Современная бронзовая пластика Бурятии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Лазарева, Ирина Антоновна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Лазарева, Ирина Антоновна
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения скульптуры малых форм
§1.1. Основные методологические подходы к исследованию современного этнического искусства
§ 1.2. Генезис бронзовой пластики в Байкальском регионе
§ 1 3. Скульптура в традиционной художественной культуре
Глава 2. Современная бронзовая пластика Бурятии
§ 2.1. Бронзовая буддийская ритуальная пластика
§ 2 2 Фольклорные и героико-эпические мотивы в скульптуре малых форм
§ 2 3. Анималистика как продолжение древних традиций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Бурятский орнамент XVIII - XX веков2000 год, кандидат искусствоведения Баторова, Елена Александровна
Декор в архитектуре бурятских буддийских храмов2006 год, кандидат искусствоведения Барданова, Туяна Иннокентьевна
Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - начале XXI вв.2006 год, кандидат исторических наук Дагданова, Жигмыт Николаевна
Традиции народного искусства в монгольской скульптуре ХХ века2000 год, кандидат искусствоведения Жалцавын Энхтувшин
Средневековая бронзовая буддийская скульптура индо-непальского круга (VIII- XII вв.)1984 год, кандидат искусствоведения Ганевская, Эвелина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современная бронзовая пластика Бурятии»
Актуальность темы исследования В современном искусстве наблюдается действие противоположных тенденций - интеграции и дифференциации. Интеграция выражена в унификации духовной жизни народов разных стран и стирании объективных этнокультурных различий, а дифференциация — в осознании своей принадлежности к определенному этносу у многих людей
В силу этого в российском искусствоведении в последнее десятилетие возродился интерес к этническому искусству в целом и к скульптуре малых форм в частности. Современная бронзовая пластика Бурятии - яркий пример вышеуказанных тенденций Основной особенностью данного феномена является отсутствие единой непрерывной традиции и использование нескольких стилей. Изучение такого объединения традиций и стилей, принадлежащих одному региону и разным историко-культурным периодам, актуально для понимания новейших тенденций в бурятском искусстве Кроме того, изучение бронзовой скульптуры малых форм создает предпосылку для историко-культурного сопоставления этого явления с аналогичными видами художественного творчества народов России
Скульптура малых форм часто рассматривается как непрофессиональное искусство малочисленных народов России, приближенное к народному творчеству и промыслам Ввод в научный искусствоведческий оборот до настоящего времени неисследованной бронзовой бурятской пластики, в силу своей новизны, может изменить представления об уровне профессионального искусства Бурятии
Настоящее диссертационное исследование вызвано тем, что большинство научных исследований сфокусировано на изучении устоявшихся художественных традиций и мало работ, в которых анализируются эстетические направления в современном искусстве Перечисленные выше причины обусловливают актуальность выбранной темы исследования
Степень разработанности проблемы Необходимо отметить, что в научной литературе фундаментальных трудов и монографий, исследующих современную бронзовую скульптуру малых форм Бурятии, мы не обнаружили. Поэтому в основе нашего исследования лежат работы общего характера отечественных историков и искусствоведов
Исследования, в которых нашли отражение вопросы истории искусства скульптуры и изучение археологических находок, представлены работами отечественных историков, этнографов и востоковедов Известные отечественные ученые Н Г Спафарий и И Г. Георги в своих трудах по истории и этнографии, написанных сразу после присоединения Сибири к России, собрали и описали обширный и уникальный материал, содержащий сведения об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сибирских народов, в том числе бурят - искусных мастеров по литью и ковке металла1. Н.Я. Бичурин из своей поездки по Забайкалью привез в Санкт-Петербург наряду с собранием тибетских и монгольских книг коллекцию бронзовых буддийских скульптур .
Важный этап в исследовании монументального и декоративного искусства древних жителей Сибири связан с деятельностью ВосточноСибирского отдела Русского географического общества Это нашло отражение в работах Г.Н Потанина, МН Хангалова, Г.Ц Цыбикова, в которых содержатся уникальные сведения о народном искусстве и промыслах бурят .
1 Спафарий Н Г Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая в 1675 г - СПб Зап ВСРГО, 1882 -Т 10 -Вып 1, Георги И Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, одежд, жилищ, вероисповеданий и других достопамятностей -СПб, 1799 -Ч IV.
2ИакинфМ [Бичурин НЯ] Записки о Монголии Т 1-2 С приложением карты Монголии и разных костюмов - Т 1 - СПб, 1828
3 Цыбиков Г Ц Избранные труды в двух томах Буддист-паломник у святынь Тибета -Новосибирск Наука, 1991 - Т 1, Хангалов МН Собрание сочинений В 3-х т Т 1-3.
С конца XIX века крупные планомерные исследования по древней истории Забайкалья выполнены Ю Д Талько-Грынцевичем. Он создал первую обобщающую классификацию древних погребений, а также выделил бронзовые изделия хунну и рунические надписи в виде каменных рельефов1.
Краеведение в начале 20-х годов XX века связано с сибирской школой археологии Б Э. Петри Его учеником был академик А П Окладников, в статьях которого дан глубокий анализ материальных памятников со времен палеолита до позднего средневековья и выявлены предпосылки возникновения искусства на территории Бурятии2.
Определенный вклад в изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства Бурятии был внесен искусствоведами А В Тумаха-ни и И И Соктоевой, создавшими цельное представление об истории развития национального искусства А В Тумахани придерживался идеи реминисценции звериного стиля в современном бурятском искусстве3 В работах же И.И Соктоевой выявлены специфические особенности обработки металла жителями Забайкалья, исследованы декоративное и изобразительное искусство бурят, а также влияние русской культуры и культуры, связанной с буддизмом4.
Свой вклад в исследование бронзовой пластики внесли археологи, которые открыли древние памятники эпохи палеолита, неолита, бронзы и железного века. А.В. Давыдова, Е А Хамзина, П Б Коновалов, С С Миня
Улан-Удэ Бурят кн изд-во, 1958, Потанин Г Н Очерки Северо-Западной Монголии Результаты путешествия, исполненного в 1879-1880 гг по поручению Императ Рус Геогр о-ва -Вып 4 Дневник путешествия Материалы этнографические - СПб, 1883
1 Талько-Грынцевич Ю Д Древние памятники Западного Забайкалья Труды XII археологического съезда - СПб, 1902
2 Петри Б Э Орнамент кудинских бурят - СПб , 1918, Окладников А П История и культура Бурятии Сб ст - Улан-Удэ Бурят кн год, 1976
3 Тумахани А В Бурятское народное искусство - Улан-Удэ Бурят кн год, 1970
4 Соктоева И И Изобразительное и декоративное искусство Бурятии - Новосибирск Наука, 1988 ев, Б.Б. Дашибалов, НВ. Именохоев1. Историк НН Диков в своей монографии исследовал проблему возникновения бронзового литья Забайкалья, что дало возможность впервые классифицировать бронзовые изделия региона2.
