Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Густова, Людмила Владимировна

  • Густова, Людмила Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Кострома
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 157
Густова, Людмила Владимировна. Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Кострома. 2015. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Густова, Людмила Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретический анализ религиозности

1.1. Определение о сновных понятий

1.2. Теоретико-методологические основания работы

1.3. Религиозность в работах зарубежных и отечественных учёных

1.4. Развитие религиозности в процессе социализации

1.5. Религиозность как интегративное личностное качество

1.6. Крайние формы проявления религиозности

Резюме по Главе 1

Глава 2. Методы эмпирического исследования

2.1. Методики исследования религиозности

2.2. Методики исследования личностных качеств

2.3. Определение интегративных личностных качеств

Резюме по Главе 2

Глава 3. Эмпирические исследования взаимосвязи религиозности и

личностных качеств

3.1. Организация и этапы эмпирического исследования

3.2. Определение индивидуального уровня религиозности у молодёжи

3.3. Взаимосвязь религиозности и личностных качеств,

3.4.Исследование взаимосвязи религиозности и свойств темперамента

3.5. Методические рекомендации для практических психологов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами»

Введение

За последние десятилетия религиозные системы как системы духовного воспитания проникли в деятельность семьи, школы, армии, спорта, искусства и других институтов социализации личности. Это приводит к тому, что независимо от вероисповедания, религиозность в той или иной мере проявляется в субъективном мире каждого человека. Религиозность проявляется в виде индивидуального отношения к религии, следовании религиозным традициям, в идеологических убеждениях, социальных отношениях, эмоциональных переживаниях, привычках, мировосприятии в целом. Системное научное понимание личности современного человека возможно лишь в том случае, если в ряду личностных качеств, возникающих в ходе социализации, религиозность будет учитываться как самостоятельное личностное качество, которое имеет свою феноменологию, количественную и качественную выраженность.

Отдельные аспекты религиозности изучаются во многих науках -философии, социологии, культурологии, психологии религии, религиоведении, теологии. Мозаичность таких исследований не даёт общего представления о явлении религиозности. До сих пор нет целостного определения религиозности, понимание религиозности, в обыденном сознании заужено до понятий религиозной веры и духовности.

В существующих общепсихологических теориях личности и методиках психодиагностики фактор религиозности учитывался мало. На данном этапе развития психологии актуальной задачей становится проведение исследований с целью определения роли религиозности в системе личностных качеств, эмоциональных состояний, поведении и деятельности человека.

Изучение религиозности также продиктовано социальным запросом. В основе общественных проблем, связанных с конфликтами, возникающими на религиозной почве, лежит психологическая причина - чувства верующих,

усиление религиозных эмоций у населения. В связи с этим своевременным становится изучение уровней религиозности и того, какие личностные черты и эмоциональные состояния проявляются при низкой, умеренной и высокой религиозности, понимание психологических механизмов перехода религиозности в аномалию личности - фанатизм, экстремизм, религиозную зависимость,

Степень разработанности проблемы. Попытки осмысления влияния религии на человека предпринимали философы, социологи и психологи прошлого: H.A. Бердяев (1937), Р. Голдман (1964), У. Джемс (1993), К. Маркс (1843), А. Маслоу (19) Г. Олпорт (1966), Ф. Озер (1991), Ж.Пиаже (1932), Дж. Фаулер (1981), Л. Фейербах (1965), В. Франкл (1960) З.Фрейд (1927), Э. Фромм (1949), Д. Элкинд (1970), К.Г. Юнг (1937).

Ведущие исследователи религии: В.Р. Букин (1962), Ф.Е. Василюк (2006), Б.С. Братусь (1994), P.M. Грановская (2004), A.M. Двойнин (2006), А.И. Демьянов (1984), В.В.Козлов, В.В.Майков (2007), В.Р. Пивоваров (2007),

A.A. Передельский (2014), А.Г. Сафронов (2004), К.В. Сельчёнок (1998), Д.Л. Спивак (2006), Е.А.Степанова (2011), Д.М. Угринович (1986),

B.Ф. Чеснокова (2005), И.Н. Яблоков (2000), Inglehart R., Norris Р (2004); Hill Р. С., Hood R. W. (2009), Sunden H. (1987), Wikstrom 0.(1987), сходятся во мнении о том, что наряду с теоретическими попытками осмыслить религию, экспериментальных исследований её влияния на личность проводится недостаточно.

В период становления советской психологии научный анализ религиозности проводился через призму атеистической идеологии. Вместе с тем, исследования вопросов духовного воспитания проведены представителями духовенства -А. Берестов [10], Ю.М. Зенько [50], В.В. Зеньковский [52].

Среди учёных-психологов пока не достигнуто единое концептуальное понимание феномена религиозности и взаимоотношения религиозности с такими близкими понятиями как духовность и вера.

Масштабная проблема поиска путей духовного развития человечества, а также ответа на вопрос: приводит ли религиозность к развитию духовности, отражена в работах отечественных учёных В.Д. Шадрикова (1998),

Е.А.Степановой (2011), в которых представлено светское и религиозное понимание духовности, в исследованиях И.С. Шемет (2007) религиозность рассматривается как необязательный этап духовной интеграции психики. В общественном сознании понимание духовной сферы заужено до религиозной духовности, духовность и духовное развитие отождествляется с религиозностью и духовным становлением личности в рамках религиозной системы.

Перспективы для эмпирических психологических исследований взаимосвязи религиозности и личностных качеств открываются в эволюционной концепции личности В.Д. Шадрикова (2004), согласно этой концепции современный этап развития человечности характеризуется разделением светской и религиозной духовности, и психологической науке предстоит понять роль религиозной духовности в индивидуальном развитии.

