Влияние и роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Цзинь Лихуа
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 267
Оглавление диссертации кандидат наук Цзинь Лихуа
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Роль и значение академического Института имени И.Е.Репина в формировании первого поколения китайских художников-реалистов (1950-1960-е годы)
Глава II. Творчество китайских живописцев реалистического направления -выпускников Института имени И.Е. Репина конца ХХ - начала XXI века
2.1. Влияние мастерской монументальной живописи под руководством А.А. Мыльникова на развитие реалистического искусства КНР 1980-2000-х годов
2.2. Китайские выпускники мастерских станковой живописи Института имени И.Е. Репина 1980-2000-х годов и их творчество
Глава III. Традиции академической художественной школы Ленинграда -Санкт-Петербурга и их воплощение в китайской реалистической живописи
3.1. Академические основы формирования школы реалистической живописи в Китае во второй половине ХХ века
3.2. Развитие академической художественной системы в Китае в XXI веке
Глава IV. Художественные коммуникации между творческими институциями в Санкт-Петербурге и КНР во второй половине XX - начале XXI века
4.1. Мастер-классы педагогов Института имени И.Е. Репина в Китае
4.2. Выставки произведений масляной живописи педагогов и студентов Института имени И.Е.Репина в Китае во второй половине ХХ - начале XXI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы2010 год, кандидат искусствоведения Нин Бо
Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Чжао Пэн
Китайские выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина 1950 – начала 1960-х годов и их искусствоведческая деятельность в Китайской Народной Республике2024 год, кандидат наук Ван Шуцзин
Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР2008 год, кандидат искусствоведения Ли Япин
Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши2013 год, кандидат наук Пань Икуй
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние и роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена исследованию роли и влияния традиций Ленинградской и Санкт-Петербургской академической художественной школы, получивших отражение в формировании современной реалистической живописи Китая. Эти традиции были усвоены и транслированы на родину китайскими художниками, обучавшимися во второй половине XX и начале XXI века на факультете живописи Ленинградского, а с 1991 года Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств (далее - Институт имени И.Е. Репина) 1 . Традиции русской и советской реалистической школы живописи, воспринятые китайскими выпускниками советских и российских вузов, оказали сильное влияние на художественный процесс, эстетические и тематические предпочтения современных художников и зрителей Китая и сыграли важную роль в укреплении межкультурных связей и способствуя более глубокому взаимопроникновению русской, советской и китайской культур.
Развитие и формирование российской и советской академической художественной школы теснейшим образом связано с художественно-образовательной деятельностью Института имени И.Е. Репина. Институт является крупнейшим образовательным учреждением - хранителем и продолжателем традиций классической академической школы живописи, одним из преемников Императорской академии художеств. Он имеет ведущую роль не только в становлении русской школы живописи и художественно-педагогической практики, но и в их распространении за рубежом. Так, в число учащихся и выпускников института 1950-1960-х годов входили представители Китайской Народной Республики. Тесные связи в области культуры и художественного образования между Китайской Народной Республикой и Советским Союзом
1 До 1991г. Институт имени И.Е. Репина носил Ордена Трудового Красного Знамени Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, а после 1991г. -Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
оказали сильное влияние на формирование и развитие нового вида искусства -китайской национальной масляной живописи.
Долгие годы академическое европейское искусство, основанное на законах линейной перспективы, соблюдении правил анатомического построения человеческого тела, использовании масляной живописи, воспринималось в Китае как «иноязычное» и непонятное. ХХ столетие отмечено в Китае несколькими волнами в изучении иностранного искусства. В 1920-1939 годах западное искусство стало изучаться в Японии и Европе. В то время оно не оказало заметного влияния на изолированную китайскую национальную культурную традицию. В 1950-1966 годы активные взаимоотношения КНР и СССР в области художественного образвания послужили толчком к включению нового искусства в культурную традицию Китая. В соответствии с внутриполитической ситуацией в КНР и развитием контактов с Советским Союзом можно выделить три этапа активного взаимодействия между двумя странами. Это годы, предшествующие «культурной революции» (1953-1966); два десятилетия после «культурной революции» (1980-1990-е) и значительный культурный обмен между Россией и Китаем(с 2000-х по настоящее время).
Со второй половины XX века русская художественная школа стала основным ориентиром для живописцев Китая. Образование, полученное в Советском Союзе, восприятие новых практик повлияло на развитие китайской масляной живописи. В настоящее время в КНР в технике масляной живописи работают художники разных направлений, но представители реалистического направления доминируют среди выпускников петербургской академической школы, что обусловлено традициями, сформировавшимися еще с 1950-х годов. Реалистическое направление в китайской живописи неоднородно, оно имеет свою эволюцию и свои особенности у разных авторов. Исследование этого явления - важная и актуальная задача, позволяющая проанализировать и осмыслить роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической масляной живописи.
С момента провозглашения Нового Китая и до настоящего времени реализм считается важным культурным феноменом китайской живописи. Благодаря усилиям нескольких поколений художников современная китайская масляная живопись достигла уровня, сопоставимого с европейским. Особенно важную роль в этом процессе сыграли китайские выпускники петербургской Академии художеств, воспитавшие, в свою очередь несколько поколений своих соотечественников. Петербургская академическая школа в сочетании с традиционной китайской живописью создали уникальный художественный сплав, который передается в качестве основного метода от учителя к ученику, в целом меняя живописную среду КНР.
Систематическое и комплексное изучение феномена петербургской академической художественной школы, представленной в первую очередь Институтом имени И.Е. Репина, её влияние на формирование и развитие реалистического направления в китайской живописи, на творческую и художественно-педагогическую деятельность современных китайских художников и различных институций Китайской Народной Республики актуально и значимо как для китайского, так и для российского искусствоведения.
Состояние и степень научной изученности проблемы.
Изучая вопросы влияния петербургского академического искусства на развитие современной реалистической китайской живописи, были проанализированы теоретические труды советских, российских, китайских исследователей, в том числе и китайских выпускников Института имени И.Е. Репина.
Поскольку акцент в данном исследовании сделан на творчестве китайских выпускников факультета живописи Института имени И.Е. Репина «второго поколения» 1980-1990 гг. и начала XXI века, нами были изучен свод литературных материалов, касающиеся их творческого и педагогического пути, а также литература о китайских художниках - выпускниках «первого поколения» (1950-1960-х годов).
В ходе работы над диссертацией были изучены труды, посвященные вопросам истории искусств СССР, России (К.Г. Богемская, Ю.Б. Борев, О.Н. Глухарева, И.Н. Карасик, Л.М. Левина, В.А. Леняшин, В.С. Манин, В.С. Матафонов, Н.С. Степанян, А.А. Федоров-Давыдов, С.М. Червонная, Т.Е. Шехтер) и Китая (Н.А. Виноградова, Ай Чжун-синь, Ван Теню, Ван Чжун, Ван Шен, Гу Цзун, Жун Сухэ, Линь Цзуэюань, Лю Хайсу, Ляо Цзинвэнь, Ма Лиминь, Пан Сылун, Чэнь Вэйхэ, Чэнь Цзуй, Дин Лин, Тун Цзинхань, Цзинь Цуньмин, Юй Аньдун и др.), а также проблемам культурного взаимовлияния этих стран (С.В. Анчуков, Т.А. Пострелова, Е.П. Яковлева, Чэнь Чжэн Вэй, Нин Бо, Си Цзинчжи, Чэнь Пэн, Шао Дачжэнь). Помимо литературных материалов были прочитаны диссертационные исследования российских и китайских ученых, тематически пересекающихся с настоящей диссертацией. Так, в диссертации Чэнь Чжэн Вэя «Китайская реалистическая живопись XX века» (2006), речь идет «о многостороннем, разнообразном истолковании традиции русской реалистической школы, ее адаптации к местной культурной почве, имеющей многовековую культурную историю» [12, с.18]. Исследователь отмечает уникальность реалистической живописи Китая, которая вбирает в себя элементы традиционного китайского искусства, а также западноевропейской и русской академической школы.
В диссертации Нин Бо «Китайские выпускники Института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы» (2010) автором впервые выявлены все китайские студенты и аспиранты Института имени И.Е.Репина «первого поколения» и исследован процесс обучения в шести учебных мастерских студентов-живописцев. Кроме того, автором описана методика преподавания в институте, что имело больше значение для понимания художественно-педагогической деятельности китайских выпускников на родине. Диссертация Нин Бо явилась отправной точкой в изучении роли и значения Ленинградской и Санкт-Петербургской художественной школы в становлении китайской национальной масляной живописи и художественного образования КНР.
