Источники по истории издания и распространения первых московских Прологов 1641 и 1642/43 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.00, кандидат исторических наук Дадыкин, Антон Владимирович

  • Дадыкин, Антон Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.00
  • Количество страниц 299
Дадыкин, Антон Владимирович. Источники по истории издания и распространения первых московских Прологов 1641 и 1642/43 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.00 - Исторические науки. Москва. 2002. 299 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дадыкин, Антон Владимирович

Введение

Оглавление

С. 6

Глава 1. Историография С. 13

§ 1. Изучение истории древнерусского сборника Пролог С. 13

1) Происхождение сборника, проблема времени и места перевода книги с греческого языка на церковнославянский С. 16

2) Виды древнерусского Пролога, состав и редакции русских списков книги С. 18

3) Изучение московских изданий Пролога XVII в. С. 20-

§2. Изучение истории Московского печатного двора первой половины XVII в.

С. 26

Глава 2. Источники С. 46

§ 1. Документы Архива Приказа книгопечатного дела как исторический источник

С. 46

1) Приходные книги Архива типографии С. 47

2) Расходные тетради и книги С. 51

3) Беловым вариантам расходных книг С. 52

4) Окладные книги С. 54

5) Опись Московского печатного двора С. 56

§2. Сохранившиеся экземпляры изданий московского Пролога 1641 и 1642/43 гг. как исторический источник. Научные описания экземпляров Пролога, С. 58

§3. Научные описания списков Пролога, послуживших оригиналами для изданий 1641 и 1642/43 гг. С. 68

§4. История русского сборника Пролог. Редакции рукописного Пролога XII-XVII вв. С. 69

Глава 3. Производство изданий 1641, 1642/43 гг. и продажа книг в лавке Печатного двора. С. 83

§ 1. Причины издания книги Пролог на Московском печатном дворе С. 83-

§2. Подготовка к печати и вьпсод в свет первого издания Пролога (1641 г.)

С.85

§3. Подготовка к печати и выход в свет второго издания Пролога (1642/1643 гг.)

С. 91

§4. Краткая характеристика содержания первых двух московских изданий книги Пролог С. 99

§5. Продажа экземпляров первых двух московских изданий Пролога по данным Архива Приказа книгопечатного дела. С. 109

Глава 4. Покупатели и владельцы экземпляров московских изданий Пролога 1641 и 1642/43 гг. по данным Архива Приказа книгопечатного дела. Социальный и географический аспекты С. 125

§1. «Поднесение» экземпляров Пролога царю и царской семье и раздача книг бесплатно С. 125

§2. Покупатели экземпляров первых двух московских изданий Пролога 1641 и 1642/43 гг. Социальная характеристика С. 127

§3. Покупатели экземпляров первых двух московских изданий Пролога 1641 и 1642/43 гг. Географический аспект С. 143

Глава 5. Характеристика читателей и владельцев экземпляров московского Пролога 1641 и 1642/43 гг. издания по данным записей на книгах С. 153

§ 1. Цена экземпляра изданий Пролога на протяжении XVII в. С. 153

§2. Читатели и владельцы экземпляров московских изданий Пролога 1641 и 1642/43 гг. по записям ХУП в. С. 156

§3. Читатели и владельцы Прологов 1641 и 1642/43 гг. издания по записям ХУШ-XX вв. на сохранившихся экземплярах. Роль дониконовских московских изданий Пролога в старообрядческой книжности ХУШ-ХХ вв. С. 171

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Исторические науки», 07.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Источники по истории издания и распространения первых московских Прологов 1641 и 1642/43 гг.»

Диссертационное исследование по теме «Источники по истории издания и распространения первых московских Прологов 1641 и 1642/43 гг.» затрагивает основные проблемы раннего русского книгопечатания как важнейшего инструмента культурной, социальной и политической коммуникации общества эпохи позднего средневековья. Для правильной оценки значения раннего книгопечатания необходимо выявить и детально рассмотреть все основные источники по данной проблеме, провести их комплексное исследование и, главное, доказать их репрезентативность для анализа всех этапов подготовки, создания и распространения печатной книги в годы, современные или ближайшие ее выходу в свет. Столь широкие задачи в рамках диссертационного исследования могут быть поставлены только на примере максимально полного анализа источников, освещающих подготовку, издание и распространение одного определенного издания Московского печатного двора (ведь для избранного хронологического периода понятие российского и московского книгопечатания идентичны). Очевидно, что эти задачи наиболее показательно поставить и решить для времени, когда московское книгопечатание уже полностью сложилось в организационном, техническом, социально-политическом аспектах, и что чрезвычайно важно, для времени, когда уже действовала устойчивая система распространения печатных книг. Речь идет о 40-х гг. XVII в. -периоде, который большинство исследователей считает временем максимального расцвета московского книгопечатания первой половины века.

В литературе уже показано историко-культурное и просветительное значение московских печатных книг для обучения грамоте и вере; по тиражам издания этих книг занимали в исследуемый период первое место. Доказано и всеобъемлющее значение для функционирования общества и государства литургической книги, находившейся среди изданий Печатного двора в эти годы на втором месте. В качестве объекта предлагаемого исследования выбрана одна из учительных книг, несколько видов которых бьши впервые напечатаны именно в начале 1640-х гг. Речь идет о сборнике Пролог - книге, появившейся на Руси в XII в. и с этого времени пользовавшейся все большей и большей популярностью. Пролог использовался не только как книга для душеспасительного чтения; некоторые тексты сборника читались в церквях во время богослужения. С точки зрения полноты источниковой базы первопечатный Пролог в определенном смысле является типичным для изданий Печатного двора, поскольку в Архиве отражены его тиражирование и первоначальное распространение. Именно делопроизводственная документация Печатного двора составляет основной комплекс источников, на который опирается диссертационное исследование. Информацию приходо-расходных документов дополняют сведения, имеющиеся в научных описаниях рукописей, послуживших оригиналами для набора московских печатных книг, и научных описаниях сохранившихся до наших дней экземпляров этих изданий. Последний комплекс источников позволяет проследить распространение печатных Прологов по регионам России после продажи книг в лавке Московской типографии. Необходимость параллельного изучения указанных групп источников не раз отмечалась в историографии, однако ранее они никогда не анализировались и не сопоставлялись как достаточно полные комплексы, обычно эти материалы привлекались как эпизодические факты. Предлагаемое исследование впервые ставит и решает задачу сопоставления данных архива Печатного двора и информации сохранившихся до наших дней экземпляров московских изданий о функционировании печатной книги в ХУП в.

