Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Чжао Пэн
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат наук Чжао Пэн
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Профессиональное развитие и становление художников Дэн Шу и Хоу Иминя в контексте истории Китая ХХ - начала XXI века
1.1. История Китая конца 1920-х - начала 2010-х годов как контекст жизни и творчества Дэн Шу и Хоу Иминя
1.2. Обучение Дэн Шу и Хоу Иминя навыкам профессионального мастерства в Китае (1940-е - начало 1950-х) и начало их творческой и художественно-педагогической деятельности
1.3. Учеба Дэн Шу в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1955-1961): осваивание традиций советской художественной школы
1.4. Хоу Иминь - ученик московского живописца К.М. Максимова
1.5. Художественно-педагогическая, творческая и общественная деятельность
Дэн Шу и Хоу Иминя
ГЛАВА 2. Творческое сотрудничество Дэн Шу и Хоу Иминя
2.1. Традиционное национальное китайское искусство
2.1.1. Няньхуа
2.1.2. Гохуа
2.2. Рисунки для китайских денежных купюр
2.3. Масляная живопись
2.3.1. Революционно-историческая картина
2.3.2. Портрет, пейзаж, натюрморт, анималистика
2.4. Монументальное искусство (стенопись)
2.5. Скульптура
ГЛАВА 3. Взгляды Дэн Шу и Хоу Иминя на художественное образование и природу художественного творчества
3.1. Взгляды Дэн Шу и Хоу Иминя на художественное образование
3.2. Размышления Дэн Шу о природе художественного творчества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Альбом иллюстраций
Список иллюстраций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши2013 год, кандидат наук Пань Икуй
Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского скульптора Цао Чуньшэна2021 год, кандидат наук Ян Цзин
Китайские выпускники Ленинградского института имени И. Е. Репина 1950 – начала 1960-х годов и их искусствоведческая деятельность в Китайской Народной Республике2024 год, кандидат наук Ван Шуцзин
Влияние и роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи2019 год, кандидат наук Цзинь Лихуа
Китайские выпускники института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы2010 год, кандидат искусствоведения Нин Бо
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение в контексте развития китайского изобразительного искусства второй половины XX - начала XXI века»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию многолетнего творческого содружества Дэн Шу (род. 1929) и Хоу Иминя (род. 1930) - известных китайских художников, супругов, воспитанников китайской и русско-советской художественных школ, авторов многочисленных произведений живописи, графики, скульптуры и монументально-декоративного искусства, педагогов Центральной академии художеств Китая, подготовивших к профессиональной творческой деятельности несколько поколений художников.
Комплексное исследование творческого пути, художественной и художественно-педагогической деятельности Дэн Шу и Хоу Иминя, опиравшихся в своем творчестве на традиции национального китайского искусства и русско-советской академической школы, дает возможность на конкретных примерах не только проанализировать творческий союз, искусство и художественно-педагогическую деятельность представителей первого поколения мастеров масляной живописи и стенописи Китайской Народной Республики, но и исследовать влияние реалистических традиций русской академической школы на изобразительное искусство и художественное образование КНР. Все перечисленное в значительной степени актуализирует проведенное в диссертации исследование.
Актуальность работы состоит также в необходимости анализа и осмысления всех составляющих творческого содружества Дэн Шу и Хоу Иминя, теснейшим образом связанного с историей Китая. Актуальность исследованию придает и то, что деятельность уникального творческого союза обогатила изобразительное искусство КНР второй половины ХХ - начала XXI века достойными произведениями искусства и способствовала становлению и развитию художественного образования Китайской Народной Республики, что, безусловно, требует предметного рассмотрения и анализа. Помимо прочего, актуальной для российского и китайского искусствознания является необходимость всестороннего изучения искусства и творческих судеб
китайских учеников московского живописца К.М. Максимова и китайских выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина 1950-1960-х годов, способствовавших перенесению традиций русской художественной академической школы в изобразительное искусство и художественное образование Китайской Народной Республики, что приблизило появление в КНР искусства стенописи и китайской национальной масляной живописи.
Состояние и степень изученности проблемы. Вопрос о творческом содружестве китайских художников и педагогов Дэн Шу и Хоу Иминя и значении этого содружества для развития китайского изобразительного искусства и художественного образования Китайской Народной Республики второй половины ХХ - начала XXI века до последнего времени не являлся предметом специального научного исследования. Между тем в Китае существуют заслуживающие внимания публикации, освещающие личности художников и их творческую деятельность1. Помимо трудов по вопросам
1 Масляная живопись Дэн Шу. Гонси: Искусство каллиграфии, 1986; Чжан Зуомин. 40 лет творческому сотрудничеству Хоу Иминя и Дэн Шу // Искусство. 1988. №1. С. 35-37; Ли Линьчжо. Избранные произведения Хоу Иминя. Пекин: Изд-во «Монументальная живопись» Общества художественного промысла, 1995; Сюй Чен. Невозможно отречься от эпохи. Беседа с художником Хоу Иминем (Заметки об искусстве) // Художественный журнал Центральной академии художеств Китая. Пекин. 1999. № 1. С. 12; Чжу Чжэн'янь. Блестящий осенний урожай профессора Дэн Шу // Мебель и среда: Журнал Пекинской мебельной фабрики. Пекин, 2001. №1; Тао Ю. Революция и художник Хоу Иминь // Искусство [Пекин]. 2004. №7. С. 26 - 27; Пэн Вэй. Реализм Хоу Иминя - впечатления и жизненный опыт // Искусство [Пекин]. 2005. № 5. С. 24; Жуан Дахуа. Работа Хоу Иминя «Древние китайские виды спорта» // Синьхуа. 2008. 20 июля; он же. К 79-летию художниц Дэн Шу и Сяо Шуфан // Синьхуа. 2008. 31 октября; Хоу Гэнсинь. Талантливый Хоу Иминь // Лучшее в истории и литературе [Журнал информ. агентства Правительства провинции Хэбэй]. Шицзячжуан. 2008. №1; Цао Фань. Беседа с Хоу Иминем об искусстве // Искусство. [Пекин]. 2008. № 8. С. 11-12; Цуй Цзымо.
Мастер Хоу Иминь // Научный журнал Харбинского медицинского института. Харбин. 2009. №7. С. 31; Сюй
Синьи. Супруги Хоу Иминь и Дэн Шу - в ветер и дождь, во веки веков одним сердцем // Женьминь жибао. 2011. № 5. С. 5; Сун Манчин. В мастерской Хоу Иминя и Дэн Шу // Газета Центральной академии художеств Китая. 2011. № 10. С. 14-16; Цзян Мэн. Ученик Сюй Бэйхуна Хоу Иминь: работа над эскизами банкнот китайских юаней // Восточная коллекция [Журнал]. Шиши, 2011. №10; Чжан Цзе. Материальный и духовный мир Хоу Иминя и Дэн Шу // Образование в Китае. [Пекин]. 2011. №12. С. 11 и др.
искусства и художественного образования самих Дэн Шу и Хоу Иминя2, это альбомы произведений художников3, статьи об их выставках4, учебные пособия5 и каталоги персональных, групповых и тематических выставок. Самым масштабным изданием, повествующим о творческом пути художников, их жизни и создании отдельных произведений, является двухтомник Хоу Иминя «Морская пена»6.
Выявленные литературные источники, наряду с художественными материалами из музейных фондов и собрания авторов, а также документальные материалы из Научного архива Российской академии художеств и личных архивов Дэн Шу, Хоу Иминя и диссертанта позволили всесторонне рассмотреть творческое содружество художников, проанализировать их творческую, художественно-педагогическую и общественно-культурную деятельность, а также их искусство и взгляды на искусство и художественное образование. Установлено, что Хоу Иминь и Дэн Шу стояли у истоков нового вида изобразительного искусства Китая - национальной масляной живописи и монументального искусства (стенописи) - настенных, глазурированных обжигом керамических панно.
