Te Deum: основные жанровые модели тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Трубенок Елена Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 373
Оглавление диссертации кандидат наук Трубенок Елена Александровна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕ БЕиМ: ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И
КАНОНИЧЕСКАЯ МЕЛОДИЯ
§1. Жанровые модели Те Беиш
§2. Литургическая и внелитургическая функция гимна Те Беиш
§3. Гимн Те Беиш: проблема авторства
§4. Те Беиш: структура словесного текста
§5. Мелодия Те Беиш. Передача в источниках и различных версиях
§6. Каноническая мелодия Те Беиш. Опыт анализа
§7. Варианты мелодии Те Беиш
§8. Церковно-прикладные гармонизации Те Беиш
Глава 2. РАННЯЯ ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ: КОМПОЗИЦИИ TE DEUM НА C.PR.F
§1. Сквозные композиции и композиции altematim IX-XVI веков (краткий
обзор)
§2. Композиции на ^г^. после XVI века (на примере двух Те Беиш
Ф. Листа)
Глава 3. ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ: СВОБОДНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ТЕ БЕиМ (БЕЗ С.РКГ.)
§1. Те Беиш в эпоху барокко (на примере Те Беиш Г. Пёрселла и А.
Кальдары)
§2. Те Беиш в эпоху классицизма (на примере Те Беиш Й. Гайдна и В.А.
Моцарта)
§3. Те Беиш в эпоху романтизма (на примере Те Беиш А. Дворжака и Дж.
Верди)
§4. Те Беиш в ХХ веке: к проблеме изменения структурно-семантического
канона (на примере Те Беиш К. Пендерецкого и А. Пярта)
Глава 4. «ТЕБЕ БОГА ХВАЛИМ» КАК ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ АНАЛОГ ГИМНА ТЕ БЕиМ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ
§1. История церковнославянского текста «Тебе Бога хвалим»
§2. Мелодии «Тебе Бога хвалим»
§3. Обиходные и духовно-концертные сочинения «Тебе Бога хвалим» на
греческий распев третьего гласа (на примере обработок И.Я. Тернова и Н.А. Римского-Корсакова)
§4. Обиходные и духовно-концертные сочинения «Тебе Бога хвалим» других напевов (на примере ряда анонимных обиходных песнопений и авторских обработок)
Глава 5. TE DEUM В СОВРЕМЕННЫХ ЦЕРКОВНЫХ ПРАКТИКАХ. ПРОБЛЕМА ПАРАФРАЗ TE DEUM
§1. Парафразы Te Deum
§2. Обиходное песнопение «Тебя, Бога, хвалим»
§3. Обиходное песнопение «Боже, хвалим мы Тебя» («Boze, chválíme tebe»)
§4. «Польский Te Deum» «Миром Господа восславим» и «Ciebie, Boga
wyslawiamy»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
СПИСОК НОТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК РУКОПИСЕЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Хронограф Te Deum с XV по XXI вв
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Te Deum в квадратной нотации
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Te Deum в современной нотации
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Варианты мелодий Te Deum и «Тебе Бога хвалим»
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Гармонизации Te Deum и «Тебе Бога хвалим»
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Te Deum в церковно-певческой практике в современной Чехии
(интервью с Йозефом Веселы)
ПРИЛОЖЕНИЕ З. Архетипические черты и дополнительные жанровые признаки Te
Deum в анализируемых произведениях (таблица 3.32)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовная музыка М.М. Ипполитова-Иванова и русская певческая традиция2008 год, кандидат искусствоведения Гущина, Екатерина Эдуардовна
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков2011 год, доктор искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика "жанровых форм": конец XX - начало XXI вв.2011 год, кандидат искусствоведения Попова, Елена Викторовна
Жанровый и стилевой аспекты духовной музыки Н.С. Голованова2012 год, кандидат наук Полторухин, Андрей Сергеевич
«Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление»2018 год, доктор наук Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Te Deum: основные жанровые модели»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Te Deum (лат.; церковнослав. перевод -«Тебе Бога хвалим») прошел огромный путь развития с IV по XXI вв. от одноголосного гимнического хвалебного песнопения до крупной многоголосной композиции. Имеется большое количество произведений Te Deum, отражающих особенности исторического, национального, индивидуального композиторского стиля. При этом в отличие от мессы, реквиема, Stabat Mater и других духовных жанров, Te Deum обделен вниманием отечественных исследователей: практически отсутствуют труды монографического характера, специально посвященные жанру Te Deum1. Вследствие неизученности самого жанра в отечественной музыкальной науке мы посчитали особенно актуальным сосредоточиться не на конкретных исторических периодах, произведениях или персоналиях, а на выявлении основных жанровых моделей, так как множество разнохарактерных произведений с названием «Te Deum» требует в первую очередь классификации.
Степень разработанности темы исследования. Среди русскоязычных работ, касающихся гимна Te Deum, следует упомянуть статью филолога Н.Е. Субботской об авторстве словесного текста гимна Te Deum и его структуре [Субботская 2008], а также магистерскую диссертацию хорового дирижера А. Даниелян о Te Deum А. Пярта и проблемах его исполнительской интерпретации [Даниелян 2012].
Между тем, за рубежом существует обширная литература о Te Deum. Из самых ранних это работа дома Морина о проблеме авторства Te Deum [Morin 1894, 49-77] и две монографии А. Бёрна: «Введение в вероучение и в Te Dеum» [Burn 1899] и «Гимн Te Deum и его автор» [Burn 1926]4. Необходимо упомянуть также небольшую работу Дж. Вордсворта «Te Deum, его структура и значение, музыкальные обработки <...>» [Wordsworth 1903] - одну из немногих, посвященных специально жанру Te Deum. В
1 См. о нем в отечественной литературе справочно-энциклопедического характера: статьи Т. Кюрегян [Кюрегян МЭ, 482-484], Т. Барановой [Баранова МЭС (2), 540-541], Ю. Бочарова [Бочаров], статьи «Te Deum» [Te Deum РЛЭ], «Тебе Бога хвалим» [Тебе Бога хвалим Древо], раздел в книге «Música Latina» о жанре Te Deum [Лебедев, Поспелова ML, 44-46; 179-181], а также в зарубежных энциклопедиях: [Schlager MGG, 431-433], [Kirsh MGG, 433-442], [Steiner, Falconer NGD, 191b-192b], [Caldwell NGD (2), 192b-193b], [Henry], [Te Deum EB].
2 «Дом (dom, сокращенно от лат. dominus - господин) - во Франции почетное духовное звание» [Москва 2007, 9].
3 Жанру Te Deum посвящена одна, но весьма богатая в информативном плане глава из двенадцати глав книги. В этой главе представлен обширный источниковедческий материал, касающийся появления Te Deum в разных рукописях, а также приводятся разные точки зрения на непростой вопрос авторства гимна.
4 В книге продолжает свое развитие предложенная Бёрном в первой монографии гипотеза об авторстве Никиты Ремесианского.
дальнейшем вплоть до второй половины ХХ века, судя по всему, не появилось ни одной крупной книги или статьи о Te Deum5.
Во второй половине ХХ века отмечается резкий подъём интереса исследователей и композиторов к Te Deum (скорее всего, это связано с окончанием Второй мировой войны - как выражение радости по поводу наступления мира и благодарности Богу). Возникает большое количество работ по этой теме; особенно много среди них англоязычных диссертаций, в которых заметна инициатива рассмотрения Te Deum как жанра. Однако, как правило, в каждой работе круг внимания автора ограничен или конкретным временным периодом, или языковым либо географическим параметром, или определенным кругом композиторов, или сферой применения жанра (в частности, диссертации О. Дэвис, Дж.Б. МакГоуэна, П. Кэри, Дж. Эндрюс, К.Л. Бауман6 и др.).
Объектом исследования является Te Deum как самостоятельный духовный жанр, причем не только в католическом варианте, но также и в русском аналоге - «Тебе Бога
7
хвалим» .
Предмет исследования - основные жанровые модели Te Deum.
Материал исследования составляют разноплановые примеры для демонстрации жанровых моделей Te Deum от одноголосной мелодии (каноническая мелодия Te Deum и ее варианты в различных Гимнариях, мелодия «Тебе Бога хвалим» из сборника «Воспойте Господу», греческий распев и герасимовский напев «Тебе Бога хвалим» и др.) до крупных вокально-оркестровых композиций (Te Deum Дж. Верди, А. Дворжака, К. Пендерецкого, А. Пярта и др.); среди них - сочинения и широко известных композиторов, и композиторов, имена которых отсутствуют в русскоязычных справочных изданиях. В работе представлены сочинения для разных исполнительских составов: хорового a cappella, для оркестра с хором и солистами. Наконец, рассмотрены образцы Te Deum на разных языках - латинском, немецком, английском, церковнославянском, русском, которые составляют отдельные родо-видовые ветви жанра (по языковому признаку).
