Христианская гимнография в истории музыкальной культуры Республики Корея: опыт адаптации западной традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Кан Ен Э

  • Кан Ен Э
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 192
Кан Ен Э. Христианская гимнография в истории музыкальной культуры Республики Корея: опыт адаптации западной традиции: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2015. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кан Ен Э

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Музыкальная культура Республики Корея: этнотрадиции

и христиансто

§ 1. История христианства в Корее

§ 2. «Свое» и «чужое»: опыт осмысления условий для музыкального

сближения в формате «Восток Запад»

§ 3. Гимны в системе христианского культа

Глава II. Христианские гимны: опыт корейской адаптации

§ 1. Западноцерковный культ и его влияние на гимнографию

Корейской Республики сквозь призму реформ XX века

§ 2. Южнокорейские гимны: особенности практики

§ 3. Христианская гимнография в духовной музыке корейских

композиторов

Заключение

Список литературы

Приложение I. Традиционная музыка Кореи

Приложение II. Поэтические тексты гимнов

Приложение III. Музыкальные версии гимнов корейского

репертуара

Приложение IV. Духовные сочинения Ли Донг Хун

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Христианская гимнография в истории музыкальной культуры Республики Корея: опыт адаптации западной традиции»

Введение

Христианская гимнография1 - это огромное пространство культовой музыки, которое в течение многих веков своего формирования в мире сосредоточило в себе разнообразие конфессиональных репертуаров, мотивировало светских композиторов и исполнителей к радости выражать славу Создателю, вобрало в себя лучшие композиторские работы, которые в практике богослужебной и академической музыки отрывают мысль от тленного и земного, от видимого мира и, уводя от обыденности страстной человеческой жизни в область Духа, погружают в неведомую и благодатную атмосферу чистоты, святости, божественного света.

В исторической судьбе музыкальной культуры Республики Корея2 христианству принадлежит особая роль. С одной стороны, христианство открыло для нее новые музыкальные горизонты, выводящие за пределы ареала азиатской музыкальной цивилизации, с другой - оказало плодотворное влияние на развитие профессиональной музыки. Расширив горизонты этнокультурного музыкального пространства Кореи, христианство обеспечило традиционной музыке азиатской страны плавное вхождение в мировую музыкальную культуру. Причем, данное расширение горизонтов корейской традиционной музыки, обернулось для самого христианского певческого репертуара его новым пополнением за счет подключения азиатского регионального компонента, тогда как мировая музыкальная культуры обогатилась притоком новых практик,

1 Гимнография - в христианском богослужении обобщенное название песнопений на поэтические тексты (Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 11. - 489 стлб. в.). Гимнография (от лат. hymnus — «торжественная песня» и греч. Graphe - «пишу, сочиняю») понимается IO.JI. Фиденко как «свод литургических песнопений. Синонимичное понятие - гимнотека» (См. Фиденко ЮЛ. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже XX-XXI веков. СПб, 2015. - С. 95).

2 Республика Корея (кор. QI&Ei^, ^^.ВсШ тэхаи мингук) — государство в Восточной Азии, расположенное на Корейском полуострове. Неофициальное название страны - Южная Корея. В настоящем исследовании оба названия Республика Корея и Южная Корея будут использованы как взаимозаменяемые, поскольку не влияют на суть изучаемого материала.

способствующих активному вовлечению в свое поле самобытного музыкального материала.

Известно, что христианство как наиболее распространенная мировая религия оказало большое влияние на духовную, общественную и политическую жизнь многих народов, в том числе и неевропейских. Известно также, что христианство никогда не было единым. Распространяясь по всему свету, оно приспосабливалось к различным локальным этнокультурам и к сложившимся социальным отношениям.

В истории развития Южной Кореи христианство стало синонимом «высокой морали и просвещения; феноменом, который помог пережить трагедию Корейской войны 3 и стал определяющим фактором послевоенного развития общества» (76, 121). Данный период сегодня осмысливается как период «бурного ренессанса и поступательного подъема художественного творчества» (107, 512), как период, положивший начало интенсивному культурному диалогу формата «Восток-Запад».

Применительно к теме настоящего исследования, следствием этого диалога стало приобщение страны к достижениям мирового музыкального искусства, открывшиеся перспективы развития национальных композиторской и исполнительской школ. Сегодня западная культура прочно вошла в культурное пространство страны. «В оперный репертуар южнокорейской сцены устойчиво входят такие шедевры мировой классики как «Травиата», «Аида», «Тоска», «Чио-Чио-Сан», «Богема», «Свадьба Фигаро» и др. Из национальных корейских оперных произведений особой популярностью пользуются: «Чхунхянчжон» Хен Чже Мена, «Принц Ходон» Чан Иль Нама, «Син чжон Джон» Ким Дон Чжина, «Нонгэ» Хон Ен

3 Корейская война — конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей (25 июня 1950 г. - 27 июля 1953 г.), который не имеет официального окончания и который в источниках рассматривается как «опосредованная война между США с их союзниками и силами КИР и СССР». Корейская война, унесла жизни от 1,5 до 3 млн. корейцев и разрушила 44% зданий, 68% индустриальных предприятий и 42% промышленного оборудования, вследствие чего население многие годы жило в страшной нищете (68, 25-26).

Тхэна, «Чхобун» Пан Чэ Еля и др.» (107, 514). Вполне убедительны успехи корейских музыкантов, демонстрируемые на самых престижных мировых концертных площадках, в том числе, на XIV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского (Москва, 14.06.- 02.07.2011 г.), лауреатами которого стали молодые корейские исполнители Чжонмин Парк и Сун Янг Сео (вокал), Джехье Ли (скрипка), Сенг Чжин Чо (фортепиано).

По справедливому замечанию авторов недавней монографии «Корейский полуостров: метаморфорзы послевоенной истории» (Торкунова A.B., Денисова В.И., Ли Вл.Ф.), «после освобождения страны и провозглашения Республики Корея народное образование и подготовка специалистов становится одной из основных стратегических задач государства, взявшего курс на скорейшую ликвидацию неграмотности и введения системы обязательного бесплатного образования» (107, 502). Упомянутое исследование обращает внимание на разработку директивной государственной программы «Перспективы развития Кореи в XXI столетии», в прогностической части которой для достижения эффективных темпов модернизации предлагалось «всесторонне внедрить в общество» ряд концептуальных общецивилизационных ценностей. Среди них: «преодоление узконационалистического кругозора и глубокое освоение достижений мировой цивилизации на пути к становлению планетарного гражданства»; «нахождение оптимального баланса и рационального баланса между национальным традиционным наследием и планетанрными ценностями иных цивилизаций и культур» (107, 507).

В качестве особых ценностей «иных цивилизаций и культур» следует назвать ценности, обретенные вместе с распространением христианства и осознанием его в качестве «элемента корейской культуры» (74, 8). Согласно утверждению Ли Сун Чул, автора диссертационного исследования «Социокультурные особенности распространения христианства в Корее», в послевоенной исторической ситуации «выбор в пользу западных

христианских культурных ценностей определил особенности дальнейшего развития Кореи, привел к тому, что она эффективно преодолела социально-культурный кризис» (74, 53). В контексте темы настоящего исследования следует лишь добавить, что качественную специфику процесса адаптации христианства на корейском Юге обеспечили гимны, как универсальный жанр, пробуждающий способность к восприятию «высоких тем» торжества, хвалы, радости, как жанр, легко обнаруживаемый в европейской и неевропейской литературе с древнейших времен.

