Театр С. Дягилева «Русский балет» (1912–1929 гг.): эстетические открытия и значение для сценического искусства ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Полисадова Ольга Николаевна

  • Полисадова Ольга Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБНИУ «Российский институт истории искусств»
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 273
Полисадова Ольга Николаевна. Театр С. Дягилева «Русский балет» (1912–1929 гг.): эстетические открытия и значение для сценического искусства ХХ века: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. ФГБНИУ «Российский институт истории искусств». 2017. 273 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Полисадова Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4

Глава 1. Художественные открытия «Русского балета» в контексте новых

эстетических идей.....................................................................................................18

1.1 «Мир искусства»: новые идеи развития русской художественной культуры .............................................................................................................................18

1.2. Концепция самобытности русского искусства Сергея Дягилева и первые

«Русские сезоны».............................................................................................32

1.3 «Против течения»: реформаторские идеи М. Фокина в области балетного театра (первые опыты)......................................................................................61

Глава 2. Театрально-хореографические новации первых сезонов «Русского балета»........................................................................................................................88

2.1. Поиски синтеза разных эстетических направлений балетной хореографии.......................................................................................................88

2.2. Новые принципы перевоплощения в сценический образ....................108

Глава 3. Новаторские балетмейстерские и артистические искания в театре «Русский балет» Сергея Дягилева.........................................................................138

3.1. Жанрово-стилевое многообразие хореографической традиции русских сюжетов в спектаклях театра Сергея Дягилева...........................................138

3.2. Жанрово-стилевое многообразие культурной традиции стран Запада и Востока в спектаклях «Русских сезонов» и «Русского балета».................162

Глава 4. Открытия в области танцевальной лексики..........................................185

4.1. Новые лексические ресурсы классического танца...............................185

4.2. Хореографическая интерпретация социально-бытовых сюжетов современной жизни (первая треть ХХ века)................................................219

Заключение....................................................................................240

Список

литературы..............................................................................256

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр С. Дягилева «Русский балет» (1912–1929 гг.): эстетические открытия и значение для сценического искусства ХХ века»

ВВЕДЕНИЕ

В диссертации исследуется 20-летняя деятельность «Русского балета» Сергея Дягилева как театрального организма, начиная с его предтечи -антрепризы «Русские сезоны». Рассматривая тему «Русский балет» как целостное художественное явление в совокупности документальных, научно-исследовательских и художественных представлений, мы будем говорить о феномене театрально-знаковой величины, нашедшем сюжетно-образное и лексическое отражение в истории развития балетного театра и ставшем примером для последующих балетных постановок и сценического искусства в целом. В рамках заявленной темы феномен театра «Русский балет» Сергея Дягилева рассматривается как художественная новация в искусстве первой трети ХХ века. Исследуя в комплексе все явления, происходившие в «Русском балете», мы приходим к интересному открытию, обозначая «Русский балет» не как антрепризу, а как театр со своей эстетической программой.1 Начало ХХ века -это время создания новых театров со своими особенными, если можно так сказать, индивидуальными чертами. Спектакли становились актуальными явлениями культуры, отзываясь на новые идеи и поиски эстетических смыслов своего времени. Первые попытки синтеза искусств при создании полноценного, драматургически выстроенного балетного спектакля проявились еще в «Русских сезонах». В «Русском балете» эти черты приобрели отчетливый и законченный характер, представив его уже не гастрольной труппой, а театром со своими законами построения. Новая художественная концепция хореографического спектакля на опыте театра «Русский балет» строилась на элементах разных типов

1 Форма репертуарного театра - это наличие постоянной труппы, режиссеров-постановщиков, сценографов и спектаклей, идущих на регулярной основе. Антреприза - это форма организации театрального дела, в котором организатор (антрепренер) приглашает для участия в спектакле актеров из различных театров на определенный срок.

театра (условного, народного, поэтического, психологического). Репертуар «Русского балета» отличался тематическим многообразием спектаклей. Тесное взаимодействие между композитором, художником, либреттистом и балетмейстером повлекло за собой «рождение» нового типа балетмейстера -постановщика, способного пластически претворить в жизнь все идеи своих единомышленников. Так возникла отличительная особенность «Русского балета», в котором балетмейстеры «выращивались» из солистов театра. Дж. Баланчин, С. Лифарь, В. Нижинский, Б. Нижинская, Л. Мясин - все они стали знаковыми фигурами в истории балетного искусства ХХ века.

В «Русском балете» шла серьезная работа над созданием сценического образа с учетом своеобразия балетного театра. Появился новый тип танцовщика -танцовщик-актер, способный к сценическому перевоплощению в хореографическом спектакле. Впервые это проявилось в творчестве А. Павловой и В. Нижинского, но позднее стало отличительной чертой и других танцовщиков С. П. Дягилева: А. Даниловой, С. Лифаря, Л. Мясина. Сценические роли развивали и обостряли способности танцовщиков нового поколения. Идея сверхзадачи 2 в балетном спектакле раскрывалась и воплощалась через музыкальную драматургию.

Актуальность исследования с позиций искусствоведческой науки заключается в выборе такого театрального аспекта темы, который ранее не акцентировался исследователями деятельности С. Дягилева и не рассматривался на столь объемном материале, который представляет собой материал для поисков тем репертуара, новаций в области хореографии, режиссуры, сценографии. Актуальны и значимы для отечественной науки вопросы формирования и сохранения национального своеобразия в сценическом искусстве, которые в диссертации рассматриваются в связи с обращением С. Дягилева к «русской» теме в балетных спектаклях. В современной ситуации, когда появляется большое

2 Термин К. С. Станиславского.

число коммерческих трупп, которые либо копируют не лучшие образцы театральных постановок, либо представляют собственный, далеко не художественный взгляд на процессы развития сценического искусства, опыт «Русского балета» представляет особый интерес и задает направление поисков в области жанрово-стилистических тем для репертуара, развития балетного языка, режиссерских, музыкальных и сценографических решений. Новая художественная концепция балетного театра на примере «Русского балета» открывает и новые направления в области изучения и интерпретирования разных типов театра, создания тематически разнообразного репертуара, творческого тандема композитор-художник и, наконец, появления особого типа хореографа-балетмейстера-постановщика. Сплоченность единомышленников - творцов спектакля - в творческих поисках приводит к художественному результату -воплощению замысла, выраженному в целостности спектакля. Единство балетмейстера-постановщика, танцовщика-актера, композитора, художника дало предпосылки для создания яркого, образного и целостного спектакля.

