Художественно-эстетические особенности декоративных элементов в женском костюме XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Корнеева, Галина Сергеевна

  • Корнеева, Галина Сергеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 218
Корнеева, Галина Сергеевна. Художественно-эстетические особенности декоративных элементов в женском костюме XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2012. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Корнеева, Галина Сергеевна

Введение.

Глава 1 Происхождение декоративных элементов: историко-теоретический очерк.

1.1 Ключевые понятия диссертационного исследования.

1.2 Этнический костюм - как источник формообразования декоративных элементов.

1.3 Развитие декора в костюме: исторический очерк.

Глава 2 Факторы, влияющие на динамику развития декоративных элементов.

2.1 Источники образования декоративных элементов.

2.2 Виды декоративных элементов.

2.3 Советское моделирование - культурологический феномен XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-эстетические особенности декоративных элементов в женском костюме XX века»

Актуальность темы исследования. Костюм, как продукт создавшей его культуры, отвечает сложившимся в ней художественным и эстетическим представлениям и реализуется в рамках декоративно - прикладного искусства своего времени. Объединяя в себе утилитарную, эстетическую и знаковую функции, костюм работает как зеркало эпохи, отражая в яркой, зримой форме социальные, материальные и духовные особенности и достижения. С появлением кроеной одежды в XIII веке, конструктивные элементы костюма остаются достаточно стабильными. Наиболее подверженными изменениям являются декоративные элементы. С древнейших времён они соединяют в себе ряд функций: родоплеменную (знак отличия одного племени от другого), социальную (знак принадлежности к определенному обществу), эстетическую (выражает индивидуальные вкусы человека), экономическую (наличие и стоимость декора указывала на материальное положение владельца) и др. Эта роль декоративных элементов сохраняется на всех этапах развития человеческого общества, приобретая особо острые, яркие черты в переломные моменты истории.

Таким образом, выбор темы данного исследования обусловлен важностью и недостаточной изученностью системы декоративных элементов в костюме, необходимостью углубленного рассмотрения эволюции и роли декоративных элементов.

Степень научной разработанности проблемы. Не смотря на то, что в отечественном и зарубежном искусствоведении разносторонне рассматривается проблема изучения костюма, на сегодняшний день нет отдельных трудов, посвященных именно декорированию костюма. В современной науке костюм рассматривается с разных точек: исторической, этнической, философской. В данном диссертационном исследовании автор предлагает рассмотреть декоративные элементы с этих же позиций, обратив внимание на следующее: не смотря на веяния моды, происходящие исторические события конструктивные элементы костюма остаются относительно стабильными, а остроту и глобализацию изменений передают именно декоративные элементы.

В настоящее время в обществе заметно вырос интерес к историческому костюму и вопросам развития моды. Современные художники - модельеры зачастую вдохновляются наследием прошлого. Представленная работа может послужить теоретической базой для современных стилистов, модельеров, художников - модельеров, конструкторов.

Сложной проблемой при изучении рассматриваемого направления является отсутствие единства в определении основополагающих терминов, таких как «мода», «костюм», «одежда», «декор». В специальной литературе нет трактовки термина «декоративный элемент» применительно к костюму. Близкий по значению термин «аксессуар», не раскрывает сути изыскания в данной работе.

Значение термина «мода» достаточно многозначно и со временем эволюционировало, поскольку изменилась сама специфика рассмотрения этого явления. Многие философы в своих трудах обращаются к этому вопросу. Так английский философ конца XVII - начала XVIII века Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсбери, в своем знаменитом сочинении «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» пишет о деспотической власти, которую мода приобретает над людьми, но вместе с тем признает её благотворное влияние. Английский философ Томас Рид в своих «Лекциях об изящных искусствах» обращает внимание на то, что мода создает имитацию значимости человека. Эммануил Кант не видел в моде каких либо достоинств и положительных свойств, хотя относился к ней снисходительно, говорил «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде». Своё отношение к моде, как к явлению, он выразил в сочинениях «О вкусе, отвечающем моде» и «Антропология с прагматической точки зрения». Г.В.Ф. Гегель в «Философии духа», напротив, отмечал положительное влияние моды.

Позже, и за рубежом, и в России появились специальные исследования, посвященные моде, где она рассматривалась с разных позиций. Книга Н.В. Рейнгарда «Социальное и экономическое значение моды», вышедшая в России в 1889 году, была посвящена исследованию моды не с эстетической, а с экономической и социальной точек зрения. В конце 1970-80 гг., стали появляться социологические и культурологические исследования, отмечавшие механизмы функционирования моды в современном обществе. Например, С.Н. Иконникова и А.Б. Гофман причисляют моду к одной из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. В то же время, JI.B. Петров, определяет моду, как одну из массовых форм коммуникации, своеобразие которой заключается в периодичном изменении интереса, установок и ценностных ориентаций определенных социальных слоев и групп.

Другую группу исследований представляют работы, характеризующие костюм определенного исторического периода, музейные коллекции, иногда отдельные детали туалета (И.А. Алпатов, С.М. Валькович, М.Н. Каменская, Е.В. Киреева, P.M. Кирсанова, Т.В. Козлова, Ф.Ф. Комиссаржевский, Ф.М. Пармон и др.). Наиболее репрезентативным из такого рода публикаций является четырехтомное энциклопедическое иллюстративное издание «Костюм разных времен и народов» М.Н. Мерцаловой, объединенные в монографии разнообразные свидетельства из истории костюма позволяют использовать её как источник для дальнейших более детальных исследований.

