Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Чжон Сан Ил

  • Чжон Сан Ил
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 246
Чжон Сан Ил. Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2005. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чжон Сан Ил

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ КОРЕИ.

1.1. Древний период.

1.2. Период корейского средневековья.

1.3. Период нового времени.

Глава 2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РИТМА В КОРЕЙСКОЙ

ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ.

2.1. Особенности взаимовлияний корейской и китайской культур: музыкальный инструментарий.

2.2. Классификация корейской традиционной музыки.

2.3. Проблема ритма в теоретических трудах корейских авторов

Глава 3. РИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КОРЕЙСКОЙ

ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ.

3.1. Базовые ритмические структуры.

3.2. Ритмические структуры, характерные для различных жанров ф музыки.

3.3. Современные приемы структурирования инструментальных произведений: проблема соотношения мелодии и аккомпанемента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика ритма в корейской традиционной инструментальной музыке»

Интерес к культуре стран Азиатско-тихоокеанского региона определяется целым рядом факторов. Среди них можно назвать самобытность, многогранность, высокий уровень развития культуры, но также непреходящее значение традиционной культуры, которая, как правило, удивительным образом сохраняется в этом регионе.

Традиционное искусство Кореи отличается, в первую очередь, глубоким уважением к наследию предков, способностью сохранять и передавать творческий дух корейского народа. В основе корейского искусства всегда лежало почитание природы, ее законов, умение человека жить в гармонии с окружающим миром. И в этом огромная роль всегда принадлежала музыке.

Корейская традиционная музыка настраивает на спокойствие и умиротворенность. Тон национальной музыки отличается мягкостью и торжественностью, степенностью и простотой. Это становится возможным благодаря Многим факторам, в ряду которых ритм занимает ведущее место.

Первопричиной степенности является то, что корейцы придают большое значение дыхательным процессам и там, где западная музыка, базирующаяся на ритме сердца, может звучать энергично, живо и динамично, корейская традиционная музыка, основанная на глубоком дыхании, остается спокойной, сбалансированной и медитативной. В полной мере это относится к придворной музыке, однако народная музыка отличается удивительной гармоничность и настроенностью на положительные эмоции.

Корейская традиционная музыка имеет многие черты, сходные с национальной музыкой Китая и Японии. Однако, несмотря на некоторые общие культурные корни, музыка Кореи имеет ряд отличительных признаков. В ряду этих признаков ритмическая организация занимает одно из ведущих, если не самое главное место. Специфика ритма настолько очевидна, что до сих пор усилиями многих исследователей ведется поиск и накопление фактов, относящихся к способам организации ритма в КТМ. В первую очередь слёдует назвать следующие организации: Национальный Центр корейских традиционных искусств, Первая государственная школа национального искусства, Научно-исследовательский центр корейской народной музыки, Научное общество по изучению пхансори, Отделение национальной музыки в женском институте «Токсон» и многие другие.

Среди корейских исследователей, активно собирающих и систематизирующих образцы традиционной музыки, в том числе и ритма, можно назвать многие авторитетные имена: сборник трудов «Хангук ымак ёнгу [Исследование корейской музыки]», Хан Ман Ён («Особенности корейской традиционной музыки, наблюдаемые в ритме»), На Док Сон («Сравнительный анализ . ритмов восточной и западной музыки»), Сон Ген Рин («Восприятие национальной музыки»), Ким У Хён («Принципы народной музыки»), многочисленные магистерские работы, лосвященные проблемам собирания и обучения ритму в отдельных жанрах музыки.

Для современного этапа развития корейского музыковедения более всего характерны две черты. Одна связана с необходимостью собрать и максимально полно и точно зафиксировать образцы, которые существовали с давних времен. Другая определяется необходимостью поддерживать традиции и обучать новые поколения (а также представителей иных народов) способам исполнения ритма.