Подобное разнообразие образцов Te Deum призвано охватить как можно больший диапазон исторического бытования жанра. Вместе с тем они рассмотрены с точки зрения главной проблемы работы - основных жанровых моделей. При этом также принимается во внимание степень наглядности сочинения для демонстрации данной жанровой модели.
5 См. списки литературы в статьях: [Steiner, Falconer NGD, 191b-192b], [Caldwell NGD (2), 192b-193b], [Schlager MGG, 431-433], [Kirsch MGG, 433-442].
6 [Davis 1966], [McGowan 1967], [Carey 1988], [Andrews 1997], [Bausman 2008].
7 Попутно рассматриваются также польский и чешский варианты парафраз, используемых в современном церковном быту.
За кадром осталось много произведений, достойных внимания, но исследование всех сочинений в жанре Те Беиш (свыше тысячи8) может быть осуществлено только в рамках ряда исследований.
Цель работы - выявление основных жанровых моделей Те Беиш в западноевропейской и русской музыке на примере ряда произведений, репрезентирующих характерные тенденции бытования жанра.
Задачи работы:
1) подробно исследовать основные жанровые модели Те Беиш на конкретных примерах;
2) выявить структурно-семантические особенности избранных для подробного анализа сочинений с точки зрения воплощения текста и отражения мелодического первоисточника;
3) обозначить характерные жанровые признаки Те Беиш, более или менее постоянно воспроизводимые в процессе эволюции жанра и формирующие жанровый стиль Те Беиш;
4) составить хронограф произведений в жанре Те Беиш9.
Научная новизна. В данной работе впервые в отечественной литературе исследуется Те Беиш как самостоятельный духовный жанр в аспекте основных жанровых моделей. На основе подробного анализа ряда образцов Те Беиш в аналитических очерках, а также изучения более широкого круга сочинений данного жанра из разных эпох предложена рабочая классификация основных жанровых моделей Те Беиш, рассмотрено взаимодействие константных (неизменных, первичных) и вариабельных (изменяющихся, вторичных) жанровых признаков.
В качестве основных жанровых моделей в диссертации обозначены композиции на с. рг. свободные композиции и парафразы. Для отражения влияния исторического контекста на реализацию основных жанровых моделей в диссертации было предложено понятие «реализующего» жанра (или «исторического» жанра, признаки которого наслаиваются на неизменные черты жанра Те Беиш). Текстовые парафразы Те Беиш были впервые проанализированы на примере ряда образцов, в результате чего выяснилось, что эта жанровая модель тоже образует родо-видовые отношения в своей группе. Так, были выявлены обиходные песнопения «Тебя, Бога,
8 См. также составленный нами хронограф, включающий более 400 наименований, в Приложении Б. О. Дэвис сообщает, что более тысячи обработок текста Te Deum содержится в Библиотеке Конгресса. [Davis 1966, vi].
9 Подобные хронографы для других жанров (скрипичного концерта ХХ века и Stabat Mater) см. в работах И. В. Гребневой, М. Ю. Кушпилёвой: [Гребнева 2010], [Кушпилёва 2006 (2)].
хвалим», «Боже, хвалим мы Тебя», «Миром Господа восславим» («польский Te Deum») и это же песнопение на польском языке «Ciebie, Boga wyslawiamy».
В результате исследования характерных образцов основных жанровых моделей Te Deum в аналитических очерках был выявлен структурно-семантический канон Te Deum (устойчивые признаки жанра, составляющие его жанровый стиль).
Был составлен хронограф произведений в жанре Te Deum, обобщающий информацию из отечественных и иностранных справочных изданий и диссертаций (Приложение Б).
В работе была также прослежена история возникновения церковнославянского аналога Te Deum - текста «Тебе Бога хвалим» и выявлены особенности ряда сочинений на этот текст. Впервые рассмотрены малоизвестные мелодии из Ирмологионов 1653 и 1744 гг., проанализированы «Тебе Бога хвалим» греческого распева (мелодия из Обихода 1772 г. и анонимная четырехголосная гармонизация, ГИМ) и герасимовского напева (мелодия из Обихода 1772 г. и анонимная шестиголосная гармонизация, ГИМ), а также приведен подробный анализ рукописной партитуры в крюковой нотации (РНБ). Дается краткая характеристика некоторых обиходных и духовно-концертных сочинений «Тебе Бога хвалим» на греческий распев третьего гласа (обработки И.Я. Тернова, Н.А. Римского-Корсакова) и других напевов (обработки Д.С. Бортнянского, А.А. Архангельского, Д.В. Аллеманова, В.А. Фатеева, песнопения Киево-Печерской Лавры и Красногорского монастыря). В отличие от зарубежных работ, в которых, по понятным причинам, о ранней традиции сочинений на текст «Тебе Бога хвалим» практически нет сведений, в настоящей работе впервые создаются предпосылки для компаративных исследований жанра в его западно- и восточно-христианском варианте. В качестве главной (отличительной) особенности выделяется вариантность (множественность) мелодических первоисточников «Тебе Бога хвалим», что сочетается с выводами исследователей относительно общего характера и принципов обработки распевов (см.: [Плотникова 2012], [Плотникова 2013 (1)], [Плотникова 2013 (2)]). Есть и общие черты - фактурное выделение (по типу скандирования) стиха 5 («Свят»); замедление темпа в стихе 20 («Тебе убо просим»); принцип антифонности (двухорность), проявляющийся по-разному; принцип псалмодичности (речитация), и некоторые другие.
Теоретическая и практическая значимость работы исследования заключается в том, что оно является первой специальной работой на русском языке, посвященной одному из важнейших духовных жанров, как в западном (Te Deum), так и русском («Тебе Бога хвалим») его вариантах. Содержащиеся в диссертации положения, методологические подходы и выводы могут быть использованы при дальнейшей
разработке широкого круга вопросов, связанных как собственно с жанром Te Deum, так и с другими духовными жанрами. В частности, может получить дальнейшее развитие идея жанровых моделей как исторически устойчивых способов «бытия» жанра, порождающих огромное количество конкретных художественных образцов в рамках действующей модели.
Материалы диссертации могут использоваться в различных учебных курсах -музыкальной формы (анализа музыкальных произведений), истории зарубежной и отечественной музыки, истории церковной музыки и др. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности музыкантов-исполнителей (хоровых дирижеров, регентов, вокалистов).
Методология и методы исследования. При написании работы использовался комплексный подход, объединяющий традиции (достижения) отечественного и зарубежного музыкознания, филологической науки, музыкальной медиевистики, компаративный метод, а также методы музыкальной герменевтики и музыкальной семиологии, системный подход. Были учтены труды по истории и теории музыкальных жанров (А.Н. Сохор, В.А. Цуккерман, Е.В. Назайкинский, А.Г. Коробова и др.), и, в частности, духовных10. Мы руководствовались методологией жанровых исследований, осуществленных в трудах Н.Г. Романовой, О.А. Урванцевой, А.Г. Коробовой, И.В. Гребневой и др. В процессе анализа музыкальных сочинений использовалась информация и методология, отраженная в научных трудах и учебных пособиях по анализу музыкальных произведений или проблемам музыкальной формы и, в частности, тексто-музыкальной формы (В.П. Бобровский, Т.С. Кюрегян, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.А. Рымко, А.С. Соколов, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, В.А. Цуккерман, Т.Ю. Чернова, Е.И. Чигарёва и др.), по гармонии (Л.С. Дьячкова, Ю.Н. Холопов и др.), полифонии (Т.Н. Дубравская, Ю.К. Евдокимова, Н.Ю. Плотникова, В.В. Протопопов, Н.А. Симакова и др.). При обращении к вопросам текстовых переводов и парафраз мы использовали диссертации филологов (З.Г. Теучеж, М.В. Шкондирова). Кроме того, мы использовали (в разной степени) отечественную и иностранную литературу, посвященную конкретным композиторам (работы О.В. Осецкой. С.И. Савенко, Е.А. Токун - по отношению к Te Deum А. Пярта, К. Тила -
10 См., в частности: [Назайкинский 2003]. Обзор современной теории жанров см. в работе: [Коробова 2007]. Проблема жанровых моделей в духовно-концертных сочинениях рассматривается в кандидатской и докторской диссертациях и статьях О.Урванцевой (см. список литературы). О конкретных духовных жанрах см., в частности: [Иванов-Борецкий 1910], [Мохова 1985], [Гилярова 1999], [Романова 2012], [Кушпилёва 2006 (2)], и др.
по отношению к Te Deum Ш. Турнемира, ^Ю. Плотниковой - по отношению к «Тебе Бога хвалим» HA. Pимского-Kорсакова).