В.В. Козлов и В.В. Майков (2007) отмечают, что современные исследователи при всестороннем изучении темы духовности и самопознания, многомерности человеческой природы и человеческого опыта, придерживаются, как правило, эклектического междисциплинарного интегративного подхода, следуют по пути все большей интеграции в общенаучный и общегуманитарный проект познания.

Д.Б. Богоявленская (2014) утверждает, что, несмотря на разные пути познания человека в богословии, антропологии, философии, психологии и искусстве, именно наука в точном эксперименте должна определять роль духовности и нравственности в деятельности и творчестве.

A.A. Передельский (2014) отмечает, что на данном этапе культурно-исторического развития мировой религией является спорт. Спорт рассматривается им как религиозно-политическая система, в которой есть все характеристики религии и она определяет перспективы, как индивидуального развития самого человека, так и общественных отношений в целом.

Научное изучение религиозности актуально и для практической психологии, так как дальнейшее развитие психотерапии и психологического консультирования невозможно без учёта контекста религиозного влияния, меры включённости личности в религиозную практику.

Как отмечает Ф.Е. Василюк, «ключевой принцип нынешнего этапа развития мировой психотерапии заключается... в сознательном философском самоопределении психотерапевтических школ по отношению к религии, поскольку... именно «религия (или ее отсутствие) определяет цели психотерапевтического воздействия» [18, с. 182].

Зарубежные исследователи Inglehart R., Norris Р (2004), Hill Р. С. (2005), Hood R. W. (1999) выделяют унифицированные показатели религиозности, имеющие смысл в контексте большинства вероисповеданий.

Религиозность как качество личности рассматривается в работах Д.О.Смирнова (2001), А.В.Донцова (2010), A.M. Двойнина (2012), Д.М. Чумаковой (2014).

Д.М. Чумакова (2014) подчёркивает, что «религиозность личности как психологическая категория не может быть изучена без учета психологических закономерностей. Религиозность личности как психологическая реальность поддается психометрическому измерению и анализу» [142, с. 139].

В нашем диссертационном исследовании мы будем понимать религиозность как личностное качество, которое возникает в процессе религиозной социализации, заключается в подчинении сознания и поведения требованиям религиозной системы, и выражается в усвоении религиозной идеологии, ценностей, норм, и во включённости человека в религиозную деятельность (практику, культ).

Таким образом, выбор темы нашей диссертационной работы «Исследование взаимосвязи между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами» обусловлен потребностью решения научной проблемы недостатка общепсихологических исследований религиозности, как психического феномена и личностного качества, для объективной научной оценки явления религиозности, определения её места в личности и поведении современного человека.

Данное диссертационное исследование носит светский характер, построено на принципе объективности научного исследования [100, 107] и соблюдении требований, принятых в международной научной практике эмпирического

изучения индивидуальной религиозности [3]. Всё это позволяет минимизировать влияние личных интересов и установок исследователя и даёт возможность научно-психологического понимания религиозности.

Цель работы: исследовать взаимосвязь между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами.

Объект исследования: религиозность как личностное качество. Предмет исследования: взаимосвязь уровня религиозности и личностных качеств.

Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Провести научно-теоретический анализ и дать определение понятия «религиозность».

2. Определить интегративные личностные качества и обосновать их взаимосвязь с религиозностью.

3. Провести обзор методик для исследования уровня религиозности и личностных качеств. Обосновать выбор методов эмпирического исследования.

4. Эмпирически исследовать взаимосвязь между уровнем религиозности и личностными качествами, между уровнем религиозности и некоторыми свойствами темперамента.

5. Провести интерпретацию эмпирически полученных закономерностей с позиции интегративного подхода к психике.

Гипотезы исследования. Мы предполагаем следующее:

1. Существует корреляционная взаимосвязь между уровнем религиозности и выраженностью интегративных личностных качеств. Отсутствует корреляционная взаимосвязь между уровнем религиозности и отдельными свойствами темперамента.

2. У испытуемых с высоким и низким уровнем религиозности будет наблюдаться различный набор интегративных личностных качеств, при этом личностные качества испытуемых с высоким уровнем религиозности будут в большей степени соответствовать эталону личности религиозной системы.

3. Уровень интеграции психики у испытуемых с высоким уровнем религиозности ниже, чем у испытуемых с низким уровнем религиозности. На защиту выносятся следующие положения:

- Существует взаимосвязь между уровнем религиозности и выраженностью интегративных личностных качеств.

- У испытуемых с высоким уровнем религиозности (на примере выборки православного вероисповедания) более выражены такие личностные качества как: тревожность, напряжённость, подозрительность, высокий самоконтроль.

- У испытуемых с низким уровнем религиозности (на примере выборки православного вероисповедания) более выражены такие личностные качества, как: расслабленность, спокойствие, доминантность, средний самоконтроль (гибкое отношение к социальным и культурным традициям).

- Личностные качества испытуемых с высоким уровнем религиозности в большей степени соответствуют эталону личности религиозной системы.

- У испытуемых с высоким уровнем религиозности уровень интеграции психики ниже, чем у испытуемых с низким уровнем религиозности.

- Свойства интроверсии-экстраверсии и нейротизма не связаны с индивидуальным уровнем религиозности.

