Полилитная пластика XX-XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приёмов: на материале Урала тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Алиева, Ольга Олеговна

  • Алиева, Ольга Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 293
Алиева, Ольга Олеговна. Полилитная пластика XX-XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приёмов: на материале Урала: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Екатеринбург. 2016. 293 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Алиева, Ольга Олеговна

Оглавление

Введение

Глава 1. Текстура и фактура камня как средства художественной выразительности

1.1. Текстуры декоративного камня

1.2. Фактуры декоративного камня

Глава 2. Традиционные приёмы работы с текстурно-фактурными возможностями камня в отечественной антропоморфной полилитной пластике ХХ в

2.1. Антропоморфная полилитная пластика «Фаберже» (начало XX в.)

2.2.Камнерезное творчество В. В. Коноваленко (советский период)

Глава 3. Образные и стилистические особенности, приёмы работы с текстурно-фактурными возможностями камня в уральской антропоморфной полилитной пластике ХХ в

3.1. Антропоморфная полилитная пластика А. К. Денисова-Уральского (начало XX в.)

3.2. Уральская антропоморфная полилитная пластика советского периода

Глава 4. Образные и стилистические особенности, приёмы работы с текстурно-фактурными возможностями камня в современной антропоморфной полилитной пластике мастеров Урала (конец ХХ -начало ХХ1 в)

4.1. Современное состояние, образные и стилистические особенности

4.2. Текстура камня в современной уральской антропоморфной полилитной пластике

4.3. Роль фактуры камня в современной уральской антропоморфной полилитной пластике

Заключение

Список использованной литературы и источников удаленного

доступа

Приложения

1. Современные уральские художники и мастера малой полилитной пластики (биографические сведения, основные работы)

2.Список иллюстраций

Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полилитная пластика XX-XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приёмов: на материале Урала»

Введение

Актуальность исследования

Камень как материал художественного творчества обладает уникальными возможностями благодаря своим декоративным свойствам. Исторически сложилось так, что камень обычно является строительным или скульптурным материалом. Именно в скульптурных произведениях этот уникальный материал раскрывается наиболее полно. Важнейшими средствами художественной выразительности в произведениях из камня являются текстура и фактура. В пластических произведениях применяется широкий спектр текстурного рисунка камня и разнообразие фактур поверхности.

Современные произведения полилитной пластики - малой скульптуры из составного камня - известны узкому кругу коллекционеров. Обычно они играют роль У1Р-сувениров и являются экспонатами частных коллекций, так как из-за ценности уникальных природных материалов и трудоёмкости исполнения доступны немногим.

Одной из характерных особенностей уральского края - центра горнодобывающей промышленности - является наличие месторождений цветного камня и существование традиций его художественной обработки. В настоящее время развитие уральского камнерезного искусства во многом обязано авторской полилитной пластике малых форм. Жанр малой пластики из цветного камня востребован в профессиональной художественной сфере Екатеринбурга. В технике полихромной блокированной пластики работают екатеринбургские художники-камнерезы, члены Союза художников России А. И. Жуков, А. Н. Антонов, И. В. Сергеев, Д. А. Богомазов. Антропоморфная пластика из составного камня занимает значительное место в творчестве нижнетагильских камнерезов С. В. Бусыгина и В. М. Васильева.

Полилитная пластика малых форм стала основным направлением деятельности целого ряда художественных предприятий, таких, как «Екатеринбургская камнерезная мастерская», «Уральская камнерезная мастерская им. И. Боровикова» (ныне - «Святогор»), «Творческая мастерская Алексея Антонова», «Мастерская Андрея Бойко».

Актуальность этого художественного явления вызвала необходимость изучения художественной образности, стилистических особенностей, традиционных и современных приемов работы с текстурой и фактурой полилитной скульптуры.

Степень научной разработанности проблемы

Анализ эволюции образов, стилистики и художественных приёмов работы с камнем в произведениях малой полихромной пластики из составного камня требует учёта широкого круга литературы по теории и истории искусства, минералогической и технико-технологической литературы, связанной с этим вопросом.

Во-первых, выделим блок исследований в области теории художественного творчества, где уделяется внимание средствам выразительности художественного образа. К данной проблеме обращались такие зарубежные авторы, как И. Иттен, Р. Арнхейм. В их работах можно встретить интересную трактовку текстуры.

Исследования западных авторов склонны к трактовке понятия текстуры как выразительного средства плоскостной графической композиции и не останавливаются подробно на текстуре материала как на его внешнем свойстве и использование его в изобразительном искусстве. Эти необходимые для исследования сведения почерпнуты из трудов отечественных авторов. К проблеме материалов произведений искусства в разное время обращались такие отечественные авторы, как В. Р. Аронов, Н. В. Боровкова, Н. В. Брызгов, О. Л. Голубева, В. Б. Кошаев, И. А. Крюкова, В. Марков, Е. И. Рузова, В. Б. Устин, Н. Ю. Шевелина.

В своих исследованиях они обращаются к фактурно-текстурным особенностям материала как выразительным средствам композиции. Понятие фактуры материала подробно рассматривает В. Марков в книге «Фактура» (переиздание 2002), классифицируя характер поверхности на природную и искусственную фактуру. Достаточно внимательное отношение к характеру поверхности пластического произведения просматривается у И. А. Крюковой в исследовании «Русская скульптура малых форм» (1969). На примере фарфоровой и деревянной скульптуры автор анализирует характерные приёмы фактурирования поверхности как выявление свойств материала с целью выразительности образности произведения.

Значение декоративных особенностей камня в художественных произведениях рассматривает Н. В. Боровкова на примере коллекций Музея санкт-петербургского Горного университета.

Во-вторых, рассмотрим блок минералогических работ, необходимых для определения понятий текстуры и фактуры камня. Раскрытию природных свойств камня во многом способствовала отечественная литература. Проблему текстуры и фактуры камня затрагивали авторы из Москвы и Санкт-Петербурга: особенно А. Е. Ферсман, а также, А. Г. Булах,

A. И. Голомзик, М. С. Зискинд, Н. В. Одноралов, Я. П. Самсонов,

B. И. Соболевский, В. Н. Черных.

Одним из первых советских исследователей, посвятившим свои труды разнообразию природного рисунка цветных камней был учёный-минералог А. Е. Ферсман («Рассказы о самоцветах», 1957). Его труд содержит ценную информацию описательного характера. Автор разбирает возможные варианты текстурного рисунка различных камней и исторические факты его использования в камнерезном искусстве. Эта тема нашла дальнейшее развитие в работах М. С. Зискинд, В. И. Соболевского, Я. П. Самсонова.

Н. В. Одноралов в книге «Техника обработки скульптуры из камня» (1970) подробно останавливается на физико-механических, пластических и декоративных свойствах гранита, мрамора и известняка как наиболее

употребляемых материалов для скульптуры, обуславливающих характер поверхности камня.

Кристаллическому строению минералов, определяющему их природную поверхность, посвящена работа А. Г. Булаха «Общая минералогия» (1999), где даётся подробная классификация естественных поверхностей камня.