Помимо трудов Дэн Шу и Хоу Иминя, а также изданий, посвященных их творчеству, использованная в диссертации литература на китайском языке
2 Хоу Иминь, Дэн Шу. Записи об обучении искусству // Исследования в изобразительном искусстве. Пекин: Изд-
во Центральной академии художеств Китая, 1980. №4; Хоу Иминь. Несколько слов об искусстве фрески // Исследование искусства. Пекин, 1983; Хоу Иминь, Ли Хуацзи. 100 лет китайской монументальной живописи. Пекин: Китайская промышленная архитектура, 2004.
3 Избранные произведения Хоу Иминя и Дэн Шу / вступ. ст. Вэй Вэн'и. Гуанси, 1986; Тридцать древних сказаний: Альбом гохуа Хоу Иминя. Пекин: Изд-во Пекинского института физической культуры, 2004; Избранные художественные произведения Хоу Иминя и Дэн Шу: Альбом. В 4 т. Ляонин, 2006; Одна луна, одно сердце. Тридцать древних китайских сказаний: Альбом гохуа Хоу Иминя. Лондон, 2009 (на англ. яз.); то же. Нью-Йорк, 2010 (на англ. яз.) и др.
4 Чжан Зуомин. Ретроспектива произведений Хоу Иминя и Дэн Шу за сорокалетний период творчества // Искусство. [Пекин]. 1988. № 1. С. 4-7; Ли Сун. Искренний темперамент: наслаждение выставкой Дэн Шу // Искусство [Пекин]. 2001. № 6. С. 49-53.
5 Хоу Иминь. Учебник для студентов факультета монументальной живописи. Пекин: Изд-во Центральной академии художеств Китая, 1984.
6 Хоу Иминь. Морская песна. Ляонин: Изд-во изобразительных искусств, 2006. - 300с.
охватила комплекс вопросов, касающихся традиционной живописи Китая7;
~ 8 9
китайской национальной масляной живописи0, мастеров китайского искусства9,
биографий художников10, китайского современного искусства11, произведений
12 ~ китайских живописцев-реалистов12, техники китайской традиционной
7 Ян Жэнькай. Китайская традиционная живопись. Шанхай: Наука, 1990; Су Линь. Ресурсы китайской живописи
в ХХ веке. Гуанси: Искусство, 2001; Словарь китайской живописи (1542-2000). Чанша: Хунанское искусство, 2002; Чжао Ли, Юй Дин. История китайской живописи 1542-2000. Пекин, 2002.
8 Ай Чжунсинь. Китайские картины маслом в начале пятидесятых и шестидесятые годы // Искусство [Пекин]. -
1989. № 11. С. 4-9; Су Люй. Живопись маслом художников молодого и среднего возраста в период с 1985 по 1995 год. // Наблюдение за искусством [Пекин]. 2000. № 8. С. 64-66; Цзинь Шаньи, Инь Шуанси. Китайская картина маслом и ее развитие // Исследование искусства [Пекин]. 2000. № 2. С. 18-22; Юй Юанькан. Иллюстрированный альбом истории китайской масляной живописи. Шеньян: Изд-во «Изобразительное искусство провинции Ляонин», 2000; Ло Гуанлю, Вэнь Липин. Создание китайской национальной живописи // Искусство [Пекин]. 2003. № 4. С. 8 23; Цзинь Юнь, Пэн Вэй, Ли Жэньи. Поиск пути развития масляной живописи с китайской спецификой (воспоминания за прошедшие сорок лет) // Искусство [Пекин]. 2003. № 2. С. 8-23; Лю Чунь. История китайской живописи маслом. Изд-во «Китайская молодежь», 2005; Лю Никан. Особенности масляной живописи китайских художников 1960-х годов // Газета Хубэйского художественного института. 2007. № 6; Шуй Тяньчжун. Китайская живопись маслом и реализм // Китайская живопись маслом. 2006. № 4.
9 Сюй Бэйхун и китайская живопись. Пекин, 1999; Тань Чжихуа. Сравнение методики рисунка Сюй Бэйхуна и Павла Чистякова // Журнал Нанкинского института искусства. 2006. № 1. С. 13-17.
10 Ян Миншэн. Биографии китайских современных художников: В 2 т. Чжэнчжоу, 1989.
11 История современного искусства Китая: 1979-1989 / под ред. Люй Пэна. Пекин, 1990; Гао Минлу. История современного китайского искусства. Шанхай: Изд-во «Народное искусство», 1991; Лян Шаоцзинь. Обсуждение современного китайского искусства. Цзянсу: Искусство, 1996; История современного искусства Китая 1990-1999 / под ред. Люй Пэна. Пекин, 2000. Ван Чжун. Китайское современное искусство. Пекин: Искусство, 2002; Э Юнь. Эпоха нуждается в искусстве, ее отражающем (семинар китайско-российских художников по вопросам современной масляной живописи) // Искусство [Пекин]. 2002. № 3. С. 32-38; Ли Миньюй. Комментарии к китайской современной живописи. Фуцзинь: Искусство, 2003; Ли Чжуцзинь, Ван Циньли. История китайской современной живописи. Шанхай, 2004.
12 Син Цзяньцзянь. Реализм - основной метод в обучении масляной живописи в художественных институтах Китая // Журнал Нанкинского института искусства. 1997. № 4. С. 13-15; Ван Чжун, Ли Тяньсян. Произведения китайских живописцев-реалистов должны совершенствоваться и достигнуть мирового уровня // Искусство [Пекин].-2004.-№ 12. С. 42-51; Ван Чжун, Мыльников А.А. Произведения китайских живописцев-реалистов должны совершенствовать реалистическое искусство XXI века: диалог китайских и русских художников // Искусство [Пекин]. 2004. №12. С. 62-79; Цзин Юнь, Ли Жэньи. Произведения китайских живописцев-реалистов должны совершенствоваться, чтобы достигнуть мирового уровня // Искусство [Пекин]. 2004. № 12. С. 42-51; Ван Чжун, Цзинь Шань. Произведения китайских живописцев-реалистов должны совершенствовать великий реализм // Научная конференция по художественному реализму // Искусство [Пекин]. 2005. № 1 С. 16-27; Чэн Ифэй. Избранные произведения китайской
живописи13, российского и европейского искусства14; русского и советского искусства ХХ века15. Это также вопросы диалога китайского и русского искусства16, влияния искусства русской масляной живописи на китайскую
17 18 19
живопись17, искусство социалистического реализма18, пейзажная живопись19,
20
средства художественной выразительности20 и др.
Важное значение для понимания китайского и русско-советского художественного образования имеют труды китайских и российских искусствоведов. В библиографии на китайском языке это история художественного образования Китая21, обучение рисунку22 и живописи
реалистической живописи: Альбом. Тяньцзинь: Искусство, 2005; Чжао Вэйдун. Революционный реализм и китайское искусство 1949-1976 годов // Пионеры искусства [Пекин]. 2005. № 5. С. 70-71; Люй Шаоцинь. Реализм должен быть основным направлением развития китайского искусства // Искусство [Пекин]. 2006. № 10. С. 32-36; Тан Тянь. Китайское определение реализма // Журнал Гуанчжоуского художественного института. 2006. № 3. 60-63; У Вэньцзя. От формы до духа: реализм в современном китайском искусстве масляной живописи // Журнал Ляочанского университета [Шаньдун]. 2007. №2. С. 375-377.
13 Дун Сивэнь. Исследование техники китайской живописи и китайского стиля. Пекин: Искусство, 2003. - 55 с.
14 Си Цзинчжи. Искусство России и Восточной Европы. Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2004.