Ценные сведения содержатся в работах J1 Р. Павлинской, Э А Нов-городовой, В А Кореняко3. Так, историей возникновения искусства бронзового литья монгольских народов занималась Э А Новгородова На основе сравнительного анализа бронзовых изделий древности Забайкалья и Монголии она выделила два фактора, приводящих к воспроизведению анималистических изображений первый заключается в восприятии народным мастером степной природы и парнокопытных диких животных; второй - в подражании древней изобразительной традиции (оленные камни как стилеоб-разующее начало)4.
Среди зарубежных исследователей анималистический стиль в искусстве номадов изучали Е Бункер, В Чатвин, А Фаркас В сборнике их статей, посвященных истории распространения звериного стиля по всему пространству Евразии, выявлено то, что искусство бронзового литья и звериный стиль зародились в кочевых цивилизациях Центральной Азии и были восприняты земледельческими культурами древнего Китая5.
Иной пласт бронзовой пластики - буддийская ритуальная скульптура - был исследован востоковедами, занимающимися культурой и
1 Хамзина Е А Археологические памятники Бурятии - Новосибирск Наука, 1982, Коновалов ПБ Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники) - Улан-Удэ Бурят кн изд , 1976, Давыдова А В Иволгинский комплекс (городище и могильник) - JI Изд-во ЛГУ, 1985, Дашибалов Б Б Археологические памятники курыкан и хори - Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 1995
2 Диков Н Н Бронзовый век Забайкалья - Улан-Удэ, 1958
3 Павлинская JIP Художественный металл бурят XIX - начала XX века в историко-этно графическом аспекте Автореф дисс на со иск учен ст канд ист наук - JI 1987, Кореняко В А Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль - М Восточная литература, 2002
4 Новгородова Э А Древняя Монголия -М Наука, 1989
5 Bunker Е., Chatwin В., Farkas A. «Animal Style» Art from East to West. - NY., 1970. искусством Центральной Азии. Это Дж Туччи, К М Герасимова, Э В Ганевская, А Ф Дубровин, Н Цултэм, А А Терентьев и другие1.
Результаты исследований современной бронзовой пластики Бурятии содержатся в статьях и каталогах к выставкам2 Так, искусствовед Н П Комарова выпустила несколько статей в академических изданиях и каталогах к выставкам, где исследуется творчество скульпторов Д Будажабэ и Д Намдакова. Определенная попытка дать анализ современной бронзовой бурятской пластики содержится в статье искусствоведа Т А Бороноевой, написанной для каталога к персональной выставке художника Б Дашицыре-нова
Одной из первых диссертационных работ на тему, связанную с бурятской скульптурой, стало исследование И С Балдано (1987 г)3 В своей работе она рассмотрела творчество скульпторов, работавших в основном по дереву, - С Балдано, Г Васильева, В Уризченко Исследованию бронзовых археологических памятников Байкальского региона, отражающих художественные направления в изобразительном искусстве, посвящена диссертация Н.П. Комаровой (2003 г )4.
Таким образом, несмотря на наличие вышеперечисленных работ, посвященных данной теме, необходимо специальное изучение современной бронзовой пластики Бурятии
1 Tucci G. Indo-Tibetica. - Rome, 1934, Герасимова КМ Памятники эстетической мысли Востока Тибетский канон пропорций - Улан-Удэ Бур кн изд, 1971, Цултэм Н Выдающийся монгольский скульптор Г Дзанабадзар - Улан-Батор Госиздательство, 1982, Терентьев А А Определитель буддийских изображений - СПб Нартанг, 2004 и др
2 Комарова Н П Символы бронзовой пластики в творчестве Даши Намдакова // Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии Мат межд круглого стола - Улан-Удэ, 2001 -С 109-114.
3 Балдано И С Пути развития современной бурятской скульптуры Автореф дисс на соиск учен степ канд иск / НИИ теории и истории изобразит иск -М, 1987 См также Балдано И С Страницы истории бурятского изобразительного искусства // Искусство - 1981.-№7 - С 35-39.
4 Комарова Н П Генезис древнего декоративно-прикладного искусства Байкальского региона Автореф дисс на соиск учен степ канд искусств - Улан-Удэ, 2003
Объектом диссертационного исследования является современная бронзовая скульптура
Предметом исследования выступает бронзовая скульптура малых форм, созданная бурятскими художниками в период с 1990 по 2004 гг
Целью данного исследования является искусствоведческий анализ бронзовой пластики Бурятии как явления отечественного искусства на рубеже XX-XXI вв
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач.
- определить понятийный аппарат, позволивший исследовать объект - скульптуру малых форм,
- выявить истоки зарождения бронзовой пластики Байкальского региона в контексте стилеобразующего начала для современного искусства,
- рассмотреть основные религиозно-мировоззренческие представления и концепции, нашедшие отражение в традиционной бурятской пластике,
- выявить современное состояние процесса развития буддийской скульптуры в Бурятии,
- выделить современную бронзовую пластику, имеющую фольклорные и героико-эпические мотивы,
- исследовать современную анималистику как отдельный жанр скульптуры малых форм Бурятии.
Эмпирическую базу исследования составили
• бронзовая археологическая пластика, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, Институте монголоведения, буддологии и тибетологии БНЦ СО РАН, Археологическом музее БНЦ СО РАН, Музее истории Бурятии,
• произведения современной бронзовой скульптуры малых форм, находящиеся в авторских коллекциях Д Будажабэ, Б Дашицыренова, 3 Дугарова, Г. Зодбоева, Д. Намдакова, С Намдыкова, Б. Ошорова, Б Сундупова (80 экз.)
Методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных философов, культурологов, искусствоведов, в которых дано общее представление об искусстве, как важном компоненте культуры (М С. Каган, А В Конев, Ю В Перов, И В Попова и др ), работы, в которых исследовано этническое искусство народов России на основе историко-генетического метода (В М Василенко, Н В Кочешков, С И. Вайнштейн, М А Некрасова, С М Червонная и др ), труды, использующие метод типологии, с помощью которого была исследована и произведена научная атрибуция произведений буддийской искусства (Э В Ганев-ская, А Ф. Дубровин, А А Терентьев и др ), теоретические исследования, использующие семантический метод (В Н Топоров, В Тэрнер, М Элиаде, К А Вильяме и др.)
