Проблемы развития регионального балетного театра с середины 1950-х годов по настоящее время: на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Предеина, Татьяна Борисовна

  • Предеина, Татьяна Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 240
Предеина, Татьяна Борисовна. Проблемы развития регионального балетного театра с середины 1950-х годов по настоящее время: на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2013. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Предеина, Татьяна Борисовна

Оглавление

Введение

Глава 1. Научно-методологические основы исследования

творческого развития региональных балетных театров

1.1. Основные подходы к периодизации развития отечественного балета

1.2. Творческая индивидуальность балетного театра: признаки

и факторы, влияющие на ее формирование

Глава 2. Возникновение и особенности творческого развития Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки

2.1. Характеристика основных этапов развития балета в Челябинске

2.2. Особенности творческой индивидуальности Челябинского

балетного театра

Глава 3. Роль балетмейстеров и труппы в формировании творческой индивидуальности Челябинского театра оперы и балета

3.1. Вклад балетмейстеров в творчество театра

3.2. Влияние сотворчества балетмейстеров и труппы на развитие

челябинского балета

Глава 4. Характер репертуарной политики театра

4.1. Классическое наследие как фактор формирования творческого потенциала театра

4.2. Новаторство в творчестве труппы Челябинского балетного

театра

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития регионального балетного театра с середины 1950-х годов по настоящее время: на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки»

Введение

Танец играет огромную роль в развитии культуры человечества. Доказано, что ранние формы танца даже предшествовали человеческой речи1. Искусство танца было всегда важным для любого народа во все времена. Можно сказать, что начиная с XX в. осуществлялся интенсивный творческий поиск новых выразительных средств танца, созвучных времени. Одновременно с этим сохранялось бережное отношение к накопленному за столетия творческому наследию в искусстве хореографии, осмыслению его с точки зрения ценностей настоящей эпохи. С этих позиций и был осуществлен выбор темы диссертации.

Актуальность темы исследования продиктована рядом моментов. Во-первых, значимостью балета, как искусства, которая огромна. В настоящее время балет заслуженно занимает одно из важных мест в мировой культуре.

Во-вторых, балет в разных странах, включая Россию, имеет свои национальные и исторические особенности и продолжает динамично развиваться. Появляются новые пластические формы хореографии, оригинальные виды танца, творчески переосмысливается классическое наследие. Все это требует глубокого научного анализа для дальнейшего творческого применения балетными театрами.

В-третьих, в современной России балетное искусство является одной из важнейших составляющих общей культуры нашей страны и своего рода неотъемлемой частью ее имиджа. Столь высокая значимость балетного искусства, особенности его развития обусловили повышенное внимание к нему со стороны культурологии, философии, психологии и других наук. Разрабатываются многие проблемы теории и истории танца. Результаты искусствоведческого анализа деятельности балетных коллективов представляют для этих наук профессиональный интерес.

В-четвертых, в настоящее время существует очевидное противоречие между необходимостью определения тенденций развития балетного

1 Королева Э. А. Рашшс формы танца. Кишинев: Штшшца, 1977. С. 29-30

искусства в стране и незначительным количеством исследований, посвященных региональным балетным театрам, наличием практической необходимости выявления основных тенденций и проблем в деятельности балетных коллективов в субъектах Российской Федерации, определением перспективных направлений развития балетного искусства на региональном уровне. Изучение деятельности региональных трупп позволяет определить тенденции развития балетного искусства в России и способствует созданию развернутой картины общего процесса в истории отечественного балета.

В этой связи представленная диссертация является одним из важных шагов в данном направлении. В ней впервые сделана попытка исследовать создание и деятельность балетной труппы Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки (ЧГАТОБ).

Степень изученности проблемы. История отечественного балета в настоящее время активно пополняется научными исследованиями. Отечественные искусствоведы, критики, театроведы и балетоведы главным образом делают акцент на вопросах истории танцевального искусства и балетного театра, общей теории балета и проблемах его развития, а также изучении национальных форм и отдельных видов танца. При этом для ученых приоритетным остается исследование истории и творчества столичных театров, деятельности виднейших хореографов и признанных мастеров балета. Значительный вклад в разработку общетеоретических аспектов отечественного балета внесли Ю. А. Бахрушин, В. М. Красовская, Ю. И. Слонимский, С. Н. Худеков, II. II. Вашкевич, Л. Д. Блок, Е. Я. Суриц, Н. И. Эльяш, Э. И. Шумилова, Г. В. Беляева-Челомбитько, М. К. Леонова В. В. Ванслов, Н. Е. Аркина, А. П. Демидов, Б. А. Львов-Анохин, Н. Н. Аловерт, В. М. Гаевский, Е. П. Белова, С. Г. Иванова, Н. Н. Зозулина, Л. И. Абызова, В. И. Уральская, Г. Н. Добровольская, А. А. Соколов-Каминский и др.

Отметим большую научную ценность ряда исследований по отдельным проблемам теории балета, таким как роль музыки, изобразительных искусств и драматургии в балете: крупнейших специалистов в этой области

IO. Б. Абдокова, С. В. Катоновой, А. В. Занковой, С. В. Наборщиковой, Г. Г. Тигранова, Д. В. Житомирского, Б. В. Асафьева, Ю. Ф. Фанера, Ю. И. Слонимского, П. М. Карпа, В. В. Ванслова, К. А. Кропотовой, Т. В. Портновой.

Проблемы выразительности, современной тематики, традиций и новаторства и другие анализируются в трудах Э. И. Шумиловой, В. В. Ванслова, О. Н. Макаровой, О. А. Петрова.

Бесценным материалом по обобщению личного балетмейстерского и педагогического опыта остаются и сегодня работы Г. Д. Алексидзе, Р. В. Захарова, Ф. В. Лопухова, М. И. Петипа, Ж. Ж. Новерра. Значение имеют мемуарные труды и воспоминания танцовщиков, балетмейстеров и критиков о современном им балетном театре - С. С. Холфиной, М. М. Михайлова, М. Бежара, 10. С. Зорича, JI. М. Лавровского.

В искусствоведческой литературе существуют издания, посвященные анализу отдельных спектаклей - работы М. Е. Константиновой, Г. Н. Добровольской, А. П. Демидова, В. А. Тейдера, В. Н. Кулагиной, Г. Н. Прибылова. Ценный материал представляет справочная и энциклопедическая литература.

Исследованию психологии творческой деятельности и психологических характеристик творческих личностей, акмеологических аспектов художественно-творческой деятельности посвящены работы В. Г. Зазыкина, Е. П. Варламовой, Л. М. Митиной, Е. В. Токаревой, О. С. Соболевой, Е. В. Фетисовой. Танец привлекается в качестве иллюстраций при исследовании конкретных эстетических проблем в общеэстетической литературе - в трудах Ю. Б. Борева, Е. К. Луговой, Р. А. Куренковой, В. В. Ванслова.