Следует сказать, что, в известной степени, корейской нации повезло, так как она с давних времен владеет способами фиксации ритма в нотах. Еще при короле Седжоне была создана первая на Востоке нотация с количеством длительностей, при котором по образу. иероглифа чон (колодец, пространство делилось на промежутки справа, слева, сверху и снизу, а в них размещались временные значения. Эта система нотации получила название «колодезных промежутков». Среди сохранившихся до настоящего времени старинных нот есть много записанных в данной нотации, так как она обладает достоинством, заключающимся в возможности точно указывать временные значения. И в настоящее время нотация "колодезных промежутков" используется в различных формах.

Ввиду чрезвычайной важности и множественности форм проявления ритма в корейской традиционной музыке возникает исследовательский интерес, связанный с выявлением роли и значения ритма в ней. В корейском музыкознании теоретическая база позволяет с максимальной четкостью документировать и систематизировать формы проявления ритма, а в трудах российских исследователей сложилась хорошая методологическая основа для того, чтобы на пересечении этих подходов попытаться выявить то наиболее общее и специфичное, что можно наблюдать в ритмической организации традиционной инструментальной музыки Кореи.

Цель настоящей работы заключается в выявлении ведущих закономерностей ритмической организации корейской традиционной инструментальной музыки. Естественно, что для данного исследования введен ряд ограничений. Как правило, не рассматривается музыка, связанная со словом (исключение делается только в том случае, если в поле зрения попадает определенная базовая ритмическая структура). Кроме того, анализу подвергается не всякая инструментальная линия, а, преимущественно, связанная с ударными инструментами. Связано это с тем, что при исполнении всегда используется ударный инструмент (как правило, чангу - барабан в форме песочных часов, по которому справа ударяют палочкой, а слева - пальцами левой руки; правая и левая стороны инструменбта обиты разными видами кожи, из-за чего звук получается разным). Вне участия ударных инструментов - одного или нескольких - практически невозможно существование корейской традиционной музыки. Вероятно, с этим связан факт, что их количество достигает 100 наименований.

Музыкальным материалом для настоящего исследования послужили образцы ритмических формул, рассредоточенные в публикациях различных научных обществ и отдельных авторов. Так, для анализа ритмических образцов придворной музыки, автор воспользовался сводом чанданов, опублинованных в Сеуле Национальным центром традиционных искусств. Остальные образцы чанданов и примеров их использования в КТМ (около 300) были взяты из сборников, опубликованных в разное время в Сеуле.

Методологическую базу настоящей работы составили два основных подхода. Первый, сложившийся в корейском музыкознании, связан с комплексным изучением ритма, что потребовало привлечения материалов по истории, культуре, искусству Кореи и сопредельных государств. Второй подход опирается на научные традиции российского музыкознания: работы Б.Асафьева, выявляющие значение ритмоинтонации в становлении смысла произведения; работы группы ученых Московской консерватории, посвященные рассмотрению различных аспектов ведущих музыкальных традиций стран дальневосточного региона (Дж. Михайлов, В.Н. Юнусова, А.С. Алпатова и др.), поднимающие общие и специфические моменты, связанные с освещением феноменов музыки данного региона - музыки высокой традиции, народной музыки, инструментария, терминологии и т.п. Кроме того, были привлечены труды корейских и зарубежных авторов, поднимающих проблемы отражения мировоззрения корейцев (в т.ч. опубликованных на русском языке - Р.Ш. Джарылгасимовой, Г.А. Ткаченко, У Ген Ира, К. Германа, Пак Кюн Сина и др.).

Задачи исследования можно определить следующим образом.

1. Рассмотреть роль и значение корейской традиционной музыки в ис тории развития нации.

2. Изучить вопросы влияния музыкальных культур сопредельных государств (в первую очередь, Китая).

3. Рассмотреть роль и значение ритма в корейской традиционной инструментальной культуре.

4. Проанализировать базовые ритмические структуры, характерные для разных видов корейской традиционной музыки.

5. Проследить формы реализации исходных базовых ритмических структур на примере музыки разных жанров. .

6. Отметить наиболее важные вопросы, обсуждаемые в современном корейском музыкознании и относящиеся к проблеме ритма.