15 Чэн Пэн. Русское и советское искусство ХХ века. Пекин: Изд-во культуры и искусства, 1997; Гао Ман. Очерк о русском искусстве. Пекин: Народная литература, 2005.
16 Дэн Сяочжи, И Чжунтянь. Тон желтый и синий: сравнение китайского и русского искусства. Пекин: Изд-во «Народная литература», 1999; Лян В. Произведения китайских и русских живописцев-реалистов должны совершенствовать реалистическое искусство XXI века: диалог искусства китайских и русских художников // Искусство [Пекин]. 2004. № 12. С. 62-79. Чжу Дацю. Сравнение культур Китая и России. Аньхуэй: Изд-во Образование, 2009.
17 [Анонимный автор]. Учиться искусству у советских художников // Искусство [Пекин]. 1955. № 1. С. 44; Куай Ляньхуой. Влияние искусства русской масляной живописи на китайскую живопись. Диссертация магистра Нанькинского института искусства. Нанькин, 2004; Цзян Дакэ, Чжан Инин. Влияние обучения в Советском Союзе на китайское искусство // Декоративное искусство [Пекин]. 2006. № 6. С. 28-29.
18 Ци Цзи. О социалистическом реализме в художественном творчестве // Искусство [Пекин]. 1980. № 7. С. 38 -39.
19 Ли Тяньсян, Чжао Юпин. Пейзаж. Фуцзинь: Искусство, 2001; Шуй Тяньчжун. Новое пространство для пейзажной живописи // Искусство [Пекин]. 2004. № 9. С. 35.
20 Ли Тяньсян. Изучение колорита. Тяньцзинь: Народное художественное издательство, 1985; Дун Сивэнь. Колорит в живописи. Пекин: Искусство, 2003. - 59 с.
21 Пань Яочан. Новая история художественного образования Китая. Пекин: Изд-во Китайского художественного института, 2002. - 206 с.; Ван Цзяньцзюнь. Новая история Китайского образования. Гуанджоу: Изд-во «Образование провинции Гуандун», 2003. - 103 е.; Ху Гуанхуа. Иностранные художники-
масляными красками23, исследование российского опыта художественного образования24, разные аспекты деятельности Ленинградского института имени И.Е. Репина25 и педагогов - профессоров китайских вузов26 и московского художника К.М. Максимова, преподававшего в Пекине, китайских учеников Максимова27.
Ряд близких по сути вопросов поднимался в литературных
педагоги первой половины ХХ века и освоение художественного обучения в современном Китае // Китайское художественное образование [Нанькин]. 2003. № 3. С. 47-49.Чжен Циньянь. Исследование теории китайского традиционного художественного образования. Докторская диссертация Пекинского педагогического университета. Пекин, 2004.
22 ЧжанХуацин. Рисунок и обучение рисунку. Пекин, 1982.
23 [Анонимный автор]. О технике, стиле и обучении масляной живописи и другие вопросы - темы обсуждения на конференции по проблемам обучения живописи маслом // Искусство [Пекин]. 1956. № 12. С. 7-10; Ма Идань. Техника живописи маслом. Чунцин: Изд-во Юго-западного педагогического университета, 1998.
24 Сунь Кэ. Дипломные картины - важная ступень в развитии китайской живописи маслом // Искусство [Пекин]. 2002. № 8. С. 15-16; Хун Чженьнань. Анализ российского обучения масляной живописи // Китайское художественное образование [Нанкин]. 2005. № 6. С. 41-43; Хуан Чжэньнань. Продолжение и расширение: история и настоящее положение обучения живописи маслом в русском художественном образовании // Художественное соперничество. 2006. № 3. Чжан Кэсинь, Лян Жуй. Вечный реализм: сравнение русского художественного образования с китайским // Образование и наука: Журнал Нэймэнгуского педагогического университета. 2006. № 3. С. 16-18.
25 Чжан Аньу. Путешествие по Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина // Друг художества. 1995. № 6; Хун Фу. Особенности системы обучения живописи маслом в Институте имени Репина // Пионеры искусства [Пекин]. 1999. № 5. С. 21-22; .Юй Аньдун. Традиция и реальность в Институте имени Репина // Исследование искусства [Пекин]. 2004. № 3. С. 121-124; Ли Пин. Развитие традиционного художественного образования в Институте имени Репина // Современное искусство [Ханьчжоу]. 2007. № 3. С. 63-67; Ван Теню. Традиция делает Институт имени Репина известным всему миру // Культура Китая [Пекин]. 2007. 5 августа. С. 1; Ли Япин. Об эволюции развития традиционного художественного обучения в Институте имени Репина // Новое искусство. 2007. № 3; Ци Бинь, Жэнь Ланьсинь. Реалистический метод - неизменное направление в Институте имени Репина (о выставке произведений преподавателей Института имени Репина в честь 250-й годовщины создания Академии художеств) // Искусство [Пекин]. 2007. № 6. С. 18-23; Ли Тяньсян. Реализм или лжереализм. О художественном обучении в Институте имени Репина // Газета Нанкинского художественного института. 2008. № 2 (все на китайском яз.).
26 Мыльников - почетный профессор Центрального художественного института // Искусство [Пекин]. 1992. № 3. С. 18 (на китайском яз.).
27 Чжун Хань. Максимов снова в Китае // Искусство [Пекин]. 2002. № 7. С. 10-11; Ли Япин. Творчество учеников К.М. Максимова - продолжение традиции реалистического искусства живописи в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия «Искусство. Искусствоведение». - 2008. № 70. С. 211-217.
искусствоведческих источниках на русском языке. Кроме того, в диссертации использованы труды советских и российских авторов, посвященные истории Российской академии художеств, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, русской, ленинградской и московской художественных школ; монографии и статьи о творчестве русских и советских художников, оказавших влияние на китайское искусство, и о педагогах, преподававших на факультете живописи в период учебы там Дэн Шу; труды о взаимовлиянии российского и китайского изобразительного искусства, о российско-китайских связях в области культуры и высшего художественного образования, монографии и статьи, посвященные проблемам реализма в изобразительном искусстве. Особое внимание уделялось трудам,
98
освещающим основные понятия истории искусства28 и вопросы толкования изобразительного искусства29.
Следует отметить, что в современном российском искусствоведении к творчеству Хоу Иминя обращались искусствоведы, занимавшиеся, главным образом, китайским искусством стенописи30, а к творчеству Дэн Шу -российский аспирант Нин Бо31. Рассматривая в своей диссертации, творческие судьбы шестнадцати китайских живописцев - выпускников Ленинградского института имени И.Е. Репина конца 1950-х - первой половины 1960-х годов32, Нин Бо первым из исследователей заострил вопрос о необходимости комплексного изучения их творческой и художественно-педагогической
28 Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: Изд. Шевчук, 2002. - 290 с.
29 Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. с англ. В.В. Симонова. СПб.: Академический проект, 1999. - 394 с.
30 Гуань Сино. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Алтайский ун-т. Барнаул, 2009. - 19 с.
31 Нин Бо. Дэн Шу - китайская ученица мастерской Ю.М. Непринцева // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры» / Московский государственный музей «Дом Бурганова». 2010. № 1. С. 135-142; Нин Бо. Китайские выпускники Института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы. Дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2010.
32 Нин Бо. Китайские выпускники Института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы.
