Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Марсадолова, Татьяна Леонидовна

  • Марсадолова, Татьяна Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 306
Марсадолова, Татьяна Леонидовна. Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2011. 306 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Марсадолова, Татьяна Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В СОДЕРЖАНИЕ СВЕТСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1.1. Исторические предпосылки формирования в светской школе содержания учебного модуля «Основы православной культуры».

1.2. «Православная культура» как объект изучения в содержании школьного культурологического образования.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

2.1. Культурологический подход к построению содержания модуля «Основы православной культуры».

2.2. Выбор методики изучения модуля «Основы православной культуры».

ГЛАВА 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ШКОЛЬНИКОВ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ.

3.1. Познавательный интерес к православной культуре как одно из условий духовно-нравственного воспитания учащихся.

3.2. Педагогическое исследование «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры».

3.3. Факторы повышения эффективности формирования познавательного интереса учащихся к православной культурев светской школе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение православной культуры в светской школе: культурологический подход»

Предлагаемая диссертационная работа посвящена исследованию места и роли православной культуры в современной светской школе России, а также культурологическому подходу к изучению православной культуры. Рассматриваются теоретические основания включения модуля «Основы православной культуры» в светское школьное образование, методика изучения данного модуля и проблема повышения познавательного интереса учащихся к православной культуре.

Актуальность исследования. В настоящее время намечаются пути выхода из системного кризиса образования, одним из которых является переход высших и средних образовательных • учреждений на новые' Федеральные государственные образовательные стандарты.

Одной из важных составляющих кризиса российского школьного образования является кризис воспитания, выражающийся в потере учащимися нравственных ориентиров жизненного выбора. Необходимость воссоздания системы нравственного воспитания школьников отражена в Федеральных государственных образовательных ■ стандартах «второго' -поколения», Законе РФ «Об образовании», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Национальной доктрине образования до 2025 г.», «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». .

В процессе глобализации воспитание национального самосознания и национальной идентичности школьников возможно, прежде всего, через знание культуры своей страны. Такие исследователи, как Т.А. Берсенева, И.В. Метлик, Л.А. Харисова, игумен Г. Шестун и др.1, связывают решение

1 Берсенева Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции. СПб.: СПбАППО, 2007. 172 е.; Метлик И.В. Изучение религии и образование // Педагогика. 2003. № 7. С. 71-78; Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. М.: Педагогика, 2009. №10. С. 36-46; Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. М.: задачи по созданию системы нравственных ориентиров в школьном образовании с обращением к историческим истокам российского образования — православной культуре. Изучение религиозной культуры в современной светской школе позволяет реализовать ценностный потенциал духовных традиций культуры России в нравственном воспитании учащихся.

Для поиска оптимальных форм и содержания изучения религиозной культуры в светской школе Министерством образования и науки РФ был запланирован и проведён эксперимент по введению в школы 19 регионов России новой образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики». В состав данной области входят шесть модулей: основы православной, иудейской, мусульманской, буддийской культур, религиоведение,- светская этика. Результаты эксперимента- будут служить" основанием для заключения, насколько эффективным является воспитание-, учащихся на ' универсальных ценностях традиционных для России религиозных культур.

Изучение религиозной культуры в светской школе связано с реализацией принципов толерантности, заключающихся в понимании общенациональньк идеалов и уважении культурных традиций различных^ этнических и конфессиональных групп. На основе освоения учащимися ценностей своей этнической культуры происходит приобщение ко всей российской культуре.

Включение в содержание светского школьного образования учебного материала по православной культуре актуализирует научные исследования в области теории и практики изучения православной культуры. Уровень развития современной науки позволяет разработать теоретическую базу для формирования содержания модуля «Основы православной культуры». Но в настоящее время ещё не создана теория и методика изучения православной культуры в светской школе. Это определяет необходимость поиска

Просвещение, 2002. 336 е.; Шестун Е., игумен. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001. 576 с; Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. 2006. № 4. С. 53-61. инновационных форм, методов и содержания духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении православной культуры. Требуется выбрать целесообразный подход к изучению православной культуры в светской школе, основанный на принципах историзма, толерантности и светскости российского образования. Таким подходом (наряду с философско-мировоззренческим и др.) является культурологический подход.

Культурологический подход к изучению православной культуры в светской школе ещё не был предметом диссертационного исследования.

Объект исследования - религиозная культура в содержании современного российского светского школьного образования.

Предмет исследования - методика изучения православной культуры в современной светской школе России. ' •. • . •

Цель исследования - выявить теоретические основания методики изучения православной культуры в светской школе на основе культурологического подхода, обеспечивающей повышение познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры:

Задачи исследования:

• проанализировать и обобщить научно-исследовательскую и учебно- . методическую литературу по проблемам изучения православной культуры в современной светской школе;

• обосновать необходимость применения культурологического подхода для изучения модуля «Основы православной культуры»;

• раскрыть сущность основных категорий «православная культура», «культурологический подход», «познавательный интерес»;

• разработать методику изучения православной культуры в светской школе;

• сформировать содержание учебного модуля по изучению православной культуры в системе школьного культурологического образования;

• проверить гипотезу исследования в ходе педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования состоит в том, что изучение православной культуры в светской школе на основе культурологического подхода и методов эвристического обучения обеспечивает:

• повышение уровня познавательного интереса учащихся к православной культуре;

• формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;

• условия для приобщения учащихся к ценностям православной культуры в процессе познавательной деятельности.