В параграфах, посвященных литургическим истокам жанра и его ранней истории, а также вопросам авторства гимна, мы следовали, главным образом, зарубежным исследованиям ([Bausman 200B], [Burn 1B99], [Burn 1905], [Burn 192б], [Caldwell NGD (2), 192b-193b], [Carey 19BB], [Davis 19бб], [Kirsch MGG, 433-442], [Schlager MGG, 431-433], [Steiner, Falconer NGD, 191b-192b\ [McGowan 19б1], [Wordsworth 1903], и др.). При анализе канонической мелодии гимна была учтена литература и методология по анализу григорианского хорала, церковной монодии в целом (труды HÄ Ефимовой, Т.С. Кюрегян, Ю.В. Москвы, В.А. Федотова, Ю.И Холопова и др., а также зарубежные работы, специально посвященные данной проблеме, в частности, анализ канонической мелодии Te Deum Мари Пьерик (Marie Pierik), приведенный в диссертации МакГоуэна [McGowan 19б1, 27-30]; а также статьи, посвященные Te Deum, в «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» и «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»). При обращении к проблеме современного литургического бытования жанра в Pимско-Католической Церкви учитывались работы более общего характера, связанные с данной проблематикой, в частности, исследования Ю. Фиденко ([Фиденко 2005 (1)], [Фиденко 2005 (2)], [Фиденко 2012]).
Положения, выносимые на защиту:
- Tе Deum является самостоятельным духовным жанром, породившим богатейшую жанровую традицию;
- В отличие от типологически сходных жанров мессы, Stabat Mater, реквиема и др., данный жанр является общим для западной и восточной ветвей христианства и предоставляет обширный материал для компаративных исследований;
- Pаспознаются два жанровых архетипа Te Deum:
1) текстовый (полное или, крайне редко, фрагментарное использование прозаического текста Te Deum в виде латинского текста или подстрочного перевода);
2) мелодический (полное или фрагментарное цитирование (обработка) канонической мелодии Te Deum).
- № основе двух архетипов жанра Te Deum фиксируются три основные жанровые модели:
1) Композиции на с.рг.Г с прозаическим текстом Те Беиш на латинском языке или в подстрочном переводе на любой язык, исторически более ранние (Те Беиш с полным текстовым и полным мелодическим архетипами);
2) Свободные композиции на текст Те Беиш, без с.рг.£ или с краткими цитатами как промежуточный вариант (Те Беиш с полным текстовым архетипом);
3) Парафразы (Те Беиш, сохраняющий основу текстового архетипа).
- Те Беиш «проходит» сквозь историческое время, принимая обличья господствующих для каждой эпохи «реализующих» жанров («исторических» жанров, характерных для данной эпохи, признаки которых проявляются в Те Беиш, относящемся к этой эпохе);
- К архетипическим жанровым признакам Те Беиш относятся:
1) канонический текст (в том числе его строгие переводы);
2) цитирование (обработка) канонической мелодии или ее формул, вычленение из них наиболее характерных ячеек и мотивная работа с ними, кроме однократного цитирования в качестве эпиграфа (первый признак является главным атрибутивным, а второй - факультативным);
- К дополнительным жанровым признакам Те Беиш относятся:
1) тенденция к сквозному строению, которая часто реализуется как контрастно-составная или циклическая форма, идущая от сквозного строения текста;
2) трехчастный структурно-семантический канон, который проявляется в самом общем делении сочинений на три раздела в связи с трехчастным строением текста притом, что возможно множество вариантов более мелкого деления (выделение отдельных строк текста каденциями, сменой темпа и фактуры, как в случае со стихом «8апс1:ш»);
3) антифонный характер исполнения, проявляющийся по-разному.
- Существенное отличие православного «Тебе Бога хвалим» от Те Беиш -множественность мелодических первоисточников;
- Общие черты Те Беиш и «Тебе Бога хвалим»:
1) фактурное выделение (по типу скандирования) стиха 5 («Свят»);
2) замедление темпа в стихе 20 («Тебе убо просим»);
3) принцип антифонности (двухорность);
4) принцип псалмодичности (речитация);
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов исследования обусловлена опорой на отечественные и зарубежные исследования, посвященные проблемам жанрового анализа и, в частности, жанра Те Беиш, нотные материалы, рукописи, свидетельства специалистов в вопросах современного бытования Те Беиш в церковной практике. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки Московской консерватории и была рекомендована к защите. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: «Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований» (Москва, НИЦ «Апробация», 30.04.2013), III Международная научная конференция «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (Астраханская государственная консерватория, 13-14 ноября 2013), II Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен» (Астраханская государственная консерватория, 21.03.2014), Ежегодная богословская конференция «Генезис жанров христианской литературы, ЬХ! вв.» (Москва, Православный Свято-Тихоновский Государственный Университет, 20.11.2013), Второй международный конгресс «Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур» (Астраханский музей-заповедник, 3-5 сентября 2013), II Международная научно-творческая конференция «Музыка - Математика -Естествознание» (Московская государственная консерватория, 7-9 апреля 2014).
Структура исследования. Работа состоит из Введения, пяти глав, Заключения и Приложений.
Первая глава «Те Беиш: литургические истоки и каноническая мелодия»
содержит восемь параграфов и посвящена характеристике литургической и внелитургической функций жанра, проблемам авторства текста и музыки гимна, анализу словесного текста, обзору средневековых источников, версиям мелодии и их гармонизациям.
Во второй главе рассматривается первая, хронологически более ранняя из трех основных жанровых моделей Те Беиш - композиции на сап!и рпдо Гас1и (е.ргТ.), которые в свою очередь делятся на два типа: 1) сквозные композиции (хоральные обработки), в которых полифонически обработаны все мелодические строки гимна; 2) композиции (обработки) в манере акегпайш, в которых одноголосный напев чередуется с полифоническими фрагментами. Среди них встречаются обработки с четными и нечетными полифоническими разделами (в неполифонических разделах воспроизводится одноголосная каноническая мелодия соответствующих стихов).
Хотя с XVII века композиции Te Deum на c.pr.f. начинают вытесняться свободными композициями, в которых озвучивается только словесный текст Te Deum без привлечения (цитирования) мелодии, такие композиции встречаются и в более позднее время.
Оба типа композиций на c.pr.f. показаны на примере сочинений Б. Резинариуса (сквозные композиции), Д. Ортиса, Т.Л. де Виктории, О. Лассо (композиции alternatim) и двух Te Deum Ф. Листа (сквозная композиция и композиция alternatim, соответственно).
Третья глава «Жанровая модель Нового времени: свободные композиции Te Deum (без c.pr.f.)» посвящена тем сочинениям, которые основаны на прозаическом тексте Te Deum на разных языках, но не опираются на его каноническую мелодию. В качестве примера различных видов таких композиций из разных эпох предлагается анализ восьми сочинений: Г. Пёрселла, А. Кальдары, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, А. Дворжака, Д. Верди, К. Пендерецкого, А. Пярта.
В четвертой главе «Тебе Бога хвалим» как церковнославянский аналог в русской музыке» описаны возможные истоки церковнославянского аналога Te Deum «Тебе Бога хвалим», особенности группы сочинений на этот текст и приведен анализ некоторых образцов. Расшифровки квадратной и крюковой нотации отдельных песнопений «Тебе Бога хвалим», выполненные Л.В. Кондрашковой, Е.Е. Шавохиной и автором данной работы, приведены в Приложениях.
В пятой главе «Te Deum в современных церковных практиках. Проблема парафраз Te Deum» рассматривается вопрос современного бытования Te Deum и его текстовых парафраз в современной католической практике, приводится анализ обиходных песнопений «Тебя, Бога, хвалим», «Боже, хвалим мы Тебя», «польского Te Deum» «Миром Господа восславим» и этого же песнопения на польском языке «Ciebie, Boga wyslawiamy».
В Заключении подведен итог рассмотрению ряда вопросов, связанных с историей жанра Te Deum и изучением его типовых жанровых моделей. На основе аналитических очерков сделаны выводы об архетипах жанра Te Deum, его основных жанровых моделях и структурно-семантическом каноне, отражающем устойчивые признаки жанра Te Deum.
Библиография, включающая 543 наименования, из них 255 - на иностранных языках, отражает использованную в работе литературу. Список упоминаемых нотных источников содержит 65 позиций, список рукописей - 6 позиций.