деятельности этих художников на родине, а также на проблеме изучения академических традиций в искусстве и художественном образовании современного Китая. Тем самым Нин Бо подсказал пути дальнейших исследований, и в этом заключается важное значение его труда. Полезными для нашей диссертации оказались также статьи Нин Бо о ленинградском периоде жизни других китайских студентов, обучавшихся в Ленинграде в одно время с Дэн Шу. Это, например, совместные с Е.П. Яковлевой статья Нин Бо о выпускниках мастерской театральной живописи профессора М.П. Бобышова33 и их же статья о культурно-художественных связях России и Китая34. Это также статьи Нин Бо о друзьях Дэн Шу и Хоу Иминя Фын Чжень35, Линь Гане36 и Чжан Хуацине37, с которыми они работали в Центральной академии художеств Китая. Это также статья Е.П. Яковлевой о китайских студентах Института имени И.Е. Репина, на последних курсах отчисленных из вуза в связи с началом «культурной революции» в Китае. Среди них был сокурсник Дэн Шу по мастерской Го Шаоган38. Полезным для нашей работы явилось знакомство с диссертацией и статьями российского аспиранта Пань Икуя, посвятившего свое
33 Яковлева Е.П., Нин Бо. Китайские выпускники мастерской М.П. Бобышова - преемники традиций ленинградской художественной школы // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XII: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / науч. ред. Н.Н. Громов. СПб: Полиграфическое предприятие № 3, 2010. С. 26-34.
34 Яковлева Е.П., Нин Бо. Россия - Китай: к истории культурно-художественных связей // Золотая палитра. Художественный журнал [Москва]. 2012. № 1. С. 74-77.
35 Нин Бо. Творческий путь Фын Чжень - выпускницы мастерской Е.Е. Моисеенко (к вопросу о роли советского художественного образования в китайском изобразительном искусстве) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2010. [май]. № 2 (75). С. 89-95.
36 Нин Бо. Линь-Ган - воспитанник ленинградской мастерской Б.В. Иогансона (к вопросу о создании сюжетно-тематической картины) // Искусство и диалог культур: II междунар. науч.-практ. конф.. Вып. 2: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / под ред. П.А. Кудина. СПб.: НОУ «Экспресс», 2008. С. 190-194.
37 Нин Бо. Китайский живописец и педагог Чжан Хуацин - воспитанник ленинградской художественной школы // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке: Сб. ст. по мат. Международной науч.-практ. конф. Вып. 2. / Под ред. Э.В. Махровой и др. СПб.: НОУ «Экспресс», 2011. С. 127-135.
38 Яковлева, Е.П. Китайские студенты ленинградского вуза 1950-1960-х годов - заложники политических обстоятельств // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. СПб, 2016. № 3. С. 71-77.
исследование творческой и художественно-педагогической деятельности Цюань Шаньши, обучавшегося в Ленинграде в одно время с Дэн Шу39.
Таким образом, труды современных российских ученых значительно расширили представление о годах, проведенных Дэн Шу в Советском Союзе, ее ближайшем окружении и особенностях обучения в академическом художественном вузе. Труды китайских искусствоведов осветили деятельность в Китае московского живописца К.М. Максимова и процесс обучения у него Хоу Иминя.
В ходе работы над диссертацией были использованы также труды китайских и российских ученых по истории Китая ХХ века, по истории взаимоотношений КНР и СССР. Большую пользу оказали авторефераты диссертаций и научные статьи, посвященные изобразительному искусству КНР (Ван Фэй, Е.В. Виноградова, Гуань Сино, Чжу Гуан Чэнь, Чжэн Вэй, Ли Япин, У Сяолинь и др.), статьи разной тематики в сборниках научных трудов Института им. И.Е. Репина и РГПУ им. А.И. Герцена («Традиции художественной школы и педагогика искусства», науч. ред. Н.Н. Громов; «Искусство и диалог культур», науч. ред. П.А. Кудин, С.В. Анчуков, Т.В. Горбунова, О.Л. Некрасова-Каратеева; «Искусствоведение и художественная педагогика в ХХ1 веке», науч. ред. Э.В. Махрова).
Анализ обширной литературы на китайском и русском языках показал наличие значительного материала различной тематики и направленности, связанных с общей проблематикой диссертации, что позволило сконцентрировать внимание на исследовании творческого сотрудничества Дэн Шу и Хоу Иминя и выявлении в их искусстве и художественной педагогике реалистических традиций русско-советской художественной школы.
Объект исследования - изобразительное искусство и высшее художественное образование Китайской Народной Республики и Советского Союза.
39 Пань Икуй. Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2013. - 23 с. и др.
Предмет исследования - творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя в области китайского изобразительного искусства и художественной педагогики.
Цель диссертации - исследовать творческое содружество Дэн Шу и Хоу Иминя и его значение для изобразительного искусства и художественной педагогики Китайской Народной Республики.
Задачи исследования:
• рассмотреть жизненный и творческий путь Дэн Шу и Хоу Иминя в контексте истории Китая ХХ - начала ХХ1 века;
• выявить в документальных и литературных источниках новые факты творческой биографии Дэн Шу и Хоу Иминя, проливающие свет на их профессиональный рост и творческое развитие;
• исследовать процесс обучения Дэн Шу и Хоу Иминя в китайских традиционных учебных заведениях, в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и на «Курсах масляной живописи К.М. Максимова» при Центральной академии художеств Китая;
• исследовать, систематизировать и описать творческую, художественно-педагогическую и общественно-культурную деятельность Дэн Шу и Хоу Иминя, заострив внимание на их сотрудничестве и совместных произведениях;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Российско-китайская межкультурная коммуникация в художественной жизни и творчестве китайских художников реалистической школы конца XX – начала XXI века2022 год, кандидат наук Цинь Сяофэн
Творчество китайских мастеров - учеников русских художников-эмигрантов в Китае в ХХ веке как проявление диалога культур2017 год, кандидат наук Чэнь Синь
Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР2008 год, кандидат искусствоведения Ли Япин
Жанр пейзажа в масляной живописи Нового Китая (1949 - 2023): проблема национального своеобразия"2024 год, кандидат наук Лю Цзыюй
Творческие судьбы китайских магистров кафедры живописи РГПУ им. А.И. Герцена: 2002-2012 гг.2013 год, кандидат наук Ляо Чжэндин
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжао Пэн, 2017 год
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература на русском языке
1. Алексеев, В.А. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: Наука,1966. - 260 с.
2. Антиповский, А.А., Боревская, Н.Е., Франчук, Н.В. Политика в области науки и образования в КНР: 1949-1979. М.: Наука, 1980. - 288 с.
3. Анчжи, Ч. История китайской живописи / пер. с англ. С. Дёмина. Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. - 350 с. [2] с ил.
4. Бабияк, В.В. Русский учебный рисунок: Петербургская академическая художественная школа конца XVIII - начала ХХ века. СПб.: Гиппократ, 2004. - 296 с.
5. Блиок, А.Н. Копирование как один из аспектов методики преподавания живописи // Вопросы художественного образования. Вып. XXXVI: Темат. сб. науч. тр. / отв. ред. проф. И.А. Бартенев. Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1984. С. 44-48.
6. Борисов, О.Б., Колосков, Б.Г. Советско-китайские отношения. 1945-1980. М., 1980.
7. Боровик, В. Из воспоминаний о художнике и педагоге Юрии Михайловиче Непринцеве (1909-1996) // Петербургский художник. 2010. №1. С. 51.
8. Боровская, Е. Эволюция русской художественной школы в контексте актуальных исследовательских задач искусствознания. (К постановке проблемы) // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16 (юбилейный). Статьи по истории искусства: Сб. ст. / Ассоциация искусствоведов (АИС). СПб.: РИФ «Роза мира», 2009. С. 8-22.
9. Ваксер, А.З. Ленинград - Китаю. 1950-1955 годы // Санкт-Петербург -Китай. Три века контактов. СПб.: «Европейский Дом», 2006. С. 253-271.
10. Ванслов, В.В. Проблемы социалистического реализма и творческая деятельность Академии художеств // Вопросы художественного образования.