Отдельной группой можно выделить учебные пособия и работы известных педагогов по методике преподавания классического танца -А. Я. Вагановой, А. М. Мессерера, Н. И. Тарасова, П. А. Пестова; исторического танца - Н. П. Ивановского, М. В. Васильевой-Рождественской,

И. А. Ворониной, А. Н. Шульгиной; дуэтного танца - Н. Н. Серебренникова; характерного танца - Н. М. Стуколкиной, А. В. Лопухова, А. Г. Богуславской и балетмейстерского искусства - Р. В. Захарова, И. В. Смирнова, В. Ю. Никитина, Г. Д. Алексидзе, Д. Зайфферта.

Несмотря на наличие обширной научной литературы по вопросам балетного искусства, деятельность региональных балетных театров в настоящее время не получила должного научного исследования. В этих трудах региональные балетные театры не являются отдельным объектом исследования, а рассматриваются как один из элементов балетного искусства страны в целом. Отражение их деятельности дается фрагментарно и не всегда системно, без глубокого анализа творческого потенциала коллектива. Между тем именно в региональных театрах в течение многих лет формировалась культура периферийного зрителя, и большая часть населения России получает представление о хореографическом искусстве благодаря региональным балетным театрам.

Количество публикаций и исследований непосредственно о творчестве региональных музыкальных и балетных театров невелико. Монография Л. М. Бобкова посвящена становлению профессионального балета в Перми и Свердловске с момента возникновения первых трупп до 1941 г. В книге театрального критика В. В. Ромма дана оценка творческого пути Новосибирского театра оперы и балета . Есть научные исследования о Бурятском, Карельском, Казахском и некоторых других музыкальных и

л

балетных театрах .

О региональных театрах существуют труды, интересные с познавательной точки зрения. Работа театрального критика С. П. Чуянова

2 Бобков Л. М. Балет Урала (до 1941 года). Пермь: Перм. кн., 2003; Ромм В. В. Большой театр Сибири. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990.

3 Гальцина Н. В. Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.: дне. ... канд. искусствоведения. Петрозаводск, 2008; Колнецкая О. Ю. Бурятский балет 1950 - первой половины 1970-х годов: к проблеме жанра: дне.... канд. искусствоведения. Красноярск, 2003.; Шестидесятая А. В. Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI века: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2010; Сарынова Л. П. Балетное искусство Казахстана / Акад. наук КазССР. Ин-т лит. и искусства. Алма-Ата, 1976.

состоит из очерков о творческой деятельности Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. В сборнике Л. Е. Гольштейн и В. И. Ждановой показана история развития музыкального искусства в Куйбышеве. В фотоальбоме публициста Л. Н. Деменевой даны иллюстрированные страницы событийных этапов Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. В книге Н. А. Жиленко собрана значительная фактологическая и справочная информация, уникальный фотографический материал о Башкирском балете4. Названные работы имеют преимущественно документальный или научно-популярный характер. Задача дать искусствоведческий анализ деятельности театров этими авторами не ставилась.

В настоящее время не существует специальной монографии о творческой деятельности Челябинского государственного академического театра оперы и балета. Проведенный по данному вопросу анализ литературы показал, что есть ряд работ и публикаций, в которых рассматриваются только отдельные аспекты его истории и творческой деятельности.

В диссертации О. Ю. Ивановой5 Челябинский театр оперы и балета рассмотрен как ведущий центр эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения. Целыо этого исследования являлось раскрытие феномена музыкального театра для детей и подростков, осмысление его роли и места в духовном мире формирующейся личности. Хронологические рамки работы охватывают период с 1956 по 1997 г. В монографии II. А. Терентьевой рассматриваются социокультурные аспекты функционирования балета в художественной культуре города Челябинска6.

4 Чуянов С. П. Сотворение театра: Нижегородский академический театр оперы и балета имени Л. С. Пушкина на рубеже столетий. Н. Новгород: РИ Бегемот, 2007; Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета. Куйбышев, 1981; Деменева Л. Н. Пермские сезоны, или 130 лет и один день Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского. Пермь: Кн. мир, 2001; Жиленко II. Л. Граи-па Башкирского балета. Уфа: Новый стиль, 2007.

5 Иванова 0.10. Роль музыкального театра в становлении подрастающей личности (из опыта работы Челябинского театра оперы и балета): дне. ... канд искусствоведения. Екатеринбург, 1998.

6Терентьева Н. А. Искусство балета: историко-семиотический и социокультурный анализ: моногр. Челябинск: Энциклопедия, 2012.

В книге театроведа К. И. Антоновой, посвященной театрам Челябинска, одна из глав содержит обзор главных этапов истории Челябинского оперного театра. В статье профессора Л. Д. Ивлевой, написанной к 50-летию Челябинского театра оперы и балета, дан краткий экскурс в его историю. Достижения челябинской балетной труппы в книге искусствоведа Т. В. Вольфович и историка И. В. Сибирякова показаны в контексте творческой судьбы челябинской балерины Г. М. Борейко. В энциклопедических и справочных изданиях о культуре Южного Урала, размещены документально-информативные материалы о Челябинском оперном театре и его балетной труппе. В монографии музыковеда Т. М. Синецкой исследуется деятельность Челябинской филармонии, где затронуты и вопросы творчества театра оперы и балета. В книге театроведа Е. Я. Луцкой, посвященной ведущей балерине Большого театра С. Д. Адырхаевой, есть упоминание о Челябинском театре в связи с тем, что свой творческий путь танцовщица начинала на его сцене в 1956 г. В биографическую книгу-альбом о творчестве хореографа К. С. Уральского вошли статьи и рецензии о спектаклях, поставленных им в Челябинском театре оперы и балета .

Наряду с названными исследованиями существуют также публикации в

В 9

центральных и местных СМИ , брошюры, буклеты, фотоальбомы , т. е. информационные материалы, которые можно отнести в разряд источников.

Таким образом, мы видим, что в литературе, посвященной исследуемой теме, акцент сделан на общей характеристике театра, оценке отдельных спектаклей и творчестве известных исполнителей. В названных работах,

7 Антонова К. И. Ложа бенуар № 2. Челябинск: Т. Лурье, 2008; Ивлева Л. Д. Челябинский балет // Педагогический опыт и мастерство хореографа. Челябинск: ЧГАКИ, 2010. С. 284—291; Вольфович Т. В., Сибиряков И. В. Моя судьба меня хранила: Творческий путь балерины Галины Борейко. Челябинск: ЮУрГУ, 2008; Синецкая Т. М. Челябинская филармония: люди и время (1937-2007 п\). Челябинск: М-во культуры Чел. обл., 2007; Луцкая Е. Л. Балерина Светлана Адырхаева. Владикавказ, 1998; Хореограф Константин Уральский. М.: Студия «Мохин Дизайн», 2013.

8 Публикации в федеральной и местной печати указаны в списке литературы.

9 Антонова К. И. Челябинский оперный. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1967; Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Челябинск: 2-я тип. изд-ва «Наука», 1988; Конышева Е. В. Театр оперы и балета им. М. И. Глинки. Челябинск: Камеи, пояс, 2008. Т. 6. С. 450^155.