В Приложениях приведены латинский текст, церковнославянский и современный русский переводы Te Deum (Приложение А), составленный нами хронограф сочинений в жанре Te Deum с краткими сведениями о композиторах и информацией о произведениях
(Приложение Б), каноническая мелодия гимна в двух версиях (tonus solemnis и tonus simplex) в квадратной и современной нотации (Приложения В и Г), варианты мелодии из различных Гимнариев и церковных (литургических) сборников песнопений (Приложение Д), обиходно-прикладные гармонизации основной мелодии и ее вариантов (Приложение Е), в том числе расшифровки мелодий и многоголосных обработок «Тебе Бога хвалим» из Ирмологионов 1653 и 1744 гг., Обихода 1772 г. и рукописей ГИМ и РНБ с квадратной нотации, выполненные автором, а также расшифровки рукописи «Тебе Бога хвалим» (РНБ) в крюковой нотации Е.Е. Шавохиной11 и Л.В. Кондрашковой, интервью автора работы с сотрудником посольства Чехии в Москве Йозефом Веселы о бытовании Te Deum в церковно-певческой практике современной Чехии (Приложение Ж) и таблица, в которой отражены архетипические черты и дополнительные жанровые признаки Te Deum в анализируемых произведениях (Приложение З).
11 Автор благодарит Н.Ю. Плотникову за предоставленную информацию о данной расшифровке и ее нотный текст.
Глава 1. ТЕ БЕиМ: ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И КАНОНИЧЕСКАЯ МЕЛОДИЯ
§1. Жанровые модели Те Беиш
Для классификации жанровых моделей в данной работе предлагается использовать термин «архетип». Жанровым архетипом можно считать основной признак, наличие которого в произведении указывает на принадлежность этого произведения к определенному жанру. Распознаются два жанровых архетипа (или первичных жанровых признака) Те Беиш:
1) полное (очень редко - частичное12) использование прозаического текста Те Беиш (на латинском языке или в виде подстрочного перевода на любой другой язык) (текстовый архетип);
2) полное или фрагментарное цитирование (обработка) канонической мелодии Те Беиш или распевов, на которые исполняется русский аналог Те Беиш -«Тебе Бога хвалим»13 (мелодический архетип).
Прочие признаки, встречающиеся во многих образцах Те Беиш (трехчастное строение в крупном плане, смена темпа на границе второго и третьего разделов текста, принцип акегпайш и др.) можно считать жанровыми признаками второго порядка, которые сформировались и закрепились в ходе эволюции жанра.
В процессе исследования обнаружилась проблема, которая повлекла некоторую сложность идентификации произведений, относящихся, безусловно, к данному жанру, но существующих под другими заголовками, например, песнопение под названием «Миром Господа восславим», известное на разных языках, которое поется в современной Римско-
12 Имеются примеры Te Deum, где канонический текст Te Deum используется не полностью, и порядок следования оставшихся стихов меняется: например, Г. Берлиоз подходит к каноническому тексту Te Deum как к либретто и продумывает «сценарий»: I часть - 1-2 стихи, II часть - 3-10 стихи, III часть - 26 стих, IV часть - 14-16 стихи, V часть - 20 и 28 стихи, VI часть - 19, 29, 22 и 24 стихи [Берлиоз]. Таким образом, стихи 11-13, 17-18, 21, 23, 25-27 остаются незадействованными (см. подробнее о Te Deum Берлиоза: [Даниелян 2012, 42]). В Te Deum К. Хусы использованы только стихи 1-2, 5 и 27 из текста Tе Deum (текст на английском языке «We praise Thee O God...»). Стихи 1-2 обрамляют 1-ю часть, в середине которой использован текст моравской народной песни и шведской эмигрантской баллады; во 2-й части, также составленной из фрагментов разных текстов, цитируется фрагмент стиха 27 Te Deum, 3-я часть, по типу первой, обрамляется 5-м стихом Te Deum). (См. о нем подробнее: [Tam 1986]). Однако эти примеры являются скорее исключением; в основном, композиторы точно следуют каноническому тексту и обрабатывают его полностью, не внося в него значительных изменений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX - начала XXI века: жанровая типология2018 год, кандидат наук Ковалев, Андрей Борисович
Осмогласник в записи Стевана Мокраняца: сербско-русские церковно-певческие связи2018 год, кандидат наук Евдокимова, Алла Алексеевна
Преобразование певческого канона в произведениях на Рождество Христово композиторов Нового направления: конец XIX - начало XX вв.2017 год, кандидат наук Капитонова, Жамиля Газизьяновна
Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа XIX-XX вв.: На прим. творчества С. В. Рахманинова1997 год, кандидат искусствоведения Урванцева, Ольга Александровна
Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий2011 год, доктор искусствоведения Хватова, Светлана Ивановна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трубенок Елена Александровна, 2016 год
СПИСОК НОТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
3.
4.
Аллеманов Аллеманов, Д.В. «Тебе Бога хвалим» : песнь Св. Амвросия,
еп. Медиоланского / Д.В. Аллеманов. - М.: П. Юргенсон, 1898. - 11 с.
Архангельский Архангельский, А.А. «Тебе Бога хвалим» / А.А. Архангельский. -СПб.: [б.и.], 1892; 1894. - 11 с. - (Духовно-музыкальные переложения и сочинения А. Архангельского; № 28).
Берлиоз ВГ (1)
Берлиоз, Г. Те Беиш. Ор. 22 / Г. Берлиоз. - Париж, 1855. - 161 с.
Боже, хвалим мы Тебя // Воспойте Господу : Литургические песнопения Католической Церкви в России. - М., 2006. - С. 366-367.
Бортнянский (1) Бортнянский, Д.С. «Тебе Бога хвалим» № 1-4 (однохорные), № 1-3 (двухорные) / Д.С. Бортнянский // Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Дм. Бортнянского : Песнопения, употребляемые на Божественной службе : [вып. 110] / изд. пересм. и испр. П. Чайковским. - Отдел I. Вып. VII. № 55-61 : Хвалебные песни : для одного и двух хоров : «Тебе Бога хвалим». - М.: П. Юргенсон, 1882. - 88 с.
Бортянский (2) Бортнянский, Д.С. «Тебе Бога хвалим» № 4-10 (двухорные) / Д.С. Бортнянский // Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Дм. Бортнянского : Песнопения, употребляемые на Божественной службе : [вып. 1-10] / Д.С. Бортнянский ; изд. пересм. и испр. П. Чайковским. - Отдел II. Вып. VIII. № 62-68 : Хвалебные песни : двухорные : «Тебе Бога хвалим». - М. : П. Юргенсон, 1882.
Верди Верди, Дж. [Четыре духовные пьесы] Te Deum / Дж. Верди. -
Milano : Ricordi, 1897. - 32 с.
Виктория Виктория, Т.Л. де. Te Deum / Т.Л. де Виктория. - [Электронный
ресурс]. - URL: http://primanota.ru/tomas-luis-de-victoria/te-deum-sheets.htm. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Воскресные «Воскресные службы постной Триоди» : [сборник текстов
10. ВГ
11. Гайдн
12. Дворжак
13. Кальдара
службы... песнопений]. - [Электронный ресурс]. - М., 2000. - 68 с. - URL:
http://all-
saints.prihod.ru/users/30/930/editor files/file/poleznoe/post voskr.p df. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Воспойте Господу: Литургические песнопения Католической Церкви в России. - М., 2006. - 704 с.
Гайдн, Й. Te Deum : fur die Kaiserin Marie Therese / И. Гайдн. -Wien; Munchen : L. Doblinger (B. Herzmansky), cop. 1959. - 23 c.
Дворжак, А. Te Deum. Ор. 103 / А. Дворжак. - Прага, 1985. - 43 с.
Кальдара, А. Te Deum laudamus / А. Кальдара. - 21 с. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://dlib.rsl.ru/rsl01004000000/rsl01004468000/rsl01004468371/rs l01004468371.pdf. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
14. Лассо Лассо, О. Te Deum / О. Лассо. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://primanota.ru/orlando-di-lasso/te-deum-sheets.htm. Дата
обращения: 30 августа 2014 г.
15. Лист I Лист, Ф. Te Deum-I / Ф. Лист. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://imslp.org/wiki/Te Deum I, S.24 (Liszt, Franz). Дата
обращения: 30 августа 2014 г.
16. Лист II Лист, Ф. Te Deum-II / Ф. Лист. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://imslp.org/wiki/Te Deum II, S.27 (Liszt, Franz). Дата
обращения: 30 августа 2014 г.
17. Миром Господа Миром Господа восславим // Воспойте Господу: Литургические восславим ВГ песнопения Католической Церкви в России.- М., 2006. - С. 368370.
18. Миром Господа Миром Господа восславим: гармонизация органиста собора восславим св. Людовика (Москва) Т. Досаева [рукопись] / расшифровка
Е. Трубенок. - Партитура. - 2013. - 1 с.
19. Моцарт
Моцарт, В.А. Te Deum laudamus KV 141 (66 b) // Kleinere Kirchenwerke = Shorter sacred works: bearb. fur Soli, Chor u.
