Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей Ислама тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Гримсолтанова, Разет Эльбрусовна
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат наук Гримсолтанова, Разет Эльбрусовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ
1.1. Ценности мифологии и религии, ценностные принятия мифа
и религиозной веры
1.2. Современная психологическая наука в выявлении особенностей влияния религиозного и мифологического мировоззрения на специфику личностного развития
1.3. Психология воздействия религиозных учений и тоталитарных культов на личностные особенности в контексте различных психологических подходов. Психоаналитическая и клиническо-психологическая интерпретация деформаций личности под влиянием религиозных практик
Выводы по Главе 1
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В ПЕРИОД СТУДЕНЧЕСТВА
2.1. Характеристика основных этапов исследования
2.2. Методы и процедура психологического эмпирического исследования мифологических страхов в молодежной среде
Выводы по Главе II
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
3.1. Анализ диагностических результатов исследования
3.2. Основные характеристики реципиентов с разным уровнем переживания мифологических страхов
3.3. Психологические технологии по снижению рисков возникновения мифологических страхов в молодежной среде
Выводы по Главе III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Особенности переживания экзистенциальных страхов юношами и девушками с разными смысложизненными направленностями2014 год, кандидат наук Макарова, Ирина Павловна
Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов2004 год, кандидат психологических наук Грошева, Лариса Николаевна
Феномен религиозно-мифологической ментальности современной студенческой субкультуры2013 год, кандидат философских наук Тулинова, Галина Владимировна
Механизмы духовно-нравственного измерения политических процессов: Политическая мифология2000 год, доктор политических наук Савельев, Андрей Николаевич
Смысловые трансформации у религиозно фанатичных личностей2020 год, кандидат наук Власова Юлия Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей Ислама»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Религия и ее влияние на ценности общества в зависимости от специфических особенностей развития, выполняет основные три функции. К первой относится функция института, благодаря которой, религия с одной стороны осуществляет психологическую поддержку людей в тяжелых жизненных обстоятельствах. Ко второй относится функция, диктующая определённый социальный цензор и социальный регламент, и третья функция несет в себе экзистенциальный аспект, помогающий человеку находить ответы на фундаментальные вопросы существования. Эта последняя функция связана с феноменом мифа и мифологизации.
В религии люди ищут веры, спасения, оправдания, утешения, так как она всегда утверждение личности в вечности, попытка спасения, выражение внутренней, духовной стороны. В мифе человек также имеет возможность проявить себя, высказаться, иметь свою историю, он, т.е. миф, это возможность для личности выражения своей внешней стороны. Сливаясь с религиозно-магическими обрядами, мифы составляют существенную часть содержания религиозных верований. И уже на поздней стадии развития - в мировых религиях - мифы становятся религиозными догматами. В мифе переплетается вымысел и вера, зачатки знаний и предрассудки, религиозные и нравственные представления, художественно-эстетические чувства. Отделить одно от другого просто невозможно. Мир мифа гармоничен, строго упорядочен и не подвластен логике практического опыта. Недостаток знания восполняется образованностью и ассоциативностью. Миф существует как некая гипотеза, импровизированное суждение по поводу реальности. И, что очень важно, создавая такую реальность, человек принимает ее как единственно достоверную. Однако, необходимо помнить о том, что избыточная мифологизация личности, может порождать экзистенциальные страхи, связанные с определенными религиозными угрозами. Таким образом, чрезмерное переживание определенных мифологических установок, связанных, к примеру, с суеверием, приметами, колдовством, верой в нега-
тивное влияние духов (дьявола, джинна), может выполнять функцию деструктивной трансформации и деформации личности, так как на этапе чрезмерной мифологизации, религиозность личности начинает приобретать избыточность. Влияние религии на психологическое состояние людей в период чрезмерной мифологизации существующей действительности, представляет достаточный интерес не только для религиозных деятелей, психиатров, но и для психологов. Для настоящего исследования, особый интерес представляет влияние религии и переживания мифологических страхов, на индивидуально-психологические особенности современного представителя Ислама в период юности, особенно в условиях постконфликтных территорий, где проблемы религиозной веры и религиозных мифов, могут быть трансформированы, в силу того что общество пережило коллективный, стрессогенный момент в своем развитии.
В настоящее время в психологии фактически нет исследований, направленных на выявление мифологических страхов (в частности как воспринимается явление одержимости джинном) в молодежной среде и кто именно в наибольшей степени склонен к такого рода деформации сознания и поведения. Такие данные и стали основой для проведения данного диссертационного исследования.
Актуальность темы связана со значительным распространением мифологических страхов среди представителей Ислама в период юности на постконфликтной территории юга России, и заключается в необходимости разработки психолого-педагогических рекомендаций по профилактической работе с молодежью.
Степень разработанности проблемы. Проблемы изучения влияния религии, мифа, религиозных и мифологических учений, религиозных культов и религиозного поведения на психику человека представлены исследователями многих отечественных и зарубежных исследователей [Андреева JI.A., 2007; Асмолов А.Г., 2002; Бехтерев В.М., 1918; Голенков A.B., 2001; Грановская P.M., 2010; Зенько Ю.М., 2009; Кондратьев М.Ю., 2007; Краинский Н.В.,
1900;Ленгле А., 2006; Маслоу А., 2002; Панкратова Е.В., 2010; Пашковский В.Э., 2007; Петровский A.B., 2005; Старшенбаум Г.В., 2005; Тарт Ч., 2003; Фрейд 3., 2008; Фромм Э., 1989; Юнг К.Г., 1994 и др.]. В трудах перечисленных авторов затрагиваются вопросы религии и мифа, психологии религии, взаимосвязи и влияния религии и мифологизации на психику человека, на индивидуальные особенности отдельной личности и общества в целом.
