История развития и современное состояние каменной пластики Тувы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Иргид Айлана Кадыр-ооловна

  • Иргид Айлана Кадыр-ооловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 216
Иргид Айлана Кадыр-ооловна. История развития и современное состояние каменной пластики Тувы: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». 2017. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иргид Айлана Кадыр-ооловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКУЛЬПТУРЫ МАЛЫХ ФОРМ В ТУВЕ

1.1. История появления и развития малой пластики на территории 14 Тувы

1.2. Влияние «звериного стиля» на создание каменной скульптуры 26 малых форм

1.3. Трансформация традиций анималистической каменной 38 скульптуры малых форм

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ СЕРЕДИНЫ ХХ ВЕКА

2.1. Сказочно-фантастические мотивы в каменной скульптуре малых 54 форм

2.2. Жанровые композиции в каменной скульптуре малых форм

2.3. Шахматы в камнерезном искусстве Тувы

2.4. Орнамент в скульптуре 84 ГЛАВА 3. ТУВИНСКОЕ КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

3.1 Технологические приемы и способы художественной обработки 90 агальматолита

3.2. Роль бай-тайгинских мастеров в камнерезном искусстве Тувы

3.3. Продолжение художественных традиций камнерезного искусства 112 Тувы молодыми мастерами

Заключение

Список сокращений

Словарь терминов

Список литературы и источников

Иллюстрации

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История развития и современное состояние каменной пластики Тувы»

ВВЕДЕНИЕ

Декоративно-прикладное искусство Тувы - крупное и яркое явление в многонациональной художественной культуре России. Одним из интереснейших его проявлений является камнерезное искусство -декоративная пластика из агальматолита, созданная руками народных мастеров-резчиков.Камнерезное искусство Тувы неотрывно связано с кочевым образом жизни народа, создавая неповторимые, уникальные работы.

Одна из важнейших задач, которая стоит сегодня перед деятелями культуры и искусства Тувы, - объективно показать исторический путь тувинского народа, раскрыть его духовную чистоту. Сохранение традиций, самобытного характера народа стало одной из важнейших проблем в наше время урбанизации, активного наступления массовой культуры. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными, национальными и местными праздникамималая пластика стала феноменом и памятником культуры, она представляет собой органическую часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории Тувы. Большое место в декоративно-прикладном творчестве тувинского народа занимает камнерезное искусство, которое является феноменом и прославило республику во всем мире. Именно поэтомуподробное исследование данной темы является актуальным.

Актуальность темы исследования, посвященного истории развития камнерезного искусства Тувы, обусловлена внутренней потребностью искусствознания республики, направленного на изучение разных видов художественного творчества. Изучение генезиса народного творчества тувинских камнерезов, определение тенденций и направлений на каждом из этапов развития, характера влияния мировоззрения, мифологии, семантики, верований, а также современной художественной практики в области формообразования и содержательности произведений, восполняет пробелы в исследованиях камнерезного искусства Тувы. Республика Тыва (Тува) -

уникальный регион Центральной Азии, отличающийся многообразием культурных традиций и вызывающий огромный интерес у исследователей. Будучи древнейшим населением азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней специфику культуры и мировоззрения, во многом архаичных, а также самобытные культурные традиции. Искусство тувинского народа характеризуется особо выраженным национальным своеобразием, широким набором уникальных элементов и форм, к которым относится и каменная скульптура малых форм.

Таким образом, данное исследование представляет обширный фактологический и теоретический материал, который вызывает необходимость систематизации и каталогизации каменной скульптуры малых форм Тувы, имеющей большую научную и художественную ценность.

Степень изученности и историография вопроса.

Долгие годы изучением искусства коренных жителей нашей

республики занимался Севьян Израилевич Вайнштейн. Имя ученого широко

известно не только в России, но и за ее пределами. Его исследованиявысоко

оцениваются ученым миром, научные работы выходят в переводе на многие

языки планеты. С.И. Вайнштейн - крупный ученый, внесший поистине

неоценимый вклад в развитие истории, археологии, этнографии, культуры

тувинского народа. С.И. Вайнштейном опубликовано шесть

фундаментальных монографий по этнографии и археологии Тувы, около

трехсот научных работ, включая их переводы на западноевропейские языки.

Среди них - замечательный труд «История народного искусства Тувы», в

основу которого положены материалы, собранные автором в результате

двадцатипятилетней работы, в том числе в ходе полевых исследований в

Туве, начиная с 1950 г. в составе экспедиций Тувинского музея, Тувинского

научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

Огромное внимание автор уделяет камнерезному искусству Тувы, которое

тесно переплетено с условиями жизни и мифологией народа. С.И. Вайнштейн

первый предложил придать камнерезному искусству профессиональный

4

статус, создать творческое объединение камнерезов в Союзе художников. Он много лет работал научным сотрудником Тувинского республиканского краеведческого музея, лично знал старых мастеров, был свидетелем создания замечательных творений мастеров прикладного искусства, вошедших в сокровищницу тувинского народа. В основу исследований С.И. Вайнштейна положены материалы автора по археологической истории Тувы, музейные коллекции. С восторгом писал академик А.П. Окладников об этом труде: «Автор книги выпукло показал не только самобытность искусства тувинского народа, не только его богатейшее историческое наследие, но и то, как эти традиции плодотворно и ярко проявляются в настоящее время. Так наглядно и неопровержимо показана связь времен».

Кроме этого, С.И. Вайнштейн выступает как художественный критик, отмечая: «Нельзя также не отметить, что наметившаяся с конца 1950-х годов тенденция к подчеркнутой декоративности скульптуры приводит в работах отдельных мастеров к созданию перенасыщенных декоративными элементами слащаво-манерных статуэток, в которых утрачивается ощущение связи с лучшими традициями народного искусства».

Важнейшие исследователи, посетившие в разное время тувинскую землю, -академик В.В. Радлов, Д.В. Адрианов, Е.Г. Грумм-Гржимайло и другие - в своих работах оставили ценнейшие сведения о далеком прошлом тувинского народа. Ими были найдены первые памятники древности, произведены первые археологические раскопки, описаны рисунки и писаницы на скалах.

В монографии «Художественное наследие тувинцев» по мнению

ученого-философа Т.Б. Будегечи, Точка отсчета в истории изобразительного

искусства Тувы - это наскальные рисунки, петроглифы, которые изображали,

главным образом, животных, зверей и людей в шаманском обличии. В своем

историческом развитии изобразительный опыт Тувы проявлялся далеко

неоднозначно: наряду с примитивными рисунками встречаются поистине

совершенные изображения, порой усложненные многофигурные

5

композиции. Развиваясь сюжетно и содержательно, наскальное искусство все более разнообразилось и стилистически: в нем наблюдаются как схематические изображения, так и реалистические, а иногда предельно стилизованные».

В нашем исследовании привлекаются статьи С.И. Вайнштейна, В.П. Лапшина, И.М. Мягкова, С.В. Киселева, С.М. Червонной, А.Ф. Дмитренко и других.

Каменной пластике кочевых тувинцев посвящена небольшая статья И.М. Мягкова о коллекции статуэток, вырезанных из агальматолита, хранящаяся в Томском университетском музее. Он утверждал, что тувинской скульптуре присуща статичность - «здесь нет совсем движений», что в ней отсутствует разработка деталей, а изображения людей строго фронтальные».

Первые искусствоведческие работы о малой скульптуре тувинских камнерезов книги «Художники Республики Тыва» и«Оживший камень» вышла в 1969 году; это альбом со вступительной статьей С.М. Червонной, списком авторов, их произведений и большим количеством черно-белых репродукций. С.М. Червонная, при оценке творчества камнерезов, дает краткую, но емкую стилистическую характеристику анималистических образов. В заключении автор подчеркивает: «В бесконечном многообразии живых творческих поисков, в уважении к традициям прошлого работают тувинские народные мастера - мастера, умеющие не только резать камень, но и любить жизнь, слышать песни родных гор и степей, освобождать волшебные сказки от чародея - чонар-даша».