Всегда остается актуальной проблема исследования малоизученных балетных спектаклей из репертуара «Русского балета». В нашем случае, это тематически разнообразные постановки, описания которых сохранились в воспоминаниях современников, либо в архивных видеозаписях. Актуальна и практика анализа в ракурсе художественно-эстетических и жанрово-стилистических новаций в области сценического искусства первой трети ХХ века. В этой связи очень важно понять и проанализировать на опыте «Русского балета» художественно-эстетические открытия в области смысловых ресурсов спектакля, танцевальной лексики и пластики, основанных на музыкальной партитуре.

По нашему мнению, «Русскому балету» Сергея Дягилева должно быть отведено достойное место в истории хореографического искусства по ряду причин. Во-первых, это была мощная экспансия русской культуры на Запад. Во-вторых, в театральном искусстве стали происходить центробежные процессы, которые радикальным образом изменили культурную парадигму сценических

искусств. В-третьих, новая эстетическая концепция балетного искусства выдвинула на первый план идеи сверхзадачи спектакля, новые подходы к созданию образа на сцене, новой роли балетмейстера-постановщика. «Воспитание театром» было направлено не только на зрителя, но и на деятелей искусства. В-четвертых, все знаковые лексические и жанровые искания в области сценических искусств зародились именно в первой трети ХХ века. На протяжении всего XX столетия они развивались, опираясь на тот первоисточник, эстетические каноны которого были найдены и апробированы в начале века. И здесь неоспорима роль Сергея Павловича Дягилева, собравшего уникальную труппу, состоявшую из балетмейстеров-постановщиков, танцовщиков-актеров, выдающихся художников и композиторов и на протяжении всего времени своего существования с успехом презентовавшую театральные открытия, наполненные эстетическим осмыслением нового столетия.

В диссертации рассматривается новая художественная концепция балетного театра, основанная на синтезе разных видов искусств и идее построения художественно-целостного спектакля. В данном контексте особый акцент делается на процессе формирования эстетических идей «Русского балета» как театрального организма, который развивался и обновлялся под влиянием новых исторических реалий и появившейся возможности освоения и изучения разных типов театра - психологического, условного, поэтического, а также под воздействием новых идей и художественных течений в области искусства первой трети ХХ века.

Широкий исследовательский и художественно-творческий интерес со стороны гуманитарных наук и искусств к теме «Русских сезонов» и «Русского балета» С. Дягилева обусловлен многогранностью, влиятельностью, исторической и культурной значимостью явления в истории развития сценических искусств. Константным компонентом данного явления на разных этапах его развития стали театральные и художественно-эстетические идеи первой трети ХХ века. Совокупное знание об этом явлении складывалось поэтапно по мере привлечения

новых источников информации, его интерпретации в мемуарной, справочной и научно-исследовательской литературе. Стратегию и тактику представленной работы определила идея рассмотрения «Русского балета» не как антрепризной труппы под руководством С. Дягилева, а как нового театрального явления в системе эстетических и театральных открытий своего времени. Таким образом, диссертационное исследование представляет собой поэтапный анализ становления и развития эстетической платформы «Русского балета» на разных этапах его деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В современном искусствоведении литературные источники о деятельности С. П. Дягилева весьма разнообразны. О работе его труппы, о балетных постановках писали дореволюционные критики. 3 В этих статьях содержатся важные сведения, которые позволяют провести анализ тех процессов, которые происходили в хореографическом искусстве первой трети ХХ века.

В историографии вопроса достаточно полно проработан аспект исторической ретроспективы периода «Русских сезонов» (1909-1914 гг.), но последующие два десятилетия деятельности труппы Дягилева практически остались за пределами искусствоведческих исследований. Этому не трудно найти объяснение. Начиная с 1914 года жизнь Дягилева проходила за пределами России и вся источниковедческая база, включающая воспоминания современников и архивные документы, находится в Европе. В последние годы появился целый ряд исследований, основанных на этих документальных источниках.4 Вместе с тем и в

3 Вашкевич Н. Н. История хореографии всех веков и народов. СПб.: Лань, 2009; Волынский А.Л. Книга ликований. СПб.: Лань, 2008; Левинсон А.Я. Старый и новый балет. СПб.: Лань, 2008; Светлов В.Я. Современный балет. СПб.: Лань, 2009.

4 Гарафола Л. Русский балет Дягилева. Пермь: Книжный мир, 2009. 480 с.; Схейена Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2012. 608 с.; Пастори Ж.-П. Ренессанс Русского балета. М.: Paulsen, 2014.; Киссельгоф А. Наследие Дягилева // Пермский ежегодник-96, хореография. Пермь, 1996. С. 12-16.; Джонсон Р. Балеты Брониславы Нижинской // Пермский ежегодник-96, хореография. Пермь, 1996. С. 117-125; Оберзауер-Шуллер Г. О материале и движении. Опыт постижения творчества Б. Нижинской // Пермский ежегодник - 96,

отечественной историографии появился ряд исследований, которые по-новому рассматривают те процессы, которые происходили в мировом искусстве того времени.5

На искусствоведческие взгляды автора относительно понимания целей, роли и задач деятельности Сергея Дягилева существенное влияние оказали научные труды В. М. Красовской, Г. И. Добровольской, Д. Н. Катышевой, В. М. Гаевского, Е. Я. Суриц. В их трудах под разными углами зрения рассматриваются балетные спектакли, ставшие символами эпохи хореографических открытий, такие как: «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная», «Возвращение блудного сына», «Стальной скок» и т.д.

При работе над диссертацией были изучены материалы, связанные с осмыслением взаимообусловленных процессов, происходивших в балетном театре, таких как конкретизация межпредметных связей и новых эстетических моделей искусства6, а также исследования в области изучения новых моделей театрального и музыкального искусств первой трети ХХ века.

В трудах советских исследователей художественно-эстетические и жанрово-стилевые новации в постановках «Русских сезонов» и «Русского балета» не являлись предметом специальных исследований, а лишь частично затрагивались (работы В. М. Красовской, Г. И. Добровольской, Е. Я. Суриц, В. М. Гаевского). Для полноценного анализа данной проблемы и ее глубокого осмысления в сферу

хореография. Пермь, 1996. С. 125-135.; Хорвиц Д. Кто революционер - Дягилев или Фокин? // Пермский ежегодник - 96, хореография. Пермь, 1996. С. 16-24.

