Общеевропейские и национальные факторы становления и развития балетного искусства Башкортостана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Вильданова Олия Галеевна

  • Вильданова Олия Галеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 207
Вильданова Олия Галеевна. Общеевропейские и национальные факторы становления и развития балетного искусства Башкортостана: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. ФГБОУ ВО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова». 2018. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Вильданова Олия Галеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОГО БАЛЕТА

1.1. Возникновение профессионального балета в Башкирии

1.2. Создание академического балетного репертуара

1.3. Сотрудничество Ю.Н. Григоровича с балетом Башкортостана

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАШКИРСКОГО БАЛЕТА

2.1. Танцевальное искусство башкир. Этнохореографические традиции

2.2. Этнохореографические ресурсы балетной лексики

2.3. Специфика формирования национального репертуара

2.4. Башкирские композиторы - создатели национальных балетов

ГЛАВА 3. СИНТЕЗ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА И ЭТНОХОРЕОГРАФИИ

3.1. Динамика взаимодействия классического и национального репертуара башкирского балета

3.2. Воплощение синтеза в балетной пластике

3.3. Балетная школа Башкортостана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общеевропейские и национальные факторы становления и развития балетного искусства Башкортостана»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время искусство национальных республик продолжает вызывать значительный общественный интерес. Диссертация посвящена наименее изученной в отечественном искусствознании теме - становлению и развитию балетного искусства Башкортостана, взаимодействию общеевропейских (классических) и национальных факторов в процессе этого становления.

В исследовании рассматривается динамика процесса развития искусства балета в Республике Башкортостан на примере анализа репертуарных спектаклей. Необходимость такой работы давно назрела, и данное исследование дополняет имеющиеся сведения о национальных театрах России новыми малоизвестными фактами. Данное диссертационное исследование позволяет также наметить отправную точку в изучении профессионального балетного искусства Башкортостана, определить этапы истории башкирского балета и провести анализ его становления и развития, начиная с 1938 года.

Исследование вопросов происхождения этого вида искусства в республике, закономерности динамики его художественного процесса в создании академического и национального балетного репертуара не имело опыта в современном искусствоведении. В книге «Советский балетный театр. 1917-1967» под редакцией В.М. Красовской в обращении к читателю говорится о том, что капитальная история советского балетного театра «конкретно выяснится тогда, когда станет возможным рассматривать её в связи с историей всего советского многонационального балета. Тогда определятся проблемы национальной формы и национального героя, взаимодействия фольклора и

классического танца. Тогда получит исчерпывающую ясность процесс постоянного взаимного обогащения братских культур» [89, с. 3-4].

Каждому народу присуще естественное стремление к сохранению своей культуры, своей самоидентичности. Однако для плодотворного культурного развития необходим творческий диалог национальных культур. Вся история русского балета доказывает необходимость взаимообогащения, обусловленного подобным взаимодействием - когда-то пришедшее из Европы искусство находило свою самобытную трактовку в практике русских танцовщиков-исполнителей. К концу XIX века балет в Европе постепенно утрачивает свои ведущие позиции, теряя содержательность и значение самостоятельного искусства. И в это же время в России балетное искусство продолжает совершенствоваться - Мариус Петипа и Лев Иванов в содружестве с композиторами П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым создавали монументальные спектакли, чем ознаменовали высший расцвет академического балетного искусства.

К началу ХХ века русский балет занял ведущее место в мировом балетном пространстве. Один из самых авторитетных балетных критиков В.Я. Светлов ещё в начале ХХ века предрекает развитие будущего европейского искусства по пути «русского стиля». Несмотря на то, что Россия заимствовала из Европы многие виды искусств, к ХХ веку, по мнению Светлова, европейское искусство пришло к логическому завершению и остановилось в своём развитии. В то же время искусство в России, сконцентрировавшее в себе европейские достижения, продолжило путь художественной эволюции [83, с. 117]. Подтверждением словам критика стала антреприза С.П. Дягилева, открывшая Европе русский балет и, доказав его превосходство, заложившая основу постоянного влияния русской культуры на всё западное искусство [129, с. 39-40].

В социальных условиях послереволюционных лет, несмотря на бурные дискуссии, эксперименты и поиски нового в искусстве, советский балет сумел сохранить традиции и лучшие образцы классического наследия, саму систему

профессиональной подготовки и хореографического воспитания артиста балета. Благодаря сохранению традиций европейского хореографического образования и его систематизации выдающимся педагогом, профессором А.Я. Вагановой в России была создана уникальная система подготовки артистов балета.

В 30-х годах прошлого века в Советском Союзе происходит активный процесс открытия музыкальных театров в национальных республиках. Театры союзных и автономных республик, впитывая русскую культуру и традиции, вместе с тем развивали и черты национальной самобытности.

В диссертации используются понятия общеевропейские и национальные факторы. Эти факторы проявляются в единстве выразительных средств музыки, декорационного оформления и хореографии, как основных элементов балетного искусства. В поле этой проблемы могут работать многие другие факторы: социальные, политические, экономические, художественные и другие. В данной работе понятие фактор употребляется в одном направлении, связанном с сущностью художественного процесса.

Пришедший из Европы и получивший новую жизнь в России классический танец составляет основу балетного спектакля - балет как вид сценического искусства немыслим без обязательного соблюдения канонов и требований владения всем спектром движений классического танца. Поэтому важнейшим общеевропейским фактором, как условием существования искусства балета, является классический танец, который составляет основу и башкирского балетного искусства.

Для овладения техникой классического танца требуется профессиональная подготовка. Как было сказано выше, хореографическое образование в России впитало в себя лучшие методы европейских преподавателей и создало свою уникальную систему подготовки артистов балета, которая также является общеевропейским фактором в процессе становления башкирского балета. Ленинградское хореографическое училище, ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой стоит у истоков становления балетного искусства Башкортостана. В этой, одной из лучших

европейских балетных школ, получили свою высокую профессиональную подготовку первые башкирские артисты.

Балет как академическое искусство требует определённых форм, наполненных определённым содержанием. Форма балетного спектакля представляют собой свод неизменных правил композиции, применяемых при создании спектакля, что также представляет собой общеевропейский фактор.

Таким образом, под общеевропейскими факторами как базисом необходимых условий становления и развития балетного искусства Башкортостана мы понимаем следующее:

- классический танец, образующий основу башкирского балета,

- традиционную профессиональную подготовку артистов,

- общепринятую в балете композицию балетного спектакля,

- обязательные для балетного репертуара академических театров балеты мирового классического наследия, определившие основное направление деятельности балета Башкирии.

Понятие национальные факторы в развитии балетного искусства Башкортостана определяется следующими признаками национальной художественной культуры:

- национальной манерой исполнения, выраженной в пластике;

- элементами фольклора, традиций и обычаев;

- бытовыми и народными танцами;

- национальной тематикой;

- оригинальной национальной музыкой.

Национальные факторы также включают в себя индивидуальное исполнительское мастерство башкирских артистов, их природное чутьё и национальные чувства, понимание характеров близких им героев.