В своей монографии «Духовная культура тувинцев» А.К. Кужугет утверждает: «Изобразительное искусство Тувы начала ХХ было в основном декоративно-прикладным. Оно было тесно взаимосвязано с кочевым образом жизни и традиционным жилищем - юртой. Доминирующими жанрами народного изобразительного искусства тувинцев являлись: художественная обработка метала, кожи, дерева, кости, камня - агальматолита».

В сборнике статьей «Десять зональных выставок» 1964 года автором вступительной статьи В.П. Лапшиным было отмечено: «Самым интересным видом декоративно-прикладного искусства Сибири является резьба по камню, которая распространена в Тувинской автономной республике. Основная тема их произведений - мир животных. В небольших фигурках на узеньких плинтах, выполненных из черного или светло-серого камня, тувинцы изображают коней, верблюдов, ланей - тех животных, которых они повседневно видят вокруг себя. Иногда мастера создают небольшие жанровые сценки, изображая пасущихся на лугу коней, дерущихся медведей, козлов, объедающих листву деревьев. В их работах много наблюдательности, творческой выдумки, выразительных деталей. Мастера умеют в простых и незамысловатых сюжетах выразить красоту и поэзию животного мира. Искусство тувинских камнерезов сейчас активно развивается и, думается, что в ближайшее время получит такую же широкую популярность, как дымковская игрушка, палехские лаки и другие прославленные изделия народных промыслов».

В трудах С.В. Киселева приведен довольно значительный фактический материал. Здесь исследуются некоторые традицииизготовления фигурок животных: «Сохранявшаяся до недавнего времени древняя традиция изготовлять фигурки прямостоящих оленей со вставными рогами (эта традиция, вероятно, восходит к таштыкской культуре на Енисее) указывает на необходимость большой осторожности в датировке случайных находок такого рода».

В своей статье А.Ф. Дмитренко пишет: «Высочайшим

профессионализмом, органично впитавшим в себя глубинные, древние

народные истоки, отмечены работы тувинских камнерезов. Традиционность

мотивов отнюдь не лишает индивидуальной самобытности работы Х.К.

Тойбухаа, Р.А. Аракчаа, Э.Б. Байынды, Д.Х. Дойбухаа и других

замечательных мастеров Тувы». Большая работа по описанию и

каталогизации работ была проведена В.А. Кореняко. Технологию

7

изготовления скульптур малых форм из агальматолита тувинцев в своих работах рассматривают Кухта М.С. и Ооржак В.О. Среди зарубежных исследователей скульптуру малых форм изучали Миннс Е.Х, Андерсон Л.Г.

До настоящего времени остается малоизученным и нуждается в системном исследовании, в определении исторической динамики становления и развития художественной жизни Тувы для объективного определения его места в истории художественной культуры Республики Тыва. Камнерезное искусство Тувы имеет всероссийский и мировой статус, а скульптура малых форм из агальматолита тувинских камнерезов находятся в сокровищницах мировых и российских музеев.

Объектом исследования стало декоративно-прикладное искусство Тувы как часть духовной культуры тувинского народа.

Предметом исследования являетсякаменная скульптура малых форм тувинцев во всем многообразии ее жанровых, композиционных, технологических особенностей.

Цель исследования заключается в системном, целостном исследовании скульптуры малых форм в камнерезном искусстве тувинцев как феномена художественной культуры Центральной Азии. Указанная цель определила следующие основные задачи исследования:

1. Обобщение и систематизация данных по камнерезному искусству

Тувы.

2. Детальный анализ художественных особенностей камнерезного искусства, включающий весь спектр вопросов происхождения, эволюции и формотворчества камнерезного искусства.

3. Классификация видов камнерезного искусства и построение типологических схем, принципов композиционных построений и модификаций.

4. Исследование технологий, приемов и способов художественной обработки агальматолита.

5. Анализ творчества мастеров камнерезного искусства, выявление места камнерезного искусства в современном декоративно-прикладном искусстве Тувы.

6. Характеристика современного состояния камнерезного искусства, перспективы и пути его дальнейшего развития.

Территориальные рамки исследования: Республика Тыва

Хронологические рамки исследования: скульптура малых форм начала ХХ-ХХ1 веков.

Материалы и источники.

Источниками для искусствоведческих исследований являются подлинные произведения тувинских народных мастеров-камнерезов, хранящиеся в фондах Национального музея Республики Тыва и в других музеях Сибири, коллекции предметов из фондов и архивов музеев Минусинска, Иркутска, Томска, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, выявленные в результате собирательской деятельности экспедиций (коллекция Ф. Я. Кона в Иркутском Краеведческом музее, собранная в 19001903-е годы, а также памятники, хранящиеся в Минусинском краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова), произведения, находящиеся в собственности мастеров и в частных коллекциях России; материалы государственного архива Республики Тыва; фонды декоративно-прикладное искусство и этнография, метал и дерево национального музея Республики Тыва; материалы личного архива члена союза художников РТ.Личные встречи и собеседования с мастерами.

Изобразительные источники - фотографии, картины, каменные скульптуры малых форм, видеофильмы.

Материалы периодической печати. Газеты: «Шын», «Тыванын аныяктары», «Тувинская правда», «Плюс информ», «Сылдысчыгаш» «Правда».Важное место в научной систематизации частных и государственных коллекций занимает активная музейная и выставочная

деятельность. Большая работа по описанию и каталогизации работ была

9

проведена в связи с образованием в Москве Музея Востока и организацией отдела Востока в Эрмитаже.

Каталоги выставок: третья республиканская художественная выставка. «Советская Россия».Каталог. 1968. 50-летию Великого Октября; первая всесоюзная выставка. «Скульптура малых форм». Издательство «Советский художник».Каталог. 1972; Вторая всесоюзная выставка «Скульптура малых форм». Издательство «Советский художник». Каталог. 1978; Третья всероссийская художественная выставка «По родной стране». Ленинград «Художник РСФСР» Каталог. 1983; Республиканская выставка «Анималисты России». Издательство «Советский художник». Каталог. 1980; Зональная Художественная выставка «Сибирь Социалистическая». Живопись, графика, Скульптура, декоративно-прикладное искусство. Издательство «Художник РСФСР». Ленинград.Каталог. 1983; Пятая зональная художественная выставка «Сибирь Социалистическая». Барнаул. 1980; Шестая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Кемерово. Каталог. 1980; Народная картинная галерея села Тесь Минусинского района Красноярского края. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Каталог. 1983; шестая республиканская художественная выставка «Советская Россия». Альбом. 1981; вторая всесоюзная выставка. Скульптура малых форм. Каталог. Советский художник Москва 1978 г.

В работе использовались каталоги выставок, участниками которых

были камнерезные мастера: десять зональных выставок 1964 года в

Ленинграде - это десять всенародных творческих отчетов мастеров

изобразительного искусства Российской Федерации - самого большого

коллектива художников Страны Советов, готовящихся с славному

пятидесятилетию.Свыше двенадцати тысяч произведений почти четырех

тысяч авторов разных возрастов, национальностей, индивидуальных

творческих манер были показаны зрителям в городах республики. Выставки

стали праздником изобразительного искусства, крупными событиями в

10

культурной жизни Федерации. Они вошли в историю изобразительного искусства страны как важная веха, знаменующая новый этап развития искусства.

Таким образом, была выявлена многогранная источниковая база, позволяющая решить поставленные в диссертации задачи.

Методологическая основа и методы исследования. Работа основана на трудах российских и тувинских ученых по изобразительному искусству. Основу исследования использовались методы: общенаучные: исторический, сравнительно-исторический, художественно-эстетический, системный; специальные: искусствоведческий, сравнения, синтеза, проблемно-хронологический; объективный показ явлений, событий и фактов в их диалектическом развитии с соблюдением хронологии. Сравнительно -исторический метод позволил путем обнаружения историко-типологических параллелей выявить общее и особенное в декоративно-прикладном искусстве тувинцев и сопредельных кочевых народов Сибири и Центральной Азии.

Таким образом, применены общенаучные методы. Методы исторических, стилистических анализов использованы для решения проблем датировки отдельных работ. Главный метод - описание и анализ произведения на основе искусствоведческой науки. На сегодняшний день в связи с малым количеством исследований и обширным творческим наследием мастеров камнерезное искусство датируется не однозначно.