5Добровольская Г.И. Михаил Фокин. СПб.: Гиперион, 2004; Дунаева Н.Л. Из истории русского балета. СПб.: Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2010; Сироткина И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2012; Беляева-Челомбитько Г.В. Балет: эпоха sovietica (1917-1991гг.). М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005; Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце. М.: РИТИ, 2011; Левенков О.Р. Джордж Баланчин. Пермь: Книжный мир, 2007.

6 Бычков В.В. Эстетика. М.: Академический проект, 2011; Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизм СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2009; Ванслов В.В. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1980; Герман М.Ю. Модернизм: искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2008.

7 Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство,1980; Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. М.: Правда, 1989; Таиров А.Я. О театре. М.: ВТО, 1970; Вахтангов Е.Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959.

работы исследователя неизбежно вовлекается не только искусствоведение, но и музыковедение, театроведение, сведения по живописи (в контексте балетной сценографии), психология восприятия и история культуры в целом.

Объект исследования - «Русский балет» С. Дягилева как самобытное явление в контексте реформаторских идей в области сценических искусств первой трети ХХ века.

Предмет исследования - театрообразующие идеи, художественно -эстетическое и жанрово-стилевое многообразие хореографических новаций театра «Русский балет» С. Дягилева.

Цели исследования:

1) выстроить целостную искусствоведческую концепцию художественно-эстетических новаций в области хореографического театра и верифицировать ее на материале «Русских сезонов» и театра «Русский балет» Сергея Дягилева;

2) проследить формирование театра «Русский балет» в процессе развития новых эстетических идей в области театрально-музыкального искусства;

3) обосновать гипотезу, согласно которой «Русский балет» С. Дягилева можно рассматривать как театр с его специфическими законами построения;

4) оценить идеи и концепции музыкального воплощения балетных образов посредством анализа спектаклей театра Сергея Дягилева.

Задачи исследования:

1) аккумулировать информацию о деятельности « Русского балета» Сергея Дягилева в едином исследовательском пространстве;

2) раскрыть понятие «театр "Русский балет" Сергея Дягилева», определив его роль в реформах театрального искусства в первой трети ХХ века;

3) изучить, на какой эстетической базе фокусировались художественно-эстетические и жанрово-стилевые открытия в театре «Русский балет» С. Дягилева;

4) обосновать эстетическо-искусствоведческую специфику творчества балетмейстеров-постановщиков и танцовщиков-актеров «Русского балета» как основную парадигму дальнейшего развития хореографического искусства;

5) выявить уровень представлений балетмейстеров о новой концепции создания хореографического театра, особенностях методов, приемов, средств создания образов, определить основания для жанровой типологии;

6) обозначить хронологические и жанровые границы, отобрав балетные спектакли, имеющие характерные признаки для анализа их художественно-эстетической и жанрово-стилевой структуры;

7) определить основные условия и векторы развития хореографического искусства в истории мировой художественной культуры.

Методология исследования. В диссертации художественно-эстетическое и жанрово-стилевое многообразие хореографического искусства исследуется как в контексте философии искусства, так и в контексте академической художественной культуры, отрефлексированной в искусствоведении. Это позволяет выявить те сущностные, принципиальные изменения, которые произошли в хореографическом искусстве:

- философско-эстетические основания (В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская, Р.

A. Куренкова, И. П. Никитина, Л. Г. Андреев, М.Ю. Герман, Л. П. Печко, В.

B. Ванслов, Ю.М. Лотман);

- исследования в области истории и теории балетного театра (В. М.

Красовская, Г. И. Добровольская, Е. Я. Суриц, В. М. Гаевский, В. А. Тейдер,

А. А. Соколов-Каминский, П. М. Карп);

- исследования в области музыковедения (Ю. Абдоков, И. Вершинина, Р.

Косачева, А. Вульфсон, М. Друскин, Н. Кравец, Е. Назайкинский, С.

Савенко, Т. Старостина, В. Смирнов)

- исследования в области теории и методологии театра (К. Станиславский,

Е. Вахтангов, М. Чехов, Вс. Мейерхольд, А. Таиров, В. Немирович-

Данченко)

- исследования в области сценографии (Е. Байгузина, Н. Мутья, М.

Пожарская, М. Эткинд);

- исследования в области теории и методологии хореографического

искусства (В. Никитин, П. Силкин, Е. Куриленко);

- научно-практические семинары по изучению наследия театра «Русского балета» Сергея Дягилева, которые регулярно проводятся в Перми на Международном фестивале «Дягилевские сезоны» (Пермь, 2011-2016 гг.)

- источниковедение и мемуары (Б. Нижинская, Л. Мясин, Б. Кохно, М. Фокин, Р. Нижинская, Т. Жевержеева, Н. Тихонова, Т. Карсавина, С. Лифарь) и жанр бесед (интервью) (С. Дягилев, С. Волков, М. Мейлах).

Источниковедческую базу диссертации составляют:

1. Первичные источники информации о «Русских сезонах» и «Русском балете»

1.1. Опубликованные документы (статьи, интервью, беседы, критика, письма).

1.2. Опубликованные мемуарные свидетельства (воспоминания, описания балетных постановок на русском языке и в русских переводах).

1.3. Опубликованные либретто балетов из репертуара «Русских сезонов» и «Русского балета».

1.4. Источники по сценографии «Русского балета» и произведения изобразительного искусства (зарисовки костюмов, афиш, балетных поз в иллюстрациях, каталогах, программках), фотографии и архивные видеоматериалы.

2. Вторичные источники информации о «Русском балете»

2.1. Справочная, учебная, научно-исследовательская, музыковедческая, театроведческая, биографическая и аналитическая литература.

2.2. Литературно-музыкальные и театральные художественные источники.

2.3. Произведения изобразительного искусства на тему «Русского балета».

Методы исследования:

- культурно-исторический анализ, обобщение изученного материала и его применение в искусствоведческой практике по изучению балетного театра;

- метод сравнительного анализа, позволяющий сопоставить по разным параметрам традиционный и обновленный балетный театр на примере деятельности С. Дягилева;

- художественно-стилевой метод, позволяющий проследить изменение представлений о жанрах и стилях в балетном театре первой четверти ХХ века.

Методологические основы исследования вырабатывались с ориентацией на идеи и принципы историзма, системного подхода, синергетики, философии искусства, на опыт осуществления междисциплинарного подхода к сложным явлениям социокультурной природы.