Процесс становления балетного искусства в Башкортостане проходил одновременно с развитием многонационального советского балета. Как писал искусствовед Н. Эльяш о развитии балетного искусства в национальных республиках бывшего Советского Союза: «Для вызревания этого сложного

театрального жанра прежде уходили столетия. История мировой хореографии всех времён и народов ещё не знала таких уплотнённо-сжатых сроков. Но дело не только в этих сжатых сроках и невиданных до сих пор темпах развития. Речь идёт и о сложной внутренней сущности этого процесса, его качественной стороне» [104, с. 15-16].

Русская академическая школа балета, синтезировавшая лучшие традиции и достижения мировой культуры, имела непосредственное влияние на развитие балетного искусства в национальных республиках [14, 41, 74, 78, 228] и башкирского в том числе [26, 27, 68]. С первых лет существования башкирского балета уже вторым названием, после первого классического балета «Коппелии» стал национальный балет «Журавлиная песнь». В нём башкирская легенда впервые нашла хореографическое воплощение на основе синтеза классического танца и народной хореографии.

Несмотря на 80-летнюю деятельность балета Башкирии, до настоящего времени не были рассмотрены проблемы взаимодействия русской и башкирской культур, значение русской балетной школы, место и роль фольклорного наследия в развитии национального балета, этапы становления башкирского балета, особенности его национального своеобразия.

В исследовании используются различные варианты названия республики: до 1992 года - Башкирия, затем - Башкортостан. В 1919 г. была образована Башкирская АССР (Башкирия), современное обозначение Республика Башкортостан введено с 1992 года, однако традицонное название Башкирия применяется и в настоящее время.

Актуальность диссертационного исследования определяется выбором данной темы как наименее разработанной в современном искусствознании.

Основой искусства балета являются академические каноны классического танца, сегодня российский балет объединяет в своей академической основе достижения нескольких национальных театров. В этой связи особенности взаимодействия культур остаются актуальными в отечественной науке.

В настоящее время в условиях глобализации особенно актуальной

становится проблема сохранения национальной идентичности культуры и искусства. На Х1 Международных Лихачёвских научных чтениях «Диалог культур в условиях глобализации» балетмейстер О.М. Виноградов сказал, что «стремление народов к сохранению самоидентичности является естественным процессом». И там же отметил, что «в то же время остается востребованным вопрос диалога культур». Положительным примером взаимовлияния и взаимодействия является русский балет - «...лучшие достижения западной культуры переносились на русскую сцену, развивая наши национальные традиции.» [129, с. 38].

В диссертации на конкретном примере становления репертуара балетной труппы Башкирского театра рассматривается проблема взаимообогащения двух культур. Этот вопрос в настоящее время продолжает оставаться актуальным.

Степень разработанности проблемы. До настоящего времени не было представлено специального исследования, посвященного детальному рассмотрению становления и развития балетного искусства Башкортостана, влияния академического классического танца на башкирский национальный танец, их синтеза и взаимодействия. Существуют монографии, в которых даны сведения об отдельно взятых артистах балета, отражены события их творческой жизни: созданные ими наиболее яркие сценические образы, гастрольные поездки. Небольшая брошюра Р. Хайруллина посвящена творчеству первых замечательных артистов З. Насретдиновой и Х. Сафиуллину. В богато иллюстрированной книге С. Саитова проведён анализ деятельности другой талантливой пары Г. Сулеймановой и Ф. Саттарова. В монографии Г. Галиной широко представлена жизнь и творчество башкирской балерины Т. Худайбердиной. Научный интерес представляют работы Л. Нагаевой, посвящённые башкирскому народному танцу.

Сохранилось небольшое число рецензий на отдельные спектакли, разрозненные документы, хранящиеся в различных архивах, библиотеках, театральных музеях и самое ценное - воспоминания участников процесса становления и развития балетного театра Башкортостана.

В области музыковедения накоплен определённый материал, посвящённый русско-башкирским музыкальным связям в контексте взаимодействия культур. Наибольший интерес для данного исследования представляют работа С.И. Махней «Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур)», в которой отдельная глава посвящена созданию музыки к первому национальному балету. В книге Г.С. Галиной «Башкирская национальная опера как документ эпохи (сюжеты, образы, драматургия)» дано краткое содержание опер, где присутствует описание танцевальных сцен. Существует также достаточно обширная литература, посвящённая творчеству башкирских композиторов.

Анализ изученной литературы по исследуемой теме позволяет сделать следующий вывод: авторы очерков и статей дают сведения информационного характера. Небольшие монографии большей частью посвящены жизни и творчеству отдельных танцовщиков, аналитические материалы по башкирскому балетному искусству широко не представлены. Таким образом, до настоящего времени не было проведено системного исследования деятельности башкирского балета, анализа факторов, влияющих на динамику творческого процесса.

Объект исследования - балетное искусство Башкортостана, представленное во всей его совокупности: анализом деятельности башкирского балета (балетной труппой Башкирского театра оперы и балета) и творчества башкирских композиторов.

Предмет исследования - взаимодействие общеевропейских и национальных факторов в становлении и развитии балетного искусства Башкортостана.

Цель диссертационной работы - выявление факторов, образующих специфику балетного искусства Башкортостана, основанную на взаимодействии академических и народных элементов в балете.

В соответствии с избранной целью в диссертационном исследовании поставлены следующие задачи:

- выявить общеевропейские факторы в развитии балетного искусства Башкортостана, предпосылки возникновения профессионального балета;

- предложить периодизацию становления и развития башкирского балета;

- выявить национальные факторы, рассмотреть танцевальное искусство башкир, его традиции, начало формирования национальной танцевальной культуры на театральной сцене;

- выявить этнохореографические ресурсы балетной лексики в первом национальном балете;

- определить специфику формирования национального репертуара, новые открытия в области танцевальной пластики;

- рассмотреть деятельность башкирских композиторов - создателей музыки к национальным балетам;

- рассмотреть синтез общеевропейских и национальных факторов в динамике взаимодействия классических и национальных балетов;

- провести анализ наименее исследованного творчества башкирских танцовщиц как воплощение синтеза в балетной пластике;

- проанализировать влияние ленинградской школы на развитие башкирского балета и профессионального балетного образования в Башкортостане;

- представить обзор деятельности Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, рассмотреть систему хореографического образования, основанную на академических европейских традициях с включением национального компонента.

Материалом исследования является творческая деятельность балетной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета и Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева (спектакли, танцовщики, балетмейстеры, педагоги с момента открытия названных учреждений культуры до настоящего времени).

В представленной диссертации автор опирается на следующие источники:

- научные работы (монографии, диссертации), связанные с темой исследования (Л.И. Нагаева, С.С. Саитов, Г.С. Галина, Н.В. Гальцина);

- опубликованные мемуарные свидетельства (в том числе воспоминания Х.Ф. Мустаева);

- рецензии в периодической печати - в журналах: «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Балет», в региональных изданиях: «Красная Башкирия», «Вечерняя Уфа», «Советская Башкирия», «Истоки», «Рампа» и др.;

- видеозаписи (в том числе фильм-балет Свердловской киностудии «Журавлиная песнь», 1959), программы и афиши спектаклей, фотографии артистов;

- беседы с артистами и театральными работниками - участниками создания спектаклей исследуемого периода; тетради из архива БГТОиБ; книги учета репетиций и спектаклей, в которых содержатся сведения о расписании репетиций и составах, занятых в спектакле артистов. В работе учтены и впечатления самого автора, являющегося непосредственным свидетелем и участником процессов, происходивших в Башкирском театре;

- материалы фондов музея БГТОиБ и Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди, Государственного исторического архива Республики Башкортостан, Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, Петербургской государственной театральной библиотеки, Петербургского театрального музея, библиотеки Дома актера г. Санкт-Петербурга и других рукописных и книжных фондов.