Несмотря на значительное количество уважаемых авторов, посвятивших свои работы изучению данных вопросов, на наш взгляд, существует реальный дефицит работ по изучению того, какое влияние на психику оказывает восприятие феномена одержимости духом.
Цель исследования - психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей Ислама.
Объект исследования - студенты III и IV курсов вузов постконфликтных территорий юга России.
Предмет исследования - переживание мифологических страхов в период юности у представителей Ислама.
Гипотезы исследования.
1. Там, где прошли боевые действия, у большинства населения еще многие годы могут быть изменены ценностные установки в восприятии окружающей реальности.
2. В этих условиях мифологическое влияние на ценностную сферу различных социальных и возрастных групп населения может приобретать достаточно сильный характер, в отличие от регионов, в которых нет эффекта военного последействия.
3. Ресурс мифологического влияния может иметь как позитивное (защитное), так и негативное воздействие на ценностные установки, приводя к психологическим и личностным деформациям.
4. Для выявления рисков отрицательного мифологического воздействия возможно рассмотрение специфики восприятия и оценки крайних форм личностных изменений (фанатизм, одержимость) в молодежной среде.
5. Для предотвращения возможности манипулирования сознанием и жизненными ориентациями людей с использованием мифологических контентов, особенно в молодежной выборке, может быть организована система психолого-педагогического сопровождения тех, кто попадает в зону риска.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Теоретические
1. Анализ основных теорий и подходов, раскрывающих сущность и специфику воздействия психологии религии и мифа на теорию и методологию гуманитарной науки.
2. Анализ основных теорий и подходов к исследованию психологии религии и мифа в зарубежной и отечественной психологии.
3. Анализ особенностей влияния религии и мифологизации на ценностно-смысловые трансформации личности в условиях переживания мифологических страхов в период юности у представителей Ислама.
Методические
4. Сформировать методический комплекс для исследования представителей молодежи юношеского возраста в постконфликтном регионе, живущих в условиях сильного переживания мифологических страхов, с целью выявления их индивидуально-психологических особенностей.
5. Разработать анкеты для выявления отношения и степени переживания мифологических страхов для формирования групп в диагностической части исследования.
Эмпирические
6. Выявить особенности рефлексии уровня приобщенности себя и своей семьи к определенному конфессиональному направлению.
7. Изучить уровень информированности человека относительно интерпретации ряда религиозных критериев, связанных с проявлением добра и зла.
8. Выявить смысловые установки, связанные с фатальностью и катастро-физацией в понимании воздействия религии на управление психикой человека.
9. Выявить, в какой степени люди реально сталкиваются с проблемами психологической угрозы со стороны религии и в какой степени эти проблемы затрагивают их реальный жизненный мир.
10.Изучить, в какой степени человек осознает то, что общество предлагает определенные механизмы психологической защиты себя посредством религии от психологических угроз со стороны переживания мифологических страхов (религиозный деятель, врач, психолог).
11. Использовать для анкетирования разработанные авторские анкеты.
12.Выбрать соответствующие методики и тестирование.
13.Разработать методические рекомендации. Для профилактики ценностно-смысловых трансформаций представителей молодежи должна быть организована система психолого-педагогического сопровождения тех, кто попадает в зону риска.
Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились: теория психологии религии, мифа, религиозной и мифологической веры (Е.И. Аринин, В. Гараджа, P.M. Грановская, У. Джемс, В.А. Корнейчук); теория психологии религиозного развития и воспитания (Д.М. Азаматов, Ю.М. Зенько, Д.М. Угринович, К.В. Храмова, В.Б. Шапарь, A.B. Юревич); теория и идеи интегрированного подхода к изучению личностной трансформации и деформации на постконфликтных территориях (И.В. Абакумова, А.Н. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, C.B. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Т.М. Краснянская, A.B. Непомнящий, A.A. Реан, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев); теория и практика клинической и патопсихологии в исследованиях феномена веры в духа, одержимости, экзорцизма, состояний измененного сознания, расстройства центральной нервной системы, неврозов
(P.M. Грановская, И.В. Добряков, В.Д. Менделевич, И.М. Никольская, В.Э. Пашковский, Ч. Тарт).
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, позволяющих изучить особенности проблемы настоящего диссертационного исследования. Эмпирические методы: метод анкетирования (авторские анкеты), разработка рекомендаций для педагогов, работающих с молодежью старших классов общеобразовательных школ. Статистические методы: статистическая обработка данных исследования с помощью сравнительных данных и корреляционного анализа.
В работе были использованы следующие методики: методика Айзенка по определению темперамента, тест выявления локуса контроля по Дж. Роттеру, опросник Шмишека по оценке акцентуаций характера, анализ уровня тревожности по Тейлору (адаптация Т.А. Немчинова) и составленная нами (авторский вариант) анкета, посвященная изучению сферы переживания мифологических > страхов в период юности.