Тема исследования обусловила необходимость использования описательного метода для изучения современной скульптуры малых форм
Научная новизна исследования заключается в том, что
- сформулированы основные понятия, используемые при изучении современной бурятской скульптуры малых форм, такие как «скульптура», «пластика», «станковизм», «сюжетность», «этническое искусство»,
- выявлено, что стилеобразующим началом для современных скульпторов Бурятии является археологическая бронзовая пластика региона,
- определено, что основные религиозно-мировоззренческие концепции и представления коренного населения Бурятии нашли отражение в современной скульптуре малых форм,
- выделено, что буддийская ритуальная скульптура в Бурятии является возрождающимся видом скульптурной пластики на новом технологическом и эстетическом уровнях,
- выявлено, что фольклорные и героико-эпические мотивы являются основными в творчестве современных бурятских скульпторов,
- определено, что анималистика может быть выделена в один из ведущих жанров скульптуры малых форм Бурятии
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в подготовке лекционных и специальных курсов по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства, при разработке учебных пособий, а также в организации выставок, написании каталогов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству Кроме того, данные материалы могут использоваться в музейной практике для историко-культурной атрибуции произведений искусства
На защиту выносятся следующие положения
- бронзовая пластика является традиционным видом творчества автохтонного населения Бурятии,
- археологические памятники, образные представления, вытекающие из фольклора и религиозных комплексов (шаманизм, буддизм) и традиции ведения хозяйства (номадизм) как элементы местной культуры повлияли на формирование современной бронзовой пластики,
- впервые описана современная бронзовая скульптура малых форм Бурятии, которая развивается в трех направлениях буддийская ритуальная пластика (каноническое искусство и интерпретации на буддийскую тему), фольклорные и героико-эпические мотивы, анималистический жанр в творчестве современных скульпторов
Апробация исследования Основные результаты данной работы представлены автором в научных докладах на юбилейных чтениях, посвященных 150-летию со дня рождения Агвана Доржиева (ноябрь 2004 г, Санкт-Петербург); на международном научном симпозиуме «Образование, культура и гуманитарные исследования Восточной Сибири и Севера в начале
XXI века «Байкальские встречи - V» (сентябрь 2005 г , Улан-Удэ), на круглом столе «Актуальные проблемы современной психологии», посвященном 10-летию Бурятского государственного университета и 5-летию факультета психологии БГУ (октябрь 2005 г , Улан-Удэ)
Данная работа была обсуждена на заседании кафедры теории и истории искусства Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств Основные положения исследования изложены автором в трех публикациях общим объемом 1 п л
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Образ Цагаан эбугена - Хозяина земли в искусстве монголо-язычных народов: Монголия, Калмыкия, Бурятия2004 год, кандидат искусствоведения Батчулуун Сэргэлэн
Особенности развития скульптуры Татарстана: истоки, становление, продолжение традиций2010 год, кандидат искусствоведения Кривошеева, Татьяна Николаевна
Генезис древнего декоративно-прикладного искусства Байкальского региона2003 год, кандидат искусствоведения Комарова, Надежда Петровна
Калмыцкое изобразительное искусство Х1х_ начала ХХ вв. Опыт историко-культурной реконструкции2011 год, доктор искусствоведения Батырева, Светлана Гарриевна
Буддийские культовые предметы у монголоязычных народов в XVIII - первой половине XIX века в собрании МАЭ РАН: история собирания, атрибуция, особенности художественного стиля2009 год, кандидат исторических наук Иванов, Дмитрий Владимирович
Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Лазарева, Ирина Антоновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашей исследовательской работы, можно с уверенностью сказать, что бронзовая пластика на протяжении многих веков являлась традиционным видом декоративно-прикладного искусства у племен и народов, населявших Байкальский регион Зародившись в древности, впитав опыт трех тысячелетий, она не потеряла своей актуальности и по сей день Карасукские бронзовые скульптуры, скифо-сибирский звериный стиль, художественная бронзовая пластика хунну и курыкан оставили значительный след в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Байкальского региона.
Древние памятники Байкальского региона отличаются особым обаянием, поэтому и спустя два тысячелетия они могут играть роль стилеобра-зующего фактора для художников Современные бурятские мастера часто используют традиционные образы в своем творчестве, а относящийся к различным историческим периодам мифопоэтический комплекс питает это искусство Ассимиляция как народов, проживавших на территории Байкальского региона, так и культур сменяющихся этносов представляет особый интерес для изучения искусствоведов и культурологов, хотя существует опасность гипнотического воздействия на исследователей «идола истоков» или «магии происхождения»
Не подвергается сомнению факт влияния шаманизма и буддизма на современную бронзовую пластику Устойчивость традиций характерна для бурятского изобразительного искусства, в котором как результат переосмысления этих традиций ярко выражена многослойность Современное бронзовое литье в Бурятии испытывает определенный подъем Это можно объяснить как появлением достаточного количества молодых скульпторов, подготовленных в центральных художественных вузах России, так и рождением спроса на станковую скульптуру и скульптуру малых форм
Проведенный анализ истории и развития бронзовой пластики Байкальского региона позволяет сделать некоторые выводы
Многие из бурятских мастеров старшего поколения, чье творчество обрело признание в советское время, вышли из школ при буддийскийх храмах - дацанах или были близки через своих учителей и родителей к той художественно-ремесленной среде, которая в этих школах формировалась.