В результате мы предполагаем, что предпринятый анализ даст возможность западному читателю лучше понимать особенности музыки дальневосточного региона. Корея стремится быть открытой страной, и не только входить в содружество с другими народами на экономической почве, но и путем обмена своими национальными достижениями, которые имеют многовековую историю.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем текста исследования — 7 печатных листов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Чжон Сан Ил

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятое исследование позволило убедиться, что значение традиционной музыки в истории развития корейской нации всегда было существенным. На протяжении тысячелетий темп развития корейской культуры был более медленным, чем в западных странах. Старые традиции, основанные на восточной философии и религии, сохранялись практически на всех уровнях -от государственного устройства до миропорядка в семье. Принципы строения корейской традиционной музыки близки законам природы: мягки, переменчивы и просты. Именно на эти основы опираются законы строения музыки в целом и ритма, как основной ее составляющей.

В настоящее время, как и в прошлом, сохраняются и используются многие образцы, присущие различным видам и жанрам традиционной музыки. Некоторые продолжают звучать в неизменном виде, другие — в вариантах. Общим правилом, которое неуклонно соблюдается, является применение тех инструментов, которые придают музыке стройную форму - ударных инструментов.

Основной ударный инструмент, которому поручается ритмическая строчка - барабан чангу. Не случайно, во всех видах и жанрах музыки статус исполнителя на этом инструменте весьма высок. Ему принадлежат две роли: дирижера и человека, организующего ритмический поток. Важной особенностью национальной музыки является исходная ориентация на физические процессы, прежде всего, ритм дыхания. Концепция темпа также основана на ритме дыхания человека, так как темп устанавливается как цикл вдоха и выдоха.

Существуют четко обозначенные способы игры, которые известны с древних времен. Для каждого вида музыки существуют свои закрепленные группы инструментов и свои закрепленные схемы чанданов— ритмические формулы. Они различаются в зависимости от предназначения, места в цикле, при этом четко зафиксирован способ исполнения каждой доли. Предложенная типология чанданов позволяет проследить структуру ритма, акцентируемые моменты, связанные с применением определенных инструментов, техникой исполнения, понять структуру крупных композиций, построенных на четкой последовательности чанданов. Описаны случаи, когда один чандан составляет целую композицию, до примеров, когда произведение состоит из нескольких чанданов, расположенных в определенном порядке.

Анализ образцов инструментальной музыки разных видов показал особенности сочетания групп инструментов, способы варьирования ритма, а также приемы исполнения. Отмечено, что специфика ритма определяется не только ритмическим рисунком, темпом и приемами исполнения, но и всей группой составляющих, включая тип движения, позу, жест.

Мы убедились, что многие чанданы (преимущественно в придворной и аристократической музыке) связаны с отражением в них числовых пропорций. Обращает на себя внимание не только обилие 5-ти, 8-ми, 12-дольных структур, но и их способность оказывать существенное влияние на характер музыки— придавать ей утонченность, упорядоченность, ощущение совершенства. Помимо различий в структуре чандана были обнаружены закономерности в соблюдении темпа, что необходимо для правильного исполнения циклов. Исходя из этих закономерностей, в предпринятом исследовании предложен порядок расположения образцов народной музыки.

Обсуждая некоторые проблемы, присущие ритму корейской инструментальной музыки на современном этапе, мы убедились в следующем. В настоящее время, как и в прошлом, в Корее сохраняются образцы исполнения на тех же инструментах и в тех же ритмических формулах. Барабаны не только являются непременными участниками, организующими ритмический поток музыки, но и задают ей форму, что становится особенно важным при тенденции солирующих инструментов к импровизационности. Нам удалось установить, что наблюдается стремление к перераспределению функций исполнителей: мелодические инструменты стали выполнять ведущую роль, стремиться к свободе изложения материала, что приводит к существенным изменениям в ритмической структуре композиции. Тем более важной становится роль исполнителя на ударных инструментах. Это особенно значимо в пьесах с отсутствием сюжета и медленным темпом.