Методология исследования. В диссертации используется комплексный подход, опирающийся на изучение различных аспектов балетного искусства Башкортостана: творчества хореографов, композиторов и артистов. Ведущим является метод сравнительного анализа художественных процессов и произведений хореографического искусства, а также историко-искусствоведческий метод с целью выявления закономерностей движения и бытования балетного искусства республики.

Методологической основой диссертации стали труды ведущих российских искусствоведов, освещающих различные проблемы в развитии истории и теории хореографического искусства, таких как Л.Д. Блок, В.В. Ванслов, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская, А.Я. Левинсон, В.Я Светлов, Ю.И. Слонимский, И.И. Соллертинский, Н.И. Эльяш.

Башкирский балет изучен на основе работ С.С. Саитова и Г.С. Галиной. При анализе национальных художественных традиций базовым ориентиром послужили труды Л.Н. Лебединского, И.И. Лепёхина, Л.И. Нагаевой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление балетного искусства Башкортостана было теснейшим образом связано с процессами, определяющими общий ход развития советского многонационального искусства. Балет Башкортостана рассматривается как театрально-хореографическое искусство, развивающееся на основе взаимовлияния и взаимообогащения тех элементов, которые позволяют осуществить синтез европейского академического балета и башкирского народного танца. Становление балета в республике, его национального репертуара проходило под многообразным влиянием отечественных традиций.

2. Искусство балета, как мультикультурного явления, выдвигает общие академические требования для профессиональной балетной труппы независимо от её национальности, выполнение этих правил (канонов) является обязательным также и для балетного искусства национальных республик.

3. Органичное включение в классический танец пластики национального танца, отображение в балете обычаев и обрядов, элементов башкирской народной пляски - один из путей претворения национальных особенностей в академическое искусство.

4. Предложена авторская периодизация истории башкирского балетного театра, в которой выделено три периода, обусловленные историческими, экономическими и социально-политическими условиями.

Первый период (1938-1955 гг.) явился временем становления и профессионального развития Башкирского балета, началом создания

репертуарной политики, её направленности на постановку классических и национальных балетов.

Второй период (1956-1986 гг.) характеризуется утверждением творческих позиций башкирского балета - значительное увеличение репертуара классическими и национальными спектаклями в постановке приглашённых и башкирских балетмейстеров, творчество ярких талантливых артистов обеспечили в этот период расцвет балетного искусства Башкортостана. Третий период (начиная с 1986 г.) характеризуется новой ступенью развития и совершенствования балетного искусства Башкортостана, его высоким художественным уровнем, когда башкирский балет выходит на мировые сцены и высокий профессионализм балетной труппы позволяет успешно сотрудничать с выдающимися балетмейстерами страны.

Научная новизна исследования заключается в том, что

1) впервые в отечественном искусствознании предпринята попытка исследования хореографического искусства республики, обобщена, обработана и представлена информация становления и развития балетного искусства Башкортостана;

2) впервые осуществлено историко-искусствоведческое исследование этапов развития балетного искусства Башкортостана;

3) впервые выявлены общеевропейские факторы в развитии балетного искусства Башкортостана, предпосылки возникновения профессионального балета;

4) впервые выявлены национальные факторы становления башкирского балетного искусства, доказано, что народные традиции являются источником для развития профессионального национального балета;

5) впервые проведён анализ национальных балетов «Журавлиная песнь», «Черноликие», «Водная красавица», выявлены этнохореографические ресурсы балетной лексики в первом национальном балете;

6) обоснован вывод о взаимодействии национальных народных традиций и классического танца, ведущего к синтезу двух начал на разных этапах

развития башкирского балета.

Данная диссертация является первой научной работой, освещающей факторы взаимодействия двух культур в балетном искусстве Башкортостана. Изучение и анализ факторов, влияющих на развитие балетного искусства в национальных республиках, позволяют выдвинуть гипотезу, о том, что синтез общеевропейских и национальных факторов является необходимым условием развития профессионального балетного искусства в национальных республиках.

Теоретическая значимость исследования:

Впервые в отечественном искусствоведении проведено исследование вопросов взаимодействия общеевропейского и национального факторов в балетном искусстве Башкортостана. В научный обиход введён материал ранее не исследованных башкирских национальных балетов, сыгравших важную роль в развитии балетного искусства Башкортостана. На основе собранной, обработанной и обобщённой информации представлена деятельность башкирского балета, систематизированы периоды его развития. Положения и выводы данной работы значительно расширят представление о балетном искусстве республики. Исследование представляет перспективу глубокого теоретического осмысления следующих вопросов:

- обогащение танцевальной лексики;

- взаимодействие с новой оригинальной музыкой, рождённой на стыке двух культур;

- опора на национальные традиции;

- непрерывный диалог с другими национальными культурами, и прежде всего с традициями русской академической балетной школы.

Результаты исследования могут быть полезными для будущих исследователей балетного искусства национальных республик.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленная целостная картина формирования и развития профессионального балетного искусства в Башкортостане на основе синтеза общеевропейских и

национальных факторов позволяет расширить поле исследований художественно-творческой деятельности национального искусства в отечественной науке.

Результаты работы могут быть востребованными в научной деятельности и сфере хореографического образования. Материалы диссертации существенно расширяют знания по истории и практике балетного искусства Башкортостана, могут быть использованы для лекционных занятий по истории отечественной хореографии, истории балета Башкортостана, истории культуры России и Башкортостана и в качестве учебно-методического пособия для семинарских занятий по данным курсам.

С научно-практической точки зрения материал диссертации может послужить отправной точкой в исследовании хореографического искусства в других национальных республиках

Апробация исследования. Результаты и основные положения проведённого исследования были апробированы в докладах научно -практических конференциях. Международых - «Сохранение и развитие национальной культуры и традиций в условиях современного профессионального хореографического образования» (Алматы, 2017 г.), «Хореографическое образование: Россия и Европа. Современное состояние и перспективы» (Санкт-Петербург, 2013 г.), Российской научно-практической конференции «Наследие выдающихся деятелей отечественного хореографического искусства и образования» (Москва, 2015 г.), Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 2012 г.),

Материалы исследования включены в программу преподавания курса «История хореографического искусства» в Уфимском институте искусств им. Загира Исмагилова и Башкирском хореографическом колледже им. Рудольфа Нуреева.

Результы исследования отражены в 21 публикации, пять из которых опубликованы в журналах, включённых ВАК в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации.

По теме исследования автором опубликованы две монографии: «Башкирский балет» (2014 г., 120 с., ил.) и «Башкирский балетный театр» (2013 г., 56 с.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы (255 наименований).