К настоящему времени учеными немало сделано для изучения каменной пластики. Однако исследование каменной пластики, с точки зрения комплексного подхода, включающего философские, эстетические, теоретико-историко-искусствоведческие аспекты, а также музееведческую проблематику, остается актуальным. Недостаточная разработанность искусствоведческогоинтерпретационного подхода ограничивает

пространство смыслов каменной скульптуры, не способствует раскрытию полноты ее феномена.

Научная новизна исследования. Предлагаемое исследование является первым опытом всестороннего изучения народного камнерезного искусства тувинцев, включая его современное состояние. Научная новизна работы заключается в рассмотрении каменной пластики с позицией сегодняшнего дня: в использовании актуальных методологических подходов, комплексной постановки проблемы; в обобщении накопленного в последние годы иконографического материала, в привлечении к анализу малоизученных произведений. Введены в научный оборот имена народных мастеров, оставивших заметный след в художественной жизни Тувы.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что его результаты расширяют теоретические представления о феномене произведения искусства как культурном тексте, углубляют научный взгляд,малая пластика притягательна для художников и тем, что предоставляет широкие возможности творческого поиска, пластического эксперимента, импровизации, наиболее очевидных в рамках больших экспозиций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ее материалов и выводов историками искусства и культуры в научно-исследовательской и музейной практике, а также в учебно-методической работе на учебных курсах художественных, гуманитарных факультетов высших учебных заведений; материалы исследования могут быть полезны научным сотрудникам, краеведам, этнографам, способствовать развитию традиционной тувинской культурыРеспубликанского центра народного творчества и досуга, Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел, а также другим учреждениям культуры и искусства преподавателям общеобразовательных школ, и т.д.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Народные промыслы Тувы существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и в коллективной. Наибольшее развитие

каменной скульптуры малых форм, вобравших в себя местные особенности, характерные черты, самобытность сюжетов и приемов.

2. Каменная пластика является традиционным видом творчества тувинского народа.

3. Важное практическое значение имеет анализ каменной пластики малых форм.

4. Впервые описана современная каменная пластика малых форм Тувы, которая развивает в трех направлениях:реалистическая, декоративная, фантастическая.

5. Использование современных технологий и возрождение традиции камнерезного искусства.

6. Значительный след в развитии скульптуры малых форм оказали бай-тайгинские мастера, которые выделялись и выделяются высоким профессионализмом.

7. Анималистика выделена один из ведущих жанров скульптуры малых форм Тувы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и

разделы диссертации получили отражение в ряде публикаций в научных

изданиях и сборниках, а также в докладах на научных конференциях:

нанаучно-практической конференции «Профессиональное художественное

образование в Туве: прошлое и настоящее» (Кызыл, 2009); на четвертой

Региональной научно-практической конференции «Традиционное и

современное декоративно-прикладное искусство Хакасии: диалог культур»

(Абакан, 2009); на Международной научно-практической конференции

«Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий:

изучение, сохранение и использование», посвященной 80-летнему юбилею

Национального музея Республики Тыва (Кызыл, 2009); на Международной

научно-практической конференции «Этнопедагогическое наследие народов

Сибири и Центральной Азии» (Кызыл, 2010); на Всероссийской научно -

практической конференции «Образ современника» (Красноярск, 2014); на

13

международной научно-практической конференции университета (Кызыл, 2015); на международной научно-практической конференции по возрождению прикладного искусства, ремесел и верований народов Саяно -Алтайского нагорья (Кызыл, 2016); на Всероссийской научно-практической конференции «Культурное наследие Сибири» (Барнаул, 2016); на первых Салчаковских этнопедагогических чтениях (Кызыл, 2016).

На базе представленных материалов на кафедре технологии и предпринимательства Тувинского государственного университета (курс «Декоративно-прикладное искусство Тувы») подготовлен ряд лекций «Виды декоративно-прикладного творчества Тувы», «Камнерезы Тувы», «С.М. Когел - камнерез и педагог», лекции о творчестве Х.К. Тойбухаа, М.Х. Черзи, Б.С. Дупчур, лекции для преподавателей на курсах повышения и переквалификации педагогических кадров, семинары для учителей изобразительного искусства и черчения.

Диссертация в полном объеме обсуждалась и рекомендована к защите на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Красноярского государственного художественного института.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографического списка, иллюстраций, приложений. Первая глава посвящена предыстории развития скульптуры малых форм. Во второй главе показана классификация камнерезного искусства. В третьей главе описаны способы художественной обработки камня и материалы о творческом пути камнерезов. Все главы делятся на параграфы (10 параграфов), которые в соответствии с логикой изложения могут включать подразделы. Диссертация завершается заключением и выводами исследования, списком литературы и источников. Общий объем работы составляет 216 страниц.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СКУЛЬПТУРЫ МАЛЫХ ФОРМ В ТУВЕ

1.1. История появления и развития малой пластики на территории Тувы

Республика Тыва расположена в центре азиатского материка. На этой территории уже в древнем каменном веке (палеолите, 40-10 тысячелетие до н. э.) жили различные племена, сменяя друг друга, ассимилируясь между собой, некоторые из них исчезли совсем.

Каждая цивилизация имела свой мир бытовых предметов и свое декоративно-прикладное искусство, традиции которых передавались от дедов к внукам, входили в быт, сознания, эстетическое освоение среды.

По аналогии с открытыми в соседних районах южно-сибирского региона памятниками палеолитического искусства, в частности, с уникальной коллекцией резной кости из раскопок в Иркутске, с пластикой -изображениями животных и людей, обнаруженной в селах Мальта и Бурети на Ангаре, можно предположить, что и древнейшие обитатели Тувы эпохи палеолита, имевшие в своем распоряжении удобные для пластической обработки материалы - кости животных, камни мягких пород - прошли общие, характерные для эпохи палеолита стадии творческой деятельности, одной из которых была поразительная по наблюдательности система изображения диких животных - главного предмета внимания первобытных охотников.

На территории Тувы было найдено достаточное количество каменных орудий труда древнего периода. Камень служил для изготовления многих необходимых предметов быта, орудий труда, оружия (наконечники для стрел, молотки, топоры и мн. др.).Это свидетельствует о том, что древние кочевники Тувы пользовались инструментами для обработки различных

материалов, ав большей степени они осваивали технику обработки камня. Это еще одно подтверждение того, что они имели в своем распоряжении инструменты для обработки материалов: кости животных, мягкие породы камней. Археологи подтверждают, что в раскопках жилищ наших древних предков встречаются и предметы, которыеимеют большую художественную ценность. К ним относятся собранные древними племенами и сохранившиеся до наших дней коллекции цветной гальки, натечные сталактиты, раковины.«Красота камня, музыка, растительный мир тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими первобытному искусству определенное социальное звучание» [142, с.275-299]. Наглядное представление о первобытном искусстве таежных племен Тувы дают находки, обнаруженные на месте древней стоянки Тонмак вблизи озераАзас, относящиеся к эпохе неолита и к переходному времени от неолита к эпохе бронзы (конец третьего - начало второго тысячелетия до н. э.). Это многочисленные обломки глиняных сосудов - фрагменты керамики, украшенной строгим геометрическим орнаментом, основными мотивами которого были «елочки», скобки, узоры из перекрещивающихся линий, оттиски гребенчатого штампа, треугольные и округлые ямки. Особенно щедро покрывались орнаментом плечики, горло и венчик сосудов, была орнаментирована вся поверхность целиком, включая дно. С.И. Вайнштейн предполагает, что искусство древних обитателей тоджинских стоянок не ограничивалось украшением керамических сосудов, но распространялось также на изготовление деревянных и берестяных сосудов, на развитие

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иргид Айлана Кадыр-ооловна, 2017 год

Источники:

206. Люди Центра Азии. Т. II. - Новосибирск, 2001. - 536.

207. Сокровищница культуры Тувы.-М.: НИИЦентр, 2006. - 320с.

208. Урянхай. Тыва дептер. Т. I, II, III, IV, V, VI, VII. - М.: Слово, 2007.

209. Драгоценности Тувы. По итогам специальности проекта «Тос эртине». - Кызыл, 2011. - 112с.

210. ГА Республики Тыва. Ф. 267, оп. 3, д. 6,7,8.

211. Фондохранилище «Декоративно-прикладное искусство». Ш 2;3;4;5;6. Национальный музей Республики Тыва.