Научная новизна работы заключается в следующем: определены методологические основания научного изучения религиозности; религиозность рассмотрена через классические и современные психологические теории личности; дано рабочее определение религиозности; введено понятие «интегративные личностные качества»; личностные черты и свойства по шкалам опросников Р. Кэттелла (16-РР, форма А), и Г. Айзенка (определение типа темперамента, форма А) рассмотрены с позиции интегративного подхода к психике, среди них выделены интегративные личностные качества и создана таблица соответствия этих личностных качеств стадиям и уровням интеграции психики; проведён качественный анализ методов диагностики религиозности; эмпирически исследован уровень религиозности у молодёжи; получены новые научные факты о специфике приобщения молодежи к религиозной деятельности

(практике); проведён корреляционный анализ между уровнем религиозности и интегративными личностными качествами; проведён корреляционный анализ между уровнем религиозности и некоторыми свойствами темперамента; эмпирически доказано, что испытуемые с высоким и низким уровнем религиозности имеют различный набор интегративных личностных качеств; получены данные о том, что личностные качества у испытуемых православного вероисповедания с высоким уровнем религиозности в большей степени соответствуют эталонам христианских добродетелей; применён интегративный подход к психике для интерпретации эмпирически полученных закономерностей.

Теоретическое значение работы. Проведён теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных подходов к проблеме религиозности; разведены понятия: религиозность и духовность, религиозность и вера, определено приоритетное значение религиозной деятельности (практики) и социализации в становлении религиозности как личностного качества; проведённое исследование развивает и конкретизирует положения концепции интеграции психики И.С. Шемет (религиозность рассмотрена как интегративное личностное качество) и мультисубъектной теории личности В.А. Петровского (религиозность рассмотрена как внутренний субъект активности); религиозная система рассмотрена как система духовного воспитания, в которой есть эталоны личности и принципы её воспитания; на примере выборки испытуемых, относящих себя к православному вероисповеданию, личностные качества соотнесены с христианскими добродетелями. В настоящей работе развиваются и конкретизируются некоторые положения интегративного подхода к психике (И.С. Шемет): введено понятие «интегративные личностные качества» и создана таблица соответствия этих личностных качеств стадиям и уровням интеграции психики. Проведённое исследование открывает перспективу дальнейшего изучения взаимосвязи религиозности и личностных качеств, в том числе с применением лонгитюдных методов, кросс-культурных исследований, формирующего эксперимента. Полученные закономерности о взаимосвязи религиозности и интегративных

личностных качеств открывают направление подобных исследований в различных областях психологии: психологи развития (о возрастной динамике и механизмах формирования религиозности), в психологии религии (о взаимосвязи личностных качеств и религиозности в различных конфессиях), в педагогической психологии (об изучении закономерностей воспитания религиозной личности), в акмеологии (о влиянии религиозности на развитие человека и реализацию его потенциала).

Практическое значение работы. Созданные в работе методические рекомендации для практических психологов и психологов в образовании могут быть использованы для учёта влияния религиозности на личность в практике консультативной работы. Рекомендации по использованию опросника «Индивидуальный уровень религиозности» позволяют упростить диагностику религиозности в практической работе психолога и массовых обследованиях. Для практической психологии показан пример использования интегративного подхода к психике в интерпретации данных психодиагностических исследований. Полученные в работе научные факты о взаимосвязи религиозности и личностных качеств могут быть использованы при разработке программ социального воспитания молодёжи. Представленные теоретические и эмпирические материалы могут быть использованы в лекционных курсах по общей психологии и психологии личности.

Отличие от результатов, полученных другими авторами. В отличие от теоретических исследований воспитания духовности в религиозном и в светском понимании, предложенных В.Д. Шадриковым (1998), в нашей работе представлено авторское понимание религиозности, как личностного качества.

В отличие от психологических исследований, проведённых A.M. Двойниным [40], в которых процесс адаптации к религиозным ценностям рассматривался через типы поведения и изучение самосознания учащихся духовных школ, в нашей работе эмпирическим путём получены новые научные факты по специфике приобщения к религиозной деятельности у студенческой молодёжи и личностных качеств, выраженных при различном уровне религиозности.

Соответствие работы паспорту специальности: Данное диссертационное исследование соответствует специальности 19.00.01 - «Общая психология, психология личности, история психологии», поскольку оно направлено на решение практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, связанных с проявлением религиозности как личностного качества. В диссертации представлен авторский подход к изучению религиозности, который раскрывает взаимосвязь религиозности с интро- и экстра- психическими структурами, становление религиозности в ходе социализации личности. Выявляются черты личности, проявляющиеся при различных уровнях религиозности. В работе применяются опросники личностных черт и представлены результаты методики определения индивидуального уровня религиозности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1. Деятельностный подход в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) используется в нашей работе для:

- рассмотрения религиозности как личностного качества, которое возникает в процессе религиозной социализации и участия в религиозной деятельности (практики);

- анализа и интерпретации полученных закономерностей взаимосвязи религиозности и личностных качеств.

2. Теория черт личности (Р. Кэттелл) используется в нашей работе для:

- рассмотрения религиозности как личностной черты, формируемой средой

- определения взаимосвязи уровня религиозности с другими личностными чертами.

3. Эволюционная концепция личности (В.Д. Шадриков), используется для интерпретации роли религиозности в индивидуальном развитии человека.

4. Интегративный подход к психике (И.С. Шемет) в нашей работе позволяет:

- отнести религиозность к духовной стадии интеграции психики и рассмотреть её как системный психический феномен;

- дать качественный анализ полученных закономерностей, квалифицировать полученные данные и оценить направление взаимосвязи между уровнем

религиозности и личностными качествами по шкале «интеграция-дезинтеграция» ;

проинтерпретировать психодиагностические шкалы личностных опросников, применяемых в эмпирической части работы, путём интерпретации личностных качеств через универсальный интерпретатор данных психодиагностических исследований - таблицу феноменологии стадий и уровней интеграции психики (И.С. Шемет);

- выделить интегративные личностные качества, которые будут отражать уровень интеграции психики;

- оценить уровень интеграции психики по наличию и выраженности интегративных личностных качеств, проявленных при различном уровне религиозности.