К проблеме текстуры и фактуры камня обращались и уральские исследователи. Существенную помощь в исследовании оказали труды, посвящённые более узкому кругу поделочных камней, преобладающих на Урале: книги В. Б. Семёнова «Яшма» (1979), «Селенит» (1984), «Малахит» (1987), книга В. Н. Черных «Агат» (1982), книга А. И. Голомзика «Родонит» (1983), книга М. Б. Аринштейна «Цветные камни Урала» (1986), книга С. В. Колисниченко «Яшмовый пояс Южного Урала» (2007). В своих исследованиях авторы подробно останавливаются на декоративных камнях, популярных среди художников и коллекционеров, дают подробную информацию о разновидностях текстурного рисунка отдельного вида камня, причинах его формирования.

В-третьих, отметим ряд работ технико-технологического характера, посвященных обработке камня. Понятие фактуры камня предполагает не только естественный, природный характер поверхности, но и искусственный, достигаемый путём механического воздействия на камень.

К данной проблеме обращались такие зарубежные авторы, как Дж. Синкенкес. В его работе «Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней» (1998) рассматриваются способы искусственного фактурирования поверхности камня.

Проблему фактурирования поверхности камня исследовали также отечественные авторы. Способам искусственного фактурирования поверхности камня придаётся значение в методических указаниях и работах Н. В. Одноралова «Техника обработки скульптуры из камня» (1970), Ю. А. Поленова «Художественная обработка камнесамоцветного сырья» (1998), С. В. Ухина «Художественная обработка камня» (2004) и в ряде работ

по обработке камня Л. Т. Жуковой. Ценная информация о способности отдельных камней отлично принимать полировку и способствовать фактурированию поверхности содержится в статьях художника-камнереза В. Путрина (журнал «Сизиф»).

Интернет-ресурсы дают сведения о современной технологии обработки камня, например, ультразвуковой и лазерной обработке, позволяющей добиваться матовой и тонкошлифованной фактуры поверхности. Большим спектром шлифованных поверхностей отличается лазерная обработка. Она позволяет достичь шлифованной фактуры поверхности с плавными тональными переходами, что способствует четкой детализации и реалистичности изображения.

Следует отметить, что литература по минералогии и технологии обработки камня оказала существенную помощь в проведении исследования текстурных и фактурных особенностей камня в произведениях полихромной блокированной скульптуры. Эта специализированная информация способствовала более детальному описанию художественных произведений.

В-четвертых, выделим блок исследований по истории отечественного искусства, который состоит из трудов, прямо или косвенно рассматривающих скульптурную пластику из блокированного камня.

Историей отечественной малой скульптуры из камня на примере «Фаберже» занимались такие зарубежные авторы, как Г. Ч. Бэйнбридж, А. К. Сноуман, А. Солодкофф, Г. фон Габсбург, Д. Буф. Интерес западных исследователей к фирме «Фаберже» возник значительно раньше, чем у отечественных специалистов. В 1949 г. вышла в свет первая биография Фаберже «Петер Карл Фаберже, его жизнь и работа», написанная Г. Ч. Бэйнбриджем. В 1953 г. А. К. Сноуман опубликовал книгу «Искусство Карла Фаберже». Дополненная, исправленная и переизданная несколько раз, она по-прежнему остаётся одной из самых значительных работ по этой теме. Последующие книги А. Солодкоффа («Фаберже», 1988), Г. фон Габсбурга

(«Фаберже, ювелир царского двора», 1979) и Д. Буфа («Фаберже», 1998) пополнили исследование информацией о деятельности фирмы.

В трудах западных исследователей полилитная пластика упоминается вскользь. Поэтому информация повлияла на исследование, в основном, косвенным образом, формируя общее представление о камнерезной деятельности фирмы «Фаберже».

Историей русской пластики из составного камня занимались такие авторы из Москвы и С.-Петербурга, как В. В. Скурлов, В. В. Мухин, Т. Н. Мунтян, С. М. Гонтарь, В. Б. Сейранян.

Значительная роль в исследовании отечественной полилитной пластики, её стилистических и типологических особенностях принадлежит В. В. Скурлову («Фаберже и русские придворные ювелиры», «Фаберже и его продолжатели», диссертационная работа «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX - начало XXI вв.)»). Рассматривается и деятельность других отечественных фирм, специализирующихся на скульптуре малых форм из составного камня, сообщаются биографические данные о художниках-камнерезах, упоминается об исследователях и биографах, занимающихся этой проблемой, включаются выдержки из их трудов и статей. Повышенный интерес к полихромной блокированной пластике определил и внимание автора к камнерезному творчеству советского художника В. В. Коноваленко. Книги В. В. Скурлова дополнены богатым иллюстративным материалом.

Уральский искусствовед Л. А. Будрина рассматривает отечественные традиции изготовления полилитной пластики (диссертационное исследование «Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины 19 - начала 20 века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А. К. Денисова-Уральского», 2004; «Объёмная мозаика в камнерезном искусстве: европейская традиция до и после Фаберже», 2012).

Итак, изучение литературы по истории российской полилитной скульптуры показало, что свойства камня как средства формирования образности художественного произведения не были предметом специальных исследований зарубежных и отечественных авторов.

Уральская пластика из составного камня изучается сравнительно недавно и преимущественно в России. В XX в. сложились две основные школы изучения истории камнерезного искусства Урала - «центральная» (Москва, С.-Петербург) и «уральская» (Екатеринбург).

Внимание столичных специалистов привлекает не только история уральского камнерезного искусства ХУШ - начала XX в. (Н. М. Мавродина, Ю. О. Каган, Т. Н. Мунтян), но и современное уральское камнерезное искусство (В. В. Скурлов, М. Н. Лопато, В. Б. Сейранян).

Подробно рассматривает современную уральскую блокированную скульптуру В. В. Скурлов, эксперт и знаток малой камнерезной пластики. В иллюстрированной книге «Фаберже и его продолжатели» (2009) содержится ценная информация о различных аспектах полилитной пластики. Автор представляет камнерезные мастерские и творчество художников-камнерезов Екатеринбурга.

В диссертационной работе «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX - начало XXI вв.)» (2012)

B. В. Скурлов выявляет традиции отечественной полилитной антропоморфной пластики в творчестве современных камнерезов, в том числе и уральских.

Уральская школа изучения камнерезного искусства представлена такими авторами, как Б. В. Павловский, Л. А. Будрина, Т. В. Парнюк, В. Б. Семёнов,

C. В. Семёнова, И. М. Шакинко, С. П. Ярков.

Большой вклад в изучение традиций уральской камнерезной школы внёс основатель уральской школы искусствознания Б. В. Павловский. Он выявил характерные черты искусства уральских камнерезов. В работах Б. В. Павловского рассмотрено камнерезное дело Екатеринбурга и его

окрестностей в период с конца XVIII до середины XX вв., определено решающее значение Екатеринбургской гранильной фабрики («Камнерезное искусство Урала», 1953; «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала», 1975).