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОГО БАЛЕТА

В конце 30-х гг. XX века во многих столицах республик бывшего СССР начинают открываться оперные театры. В Алма-Ате в 1937 году [82, с. 232], в Душанбе в 1940 году [74, с. 499], во Фрунзе в 1942 году [14, с. 249-250] на основе музыкальных театров создаются театры оперы и балета. В 1939 году на основе оперной студии Московской консерватории открывается Татарский театр оперы и балета [41, с. 509-510]. Туркменский театр оперы и балета им. Махтумкули был открыт в феврале 1941 года [78, с. 522-523].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вильданова Олия Галеевна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Книги

1. Абызова, Л.И. Игорь Бельский: симфония жизни / Л.И. Абызова. -СПб.: Издательство Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, 2015. - 400 с.

2. Айдарская, А.Г. Балет - любовь моя: записки балерины / А.Г. Айдарская.- Казань, 1988. - 93 с.

3. Альберт, Г.Г. Александр Пушкин. Школа классического танца / Г.Г. Альберт. - СПб.: Лань: Планета Музыки, 2013.-165 с.

4. Атанова, Л.П. Жизнь как песня. Творческий портрет Газиза Альмухаметова / Л.П. Атанова. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973. - 36 с.

5. Атанова Л.П. Мухаметша Бурангулов и башкирская опера. Сказительское и литературное искусство Мухаметши Бурангулова / Л.П. Атанова. - БНЦ УрО РАН. - Уфа, 1992. - С. 81-87.

6. Атанова, Л.П. Халик Заимов / Л.П. Атанова. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1967. - 16 с.

7. Ахмадеева, Г.Н. Балетное творчество башкирских композиторов // Актуальные вопросы развития культуры и искусства: Тез. докл. республ. науч.-практ. конф. / Г.Н. Ахмадеева. - Уфа, 1988. - с. 36-39

8. Ахмадеева, Г.Н. Башкирский балет: методическое пособие для учебных заведений Министерства культуры РБ / Г.Н. Ахмадеева. - Уфа: РУМЦ, 1997. - 23 с.

9. Ахмадеева, Г.Н. Рустэм Сабитов. Композиторы и музыковеды Республики Башкортостан: очерки жизни и творчества / Г.Н. Ахмадеева. - Уфа: Вагант, 2011. - 406 с.

10. Ахметова, Г.Х. Нариман Сабитов (камерно-вокальное творчество) / Г.Х. Ахметова.- Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. -92 с.

11. Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 стр.

12. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления / сост. Ю.А. Смирнов. - Владимир: Фолиант, 2005. - 400 с.

13. Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность / вступ. ст. В.М. Гаевского / Л.Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.

14. Брудный, Д.Л. Киргизский театр оперы и балета // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 249-250.

15. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. -Л.:Огиз ГИХЛ,1934.-192 с.

16. Вазем, Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884 / Е.О. Вазем. - СПб: Лань, 2009. - 448 с.

17. Ванслов, В.В. В мире балета / В.В. Ванслав. - Москва: Анита Пресс, 2010. - 297 с.

18. Ванслов, В.В. Новые черты в музыке и хореографии в балетах о современности // Музыка и хореография современного балета: сборник статей. Вып. 3./ В.В. Ванслов. - Л.: Музыка, 1979. - С. 5-36.

19. Ванслов, В.В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета / В.В. Ванслав. - Л.: Музыка, 1980. - 192 с.

20. Вечеслова, Т.М. Я - балерина / Т.М. Вечеслова. - Л.-М.: Искусство, 1966. - 272 с.

21. Вильданова, О.Г. Башкирский балет / О.Г. Вильданова. - Уфа: Китап, 2014. - 120 с.: ил.

22. Вильданова, О.Г. Башкирский балетный театр / О.Г. Вильданова. -Уфа: РУМЦ МК РБ, 2013. - 56 с., ил.

23. Волынский, А.Л. Книга ликований. Азбука классического танца / А.Л. Волынский. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. - 352 с.

24. Габович, М.М. Душой исполненный полет / М.М. Габович. - М.: Молодая гвардия, 1966. - 176 с.

25. Гаевский, В.М. Дивертисмент: судьбы классического балета / В.М. Гаевский. - М.: Искусство, 1981. - 378 с.

26. Галина, Г.С. Башкирский балет: пособие по культуре Башкортостана / Башкирский институт развития образования / Г.С. Галина.-Уфа, 2002.-50 с.

27. Галина, Г.С. Башкирская национальная опера как документ эпохи (сюжеты, образы, драматургия): Монография / Г.С. Галина. - Уфа, ИРО РБ, 2010. - 224 с.

28. Галина, Г.С. Тамара Худайбердина. Творческий портрет / Г.С. Галина. - Уфа: Китап, 1996. - 80 с.

29. Галина Г.С. Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова / Г.С. Галина // Национальная культура и синтез искусств-2010, 1 (6), С. 74-78.

30. Галина Г.С. Хусаин Ахметов. Жизнь, творчество, время: Монография / Г.С. Галина. - Уфа: Китап, 1997. - 212 с.

31. Гаскаров, Ф.А. Башкирские танцы / Ф.А. Гаскаров. - Уфа: Башкнигоиздат, 1958. - 183 с.

32. Гаскаров: книга-альбом / авт.-сост. С.С. Саитов. -Уфа: Китап, 2012. - 196 с.

33. Демидов, А.П. Большой театр под звездой Григоровича / А.П. Демидов. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. - 400 с.

34. Демидов, А.П. Золотой век Юрия Григоровича / ред.-сост. А.Г. Колесников. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. - 400 с.: ил.

35. Демченко, А.И. Балет И. Стравинского "Весна священная": Опыт концепционного анализа / А.И. Демченко.- М.: Композитор, 2000. - 720 с.

36. Добровольская, Г.Н. Танец. Пантомима. Балет / Г.Н. Добровольская. - Л.: Искусство, 1975. - 125 с.

37. Дольфюс, А. Непокорённый Нуреев / пер. с франц. Т.П. Григорьевой. - М.: РИПОЛ классик, 2010. - 496 с.

38. Жиленко, Н.А. Гран-па Башкирского балета / Н.А. Жиленко. - Уфа: Новый стиль, 2007. - 120 с.

39. Зайдентрегер, М.А. Страницы музыкально-педагогической и творческой биографии / М.А. Зайдентрегер. - Уфа, 1982. - 45 с.

40. Захаров, Р.В. Слово о танце. / Р.В. Захаров. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 160 с.

41. Иванов, А.С. Татарский театр оперы и балета // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 509-510.

42. Ивановский, Н.П. Бальный танец ХУ1-Х1Х веков / Н.П. Ивановский. - Калининград: Янтарный сказ, 2004. - 208 с.

43. Искания, труды, дерзания. К 75-летию со дня рождения Александра Ивановича Демченко: сборник материалов. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. - 268 с.

44. Исламова, Р.А. Азбука башкирского народного сценического танца / Р.А. Исламова. - Уфа, 2000. - 83 с.

45. Как освобождали Львов // Сайт «Историческая правда». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.istpravda.ru/pictures/14284/

46. Карп, П.М. Младшая муза /П.М. Карп. - М., 1986. - 190 с.

47. Карп, П.М. О балете / П.М. Карп. - М.,Искусство 1967. - 227 с.

48. Карсавина, Т.П. Театральная улица / Т.П. Карсавина. -Л.: Искусство, 1971. - 248 с.