Современные попытки возрождения буддийского искусства вне веры большей частью оказываются несостоятельными Буддийское искусство, которое процветало в бурятских дацанах, было в тридцатые годы XX века безжалостно разрушено. На протяжении многих лет были уничтожены как материальные памятники буддийской культуры Забайкалья, так и традиции мастерства и ремесла, кадры образованного духовенства, его иконографические системы и мировоззренческие основы Буддийское искусство понесло величайшие потери
Характерно, что в творчестве нового поколения бурятских скульпторов, чей социальный статус, профессиональное академическое образование уже никак не позволяют считать их в точном смысле этого слова ремесленниками, проявилось влияние народного искусства Все то лучшее, свойственное традициям и духу бурятской культуры, что мы видим сегодня в скульптурах Дмитрия Будажабэ, Баира Сундупова, Даши Намдакова, Буян-то Ошорова, Бато Дашицыренова, Сергея Намдыкова, Гэсэра Зодбоева, Зандана Дугарова, органично вытекает из яркой экспрессии и богатейшей мифологии, имеющей глубокие корни в бурятском фольклоре и всей буддийской цивилизации
Материальная культура бурят характеризуется многокомпонентно-стью, обусловленной жизненным укладом кочевых народов В ней отчетливо прослеживается воздействие художественного творчества многих кочевых народов великого пояса степей Евразии, оседло-земледельческих цивилизаций Востока и Запада
Этническое искусство народов России до начала девяностых годов XX столетия было нацелено на идеализацию национальной истории и современности в рамках дозволенного Сегодня понятие «этническое искусство» имеет сентиментальную и романтическую окраску. Обращение бурятских художников к национальному фольклору создает особенно благоприятную почву и раскрывает наиболее широкие возможности для непосредственного выражения в искусстве символов, ценностей, неповторимых граней этнического самосознания и особенностей национального характера Круг сюжетов и арсенал образов составляют легендарные персонажи, созданные коллективной народной фантазией на протяжении всего человеческого существования, закрепленные устной и письменной фольклорной традицией, получившей широкую известность и массовую популярность Это дает возможность художнику, оперируя этими сюжетами и образами, обращаться к национальным чувствам зрителя
Мотивы, известные из сказок, мифов, эпоса, наиболее естественно и последовательно воспринимаются общественным сознанием как этнически особенный феномен. Персонажи фольклора, героико-эпического повествования становятся символами, знаками этнической идентификации Волей художника все более решительно и радикально сближаются различные по своей природе феномены сказочной фантастики, религиозной мифологии и легендарно-исторического жанра, в чем, по нашему мнению, проявляется вся постмодернистская действительность искусства XXI века
Так, некоторые произведения современных бурятских скульпторов, относящиеся к теме, близки «панмонголизму» Образ великого монгола Чингисхана дает прочувствовать свою этническую значимость и огромное значение кочевых цивилизаций в формировании современной карты расселения народов Евразии. Общенациональная популярность таких образов, связанных с этнической историей монгольских народов, стремительно взлетела к началу 1990-х годов
Особенно интересны работы посвященные теме кочевничества в творчестве известного и популярного сегодня скульптора Даши Намдакова, что позволяет выделить определенный историко-культурный пласт в бурятском искусстве Номадизм как культурный феномен со своей ролью и значимостью на фоне национальных приоритетов может выделиться в отдельный стиль бурятского изобразительного и декоративного искусства Этими мотивами пронизано все искусство Даши Намдакова
Центральное место в творчестве мастеров Байкальского региона занимает анималистический жанр, и главными персонажами этого жанра являются - конь, верблюд, як, козел, баран, бык и лось марал, волк, лиса, собака Однако уже в этом кругу изображений, казалось бы подсказанных самой окружающей действительностью, их выбор, значение, образная интерпретация - это далеко не всегда пластическая зарисовка с натуры, а развитие определённого сюжета, имеющего свои истоки в языческой или буддистской мифологии и глубоко освоенного народным сознанием, народной этикой и эстетической мыслью
Таким образом, бронзовая пластика Бурятии рубежа XX-XXI вв является ярким и самобытным явлением современного искусства Его своеобразие связано с возрождением национального самосознания бурятского народа. Творчески переосмысливая традиции национального художественно-культурного наследия, современная бронзовая пластика Бурятии обнаружила тенденцию к формированию признаков собственного характера и значения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Лазарева, Ирина Антоновна, 2005 год
1. Абаева Л Л. Культ гор и буддизм в Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят) / Л Л. Абаева, Отв ред Н Л. Жуковская; АН СССР. Сиб отд-ние БИОН - М • Наука, 1992 - 159 с - Библиогр с. 130-136.
2. Акиншев А К. Где родился дракон «лун» // Материалы конференции «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии» М 1981 С.9-11.
3. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания Сб ст. / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР, Отв ред А Я Зись -М Наука, 1983 -368 с
4. Алсаткина А Б Декоративное искусство предбайкальских бурят -Иркутск РИЭЛ, 2002 110 с.
5. Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии: Сб науч. тр / РАН Сиб отд-ние Бурят ин-т обществ наук, Отв ред ПБ. Коновалов Новосибирск ВО "Наука", 1992. - 161 с ил
6. Бабуева В Д Материальная и духовная культура бурят / В Д Бабуева, Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии Улан-Удэ, 2004. - 228 с • ил
7. Байбурин А К Ритуал в традиционной культуре структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А К Байбурин, Отв ред Б.Н. Путилов. СПб Наука, 1993 - 237 с
8. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят Ч 1 Булагаты и эхириты / С.П. Балдаев, Отв ред и авт. предисл А Уланов, АН СССР. Сиб. отд-ние Бурят, фил. БИОН Улан-Удэ. Бурят кн. изд-во, 1970.-463 с.
9. Балдано И Галсан Эрдэнийн к истории бурятского изобразительного искусства 1920-х 1930-х гг. // Советская графика - М , 1983. - Вып 7. - С. 291-302.
10. Балдано И С. Пути развития современной бурятской скульптуры Ав-тореф. дисс на соиск учен ст канд иск / НИИ теории и истории изобразит, иск М , 1987 - 29 с - Библиогр с 29
11. Балдано И.С. Страницы истории бурятского изобразительного искусства // Искусство -1981.- № 7. С 35-39.
12. Банзаров Д Собрание сочинений / Д Банзаров, Подгот к печати и примеч. Г Н.Румянцева, Отв ред Г Д Санжиев, АН СССР Ин-т востоковедения БМНИИК -М Изд-во АН СССР, 1955 -476 с
13. Бардалеева С Б Санжи-Цыбик Цыбиков глава оронгойской школы буддийской скульптуры // Национальная интеллигенция и духовенство 1994 -С. 105-107.
14. БасинЕЯ Семантическая философия искусства -М Наука, 1973.-216 с.
15. Бахтин ММ Эстетика словесного творчества /ММ Бахтин, Примеч С.С Аверинцева, С Г Бочарова. 2-е изд - М . Искусство, 1986 - 444 е.: портр.
16. Бел М. Семиотика и искусствознание: Пер с анг / М. Бел, Н Брайсен // Вопр. искусствознания 1996. - Вып 9, № 2. - С 521-559.
17. Белый волосок серебряный до луны дотяни (Серебро Бурятии) / И И Соктоева, Н Д Болсохоева, Т Е Алексеева и др , Отв ред Д С Дугаров; РАН. Сиб отд-ние И-т монголоведения, буддиологии и тибетологии. Улан-Удэ. Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 120 с цв ил
18. Бонгард-Левин ГМ Древнеиндийская цивилизация / ГМ Бонгард-Левин; Рос АН, Ин-т востоковедения, МГУ им. М В Ломоносова, Центр индол, и буддол исслед 2-е изд , перераб и доп - М Наука, Изд фирма "Вост. лит 1993. - 317 с ил.