В диссертационном исследовании были использованы труды по истории и проблемам художественного образования России (СССР) и Китая (А.Б. Алешин, С.В. Анчуков, П.П. Белоусов, С.М. Грачёва, В.А. Петров, Е.А. Зубов, Н.С. Кутейникова, В.А. Леняшин, В.Г. Лисовский, В.С. Манин, Н.А. Морозов, Н.Г. Моисеева, Н.Ф. Мусаева, К.К. Сазонова, Н.П. Фомин, Н.В. Цыцин, Е.П. Яковлева, Ма Лиминь, Сюэ Ипин, Ван Теню, Ван Цзяньфэн, Ван Чао, Дай Шихэ, Е Нань, Ли Япин, Сунь Тао, Хуань Цзолинь, Цюань Шаньши, Чэнь Жуйлинь, Чэнь Ци, Чжан Хуацин, Чжоу Юэцзинь, Чжу Ша, Чэнь Вэньхуа, Чжэн Гуансюй, Чэнь Цзуньсань).
Особое внимание было уделено анализу статей и выступлений художников-педагогов, руководителей персональных учебных мастерских факультета живописи института имени И.Е. Репина и публикациям, посвященным этим художникам. Это Б.В. Иогансон, В.М. Орешников, И.А. Серебряный, Ю.М. Непринцев, А.Д. Зайцев, Е.Е. Моисеенко, A.A. Мыльников, П.Т. Фомин, В.В. Пименов, Б.С. Угаров, В.И. Рейхет, В.В. Соколов, О.А. Еремеев. Изучены статьи, заметки и интервью таких китайских авторов как Ван Шен, Вань Цзин, Е Нань, Чжан Хуацин, Ван Шен, Гу Цзун, Гу Шен, Ма Лиминь, Пан Сылун, китайских живописцев - выпускников первого и второго поколений Института имени И.Е. Репина (см. Прил., Таблицы 1, 2, 3), а также использованы публикации, посвященные их жизни и творчеству, в том числе художественные альбомы и каталоги выставок (Ван Теню, Е Нань, Сунь Тао, Чжан Хуацина и др.).
В раскрытии темы диссертации важную роль сыграли труды китайских живописцев, которые обучались в Институте имени И.Е. Репина в период с 1950-х гг. до начала XXI в. Ряд этих исследований посвящен анализу искусства отдельных художников и их произведений. Российские аспиранты - граждане КНР Чэнь Чжэн Вэй, Чэнь Вэньхуа, Нин Бо, Пань Икуй, Чжао Пэн проанализировали в своих диссертационных работах не только произведения китайских выпускников Института имени И.Е. Репина, но и их деятельность в сфере художественного образования и культурного обмена между Россией и Китаем. Так, например, Чжао Пэн исследовал творческое содружество выпускницы мастерской Ю.М. Непринцева Дэн Шу и ее мужа, ученика московского живописца К.М. Максимова
Хоу Иминя, а также проанализировал значение творчества этих художников в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины ХХ- начала XXI века» (2017).
Пань Икуй изучил творческую и художественно-педагогическую деятельность живописца Цюань Шаньши (2013), а также просветительскую музейную и выставочную работу фонда художника, известного его пропагандой русского и западноевропейского искусства в Китае.
Немаловажное значение для диссертации имели статьи разных авторов о китайских художниках, в том числе статьи Нин Бо в российских изданиях о Линь Гане (2008), Фын Чжене (2010), Чжан Хуацине (2011).
О выставках русской живописи в Китае писал в своей научной работед Чэнь Вэньхуа (2008). Ван Цзяньфэн в диссертационном исследовании рассмотрел тему «А.А. Мыльников и китайское художественное образование» (2013), изучив и проанализировав мастер-класс А.А. Мыльникова 1956 года в Китае (однако о мастер-классе 1991 года написал недостаточно). Сунь Тао исследовал творческий и педагогический путь А.А. Мыльникова, сделав акцент на биографии мастера и кратко описав деятельность его китайских выпускников.
При наличии значительного корпуса работ, касающихся исследуемой темы, существующие источники, на наш взгляд, не дают целостного представления о значении Института имени И.Е. Репина в формировании и развитии основных тенденций современной реалистической масляной живописи в КНР во второй половине XX - начале XXI века.
Объект исследования - реалистическая живопись Китайской Народной Республики.
Предмет исследования - роль и значение Ленинградской и Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии реалистической живописи Китайской Народной Республики.
Цель диссертации - провести комплексное исследование влияния и роль Ленинградской и Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи.
Задачи исследования:
1. Изучить фактологическую, источниковую, историографическую базу исследования.
2. Выявить имена всех китайских студентов, аспирантов и стажеров, обучавшихся на факультете живописи Института имени И.Е. Репина во второй половине XX - начале XXI века, и рассмотреть их биографии.
3. Проанализировать отличительные черты Ленинградской и Санкт-Петербургской академической школы живописи и художественно-педагогическую деятельность ее ведущих преподавателей периода второй половины XX - начала XXI века.
4. Определить влияние традиций Ленинградской и Санкт-Петербургской академической художественной школы на творческую деятельность и искусств китайских живописцев реалистического направления, а также на систему художественных институций КНР.
5. Исследовать творческую деятельность в КНР китайских живописцев второй половины XX - начала XXI века, обучавшихся в Институте имени И.Е. Репина.
6. Рассмотреть художественно-выставочную деятельность советских и российских живописцев в рамках советско- и российско-китайского культурного обмена на территории КНР, обозначить основные экспозиционные центры.
7. Изучить значение мастер-классов и пленэров, проводимых художниками-педагогами Института имени И.Е. Репина в Китайской Народной Республике.
Хронологические границы исследования охватывают период второй половины XX - начала XXI века.
Источниками исследования являются художественные произведения китайских и российских выпускников факультета живописи Института имени И.Е. Репина из российских и китайских собраний; документы из государственных и частных архивов (Научно-библиографический архив Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, личные архивы художников), труды по общим
вопросам русского, советского, российского и китайского изобразительного искусства и художественного образования; монографии, альбомы, каталоги выставок, и статьи о творчестве русских и китайских художников; мемуары и материалы периодической печати второй половины XX - начала XXI века; справочные издания по искусству и художественному образованию СССР и КНР; программы факультета живописи Института имени И.Е. Репина.
В работе использованы также интервью диссертанта 2013-2018 годов с российскими живописцами и художниками-педагогами и с китайскими живописцами - выпускников Института имени И.Е. Репина.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется основными идеями, разработанными в современной гуманитарной науке, с акцентом на проблематику развития искусства России и Китая во второй половине XX - начале XXI века, а также базируется на искусствоведческом анализе художественных произведений.
Методы исследования обусловлены принципом комплексного подхода к проблеме, заявленной в диссертации:
- историко-проблемный метод обозначил поле исследования, определил его структуру и очертил круг источников;
- сравнительно-исторический метод позволил провести анализ и сравнение художественных школ СССР, России и КНР, выявить их общие черты и различия, проследить пути взаимодействия и взаимовлияния;
- историко-биографический метод дал возможность описать, реконструировать и проанализировать обстоятельства жизни, творческого пути и деятельности художников и педагогов;
- метод художественно-стилистического анализа был использован для анализа и интерпретации произведений художников и выявления в них элементов влияния традиций художественной школы.
Используемый подход включает исторические и эмпирические методы исследования, междисциплинарный анализ и сравнительное изучение
искусствоведческой, исторической и художественно-педагогической литературы, а также произведений искусства.
Гипотеза исследования
Современная реалистическая живопись Китайской Народной Республики тесно связана с традициями Ленинградской и Санкт-Петербургской академической школы живописи. При этом ключевую роль сыграли китайские выпускники, аспиранты и стажеры, обучавшиеся в Институте имени И.Е. Репина во второй половине XX-начале XXI века. Их творческая деятельность оказала влияние и продолжает влиять на художественную среду Китая, она привела к трансформации творческих подходов и методов, к развитию техники и технологии масляной живописи и развитию реалистического направления в искусстве.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вторая половина XX - начало XXI века - период активного сотрудничества России (СССР) и Китая, в ходе которого были сделаны важные шаги в сфере культурного обмена стран: китайские студенты, преподаватели и стажеры направлялись на обучение в Россию (СССР), в Китае проводились мастер-классы известных советских (российских) художников и педагогов. Это привело к глубокому взаимопроникновению культур и усилению влияния российской академической художественной школы на развитие реалистической живописи в Китае.
2. 1950-1960-е годы для изобразительного искусства - период поиска форм и новых возможностей живописно-пластического языка. «Первое поколение» китайских выпускников Ленинградского института имени И.Е. Репина, связанное с этим поиском и распространением идей реализма и техники масляной живописи в КНР, определило направление для последующего развития искусства Китая.
3. Обучение китайских студентов и магистров в 1980-1990-е и в 2000-е годы на факультете живописи Института имени И.Е. Репина - важный этап профессионального становления будущих художников масляной станковой и монументальной живописи, художников - педагогов Китайской Народной Республики (Ван Теню, Гу Цзун, Дай Шихэ, Е Нань, Сунь Тао и др.). В этот период
появились результаты, демонстрирующие уникальный сплав русского реализма, академической классической школы с исконными китайскими традициями в изобразительном искусстве.