В ходе исследования и автоматизации обработки статистических данных использовалось следующее ПО: ОС Windows 7, ОС iOS 7, MS Office 2007, STATISTIKA 6.0, MATHLAB 7.0.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4 лет и состояло из четырех этапов: научно-теоретического, организационного, психодиагностического и констатирующего.
На первом этапе (2010-2013 гг.) — научно-теоретическом — были изучены представления о современных теориях религии и мифа, подходов к проблеме влияния религии, мифа и религиозных учений на психику современного человека (отечественные и зарубежные подходы).
Второй этап (2011-2013 гг.) — организационный, на котором осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
Третий этап (2013-2014 гг.) — психодиагностический — психологическое изучение (диагностика) представителей молодежной среды тендерных групп в соответствии с гипотезами исследования и выбранным методическим инструментарием.
Четвертый этап (2014 г.) - констатирующий — обобщение полученных результатов, выявление отношения молодежи к феномену одержимости, их психологических особенностей и влияния переживания мифологических страхов на психологическое здоровье молодежи. На этом этапе работы были сделаны выводы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования гарантирована общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-исследовательской работы.
Научная новизна работы:
— впервые выявлены психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей Ислама с разными ценностно-смысловыми установками;
- важным компонентом являются выделенные различия в тендерном показателе для классификации тех, кто более подвержен негативному воздействию на психику переживания мифологических страхов;
- выделены группы по показателям акцентуаций характера, темперамента, локуса контроля, уровня тревожности, представителям которых благодаря индивидуально-психологическим особенностям в наибольшей степени свойственно негативное влияние на психику переживания мифологических страхов;
— выявлена и описана разница акцентуаций характера, темперамента, локуса контроля и уровня тревожности испытуемых юношеского возраста, испы-
тывающих высокий уровень переживания мифологических страхов, и испытуемых юношеского возраста, испытывающих средний уровень переживания мифологических страхов;
- выявлено, что респондентам, испытывающим высокий уровень переживания мифологических страхов (по итогам анализа данных о корреляции различий в результатах тестирования тех, кто испытывает высокий или средний уровень переживания мифологических страхов), независимо от половой принадлежности, свойственна циклотимность и тревожность; эмоциональность и тревожность; демонстративность и тревожность; экзальтированность и гипертим-ность.
Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования позволили выявить индивидуально-психологические особенности испытуемых в зависимости от тендерной принадлежности; индивидуально-психологические особенности испытуемых из подгрупп испытывающих высокий и средний уровень переживания мифологических страхов.
Также удалось показать их общие и отличительные особенности при оценке полученной информации; выявить особенности переживания мифологических страхов в период юности; охарактеризовать особенности воздействия переживания мифологических страхов на психологическую и ценностно-смысловую сферу личности; выделить индивидуально-психологические особенности, влияющие на формирование мифологических страхов.
Практическая значимость исследования. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть применены для разработки диагностической программы, с помощью которой можно будет определять степень внушаемости человека и его потенциальной склонности к формированию у него мифологических страхов. По результатам диагностики диагностируемых необходимо определять на индивидуальное психологическое консультирование и/или посещение групповых занятий в рамках тренингов, направленных на ра-
и ___ __
боту с личностной неуверенностью, внушаемостью, низкой критичностью мышления и т.п.
Эмпирические результаты настоящего исследования также позволяют разработать программы тренингов для психолого-педагогического сопровождения молодежи и для осуществления просветительско-профилактической деятельности с участием религиозных деятелей.
Результаты исследования могут быть применены для внедрения в вузы ЧР основ психологии религии (в рамках курса введения в специальность) с целью благополучной адаптации студентов к существующей реальности, личностного и культурного роста. Для студентов отделений журналистики, социальной работы, юриспруденции, педагогики и психологии необходимо предложить курс дисциплины «Психология религии» с целью их теоретической подкованности, а также дополнительные часы для студентов отделения «Педагогика и психология» для обучения и обогащения психотерапевтических техник психорегуляции в работе с клиентами, испытывающими мифологические страхи.
Материал настоящего диссертационного исследования поможет разработать современные технологии профилактического, просветительского и кор-рекционного воздействия при формировании ценностно-смысловой сферы молодежи в отношении религии и мифологии.
Положения, выносимые на защиту.
1. В условиях постконфликтного региона у большинства населения еще многие годы наблюдаются определенные индивидуально-личностные и психологические трансформации. Людям, живущим на этой территории, свойственна повышенная тревожность, выраженные акцентуации, тенденция к высокому уровню субъективного контроля как результат неверия в то, что общество и государство могут защитить их от агрессии, насилия и неправомерных действий.
2. В этих условиях мифологическое влияние на ценностно-смысловую сферу различных социальных и возрастных групп населения приобретает достаточно сильный и устойчивый характер, поскольку религиозные деятели на-
чинают позиционировать религию и религиозное поведение как то, что может защитить и тело, и душу человека, привнести в его жизнь уверенность и гармонию.