Orgel. - Partitur. - Kassel [etc.]: Barenreiter, 2005. - [4], 111 c.
20. Ортис
21. Пендерецкий
22. Перози (1)
23. Перози (2)
24. Пёрселл
25. Пярт
26. Резинариус
27. Римский-Корсаков
28. «Тебе Бога
хвалим» Киево-
Печерской
Лавры
Ортис, Дж. Te Deum / Дж. Ортис. - [Электронный ресурс]. -URL: http://primanota.ru/diego-ortiz/te-deum-laudamus-sheets.htm. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Пендерецкий, К. Te Deum / К. Пендерецкий. - [Электронный ресурс]. - URL: http://classic-online.ru/ru/production/21450. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Перози, Л. Te Deum / Л. Перози. - [Электронный ресурс]. -URL:
http://imslp.org/wiki/Facilissimi_Versetti_pel_Te_Deum_(Perosi,_L orenzo). Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Перози, Л. Месса «Te Deum laudamus» / Л. Перози. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://imslp.org/wiki/Missa Te Deum Laudamus (Perosi, Lorenzo ). Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Пёрселл, Г. Te Deum laudamus & Jubilate Deo D-dur: for St.Cecilia's day (1694) / Г. Пёрселл. - Borough Green (England): Novello. - 24, 18 p.
Пярт, А. Te Deum (1984/85, rev.1992) / А. Пярт. - Wien; New York: Universal Edition, 2001. - 50 c.
Резинариус, Б. Herr Gott, dich loben wir / Б. Резинариус. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://imslp.org/wiki/Herr Gott, dich loben wir (Resinarius, Balth asar). Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Римский-Корсаков, Н.А. Тебе Бога хвалим: для двух хоров / Н.А. Римский-Корсаков. - URL:
http://ikliros.com/category/pervye-slova-pesnopeniya/tebe-boga-khvalim. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
«Тебе Бога хвалим» Киево-Печерской Лавры. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ikliros.com/content/tebe-boga-khvalim-raspeva-kpl. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
29. «Тебе Бога «Тебе Бога хвалим» Красногорского монастыря. -хвалим» [Электронный ресурс]. - URL: http://kliros.ru/ svod/noty_.html. Красногорского
монастыря
30. «Тебе Бога «Тебе Бога хвалим» // Бахметев, Н.И. Обиход / Н.И. Бахметев. -хвалим» - Партии. - СПб., 1869. - С. 239-242.
Бахметев
31. «Тебе Бога хвалим» -Кастальский
32. «Тебе Бога
хвалим» - Носов
33. «Тебе Бога хвалим» герасим. напева Обиход 1772
34. «Тебе Бога хвалим» -Обиход 1772
35. «Тебе Бога хвалим» -Обиход 1778
36. «Тебе Бога хвалим» -Обиход 1784
37. «Тебе Бога хвалим» -
«Тебе Бога хвалим» // Обиход церковного пения Синодального хора под ред. Кастальского: Пение на молебнах с запевами. - С. 53-57. - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioteka-regenta.narod.ru/kastalsky/kast obih 2 3.pdf. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
«Тебе Бога хвалим». 3 глас греческого распева в гармонизации А. Носова (?) // Нотный обиход для малого хора. 3 глас -[Электронный ресурс]. - URL: http://maly-
chor. ru/component/zoo/tag/ноты-для-скачивания-2/3%20глас.^т!. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
«Тебе Бога хвалим» герасимовского напева // Обиход. - М.: Синодальное издание, 1772.
«Тебе Бога хвалим» греческого распева // Обиход. - М. Синодальное издание, 1772.
«Тебе Бога хвалим» греческого распева // Обиход. - М. Синодальное издание, 1778.
«Тебе Бога хвалим» греческого распева // Обиход. - М. Синодальное издание, 1784.
«Тебе Бога хвалим» греческого распева // Обиход. - М. Синодальное издание, 1787.
Обиход 1787
38. «Тебе Бога хвалим» -Обиход 1798
39. «Тебе Бога хвалим» греч. распева -гармонизация
40. «Тебе Бога хвалим». 3 глас
41. Тебя, Бога, хвалим ВГ
42. Тернов
43. Третий глас
44. Турнемир
45. Фатеев
«Тебе Бога хвалим» греческого распева // Обиход. - М.: Синодальное издание, 1798.
«Тебе Бога хвалим» греческого распева 3 гласа. Гармонизация. URL:
http://ikliros.com/sites/default/files/5/tebe boga hvalim grecheskiy. pdf. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
«Тебе Бога хвалим» сокращенного греческого распева. 3 глас -[Электронный ресурс]. - URL: http://ortho-horus.narod.ru/raznoe/tebe boga hvalim 3gl.tif. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Тебя, Бога, хвалим // Воспойте Господу: Литургические песнопения Католической Церкви в России. - М.: «Искусство добра», 2006. - С. 360-365.
Тернов, И.Я. «Тебе Бога хвалим» / И.Я. Тернов. - М.: П. Юргенсон, 1895. - 9 с.
Третий глас (тропарный) // Пособие по изучению осмогласия современной московской традиции / Е.С. Кустовский, Н.А. Потёмкина. - М.: Издательство Церкви Трех Святителей на Кулишках, 1999. - 60 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kliros.org/notes/pdf/osmoglas/glas3.pdf. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Турнемир, Ш. «Импровизация на Te Deum»: для органа / Ш. Турнемир. - [Электронный ресурс]. - URL: http://placeart.musicaneo.com/ru/sheetmusic/sm-70940 improvizaciya na temu te deum.html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Фатеев, В.А. «Тебе Бога хвалим» / В.А. Фатеев. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ikliros.com/category/pervye-slova-pesnopeniya/tebe-boga-khvalim. Дата обращения: 30 августа 2014
г.
Boze, chvalime tebe. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.taborradost.cz/res/data/242/026580.pdf. Дата
обращения: 30 августа 2014 г.
Ciebie Boga wyslawiamy. - [Электронный ресурс]. - URL: http://religiine.org/galeria/Ciebie_Boga_wyslawiamy_992160_1.pdf . Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Ciebie Boga wyslawiamy // Przewodnik Katolicki. Spiewnik ks. J. Siedleckiego. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.google.ru/imgres?imgURL=http://www.przewodnik-katolicki.pl/upload/pics/Te_Deum_-
Spiewnik ks. J. Siedleckiego.JPG. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Ciebie Boga wyslawiamy / обработка и гармонизация Я. Сикульского. - [Электронный ресурс]. - URL: http://chomikui.pl/borowka1222/reszta+nut/Ciebie+Boga+wyslawia my+J.Sykulski,513324020.pdf. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
50. Grosser Gott wir Grosser Gott wir loben dich // Psalter Hymnal Handbook. -loben dich [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.hymnary.org/node/13820?ref=related. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
51. Großer Gott - Großer Gott, wir loben dich : [гармонизация] // Gesangbuch. -Gesangbuch №59. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.peterpaul.ru/931. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
52. Holy God... Holy God, We Praise Your Name [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.hymnary.org/media/fetch/96208. Дата обращения: 5 октября 2014 г.
53. LU Liber Usualis: Missae et Officii. - Tornaei: Desclee & Co., 1924. -
1677, [75] s. - [Электронный ресурс]. - URL: Liber Usualis (1924, Modern notation with a five line staff, publisher number 780c) in PDF format.
46. Boze, chválíme tebe
47. Ciebie Boga wyslawiamy
48. Ciebie Boga wyslawiamy PK
49. Ciebie Boga wyslawiamy Sykulski
54. Hymn... LU 1961 Hymn of Thanksgiving: Tonus solemnis // The Liber Usualis / edited
55. Hymn... LU 1961 (2)
56. Pro Gratiarum actione CCHM
57. Pro Gratiarum Actione SGHCCB
58. Te Deum PSHB
59. Te Deum -Merbecke
60. Te Deum PRMO (1)
61. Te Deum PRMO (2)
by the Benedictines of Solesmes. - Tournai; New York: Desclee Company, 1961. - P. 1832-1834. - [Квадратная нотация].
Hymn of Thanksgiving: Tonus simplex // The Liber Usualis / edited by the Benedictines of Solesmes. - Tournai; New York: Desclee Company, 1961. - P. 1834-1837. - [Квадратная нотация].
Pro Gratiarum actione. Te Deum laudamus // Catholic church hymnal with music / A. Edmonds Tozer (1857-?) - № 235. - New York: J. Fischer & Bro, 1905. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.archive.org/details/catholicchurch00toze. Дата
обращения: 30 августа 2014 г.