4. Работы представителей «второго поколения» китайских выпускников Санкт-Петербургского института имени И.Е. Репина объединяет то, что они восприняли и усвоили во время учебы искусство реализма и его эстетику, западные классические техники и приемы современного искусства, в то же время, наделив свои произведения тематикой, связанной с китайской современностью, духом своей родины.
5. Традиции Ленинградской - Санкт-Петербургской академической художественной школы нашли воплощение и развитие в творческой деятельности китайских выпускников Института имени И.Е. Репина 1959-1966, 1980-1990-х, 2000-х годов, а также в творческой деятельности их учеников и последователей.
6. В настоящее время заметно влияние современного искусства (contemporary art) как в русской художественной школе, так и в творчестве китайских мастеров, расширяются границы и диапазон их творческих поисков.
7. Продолжатели традиций Ленинградской и петербургской академической художественной школы сыграли важную роль в развитии реалистической масляной живописи и художественных институций Китайской Народной Республики второй половины XX - начала XXI века.
8. Выпускники Института имени И.Е. Репина, работающие в Китайской Народной Республике, развивают традиции петербургской академической школы и способствуют укреплению художественных коммуникаций между Россией и Китаем.
Научная новизна исследования:
1. диссертация является первым монографическим исследованием творческой деятельности в КНР китайских живописцев - выпускников Института имени И.Е. Репина 1980 - 2010-х годов;
2. впервые в научный оборот введен ряд документов и материалов, связанных с процессом обучения китайских студентов, магистров и стажеров в Институте имени И.Е. Репина конца ХХ - начала XXI века;
3. впервые рассмотрено влияние Санкт-Петербургской академической школы на развитие китайской реалистической живописи и на систему художественного образования КНР конца ХХ - начала XXI века;
4. систематизированы и обобщены результаты исследований китайских живописцев - выпускников Института имени И.Е. Репина конца XX - начала XXI века;
5. изучена роль мастер-классов представителей Санкт-Петербургской школы реалистической живописи, профессора А.А. Мыльникова (1956 и 1991) и А.К. Быстрова (1997), проведенных в Китайской Народной Республике; охарактеризовано творчество их китайских студентов;
6. проанализированы мастер-классы Санкт-Петербургских художников -преподавателей Института имени И.Е. Репина: Г.И. Манашерова (2005), И.В. Петрова (2005), А.Н. Блиока (2013), В.Л. Боровика (2013), Ю.В. Калюты (2014) , А.Н. Скляренко (2013), А.В. Чувина (2013) и др.;
7. выявлены общие тенденции развития масляной реалистической живописи Китая и сделаны выводы о взаимовлиянии искусства России и Китайской Народной Республики.
Теоретическая значимость диссертации заключается в актуализации проблем, связанных с исследованием развития китайской реалистической масляной живописи и российско-китайских художественных связей второй половины XX - начала XXI вв. Материалы диссертации способствуют лучшему пониманию влияния традиций Санкт-Петербургской академической художественной школы на развитие реалистической живописи китайских выпускников Института имени И.Е. Репина и их художественно-педагогической деятельности в КНР. Выводы и обобщения, сформулированные в исследовании, могут стать основой для изучения современного искусства Китая и других стран.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при уточнении биографий китайских живописцев; при исследовании истории советского, российского и китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века; при организации художественных выставок, составлении учебных курсов по современному китайскому искусству, изучении культурно-художественных связей Китая и России, а также при подготовке статей, альбомов и монографий и образовательных программ художественных учебных заведений. Результаты исследования могут стать основой для анализа динамики развития современных художественных процессов.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечена полнотой собранного материала, включающего значительный объем архивных документов, художественных и литературных источников, а также всесторонним анализом произведений и выявления роли и влияния петербургской академической художественной школы в формировании реалистического направления китайской живописи, проведенным в соответствии с избранными методами исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в восьми публикациях диссертанта в научных сборниках, пять из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, и три - в других изданиях. Были прочитаны доклады на международной научных конференциях: «Война, беда, мечта и юность! Искусство и война. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» (СПб: Институт имени И.Е. Репина, 27-30 апреля 2015), «Судьбы и карьеры художников XX-XXI веков» (К 100-летию Октябрьской революции) (СПб: Российский институт истории искусств, 8 ноябрь 2017), «Судьбы и карьеры художников XXI века. Прогнозы и перспективы» (СПб: Российский институт истории искусств, ноябрь 2018), «Русское искусство второй половины XX - начала XXI вв.» (СПб: фонд «Новое искусствознание», 13 декабря 2018), «Искусствознание и педагогика»: VI международная научно-практическая конференция (СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 20 декабря 2018). Результаты
исследования представлены также в виде шести лекций в форме РРТ (презентация) в китайских вузах в марте 2015 года: на факультете СМИ и факультете искусства и архитектуры Вэньчжоуского университета, в Институте искусства и дизайна при Чжэцзянском промышленно-коммерческом университете, на факультете масляной живописи Сычуанской академии художеств, на факультете масляной живописи Цонцинского Саньсяского института. В ходе изучения материалов диссертантом была организована выставка русских художников «Искусство без границ» в Ханчжоу (2017).
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка архивных материалов, списка литературы, списка иллюстраций, приложений в виде пятнадцати таблиц и иллюстрации. Основной объём текста диссертации составляет 187 с.
Глава I. Роль и значение академического Института имени И.Е.Репина в формировании первого поколения китайских художников-реалистов (1950-1960-е годы)
Межкультурное взаимодействие КНР и СССР наблюдалось в течение XX века, однако особый интерес к осмыслению и попыткам анализа этих интеракций наступил в начале XXI века. В январе 2008 года в Пекине состоялась первая масштабная встреча выпускников российских и советских художественных учреждений, в которой участвовали художники, получившие диплом в СССР и России с 1950-х по 1990-е гг., была основана «Ассоциация выпускников российских и советских художественных учреждений», первым председателем которой стал Цао Цуньшэн2. В ней участвовали сотни выпускников, большинство из которых окончили Институт имени И.Е. Репина. Многие члены ассоциации совмещают педагогическую и художественную деятельность. При поддержке Ассоциации организуются выставки произведений ее членов, художественно-педагогические конференции, а также проходят ежегодные встречи. В июле 2012 года в Китайском Государственном художественном Музее (далее -КГХМ) прошла выставка «Любовь к березовой роще», на которой экспонировались произведения художников, обучавшихся в России после 1990-х гг. Впервые мастера, получившие образование в России, оказались в центре внимания китайских художественных кругов, вызвав всеобщий интерес. Именно они, а точнее, творчество группы художников, учившихся в Институте имени И.Е. Репина, является ключевым объектом данной диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Проблемы становления и развития станковой живописи в китайском искусстве XX века2019 год, кандидат наук Му Кэ
Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского скульптора Цао Чуньшэна2021 год, кандидат наук Ян Цзин
Российско-китайская межкультурная коммуникация в художественной жизни и творчестве китайских художников реалистической школы конца XX – начала XXI века2022 год, кандидат наук Цинь Сяофэн
Китайская реалистическая живопись XX века2006 год, кандидат искусствоведения Чэнь Чжэнвэй
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цзинь Лихуа, 2019 год
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Научный архив Российской академии художеств в Санкт-Петербурге -НА РАХ
НА РАХ. Ф.7. Оп.7. Личные дела студентов Института имени И.Е. Репина. Ед. хр. Ли Тяньсян (11.1Х.1953-02.УП.1959) - 1953/64; Сяо Фэн (30.VIII.1954-06.VIII. 1960) - 1954/73; Линь Ган (31.VIII.1954-01.VII.1960) -1954/118; Цюань Шаньши (07.IX.1954-25.VII.1960) - 1954/136; Го Шаоган (25.VIII.1955-04.VII.1960) - 1955/19; Дэн Шу (03.IX.1955-04.VII.1961) - 1955/23; Фын Чжень (15.IX.1956-27.IX.1962) - 1956/47; Чжан Хуацин (19.VIII.1956-25.VI.1962) - 1956/91; Цю Минхуа (03.IX.1957-17. X.1960) - 1957/26; Су Гаоли (09.IX.1960 -01.VII.1966) - 1960/105.
НА РАХ. Ф.7. Оп.5. Стенограмма выпускников Института имени И.Е. Репина.. Ед. хр. 1740(1959), 1868(1960), 1995(1961), 2121(1962), 2712(1966)
НА РАХ. Ф.7. Оп.35. Личные дела аспирантов Института имени И.Е. Репина. Ед. хр. Ло Гуанлю (09. IX.1955-18. IX..1958) - 1958/3.
Архив отдела по делам образования Генерального консульства КНР в г. Санкт-Петербурге. 2015 г.