Вып. VIII: Тематич. сб. науч. тр. / отв. ред. проф. И.А. Бартенев Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1974. С. 3-40.
11.Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. М.: Изд. Шевчук, 2002. -290 с.
12.Виноградва, Е.В. Современное прикладное искусство Китая. М., Восточная литература, 1959. - 63 с.
13.Виноградова, Е.В. Живопись гохуа в новом Китае. М., 1961. - 125 с.
14.Виноградова, Н. Китайский народный лубок // Искусство. 1953. № 1. С. 56.
15.Виноградова, Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972. - 160 с.
16.Виноградова, Н.А. Сюй Бэйхун. М.: Изобразительное искусство, 1980. - 64 с.
17.Виноградова, Н.А. и др. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь. М.: Эллис Лак, 1997. - 358 с.
18.Виноградова, Н.А. «Цветы - птицы» в живописи Китая. М.: Белый город, 2010.
19. Виноградова, Т.И. Китайская народная картина-няньхуа: проблемы систематизации и периодизации // XXVII научная конференция «Общество и государство в Китае»: Тезисы докладов. М., 1986. Ч. 2. С. 50-55.
20.Виноградова, Т.И. Надписи и тексты китайских народных картин няньхуа // ЗВОРАО. Новая серия. Т. 1 (XXV). 2002. С. 82-95.
21.Виноградова, Т.И. Собрали и сохранили: Китайский лубок в России // Восточная коллекция. Журнал для всех, кому интересен Восток. 2010. Лето. С. 119-129.
22.Виноградова, Т.И. Мир как «представление»: Китайская литературная иллюстрация. СПб.: БАН; Альфарет, 2012. - 332 с., ил.
23.Вопросы методики преподавания специальных дисциплин в русской и советской художественной школе: Сб. по учеб.-метод. вопросам / науч. ред. Н.И. Станкевич. Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1987. - 80 с.
24.Вопросы художественного образования. Материалы по истории русской и советской художественной школы. Вып. VI: Сб. науч. тр. Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1973-1974. - 36 с.
25.Вэй Хао. История развития художественного образования в Китае // Искусство и диалог культур: III междунар. науч.-практич. конф. Вып. 3: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / под ред. С.В. Анчукова. СПб.: НОУ «Экспресс», 2009. С. 36-40.
26.Глухарева, О.Н. Искусство народного Китая. М.: Искусство, 1958. - 225 с.
27.Глухарева, О.Н. Сюй Бэй-хун. М.: Изогиз, 1957. - 14 с., ил.
28.Грачева, С. Из истории Российской академии художеств первой половины ХХ века // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 16 (юбилейный). Статьи по истории искусства: Сб. ст. / Ассоциация искусствоведов (АИС). СПб.: РИФ «Роза мира», 2009. С. 30 - 47.
29.Громов, Н.Н., У Сяолинь. Чанчэн - страж Поднебесной. СПб., 2014. - 160 с., ил.
30.Гуань Сино. Тенденции освоения европейского художественного опыта китайскими художниками-монументалистами во второй половине ХХ века // Культурное наследие Сибири. Вып. 10: Сб. науч. тр. / под ред. Т.М. Степанской. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2009.
31.Гуань Сино. К вопросу об искусстве китайской монументальной живописи // Искусство и диалог культур: Х междунар. межвузовская науч.-практич. конф. (12 апреля 2016). Вып. 10: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена / под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб., 2016. С. 191-195.
32.Гройсман, А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. - 192 с.
33.Делюсин, Л.П. «Культурная революция» в Китае. М: Знание, 1967. - 48 с.
34.Желоховцев, А.Н. Культурная революция с близкого расстояния. М.: Политиздат, 1973. - 262 с.
35.Завадская, Е.В. Ци Бай-ши. М.: Искусство, 1982. - 288 с.
36.История Китая: учебник [Гриф Минобразования РФ] / ред. А.В. Меликсетов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского университета; ОНИКС 21 век, 2004. - 752 с.
37.История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979. - 383 с.
38.Капица, М.С. Советско-китайские отношения. М.: Госполитиздат, 1958. - 458 с.
39.Китайская живопись кистью. Энциклопедия / под ред. Вив Фостер. М.: Арт-Родник, 2007. - 224 с.
40. Китайская народная картина няньхуа из собрания Государственного Эрмитажа: Каталог выставки. СПб.: АО «Славия», 2003. - 387 с.
41.Китайское изобразительное искусство: по материалам выставки 1950 г. в Москве: [Сб. ст.]. М.: Изд-во АХ СССР, 1952. - 128 с.
42.Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. В.В. Малявина. М.: Астрель-АСТ, 2004.
43. Кичко, С.Д. [П.П. Белоусов] // Художники-педагоги. История и современность: Сб. науч.-метод. ст. / науч ред. О.А. Еремеев; сост. Е.М. Елизарова. Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1991. С. 55-59.
44.Кравцова, М.Е. Китайская простонародная картина-няньхуа // Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Изд-ва «Лань», «ТРИАБА», 2004. С. 656-667. - 960 с.
45.Крылов, А.К. Традиции и новаторство в процессе обучения студентов Института им. И.Е. Репина (на опыте преподавания учебного рисунка) // Вопросы художественного образования. Вып. XXXIX: Темат. сб. науч. тр. / отв. ред. проф. И.А. Бартенев. Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1984. С. 7682.
46.Кузьменко, Л. Современная национальная живопись КНР // Искусство. 1986. № 10. С. 54-58.
47.Купцов, И.И. Константин Мефодьевич Максимов. Л.: Художник РСФСР, 1984. - 136 с., ил.
48.Купцов, И. Натура - основа творчества // Художник. 1984. № 2. С. 8-11.
49.Лавренко, Б.М. Юрий Михайлович Непринцев // Из истории художественной школы: Сб. науч. ст. / сост. Е.М. Елизарова. СПб.: [Институт им. И.Е. Репина], 1999. С. 6-10.
50.Лемешко, Ю.Г. Свод китайских ксилографических новогодних картин. Собрание сочинений из 22 иллюстрированных томов // Ин-т Конфуция (СПб - Пекин). 2001. № 3. С. 28-31.
51.Лемешко, Ю.Г. Внешняя и внутренняя семантика визуальных образов китайской народной картины «Цяопихуа» // Вестник СПбГУ. Серия 13. 2010. Вып. 2. С. 61-66.
52. Лемешко, Ю. Искусство народной картины-няньхуа как часть нематериального культурного наследия Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 4.
53.Ли Гуаньбо. Композиция в китайской картине и в живописи маслом // Искусство и диалог культур: III междунар. науч.-практ. конф. Вып. 3: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / под ред. С.В. Анчукова. СПб.: НОУ «Экспресс», 2009. С. 173-177.
54.Ли Суйань, Ли Чжаохуй. Из истории советско-китайских культурных связей (50-е годы ХХ в.) // Россия и АТР [Владивосток]. 2007. № 3. С. 152-157.
55.Ли Япин. Константин Мефодьевич Максимов - русско-китайский художник // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Вып. № 44. Т. 18. 2007. С. 156-159.
56.Ли Япин. Взаимовлияние российского и китайского изобразительного искусства // Художественное образование: содержание и методы обучения. Вып. 4. СПБ.: Экспресс, 2008. С. 146-147.
57.Ли Япин. Творчество учеников К.М. Максимова - продолжение традиции реалистического искусства живописи в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия «Искусство. Искусствоведение». 2008. № 70. С. 211-217.
58.Лисовский, В.Г. Академия художеств: Историко-искусствоведческий очерк. Л.: Лениздат, 1982. - 224 с., ил.
59.[Максимов, К.М.]. К.М. Максимов. В Китае. 1956-58. Выставка произведений. Живопись и рисунок: Каталог. М.: МОСХ, 1960. - 15 с.