Несмотря на очевидную значимость данного жанра в деле межкультурного взаимодействия; в освоении, усвоении, создании и воспроизведении христианской гимнографии в Корее, в понимании ее как продукта* новой корейской культуры, существующие сегодня научные представления о данном феномене, его специфике и современном состоянии явно недостаточны. Необходим серьезный научный анализ, который сквозь призму изучения христианской гимнографии не только раскрыл бы путь адаптации западной традиции в азиатском регионе, назвал особенности формирования в Южной Корее интегрированного бикультурного (восточно-западного) музыкального пространства, но и, в определенном смысле, позволил бы говорить о содержании процесса интегрального перехода от традиционной музыкальной культуры к современной. Этим обосновывается актуальность темы исследования. Она определяется как неизученностью феномена корейской христианской гимнографии, так и отсутствием в российском музыкальном корееведении специальных работ, посвященных его осмыслению в качестве неотъемлемой части общего знания о музыкальной культуре страны и специального знания о содержании процесса адаптации гимнографического репертуара, ставшего частью современного общехристианского репертуара, всеобщего достояния, в том числе, и академической традиции в искусстве.

Степень изученности научной проблемы. Анализ научной литературы в части российского корееведения показал, что разработка музыковедческих вопросов, связанных с корейской тематикой сконцентрирована сегодня, главным образом, вокруг изучения истории и теории традиционной корейской музыки [труды И Нам Сунн (41), Ким Тхэ Хун (56), Пак Кюн Син (89),У Ген Ир (110-118), Чжон Сан Ил (135)], истории развития музыкального образования в Республике Корея [труды Ли Кю Хен (73), Мо Че Нам (80, 81), Хи Сук Бэк (124), Цой Енг Генг (134), Юн Енг А (138)], современного состояния композиторской и исполнительской школ [труды Ан Сун Мин (3), Бэк Хи Сук (11), Зо Ок Хи (39), Им Ок Сунн (42), Пак Кен Хва (86-88), Сон Син Чжун (102)], анализа культуротворческих процессов сквозь призму изучения метатекста протестантского хорала [труды Г.Н. Домбраускене (24- 27)]. Научный спектр этих исследований, написанных в последние два десятилетия раскрывает многообразие исследовательских тем, среди которых особенности корейской национальной музыки (светской и духовной), ее жанров и инструментария, искусство певцов псанхори, ладовая организация песенного фольклора, вопросы становления и развития российско-корейских музыкальных связей, вопросы развития художественного и профессионального музыкального образования и многие другие. Характеризуя в целом общий растущий интерес к музыкальной культуре Южной Кореи, все они, в определенном смысле, подтверждают необходимость настоящего исследования, как работы, находящейся в русле самых современных тенденций развития российского корееведения, как работы, которая в оцениваемом современным российским музыкознанием «неудовлетворительном»4 состоянии знания о музыке Кореи, в том числе,

4 «.. если мировое знамение китайского или японского искусства более или менее общепризнано, и оно разрабатывалось в отдельных его проявлениях, то корейское же искусство, особенно музыкальное, как бвдто бы не существует. Оно неизвестно не только широкой публике, но и часто специалистам. ... состояние современного музыкального востоковедения в отношении

призвана интенсифицировать и объективизировать познавательный процесс. Заметим, приведенные работы специально не рассматривают пути формирования интегрированного бикультурного музыкального пространства, не изучают содержание процесса и практику адаптации христианского гимнографического репертуара, хотя называют ее важной вехой на пути развития западной музыки в Корее.

Несколько особняком в ряду перечисленных работ стоят недавняя диссертация Г.Н. Домбраускене «Метатекст протестансткого хорала: семиотический континуум в музыкальной культуре Запада и Востока» (24), диссертация Ю.Л. Фиденко «Музыкально-литургическая практика католических приходов Дальнего востока в контексте реформ Второго Ватиканского собора» (122), а также ее только что вышедшая монография «Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ-ХХ1 веков»5. В поле зрения указанных работ, с разной степенью подробности, попадает корейская гимнография. В первом случае через рассмотрение адаптации немецкого протестантского хорала в аксиосфере корейской культуры (этому вопросу посвящена VI глава исследования)6, во втором, через рассмотрение адаптации католического репертуара в дальневосточных приходах России. Оба исследования, решая свои конкретные задачи, помогают осмыслить общие вопросы трансмиссии христианской певческой культуры. Однако, системного описания слагаемых современного корейского гимнографического репертуара, осмысления сути реальных механизмов адаптации и ассимиляции западного репертуара на корейской земле они не дают. Поэтому, с учетом данных

стран Дальнего Востока нельзя признать удовлетворительным». См. У Ген Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония: историко-теоретический анализ/Диссертация докт. искусствоведения. СПб, 2011. С. 10-11.

5 Ю. Л. Фиденко. Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже XX-XXI векон. СПб,2015. - 256 с.

6 Глава носит название «Музыкальное наследие протестантизма в дихотомии культур Запада и Востока». См. дисс. Домбраускене Г.Н. «Метатекст протестансткого хорала: семиотический континуум в музыкальной культуре Запада и Востока», с. 243 -310.

комментариев, можно констатировать: тема христианской гимнографии в Республике Корея на данном этапе в российской науке получила лишь косвенное освещение. Она включена, как правило, в обобщенно исторический и культурологический контекст отдельных работ, где общепринятыми являются замечания, подобные следующим:

• «Первое знакомство корейского народа с европейской музыкальной культурой связано с пением христианских гимнов» (У Ген Ир. Дисс., 2011. -С.79).

• «Большинство ученых, изучающих историю проникновения европейской музыки на корейскую землю, сходятся в том, что началом его следует считать 1885 г. Это было связано с деятельностью иностранных (американских) миссионеров: Алена (1858-1922), Андервуда (1859-1916), Аппензеллера (1858-1902), Скрентона (1856-1922), и других. В своих проповедях с целью распространения среди населения католической веры они широко использовали псалмы и гимны [выделено нами, Кан Ен Э] (по-корейски - чхансоньга, в переводе - «хвалебные песни» (118, 107). В 1893 году в Корее был издан «сборник из 117 гимнов с пятилинеечным нотным текстом, что явилось началом распространения в Корее классического (европейского) нотного письма и хорового пения» (118, 107);

• «Западная классическая музыка проникала в Корею самыми различными путями, но в основном через христианские миссии. В 1890-х годах во многих христианских храмах звучала органная музыка и исполнялись песни религиозного содержания» (76, 379);

• «Распространение западной музыки в Корее тесно связано с историей распространения в стране христианства» (86, 15), «само преподавание музык началось в Корее с обучения гимнам, которое вели миссионеры на богослужениях. Хотя подобное образование нельзя назвать фундаментальным, именно здесь находятся корни западной музыкальной культуры Кореи. Не будет преувеличением сказать, что отправная точка

проникновения в страну западной музыки по времени совпадает с отправной точкой истории христианских церквей в Корее» (86, 16).