3. Ресурс воздействия мифологического влияния имеет позитивное качество своеобразной защиты психики человека от неподдающихся его управлению жизненных обстоятельств (личных, семейных, социальных, экономических и т.д.). Однако, приобретая форму фанатизма, религиозность и мифологизация человеком существующей действительности могут приводить и к деструктивной трансформации ценностных установок, стремлению гиперболизировать, абсолютизировать мифологические каноны, отрицать государственные, гражданские и общественные ценности. Такие трансформации могут, в свою очередь, приводить к чрезмерной внушаемости, психологической неустойчивости и тревожности, что подвергает человека риску деструктивной трансформации ценностно-смысловой сферы.
4. Для выявления рисков отрицательного мифологического воздействия может быть рассмотрена специфика восприятия и оценки крайних форм личностных изменений (фанатизм, одержимость) в молодежной среде.
5. Для предотвращения возможности деструктивной трансформации сознания и жизненных ориентаций посредством мифологических контентов в молодежной выборке должна быть организована система психолого-педагогического сопровождения, основанная на повышении критичности мышления, преодолении стереотипов восприятия реальности, повышении уровня уверенности в себе за счет формирования адекватной самооценки.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2010-2013); на: VII Международной научно-практической конференции «Религия, религиозность, философия и гуманитаристика в современном информационном пространстве: национальный и интернациональный аспекты»
(Украина, 2013); XVII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и педагогика в современном мире: вызовы и решения» (Москва, 2013); X Международной научно-практической конференции «Актуальные научные разработки-2014» (София, 2014); XXII Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных наук» (Москва, 2014); XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2014» (Москва, 2014); конференции «World & Science» («Мир и наука») (Чехия, 2014); Всероссийской молодежной научной психологической конференции «Много голосов - один мир (психология в зеркале междисциплинарного подхода)» (Ярославль, 2012); Всероссийской заочной научно-практической конференции «Взаимодействие науки и практики в социальных и гуманитарных науках» (Магадан, 2013); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы подготовки специалистов в современных социокультурных условиях» (Ставрополь, 2014); Всероссийской научно-практической конференции «Научный взгляд на современный этап развития общественных, технических, гуманитарных и естественных наук» (Санкт-Петербург, 2014); II Ростовском молодежном научно-практическом форуме «Молодежная инициатива — 2011» (Ростов-на-Дону, 2011); Антитеррористических фестивалях студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2010-2012); V ежегодной республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Наука и молодежь» (Грозный, 2011).
Материалы диссертационного исследования используются в деятельности Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), Ингушского государственного университета (Назрань), Грозненского государственного нефтяного технического университета (Грозный), Чеченского государственного педагогического института (Грозный).
Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 26 работ общим авторским объемом 8,65 п.л., из них 4 - в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав, включающих восемь параграфов; заключения; списка использованной литературы, состоящего из 256 источников, в том числе 28 - на иностранных языках; 10 Приложений. Работа иллюстрирована 17 Рисунками, 4 Таблицами. Объем основного текста диссертации составляет 164 страницы.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СТРАХОВ
1.1. Ценности мифологии и религии, ценностные принятия мифа и религиозной веры
Вопрос о соотношении религии и мифологии по-разному решался учеными разных направлений. К примеру, мифологическая (астрально-мифологическая, натуристическая) школа, которая впервые начала систематически исследовать мифологический материал, рассматривала мифологию как древнюю поэзию, а религией в то время считались лишь сложные вероучения -христианство, ислам, иудаизм и др. При этом сторонники мифологической школы не разграничивали мифологию в этом понимании и народные религиозные верования [154].
Если говорить о сходство религии и мифа, можно выделить то, что обе эти сферы глубоко личностные. В религии люди ищут веры, спасения, оправдания, утешения. В мифе люди также стараются проявить себя, высказаться, иметь свою историю. Однако это же сходство рождает и различие. Различие между мифом и религией состоит в том, что религия - это всегда утверждение личности в вечности, попытка спасения. Поэтому все религии включают в себя культ, вопросы, точнее, мифы о спасении души, о грехе, оправдании и т.д.
В мифе отсутствует самый нерв религии — жажда утешения и искупления. Мифы описывают жизнь и деяния личностей, правда, каких-то особенных, весьма энергичных, но совсем не религиозных. Мифические персонажи не ищут спасения или утешения. Они действуют и очень активно: сражаются, мирятся, женятся, рождают детей, устраивают пиры и т.д. Миф по сути своей есть выражение внешней стороны личности, а религия и религиозные мифы - выражение внутренней, духовной стороны [111].
Миф возможен без религии, в то время как религия без мифа невозможна. Содержание мифов само по себе не религиозно, но когда миф пытается объяснить причины многих непонятных явлений, он сам становится религиозным.
Если же говорить об основной функции мифа, необходимо отметить то, что она заключается в объяснении причин происхождения того или иного явления и оправдании сущности этого явления. На вопрос о том, обладает ли миф способностью к познанию и насколько соответствующим реальности является полученное знание, многие исследователи (такие, например, как Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев и др.) отвечают отрицательно, так как если объяснение не является «нормальным» (рассудочным, рациональным), т.е. научным или философским, то оно не является объяснением вовсе [111]. По мнению О.М. Фрейденберг, миф не может считаться объяснением чего-либо, ибо всякое нормальное объяснение предполагает корректную постановку вопросов и рациональную попытку ответов на них. А поскольку ничего подобного в мифе не наблюдается, значит, «первобытный человек вовсе «не ставил природе вопросы» и вовсе не отвечал на них» [111].