Интерес уральских историков искусства издавна вызывает наследие художника-камнереза А. К. Денисова-Уральского. Отдельный труд посвятил творчеству Денисова-Уральского искусствовед Б. В. Павловский (1953). Он называл А. К. Денисова-Уральского одним из основоположников уральской художественной культуры («Художники Свердловска» (1960)). С. В. Семёнова, биограф Денисова-Уральского, сделала подробные описания его произведений из составного камня («Очарован Уралом. Жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского», 1978; «Пламя и камень: Жизнеописание и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А. К. Денисов-Уральский», 2007). Некоторые сведения о приемах работы художника с различными фактурами камня содержатся в диссертационном исследовании Л. А. Будриной (2004).

Современную уральскую полилитную скульптуру малых форм изучают екатеринбургские искусствоведы Л. А. Будрина и Т. В. Парнюк. Значительный вклад в изучение современной уральской блокированной скульптуры малых форм внесла Т. В. Парнюк. Публикации автора по истории развития уральской полилитной пластики, о творчестве отдельных художников-камнерезов и о частных коллекциях, можно встретить в периодических изданиях («Графо PLATINUM», «Наука и жизнь»), сборниках материалов конференций.

Проблему развития уральской блокированной пластики затрагивает Л. А. Будрина в статье «Объёмная мозаика в камнерезном искусстве: европейская традиция до и после Фаберже» (2012), где анализирует ее современное состояние. В статье «Наследники флорентийских мастеров: от Карла Фаберже до Алексея Антонова» (2013) содержатся сведения о тематике современной блокированной пластики одной из крупных

камнерезных мастерских Екатеринбурга - «Творческой мастерской Алексея Антонова».

Важный стимул к изучению современного состояния уральской блокированной пластики дают научно-практические конференции «Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы», которые, начиная с 1999 г., проводит Екатеринбургский музей истории камнерезного и ювелирного искусства.

Итак, обзор литературы по теме диссертационного исследования показал,

что:

1. Работы по минералогии и обработке камней описывают их природные и технико-технологические свойства, особенности текстуры и фактуры, но не учитывают художественные приемы работы с этими уникальными природными материалами.

2. Работы по истории отечественного искусства дают косвенные, отрывочные сведения о приемах работы с текстурой и фактурой камня при создании полилитной пластики.

3. Малая полилитная пластика в последнее десятилетие привлекает внимание уральских искусствоведов, однако приемы работы с текстурой и фактурой камня до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Следовательно, представляет интерес изучение традиционных и современных приемов работы с текстурой и фактурой малой полилитной пластики, опираясь на сведения по минералогии, технологии художественной обработки камня и истории искусства путем описания и анализа произведений.

Объект исследования

В качестве объекта исследования выбрана уральская антропоморфная полилитная пластика ХХ - XXI вв. Термин «полилитная скульптура» использует Н. В. Одноралов, имея в виду скульптуру из декоративных камней, тщательно подогнанных и склеенных между собой. Аналогичное

определение «полилитной скульптуры» встречается у В. Б. Сейраняна. Современные художники-камнерезы используют понятие «блокированная пластика», «блокированная миниатюра». Уральские искусствоведы Т. В. Парнюк и Л. А. Будрина оперируют определением «объёмная мозаика». Автор данного исследования под полилитной пластикой подразумевает полихромную круглую скульптуру из составного камня. Современная уральская полилитная пластика - это скульптура малых форм (высотой до 1 м), т. е. «кабинетная» пластика, предназначенная для украшения интерьера и рассчитанная на индивидуальное восприятие. Камерный характер полилитной пластики обусловлен природными свойствами поделочных камней.

Предмет исследования

В данном исследовании рассматриваются тематика, источники образности, стилистические особенности, приёмы работы с текстурой и фактурой камнем в произведениях антропоморфной полилитной пластики.

Цель и задачи исследования

Целью предпринимаемого исследования является анализ уральской антропоморфной полилитной пластики в аспекте выразительных возможностей камня, с учётом образных и стилистических особенностей, традиционных и современных приёмов работы со свойствами материала, выявляющий региональные особенности развития жанра.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

- определить понятия текстуры и фактуры камня как средств выражения художественного образа;

- рассмотреть особенности развития отечественной полилитной пластики и выявить традиции использования текстурно-фактурных возможностей камня, заложенные мастерами фирмы «Фаберже» в начале ХХ в. и продолженные в советском искусстве;

- рассмотреть образные и стилистические особенности антропоморфных полилитных композиций А. К. Денисова-Уральского (начало ХХ в.) и

определить специфику использования текстурно-фактурных возможностей камня в решении образно-выразительного построения произведений;

- рассмотреть образные и стилистические особенности антропоморфной полилитной пластики уральских мастеров советского периода и определить специфику использования текстурно-фактурных возможностей камня в решении образно-выразительного построения произведений;

- дать понятие о современном состоянии уральской антропоморфной полилитной пластики, рассмотреть образные и стилистические особенности произведений;

- определить специфику использования текстурно-фактурных возможностей камня в решении образно-выразительного построения современных произведений уральской антропоморфной полилитной пластики.

Хронологические рамки исследования

Исследование опирается на описание и анализ произведений полилитной пластики, созданных в кульминационные моменты развития этого искусства, от начала ХХ в. до современного периода. Исходная точка отсчёта связана с первыми отечественными опытами создания произведений антропоморфной полилитной пластики мастерами фирмы «Фаберже». Работа заканчивается началом XXI в., когда исследуемый жанр камнерезного искусства получил значительное развитие в творчестве современных мастеров Урала.

Источники исследования

Уникальность данного исследования обусловлена тем, что оно опирается на современные, в том числе, неопубликованные ранее материалы.

Полихромная блокированная пластика уральских художников, будучи принадлежностью частных коллекций, практически отсутствует в музеях и мало доступна для широкого круга зрителей.

1. Практически не опубликованный ранее визуальный материал представлен работами, выполненными художниками «Уральской камнерезной мастерской им. И. Боровикова» (ныне - мастерская «Святогор»). Источниками исследования являются

неопубликованные иллюстрации экспонатов музея Уральского техникума «Рифей» (ХПУ № 42): это работы выпускников, среди которых немало произведений из составного камня. Они датируются второй половиной XX века.

2. Источниками исследования являются, кроме того, открытые для массового обозрения экспонаты российских собраний (Музей «Самоцветы» в Москве и др.). Важное значение имеют экспонаты ряда собраний Екатеринбурга (Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Уральский геологический музей при УГГУ, Уральский минералогический музей В. А. Пелепенко, музей Уральского профессионального училища «Рифей»). Базой для изучения современной уральской полихромной пластики из составного камня стали экспонаты выставки «Продолжатели Фаберже», проходившей в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в (Екатеринбург, октябрь - ноябрь 2013 г.). Способствовала раскрытию темы камнерезного творчества А. К. Денисова-Уральского выставка «...Более, чем художник...», посвященная 150-летию со дня рождения художника (Екатеринбургский музей изобразительных искусств, февраль - май 2014 г.).