60.[Максимов, К.М.]. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Константин Мефодьевич Максимов: живопись, акварель: Каталог выставки / Союз художников СССР, Союз художников РСФСР, Московская орг. Союза художников РСФСР / [ред. Т. Клюева]. М.: Советский художник, 1977.
61.Морозов, А.И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. - 272 с.
62.Муриан, И.Ф. Китайский народный лубок. М.: Искусство, 1960. - 122с.
63.Мямлин, И.Г. Юрий Непринцев. Л.: Искусство, 1976. - 151 с., ил.
64.Неглинская, М. Современная живопись Китая // Художник. 1989. №4. С. 3943.
65.Нервова, Н.А. Современная китайская гравюра. 1931-1958. М.: Восточная литература, 1960. - 171 с.
66.Нин Бо. Дэн Шу - китайская ученица мастерской Ю.М. Непринцева // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры» / Московский государственный музей «Дом Бурганова». - 2010. № 1. С. 135142.
67.Нин Бо. Линь-Ган - воспитанник ленинградской мастерской Б.В.Иогансона (к вопросу о создании сюжетно-тематической картины) // Искусство и диалог культур: II международная научно-практическая конференция. Вып. 2: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / под ред. П.А. Кудина. СПб.: НОУ «Экспресс», 2008. С. 190 - 194.
68.Нин Бо. Творческий путь Фын Чжень - выпускницы мастерской Е.Е. Моисеенко (к вопросу о роли советского художественного образования в китайском изобразительном искусстве) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». - [май] 2010. № 2 (75). С. 89-95.
69.Нин Бо, Яковлева, Е.П. Ли Тяньсян - выпускник Ленинградского института имени И.Е. Репина (к вопросу о советско-китайских художественных связях) // Восток - Запад на берегах Невы: Материалы III междунар. науч.-практ. конф. «Рериховское наследие». СПб.: Рериховский центр СПбГУ, 2007. Т. III. Ч. 1. С. 276-283.
70.Нин Бо, Яковлева, Е.П. Китайские выпускники мастерской М.П. Бобышова -преемники традиций ленинградской художественной школы // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. XII: Сб. науч. тр. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. / науч. ред. Н.Н. Громов. СПб: Полиграфическое предприятие № 3 [апрель]. 2010. С. 26-34.
71.Панофский, Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. с англ. В.В. Симонова. СПб.: Академический проект, 1999. - 394 с.
72.Пань Икуй. Ленинградские учителя китайского художника Цюань Шаньши // Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Материалы Евразийского научного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. 24-28 октября 2011 года. Часть вторая. Искусствоведение: Сб. науч. ст. / под ред. М.Ю. Спириной. СПб.: МИЭП, 2011. С. 123-135.
73.Пань Икуй. Живописные поиски и уроки Цюань Шаньши // Золотая палитра [Москва]. 2012. № 1. С. 78-79.
74.Пань Икуй. Художественно-педагогическая деятельность Цюань Шаньши и его взгляды на художественное образование // Вестник Орловского государственного университета: Федеральный научно-практический журнал. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2013. № 1 (30). С. 295-297.
75.Пань Икуй. Европейский след в творческой эволюции Цюань Шаньши // Искусствоведение и художественная педагогика в ХХ! веке: Вып. 4: Сб. ст. по матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Э.В. Махровой. - СПб.: КультИнформПресс, 2013. С. 265-275.
76.Пострелова, Т.А. К вопросу о становлении реалистических традиций в живописи Китая в первой половине ХХ в. // XXIX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика: Научные доклады. Л., 1977.
77.Пострелова, Т.А. Роль советского изобразительного искусства в становлении реалистической живописной школы Китая в 1930-х годах // XXX Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика: Научные доклады. Л., 1978.
78.Пострелова, Т.А. Творчество Сюй Бэйхуна и китайская художественная культура ХХ в. М.: Наука, 1987. - 264 с.; ил.
79.Проблемы преподавания живописи и рисунка: Сб. науч. тр. / сост. Е.М. Елизарова; науч. ред А.А. Мыльников, О.А. Еремеев. СПб.: [Институт им. И.Е. Репина], 1994. - 83 с.
80.Пын Мин. История китайско-советской дружбы. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. - 360 с.
81.Разумовский, Е.И. Китайские трактаты о портрете. Л.: Аврора, 1971. - 73 с.
82.Репин, Н.Н. Учебные пособия по пластической анатомии для студентов художественных вузов // Вопросы художественного образования. Вып. XXXVI: Темат. сб. науч. тр. / отв. ред. проф. И.А. Бартенев. Л.: [Институт им. И.Е. Репина], 1984. С. 53 - 58.
83.Рисунок. Учебные постановки. 2-е изд. П.П. Белоусов, В.А. Горб, М.С. Копейкин, Пен Варлен, А.В. Худяков, В.А. Королев, А.И. Соколов, А.Л. Королев. М.: Изд-во АХ СССР, 1963. - 22с., ил.
84.Рифтин, Б.Л. Нянь-хуа // Духовная культура Китая: Энциклопедия. В 5 т. + доп. 6 том. Т 6 (дополнительный) «Искусство» / ред. М.Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2010. С. 681.
85.Роль традиций в истории и культуре Китая: Сб. ст. / под ред. Л.С. Васильева. М.: Наука, 1972. - 376 с.
86.Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI вв. Сравнительный анализ / под ред. Н.Е. Боревской, В.П. Борисенкова и Чжу Сяомань. М., 2007. - 249 с.
87. Санкт-Петербург - Китай. Три века контактов. СПб.: «Европейский Дом», 2006. - 340 с.
88.Соболевский, Н.Д. К.М. Максимов. Л.: Художник РСФСР, 1962. - 66 с.
89. Соколов, С. Современная традиционная живопись Китая. Основные тенденции и перспективы // Искусство. 1988. № 9. С. 41-46.
90.Соколов-Ремизов, С.Н. Литература, каллиграфия, живопись: К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М.: Наука, 1985. - 311 с.
91.Соцреалистический канон: Сб. ст. / под общ. ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. СПб.: Академический проект, 2000. - 140 с., ил.
92.Сюй Бэй-хун: Альбом / авт. текста О. Глухарева. М.: Изогиз, 1957. - 14 с.
93. Угаров, Б. С. Советская высшая художественная школа // Труды Академии художеств СССР. Вып. 1: Сб. ст . / отв. ред. В.В. Ванслов, М.Т. Кузьмина. М.: Изобразительное искусство, 1983. С. 68-76.
94. Усов, В.Н. Культурная революция в Китае. М.: Политиздат, 1991.
95.Усов, В.Н. История КНР. Т. 1. 1949-1965. М.: Восток - Запад, 2006.
96.Ху Мань. Современная китайская живопись «Гохуа» // Художник. 1959. № 5. С. 46 - 53.
97.Ци Бай-ши: Альбом / вступ. ст. Н. Николаевой. М.: Изогиз, 1958. - 12 с.
98. Чэнь Вэньхуа. Пропаганда советского искусства в Китае в 30-60-е годы ХХ века // Традиции художественной школы и педагогика искусства. Вып. VII: Сб. тр. / РГПУ им. А.И. Герцена [науч. ред. Н.Н. Громов]. СПб.: Изд-во «Акционер и Ко», 2007. С. 105-114.
99. Чжоу Син. Символика и тематика ксилографических няньхуа // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. № 30 (67): Научный журнал. СПб., 2008. С. 310314.
100. Чжао Пэн. О китайской художнице Дэн Шу и ее портретах Сун Цинлин // Золотая палитра. 2012. № 1. С. 72-74.
101. Чжао Пэн. Рисунки на денежных купюрах (китайский юань третьего и четвертого поколений) // Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. Вып. № 162. С. 116— 120.