Впервые попытку снять мифические наросты и наслоения с облика «ис-
- ■ г,
торического Иисуса» предпринял крупный историк религии, либеральный богослов Д. Штраус («Жизнь Иисуса», 1835), который и применил понятие «миф» к христианскому вероучению [179]. Больше сблизили мифологию и религию этнографы эволюционистской школы. По мнению Э. Тэйлора, в основе всей мифологии лежит примитивное анимистическое мировоззрение, из которого и вся религия черпает своё содержание. Этот взгляд по-разному варьировался этнографами-эволюционистами. Н. Харузин видел в мифологии главный источник для познания религиозных верований народа, поскольку мифологический материал используется в культе. Согласно Н. Харузину, без мифологии - своего рода мировоззрения первобытного человека — нельзя уяснить себе и религию. Американский этнограф Д. Бринтон тоже подчёркивал тесную связь мифологии с религией, считая, что сама мифология по существу религиозна; однако, по его мнению, не религия происходит из мифологии, а мифология происходит от религии; подлинные мифы являются плодами того проникновения в божествен-
ное, которое составляет реальную и единственную основу всех религий. К. Прёйс полагал, что миф - необходимая составная часть культа [179].
Сходные взгляды высказывались и в марксистской литературе. Так, русский фольклорист Н. Познанский, изучавший народные заговоры, писал, что словесная часть заговора (содержащая в себе мифологические отрывки) «развивается из колдовского действия». Ту же точку зрения защищали И.И. Скворцов-Степанов и особенно обстоятельно Ю.П. Францев. Подробное изложение ритуальной теории мифа дали американский этнограф Дж. Фонтенроз и советский фольклорист Е.М. Мелетинский [179]. Г.В. Плеханов находил, что религиозные представления - это мифологический элемент религии [224, с. 329]. При этом он признавал этиологическое значение мифов -«первого выражения сознанием человека причинной связи между явлениями». П. Лафарг не проводил разграничения между понятиями «миф» и «религия». По А.Б. Рановичу, мифология - всегда один из элементов религии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Генезис, эволюция и формы магии2006 год, кандидат философских наук Рыжкова, Нелли Николаевна
Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями2010 год, кандидат психологических наук Абдулгалимова, Светлана Амираслановна
Трансформация структур мифологического опыта в политике и политогенезе2002 год, кандидат политических наук Попов, Ярослав Николаевич
Влияние психологической безопасности образовательной среды на антивитальные переживания подростков2018 год, кандидат наук Гришина, Елена Вячеславовна
Особенности религиозной идентичности чеченских студентов2020 год, кандидат наук Хасханова Милана Тахировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гримсолтанова, Разет Эльбрусовна, 2014 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
2. Абакумова И.В., Азарко Е.М., Ефименко В.Н. Становление и развитие понятия «личностный смысл» как категории отечественной психологии [Текст] / И.В. Абакумова, Е.М. Азарко, В.Н. Ефименко. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2002. 298 с.
3. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс] / Н. Абрамов. М.: Изд-во «Русские словари», 1999. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_myth/Bes-4807/.
4. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс [Текст] / В.М. Аллахвердов. СПб.: Изд-во ДНК, 2000. 528 с.
5. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека [Текст] / Э. Андерхилл. Киев: Изд-во «София», 2000.496 с.
6. Андреева Л.А. Религиозность молодежи российских высших учебных заведений в контексте религиозности россиян [Электронный ресурс] / Л.А. Андреева. Режим доступа: http://www.religiopolis.org/documents/840-la-andreeva-religioznost-molodezhi-rossijskih-vysshih-uchebnyh-zavedenij-v-kontekste-religioznosti-rossijan-materialy-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-svoboda-religii-i-demokratii-starye-i-novye-vyzovy-kiev-avg.
7. Антее П. Религия современности. История и вера [Текст] / П. Антее. М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2001. 304 с.
8. Армстронг К. Иерусалим. Один город, три религии [Текст] / К. Армстронг. М.: Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2012. 570 с.
9. Армстронг К. История бога. Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе [Текст]: пер. с англ. / К. Армстронг. Киев: Изд-во «София», 2004. 496 с.
Ю.Асмолов А.Г. Методологические проблемы психологии [Текст]: курс лекций / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во ФП МГУ, 2003.
И.Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания (история, теория, практика) [Текст] / Т.П. Ахмедов, М.Е. Жидко. М., 2001. 764 с.
12.Батай Ж. Теория религии. Литература и зло [Текст] / Ж. Батай. Минск: Изд-во «Современный литератор», 2000. 352 с.
13.Велик A.A. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии [Текст]: учеб. пособие / A.A. Велик. М.: Изд-во РГГУ, 2001. 378 с.
Н.Белорусов С. А. Презентация модальности: религиозно-ориентированная психотерапия [Текст] / С.А. Белорусов // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3 (54). С. 185-192.
15.Бергер П. Культурная динамика глобализации [Текст] / П. Бергер // Многоликовая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2004. С. 8-26.
16.Бергер П. Религия и проблема убедительности [Текст] / П. Бергер // Неприкосновенный запас. 2003. № 6.
17.Березанцев А.Ю. Психосоматические аспекты религиозного опыта [Текст] / А.Ю. Березанцев / Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: сб. науч. работ. Харьков, 2006. Т. 4. С. 19-22.