3. Источниками необходимых сведений об экспонатах стали авторские каталоги, каталоги выставок музейных и частных коллекций, путеводители и указатели по экспозициям музеев.

4. Не менее важным источником визуального материала для исследования послужили публикации журналов «Графо PLATINUM», «Культура Урала», «Сизиф» (СПб), «Уральского альманаха предметов коллекционирования».

5. Исследованы также электронные материалы, содержащие иллюстративный материал, например, сайты различных зарубежных и отечественных музеев.

Источниками для исследования современных уральских произведений полихромной блокированной пластики из камня стали сайты современных камнерезных Урала.

6. В диссертационном исследовании были использованы также некоторые первоисточники текстового характера - трактаты, мемуары. Например, источником сведений об организации камнерезного производства фирмы «Фаберже», о создании некоторых композиций из камня является текст «История фирмы Фаберже: по воспоминаниям главного мастера фирмы Ф. П. Бирбаума» (1993).

Методы исследования

Изучение влияния свойств материала на образное содержание произведений полилитной пластики предполагает комплексное сочетание методов, основано на опыте практической работы автора.

Сравнительно-исторический метод исследования позволил на основе широкого фактического материала проанализировать роль текстуры и фактуры камня в формировании художественной образности, проследить эволюцию приемов работы с текстурами и фактурами декоративного камня, выявить закономерности их использования.

В диссертационной работе применялся художественно-стилистический метод, способствующий определению истоков текстурных и фактурных приёмов, подчинённых принципам художественного стиля эпохи.

Технико-технологические методы исследования позволили проанализировать физические свойства материалов, влияющие на качество поверхности камня, и использовались для выяснения особенностей технологии обработки материала.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринято изучение приемов работы с выразительными возможностями камня в отечественной антропоморфной полилитной пластике малых форм.

В исследовании наряду с известными произведениями полилитной скульптуры описаны и проанализированы современные работы уральских художников и мастеров. В научный оборот введен не известный исследователям и неопубликованный ранее материал - работы художников-камнерезов и камнерезных мастерских г. Екатеринбурга, созданные на рубеже XX - XXI вв.

Новизна работы заключается в изучении художественных объектов, ранее не известных специалистам и впервые вводимых в научный оборот. Представленный в диссертации материал, относящийся к современному периоду, до сих пор не был предметом специального научного исследования.

Практическая значимость работы

Материал, представленный в диссертации, и выводы, сложившиеся в ходе проделанной работы, могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области художественной образности полилитной пластики. На основе данной работы могут быть подготовлены учебные пособия, разработаны лекционные курсы, как например, «Технология художественной обработки материала». Благодаря изучению декоративных свойств камня, этот уникальный материал может быть востребован в других видах художественного творчества. Выводы, сделанные на основе анализа произведений, в дальнейшем могут быть использованы для атрибуции полилитной пластики.

На защиту выносится:

1. Антропоморфная полилитная пластика, являясь жанром уральского камнерезного искусства, начиная с ХХ в., и обусловившая в современное время развитие камнерезного искусства на Урале, имеет научное, историко-культурное и художественно-эстетическое значение, и нуждается в проведении специального искусствоведческого исследования, выявляющего региональные особенности развития.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Алиева, Ольга Олеговна, 2016 год

Список использованной литературы и источников удаленного

доступа

1. Литература на русском языке

1. Алексей Козьмич Денисов-Уральский. К 150-летию со дня рождения: материалы Шестой конференции в рамках Пятнадцатого конкурса «Металл, камень, идея» им. А. К. Денисова-Уральского, 19 - 20 ноября 2014. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2015. - 132 с.

2. Ананьев, А. Борьба со вкусом / А. Ананьев // Сизиф. - 2009. - № 2 (6). - С. 4.

3. Ананьев, А. Злой гений / А. Ананьев // Сизиф. - 2008. - № 2 (4). - С. 4.

4. Аринштейн, М. Б. Цветные камни Урала [Текст] / М. Б. Аринштейн, Е. П. Мельников, И. М. Шакинко. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 224 с., ил.

5. Аркин, Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры / Д. Е. Аркин; Сост. Д. Г. Аркина; Предисл. М. В. Алпатова. - М.: Искусство, 1990. -400 с., ил.

6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм; пер. с англ. - М.: Архитектура - С, 2007. - 392 с., ил.

7. Аронов, В. Р. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века [Текст] / В. Р. Аронов. - М.: Советский художник, 1987. - 232 с., ил.

8. Бабурина, Н. М. Скульптура малых форм [Текст] / Н. М. Бабурина. -М.: Советский художник, 1983. - 251 с., ил.

9. Баландин, Р. К. Энциклопедия драгоценных камней и минералов [Текст] / Р. К. Баландин. - М.: Вече, 2000. - 400 с., ил.

10. Боровкова, Н. В. Художественные особенности произведений искусства из природного декоративного камня (на примере коллекций

Музея санкт-петербургского Горного университета): автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Боровкова Наталья Валерьевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 23 с.

11. «.Более, чем художник.». К 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского: [научный каталог выставки] / авт. текста и сост. Л. А. Будрина. - Екатеринбург: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2014. - 84 с., ил.

12.Брызгов, Н. В. Творческая лаборатория дизайна. Проектная графика [Текст] / Н. В. Брызгов, С. В. Вороженцев, В. Б. Логинов. - М.: Издательство В. Шевчук, 2010. - 192 с., ил.

13. Будрина, Л. А. Наследники флорентийских мастеров: от Карла Фаберже до Алексея Антонова / Л. А. Будрина // Уральский альманах предметов коллекционирования. - 2013. - № 3 - 4. - С. 18 - 33.

14. Будрина, Л. А. Объёмная мозаика в камнерезном искусстве: европейская традиция до и после Фаберже / Л. А. Будрина // Известия Уральского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2012.

- № 1(99). - С. 6 - 24.

15.Будрина, Л. А. Стилевая эволюция камнерезного и ювелирного искусства России второй половины 19 - начала 20 века. В тени имени Фаберже: камнерезное и ювелирное творчество А. К. Денисова-Уральского: автореферат дис.. канд. искусствоведения: 17.00.04 / Будрина Людмила Алексеевна. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

16.Булах, А. Г. Общая минералогия. Учебник / А. Г. Булах - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 356 с.

17. Бутиков, Г. П. Государственный музей «Исаакиевский собор» / Г. П. Бутиков. - СПб.: АО Смарт, 1993. - 136 с.

18.Буф, Д. Фаберже / Д. Буф; пер. Л. Маневич. — М.: Белый Город, 1998.

— 191 с., ил.

19. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства: [альбом] / рук. авт. коллектива В. А. Гуляев; гл. ред. А. Ю. Журавлев; гл. худож. Е. Ю. Дукельская. - М.: Бук Хаус, 2006. — 170 с., ил.

20. Габсбург фон, Геза. Фаберже: придворный ювелир / Геза фон Габсбург, М. Н. Лопато; пер. А. Кан, Н. Пушкина. - Вашингтон: Фонд искусств Фаберже, 1993. - 476 с., ил.