Область анализа в данной работе ограничена инструментальной музыкой и, если быть более точным, группой ударных инструментов. Представляет интерес в последующих работах проследить специфику претворения чандана в инструментальных партиях, ведущих мелодическую линию. Особый интерес может быть связан с установлением ритмических вариантов при исполнении традиционной инструментальной музыки на сцене.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чжон Сан Ил, 2005 год

1. На русском языке

2. Алпатова А. Историческая эволюция инструментального музицирования в Юго-Восточной Азии и место в нем ансамбля малого состава// Музыкальные традиции стран Азии и Африки / Сб. науч. тр. МГК им. Чайковского. М., 1986. С. 82-99.

3. Алпатова А.С. Музыкальные традиции Южной и Юго-Восточной Азии (к проблеме диалога традиционных культур в период; Древности и средневековья). Автореф. дис. канд. иск. М.: МГК, 1996.

4. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

5. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.

6. Васильченко Е. Идея оркестра в диалоге цивилизаций. На примере стран Запада и Юго-Восточной Азии// Музыкальный современник. Вып. 8. М., 1991.

7. Васильченко Е.В. Кореи Музыка// Музыкально-энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. С. 271-272.

8. Васильченко Е. «.Подобно зыбкому свету луны, отраженному в пруду.» О сутях и именах в яванской музыке // Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. Сб. науч. тр. МГК им. Чайковского. М., 1990. С. 185-215.

9. Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Терминологический словарь. М. 1997.

10. Воробьёв М.В. Древняя Корея: Историко-археологический очерк. М.: Изд-во восточной литературы, 1961. 147 с.

11. Воробьев М.В. Корея до второй трети VII века: этнос, общество, культура и окружающий мир. СПб., 1997.

12. Глухарева О.Н. Искусство Кореи с древнейших времен до конца 19 в. М., 1982.

13. Джарылгасимова Р.Ш. Древние когурёзцы (к этнической истории корейцев). М., 1972.

14. Джарылгасимова Р.Ш. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982.

15. Есипова М. Конфессиональные истоки древнеяпонского музыкального инструментария. (Окно в Японию страница Ассоциации японоведов России). http://russia-japan.mii.iTi/yaponovedy/

16. Есипова М.В. Музыка Японии в исторических взаимодействиях. Музыкальная Академия. М., 2001. № 2. С. 156-165.

17. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. 1994, № 6.

18. И Нам Сун. Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника. Автореф. дис. канд. иск. Новосибирская Государственная консерватория (академия) им. М.И.Глинки. Новосибирск, 2004.

19. Из истории корейской традиционной музыки: Сб. ст.атей/ Сост. У Ген Ир. Петрозаводск, 1996.

20. История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1988.

21. Им Ок Сун. Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры. Автореф. дис. канд. иск. СПб., 2000.

22. Ионова Ю.В. Обряды и обычаи, их социальные функции в Корее (середина XIX начало XX в.). М., 1982.

23. Ионова Ю.В. Шаманство в Корее (XIX начало XX в.) // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М.: Наука. 1980. С. 4-35.

24. История и культура Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1986.

25. История Кореи (с древнейших времен до наших дней). В 2-х т. Т. 1.М., 1974.

26. История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

27. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.

28. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. М.: Первое марта. 2000. 464 с.

29. Лим Хён Чжун. Музыкальное искусство Кореи XV века в контексте художественно-эстетических течений эпохи Возрождения: период Чосон, историческое правление Седжона. Автореф. дис. канд. иск. РГПУ им. Герцена. СПб., 2001.

30. Ло Шии. Из истории китайских дворцовых оркестров // Старинная музыка, 2004. № 1-2. С. 36-41

31. Лупинос С.Б., Алкон Е.М. Музыкальная культура Кореи и окружающий мир: древность и раннее средневековье // Материалы науч. конф. «Проблемы культуры Дальнего Востока». Владивосток, 1993. С. 43-46.

32. Методологические проблемы изучения философии зарубежного Востока. М., 1987.

33. Михайлов Дж. К проблеме теории музыкально-культурной традиции // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. Сб. науч. тр. МГК им. Чайковского. М., 1986. С. 3-20.