Иллюстрации

Рис.3. Ээрен «Кижи» РисА Ээрен

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Рис. б. «Адыг-ээрен»

Рис. 5. Ээрен «Mаска»

Рис. 7. «Чылан-ээрен»

Рис. В. «Эвенгелчин ээрен» (дух Эвенгелчин).

Рис.П.Зол°тая шейная гривна. Рис.12. «Сарлык» 1961. Монгуш

Черзи.

Рис. 13. Коллекция Ф.Я. Кона. 1901г. Рис. 14. «Верблюд» 1962. Хертек Тойбухаа

Рис. 15. «Косуля с детенышем» Хертек Тойбухаа

Рис. 15. «Верблюд». Бригад Дупчур

Рис. 17. «Лошадка» 1964. Александр Тойбухаа.

Рис. 18. «Архар» 1966. Дондук Дойбухаа

Рис. 19. «Ланенок» 1964. Дондук Дойбухаа Рис. 20. «Сарлык» 1972. Саая Когел.

Рис.21. «Горностай» 1975. Саая Когел. Рис. 22. «Рысь» 1976. Саая Когел.

Рис. 23. «Манул» 1977. Саая Когел. Рис. 24. «В^люд» 1974. Саая Когел.

Рис. 25. «Баран» 1977. Саая Когел.

Рис. 27. «Лежащий козел» 1970. Саая Когел.

Рис. 26. «Бегущий сарлык». 1980. Саая Когел.

Рис.28 «Горный баран» 1990 Кагай-оол Алексей

Рис.29«Разъяренный дракон».1968. Монгуш Черзи

Рис. 30. «Разоренный лев» 1968. Монгуш Черзи

Рис. 31. «Прибор для карандашей». Рис. 32. «Улу» 1989.

1967. Монгуш Черзи. Аракчаа Раиса.

Рис. 33. «арзылан» 1988. Рис. 34. «Дракон» 1978. Саая Когел.

Аракчаа Раиса.

Рис.35. «Арзылан» 1978. Рис.36. «Арзыланы» 1968

Монгуш Черзи.

Елизавета Байынды

Рис. 37. «Улу» 1979. Дупчур Бригад

Рис. 3В. «Улу» 1983. Дупчур Бригад

Рис. 39. «Улу» 1989. Дупчур Бригад

Рис. 40. «Улу» 2002. Дупчур Бригад

Рис.41. «Арзылан» 1989 Дондук Дойбухаа.

Рис.42. «Улу» 1984 Раиса Аракчаа

Рис. 44«Портрет И.В Сталина». 1956г. Хертек. Тойбухаа

Рис. 43. «Лев-артышница» 2007. Арчимаев И.И.

Рис.45. «Портрет С.К. Тока» 1977 Хертек Тойбухаа

Рис.46. «Автопортрет» 1985 Елизавета. Байынды

Рис.47. «Максим Мунзук» 1995 Лариса Норб

Рис.48. «Кара-кыс Мунзук» 1995 Лариса Норбу.

Рис. 49. «Украшения коня»1973. Дондук Дондук.

Рис. 50. «Скачущий воин-тувинец»1972. Дондук Дондук.

Рис. 51. «Тувинка - всадница в национальной одежде» 1961. Монгуш Черзи

Рис. 52. «Два вьючных коня» 1962. Монгуш Черзи

Рис. 53. «Комплексная чабанская бригада» 1962.Монгуш Черзи

Рис.54 «Хуреш» 1968.Монгуш Черзи

Рис. 55 «Всадники» Эрес Байынды

Рис.56. «Сакманщица» 1961. Тойбухаа Х.К.

Рис. 57. «Изготовление араки» 1967. Хертек Монгальбии.

Рис. 58. «Перекочевка» 1985. Саая Когел.

Рис.59. «Вспашка на верблюде» 1986. Саая Когел

Рис. 60. «Изобилие». 1987. Елизавета Байынды

Рис.61. «Выделка кожи» 1986. Саая Когел

Рис.62. «Сакманщик» 1986. Саая Когел

Рис.63. «Тувинские музыканты» 1987. Саая Когел

Рис.65. «Камлание шамана» 1977. Ооржак Валерий

Рис.67. «Кызыл хам» 1977. Т-Х. Хунан.

Рис.64. «Борцы» 1988. Саая Когел

Рис.65. Дуурай хам» 1994. Донгак Хеймер-оол

Рис.68. «Шаман» 1977. Александр Баранмаа.

Шахматные фигурки

Рис. 70 «Ноян» 1962 Хертек Тойбухаа

Рис. 72 «Аът» 1962 Хертек Тойбухаа

Рис. 74 «Терге» 1962 Хертек Тойбухаа

Рис. 71 «Арзылан» 1962 Хертек Тойбухаа

Рис. 73 «Теве» 1962 Хертек Тойбухаа

й

Рис. 75 «Ноян» 1962 Хертек Тойбухаа

ik

Рис. 76 «Утки» 1962 Рис. 77 «Утка» 1962

Хертек Тойбухаа Хертек Тойбухаа

Рис. 78. Шахматные фигурки из кости (рога). 1962. Тойбухаа Х.К.

evühiätrg

Рис. 79. Шахматные фигурки из кости (рога). 1962. Тойбухаа Х.К

Рис. 80. Фигурки пешки из кости. 1962. Тойбухаа Х.К.

Рис. 81. Фигурки пешки из кости. 1962. Тойбухаа Х.К.

Рис. 82. Шахматные фигурки: короли (белый ноян) и (черный ноян) 1980.

Рис. 23. Шахматные фигурки. 1980. Дойбухаа Д.Х.

Рис. 24. Шахматные фигурки. 1980. Дойбухаа Д.Х.

Рис. 85. Фигурки пешки. 1980. Дойбухаа Д.Х.

Рис. 8б. Шахматный набор. 1980. Дойбухаа Д.Х

Рис. 8б. . Шахматный набор. 1980. Дойбухаа Д.Х

Рис. 89. Разъяренный дракон».1968. Рис.90«Лежачий верблюд» 1983. Монгуш Черзи Дупчур Бригад.

Рис.91«Сарлык» 2010. Ооржак Юрий

Рис. 93. «Ступка» (тараа согаажы). 1980

Рис. 94. «Шкатулка» 1985.

Рис. 92. «Верблюд» 1983. Саая Когел.

Источники: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Приложения

Приложение № 1

№№ п/п Название коллекции Количество

1 Скульптуры из агальматолита 1050 ед

2 Скульптуры из серпентинита 77 ед

3 Скульптуры из дерева 176 ед

4 Скульптуры из металла 8 ед

5 Драгметаллы. Серебро (серебро, ордена и медали, монеты, буддийские предметы, археология) 1131 ед

Топографическая опись по местам хранения коллекции предметов «Декоративно-прикладного искусства» «Скульптуры малой формы» Разные авторы. Место хранения: Фондохранилище - «Декоративно-прикладное искусство» шкаф №21

полка №1,2,3

№ № п/п Наименование предмета. Материал, техника. Размер, вес. Учетные обозначения Сохранность. Примечание

1 Неизвестный автор «Мифическая собака». Дерево, резьба, покраска. 14,7х14,5х7,3 Кп 2264 Загрязнение.

2 Доткан-оол Сарыглар Д. «Конь» Дерево, резьба, покраска. 21,5х21,5х7 Кп 2258 Загрязнение.

3 Неизвестный автор «Лошадь». Дерево, резьба, покраска. 24,5х22,5х5,9 Кп 2253 загрязнена, уши сломаны.

4 «Конь». Дерево, резьба, покраска. НА 491 Загрязнение.

5 Байынды Б.С. «Лошадь». Дерево, резьба. 18,5х16,5х6,5 Кп 4249 Загрязнение.

6 Окаанчик «Козерог». Дерево, резьба. 11х11х4,3 Кп 4354\1966 г. Загрязнение.

7 Окаанчик «Козерог». Дерево, резьба.14,5х13,5х3,5 Кп 4327\1965 г. Загрязнение.

8 Хуурак «Маралуха» Бронза, литье. КП 4334 Загрязнение.

9 Хуурак «Зайцы». Бронза, литье. КП 4335 Загрязнение.