На защиту выносятся следующие положения:

- Предложена авторская концепция художественно-эстетического и жанрово-стилевого многообразия, представленная в театре «Русский балет» Сергея Дягилева, в контексте системного подхода к лексической многомерности театрально-хореографического искусства в единстве структурного, функционального, содержательно-смыслового и исторического анализов;

- «Русский балет» Сергея Дягилева рассматривается как новаторский театр в границах хореографического искусства, развивающегося на основе синтеза театрального, живописного и музыкального искусств, который раскрывает горизонты для развития нового пластического мышления балетмейстеров-постановщиков и принципов перевоплощения в сценический образ в балетном спектакле, разработанных танцовщиками нового поколения. В данном контексте выстроена иерархия балетных спектаклей, позволяющих с новых искусствоведческих позиций определить художественно-эстетические изменения в развитии балетного театра; проведена параллель между классическим балетным искусством (М. Петипа) и реформаторскими идеями в области танца (М. Фокин);

- Выделяются следующие факторы, важные для понимания тех художественных процессов, которые изменили всю хореографическую парадигму балетного театра в ХХ веке:

а) объединение «Мир искусства» и новые идеи развития русской художественной культуры;

б) концепция самобытности русского искусства Сергея Дягилева;

в) реформаторские идеи М. Фокина в области балетного театра;

г) поиски синтеза разных эстетических направлений балетной хореографии;

д) появление новых принципов перевоплощения в сценический образ;

е) открытия в области театрального искусства;

- Жанрово-стилевое многообразие в хореографическом искусстве первой трети ХХ века проявилось в результате деятельности театра «Русский балет» Сергея Дягилева в следующих формах: а) жанрово-стилевое многообразие хореографической традиции русских сюжетов на балетной сцене; б) жанрово-стилевое многообразие культурной традиции стран Запада и Востока в хореографическом театре; в) хореографическая интерпретация социально-бытовых сюжетов современной жизни;

- Предложен новый термин-понятие «театр "Русский балет" Сергея Дягилева», позволяющий более точно определить его роль в истории развития театрально-сценических искусств ХХ века. Единство и взаимопроникновение новаторских театральных идей создали предпосылки для появления новой лексики в области классического танца, апробированной в «Русском балете». Эти аспекты рассматриваются в комплексе гуманитарного познания как звена, объединяющего знания в области искусствоведения, эстетики, философии искусства, исторической культур-антропологии балетного и театрального искусств, междисциплинарного анализа;

- В процессе исследования уникального опыта театра «Русский балет» были выявлены новые театрообразующие идеи хореографического театра. В процессе создания творческой среды внутри труппы происходило формирование

выдающихся танцовщиков и великих хореографов - Вацлава и Брониславы Нижинских, Леонида Мясина, Джорджа Баланчина, Сержа Лифаря. Создание ансамбля единомышленников из балетмейстеров, танцовщиков, музыкантов, сценографов, либреттистов способствовало рождению качественного нового балетного спектакля.

Итогом диссертационного исследования является утверждение особого статуса «Русского балета» С. Дягилева как театра, апробировавшего все новые искания в области драматургии, работы актера над образом, сценографии и режиссуры, появления новых лексических танцевальных модулей.

Теоретическая значимость исследования:

- диссертация представляет собой искусствоведческое исследование балетного искусства, обращенное к феноменам театра «Русский балет» Сергея Дягилева и его предтечи - антрепризы «Русские сезоны»;

- разработан теоретико-методологический аппарат исследования теории «неоклассики» как нового стиля балетного театра ХХ века в контексте искусствоведческого анализа;

- предпринимается попытка искусствоведческого осмысления процессов изменения в области балетного театра с позиций анализа драматургии, образов и нового пластического языка на основе открытий в области театрального искусства;

- в научный оборот вводится понятие «театр "Русский балет" Сергея Дягилева»;

- в аналитической части работы предпринимается попытка анализа появления неоклассики как нового лексического модуля в хореографическом искусстве.

Указанная специализация работы определила приоритеты в поиске и анализе фактов в мемуарных и критических источниках, в анализе палитры жанров, в вопросах музыкальных, театральных и художественных аналогий. В аналитической части работы, связанной с появлением нового лексического

модуля в хореографическом искусстве, рассматриваются основные тенденции, которые могут служить отличительными чертами исследуемого стиля.

Научная новизна исследования обусловлена обращением к опыту «Русского балета» как театральному организму, дающему возможность выстроить ретроспективный взгляд на его репертуарно-художественную составляющую с позиций современного комплекса искусствоведческих знаний и определить те пути его развития, которые остаются интересными, значимыми и актуальными сегодня. Театроведческий ракурс анализа заставляет переосмыслить уже известные сведения, сформулировать новую проблематику, ввести новый термин.

Поставив перед собой задачу изучения и анализа художественных открытий в области балетного театра в контексте новых эстетических идей первой трети ХХ века, диссертант обращается к истории «Русских сезонов» и «Русского балета» С. П. Дягилева; выдвигается гипотеза о том, что значительные хореографические открытия, оказавшие влияние на развитие мирового балета, были сделаны именно в этот период. В последующие годы лексические модули нового хореографического искусства развивались, модернизировались, создавали возможности для появления новых эстетических идей в танцевальном искусстве, но своими «генетическими» корнями уходили к открытиям «Русских сезонов» и «Русского балета» С. П. Дягилева. Отсюда делается вывод о значимости исследования в области изучения лексических феноменов хореографии и жанрово-стилевого многообразия спектаклей для определения дальнейших путей развития балетного театра.

Практическая значимость исследования заключается в обращении к вопросам балетного исполнительства, композиторской практики, а также к практике классификации и систематизации уже накопленного материала и новых исследований. Диссертационное исследование может быть полезно при подготовке специальных курсов в области театрального и хореографических искусств, как материал для написания учебных пособий по специальным

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Полисадова Ольга Николаевна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники на русском языке

1. Абдоков Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. М.: МГАX, РАТИ-ГИТИС, 2009. 272 с.

2. Абызова Л. И. История хореографического искусства: Отечественный балет XX - начала XXI века: учеб. пособие. СПб.: Композитор, 2012. 304 с.

3. Адамянц Н. Л. Новые формы музыкального театра первой трети XX века (на примере творчества И. Стравинского) // Вестник Академии русского балета. 2010. №1 (23). С. 205-214.

4. Альджеранов X. Анна Павлова. Десять лет из жизни звезды русского балета / пер. с англ. И. Э. Балод. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 287 с.

5. Андреев Л. Г. Сюрреализм. История. Теория. Практика. М.: Гелеос, 2004. 352 с.

6. Айламазян А. М. Есть ли будущее у школы Дункан? // Балет. Спецвыпуск «Материалы к истории балета XX века», Xореографическое образование. Москва, 2003. № 124. С. 32-34.