34. Никитина М.И. Представления: о времени, отраженные в корейской средневековой поэзии (сиджо) // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Тезисы докладов седьмой науч. конф. М., 1976.

35. Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М., 1982. 328 с.

36. Пак Кюн Син. Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хёна «Акхак квебом» («Основы науки о музыке»). Автореф. дис. канд. иск. МГК им. П.И.Чайковского. М., 2004.

37. Пак М. И. Очерки ранней истории Кореи. М., 1979.

38. Плахова А.Ю. Санчжо- жанр корейской инструментальной традиции // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2002. С. 60-64.

39. Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979. 360 с.

40. Страны и народы Востока. Дальний Восток: история, этнография, культура. М., 1982.

41. У Ген Ир. Введение в корейскую национальную музыку. Вопросы теории. Петрозаводск, 1997.

42. У Ген Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония). Петрозаводск, 2002.

43. У Ген Ир. Краткая история корейской традиционной музыки // Из истории корейской национальной музыки. Петрозаводск: Файн Лайн, 1996. С. 5-20.

44. У Ген Ир. О корейской традиционной музыке // Музыкальная Академия, 1998. № 2. С. 208-212.

45. Цхай Т. К вопросу формирования специальной терминологии в корейской музыкальной культуре// Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. Сб. науч. тр. МГК им. Чайковского. М., 1990. С. 136-147.

46. Юнусова В.Н. Творческий процесс в классической музыке Востока. Дис. доктора иск. М., 1995.

47. Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. М., 1981.1891. На корейском языке

48. И Бо Хен, «Пхансори кобоп "I", "II", "III" мунхваджэ 10 хо, 11 хо, 12 хо» («Способы игры на барабане в пхансори "I", "II" и "III" культурное достояние № 10, № 11 и № 12»). Управление по распоряжению культурным достоянием, 1976, 1977, 1978.

49. И Гон Ен. «Хангук ымагый ноллива юлли» («Логика и этика корейской музыки»). Сеул: Сегван ымак чхульпханса, 1994.

50. И Джэ Сук, «Кугак панджубоп» («Способы аккомпанемента в национальной музыке»). Сумундан, 1980.

51. И Сон Чхон «Альги свиун кугак кэрон» («Легкая для понимания общая теория национальной музыки»). 5-е изд., доп. Сеул: Пхуннам, 2001.

52. И Хе Гу «Хангук ымак волли» («Основы корейской музыки»). Сеул, 1989.

53. И Ын Джа, «Пхансориый чандане гванхан енгу» («Исследование чанданов в пхансори»). Магистерская дис. Университет Енсе. 1981.

54. Им У Сан. «Хангук чаккокаый хендэ ымаге натханан ридымый тхыксон» («Особенности ритма в современной музыке корейских композиторов»). Магистерская работа университета Кемен. 1982.

55. Канг Сук Ли «Хангук чонтхон ымак чидо панбобый пальатльква комчын») Развитие и апробирование методов обучения корейской традиционной музыке»). Магистерская дис. Сумудан, 1989.

56. Квон О Сон «Хангук ымак кэрон» («Теория корейской музыки»). Сеул, 1999.

57. Ким Воллён. «Ханкук пёкхвакобун» («Погребения с настенной живописью Кореи»). Сеул, 1996. 159 с.

58. Ким Ельпо, Чон Енчхан, И Джэсон. «Хянга-ый омунхакчок ёнгу» («Филологические исследования хянга»). Сеул, 1975.

59. Ким Ки Су. «Кугак Чиппун» («Введение в корейскую традиционную музыку»). Сеул, 1972.

60. Ким У Хён. «Чонтхон ымагый воллива кеюк» ("Принципы народной музыки и обучение ей"), Сеул: "Исследовательское общество обучения корейской музыке", 1995.

61. Ким Хан Рэ «Ридымкам хянсан-ыль вихан оно-ридым-ый хварён• панъан («План использования разговорного ритма для развития чувства ритма»). Аспирантура Корейского Педагогического университета. Сеул, 1993.

62. Ким Хёнпо. «Кога чусок» («Комментарий к древним песням»). Сеул, 1955.