102. Чжао Пэн. О творческом пути и искусстве китайской художницы Дэн Шу // Искусство и диалог культур: VIII Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 8: Сб. науч. тр. / под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 379-383.
103. Чжао Пэн. Няньхуа в творчестве Дэн Шу // Научное мнение. Философские и филологические науки, искусствоведение: Научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2014. № 10. С. 105-108.
104. Чжао Пэн. Хоу Иминь: жизнь и творчество. Краткий обзор // Искусство и диалог культур: IX Международная межвузовская научно-практическая конференция. Вып. 9: Сб. науч. тр. / под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 2015. С. 129134.
105. Чжао Пэн. Китайский художник и педагог Хоу Иминь // Университетский научный журнал / Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, искусствоведение / Philology, History and Art: Рецензируемый научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб. 2015. № 11. С. 89-96.
106. Чжао Пэн. Размышления Дэн Шу о художественном творчестве // Искусство и диалог культур: X Международная межвузовская научно-практическая конференция (12 апреля 2016). Вып. 10: Сб. науч. тр. / под ред. С.В. Анчукова, Т.В. Горбуновой, О.Л. Некрасовой-Каратеевой. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 486-489.
107. Эми Сяо. Академия искусств им. Лу Синя // Искусство. 1939. № 5. С. 168.
108. Яковлева, Е.П. XXI век: продолжение традиций // Золотая палитра [Москва]. 2012. № 1. С. 84-85.
109. Яковлева, Е.П. Китайские студенты ленинградского вуза 1950 - 1960-х годов - заложники политических обстоятельств // Вестник Санкт-
Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. -СПб, 2016. № 3. С. 71-77.
110. Яковлева, Е.П., Нин Бо. Россия - Китай: к истории культурно-художественных связей // Золотая палитра [Москва]. 2012. № 1. С. 74-77.
111. Яковлева, Н.А. Жанры русской живописи: Основы теории и методики системно-исторического анализа: Учеб. пособие [Мин-во просвещ. РСФСР, ЛГПИ им. А.И. Герцена] / науч. ред. П.В. Соболев. Л.: [б. и.], 1986. - 84 с.
Авторефераты диссертаций
112. Аликберова, А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е - 2000-е гг.). Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. / Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2014. - 26с.
113. Ван Сяо. Иконография китайских новогодних картин «няньхуа» XVII -XX веков. Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2015.
114. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / НИИТиИ РАХ. М., 2008. - 23 с.
115. Виноградова, Е.В. Живопись гохуа в новом Китае. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1961. - 20 с.
116. Виноградова, Т.И. Китайский народный театр на китайской народной картине (театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая). Автореф дис. ... канд. ист. наук. СПб, 2000. - 16 с.
117. Воронин, С.Н. Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / Алтайский ун-т. Барнаул, 2009.
118. Гуань Сино. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Алтайский ун-т. Барнаул, 2009. - 19 с.
119. Гультяева, Г.С. Китайская народная картина няньхуа XX века: типология жанров и эволюция: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 2007.
120. Ли Япин. Российско-китайские связи в системе высшего художественного образования и их роль в становлении реалистической живописи КНР: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008. - 19 с.
121. Муриан, И.Ф. Пути развития бытового жанра в старом китайском лубке. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1956.
122. Нин Бо. Китайские выпускники Института имени И.Е. Репина - носители и продолжатели традиций ленинградской академической художественной школы: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2010.
123. Пчелина (Рудова), М.Л. Народная картина няньхуа как источник для изучения духовной культуры Китая: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1968.
124. Пань Икуй. Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2013. - 23 с.
125. У Сяолинь. Художественный образ Великой китайской стены в произведениях живописи ХХ и XXI веков (к проблеме сосуществования и взаимодействия традиций гохуа и пластического языка европейского изобразительного искусства): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2014. - 18 с.
126. Чэнь Вэньхуа. Выставки русской живописи в Китае: история и современность: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008. - 19 с.
127. Чэнь Чжэн Вэй. Китайская реалистическая живопись XX века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / ГУК «ГРМ». СПб, 2006. - 18с.
128. Юй Аньдун. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая (сравнительный анализ):
Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2007. - 24 с.
Литература на китайском языке
129. Ай Чжунсинь. Китайские картины маслом в начале пятидесятых и шестидесятые годы // Искусство [Пекин]. 1989. № 11. С. 4-9.
130. Ай Чжунсинь. Техника реалистической живописи маслом: учиться у советского профессора Максимова // Искусство [Пекин]. 1956. № 2. С. 27-29.
131. Бай Цзяогуан. Эскизы к банкнотам китайских юаней и работа в угольной шахте. Впечатления Хоу Иминя // Современный шахтер [Датун]. 2001. №1.
132. Ван Теню. Традиция делает Институт имени Репина известным всему миру // Культура Китая [Пекин]. 2007. 5 августа. С. 1.
133. Ван Шулян, Чжан Юйхуа. История прикладного и изобразительного искусства Китая. Чунцин: Изд-во Чунцинского университета, 2010.
134. Вэнь Цзидун. Культурный обмен между Китаем и СССР в 1949 - 1966 гг. Харбин: Изд-во Хэйлунцзян чубаньшэ, 2011.
135. Гао Минлу. Стена - история и границы китайского современного искусства. Пекин, 2006.
136. Го Ю-и. Психология творчества. Пекин: Образование, 2002. - 87 с.
137. Гуан Шаньи. Живопись. Пекин: Изд-во «Живопись Китая», 2004.
138. Дневники Цзинь Шани. Цзянсу: Изд-во «Изобразительное искусство», 2009.
139. Ду Баоцан. Изучение системы Чистякова. Пекин, 2002. - 106 с.
140. Ду Цзянь. О «второй» мастерской // Исследование искусства [Пекин]. 1997. № 3. С. 7-11.
141. Ду Цзянь. Художественные студии мира. Вторая мастерская факультета масляной живописи Центральной академии художеств Китая. Хэбэй: Искусство Хэбэй. 1998. Апрель.
142. Жо Синьнянь. Китайская народная картина няньхуа. Хунань: Изобразительное искусство, 2008. - 209 с.
143. Жуан Дахуа. Работа Хоу Иминя «Спорт в Древнем Китае» // Синьхуа. 2008. 20 июля.
144. Жуан Дахуа. К 79-летию художниц Дэн Шу и Сяо Шуфан // Синьхуа [Ежедневная газета, Пекин]. 2008. 31 октября.
145. Избранные произведения Хоу Иминя и Дэн Шу. / вступ. ст. Вэй Вэн'и. Гуанси, 1986. - 58с.
146. Китайская стенопись: Сб. ст. / под общ. ред. ЛиХуацзи. Цзинань, 2002.
147. Ли Линьчжо. Избранные произведения Хоу Иминя. Пекин: Изд-во «Монументальная живопись» Общества художественного промысла, 1995.
148. Ли Сун. Искренний темперамент: наслаждение выставкой Дэн Шу // Искусство [Пекин]. 2001. № 6. С. 49-53.
149. Ли Тяньсан, Чжао Юпин. Изучение живописи с натуры. Тяньцзинь: Народное художественное изд-во, 1980.
150. Ли Тяньсан, Чжао Юпин. Пейзаж. Фуцзинь: Искусство, 2000.
151. Ли Япин. Об эволюции развития традиционного художественного обучения в Институте имени Репина // Новое искусство. 2007. № 3.
152. Масляная живопись Дэн Шу. Гонси: Мэйшучшуфа, 1986. - 58 с.
153. Настенные росписи на улицах Нанкина: Сб. ст. Шанхай: Народное искусство, 1959. - 52 с., ил.
154. Пересекающая рубежи веков Центральная академия художеств Китая. Пекин: Изд. Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 2001.