Таким образом, основной целью работы является оценка информационного потенциала указанных источников. Для достижения этой цели в работе решается ряд источниковедческих и конкретно-исторических задач. К первым относятся подробная характеристика разных видов документов Приказа книгопечатного дела 40-х гг. XVII в., научных описаний сохранившихся печатных книг, в том числе анализ записей, найденных на них; а также разработка методики сопоставления указанных групп исторических источников. Для доказательства репрезентативности делопроизводственных документов Московской типографии на их материалах решается частная историческая проблема -реконструкция истории производства и распространения первопечатного Пролога. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, 23 таблиц, в которых в компактной форме отражена информация, анализируемая в работе, списка каталогов, содержащих научные описания экземпляров первых двух московских изданий Пролога, списка использованной литературы и семи приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Исторические науки», 07.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Исторические науки», Дадыкин, Антон Владимирович

Заключение.

В диссертационном исследовании по теме «Источники по истории издания и распространения первых московских Прологов 1641 и 1642/43 гг.» на примере одного типичного издания учительной книги проводится оценка информационного потенциала источников по истории русского книгопечатания первой половины XVII столетия и рассматриваются важные проблемы деятельности Московского печатного двора в этот период. Исходя из сложившейся историографической традиции изучения вопроса (а именно: наличия аналогичных исследований по распространению некоторых изданий, принадлежащих к двум наиболее часто тиражируемым типам книг - для обучения грамоте и вере и книг литургических), в качестве объекта исследования был избран третий тип издаваемой Печатным двором литературы - книга учительная. Из нескольких видов учительных книг, выпущенных Московской типографией в первой половине XVII в., бьшо решено остановиться на первых двух изданиях Пролога 1641 и 1642/43 гг., потому что эта книга к моменту издания на Печатном дворе являлась самым популярным учительным сборником постоянного состава. В первой половине XII в. она бьша переведена с греческого на церковнославянский. Текст сборника открывался предисловием, название которого русские переводчики посчитали названием книги, поэтому греческий Синаксарь известен в России как Пролог. Русский Пролог содержит краткие жития святых, повести, сказания, поучения многих раннехристианских авторов, расположенные по 366 дням солнечного года. Книга предназначена как для богослужения, так и для индивидуального душеспасительного чтения. На выбор Пролога в качестве объекта исследования повлиял также опыт работы в археографических экспедициях Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, в ходе которых автор не раз убеждался в значительном влиянии текста московского печатного Пролога на традиционную культуру и книжность старообрядчества. Московские же Пролога 1641 и 1642/43 гг. являются единственньми изданиями сборника, вышедшими до церковной реформы патриарха Никона.

Основной комплекс источников, на который опирается диссертационное исследование, представлен делопроизводственной документацией Приказа книгопечатного дела, управлявшего в XVII в. деятельностью Московской типографии. В качестве дополнительного источника привлекаются научные описания сохранившихся экземпляров первых двух изданий Пролога. Целью работы является оценка информационного потенциала указанных источников. Исследование всех видов документов Архива - приходных, расходных, окладных книг, а также Описи Печатного двора 1649 г., и их сопоставление по разработанной в Археографической лаборатории кафедры Источниковедения Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова методике дало следующие результаты. Не подлежит сомнению, что в документах Архива Приказа книгопечатного дела содержится практически исчерпывающая информация о всех этапах работы по собственно тиражированию текста книги. В расходных тетрадях сказано о том, у кого, по какой цене и какие материалы для производства изданий Пролога приобретал целовальник Печатного двора; имеется информация о переплетении небольшого количества экземпляров. Материалы беловых расходных книг позволяют повторить расчет себестоимости изданий Пролога и определить величину наценки на продаваемый экземпляр. В результате сопоставления расходных, приходных и окладных книг бьши получены сведения о составе и именах справщиков и всех мастеровых людей, принимавших участие в производстве изданий Пролога 1641 и 1642/43 гг., а также покупавших экземпляры этих изданий в лавке Печатного двора. Стали известны номера и расположение всех станов, на которых печатались оба издания Пролога. Так, Пролог 1643 г. печатался одновременно на восьми станах, располагавшихся в разных зданиях типографии, в результате чего появились два варианта этого тома, отличающиеся друг от друга некоторыми инициалами, полосами набора и фолиацией. В Описи Печатного двора 1649 г. есть информация об остатках тиража второго тома Пролога, распроданных в начале 1650-х гг., и о судьбе кавычных экземпляров обоих изданий. Таким образом, перечисленные материалы дают возможность восстановить весь ход производства Пролога от закупки типографией необходимых материанов и вьщачи жалования мастеровым людям до переплетения «подносных» экземпляров и продажи тиража в книжной лавке типографии. Фиксация информации по достаточно жестким формулярам, свойственным для документации Московского печатного двора, облегчает обработку, анализ и сопоставление сведений, содержащихся в этих документах. Чрезвьшайно слабо документирована в Архиве Печатного двора работа Правильной палаты типографии по поиску исправных списков Пролога и подготовке текста сборника к печати. Эту лакуну удалось восполнить благодаря привлечению в качестве дополнительньк источников, во-первых, двух опубликованных царских грамот о поиске и сборе необходимых рукописей, а во-вторых, научных описаний рукописей, послуживших оригиналами для издания 1641 г и второго тома издания 1642/43 г.

На настоящий момент общепринятой в науке является классификация списков русского Пролога, в соответствии с которой все списки сборника делятся на стишные и нестишные, а последние на две редакции - первую (краткую) и вторую (пространную). Первое издание Пролога (с текстом на первую половину года) в 1641 г. бьшо издано по списку стишного Пролога XVI в. Год спустя в свет вьппло значительно исправленное переиздание первого тома книги, в тексте которого, в частности, были удалены все стихи. Оригиналом для второго тома (текст на вторую половину года), вышедшего в 1643 г., послужил список Пролога пространной редакции начала XVII в. При подготовке к печати обоих изданий, как следует из скудных сведений расходных тетрадей целовальников, справщики использовали и другие русские (а возможно, и славянские) рукописи (как стишного Пролога, так и нестишного обоих редакций), что предопределило значительные отличия текста печатного Пролога от любой существующей рукописной его редакции. Проблема поиска и описания этих списков может составить тему отдельного исследования.

Из анализа состава семи статей русского происхождения в тексте первого издания Пролога, а также их расположения в конце чтений на данный день вопреки достаточно четко вьщерживаемой в других случаях «иерархии» статей, следует вывод о том, что русские проложные статьи готовились к изданию в последний момент и, очевидно, большая их часть в изданный текст не попала. Это стало основной причиной того, что издание оказалось неполным, а в типографии немедленно начались работы по подготовке переиздания текста на первое полугодие. Русский материал в тексте второго издания бьш очень значительно расширен. В приложении к обоим полугодиям были помещены триодные синаксари, использовавшиеся во время службы в дни Великого поста и после Пасхи. Особое внимание составители печатного сборника уделили правке языковых и стилистических погрешностей. Целью всех этих изменений бьшо сделать текст книги более понятным для читателей.