7. Аляшева Н. Б. Айседора Дункан: документальные свидетельства и фантазии. Челябинск: Урал ЛТД, 2000. 441 с.

8. Архипова А.А. Казус Нижинского: опыт психоаналитической интерпретации // С.П. Дягилев и современная культура. Материалы международного симпозиума «Дягилевские чтения» Пермь, май 2014 /Сост.и ред. О. Р, Левенков. Пермь: Книжный мир,2015.С.7-22.

9. Астахова О. А. К вопросу о хореографической теме в классическом балете // Музыка и хореография современного балета. М.: Музыка, 1982. Вып. 4. С. 72-87.

10. Астахова О. А. Конструктивизм в спектаклях дягилевской антрепризы // С.П. Дягилев и современная культура. Материалы международного симпозиума «Дягилевские чтения» Пермь, май 2014 /Сост.и ред. О. Р, Левенков. Пермь: Книжный мир,2015.С.22-32.

11. Байгузина Е. Н. «Дафнис и Хлоя»: «Античность» в творчестве Л. Бакста и М. Фокина // Вестник АРБ. 2008. №1 (19). С. 115-126.

12. Байгузина Е. Н. Л. С. Бакст: В поисках античности. СПб.: Нестор-История, 2009. 206 с.

13. Бакл Р. Нижинский / пер.с англ. Л. Игоревского, А.Курт, Ю.Гольберга. М.: КоЛибри, азбука-Аттикус, 2016. 640 с.

14. Балет: энциклопедия / под ред. Ю. Н. Григоровича. М.-Л.: Совр. энцикл., 1981. 623 с.

15. Безуглая Г. А. Музыкальная композиция балета Дж. Баланчина «Raymonda Variations» («Вариации на тему Раймонды») // Вестник АРБ. 2015. №1 (36). С. 9-14.

16. Беляева-Челомбитько Г. В. Балет: эпоха sovietica (1917-1991 гг.): учеб. пособие. М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. 298 с.

17. Бенуа А. Н. Из воспоминаний // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1977. Вып. 2. С. 216-224.

18. Блок Л. Д. Классический танец: история и современность. - М.: Искусство, 1987. 556 с.

19. Бобылева А. Л. Стиль и ритмика Эмиля Жака-Далькроза (18651950) // Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада: сб. ст. в честь 70-летия д-ра искусств, проф. М. И. Свидерской. М.: Галарт, 2010. С. 207-234.

20. Борев Ю. Б. Эстетика. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 704 с.

21. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе культуры. М.: ИФРАН, 2007. 239 с.

22. Бычков В. В. Эстетика. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2011. 452 с.

23. Брюсов В. Я. Статьи и рецензии 1893-1924: В 2 т. // Сочинения / вступ. ст. Д. Максимова; сост. Д. Максимова и Р. Помирчего; коммент. Р. Помирчего. М.: Xудож. лит., 1987. Т. 2. 575 с.

24. Вагапова Н. М. Русская театральная эмиграция в Центральной Европе и на Балканах: очерки. СПб.: Алетейя, 2007. 237 с.

25. Ванслов В. В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета. Л., 1980.192 с.

26. Ванслов В. В. Наследие, которое станет стимулом для будущих поколений (размышления о путях балетмейстерского искусства в России XX века) // Балет. 2000, июль - октябрь. С. 34-35.

27. Вахтангов Е. Б. Материалы и статьи. М.: ВТО, 1959. 468 с.

28. Вашкевич Н. Н. История хореографии всех веков и народов. СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. 192 с.

29. Вершинина И. Я. Ранние балеты И. Стравинского. М.: Наука, 1967. 224 с.

30. Волков С. М. Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: ЭКСМО, 2004. 320 с.

31. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. 352 с.

32. Гаевский В. Вокруг «Шопенианы» // Пермский ежегодник-96, хореография / Пермское общество «Арабеск»; сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 197-100.

33. Гаевский В. М. Дивертисмент. М., 1981. 383 с.

34. Гаевский В. М. Дом Петипа. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. 432 с.

35. Гаевский В. М. Xореографические портреты. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. 608 с.

36. Гарафола Л. Русский балет Дягилева / пер. с англ. М. Ивониной, О. Левенкова. Пермь: Книжный мир, 2009. 480 с.

37. Герман М. Ю. Модернизм: искусство первой половины XX века. 2-е изд., испр. СПб.: Азбука-классика, 2008. 480 с.

38. Горина Т.Н. Адреса Георгия Баланчивадзе в Петербурге-Петрограде // Вестник АРБ.2015. №1 (36). С. 14-21.

39. Григорьев С. Л. Балет Дягилева. М., 1993. 383 с.

40. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997. 282 с.

41. Дандре В. Анна Павлова: Жизнь и легенда / предисл. А. Васильева. - СПб.: Вита Нова, 2003. - 592 с.

42. Джонсон Р. Балеты Брониславы Нижинской // Пермский ежегодник-96, хореография / Пермское общество «Арабеск»; сост. О. Р. Левенков (разделы -3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 117-125.

43. Добровольская Г. И. Федор Лопухов. Л.: Искусство, 1976. 320 с.

44. Добровольская Г. И. Михаил Фокин. Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. 496 с.

45. Добровольская Г. И. «Золотой петушок» М. М. Фокина (оперно-балетная версия 1914 года) как предтеча «Свадебки» И. Я. Стравинского // Пермский ежегодник-96, хореография / Пермское общество «Арабеск»; сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 89-97.

46. Дубкова С. И. Жар-птица. Балетные легенды и сказки. - М.: Белый город, 2009. 336 с.

47. Дунаева Н. Л. Ида Рубинштейн. Начало пути // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 43-56.

48. Дунаева Н. Л. Из истории русского балета. Избранные сюжеты. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2010. 399 с.

49. Дункан А. Танец будущего. Моя жизнь. И. Шнейдер. Встречи с Есениным. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 448 с.

50. Дункан И., Макдугалл А. Р. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции / пер. с англ., вступ. ст., коммент. и подбор фото Г. Г. Лахути. М.: Московский рабочий, 1995. 271 с.

51. Дункан А. Сборник / сост. и ред. С. П. Снежко; вступ. и примеч. Н. К. Ончуровой. Киев: Мистецтво, 1990. 347 с.