18.Берестов А. Число зверя. На пороге третьего тысячелетия [Текст] / А. Берестов. М.: Изд-во Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: Новая книга, 1996. 144 с.
19.Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм [Текст] / П. Бессерман. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2002. 208 с.
20.Бражникова А.Н. Психология нравственности профессионала [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Бражникова. М.: Изд-во «Университетская книга», 2009. 432 с.
21.Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение [Текст] / Б.С. Братусь. М.: Изд-во «Флинта», 2000. 85 с.
22.Бубер М. Я и Ты. Диалог. Образы добра и зла. Проблема человека. Два образа веры. Затмение Бога [Текст] / М. Бубер. М.: Изд-во «Республика», 1995. 464 с.
23.Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия [Текст] / М.В. Вагабов, Н.М. Вагабов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999. 288 с.
24.Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования [Текст] / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во «Смысл», 2005. 191 с.
25.Вачков И. Психология тренинговой работы [Текст] / И. Вачков. М., 2007.416 с.
26.Введение в общее религиоведение [Текст] / под ред. И. Н. Яблокова. М.: Изд-во КДУ, 2007. 472 с.
27.Винер Н. Акционерное общество «Бог и Голем». Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией [Текст] / Н. Винер / Человек управляющий. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. М. 199-265.
28.Воловикова М., Рязова Т., Гренкова-Дикевич JI. Особенности религиозной идентификации в современной России [Текст] / М. Воловикова, Т. Рязова, Л. Гренкова-Дикевич / Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001. С. 132-141.
29.Воскобоев А.И. Педагогические особенности убеждающих воздействий в учебном процессе [Текст]: Дисс. ...канд. пед. наук / А.И. Воскобоев. Ростов-на-Дону, 2010. 179 с.
30.Вселение бесов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arkras.com/demony-i-dyavol/vselenie-besov/.
31.Голенков A.B. Клинико-социальные особенности больных с бредом колдовства, совершивших опасные действия [Текст] / A.B. Голенков // Российский психиатрический журнал. 2001. № 1. С. 41-44.
32.Голубева JI.H. Человек в философских исканиях книжников и иконописцев древней и средневековой Руси [Текст] / Л.Н. Голубева / Русская литература и философия: постижение человека. Материалы Второй всероссийской науч. конф. Липецк, 2004. Ч. 1. С. 23-31.
33.Гостев A.A. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов [Текст] / A.A. Гостев. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2001. 84 с.
34.Грановская P.M. Психология веры [Текст] / P.M. Грановская. СПб.: Изд-во «Речь», 2004. 576 с.
35.Грановская P.M. Психология веры [Электронный ресурс] / P.M. Грановская. 2-е изд. М.: Изд-во «Питер», 2010. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/religion3.htm
36.Громова О., Латфуллин Г. Экономика [Электронный ресурс] / О. Громова, Г. Латфуллин. СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 102 с. Режим доступа: http://fb2.booksgid.com/content/18/olga-gromova-organizacionnoe-povedenie-uchebnik-dlya-vuzov/27.html.
37.Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания [Текст] / С. Гроф. М.: Изд-во «ACT», 2002. 248 с.
38.Гроф С. Путешествие в поисках себя [Текст] / С. Гроф. М.: Ин-т трансперсональной психологии: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 336 с.
39.Двойнин A.M. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры [Текст]: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / A.M. Двой-нин. М., 2007. 23 с.
40.Дворкин А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. Опыт систематического исследования [Текст] / А.Л. Дворкин. Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. Князя Александра Невского, 2000. 816 с.
41.Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы «Экология духа, оккультизм и язычество» [Текст]. Омск: Изд-во Омск. отд. МАНЭБ, 1999. 41 с.
42.Де Чикко Т. Найти Я в психологии, духовности и религии [Электронный ресурс] / Т. Де Чикко // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 4. С. 46-52. Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/psihologiya/17524-t-de-chikko.html.
43.Джинн [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890. Режим доступа: http://volvove.ru/ple.
44.Дик П.Ф. Основы религиоведения (этнокультурный аспект) [Электронный ресурс]: учебник для слушателей юридических специальностей / П.Ф. Дик. Астана; Костанай, 2000. 202 с. Режим доступа: http://www.rummuseum.ru/lib_d/prelig04.php.
45.Дискурсы эзотерики (философский анализ) [Текст] / Отв. ред. JI.B. Фесенкова. М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 2001. 240 с.
46.Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Психическое здоровье россиян [Текст] / Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий // Человек. 2002. № 6. С. 2-8.
47.Добаев И. Исламский радикализм в современных этнополитических процессах на Северном Кавказе [Текст] / И. Добаев // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 6 (12).
48.Довлетова О., Желнина Н. Туркменский юмор [Электронный ресурс] / О. Довлетова, Н. Желнина. Ашхабад: Туркменское гос. изд-во, 1962. Режим доступа: http ://www. e-reading.by/chapter.php/143792/94/ Turkmenskiii_yumor.html (Дата обращения 03.08.2014).
49.Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология [Текст] / Е.Т. Дубова // Журнал прикладной психологии. 2000. № 1. С. 29-38; № 2. С. 37-45.
50.Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления [Текст] / Д.Е. Еремеев. М.: Политиздат, 1990. 288 с.
51.Женщина в старообрядчестве [Текст]: материалы международной на-уч.-практ. конф. / Сост. A.M. Пашков, A.B. Пигин, И.Н. Ружинская. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 248 с.