Анализ содержания печатного текста показал, что в печатном Прологе затрагивается широчайший круг тем и вопросов, интересующих любого православного христианина. Основной целью составителей сборника бьшо воспитание и укрепление в читателях христианского представления о мире и нравственного строя жизни. Составители Пролога стремились показать читателю, как надо провести скоротечную суетную земную жизнь, чтобы достичь спасения души. Область религиозно-нравственных наставлений Пролога определяется двумя главньпАи добродетелями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Слова и поучения, написанные в форме прямого обращения к читателю, могли быть легко использованы в проповедях и полемике. Первое было чрезвьиайно важно для середины XVII в., когда устная проповедь получает чрезвычайно широкое распространение. Второе обстоятельство во многом предопределило место книги в книжности старообрядчества, представители которого с первых годов Раскола вели активную полемику с господствующей церковью. Некоторые тексты Пролога читались во время церковной службы (поучения на великие двунадесятые праздники, а также помещенные в конце обоих томов второго издания триодные синаксари). Простота язьша и легкость слога, занимательность сюжетов и широта затрагиваемых тем делала сборник доступным для самого широкого круга читателей. Составители второго издания Пролога сумели учесть и национальную специфику, включив в текст большое количество русских статей: 28 - в первом полугодии и 36 - во втором (в Прологе 1641 г. русских статей бьшо всего семь). Среди добавленных статей - проложные жития самых почитаемых русских святых: Сергия Радонежского, Савватия Соловецкого, Никона Радонежского, князя Александра Невского, Саввы Сторожевского, Макария Калязинского, Зосимы Соловецкого, Стефана Пермского, Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского, великой княгини Ольги, великого князя Владимира, Макария Желтоводского и других, а также тексты на существующие только в России церковные праздники. Текст Пролога второго издания нес значительную политическую и идеологическую нагрузку: Московское государство -«Великая Русия» - изображалась в нем как главный центр истинной христианской веры, а русские святители и великие князья ставились в один ряд с наиболее почитаемыми святьЕми, жившими в первые века христианства. Помещенные в печатных Пролог чудеса русских святых, родившихся и живших в городах, которые в середине XVII в. оказались на вражеской территории, доказывали, что эти города всегда были центрами православия и, следовательно, неразрьшно связаны с Россией. Сборник затрагивал также некоторые вопросы догматики, литургики и церковной истории. Читатель Пролога знакомился с десятками имен исторических деятелей и сотнями географических названий. Все это объясняет, почему первые московские издания книги пользовались значительной популярностью в русском обществе середины XVII в. В приходных книгах Приказа книгопечатного дела содержится уникальная по полноте информация о распространении экземпляров московских Прологов 1641 и 1642/43 гг. В общей сложности в «Книгах записных книжным выходам и продажам» есть сведения о

4663 экземплярах обоих изданий, что составляет более 97% суммарного тиража книги (4800 экземпляров), перечислены имена и сказано о социальном составе и месте жительства 1603 индивидуальных покупателей, есть сведения о названии и месте расположения 35 монастырей, пустыней, соборных и приходских храмов, приобретавших книги для собственной «казны» или библиотеки.

Около 4% от суммарного тиража бьии поднесены царю и патриарху, бесплатно отданы справщикам в качестве «государева жалования», переданы «безденежно» в Приказ Большого Дворца для раздачи по церквям и монастырям, что подтверждают и шесть царских «жалованных» записей, найденных на дошедших до нас экземплярах Пролога. Как следует из этих записей, книги направлялись в крупнейшие московские соборы. По материалам Архива Приказа книгопечатного дела прослежена продажа 4487 экземпляров Прологов обоих изданий, то есть более 93%> общего их тиража. Несмотря на высокую «указную» цену (3 р.), по которой книги в тетрадях продавались в типографии, спрос на печатный Пролог бьш очень высок, особенно на экземпляры первого московского издания. Скорость продажи Пролога 1641 г. (118 экземпляров в день) сопоставима со скоростью реализации дешевых учебных книг. Скорость продажи тиража Пролога 1642/43 гг. гораздо меньше (22 и 47 экземпляров в день соответственно), ведь потребность в книге бьша в значительной степени удовлетворена с выходом в свет первого издания, однако и скорость продажи второго издания остается значительной.

Анализ социального состава покупателей московских изданий Пролога 1641 и 1642/43 гг. показал, что книги в лавке Печатного двора приобретались представителями социальных групп, составлявших высшие и средние слои русского общества середины XVII в. В наименьшей степени представлено зависимое население и крестьянство. Лишь чуть больше трети проданных экземпляров было куплено духовенством и, скорее всего, предназначалось для монастырей, пустьшей, соборных и приходских церквей. Всего в лавке Печатного двора экземпляры первых двух изданий Пролога купили представители 94 монастырей и пустьшей, 124 московских и 99 провинциальных соборов и церквей России. Более 65% проданных книг приобрели светские люди. Среди последних немало представителей родовитых фамилий (в общей сложности представители высшего общества купили более 6,5% проданных книг). Служилые люди приобрели почти 14% книг, причем 8,5% приходится на долю приказных людей. Около 40% книг оказалось в руках представителей посадского населения. При этом более трети всех проданных в лавке книг приходится на долю мастеровых Печатного двора, московских и иногородних торговьк людей, которые, вероятно, приобретали по крайней мере часть этих книг с целью последующей перепродажи.

Одна пятая проданных в лавке Прологов бьша куплена не-москвичами (треть от этого числа приобрели представители черного духовенства, остальное приходится в основном на долю торговых и посадских людей). Иногородние покупатели являются уроженцами многих земель и регионов, входивших в Российское государство середины XVII в. В общей сложности учтен 71 населенный пункт (не считая монастьфи и пустыни), жители которых приезжали в Москву за экземплярами первых двух изданий Пролога. В Северный Замосковный край попадает более половины всех книг, приобретенных иногородними покупателями. Далее в порядке убывания следуют Поморье и Северо-Восток, низовые волжские города, Северо-Запад, юг Замоскворецкого края. Сибирь представлена всего одним покупателем. В приходных книгах Приказа книгопечатного дела практически нет имен людей, приехавших в Москву из-за пределов Российского государства в границах начала 1640-х гг. Полученный перечень населенных пунктов, жители которых приобретали экземпляры Пролога в лавке Печатного двора, был сопоставлен со сведениями о географическом распространении московских печатных книг в первой половине века, имеющимися в предшествующих работах по истории Печатного двора. Подобное сопоставление позволило с уверенностью говорить о том, что к 1640-м гг. сложился постоянный круг крупных провинциальных городов, чьи жители регулярно приобретали экземпляры московских изданий в лавке типографии. В качестве дополнительного источника в диссертационном исследовании бьши использованы научные описания сохранившихся до наших дней экземпляров печатного Пролога — как найденные в существующих статьях и каталогах библиотек и книжных собраний, так и выполненные «de visu». Опыт сбора максимально возможного числа описаний сохранившихся экземпляров одного московского издания первой половины XVII в. имеет мало аналогов в историографии, поэтому научную ценность представляет, в том числе, и цифра, показывающая, сколько экземпляров первых печатных Прологов дошло до наших дней. Всего в работе учтен 231 экземпляр Пролога 1641 и 1642/43 гг. (4,81% суммарного тиража). Очевидно, что эта цифра является далеко не окончательной. Хотя собранные в работе научные описания сохранившихся экземпляров Пролога и не дают возможности для доказательных выводов, они тем не менее позволяют поставить ряд новых в историографии вопросов и наметить пути ответа на них.