1. Личный архив В.А. Мыльниковы
2. Личный архив В.С. Песикова.
3. Личный архив Ван Теню.
4. Личный архив Ван Цзяньфэна.
5. Личный архив Гу Цзуна.
6. Личный архив Дай Шихэ.
7. Личный архив Е Нань.
8. Личный архив Су Гаоли.
9. Личный архив Сунь Каня.
10. Личный архив Сунь Тао.
11. Личный архив Цюань Шаньши.
12. Личный архив Чжан Хуацина.
13. Личный архив Чжу Гуанюя.
14. Личный архив Чжун Цзяньцю.
15. Личный архив Чжэн Гуансюй.
16. Личный архив Ша Айдэ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Диссертации:
1. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: Дис. ... канд. искусствоведения / НИИТиИ РАХ. -М., 2008.- 212с.
2. Ван Цзянъфэн. А.А. Мыльников и китайское художественное образование.//: Дис. .. канд. диссертация Шанхайского университета. - Шанхай, 2012.- 225с.
3. Гуанъ Сино. Тенденции освоения европейского художественного опыта китайскими художниками-монументалистами во второй половине ХХ века // Культурное наследие Сибири. Вып. 10: Сб. науч. тр. / Под ред. Т.М. Степанской. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009.- 24с.
4. Калашников П.А. Советско-китайские культурные отношения (1949-1964 гг.): Дис.... канд. исторических наук/РУДН. М., 2010.- 171с.
5. Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР. Дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008.- 179с.
6. Нин Бо. Китайские выпускники Института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы. Дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2010. -317с.
7. Панъ Икуй. Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши. //: Дис. ... канд. искусствоведения /РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2013.- 219с.
8. Цзян Дэсай. Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи ХХ -начала XXI века. Дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2017.- 224с.
9. Чжао Пэн. Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины ХХ - начала ХХ1 века. Дис. ... канд. искусствоведения /РГПУ им. А.И. Герцена.
СПб., 2017.- 273с.
10. Чжу Ша. Советское художество и масляная живопись Нового Китая. -Издательство университета Дуннань « Душа художества», 2013.(первое издание).- 272с.
11. Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае: история и современность : дис... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2008.- 185с.
12. Чэнь Чжэн Вэй. Китайская реалистическая живопись XX века. Дис. ... канд. искусствоведения / ГУК «ГРМ». СПб, 2006.- 167с.
Опубликованные труды на русском языке:
13. Алешин А.Б. Мыльников Андрей. Каталог выставки работ в залах Академии
художеств. Санкт-Петербург, февраль 1999 года. М.: Художник и книга, 2002.-180с.
14. Алешин А.Б. Загонек Вячеслав Францевич. Альбом. Кн. 1. // ред. С. Н. Левандовский. СПб.: Петрополь, 2007.- 200с.
15. Антонова А. Родного края красота: о творчестве художника П.Т. Фомина. Мастера и произведения. //Искусство.1984, №12. с.18-22
16. Белоусов П.П. О преподавании рисунка. //Вопросы художественного образования. Вып.21. - Л., 1977.- с.82-85
17. Белоусов П.П. Академический рисунок и творчество художников. //Состояние и задачи преподавания рисунка в художественных вузах и средней художественной школе Академии Художеств СССР. - Л., 1987, с.19-24.
18. Белоусов П.П. Состояние преподавания рисунка в художественных вузах и меры его улучшения. //Вопросы художественного образования. Вып. 22. - Л., 1978. -с.37-49.
19. БлэкВ.В. Песиков Владимир Симонович: Живопись, графика: Каталог. Л.: Б. и., 1984.- с.15.
20. Блиок А. Живопись. Графика. Монументальное искусство. //Авт. статей Ю.Г. Бобров, С.Н. Левандовский, А.Ф. Дмитренко. СПб.: Петрополь, 2006.- 180с.
21. Богданов А. Верность теме. - Нева. 1972. №11, с.206-208.
22. Богемская К.Г. Развитие жанров в советской живописи (Некоторые тенденции). М.: Знание, 1983.- с.48.
23. Богемская К.Г. История жанров. Пейзаж. // М.: Галарт, 2002.- с.253.
24. Борев Ю.Б. Художественная культура XX века (Теоретическая история): учеб. для студ. вузов. М.: Юнити-Дана, 2007.- 495с.
25. Быстрое А.К. Рисунок как составная часть работы над картиной // Из творческого опыта (история и современность).2007.- с.22
26. Виноградова Н.А. Сюй Бэйхун. М., 1980.- 64с.
27. В.М. Орешников, В.И. Рейхет, Б.С. Угаров, П.Т. Фомин. Каталог выставки произведений живописи и скульптуры, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. /Авт. вст. ст. и сост. А. И. Черняк; сост. примеч. Ю.Л. Дьяченко.- СПб, 2004.- 63с.
28. Барабанов Е. и др. Время перемен. Искусство 1960-1985 годов в Советском Союзе Каталог выставки. - СПб.: Palace Editions, 2006. - 515с.
29. ГерманМ.Ю. Моисеенко Евсей. // Л.: Аврора, 1975. - с.42.
30. Герман М.Ю. Судьба человеческая, судьба народная: О персональных выставках Е.Е. Моисеенко. // Искусство. 1983. - № 8. с.15-23.
31. Герман М.Ю. Евсей Моисеенко. // Искусство Советского Союза. Л.: Аврора, 1985.- с.514-529.
32. СкобкинаЛ. Герои ленинградской культуры. 1950-1980-е. СПб.: Б. и., 2005.-256с.
33. Гусев В.А. Мыльников А. // Сост. В.А. Гусев, Е.М. Елизарова. М.: Советский художник, 1989.- 141с.
34.ДмитренкоА. Сказать сокровенное...В мастерской художника П.Т. Фомина. // Юный художник.-1987.-№4.- с.10-13
35. Загонек. В.В. Загонек Вячеслав Францевич. Альб. Кн. 2. / ред. С. Н. Левандовский. СПб.: Петрополь, 2007.- 200с.
36. Иогансон Б.В. Сто картин советских художников. Альбом.-М.: Сов. художник, 1996.- с.7., 100 ил.
37. Каганович А.Л. А.А. Мыльников. 2-е изд.//Л.: Художник РСФСР, 1986.-с.281.
38. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.- 109с.
39. Карасик И.Н. К проблеме историзма художественного сознания 1970-х годов (на материале советской художественной критики). // Советское искусствознание. 1981.- № 2. - М.: Советский художник, 1982.- с.24-50.
40. Кекушева Г.В. Картина Е.Е. Моисеенко «Матери, сестры». Путь к картине. // Авт. вст. ст. и сост. Л.: Художник РСФСР, 1982.- с.135.
41. Кекушева-НовосадюкГ.В. Моисеенко Е.Е. // Л.: Художник РСФСР, 1977.- 303с.
42. Кекушева Г.В. Евсей Моисеенко. Живопись. // М.: Советский художник, 1981.-150с.
43. Кичко С.Д. Проблема цвета и композиции в постановках по живописи для студентов 5 курса. // Методика преподавания специальных дисциплин в художественных вузах (живопись, рисунок). Сб. - Л., 1988.- с.4-9
44. Кулешова Н. М. Творческая и педагогическая деятельность Е. Е. Моисеенко. Автореф. дис....канд. искусствоведения, - СПб., 2006.- с.124
45. КурдюковИ.Ф. Советско-китайские отношения, 1917-1957. // Изд-во восточной литературы, 1959.- с.316.
46. Кутейникова Н.С. О творческом опыте и методе профессора Б.С. Угарова (анализ некоторых произведений художника.) // Вопросы художественного образования. 1977, вып.ХУШ,- с.9-15
47. Кутейникова Н.С. Первые вехи творчества. А.К. Быстров. Л.: Художник РСФСР, 1986.
48. Кутейникова Н.С. Картина Е.Е. Моисеенко «Память» (Проблемы традиций и новаторства) // Проблемы традиций и новаторства в советском искусстве. Сб. по учебно-методическим вопросам. АХ СССР. JL: Ин-т имени И.Е. Репина, 1987.-с.21-32.
49. Кутейникова Н.С. Быстров А.К. Альбом из серии «Новое поколение русского реализма» - КНР. Ляонин, 2001.- 119с.
50. Кутейникова Н.С. Песиков В.С. //Альбом. КНР: Шаньдунское худож. изд-во, 2001.- с.61.
51. Кутейникова Н.С. Песиков Владимир. //Альбом. КНР: Русский художественный салон, 2001.
52. Кутейникова Н.С. Погосян Александр. Альбом. - КНР, Ляонин, 2001
53. Кутейникова Н.С. Савкуев Хамид. Альбом /КНР, Ляонинь, 2002.