49. Катышева, Д.Н. Петербургские сезоны. Начало XXI века (Драма. Балет) / Д.Н. Катышева. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 200 с.

50. Катышева Д.Н. Рудольф Нуреев - балетмейстер / Д.Н. Катышева. -СПб, 2011. - 168 с.

51. Красовская, В.М. А.Я. Ваганова / В.М. Красовская. - Л.: Искусство, 1989. - 223 с.

52. Красовская, В.М. Павлова. Нижинский. Ваганова: три балетные повести / В.М. Красовская. - М.: Аграф, 1999. - 576 с.

53. Красовская, В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века / В.М. Красовская. - СПб.: Лань: Планета Музыки, 2008. - 688 с.

54. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века: танцовщики / В.М. Красовская. - СПб.: Лань, 2009. - 656 с.

55. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века. Ч. 1: Хореографы / В.М. Красовская. - Л., 1971. - 526 с.

56. Красовская, В.М. Статьи о балете / В.М. Красовская. - Л.: Искусство, 1967. - 340 с.

57. Кузнецов, И.Л. Московская школа классического танца. Педагогическое наследие Н.И. Тарасова: Учебное пособие / И.Л. Кузнецов. -М.: Московская государственная академия хореографии, 2015.-56 с.

58. Кузнецов, И.Л. Музыкально-пластическая эстетика П.А. Пестова / И.Л. Кузнецов. - М.: Московская государственная академия хореографии, 2014.-184 с.

59. Ланге В. Башкирский государственный театр оперы и балета в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры / Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова; ред.-сост. В.А. Башенев, Т.С. Угрюмова. - Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1990. - С. 45-55.

60. Лебединский, Л.Н. Музыка и песни: очерки по истории Башкирской АССР. Т. 1. Ч. 1. / Л.Н. Лебединский. - Уфа, 1956. - С. 76-80.

61. Левинсон, А.Я. Старый и новый балет. мастера балета. - 2-е изд. / А.Я. Левинсон - СПб.: Лань: Планета музыки, 2008. - 560 с.

62. Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой / сост. И.М. Гурков. - Л.: Искусство, 1988. - 160 с.

63. Лепёхин, И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям российского государства: в 4 т. (репринтное издание 1771-1805 гг.). Т. 2. / И.И. Лепёхин. - СПб.: Альфарет, 2010. - 350 с.

64. Либретто опер и балетов композиторов Башкортостана / сост. Л.М. Рахманова. - Уфа: РУМЦ МКНП РБ, 2004. - 56 с.

65. Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности / Ф.В. Лопухов. -М.: Искусство, 1972. - 215 с.

66. Львовь-Анохин, Б.А. Мастера Большого балета / Б.А. Львовь-Анохин. - М.: Искусство, 1976. - 240 с.; 20 л. ил.

67. Махней, С.И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур) / С.И. Махней. - Уфа: Гилем, 2008. - 168 с., нот.

68. Мустаев, Х.Ф. Далёкое и близкое: автобиографический альбом воспоминаний / Х.Ф. Мустаев. - Уфа, 2012. - 720 с.

69. Нагаева, Л.И. Башкирская народная хореография / Л.И. Нагаева. -Уфа: Китап, 1995. - 144 с.

70. Нагаева, Л.И. Танцы восточных башкир / Л.И. Нагаева. - М.: Наука, 1981. -126 с.

71. Народы России: возрождение и взаимодействие культур. Тезисы, доклады и сообщения научно-практической конференции (28-29 июня 1996 г.)

- Уфа: УГИИ, 1996 г.

72. Национальное и интернациональное в искусстве. Под общ. ред. чл.-корр. АН Кирг. ССР А.Ф .Салиева. - «Кыргызстан», 1973. -256 с.

73. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце / Пер. с фр. под. ред. А.А. Гвоздева. 2-е изд. испр.- СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007. -384 с.:- ил.

74. Нурджанов, Н.Х. Таджикский театр оперы и балета // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

- С. 499.

75. Отис, С. Рудольф Нуриев. Вечное движение / С.Отис. - Смоленск: Русич, 1999. - 432 с.

76. Очерки по истории башкирской музыки: Учебное пособие.- Вып.1.

- Уфа: РИЦ УГИИ, 2001.-130с.

77. Очерки по истории башкирской музыки: Учебное пособие. - Вып.2.

- Уфа: РИЦ УГИИ, 2006. - 153с.

78. Радкина, Н.П. Туркменский театр оперы и балета // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

- С. 522-523.

79. Рыжук, Д.А. Национальное и интернациональное в искусстве советских народов: Лекция / Д.А. Рыжук - Изд. Московского университета. 1970. - 71 с.

80. Саитов, С.С. Башкирский государственный театр оперы и балета / С.С. Саитов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1969. - 227 с.

81. Саитов, С.С. Танец ликующий / С.С. Саитов - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1968. - 127 с.

82. Сарынова, П.Л. Казахский театр оперы и балета // Балет: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981.

- С. 232.

83. Светлов, В.Я. Современный балет / В.Я. Светлов-СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. - 288с.

84. Скурко, Е.Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность: уч. пособ. / Е.Р. Скурко. - Уфа: Гилем, 2005. - 320 с.

85. Скурко, Е.Р. Очерки современной музыкальной литературы Башкортостана / Е.Р. Скурко. - Уфа: Узорица, 1997. - 156 с.

86. Скурко, Е.Р., Половянюк И.А., Лейла Исмагилова. Композиторы и музыковеды Республики Башкортостан: очерки жизни и творчества / Е.Р. Скурко, И.А. Половянок. - Уфа: Вагант, 2011. - 406 с.

87. Слонимский, Ю.И. В честь танца / Ю.И. Сломинский. - М.: Искусство, 1968. - 371 с.

88. Слонимский, Ю.И. Чудесное было с нами рядом: заметки о петроградском балете 20-х годов / общ. ред. И. Ступникова. - Л.: Советский композитор, 1984. - 264 с.

89. Советский балетный театр / ред. В.М. Красовская. - М.: Искусство, 1976. - 376 с.

90. Соколов-Каминский, А.А. Советский балет сегодня / А.А. Соколов-Каминский. - М.: Знание, 1984. - 112 с.

91. Соллертинский, И.И. Статьи о балете / И.И. Соллертинский. - Л.: Музыка, 1973. - 208 с.

92. Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: материалы Междунар. науч. конгр., посв. 40-летию КГУКИ, 910 ноября 2009 г.: в 2 ч./сост.: Р.М. Валеев, В.Р. Алиакбарова; науч. ред. Р.М. Валеев, Р.Р. Юсупов; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2009. - Ч. I. - 242с.

93. Уральская, В.И. Балет - наблюдения, заметки, размышления / В.И. Уральская. - М.: Редакция журнала «Балет», 2016.- 569с., ил.

94. Филиппов, А.П. Востребованные временем / А.П. Филиппов. - Уфа, 1999. - 210 с.

95. Фокин, М.М. Против течения: воспоминания балетмейстера / М.М. Фокин. М.; Л.: Искусство, 1981. - 510 с.

96. Франгопуло, М.Х. Нина Александровна Анисимова / М.Х. Франгопуло. - Л.: ВТО, 1951. - 59 с.

97. Хайруллин, Р.Х. Башкирский ансамбль народного танца: буклет / Р.Х. Хайруллин. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966. - 48 с.