Исследование представляет собой первый опыг сопоставления всей информации Архива Московской типографии о распространении одного издания и сведений о функционировании экземпляров этого издания в XVII в., почерпнутых из научных описаний значительного числа сохранившихся книг. Методика такого сопоставления подробно излагается в работе. Необходимость параллельного изучения указанных групп источников не раз отмечалась в историографии, однако ранее они никогда не анализировались и не сопоставлялись как достаточно полные комплексы. Впервые на материалах записей на сохранившихся книгах поставлен вопрос о динамике цены на экземпляр московского издания в XVII в. Найденных примеров недостаточно для доказательного ответа на этот вопрос, однако очевидно, что в первые годы после выхода издания свободная розничная цена одного экземпляра Пролога составляла в среднем 3,5-4 рубля (видимо, с учетом стоимости переплета), то есть бьша несколько выше «указной» цены, по которой книга продавалась в лавке Печатного двора. В конце 70-х - начале 80-х гг. XVII в., несмотря на то, что к этому времени в свет вьппли три пореформенные издания книги, номинальная цена на дониконовский печатный Пролог составляла 4,5-5 рублей. В начале 1690-х гг. она упала до трех рублей. В первой четверти XVIII в. экземпляр старопечатного Пролога номинально стоил столько же. Таким образом, достаточно высокая цена на первопечатный Пролог сохранялась на протяжении всего XVII в., несмотря на появление новых изданий. Очевидно, что это связано с устойчивьм спросом на книгу со стороны лиц, не принявших церковную реформу патриарха Никона и не признавших пореформенных печатных книг. Анализ 193 записей XVII в., найденных на 231 сохранившемся экземпляре Пролога, показал, что в середине - второй половине века происходит переход книг из рук представителей светского общества, купивших более двух третей проданных в лавке экземпляров, в собственность церквей и монастырей. Этот переход происходит, в первую очередь, путем вклада Прологов в монастыри и церкви (из 54 наиболее ранних датированных 1641-52 гг. и 13 недатированных записей, относящихся к середине XVII в., о вкладе книги повествует 45), а также путем покупки книг духовенством у светских лиц. В качестве вкладчиков выступают представители практически всех социальных групп. В результате вкладов в 1641-1652 гг. экземпляры первых двух изданий Пролога получили 14 монастырей и пустыней и 38 соборных и приходских церквей. После реформ патриарха Никона и, главное, выхода новых изданий Пролога число вкладываемых книг резко сокращается. Со второй половины 1650-х гг. дониконовский печатный Пролог совсем не вкладьшается в московские монастыри и церкви, а в 1660-х и 70-х гг. книги, принадлежавшие столичным церквям, меняют владельцев. После церковного собора 1681 г., который еще раз подтвердил запрет вести богослужение по дониконовским изданиям и постановил, что книги старых изданий следует отбирать на Московский печатный двор, а вместо них безденежно вьщавать «новоисправленные» книги, экземпляры старопечатных Прологов 1641 и 1642/43 гг., бывшие в собственности крупных православных церквей и монастырей России, стали повсеместно заменяться на экземпляры «новоисправленных» изданий - либо путем прямого обмена старой книги на новую, а также продажи дониконовской книги, либо путем передачи в мелкую церковь или пустьшю. Экземпляры первых изданий Пролога переходят в собственность отдаленных обителей и сельских приходских храмов. Часть книг вновь попадает в руки светских людей, являющихся сторонниками «старой веры». В ходе этого процесса старопечатные Прологи двигаются от центра страны к окраинам. Кроме вышеупомянутых шести царских вкладов, сделанных через Приказ Большого Дворца, в записях можно найти примеры деятельности Патриаршей казны, некоторых митрополичьих и епископских кафедр по распространению печатных книг среди церквей и монастырей. Деятельность торговых людей, мастеровых Московской типографии или представителей иньпс социальных групп по перепродаже книг, купленных в лавке типографии, не находит никакого отражения в записях. Записи XVII в. (вместе с опубликованными вкладными и описными книгами монастырей и церквей) рисуют картину распространения книг по многим регионам России. По количеству владельцев и покупателей книг (всего учтено 164 названия обителей, храмов и имен людей, о месте пребывания или проживания которых имеется информация) эти регионы располагаются в том же порядке, как и согласно сведениям о продаже Пролога в лавке, что служит косвенным доказательством репрезентативности собранных в исследовании научных описаний экземпляров Пролога. Записи на книгах показывают, что после продажи через лавку экземпляры Пролога 1641 и 1642/43 гг. не только меняли владельцев, но и попадали в провинцию, видимо, в гораздо большем количестве, чем это следует из материалов Архива Приказа книжного печатного дела. Более половины из 187 записей ХУШ-ХХ вв. говорят о принадлежности книг провинциальным приходским церквям. Большинство владельческих записей частных лиц сделано крестьянами, купцами и мещанами. В XIX в. появляются владельческие записи, а чаще печатки и щтампы коллекционеров и собирателей кириллической книги. В исследовании впервые ставится вопрос о том, сколько сохранивщихся экземпляров одного дониконовского московского издания побывало в руках старообрядцев. Для ответа на этот вопрос применена методика, в основе которой лежит комплексный анализ индивидуальных особенностей каждого сохранившегося экземпляра. В результате такого анализа удалось доказать, что в общей сложности старообрядцам принадлежало около 47% всех учтенных сохранившихся экземпляров. Эти цифры, а также обращение к рукописям Верхокамского территориального собрания Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, показывают, что старопечатный московский Пролог пользовался в ХУШ-ХХ вв. значительной популярностью в среде крестьян-старообрядцев. Кроме того, в исследовании проанализировано содержание росписей проложных статей, маргиналий, закладок, подчеркиваний ХУШ-ХХ вв. в 63 экземплярах Пролога 1641 и 1642/43 гг. На основании этого анализа впервые удалось сделать вывод о темах проложных чтений и отдельных статьях, пользующихся наибольшей популярностью у читателей ХУ111-Х1Х вв. Чаще всего внимание читателей, помимо собственно памятей святых и мучеников, привлекали статьи, посвященные темам милостыни, покаяния, значению и роли священника, монахам и монашеству, спасению души, молитве. Эти же темы превалируют в найденных в старообрядческих сборниках Верхокамья (района компактного проживания старообрядцев на границе Пермской области и Удмуртии, в котором более тридцати лет проводятся комплексные археографические исследования Исторического факультета МГУ) выписках из текста дониконовских московских изданий Пролога. Значительное влияние московского печатного Пролога на книжность старообрядчества подтверждает тот факт, что статьи из текста дониконовских изданий Пролога можно найти практически в любом верхокамском сборнике тематических выписок из разных книг. Таким образом, можно констатировать, что составителям печатного сборника Пролог удалось достичь своих основных целей, и это обеспечило книге значительную популярность у православных читателей не только XVII, но и последующего веков. Влияние текста печатного Пролога на книжность и менталитет современного старообрядчества хорошо прослеживается по материалам археографических экспедиций. На протяжении трех с половиной веков экземпляры первых двух московских изданий книги выполняли (а в ряде мест продолжают вьшолнять и сегодня) свои основные функции.