54. Кутейникова Н.С. Репин С., Сухов В., Уралов И., Фомин Н. Монументальное искусство / СПб.: Тип. «Белл», 2009.- 208с.
55. Кутейникова Н.С. Калюта Ю. Красное и черное. Альбом. СПб.: Palace Editions, 2012.- 296с.
56. Лавренко Б.М. Моисеенко Е.Е.// Художники-педагоги: История и современность. Л.: Ин-т имени И. Е. Репина, 1991.- с.49-54.
57. Леднев В.А. Река жизни. СПб., 2015.- с.43.
58. Ленинградская живописная школа. Соцреализм. 1930-1980. Некоторые имена / Авт.-сост. кат. И.Н. Пышный; авт. вст. ст. Н. С. Кутейникова и К. К. Сазонова. СПб.: Коломенская верста, 2008.- 344с.
59. Леняшин В.А. Борис Сергеевич Угаров. //Л.: Художник РСФСР, 1984.- с.192.
60. Леняшин В. Борис Угаров// Советская живопись.-М.,1986.-вып.7.- с.121-130.
61. Леонова Н. Живописец Моисеенко. //Художник, №7. 1965.- с.13-19
62. МанинВ.С. Русская живопись XX века. В 3 т. СПб.: Аврора, 2007. - Т. 1 -415 е.,
т. 2-455 е., т. 3.- 551с.
63. Манин В.С. Русский пейзаж. Более 100 картин русских художников XVIII -XX веков. - М.: Белый город, 2001.- 632с.
64. МоисееваН.Г. Валерий Пименов. СПб.: Пленэр-Т, 1999.- 149с.
65. Моисеенко Е.Е. Во имя будущего // Творчество. № 8. 1987.- с.1-2.
66. Моисеенко Е.Е. Живопись, графика. Каталог выставки /Вст. ст. Л.И. Новожиловой, М.Ю. Германа. Л.: Рус. музей, 1982.- с.67.
67. Моисеенко Е.Е. Живопись, графика. Каталог выставки произведений/ Сост. Л.В. Яковлева; вст. ст. Т. Салахова, Д. Гранина, М. Германа. М.: Советский художник, 1983.- 103с.
68. Моисеенко Евсей Евсеевич. 1916-1988. Живопись. Графика. Каталог выставки / Авт. ст. и сост. кат. Е. Н. Литовченко. СПб.: НП-Принт, 2006.- 80с.
69. Моисеенко Е.Е. Живопись. Каталог выставки, посвященной 80-летию художника. НИМ PAX, ГРМ. СПб.: Б. и., 1996.
70. Моисеенко Е.Е. «Коллекция из мастерской». Живопись, рисунок. Альбом. / Авт. вст. ст. и сост. Е. Н. Литовченко. СПб.: Историческая иллюстрация, 2012.-240с.
71. Моисеенко Е.Е. Куда стремимся, к каким высотам? // Художник. №7. 1988.-с.1.
72. Моисеенко Е.Е. Статьи о творчестве мастера.// Художник. №2 1-2. 1992.- с.2-13.
73. Моисеева Н.Г. Пименов В.В. Каталог. - СПб., 1999.
74. Морозов А.И. Художник и мир личности: Творческие проблемы современной советской портретной живописи. М.: Советский художник, 1981.- с.167.
75. Мусаева Н.Ф. Педагогические взгляды A.A. Мыльникова // Вопросы художественного образования. Вып. XXXVI: Тема. сб. науч. тр. / Отв. ред. проф.И.А. Бартенев. - Л.: [Институт имени И.Е. Репина], 1984. - с.19.
76. Мямлин И.Г. Юрий Непринцев. Л.: Искусство, 1976.- с.151.
77. Непринцев Ю.М. Каталог выставки к 80-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности. Л.: Художник РСФСР, 1989.- 56с.
78. Нин Бо. Дэн Шу - китайская ученица мастерской Ю.М. Непринцева // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры» / Московский государственный музей «Дом Бурганова». 2010. №2 1. с. 135 - 142.
79. Нин Бо. Китайский живописец и педагог Чжан Хуацин - воспитанник ленинградской художественной школы // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке: Сб. ст. по мат. Международной науч.-практ. конф. Вып. 2. / Под ред. Э.В. Махровой и др. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2011.- с.127-135.
80. Нин Бо. Ленинградский период в жизни и творчестве китайского художника Цюань Шаньши // Искусство и диалог культур: IV междунар науч.-практ. конф. Вып. 4: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / Под ред. С.В. Анчукова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.- с.7-11.
81. Нин Бо. Линь-Ган - воспитанник ленинградской мастерской Б.В. Иогансона (к вопросу о создании сюжетно-тематической картины) // Искусство и диалог
культур: II междунар. науч.-практ. конф. Вып. 2: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / Под ред. П.А. Кудина. - СПб.: НОУ «Экспресс», 2008.- с.190-194.
82. Нин Бо. Творческий путь Фынь Чжень - выпускницы мастерской Е.Е. Моисеенко (к вопросу о роли советского художественного образования в китайском изобразительном искусстве) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2010. № 2(75).- с.89-95.
83. ОреховаЛ.С. Виктор Иосифович Рейхет. Воспоминания. СПб.: Изд-во ОАО «РНИИ Электростандарт», 2001.- 184с.
84. Орехова-РейхетЛ.С. Виктор Рейхет (1922-2000). СПб.: Сударыня, 2008.- c.99.
85. Орешников Виктор Михайлович. Альбом. - СПб.: Петрополь, 2007.- 192с.
86. Панъ Икуй. Ленинградские учителя китайского художника Цюань Шаньши // Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Материалы Евразийского научного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24 - 28 октября 2011 года. Часть вторая. Искусствоведение: Сб. науч. ст. / под ред. М.Ю. Спириной. - СПб.: МИЭП, 2011.- с.123-135.
87. Панъ Икуй. Живописные поиски и уроки Цюань Шаньши. // Золотая палитра [Москва]. 2012. № 1. с.78-79.
88. Панъ Икуй. Исторический жанр в живописи Цюань Шаньши. // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2012. № 9 (29).- с.181-184.
89. Панъ Икуй. О Чжецзянской академии изящных искусств и двух ее выпускниках 1953 года // Искусство и диалог культур: VI Международная научно-практическая конференция. Вып. 6: Сб. науч. тр. / Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.-с.161-164.
90. Панъ Икуй. Европейский след в творческой эволюции Цюань Шаньши. // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке: Вып. 4: Сб. ст. по
матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Э.В. Махровой. - СПб.: КультИнформПресс, 2013.- с.265-275.
91. Панъ Икуй. Синьцзяньский период творчества Цюань Шаньши. // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке. Вып. 4: Сб. ст. по матер. IV Международной науч.-практ. конф. / Под ред. Э.В. Махровой. - СПб.: КультИнформПресс, 2013.- с.259-264.
92. Панъ Икуй. Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2013.- 23 с.
93. Панъ Икуй. Художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши и его взгляды на художественное образование. // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Серия «Новые гуманитарные исследования. 2013. № 1 (30).- с.295-297.
94. Песиков В. Каталог выставки. // Сост. Е.М. Елизарова, Г.С. Песикова; авт. ст. Ю.Г. Бобров, С.И. Михайловский, Н.Н. Попова. СПб.: Ин-т имени И.Е. Репина, 2010.- 88с.
95. Петров В.А. А.А. Мыльников. Прекрасное рядом. М.: Советский художник, 1977.- с.31.
96. Пименов В.В. Выставка произведений ленинградских художников-земляков Вологодчины. Каталог. - Л., 1977.- с. 12-13.
97. Попов А.В. Соединение традиций «Союза русских художников» и «Мира искусства» в пейзажном творчестве Б.С.Угарова. // Дом Бурганова Пространство культуры.- 2015.-№3.- с.160-167
98. Пострелова Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура XX в. М., 1987.- с.264.
99. Пострелова Т.А. Дай Шихэ.// Творчество. 1989. №9(393).- с.21-22
100. Рейхет Виктор Иосифович. Засл. Художник. РСФСР. Выставка. Ленинград 1974. Каталог выставки. / Сост. и авт. вступ. ст. Г.Г. Макаров / Под общ. ред. Н.М. Леняшиной. Л.: Искусство, 1974.- с.48.
101. Рейхет В.И. Роль этюда в работе над картиной. // Вопросы худож.образования. Вып. ХVI. Л.1977.- с.15-18
102. Рейхет В., Леонова Н. Сила русского характера. // Художник, 1979, №11, с.16-20
103. Рейхет В.И. От эскиза к картине. // Вопросы художественного образования. Вып. XXXVI. Л., 1984, с.14-18
104. Рейхет В.И. Виктор Иосифович Рейхет. Выставка произведений (1988; Ленинград) Живопись: Кат. // Акад. Художеств СССР. Науч.-исслед. Музей ; авт. вступ. ст. Е.И. Прасолова; сост. Е.В.Тютрина.-Л.: Искусство 1988.-31с.