имеющих документальный характер, нет анализа процесса создания, основных этапов и направлений деятельности Челябинского балетного театра, оценки потенциала труппы и хореографов, характеристики его творчества.

Степень изученности проблемы определила объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объектом диссертационного исследования является балетное искусство в регионах Российской Федерации.

Предметом исследования выступает балетный театр в Челябинске.

Цель исследования - анализ процесса возникновения и деятельности регионального театра, особенности его формирования и творческого своеобразия на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки.

Задачи исследования:

- обосновать критерии периодизации балетного искусства в региональных театрах России советского и постсоветского периода;

- выявить и уточнить критерии оценки творческой деятельности регионального балетного театра нашей эпохи, обозначить наиболее важные моменты, характеризующие его художественный облик;

- рассмотреть процесс становления Челябинского театра и выделить основные этапы его творческого развития;

- выявить индивидуальные творческие особенности Челябинского балетного театра.

Хронологические рамки исследования охватывают историю Челябинского государственного академического театра оперы и балета с момента его открытия в 1956 г. и до настоящего времени.

Основной рабочей гипотезой исследования является положение о том, что региональный балетный театр создается и осуществляет свое творчество под воздействием нескольких внутренних и внешних факторов. На него влияет внешняя среда: экономическая и политическая обстановка в стране,

создающая благоприятные или неблагоприятные условия для творческой деятельности и зрительского спроса. Внутренним фактором, оказывающим непосредственное влияние на творчество театра, являются уровень и характер сотворчества балетмейстера и артистов труппы, их профессионализм.

На формирование исследовательской позиции автора и концепции данного исследования существенное влияние оказали научные подходы и взгляды виднейших историков, теоретиков и практиков балетного искусства: Л. Д. Блок, Ю. И. Слонимского, В. В. Ванслова, II. И. Эльяша, Ю. А. Бахрушина, Е. Я. Суриц, В. М. Красовской, II. Н. Вашкевича, Б. А. Львова-Анохина,

A. А. Соколова-Каминского, Г. Н. Добровольской, II. Н. Зозулиной, И. В. Ступникова, Е. Л. Луцкой, Н. Е. Аркиной, Г. В. Беляевой-Челомбитько,

B. И. Уральской, К. Я. Голейзовского, Р. В. Захарова, Л. М. Лавровского, Ф. В. Лопухова, М. М. Фокина и др. Работы этих авторов позволяют выяснить, как практика танцевального искусства соотносится с историческими ценностями и традициями общества, как меняющееся содержание жизни определяло смену выразительных средств танца.

Теоретико-методологическим основанием диссертации являются принципы историзма в отечественном балетоведении и театроведении, а также сложившаяся методика анализа театрального спектакля.

Театр, как объект искусствоведческого анализа, отличается высоким уровнем сложности своей организации и деятельности. Поэтому в диссертации применен принцип комплексности, который предполагает использование различных методов исследования. В этой связи в работе использовались исторический и компаративный методы. При работе над темой учитывалось воздействие на процесс формирования и деятельности балетного коллектива социальных и социокультурных факторов, а также влияние изменений в политической и экономической системах страны (переход от одного политического и экономического строя к другому), принимались во внимание роль творческих личностей (хореографов,

артистов, педагогов), результаты творчества (спектакли, роли), восприятие результатов творчества (отношение зрителей, критиков).

Для оценки творческого своеобразия балетного театра в диссертации использована собственная исследовательская модель. В ее основе лежит метод экспертной оценки (метод Дельфи) с элементами сравнительного анализа. С его помощью творческая индивидуальность театра оценивается по двум параметрам: факторы, влияющие на ее формирование, и признаки, ее характеризующие. В качестве экспертов при оценке творчества Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки были привлечены его 27 известных и авторитетных работников, которые фактически создавали историю местного балета.

В источниковой базе исследования значительное место занимают архивные материалы о деятельности Челябинского театра оперы и балета, в частности: фонды Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО); документы текущего архива ЧГАТОБ, личных архивов артистов театра, особенно записи народного артиста РСФСР Н. Д. Гриченко; беседы с артистами и балетмейстерами, работавшими в труппе челябинского балета на разных этапах его деятельности, а также собственный архив автора диссертации, в котором содержатся афиши, буклеты и рецензии спектаклей, поставленных в Челябинском театре.

Основные научные результаты, полученные автором, и научная новизна работы. При исследовании темы диссертации был изучен следующий круг проблем, не получивший до этого достаточной научной интерпретации, и предложены пути их решения:

- разработана периодизация истории развития балетного театра в Челябинске с 1956 г. по настоящее время;

- введены в научный оборот новые архивные материалы, которые позволили документально восстановить создание музыкального театра и

балетной труппы в Челябинске, раскрыть особенности функционирования балетного коллектива в советский период;

- раскрыто содержание основных этапов развития балетного искусства в Челябинске;

- предложена собственная модель исследования творческой индивидуальности балетного театра. В ее рамках был определен перечень базовых факторов, формирующих творческую индивидуальность театра, их значимость и критерии, по которым она определяется;

- впервые составлен и систематизирован репертуар балетной труппы за весь период ее существования с 1956 г. по настоящее время;

- исследовано содержание репертуарной политики Челябинского балетного театра и выявлены основные тренды ее развития;

- определены роль балетмейстеров (художественных руководителей) и труппы, их вклад в формирование творческого потенциала театра на разных этапах его истории;

- дана общая характеристика творческой индивидуальности Челябинского театра, сложившаяся за годы его деятельности;

- впервые систематизированы и обобщены данные, характеризующие такие важные направления деятельности театра, как работа балетмейстеров (их автобиографические данные, результаты творчества, периоды работы в театре); творчество артистов труппы (бенефисы, участие в спектаклях и фестивалях, наличие наград и званий), репертуарная политика театра за весь период его деятельности, данные социологических опросов и анкетирования зрительской аудитории, статистика посещаемости спектаклей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что научные результаты и методические подходы, которые содержит диссертация, могут являться основой для дальнейшего изучения проблем деятельности и творческого развития региональных балетных театров.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий, специальных и

лекционных курсов по дисциплинам: «История театра», «История отечественного балета», «История хореографического искусства» в высших, средних и специальных учебных заведениях.

Результаты диссертационной работы уже успешно применяются в учебном процессе Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ) при подготовке кадров по специальности «Искусство хореографа». В частности, студентам читается курс «Балетный театр на Урале». Итоги исследования также использованы при формировании и систематизации архивных фондов ЧГАТОБ им. М. И. Глинки.

Результаты и выводы диссертационного исследования получили отражение в 15 публикациях автора, включая 5 статей в изданиях, рекомендованных ВАК (общим объемом 8 п. л.). Основные положения и результаты работы были изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях10, апробированы на методологических семинарах в Челябинской государственной академии культуры и искусств и Московской государственной академии хореографии, включены в программу учебных занятий в ЧГАКИ.