155. Произведения Хоу Иминя. Пекин: Изд-во Центральной академии художеств Китая, 2003.
156. Путь моей живописи: воспоминания Цзинь Шани. Рассказ Цзинь Шан'и / вступ. ст. Цао Вэньхан. Цзилинь: Изд-во изобразительных искусств, 2000.
157. Пэн Вэй. Реализм Хоу Иминя - впечатления и жизненный опыт // Искусство [Пекин]. 2005. №5. С. 24.
158. Ро Сыннянь. Китайская народная картина няньхуа. Хунань: Изд-во изобразительных искусств, 2008. - 182 с.
159. Словарь китайской живописи (1542-2000). Чанша: Хуансинское искусство, 2002.
160. Сорок лет Центральной академии художеств Китая. Избранные произведения ведущих преподавателей. Пекин, 1990.
161. Стенные росписи на улицах города Нанкина: Сб. ст. Шанхай: Народное искусство, 1959. - 52 с., ил.
162. Сунь Кэ. Воспоминание о курсе Максимова - важном этапе в истории развития китайской живописи маслом // Искусство [Пекин]. - 2002. № 5.
163. Су Линь. Ресурсы китайской живописи в ХХ веке. Гуанси: Искусство, 2001.
164. Сюй Бэйхун и китайская живопись. Пекин, 1999.
165. Сун Манчин. В мастерской Хоу Иминя и Дэн Шу // Газета Центральной академии художеств Китая. 2011. № 10. С. 14-16.
166. Сунь Кэ. Воспоминание о курсе Максимова - важном этапе в истории развития китайской живописи маслом // Искусство [Пекин]. 2002. № 5.
167. Сюй Синьи. Супруги Хоу Иминь и Дэн Шу - в ветер и дождь, во веки веков одним сердцем // Женьминь жибао. 2011. №5. С. 5.
168. Сюй Чен. Невозможно отречься от эпохи. Беседа с художником Хоу Иминем // Заметки об искусстве. Художественный журнал Центральной академии художеств Китая. Пекин. 1999. №1. С. 12.
169. Тао Ю. Революция и художник Хоу Иминь // Искусство [Пекин]. 2004. №7. С. 26-27.
170. Учебный рисунок / под ред. О.А. Еремеева, Н.Н. Репина, В.А. Королева. -2-е изд., доп. - Тяньцинь: Жэньминьмэйшу губаньшэ, 1996. - 183 с.
171. Хоу Гэнсинь. Талантливый Хоу Иминь // Лучшее в истории и литературе [журнал информ. агентства Правительства провинции Хэбэй]. Шицзячжуан. 2008. №1.
172. Хоу Иминь, Ли Хуацзы. Китайская стенопись за последние сто лет. Пекин, 2004.
173. Хоу Иминь. Несколько слов об искусстве фрески // Исследование искусства [Пекин]. 1983. № 2. С. 12-17.
174. Хоу Иминь. Учебник для студентов факультета монументальной живописи. Пекин: Изд-во Центральной академии художеств Китая, 1984.
175. Хоу Иминь. Книга древних басен. Пекин: Изд-во университета физической культуры и спорта, 2001.
176. [Хоу Иминь]. Тридцать древних сказаний: Альбом гохуа Хоу Иминя. -Пекин: Изд-во Пекинского института физической культуры, 2004 (на китайском яз.).
177. Хоу Иминь. Морская песна. Ляонин: Изд-во изобразительных искусств, 2006. - 300с.
178. Хоу Иминь. Ежедневные зарисовки // Заметки об искусстве [журнал. Ляонин]. 2011. №1.
179. Хоу Иминь, Дэн Шу. Записи об обучении искусству // Исследования в изобразительном искусстве. Пекин: Изд-во Центральной академии художеств Китая, 1980. №4.
180. [Хоу Иминь, Дэн Шу]. Избранные художественные произведения Хоу Иминя и Дэн Шу: Альбом / автор вступ. ст. Цао Шуцинь. В 4 т. Ляонин, 2006.
181. Хоу Иминь, Ли Хуацзи. 100 лет китайской монументальной живописи. Пекин: Изд-во «Китайская промышленная архитектура», 2004.
182. Художественные студии мира. Первая художественная студия факультета масляной живописи Центральной академии художеств Китая. Хэбэй: Изд-во Хэбэй мэйшу чубаньшэ, 1998. Апрель.
183. Хун Фу. Особенности системы обучения живописи масляными красками в Институте имени Репина // Пионеры искусства [Пекин]. 1999. № 5. С. 21 -22, 35.
184. Цао Фань. Беседа с Хоу Иминем об искусстве // Искусство. [Пекин]. 2008. №8. С. 11-12.
185. Цзян Дакэ, Чжан Инин. Влияние обучения в Советском Союзе на китайское искусство // Декоративное искусство [Пекин]. 2006. № 6. С. 28-29.
186. Цзинь Шани. Сорок лет Центральной академии художеств. Избранные произведения ведущих преподавателей // Искусство [Пекин], 1990. №4.
187. Цзян Мэн. Ученик Сюй Бэйхуна Хоу Иминь: работа над эскизами банкнот китайских юаней // Восточная коллекция [Журнал]. Шиши, 2011. №10.
188. Цзян Шилинь. Сун Чинлин - Великая китайская женщина ХХ века // Гуанмин жибао. 2011. 18 мая. С. 9.
189. Цуй Цзымо. Мастер Хоу Иминь // Научный журнал Харбинского медицинского института. Харбин. 2009. №7. С. 31.
190. Чжан Аньу. Путешествие по Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина // Друг искусства. 1995. № 6.
191. Чжан Зуомин. 40 лет творческому сотрудничеству Хоу Иминя и Дэн Шу // Искусство. 1988. №1. С. 35-37.
192. Чжан Зуомин. Ретроспектива произведений Хоу Иминя и Дэн Шу за сорокалетний период творчества // Искусство. [Пекин]. 1988. №1. С. 4-7.
193. Чжан Цзе. Материальный и духовный мир Хоу Иминя и Дэн Шу // Образование в Китае. [Пекин]. 2011. № 12. С. 11.
194. Чжан Ямэн. Песнь землетрясения // Китайское искусство [Пекин]. 2009. №5. С. 8-9.
195. Чжао Ли, Цзин Дин. Словарь китайской живописи (1542-2000). Чанша: Хуансинское искуство, 2002.
196. Чжао Ли, Юй Дин. История китайской живописи 1542-2000. Пекин, 2002.
197. Чжао Юньчуань. Искусство росписи по керамике // Ляонин мэйшу чубаньшэ. 2001. Июнь. С. 111.
198. Чжу Дацю. Сравнение культур Китая и России. Аньхуэй: Изд-во «Образование», 2009.
199. Чжун Хань. Максимов вновь в Китае // Искусство [Пекин]. 2002. №7. С. 10-11.
200. Чжу Чжэн'янь. Блестящий осенний урожай профессора Дэн Шу // Мебель и среда: Журнал Пекинской мебельной фабрики. Пекин, 2001. №1.
201. Юй Аньдун. Традиция и реальность в Институте имени Репина // Исследование искусства [Пекин]. 2004. № 3. С. 121-124.
Диссертации на китайском языке
202. Куай Ляньхуой. Влияние искусства русской масляной живописи на китайскую живопись. Диссертация магистра Нанкинского института искусства. Нанкин, 2004.
203. Чжен Циньянь. Исследование теории китайского традиционного художественного образования. Докторская диссертация Пекинского педагогического университета. Пекин, 2004.
Литература на английском языке
204. [Хоу Иминь]. Одна луна, одно сердце. Тридцать древних китайских сказаний: Альбом гохуа Хоу Иминя. Лондон, 2009 (на англ. яз.); Нью-Йорк, 2010. (на англ. яз.).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.