Репрезентативность делопроизводственных документов Московской типографии в вопросе о безденежной раздаче и продаже экземпляров Пролога через лавку Печатного двора и перспективность сопоставления этой информации со сведениями, полученными из научных описаний сохранившихся экземпляров обоих изданий, лишний раз подтверждает тот факт, что в ходе сопоставления указанных комплексов источников удалось выявить 28 экземпляров, о которых известна точная дата и адресат продажи через лавку (или отправки в Приказ Большого дворца) в начале 1640-х гг. и место, где они хранятся сегодня, а также (для некоторых экземпляров) определенные вехи их функционирования (по записям на книгах).

Более полно оценить роль печатного сборника Пролог в истории русской книжности XVII в. будет возможно только после проведения аналогичных исследований на материалах Архива Приказа книгопечатного дела и научных описаниях сохранившихся экземпляров последующих шести московских изданий Пролога XVII столетия. Значительный массив информации о судьбах экземпляров разных изданий Пролога содержится во вкладных и описных книгах монастырей и церквей XVII в., в большинстве своем не опубликованных. Сбор указанных источников и их обработка должны стать темой отдельного исследования, которое поможет лучше представить место печатного Пролога в русской книжности XVII и последующих веков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дадыкин, Антон Владимирович, 2002 год

1. Справочники и общие работы.

2. Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой лавры // Летопись занятий Археографической комиссии. Вьш. 4. 1865-1866. СПб., 1868.

3. Барсуков А.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия. СПб., 1902.

4. Баренбаум И.Е. История читателя как социологическая и книговедческая проблема // История русского читателя. Л., 1973. С. 5-19.

5. Белокуров CA. Планы Москвы XVII в. (Издание Комиссии печатания государственных грамот и договоров). М., 1898.

6. Богоявленский С.К. Приказные люди XVII в. // Исторические записки. М., 1937. Т. 1.

7. Бульшев A.A. Генеалогическая атрибуция лиц, упоминаемых в записях на старопечатных книгах XVII в. без указания социального положения или полного имени. М.-СПб., 1994.

8. Веселовский СБ. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975.

9. Веселовский СБ. Ономастикой. М., 1974.

10. Веселовский СБ. Приказной строй управления Московского государства // Русская история в очерках и статьях. Т. 3. Киев, 1912. С. 164-198.

11. Голикова Н.Б. Привилегированные купеческие корпорации России XVI первой четверти XVIII в. Т. 1. М., 1998.

12. Голицьш H.H. Указатель имен личных, упоминаемых в Дворцовьж разрядах. СПб., 1912.

13. Дворянские роды Российской империи. Т. 1-2. Сост. Гребельский П. X. СПб., 1993.

14. Демидова Н.Ф. Государственный аппарат России в XVII в. // Исторические записки. М., 1982. Т. 108.

15. П.Демидова Н.Ф. Приказные люди XVII в. (Социальный состав и источники формирования) //Исторические записки. Т. 90. М., 1992. С. 332-354.

16. В.Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

17. Долгоруков П. Российская родословная книга. Ч. 1. СПб., 1854; Ч. 2. СПб., 1855; Ч. 3. СПб., 1856; 4.4. СПб., 1857.

18. Извенков Н.Д. Московские кремлевские дворцовые церкви и служивщие при них лица в XVII в. М., 1906.

19. Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.

20. Ключевский В.О. Русский рубль XVI-XVIII вв. в его отнощении к ньшешнему. М., 1884.

21. Книговедение. Энциклопедический словарь. М., 1982.

22. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

23. Лобанов-Ростовский А. В. Русская родословная книга. Т. 1-2. СПб., 1895.

24. Луппов СП. Актуальные проблемы изучения истории книги в России периода феодализма // Книга в России до середины XIX в. Л., 1978.

25. Макарий (Булгаков) История русской церкви. Кн. 6. М., 1996.

26. Мыльников A. C. Книга как объект теоретического исследования // Источниковедение отечественной истории. Сборник статей. 1975. М., 1976.

27. Мьшьников A.C. О книговедческом метода в источниковедении (к постановке вопроса) // Книга исследования и материалы. М., 1972. Сб. 25. С. 8-21.

28. Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв. Свердловск, 1991.

29. Переписи Московских дворов XVII столетия. М., 1896.

30. Перов И.Ф. Епархиальные учреждения в Русской церкви в XVI и XVII вв. Рязань, 1882.

31. Петров П.Н. История родов русского дворянства. 1Сн. 1. М., 1991; Кн. 2. М., 1992 (переиздание книги, вышедшей в 1886 г.).

32. Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. 1.СП6., 1886; Т. 2. СПб., 1887.

33. Савелов Л.М. Родословные записки. М., 1906-1909. Вып. 1-3.

34. Смирнов П.П. Города Московского государства в первой половине XVII в. Вьш. 2. Количество и движение населения. Киев, 1919.

35. Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV-XVII вв. СПб., 1892.

36. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 5. Т. 9-10. М., 1990.

37. Соловьева Т.Б., Володихин Д.М. Состав привилегированного купечества России в первой половине XVII века. М., 1996.

38. Строев n.M. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877.

39. Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII вв. М., 1973.

40. Устюгов Н.В. Эволюция приказного строя Русского государства в XVII в. // Абсолютизм в России XVII-XVIII вв. М., 1964.

41. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. Материалы для истории, археологии и статистики Московских церквей. М., 1884-1891.

42. Шватченко O.A. Светские феодальные вотчины в России во второй половине XVII века. М., 1996.

43. ШМИДТ С.О., Князьков СЕ. Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI-XVII вв. М., 1985.

44. Эскин Ю.М. Местничество в России XVI-XVII вв. Хронологический реестр. М., 1994.