Уровень познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры зависит .от их уровня знаний о православной культуре. •

Степень научной разработанности проблемы. Исходя из цели, задач и структуры данной работы, были взяты фундаментальные идеи философско-культурологических, антрополого-педагогических и научно-методических исследований. Теоретические , основания разработки культурологического подхода к изучению православной культуры в светской школе содержатся в ряде работ: философско-культурологических (Г.П. Выжлецова, К.Г. Доусона, М.С. Кагана, A.A. Королькова, о. Андрея Кураева, Д.С. Лихачёва, Э.С. Маркаряна, о. Александра Меня, М.С. Уварова, А .Я. Флиера, о. Павла Флоренского, М.

2 3

Элиаде,) , антрополого-педагогических (B.C. Библера, А.П. Валицкой) ,

2 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. 152 е.; Доусон К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2000. 281 е.; Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 е.; Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 384 е.; Философия культуры. СПб.: TOO TK «Петрополис», 1996. 416 е.; Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.: РХГИ, 1998. 576 е.; Духовные основания русской школы. Бийск: НИЦ БГПУ им. В. М. Шукшина, 2004. 165 е.; Духовная антропология. СПб.: Изд-во СПбГУ ун-та, 2005. 324 е.; Духовный смысл русской культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2006. 739 е.; Русская школа и стратегия духовного просвещения II Педагогика. 2003. № 5. С. 97-105; Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? М.: Грифон, 2007. 272 е.; Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда // Об интеллигенции. (Приложение к альманаху «Канун», выпуск 2). СПб.: «Наука» РАН, 1993. С. 426-444; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 е.; Программные предложения по реформированию ЮНЕСКО. Ереван, 2009. 79 е.; Мень А. Истоки религии. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. 428 е.; Радостная весть (Лекции). M.: АО «Вита-Центр», 1992. 320 е.; Уваров М.С. Богословие и научно-методических (Т.Б. Алексеевой, Д.К. Бурлака, Н.Б. Крыловой, И.В. Метлика, Л.М. Мосоловой, Г.Б. Поляковой, В.М. Розина, С.Н. Токарева, Л.А. Харисовой, Г.К. Щедриной)4 и др.

Общепедагогическим аспектам проблемы диссертационного исследования посвящены труды Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанского, Т.А. Барышевой, Л.И. Гриценко, М.А. Данилова, О.Б. Даутовой, Ф.А.В. Дистервега, Д. Дьюи, В.Б. Ежеленко, В.И. Загвязинского, Л.В. Занкова, В. Зеньковского, И. Ильина, Б.М. Неменского, П.И. Пидкасистого, А.И. Пискунова, И.П. Подласого, Я. Скалковой, М.Н. Скаткина, В.А. Тихонова К.Д. Ушинского5 и др. При разработке, проведении и обработке по реформированию ЮНЕСКО. Ереван, 2009. 79 е.; Мень А. Истоки религии. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. 428 е.; Радостная весть (Лекции). М.: АО «ВиТа-Центр», 1992. 320 е.; Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1. С. 103115; Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие.'М.: Академический Проект, 2000. 496 е.; Флоренский П. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Мысль, 2004.685 е.; Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

3 Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. M.: Политиздат, 1991. 411 е.; Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Изд-во «Алеф» Гуманитарный центр, 1993. 416 е.; Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 146 с.

4Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: Научно-методическое пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 301 е.; Бурлака Д.К. Метафизика культуры. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. 352 е.; Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 е.; Метлик И.В. О понимании светскости государства и светского характера образования в государственной школе [Электронный ресурс] // Газета «Радонеж»: [сайт]. URL: http://www.radonezh.ru/analytic/9108.html (дата обращения: '14.02.2011); Мосолова JI.M. Учебная программа базового'курса'«Мировая художественная ' культура» // Культурологическое образование школьников. Выпуск 1: Базовые и элективные курсы для профильного обучения старшеклассников: Учебно-методический комплекс. СПб.: Астерион, 2007. С. 23-43; Культурологическое образование в истории Герценовского университета // Культурологические исследования' 2008: сборник научных статей. СПб.: Астерион, 2008. С. 8-11; О культурологических проблемах и задачах новой школы // Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: культурологическое измерение. СПб.: Астерион, 2011. С. 9-16; Полякова Г.Б. Культурное пространство школы: репрезентация субкультур // Человек в современном мире. СПб.: Из-во РХГА, 2004. С. 324-332; К вопросу о понятии «культура школы» (методологический аспект) // Школа и учитель в культуре региона: инновационные ресурсы развития. СПб.: Астерион, 2010. С. 16-23; Розин В.М. Культурология: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 462 е.; Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // «Культурологические исследования» 02. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 327-343; Теоретические основания содержания процесса обучения культурологии // «Культурологические исследования» 03. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 402-423; Воспитание в процессе обучения культурологии // Человек в современном мире: материалы всероссийской конференции. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 367-388; Культурологическое образование в системе общекультурной подготовки школьников: состояние, проблемы, перспективы // Школа и учитель в культуре региона: инновационные ресурсы развития. СПб.: Астерион, 2010. С. 23-32; Щедрина Г.К. Понятие «модель мира», его междисциплинарный статус» // Культурологические исследования^ 1: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 3-12; Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании образования. М.: Просвещение, 2002. 336 е.;

3 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 е.; Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 е.; Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев: «Радянська школа», 1985. 256 е.; Барышева Т.А., Тулина И.Г., Шекалов В.А. и др. Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 416 е.; Гриценко Л И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. М.: «Академия», 2005. педагогического исследования автор опирался на работы Б.Г. Ананьева, В.Н. Дружинина, Т.В. Корниловой, А.Д. Наследова, Е.В. Сидоренко, A.B. Хуторского6.