10 XXXI научно-практнческая конференция профессорско-преподавательского состава Челябинской государственной академии культуры и искусств «Культура искусство - образование. Новые аспекты в синтезе теории и практики» (Челябинск, 8 февр. 2010 г.); VII конференция студентов и аспирантов МГАХ (Москва, 19 апр. 2010); XXVII Международная научно-практнческая конференция Уральского социально-экономического института Академии труда и социальных отношений «Социально-экономическое развитие России в посткризисный период: национальные, региональные и корпоративные аспекты» (Челябинск, 31 марта - 1 апр. 2010 г.); XXXII научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Челябинской государственной академии культуры и искусств «Культура - искусство - образование: сохранение традиций и новаторство» (Челябинск, 8 февр. 2011 г.); XXX международная научно-практическая конференция «Социально-экономические, гуманитарные и политические тренды глобализации» (Челябинск, 26 марта - 4 апр. 2013 г.); Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Методология обучения и воспитания в хореографии» (Ханты-Мансийск, 1 апр. - 30 мая 2013 г.).

Глава 1. Научно-методологические основы исследования творческого развития региональных балетных театров

1.1. Основные подходы к периодизации истории развития отечественного балета

В XX столетии Россия прошла сложный путь исторического развития, включающий революции и мировые войны, который всецело отразился на развитии отечественной культуры. Современная российская культура «органически связана со всеми предшествующими ее периодами»11. Неразрывность истории российской культуры обеспечивает сохранение и преумножение культурного наследия страны, что подтверждено в исследованиях ряда авторов12. Этот факт учитывается при изучении различных видов творчества.

В научных трудах по проблемам балетного искусства России можно выделить три подхода к периодизации его истории. Доминирующую позицию занимает общепризнанная периодизация отечественной культуры, в которой балет рассматривается как ее важная составляющая часть. Попытка обосновать периодизацию собственно балета принадлежит академику В. В. Ванслову. В некоторых случаях при анализе творчества балетных театров, используется периодизация истории отдельных творческих коллективов. Каждый из названных подходов имеет обоснование, свои сильные и слабые стороны.

В современной общепризнанной периодизации отечественной культуры специалисты традиционно выделяют следующие периоды:

I. 1917-1920-е гг.;

II. 1930-е - начало 50-х гг.;

III. Середина 50-х - 60-е гг.;

IV. Конец 60-х - середина 80-х гг.: период «застоя»;

11 История культуры IX - XX вв.: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2003. С. 462.

12 Грушевицкая Т. Г. Культурология: учебник. М.: Юннти-Дана, 2007; Кравченко А. И. Культурология: учебник. М.: Проспект, 2007; Культурология. История мировой культуры: учебник. М.: Юннти-Дана, 2007.

V. 1985-1991 гг.: период перестройки;

VI. После 1992 г.: культура постсоветского периода.

Развитие балета в каждый из этих периодов характеризуется своими проблемами, достижениями и условиями, в которых работали творческие коллективы.

Первый период становления советского балета охватывает время с 1917 по 1920 г. Эти годы были особенно трудным для страны и отечественной культуры. Представители Пролеткульта считали балет буржуазным искусством, искусством для аристократии. Однако в лице наркома просвещения А. В. Луначарского балет нашел авторитетного защитника, доказавшего «...необходимость сохранения Большого театра и его балета как прекрасного инструмента, доставшегося в наследство от прошлого, на котором со временем можно будет исполнять произведения революционной

13

эпохи» . В таких условиях перед зарождающимся советским балетом встали две ключевые проблемы: сохранить классическое наследие русского, императорского балета и создать новое искусство, созвучное революционной современности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Предеина, Татьяна Борисовна, 2013 год

Раздел 2. Список литературы

П.Абдоков, Ю. Б. Музыкальная поэтика хореографии: Пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора: монография / Ю. Б. Абдоков. - Москва: МГАХ: РАТИ -ГИТИС, 2009. - 272 с.

12.Абызова, Л. И. Творчество балетмейстера И. Д. Вельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950-1960 годов: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Л. И. Абызова. - Санкт-Петербург, 2006. -229 с.

13.Алексидзе, Г. Д. Школа балетмейстера: учеб. пособие / Г. Д. Алексидзе. -Москва: РАТИ - ГИТИС, 2011. - 104 с. - (Уроки мастера).

14.Алексидзе, Г. Д. Балет в меняющемся мире / Г. Д. Алексидзе. - Санкт-Петербург: Композитор, 2008. - 168 с.

15.Аловерт, Н. Борис Эйфман: вчера, сегодня... / Н. Аловерт. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2012. - 144 с. - Прилож.: статьи А. Дегена.

16. Аловерт, Н. «Одних - прощенье, кара ждет других»... / Н. Аловерт // Линия.-2006.-№8.- С. 14-15.

17. Антонова, К. Балетная труппа Челябинского театра оперы и балета / К. Антонова//Балет. - 1997.-№5.-С. 14-17.

18. Антонова, К. Зодчие театра / К. Антонова, С. Чадов // Балет. - 2006. - № 5. - С. 34-36.

19. Антонова, К. Зодчие театра / К. Антонова, С. Чадов // Балет. - 2007. - № 1.-С. 26-28.

20.Антонова, К. И. Ложа бенуар № 2 / К. И. Антонова. - Челябинск: Т. Лурье, 2008. - 320 с.

21.Антонова, К. И. Театр оперы и балета / К. И. Антонова, С. И. Чадов // Челябинская область: энцикл.: в 8 т. / гл. ред. К. Н. Бочкарев. -Челябинск, 2006. - Т. 6: Си - Ф. - С. 450-455.

22. Антонова, К. И. Челябинский оперный / К. И. Антонова, Г. К. Дмитрии. -Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1967. - 106 с.

23.Антонова, К. Классический балет есть замок красоты / К. Антонова // Деловой Урал. - 1999. - 4 июня.

24.Аркина, Н. Е. Артисты балета: время, роли, стиль / Н. Е. Аркина. -Москва: Знание, 1984. - 56 с.

25.Аркина, Н. Е. Советские балетмейстеры: новые имена / Н. Е. Аркина. -Москва: Знание, 1979. - 46 с.

26.Армашевская, К. Н. Балетмейстер Вайнонен / К. Н. Армашевская, Н. В. Вайнонен. - Москва: Искусство, 1971. - 279 с.

27.Асафьев, Б. В. О балете: Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б. В. Асафьев. - Москва: Музыка, 1974. - 296 с.

28.Багдасарьян, II. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. - Москва: Юрайт, 2010.-588 с.

29.Балет: энциклопедия / гл. ред. 10. Н. Григорович. - Москва: Совет, энцикл., 1981. - 623 с.

30.Барыкина, JI. [Б. н.] / JI. Барыкина // Вечерний Челябинск. - 2008. -29 марта.

31.Бахрушин, 10. А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. - 2-е изд. -Москва: Просвещение, 1973. - 310 с.

32.Бежар, М. Мгновение в жизни другого (книга 1). Чьей жизни (книга 2): мемуары / М. Бежар. - Москва: Русская творческая палата, 1998. - 240 с.

33.Белова, Е. П. Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева / Е. П. Белова. - Москва: Март, 1997. - 335 с.