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования, среди которых выделяются:

• На теоретическом уровне: анализ психологической литературы по проблеме исследования; научная интерпретация и синтез эмпирических данных.

• На эмпирическом уровне: 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (вариант А. 187 вопросов) [34, 118].; определение типа темперамента опросник Г. Айзенка (вариант А, 57 вопросов) [4], опросник «Индивидуальный уровень религиозности» И.С. Шемет [155]; статистический критерий - коэффициент корреляции К. Пирсона применяется для оценки корреляционных связей между уровнем религиозности и личностными качествами (расчеты проведены в программе Excel Microsoft Office); для выявления статистической значимости отличий средних значений между двумя группами испытуемых с высоким и низким уровнем религиозности по каждому фактору опросника Р. Кэттелла применяется однофакторный дисперсионный анализ (расчеты проведёны в программе SPSS).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается реализацией комплексного подхода, использованием

взаимосвязанных исследовательских методик, а также корректным применением основных статистических методов обработки данных: описательных статистических показателей, процентного представления данных, коэффициента корреляции К.Пирсона, однофакторного дисперсионного анализа.

Организация исследования. Исследование проводилось в период с 2004 по 2012 год и включало несколько этапов:

1. Теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению феномена религиозности

2. Подготовка и подбор методик эмпирического исследования.

3. Проведение эмпирических исследований:

- Определение индивидуального уровня религиозности у молодёжи

- Исследование взаимосвязи религиозности и личностных качеств

- Исследование взаимосвязи религиозности и свойств темперамента

4. Интерпретация и представление полученных данных

В эмпирическом исследовании по определению уровня религиозности у молодёжи приняли участие студенты двух вузов г. Москвы - НИУ «Высшая Школа Экономики» (ВШЭ) и ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» в количестве 279 человек, в исследовании взаимосвязи религиозности и интегративных личностных качеств приняли участие 140 человек - это жители г. Москвы и городов ЦФО РФ (Кострома, Серпухов, Тверь, Тула, Липецк), в исследовании взаимосвязи религиозности и свойств темперамента приняли участие жители города Москвы в количестве 200 человек.

Общая выборка испытуемых: 619 человек в возрасте от 16 до 79 лет. Глубоко верующие и представители духовенства в исследовании участия не принимали.

Апробация исследования: Основные идеи, положения и результаты исследования отражены в 25 публикациях автора, 3 из них в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные выводы и результаты исследования докладывались на 16 Международных и Всероссийских конференциях: «Тендерные ценности и

самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» (Кострома, 2004), «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» (Москва, 2005), «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005), «Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы» (Кострома, 2006), «Психология индивидуальности» (Москва, 2006-2012), «Информационные технологии в образовании, науке и производстве» (Серпухов, 2008-2010), «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2009), «The III International scientific and practical conference of students and young scientist «Modern University Sport Science»» (Moscow, 2009) «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль 2004-2014), Междунар. науч.-практич. конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» (Москва 2007-2011), «Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований» (Ярославль, 2011), «V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»» (Москва, 2012), «Международная науч.-практич. конф. «Психология XXI столетия»» (Ярославль, 2012).

Диссертационное исследование имеет практический выход, полученные результаты теоретических и практических исследований легли в основу по реализации концепции социального оздоровления населения в «Волгореченском молодёжном центре» Костромской области в период с 2004 по 2007 в рамках специализированных программ по профилактике зависимостей.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём 157 страниц, объем основного текста 125 страниц. Работа содержит 11 таблиц, 3 рисунка, 4 приложения. Список литературы содержит 182 наименования, из них 18 на английском языке.

Глава 1. Теоретический анализ религиозности

1.1. Определение основных понятий

Цель данного параграфа заключается в том, чтобы дать определение основных понятий, которые мы часто будем употреблять в нашей диссертационной работе: религия, духовность, религиозность, религиозная деятельность (практика), религиозная вера, уровень религиозности, интегративные личностные качества. Некоторые определения даны в авторской формулировке на основании теоретического анализа, проведённого в первой и второй главах.

Религия — система духовного воспитания человека в соответствии с эталоном личности и поведения, заложенным в её идеологическую основу [38].

Религиозная идеология - упорядоченная система воззрений на сверхъестественное, состоит из основных положений соответствующего религиозного вероучения — догм. Разрабатывается богословами и служителями культа [162]. Религиозная идеология содержит фундаментальные ценности, принципы воспитания, эталоны в соответствии с которыми должно происходить духовное возрастание личности в рамках религиозной системы.

Религиозный культ - это религиозная практическая деятельность -совокупность специфических действий, обрядов и ритуалов, обусловленных верой в сверхъестественное [162].

Религиозная деятельность - это совершение человеком религиозных обрядов и ритуалов, следование ритуальной стороне культа.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности [80].

Религиозная вера - состояние религиозного сознания, проявляющаяся в

бездоказательном признании истинности религиозного учения, существование сверхъестественных сил (Бога, ангелов и т.д.) [70].