105. Рейхет Виктор Иосифович; Народный художник России 1922-2000; Некролог. // СПБ. Ведомости-2000.- с.2.
106. Рейхет Виктор. Альбом произведений. // Авт. ст. М. Герман. СПб.: Б. и., 2006.-с.84.
107. Религиозный Петербург. Каталог выст. // Сост. П. Климов. СПб.: Palace editions, 2004.- 557с.
108. Репин С.Н. Живопись. Пушкинские Горы: Сельцо Михайловское, 2003.- с.28.
109. Репин Сергей. Монументальное искусство. Живопись. Графика. // Авт. текстов Г.Н. Василевич, А.Ф. Дмитренко, Н.С. Кутейникова и др. СПб.: Тип. «Белл», 2009.- 192с.
110. Репин Сергей. Монументальное искусство. Живопись. Рисунок / Авт.-сост. С. Н. Репин; вст. статьи В. Гусева, А. Дмитренко. КНР, 2002.- 120с.
111. Репин С., Сухов В., Уралов И., Фомин Н. Монументальное искусство. Живопись / Авт. ст. А.Ф. Дмитренко. СПб.: Русская классика, 1998.- с.112.
112. Рощин А.И. Борис Лавренко: Художник РСФСР, 1979.- с.112.
113. Рощин А.И. Н.Н. Репин. Живопись, графика. СПб.: Наука, 1995.- с.55.
114. Руднев Василий Филиппович. Альбом / Вст. ст. Н.Н. Поповой. СПб.: ООО «Артиндекс», 2009.- 112с.
115. Савицкий С. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов. Сборник статей. СПб.: ИД «Петрополис», 2011.- с.256.
116. Савкуев Хамид. Серия: новое поколение русского реализма. / Авт. вст. статей Н.С. Кутейникова, Ван Чжун. [КНР:] Ляонинское худож. изд-во, 2001.- 119с.
117. Савкуев Хамид. Живопись. Графика. Скульптура. Сб. / Сост. Н. Крапивина, вст. ст. Н.С. Кутейниковой. СПб.: Artindex, 2009.- 160с.
118. Сазонова К.К. На полотнах - жизнь.Творческий портрет художника П.Фомина.// Художник.-1966, №12.- с.26-31
119. Сазонова К.К. Мыльников Андрей. /Л.: Аврора, 1977.- с.175.
120. Сазонова К.К. Петр Тимофеевич Фомин. Л.: Художник РСФСР, 1984.- 223с.
121. Сазонова К.К. Пименов Валерий Васильевич. Выставка произведений. СПб.: Пленэр-Т, 2000.- с.49.
122. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Редкол.: Л.Н. Белова, Г.Н. Булдаков, А.Я. Дегтярев и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992.- 687с.
123. Санкт-Петербург в живописи В. Леднева Альбом / Авт. текста А.Г. Раскин, О. С. Филатова. СПб.: Иван Федоров, 2003.- 144с.
124. СарабьяновД. Шварцман Михаил. Каталог выставки. СПб.: Palace Editions, 2001.- с.110
125. Соколов Михаил Ксенофонтович. Каталог. К 120-летию со дня рождения/ Авт. выст. проекта и сост. кат. Н.П. Голенкевич, Т.А. Лебедева, И.А. Лейтис, Г. А. Цедрик. М.: Русский авангард, 2005.- 239с.
126. Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 2006-2010. СПб., 2012.
127. Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 2011-2013. СПб., 2014.
128. Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 2014. СПб., 2016.
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
СтепанянН.С. Искусство России XX века. Взгляд из 90-х. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- с.315.
Степанян Н.С. Искусство России XX века. Развитие путем метаморфозы. -М.: Галарт, 2008.- с.416 .
Тимченко С.В. Русская религиозная живопись. 1970-1990-е гг. Из частных собраний. М.: Ключ, 1995.- с.175.
Три века русской живописи. Альбом. / Авт. вст. ст. В. Матафонов; сост. О. Чехонин, С. Чехонина. СПб.: Китеж, 1994.- 413с..
УгаровБ.С. Современность и современники.Творчество, 1976, №1, с.2,14 Угаров Б.С. Задачи высшей художественной школы // Проблемы развития советского искусства и искусства народов СССР. Вып. VIII. Л.,1978.- с.42-50 Угаров Б.С. О состоянии дипломных работ по изобразительному искусству (жизнь, скульптура, графика) и задачи дальнейшего усиления связи идейно-творческого воспитания молодых художников с жизнью // Проблемы идейно-творческого воспитания молодых художников. Л. 1979.- с.3-23. Угаров Б.С. О состоянии дипломных работ по станковой живописи и задачах идейно-творческого воспитания художников с жизнью // Вопросы худож. образования. Вып. XXIV. Л. 1979.- с.3-23.
Угаров Б.С. Педагогическая деятельность Академии художеств и ее роль в развитии отечественного изобразительного искусства за 225 лет.- в сб.: Вопросы худож. Образования. Вып. XXIV. Л., 1983.- с.22-38. Угаров Б.С. Поиск красоты: Выставки. - Правда 1984, №192,- с.6 Угаров Б.С. Высокие задачи советской художественной школы. // Искусство.Творческие проблемы советского искусства и критики. 1984, №9.-с.3-11.
УгаровБ.С. Уроки реализма. О творчестве В.М. Орешникова. //Творчество, 1985.- с.28-30.
Угаров Б.С. Большие задачи времени // Искусство, 1986, №2,- с.9-20 Угаров Б.С. Уроки реализма и гражданственности. К 150 - летию со дня рождения И.Н. Крамского.// Сов.культура.-1987.- с.6
143. Угаров Б.С. задачи Академии художеств СССР на новом историческом этапе.// Искусство.- 1987. -№4.- с.1-5.
144. Угаров Б.С. Роль Академии художеств СССР в развитии советского искусства и решений задач перестройки.// Искусство.- 1988.-№6.- с.1-5, 73-75.
145. Угаров Б.С. Посмотреть в глаза друг другу. (Литература и искусства для детей Греции)// Дет.литература.-1989.-№10.- с.3-4
146. Угаров Б.С. В блокадном городе.// Страницы незабываемого: 50-лет великой победы. - СПБ., 1996.- с.27-30
147. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. // Послесл. Г. Стернина. М.: Искусство, 1975. - с.739.
148. Федоров-Давыдов А.А. Советский пейзаж. М.: Искусство, 1958. - с.118.
149. Фомин П.Т. Материалы к биографии. Воспоминания современников.// Сост. Н.П. Фомин; науч. ред. А.А. Мыльников. СПб: Ин-т имени И.Е. Репина, 2002.-с.49.
150. Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое // Отв. ред. Н. М. Зоркая. СПб.: Алетейя, 2001. - с.352.
151. Худяков А.Л. П.П. Белоусов.// Художники-педагоги. История и современность : Сб. науч.-метод. ст. / Науч. ред. O. A. Еремеев; сост. Е. М. Елизарова. Л. : [Ин-т имени И. Е. Репина], 1991.- с.54-55.
152. Цзинъ Лихуа. Чжан Хуацин и его творческий путь. // Вопросы художественного образования. Вып. 34: СПб. науч. тр. / СПбИЖСиА имени И.Е. Репина. / Науч. ред. В.А. Могилевцев, В.С. Песиков - СПб.: Институт имени И.Е. Репина, июль/сентябрь. 2015.- с.99-114
153. Цзинъ Лихуа. Советские герои в творчестве китайских художников.// Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - Орел: полиграфическая фирма «Горизонт». № 6(47)-2015.-с.208-211.
154. Цзинъ Лихуа. Жить в живописи. О творческой жизни китайского художника Гу Цзуна.// Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - Орел: полиграфическая фирма «Горизонт». №
6(47)-2015. - с.291-294.
155. Цзинъ Лихуа. Творческий путь Ван Теню (Ван Теню и его историческая монументальная живопись).// Война, беда, мечта и юность! Искусство и война: Материалы международной науч. Конф. Санкт-Петербург. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. / СПбИЖСиА имени И.Е. Репина. / Ред. Г.Н. Чепыгова - М.: ООО«БуксМАрт», 2015.- с.587-592
156. Цзинъ Лихуа. Дай Шихэ и его живопись. // Вопросы художественного образования. Вып. 38: Сб. науч. тр.// СПбИЖСиА имени И.Е. Репина. / Науч. ред. В.А. Могилевцев, В.С. Песиков - СПб.: Институт имени И.Е. Репина, июль/сентябрь. 2016.- с.128-142
157. Цзинъ Лихуа. Роль академических традиций в творчестве современной китайской художницы Е Нань. // Проблемы развития отечественного искусства. Вып. 40: СПб. науч. тр. / СПбИЖСиА имени И.Е. Репина. / Науч. ред. В.А. Леняшин - СПб.: Институт имени И.Е. Репина, январь/март.2017.-с.245-261
158. Цзинъ Лихуа. История и роль обнаженной натуры в китайском изобразительном искусстве XX века. // Искусство и диалог культур: IV междунар науч.-практ. конф.: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / Под ред. C.B. Анчукова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - с.101-108
159. Цыцин Н.В. Непринцев Юрий Михайлович (к 100-летию со дня рождения) Сб. статей. СПб.: Ин-т имени И. Е. Репина, 2011.- с.88.