10 Ховалыг Барымзаа «Овца». Металл, литье. КП 2416 Загрязнена.

11 Автор неизвестный «Арат». Металл, литье. КП 235 Загрязнена.

12 Ховалыг Барымзаа «Верблюд». Металл, литье. КП 2412 Загрязнена.

13 Автор неизвестный «Всадник на коне». Металл, литье. КП 1473 Загрязнена.

14 Скульптурка малой формы из бронзы «Лошадь с жеребенком», автор Ховалыг Барымзаа. Желтый металл, литье, ковка. 9,5х9х4,3 Кп 1052 ОПЗ, потемнение.

Всего: 14 ед. хр.

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Полка № 2

№ № п/п Наименование предмета. Материал, техника. Размер, вес. Учетные обозначения Сохранность. Примечание

1 Монгуш Ч.Х. «Дерущиеся лошади». Дерево, резьба. КП 4161 Загрязнена.

2 Скульптура малой формы из дерева «Тачанка», автор неизвестен. Дерево, резьба, кожа, выделка. 53,5х29х22 Кп 481 Загрязнена.

3 Донгак О.Ч. «Сакманщик». Дерево, резьба, покраска. КП 3553 Подставка отсутствует, детали отклеились.

4 Оргежик В.М. «Орел с раскрытыми крыльями». Дерево, резьба, покраска, лак. 38х35х13 Кп 11082\3 Загрязнена.

5 Монгуш Май-оол Калиндууевич «Мать и дочка». Дерево, резьба. 115х28х9 Кп 10743\3 2003 г. Загрязнена.

Всего: 5 (пять) ед. хр.

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Топографическая опись по местам хранения коллекции предметов «Декоративно-прикладное искусство» «Шахматы»

Место хранения:

Фондохранилище - «Декоративно-прикладное искусство» шкаф № 22 полка № 1

№ № п/п Наименование предмета. Учетн ые обозн ачени я Материал , техника. Размер, вес. Сохранн ость. Примечан ие.

1 Шахматные фигурки из КП 6895/ Дерево, резьба. Разные. Полная. Акт № 362 от

дерева. Автор Доржу Ондар Серенович. 1977 г. 01.12.1977 г.

2 Шахматные фигурки -автор Бараан Сааскак Мачыр, пос. Тоора-Хем. Кп 3235 Дерево, резьба, покраска. Разные. Не полный, всего 9 штук.

3 Шахматы -автор неизвестный, из личных вещей С.С. Сюрюн-оола. Кп 4336 Дерево, резьба, покраска. Разные. Полная, 32 штук.

4 Шахматные фигурки из металла (меди). 7 шт. Автор Ойбаа Тюлюш Данзынович КП 2338 Металл, литье. 2х2 см. Не полные.

5 Шахматные фигурки из металла. Из Монгун-Тайги. Автор неизвестный. КП 5093 Металл, литье. Разные. Полная.

6 Шахматные фигурки из металла. Автор Ойбаа Тюлюш Данзынович. 17 шт. КП 2339 Металл, литье. Разные. Не полные.

7 Шахматные фигурки из дюраля. Автор Салчак Р.К. 15 шт. КП 10212 Дюраль, литье. Разные. Неполн ые. Акт № 26 от 26.04.1994 г.

8 Шахматы «Дворец дракона» из камня. Автор Монгуш КП 10694 /32 Агальм, дерево, резьба, покраска. 13,7x19, 5x3,7 см; Полная. Акт № 31 от 02.04.2003 г.

Анатолий К. Доска на 4-х ножках. Крышка декоративная, внутри нее сделаны ячейки для хранения фигурок.

9 Шахматные фигурки из металла. Автор неизвестный. 30 шт. КП 9203 Металл, литье. 2х2,5 см. Разные. Не хватает 2 пешек. Акт № 71 от 23.12.1985 г.10

10 Шахматные фигурки. 16 ед. КП 1960 Дерево, резьба, покраска. Разные. Неполн ые.

11 Шахматные фигурки из металла. Автор Хомушку Сыгыраш Бюрбюнович. КП 8859 М 4677 Металл, литье. Разные. Полная. Акт № 14 от 09.02.1984 г.

12 Шахматные фигурки из металла - свинец. Автор Ондар Сарыг Байырович. КП 9634 Металл, литье. Разные. Полная. Акт № 58 от 23.05.1989 г.

13 Шахматные фигурки из металла. Автор неизвестный. 22 шт. КП 9854 Металл, литье. Разные. Не полные. Акт № 48 от 27.03.1991 г.

14 Шахматные фигурки из металла (бронза и смесь меди и бронзы) из коллекции А.Д, Грача. Автор КП 9489/ 49 Металл, литье. Разные. Не полные. Акт № 53 от 30.06.1988 г. Находятся в экспозици и «Музей.

неизвестный. 31 ед. Прошлое и настоящее », 2009 г.

15 Шахматные фигурки из металла. Автор неизвестный. КП 5093 Металл, литье. Разные. Полная. Акт № От 03.11.1970 г.

16 Шахматные фигурки из дерева. Автор неизвестный. 5ед. КП 2125 Дерево, резьба, покраска. Разные. Неполна я.

Всего:16 комплектов шахмат.

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Топографическая опись по местам хранения коллекции предметов «Декоративно-прикладного искусства»

«Агальматолит» Тойбу-Хаа Хертек Коштаевич

Место хранения:

Фондохранилище - «Декоративно-прикладное искусство»

№№ п/п Наименование предмета. Материал, техника. Размер, вес. Учетные обозначения Сохранность.

1 Предмет письменного прибора в виде «Хам дыт». 12,5х21,5х9,5 Агальм, резьба. Кп 3559\1959 г. Полная.

2 «Страус» - 1961 г. 19х15х4 Агальм, резьба. Кп 3875\1961 г. Полная.

3 «Баран». 14х13,7х3,5 Агальм, резьба. Кп 3376\1959 г. Аг 503 Полная.

4 «Бой быков» - 1960 г. 7,5х20х4 Агальм, резьба. Кп 3667 Левый рог и хвост одного быка отбиты.

5 «Танец» -1969 г. 10,5х12х6,7 Агальм, резьба. Кп 4634\1969 г. Полная.

6 «Поединок» - 1971 г. 15,5x11,8x3,8. Агальм, резьба. Кп 5151\1971 г. Полная.

7 «Тувинская женщина» - 1959 г. 4,3x12,8x3,3. Агальм, резьба. Кп 3377\1959 г. Аг 557 Полная.

8 «Дойка сарлыка». 9,5x6,5x4,5 Агальм, резьба. Кп 3557\1959 г. Полная.

9 «Горный баран» -1975 г. 7,5x6,8x4. Агальм, резьба. Кп 6359 Аг 498 Полная.

10 «Всадница» - 1979 г. 10,5x10,3x3,5. Агальм, резьба. Кп 8794 Аг 505 Полная.

11 «Бюст С.К.Тока» - 1978 г. 7,5x8x3,7. Агальм, резьба. Кп 7392\1979 г. Аг 486 Полная.

12 «Мать- тувинка с матерью» -1969 г. 8,5x7x5. Агальм, резьба. Кп 5101\1970 г. Полная.

13 «Бюст И.В.Сталина». 14,5x5,5x8,5 Агальм, резьба. Кп 3383\1952 г. Аг 508 Полная.

14 «Оседланная лошадь» - 1959 г. 13x5,5x3,7. Агальм, резьба. б\н У правого ушка отбит конец.

15 «Поджигатель войны». 6,5x12x7,1 Агальм, резьба. Кп 3665\1960 г. Аг 504 Полная.

16 «Верблюд» - 1978 г. 11x9,5x4. Агальм, резьба. Кп 7056\1978 г. Аг 484 Полная.

17 «Коза» - 1976 г. 7,5x9,5x2,8 Агальм, резьба. Кп 6476\1976 г. Правое ушко отбито.

18 «Коза». 8,5x9,5x3,2 Агальм, резьба. Кп 6477\1976 г. Полная.

19 «Маралуxа» - 1978 г. 9,6x10,5x3,3 Агальм, резьба. Кп 7058\1978 г. Аг 491 Полная.