История русского костюма рассматривалась не всеми из этих авторов и то лишь в хронологических рамках допетровской Руси (Ф.Ф. Комиссаржевский, Р.В. Захаржевская). Только в содержании лекционного курса И.А. Алпатова было отведено место русскому костюму XIX - начала XX вв.

Некоторые искусствоведческие работы имеют сильную культурологическую направленность (P.M. Кирсанова). В последнее время появляются посвященные костюму исследования, авторы которых заявляют об их культурологической принадлежности (М.И. Галитбарова, Т.Ю. Фефилова). Об определенном синтезе культурологического, социального и философского начал речь идет в работах, рассматривающих социальную роль и семантику костюма и моды. К ним можно отнести работы А.Б. Гофмана, Т.В. Козловой, JI.B. Петрова, P.A. Степучева, В.В. Давыдовой, И.В. Шабаркиной.

В определенную группу можно выделить книги по социальной психологии и психологии моды. Связь социальной психологии с модой нашла отражение в творчестве известных социологов Г. Зиммеля и Г. Тарда. Г. Тард рассматривал обычай и моду как два проявления социального подражания. В первом случае «своему и древнему», во втором «новому и чужому». Авторами специальных работ по психологии моды являются М.И. Килошенко и Е.А. Петров.

Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, необходимо отметить отсутствие целенаправленных трудов по теме диссертации.

Цель исследования: воссоздать целостную картину возникновения декоративных элементов и определить их значимость в современном костюме.

Задачи исследования:

- рассмотреть современные научные концепции понятий «мода», «костюм», «одежда», «аксессуары», «украшения», «декор», в совокупности с философскими понятиями «система», «целостность системы», «целое», «часть», «элемент», «знак»;

- показать динамику развития декоративных элементов в женском костюме на основе письменных, изобразительных и вещественных источников;

- определить принципы создания костюма, проанализировать эволюцию декоративных элементов в костюме;

- разработать систематизацию декоративных элементов в женском костюме;

- расширить и углубить понятие «декоративный элемент».

Хронологические рамки: XX век.

Территориальные рамки: Россия.

Объект исследования: женский костюм.

Предмет исследования: Степень влияния декоративных элементов на образное и стилистическое решение женского костюма.

Методология и методы исследования. Искусство костюма, мода, будучи феноменами, выражающим социальный, материальный, эстетический, культурологический уровень развития общества предполагают многоуровневое исследование на основе междисциплинарного анализа и сравнительного изучения исторической, культурологической, искусствоведческой, философской литературы, а так же специального рассмотрения изобразительных, материальных и письменных источников, характеризующих костюм советского периода.

В качестве ведущего метода исследования избран системный подход, позволивший выявить и проанализировать взаимосвязи, возникающие между историческими фактами, художественными особенностями (стилями) эпох и обозначенным предметом исследования.

Источники исследования. Источниками данного исследования послужили различные опубликованные письменные, вещественные и изобразительные материалы по заявленной теме. При описании декоративных элементов этнического костюма использованы работы исследователей А.Ю. Андреевой [64], C.B. Горожаниной [89], С.П. Исенко [112], Н.М.Калашниковой [114], JI.B. Каршиновой [118] и др., подчеркивающих особую значимость семиотической функции костюма, важность орнаментальных композиций. При описании декоративных элементов скифского периода источником послужили труды С.И. Руденко [40,51,52], Н.В. Полосьмак [157], в которых достаточно подробно представлены артефакты с раскопок Пызырыкских и Катандинского курганов. В составлении исторического очерка диссертации важными источниками явились материалы по истории костюма библиотечного фонда Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова, научной библиотеки Алтайского государственного университета. При описании декоративных элементов современного женского костюма основным источником стали журналы мод: «Модели сезона», «Мода», «Ателье», «Бурда»,

Кузнецкий мост», коллекции моделей одежды, представленные художниками-модельерами в тематических коллекциях. Особый интерес представляют опубликованные декреты, указы, постановления, касающиеся становления и развития отраслей текстильной и легкой промышленности советского периода [1], а также коллекции методических фондов учебных заведений и различных конкурсов.

Научная новизна исследования.

- дано авторское определение термину «декоративный элемент», ранее не используемому в научной литературе;

- проанализирован механизм появления декоративных элементов в этническом и историческом костюме; выявлена взаимосвязь между происходящими социально-политическими, экономическими и др. процессами в обществе и увеличением (уменьшением) количества декора в костюме;

- декоративный элемент представлен как неотъемлемая, значимая часть женского костюма;

- определены творческие источники создания декоративных элементов.

Положения, выносимые на защиту:

- декоративный элемент в костюме выполняет ряд функций -объединение частей композиции, создание целостного образа, гармонизации и индивидуализации образа.

- декоративный элемент является неотъемлемой частью целостной системы костюма.

- использование декоративных элементов в современном женском костюме позволяет вносить коррективы в создаваемый образ, расставляя акценты и формируя единый стиль.

- в развитии декоративного элемента особую роль имеет разнообразие новых материалов.

Теоретическая значимость. Результаты работы позволяют ввести в научный оборот термин «декоративный элемент», упразднив достаточно бытовой «отделка». Углубить знания художников — модельеров в части использования источников вдохновения при создании новых коллекций женской одежды.

Практическая значимость. Решение поставленных в работе вопросов может быть полезным при дальнейшем исследовании истории костюма как важной области декоративно - прикладного искусства, послужить решению актуальных учебно - методологических и практических задач педагогической деятельности и музейной работы.