63. Ким Чжон Рим «Хэгым санчжо-ый ридым-е кванхан кочхаль» («Исследование ритма санжо для хэгыма»). Аспирантура женского Университета Ихва. 1995. 93 с.

64. Ко Чжун Сук «Каягым санчжо-ва пхансори-ый ридым пигё ёнгу»• («Сравнительный анализ ритмов санчжо для каягыма и пхансори»). Аспирантура Университета Чунан. 1993.

65. Косан сига. («Стихотворения Косана»). Сеул, 1957.

66. Куго тэ саджон (Большой словарь родного языка). Сост. Ли Хи Сын. Сеул, 1961.

67. Ли Ён Чжу «Ридым кучжо-ый ирон-гва сильче» («Теория и практика ритмической структуры»). Аспирантура женского Университета Ихва.• 1983.

68. Ли Сон Чжин «Оно ридым-ыль хварёнхан тонъё карак читки-ый чидо панъан тхамсэк» («Составление карты распределения мест возникновения детских песенок на основе разговорного ритма»). Аспирантура Корейского Педагогического университета. Сеул, 1994.

69. Ли Хай Ку. «Хангук умак йонгу» («Обучение корейской музыке»). Сеул, 1957.

70. На Док Сон. «Тонъян ымак-ква соян ымак-ый ридым пигё ёнгу» («Сравнительный анализ ритмов восточной и западной музыки»), Музыкально-Исследовательский Центр Университета Ханъян. 1992. 119 с.

71. Пак Ён. «Кугак Чиппун» («Введение в корейскую традиционную музыку»). Сеул, 1972.

72. Пак Тэ Ун. «Хангук чонтхон ымагый сонюль куджо» («Мелодическая структура корейской традиционной музыки»). Сеул: Оуллим, 1988.

73. Пак Чон Хи «Ким Чжук-Пха каягым санчжо-ый ридым-е тэхан кочхаль» («Исследование ритмических особенностей санчжо для каягыма школы Ким Чжук»). Аспирантура женского Университета Ихва. 1985.

74. Пэк Чон Ган «Синкхведон комунго санчжо-ый ридым-е тхан кочхаль» («Исследование ритма санчжо для комунго синкхведон»). Аспирантура педагогического факультета Университета Донъя. 1988. 101 с.

75. Син Ин Сан. «Хангук ымакква соян ымаге натханан ридым пиге енгу») («Сравнительное исследование ритма в корейской и западной музыке»). Магистерская работа университета Кёнхи. 1985.

76. Со Су «Хангук чаккокка-ый хёндэ ымак-е натханан ридым-ый тхыксон» («Ритмические особенности в музыке современных корейских композиторов»). Аспирантура Университета Кемён. 1983.

77. Со Чжон Хва «Оно-ридым хвальдон-ыль тхонхан ридым-хаксып-ый хёгвачжок чидо панъан» («План эффективного обучения ритму посредством разговорно-римической деятельности»). Аспирантура педагогического факультета Пусанского Университета. 1995.

78. Сон Бан Сон. «Хангук ымак ёнгу» («Исследование корейской музыки»). Сеул, 1978.

79. Сон Ген Рин. «Кугак камсан» («Восприятие национальной музыки»). Сеул: Самхо чхульпханса, 1994.

80. Сон Дин Тхэ «Хангук мине» («Корейский национальный фольклор»). Сеул, 1947.

81. Сон Мён Хи «Ымак ридым-ый симнихакчок кичхо» («Основы психологии в музыкальной ритме»). Аспирантура Сеульского Университета. 1986.

82. Ха ЧжинГён. «Ымакчок ридым кучжо-ый пунсокрон ёнгу» («Аналитическое исследование ритмической структуры в музыке»). Аспирантура Университета Ёнсе. 1988.

83. Хай Ку Ли. «Хангук минсок ымак иммун» («Введение в корейскую народную музыку»). Сеул, 1998.

84. Хан Бом Су. «Тэгым санджобо» («Ноты санджо для тэгыма»), «Минхакса». 1975.