• «Что же касается религиозных гимнов, то они использовались как учебный материал для музыкального образования, а христианство, благодаря стараниям проповедников, эволюционировало в некую форму социального просвещения, в деле осуществления которого между деятельностью религиозного просветительства и деятельностью образовательной ставился знак равенства» (11, 22)

• «христианская обрядовая система от облика храмовых комплексов до облачений священников, от звучания органа до творения молитв рождала у верующих торжественно-приподнятое чувство коллективизма» (76, 123).

• «в случае с Кореей можно наблюдать уникальную реакцию адаптации, которая, вследствие замещения традиционного паттерна веры под влиянием христианства, привела к ошеломляющим результатам: уже к началу XX в. сформировалась национальная протестантская община, а к настоящему времени в Южной Корее христианами являются около половины жителей -45% (34,4% протестантов и 10,6% католиков» (24, 257).

Обратившись к истокам формирования академической линии музыкального искусства в Корее, заметим, что приобщение к ней состоялось через гимны христианской традиции. В определенном смысле, в данном историческом факте просматривается известная параллель с Западной Европой, где также, благодаря христианской традиции (в конкретном случае, григорианской практике) родилась академическая линия в музыкальном искусстве7. При этом весьма показательно: как некогда в недрах европейской литургической практики григорианика способствовала вызреванию академической линии в музыкальном искусстве Западной Европы, так и европейская и американская гимнографии, в том числе и собственно сами григорианские гимны, оказали

7 «... высокое музыкальное искусство возникло именно в литургическом пространстве» (33, 31).

существенное влияние на развитие академической музыки в Республике Корея.

Признавая огромную значимость данного исторического факта, думается, особенно важным здесь является обращение специального внимание на характеристику культурной почвы Кореи, сумевшей ассимилировать западные ценности и превратить их в свои. Совершенно очевидно, что без правильного адекватного представления о данном любопытном феномене христианской истории последних двухсот столетий многие фундаментальные вопросы, находящиеся в русле осмысления исторических особенностей и «типовых ситуаций» в процессе христианизации неевропейских государств, в понимании реальных механизмов адаптации нового мировоззрения и постижении сути идей культурного синтеза формата «Восток-Запад» останутся без ответов. Специальному рассмотрению христианской гимнографии в Республике Корея, определению ее места в формировании бикультурного музыкального пространства посвящена настоящая работа, где впервые предпринята попытка охарактеризовать корейскую гимнографию в ее относительной полноте.

Объектом изучения является христианская гимнография в литургической практике Республики Корея.

Предметом исследования выступает репертуар христианских гимнов, рассмотренный в контексте ассимиляции и адаптации западной певческой практики на юге Кореи; синтеза и влияний на общее формирование ландшафта корейской музыкальной культуры новейшего времени.

Цель исследования - изучить содержание процесса формирования христианского репертуара Республики Корея; место и роль христианской гимнографии в современной музыкальной культуры страны. Исходя из поставленной цели, в работе предлагается решить следующие задачи:

• осмыслить историю формирования христианского гимнографического репертуара в Южной Корее в связи с историей развития общества;

• раскрыть роль христианской гимнографии в формировании бикультурного музыкального пространства;

• выявить основные слагаемые гимнографического репертуара и специфику «корейской» практики;

• ввести в обиход российского музыкознания корейскую гимнографию и новейшее знание о ней;

• исследовать влияние гимнографии на современную художественную практику Республики Корея.

Реализация поставленных цели и задач должны способствовать не только формированию достоверной и объективной характеристики корейского феномена адаптации христианской культуры, но также осмыслению механизмов эффективного развития современного бикультурного музыкального южнокорейского пространства .

Материалом исследования послужили южнокорейские христианские гимны, гимны западных (амвросианской, григорианской, протестантской) практик, а также программные опусы композиторов Республики Корея, вдохновленные гимнографией.

Основу методологии исследования составил междисциплинарный системный подход в изучении феномена корейской христианской гимнографии, позволяющий сочетать исторический, культурологический и философский методы в его осмыслении. Аналитический и сравнительный методы исследования при диахронном сопоставлении гимнов, обращении к сравнительному методу исследования позволили сделать выводы о содержании и особенностях корейской практики, показать последнюю не как сложившийся продукт, но как развивающееся явление внутри современной культово-обиходной среды.

Феноменологическая традиция, принципы теоретического и исторического музыкознания, раскрытые через гимнографию, осмысление особенностей музыкального языка, характеристику европейских и американских влияний помогли определить значение христианской гимнографии в процессе перехода юга Кореи к новой культурной парадигме, к формированию корейской музыкальной культуры в новейшее время. Изученный материал и его интерпретация в междисциплинарном контексте оказали важное значение для понимания сути процесса ассимиляции европейской музыкальной традиции в азиатской культуре. С одной стороны, они обеспечили теоретико-методологическую основу для изучения, помогая раскрыть степень тождественности корейского гимнографического репертуара западному канону, с другой стороны указали путь для дальнейшего изучения и понимания процессов межкультурных взаимодействий.

Методы исследования:

• анализ специальной литературы по теме диссертации и обобщение результатов этого анализа;

обобщение фактов и событий, способствовавших культурно-цивилизационному подъему юга Кореи;

• сопоставление и систематизация исторического материала, характеризующего процесс южнокорейской христианизации, особенности ее «культурной почвы» для восприятия западной гимнографии;

• анализ музыкального материала христианских гимнов и его интерпретация сквозь призму типологических общностей.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация является первым в России обобщающим и многоаспектным исследованием, раскрывающим феномен южнокорейской христианской гимнографии в контексте формировании бикультурного восточно-западного музыкального ландшафта страны. Впервые в музыкознании сделан анализ

гимнографического репертуара, позволяющий определить особенности «южнокорейской» практики. К новым положениям диссертации относятся: положение о многослойности музыкального феномена корейской христианской гимнографии; положение о формировании западного стиля гимнов и приучении через него к европейскому гармоническому языку; положение о трансформации типологически чистых литургических форм. Впервые в обиход музыкознания вводится южнокорейская христианская гимнография, ее интерпретация в духовной музыке корейских композиторов. Впервые научное освещения получают духовные произведения Ли Донг Хун, не подвергавшиеся ранее изучению в российском музыкознании. Новизна исследования состоит также в привлечении материалов на корейском языке, в том числе и нотной литературы, прежде не фигурировавших в российском музыкознании.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс адаптации западной модели христианских гимнов в традиционном музыкальном пространстве Республики Корея оказал существенное влияние на формирование нового (восточно-западного) типа музыкальной культуры страны в новейшее время.

2. Специальное изучение южнокорейской христианской гимнографии дает объективную историческую оценку этому явлению и способствует расширению научного знания о конкретном опыте восточно-западного взаимодействия, дополняя общую картину музыкального искусства второй половины ХХ-ХХ1 столетий.