Апробация положений и выводов. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. В рамках заявленной темы автор принял участие в научно-практических конференциях, таких как: Межрегиональная (с международным участием) научно - практическая конференция молодых ученых, посвященная Дню Алтайской государственной академии культуры и искусств «Развитие сферы образования, культуры, искусства: проблемы, тенденции, перспективы» (Барнаул, 2011), Международная научно-практическая интернет-конференция «Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе» (Оренбург, 2011), Всероссийская научно-практическая конференция «Качество, творчество, инновация: ключевые аспекты дизайн-образования» (Кемерово, 2012). Результаты исследования апробированы в учебном процессе в курсе лекций «Влияние декоративных элементов на художественно эстетический образ костюма» для студентов четвертого курса факультета искусств Алтайского государственного университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Корнеева, Галина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, проделанной работе, следует сказать о сложностях, возникших перед автором в ходе исследования. Одной из трудностей оказалось отсутствие целенаправленных научных трудов в выбранном направлении. Исследования основывались на методе междисциплинарного анализа. Были использованы материалы по истории костюма, письменные и вещественные источники, характеризующее этнический костюм, опубликованные декреты, указы, постановления, отражающие процесс становления отраслей текстильной и легкой промышленности. Автором в полной мере решены задачи, поставленные в диссертационной работе. Рассмотрены современные научные концепции ключевых понятий диссертационного исследования. На основе современных философских знаний сформулировано основополагающее понятие данной работы - «декоративный элемент». Это элемент, органично встроенный в костюм, предназначенный для украшения, создания целостной композиции костюма.

В диссертационной работе автор показал важность и значимость декоративных элементов в народном костюме. Насколько глубокий смысл вкладывался предками в цветовое решение, в орнаментику, в расположение декора на костюме. Связь человека с природой, определение его места в ней, нашла своё отражение в декорировании костюма. Цвета костюма уходят своими корнями в язычество и имеют мифологическое соответствие. Автором составлена таблица съемных украшений, в которой представлено всё их разнообразие.

Динамика развития декора, автором рассматривается в историческом аспекте. На основании письменных, вещественных и изобразительных источников выявлены причинно - следственные связи, определяющие процесс эволюции декоративных элементов: родоплеменное отличие, социальное расслоение общества, влияние архитектурных стилей, влияние религиозных убеждений, научно - технический прогресс, события, происходящие в обществе, уровень развития культуры. В процессе исследования автор придерживался концепции Н.М. Тарабуркина, о первичном происхождении костюма, следовательно, и о важности декоративного элемента, как информационного знака, формирующего представления окружающих о владельце костюма. В процессе развития декоративный элемент превратился в устойчивый признак костюма, влияющий на художественно - эстетический образ человека.

Автором рассмотрены основные источники образования декоративных элементов. Каждый источник творчества обладает своими, только ему присущими признаками. Одни являются наиболее инновационными, например, ткань - материал подверженный стремительному развитию научно -технического прогресса. Свойства ткани, физико - механические, гигиенические, эстетические подают первый импульс к творческой мысли. Другие, такие как народный и исторический костюм, достаточно сложившиеся, но неисчерпаемые. Образное мышление художника - модельера каждый раз по-новому интерпретирует художественную идею. В данном случае источником может быть костюм в целом, его фрагмент, фрагмент ткани или вышивки, используемый при его создании. Природа, наиболее естественный источник вдохновения. Для художника - модельера это открытый, богатый мир поиска новых форм, деталей. С прогрессом науки возникла необходимость использовать процессы и связи элементов живой природы в искусственно создаваемых условиях. Появилась целая наука - бионика. Люди всегда стремились копировать живую природу, прежде всего это нашло отражение в строительстве. Архитектурные сооружения определяются как жизненное пространство, защищающее человека от внешнего мира, а одежда (костюм) помогает сохранить мир внутренний. Так как в основу архитектурных построений положены основания модульности человеческой фигуры, есть мнение о вторичном появлении архитектуры, а первичном одежды. Но художники - модельеры намерено идут от обратного, используя архитектурные сооружения в качестве источника вдохновения. Такие источники как живопись и девиз, достаточно сложные, и их продуктивность зависит от умения художника абстрагироваться и находить «ниточку», код, с помощью которого раскрывается замысел творца.

Определив источники возникновения декоративных элементов, и, проанализировав динамику их развития, автор систематизировал и выделил семь основных групп декоративных элементов. Деление это довольно условное. Каждая из групп может расширяться, подвергаться изменениям за счет возникновения новых видов материалов, способов изготовления и т.д. Приведены примеры использования декоративных элементов в женском костюме, даны рекомендации, позволяющие скорректировать фигуру и отвлечь внимание от проблемных зон, правильно подобранным декором.