98. Хайруллин, Р.Х. Мастера балетного искусства Башкирии / Р.Х. Хайруллин. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1963. - 40 с.

99. Худеков, С.Н. Всеобщая история танца / С.Н. Худеков. - М.: ЭКСМО, 2009.-608 с.

100. Шумилова, Э.И. Национальное своеобразие балета / Э.И. Шумилова.- М., «Знание», 1976. - 48 с.

101. Шумилова, Э.И. Правда балета / Э.И. Шумилова. - М., «Искусство», 1976.-152 с.; 28 л. ил.

102. Шумская, Н.А. Хусаин Ахметов / Н.А. Шумская. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1968. - 32 с.

103. Эльяш, Н.И. Балет народов СССР / Н.И. Эльяш. - М., «Знание», 1977. - 168 с.

104. Эльяш, Н. И. Образы танца / Н.И. Эльяш. - М.: Знание, 1970.-238 с.

105. Юлтыева, Н.Д. Адажио моей памяти / Н.Д. Юлтыева. - Казань: АБВ, 2006. - 207 с.

106. Classic Ballet: видеоархив. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: //plie.ru/i/glossary

107. 100 балетных либретто / сост. Л.А. Энтелис. - М.-Л.: Музыка, 1966. -303 с.

108. 111 балетов и забытых опер / сост. А.К. Кенинсберг, Л.В. Михеева.

- СПб.: Культ-информ-пресс, 2004. - 671 с.

Статьи

109. Аджибаев, Ч.И. Айтматовская «Асель» на балетной сцене / Ч.И. Аджибаев // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - 2017.

- №7(48). - С. 40-46.

110. Айдаров, Д. Здесь зажигаются звёзды российского балета / Д. Айдаров // Панорама Башкортостана. - 2002. - № 3. - С. 32-33.

111. Айшпор, В. Башкирский балет за тридевять земель / В. Айшпор // Рампа. - 2010. - № 3. - С. 21.

112. Айшпор, В. Тайна «Корсара» вот-вот раскроется / В.Айшпор // Вечерняя Уфа. - 2012. - 1 июня.

113. Анисимова, Н.А. «Сынграу торна». К премьере первого башкирского балета / Н.А. Анисимова // Красная Башкирия. - 1944. - 28 апр.

114. Ат, Я. Балетный дивертисмент / Я. Ат // Красная Башкирия. - 1944.

- 7 дек.

115. Байнион, М. В Уфе подрастают Нуриевы (прочитано в «Таймс») / М. Байнион // Вечерняя Уфа. - 1993. - 22 окт.

116. Бем, О. Наши артисты на фронте / О. Бем // Красная Башкирия. -1944. - 3 дек.

117. Бем, О. Опера «Дубровский» / О. Бем // Красная Башкирия. - 1944.

- 9 дек.

118. Бикчурин, А.С. Башкирская школа балета / А.С. Бикчурин // Балет.

- 1998. - № 95 (март-апрель). - С. 8-11.

119. Болгарова, Ю.А. Взрослые гастроли юных артистов / Ю.А.Болгарова // Вечерняя Уфа. - 2005. - 3 марта.

120. Болгарова, Ю.А. С мудростью и отвагой / Ю.А. Болгарова // Рампа.

- 2007. - № 11. - С. 10-11.

121. Болгарова, Ю.А. Элегия/ Ю.А. Болгарова // Вечерняя Уфа. - 2001. -8 февр.

122. Бражник, М. Дебют в «Лебедином озере» / М. Бражник // Вечерняя Уфа. - 1976. - 2 дек.

123. Вильданова, О.Г. Башкирскому хореографическому колледжу имени Рудольфа Нуреева 30 лет / О.Г. Вильданова // Литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал Балет. - № 4 (199) июль-август 2016. - С. 20-25.

124. Вильданова, О.Г. К вопросу истории Башкирского балетного театра. Балет «Тщетная предосторожность» в постановке Юрия Григоровича / О.Г. Вильданова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. -СПб., 2012. - № 27. - С. 345-351.

125. Вильданова, О.Г. К истории создания Башкирского хореографического училища и формирования танцовщиков башкирского балета / О.Г. Вильданова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

- СПб., 2011. - № 26. - С. 162-181.

126. Вильданова, О.Г. Первый национальный балет Башкирии. Методы его создания. «Журавлиная песнь» / О.Г. Вильданова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2010. - № 23. - С. 89-96.

127. Вильданова, О.Г. Утонченность и природная грация - Балерина Зухра Ильясова / О.Г.Вильданова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб., 2012. - № 28. - С. 160-167.

128. Вильданова, О.Г. Шекспир на Башкирской сцене / О.Г. Вильданова // Литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал Балет. - № 6 (189) ноябрь-декабрь 2014. - С. 26-27.

129. Виноградов, О.Н. Балет как диалог культур. XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г., Т. 1: Доклады. СПб. 2011. С. 38-40

130. В оперном театре // Красная Башкирия. - 1944. - 26 дек.

131. Власенко, В. А началось всё с балетных туфелек / В. Власенко // Ленинец. - 1974. - 8 марта.

132. Вонсяцкий, А. Становятся традицией / А. Вонсяцкий // Театральная жизнь. - 1979. - № 7. - С. 9.

133. Габович, М. Темпераментное искусство / М. Габович // Литературная газета. - 1955. - 7 июня.

134. Гаевский, В. Две школы русского балета / В. Гаевский // Музыкальная академия. - 2005. - № 1. - С. 29-32.

135. Галимова, Г. Балетная одиссея Шамиля Терегулова / Г. Галимова // Рампа. - 1998. - № 1. - С. 4.

136. Галимова, Г. «Журавлиная песнь» - это праздник театра (отклики критиков на Башкирский балет во время Дней Башкирии в Москве) / Г.Галимова // Вечерняя Уфа. - 1997. - 1 окт.

137. Галимова, Г. Нидерландский дневник / Г. Галимова // Вечерняя Уфа. - 1996. - 7 февр.

138. Галимова, Г. Щедрые дары нуреевских вечеров / Г. Галимова // Рампа. - 2009. - № 7. - С. 13-14.

139. Голов, В. Свет судьбы, отражённый старинной монетой / В. Голов // Вечерняя Уфа. - 2007. - 8 июня.

140. Горшков, В. Дарящий радость труд / В. Горшков // Красное знамя. -1982. - 11 июня (№ 136).

141. Данилова, Г. Очарованные танцем / Г. Данилова // Российская газета. - 2011. - 3 ноября. - С. 19.

142. Демидова, Э. Раскрывая прекрасному душу / Э. Демидова // Истоки.

- 2009. - 2 янв.

143. Демченко, А.И. Классика балетного театра второй половины XX века. К 85-летию со дня рождения Родиона Щедрина / А.И. Демченко // Музыка и время №12. 2017. стр. 42-50.

144. Державин, К. Знаменательное событие. Балет «Сынграу торна» в Башкирском оперном театре / К. Державин // Красная Башкирия. - 1944. - 14 мая.

145. Докучаева, А.А. История в лицах / А.А. Докучаева // Рампа. - 2011.

- № 7. - С. 30-31; № 8. - С. 32-33.