19. Бороноева Т А Графика Бурятии / ТА Бороноева, Отв ред И И Соктоева, РАН Сиб отд-ние Бурят науч центр Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 127 с : ил
20. Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии / АН СССР. Сиб отд-ние. Бурят фил Бурят ин-т обществ наук, Ред кол Н Д Болсохоева, К М Герасимова (отв ред ), Р Е Пубаев Новосибирск. Наука Сиб отд-ние, 1981 - 185 с
21. Бурятская деревянная скульптура / АН СССР Сиб отд-ние Бурят фил Бурят, ин-т обществ наук, Сост И И Соктоева, К М Герасимова, Отв ред В Ц Найдаков Улан-Удэ Бурят кн изд-во, 1971.-77 с
22. Вайнштейн СИ История народного искусства Тувы / СИ Вайн-штейн;АНСССР Ин-т этнографии -М Наука, 1974 -223 с ил
23. Варенов А В К вопросу об истоках изобразительной традиции олен-ных камней монголо-забайкальского стиля // История и культура Востока Азии -Новосибирск, 2002 Т 2 - С 38-44.
24. Василенко В М Русское прикладное искусство / В М Василенко. -М : Искусство, 1977. 464 с.
25. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Генрих Вельфлин, Пер с нем. А. А Франковского; Вступ ст. Р Пельше М. Шевчук, 2002 - 289 с . ил
26. Викторова JI JI Монголы Нож и пояс / JI JI Викторова // Кунсткамера -СПб, 1997.- Вып 11 -С 166-178.
27. Викторова JI JI. Монголы Происхождение народа и истоки культуры / JI JI. Викторова, Отв ред Д И Тихонов, АН СССР Ин-т этнографии им НН. Миклухо-Маклая -М Наука Гл ред воет лит, 1980 -224 с : ил. Библиогр с 201-223.
28. Виппер Б Р. Введение в историческое изучение искусства / Б Р Виппер, Предисл Т. Н Ливановой., ВНИИ искусствознания М . Изобразит, искусство, 1985 -283 с - Библиогр в примеч с 283-284.
29. Выготский Л С. Психология искусства Анализ эстетической реакции / Л С. Выготский. М Лабиринт, 1997 - 416 с
30. Гадамер Г Г. Актуальность прекрасного / Г Г Гадамер, Пер с нем -М : Искусство, 1991 367 с - (История эстетики в памятниках и документах)
31. Ганевская Э.В. Бронзовая монгольская скульптура в собрании РМИНВ // Материалы конференции «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии» М 1981 С 21-22.
32. ГеденштромММ Отрывки о Сибири СПб ,1830
33. Герасимова К.М О некоторых аспектах ассимиляции добуддийских культов по тибетским обрядникам / КМ Герасимова // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1980. - С. 54-82.
34. Герасимова К М Этносоциальная основа синкретизма культовой системы ламаизма Автореф дис . д-ра ист наук-М, 1989 -33 с
35. Голубкина А С. Несколько слов о ремесле скульптора /АС Голубкина. М , 1958. - 31 с
36. Горбунова Т.В Изобразительное искусство в истории культуры -СПб. Лениздат, 1997. -201 с • ил (Философия, история, искусство)
37. Гумилев Л Н Древние тюрки / Л Н Гумилев -М Клышников, Комаров и К', 1993. 524 с • ил
38. Гумилев Л.Н Старобурятская живопись Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана / Л Н Гумилев. М Искусство, 1975 - 57 е.: ил , 54 л. ил. - Библиогр с. 55-56.
39. Гумилев Л Н. Этногенез и биосфера Земли/Л.Н Гумилев СПб Изд дом "Кристалл", 2001 - 639 с - (Библиотека мировой литературы Вехи истории).
40. Гэсэр: Бурят нар героич. эпос, Т 1/ Свод текст Н Балдано Под-сроч. пер А. Уланова., Пер В. Солоухина; Ил А Сахаровской. -Улан-Удэ1 Бурят, кн изд-во, 1986 284 е. ил
41. Гэсэр Бурят, нар героич эпос, Т 2/ Свод текст Н Балдано Под-сроч. пер. А. Уланова., Пер В Солоухина, Ил А Сахаровской -Улан-Удэ. Бурят, кн изд-во, 1986 284 с. ил
42. Давыдова А В Бронзовая печать еюнну // Сов археология 1992. - № 1.-С 231-234.
43. Давыдова А В Иволгинский комплекс (городище и могильник) памятник хунну в Забайкалье / А В. Давыдова, ЛГУ им А А Жданова -Л : Изд-во ЛГУ, 1985 - 111 с . ил , 1 отд л схем
44. Дашибалов Б Б Археологические памятники курыкан и хори (к Все-мир археол конгрессу, Улан-Удэ, 1996) / Б Б Дашибалов, Отв ред Л Р Кызласов, РАН Сиб отд-ние Бурят науч центр БИОН Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. - 189 с ил - Библиогр с 178-187.
45. Джанжа Ролби Дорже Древо собрания трехсот изображений / Джан-жа Ролби Дорже СПб • Алга-Фонд, 1997. - 136 с ил - Текст рус , тибет. - Библиогр с 125
46. Диков Н Н Бронзовый век Забайкалья / Н Н Диков, Отв ред А П Окладников, АН СССР Сиб отд-ние БКНИИ Улан-Удэ, 1958 -106 е.: ил
47. Доржигушаева О В Экологическая этика буддизма СПб: Карма Иеше Палдрон. Фонд буддийских изданий и переводов, 2002. - 68 с.
48. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока Пер с англ / Дж Мел-ларт, Предисл Н Я. Мерперта, АН СССР, Ин-т востоковедения М Наука, 1982. - 149 с • ил - Библиогр с 139-143.
49. Дылыкова B.C. Тибетская литература- Крат, очерк / ВС. Дылыкова, АН СССР, Ин-т востоковедения 2-е изд, доп - М : Наука, 1990 -290 с. - Библиогр : с 266-273 (212 назв )
50. Дэвлет М А. Сибирские поясные ажурные пластины II в до н.э I в.н.э. - М Наука, 1980 - 67 с ил. - (Археология СССР Свод археол источников, Вып Д 4-7).
51. Егунов Н П Бурятия в истории СССР / Н П Егунов, Н К Шантанов. -Улан-Удэ Бурят, кн изд-во, 1982 -37 с
52. Ерасов Б С Социальная культурология Пособие для студентов высш учеб. зав. / Б С. Ерасов М Аспект Пресс, 1996 - 591 с
53. Ермолаев Н Нетрадиционные жанры традиционной скульптуры / Н Ермолаев // Русская галерея 2000. - № 1-2. - С 152-153.
54. Ефимов И Материал в скульптуре / И Ефимов // Юный художник -2002.- № ю С 28-31.