3. Изучение южнокорейского христианского гимнографического репертуара показывает, что вместе с распространением христианства в азиатской музыкальной этнокультуре, он (репертуар) не только стал осознаваться в качестве самостоятельного составного компонента внутри конкретной культуры, но стал культурным обоюдным достоянием обеих взаимодействующих музыкальных культур.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в обиход музыкальной науки вводится системное знание о феномене южнокорейской христианской гимнографии. Проанализированы, систематизированы и обобщены малоизвестные материалы, раскрывающие суть процесса адаптации западной модели гимнов в Республике Корея. Работа существенно восполняет имеющееся знание об особенностях южнокорейской практики, раскрытой через изучение многослойности музыкального феномена, через рассмотрение наличествующих черт трансформации типологически чистых литургических форм. Положения и выводы работы могут стать основой для дальнейшего исследования разнообразных диа - и синхронических моментов адаптации европейского гимнографического репертуара в Республике Корея и связанных с ними форм взаимодействия монодийного и многоголосного типов мышления.

Практическая значимость исследования Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах дисциплин по истории и теории музыки, в культурологических исследованиях, а также в специальных работах по изучению традиционных культур. Аналитические материалы работы могут быть востребованы в исследованиях по истории распространения и бытования христианского репертуара различных национальных культур и жанровой принадлежности, внося конкретный вклад в целостную систему знаний о музыке христианского мира.

Апробация работы проходила на кафедре теории и истории музыки Московского государственного института культуры (МГИК). Основные положения диссертации обсуждалось на аспирантских семинарах курса «Методогогия музыкознания» во МГУКИ, были представлены на I Международной очно-заочной научно-практической конференции «Музыкальная наука и искусство Востока и Запада: грани взаимодействия» (05 - 06 марта 2015 г.) в Краснодарском государственном университете культуры и искусств. По теме диссертационного исследования

опубликованы монография «Христианская гимнография в истории музыкальной культуры Республики Корея: опыт адаптации западной традиции» и шесть статей. Три из них опубликованы в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ для апробации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата наук.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кан Ен Э, 2015 год

список литературы

1.Актуальные проблемы Корейского полуострова: Сборник статей. М.: ИДВ РАН, 1996.

2. Андреев А. К истории европейской музыкальной интонационности. 4.2 : Грегорианский хорал. М., 2004. - 480 с.

3. Ан Сун Мин. Стиль синчангак в эстетике и творчестве Ким Тон Дина : диссертация ... кандидата искусствоведения: 17.00.02. - Санкт-Петербург, 2002.- 110 с.: ил.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - JL, 1971. - 376 с.

5. Асмолов К. В. Система организации и ведения боевых действий Корейского государства в VI - XVII вв. Эволюция воинской традиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва, 1995.

6. Асташев Д.А. К проблеме музыкальных универсалий //Вестник молодых ученых «Ломоносов»: Сборник лучших докладов XIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. III. - М.: 2007. С. 196-199.

7. Библер B.C. Диалог культур: опыт определения//Вопросы философии №6 (1989). С. 7-23.

8. Блажкова Е. Музыкальное образование в Корее // Сеульский вестник, № 87 (8), 2004. С. 10-16.

9. Большая книга гимнов. Сеул, 2009. - 161 с.

10. Бучкин A.A. Социальная эволюция современной Южной Кореи. М.: Наука, 1987.

11. Бэк Хи Сук. Фортепианное искусство, педагогика и образование в Южной Корее (XX век). Дисс. канд. искусств. 17.00.02 / СПб. гос. пед. университет им. А. И. Герцена. СПб., 2000. - 216 с.

12. Бэк Хи Сук. Педагогика и музыкальное образование в Корее //

Материалы V международной научно-практической конференции «История музыкального образования как наука и как учебный предмет». Москва: 1-2 декабря 1999. С. 366-369.

13. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира. М., 2001

14. Волков C.B. Ранняя история буддизма в Корее (Сангха и государство). М.: Наука, 1985.

15. Воробьев М.В. Корея до второй трети VII в.: Этнос, общество, культура и окружающий мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. С. 139-151.

16. Воробьев, М. В. Очерки культуры Кореи. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. - 192 с.

17. Галицкая С.П., Плахова А.Ю. Монодия: проблемы теории. М., 2013. -320 с.

18. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление. Л., 1986.

19. Герцман Е.В. Гимн у истоков Нового Завета. М., 1996. - 288 с.

20. Глухарева О.Н. Искусство Кореи: с древнейших времен до конца XIX в. М.: Искусство, 1982.

21. Гурьева A.A. Книга как часть культуры Кореи в колониальный период // Письменные памятники Востока, №2 (15). СПб., 2011. -С.231-237.

22. Григорианский хорал: Сб. науч. тр./ Московская гос. Консерватория им. П.И. Чайковского. М., 1997. - 221 с.

23. Джарылгасинова Р.Ш. Древние когурёсиы (К этнической истории корейцев). - М.: Наука, 1972.

24. Домбраускене Г.Н. Метатекст протестантского хорала: семиотический континуум в музыкальной культуре Запада и Востока. Диссе. ученой степени докт. искусств 17.00.09 /Владивосток, 2014. - С. 388.

25. Домбраускене Г.Н. Музыкальное наследие протестантизма в Южной Корее: к вопросу о трансмиссии культуры в дихотомии Запада и Востока// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Владивосток, ДВФУ. №3 (23), 2013. - С. 12-20.

26. Домбраускене Г.Н. Музыкально-семиотический феномен метатекста протестантского хорала//Вестник МГУКИ, 2012. №5. С.234-239.

27. Домбраускене Г.Н. Религиозная символика в иеротопии протестантизма//Вестник МГУКИ, 2013. №3. С.223-227.

28. Доровская Н. В. Католицизм на Корейском полуострове: прошлое и настоящее // Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / Под ред. И. А. Толстокулакова. - Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

29. Доценко О. А. Роль религии в политической жизни Южной Кореи (1945 - начало 90-х гг.) // Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / Под ред. И. А. Толстокулакова. - Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2004.

30. Дьячкова J1.C. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: вопросы теории и практики: Лекция по спецкурсу «Гармония». М., 1992.

31. Елисеев Д.Д. Корейская средневековая литература «пхэсоль» // Некоторые проблемы происхождения жанра. - М.: Наука, 1968.

32. Ефимова Н.И. Амвросинский хорал: традиция и канон //Музыкальные миры Ю.Н. Холопова: к 80-летию со дня рождения. М., 2013 (рукопись).

33. Ефимова Н.И. Григорианский хорал: два типа средневековой модальности. Лекция по курсу «Гармонии». М., 2000. - 17 с.

34. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий. (К проблеме эволюции модальной системы средневековья). М., 1998.-284+XLIX с.

35. Ефимова Н.И. Латинский гимн Ut queant Laxis: жизнь в традиции (Из опыта осмысления логических уровней монодийной системы). М., 2014 (рукопись).

36. Ефимова Н.И. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западного средневековья («григорианский хорал»)/ Глава 4 в учебнике В.Н. Холоповой «Формы музыкальных произведений». - Спб.: Лань, 1999. -

С.159-184.