146. Докучаева, А.А. Три Наполеона на одной сцене / А.А. Докучаева // Республика Башкортостан. - 2006. - 22 июня.

147. Докучаева, А.А. Юные лебеди башкирского балета / А.А. Докучаева // Рампа. - 2010. - № 4. - С. 27.

148. Докучаева, А.А. Я плачу о Марии в этот час / А.А. Докучаева // Вечерняя Уфа. - 1995. - 30 авг.

149. Долгополов, М. Концерт хореографического училища / М. Долгополов // Известия. - 1940. - 26 мая (№ 119 (7191)). - С. 4.

150. Елгаштина, З. «Жизель» / З. Елгаштина // Красная Башкирия. -1961. - 26 февр.

151. Ермоленко, З. Спектакль о любви / З.Ермоленко // Волжская правда.

- 1946. - 27 июля.

152. Жиленко, Н.А. Америка покорена. На очереди - Голландия / Н.А. Жиленко // Советская Башкирия. - 1995. - 13 дек.

153. Жиленко, Н.А. Гражданин Мира вернулся домой / Н.А. Жиленко // Вечерняя Уфа. - 1999. - 18 марта.

154. Жиленко, Н.А. Здесь даже солнце играет роль / Н.А. Жиленко // Республика Башкортостан. - 2005. - 18 июня.

155. Жиленко, Н.А. И всё-таки хореографами не рождаются / Н.А. Жиленко // Рампа. - 2009. - № 8. - С. 8-9.

156. Жиленко, Н.А. Классический балет есть замок красоты / Н.А. Жиленко // Вечерняя Уфа. - 2012. - 1 июня.

157. Жиленко, Н.А. Лебединый дуэт / Н.А. Жиленко // Аксаковский дом. - 1998. - № 2. - С. 5-9.

158. Жиленко, Н.А. Одухотворённый танец / Н.А. Жиленко // Рампа. -1998. - № 3-4. - С. 3.

159. Жиленко, Н.А. Роман с балетом на всю жизнь / Н.А.Жиленко // Аксаковский дом. - 1999. - № 4. - С. 32.

160. Жиленко, Н.А. Сотканная из воздуха и музыки / Н.А.Жиленко // Рампа. - 2018. - № 03(293). - С. 14-15.

161. Жиленко, Н.А. Судьба балерины / Н.А. Жиленко // Ватандаш. -2005. - № 1. - С. 174-178.

162. Жиленко, Н.А. Уфимский балет плюс Григорович / Н.А. Жиленко // Вечерняя Уфа. - 1995. - 05 сент.

163. Жиленко, Н.А. «Частички» Нуреева в гармоничном целом / Н.А. Жиленко // Рампа. - 2018. - № 06(296) - С. 18-19.

164. Захаров, Р. Два талантливых спектакля / Р. Захаров// Советская культура. - 1955. - 2 июня.

165. Златогоров, П. Молодой театр / П. Златогоров // Советская культура. - 1955. - 4 июня.

166. Игдавлетова, А. На сцену - как впервые / А. Игдавлетова // Ленинец. - 1977. - 29 марта.

167. Иванов, А. Итальянцы рукоплещут Ильясовой / А. Иванов // Вечерняя Уфа. - 1979. - 6 янв.

168. Ильясова, Р. И жизни торжество / Р. Ильясова // Вечерняя Уфа. -

2008. - 19 янв.

169. Исмагилова, Л.З. «Ходжа Насретдин»: от замысла до рождения / Л.З. Исмагилова // Рампа. - 1998. - № 3-4. - С. 6-7.

170. Исмагилова, Л.З. Я всё пропускаю сквозь призму своих ощущений / Л.З.Исмагилова // Республика Башкортостан. - 2005. - 5 сент.

171. Капкаева, И.Э. Москвичи встали в позу. И в какую! / И.Э.Капкаева // Вечерняя Уфа. - 1994. - 22 апр.

172. Кедров, В. Народный артист / В. Кедров // Красная Башкирия. -1944. - 11 янв.

173. Климович, Е. Авантюристы по натуре / Е.Климович // Уфа. - 2010. - № 7 (июль). - С. 62-65.

174. Климович, Е. В эпицентре эксперимента / Е.Климович // Уфимские ведомости. - 2012. - 14 июня.

175. Колесников, А. Башкирский «Щелкунчик» в американское рождество / А. Колесников // Комсомольская правда. - 1996. - 23 янв.

176. Колесников, А. Он вернулся в свой город / А. Колесников // Комсомольская правда. - 1993. - 17 марта.

177. Лавровский, М. Заслуженный успех / М.Лавровский // Известия. -1955. - 2 июня.

178. Латыпова, Л. Я пришёл дать вам свет / Л. Латыпова // Рампа. -

2009. - № 5. - С. 11-12.

179. Мазитова, Р. Забыть о том, что ты не птица / Р. Мазитова // Вечерняя Уфа. - 1969. - 1 июня.

180. Максов, А. XVII Нуреевский в Уфе / А. Максов // Балет. - 2011. -№ 4-5. - С. 16-17.

181. Максов, А. ТанцАэгтег / А. Максов // Рампа. - 2011. - № 9. - С. 1819; № 10. - С. 9.

182. Максов, А. Тщетная предосторожность / А. Максов // Вечерняя Уфа. - 1995. - 24 марта.

183. Максов, А. Хроника фестиваля. / А. Максов // Вечерняя Уфа. -1998. - 26 марта.

184. Матсон, К.В. О выпускниках отделения хореографии Уфимского театрального училища / К.В. Матсон // Красная Башкирия. - 1944. - 25 мая.

185. Мессерер, А. Народная легенда в балете /А. Мессерер // Вечерняя Москва. - 1955. - 2 июня.

186. Мингазетдинов, А. Отозван с фронта в распоряжение театра / А. Мингазетдинов // Рампа. - 2010. - № 4. - С. 32-33.

187. Мустаев, Х.Ф. Звёзды и звёздочки балетных вечеров / Х.Ф. Мустаев // Вечерняя Уфа. - 1994. - 26 марта.

188. Открытие Башкирского оперного театра // Красная Башкирия. -1938. - 16 дек.

189. Панасюк, Н. «Лебединое озеро» / Н. Панасюк // Орловская правда. - 1982. - 23 июля.

190. Первый выпуск балетной студии при театре // Ленинец. - 1962. - 22

июня.

191. Писарев, А.А. Башкирские танцоры / А.А. Писарев // Красная Башкирия. - 1936. - 9 июля.

192. Платонова, С. Как слово в музыке отозвалось / С. Платонова // Вечерняя Уфа. - 2009. - 17 окт.

193. Показ башкирского искусства в Москве. Беседа с начальником управления по делам искусств при Совнаркоме Башкирской АССР т. Емасовым // Красная Башкирия. - 1944. - 15 мая.

194. Половянюк, И.А.Аркаим - на пересечении прошлого с будущим / И.А. Половянюк // Ватандаш. - 2005. - № 10.

195. Половянюк, И.А. Балет «Аркаим»: символика и современность / И.А. Половянюк // Музыкальная академия. - 2006. - № 4. - С. 38-40.

196. Половянюк, И.А. Его имя - гарантия успеха / И.А. Половянюк // Ватандаш - 2006. - № 11 .