Автор рассмотрел феномен советского моделирования. Данное направление исследования представляется интересным для продолжения работы. В период с 1917 года по 1991 год, советское моделирование прошло этапы зарождения, формирования, развития, трансформации в общеевропейское. Мода то появлялась, то вновь уходила в небытие. С самого начала мода считалась пережитком «буржуазии», поэтому в послереволюционной России начались поиски собственного стиля, продвигающего идеи партии в народ. Они активно поддерживались статьями в журналах, газетах. Народ в одинаковой одежде легче управляем, инакомыслие не допускается, мастерские работают над созданием протокостюма, одежды для работы. На примере советского костюма очень хорошо прослеживаются изменения в политической жизни страны. Нигде мода не была так зависима от политики. Первые годы после революции стали переходным, костюм отражал черты времени, пестрый, многоплановы, сложносоставленый, в нем и «старое» и «новое» смешалось воедино. В острые переломные моменты вдохновение черпалось в народном костюме. В России XX века, это и послереволюционный и послевоенный период. Возвращение к народному - это умный ход партии, мобилизующий патриотизм в народе, идеи сплоченности. Костюм, в частности декор, очень тонко реагирует на эти изменения. Как только в общество проникают идеи демократизации, начинается экономический подъем, культурологический обмен между народами в костюме тут же появляются новые декоративные элементы, стоит только опустить «занавес», одежда упрощается, становится лаконичной, без излишеств.

Таким образом, анализ моды советского периода, позволяет установить тесную взаимосвязь между политикой, экономикой, культурой и проследить, как изменение ценностных ориентиров в жизни общества влияет на изменение художественно - эстетического образа костюма.

Проведя работу в рамках заявленной темы, автор видит ряд направлений позволяющих:

- расширить рамки исследования в области формообразования декоративных элементов;

- исследовать разнообразие современных материалов, формирующих художественно - эстетические качества декоративных элементов;

- углубить этнические корни формообразования декоративных элементов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Корнеева, Галина Сергеевна, 2012 год

1. Правительственные документы.

2. Декреты Советской власти.-М., 1957-1968. Т. 1-4.

3. Положение о ЦК по текстильной промышленности (Центротекстиль)// Сборник декретов и постановлений по народному хозяйству. -М., 1918. Вып.1-е.113-116.

4. Постановление Совета министров СССР от 23.12.1946г. «О мероприятиях по ускорению подъема государственной легкой промышленности, производящей предметы широкого потребления (извлечение).

5. Маленков Г.М. О неотложных задачах в области промышленности и сельского хозяйства и мерах по дальнейшему улучшению материального благосостояния народа//Правда. 1953 - 9 авг.1. Архивные материалы.

6. Государственный архив Московской области, ф.967, оп.1, д.88, л.4-5.

7. Государственный архив Новосибирской области.Ф.Р-1655.0п.1.Д.23.Л.22. Литературные источники

8. Пушкин A.C. Граф Никулин. М.: Художественная литература, 1986.-735с.

9. Пушкин A.C. Евгений Онегин. М.: Художественная литература, 1986.-735с.

10. Толстой А.К. Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного. Избранные произведения. М.: Издательский дом Мещерякова, 2007.^00с.

11. Ю.Чехов А.П. Женский тост, 1885г. Избранные сочинения в дух томах Алма

12. Ата, Жазушы. Т. I. Рассказы и повести 1880-1895 годов, 1983.-368с. П.Чехов А.П. Загадочная натура, 1883г. Избранные сочинения в дух томах.

13. Алма-Ата, Жазушы. Т. I. Рассказы и повести 1880-1895 годов, 1983.-368с. 12.Чехов А.П. Попрыгунья, 1892г. Избранные сочинения в дух томах. Алма

14. Ата, Жазушы. Т. I. Рассказы и повести 1880-1895 годов, 1983.-368с. 13.Чехов А.П. Ряженые, 1883г. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18т./ АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 2. 1883—1884.

15. Чехов А.П. Случай из судебной практики, 1883г. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18т./ АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. Т. 2., 1883—1884.1. Профильные журналы15.Журнал «Ателье»№1, 1923.

16. Журнал «Швейная промышленность и социальное значение костюма» №9, 1931.

17. Якуб Э. О новом советском костюме//Работница. 1936. №1.-С. 18-19.

18. Журнал «Модели сезона» №4, 1940.

19. Журнал «Костюм и пальто» №1, 1941.

20. Данилина JI. VIII Международный конгресс моды // «Советская женщина» №9, 1957.

21. Маскулия А. В гости, в театр и концерт // Журнал мод. №3, 1958.

22. Стриженова Т., Темерин С. Советский костюм за 50 лет. Часть 1(1917-1941) приложение к Журналу Мод № 3, 1967.

23. Журнал «Направление моды», 1974.24.Журнал «Мода 85».

24. Журнал «Я шью сама» №4, 1989.26.Журнал «Мода 91».

25. Федоровская Е. звезда со вкусом// «L'OFFICIEL». 1998-1999. №9.

26. AlessandraPaudice/ Алессандра Паудиче . Строение тела// Vogue» № 3, 2002.

27. Журнал «Гардероб. Мода и стиль» №1, 2003. Изд-во: Остров, 2003.

28. Васильев A.A. Русский fashion// Beauty-2005.-№9.

29. Ширяева H. Заповедные сады народной культуры. Основы предмета «Русское народное творчество»/Редакция журнала «искусство в школе», 2005, №6.

30. Журнал «Теория моды» №3, 2007; №№19,21, 2011.

31. Павлова C.B. Изучение аспектов взаимодействия народного костюма и современной моды/С.В. Павлова//Вопросы гуманитарных наук. 2009.- №3.-с.236-240.

32. Упине А. Исторические этапы развития костюма как отображение имиджа эпохи / А.Упине// Искусство в школе. 2009.- №2. - с.71-73.1. Альбомы

33. Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. Иллюстрированный материал в 200 таблицах М.:ЭКСМО, 2007.-464с.

34. Васильева Л.П., Максимова Ю.А. Альбом трикотажных изделий. Москва, 1952.-106с.

35. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей. Альбом. Изд. «Советская Россия». Москва, 1989г.

36. Ефимова Л.В., Алешина Т.С., Самонин С.Ю. Костюм в России XV-начало ХХ/Из собраний государственного исторического музея//М.: «Арт-Родник», 2000.-232с.

37. Качаева М.А. Сокровища русского орнамента.Альбом. Изд.: Белые альвы, 2008 208с.1. Каталоги

38. Руденко С.И. Второй Пазырыкский курган // Л.: Гос. Эрмитажа, 1948.-63с.

39. Федоров Давыдов А. Смысл и задача выставки/Советский бытовой текстиль: каталог. М., 1928.

40. Васильев A.A. История моды. Выпуск 1-13. Изд.: Этерна, 2006-2010.

41. Как шить красиво. Перевод с английского А. Юрасовой. Предисловие Зайцев В. К16м.:Мир, 1990.-368с.

42. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Изд.: Артия, 1987.-608с.

43. Колева М. История костюма в рисунках Француазы Карон. Изд.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011.-144с.

44. Лебедева Н.И. Русские: историко этнографический атлас. Из истории народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды, I середина XIX - начало XX века). - М., 1970.С. 193-267.

45. Народное искусство Урала. Традиционный костюм./ред.-сост.

46. A.A. Бобрихин; A.A. Бобрихин, О.Д. Коновалова, С.Н. Кучевасова, Н.Г. Сидорова, О.Н. Тихомирова. Екатеринбург: Изд.: Баско, 2006.

47. Народный костюм русского севера XIX начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». -М.: Северный паломник, 2006.

48. Прогрессивные методы изготовления швейных изделий//Материалы семинара. М.: 1973.

49. Пути повышения качества швейных изделий//Материалы семинара. М.: 1970.

50. Руденко С.И, Руденко Н.М. Искусство скифов Алтая. М.: ГМИИ им. A.C. Пушкина. 1949.

51. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время, M-JI., 1953.

52. Русский народный костюм. Документальный фильм. Реж: Крашенинников Б., Кинокомпания: Видеостудия «Кварт», 2010.

53. Шатерникова Н.И., Кравченко O.A., Якубенко JI.B. Женский народный костюм как часть регионального компонента. Изд.: Белгородская областная типография, 2008.

54. Godwin, E.W. Dress, and ist Relation to Health and Climate/E.W. Godwin. -London: William Clowes and Sons, 1884.

55. Shiro, А.М/ The Designer's Starting Point/ A.M. Shiro/VWomen's Wear Daili.1995.-April 18. Литература:

56. Абрамова С.А. Отделки к платьям. Минск, 1961.

57. Аксютин Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 -1964гг.-М., 2004.

58. Александров В.А. На путях из земли Пермской в Сибирь/Ючерки этнографии северо-уральского крестьянства XVII XX вв./отв. Ред.

59. B.А. Александров. М., 1989.-352с.

60. Алексеева Т.П. Традиционный национальный костюм как модель мироздания/Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов/под ред.Т.М. Степанской. Вып.12. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2011.-134 с.

61. Амирова Э.К. Труханова А.Т., Сакулина О.В., Сакулин Б.С. Технология швейного производства. М.: Академия, 2004.-480с.

62. Амирова Э.К., Сакулина О.В., Сакулин Б.С. Труханова А.Т. Конструирование одежды. -М.: Академия, 2005.-496с.

63. Андреева А.Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна. Изд-во: Паритет, 2008.-196с.:цв.ил.

64. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. -СПб.: «Паритет», 2005.-152с.

65. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. От Древнего Египта до модерна. Изд-во: Паритет, 2008.-136с.

66. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997.

67. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. Челябинск: «Медиа принт», 2005. - 184с.

68. Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. -312с.

69. Баркова Л.Л., Гохман И.И. Происхождение ранних кочевников Алтая в свете данных палеоантропологии и анализа их изображений// Элитные курганы степей Евразии в скифо-сарматскую эпоху. СПб: 1994. С. 24-35.

70. Бердник Т.О. Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.-448с.

71. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды.-3-е изд. стереотипное. М.: Легпромбытиздат, 1992. -256с.

72. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье -М., Легкая и пищевая промышленность, 1992.-176с.

73. Блейз Анна. История в костюмах от фараона до денди. М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2001.-159с.

74. Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля. Изд.: Харвест, 2007.- 400с.

75. Блохина И.В. История костюма. Изд.: Харвест, 2009.-192с.

76. Блум С. История костюма. Изд.: АртРодник, 2008.

77. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: 1971 -с.358.

78. Бринк Я. Российская мода сегодня. Изд.: Джем, 2007.-168с.

79. Будур Н. История костюма, составленная Наталией Будур. М.: «Олма -Пресс», 2002.-480с.

80. Бузов Б.А., Модестова Т.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение швейного производства. 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Легпромбытиздат, 1986.-424с.

81. Васильев А. Судьбы моды/ Александр Васильев. -2-е изд. М.: Альпина нон -фикшн, 2010.-480с.

82. Васильев, Александр. Этюды о моде и стиле. М.: Альпина нон-фикш, Глагол, 2011.-592с.

83. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры. М.: Эксмо, 2006.-959с.

84. Винтажная мода. Платья. Изд-во:ВВРО, 2010.-224с.

85. Володин В. Мода и стиль. Изд-во: Аванта+, 2006.-480с.

86. Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров: Учебно практическое пособие. -М.: Дашков и К, 2008.-256с.

87. Гегель Г. Лекции по эстетике. Соч., т. 12-13. М.: Политиздат, 1940.

88. Горина Г.С. Моделирование формы одежды. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1982.-184с.

89. Горожанина C.B., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. Изд.: Культура и традиции, 2003.-128с.

90. Готтенрот Ф. Всеобщая история стиля и моды с древнейших времен. М.: Эксмо, 2009.-670с.

91. Готтенрот Ф. Иллюстрированная история стиля и моды с древнейших \ времен. Изд-во: Эксмо, 2009.-256с.

92. Готтенрот Ф. История внешней культуры. С-Петербург Москва, Изд.: Товарищества М.О. Вольф, 1985. Т. 1,2.-г

93. Гофман А.Б. Мода и социальные группы. А.Б, Гофман. Тр. ВНИИ техн. эстетики. М., 1988. - Вып. 54.

94. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В .Композиция костюма-М.:«Академия»,2003.

95. Дицген И. Избранные философские сочинения. М., 1941.

96. Дудникова Г.П. История костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-423с.

97. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани. М.: Легпромбытиздат, 1990.-222с.

98. Ерзенкова Н.В., Школа кройки и шитья.-Минск.: «Современная школа», 2005.-448с.

99. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004.-184с.

100. Ермилова, Д.Ю. История домов моды. -М.: Академия, 2003.-288с.

101. Ефремова Л. О культуре одежды. М.: «Искусство», 1960г.

102. Жихарев А.П., Румянцева Г.П., Кирсанова Е.А. Материаловедение: Швейное производство. -М.: Академия, 2005.-240с.

103. Жуков Л. Общественные связи в натуральную величину. М.: Владос, 2000.

104. Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик.-М.: ЭКСМО, 2003.-176с.

105. Зайцева Е. Алтайский национальный костюм/вступ.ст. Е. Зайцевой, Н.Шатиновой; худож. И.И. Ортанулов. Горно-Алтайск, 1990.

106. Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. -3-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик, 2006.-228с.

107. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. -Изд.: «Индрик», 1995.-432с.

108. Зелинг Шарлота. Мода Век Модельеров 1900-1999 г. 2001 .-656с.

109. Зиммель Г. Мода // Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Мысль, 1987.

110. Исакова К.В. Плетение кружев. Москва, 1958г.-58с.

111. Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства, 2001.-144с.

112. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. Издательство: Арт-Родник, Taschen, 2008.-720с.

113. Калашникова Н.М. Народный костюм. Изд.: Сварог и К, 2002.-376с.

114. Калашникова Н.М. Семантика народного костюма. СПб. :2003.

115. Каминская Н.М. История костюма. -М.: Легпромбытиздат, 1986.-128с.

116. Кант И. Антропология, сочинение в 6-ти томах, т.6. М.: Мысль, 1966.

117. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. Изд.: Библиотека расовой мысли, 2005.-64с.

118. Кассен Скотт Д. Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды. -М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002.-192с.

119. Каштанов Ю. Русский костюм с Древней Руси до наших дней. Изд.: Белый город, 2008.-48с.

120. Квилинкова E.H., Сакович В.А. Национальная культура и глобализация. Славянские чтения №3. Материалы научно-теоретической конференции. Кишинев, 2005, с. 61-70.

121. Килошенко М.И. Психология моды. СПб.: Речь, 2001.-192с.

122. Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения. СПб.: СпбГУ,1994.

123. Киреева Е.В. История костюма. М.: «Советский художник», 1976.

124. Кирсанова P.M. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М.: Слово/slovo, 2002.

125. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. " М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

126. Козлова Т.В., Ильечёва Е.В. Стиль в костюме XX века. М., 2003.

127. Козлова Т.В., Рытвинская Л.Б., Тимашева З.Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. Изд.: Легкая j промышленность и бытовое обслуживание, 1990.-320с.с t

128. Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М.: Астрель:ACT:Люкс, 2005,- 336с.

129. Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма, 2002-304с.

130. Крюкова H.A., Конопальцева Н.М. Технологические процессы в сервисе. Отделка швейных изделий из различных материалов. М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007.-240с.

131. Крючкова Г.А. Конструирование женской и мужской одежды. Изд.: Академия, 2007.-400с.

132. Кузнецова С.Г. Особенности материальной культуры старообрядцев Алтая и Забайкалья.//Культурное наследие Сибири Текст.: сборник научных трудов/под ред. Т.М. Степанской. Вып. 12. - Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 2011.

133. Куренова C.B., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-480с.

134. Лавреньтьев А.Н. История дизайна. М.: Гардарики, 2006г.

135. Литвина Л.М., Леонидова И.С. Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. Изд.: Легкая индустрия, 1972.

136. Маккензи М. Мода. Путеводитель по стилям. Изд.: Кладезь-Букс, 2010.-160с.

137. Маклина С.Т. Семиотика культуры и искусства: Опыт энциклопедического словаря. Ч. 1-11. - СПб.:2000.

138. Мартынова А.И., Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. М.: МГАЛП, 2002.-216с.

139. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.-480с.

140. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. T.I-IX. М.: Академия моды; СПб.: Чарт пилот, 2001.

141. Михалева К.Ю. Система моды. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.-137с.

142. Нанн, Джоан. История костюма, 1200-2000: Пер. с шт./ Джоан Нанн. -М.:Астрель: ACT, 2005.-344с.