При рассмотрении проблемы познавательного интереса и учебной мотивации школьников использовались труды Б.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Т.Д. Дубовицкой, А.Г. Машевского, A.C. Роботовой, C.JI. Рубинштейна, В.А. Филипповой, Г.И. Щукиной и др7.

Для нахождения теоретических оснований содержания изучения православной культуры в светской школе был обобщён и проанализирован

240 е.; Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: АПН СССР, 1971. 36 е.; Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьников в образовательном процессе: Монография. СПб.: ЛЕМО, 2010. 300 е.; Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 е.; Ежеленко В.Б. Педагогический метод: монография. СПб.: Изд, РХГИ, 1995. 340 е.; Диалектика "действий -и поступков в учебной деятельности. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/ezhelenko/educdial32.html (дата обращения: 20.09.2011); Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 е.; Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. 309 е.; Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. 272 е.; Ильин И. Русский учитель // Опыты православной педагогики. М.: «Молодая гвардия», 1993. С. 196-197; Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. 192 е.; Пидкасистый П.И. Учебное пособие по курсу «Педагогика». М.: МЭИ, 1981. 107 е.; Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1981. 528 е.; Теория и практика педагогического "эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова. М.; 1979. 196 е.; Подласый И.П. Педагогика. М.: Педагогика, 1996. 630 е.; Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М: Педагогика., 1989. 219 е.; Скаткин М. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 152 е.; Тихонов B.A., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остроухов B.B. Основы научных исследований: теория и практика. М.: «Гелиос APB», 2006. 352 е.; Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М.: Изд-во УРАО, 2002.476 е.; Родное слово. СПб.: «Белый город», 2008. 128 с.

6 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: «Питер», 2001. 272 е.; Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: «Питер», 2000. 320 е.; Корнилова T.B. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2002. 381 е.; Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: «Речь», 2004. 392 е.; Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 е.; Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.416 с.

7 Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учёные записки ЛГУ, № 265. Вып. 16, Психология. Л., 1959. С. 41-60; Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. М., 1991. № 4. С. 5-18; Педагогическая психология. М.: ACT: Люкс, 2005. 671 е.; Дубовицкая Т.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии, 2005. №1. С. 73-78; Машевский А.Г. Проблемы учебной мотивации в контексте культурологического подхода к образованию // Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: культурологическое измерение. СПб.: Астерион, 2011. С. 17-30; Роботова A.C. Взаимосвязь формирования мировоззрения, нравственности и познавательных интересов школьников в учебном процессе // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. С. 85-117; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 2000. 712 е.; Филиппова В.А. Эстетический и познавательный интерес в обучении // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. С. 118149; Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 е.; Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 е.; Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.208 с. выделены основные педагогические принципы изучения православной культуры в современной светской школе и факторы повышения эффективности формирования познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры;

- на основе культурологического подхода разработано содержание учебного модуля «Основные образы православного искусства в культуре России»;

- проведено педагогическое исследование на региональном уровне, в ходе которого была выявлена взаимосвязь уровня интереса и уровня знаний о православной культуре учащихся 4-5 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Курска.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на системном подходе, который позволил провести культурологический анализ места и роли изучения православной культуры в современной светской школе России. В исследовании были применены историко-культурный и сравнительно-исторический методы для выявления исторических предпосылок формирования содержания учебного модуля «Основы православной культуры». \ . - •":.•;

Личностно-ориентированный подход и методы эвристического обучения были важны для создания методики изучения православной культуры. Для разработки, проведения и обработки педагогического исследования были выбраны методы эмпирического исследования: эксперимент, тестирование, опрос, количественный, сравнительный, генетический. Данные, полученные в результате опроса и тестирования, обрабатывались с помощью описательной статистики, критерия ф* (углового преобразования Фишера), коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Источниковую базу исследования составила законодательно-нормативная, философская, культурологическая, историческая, педагогическая, научно-методическая, искусствоведческая литература по предмету исследования, а также экспериментальные данные педагогического исследования «Интерес учащихся 4-5 классов к изучению православной культуры».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые дано научное обоснование понятия «православная культура» как объекта изучения в содержании школьного культурологического образования.

В ходе педагогического эксперимента диссертационного исследования выявлена зависимость уровня познавательного интереса учащихся, а в дальнейшем - положительной мотивации к изучению православной культуры от уровня знаний школьников о православной культуре. Выявлены теоретические основания и пути повышения познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры, что вносит определённый вклад в развитие теории и практики школьного культурологического образования.

Впервые в рамках культурологического подхода определены перспективные методологические стратегии изучения религиозной культуры в современной светской школе, основные педагогические принципы и ведущие, факторы, обеспечивающие повышение - эффективности процесса приобщения учащихся к ценностям православной культуры через формирование познавательного интереса учащихся к изучению религиозной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационной работы могут быть применены в системе школьного культурологического образования в качестве теоретической и методической основы при разработке содержания и методики изучения учебных дисциплин «Основы православной культуры» и «Мировая художественная культура. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при выполнении обобщающих научных исследований по теории и методике культурологического образования, при подготовке учебников и методических пособий, для создания элективных и факультативных курсов в системе общего и профильного образования школьников.