55. Жидков В С. Искусство и картина мира /ВС Жидков, К Б Соколов -СПб . Алетейя, 2003 464 с
56. Жуковская Н Л. Семантические оппозиции в традиционной монгольской культуре // Материалы конференции «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии» М 1981 С 43-47.
57. Жуковская Н Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н Л Жуковская, АН СССР. Ин-т этнографии им Н Н Миклухо-Маклая М Наука, 1977. - 199 е.: ил
58. Жуковская Н Л. Судьба кочевой культуры Рассказы о Монголии и монголах / Н Л Жуковская, АН СССР Ин-т востоковедения М Наука Гл ред. вост. лит , 1990. - 112 с ил
59. Жуковская Н Л. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма / Н Л Жуковская // Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М , 1970 - С. 99-118.
60. Завитухина М.П Древняя Сибирь Ленинград Аврора,1976 г
61. Иакинф М. Бичурин НЯ. Записки о Монголии Т 1-2. С приложением карты Монголии и разных костюмов Т 1 / М Иакинф СПб , 1828.-231 е.: ил.
62. Иванов С В Скульптура народов Севера Сибири 19 в М, 1970 -296 с.
63. Иванов С В. Материальная культура народов Сибири и Севера -Л ,1976 С 223-224.
64. Искусство в ситуации смены циклов Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах -М • Наука, 2002 467 с
65. Искусство и культура Монголии и Центральной Азии Докл и сообщ всесоюз науч конф 15-19 июня 1981 г , Ч 1 / Гос музей искусства народов Востока, Отв ред В А Кореняко М Наука, 1983 - 195 с
66. Искусство и культура Монголии и Центральной Азии Докл и сообщ всесоюз науч. конф 15-19 июня 1981 г , Ч 2 / Гос музей искусства народов Востока, Отв ред В А Кореняко-М Наука, 1983 -211 с
67. Использование музейных коллекций в критике буддизма: Сб науч тр / Гос. музей истории религии и атеизма, Отв ред Т А Стецкевич JI ГМИРИА, 1981 - 175 с ил
68. История современной зарубежной философии компаративистский подход- Для высш шк / Отв ред М Я Корнеев, Предисл Ю А Сан-дулова СПб.- Лань, 1997. - 478 с
69. Каган М С. Историческая типология художественной культуры (Пять лекций) / Отв ред В А Конев, Междунар ин-т "Открытое о-во", Самар фил. Самара, 1996 - 86 с
70. Каган М С. Философия культуры.- СПб/ Петрополис, 1996 416 с
71. Киселев С.В Древняя история Южной Сибири М . Наука, 1951 -642 с.
72. Китов В В Особенности художественной культуры, методологические подходы к изучению Улан-Удэ Полиграф комплекс, 2002-80с
73. Коган JIH Социология культуры Екатеринбург, 1992 -117с
74. Козлов П.К Трехлетнее путешествие (1899-1901 гг ) по Монголии и Тибету /ПК Козлов СПб ,1913 -43 8с ил, карт - Библиогр Список тр. ПК Козлова, с 426-430, Библиогр с 431-432.
75. Комарова Н П. Генезис древнего декоративно-прикладного искусства Байкальского региона / Н П Комарова автореферат на соиск уч степ канд искусств Улан-Удэ, 2003
76. Комарова Н.П Символы бронзовой пластики в творчестве Даши Намдакова // Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии Мат межд круглого стола Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001 - С. 109-114.
77. Конев В А Онтология культуры (Избр работы) / В А Конев, М-во общ и проф образования Рос Федерации, Самар отд-ние Акад гу-манит. наук, Самар гос ун-т Каф философии гуманит. фак Самара. Самар. ун-т, 1998 - 195 с
78. Коновалов ПБ Хунну в Забайкалье (Погребальные памятники) / П.Б Коновалов; Отв ред Е М Залкинд, АН СССР Сиб отд-ние Бурят фил БИОН. Улан-Удэ Бурят кн изд-во, 1976 -221 с ил.
79. Коновалов П Б Древнейшие этнокультурные связи народов Центральной Азии // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов -Улан-Удэ БФ СО РАН СССР 1983 С 36-47.
80. Кореняко В А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль / В А. Кореняко, Рос акад наук, Отд-ние истории, Гос. музей искусства народов Востока М Вост. лит., 2002 - 325 с . ил
81. Культура народов Востока. Материалы и исслед ) Библиогр в примеч с. 163-232.
82. Кореняко В.А. Монгольская народная скульптура / Гос музей искусства народов Востока М. МГПО "Мосгорпечать", 1990 - 224 с.' ил -Библиогр с 141-147 (188 назв)
83. Кочешков НВ Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века / Н В Кочешков, АН СССР Дальневост Науч. центр Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока -М : Наука,1979 - 206 с • ил.
84. Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина СПб Наука, 1995 - 152 с .
85. Крадин Н Н. Империя Хунну / Н.Н Крадин -М Логос, 2002 -312 с- Библиогр ' с 255-296.
86. Краусс Р. Скульптура в расширенном поле / Р Краусс // Худож. журн- 1997.-№16.-С 54-61.
87. Культура Центральной Азии письменные источники, Вып 5/ РАН Сиб отд-ние. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии, Отв ред.- К.М Герасимова Улан-Удэ. Изд-во БНЦ СО РАН, 2001 - 156 с
88. Курпатова И.А Советская скульптура: Кр. очерк М Искусство, 1964.-291 е.: ил
89. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы / Г Р Галданова, К М Герасимова, Д Б Да-шиев, Г.Ц Митупов; Отв ред В В. Мантатов, АН СССР. Сиб. отдние. Бурят фил БИОН Новосибирск Наука Сиб отд-ние, 1983 -235 с.
90. Леви-Строс К Структурная антропология Пер с фр . М Наука, 1983. - 536 е.: ил - (Этнографическая библиотека) - Библиогр с 365396 (866 назв )
91. Липец Р.С Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе / Р.С. Липец, АН СССР Ин-т этнографии им Н Н Миклухо-Маклая -М Наука, 1984. 263 с - Библиогр с 250-255.
92. Маркарян Э С Теория культуры и современная наука (Логико-методол анализ) / Э.С Маркарян М Мысль, 1983 - 284 с - Библиогр в примеч.: с 269-280.
93. Марченков В.И. Ювелирное дело. Пособие для ПТУ. / В И Марчен-ков. 3-е изд , перераб и доп - М Высш шк, 1992 - 255 с ил
94. Методологические проблемы художественной критики Сб ст / Отв ред. А Я. Зись. М : Искусство, 1987. - 334 с
95. Миллер Г. Ф. История Сибири М; 1941 Т 1.2.