52. Ершова О. С. Системный анализ «Весны священной» И. Стравинского, хореография В. Нижинского по книге Г. Лебедевой «Балет: семантика и архитектоника» // Научно-исследовательская заочная студенческая конференция: сб. ст. (1 марта 2011 г. - 30 сентября 2012 г., Санкт-Петербург, Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой). СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2012. Вып. 4. С. 50-54.

53. Жевержеева Т. Л. Воспоминания. М.: СканруС, 2007. 298 с.

54. Катышева Д. Н. Петербургские сезоны. Начало XXI века (Драма. Балет). СПб.: СПбГУП, 2011. 200 с.

55. Катышева Д. Н. Магия таланта: Очерки о великих артистах театра, кино, балета, телевидения XX века. СПб.: Нестор, 2005. 216 с.

56. Катышева Д. Н. Специфика перевоплощения в сценический образ в балетном театре // Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой. - 2012. № 28 (2). С. 131-145.

57. Катышева Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство « ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. 256 с.

58. Карп П. М. Балет и драма. Л.: Искусство, 1980. 246 с.

59. Карсавина Т. П. Театральная улица. Воспоминания / пер. с англ. И. Э. Балод. М.: Центрполиграф, 2004. 309 с.

60. Киссельгоф А. Наследие Дягилева // Пермский ежегодник-96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 12-16.

61. Косачева Р. О. О некоторых художественно-эстетических противоречиях антиромантизма в зарубежном балетном театре 1917-1939 годов // Музыка и хореография современного балета. 1982. № 4. С. 105-139.

62. Красовская В. М. Нижинский. Л.: Искусство, 1974. 208 с.

63. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: В 2 ч. Xореографы. Л.: Искусство, 1971. Ч. 1. 526 с.

64. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: В 2 ч. Танцовщики. Л.: Искусство, 1972. Ч. 2. 456 с.

65. Красовская В. М. История русского балета. Л.: Искусство, 1978. 231 с.

66. Красовская В. М. Анна Павлова. Страницы жизни русской танцовщицы. 2-е изд., испр. СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. 192 с.

67. Кригсман А. «Свадебка» // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 109-117.

68. Кудрявцева Т. А. Объединение балетных жанров начала XX века: академизм и новации (постановка проблемы) // Вестник Академии русского балета. 2010. № 2 (24). С. 93-106.

69. Кузнецова Т. А. Xроники Большого балета. М.: Рипол Классик, 2011. 336 с.

70. Кузовлева Т., Максимов В. Театральный модерн: Париж -Петербург // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество

«Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 24-43.

71. Куренкова Р. А. Мир культуры и культура мира // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций: ежегодник. 2005. № 6. С. 66-72.

72. Куренкова Р. А. Феноменологическая эстетика музыки: монография. Владимир: ВГПУ, 2006. 344 с.

73. Куриленко Е. Н. Понятие жанра современного балета // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. 1982. № 4. С. 87-105.

74. Кшесинская М. Воспоминания / пер. с франц. Л. Папилиной. Смоленск, 1998. 416 с.

75. Ларюэль Ф. Словарь нефилософии // Синий диван: философско-теоретический журнал / под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2013. С. 731.

76. Левенков О. Р. Джордж Баланчин. Часть первая. Пермь: Книжный мир, 2007. 383 с.

77. Левинсон А. Я. Старый и новый балет. Мастера балета. СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. 560 с.

78. Легат Н. Г. История русской школы. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2014. 112 с.

79. Лифарь С. Мемуары Икара. М.: Искусство, 1995. 358 с.

80. Лифарь С. Дягилев: монография. СПб.: Композитор, 1993. 352

с.

81. Лифарь С. Танец: основные течения академического танца. М.: ГИТИС, 2014. 231 с.

82. Лифарь С. Страдные годы с Дягилевым. Воспоминания / сост. С. П. Снежко, В. В. Шлеев. Лтд., 1994. 373 с.

83. Лопухов Ф. В. Xореографические откровенности. М.: Искусство, 1972. 216 с.

84. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - Текст -Семиосфера. - История. М.: Языки русской культуры, 1996. 448 с.

85. Лотман Ю. М. Семиосфера; Культура и взрыв: Внутри мыслящих миров: Статьи, исследования, заметки. СПб.: Искусство, 2001. 703 с.

86. Львов-Анохин Б. А. Владимир Васильев. М.: Центр - полиграф, 1998. 430 с.

87. Максимов В. И. Театр. Рококо. Символизм. Модерн. Постмодернизм. СПб.: Гиперион, 2013. 368 с.

88. Максимов В. И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре XX века: учеб. пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2014. 304 с.

89. Маньковская Н. Б. Жест и жестуальность как художественно-эстетические феномены // Феномен артистизма в советском искусстве: сб. ст. / отв. ред. О. Кривцун. М.: Индрик, 2008. С. 471-487.

90. Маньковская Н. Б. Феномен постмодернизма. Xудожественно-эстетический ракурс. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2009. 495 с.

91. Маслова В. А. Символизм и театр // Синий диван: философско-теоретический журнал / под ред. Е. Петровской. М.: Три квадрата, 2013. С. 234-242.

92. Мейлах М. Б. Эвтерпа, ты? Xудожественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Т. 1. Балет. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 768 с.

93. Мессерер А. М. Танец. Мысль. Время. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1990. 265 с.

94. Мессерер С. М. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М.: Олимпия Пресс, 2005. 342 с.

95. Мировое искусство: Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / сост. И. Г. Мосин. СПб.: СЗКЭО, 2008. 192 с.

96. Михайлов М. М. Жизнь в балете. Л.-М.: Искусство, 1966. 316 с.

97. Морозова О. М. Всемирная история: справочник. Изд. 2-е, стер. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 668 с.

98. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г.В. Келдыш. М., Советская энциклопедия, 1991. 672 с.

99. Муравьева И. А. Панорама столичной жизни: В 2-х томах. СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2004. Т. 1. 277 с.

100. Муравьева И. А. Панорама столичной жизни: В 2-х томах. СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2004. Т. 2. 272 с.

101. Мутья Н. Н. Леон Бакст. СПб.: Инфо-да, 2006. 127 с.

102. Мясин Л. Моя жизнь в балете / пер. с англ. М. М. Сингал; предисл. Е. Я. Суриц. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 366 с.

103. Надеждин Н. Я. Анна Павлова: «Из жизни лебедей». М.: Майор. Издатель Осипенко А. И., 2010. 192 с.

104. Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра. Воспоминания, статьи, заметки, письма / сост., вступ. ст. и коммент. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989. 576 с.

105. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учебное пособие. М.: Российский университет театрального искусства -ГИТИС, 2011. 472 с.