160. Червонная С.М. Современное советское изобразительное искусство (Живопись). М.: Знание, 1968.- с.54, 2.
161. Черейская М.Г. Советская историческая живопись. М.: Искусство, 1969.-с.160.
162. Чжао Пэн. О китайской художнице Дэн Шу и ее портретах Сун Цинлин // Золотая палитра. 2012. № 1. с.72-74.
163. Чжао Пэн. Рисунки на денежных купюрах (китайский юань третьего и четвертого поколений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. Вып. № 162.- с. 116-120.
164. Чжао Пэн. Няньхуа в творчестве Дэн Шу // Научное мнение. Философские и филологические науки, искусствоведение: Научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб, 2014. № 10.-с.105-108.
165. Чжао Пэн. О творческом пути и искусстве китайской художницы Дэн Шу // Искусство и диалог культур: VIII Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 8: Сб. науч. тр. / Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.-с.379-383.
166. Чжао Пэн. Китайский художник и педагог Хоу Иминь // Университетский научный журнал / Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, искусствоведение / Philology, History and Art: Рецензируемый научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. - СПб. 2015. № 11.- с.89-96.
167. Чжао Пэн. Размышления Дэн Шу о художественном творчестве // Искусство и диалог культур: Х Международная межвузовская научно-практическая конференция (12 апреля 2016). Вып. 10: Сб. науч. тр. / Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 486-489.
168. Чжао Пэн. Хоу Иминь: жизнь и творчество. Краткий обзор // Искусство и диалог культур: 1Х Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 9: Сб. науч. тр. / Под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб: ООО «Книжный дом», 2015.- с.129-134.
169. Шалыгин А.С. Известные и выдающиеся художники Санкт-Петербурга в современном искусстве. Творчество в контексте времени. СПб.: Петро-поль, 2004. - с.324
170. Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX в.: текст лекций / С.-Петерб. гос. техн. ун-т. СПб.: СПбГТУ, 1995. -137с.
171. Шехтер Т.Е. Художественная жизнь Петербурга в середине 1990-х гг. // История русской культуры. Санкт-Петербург: история, культура, ценности. -СПб.: СПбГТУ, 1997.- с.57-82.
172. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915-2005. СПб., 2007.
173. Яковлева Е.П. Китайские студенты ленинградского вуза 1950-1960-х годов -заложники политических обстоятельств // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2016. № 2.- с.71-77.
174. Яковлева Е.П. ХХ1 век: продолжение традиций // Золотая палитра. Художественный журнал [Москва]. 2012. № 1.- с.84-85.
175. Яковлева Е.П., Нин Бо. Китайские студенты учебной живописной мастерской под руководством профессора В.М. Орешникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2017. № 4.- с.56-62.
176. Яковлева Е.П., Нин Бо. Ли Тяньсян - выпускник Ленинградского института имени И.Е. Репина (к вопросу о советско-китайских художественных связях) // Восток - Запад на берегах Невы: материалы III междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». Т. III. Ч. 1. СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007.-с.276-283.
177. Яковлева Е.П., Нин Бо. Россия - Китай: к истории культурно-художественных связей // Золотая палитра. Художественный журнал [Москва]. 2012. № 1.-с.74-77.
178. Яковлева Е.П., Цао Ижанъ. Творческая судьба нанькинского живописца и педагога Цю Минхуа (к вопросу о советско-китайских связях в области
художественного образования) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2018. № 4.
179. Яковлева Н.А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учеб. пособие [Мин-во просвещ. РСФСР, ЛГПИ им. А.И. Герцена] //Науч. ред. П.В. Соболев. - Л.: [б. и.], 1986.- 84с.
Опубликованные труды на китайском языке:
180. Ай Чжун-синъ. Выдающийся китайский художник Сюй Бэйхун. //Народный Китай. 1954. № 3.
181. Бай Ши, Чжан Цзяге. Интервью с Сяо Фэном на передвижной выставке русской живописи. //Ханчжоу, 15.08.2011
182. Ван Теню. Альбом. Исторический пейзаж - выставка живописи Ван Теню. Шаньдун: Шаньдунский институт современной живописи, 2015
183. Ван Теню. Альбом. Живопись Ван Теню. Шэньян: Ляонинское художественное изд-во, 1999
184. Ван Теню. Альбом. Современные китайские художники. - живопись Ван Теню. Тяньцзинское художественное изд-ва, 2008
185. Ван Теню. Александр Быстров. Шэньян: Ляонинское художественное изд-ва, 2001
186. Ван Чао. Савкуев Хамид - русский художник-реалист// Пекин: Изобразительное искусство. 2010(01)
187. Ван Чжун. Китайское современное искусство. Пекин: Искусство, 2002. - с.58
188. Ван Юн. История обмена китайского и зарубежного искусства. Чанша: Хунаньское образовательное изд-во, 1998. -379с.
189. Вэнъ Липэн. Откровение Мастер-класса масляной живописи. Пекин: Художественное изучение. 1985
190. Вэнъ Липэн. Исторический вклад-практика преподавания в мастер-классе Ло Гунлю. Пекин: Художественное изучение. 1997(04)
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
Гу Цзун. Анализ и понимание о сегодняшнем элементарном преподавании
Института И.Е. Репина. Пекин: Искусство Китая, 07.2012.
Гу Цзун. Впечатление на душе. Пекин: Искусство Китая, 11.2013.
Дай Шихэ. Воображаемая связь. Пекин: Искусство. №6, 1986.
Дай Шихэ. Творчество на холсте. Чэнду: Сычуаньское народное изд-во, 1986.
Дай Шихэ. Альбом. Дай Шихэ. Наньнин: Гуансиское художественное изд-во,
1995.
Дай Шихэ. Поговорим о рисунке. Чанчунь: Цзилиньское художественное изд-во, 1997. с
Дай Шихэ. Альбом. Живопись Дай Шихэ. //Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное художественное изд-во, 1997
Дай Шихэ. Техника изображения в академической школе - масляная пейзажная живопись Дай Ших. Фучжоу: Фуцзяньское художественное изд-во, 2001.
Дай Шихэ. Глядя на солнце - цикл лекций по масляной пейзажной живописи. Шицзячжуан: Хэбэйское художественное изд-во, 2002. Дай Шихэ. 02.03.04. Записи Дай Шихэ. Сборник за три года. Наньнин: Гуансиское художественное изд-во, 2005.- с.96-134
Дай Шихэ. Анализ портрета крестьянина работы Су Гаоли. Пекин: Искусство. - 2006. - № 3.- с. 12-15.
Дай Шихэ. Обучение масляной живописи в свободном стиле. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2007.- с.29
Дай Шихэ. Альбом. Рисую все, что хочу. Сборные масляные живописи Дай Шихэ». Шэньян: Лаонинское художественное изд-во, 2008. Двести китайских коммунистов - Мао Цзэминь. //Весть Китайской Коммунистической Партии, 04. июня 2011.
Дин Жэньшэн. Научный сборник института г. Гуйян. от 04.1995.- с.17, 71-72 Дин Лин. Впечатление на советское художество. Народное художественное изд-во, 1950 (4). с.169
Ду Цзянъ. О второй мастерской. //Изучение изобразительного
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
искусства.-1997.- № 3.- с.9-10.
Е Нанъ. Китайская масляная живопись - изображения с натуры Е Нань. // Фуцзяньское художественное изд-во, 2004.- 24с.
Е Нанъ, Ван Иинъдун. Педагогическое мастерство Е Наня в ЦАХ Китая. // Народное художественное изд-во, 2004.- 114с.
Е Нанъ. Предел одиночества - Избранные произведения живописи Е Нань. // Цзянсуское художественное изд-во, 2015.- 282с.
История и перспективы китайского образования в сфере современного искусства. //Шанхайское книжное изд-во, 2009.
Католог выставки «напоминать историю, открыть будущее», Пекин, 2015. Коллективная работа «Записи Цзинь Шани». //Цзянсуское художественное изд-во.01.05.2009
Ли Ину. Великое пиршество зрения реализма. //Наблюдение на художество, 2009, 1: с.132-133.