Апробация результатов исследования. Экспериментальная апробация исследования осуществлялась в феврале - марте, ноябре - декабре 2010 г., феврале - марте 2011 г. на базе общеобразовательных школ № 174, № 255, №411, № 554, № 636 и гимназий № 114, № 116, № 168, № 177, № 446, № 524 г. Санкт-Петербурга, школы № 1 г. Выборга, школ № 6, № 7, № 17, № 18, № 45 г. Курска, школы с. Клюква (Курская область) и в МОУ СОШ Замостянская г. Суджа.

Основные положения диссертации были представлены для обсуждения на научных конференциях: Международная конференция «Ното ЕигаБІсш в глубинах и пространствах истории» (Санкт-Петербург, 2008); Шестая и Седьмая Всероссийские научно-практические конференции «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения» (Санкт-Петербург, 2008, 2009); Вторая Герценовская школа практической культурологии в рамках Четвёртого Собрания НОКО (Санкт-Петербург, 2010); Третий Российский культурологический конгресс с международным участием ;«Креативность -. в : пространстве традиции и- инновации»: (Санкт- , Петербург, 2010); Второй всероссийский Выборгский культурологический семинар «Школа и учитель в культуре региона» по теме «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: культурологическое измерение» (Выборг, 2010); Научно-практическая конференция с международным участием «Ношо ЕигаБІсш в сакральных ландшафтах древности» (Санкт-Петербург, 2010).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (261 наименований), 3 приложений (69 страниц и 70 иллюстраций). Объём основного текста составляет 166 страниц, общий объём диссертации - 306 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Марсадолова, Татьяна Леонидовна

Результаты исследования являются основанием для утверждения о том, что уровень познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры зависит от уровня знаний школьников о православной культуре, а изучение православной культуры в светской школе на основе культурологического подхода и методов эвристического обучения обеспечивает формирование положительной' мотивации к изучению православной культуры как условия для приобщения учащихся к ценностям православной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты диссертационного исследования служат основанием для вывода о том, что в России существуют исторические традиции изучения православной культуры в светской школе и имеется значительная теоретическая база для формирования содержания модуля «Основы православной культуры» (ОПК) (труды по православной культуре учёных дореволюционного, советского и современного периодов).

Введение данного модуля в светскую школу привело к созданию учебно-методических комплексов и пособий по православной культуре и появлению различных подходов к изучению православной культуры. Методика изучения ОПК находится ещё в стадии разработки.

В работе даётся теоретическое обоснование культурологического подхода к изучению религиозной культуры в современной светской школе как одной из перспективных методологических стратегий изучения религии как феномена культуры, необходимости рассмотрения православной культуры как объекта изучения в школьном культурологическом образовании и методики изучения православной культуры на основе культурологического подхода. Выделены 19 педагогических принципов изучения православной культуры и четыре фактора повышения эффективности формирования познавательного интереса учащихся к изучению православной культуры: диалог как метод личностно-ориентированного обучения, метапредметный подход к изучению модуля «Основы православной культуры», методы и формы эвристического обучения, визуализация учебного материала.

Сформировано содержание (целевой и информационный блоки) авторского учебного модуля «Основные образы православного искусства в культуре России» для учащихся общеобразовательной школы. Для визуализации материала по православной культуре был составлен альбом иллюстраций к модулю. Данный модуль может стать частью содержания учебного предмета «Основы православной культуры», или факультативом к нему.

Апробация диссертационного исследования проводилась в 12 школах и гимназиях Санкт-Петербурга и 7 школах Курска и Курской области. Педагогическое исследование состояло из трёх эмпирических исследований: формирующего эксперимента, опроса и тестирования. Результаты обработки полученных данных подтвердили выдвинутую гипотезу. Было установлено, что общий уровень интереса к православной культуре (93,9% против 82,9%) и общий уровень знаний о православной культуре (60,7% против 47,7%) выше у учащихся школ Курска, изучающих «Основы православной культуры», чем у учащихся школ Санкт-Петербурга, не изучающих ОПК. Всего в исследовании приняли участие 765 учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Марсадолова, Татьяна Леонидовна, 2011 год

1. Аверинцев С. Связь времен. Киев: Дух и Литера, 2005. 448 с.

2. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: Научно-методическое пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 301 с.

3. Алпатов М. Андрей Рублев. М.: Изобразительное искусство, 1972.204 с.

4. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 560 с.

5. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учёные записки ЛГУ. № 265. Вып. 16. Психология. Л., 1959. С. 41-60.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

7. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981.240 с.

8. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. Казань, 1994. 247 с.

9. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Смоленск: Универсум, 2004. 176 с.

10. Арказаньян Ц.Б. Культура и цивилизация: проблемы теории и культуры // «Вестник истории мировой культуры». 1961. № 3. С. 62-65.

11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.

12. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев: «Радянська школа», 1985. 256 с.

13. Барская H.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: «Просвещение», 1993. 221 с.

14. Барышева Т.А., Тулина И.Г., Шекалов В.А. и др. Креативный ребёнок. Диагностика и развитие творческих способностей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 416 с.

15. Бенедиктов H.A. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003. 272 с.

16. Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М.: «Интербук-бизнес», 2005. 254 с.

17. Бердяев H.A. Философия свободы. М.: Олма-Пресс, 2000. 351 с.

18. Берсенева Т.А. Воспитательный потенциал уклада жизни в русской культурной традиции. СПб.: СПбАППО, 2007. 172 с.

19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Изд. полит, лит., 1991.411 с.21; Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово: Изд-во «Алеф» Гуманитарный центр, 1993. 416 с.

20. Бикметов Е.Ю. Образование как сфера общения. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1998. 124 с.

