г.Ц. Маторин Н.И. Бурятский театр оперы и балета // Искусство Бурятской АССР. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959. С. 1229.
66. Гуревич П.С. Оперный театр Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1964. 56 с.
67. Дугаржапов Д.В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона. Дис. ис. на соиск. уч. ст. канд. иск. Улан-Удэ, 2004. 144 с.
68. Протасова Л.И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца. Дис.ис. на соиск. уч. ст. канд. ис. Улан-Удэ, 2007. 163 с.
69. Хабаева И.М. Артисты бурятского балета. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1959. 58 с.
70. Ходорковская Л.С. Бурят-Монгольский театр: очерки истории. М.: Искусство, 1954. 235 с.1.. Рецензии в региональной периодической печати г. Улан1. Удэ
71. Бадмаев Ц. Второе рождение артиста // Правда Бурятии № 78. Улан-Удэ, 2 апреля 1967. С. 4.
72. Бадмаринчинов Н. Браво маэстро! Браво, певцы и музыканты.// Бурятия № 212. Улан-Удэ, 14 ноября 2002. С. 6.
73. Беркович А. Наши среди чужих // Метро № 15. Улан-Удэ, 20 апреля. 2001. С. 6.
74. Беркович А. Через сто лет в Бурятском академическом // ВосточноСибирская правда № 126. Улан-Удэ, 5 июля 2001. С. 4.
75. Бутырина С. Красочная феерия // Правда Бурятии. № 85. Улан-Удэ, 11 апреля 1967. С. 4.
76. Васильев Б. Блестящий успех бурятского балета на Украине // Гунан дэлхей, № 40. Улан-Удэ, 11 октября 2007. С. 19.
77. Васильев Б. . И море цветов на сцене // Бурятия. № 192. Улан-Удэ, 13 октября 2007. С. 18.
78. Гомбоева Э. Гастрольное лето 2002 // Бурятия. № 178. Улан-Удэ, 25 сентября 2002. С. 4.
79. Гончикова Н. И снова театральная осень // Бурятия № 178. Улан-Удэ, 25 сентября 2002. С. 8.
80. Дармаев Ю. В мире красоты и прекрасного // Бурятия № 195. Улан-Удэ, 18 октября 2002. С. 17.
81. Иващенко Н. Бал дают буряты // Своё мнение. № 36. Днепропетровск, 5 сентября 2007. С. 17.
82. Карелин М. Страсть и любовь в полутонах обыденного // Бурятия № 15. Улан-Удэ, 28 января 2003. С. 8.
83. Карелин М. Театральная афиша // Бурятия № 236. Улан-Удэ, 20 декабря2002. С. 20.
84. Морозова Н. Рисующий Христа // Правда Бурятии № 6. Улан-Удэ, 6 февраля 2003. С. 19.
85. Морозова Н. Слышалась музыка. // Правдв Бурятии № 5. Улан-Удэ, 30 января 2003. С. 11.93.0чиров Ц. Творческие отчёты мастеров искусств // Правда Бурятии № 76. Улан-Удэ, 31 марта 1967. С. 4.
86. Прозоровский В. Баярто Дамбаев: Донецк нам запомнится как город львов // Город. Донецк. 7 сентября 2007. С. 20.
87. Сергеев В. Гэсэр // Правда Бурятии № 24. Улан-Удэ, 13 октября 1967. С. 4.
88. Стегачев И. В Улан-Удэнском оперном // Правда Бурятии. № 211. Улан-Удэ, 6 сентября. 1961. С. 4.
89. Усович В. Флагман подымает паруса // Курьер. № 8. Улан-Удэ, 5 марта2003. С. 4.
90. V. Литература по общим вопросам
91. Абызова Л.И. Игорь Вельский: Симфония жизни. СПб.: Академии русского балета им. А .Я. Вагановой, 2000. 400 с.
92. Абыкова H.A. Особенности физического развития детей в условиях Сибири и Севера / Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития // Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. С. 355 359.
93. Антонова М.С. Роль народных традиций в формировании личности балетмейстера // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСКАКИ, 2003. С. 238 240.
94. Авдеев А.Д. Происхождение театра: Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л.-М.: Искусство, 1959. 267 с.
95. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
96. Балет. Танец. Хореография: Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / Сост. H.A. Александрова. С-Пб.: Лань, 2008. 415 с.
97. Бахрушин Ю.А. История русского балета. М.: Советская Россия, 1965. 249 с.
98. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб.: Лань, 2008. 335 с.
99. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
100. Ваганова А.Я. Статьи, воспоминания, материалы. Л.-М.: Искусство, 1958. 343 с.
101. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 9-е изд. СПб.: Лань, 2007 192 с.
102. Валукин Е.П. Мужской классический танец. М.: ГИТИС, 1999. 101 с.
103. Васильев Б.Н. Мастнрство и вдохновение // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСКАКИ, 2003. С. 377 378.
104. Васильев Б.Н. Магия танца // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСКАКИ, 2003. С. 373 377.