45. Научные публикации текста Пролога

46. Пролог по рукописи Публичной библиотевси Погодинского древлехранилища // Издания Общества любителей письменности. Т. 235. СПб., 1916. Т. 236 СПб., 1917.

47. Пролог. Избранные тексты // Державина O.A. Древняя Русь в русской литературе ХК в. М., 1990. С. 192-415.

48. Пролог. Кн. 1. СПб., 1895. Кн. 2. СПб., 1896;

49. Славяно-русский Пролог (по московскому изданию 1675-1677 гг.) // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Под ред. А.И. Пономарева. СПб., 1896. Вып. 2. СПб., 1898. Вып. 4;

50. З.Материалы к научному описанию старопечатного Пролога (Сост. Державина O.A., Демин A.C., Капица Ф.С.) // Литературный сборник XVII в. Пролог. М., 1978. С. 173274;

51. Литература по истории московского печатного Пролога XVU в.

52. Атанасов П. Московские старопечатные Прологи и болгарские рукописные книги в XVII-XVIII вв. // Рукописная и печатная книга (Сборник). М., 1975. С. 154-169.

53. Демин A.C. Первое издание Пролога и культурные потребности русского общества 1630-40-х гг. // Литературный сборник XVII в. Пролог. М., 1978. С. 54-75.

54. Демин A.C. Современные тенденции в источниковедении древнерусской литературы и задачи изучения печатного Пролога // Литературный сборник XVII в. Пролог. М., 1978. С. 9-25.

55. Елеонская A.C. Политические цели второго издания Пролога 1642-1643 гг. // Литературный сборник. , С. 76-98.

56. Круминг A.A. Редакции славянского печатного Пролога (предварительные заметки) // Славяноведение. 1998. № 2. С. 46-60.

57. Кучкин В.А. Первое издание русских Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга (Сборник). М., 1975;

58. Литературный сборник XVII в. Пролог. М., 1978.

59. Перетц В. К истории славяно-русского Пролога. Пг., 1914.

60. Петров Н.И. Круг религиозно-нравственных наставлений, заключенных в Прологе // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1877. № 5. С. 143-151; № 7. С. 199-212.

61. Петров Н.И. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога. Киев, 1875.

62. И.Пономарев А.И. Славяно-русский Пролог в его церковно-просветительном и народно-литературном значении // Христианское чтение. Спб., 1890. Март-апрель, С. 527-568; Май-июнь, С. 574-595.

63. Сазонова Л.И. Проложное изложение как литературная форма // Литературный сборник., С. 26-53.

64. Литература по истории рукописного сборника Пролог

65. Mosin V. Slavenska redakcija prologa Konstantina Mokisijskog u svjetlosti visantijsko-slavenskih odnosa XII-XIII vijeka // Sbomik Historijskog instituta Jugoslavenske akademije. Zagreb, 1959. V. 2. S. 17-68.

66. Абрамович Д.И. О Спасо-Прилуцком Прологе Санкт-Петербургской Духовной академии // Новый сборник статей по славяноведению. СПб., 1905. С. 282-288;

67. Агеева Е.А., Кобяк H.A., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв. Из собрания Научной библиотеки Московского университета имени М.В. Ломоносова. М., 1994.

68. Бегунов Ю.К. "Слова" пресвитера Козмы Болгарского в составе Пролога // Slavia. XXXV Rocnik. Praha, 1966. Sesit 3. С. 380-391.

69. Бубнов Н.Д. Славяно-русские Прологи // Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1973. Вьш. I.e. 274-296.

70. Бубнов Н.Ю. Сочинения писателей-старообрядцев XVII в. Л., 1984.

71. Вздорнов Г.И. Лобковский Пролог и другие памятники письменности и живописи Великого Новгорода//Древнерусской искусство. М., 1972. С. 255-269;

72. Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 447-462;

73. Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских рукописей ГПБ. Л., 1953;

74. Жуковская Л.П. О якобы датированных списках стишного Пролога XV в. (Троицкое собрание ГБЛ) // История русского языка: Памятники XI-XVIII вв. М., 1982. С. 74.

75. Калайдович К.Ф. Известия о древностях славяно-русских и об Игнатии Ферапонтовиче Ферапонтове, первом собирателе оных. М., 1811. С. 9-10,14.

76. Лебедева И.Н. К истории древнерусского Пролога: Повесть о Варлааме и Иоасафе в составе Пролога // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1983. Т. 37. С. 42;

77. Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Л., 1960.

78. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии Наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI-XVI вв. Составители: Бубнов Н.Ю., Лихачева О.П., Покровская В.Ф. Л., 1976. С. 49-62,124-162,197-203;

79. Петухов Е.В. Материалы и заметки по истории древнерусской письменности. Киев, 1894. Часть 1. К истории древнерусского Пролога. С. 1 -31;

80. Предварительный список славяно-русских рукописей, хранящихся в СССР (для "Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР") // Археографическийежегодник за 1965 г. М., 1966. С. 177-272;

81. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР (XI-X1II вв.). М., 1984;

82. Сергий (Спасский) Ответ по агиологии // Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. 1876. Кн. 5. С. 366-367.

83. Сергий (Спасский) Полный месяцеслов Востока. Т. 1. Восточная агиология. 1-е изд.: М., 1875. С. 216-289; 2-е изд.: Владимир, 1901 (репринт 1995), С. 278-351.

84. Сергий (Спасский). Снятый Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятые Богородицы. СПб., 1898. С. 57-84.

85. Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 8-10.

86. Славяно-русские рукописи XV-XVI вв. Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1981.

87. Соболевский А.И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910. Особенности русских переводов домонгольского периода. С. 176.

88. Сперанский М.Н. К истории взаимоотнощений русской и югославянской литератур // Известия Отделения русского язьпса и словесности. 1921 г. Пг., 1923. Т. 26. С. 143206;

89. Сперанский М.Н. Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960. С. 36-42.

90. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. Пособие к лекциям в университете и на высших женских курсах в Москве. М., 1914. С. 201-202.

91. Сперанский М.Н. Сербское житие Феодосия Печорского // Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете. М., 1909. С. 537-546;

92. Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. Спб., 1867. Вып. I.e. 11-19.

93. Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных памятниках. XLI. Финляндские отрывки из памятников древнего русского письма XI-XIV вв. //

94. Сборник Отделения русского язьпса и словесности имп. Академии Наук. Т. 12. № 1. СПб., 1874. С. 2-14;

95. Турилов А.А. (Сост.) Предварительный список славяно-русских рукописных книг

96. XV в., хранящихся в СССР (Для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986.

97. Турилов А.А. Оригинальные южнославянские сочинения в русской книжности XV

98. XVI вв. // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978. С. 39-44;

99. Ундольский В.М. Библиографические разыскания по случаю выхода описания Библиотеки имп. Московского общества истории и древностей российских // Москвитянин. 1846. №№ 11-12. С. 206-208.