20 «Жеребенок» - 1976 г. 7,5x9x3. Агальм, резьба. Кп 6614\1976 г. Аг 487 Полная.

21 «Лежащий козел» - 1960 г. Кп 3664\1960 г. Левый рог отбит

8x8x3,3. Агальм, резьба. Аг 499 на конце.

22 «В космос - женщина с ракетой» - 1961 г. 9x18,7x4,9. Агальм, резьба. Кп 3876\1961 г. Полная.

23 «Ступа - предмет письменного прибора». Диаметр 6,3 Высота 11 см. Агальм, резьба. Кп 3382\1959 г. Полная.

24 «Чабан на коне». 11x12,3x3,6 Кп 3389\1959 г. Ноги и хвост

Агальм, резьба. Аг 513 коня отбиты в середине и склеены, левое ушко тоже

отбито.

25 «Пограничник-тувинец» - 1978 г. 10х12х4,3. Агальм, резьба. Кп 7051\1978 г. Полная.

26 «Конь »- 1978 г. 9х9х3 Агальм, резьба. Кп 7059\1978 г. Полная.

27 «Козел» - 1979 г. 7х15,5х4,5 Агальм, резьба. Кп 8730 Аг 485 Полная.

28 Композиция «На чайлаге» - 1959. 20х5х10. Агальм, резьба. Кп 3390 Полная.

29 «Медведь из сказки» - 1969 г. 11х6,5х8. Агальм, резьба. Кп 3986\1962 г. 1-й детали не хватает.

30 «Конь» - 1974 г. 15,5х8,5х3,3 Агальм, резьба. Кп 6355\1975 г. Правое ушко отбито на конце.

31 «Бегущий конь» - 1969 г. 15,5х7,2х4,2 Агальм, резьба. Кп 6355\1975 г. Аг 494 Полная.

32 «Коза» - 1978 г. 9х10х3,2 Агальм, резьба. Кп 7060\1978 г. Аг 495 Полная.

33 «Женщина-чабан». 10,5х11х4,4 Агальм, резьба. Кп 3666\1960 г. Аг 496 Полная.

34 «Девушка с козленком» - 1973 г. 3,3х8х4. Агальм, резьба. Кп 5675\1973 г. Аг 502 Полная.

35 «Олень с ветвистыми рогами» -1974 г. 8х8,8х2,5 Агальм, резьба. Кп 6696\1974 г. Аг 518 Правый рог отбит у основания.

36 «Лежащая овца» - 1977 г. 8х5,3х3,3. Агальм, резьба. Кп 6695\1977 г. Аг 507 Полная.

37 «Лежащий козерог» - 1976 г. 4,5х9х3. Агальм, резьба. Кп 6613\1976 г. Аг 493 Полная.

38 «Женщина, играющая на хомусе». 9,2х7,9х6,3 Агальм, резьба. Кп 3375\1959 г. Правая рука отбита в районе запястья.

39 «Бурган» - 1976 г. 6,5х4,5х3,5. Агальм, резьба. Кп 6460\1976 г. Полная.

40 «Бурган» - 1976 г. 2,9х4,3х2,1. Агальм, резьба. Кп 6459\1976 г. Полная.

41 «Бурган» - 1978 г. 2,8х4,1х2,1. Агальм, резьба. Кп 10695\4 НВ 599 Полная.

42 Предмет письменного предмета - Кп 3559\1959 г. Крышка

«Шкатулка с крышкой. На Аг 517 открывается.

крышке лежащая корова». 9,5х8,6х5,7. Агальм, резьба.

43 Письменный прибор - подставка с двумя шкатулками с 2-х сторон, Кп 3559\1959 г. Не все приклеены к

женщина с сыгыртаа, промокашка, подставка - 1959. г.Агальм, резьба. подставке.

44 Предмет письменного предмета «Промокашка». 11,2x6,9x6,5 Агальм, резьба. Кп 3382\1959 г. Полная.

45 «Ирбиш - барс» - 1962 г. 12x12,5x5.Агальм, резьба. Кп 4104\1962 г. Аг 515 Полная.

46 «Дракон» - 1962 г. 9,5x17x3.Агальм, резьба. Кп 4106 Полная.

47 «Козел» - 1971 г. 12,5x11,5x4 Агальм, резьба. Кп 5149\1975 г. Несоответствие по № КП Полная.

48 «Баран» - 1956 г. 10x12,5x3 Агальм, резьба. Кп 2595\1956 г. Аг 483 Полная.

49 «Мараленок» - 1959 г. 12,5x13,5x4,3.Агальм, резьба. Кп 3385\1959 г. Рога отбиты у основания.

50 «Верблюд» - 1973 г. 16,5x9,5x3,2 Агальм, резьба. Кп 6360\1975 г. Полная.

51 «Чаша на треножнике». 9,6x6,5x9,4. Агальм, резьба. Кп 3392\1959 г. Аг 514 Полная.

52 «Юрта». Диаметр 11,8 Высота 10 см.Агальм, резьба. Кп 3555\1959 г. Аг 523 Полная.

53 «Дикая коза» - 1969 г. 9x15,5x5,5 Агальм, резьба. Кп 4987\1970 г Аг 510 Полная.

54 «На саняx» - 1952 г. 7x18x5. Агальм, резьба. Кп 3493 Полная.

55 «Верблюд» - 1967 г. 9x8,5x2,6. Агальм, резьба. Кп 4585 Полная.

56 «Пастушки» - 1962 г. 8,7x5,5x5,1 Агальм, резьба. Кп 3988\1962 г. Аг 511 Полная.

57 Барельеф «Воссоединение тувинского народа с русским народом». 17,5x21,5x2,6 Агальм, резьба. Кп 2672\1957 г. Полная.

58 «Лежащий козел» - 1974 г. 6x9,5x5. Агальм, резьба. Кп 6478\1976 г. Аг 488 Полная.

59 «Зайцы» - 1962 г. 9,5x9,5x5,5. Агальм, резьба. Кп 4242\1963 г. Аг 497 Полная.

60 «Коза с козленком» - 1962 г. 11,5x7,5x4. Агальм, резьба. Кп 4105\1962 г. Полная.

61 «Те» - 1971-1972 гг. 9x12x4,4. Агальм, резьба. Кп 5418\1972 г. Полная.

62 «Укрощение коня» - 1971 г. Кп 5152 Полная.

11,5x11,5x4,2. Агальм, резьба. Аг 512

63 «Бык» - 1974 г. 10x6,5x3,3 Агальм, резьба. Кп 6479\1976 г. Аг 522 Полная.

64 «Верблюд» - 1973 г. 8,5x8x2,5. агальм, резьба. Кп 6356\1979 г. Аг 492 Полная.

65 «Козел» - 1956 г. 9,5x9x2,5 Кп 2594\1956 Рога склеены у

Агальм, резьба. Аг 500 основания.

66 «Кот-манул» - 1962 г. 8x7,3x2,3. Агальм, резьба. Кп 4353\1966 г. Аг 490 Полная.

67 Подставка письменного предмета с 2-x сторон есть 2 шкатулочки с крышками. Агальм, резьба. Кп 3382\1959 г. Не хватает деталей.

68 «Верблюд» - 1971 г. 10x22x4,5 Агальм, резьба. КП 5150 Полная.

69 «Мужчина и женщина в национальные одежда* стоят в обнимку» - 1956 г. 10x16x5,5. Агальм, резьба. КП 2597 Полная.

70 «Арат на лошади» - 1956 г. 13x13x7. Агальм, резьба. КП 2573 Аг 501 Полная.

71 «Сакманщица» - 1961 г. 14x10x6,5. Агальм, резьба. КП 3738 Полная.

72 «Отдьгсающая девушка» - 1961 г. 13x12x7.Агальм, резьба. КП 3737 Полная.

73 Тойбу-Хаа Х.К. - «Барельеф И.В. Сталина», 1953 г. б\н 12,5х8х1,1 Полная.

Всего:73 (семьдесят три) ед. хр.

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Топографическая опись по местам хранения коллекции предметов «Декоративно-прикладного искусства»

«Агальматолит» Монгуш Черзи Холасалович

Место хранения:

Фондохранилище - «Декоративно-прикладное искусство» шкаф №5_

№№ Наименование предмета. Учетные Соxранность.