85. Хан Ман Ен «Ридым-ыро пон кугак-ый тхыксон» («Особенности корейской традиционной музыки, наблюдаемые в ритме»). Сеул: Соул син-мун-са, 1989. 258 с.

86. Хан Мин Хе. Кугак Чиппун» («Введение в корейскую традиционную музыку»). Сеул, 1972.89. «Хангук ымак ёнгу» («Исследование корейской музыки»). Сеул: Изд. Корейского музыкального научного общества, 1995. 312 с.

87. Чан Док Сунн «Хангук куджон мунхакджип» («Сборник корейской изустной литературы»). Сеул, 1984.

88. Чан Са Хун. «Хангук ымакса» («История корейской музыки»). Сеул: Сегван ымак чхульпханса, 1986.

89. Чан Са Хун. «Хангук акки» («Корейские музыкальные инструменты»). Сеул: Сеульский университет, 1997.

90. Чон Ёнг Хан. «Хянга хэдок ильпхан» («Фрагмент из расшифровки хянга»). Сеул, 1975.95. «Чосон Чонсольчжип» («Сборник корейских легенд»). Сеул, 1944.1. На английском языке

91. Anthology of Korean Traditional Music. Korean Music Reseach Institute. Seoul, 1981.

92. Category of person, the Anthropology, philosophy, history / Ed. by Car-rithers M. et al. Cambridge, 1986.

93. Chang K.C. Art, Myth and Ritual. Cambridge, 1986.

94. Equality and religion traditions of Asia. L., 1987.

95. Gagokwollyu. The Material of Korean Musicology. Vol. 5. 1981.

96. Grout Donald J. A History of Western Music. Revised edition. N.Y.: W.W. Norton & Co., 1980.

97. Hanh Myung-hee. What Makes Korean Music Different? Korean Cultural Heritage. Vol. III. Seoul: Korea Found, 1997.

98. Hanh Man Young. Buddhist Music in Korea and Japan. Study of Korean Traditional Music. Seoul: Pungman Publishing Company, 1991.

99. Howard K. Bands. Song and Shamanistic Rituals: Folk Music in Korean Society. Seoul: Riyal Asiatic Society Korea Branch, 1989.

100. Hwang Byong-Ki. Aesthetic Characteristics of Korean Music in Theory and Practice // Asian Music. 1978. Vol. 9. Nr. 2. P. 29-40

101. Hyo Shin Na. Conversations with Kayageum Master Byung Ki Hwang. Seoul: Public Publishing Co., 2001.

102. Jang Sa Hun. Maehwajeom Jangdan-go. (Study of Maehwajeom jang-dan). Gugangnongo, 1996.

103. Jeong Jae-guk. Daechwitha. Seoul: Daechwitha bojonkoe, 1996.

104. Kang-Sook Lee. The development and trial of Korean-based musical activities for the classroom. The University of Michigan. 1975.

105. Lee Byong Won. An analytical study of sacred Buddhist Chant of Korea. A diss. doctor of philosophy. Un. of Washington. 1974.

106. Lee Byong Won. Korean Court Music and Dance // The World of Music. Vol. 23. Nr. 1. 1981. P. 35-49.

107. Lee Byong Won. Micro- and Macro-Structure of Melody and Rhythm in Korean Buddhist Chant. Traditional Korean Music. Seoul: The Si-sa-young-o-sa Publ., 1983.

108. Lee Hye-Ku. Introduction to Korean Music // Korean Journal. Vol. 17. Nr. 8. P. 70-77.

109. Malm W. Music Oilhirvs of Hit-Pacific, Hie Near East and Asia, 3rd ed. Upper Saddle River. N.J.: Prentice Hall, 1996.

110. Meyer Leonard B. Emotion and Meaning in Music.

111. Needham, J. Science in Traditional China: A Comparative Perspective. Cambridge /Mass./ Hong Kong. 1981.

112. Sachs Curt. The Rise of Music in the Ancient World, East and West. W.W. Norton & Co. Inc. N.Y., 1943.

113. Wilhelm H. Heaven, Earth, and Man in the Book of Changes. Seattle and London, 1977.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.