96. Миняев С С. Бронзовые изделия хунну: Автореф. . канд ист наук. -Л., 1982 18 с
97. Миняев С.С. Дырестуйский могильник / С Миняев СПб , 1998 - 233 с.
98. Миняев С С. Комплекс погребений-44 в Дырейстуйском могильнике / С Миняев // Крат, сообщ / АН СССР Ин-т археологии. М , 1988 -№ 194.- С 99-103.
99. Мириманов В Б Европейский авангард и традиционное искусство (Проблема конвергенции) // Мировое древо 1993. - № 2 - С 93-120.
100. Михайлов Т М. Бурятский шаманизм история, структура и социальные функции / Т М Михайлов, Отв ред И А Асалханов, АН СССР Сиб. отд-ние. Бурят, фил БИОН Новосибирск Наука Сиб отд-ние, 1987. - 288 с. - Библиогр С. 265-276.
101. Найдакова В Ц Буддийская мистерия Цам в Бурятии /ВЦ Найдако-ва, Отв ред И И. Соктоева, Пер на англ Е О Хундаева, РАН Сиб отд-ние Бурят науч центр Бурят ин-т обществ наук Улан-Удэ, 1997. -39 с. ил
102. Неклюдов С.Ю Особенности изобразительной системы в долитера-турном повествовательном искусстве // Ранние формы искусства М , 1972. - С 194.
103. Неклюдов СЮ. Специфика мифологической системы монгольских народов. // Материалы конференции «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии».-М 1981 С 62-63.
104. Некрасова М А Народное искусство как часть культуры теория и практика М, Изобразительное искусство 1983 - 344 с с ил
105. НимаевДД Проблемы этногенеза бурят / Д Д Нимаев, Отв ред СИ. Вайнштейн, АН СССР. Сиб отд-ние Бурят, фил. БИОН Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1988. - 169 с
106. Новгородова Э.А. Древняя Монголия (Некоторые пробл хронологии и этнокультур истории) / Э А Новгородова, АН СССР. Ин-т востоковедения М Наука, 1989 - 384 с * ил
107. Обряды в традиционной культуре бурят / Д Б.Батоева, Г Р Галданова, Д А.Николаева, Т.Д Скрынникова, Отв ред Т Д Скрынникова, РАН Сиб Отд-ние. ИМБИТ. М Изд фирма "Воет лит." РАН, 2002. - 222 с. - Библиогр. с 211-221.
108. Ортега-и-Гассет. Восстание масс Сб. пер с исп . / Хосе Ортега-и-Гассет. М. Изд-во Аст Ермак, 2005. - 269 с - (Философия Психология)
109. Одноралов Н В. Скульптура и скульптурные материалы 1965
110. Павлинская Л Р. Народное искусство Сибири Судьба традиции / Л Р.Павлинская // Экология этнических культур Сибири накануне XXI века. СПб , 1995. - С. 91-118.
111. Павлинская J1.P Художественный металл бурят XIX начала XX века в историко- этнографическом аспекте Автореф дис . канд ист наук / Л.Р.Павлинская; АН СССР Ин-т этнографии, им Н Н Миклухо-Маклая. Ленингр часть - Л 1987, 1987 - 19 с
112. Павлинская Л Р Художественный металл в снаряжении всадника и коня у народов Сибири / Л Р Павлинская // Памятники материальной культуры народов Сибири. СПб , 1994. - С. 52-75
113. Павлов ЕВ. Семантика религиозно-мифологического образа Буха-Нойона// Доклады и тезисы Международного симпозиума «Бурят-монголы накануне III летия опыт кочевых цивилизаций Россия -Восток- Запад Улан-Удэ 1997 С 75-78.
114. Перов Ю В. Художественная жизнь общества как объект социологического исследования Автореф дис д-ра филос наук / ЛГУ им А А. Жданова Л , 1983 - 31 с
115. Перов Ю.В Историчность художественной культуры // Художественная культура и искусство Л , 1987 - С 59-72.
116. Петри Б Э. Орнамент кудинских бурят / Б Э Петри // Сб / МАЭ -1918. Т. 5, вып 1.-С. 215-252.
117. Попова И В. Искусство в системе современной культуры /ИВ Попова; Гос. ин-т искусствознания -М Гос ин-т искусствознания, 1999 -16 с
118. Радлов ВВ. Сибирские древности СПб т.1, вып 8 Материалы по археологии России 1894, № 15
119. Решетов AM. Коллекции по монгольскому цаму в собраниях музея антропологии и этнографии им Петра Великого // Материалы конференции «Искусство и культура Монголии и Центральной Азии» Тезисы докладов М. Наука 1981 стр 82-85.
120. Ринчендуб Будон История буддизма / Будон Ринчендуб, Пер с тибет Е Е Обермиллера, Пер с англ А М Донца, Науч ред , биогр Будона и имен, указ Монтлевич В М СПб Евразия, 1999 - 335 с - ( Пилигрим)
121. Рогачевский В О монументальной скульптуре / В Рогачевский М: Сов. художник, 1962. - 38 с
122. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии Сб ст. 1976 -272 с
123. Скифо-сибирский мир Искусство и идеология Сб ст . / АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии, Отв ред А И Мартынов, В И Молодин Новосибирск Наука Сиб отд-ние, 1987- 177 с . ил. Библиогр в примеч в конце ст
124. Скрынникова Т Д Божества и исполнители обрядов у монголоязыч-ных народов / Т Д. Скрынникова // Сибирь Этносы и культуры (традиционная культура бурят) 1998. - Вып. 3. - С 106-161.
125. Соктоева ИИ. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии- Новосибирск. Наука, 1988 г.
126. Соктоева И.И. Бурятский художественный металл / ИИ.Соктоева, Сост. каталога К Б Шулунова, Отв ред В Ц Найдаков; АН СССР.
127. Сиб. отд-ние. Бурят, фил БИОН Улан-Удэ Бурят, кн изд-во, 1971 - 82 е.: ил
128. Спафарий Н.Г. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая в 1675 г, СПб Зап ВСРГО, 1882 т 10, вып 1
129. Сыма Цянь Ши цзи (исторические записки), 2-ое издание -М: Восточная литература 2002
130. Тайлор Э Первобытная культура / Э. Б Тайлор; Предисл и примеч А И Першица. М Политиздат, 1989 - 572 с • ил - ( Б-ка атеист лит)
131. Терентьев А А. Определитель буддийских изображений / А А Терен-тьев СПб • Нартанг, 2004 - 302 с
132. Тойнби АДж. Постижение истории Сб / А Дж Тойнби. М. Прогресс, 1991.-730 с.