21. Герои. История в шедеврах уральских камнерезов: Каталог выставки. Национальный музей Лихтенштейна. 23 марта 2016 г. - 2016.

22.Голомзик, А. И. Родонит / А. И. Голомзик. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. - 159 с., ил.

23.Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. - М.: Изобразительное искусство, 2001. - 120 с.

24.Голубкина, А. С. Письма; Несколько слов о ремесле скульптора; Воспоминания современников / А. С. Голубкина; вступ. Анна Семеновна Голубкина: Е. Б. Мурина; сост., предисл. От составителя, пояснения к разд. и коммент.: Н. А. Корович. — М.: Советский художник, 1983. — 420 с.

25.Гонтарь, С. М. Генезис творчества художников и мастеров фирмы Фаберже: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Гонтарь Сергей Михайлович. - Санкт-Петербург, 2000. - 200 с.

26.Гумеров, Л. Г. Самоцветы и облицовочные камни Среднего Урала / Л. Г. Гумеров. - Екатеринбург: Уральская геолого-съёмочная экспедиция, 2000. - 127 с.

27. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. Художественная обработка камня, кожи, металла. Художественная эмаль, литье, керамика. Мозаика из дерева. Точение по гипсу / авт.-сост. Варава Л. В. - Ростов-на-Дону; Донецк: Феникс: Кредо, 2007. - 303 с., ил.

28. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет: ил. энцикл. Т. 1 / Гос. Эрмитаж; рук. проекта М. Б. Пиотровский, авт. разд.:

Т. Т. Коршунова, Н. М. Мавродина, Т. А. Малинина, Т. В. Кудрявцева. — СПб.: Гос. Эрмитаж: АРС, 2004. - 279 с., ил.

29. Декоративные разновидности цветного камня СССР / Л. С. Путолова, Т. И. Менчинская, Т. Л. Баранова и др. - М.: Недра, 1989. - 272 с., ил.

30. Евангулов. Скульптура малых форм. Миниатюра: [каталог выставки] / сост. Н. Комова; предисл. Н. Банковского. - М.: Советский художник, 1974. - 20 с., ил.

31.Ефимова, Е. М. Русский резной камень в Эрмитаже: [альбом] / Е. М. Ефимова; Под ред. К. Ф. Асаевич; Фот. А. Булгакова. - Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. - 136 с., ил.

32.Завод Русские самоцветы [Текст] / Сост.: И. М. Шакинко, В. Б. Семёнов. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1976. - 382 с., ил.

33.3искинд, М. С. Декоративно-облицовочные камни / М. С. Зискинд. - Л.: Недра, 1989. - 255 с.

34.Искусство Екатеринбурга XXI век: Частная коллекция: [каталог] / авт.-сост. Т. В. Парнюк. - Екатеринбург: репринт. изд., 2013. - 15 с., ил.

35.Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера: очерки: материалы международной научной конференции, Москва, 2006 / Науч. совет по проблемам искусствознания ОИФН РАН и др.; редкол.: М. А. Бусев (ред.-сост.), О. В. Калугина (отв. ред.), Г. П. Конечна и др. - М.: Галарт, 2010. - 487 с., ил.

36. История русского искусства. Т. 10, кн. 2, Русское искусство конца XIX - начала XX века / АН СССР Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР ; Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева, А. А. Сидорова, О. А. Швидковского. - М.: Изд-во АН СССР, 1969. - 559 с., 28 л. ил.

37.История фирмы Фаберже: по воспоминаниям гл. мастера фирмы Ф. П. Бирбаума / публ. Т. Ф. Фаберже, В. В. Скурлова. - СПб.: Русские самоцветы, 1993. - 256 с.

38.Иттен, Иоханнес. Искусство формы [Текст] / Иоханнес Иттен; пер. с немецкого и предисловие Л. Монаховой. - М.: Изд. Д. Аронов, 2001. -136 с., ил.

39.Кабинет драгоценностей Августа Сильного. Из собрания Зелёных сводов, Дрезден: каталог выставки [каталог] / авт. вступ. ст. Д. Зюндрам, Г. А. Маркова. - М.: Художник и книга, 2006. - 112 с.

40.Каган, Ю. О. Класс резного художества / Ю. О. Каган; под общ. ред. В. Б. Семёнова. - Екатеринбург: Аква-Пресс: Litbika, 2002. - 608 с.

41.Калязина, Н. В. Музей в Ленинграде - Дворец Меншикова / Н. В. Калязина // Музей 5. Художественные собрания СССР. - М.: Советский художник, 1984. - 216 с.

42.Камень: [альбом] / гл. ред. А. Журавлев; гл. худож. Е. Дукельская. - М.: Бук Хаус, 2005. - 296 с., ил.

43.Камнерезное искусство Урала. Анатолий Жуков: [набор открыток] / послесл. Л. Будрина. - Екатеринбург: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, 2011. - 15 откр.

44. Камнерезное искусство Урала. Анатолий Жуков. Избранное: [каталог] / авт. статей Т. Михайлова, Т. Парнюк, Л. Салмин, Н. Шустова; сост. кат. Т. Парнюк. - Екатеринбург: Си Ти принт, 2015. - 126 с., ил.

45.Камнерезное искусство Урала: Коллекция Николая Овчинникова: [каталог] / авт. статей Л. А. Будрина, В. В. Скурлов, Т. В. Парнюк; сост. кат. Т. В. Парнюк. - Екатеринбург: Издательский дом Автограф, 2010. - 192 с., ил.

46. Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России: [каталог] / сост. Т. Н. Мунтян. - М.: ФГУК Гос. историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль, 2011. - 351 с.

47.Карпова, Е. В. Русская и западноевропейская скульптура ХУШ - начала XX века. Новые материалы. Находки. Атрибуции / Е. В. Карпова. — СПб.: Искусство-СПБ, 2009. — 606 с., 16 л. цв. ил.

48.Колисниченко, С. В. Яшмовый пояс Южного Урала: энциклопедия уральского камня / С. В. Колисниченко. - Челябинск: Санарка, 2007. -310 с.

49.Коноваленко, В. В. Ювелирные работы из самоцветов: [набор открыток]. - М.: Советская Россия, 1973. - 14 ил.

50.Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / В. Б. Кошаев. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 272 с., ил.

51. Крюкова, И. А. Русская скульптура малых форм [Текст] / И. А. Крюкова. - М.: Наука, 1969. - 152 с.

52.Куликов, Б. Ф. Словарь камней-самоцветов / Б. Ф. Куликов, В. В. Буканов. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л.: Недра, 1988. - 167 с.

53.Кутейникова, Н. С. Мозаика. Санкт-Петербург. XVШ-XXI вв.: [альбом] / Н. С. Кутейникова. - СПб.: Знаки, 2005. - 504 с., ил.

54.Лебединский, В. И. Камень и человек / В. И. Лебединский, Л. П. Кириченко; Акад. наук СССР. - М.: Наука, 1974. — 214 с., ил.