Pro Gratiarum Actione. Te Deum Laudamus // The St. Gregory hymnal and Catholic choir book / Nicola A. Montani (1880-?). -№264. - Philadelphia : St. Gregory Guild, 1920. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.archive.org/stream/stgregoryhymnal c00mont#page/n1/m ode/2up. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Te Deum // «Peters' Sodality Hymn Book» / Editor: Sisters of Notre Dame, Cicinnati, Ohio. New York, J. L. Peters, 1872. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.hymnary.org/hymnal/PSHB1872. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Te Deum // The Book of Common Prayer Noted (1550) / compiled by J. Merbecke. - Matins, part 1. - [Электронный ресурс]. - URL: http://justus.anglican.org/resources/bcp/Merbecke/Merbecke_Matins 1.htm#Venite. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Te Deum : Tonus solemnis // Paroissien Romain contenant La Messe et l'Office pour les dimanches et les fêtes chant Grégorien extrait de l'édition Vaticane et transcription musicale des Bénédictins de Solesmes. - Paris - Tournai - Rome - New York, 1956. - S. 1636-1639. - [Современная нотация].
Te Deum : Tonus simplex // Paroissien Romain contenant La Messe et l'Office pour les dimanches et les fêtes chant Grégorien extrait de
l'édition Vaticane et transcription musicale des Bénédictins de Solesmes. - Paris - Tournai - Rome - New York, 1956. - S. 16391642. - [Современная нотация].
62. Te Deum ELH Te Deum laudamus I // English and Latin Hymns, or Harmonies to
Part I of the Roman Hymnal: for the Use of Congregations, Schools, Colleges, and Choirs. - № 191 / Editor: Rev. J. B. Young, S.J. New York, Fr. Pustet and Co., 1884. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hymnary.org/hymnal/ELHH 1884. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
63. Te Deum ACH Te Deum // American Catholic hymnal : an extensive collection of
hymns, Latin chants and sacred songs for church, school and home including Gregorian masses, vesper psalms, litanies, motets for Benediction of the Blessed Sacrament, etc. / Marist Brothers. - № 434. - New York: P.J. Kenedy & Sons, 1913. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.archive.org/stream/americancatholic00maritfpage/n5/mo de/2up. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
64. Te Deum PH Te Deum // Parish Hymnal / Joseph Otten. - St. Louis, Mo.: B.
Herder, 1915. - №104. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.archive.org/stream/parishhymnal00otte#page/n3/mode/2 up. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
65. Te Deum DLSH Te Deum // The De La Salle Hymnal: for Catholic schools and
choirs / Editor: Christian Brothers. - № 212. - New York: La Salle Bureau, 1913. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.archive.org/stream/delasallehymnalf00chri#page/n7/mod
e/2up. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
СПИСОК РУКОПИСЕЙ
1. «Тебе Бога хвалим» греч. распева ГИМ
2. «Тебе Бога хвалим» - РНБ
3. «Тебе Бога хвалим» - РНБ расшифровка Кондрашковой
4. «Тебе Бога хвалим» герасим. напева ГИМ
5. «Тебе Бога хвалим» -Ирмологион 1653
6. «Тебе Бога хвалим» -Ирмологион 1744
«Тебе Бога хвалим» греческого распева: для четырех голосов [рукопись] // ГИМ. Епарх.певч. 5. - Л. 55об.-60об. - [Партии а-г].
Тебе Бога хвалим: крюковая партитура для четырех голосов (дискант, альт, тенор, бас) [рукопись] // РНБ, Кир.-Бел. № 677/934. - Л. 121-123 об. - [Факсимиле].
Тебе Бога хвалим: крюковая партитура для четырех голосов (дискант, альт, тенор, бас) [рукопись] // РНБ, Кир.-Бел. № 677/934. - Л. 121-123 об. - [Расшифровка Л.В. Кондрашковой].
«Тебе Бога хвалим» герасимовского напева для шести голосов [рукопись]. - ГИМ. Син. певч. 90а-м / 12. - Л. 213-215. -[Партии а-м].
«Тебе Бога хвалим» // Ирмологион 1653 г. - ГИМ. Син. певч. 32. - [последний лист в рукописи; нумерация листов отсутствует].
«Тебе Бога хвалим» // Ирмологион 1744 г. - ГИМ. Син. певч. 9. - Л. 124-125об.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян 2010
2. Алексеева 1981
3. Алексеева 2007
4. Амвросий 2008
5. Антем // Музыкальный словарь, 2008
6. Антиохия
7. Апель 2008
Акопян, Л.О. Музыка XX века: энциклопедический словарь / Л.О. Акопян. - Москва: Практика, 2010. - 855 c.
Алексеева, Г.В. Уровни формообразования знаменного роспева и принципы функционирования попевок в гласе (на материале певческой книги «Октоих»): автореф. дис... канд. иск.: 17.00.02 / Алексеева Галина Васильевна. - Киев, 1981. -24 c.
Алексеева, Г.В. Византийско-русская певческая палеография / Г.В. Алексеева. - СПб.: Д. Буланин, 2007. - 363 c.
Амвросий (Тимрот), иеромонах. Опыт создания новых переводов литургических текстов на современный язык в свете славяно-русской переводческой традиции. Доклад, прочитанный на Кирилло-Мефодиевских чтениях 17 июня 2008 г. в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН. С. 1-6. - [Электронный ресурс]. - URL: http://wertograd.narod.ru/arh/report.pdf. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Антем = Anthem // Музыкальный словарь, 2008. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://slovari.yandex.ru/~книги/Музыкальный%20словарь/Anth em. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Антиохия Сирийская. - [Электронный ресурс]. - URL: http://trezvenie.org/bible study/слайды/geo/Антиохия.html. Дата обращения: 14 октября 2014 г.
Апель, В. Григорианский хорал (в кратком изложении Т. Кюрегян) / В. Апель // Кюрегян Т.С. Григорианский хорал: учебное пособие / Т.С. Кюрегян, Ю.В. Москва, Ю.Н. Холопов; Моск. гос. консерватория
им. П.И. Чайковского. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. - С. 11-40.
Арановский 1991 Арановский, М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование / М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1991. - 317
9. Ашшер
10. Баранов 2011
с.
Ашшер, Джеймс. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%F8%F8%E5%F0, %C4%E6 %E5%E9%EC%F 1. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Баранов, А.Г. Мессы Йозефа Гайдна в контексте литургической музыки Австрии XVIII века: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Баранов Алексей Геннадьевич. - Казань, 2011. - 246 с.
11. Баранова МЭС (1) Баранова, Т.Б. Литургическая драма / Т.Б. Баранова //
Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 309.
12. Баранова МЭС (2) Баранова, Т.Б. Te Deum / Т.Б. Баранова // Келдыш Г.В.
Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 540-541.
13. Баранова, Владышевская МЭС
14. Баранова,
Баранова, Т.Б. Церковная музыка / Т.Б. Баранова, Т.Ф. Владышевская // Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 612-613.
Баранова, Т.Б. Церковная музыка / Т.Б. Баранова, Владышевская МЭ Т.Ф. Владышевская // Музыкальная энциклопедия / гл. ред.
Ю.В. Келдыш. - Т. 6. - М.: Сов. энцикл.; Сов. композитор, 1982. - С. 116-134.
15. Бенедиктинцы «Древо»
16. Бессы
Бенедиктинцы // Открытая православная энциклопедия «Древо». - [Электронный ресурс]. - URL: http://drevo-info.ru/articles/1447.html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Бессы. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C 1%E5%F 1%F 1 %FB. Дата обращения: 1 октября 2014 г.
17. Бобровский 1970 Бобровский, В.П. О переменности функций музыкальной
18. Бобровский 1978
19. Бобровский 2008
20. Бортнянский Древо
21. Бочаров
22. Бражников 1946
23. Бражников 1949
24. Бражников 1972
формы / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1970. - 227 с.
Бобровский, В.П. Функциональные основы музыкальной формы / В.П. Бобровский. - М.: Музыка, 1978. - 332 с.
Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: очерки: [в 2 вып.] / В.П. Бобровский; [ВНИИ искусствознания м-ва культуры СССР; редкол.: Г.Л. Головинский и др.]. - Вып. 2. - М.: КомКнига, 2008. -304 с.
Бортнянский Дмитрий Степанович // Открытая православная энциклопедия «Древо». - [Электронный ресурс]. - URL: http ://drevo-info. ru/articles/222. html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Бочаров, Ю.С. Te Deum / Ю.С. Бочаров // Словарь старинной музыки [в печати].
Бражников, М.В. Многоголосие знаменных партитур: (Палеографический, исторический и музыкально-технический анализ раннего русского церковного многоголосия по безлинейным строчным рукописям XVII в.) / М.В. Бражников. Диссертация. 1946-[1950]. - 182 с.