37. Жданова А.Н. Гимны Св. Амвросия Медиоланского в аспекте анализа музыкально-выразительных средств. Новосибирск, 2000. - 73 с.

38. Жизнь религии в музыке// Сб. статей. Санкт-Петербург, 2010. - ?

39. Зо Ок Хи. Сравнительный анализ национально-культурных особенностей корейского и русского романса: Дисс. канд. искусствоведения. 17.00.02 / М., 1997. - 277 с.

40. Золтаи Д. Этос и аффект. - М., 1977.

41. И Нам Сун. Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника. Дис... канд. искусствоведения. 17.00.02 / Новосибирская гос. консерватория. Новосибирск, 2004.

42. Им Ок Сунн. Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры. Дис.....канд. искусствоведения. 17.00.02/СПб, 2000. - 134 с.

43. Ионова Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее. Середина XIX - начало XX в. М.: Наука, 1982.

44. Иргебаев, А. Т., Осипов, В. И. Южная Корея. - М., 1990.

45. Ионова Ю.В. Шаманство в Корее // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука, 1980.

46. Исторический очерк Кореи (до августа 1945 г.). Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1978.

47. История Кореи / пер. с корейского В.П. Пака. М., 1960.

48. История Кореи (новое прочтение) / Под ред. А. В. Торкунова. — М.: МГИМО; РОССПЭН, 2003.

49. История Российской Духовной Миссии в Корее. - М.: изд-во Свято-Владимирского братства, 1999.

50. Кан Ен Э. Европейская академическая музыка в сакральной гимнографии Кореи//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. - № 5 (43). - С. 241 - 243.

51. «Свое» и «чужое» в южнокорейской гимнографии: опыт осмысления

условий музыкального сближения в формате «Восток-Запад»/ Соавт. Ефимова Н.И.// Вестник АХИ.- М., 2014 - №4. - С. 44 - 66.

52. Кан Ен Э. Христианская гимнография в музыкальном пространстве современной Кореи// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. - № 4 (42). - С. 247 - 250.

53. Кан Ен Э. Христианские гимны Кореи: особенности литургической практики//Вестн и к АХИ.- М., 2012 - №2. - С.128 - 138.

54. Кан Ен Э. Христианская певческая культура в литургической практике Южной Кореи//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2010. - № 5 (37). - С. 88 - 91.

55. Ким Г Н. История религий Кореи. Алматы, 2001.

56. Ким Тхэ Хун. Пхансори и проблемы ее исполнения. - СПб, 1996.

57. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. Оренбург, 2006.

58. Конен В.Д. Значение внеевропейских культур для музыки XX века// Музыкальный современник. М., 1973.

59. Конрад Н.И. Заметки о народных обычаях корейцев на основании личных наблюдений 1914-1915 гг. Рукопись. С.- Петербургское отделение Архива Российской АН, Ф. 148, on. 1, № 94.

60. Конституция «О богослужении»//Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992.

61. Концевич Д. Р. Русская и латинская системы практической транскрипции корейских слов. Правила передачи корейских имен собственных и терминов в русском языке // Корееведение. Избранные работы. - М., 2001. - С. 291-344.

62. Концевич Д.Р. Традиционная корейская музыка//Корееведение. Избранные работы. - М.: 2001.

63. Корея на рубеже веков. - М.: ИДВ РАН, 2002.

64. Корея. Карманная энциклопедия. Сост. C.B. Волков, Г.М. Симбирцева. М., 2000.-512 с.

65. Корея. Справочник. Корейская служба информации для зарубежных стран. Сеул, 1993.- 264 с.

66. Курбанов С. О. История Кореи с древности до начала XXI в. Санкт-Петербург, 2009.

67 Курбанов С. О. Курс лекций по истории Кореи. СПб, 2003.

68. Ланьков А. Н. Корея. Будни и праздники. М., 2000. - 480 с.

69. Лебедев С.Н, Поспелова Р.Л. Música latina. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. - Спб., 2000. - 256 с.

70. Лесовиченко А. Художественное творчество в системе христианского культа. Новосибирск, 2001.- 25 с.

71. Ли В. Ф. О синтезе традиционализма и вестернизма в политической культуре корейской нации // Проблемы Корейского полуострова и интересы России: матер. II науч. конф. -М.: ИДВ РАН, 1998. - С. 188-195.

72. Ли Ги Бэк. История Кореи: Новая трактовка. - М.: Первое марта, 2000.

73. Ли Кю Хен. Управление развитием высшего образования в Корее: Автореф. дис. канд. пед. наук / Санкт-Петербургский гос. пед. университет им. А. И. Герцена. СПб., 1998.

74. Ли Сун Чул. Социокультурные особенности распространения христианства в Корее : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01. - Кемерово, 2002. - 157 с.

75. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки //Философия, мифология, культура. - М., 1991. С. 315-335.

76. Марков В.М. Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины XX в. Взгляд из России. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. - 448 с.

77. Мартынов В.И. Зона opus posth или рождение новой реальности. М., 2005.-288 с.

78. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск, 2000. - ?

79. Москва Ю.В. Гим неправославная энциклопедия. М., 2011, Т. U.C. 480-

80. Мо Че Нам. Композиторская школа России и ее применение в подготовке специалистов в вузах Республики Корея: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2003. - ?

81. Мо Че Нам. Становление и развитие российско-корейских музыкальных связей // XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека: Сб. тезисов. М.: МГУКИ, 2001.- С. 103-104.

82. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. М., 1966. - 573 с.

83. Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. / Сб. 47. Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М., 2004.

84. Обзор по Корее. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1979.

85. Очерк корейской истории. Книга 1.Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1992.

86. Пак Кен Хва. История корейской фортепианной культуры. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2007. - 341 с.

87. Пак Кен Хва. Корейское экономическое чудо и взлет корейской фортепианной культуры//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М. 2007, № 4.

88. Пак Кен Хва. Чудо на реке Ханган и расцвет фортепианной культуры Южной Кореи // Музыка и время. М., 2007, № 5.

89. Пак Кюн Син. Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена "Акхак квебом": "Основы науки о музыке". XV век. Дис. канд. искусствоведения. 17.00.02 /М, 2004. - 232 с.

90. Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи. - М.: Изд-во Московского унта, 1979.

91. Пареди Анджело. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1985.-270 с.

92. Петров JI. Печальный юбилей: 60 лет раскола Кореи на Север и Юг// Сеульский вестник, 2008 (9).

93. Поспелова PJL Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы. М., 2003.-416 с.

94. Проблемы музыкального мышления// Сб. статей. Сост. и ред. М.Г. Арановский. М.,1974.

95. Республика Корея. Карманная энциклопедия /Сост. С. В. Волков, Т. М. Симбирцева. - М.: Муравей-Гайд, 2000.

96. Сборник гимнов. Сеул, 2005.

97. Син Беом Сунг. Этничность (кореанизм) в художественной культуре Республики Корея (на примере современной живописи западноевропейского стиля Ким Хван Ки и Пак Су Гана): Автореф. дис... канд. культурологии. 24.00.02 /СПб., 1997. - 35 с.