143. Неклюдова Т.П. История костюма. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-336с.

144. Новожилова Н.М. Старинная тверская вышивка и народный костюм. ООО «Издательство М. Леонтьевой» Тверь, 2005.

145. Новорадовская Т.С. и др. Технология отделки тканей. М.: Легпромбытиздат, 1969.-238с.

146. Ньюмен А, Шариф 3. Мода от А до Я. Иллюстрированный словарь. Изд.: ACT, Астрель, 2010. -256с.

147. Орлова Л.В. Мы и мода. М.: Знание, 1982 - 64с.

148. Пармон Ф.М. Композиция костюма. М,: Легпромбытиздат, 1997-318с.:ил.

149. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно -конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994.-272с.

150. Петров Л.В. Мода как общественное явление (Анализ в социально-коммуникативном аспекте). Л.: ЛГУ, 1974.

151. Петров Л.В. Феномен моды в процессе межличностного общения. В кн.: Категории этики и эстетики. Л.: ЛТПИ, 1973.

152. Петрова Е.А., Коробцева H.A. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения / Сестры Сорины. М.: Гном-Пресс, 1999.

153. Пирас К., Ротцель Б. Библия моды и стиля. Путеводитель для настоящих леди. Изд-во: ACT, Астрель, 2010.-288.

154. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. М.: Академия, 2004 -224с.

155. Плеханова Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства. Учебно-методическое пособие для студ. РИиД, Ижевск, 2009.-188с.

156. Полосьмак Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.)/ Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. - 232с.

157. Радченко И.А. Основы конструирования женской одежды. В 2 частях. Изд.: Академия, 2006.-240с.

158. Рогов П.И., Конопальцева Н.М. Конструирование женской одежды для индивидуального потребителя. Изд.: Академия, 2004.-400с.

159. Романовская М.Б. История костюма и тендерные сюжеты моды. Изд.: Алетейя, 2010-458с.

160. Русаков С.И. Советскому человеку красивую одежду. М.: Легкая индустрия, 1967.

161. Савостицкий H.A. Материаловедение швейного производства. М.: Академия, 2001.-240с.

162. Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Сакулина О.В., Труханова А.Т. Конструирование мужской и женской одежды. Изд.: Академия, 2003.-304с.

163. Сатлаев Ф.А. Кумандинцы. (историко этнографический очерк XIX -первой четверти ХХв.). - Л., 1979.

164. Сафина Л.А. Дизайн костюма. Ростов н/Д:Феникс, 2006.-390с.

165. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме- Ростов н/Д:Феникс, 2004.-475с.

166. Соснина Н, Шаньгина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство - СПБ, 2006г.

167. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М.: «Советский художник», 1972.-112с.

168. Суслина E.H. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц. М.: АО «Молодая гвардия», 2003.-384с.

169. Сыромятникова И.С. Иллюстрированная история моды и стиля. Изд.: Рипол Классик, 2011.-248с.

170. Тарабуркин Н.М. Очерки по истории костюма. М.: ГИТИС, 1994.

171. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.

172. Терешкович Т.А. Мода в одежде и аксессуарах. Словарь справочник. Изд.: Феникс, 2008. - 448с.

173. Тонкус О.В. и др. Технология росписи тканей. М.: Легкая индустрия, 1969.

174. Трутченко Л. Конструирование женской одежды. Изд.: Вышэйшая школа, 2001.-304с.

175. Труханова А.Т. Основы технологии швейного производства. М: Высш.шк., 2002,-ЗЗбс.

176. Тэтхем К., Симен Д. Дизайн в моде. Моделирование одежды. Изд.: Рипол Классик, 2006.-144с.

177. Фефелова Л.Н. Если вы любите шить: руководство по моделированию, раскрою и технологии пошива женской одежды. Новосибирск: Изд.: Новосибирского университета, 1991 .-312с.

178. Фиалко Т.М. Моделирование модной женской одежды. Изд.: Хэлтон, 2003.-208с.

179. Флоренский П.А. Иконостас. Сборник сочинений. Париж: 1985.

180. Фулкс Ф. Как читать моду. Интенсивный курс по моде и стилю. Изд.: Рипол Классик, 2011.-256с.

181. Хэрольд Р. Костюмы народов мира. М.:ЭКСМО - Пресс, 2002.- 239с.

182. Цветкова H.H. История текстильного искусства и костюма. Древний мир. Изд.: СПбКО. 2010.-120с.

183. Чалтыкьян Д. Энциклопедия костюма. Изд.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.-168с.

184. Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционно бытовой культуры // Проблемы типологии в этнографии. - М., 1979.

185. Шершнева Л.П. Конструирование одежды. М.: Форум: ИНФРА-М. 2006.-288с.

186. Шмелева М.Н. Русская одежда//Русские. М., 1997.

187. Шпитцнер К. Печатанье текстильных материалов (оборудование и способы печатания). Под ред. Л.И. Беленького. М.: Легкая индустрия, 1966.-292с.

188. Щипакина А. Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14. Изд.: СЛОВО/SLOVO, 2009.-384с.

189. Янчевская. Конструирование одежды. М.: Академия» 2005.-384с.

190. Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. -М., 2006.-661с.1. Справочные издания

191. Вдовина В.А. История костюма и моды. Учебный терминологический словарь. Бийск: БПГУ, 2008.-78с.

192. Всемирная энциклопедия: Философия /Глав.науч.ред. и сост. A.A. Грицанов. -М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312с.