Ли Сон. Истинная эмоциональность-просмотр выставки Дэн Шу. //Художество. 06.2001
Ли Тянъсян и Чжао Юпин. Цветоведение изображения с натуры. //Тяньцзин: Тяньцзньское художественное изд-во1980.- с.116 Ли Тянъсян и Чжао Юпин. Русские классические рисунки. //Тяньцзин: Тяньцзньское художественное изд-во1985.- с.112
Ли Тянъсян, Чжао Юпин. Наука цветового тона. Тяньцзинь. //Народное искусство, 1996.- с.23.
Ли Тянъсян и Чжао Юпин. Навыки писать на пленэре. Пейзаж. //Фуцзяньское художественное изд-во, 2004.
Ли Тянъсян и Чжао Юпин. The Art of Colour. //Изд-во химической промышленности, 2015.- 210с.
Ли Цзин. 1991-2011: 20 - летние перемены и неизменность. //Еженедельник Саньлянь шэнхуо, Интервью с А.В. Чувиным 27.12.2011. Ли Цзунь. Масляная живопись Ли Цзуня. //Пекин: изд-во Союза культуры и искусства Китая, 2002
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
Линь Цзяпинь. Воспоминание и наследство: научная конференция в честь дня рождения Ло Гунлю. //Пекин: 03.2016
Линь Цзуэюань. Юань Юньшэн и ода жизни. //Цзилинь: Диспут литературы и искусства, 2010.- с. 16
Ло Гунлю. Несколько вопросов о масляной живописи. //Изд-во Изобразительного искусства, 1996. - № 1.- с.42.
Лу Цзинь. Живописец В.С. Песиков. //Изд-во: Шанхайское художество. 2001 Лян Чжицинь. Интервью с Ло Гунлю: Я посвятил свою жизнь живописи «национальный характер. //Газета: Новый и быстрый, № 06. 2017. Ляо Цзинвэнь. Страницы жизни Сюй Бэйхуна. Проблемы Дальнего Востока. 1984, № 4; 1985, № 1.
ЛюХайсу. Живопись Хайсу. //Коммерческое издательство 1933. - С.3. Ма Лиминь. О творчестве китайских живописцев супругов Ли Тяньсян и Чжао Юпин. // Современный художник, апрель 2016.
Мао Цзэдун. О военном курсе Ляошэньской операции. //Телеграмма, 07 сентября 1948.
Му Лань. Влияние русского искусства на современное китайское художественное образование. // Цзилинь: Диспут литературы и искусства, 2010(02)
Пан Сылун. Юань Юньшэн открыл новую эру художественной форме. 2007.-с.18-20.
Жуань Жунцунь, Ху Гуанхуа. История современного китайского искусства. //Тяньцзиньское народное художественное изд-во, 2005 Рун Сухэ. Китайские художники, окочившие Институт И.Е. Репина. //Пекин: Искусство Китая, 11.2013.
Си Цзиньчжи. История русского и советского искусства. //Тяньцзинь: Народное художество, 2000. №1.
Си Цзинчжи. Берёзовая роща вдали. //Гуанси: Художество, 2002. (первое издание).
Си Цзинчжи. Берёзовая роща вдали. - Совместная выставка художников
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
«Учиться в России 1990-х». //Пекин: Галерея Ясон, (первое издание), 2012.-с.2-3.
Стиль и структура. Избранная живопись Чжун Цзяньцю. //гл. ред. Гэ Юйцюнь. Аньхуэйское художественное изд-во, 2015.-
Стоун И. (Irving Stone) (1903 —1989). Жажда жизни - биография Ван Гога. "Lust for life" / перевод Чан Тао // Изд-во: Пекинское октябрьское искусство, апреля 2008.
Су Гаоли. Альбом. Основы эскиза. //Цзилиньское художественное изд-во, 2003 Су Гаоли. Альбом «Избранные эскизы Су Гаоли». //Пекинская гарелея ouyide, 2006
Су Гаоли. Моя дорога живописи: выставка пейзажей Су Гаоли. //Пекин: КГХМ, 2013
Сунь Кань. Каталог. Фонтанка в бумаге. //Гуанчжоу: Линнаньское художественное изд-во, 2015
Сунь Тао, Е Нань. Русский молодой академик по науке искусства. А.К. Быстров. //Пекин: Художество. 2000(03)
Сунь Тао. Методика русского рисунка. //Цзянсиское художественное изд-во, 2000
Сунь Тао. Альбом. Рисунки Сунь Тао. //Хэнаньское художественное изд-во, 2001
Сунь Тао, Е Нань. Годы студенчества в Институте имени И.Е. Репина: Альбом произведений живописи Сунь Тао и Е Нань. 2001 Сунь Тао. Технология и материалы мозаики. //Хэйлунцзянское художественное изд-во, 2003
Сунь Тао. Китайский художник Сунь Тао - живописец с натуры. //Фуцзяньское художественное изд-во, 2004
Сунь Тао. Анатомия человеческого тела. Учебное пособие по основным предметам ЦАХ Китая. //Пекинское народное художественное изд-во, 2005 Сунь Тао. Методика классической масляной живописи. //Цзянсиское художественное изд-во, 2007
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
Сунь Тао. Наброски Сунь Тао. //Шаньсиское народное изд-во, 2007
Сунь Тао. Оглядываясь на Неву: описание факультета живописи Института
имени И.Е. Репина. //Цонцинское художественное изд-во, 2011
Сунь Тао. О создании исторических картин из «Трагедии в Юаньминьюане» //
Пекин Народное художественное изд-во, 2011
Сунь Тао, Сунь Тао. //Цонцинское изд-во, 2011
Сунь Тао. Красота спасёт мир: А.А. Мыльников и русское искусство.
Пекинское народное художественное изд-во, 2013
Сунь Цзин. Вестник китайского искусства. //Пекин: Искусство Китая,
30.04.2014
Цю Минхуа. Избранные произведения живописи Цю Минхуа. //Цзянсуское художественное издательство, 1985.
Цю Минхуа. Избранные рисунки. //Шанхайское народное художественное изд-во, 1986.
Сюэ Ипин. Влияние Российского художественного образования на рост китайского искусства: интервью с профессорами Чжань Хуацин и Цю Минхуа.// Изд-во: Художество и дизайн, 1999. № 3. Сяо Фэн. Моя жена - Сон Жэнь. //Ханчжоу: 12.2002
Тун Цзинхань. Советско-китайский художественный обмен в начале основания Нового Китая. //Наблюдение за художеством. 2009(03), с.7-10 УГуаньчжун. Чтение Арт-диалога Ло Гунлю. // Рынок искусств, № 2007(10). Учиться в СССР. Пути развития Китайского изобразительного искусства XX века: Альбом к 50 - летию создания КГХМ. Коллективные мемуары. //Пекин: КГХМ, 2013.
Фань Вэньнань. Влияние советского искусства на обучение китайской масляной живописи.- Годы Советско-китайского образовательного обмена масляной живописи (1954-1962). //Art Panorama. Ляонин: Художественное издательство 2010(05)
Фын Чжень. Исследование няньхуа.//Исследование художества.1980(4)
268. Фын Чжень. Народное искусство города Баоцзи. //Изд-во: Сельское чтение,1984
269. Фын Чжень. Народное искусство Хуася. //Изд-во: Шаньсиское народное художество,1988
270. Фын Чжень. Подарок от бабушки. //Тайвань: Ханьшэн, 1992(5)
271. Фын Чжень. Введение. Народное искусство нуждается в исследованиях. Книжная серия. 2013
272. Фэн Чжицзюнь. Ректор КНАХ, который вышел из армии. Китайская культура, 09.2013
273. Хуань Чжоулинь. Русское художественное образование. Изд-во: Художество, № 1. 2007.- с.100-105.
274. Центральная художественная школа. Избранная живопись лучших выпускников Школы при ЦАХ Киатя. //ред. Чжун Цзяньцю. Чжэцзянское народное художественное издательство. -2008.- с.140
275. Цзинь Цуньмин. История Культурной революции. Чэнду: Сычуаньское народной издательство, 1995.- с.246-250.
276. Цзоу Юэцзинь. Вклад Лю ХайСу в китайский модернизм. //Лекция. 21.08.2009
277. Цзян Дакэ, Чжан Инин. Влияние учебы в СССР на китайское художественное образование. //Арт-дизайн, г. Гуанчжоу. 06.2006
278. Цюань Шаньши. Русский художник А.А. Мыльников. Шандунское художественное изд-во, 2002
279. Цюань Шаньши. Рисунки русских художников В.А. Серова и М.А. Врубеля. Шандунское художественное изд-во, 2003
280. Чжан Сяоцзюнь. Перекрестная любовь. Культурный ежемесячник. 1994(12). с.8-10.
281. Чжан Тин. Полное собрание современного китайского искусства. Монументальная живопись. Ляонинское художественное изд-во, -июнь.1997.-с.359
282. Чжан Хуацин. Альбом. Избранные картины Чжан Хуацина. //Шанхай: Народное искусство.1982.
283
284
285
286
287
288
289
290
291
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.