98. Симбирцева Т. М. Корея на перекрестке эпох. - М.: Муравей-Гайд, 2000.

99. Современная история Кореи. Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1979.

100. Соловьев A.B. Исторический текст в контексте изучения истории культуры Кореи (на примере текста «Самгук саги») // Мат. конф. «Актуальные проблемы корееведения». С.-Пб.: Центр корейского языка и культуры, 2000. - С. 33-44.

101. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века. М.,2004. -231 с.

102. Сон Син Чжун. Корейская опера. Национальная идея и мировой опыт: Автореф. дис. канд. искусств. 17.00.02. СПб., 2000. - 16 с.

103. Статистика Кореи (Ежемесячник). Сеул, 2003.

104. Теоретические проблемы внеевропейских культур: Сб. трудов госуд.

Института Гнесиных. М., 1983. Вып. 67.

105. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи в 2-х томах. М., 2011. -498 с.

106. Толстокулаков И. А. Очерк истории корейской культуры. -Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2002.

107. Торкунов A.B., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфорзы послевоенной истории. М., 2008. - 544 с.

108. Тягай Т.Д. Из истории проникновения европейских держав в Корею (в 30—60 - годах XIX в.) // Кр. сообщ. института востоковедения. Вып. 21. М., 1956.

109. Тягай Г.Д. Очерк истории Кореи во второй половине XIX в. - М.: Изд-во восточной литературы, 1960.

110. У Ген-Ир. Введение в историю музыки Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 2002.

111. У Ген-Ир. Введение в корейскую национальную музыку: Вопросы теории. - Петрозаводск: Петрозаводская консерватория, 1997.

112. У Ген Ир, Ким Тхэ-Хун. Из истории корейской национальной музыки. - Петрозаводск, 1996.

113. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): Учебное прсобие. - СПб., 2010..

114. У Ген-Ир. Краткая история корейской национальной музыки //Из истории корейской музыки. Петрозаводск, 1996. - С. 5-21.

115. У Ген-Ир. Музыка Востока в системе мировой музыкальной культуры //Методические проблемы современного музыкального образования: Материалы международной конференции - СПб.: Изд-во политехнического университета, 2009. С. 286-291.

116. У Ген-Ир. О корейской традиционной музыке // Музыкальная академия, 1998. №2. - С. 212-218.

117. У Ген-Ир. Просветительские деяния монарха Кореи эпохи Чосон //

Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. СПб.: Астерион, 2009. - С. 166-171.

118. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). - СПб.: изд. Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2005. - 342 с.

119. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб, 2001. - 428 с.

120. Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток-Русь-Запад. Сб. статей. Сост. Н.Г. Денисов, И.Е. Лозовая. М., 2008. -336 с.

121. Федотов В., РазломоваЮ. О методах анализа средневекового хорала // Sator tenet opera rotas. Ю.Н. Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): Сб.статей / ред.-сост. В.С.Ценова. - М., Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского, 2003. - С. 38-47.

122. Фиденко Ю.Л. Музыкально-литургическая практика католических приходов Дальнего востока в контексте реформ Второго Ватиканского собора. Автореферат дисс. канд. искусствоведения. 17.00.02/ Новосибирск, 2005.

123. Фиденко Ю.Л. Некоторые особенности музыкального оформления службы католического прихода Пресвятой Богородицы (г. Владивосток)//Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад: материалы научной конференции. Владивосток, 2002. - С.276-284.

124. Хи Сук Бэк. История развития фортепианной педагогики и образования в Южной Корее. СПб., изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.

125. Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. — М., 1982.

126. Холопов Ю.Н. О сущности музыки/Sator tenet opera rotas. Сборник статей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М.,2003. - С. 6-18.

127. Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке// Старинная музыка: практика. М., 1999.

128. Холопов Ю.Н. Структурные уровни гармонии//Гармония: проблемы науки и методики. /Сб. ст.Вып.1. Ростов н/Д.,2002. - С. 7- 21.

129. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.- 511 с.

130. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.

131. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999. -496 с.

132. Христианство: Словарь/ Под общ. Редакцией J1.II. Митрохина. М.,1994. -559 с.

133. Христианские гимны. Русско-корейский сборник духовных песен. Сеул, 1992.-277 с.

134. Цой Енг Генг. Подготовка воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях Республики Корея: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/М., 2007.

135. Чжон Сан Ил. Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке : Дисс. канд. искусств. : 17.00.02/М., 2005. - 246 с.

136. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и Запада. - М., 1983.

137. Шеффер Ф. А. Искусство в Библии. СПб., 1998.

138. Юн Енг А. Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX столетия (на материале музыкальных занятий в общеобразовательных школах Республики Корея: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.08/М., 2007.

139. Яковлев М. М. Корейская музыка // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 2. М., 1974. С. 943-950.

140. A Guide to Korean Cultural Heritage. - Seoul: K0IS, 1998.

141. Antofonale ambrosiano. Milano, 2011. - 272 p.

142. Brexette, Majel C. The Music of China,Korea and Japan in Relationship to

the Rest of the World. Master's Thesis. Wayne State University, 1951.

143. Chung-Shin Park. Protestantism and Politics in Korea. University of Washington, 2003.

144. Clark Charles Allen. Religions of Old Korea. Seoul: The Christian Literature Society of Korea, 1961.

145. Covell AI. C. Folk Art and Magic Shamanism in Korea. Seoul, 1993.

146. Eckardt Andreas, Koreanische Music. Tokyo: Deutsche Gesellschaft fur Natur- und Volkerkunde Ostasiens, 1930.

147. Heyman Alan C. The Ritual Song of the God Sonnim. Korea Journal XXIII, 11 (1983), pp. 50-57.

148. Jones H. The Spirit Worship of the Koreans. Seoul, 1904, Vol. II.

149. Kendall Laurel. Caught between Ancestors and Spirits: Field Report of a Korean Mansin's Healing Kut // Korea Journal. Vol. 17, N. 8, August 1977, pp. 8-23.

150. Korea, it's People and Culture, Seoul, 1970.

151. Korea. Insight Guides. Houghton Mifflin Company, Boston, 1994, pp. 69-78. Korean Cultural Heritage. Vol. 1-4.- Seoul: KOIS, 1994-1997.

152. Lee Hye-Ku. (Translated by Robert C. Provine).Essays on Korean Traditional Music. Seoul: Royal Asiaic Siciety Korea Branch, 1981.

153. Lee Hye-Ku. Introduction to Korean Musi //Korean Journal. Vol.17. No. 8, pp. 70-77.

154. Lee Jung-Young. Mudang's Song of Pujong // Korea Journal. Vol. 17 No. 8, August 1977, pp. 4-7.

155. Lee Ki-baik. A New History of Korea. London: Harvard University Press, 1984, p. 303.

156. Lee Kyong-hee. Korean Culture Legacies and Lore. Seoul, 1993.

157. Monumenta monodica medii aevi. Bd.l. Hymnen. Die mittelalterlichen Hymnodien des Abendlandes. Bruno Staeblein. Kassel-Basel, 1956.