106. Нижинская Р. Вацлав Нижинский / пер. с англ. Н. Н. Кролик. М.: Русская книга, 1996. 168 с.

107. Нижинская Б. Ф. Ранние воспоминания: в 2 ч. / пер. с англ. И. В. Груздевой; предисл. М. Ю. Ратановой; коммент. Е. Я. Суриц. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999 (Ballet Russes). 669 с.

108. Оберзауер-Шуллер Г. О материале и движении. Опыт постижения творчества Б. Нижинской // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 125-135.

109. Осовцов С. М. Драматургия и театр в системе искусства: учеб. пособие для фак. искусств / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб.: СПб ГУКИ, 2000. 148 с.

110. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания / [сб.: пер. с исп.] Хосе Ортега-и-Гассет. М.: АСТ, 2008. 347 с.

111. Павлова Анна (1881-1931). Сборник статей / пер. с англ. Ю. А. Добровольской. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. 192 с.

112. Пастори Ж.-П. Ренессанс Русского балета / пер. с франц. И. Стафф. М.: Paulsen, 2014. 152 с.

113. Петровская Е. М. Теория образа. М.: РГГУ, 2012. 281 с.

114. Печко Л. П. Стили искусства: эстетические контексты: монография. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2010. 195 с.

115. Пожарская М. Н. Русские сезоны в Париже: Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929. М., 1988. 291 с.

116. Полищук В.В. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд. М.: АСТ; Владимир:ВКТ,2010.-222 с.

117. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. 290 с.

118. Рейнолдс Н. Балеты Дж. Баланчина: «Кошка» и «Аполлон Мусагет» // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. ОР. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 144-148.

119. Рыбальченко А. Н. Балеты французских композиторов группы «Шести»: синкретизм жанров // Вестник Академии русского балета. - 2010. № 2 (24). С. 93-106.

120. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Аграф, 2009. 544 с.

121. Сапгир Кира. Мемуары Бориса Кохно/ пер.с франц. Кира Сапгир. // С.П. Дягилев и современная культура. Материалы международного симпозиума «Дягилевские чтения» Пермь, май 2014 / Сост.и ред. О. Р, Левенков. Пермь: Книжный мир, 2015. С. 124-142.

122. Светлов В. Я. Современный балет. СПб.: Лань: Планета музыки, 2009. 288 с.

123. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. / сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982. Т. 1. 496 с.

124. Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. / сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982. Т. 2. 576 с.

125. Сироткина И. В. Свободное движение и пластический танец в России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 328 с.

126. Сыркина Ф. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978. 245 с.

127. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., «Искусство», 1980. 432 с.

128. Сто балетных либретто / составлено и подготовлено Л. А. Энтелисом. М.-Л.: Музыка, 1966. 304 с.

129. Стравинский И. Ф. Xроника моей жизни. Л., 1963. 275 с.

130. Соколов-Каминский А. А.Джордж Баланчин - интеллектуал. // Вестник АРБ. 2015. № 1(36). С. 62-65.

131. Соколов-Каминский А. А. Фольклорная тема в Дягилевской антрепризе // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 197-100.

132. Суриц Е. Я. Xореографическое искусство 20-х годов: тенденции развития. М.: Искусство, 1979. 360 с.

133. Суриц Е. Я. Джордж Баланчин - истоки творчества // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Л.: Музыка, 1987. Вып. 5. С. 77-106.

134. Суриц Е. Я. Артист и балетмейстер Леонид Мясин. Пермь: Книжный мир, 2012. 304 с.

135. Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда / пер. с нидерл. Н. Возненко и С. Князьковой. М.: КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2012. 608 с.

136. Таиров А. Я. О театре / Комм. Ю. А. Головащенко и др. М.: ВТО, 1970. 603 с.

137. Тейдер В. А. Истоки импрессионизма в балете // Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Л.: Музыка, 1987. Вып. 5. С. 59-77.

138. Тейдер В. А. Русский балет на переломе эпох. М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2014. 270 с.

139. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1991. 288 с.

140. Тихонова Н. А. Девушка в синем. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 366 с.

141. Тихоненко С.В. Балеты Дж.Баланчина по мотивам «Раймонды» // Вестник АРБ. 2015. №1 (36). С. 69-75.

142. Трофимова Е. И. Стилевые реминисценции в русском постмодернизме 1990-х годов // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: сб. ст. Н. Новгород, 1999. Т. 2. С. 121-131.

143. Федоровский В. Ф. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета. М.: ЭКСМО, 2003. 320 с.

144. Филановская Т. А. Динамика хореографического образования в России: XX век: Опыт историко-культурологического анализа. Владимир: Транзит - ИКС, 2011. 210 с.

145. Философские проблемы культуры и искусства: сб. науч. тр. М.: ГИТИС, 1986. 181 с.

146. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Издательство политической литературы, 1980. 444 с.

147. Фокин М. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. Л.-М., 1962. 639 с.

148. Фомкин А. В. Балетное образование: традиции, история, практика. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2013. 643 с.

149. Xорвиц Д. Л. Кто революционер - Дягилев или Фокин? // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. ОР. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 16-24.

150. Xорвиц Д. Л. Джордж Баланчин в Русском балете Дягилева // Пермский ежегодник - 96, хореография / Пермское общество «Арабеск»: Сост. О. Р. Левенков (разделы 1-3), Н. Ю. Чернова (раздел 1). Пермь, 1996. С. 135-144.

151. Xудожественно-педагогический словарь / сост. Н. К. Шабанов [и др.]. М.: Академический Проект: Трикста, 2005. 480 с.

152. Xудяков С. Н. Всеобщая история танца. М.: Эксмо, 2009. 608 с.

153. Чехов М. А. О технике актера. М.: Артист. Режиссер. Театр. 2008. 485 с.

154. Шевченко О. В.Музыка и танец в искусстве «Серебряного века» // Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Майкоп: Адыгейский гос. ун-т искусств, 2004. С.188-198.

155. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева [и др.]. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

156. Яковлева Ю. Ю. Мариинский театр. Балет ХХ века. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 328 с.

Источники на иностранных языках

157. Anderson Z. The Royal Ballet 75 years. London, 2006. 354 р.

158. Buckle R. Diaghilev. His life and work. London, 1979. 367 p.

159. Diaghilev and the golden age of the Ballets Russes 1909-1929. Edited by Jane Pritchard. V&A Publishing London, 2010. 240 c.

160. Haskell A.L. Ballet Russe. The age of Diaghilev. London, 1968. 127

p.