133. Токарев С А Ранние формы религии и их развитие / С А Токарев -М. Наука, 1964. 400 с
134. Токарев С А. Сущность и происхождение магии // Тр. Ин-та этнографии АН СССР.-М., 1959 -Т 51
135. Топоров В.Н. Миф Ритуал Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М : Прогресс, Культура, 1995. - 624 с.
136. Топоров В Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и ЦенральнойАзии (1-2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и Средневековье (История и культура) -М,1981 -С 146-162.
137. Традиционная обрядность монгольских народов* Сб ст/ РАН Сиб отд-ние. Бурят, ин-т обществ наук, Отв ред К М Герасимова Новосибирск. Наука Сиб отд-ние, 1992 - 159 с
138. Тумахани А В Бурятское народное искусство / АВТумахани, Ред И.ИСоктоева; АН СССР Сиб отд-ние Бурят фил БИОН Улан-Удэ1 Бурят кн. изд-во, 1970 - 111 с ил
139. Тэрнер В Символ и ритуал Пер с англ / В Тэрнэр, АН СССР М : Наука, 1983.-277 с
140. Урвачев В П. Ювелирное и художественное литье по выплавляемым моделям сплавов меди / В П Урвачев, В В Кочетков, Н Б Горина -Челябинск. Металлургия Челяб отд-ние, 1991 165 с . ил - Библиогр : с. 164-166 (75 назв )
141. Фишер Роберт Е Искусство буддизма М СЛОВО/ SLOVO, 2001.-224с ,ил.
142. Флеров А В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов / А В. Флеров -М Высш школа, 1981 -288 с ил -Библиогр: с 285-287.
143. Хамзина ЕА Археологические памятники Бурятии / ЕА Хамзина, Отв ред Л Г. Ивашина, АН СССР. Сиб отд-ние Бурят фил БИОН -Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1982 151 с. ил.
144. Хангалов МН. Собрание сочинений В 3-х т Т. 1-3 / МН Хангалов; Под ред Г.Н Румянцева, АН СССР Сиб отд-ние БКНИИ Улан-Удэ1 Бурят, кн изд-во - 1958. -Т 1. - 1958. - 551 с
145. Хангалов МН. Собрание сочинений В 3-х т. Т. 1-3 / МН Хангалов, Под ред. Г.Н.Румянцева, АН СССР Сиб отд-ние БКНИИ Улан-Удэ: Бурят, кн изд-во - 1958-1961. -Т. 2. - 1959. -444 с
146. Хангалов МН. Собрание сочинений В 3-х т. Т 1-3 /МН Хангалов, Под ред Г.Н Румянцева, АН СССР Сиб. отд-ние БКНИИ Улан-Удэ: Бурят кн изд-во. - 1958. -Т 3. - 1961. -421 с
147. Хренов НА. Культура в эпоху социального хаоса М. Едиториал УРСС, 2002 -448 с.
148. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия / Сост И А Химик, Под ред и с предисл М С Кагана. СПб Славия, 1994 415 с : ил - (Мировая художественная культура, 1)
149. Художественная обработка металла в Бурятии/ АН СССР Сиб отд-ние Бурят фил ; Отв ред В Ц Найдаков Улан-Удэ Бурят кн изд-во, 1974 - 88 с : ил.
150. Цултэм Н Выдающийся монгольский скульптор Г Дзанабадзар -Улан-Батор* Госиздательство, 1982. -230 с, ил
151. Цултэм Н Монгольская национальная живопись «Монгол зураг» -Улан-Батор. Госиздательство, 1986
152. Цултэм Н Декоративно-прикладное искусство Монголии. Улан-Батор. Госиздательство, 1987 -200 с ил
153. ЦыбиковГЦ Избранные труды в двух томах Т. 1 Буддист-паломник у святынь Тибета /ГЦ Цыбиков; Отв ред Р Е Пубаев, АН СССР Сиб отд-ние. БИОН Новосибирск Наука, 1991 - 256 с • ил
154. ЦыбиковГЦ Избранные труды В2-хт Т 2 О Центральном Тибете,
155. Монголии и Бурятии /ГЦ Цыбиков, Отв ред Р Е Пубаев, РАН Сиботд-ние БИОН. Новосибирск Наука, 1991. - 232 с • ил
156. Червонная С.М. Все наши боги с нами и за нас М • ЦИМО, Институт этнологии и антропологии РАН, 1999. 298 с.
157. Чимитдоржиев ШБ Бурят-монголы история и современность
158. Очерки) Раздумья востоковеда / Ш Б Чимитдоржиев, РАН Сиб отд-ние. ИМБИТ. Улан-Удэ, 2000 - 128 с
159. Шмидт И А. Беседы о скульптуре М. Искусство, 1963.- 96 с
160. Элиаде М Священное и мирское / М Элиаде, Пер. с фр, предисл и коммент. Н К. Гарбовского. М : Изд-во МГУ, 1994. - 143 с - Библи-огр.: с. 140-142.
161. Энциклопедия восточного символизма Пер с англ . / Сост. К А Вильяме. М/ Изд-во ассоц духов, единения "Золотой век", 1996 -424 е.: ил - (Сер "Символы" Кн 6)
162. Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии/ Ред кол Б Р. Зориктуев (отв ред ), П Б Коновалов, Т М Михайлов -Новосибирск1 Наука Сиб. изд фирма РАН, 1993 -316с
163. Этнологические исследования Сб ст Вып 1/Ред СГЖамбалова, Р.П Сыденова / РАН. Сиб отд-ние Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. Улан-Удэ Изд-во БНЦ СО РАН, 2000 - 176 с
164. Юнг К.Г Карл Густав Юнг о современных мифах Сб тр / Пер с нем , предисл и примеч JI О Акопяна, Под ред М О Оганесяна, Д Г. Лахути М : Практика, 1994. - 251 с ил
165. Юнг К.Г. Человек и его символы: Пер с англ / Карл Густав Юнг, Мария-Луиза фон Франц, Джозеф Хендерсен и др , Введ Д Фримана. -М ; СПб Серебряные нити ACT, 1997 367 с ил - (Классики зарубежной психологии) - Библиогр в примеч с 347-359.
166. Яковлев Е Г Искусство и мировые религии М : Высш. шк , 1985. -287 с.
167. Bunker. Е., Chatwin В, Farkas A. «Animal Style» Art from East to West. -NY, 1970. C.185.
168. Hummel S. Die Gottheiten der Schulter in Tibet. Rivista degli studi oriental. Vol. 3-4. - Roma, 1959.
169. Tucci G. Indo-Tibetica. Rome, 1934.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.