52.Жолудев С.И., Плотников В.Г. Влияние древних религий на современные общественные корпорации [Текст] / С.И. Жолудев, В.Г. Плотников. М.: Изд-во «Зебра Е», 2007. 190 с.
53.3алевский Г.В. Понимание как метод наук о психике [Текст] / Г.В. Залевский // Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 12-21.
54.3енько Ю.М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы [Текст] / Ю.М. Зенько / Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001. С. 123-126.
55.3енько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии [Текст] / Ю.М. Зенько. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 912 с.
56.3енько Ю.М. Психология и религия [Текст] / Ю.М. Зенько. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2002. 342 с.
57.3енько Ю.М. Психология религии [Текст] / Ю.М. Зенько. СПб.: Изд-во «Речь», 2009. 552 с.
58.Зенько Ю.М. Психология религии: основные проблемы и перспективы ' развития [Текст] / Ю.М. Зенько // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 196-210.
59.3енько Ю.М. Психолого-педагогические выводы из христианского определения личности [Текст] / Ю.М. Зенько / Служба практической психологии в системе образования. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2007. Вып. 11. С. 21-25.
бО.Зенько Ю.М. Развитие антропологических идей Б.Г. Ананьева в комплексном описании человека [Текст] / Ю.М. Зенько / Ананьевские чтения — 2007. СПб., 2007. С. 82-84.
61.Зенько Ю.М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания [Текст] / Ю.М. Зенько / Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001. С. 126-128.
62.3енько Ю.М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт [Текст] / Ю.М. Зенько / Служба практической психологии в системе образования. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2005. Вып. 9. С. 105-110.
бЗ.Зенько Ю.М. Современная христианская психология и антропология в России. История и библиография [Текст] / Ю.М. Зенько // Московский психотерапевтический журнал. 2008. № 3 (58). С. 145-188.
64.3енько Ю.М. Трехвековой диалог психологии и религии в России [Текст] / Ю.М. Зенько // Христианское чтение. 2000. № 19. С. 82-164.
65.3енько Ю.М. Христианское определение понятия и феномена личности [Текст] / Ю.М. Зенько / Служба практической психологии в системе образования. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2006. Вып. 10. С. 108-112.
бб.Зенько Ю.М. Целостность как основной методологический принцип в христианской антропологии (и пример его применения к проблеме состава человеческого существа) [Текст] / Ю.М. Зенько // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2006. №2. С. 167-182.
67.3ильбербранд Н.Ю. Особенности дидактического моделирования смысловых задач в практике образовательного процесса [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Зильбербранд. Новочеркасск, 2014. 176 с.
68. Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я [Электронный ресурс]: толковый словарь / В.И. Зорин. Алматы: Создш-Словарь, 2002. 109 с. Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?lr=l 106&clid=1985819-103&win.
69.Игнатенко A.A. Эндогенный радикализм в исламе [Текст] / A.A. Игнатенко // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8).
70.Индивидуально-типологический опросник JI.H. Собчик (ИТО) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/ l/46.html.
71.Исаева М.В. Цветовая символизация священных объектов в иконописи [Текст] / М.В. Исаева // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского о-ва, 2001. Вып. 8. С. 136-139.
72.История религии [Текст]: в 2-х тт. М.: Изд-во «Высшая школа», 2007. Т. 1.464 с.
73.Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России в 90-е годы [Текст] / К. Каариайнен, Д.Е. Фурман / Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.: Изд-во «Летний Сад», 2000. С. 7-48.
74.Каган М.С. Синергетическая парадигма - диалектика общего и особенного в методологии познания разных сфер бытия [Текст] / М.С. Каган / Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Изд-во «Прогресс-Традиция», 2002. С. 28-49.
75.Как защитить себя от колдовства и одержимости? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/7749.
76.Какодемон [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86-ти тт. СПб., 1890-1907. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/643099.
77.Кантеров И.Я. «Деструктивные, тоталитарные» и далее везде (возникновение новых религиозных организаций) [Электронный ресурс] / И.Я. Канте-ров // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. М., 2002. №1. С.27-29. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20130407011046ЛШр://паика-i-religia.narod.ru/sektoved/kanterov.html
78.Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ [Текст] / И.Я. Кантеров // Религиоведение. 2001. № 1. С. 6172.
79.Кардави: Утверждения об одержимости человека бесами - абсурд [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shianet.ru/articles/ mardzhijat/kardavi_utverzhdenija_ob_oderzhimosti_cheloveka_besami_-_аЬ5игс1/?асиоп=рпЩ.
80.Карпова Л.Н. Образ идеального человека в канонической иконе и западноевропейской живописи [Текст] / Л.Н. Карпова / Христианский мир: религия, культура, этнос: материалы науч. конф. СПб., 2000. С. 193-195.
81.Категорический императив И. Канта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://becmology.ru/blog/warrior/good_evil04.htnno
82.Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техника [Текст] /В.В. Козлов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 384 с.
83.Клин Б. Как справиться с нечистой силой [Электронный ресурс] / Б. Клин. Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/ Devil_BorClin/.
84.Кондратьев М.Ю. Психология и религия: параллельные проблемно-предметные плоскости [Электронный ресурс] / М.Ю. Кондратьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 65-73. Режим доступа: http://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/25/1210805363/.