197. Праздник башкирского народа // Вечерняя Москва. - 1955. - 7

июня.

198. Розанова, О.И. Драмбалет-взгляд из XXI века / О.И. Розанова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой. - 2016. - №1 (42). -С. 79-87.

199. Розанова, О.И. Обзоры. Рецензии. Выставки / О.И. Розанова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - 2017. - № 3 (50). -С. 156-158.

200. Розанова, О.И. Преемственнсть традиций и поколений / О.И. Розанова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - 2012. -№28 (2). - С. 35-47.

201. Розанова, О.И. Рождение литовского балетного искусства. / О.И. Розанова // Вестник Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой. - 2012. -№27 (1). - С. 333-342.

202. Садовская, Н. Молодой балет России / Н. Садовская // Советская Россия. - 1977. - 24 марта.

203. Саитов, С. Песнь сердца / С. Саитов // Театральная жизнь. - 1965. -№ 11. - С. 20-22.

204. Селемджина, Л.К премьере «Журавлиная песнь» / Л. Селемджина // Вечерняя Уфа. - 1977. - 27 ноября.

205. Серков, В. Двери дома открыты для всех/ В. Серков // Театральная жизнь. - 1978. - № 6. - С. 27.

206. Скурко, Е.Р. По мотивам народной легенды (о балете Р. Хасанова «Легенда о курае») / Е.Р. Скурко // Музыка России. - М., 1982.- Вып. 4. -С.189-199.

207. Смотр творчества башкирского народа // Советская культура. -1955. - 7 июня.

208. Степанов, О. Талантливый коллектив /О. Степанов // Театр. - 1963. - № 11. - С. 86-89.

209. Тагирова, М.А. Большой привет от Белоснежки / М.А.Тагирова // Вечерняя Уфа. - 2002. - 5 дек.

210. Тагирова, М.А. И вновь Щелкунчик. Размышления о премьере / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1976. - 17 апр.

211. Тагирова, М.А. К премьере / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1977.

- 15 окт.

212. Тагирова, М.А. Минувших дней очарованье / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1983. - 12 авг.

213. Тагирова, М.А. Молодое лицо балета / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1972. - 27 сент.

214. Тагирова, М.А. Образы, оставшиеся в памяти / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1981. - 19 марта.

215. Тагирова, М.А. Призвание / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1974.

- 20 ноября.

216. Тагирова, М.А. Рождение балерины /М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 1973. - 26 ноября.

217. Тагирова, М.А. Своё слово в искусстве / М.А. Тагирова // Советская Башкирия. - 1978. - 3 янв.

218. Тагирова, М.А. Человек вдохновения / М.А. Тагирова // Вечерняя Уфа. - 2000. - 29 февр.

219. Тагирова, М.А. Яркий, вдохновенный спектакль / М.А. Тагирова // Советская Башкирия. - 1972. - 15 янв.

220. Терегулов, Ш.А. Как дела у Терпсихоры? / Ш.А. Терегулов // Аксаковский дом. - 1999. - № 1. - С. 20-25.

221. Трофимова, И.А. Красота и грация / И.А. Трофимова // Ленинградская правда. - 1969. - 12 окт.

222. Труд и ещё раз труд // Удмуртская правда. - 1981. - 24 июля.

223. Тункель, А. Такова балетная жизнь / А. Тункель // Ленинец. - 1979.

- 1 мая.

224. Федоренко, Е. Нуреевские танцы / Е. Федоренко // Культура. -2012. - 8-14 июня.

225. Хайруллин, Р. Когда-то угловатая с виду девочка / Р. Хайруллин// Музыкальная жизнь. - 1966. - № 14. - С. 12-13.

226. Хайруллин, Р. Молодой танцовщик / Р. Хайруллин // Театральная жизнь. - 1962. - № 11. - С. 15.

227. Хайруллин, Р. Уфа / Р. Хайруллин // Театральная жизнь. - 1978. -№ 7. - С. 27.

228. Хуммаева, Г.Е. У истоков туркменского балета / Г.Е. Хуммаева // Вестник академии русского балета им. А.Я. Вагановой. - 2007. - № 2 (18). - С. 292-333.

229. Шарова, Е. Пираты взяли на абордаж Башкирский театр оперы и балета / Е. Шарова // Республика Башкортостан. - 2012. - 1 июня.

230. Шварц, Я. Колыбель русского балета / Я. Шварц // Московский большевик. - 1940. - 26 мая.

231. Шереметьевская, Н. Молодой балет России / Н. Шереметьевская // Музыкальная жизнь. - 1978. - № 12. - С. 19.

232. Anastasia und Eldar mit brillantem Soli // Vogtland-kultur. - 2009. - 12 dezember.

233. Von Lilian Klement. Ein Traum von «Schwanensee» // Kultur local. -2009. - 18 dezember.

Архивные документы

234. Личное дело Ф.А. Гаскарова. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

235. Приказ № 29а от 15 июня 1934 г. Архив Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Оп. 2. Ед. хр. 5.

236. Приказ № 30 от 26 июня 1934 г. Архив Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Оп. 2. Ед. хр. 6.

237. Приказ № 21 от 09 марта 1943 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

238. Приказ № 78 от 21 сентября 1939 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

239. Приказ № 81 от 25 сентября 1939 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

240. Приказ № 86 от 09 октября 1939 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

241. Приказ от 19 марта 1940 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

242. Приказ № 44 от 26 мая 1940 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

243. Приказ от 09 июня 1940 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

244. Приказ от 12 июня 1940 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

245. Приказ от 16 июня 1940 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

246. Приказ от 08 июля 1940 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

247. Приказ № 71 от 29 апреля 1953 г. Фонд музея Башкирского государственного театра оперы и балета.

Авторефераты диссертаций и диссертации

248. Балинская, О.В. Творчество балетмейстера Б.А. Фенстера в контексте развития советского балетного театра: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Балинская Ольга Валерьевна - Санкт-Петербург, 2017. - 27 с.

249. Гальцина, Н.В. Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Гальцина Наталья Васильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Петрозаводск, 2008. - 26 с.

250. Гендова, М.Ю. Феномен духовности в исполнительском искусстве артистов балета второй половины ХХ-ХХ1 века: автореферат дис. кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Гендова Марья Юрьевна. - Саратов, 2017. - 25 с.

251. Полисадова, О.Н. Театр Дягилева «Русский балет» (1912-1929 гг.): эстетические открытия и значение для сценического искусства ХХ века. Диссертация канд. искусствоведения / Полисадова Ольга Николаевна. - Санкт-Петербург. 2017. - 273 с.

252. Протасова, Л.И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца. Диссертация канд. искусствоведения / Протасова Лариса Иннокентьевна.- Улан-Удэ, 2007. - 163 с.

253. Янкаускас, А. Этапы формирования национального репертуара литовского балета: 17.00.09/ Янкаускас Александрас — Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. — Санкт-Петербург, 2017. — 26 с.

Неопубликованные документы

254. Балет Н. Сабитова «Люблю тебя, жизнь»: дипломная работа / Муталова Г.-Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова,1980.-59 с.

255. Балет Н. Сабитова «Гюльназира»: дипломная работа / Полубкова О.А.-Уфа: УГИИ им. З. Исмагилова, 1981.- 47 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.