34.Беляева-Челомбитько, Г. В. Балет: эпоха soviética (1917-1991 гг.): учеб. пособие / Г. В. Беляева-Челомбитько. - Москва: Ун-т Н. Нестеровой, 2005.-298 с.

35.Блок, JI. Д. Классический танец: История и современность / JI. Д. Блок. -Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

36.Бобков, JI. М. Балет Урала (до 1941 года): монография / Л. М. Бобков-Пермь: Пермская книга, 2003. -143 с.

37.Богданов-Березовский, В. М. Статьи о балете / В. М. Богданов-Березовский. -Ленинград: Советский композитор, 1962. -207 с.

38.Богуславская, А. Г. Народно-сценический танец: учеб. пособие / А. Г. Богуславская. - Москва: МГАХ, 2005. - Ч. 3. - 208 с.

39.Боже, В. С. Гастрольная афиша Челябинска 1941-1945 гг. / В. С. Боже // Исторические чтения: материалы науч. конф., посвящ. 60-летию Великой победы «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной» / сост. Э. Б. Дружинина, И. А. Казанцев. - Вып. 9. -Челябинск, 2005. - С. 236-288.

40.Борев, 10. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - 4-е изд., доп. - Москва: Высшая школа, 2002. - 511 с.

41.Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург: Лань, 2002. - 192 с.

42.Вайнштейн, Л. Тринадцать роз / Л. Вайнштейн // Челябинский рабочий. -1966.-25 нояб.

43.Ванслов, В. Зачем мы живем, зачем страдаем... Рахманинов и Чехов в балете / В. Ванслов // Балет. - 2010. - № 5. - С. 16-18.

44.Ванслов, В. К вопросу о периодизации истории русского балета после 1917 года/В. Ванслов//Балет. - 1997.-№ 1.-С. 49-50.

45.Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии / В. В. Ванслов. -2-е изд., доп. - Москва: Искусство, 1971. - 303 с.

46.Ванслов, В. В. В мире балета / В. В. Ванслов. - Москва: Анита-Пресс, 2010.-296 с.

47.Ванслов, В. В. Волшебник театральной сцены: Художник Вирсаладзе / В. В. Ванслов. - Москва: Театралис, 2008. - 240 с.

48.Ванслов, В. В. О балете / В. В. Ванслов. - Москва: Знание, 2006. - 160 с.

49.Ванслов, В. В. Отзвуки минувшего. Искусство жить в прошедшем веке /

B. В. Ванслов. - Москва: Знание, 2003. - 224 с.

50.Ванслов, В. В. Статьи о балете: музыкально-эстетические проблемы балета / В. В. Ванслов. - Ленинград: Музыка, 1980. - 192 с.

51.Ванслов, В. В. Хореограф Юрий Григорович / В. В. Ванслов. - Москва: Театралис, 2009. - 232 с.

52.Варламова, Е. П. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход / Е. П. Варламова,

C. Ю. Степанов. - Москва: ИП РАН, 2002. - 256 с.

53.Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец: учеб. пособие / М. В. Васильева-Рождественская. - 2-е изд., пересмотр. -Москва: Искусство, 1987. - 382 с.

54.Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2009. - 192 с.

55.Витвитцкий, Н. Дерзающая юность / Н. Витвитцкий // Музыкальная жизнь. - 1966. - № 18. - С. 5-6.

56.Вихрева, Н. А. Сохранение и реконструкция авторской хореографии: методы фиксации и расшифровки: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.01 / Н. А. Вихрева; Рос. акад. театр, искусства (ГИТИС). - Москва, 2008. - 22 с.

57.Владимир Бурмейстер: сборник / сост. В. И. Уральская, Н. А. Вихрева, Г. В. Иноземцева; ред. Г. В. Иноземцева. - Москва: Редакция журнала «Балет», 2001. - 303 с.

58.Волынский, А. Л. Книга ликований: Азбука классического танца / А. Л. Волынский; подготовка текста, вступ. ст. и коммент. В. Гаевского. -Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1992. - 299 с.

59.Вольфович, Т. За кулисами счастья / Т. Вольфович // Культура. - 2010. -15-21 июля.

60.Вольфович, Т. Александр Мунтагиров / Т. Вольфович // Советский балет. -№5.-1991.-С. 21-22.

61.Вольфович, Т. Гойя как мир и представление / Т. Вольфович // Балет. -№ 4. -2007. -С. 18-20.

62.Вольфович, Т. В. Моя судьба меня хранила: Творческий путь балерины Галины Борейко / Т. В. Вольфович, И. В. Сибиряков. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008.- 156 с.

63.Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном ВУЗе: сб. науч. трудов / М-во культуры РСФСР; Государственный институт театрального искусства. - Москва, 1980. - 184 с.

64.Воронина, И. А. Историко-бытовой танец: учеб.-метод. пособие / И. А. Воронина. - Москва: Искусство, 1980. - 128 с.

65.Вохминцев, В. На столичной сцене / В. Вохминцев // Челябинский рабочий. - 1966. - 10 июля.

бб.Вызго, Т. «Цветок счастья» / Т. Вызго // Музыкальная жизнь. - 1960. -№ 15.-С. 7.

67.Гаевский, В. М. Дом Петипа: монография / В. М. Гаевский. - Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2000. - 432 с.

68.Гаевский, В. М. Хореографические портреты / В. М. Гаевский; СТД РФ. -Москва: Артист. Режиссер. Театр, 2008. - 607 с.

69.Гальцина, Н. В. Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Н. В. Гальцина; Санкт-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов. - Петрозаводск, 2008. - 262 с.

70.Генделева, Ю. Д. Музыкальный театр Карелии: очерк истории / Ю. Д. Генделева. - Петрозаводск: ПетроПресс, 2009. - 240 с.

71.Гоголь, Н. В. Избранные статьи и письма: Т. 6. / Н. В. Гоголь. - Москва: Гос. изд. худ. лит-ры, 1950. - 465 с.

72.Горюк, О. На сцене Челябинского театра оперы и балета состоялась премьера «Щелкунчика» / О. Горюк//Челябинский рабочий. -2013. - 1 апр.

73.Горюк, О. Рождение балета / О. Горюк // Челябинский рабочий. - 2006. -8 июня.

74.Грушевицкая, Т. Г. Культурология: учебник / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2007. -688 с.

75.Деген, А. Б. Мастера танца. Материалы к истории Ленинградского балета. 1917-1973 / А. Б. Деген, И. В. Ступников. - Ленинград: Музыка, 1974.-246 с.

76.Деген, А. Б. Ленинградский балет. 1917-1987: слов.-справ. / А. Б. Деген, И. В. Ступников. - Ленинград: Совет, композитор, 1988. - 264 с.

77.Деменева, Л. Н. Пермские сезоны, или 130 лет и один день Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского: альбом / текст и подбор ил. Л. Н. Деменевой. - Пермь: Книжный мир, 2001. - 192 с.

78.Демидов, А. П. «Лебединое озеро» / А. П.Демидов. - Москва: Искусство, 1985.-366 с.