55. Легенды и сказки в шедеврах уральских камнерезов: Каталог выставки. Национальный музей Лихтенштейна в Вадуце. 6 июля - 25 октября 2015 г. - 2015.

56.Лопато, М. Н. О чувстве вкуса и новых тенденциях / М. Н. Лопато // Сизиф. - 2009. - № 1 (5). - С. 19.

57.Лопато, М. Н. Ювелиры старого Петербурга [Текст] / М. Н. Лопато. -СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. - 163 с., ил.

58.Мавродина, Н. М. Искусство екатеринбургских камнерезов: [каталог] / Н. М. Мавродина. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2000. - 133 с., ил.

59.Мавродина, Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII - XIX веков [Текст] / Н. М. Мавродина. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 559 с., ил.

60. Марков, В. Фактура. Принципы творчества в пластических искусствах [Текст] / В. Марков. - М.: Издательство В. Шевчук, 2002. - 69 с.

61.Матюшин, Г. Н. Яшмовый пояс Урала [Текст] / Г. Н. Матюшин. - М.: Искусство, 1977. - 175 с., ил.

62. Межрегиональная художественная выставка Урал XI: [каталог] / ТОО ВТОО Союз художников России. - Тюмень, 2013. - 216 с., ил.

63.Миллз, Т. Искусство мозаики: энциклопедия / Пер. с англ. Ю. В. Устиновой. - М.: Арт-Родник, 2007. - 256 с., ил.

64.Минералы и самоцветы: знатокам, любителям и коллекционерам всех направлений о минералах и самоцветах: [справочник] / пер. с ит. Н. П. Григорьева; науч. ред. В. Н. Смольянинова. - М.: АСТ: Астрель, 2006.

- 320 с.

65.Моран, А. де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времён до наших дней [Текст] / А. де Моран. - М.: Искусство, 1982. - 577 с.

66.Мошинская, В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири [Текст] / В. И. Мошинская; Акад. наук СССР, Ин-т археологии; отв. ред. и авт. предисл. А. А. Формозов. - М.: Наука, 1976. - 129 с., ил.

67. Музей камня: Уральский минералогический музей В. А. Пелепенко / авт.-сост. Е. Ф. Тамплон. - Екатеринбург: Квадрат, 2010. - 512 с., ил.

68.Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: указатель по экспозиции. - СПб., 2014. - 180 с.

69.Мунтян, Т. Н. «Патриотическое художество» А. К. Денисова-Уральского / Т. Н. Мунтян // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - 2006. - Июнь. - С. 68 - 73.

70.Мунтян, Т. Н. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты [Текст] / Т. Н. Мунтян; ред. Е. В. Гусарова, М. Н. Ларченко, Р. В. Микунис, Н. В. Рашкован. - М.: Красная площадь, 2000.

- 208 с., ил.

71.Мунтян, Т. Н. Флоральные этюды Фаберже / Т. Н. Мунтян // Русское искусство. - 2011. - № 3. - С. 110 - 118.

72.Мурзина, И. Я. Очерки истории культуры Урала [Текст]: монография / И. Я. Мурзина, А. Э. Мурзин. - Екатеринбург: Форум-книга, 2008. -412 с., ил.

73. Мухин В. Искусство мастеров фирмы Фаберже / В. Мухин // Советское декоративное искусство: сб. науч. ст. - М.: Советский художник, 1984.

- Вып. 7. - С. 228 - 242: ил.

74.Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век / Рос. акад. художеств, Науч. -исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств; авт.-сост., науч. ред. М. А. Некрасова. - М.: Коллекция М, 2003. - 256 с., 8 л. ил.

75. Нижибицкий, О. Н. Художественная обработка материалов [Текст]: учебное пособие / О. Н. Нижибицкий. - СПб.: Политехника, 2007. - 208 с., ил.

76. Николаева, Т. В. Древнерусская мелкая пластика XI-XVI веков: [альбом] / Т. В. Николаева. - М.: Советский художник, 1968. - 46 с., ил.

77. Одноралов, Н. В. Техника обработки скульптуры из камня [Текст] / Н. В. Одноралов. - М.: Искусство, 1970. - 128 с., ил.

78. Осколков, В. А. Облицовочные камни месторождений СССР [Текст]: справ. пособие / В. А. Осколков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Недра, 1991. - 272 с., ил.

79. Павловский, Б. В. А. К. Денисов-Уральский [Текст] / Б. В. Павловский. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953.

- 126 с.

80. Павловский, Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала [Текст] / Б. В. Павловский. - М.: Искусство, 1975. - 131 с.

81. Павловский, Б. В. Камнерезное искусство Урала [Текст] / Б. В. Павловский. - Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953.

- 146 с.

82. Павловский, Б. В. Художники Свердловска [Текст] / Б. В. Павловский. - Л.: Художник РСФСР, 1960. - 137 с., ил.

83. Парнюк, Т. В. Анатолий Жуков [Текст] / Т. В. Парнюк. -Екатеринбург: АМБ, 2006. - 88 с.: ил.

84. Парнюк, Т. В. Виктор Васильев [Текст] / Т. В. Парнюк. -Екатеринбург: Форт Диалог - Исеть, 2007. - 60 с., ил.

85. Парнюк, Т. В. Григорий Пономарёв: самоцветные ступени искусства / Т. В. Парнюк // Графо PLATINUM. - 2014. - № 42. - С. 22 - 25.

86. Парнюк, Т. В. Денис Богомазов: подсказано камнем / Т. В. Парнюк // Графо PLATINUM. - 2012. - № 40. - С. 42 - 45.

87. Парнюк, Т. В. Камнерез Николай Татауров / Т. В. Парнюк // Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы: материалы Пятой науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Автограф, 2012. -С. 121 - 128.

88. Парнюк, Т. В. Камнерезное искусство Урала рубежа XX - XXI вв. / Т. В. Парнюк // Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы: материалы Третьей и Четвёртой конференций в рамках Пятого и Десятого конкурсов «Металл, камень, идея» им. А. К. Денисова-Уральского. - Екатеринбург: Автограф, 2010. - С. 52 - 58.

89. Парнюк, Т. В. Скульптурная мозаика / Т. В. Парнюк // Графо PLATINUM. - 2003. - № 8. - С. 56 - 59.

90. Парнюк, Т. В. Точка отсчёта: кат. выст. Г. Пономарёва / Т. В. Парнюк. - Екатеринбургский музей изобр. искусств: репринт. изд., 2004.

91. Парнюк, Т. В. Уральская объёмная мозаика / Т. В. Парнюк // Наука и жизнь. - 2004. - № 12. - С. 157 - 160.

92. Парнюк, Т. В. Уральский каменный натюрморт / Т. В. Парнюк // Графо PLATINUM. - 2003. - № 6. - С. 34 - 37.

93. Поленов, Ю. А. Художественная обработка камнесамоцветного сырья. Часть 4. Технология изготовления камнерезных изделий: учеб.-

метод. пособие / Ю. А. Поленов, В. Н. Огородников. - Екатеринбург: Изд-во Уральской Государственной горно-геологической академии, 1998. - 88с.