п/п Материал, техника. обозначения

Размер, вес.

1 Карандашница с 2-я медведями КП 4949 Полная.

Серпентинит, резьба. 12х10х7,5 Аг 287

2 Всадник на верблюде в национальной одежде. Серпентинит, резьба. 15,5х12х3,5 КП 3931 Полная.

3 Верблюд с верблюжонком. Агальм, резьба. 8х6,5х3 КП 4950 Полная.

4 Лошадь с жеребенком. Агальм, резьба.10,5х13х5 КП 4727 Полная.

5 Лев с оскаленной пастью. Агальм, резьба.12х6,5х3,5 КП 4660\б Полная.

6 Всадник - богатырь Самбажык. Агальм, резьба.10,5х11,5х4,6 КП 4725 Полная.

7 Козел. Агальм. Резьба.10,5х11,5х4,5 КП 4951 Аг 438 Полная.

8 Верблюды. Агальм, резьба.7,4х12,7х3,5 КП 4286\1965 г. Полная.

9 Маралы - самка и самец. Серпентинит, резьба.12,8х7,5х6 КП 3924\1967 г. Полная.

10 Кангаалай-Мерген. Серпентинит, резьба.7,7х8х4 КП 3923\1961 г. Полная.

11 Всадник-охотник на лошади. Серпентинит, резьба.19,5х16х5,5 КП 4351 Аг 286 Полная.

12 Овца с ягненком. Серпентинит, резьба.9,5х7х6,6 КП 4662 Полная.

13 Сарлык - 1965 г. Серпентинит, резьба.12,5х10х6 КП 3995 Полная.

14 Сарлык. Серпентинит, резьба.10х8х3,5 КП 4352 Полная.

15 Всадник на лошади. Серпентинит, резьба.11х9х3,5 КП 4351 Полная.

16 Корова (безрогая) с теленком. Серпентинит, резьба.11х7,5х4,5 КП 3929 Полная.

17 Корова с теленком. Агальм, резьба.9х11х5,5 КП 4726 Полная.

18 Лошадь с жеребенком. Серпентинит, резьба.19,5х8,5х4 КП 4952 Полная.

19 Композиционная работа -«Схватка со змеей на скале». Серпентинит, резьба.16х10х10,3 КП 4590 Полная.

20 Пепельница с волками. Серпентинит, резьба.15,5х8,5х11,5 Полная.

21 Композиционная работа - КП 3972 Полная.

«Убегающий от лисы заяц, змея, готовая поразить лису». агальм, резьба.12,5х10х5,5

22 Семейство львов. Агальм, резьба.13,5х6х6 КП 4325 Аг 389 Полная.

23 Марал. Серпентинит, резьба.11х12,5х4,5 КП 4401 Полная.

24 Лев с львенком. Серпентинит, резьба.9х7х4 КП 3639 Полная.

25 Прибор чернильный из 3-х частей: пепельница, чернильница, карандашница. Серпентинит, резьба. КП 3922 Полная.

26 Пепельница вырезана в виде ступы. Серпентинит, резьба. Диаметр 4,5;Высота 6 см. КП 5737 Полная.

27 Композиционная работа -«Комплексная чабанская стоянка» - 1961 г. Серпентинит, резьба.26,5х20х15 КП 3933 Фигурки юрты и автобуса отклеились.

28 Подставка для карандашей -композиция. Гора Хайыракан, у подножия горы 2 барана, по дороге едут автобус и грузовик. -1973 г. Серпентинит, резьба.14,5х14,5х11 КП 5735 Полная.

29 Марал, пьющий воду из источника с гор - последняя работа автора -1970 г. Серпентинит, резьба.9,5х12,5х8,5 КП 5736 Полная.

30 Вьючный конь - 1968 г. Серпентинит, резьба.4,5х12х7 КП 4628 Полная.

31 Барельеф В.И. Ленина, на фоне пятиконечной звезды. Агальм, резьба.17,5х17х2,8 КП 4289 Полная.

32 Вьючная лошадь - 1968 г. Агальм, резьба.10,5х21х6,5 КП 4628 Полная.

33 Дракон. Агальм, резьба.21,5х19х7 КП 4660\б Полная.

34 Композиционная работа - «2 пастушки с ягнятами на руках» -1962 г. КП 3971 Полная.

Серпентинит, резьба.11,5х11,5х8,5

35 Всадница - 1969 г. Серпентинит, резьба.21х16,5х5 КП 4740 Полная.

36 Всадник на верблюде - 1962 г. Серпентинит, резьба.13,5х11,5х4,5 КП 3931 Полная.

37 Бык. Агальм, резьба.13,5х8,5х5,6 КП 4661 Полная.

Всего: 37 (тридцать семь) ед. хр.

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Топографическая опись по местам хранения коллекции предметов «Декоративно-прикладного искусства»

«Агальматолит» Саая Когел Мижитеевич

Место хранения:

Фондохранилище - «Декоративно-прикладное искусство» шкаф №2 полка № 1

№№ п/п Наименование предмета. Материал, техника. Размер, вес. Учетные обозначения Для каких целей и кому выдано Дата возвращения Сохранность. Примечание

1 «Звенящая нежность» -танцующие девушки в позе лотоса. Агальм, резьба. 8,5х18х4,5 см. КП 9502\14 1988 г. У 2-й девушки полруки склеена, у 4-й девушки рука отломлена.

2 «Арат на козле» - 1970 г. Агальм, резьба.9,5х13,5х3 см. КП 4989\1979 г. Полная.

3 «Лошадь» - 1969 г. Агальм, резьба.11х10,5х3 см. КП 4988 Полная.

4 «Сакманщик с ягненком на руках, сзади них идет баран». Агальм, резьба.10,5х9,5х4 см. КП 7083\1978 г. Полная.

5 «Сказочный бык» - 1967 г. КП 4582\1967 г. Полная.

Агальм, резьба.11x9x4

6 «Обработка кожи» - 1986 г. Агальм, резьба.8x12x5 КП 9502\9 1988 г. Полная.

7 «Поединок маралов» - 1983. Агальм, резьба.5,5x21x4 см. КП 9502\10 Полная.

8 «Баран» - 1990 г. Агальм, резьба.5,5x10x4,3 см. КП 9798 Инв 74 Полная.

9 «Катание войлока» - 1983 г. Агальм, резьба.9x12x7 см. КП 8763 Полная.

10 «Хава». Агальм, резьба.9x7x4 см. КП 9721\2 Полная.

11 «Вьючный вол». Агальм, резьба.6,8x10x3,2 см. КП 7050 Полная.

12 «Лошадь» - 1968 г. Агальм, резьба.7,8x9x2,5 см. КП 45 (?) Полная.

13 «Всадник» - 1983 г. Агальм, резьба.7,5x6x3 см. КП 8796 Аг 232 Полная.

14 «Арxар» - 1976 г. Агальм, резьба.9,5x6x3 см. КП 6538\1976 г. Полная.

15 «Сарлык» -1973 г. Агальм, резьба.6x8x2,5 см. КП 6537 см. Полная.

16 «Музыкант с лимби». Агальм, резьба.2,9x7,5x2,8 см. КП 9502\20 Полная.

17 «Музыкант с чадаганом». Агальм, резьба. 5,5x3x2 см. КП 9502\19 Полная.

18 «Музыкант с бызаанчы». Агальм, резьба. 5,5x2,9x2,5 см. КП 9502\18 Полная.

19 «Сказочный козерог» -1976г. Агальм, резьба. 13x9x3,5 см. КП 6639\1976 г. Полная.

20 «Арат и чудовище» - 1981 г. Агальм, резьба.13x17x4 см. КП 8736 Полная.

21 «Верблюд» - 1983 г. Агальм, резьба.11x12x4 см. КП 8748 Полная.

22 «Паxари» - 1986 г. Агальм, резьба.16,5x8,5x4 см. КП 9306\2 Полная.

23 «Козел» - 1981 г. Агальм, резьба.9x9x3,5 см. КП 7983 Полная.

24 «Картаамал» - 1990 г. Агальм, резьба.9,5x8x5,5 см. КП 9815 Полная.

25 «Верблюд» - 1975 г.Агальм, резьба.13x10x4 см. КП 6214\1975 г. Полная.