79.Демидов, А. П. Золотой век Юрия Григоровича / А. П. Демидов. -Москва: Эксмо: Алгоритм, 2006. - 397 с.

80.Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. -Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 256 с.

81.Деркач, A.A. Психология развития профессионала: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. - Москва: РАГС, 2000. - 124 с.

82.Дмитриева, К. Гимн борьбе и свободолюбию / К. Дмитриева // Челябинский рабочий. - 1974. - 12 мая.

83.Добровольская, Г. Н. «Щелкунчик» / Г. Н. Добровольская. - Санкт-Петербург: Российский институт истории искусств, 1996. - 201 с.

84.Добровольская, Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская. -Ленинград: Искусство, 1975. - 128 с.

85.Добровольская, Г. Н. Федор Лопухов / Г. Н. Добровольская; Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. - Ленинград: Искусство, 1976. - 320 с.

86.«Жар-птица» и «Петрушка» И. Ф. Стравинского / под ред. Ю. О. Слонимского; сост. Г. П. Добровольская. - Ленинград: Музгиз, 1963.-56 с.

87.Жиленко, Н. А. Гран-па Башкирского балета / Н. А. Жиленко. - Уфа: Новый стиль, 2007. - 120 с.

88.Житомирский, Д. В. Балеты Чайковского / Д. Житомирский. - Москва: МУЗГИЗ, 1957.- 118 с.

89.Журавлева, О. В челябинском балете - ренессанс / О. Журавлева // Вечерний Челябинск. - 1995. - 23 нояб.

90.Зазыкин, В. Г. Психология творчества: учеб. пособие / В. Г. Зазыкин; Междунар. акад. акмеол. наук. - Москва: У нив. книга, 2008. - 170 с.

91.3айфферт, Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа: учеб. пособие / Д. Зайфферт; пер. с нем. В. Штакенберга. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2012. - 128 с.

92.3анкова, А. В. Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века: дис ... канд. искусствоведения: 17.00.02. / А. В. Занкова. - Москва, 2008. - 230 с.

93.Захаров, Р. В. Записки балетмейстера / Р. В. Захаров. - Москва: Искусство, 1976. - 351 с.

94.3ахаров, Р. В. Слово о танце / Р. В. Захаров. - Москва: Молодая гвардия, 1977.- 159 с.

95.Захаров, Р. В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - 2-е изд. - Москва: Искусство, 1983. - 235 с.

96.3орич, Ю. С. Магия русского балета / Ю. С. Зорич. - Пермь: Звезда, 2004. - 304 с.

97.Иванова, О. Ю. Роль музыкального театра в становлении подрастающей личности: Из опыта работы Челябинского театра оперы и балета: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / О. Ю. Иванова. - Екатеринбург, 1998.- 160 с.

98.Ивановский, Н. П. Бальный танец XVI - XIX веков / Н. П. Ивановский. -Калининград: Янтарный сказ, 2004. - 207 с.

99.Ивлева, Л. Д. Челябинский балет (пути развития и проблемы) / Л. Д. Ивлева // Педагогический опыт и мастерство хореографа: сборник науч. трудов / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. -С. 284-291.

ЮО.Игорев, A. BELLE EPOQE от Юрия Бурлака / А. Игорев // Балет. -2009. -№2.-С. 44^5.

101.История культуры IX - XX вв.: учеб. пособие для студентов ист. фак. вузов / В. С. Шульгин и др.; под ред. Л. В. Кошман. - 4-е изд., испр. -Москва: Дрофа, 2003. - 480 с.

102. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить: очерки / редкол.: Д. Б. Перчик и др. - Челябинск: Камен. пояс, 2005. - 320 с.

103. Калинин, Р. Гойя XXI века / Р. Калинин // Известия. - 2009. - 19-21 февр.

104. Калиш, В. Я. Театральная вертикаль / В. Я. Калиш. - Москва: Союз театр, деятелей РСФСР, 1991.-270 с.

105. Карп, П.М. Балет и драма / П. М. Карп. - Ленинград: Искусство, 1979.-246 с.

106. Карп, П. М. О балете / П. М. Карп. - Москва: Искусство, 1967. - 227 с.

107. Катонова, С. В. Балеты С. Прокофьева / С. В. Катонова. - Москва: Совет, композитор, 1962. - 30 с.

108. Катонова, С. В. Музыка в балете / С. В. Катонова. - Ленинград: Музгиз, 1961.-51 с.

109. Катонова, С. В. Музыка советского балета: очерки истории и теории / С. В. Катонова. - Ленинград: Совет, композитор, 1979.-296 с.

110. Колпецкая, О. Ю. Бурятский балет 1950 - первой половины 1970-х годов: к проблеме жанра: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / О. Ю. Колпецкая. - Красноярск, 2003. - 184 с.

Ш.Константинова, М. Е. «Спящая красавица» / М. Е. Константинова. -Москва: Искусство, 1990. -239 с.

112. Конышева, Е. В. Театр оперы и балета им. М. И. Глинки / Е. В. Конышева // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. - Челябинск: Камен. пояс, 2008. - Т. 6. - С. 450^55.

113. Коробков, С. Игра любви и случая / С. Коробков // Культура. - 2006. -5-11 окт.

114. Королева, Э. А. Ранние формы танца / Э. А. Королева. - Кишинев: Штиинца, 1977.-214 с.

115. Кравченко, А. И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко; МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва: Проспект, 2007. - 496 с.

116. Красовская, В. M. История русского балета: учеб. пособие / В. М. Красовская. - Санкт-Петербург: Лань; Планета Музыки, 2008. -288 с.

117. Красовская, В. М. Русский балетный театр начала XX века. Хореографы / В. М. Красовская. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Лань: Планета Музыки, 2009. - 562 с.

118. Красовская, В. М. Статьи о балете / В. М. Красовская. - Ленинград: Искусство, 1967. - 340 с.

119. Кропотова, К. А. Русская балетная сценография XIX века (1830-90-е годы): автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / К. А. Кропотова; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит, искусств Рос. акад. художеств. - Москва, 2008. - 20 с.

120. Куйбышевский оперный: Страницы истории Куйбышевского театра оперы и балета / сост.: В. И. Жданова, Л. Е. Гольдштейн. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1981.-288 с.

121. Кулагина, В. И. Романы без слов. Достоевский на петербургской сцене / В. И. Кулагина. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2011. - 192 с.

122. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф. О. Айсина и др.; под ред. А. Н. Марковой. - 2-е изд. перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2007. - 600 с.

123. Куренкова, Р. А. Эстетика / Р. А. Куренкова. - Москва: Владос-Пресс, 2003.- 123 с.

124. Лавровский, Л. Москва: Документы, статьи, воспоминания: сборник / Л. Лавровский; вступ. статьи Б. А. Покровского, Б. А. Львова-Анохина. -Москва: ВТО, 1983. - 424 с.

125. Леонова, М. К. Из истории Московской балетной школы (1945-1970) / М. К. Леонова. - Москва: МГАХ, 2008.-216 с.