94. Пономарёва, К. С. Использование фактуры при создании объектов из декоративно-поделочного камня / К. С. Пономарёва, Л. Т. Жукова // Дизайн. Материалы. Технология. - 2014. - № 4 (34). - С. 37 - 40.

95. Пуртова, С. В. Уральское профессиональное училище «Рифей»: вчера, сегодня, завтра / С. В. Пуртова // Ювелирное и камнерезное искусство: традиции, новации, проблемы: материалы Пятой науч. -практ. конф. - Екатеринбург: Автограф, 2012. - С. 110 - 112.

96. Путешествие в мир камня: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства / Сост., науч. ред. проф. В. В. Филатова. -Екатеринбург: Автограф, 2007. - 320 с, ил.

97. Путолова, Л. С. Самоцветы и цветные камни [Текст] / Л. С. Путолова - М.: Недра, 1991. — 135 с.

98. Путрин, В. Кахолонг / В. Путрин // Сизиф. - 2009. - № 1 (5). - С. 36.

99. Путрин, В. Халцедон / В. Путрин // Сизиф. - 2009. - № 2 (6). - С. 36.

100. Рузова, Е. И. Основы композиции в дизайне среды [Текст] / Е. И. Рузова, С. В. Курасов. - М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2010. - 218 с., ил.

101. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (18951907). Кн. 2, Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство / Редколл.: А. Д. Алексеев, Ю. С. Калашников, В. С. Кружков, А. А. Сидоров, Г. Ю. Стернин; Худож. Б. И. Астафьева. — М.: Наука, 1969. — 403 с., ил.

102. Русская художественная культура конца XIX-начала XX века: (19081917). Кн. 4, Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. - М.: Наука, 1980. - 495 с., ил.

103. Рындина, А. В. Древнерусская мелкая пластика. Новгород и Центральная Русь XIV-XV веков [Текст] / А. В. Рындина ; Акад. наук

СССР, Всесоюз. науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [отв. ред. О. И. Подобедова]. - М.: Наука, 1978. — 189 с., ил.

104. Салмин, Л. Власть отдыхает / Л. Салмин // Графо PLATINUM. - 2008.

- №2(32). - С. 58.

105. Самоцветная полоса Урала: учебно-справочное пособие / А. И. Маликов и др.; под общ. ред. А. И. Маликова. - Екатеринбург: Сократ, 2007. - 383 с.

106. Самсонов, Я. П. Самоцветы СССР. Справочное пособие / Я. П. Самсонов, А. П. Туринге; под ред. В. И. Смирнова - М.: Недра, 1985. -335 с., ил.

107. Самсонова, Е. М. Образ человека в скульптуре [Текст]: учеб. пособие / Е. М. Самсонова; Тихоокеанский гос. ун-т. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 116 с., ил.

108. Светлов, И. Е. О советской скульптуре. 1960-1980. Очерки / И. Е. Светлов - М.: Советский художник , 1984. - 247 с.

109. Святогор. Ювелирная работа с камнем: [каталог] / авт. статьи Т. В. Парнюк. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2013. - 104 с., ил.

110. Сейранян, В. Б. Живописные сказы в камне [Текст] / В. Б. Сейранян.

- М.: Форте Пресс, 2002. - 160 с., ил.

111. Семёнов, В. Б. Екатеринбургская гранильная фабрика, 1861-1917 / В. Б. Семенов, Н. И. Тимофеев; Историко-геммологическое о-во (ИГЕММО) "Lithica". - Екатеринбург: ИГЕММО "Lithica", 2003. — 496 с., ил.

112. Семёнов, В. Б. Екатеринбургская камнерезная и антиковая фабрика, 1805-1861 / В. Б. Семенов, Н. И. Тимофеев; Историко-геммологическое о-во (ИГЕММО) "Lithica". - Екатеринбург: ИГЕММО "Lithica", 2003. -752 с., ил.

113. Семёнов, В. Б. Книга резного художества / В. Б. Семенов, Н. И. Тимофеев; Под ред. Е. В. Логунова; Независимый ин-т истории

материальной культуры; Историко-геммологическое о-во (ИГЕММО) "ЬйЫса". - Екатеринбург: ИГЕММО "Lithica", 2001. — 144 с., ил.

114. Семёнов, В. Б. Малахит в 2 т. Т 1 [Текст] / В. Б. Семёнов. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987. - 239 с., ил.

115. Семёнов, В. Б. Селенит [Текст] / В. Б. Семёнов. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1984. - 192 с., ил.

116. Семёнов, В. Б. Уральские самоцветы [Текст] / В. Б. Семёнов, И. М. Шакинко. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во , 1982. -288 с.

117. Семёнов, В. Б. Яшма [Текст] / В. Б. Семёнов. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1979. - 355 с., ил.

118. Семёнова, С. В. Очарован Уралом. Жизнь и творчество А. К. Денисова-Уральского [Текст] / С. В. Семёнова. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1978. - 144 с.

119. Семёнова, С. В. Пламя и камень: Жизнеописание и размышления о том, как жил и работал художник и каменных дел мастер А. К. Денисов-Уральский [Текст] / С. В. Семёнова. - Екатеринбург: Автограф, 2007. - 304 с.

120. Синкенкес, Дж. Руководство по обработке драгоценных и поделочных камней [Текст] / Дж. Синкенкес; пер. с англ. - М.: Мир, 1998. - 423 с., ил.

121. Скиннер, К. Декоративные поверхности [Текст]: энциклопедия / Керри Скиннер; пер. с англ. Я. В. Лагузинской. - М.: Арт-Родник, 2009. - 256 с., цв. ил.

122. Скульптор Василий Коноваленко. Во власти камня. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"». 31 мая - 31 августа 2016 г. [каталог] / Составитель каталога и авт. вступительной статьи Т. Н. Мунтян. - М., 2016. - 216 с., ил.

123. Скурлов В. В. Алексей Козьмич Денисов-Уральский - учредитель Общества «Русские самоцветы» / В. В. Скурлов // Фаберже и петербургские ювелиры. - СПб.: Журнал «Нева», 1997. - С. 296-312.

124. Скурлов, В. В. История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX - начало XXI вв.): автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Скурлов Валентин Васильевич. -Санкт-Петербург, 2012. - 33 с.

125. Скурлов, В. В. Творческая мастерская Алексея Антонова -уральского художника-камнереза, продолжателя дела Фаберже и Денисова-Уральского / В. В. Скурлов // Уральский альманах предметов коллекционирования. - 2013. - № 2. - С. 15 - 26.

126. Скурлов, В. В. Фаберже и его продолжатели / В. В. Скурлов, Т. Ф. Фаберже, В. Н. Илюхин. - СПб.: Лики России, 2009. - 640 с., ил.

127. Скурлов, В. В. Фаберже и русские придворные ювелиры / В. В. Скурлов, Г. Г. Смородинова. - М.: Терра, 1992. - 336 с., ил.