105. Виноградов О.М. Исповедь балетмейстера. М.: Арт-пресс, 2007. 336 с.
106. Волынский A.JI. Статьи о балете. СПб.: Гиперион, 2002. 395 с.
107. Волынский A.JI. Книга ликований. Азбука классического танца. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1992. 299 с.
108. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1987. 382 с.
109. Гаевский В.М. Дом Петипа. М.: Артист. Режиссёр. Театр. 2000. 425 с.
110. Гаевский В.М. Дивертисмент: Судьбы классического балета. М.: Искусство, 1981. 378 с.
111. Гачев Г.Д. Национальные образы мира.: Евразия космос кочевника, земледельца и горца. М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. 368 с.
112. Герасимова К.Н., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учеб. пособие. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. 144 с.
113. Головкина С.Н. Уроки классического танца в старших классах. М.: Искусство, 1989. 160 с.
114. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актёра. СПб.: СПбГУП, 1997. 224 с.
115. Гуревич Л.Я. Творчество актёра. М.: Искусство, ГИТИС. 2002. 43 с.
116. Демидов А.П. Лебединое озеро. М.: Искусство, 1985. 366 с.
117. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. Л.: Искусство, 1975. 123 с.
118. Добровольская Г.Н. Фёдор Лопухов. Л.: Искусство, 1976. 320 с.
119. Добровольская Г.Н. Щелкунчик. СПб.: МОЛ, 1996. 200 с.
120. Захаров Р.В. Сочинение танца. М.: Искусство, 1989. 237 с.
121. Звёздочкин В.А. Хореограф века // Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. 612 с.
122. Илларионов Б.А: Глория: Русские корни мексиканского балета: Книга о мексиканском хореографе Глории Контрерас. СПб.: АРБ им. А .Я. им. Вагановой, 2004. 198 с.
123. Карп П.М. О балете. М.: Искусство, 1967. 225 с.
124. Каржаубаева А.И. Политов A.A. Генрих Майоров об искусстве сочинения танца // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСКАКИ, 2003. С. 391 398.
125. Карп П.М. Балет и драма. Л.: Искусство, 1980. 246 с.
126. Катышева Д:Н.Магия таланта. СПб;: Нестор; 2005. 216 с.
127. Константинова М.Е. Спящая красавица. Ml: Искусство, 1990. 238 с.
128. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. М.: Искусство, 1987.240 с.
129. Красовская В:М. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1967. 340 с:
130. Красовская В.М. Русский балетный театр XX века. 1. Хореографы. Л1 Искусство, 1971. 526 с.
131. Красовская В.М. Русский балетный театр XX века. 2. Танцовщики. Л^: Искусство, 1972. 456 с.
132. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. • От истоков до середины XVIII века. Л.: Искусство, 1979. 296 с.
133. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Эпоха Новера. Л.: Искусство, 1981. 285 с.
134. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Романтизм. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1996. 432 с.
135. Кузовлева Т.Е. Истоки хореографии XX века: русское влияние. Международный симпозиум. СПб., 1995. 52 с. .
136. Кузовлева Т.Е. Хореографические странствия Николая Боярчикова. СПб.: Балтийские сезоны, 2005. 239 с.
137. Лавровский Л.М. Документы, статьи письма. М.: ВТО, 1983. 423 с.
138. Лопухов Ф.В. В глубь хореографии. М.: Фолиум, 2003. 192 с.
139. Лопухов Ф.В. Хореографические откровения. М.: Искусство, 1972. 216 с.
140. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987. 661 с.
141. Мартыненко Л.А. Колыбель балета // Национальная хореография: проблемы и перспективы развития. Материалы I региональной научно-практической конференции 15 ноября 2001 г. Улан-Удэ. Улан-Удэ: ИИ К ВСГАКИ, 2002. С. 12- 16.
142. Майоров Г.А. Моменты истины в хореографии // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. С. 240 246.
143. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: СПбГАК, 1995.217 с.
144. Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений. СПб.: Алетейя, 2008. 172 с.
145. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2001. 170 с.
146. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство // Малая история искусств. М.-Дрезден, 1973. 456 с.
147. Мессерер A.M. Уроки классического танца. СПб.: Лань, 2004. 400 с.
148. Митрофанова Г.Н. Создание хореографического образа на любительской сцене: проблемы и пути решения // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. С. 271 277.
149. Нагайцева H.Д. К вопросу о реабилитационной работе этнографических музеев // Проблемы развития музеев под открытым небом в современных условиях. Международная научно-практическая конференция. Иркутск, 1995. С. 38 39.
150. Найдакова В.Ц. Лариса Сахьянова // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2003. С. 378 388.
151. Романенко Ю.М. Миф как наука о формах правильного воображения // Мифология и повседневность. СПб.: РХГИ, 1998. С. 78 83.
152. Сахина Л.А. Использование методов театральной режиссуры в работе балетмейстера-постановщика // Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСКАКИ, 2003. С. 259 262.
153. Сафронова Л.Н. Уроки классического танца. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. 191 с.