126. Лопаткина, У. В Норвегии я танцевала впервые / У. Лопаткина // Культура. 2010. - 25-31 марта.

127. Лопухов, А. В. Основы характерного танца. - 2-е изд. / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. - Санкт-Петербург: Лань,2006. - 344 с.

128. Лопухов, Ф. В. Вглубь хореографии / Ф. В. Лопухов. - Москва: Фолиум, 2003.- 192 с.

129. Лопухов, Ф. В. Хореографические откровенности / Ф. В. Лопухов. -Москва: Искусство, 1972. -216 с.

130. Лопухов, Ф. В. Шестьдесят лет в балете / Ф. В. Лопухов. - Москва: Искусство, 1966. - 368 с.

131. Луговая, Е. К. Философия танца / Е. К. Луговая. - Санкт-Петербург: С.-Петерб. ун-т, 2008. - 131 с.

132. Луцкая, Е. Гойя, демоны и ангелы / Е. Луцкая // Музыкальная жизнь. -2007,-№9.-С. 18-20.

133. Луцкая, Е. Л. Балерина Светлана Адырхаева / Е. Л. Луцкая. - 2-е изд. доп. - Владикавказ: Рекламно-издательское агентство, 1998. - 244 с.

134. Львов-Анохин, Б. А. Мастера Большого балета / Б. А. Львов-Анохин. -Москва: Искусство, 1976. - 240 с.

135. Львов-Анохин, Б. А. Новое в советском балете: (На московских и ленинградских сценах) / Б. А. Львов-Анохин. - Москва: Знание, 1966. - 63 с.

136. Макарова, О. Н. Национальный танец в современном балете / О. Н. Макарова. - Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2012. - 176 с.

137. Македонская, И. В. Размышления о драматическом искусстве в классическом балете: учеб. пособие / И. В. Македонская. - Москва, 2002. -100 с.

138. Максов, А. Золото pas от Петипа / А. Максов // Культура - 2009. - 2228 янв.

139. Максов, А. Серенада отражений / А. Максов // Линия. - 2010. - № 7. -С. 10-11.

140. Мариус Петипа: материалы, воспоминания, статьи / сост. А. Нехендзи. -Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971. -446 е.: ил.

141. Марьина, Т. Такой Предеиной у них нет / Т.Марьина // Уральский курьер. - 2000. - 18 нояб.

142. Meccepep, A. M. Все взаимосвязано и переплетено / А. М. Мессерер // Балет. - 1992. - № 1. - С. 20-21.

143. Мессерер, А. М. Уроки классического танца / А. М. Мессерер. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 400 с.

144. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособностей личности / Л. М. Митина. - Москва: МПСИ, 2002. - 400 с.

145. Михайлин, Г. «Тринадцать роз» / Г. Михайлин // Музыкальная жизнь. -№ 6. - 1967. - С.8-9.

146. Михайлов, M. М. Жизнь в балете / M. М. Михайлов. - Ленинград; Москва: Искусство, 1966. - 316 с.

147. Моргулес, И. Парад балетных принцесс / И. Моргулес // ЮжноУральская панорама. - 2002. - 10 янв.

148. Музыка и хореография современного балета: сб. статей / под общ. ред. П. А. Гусева. - Ленинград: Музыка, 1974. - Вып. 1. - 296 с.

149. Музыка и хореография современного балета: сб. статей / общ. ред. П. А. Гусева. - Ленинград: Музыка, 1977. - Вып. 2. - 240 с.

150. Музыка и хореография современного балета: сб. статей / общ. ред. П. А. Гусева. - Ленинград: Музыка, 1979. - Вып. 3. - 208 с.

151. Музыка и хореография современного балета: сб. статей / сост. Ю. А. Розанова, Р. Г. Косачева. - Москва, 1982. - Вып. 4. - 204 с.

152. Наборщикова, C.B. Видеть музыку, слышать танец: Стравинский и Баланчин: к проблеме музыкально-хореографического синтеза / С. В. Наборщикова. - Москва, 2010. - 344 с.

153. Нарожный, В. Традиции и поиск / В. Нарожный // Восточно-Сибирская правда. - 1985. - 24 июля.

154. Никитин, В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце: учеб. пособие / В. Ю. Никитин. - Москва: РУТИ - ГИТИС, 2011. - 472 с.

155. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце / Ж. Ж. Новерр; пер. с фр. под ред. А. А. Гвоздева. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2007.-384 с.

156. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, H. Ю. Шведова; Рос. акад. наук; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.

157. Олиферчук, В. Вторая и двойная попытка попасть в струю / В. Олиферчук // Вечерний Челябинск. -2013.-7 окт.

158. Орлова, М. Золотой век на пуантах / М. Орлова // Российская газета. -2008.-3 дек.

159. Панков, В. В. Социология культуры: учеб. пособие / В. В. Панков; под ред. В. А. Кукка. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 41 с.

160. Пестов, П. А. Уроки классического танца. 1 курс: учеб.-метод. пособие / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

161. Петров, О. А. Тьерри Маландэн: старый и новый балет / О. А. Петров. -Екатеринбург: Автограф, 2006. - 132 с.

162. Поляновский, Г. Путем исканий / Г. Поляновский // Советская Россия. -1966. - 17 июля.

163. Портнова, Т. В. Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX в.: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.04 / Т. В. Портнова; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит, искусств Рос. акад. художеств. -Москва, 2009. - 58 с.

164. Прибылов, Г. Н. Пахита. Большое классическое па с приложением 14 вариаций и Pas de trois / Г. H. Прибылов, Ю. П. Бурлака. - Москва: Планетиум, 2000. - 215 с.

165. Ромм, В. В. Большой театр Сибири: [о Новосиб. гос. театре оперы и балета] / В. В. Ромм. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. - 253 с.

166. Русский балет: энциклопедия / редкол.: Е. П. Белова, Е. Я. Суриц, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, H. IO. Чернова. - Москва: БРЭ: Согласие, 1997.-632 с.

167. Садчикова, JI. «Ради таких мгновений стоит жить...» / Л. Садчикова // Челябинский рабочий. - 1998. - 24 февр.

168. Самая юная Джульетта // Советская культура. - 1966. - 20 июля.

169. Сарынова, Л. П. Балетное искусство Казахстана/ Л. П. Сарынова; Акад. наук КазССР; Ин-т литературы и искусства. - Алма-Ата, 1976. - 176 с.

170. Серебренников, H.H. Поддержка в дуэтном танце: учеб.-метод. пособие / H. II. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

171. Симакова, С. Времена впадают в «Лебединое озеро» / С. Симакова // Вечерний Челябинск. - 2003. - 4 июня.

172. Симакова, С. Из жизни незакрытого театра / С. Симакова // Вечерний Челябинск. - 2002. - 28 нояб.

173. Синецкая, Т. М. Челябинская филармония: люди и время (1937-2007) / Т. М. Синецкая. - Челябинск: М-во культуры Челяб. обл., 2007. - 504 с.

174. Слонимский, 10. И. В честь танца / 10. И. Слонимский. - Москва: Искусство, 1968. - 371 с.