Религиозность - это личностное качество, которое возникает в процессе религиозной социализации, заключается в подчинении сознания и поведения требованиям религиозной системы, и выражается в усвоении религиозной идеологии, ценностей, норм, и во включённости человека в религиозную деятельность (практику, культ).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Густова, Людмила Владимировна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) / С.С. Аверинцев// Античность и Византия: сборник статей; под ред. Фрейберг JI.A. - М.: Наука, 1975. - С. 266-285.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

3. Авторитарный и гуманистический типы религии по Эриху Фромму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liberal-faith.livejournal.com/22015.html

4. Айзенк Г. Личностный опросник (EPI)[Электронный ресурс] / Г. Айзенк. -Режим доступа:Ьир://рзу1аЬЛпГо/Айзенка_личностный_опросник

5. Акофф Р. Планирование будущего корпорации / Р. Акофф. - М.: Прогресс, 1989.-340 с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. - 272 с.

7. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин - М.: Наука, 1978. - 399 с.

8. Белановский Ю. О новом катехизисе русской православной церкви [Электронный ресурс] / Ю. Белановский. - Режим доступа: http://www.aif.ru/society/article/32238

9. Бердяев H.A. Дух и реальность [Электронный ресурс] / H.A. Бердяев. — Режим доступа: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/l937_034_01 .html

10. Берестов А. Сознание и подсознание с позиции христианской антропологии [Электронный ресурс] / А. Берестов. - Режим доступа: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/anatoliy-berestov-ieromonah.-soznanie-i-podsoznanie-s-pozitsii-hristianskoy-antropologii.html

11. Богоявленская Д.Б. О путях познания человека [Электронный ресурс]. -2014. - / Д.Б. Богоявленская. - Режим доступа: http://akmecentr.com/mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-chelovek-kak-predmet-mezhdisciplinarnogo-gumanitarnogo-poznaniya

12. Богоявленская Д.Б. «Творчество и духовность» // Материалы третьих краевых кирилло-мефодиевских чтений 15-24 мая 2013 года - Хабаровск. 2013-206 с.

13. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. - 2-ое изд. - Спб.: 2002. - 476 с.

14. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б.С. Братусь. - М.: Менеджер; Роспедагентство, 1994. - 60 с.

15. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта / A.B. Брушлинский. — М.: Институт психологии РАН, 1994. - 109 с.

16. Букин В. Р. Социальная психология и религия. / В.Р.Букин //Проблемы общественной психологии. - М.: 1962. - С. 355.

17. В армии вводится должность по работе с верующими. Новости от 9 декабря 2009 [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://news.argumenti.ru/news/2009/12/09/30942

18. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования / Ф.Е. Василюк.— М.: Смысл, 2006. - 191 с.

19. Васильев JI.C. История религий Востока / Л.С.Васильев. - М.: Книжный дом Университет; 2004. - 704 с.

20. Вероучения религий мира: учебное пособие для вузов / В.Н.Никитин, В.Л.Обухов. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Химиздат, 2001. - 238 с.

21. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

22. Викисловарь [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wiktionary.org/wiki

23. Волков E.H. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики / Е. Н. Волков // Журн. практ. психолога. — 1997. —№ 1. — с. 102-109.

24. Волков E.H. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / E.H. Волков // Журн. практ. психолога. - 1996. - № 3. - С. 76-82.

25. Волков E.H. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / E.H. Волков // Журн. практ. психолога. - № 5. -С. 86-95.

26. Волков E.H. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) / E.H. Волков // Журн. практ. психолога. - 1996. - № 2. - С. 87-93

27. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале / М.И. Воловикова- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 332 с.

28. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы в условиях глобализации и встречи культур/ Б.Л. Вульфсон - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. - 80 с.

29. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы / Б.Л. Вульфсон. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 336 с.

30. ГараджаВ.И. Социология религии: учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И. Гараджа.— М.: Наука, 1995. -223 с.

31. Грановская Р.М.Психология веры / Р.М.Грановская. — Спб.: Издательство «Речь», 2004. -576 с.

32. Гроф С. За пределами мозга / С. Гроф. - М.: Изд-во Моск. трансперсонального центра, 1993. - 504 с.

33. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии / А.Н. Гусев, Ч.А, Измайлов, М.Б. Михалевская. - М.: Смысл, 2001. - 287 с.

34. Гусев А.Н. Программа TestMaker для Windows / А.Н. Гусев- М.: МГУ, 2004.

35. ГустоваЛ.В. Влияние религиозности на развитие индивидуальности // Материалы второй Всерос. конф. «Психология индивидуальности». - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 261-263

36. ГустоваЛ.В. Психологические проблемы введения религиозного компонента в образование // Научные материалы V Съезда Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» В III т. -T.III.-M., 2012.- С. 273

37. ГустоваЛ.В. Религиозное влияние на личность и деятельность спортсмена // И.С. Шемет, Л.В. Густова. Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика»: Науч.-методич. Журнал. - Кострома, 2012. - Т. 18. -№ 3. - С. 104-108

38. ГустоваЛ.В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 3; URL: http://www.science-education.ru/103-6366

39. ДальВ.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М.: Эксмо, Изд-во ННН, 2006.-616 с.

40. Двойнин A.M. Психология верующего. Ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности: монография / A.M. Двойнин. - Спб.: Речь, 2011. - 224 с.

41. Двойнин A.M. Специфика ценностно-смысловых ориентаций православной молодежи // Психологический журнал. - Т.32. - 2011. - № 5. - С. 23-35.

42. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления / А.И. Демьянов.- Воронеж.: Изд-во Воронеж.ун-та, 1984. - 184 с.

43. Демьянов А.И. О современном состоянии религиозного течения ИПХ / А.И, Демьянов. - Воронеж: Издательство Воронежского пед. Института. - 1973. - т. 134.

44. Джемс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. - М.: Наука, 1993. - 431 с.