158. Mun Ok-Bae. Reception History of Korean Music. Seoul, 2001.

159. Music in catholic worship. Boston: Bishops Committee on the liturgy, 1972

160. Music sacred//New Catholic Encyclopedia. V.X.-Washington: The Catholic Univercity of America, 1967

161. Pratt Keith L. Korean Music: Its History and Its Performance. London: Farber Music Ltd., and Saoul: Jung Eum Sa, 1987.

162. Rockwell Coralie. The Traditional Music of Korea. Korea Frontier (Seoul, October 1971), No. 10, pp. 10-13.

163. Shin So Seop. The history of Korean church music. Seoul, Korea, 2001.

164. Song Bang - song. Korean Music. Historical and Other aspects. Jimoondang pulishing company. Seoul, 2000.

165. The Korean Hymnal. Seul. Korean Hymnal Society, 1998 На корейском языке:

166. И Нын Хва. Чосон мусок-ко (Народная религия Кореи). Кемён XIX, 1927.

167. И Хе Гуню Ханхгук ымак волли (Основы корейской музыки). Сеул, 1989

168. История христианской музыки. Издательство Гидокгёмунса, 1998.

169. Католик сонга (Католические гимны). Издательство: Корейчензугё. Центр ассоциаций, 1985.

170. Квон О Сон. Хангук ымак кэрон (Теория корейской музыки). Сеул, 1999.

171. Ким Ки Су. Кугак Чиппун (Введение в корейскую традиционную музыку). Сеул, 1972.

172. Ким Кн А. Хан гук чансонгаы тъксон га ирон (Теория и особенности корейских гимнов). Сеул, 2004.

173. Ким Сон Бэ. Хангукый Минсок (Корейские народные традиции). Изд. Чип мундан, 1997. С. 60-86.

174. Ким Тон Ук. Хангук каё-ый ёнгу (Исследование корейских песен). Сеул, 1961.

175. Ли Ганн Сук, Ким Чхун МИ, Мин Ген Чхан. 100 лет европейской музыки в Корее. Сеул, 2000.

176. Ли Донг Хун. Кантата Глория. Музыкальное издательство Донжин, 2005.

177. Ли Донг-хун. Корейский Санктус. Музыкальное издательство Донжин, 1998.

178. Ли Ю Сон. Столетняя история европейской музыки в Корее. Сеул, 1985.

179. Ли Ю Сон. Христианская история музыки. Сеул, 1970.

180. Мун Ок-Пе. Принятие корейской церковной музыки. Сеул, 2002.

181. Нью часонга 21С. Гимнал. Сеул, 2007.

182. Основы корейской устной литературы (Хангук куби мунхак тэгё). Соннам, 1980.

183. Со У Сок. Проникновение и развитие европейской музыки. Нанам, 1988.

184. Син Со-Сёп. История корейской церковной музыки. Сеул, 2001.

185. Пак Дже Хун. Иисус показывает крест. Агапе: музыкальное распространение веры, 1988.

186. Хангук минлжок мунхва тэбзкква саджон (Большой толковый словарь национальной корейской культуры). В 26 т. - Сеул: Корейский НИИ духовной культуры, 1991 - 1997.

187. Хангук минсок чонхап чоса погосо. (Отчет об общих исследованиях корейской народной культуры). Сеул, 1969-1981.

188. Хангук Минчжок Мунхва Тэбэкква Сачжон (Большая энциклопедия корейской народной культуры). Сеул, 1993.

189. Хангукса тэсаджон (Энциклопедический словарь по истории Кореи), -Сеул: Кёюк тосо, 1992.

190. Чан Чу Гын. Канкоку-но минкан синко (Народная религия Кореи). 1973.

191. Чосон тхонса (Полная история Кореи). - Пхеньян: Квахак чхульпханса, 1990-1991.

192. Чхве Сын Хён, Хван Пен Ги, Син Гым Сон. История Музыкального факультета Женского университета Ихва (1886-2002); (1886-2002). Сеул, 2003.

Электронный ресурс

193. Габрусенко Т. Корея музыкальная //vestnik.hostonfly.ru/articles/music.htm

194. Корея в наше время // История Кореи: http://korea.nm.rU/korea/6/12.html

195. Ланьков А. Н. Корейцы и религии //http://vestnik.tripod.com/articles/religion.html

196. Ланьков А. Н. Христианство в Корее // Проблемы Дальнего Востока. № 2, 1999 // http://okoree.narod.ru/304.htm

197. Сеульский вестник, http://vestnik.kr/articles/historypage/3318.html

ПРИЛОЖЕНИЕ I «Традиционная музыка Кореи»

1.1.1. Ритмика вокальной традиционной музыки:

Напев Кэсон нанбонга (41, 342)

1. ц

—ст-

'{ 4-.fl

Л-

4

л

•й-

4

¿3:

■Ш,

4 И

Н *ь

«I ф

— 4- Ф

ш

шт

+ . »1 Ч 4

Ч * 4

«с

1. »4» ян «г$ь.ва вчяаа у во» во . с«в> » • "

««гам ммо» «а во

мне» я«а и а»»» '

г. пев! шя »озс**г*л«ю»и -, ■ ьнеI ачигажяш^хг*?«»'" Г

V гш «с» «71 ао» гш ' "яяа ?шл ил ям ии

з. ыцгш ви а ыо» ?т

щами

<у лг е -т

1.1.2.

Напев Ниллири гпхарён (41, 334-335)

JtaS 4 »»Ч* J!¡—L_„-Ц

1. i г\ -f Ц 4 t.f'b «Ь t- * 4 4

2. jtî — ?f -s- и ti tl-^ -5-* tí т =j h - .л

• .

Jt

■ "i. $ $ -i 4 t\ -S Ht" -fe 4 -t -f- 4 4 J-

>d ~ Ц ~ -3- M 'i

•1 é'~ -€г Ц 4 Ht* 4 <Н - 'i' -i - -t- - 4 *! M * * aV aî - ^¿-Hfc- ^4

â.....t ,L

sf 4r H -f* - -»I- -h Ц-

V 4 if H -i- .4. ^ fH -s 2.- -4- ^— й X 4

^ 4 «! (b 4 + 4 i -fr * £ £ Ф

H * 4 -2 »4 if -? *J 4 -i -t -tí X tí í. tb-

vxr

î. ьа? »« V »¡»» яа? «и ar «m»

nu «я игл- sa aa ?i» «a wa or y* »une » a*® *4«ct чя imm M2t? «u тиг?ц

cetí)

us u« wu?t aeoi wo ныгт ыаа ыигш ыгш Ulli: U*7t U5cU Utile U>7J UiU '

« ыи» wuao*

fc »?/«<* *er es as ьаэц

. я им a aoiot кг «s » я*аа m и'* чей» » »*« H9V0I ыиг! n«*» я"*»« я?»» se U» ш

«U2i ним aoau

««во» erst ya и. au мим я «ш nu

я«» «s'a « «сл

г: im at

êf JUS Яй

1.1.3.