21. Бименова Т.И. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Русская культура IX-XVII веков. Русская культура XVIII-XIX веков: элективные курсы. Волгоград: Учитель, 2009. 173 с.

22. Бобахо В.А, Левикова С.И. Культурология: Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М.: Фаир-Пресс, 2000. 400 с.

23. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М.: ТОО «ИЗАН», 1996. 312 с.

24. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1987. 164 с.

25. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Мифрил, 1995. 256 с.

26. Бородина A.B. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Изд. 5-е, испр. М.: Основы православной культуры, 2006. 64 с.

27. Бородина A.B. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей школы. Изд. 5-е. М.: Основы православной культуры, 2006. 232 с.

28. Бубер М. Два образа веры. Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Республика, 1995. 464 с.

29. Булгаков С., протоирей. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев: «Лыбидь», 1991. 240 с.

30. Бурлака Д.К. Метафизика культуры. СПб.: Изд-во РХГА, 2009. 352с.

31. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. СПб.: «Лига Плюс», 2001. 352 с.

32. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: Мысль, 1992. 637 с.

33. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1995. 366 с.

34. Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966. 66 с.

35. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. 288 с.

36. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 146 с.146

37. Валицкая А.П., Султанов K.B. Детство и общество в контексте культуры. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2009. 394 с.

38. Васильева З.И., Седова Н.В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.399 с.

39. В 18 из 27 стран ЕС преподавание религии является обязательным Электронный ресурс. // УНИАН Религии: [сайт]. URL: http://religions.unian.net/rus/detail/1492 (дата обращения: 24.08.2010).

40. Всем епархиальным преосвященным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Электронный ресурс. // «Разум или вера?»: [сайт]. URL: http://atheismm.narod.ru/atheism/rpc/direct.htm (дата обращения: 20.04.2010).

41. Выготский JI.C. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5-18.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: ACT, Астрель, Люкс, 2005. 671 с.

43. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. 152 с.

44. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. Научно-теоретический журнал. 1990. № 4. С. 127-165.

45. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб.: САТИСЪ, 1995. 371 с.

46. Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб: «Свет», 1997. С. 77-78.

47. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. Личностно-социальный подход. М.: «Академия», 2005. 240 с.

48. Губарева О.В. Божия Матерь в Ее иконах. М.: Паломник, 2008. 159с.

49. Губман Б.Л. Искусство // Культурология XX век. Энциклопедия. Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 274-275.

50. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М.: «Знание», 1996.287 с.

51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: «Искусство», 1984.350 с.

52. Гусинский Н.Э., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. 248 с.

53. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. 264 с.

54. Давыдова Н.В. Царь Иван и Покровский храм. Читаем послание Иоанна Грозного и «Житие Василия Блаженного». Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. М.: Мирос, 1994. 192 с.

55. Данилов М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М.: АПН СССР, 1971. 36 с.

56. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. 191 с.

57. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

58. Дамаскин И. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 168 с.

59. Даутова О.Б. Изменение учебно-познавательной деятельности школьников в образовательном процессе: Монография. СПб.: ЛЕМО, 2010. 300 с.

60. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб.: «Глаголъ», РХГИ, «Университетская книга», 1997. 188 с.

61. Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие для 1-го класса православных гимназий, воскресных и общеобразовательных школ. М.: Про-Пресс, 2008. 88 с.

62. Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене O.JI. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. 1 класс. М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.104 с.

63. Дорофеева Т.В. Основы православной культуры. 2 класс (1-й год обучения): Методическое пособие / Т.В. Дорофеева, Л.И. Романова. Воронеж: ВОИКиПРО, 2010. 148 с.

64. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2000. 281 с.

65. Драч Г.В. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. 544 с.

66. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 320 с.

67. Дубовицкая Т.Д. К проблемам диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. 2005. №1. С. 73-78.

68. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

69. Егоркин В.Г. Наследие античной философии в восточнославянской духовности Средневековья (XI первая треть XVII вв.): Монография. Бийск: НИЦБиГПИ, 1995. 127 с.

70. Ежеленко В.Б. Педагогический метод: монография. СПб.: Изд-во. РХГИ, 1995. 340 с.

71. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: программа для 10-11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). М.: Издательский центр «Академия», 2007. 16 с.

72. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.160 с.

73. Закон об Образовании от 10.07.1992 № 3266-1 // «Консультант Плюс»: сайт. URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/433.html (дата обращения: 02.06.2010).

74. Закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 года. N 125-ФЗ // ZonaZakona.ru: сайт. URL: http://www.zonazakona.ru/zakon/index.php?zakon=fzrely&go=index (дата обращения: 02.06.2010).

75. Занков JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960. 309 с.

76. Затворник Ф. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М.: Издание Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, 1995. 254 с.

77. Зворыкин A.A. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. М.: «Наука», 1964. 10 с.

78. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992. 266 с.

79. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. 272 с.

80. Зильберштейн А.И. О роли средств наглядности в активизации познавательной деятельности школьников // «Советская педагогика». 1963. № 3. С. 38-47.

81. Зубец О.П. Заключение по модулю «Основы светской этики» Электронный ресурс. URL: http://iph.ras.ru/page50562154.htm (дата обращения: 05.02.2011).

82. Ильин И. Русский учитель // Опыты православной педагогики. М.: «Молодая гвардия», 1993. С. 196-197.

83. Каган М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Д.: «Наука», 1987. С. 6-22.

84. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

85. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JL: Изд-во ЛГУ, 1981.384 с.

86. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.416 с.

87. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.

88. Каламов С.Х., Иванов П., священник, Давыденков О., священник. Христианство и религии мира. Учебно-методическое пособие. М.: Про-Пресс, 2000. 224 с.

89. Камкин A.B. Истоки. Семь чудес России: Учебное пособие для 5 класса общеобразов. уч. заведений. М.: Технолог, школа бизнеса, 1997. 128 с.

90. Камкин A.B., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. Т. 5. М.: Изд. дом «Истоки», 2005.

91. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

92. Кармин A.C. Культурология. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. 832 с.

93. Карташёв A.B. Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА, 1992. Т.1.686 е.; Т.2. 569 с.

94. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. 383 с.

95. Колосов А., Павлова Т. К этимологии терминов «православный» и «православие». 2008 Электронный ресурс. // Библиотека Гумер: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Linguist/Article/kolosetim.php (дата обращения: 13.05.2011).

96. Кондрашев В.А. Методика преподавания культурологии в вузе. 2008. Электронный ресурс. URL:http://samlib.m/k/kondrashowwa/metodikaprepodawanijakulxturologiiwwuze.sh tml (дата обращения: 29.07.2011).

97. Кондрашин И.И. Курс лекций «Основы светских знаний» Электронный ресурс. URL: http://ikondrashin.narod.ru/rus/svet/01.htm ( дата обращения: 05.02.2011).

98. Конобеевский Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в начальной школе. М.: АПН РСФСР, 1958. 262 с.

99. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М. «Паломникъ», 2001.320 с.

100. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. М.: «Паломникъ», 1999. 224 с.

101. Конституция Российской Федерации. СПб.: Издательский Дом А. Громова, 1999. 64 с.

102. Корнилова T.B. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2002. 381 с.

103. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.: РХГИ, 1998.576 с.

104. Корольков A.A. Русская школа и стратегия духовного просвещения // Педагогика. 2003. № 5. С. 97-105.

105. Корольков A.A. Духовные основания русской школы. Бийск: НИЦ БГПУ им. В. М. Шукшина, 2004. 165 с.

106. Корольков A.A. Духовная антропология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 324 с.

107. Корольков A.A. Духовный смысл русской культуры. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2006. 739 с.

108. Коротких С., священник. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть 1. М., 2003. 153 с.

109. Кошмина И.В. МХК: Программа и методические материалы. 6-9 классы. М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. 80 с.

110. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. М.: Владос, 2001.160 с.

111. Крупин В.Н. Русские Святые. М.: ООО Изд-во Росмэн-Пресс, 2003. 320 с.

112. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

113. Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. М.: III Тысячелетие веры, надежды, любви, 1999. 317 с.

114. Куломзина С.С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. М.: Паломникъ, 2000. 333 е.;

115. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007. 566 с.

116. Культурология. Основы теории и истории культуры: Учебное пособие / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб.: «Специальная литература», 1996. 591 с.

117. Культурологическое образование школьников. Выпуск 1: Базовые и элективные курсы для профильного обучения старшеклассников: Учебно-методический комплекс / Научн. ред. JIM. Мосолова. СПб.: Астерион, 2007. 92 с.

118. Кураев А., диакон. Культурология православия: готова ли школа к новому предмету? М.: Грифон, 2007. 272 с.

119. Кураев A.B., протодиакон. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010. 96 с.

120. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983. 538 с.

121. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. 376 с.

122. Лепахин В. Икона и иконичность. СПб.: Успенское подворье Оптиной Пустыни, 2002. 399 с.

123. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. М.: Паломник, 2003.511 с.

124. Лидов A.M. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. A.M. Лидов. М., 2006. С. 9-58.

125. Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда // Об интеллигенции. (Приложение к альманаху «Канун», выпуск 2). СПб.: «Наука» РАН, 1993. С. 426-444.

126. Лобанов A.A. Педагогика общения. Владимир: Изд-во ВГПУ, 1995. 144 с.

127. Лобачёв В. Дела государственные дела духовные // Наука и религия. М., ноябрь 2009. С. 3-5.

128. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий 1755 января 12 апреля 26. М., 1955. Электронный ресурс. // ФЭБ [сайт]. URL: http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo9/lo9-443-.htm (дата обращения: 27.07.2011).

129. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: «Прогресс-Традиция», 1998. 416 с.

130. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. 703 с.

131. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005. 184 с.

132. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.284 с.

133. Маркарян Э.С. Программные предложения по реформированию ЮНЕСКО. Ереван, 2009. 79 с.

134. Марсадолова Т. Л. Русское религиозное изобразительное искусство: историография и источники изучения // Историография и источниковедение в культурологическом исследовании (Культурологические исследования' 10). СПб.: Астерион, 2010. С. 87-97.

135. Марсадолова Т.Л. Светскость: свет и свят // Концепты культуры и концептосфера культурологии: Коллективная монография / Под ред. Л.В; Никифоровой, A.B. Коневой. СПб.: Астерион, 2011. С. 368-376.

136. Маслов И., схимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского: книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию. М: Самшит, 1996. 1200 с.

137. Мень А. Истоки религии. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. 428 с.

138. Мень А. Радостная весть (Лекции). М.: АО «ВИТА-ЦЕНТР», 1992.320 с.

139. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета 2000, ППЦ «Пересвет», 2004. 384 с.

140. Метлик И.В. Изучение религии и образование // Педагогика. 2003. № 7. С. 71-78.

141. Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. М.: Педагогика, 2009. №10. С. 36-46.

142. Метлик И.В. О понимании светскости государства и светского характера образования в государственной школе Электронный ресурс. // Газета «Радонеж»: [сайт]. URL: http://www.radonezh.ru/analytic/9108.html (дата обращения: 14.02.2011).

143. Мировая художественная культура. Программа для педагогических институтов / Научн. ред. Мосолова Л.М. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. 80 с.

144. Мировая художественная культура. Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. СПб.: Астерион, 2004. 160 с.

145. Мировая художественная культура «Программа Л.М. Предтеченской» 6-11 классы (Экспериментальный вариант). СПб., 2010. 101 с.

146. Мороз А., священник, Т.А. Берсенева. Уроки Добротолюбия. М.: Сатис, 2004. 220 с.

147. Мосолова JI.M. Культурологическое образование в истории Герценовского университета // Культурологические исследования' 2008: сборник научных статей. СПб.: Астерион, 2008. С. 8-11.

148. Мосолова JI.M., Валицкая А.П., Щедрина Г.К. Мировая художественная культура. Ч.И.: Тезисы лекций. JL: РГПУ им. А.И. Герцена; Творческий коллектив «НИКА», 1991. 67 с.

149. Наперстникова С.Э., архимандрит Зиновий (A.A. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: методические рекомендации для учителей православнойт культуры. Курск: Курск, гос. ун-т., 2007. 120 с.

150. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: «Речь», 2004. 392 с.

151. Национальная доктрина образования до 2025 г. Электронный ресурс. // «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=rdoc;base=LAW;n=97368 (дата обращения: 02.06.2010).

152. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. // Департамент образования города Москвы:1571. Официальный сервер. URL:http://www.educom.ru/ru/nashanovayashkola/school.php (дата обращения:0609.2010).

153. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. 192 с.

154. Объявлено соотношение школьников, которые будут изучать православие и светскую этику Электронный ресурс. // Газетами [сайт]. URL: http://gazeta.ru/news/lastnews/2010/03/16/n1470635.shtml (дата обращения: 16.03.2010).

155. О программе и методике комплексного курса ОРКСЭ Электронный ресурс. URL: http://sever-orcse.ucoz.ru/load/oprogrammeimetodikekompleksnogokursaorkseh/l-1 -010 (дата обращения: 18.02.2011).

156. Основы религиозных культур и светской этики Об учебном курсе Электронный ресурс. // Издательство «Просвещение»: [сайт]. URL: http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?obno=20402 (дата обращения: 21.07.2010).

157. Основы христианской этики преподаются только в 30% школ Украины Электронный ресурс. // Единое Отечество: [сайт]. URL: http://www.otechestvo.org.ua/main/20109/1006.htm (дата обращения: 10.09.2010).

158. Пидкасистый П.И. Учебное пособие по курсу «Педагогика». М.: МЭИ, 1981. 107 с.

159. Письмо других академиков. Заявление представителей РАН в связи с «письмом десяти» Электронный ресурс. // Интерфакс: [сайт]. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=681 (дата обращения: 23.03.2010).

160. Подласый И.П. Педагогика. М. Просвещение, 1996. 630 с.

161. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. 352 с.

162. Полякова Г.Б. Культурное пространство школы: репрезентация субкультур // Человек в современном мире: материалы всероссийской конференции. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 324-332.

163. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: «Лига Плюс», 1999. 412 с.

164. Радугин A.A. Культурология. М.: Центр, 2001. 304 с.

165. Рапацкая JI.A. МХК: Программы курса. 5-9 кл.; 10-11 кл. М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. 96 с.

166. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. 10-11 классы // Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002. С. 36-38.

167. Резолюция ВРНС «О преподавании Основ православной культуры в школе» // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/209473.html (дата обращения: 07.03.2010).

168. Результаты опроса родителей, чьи дети изучали ОРКСЭ, свидетельствуют о «добровольно-принудительном» характере выбора модулей // Портал Credo.Ru сайт. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=81192&topic=361 (дата обращения: 02.12.2010). •

169. Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Составление и редакция: М.Н. Белогубова, И.В. Метлик, A.B. Ситников. М.: Планета-2000, 2003. 304 с.

170. Роботова A.C. Взаимосвязь формирования мировоззрения, нравственности и познавательных интересов школьников в учебном процессе // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. С. 85-117.

171. Розин В.М. Культурология: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 462 с.

172. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.

173. Рэдклифф-Браун А. Метод в социальной антропологии. М.: Кучково поле, Канон-Пресс-Ц, 2001.416 с.

174. Селиванов В.В. Программы и материалы по курсам истории МХК, философии и педагогики культуры. Выпуск 6. СПб.: Изд-во СПб ГУМП, 1996. 112 с.

175. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.

176. Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года Электронный ресурс. // Богослов.ги. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/453126.html (дата обращения: 26.08.2009).

177. Система образования Курской области Электронный ресурс. // Комитет образования и науки Курской области: [сайт]. URL: http://www.komobr46.ru/menu/sistema%20obr.htm (дата обращения:. 21.03.2011).

178. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.219 с.

179. Скаткин М. Методология и методика педагогических исследований. М.: «Педагогика», 1986. 152 с.

180. Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. Программа учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. 62 с.

181. Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю / Под ред. JIM. Ванюшкиной. СПб.: Каро, 2009. 160 с.

182. Солодовников Ю.А. Предтеченская JI.M. МХК: сборник программ и методических материалов. 6-11 класс. М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001.272 с.

183. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М: Астрель, 2006. 1176 с.

184. Стародубцев О.В. Церковное искусство. М.: Издательство Сретенского монастыря Лепта Книга, 2007. 729 с.

185. Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Электронный ресурс. // Совет Безопасности Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 27.05.2010).

186. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

187. Такташова Л. Русская икона. Владимир: Владимирский институт усовершенствования учителей, 1993. 128 с.

188. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1979. 196 с.

189. Технология модульного обучения // Некоторые технологии продуктивного обучения. ЯЛТУ, Отдел образовательных информационных технологий Электронный ресурс. URL: http://cito-web.yspu.org/linkl/metod/met49/nodel5.html (дата обращения: 24.08.2011).

190. Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А., Остроухов В.В. Основы научных исследований: теория и практика. М.: «Гелиос АРВ», 2006. 352 с.

191. Токарев С.Н. Теоретические основания содержания процесса обучения культурологии // «Культурологические исследования» 03: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 402^23.

192. Токарев С.Н. Культурологическое образование как аспект культурного развития // «Культурологические исследования» 02: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 327-343.

193. Токарев С.Н. Воспитание в процессе обучения культурологии // Человек в современном мире: материалы всероссийской конференции. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 367-388.

194. Тростников В.Н. Основы православной культуры: Лекции. Часть 1-3. Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. 432 с.

195. Трубецкой Е., князь. Три очерка о русской иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. 112 с.

196. Тюлькин В.И. Художественно-композиционный анализ Богородичных икон: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2009. 28 с.

197. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. 960 с.

198. Уваров М.С. Богословие и современное гуманитарное образование // Вестник Российского философского общества. 2003. № 1. С. 103-115.

199. Уваров М.С. Постмодернистская цивилизация // Цивилизации: Вызовы современности: Сборник статей / Под ред. М.С. Уварова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. С. 163-179.

200. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1982. 288 с.

201. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 с.

202. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Даръ, 2007. 480 с.

203. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. М.: Изд-во УРАО, 2002. 476 с.

204. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1953. С. 327-332.

205. Ушинский К.Д. Родное слово. СПб.: «Белый город», 2008.128 с.

206. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009. 41 с.

207. Федоров А., игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб.: Сатисъ, 2007. 223 с.

208. Филиппова В.А. Эстетический и познавательный интерес в обучении // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч. пособие под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. С. 118-149.

209. Флиер А.Я. Культурология // Культурология XX в. Энциклопедия. Т.1. СПб.: Университетская книга, 1998. С. 371-374.

210. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2000. 496 с.

211. Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. 366 с.

212. Флоренский П. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). М.: Изд-во «Мысль», 2004. 685 с.

213. Флоровский Г., протоирей. Пути русского богословия. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 608 с.

214. Францев Г. Культура // «Философская энциклопедия». Т. 3. М.: «Советская энциклопедия», 1964. С. 118-121.

215. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 41-55.

216. Харисова JI.A. Религиозная культура в содержании образования. М.: Просвещение, 2002. 336 с.

217. Харисова JI.A. Религия веры, надежды, любви: школьникам о православной культуре. Учебное пособие. Казань: РИЦ «Школа», 2004. 168 с.

218. Хомяков А.М. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 462 с.

219. Хуторской A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.

220. Хуторской A.B. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: пособие для учителя. М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. 247 с.

221. Шевченко JI.JI. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. 50 с.

222. Шевченко JI.JI. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5 год обучения. Книга 1. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. 128 с.

223. Шестун Е., протоирей. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001. 576 с.

224. Шестун Г., игумен. Православная семья. М.: Изд-во «Воскресная школа», 2005. 272 с.

225. Шестун Е., игумен. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. 2006. № 4. С. 53-61.

226. Шестун Г., игумен. Православная культура культура Православной цивилизации. 3 августа 2007 Электронный ресурс. // Фонд Имперского Возрождения [сайт]. URL: http://www.fondiv.ru/articles/l/164/ (дата обращения: 05.07.2011).

227. Щедрина Г.К. Понятие «модель мира», его междисциплинарный статус» // Культурологические исследования'01: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 3-12.

228. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 352 с.

229. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

230. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.165

231. Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы / Под ред. И.П.Меркулова. М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. 194 с.

232. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

233. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII в. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 312 с.

234. ЮНЕСКО: растёт ли религиозное образование в мире? Электронный ресурс. // Л1ГА. Новости: [сайт]. URL: http://news.liga.net/news/N0312089.html (дата обращения: 26.05.2010).

235. Якиманская И.Л. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: «Сентябрь», 1996. 96 с.

236. Beckwith J. Early medieval art. New York, Washington: Praeger publishers, 1964. 281 p.

237. Fagan G. Russia: public opinion divided over tuition of ortodox culture in state schools // Religioscope: сайт. URL: http://www.religioscope.com/articles/2002/031russiaschools.htm (дата обращения: 05.09.2011).

238. Grabar A. Martyrium. Т. I. Paris, 1946.

239. Lonadier B. Recapturing Russian Heritage: Religious Education in Public Schools Электронный ресурс. URL: http://rfiaonline.org/extras/articles/680-russian-religious-education (дата обращения: 05.09.2011).

240. Mead M. Culture and Commitment. Natural History Press. N.Y., 1970,113 p.

241. Panofsky E. Studies in iconology. N.Y., 1962.

242. Violle Le Due E. L'art Russe, ses origines, ses elements constitutifs, son apogee, son avenir. Paris: A. Morel, 1877. 261 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.