Бражников, М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII веков: Применение некоторых статистических методов к исследованию музыкальных явлений / М.В. Бражников. - М.: Музгиз, 1949. - 102 с.
Бражников, М.В. Древнерусская теория музыки / М.В. Бражников. - JI.: Музыка, 1972. - 423 с.
25. Бражников 1979 Бражников, М.В. Многоголосие знаменных партитур
(частичная публикация) / М.В. Бражников // Проблемы истории и теории древнерусской музыки: сборник статей / сост. А.С. Белоненко. - Л.: Музыка, 1979. - С. 7-61.
26. Браиловский 1973 Браиловский, М.М. Оратория в творчестве зарубежных
композиторов (ХУ11-Х1Х вв.). Возникновение и развитие жанра: Учеб.пособие [по курсу «Хоровая литература»] /
М.М. Браиловский. - Л., 1973. - 39 с.
27. Брудный 1998
28. Васильев 2005
29. Ведель ПЭ
30. Венедикт Нурсийский «Древо»
31. Венчание
32. Верещагин 1972
33. Ветлугина
Брудный, А.А. Краткий психологический словарь / А.А. Брудный; ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://psychology.academic.ru/183/архетип. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2005. - 283 с.
Ведель // Православная энциклопедия. - Т. 7. - С. 365-366. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.pravenc.ru/text/150013. html. Дата обращения: 8 ноября 2009 г.
Венедикт Нурсийский // Открытая православная энциклопедия «Древо». - [Электронный ресурс]. - URL: http://drevo-info.ru/articles/1766.html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Венчание. Песнопения Русской Православной Церкви: сборник / сост. Е.И. Калганова. - [Электронный ресурс]. -URL: http://kliros.ru/noty/venchanie_kalganova.pdf. Дата обращения: 21 сентября 2014 г.
Верещагин, Е.М. Из истории возникновения первого литературного языка славян. Варьирование средств выражения в переводческой технике Кирилла и Мефодия / Е.М. Верещагин. - М.: Издательство Московского университета, 1972. - 199 с.
Ветлугина, А. Гармонизация литургической музыки в католических приходах России / А. Ветлугина. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.artbene.ru/articles?Id=62. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
34. Владышевская Владышевская, Т.Ф. Древнерусская музыкальная культура / 2009 Т.Ф. Владышевская // История русской музыки : [учебник в
3-х вып.]. - М.: Музыка, 2009. - 558 с.
35. Вялова, Турилов Вялова, С. Бревиарии глаголические / С. Вялова, А. Турилов ПЭ // Православная энциклопедия. Т. 6. - С. 226-229. -
[Электронный ресурс]. - URL:
www.pravenc.ru/text/Бревиарий. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
36. Гарднер 2004 Гарднер, И.А. Богослужебное пение Русской Православной
Церкви: [в 2 т.] / И.А. Гарднер. - М.: ПСТГУ, 2004. - 1028 с.
37. Гаспаров 2001 Гаспаров, М.Л. Парафраз(а) / М.Л. Гаспаров // Литературная
энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. АН. Николюкин. - М.: Интелвак, 2001. - С. 718. -[Электронный ресурс]. - URL:
https://docs.google.com/uc?id=0Bw f54pvrxEtYk9QUk9sUGJ4a 28&export=download. Дата обращения: 22 декабря 2014 г.
38. Гвидо Аретинский Гвидо Аретинский. Послание о незнакомом пении / Перевод
С. Лебедева // Лебедев, С.Н. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке / С.Н. Лебедев, Р.Л. Поспелова. - СПб.: Композитор, 2000. - С. 217-231.
39. Герасимовский Герасимовский напев // Православная энциклопедия. Т. 11. С. напев ПЭ 179-180. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.pravenc.ru/text/164629.html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
40. Герцман МЭС Герцман, Е.В. Гимн / Е.В. Герцман // Келдыш Г.В.
Музыкальный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136.
41. Герцман 1996 Герцман, Е.В. Гимн у истоков Нового Завета: Беседы о
музыкальной жизни ранних христианских общин / Е.В. Герцман. - М.: Музыка, 1996. - 288 с.
42. Гилярова 1999 Гилярова, ВМ. Евангельская тема «Семь слов Спасителя на
кресте» в христианской культуре: к проблеме интерпретации:
43. Гимн ЭБЕ
44. Горина
автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02 / Гилярова Валентина Михайловна. - М.: Банк культурной информации, 1999. - 28 с.
Гимн // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. - [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/6934. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Горина, Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви / Т. Горина // Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии. - [Электронный ресурс]. - URL: http://eparhia.karelia.ru/tanya05.htm. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Горная, И.Н. Жанр оратории в творчестве композиторов венской классической школы: автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02 / Горная Ирина Николаевна. - Л., 1987. - 19 с.
Город Ниш: [карта]. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.marshruty.ru/places/PlaceGoogle.aspx?PlaceID=b28d fcfc-1895-4f73 -9613-67aa347da9c6. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Гребнева, И.В. Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ века: [монография] / И.В. Гребнева; Моск. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского. Каф. зарубежной музыки. - М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2010. - 355 с.
48. Греческая музыка Греческая музыка. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://orpheusmusic.ru/publ/90-1-0-6
45. Горная 1987
46. Город Ниш
47. Гребнева 2010
49. Греческий распев ПЭ
Греческий распев // Православная энциклопедия. Т. 12. - С. 430-436 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/166465.html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
50. Григорьева ТСК Григорьева, Г.В. Новые эстетические тенденции музыки
51. Даниелян 2012
52. Державин 1940
53. Дубравская 1996
второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления / Г.В. Григорьева // Теория современной композиции / [отв. ред.: В С. Ценова]. - М.: Музыка, 2005. - С. 23-40.
Даниелян, А.В. Te Deum А. Пярта: «новое рождение» жанра : дис... магистра муз. искусства : 073500.68 / Даниелян Аревик Владимировна. - М., 2012. - 147 с.
Державин, Н.С. Происхождение молдавского народа / Н.С. Державин // Советская наука. - 1940. - № 12. -[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o428&gl =createfirst. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Дубравская, Т.Н. История полифонии: В 7 вып. Вып. 2-Б: Музыка эпохи Возрождения. XVI век / Т.Н. Дубравская; [предисл. Д. Ромадинова]. - М.: Музыка, 1996. - С. 214-322.
Дьячкова, Л.С. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: вопросы теории и практики: Лекция по спецкурсу «Гармония» / Л.С. Дьячкова. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1992. - 46 с.
Дьячкова, Л.С. Гармония в западноевропейской музыке (IX-начало XX века): учебное пособие / Л.С. Дьячкова; М-во культуры Российской Федерации, Российская акад. Музыки им. Гнесиных. - М.: РАМ имени Гнесиных, 2009. - 230 с.
Евдокимова, Ю.К. История полифонии: В 7 вып. Вып. 1: Многоголосие средневековья, X-XIV вв. / Ю.К. Евдокимова. - М.: Музыка, 1983. - 453 с.
57. Евдокимова 1989 Евдокимова, Ю.К. История полифонии: В 7 вып. Вып. 2А:
Музыка эпохи Возрождения. XV век / Ю.К. Евдокимова; [ред. В В. Протопопов]. - М.: Музыка, 1989. - 412 с.
54. Дьячкова 1992
55. Дьячкова 2009
56. Евдокимова 1983
58. Евдокимова, Симакова 1982
Евдокимова, Ю.К. Музыка эпохи Возрождения: СаПш рпш Гас1;ш и работа с ними / Ю.К. Ефимова, Н.А. Симакова. - М.: Музыка, 1982. - 253 с.
59. Ефименко 1996 Ефименко, А.Г. Эволюция жанра реквиема в аспекте
60. Ефимова 1984
61. Ефимова 2004
62. Ефимова 2006
63. Жданова 2000
64. Жуан Бонтемпу
65. Зосим 2009
66. Зосим 2011
трактовки темы смерти (реквием эпохи романтизма): автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02 / Ефименко Аделина Гелиевна. - Киев, 1996. - 26 с.
Ефимова, И.В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве XVII-начала XVIII века: дис. канд. иск.: 17.00.02 / Ефимова Ирина Викторовна. - Л., 1984. - 205 с.
Ефимова, Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X столетий / Н.И. Ефимова. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2004. - 282 с.
Ефимова, Н.И. Музыкальные формы и жанры культовой монодии западного средневековья («григорианский хорал») / Н.И. Ефимова // Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В.Н. Холопова; Моск. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского. - Изд. 3-е, стереотип. -СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2006. - С. 159185.
Жданова, А.Н. Св. Амвросий Медиоланский и его гимны: автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02 / Жданова Александра Николаевна. - Новосибирск, 2000. - 23 с.