175. Слонимский, Ю. И. Драматургия балетного театра XIX века / Ю. И. Слонимский. - Москва: Искусство, 1977. - 343 с.

176. Слонимский, Ю. И. Семь балетных историй / Ю. И. Слонимский. -Ленинград: Искусство, 1967. - 258 с.

177. Слонимский, ГО. И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра / Ю. И. Слонимский. - Москва; Ленинград: Искусство, 1950.-368 с.

178. Смельницкая, Н. Театр в пути / Н. Смельницкая // Московская правда. -1966. - 10 июля.

179. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера: учеб. пособие / И. В. Смирнов. - Москва: Просвещение, 1986. - 192 с.

180. Смирнов, И. В. Танцует Карелия: Заметки и размышления балетмейстера / И. В. Смирнов. - Петрозаводск, 1977. - 158 с.

181. Соболева, О. С. Продуктивность деятельности артистов балета: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / О. С. Соболева. - Москва, 2005. - 174 с.

182. Советский балетный театр 1917-1967 / ред. В. М. Красовская. -Москва: Искусство, 1976. - 376 с.

183. Соколов-Каминский, А. А. Советский балет сегодня / А. А. Соколов-Каминский. -Москва: Знание, 1984. - 112 с.

184. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 8 т. / К. С. Станиславский; гл. ред. M. Н. Кедров. - Москва: Искусство, 1954. - Т. 1. Моя жизнь в искусстве. - 622 с.

185. Старикова, JI. И Стравинский под занавес / Л.Старикова // ЮжноУральская панорама. - 2001. - 3 июня.

186. Стецура, Ю. А. Жизнь и судьба балерины Екатерины Гейденрейх / Ю. А. Стецура. - Пермь: Арабеск, 1997. - 157 с.

187. Строганова, Т. Не просто «Щелкунчик» / Т. Строганова // Вечерний Челябинск. - 2002. - 17 дек.

188. Стуколкина, II. М. Четыре экзерсиса: уроки характерного танца / H. М. Стуколкина. - Москва: ВТО, 1972. - 399 с.

189. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов: тенденции развития / Е. Я. Суриц. - Москва: Искусство, 1979. - 358 с.

190. Тарасов, Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. -3-е изд. / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург: Лань, 2005. - 496 с.

191. Творческий процесс и художественное восприятие. - Ленинград: Наука, 1978.-278 с.

192. Театр Леонида Якобсона: статьи, воспоминания, фотоматериалы / [ред.-сост. Н. Зозулина]. - Санкт-Петербург: Лики России, 2010. - 200 с.

193. Тейдер, В. А. Касьян Голейзовский. «Иосиф Прекрасный»: [история создания балета] / В. А. Тейдер. - Москва: Флинта, 2001. - 215 с.

194. Тейдер, В. А. Труден путь к сатире / В. А. Тейдер // Советский балет. -1987.-№4.-С. 29-30.

195. Терентьева, Н. А. Искусство балета: историко-семиотический и социокультурный анализ: монография / Н. А. Терентьева. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 172 с.

196. Тигранов, Г. Г. Балеты А. Хачатуряна / Г. Г. Тигранов. - Ленинград: Музыка, 1974. - 144 е.: ил.

197. Токарева, Е. В. Индивидуально-психологические особенности развития конкурентоспособности личности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Е. В. Токарева. - Москва, 2007. - 180 с.

198. Универсальный энциклопедический словарь / ред.: Т. Гурьева, Е. Василенко, Е. Сапунцова и др. - Москва: БРЭ, 1999. - 1648 с.

199. Уральская, В. И. Трудное сегодня нашего балета. А завтра... /

B. И. Уральская // Советский балет. - 1991. - № 6. - С. 19-21.

200. Федоренко, Е. Известный хореограф ищет работу... / Е. Федоренко // Культура. - 2010. - 22-28 июля.

201. Федоренко, Е. Призраки Гойи танцуют / Е. Федоренко // Культура. -2007. - 14-20 апр.

202. Федорова, Л. Большая жизнь «Анюты» / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. - 1998. - 16 янв.

203. Федорова, Л. Возрождая традиции / Л. Федорова // Вечерний Челябинск. - 2008. - 22 дек.

204. Фетисова, Е. В. Екатерина Максимова. Владимир Васильев / Е. В. Фетисова. - Москва: Терра, 1999. - 240 с.

205. Фокин, М. М. Против течения: Воспоминания балетмейстера: Сценарии и замыслы балетов: Статьи, интервью и письма / М. М. Фокин; ред. Г. Н. Добровольская. - 2-е изд., доп. и испр. - Ленинград: Искусство, 1981.-510с.

206. Фролов, С. С. Социология: учебник / С. С. Фролов. - 3-е изд., доп. -Москва: Гардарики, 1999. -256 с.

207. Холфина, С. С. Вспоминая мастеров московского балета: мемуары /

C. С. Холфина. - Москва: Искусство, 1990. - 377 с.

208. Хореограф Константин Уральский / общ. ред. В. Ванслов. - Москва: Мохин Дизайн, 2013. - 352 с.

209. Худеков, С. Н. Всеобщая история танца / С. Н. Худеков. - Москва: Эксмо, 2009. - 608 е.: ил. - (Всеобщая история).

210. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения: 1983 / сост. Б. Мейлах. - Ленинград: Наука, 1983. - 280 с.

211.Чадов, С. И. Балетная труппа Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки / С. И. Чадов // Культура Урала. XX век. Исторические чтения: материалы науч. конф. -Челябинск: Челябинский дом печати, 2007. - Т. 10. - С. 263-274.

212. Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки / вып. ред. Э. Я. Панкина. - Челябинск: 2-я тип. изд-ва «Наука», 1988. - 22 с.

213. Чуянов, С. П. Сотворение театра: Нижегородский академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина на рубеже столетий / С. П. Чуянов. -Н. Новгород: Бегемот, 2007. - 448 с: ил.

214. Шантырь, Г. «Тринадцать роз» / Г. Шантырь // Челябинский рабочий. -1966.-3 дек.

215. Шестидесятая, A.B. Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 / А. В. Шестидесятая; Санкт.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов. -Санкт-Петербург, 2010. - 258 с.

216. Шульгина, А. Н. Бальные танцы с конца XIX века до наших дней / А. Н. Шульгина. - Москва: ГИТИС, 2012. - 304 с.

217. Шумилова, Э. И. Национальное своеобразие балета / Э.Шумилова. -Москва: Знание, 1976. - 47 с.

218. Шумилова, Э. И. Правда балета: о проблемах развития балета / Э. Шумилова. - Москва: Искусство, 1976. - 152 с.

219. Щелкунова, А. Реквием по артисту / А. Щелкунова // Челябинский рабочий. - 1989. - 6 янв.

220. Эльяш, Н. И. Балет народов СССР / Н. И. Эльяш. - Москва: Народный университет, 1977. - 168 с.

221. Юзефович, В. Воспитывая зрителей / В. Юзефович // Театр. - 1966. -№12.-С. 32-36.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.