Напев Чхонсанли Пёкгесуя (118, 325)

<в*12>

« -U«) "i &

-ft,*« j. . . — -t - «> ... <-ï. ,. .

—tf—y«—...........¿..... ■_...ту-ч,/--...............................

1.2. Ритмика инструментальной традиционной музыки:

1.2.1. «Наиболее часто встречающиеся рисунки исполнения на буддийском

барабане» (135, 160):

!) |/1 П |ЛЯЛ|Л П [ЛШ д

3) и л Л | ЛИ Л|.Л ]>|Д Л

4) |«лхи |Лии,ц

53- gJ 'АПГШ ^ |-Л1ЛШ Л ц-

1.2.2.(164,388-389)

Chungmorí

1.2.3. (164, 394)

Ömmori

, Ü-91) IIS

s r; =96? из

ПРИЛОЖЕНИЕ II «Поэтические тексты гимнов»

ПЛ. Амвросианский гимн Illuminans altissimus (30, 60-61). ILLUMINANS ALTISSIMUS

Illuminant altissimus mtcantium astororom globes, pax vita lumen verilas lesu iave precanUbys;

seu mysitco baptismale íkienla lordanis retro conversa quondam tertio praesente sacra ris die.

seu steiia parlum Virginis caelo misans signa vertí el hoc adoralum die praesepc magos du se ris.

vel hydriis plenis aquae vittt sapo rem iniutJerisr hausil mînîstêf conscius guod ipse non impie verat;

Ты, высочайший, который освешает небесные сферы ярким блеском, мир, жизни, свет. истина, Иисус, услышь молитву нашу:

и потому» что таинством крещения Ты освятил, как и сегодня, потоки Иордана, которые три раза и однажды поиериулись вспять,

небо озарила блеском

и Ты. ещё в этот день, привел

волхвов поклониться рождестмиекиад яслям.

н потому, что кувшину, полному воды. Ты придал необъяснимый вкус вина -стольник, зачерпнувший его. знал» что он точно не наполнял его »ином;

II.2. Григорианский гимн Ut queant Iaxis (22, 182).

Перевод Р.Л. Поспеловой:

Чтобы открытыми устами

Смогли воспеть рабы

Твоих деяний чудеса,

Вину с порочных губ ты отпусти,

Святой наш Иоанн.

Мнемонический перевод М.И. Катунян

Утробою отверстой чтобы

Ревнители твои сумели Миру возгласить деяний чудеса, Фальшь совлеки с их губ, Солгать дабы не смели, Лаская слух напевом, Святый Иоанне.

II.3. Протестантский гимн Ein feste Burg (131, 208-209).

В лютеровской песне — 4 строфы, содержание 1-й, из 9 строк, таково (подстрочный перевод):

1. Господь наша твердыня,

2. Славная защита и оружие.

3. Он помогает избавиться от всех бед,

4. Которые нас поразили.

5. Старый алой враг

6. Теперь всерьез подумает:

7. Его свирепое орудие —

8. Большая сила и много коварства,

9. Нет на земле ничего ему подобного.

II.4.1. Амвросианский гимн Veni с

Vcni creator Spiritus, mentes tuorum visita, imple superna gratia quae tu creas ti pectora.

Qui diceris ParacJihis, donum Dei Aitissimi, tons vívus, ignis, caritas et spiritalis unctiu.

Tu sepüformis muñere, dexicrae Dei tu digitus, tu rite promissus Patris sermone di tons guttura,

Accende lumen sensibus,

infunde amorem cordibus, infirma nostri corporis virtu te firmans perpeti.

Hostem repellas longius pacemque dones protinus, ductore sic proevio vitemus omne noxium.

Per Te sciamus, da Patrem noscamus atque Filium, Te utriusque Spiritum credamus omni tempore. Amen.

(141, 194) содержит 6 стихов.

Discmdi, suato Spirito, le iwstrc menti illumina; del ciel la grazm acrordaci tu, crcalor dcgli uomirti.

Chuimato scí Pin acido e dono dcU'AUi$$imo, ^argente ¡impidhshmi, d'amore fiamma vivida.

i $ettc doni mandad, on n i poten te Spirito; le nofitre lobina trepide in Te sapienza aitingano.

I iio$ tri <cnsi illumina, fervor nei etiari infimdiei;

rhwigorísci l 'anima nei nostri corpi deboli.

Dal maie Tu ci liberi, serena pace affrettaei, con Te i'ogUumo vincerc ogni mortal perieolo.

il Podre lu rivekei e il Figlia unigénito; per senipre tutti credano m Te divino Spirito. Amen.

II.4.3. Версия перевода текста гимна Veni creator (22,183) содержит 7 стихов.

УЕМ, CREATOR SPIRITUS Перевод С. Аверинцева

Приди, о Дух всезиждущий,

Твоих рабов возрадовав, Исполни горней светлостью Сердца, Тобой избранные!

О Параклит божественный, Любовный дар Всевышнего, Огнь горний, миро дивное Таинственных помазаний!

Ты седьмиричен благостью, Ты перст десницы Божией, Ты речью правомочною Гортани полнишь смертные.

Умы возвысь к служению, Сердца зажги любовию, Восполни немошъ плотскую Избытком мощи Божией!

Врага извергни древнего, Дай радость мира тихого, Дабы твоим водительством Нам зол избегнуть пагубных!

Даруй богопознание, |

Отца и Сына веденье, ^

В Тебя, из них исшедшего, -ц

Вовеки веру крепкую1 1

Помилуй, Отче благостный ' И Сыне, слава отчая,

Со Духом-утешителем |

Вовеки миром правящий! '

КОММЕНТАРИИ

Происхождение последней строфы (в переводе С. С. Аверинцева «Помилуй, Отче благостный...») неясно. В канонических певческих »

книгах католиков этой строфы нет. | Перевод (С Л.) строфы, добавленной Г. Малером ь первой части \

Восьмой симфонии: 3

Даруй награду радости, -■•]

Подарки благодатные, 1

Распугай узы спорные, |

Скрепи союзы мирные- \

II.5. Гимн Gloria (22, 200-201):

1. Слава в вышних Богу.

2. И на замле мир людям доброй воли.

3. Хвалим Тебя.

4. Благословляем Тебя.

5. Поклоняемся Тебе.

6. Славим Тебя.

7. Приносим тебе благодарения ради великой славы Твоей.

8. Господи Боже, Царь небесный, Боже отче всемогущий.

9. Господи Сыне, единородный Иисусе Христе.

10. Господи Боже, Ангел Божий, Сын Отца.

11. Ты, изглаживающий грехи мира, смилуйся над нами.

12. Ты, изглаживающий грехи мира, приими нашу мольбу.

13. Сидящий одесную Отца, смилуйся над нами.

14. Ибо Ты Один свят.

15. Ты Один Господь.

16. Ты один Всевышний, Иисусе Христе.

17. Со Святым Духом, в славе Бога Отца. Аминь

П.6. Гимн Бапс1т (22, 203):

1. Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф.

2. Полны небеса и земля славы Твоей.

3. Осанна в вышних.

4. Благословен грядущий во имя Господне.

5. Осанна в вышних.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.