Жуан (Жуау) Домингуш Бонтемпу. Тебя, Бога, хвалим (Te Deum) фа мажор [аудио-запись]. - [Электронный ресурс]. -URL: http://intoclassics.net/news/2011-12-20-26361. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Зосим, О.Л. Западноевропейская рождественская песня в восточном репертуаре XVII-XIX вв. / О.Л. Зосим // Вестник ПСТГУ. Серия V: Музыкальное искусство христианского мира. - 2009. - Вып. 2 (5). - С. 52-75. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://pstgu.ru/download/1268141445.zosim.pdf. Дата
обращения: 14 октября 2014 г.
Зосим, О.Л. Духовная песенность в украинской и
67. Иванов-Борецкий 1910
68. Иванов 1973
69. Иванько 2006 (2)
70. Ивашкин 1983
71. Из истории мировой органной культуры.
72. ИРМ
73. Карабинов 2004
74. Карцовник МЭС
75. КЭ
белорусской церковной практике ХУП-ХХ вв. / О.Л. Зосим // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2011. - Вып. 3 (6). - С. 110-124. -
обращения: 14 октября 2014 г.
Иванов-Борецкий, М.В. История мессы: Очерк / М.В. Иванов-Борецкий. - М., 1910. - 28 с.
Иванов, В.Ф. Хоровое творчество Д.С. Бортнянского: автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02 / Иванов В.Ф. - Киев, 1973. - 24 с.
Иванько, Н.Г. Stabat Mater в богослужении и композиторском творчестве (к проблеме жанровой модели): дис. . канд. иск.: 17.00.02 / Иванько Наталья Георгиевна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 210 с.
Ивашкин, А.В. Кшиштоф Пендерецкий: монографический очерк / А.В. Ивашкин; [вступ.ст. М.Е. Тараканова]. - М.: Советский композитор, 1983. - 124 с.
Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков: учебное пособие / сост. М. Воинова, Е. Кривицкая. - М.: Моск. Гос. консерватория им. П.И.Чайковского, 2007. - 839 с.
История русской музыки : [учебник в 3-х вып.]. - М.: Музыка, 2009. - 558 с.
Карабинов, И.А. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянского перевода / И.А. Карабинов. - М.: ИХТИОС, 2004. - 349 с.
Карцовник, В.Г. Григорианское пение / В.Г. Карцовник // Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 150.
Католическая энциклопедия. В 5 тт. - М.: Изд-во францисканцев, 2002-2012.
[Электронный ресурс]. -
http://pstgu.ru/download/132343816§1010-124.pdf.
URL:
Дата
76. Католический форум
77. Келдыш МЭС
78. Ким 1994
79. Кирилл и
Мефодий ЭБЕ
80. Кириллина 2007 (1)
81. Кириллина 2007 (2)
82. Кириллина 2007
(3)
83. Кириллина 2008
84. Клейнер 1994 (1)
Католический форум пана Заглобы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://zagloba.me/index.php?showtopic=7533. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Келдыш, Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 671 с.
Ким, М. Григорианская мелодия Te Deum: Курсовая работа по анализу музыкальных произведений (МГК) / М. Ким; н.р. Р.Л. Поспелова. - Рукопись. - М., 1994. - 25 с.
Кирилл и Мефодий // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. - [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz efron/52042/Кирилл. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Часть 1: Самосознание эпохи и музыкальная практика / Л.В. Кириллина. - М.: Моск. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 1996. - 189 с.
Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Часть 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции / Л.В. Кириллина. - М.: Композитор, 2007. - 223 с.
Кириллина, Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Часть 3. Поэтика и стилистика / Л.В. Кириллина. -М.: Композитор, 2007. - 376 с.
Кириллина, Л.В. Оратории Г.Ф. Генделя: учебное пособие / Л.В. Кириллина. - М.: Моск. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2008. - 56 с.
Клейнер, Б.А. «Додекахорд» Г. Глареана. К исследованию двенадцатиладовои теории по первоисточнику: автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02 / Клейнер Борис Аркадьевич. - М., 1994. - 19 с.
85. Клейнер 1994 (2) Клейнер, Б.А. «Додекахорд» Г. Глареана. К исследованию
двенадцатиладовой теории по первоисточнику: дис. канд. иск.: 17.00.02 / Клейнер Борис Аркадьевич. - М., 1994. - 187 с.
86. Кокорева 2007 Кокорева, Л.М. Кшиштоф Пендерецкий / Л.М. Кокорева //
История зарубежной музыки. ХХ век : [учебное пособие для студентов музыкальных вузов] / Моск. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, Гос. ин-т искусствознания ; отв. ред. Н А. Гаврилова. - М.: Музыка, 2007. - С. 124-134.
87. Кондрашкова 2004 Кондрашкова, Л.В Раннее русское строчное многоголосие : в
2 ч./ Л.В. Кондрашкова; Центр. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. - М. : МАКС Пресс, 2013. - 432, 167 с.
Конотоп, А.В. Русское строчное многоголосие XV-XVII веков: текстология, стиль, культурный контекст / А.В. Конотоп. - М.: Композитор, 2005. - 346 c.
Корний, Л.Ф. Болгарский распев в певческой практике Украины XVI-XVII вв. (к проблеме украинско-болгарских музыкальных связей) : автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02 / Корний Лидия Филипповна. - Киев, 1980. -26 с.
Коробова, А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / А.Г. Коробова. - М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. - 173 с.
Кривицкая, Е.Д. История французской органной музыки. Очерки / Е.Д. Кривицкая. - М.: Композитор, 2003. - 343 с.
Ксёндз. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ксендз. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Кульбакин, С.МДревне-церковно-славянский язык / С.М. Кульбакин. - Харьков: Типо-литография М.Зильберг и с-вья, 1911. - 130 с. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.twirpx.com/file/274764. Дата обращения: 30
88. Конотоп 2005
89. Корний 1980
90. Коробова 2007
91. Кривицкая 2003
92. Ксёндз
93. Кульбакин 1911
94. Кушпилёва 2006 (1)
95. Кушпилёва 2006 (2)
96. Кюрегян МЭ
97. Кюрегян МЭС
98. Кюрегян 2003
99. Кюрегян ТСК
100. Кюрегян. ГХ
101. Лебедев ПЭ
102. Лебедев, Никитин ПЭ
августа 2014 г.
Кушпилёва, М.Ю. Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность: автореф. дис. .канд. иск.: 17.00.02 / Кушпилёва Марина Юрьевна. - Магнитогорск, 2006. - 21 с.
Кушпилёва, М.Ю. Претворение текста Stabat Mater в духовной хоровой музыке: история и современность / М.Ю. Кушпилёва. - Омск: Вариант-Сибирь, 2006. - 160 с.
Кюрегян, Т.С. Te Deum / Т.С. Кюрегян // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти тт. / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - Т. 5. - М.: Сов. энцикл.; Сов. композитор, 1981. - С. 482-484.
Кюрегян, Т.С. Хоральная обработка / Т.С. Кюрегян // Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 602.
Кюрегян, Т.С. Форма в музыке XVII-XX веков / Т.С. Кюрегян. - М.: Композитор, 2003. - 302 с.
Кюрегян, Т.С. Музыкальная форма / Т.С. Кюрегян // Теория современной композиции / отв. ред.: В.С. Ценова. - М.: Музыка, 2007. - С. 266-313.
Кюрегян, Т.С. Григорианский хорал: Учебное пособие / Т.С. Кюрегян // Кюрегян Т.С., Москва Ю.В., Холопов Ю.Н. -М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. - 260 с.
Лебедев, С.Н. Амвросий. Гимны / С.Н. Лебедев // Православная энциклопедия. Т. 2. Электронная версия. -[Электронный ресурс]. - URL: www.pravenc .ru/text/ Амвросий. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
Лебедев, С.Н. Амвросианское пение / С.Н. Лебедев, С.И. Никитин // Православная энциклопедия. Т. 2. - С. 117118. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravenc.ru/text/114340.html. Дата обращения: 30 августа 2014 г.
103. Лебедев, Лебедев, С.Н. Música Latina: Латинские тексты в музыке и Поспелова ML музыкальной науке / С.Н. Лебедев, Р.Л. Поспелова. - СПб.:
Композитор, 2000. - 256 с.
104. Лебедева-Емелина Лебедева-Емелина, А.В. Березовский / А.В. Лебедева-Емелина ПЭ (1) // Православная энциклопедия. Т. 4. - С.650-652. -
[Электронный ресурс]. - URL: www.pravenc.ru/Березовский. Дата обращения: 9 мая 2009 г.
105. Лебедева-Емелина Лебедева-Емелина, А.В. Давыдов С.И. / А.В. Лебедева-
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.