154. Серебрянников H.H. Поддержка в дуэтном танце. Л.: Искусство, 1985. 144 с.
155. Слонимский Ю.И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: Музгиз, 1956. 335 с.
156. Слонимский Ю.И. «Лебединое озеро» П. Чайковского. Л.: Музгиз, 1962. 80 с.
157. Слонимский Ю.И. В честь танца. М.: Искусство, 1968. 371 с.
158. Слонимский Ю.И. Мастера балета. Л.-М.: Искусство, 1937. 285 с.
159. Соколов-Каминский A.A. Советская балетная школа. М.: Знание, 1983. 56 с.
160. Соколов-Каминский A.A. Горизонты балета. СПб.: Шатон, 2007. 436 с.
161. Соллертинский И.И. Музыкально-исторические этюды. Л.: Музгиз, 1956. 295 с.
162. Ступников И.В. Балет. Ленинградский академический театр оперы ибалета им. С.М. Кирова. М.; Л.: Музыка, 1965. 88 с.
163. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов: Тенденции развития. М.: Искусство, 1979. 358 с.
164. Труайя А. Балерина из Санкт-Петербурга. М.: ЭКСМО, 2005. 157 с.
165. Хангалов М.Н. Собрание сочинений: В 3 т. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1960. 421 с.
166. Хилтухина Е.Г. Философия Всеединства в контексте проблемы «Восток-Запад» русских мыслителей. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2002. 198 с.
167. Хореографическое образование в Восточно-Сибирском регионе: тенденции развития / Отв. ред. Р.И. Пшеничникова. Улан-Удэ: ИПК ВСКАКИ, 2003. 432 с.
168. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность. Субъективные заметки о современной хореографии. Минск: Полымя, 1999. 224 с.
169. Элиаде М. Шаманизм, архаические техники экстаза, пер. К. Богуцкий, В. Трилис. Киев: София, 2000. 384 с.1. VI. Электоронный ресурс
170. Энциклопедия Вокруг света. Буряты электронный ресурс. // URL http://www.voki4igsveta.ru/encyclopedia/index.php7title см. 20.07.2010.
171. Августовский О. Пыль на тропе белого хана войны электронный ресурс. // URL: http://pressmen.info/art/4107mong.htm см. 25.11.2009.
172. Байкальская земля. Гобийская экспедиция. Культ обо электронный ресурс. // URL: http://baikal.irkutsk.ru/image/toplinem-01-04.gif см. 25.11.2009.
173. Буряты: традиция и культура электронный ресурс. // URL: http://buriatiaonline.ru/buryats/images/fire2.gif см. 15.12.2009.
174. Вайдман П. О П.И. Чайковском // балет «Щелкунчик» электронный ресурс. // URL: http://www.cdvpodarok.ru/pagesclassic/Composers/objidl25/ см. 12.12.2009.
175. Жиронкина Ю. Цам танцы гневных буддийских божеств. Сохраним Тибет // Политика, история, культура Тибета электронный ресурс. // URL: http://savetibet.ru/2009/05/16/tsam.html см. 23.12.2009.
176. История развития шаманизма. Религия и мифология электронный ресурс. // URL: http://otherreferats.allbest.ru/religion/000323910.html см.10.11. 2009.
177. Маленький волшебник с большим будущим // Деловой квартал № 10. Екатеринбург, 18 марта 2002. электронный ресурс. // URL: http://dkvartal.ru/ekb/magazines/dkekb/2002/nl0/malenkijjvolshebniksbolshim budushhim см. 16.05.2009.
178. Официальный сайт Бурятского государственного хореографического училища. История электронный ресурс. // URL: http://bghu.ucoz.com/index/0-5 см. 25.04.2010.
179. По Байкалу. Лист 41 электронный ресурс. // URL: http://www.fictionbook.ru/author/sergeyivolkov/pobayikalu/readonline.html ?page=41 см. 20.11.2009.
180. Религиозный обряд Цам. Маски Цам. Танцы Цам электронный ресурс. // URL: http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/informations/religious-mask-tsam.shtml см. 14.01.2010.
181. Родионов Д. Жизнь великого Штрауса любовь и страсть, ревность и дуэль // МК в Бурятии. Улан-Удэ, 21 марта. 2007. электронный ресурс. // URL:http://mk.burnet.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=700&Itemi d=l см. 7.09.2009.
182. Танец богов Цам: на горе злым, на радость добрым. Магические танцы ) и обряды электронный ресурс. // URL:http://www.lady.ru/magia/%D0%9C% см. 20.12.2009.
183. Хамаганова Е. Улигеры электронный ресурс. // URL: http://wiki.buryatia.org/%D0%A3%В см. 10.09.2009.
184. Шаркашинова H. Предания туухэ домог // Бурятское народнопоэтическое творчество. Иркутск, 1975. С. 60, 64. электоронный ресурс. // URL:http://www.nbrb.ru/baza/baikalnew/bibliograffia/sharakshinova predani a.htmcM. 10.03.2009.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.