100. Фет Е.А. Новые факты к истории древнерусского Пролога // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 53-70.

101. Фет Е.А. О Софийском Прологе конца XII — начала XIII в. // Иаточниковедение и археография Сибири. Новосибирск, 1977. С. 78-92.

102. Фет Е.А. Пролог // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 376-381.

103. Фет Е.А. Пролог // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 3-9. Л., 1985. С. 262266;

104. Черторицкая Т.В. Сборник "Златоуст" в древнерусской книжности XV-XVI вв. // Рукописная и печатная книга в России. Проблемы создания и распространения. Л., 1988. С. 20-29.

105. Щепкина М.В., Протасьева Т.Н., Костюхина Л.М., Голышенко B.C. Описание пергаменных рукописей Государственного исторического музея. Ч. 1. Рукописи русские // Археографический ежегодник за 1964 г. М., 1965. С. 135-234.

106. Литература по истории Московского печатного двора первой половины ХУЛ в.

107. Pozdeeva I. The Activity of the Moscow Printing House in the First Half of the XVII Century// Solanus. International Journal for Russian & East European Bibhographic, Library & PubUshing Studies. New Series. Vol. 6.1992, P. 27-55;

108. Бессонов П. A. Типографская библиотека в Москве. Исторический очерк. М., 1859.

109. Володихин Д. М. Архив Патриарших приказов как источник по истории русской книжной культуры XVII в. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1995. ,

110. Володихин Д.М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII века. М., 1993.

111. Володихин Д.М. На заре русского книгопечатания. Система централизованного распространения книг при последних Рюриковичах и первых Романовых // Книжный клуб. 1997. №4.

112. Володихин Д.М. Патриарший приказной архив как источник по истории русской книжной культуры XVII в. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1995.

113. Гринберг М. Московское книгопечатание в середине XVII века // Альманах библиофила. Вып. 15. М., 1983. С. 142-159.

114. Долгова СР. Архив старой русской книги // Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вьш. 1. М., 1996. С. 7-28.

115. Елеонская A.C. Русские старопечатные предисловия и послесловия второй половины XVI — первой половины XVII века (патриотические и панегирические темы) // Тематика и стилистика предисловий и послесловий. М., 1981. С. 71-99.

116. Ю.Исаевич Я.Д. Русско-украинские связи в области книгопечатания в конце XVI -первой половине XVII в. // Книга в России до середины XIX в. Л., 1978.

117. П.Киселев Н.П. О московском книгопечатании XVII века // Книга. Исследования и материалы. Сб. 2. М., 1960. С. 123-186.

118. Киселев Н.П., Немировский Е.Л. Книгопечатание в Москве XVII века // 400 лет русского книгопечатания. Т. 1. М., 1964. С. 52-66.

119. Ламанский В.А. Типографская библиотека в Москве. СПб., 1859.

120. И.Лукьянова Е.В. Старопечатные книги и архив Московского печатного двора // Московские кирилловские издания в собраниях РГАДА. Каталог. Вып. 1. М., 1996. С. 29-44.

121. Луппов СП. Книга в России в XVII веке. Л., 1970.

122. Луппов СП. Покупатели изданий Московской типографии в середине XVII в. Указатель имен и географических названий. Л., 1984.

123. Луппов СП. Продажа в Москве учебных Псалтырей (1663 г.) // Книготорговое и библиотечное дело в России в XVII первой половине XIX вв. Л., 1981. С. 6-21.

124. Луппов СП. Читатели изданий Московской типографии в середине XVII века. Л., 1983.

125. Малыхин Н.Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. М., 1965.

126. Мансветов И. Как у нас правились церковные книги. М., 1883.

127. Некрасов А.И. Книгопечатание в России в XVI-XVII вв. // Книга в России. Ч. 1. От начала письменности до 1800 г. М., 1924. С. 90-124 (XVII в.).

128. Немировский Е.Л. Полиграфическая техника России XVII столетия // Полиграфическое производство. 1963. № 11. С. 27-30.

129. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. М., 2000. Гл. 8. Русская полиграфическая техника XVI-XVIII вв. С. 168-174 (Московский печатный двор XVII в.).

130. Николаевский П.Ф. Московский печатный двор при патриархе Никоне // Христианское чтение. 1890. Ч. 1. С 114-141; Ч. 2. С. 434-467; 1891. Ч. 1. С. 147-186; Ч. 2. С. 151-186.

131. Поздеева И.В. Издание и распространение учебной литературы в XVII веке. Московский Печатный двор // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. М., 1989. С. 171-177.

132. Поздеева И.В. Исторические судьбы дониконовской московской печати: век XVII-XX // Книга. Исследования и материалы. Сб. 67. М., 1993. С. 94-119.

133. Поздеева И.В. Историческое бытование изданий Московского Печатного двора первой половины XVII века // Solanus. International Journal for Russian & East European Bibliographic, Library & Publishing Studies. London, 1991. New Series. Vol. 5. P. 5-24.

134. Поздеева И.В. Москва центр раннего русского книгопечатания: Московский печатный двор первой половины XVII в. // Культура средневековой Москвы. XVII в. М., 1999. С. 278-291.

135. ЗГПоздеева И.В. Московский печатный двор и духовное просвещение России (о раннем московском книгопечатании. К 850-тилетию г. Москвы) // Миссионерское обозрение. 1997. №9. С. 16-20.

136. Поздеева И.В. Московское книгопечатание первой половины XVII века // Вопросы истории. 1990. № 10. С. 147-158.

137. Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта: методические рекомендации. М.-СПб., 1994.

138. Поздеева И.В. Первые Романовы и царистская идея (XVII в.) // Вопросы истории. 1996. № I.e. 41-52.

139. Поздеева И.В. Роль московского книгопечатания первой половины XVII века в истории русской культуры (XVII-XX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1993.

140. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник изучения русской государственной идеологии XVII в. // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 24-37.

141. ЗУ.Покровский A.A. Печатный Московский двор в первой половине XVII века // Древности. Труды Императорского Московского археологического общества. Т. 23. Вып. 2. М., 1914. е. 12-79.

142. Ровинская И.Л. «Право правящих слово истины.» (Краткий обзор сведений о справщиках Московского печатного двора в XVII в.) // Русское средневековье. Книжная культура. 1998. Вып. 1. С. 123-135.

143. Рогов А.И. Книгопечатание // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. М., 1979. е. 155-169.

144. Румянцев В.Е. Библиотека и историческая деятельность Московской еинодальной типографии (По поводу статьи г. П. Бессонова «Типографская библиотека в Москве. Исторический очерк.») // Московские ведомости. 1859. №№ 286,291.

145. Румянцев В.Е. Древние здания Московского Печатного двора // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 2. Вып. 1. М., 1869. С. 1-38.