26 «Сарлык» - 1967 г. 8,5x10x3 см. КП 3020 Полная.

27 «Верблюд» - 1975 г. Агальм, резьба.10x8,5x2,5 см. КП 6534\1975 г. Полная.

28 «Козел» - 1975 г. Агальм, резьба.11x10x3 см. КП 6351\1975 г. Полная.

29 «Дракон» - 1988 г. Агальм, резьба.7x13x3 см. КП 9502\8 Полная.

30 «Перекочевка» - 1985 г. Агальм, резьба^!^^ см. КП 9273\21 Полная.

31 «Козел» - 1972 г. Агальм, резьба.9x10x4 см. КП 5444\1972 г. Полная.

32 «Горностай» - 1983 г.Агальм, резьба. 9x11x2,5 см. КП 8713 Аг 189 Полная.

33 «Конь». Агальм, резьба.16,5x10x2,2 см. КП 4314 На подставке следы от пластилина.

34 «Оxотник». Агальм, резьба.4,5x9x4,5 см. КП 7053\1978 г. Полная.

35 «Оолдарлыг мыйгак». Агальм, резьба.11x10,5x4,3 см. КП 9404\1 У 1-го олененка 1 ушко отломлено.

36 «Сарлык» - 1983 г. Агальм, резьба.10,5x7x3,5 см. КП 9033 Аг 33 Полная.

37 «Оxота на медведя» - 1970 г. Агальм, резьба.9x11,5x5 см. КП 5143 Полная.

38 «Верблюд» - 1981 г. Агальм, резьба.13,5x9x3,5 см. КП 7982 Аг 27 Полная.

39 «Мычащий бык сарлыка». Агальм, резьба.9,5x8x3 см. КП 6215\1975 г. Полная.

40 «Сарлык». Агальм, резьба.7,5x10x4 см. КП 10004\9 Аг 402 Полная.

41 «Бык» - 1968 г. Агальм, резьба.7,5x9,5x3 см. КП 4315 1 ушко склеено.

42 «Волк с добычей» - 1985 г. КП 9306\1 Полная.

Агальм, резьба.7,5х12х4 см.

43 «Бык»- 1975 г. Агальм, резьба.9х6х3,3 см. КП 6349\1975 г. У основания головы трещина.

44 «Заяц» - 1973 г. Агальм, резьба.7х10х4, 5см. КП 5634\1973 г. Полная.

45 «Кошка» - 1984 г. Агальм, резьба.5х14х3, 5 см. КП 8804 Полная.

46 «Конь» - 1984 г. Агальм, резьба.9х15х4, 5 см. КП 8803 Полная.

47 «Сказочный козел» - 1983 г. Агальм, резьба.12х9х3, 5 см. КП 8712 Полная.

48 «Арат на сказочном коне» -1988 г. Агальм, резьба.12х8,5х4 см. КП 9502\17 Полная.

49 «Лиса» - 1972 г. Агальм, резьба.9х12,5х3 см. КП 5446\1972 г. Полная.

50 «Диис» - 1998 г. Агльм, резьба.8,5х11х3 см. КП 10592\1 2001 г. Полная.

51 «Архар» - 1983 г. Агальм, резьба.9,5х8х3 см. КП 8785 Аг 29 Полная.

52 «Козел» - 1969 Г. Агальм, резьба.9х9,5х2,5 см. КП 4318 Полная.

53 «Арзылан (собака)» - 1983 г. Агальм, резьба.6х6,6х3,3 см. КП 8787 Аг 28 Полная.

54 «Тарбаганнаан анчы». Агальм, резьба.10х9,5х4,5 см. КП 8308 Полная.

55 «Хайнак». Агальм, резьба.10х9,2х3,3 см. КП 9721\1 Аг 32 Полная.

56 «Танец с барабанами». Агальм, резьба.7х18х4 см. КП 9502\15 1988 г. Полная.

57 Обелиск «Центр Азии» -1979 г. Агальм, резьба.11,5х14х4,2 см. КП 7400\1979 г. У одного быка 1 рог склеен, у другого рога на конце отломлены.

58 «Козел» - 1974 г. Агальм, резьба.9х11,5х3 см. КП 6482\1976 г. Полная.

59 «Борцы» - 1986 г. Агальм, резьба.9,5х8,5х5.5 см. КП 9273\1 Полная.

60 «Конь» - 1973 г. Агальм, резьба.8,5x8.5x3 см. КП 6348 Полная.

61 «Сарлык». Агальм, резьба.10,5x8,5x4,5 см. КП 6353 Полная.

62 «Сарлык» - 1991 г. Агальм, резьба.8x13x5 см. б\н Полная.

63 «Бык» - 1973 г. Агальм, резьба.10x14x4,5 см. КП 5637\1973 г. Полная.

64 «Сxватка с медведем» - 1973 г. Агальм, резьба.14x11x4,2 см. КП 5633 Полная.

65 «Оседланный конь» - 1981 г. Агальм, резьбаЛ^ 1x4 см. КП 7981 Полная.

66 «Козел». Агальм, резьба.11x8x4 см. КП 10004\9 Полная.

67 «Арxар» - 1968 г. Агальм, резьба.7,5x12x4 см. КП 4317 Аг 236 Полная.

68 «Козел» - 1990 г. Агальм, резьба.13x10x4 см. КП 9755\15 Полная.

69 «Сарлык» - 1972 г. Агальм, резьба.12,5x7,8x4 см. КП 6545\1972 г. Аг 224 Полная.

70 «Козел» - 1973 г. Агальм, резьба.8x8,5x2,5 см. КП 6347 Полная.

71 «Козел». Агальм, резьба.12,8x10x3,7 см. КП 8819 Полная.

72 «Те» - 1975 г. Агальм, резьбаД^ 1,6x4,5 см. КП 6160 Полная.

73 «Лыжник». Агальм, резьба.9x10,7x4,5 см. КП 8068\1976 г. Полная.

74 «Те» - 1978 г. Агальм, резьба.7x10,5x3 см. КП 7054 Полная.

Всего:74 (семьдесят четыре) ед. xр.

Источник: Фонды Национального музея Республики Тыва.

Топографическая опись по местам хранения коллекции предметов «Декоративно-прикладного искусства»

«Агальматолит» Дойбухаа Дондук Хертекович

Место хранения:

Фондохранилище - «Декоративно-прикладное искусство» шкаф №3

полка №1, 2_

№ № п/п Наименование предмета. Материал, техника. Размер, вес. Учетные обозначен ия Сохранно сть. Примеча ние

1 Верблюд с верблюжонком - 1990 г. 12,3х18х4. Агальм, резьба. КП 9755\13 Аг 300 Полная.

2 Проект входа к мемориалу в г. Кызыл - 1978 г. 15х16х5. Агальм, резьба. КП 8825 Полная.

3 Эскиз к бюсту-памятнику С.К. Тока, 1982 г. 6х12х13. Агальм, резьба. б\н Полная.

4 Сарлык - 1978 г. 9х10х4,5. Агальм, резьба. КП 8790 Полная.

5 Козел. 4,5х11х13. Агальм, резьба. КП 8784 Полная.

6 Арзылан - 1994 г. 8х8х6. Агальм, резьба. КП 10283\3

7 Як - 1967 г. 10х8,5х3,5. Агальм, резьба. КП 4689 Полная.

8 Козел - 1967 г. 12,5х7х4.Агальм, резьба. КП 4575 Полная.

9 Укрощение коня - 1973 г. 13х9,5х4,5. Агальм, резьба. КП 5677 Полная.

10 Семейство коз - 1986 г. 9х15х6. Агальм, резьба. КП 9455 Полная.

11 Горный козел - 1978 г. 6х16х16.Агальм, резьба. КП 8815 Полная.

12 Священный козел - 1988 г. 14х8х4. Агальм, резьба. КП 9575\2 Полная.

13 Оолдарлыг арзылан - 1985 г. 9,5х7,5х4. Агальм, резьба. КП 9502\21 Полная.

14 Мастер - 1982 г. КП 8776 Полная.

8x9x10. Агальм, резьба.

15 Оленевод-оxотник - 1970 г. 12x9,5x3,8. Агальм, резьба. КП 4991 Полная.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.