161. Kochno B. Diaghilev and the Ballets russes. New York, 1970. 293 p.

162. Oxford dictionary of Dance. Oxford, 2004. 527 р.

Результаты исследования отражены в следующих монографиях, учебных пособиях и статьях

163. Полисадова О. Н. Балетмейстеры ХХ века: индивидуальный взгляд на развитие хореографического искусства: учеб. пособие / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013.202 c. Полисадова О. Н. Россия и Европа: хореографические парадигмы ХХ века: монография. LAP LAMBERT Academic Publishing - Saarbrucken: Deutschland/Германия, 2013. 102 с.

164. Полисадова О. Н. Программа по учебной дисциплине «История западноевропейского балетного театра (от истоков до первой половины XVIII века) // Владимирский областной колледж культуры и искусства: методические материалы. Владимир: Маркарт, 2004. С. 75-104.

165. Полисадова О. Н. Жанрово-стилевое многообразие спектаклей театра «Русский балет» С. Дягилева // «Arts Academy»: scientific journal, 2017. №1 (1), март. Астана: Изд-во Академия Хореографии. С. 21-27.

166. Полисадова О. Н. Новые принципы перевоплощения в сценический образ в театральном искусстве первой трети ХХ века // Сборник «Философия музыки - философия человека: Россия-Китай: материалы междунар. конф., Владимир, 6 дек.2016г. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. С. 138-147.

167. Полисадова О. Н. Драматический образ и его лексические феномены в творчестве Анны Павловой // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Сб. ст. по материалам LII междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд. «Интернаука», 2016. № 9 (48). С. 1320.

168. Полисадова О. Н. Поиски синтеза разных эстетических направлений балетной хореографии в первую треть ХХ века // East European Scientific Journal. - 2016. 3 (7), V. 2.Warsaw, Poland. С. 162-165.

169. Полисадова О. Н. Жанрово-стилевое многообразие культурной традиции стран Европы в спектаклях театра «Русский балет» С. Дягилева // Материалы VI Всероссийской научно-практ. конф. с межд. участием (Пермь, 26-27 октября 2016 г.) «Диалоги о культуре и искусстве»: в 2 ч. / отв. ред. А.В. Макина.. Пермь: Перм. Гос. Ин-т культуры, 2016. Ч. 2. С. 386-394.

170. Полисадова О. Н. «Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная парадигма развития балетного искусства ХХ века // Культурология и искусствоведение: материалы междунар. научн. конф.(Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий , 2015. С. 71-77.

171. Полисадова О. Н. Жест и импровизация - новые эстетические модули хореографического искусства ХХ века // Науковий вюник мiжнародного гуманитарного университету, Серiя: Iсторiя. Фiлософiя. Полгголопя. Одеса, Украина, 2014. № 8. С. 71-75.

172. Полисадова О. Н. Глобализация культуры и влияние русской хореографической школы на художественные процессы // Xореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы. Сб. ст. по материалам II Международной научн.-практ. конф. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2014. С. 706-714.

173. Полисадова О.Н. Полистилистика хореографии начала XXI века: преемственность и развитие // Наука та сучасшсть: виклики XXI столптя -Частина IV (фшософсью науки, фшолопчш науки, мистецтвознавство): М1жнародна конференщя. Кшв: Центр наукових публшацш, 2014. С. 17-21.

174. Полисадова О. Н. Индивидуальный стиль и его проявление в хореографическом искусстве XX века // XVII международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук: Международная науч.-практ. конф., г. Москва, 28. 02. 2014г. М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. С. 188-193.

175. Полисадова О. Н. Индивидуальный стиль как феномен хореографического искусства XX века // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, № 2 (21): сб. статей по материалам XXI международной заочной науч.-практ. конф. М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2014. С. 61-66.

176. Полисадова О. Н. Проблемы развития современного хореографического искусства на рубеже XX-XXI веков // Мистецьк пошуки: Науково-методичний журнал. Суми: Вшниченко М.Д. 2011. С. 138-145.

177. Полисадова О. Н. К вопросу об особенностях эстетики современного хореографического искусства (на примере творчества Иржи Килиана) // Xудожественно-образовательное пространство личности: философия, история, методика / Сборник статей по материалам Международного круглого стола. - Владимир: ВлГУ, 2011. С. 138-144.

178. Полисадова О. Н. Проблема развития современного хореографического искусства на рубеже XX-XXI веков // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета, Сер. «Гуманитарные науки». Владимир. 2010. № 23-24. С. 138-144.

179. Полисадова О. Н. Музыкальные опусы П. И. Чайковского в хореографической интерпретации Джорджа Баланчина // Современные проблемы художественной культуры и образования (региональный аспект). Материалы международной науч.-практ. конф., 26-28 марта 2009 года, г. Владимир / Под общ. редакцией д.ф.н. Р.А. Куренковой и д.п.н. Е.А. Плеханова. Владимир: Владимирский филиал РАГС, ВКИ «Собор», 2009. С. 153-160.

Результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК

180. Полисадова О. Н. Вацлав Нижинский: новые лексические смыслы хореографического искусства // Культура и цивилизация. 2016. № 2. С. 75-84.

181. Полисадова О. Н. С. Дягилев и Дж. Баланчин. Стиль и индивидуальность // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 36 (1). С. 51-57.

182. Полисадова О. Н. Танец как диалог культур и поколений (к вопросу об этнохореографии и исторической интерпретации в танцевальном искусстве) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. 2015. № 3 (43). С. 112-119.

183. Полисадова О. Н. А. Я. Ваганова и создание (Молотовского Пермского) хореографического училища // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2014. № 5 (34). С. 25-30.

184. Полисадова О. Н. Индивидуальный стиль как эстетико-искусствоведческая категория современного хореографического искусства // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2013. № 29 (1). С. 292-298.

185. Полисадова О. Н. Русские танцевальные школы и их влияние на развитие европейского хореографического образования // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета, Сер. «Педагогические науки». - 2012. № 30-31. С. 228-232.

Интернет-ресурсы

На русском языке

- Элитариум www.elitarium.ru (Дата обращения: 15 января 2015 г.)

- http://www.bolshoi.ru/y diagelev.shtm/ (Дата обращения: 17 января 2015 г.)

- http://diaghilev.u-education/ru/ (Дата обращения: 18 января 2015 г.)

- http://krugosvet.ru/articles/119/1011916/1011916a1.htm (Дата обращения: 24 мая 2014 г.)

http: //www.lib. utexa (Дата обращения: 15 мая 2017)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.