45. Добродетель [Электронный ресурс].- Режим доступа: http ://azbyka.ru/dictionary/ 05/dobrodetel-all. shtml

46. Донцов A.B. Религиозность как личностное качество, ее влияние на формирование ценностно-нравственной сферы // МНКО .2010. №4-2. С. 110115.

47. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 560 с.

48. Забияко А.П. Ролевая теория религии Я. Сундена // Современные зарубежные исследования в области философской теологии: реферативный сб. М: ИНИОН, 1991. С. 91.

49. Зенько Ю.М. Психология религии / Ю.М. Зенько. — 2-е изд., испр. и доп.-СПб.: Речь, 2009.-552 с.

50. Зенько Ю.М. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник / Ю. М. Зенько. - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2011.-301 с.

51. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Сборник -альманах богословских, искусствоведческих, художественных очерков. -М.: Столица, 1991.-С. 115-148

52. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в. свете христианской антропологии /В.В. Зеньковский. - М.: Свято - Владимирское братство, 1993.-222 с.

53. Зеньковский В.В. Психология детства/В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 1995.-347 с.

54. Зинченко В.П. Образ и Деятельность / В.П. Зинченко. - М: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.

55. Канатова Л.В. Социально-психологическое воздействие культов (сект) и характерные черты их последователей (на основе культа «Свидетели Иеговы») [Электронный ресурс] / Л.В. Канатова. - Режим доступа: http://stolica.narod.ru/posled/010.htm

56. Климов Е.А. Психологическая мысль в народном сознании далёкого прошлого: учебное пособие / Е.А. Климов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 136 с.

57. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска или освящение повседневности - М.: Психотерапия, 2007 - 528 с.

58. Конт О. Дух позитивной философии [Электронный ресурс] / О. Конт. -Режим доступа: http://heraclit.ru/kont_duh__positivnoj_filosofii.html

59. Коростелева И. Программа 200 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bfm.ru/realty/2011/04/29/ргс^гатта-200.ЬЦп1

60. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления: автореф. дисс...канд. филос. наук: 09.00.11 / Марина Николаевна Кузнецова. - Омск., 2003- 171 с.

61. Кузнецова М.Д. Исследование субъектности и основных качеств личности, характеризующих её как субъекта // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Матер. IV Всероссийской науч.-практич. конф. посвященной 70-летию В.Д. Шадрикова - Ярославль, 2009. - С. 63-66.

62. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1974. - 300 с.

63. КэмпбеллДж. Мифы, в которых нам жить / Дж. Кэмпбелл. - М.: ИД «Гелиос», 2002. - 256 с.

64. Леви Ив. Двоеверие и народная религия в истории России / Ив Леви. - М.: Индрик, 2004. - 216 с.

65. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - 3-е изд., доп.- М.: Смысл, 2007. -511 с.

66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Политиздат, 1975. - 302 с.

67. Лисина О.В. Социокультурные модусы витального поведения православного студенчества / Дискуссия. 2014, т.4, в.45, с. 112-122.

68. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1989. - 449 с.

69. Ломов Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф, Ломов - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

70. Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. - М., 2007. - 424 с.

71. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. - М.: ГНО «Проетей» МПГУ, 2004. - 176 с.

72. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. -478 с.

73. Менделевич В.Д. СадыковаР.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации) [Электронный ресурс] / В.Д. Менделевич, Р.Г. Садыкова.-Режим доступа: http://www.narcom.ru/cabinet/online/77.html

74. Мидова З.М. Формирование понятийно-категориального аппарата социологической концепции религиозности молодежи [Электронный ресурс] / З.М. Мидова. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/691/71691 /Шез/к-7-11-10-sbornik.pdf

75. Милкин А. Воцерковлённый человек [Электронный ресурс] / А. Милкин. -Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/03/milkin_votserkovlenie-all.shtml

76. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г.Мировоззренческие предпочтения и национальные различия // Социологические исследования. -

2004. - № 9

77. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. - 1996. - №6.-т. 17. - С. 119-122.

78. Настольная книга атеиста / С.Ф. Анисимов, H.A. Аширов, М.С. Беленький и др.; под общ.ред. С.Д. Сказкина. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1983.-448 с.

79. Небылицын В.Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 153-159.

80. Общая психология. Словарь /Под. ред. A.B. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический .словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,

2005. - 251 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://reftrend.ni/710299.html

81. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - 14-е изд., стереотип. -М.: Рус. яз., 1983.- 816 с.

82. Оллпорт Г. Становление личности: Избр. тр. / Г. Олпорт; общ.ред. Д.А. Леонтьева; пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002.-462 с.

83. Определение контроля сознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.felicidad.ru/201 l/04/blog-post_2764.html

84. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. К., 1998.-480 с.

85. Основы социальной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб.хаведений/под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 228 с.

86. Панков Г.Д. Философская апологетика религии. Из истории православно-академической мысли XIX - начала XX столетия: опыт философско-теологического обоснования религии: монография /Г.Д. Панков - М.: ХГАК, 2005.-298 с.

87. Передельский A.A. Последняя мировая религия. Очерки по философии спорта: монография / А.А, Передельский. — Набережные Челны: Изд-во НФ Поволжской ГАФКСиТ, 2014. - 244 с.

88. Петровский В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010.-559 с.

89. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.

90. Петровский В.А. Индивидуальность = Мультисубъектное объединение = Единомножие «Я» [Электронный ресурс] / В.А. Петровский. - Режим доступа: http://petrowskiy.ru/publish/indiv.html

91. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Академический проект, 2006. - 480 с.

92. Пивоваров В.Р. Начало и Конец - Опыт Эсхатологического Богословия / В.Р. Пивоваров. - Славянск-на-Кубани, 2007. - 98 с.

93. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. -М.: Наука, 1982.-310 с.

94. Пономаренко В.А. Нравственное Небо / В.А. Пономаренко. - М., 2010. -536 с.

95. Понятие духовности человека [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http ://www. xserver.ru/user/duhch/1. shtml

96. Православная энциклопедия «Азбука веры» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary

97. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб.пособие /В.Д. Балин., В.К. Гайда, В.К. Гербачевский.; под общ. ред. A.A. Крылова, С.А. Маничева. - Спб: Изд-тво «Питер», 2000. - 560 с.

98. ПруцковаЕ.В. Операционализация понятия «религиозность» в эмпирических исследованиях / Е. В. Пруцкова // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - С. 268-293.

99. Психологические аспекты буддизма. - 2-е изд. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991.- 182 с.

100. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 439 с.

101. Психология: Словарь / под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.-494 с.

102. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир://правительство.рф^оу/ге8икз/17975/

103. РейснерМ.А. Идеологии Востока. Очерки Восточной теократии / М.А. Рейснер. - M.-JL, 1927. - С. 21

104. Роговин М.С. Структурно-уровневые теории в психологии (методологические основы): учеб. пособие для студ. психолог.фак. / М.С. Роговин . - Ярославль : Ярославский гос. ун-т, 1977 .-19 с.

105. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии: учебное пособие / А.Н. Романин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2013. -376 с.

106. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / С.JI. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999.-720 с.

107. Рубинштейн C.JI. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.; Изд-во АН СССР, 1959. - 352 с.

108. Рязанова Е.В. Психологическая концепция религии 3. Фрейда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-5092.html

109. Рязанова Е.В. Отчуждение, объективные иллюзии и проблемы ценностного выбора в религиозном сознании. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филос. н. М.:1992.

110. СафроновА.Г. Религиозные психопрактики в истории культуры: монография / А.Г. Сафронов.-Х.: ХГАК, 2004. -304 с.

111. Сельчёнок К.В. Психология смерти и умирания [Электронный ресурс] / К.В. Сельчёнок. - Режим доступа: http://lib 100.com/book/common__psychology/ks

112. СеменюкЛ.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е издание, доп.- Москва: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

113. Слободчиков, В. И. Христианская психология в системе психологического знания / В. И. Слободчиков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. -4 т. - № 2. - С. 90-97

114. Смирнов Д.О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Пермь, 2001. -186 с.

115. Спивак Д.Л. Единство и многообразие в религии и культуре: философские и психологические корни глобальных противоречий / Д.Л. Спивак. - СПб. : Эйдос, 2006. - 680 с.

116. Старшенбаум Г. В. Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей/Г.В. Старшенбаум. - М.: Когито-Центр, 2006.-262 с.

117. Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». - 2011. - № 1. - С. 127-134.

118. Тест Кэттелла. 16-факторный личностный опросник Кэттелла. ФЛО-187-А [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gurutestov.ru/test/60

119. Токарев С.А. Религия в истории народов мира/С.А. Токарев. - Москва: Политиздат, 1964 - с.559.

120. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Прометей: Юрайт-М, 2001. - 511 с.

121. Угринович Д.М. Психология религии / Д.М. Угринович.-М.: Политиздат, 1986.-352 с.

122. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Д.Н. Узнадзе. -М.-Воронеж, 1977. - 447 с.

123. УилберК. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия/К. Уилбер, пер. с англ.;под ред. А.Киселёва. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 412 с.

124. Уолш Р. Основания духовности / Р. Уолш. - М.: Академический проект, ОППЛ; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 с.

125. Ушаков Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. -Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru

126. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: Средневековье и новое время / И.Л. Фадеева - М., 1993. -С.38.

127. Фейербах Л. Сущность христианства / Л. Фкйербах - М.: "Мысль", 1965. -414 с

128. ФестингерЛ. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер; пер. с англ.

A. Анистратенко, И. Знаешева. - СПб.: Ювента, 1999. - 318 с.

129. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_fil

130. Философский энциклопедический словарь / П.Н. Федосеев , С.М. Ковалёв ,

B.Г. Панов; гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.

131. ФранклВ. Человек в поисках смысла: сборник / пер. с англ. и нем.; общ.ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с

132. Франки В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / пер. с англ. А. Боричева и др. - СПб.: Речь, 2000. - 286 с.

133. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. PDF [Электронный ресурс] / 3. Фрейд. -Режим доступа: http: // nvhulenina. narod.ru/ freyd_zigmund _buduschee _odnoy_illyuzii.pdf

134. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс. 1992. - 289 с.

135. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Изд-во «ACT», 2010. - 314 с.

136. Фромм Э. Психоанализ и религия = Psychoanalyse & Religion (1949) / Перевод А. Дванова. — Москва: Аст, 2010. — 160 с.

137. Фуллер Р. «Духовные, но не религиозные». - Издательский дом «Oxford University Press». - 2001. - 224 с.

138. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: Контроль сознания, методы помощи / С. Хассен. - М.: Олма-Пресс, 2001. — 396 с.

139. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности / J1. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер,

2003. - 608 с.

140. Центр апологетических исследований [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.apologetika.ru/

141. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века / В.Ф, Чеснокова. - М.: Академический Проект, 2005. - 297с.

142. Чумаков М.В. Интервью как метод диагностики религиозности личности [Электронный ресурс] / М.В. Чесноков. - Режим доступа: http ://dep. psytest.ru/ru/Poleznaj a_informacij а/ Stati/Chumakov_M. V._Intervj u_ka k_metod_diagnostiki_religioznosti_lichnosti

143. Чумакова Д.М. Взаимосвязь религиозности личности и социального взаимодействия в семье: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 : Курган, 2014. - 163 с.