146. Румянцев В.Е. Оведения о гравировании и граверах при Московском печатном дворе.1. М., 1870.43. еиромаха В.Г., Успенский Б.А. Кавычные книги 50-х гг. XVII в. // Археографический ежегодник за 1986. М., 1987. С. 75-84.

147. Соловьев А.Н. Государев Печатный двор и Синодальная типография в Москве. Историческая справка. М., 1903.

148. Соловьев А.Н. Московский Печатный двор. Историческая записка о Московской Синодальной типографии. М., 1917.

149. Соловьев А.Н. Первая русская книгопечатня. Историческая записка о Московской Синодальной типографии, изданная в память высочайшего посещения 16 апреля 1903 г. М., 1903.

150. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. М., 1974.

151. Щелкунов М.И. Искусство книгопечатания в его историческом развитии. М., 1923.

152. История и состав библиотек и книжных собраний XVII-XXee.

153. Белокуров C A. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1888.

154. Боцяновский В.К истории просвещения в Древней Руси XVII в. Книги в Устюге Великом // Библиограф. 1892. С. 63-78.

155. Книжные собрания российской провинции. Проблемы реконструкции. Екатеринбург, 1994.

156. Книжные центры Древней Руси XVII в. Разные аспекты исследования. СПб., 1994.

157. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977.

158. Ламанский В. Типографская библиотека в Москве. СПб, 1859.

159. Лихачев Н.П. Генеалогическая история одной помещичьей библиотеки. СПб., 1913.

160. Лихачев Н.П. Генеалогическая история одной помещичьей библиотеки. Приложение (издание для родных и друзей). СПб., 1913.

161. Опись книгам, в степенньрс монастырях находившимся, составленная в XVII в. / Изд. В.М. Ундольский. М., 1848 (ЧОИДР. Кн. 6. :М., 1848).

162. Поздеева И.В. Научное значение старопечатных книг XVI-XVII вв. из собрания М.И. Чуванова // Коллекция старопечатных книг XVI-XVII вв. из собрания М. И. Чуванова. Каталог. М., 1981. С. 3-31.

163. Попеску Т.А. Основные источники XVII в. по истории библиотеки Троице-Сергиева монастыря. Опись 1641 г. и вкладные книги 1639 и 1673 гг. // Книгопечатание икнижные собрания в России до середины XIX в. Сборник научных трудов. Л., 1979. С. 26-38.

164. ПОПОВ Н.П. О возникновении Московской Синодапьной (патриаршей) библиотеки. // Сборник статей к 45-тилетию ученой деятельности A.C. Орлова. Л., 1934.

165. Слуховский М.И. Русская библиотека XVI-XVII вв. М., 1973.

166. Записи на старопечатных книгах как исторический источник.

167. Бакланова H.A. Значение владельческих записей на древнерусских книгах как источника для истории руссской культуры// Археографический ежегодник за 1962 г. М., 1963.

168. Бакланова H.A. Русский читатель XVII века// Древнерусская литература и ее связь с новым временем. М., 1967. С. 156-193.

169. Гузнер И.А. Записи XV-XVII вв. на книгах и рукописях ГПНТБ СО АН СССР// Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 84-94.

170. Зернова A.C. Надписи на книгах Московской печати XVI-XVII вв. в Собрании ОРК Государственной Библиотеки СССР им. В.И. Ленина // Книга. Исследования и материалы. Сб. 62. М., 1991. С. 111-131.

171. Лебедев А.Н. Надписи на старинных книгах. М., 1895.

172. Леонид. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881.

173. Оглобин H.H. Из архивных мелочей XVII в. Стоимость церковных книг в Москве в 1651 г. // Библиограф. 1890. № 2. Отд. 1. С. 26-27.

174. Оглобин H.H. Книжный рьшок в Енисейске в XVII в. // Библиограф. 1888. №№ 7-8. Отд. I.e. 281-284.

175. Поздеева И.В. Записи на старопечатных книгах кирилловского шрифта как исторический источник // Федоровские чтения. 1976. М., 1978. С. 39-54.

176. Ю.Поздеева И.В. Ищите и обрящете // Университетская книга. 1997. № 7.

177. Поздеева И.В. Конкретно-исторические знания и искусство истории (Историческая информация записей на книгах) // Книга. Исследования и материалы. Сб. 71. М., 1995. С. 97-115.

178. Поздеева И.В. Ранняя кириллическая книга. Историко-культурное значение поэкземплярного описания// Solanus. International Journal for Russian & East European Bibliographic, Library & Publishing Studies. 1996. Vol. 10. P. 2-20.

179. Поздеева И.В. Царь Михаил Федорович, московский помещик Василий Спякин и другие. Судьбы книжные // Книга. Исследования и материалы. Сб. 55. М., 1987. С. 200-203.

180. И.Сапунов Б.В. Книга и читатель на Руси в XVII в. // Книга в России до середины XIX в. Л., 1978.

181. Сапунов Б.В. Социальная база московского барокко (по описям библиотек и владельческим припискам на книгах XVII в.) // Книга и ее распространение в России в XVI-XVIII вв. Л., 1985. С. 59-78.

182. Семенова Г.Ю. Об интересах читателей XVII в. по материалам записей в книгах. Опыт применения корреляционного анализа // Отечественная история. 1994. № 1. С. 169-178.

183. Методика описания кириллического издания и его экземпляра.

184. Гусева A.A. Работа с редкими и ценными изданиями. Идентификация экземпляров московских изданий кирилловского шрифта второй половины XVI-XVIII вв. М., 1990.

185. Зернова A.C. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. Сводный каталог. М., 1958.

186. Зернова A.C. Орнаментика книг московской печати XVI-XVII вв. М., 1952.

187. Поздеева И.В. Описание экземпляров старопечатных изданий кириллического шрифта. Методические рекомендации. М., 1999. 4-е изд.

188. Московская старопечатная книга как основа традиционной культуры русского старообрядчества.

189. Вознесенский A.B. Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII начала XIX в. Каталог. Л., 1991.

190. Починская И.В. Старообрядческое книгопечатание XVIII-первой половины XIX вв. Екатеринбург, 1994.

191. Макарий (Булгаков) История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1889.

192. Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.

193. Поздеева И.В. Древнерусское наследие в истории традиционной книжной культуры старообрядчества (первый период) // История СССР. 1988. № 1. С. 84-99.

194. Поздеева И.В. Комплексные исследования современной традиционной культуры русского старообрядчества. Результаты и перспективы // Мир старообрядчества. Вып. 4. М., 1998, С. 12-20.

195. Поздеева И.В. Продолжение традиции: книжная культура старообрядчества Верхокамья // Мир старообрядчества. Вып. 3. Книга. Традиция. Культура. М., 1996. С. 6-45.

196. Поздеева И.В. Ранняя московская печать и старообрядческая книжная культура // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 151-156.

197. Поздеева И.В. «Сей многоценный бисер» // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 235-243.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.