128. Скурлов, В. В. Ювелиры и камнерезы Урала. Сборник мемуаров, статей и архивных документов по истории уральского ювелирного и камнерезного искусства [Текст] / Автор-составитель В.В. Скурлов. -СПб.: Лики России, 2001. - 208 с.

129. Соболевский, В. И. Замечательные минералы [Текст] / В. И. Соболевский. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с., ил.

130. Советское декоративное искусство. Вып. 6 / Сост. Т. К. Стриженова. - М.: Советский художник, 1983. — 296 с., ил.

131. Советское декоративное искусство: 1945-1975: Очерки / Отв. ред. В. П. Толстой. - М.: Искусство, 1989. - 256 с., 196 л. ил.

132. Советское декоративное искусство. Материалы и документы 19171932: Фарфор. Фаянс. Стекло [Текст] / Сост. И. А. Пронина, М. В. Владимирцева, Л. В. Казакова, И. М. Суслов; Под общ. ред. В. П. Толстого. - М.: Искусство, 1980. - 340 с., ил.

133. Сокровища Каменного Пояса: [Альбом] / И. В. Дементьев, Ю. А. Поленов, В. Н. Авдонин и др.; Независимый Ин-т истории материальной культуры; Урал. гос. горно-геол. акад. - Екатеринбург: Б. и., 2003. — 144 с., ил.

134. Сокровищница Медичи. Музеи Московского Кремля. 20 мая - 1 августа 2011 г. [каталог]. М., 2011. - 480 с.

135. Таланцев, А. С. Знаменитые уральские самоцветы [Текст] / А. С. Таланцев. - Екатеринбург: ПАКРУС, 2000. - 163 с., ил.

136. Уральский минералогический музей В.А. Пелепенко. Каменная скульптура: [набор открыток]. - Екатеринбург: Союз, 2005. - 12 ил.

137. Устин, В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст] / В. Б. Устин. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 239 с., ил.

138. Ухин, С. В. Художественная обработка камня [Текст] / С. В. Ухин. -М.: АСТ Донецк: Сталкер, 2004. - 46 с.

139. Фаберже. Ювелир Романовых: [каталог] / рук. проекта Т. Н. Мунтян.

- Брюссель: Арт Хроника, 2006. - 224 с.

140. Фаберже, Т. Ф. Фаберже и петербургские ювелиры: сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства: посвящается 150-летию со дня рождения Карла Фаберже. 1846-1996 / Т. Ф. Фаберже, А. С. Горыня, В. В. Скурлов; под общ. ред. В. В. Скурлова. - СПб.: Журн. "Нева", 1997. - 703 с.

141. Фаберже - «министр ювелирного искусства». Из истории фирмы / авт.-сост.: Т. Ф. Фаберже, В. В. Скурлов; под общ. ред. В. В. Скурлова.

- М.: Русь-Олимп, 2006. - 237 с.

142. Федотова, Е. Д. Канова: Художник и его эпоха [Текст] / Е. Д. Федотова. — М.: Республика, 2002. — 528 с., ил.

143. Ферсман, А. Е. Из истории культуры камня в России [Текст] / А. Е. Ферсман; Акад. наук СССР, Совет науч.-техн. пропаганды. - М.; Л.: Акад. наук СССР, 1946. - 73 с.

144. Ферсман, А. Е. Рассказы о самоцветах [Текст] / А. Е. Ферсман. -Л.,1957. - 259с.

145. Черных, В. Н. Агат [Текст] / В. Н. Черных, В. Б. Семёнов. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 159 с., ил.

146. Шевелина, Н. Ю. Композиция: проектная графика [Текст] / Н. Ю. Шевелина. - Екатеринбург: Архитектон, 2008. - 110 с., ил.

147. Шмигельская, Е. В. Скульптура малых форм в Российской Федерации [Текст] / Е. В. Шмигельская. - Л.: Художник РСФСР, 1982. - 127 с., ил.

148. Ювелирное и камнерезное искусство Урала: [каталог] / Екатеринбургское отделение Союза художников России, секция ювелирного и камнерезного искусства. - Екатеринбург: репринт. изд., 2012. - 64 с., ил.

149. Ювелиры и камнерезы Урала: сб. мемуаров, статей и арх. документов по истории уральского камнерезного и ювелирного искусства / сост. В. В. Скурлов. - СПб.: Лики России, 2001. - 208 с.

150. Юрий Чернов. Скульптура малых форм: [каталог выставки] / авт. вступ. ст. В. В. Горяинов. - М.: Советский художник, 1982. - 31 с., ил.

151. Ярков, С. П. Художественная школа Урала: к 100-летию Екатеринбургского училища им. И. Д. Шадра [Текст] / С. П. Ярков. -Екатеринбург: Екатеринбургский художник, 2002. - 320 с.

152. Яхонт - Дом Фаберже: [каталог ювелирного салона]. - СПб., 2013. -176 с., цв. ил.

2. Источники удалённого доступа

153. Галерея работ [Электронный ресурс] // Уральская камнерезная мастерская имени Ильи Боровикова. - Екатеринбург, 2008. - Режим доступа: borovikov-ukm.ru.

154. Изделия из поделочных и драгоценных камней [Электронный ресурс] // Минералогический Музей им. Ферсмана Российская Академия Наук.

- М., 2012. - Режим доступа: fmm.ru.

155. Лазерная гравировка по камню [Электронный ресурс] // Yusto Group.

- СПб., 2012. - Режим доступа: www.yusto.ru/articles/lazernye-tekhnolo gii/103-lazernaya- gravirovka-po-kamnyu/.

156. Природный камень [Электронный ресурс] // Святогор. Ювелирная работа с камнем. - Екатеринбург, 2013. - Режим доступа: www.svyatogor-ural.ru.

157. Словарь камнерезов и деятелей камнерезного искусства России [Электронный ресурс] // Архив Валентина Скурлова. - СПб. - Режим доступа: http://skurlov.blogspot.ru/2013/04/2012.html

158. Ультразвуковая обработка камня [Электронный ресурс] // Горная энциклопедия. - М., 2012. - Режим доступа: www.mining-eng.ru/u/ultrazvukovaya-obrabotka-kamnya/.

159. Фирма «Яхонт и Ко» [Электронный ресурс]// Художники камнерезы. Интернет энциклопедия современного камнерезного искусства. -Екатеринбург, 2015. - Режим доступа: stonecarvers.ru >мастерские/фирма-яхонт/

160. Цифровая коллекция [Электронный ресурс] // Государственный Эрмитаж. - Санкт-Петербург, 2011. - Режим доступа: www.hermitagemuseum.org.

161. Шедевры коллекции [Электронный ресурс] // Музей Фаберже в Шуваловском дворце Санкт-Петербурга. - Санкт-Петербург, 2015. -Режим доступа: www.fabergemuseum.ru.

162. Экспозиция музея [Электронный ресурс] // Музей Самоцветы. - М., 2012. - Режим доступа: gemmuseum.ru.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.