144. Чумакова Д.М. Методики диагностики религиозности личности [Электронный ресурс] / Д.М. Чумакова. - Режим доступа: http://dep.psytest.rU/ru/Poleznaja_informacija/Stati/Chumakova_D.M._Metodiki_ diagnostiki_religioznosti_lichnosti

145. ШадриковВ.Д. Духовные способности / В.Д. Шадрикова.-З-е издание доп. и перераб. - М.: Издательство Магистр, 1998. - 182 с.

146. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие для высших учебных заведений / В.Д. Шадриков. - 2-еизд, перераб. и доп. - М.: Логос,

2004.-296 с.

147. Шадриков В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя / В.Д. Шадриков. - М.: Университетская книга; Логос, 2009. - 208 с.

148. Шанина Г.Е. Психологическая диагностика: учебно-практическое пособие для студентов специальности «Психология» всех форм обучения / Г.Е. Шанина. - М., 2010. - 216 с.

149. Шацкий Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий, пер. с польск.; общ. ред. и послесл. В.А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

150. ШеметИ.С. Духовная интеграция психики // Материалы междунар. науч.-практич. конф. «Межкультурное взаимодействие: проблемы и перспективы»; отв. ред. JI.H. Ваулина. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2006. - С.321-322

151. ШеметИ.С. Интеграция психики: концепция, метод, эксперимент / И.С. Шемет. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006.— 192 с.

152. ШеметИ.С. Религиозный фактор в современном спорте// Сборник статей: Седьмая волна психологии. Вып. 7; под ред. В.В. Козлова - Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010, -С. 409

153. ШеметИ.С. Методика исследования религиозности//Сборник статей «Психология XXI столетия».- Т. 2;под редакцией В.В. Козлова - Ярославль, МАПН, 2007 - С. 304-305

154. ШеметИ.С. Религиозность и духовность с позиции концепции интеграции психики // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-6934

155. ШемёвИ.М. Понятие «религиозная личность» и классификация типов верующих людей в зарубежной и отечественной психологии. Пенза: Изд-во НИЦ «Социосфера», 2012. С. 50

156. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии / Э. Эванс-Притчард; пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика; коммент. и послесловие A.A. Казанкова. - М.: ОГИ, 2004. - 142 с.

157. ЭммонсР. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс, пер. с англ.; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.

158. Энциклопедический словарь «Живучесть основ культуры» Словарь вечных терминов (СВЕТ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jivuchest.agniage.net/CULTURE/ENCYCL/SVET/CHAP01/chap0122.htm

159. Энциклопедия Dslov.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dslov.narod.ru/pos/p 1007.htm

160. ЮнгК.Г. Психология и религия [Электронный ресурс] / К.Г. Юнг. Пер. А.М, Руткевича-Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Yung/psih_rel.php

161. ЯблоковИ.Н. Религиоведение: учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2000. - 536 с.

162. Якушев А.В. Философия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/03.php

163. Яндекс словари [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://slovari.yandex.ru

164. Allport G. TheReligiousContextofPrejudice. — Journal for the Scientific Study of Religion, 1966, vol. 5, p. 454-455.

165. BatsonD., VentisL. The Religious Experience. A Social-psychological Perspective, p. 205.

166. Dowhower R.H. Guidelines for Clergy. Recovery from Cults: Help for Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Edited by Michael D. Langone, Ph. D. W.W. Norton & Company, New York, London. 1995, p. 255.

167. Elkind D. The child's reality: three developmental themes. Hillsdale, NJ: Lawrence Eribaun.1978. - 72 p.

168. Elkind D. The origins of religion in the child. Review of Religious Research, 1970.-87 p.

169. Fowler J.W. Stages in faith consciousness. New Directions for Child Development, 1991.- 65p.

170. Fowler J.W . Stages of Faith: The psychology of human development and the quest to meaning. San Francisco: Harper & Row. 1981. - p. 132

171. Goldman R. Readiness for religion: A basis for developmental religious education. New York. The Seabury Press, 1965. -150 p.

172. Goldman R. Religious thinking from childhood to adolescence. London: Routledge and Keg. 1964. - 144 p.

173. Inglehart R., Norris P. Sacred and Secular. Religion and Politics Worldwide. Cambridge University Press, 2004.

174. Hill P. C. Measurement in the Psychology of Religion and Spirituality // Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality / Eds.: Paloutzian R. F., Park C. L. New York, London: Guilford Press, 2005.

175. Hill P. C., Hood R. W. Jr. Measures of Religiosity. Birmingham, Alabama: Religious Education Press, 1999.

176. Hood R. W., Hill P. C., Spilka B. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. Fourth Edition. New York, London: The Guilford Press, 2009

177. KassJ.D., Friedman R., LessermanJ., Zuttermeister P., Benson H. Health Outcomes and a New Index of Spiritual Experiences // Journal for the Scientific Study of Religion, 1991, Vol. 30, №2, P. 203-211

178. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism, 1961.

179. OserF.K. & Gmunder P. Religious Judgment: A developmental perspective. Birmingam. 1991. - 98p.

180. Sunden H. Saint Augustine and the Psalter in the Light of role-Peychology // Journal for the scientific study of religion. Storrs, 1987. Vol. 26. p. 375-382.

181. Wikstrom O. Attribution, roles and religion: A theoretical analysis of Sundens role theory of religion and the attributional approach to religions experience // 1987. Ibid. p. 390-400

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.