193. Диор К. Словарь моды Кристиана Диора. Изд-во:СЛОВО/8ЪОУО, 2010- 128с.

194. Жабрева А.Э. История костюма. Библиографический указатель книг и статей на русском языке. 1710-2001. Изд.: Профессия, 2002.-320с.

195. Жабрева А.Э. Русский костюм: библиогр.указ.кн. и ст на рус.яз., 17102001/ А.Э. Жабрева; Отв.ред. Л.С. Лаврентьева, H.A. Сидоренко.; Б-ка Рос. Акад.наук. -СПб.: Профессия, 2002.-319с.

196. Кантор A.M. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. /Под общей редакцией A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736с.

197. Лидин Р.А.Словарь искусств/редактор проф. P.A. Лидин и др. М.:ТОО «Внешсигма», 1996.

198. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашев, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. ред. А.П. Ященко изд. 2-е. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 672с.

199. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. профессора В.Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. - М.:, Академический проект, 2004. -864с.

200. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М: Республика, 2001. - 719с.

201. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА - М, 2009.-570с Электронные ресурсы

202. Васильев A.A. Рижская мода. Прошлый век. Советская мода 1940-х годов: htth://elina2106.livejornal.com/17920.htm

203. ВасильевА.А. Русское лицо XX века: http://www.moda.ru

204. Электронный ресурс, htth://afield.org.ua/mod3/mod83 1 .html

205. Электронный ресурс, http://abc.vvsu.ru 208.Электронный ресурс, http://i2r.ru

206. Электронный ресурс, http://nionila.livejournal.com

207. Электронный ресурс, http://ru.wikipedia.org/wiki/ 211 .Электронный ресурс, http://tricotage.ru

208. Электронный ресурс, http://withuse.ru

209. Электронный ресурс, http://works.tarefer.ru

210. Электронный ресурс, http://www.fashionpeople.ru/

211. Электронный ресурс, http://www.moda-history.ru

212. Электронный ресурс, http://www.proza.ru 217.Электронный ресурс, http://www.sssr.spb.ru 218.Электронный ресурс, www.apxu.ru

213. Электронный ресурс, www/osinka.ru

214. Электронный ресурс, Русская мода XX века: 1930-1950 годы: htth://amnesia.pavelbers.com1. ИЛЛЮСТРАЦИИ

215. Костюм крестьянки Пензенской губерни 2. Костюм крестьянки Рязанской губерни

216. Находки с Пазырыкских курганов

217. Рубаха и чулки женщины из раскопок Пазырыкского кургана

218. Выступ подола женского полушубка7. Шуба с «хвостом8. Рукава женской шубы

219. Женский костюм скифов У-1У век до н.э.т

220. Женский костюм Киевской Руси11 .Костюм киевской Руси

221. Женский костюм феодальной знати Киевской Руси14. Костюм Московской Руси

222. Летник, женщины Московской Руси

223. Украшения первобытного человека16. Костюм Древнего Египта17. Костюм Древней Греции21. Готический костюм

224. Французский костюм эпохи Возрождение.24. Костюм эпохи Рококо25. Классицизм26. Костюм стиля ампир28. Костюм эпохи романтизма27. Костюм стиля ампир

225. Костюм стиля модерн (Из английского журнала мод, 1895 г. Дорожные туалеты -традиционно в английском стиле более скромные, чаще всего состоят из двух частей и сшиты из одноцветной ткани).

226. Костюм эпохи модерн, 1912г.

227. Жабо, фантазийные манжеты и рукава 32.Баска, воротник стойка

228. Коллекция 2011г.из жидкой ткани

229. Коллекция В.Зайцева на основе Павлопосадских платков

230. Цветочная коллекция Жд. Гальяно

231. Кристиан Лакруа женщины цветы.38. Мода и природа Корри Бонд1. DESDO

232. Вышивка на кринолинах из коллекции весна-лето 2002 УоЬр УататоЦ) словно скопирована с фасада ренессансного собора Санта-Мария Новелла архитектора Леона1. Баттиста Альберти

233. Космическая коллекция, созданная ко Дню космонавтики «Иные»

234. Коллекция, созданная по морским мотивам

235. Красноармейская форма женский журнал

236. Модели женской одежды, журнал мод за 1928 г.

237. Лиля Брик и Эльза Триоли в платьях работы Н.Ламановой, 1923г50. Платья работы Н.Ламановой

238. Модели В.Степановой. Конструктивизм.

239. Прозодежда художников конструктивистов.53. Фотографии Л.Орловойшчшъ54. Женские костюмы. 1940г.55.Женские костюма. 1940г.

240. Солистка Большого театра Наталья Шпиллер в модном трофейном костюме с отделкой из чернобурок и в стильном бархатном тюрбане с мантильей из вуали. Вена, 1945 г.

241. Ленинград, 1946 г. Заслуженная артистка Ленинградского театра музыкальной комедии Л.А. Колесникова в модном платье с подкладными плечами. Платье отделано муслиновым воротником в горошек и перламутровыми пуговицами.

242. Кинозвезда Любовь Орлова в модном открытом платье с широкой многослойной юбкой в стиле моделей Кристиана Диора. Москва, 1952 г

243. Советские модели в рабочей одежде для уборщиц и доярок, показанной на международной выставке моды в Будапеште в 1955г.

244. Манекенщицы в нарядных бальных платьях, выполненных под влиянием парижских мод. Будапешт, 1955 год.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.