85.Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема [Текст] / Ф.В. Кондратьев. М.: Изд-во. мисс. отд. Московского патриархата, 1999. 55 с.
86.Красников А.Н. Современная феноменология религии [Текст] /
A.Н. Красников // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1999. №6. С. 36-47.
87.Кржевов B.C. Взаимоотношения государства и церкви в современной России [Текст] / B.C. Кржевов // Философские науки. 2011. № 2. С. 26-42.
88.Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве (психология и социология религии) [Текст] / А.Н. Крылов. 2-е изд. М.: Изд-во «Икар», 2012. 306с.
89.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов [Электронный ресурс] / Л.П. Крысин. М.: Изд -во «Эксмо», 2008. 944 с. Режим доступа: https://slovari.yandex.by.
90.Крысько В.Г. Социальная психология [Текст]: курс лекций /
B.Г. Крысько. М., 2006. 352 с.
91.Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера [Текст]: справочник / И. Куликов. М., 2000. 394 с.
92.Ленгле А. Психотерапия: научный метод или духовная практика? [Текст] / А. Ленгле / Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.: Изд-во «Генезис», 2006.
93.Логинова H.A. Антропологический принцип в отечественной психологии [Текст] / H.A. Логинова // Философский век: альманах. 2002. Вып. 21. Ч. 1. С. 215-219.
94.Локус контроля. Дж. Роттер [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vsetesti.ru/365/.
95.Лоргус A.B. Психология - с религией или без нее? [Электронный ресурс] / A.B. Лоргус // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т.4. №2. С. 58-64. Режим доступа: http://psy-journal.hse.ru/ data/2011/04/25/1210805428/%D0%9F%D 1 %81%D0%B8%D1 %85%D0%BE%D0 %BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20%D1%80%D0%B5 %D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B5°/oD0%B9%20%D0%B8%D0%B B%D0%B8%20%D0%Bl%D0%B5%D0%B7%20%D0%BD%D0%B5%D0%B5.pd f.
96.Лоскутов B.B., Иванов М.Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности [Текст] / В.В. Лоскутов, М.Д. Иванов / Психология духовности: хрестоматия. Липецк, 2002. С. 255-264.
97.Людвиг А. Измененные состояния сознания [Электронный ресурс] // Измененные состояния сознания / Под ред. Ч. Тарта. М., 2003. Режим доступа: http://www.neoesoterik.org/nz-praktika/izmenennye-sostoania-soznania.
98.Мазуркевич С.А., Таицкая А.И. Оккультизм и мистика [Текст] / С.А. Мазуркевич, А.И. Таицкая. М.: ЭКСМО; Донецк: СКИФ, 2004. 352 с.
99.Маркиш М. На пороге Церкви [Текст] / М. Маркиш. М.: Изд-во «Ни-кея», 2011.232 с.
100. Марков А. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»? [Электронный ресурс] / А. Марков. Режим доступа: http://elementy.ru/news/430894.
101. Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности безопасности образовательного пространства в условиях постконфликтного региона [Текст]: Дисс.... канд. психол. наук / З.В. Масаева. Ростов-на-Дону, 2010. 220 с.
102. Маслоу А. По направлению к психологии бытия [Текст] / А. Мас-лоу / По направлению к психологии бытия. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. С. 7-191.
103. Маслоу А. Религии, ценности и пик-переживания [Текст] / А. Маслоу // По направлению к психологии бытия. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. С. 191-265.
104. Матецкая A.B., Самыгин С.И. Религиоведение (краткий курс) [Текст] / A.B. Матецкая, С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,-2008. 224 с.
105. Медведева И., Шишова Т. Запах серы: оккультные корни «планирования семьи» [Текст] / И. Медведева, Т. Шишова. М.: Межрегиональный фонд социально-психологической помощи семье и ребенку, 2002. 32 с.
106. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни [Текст] / Д.Е. Мелехов / Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. М., 2003. С. 12-61.
107. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти. СПб.: Ювента: Наука, 1999. 606 с.
108. Методика Айзенка по определению темперамента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/303-eysenck-method-to-determine-the-temperament.
109. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Адаптация Т.А. Немчинова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/mettre.htm.
110. Минченков A.B., Елпидифоров Н.Б. Методы структурной психосоматики [Текст] / A.B. Минченков, Н.Б. Елпидифоров. СПб.: Ювента; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. 409 с.
111. Мифология и религия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abc.wsu.ru/Books/filosofia/page0003.asp.
112. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире [Текст]. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2004. 380 с.
113. Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения [Текст] / М. Мосс. СПб.: «Евразия», 2000. 448 с.
114. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности [Текст] / И.Ф. Мягков, Ю.В. Щербатых, М.С. Кравцова // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120-122.
115. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству [Текст] / Ф. Ницше // Сочинения: в 2-х тт. М.: Изд-во «Рипол Классик», 1998. Т. 2. С. 635-697.
116. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего [Текст] / Ф. Ницше / Сочинения: в 2-х тт. М.: Изд-во «Рипол Классик», 1998. Т. 2. С. 241-409.
117. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое [Текст] / Ф. Ницше // Сочинения: в 2-х тт. М.: Изд-во «Рипол Классик», 1998. Т. 1. С. 233-489.
118. Новая философская энциклопедия: в 4-х тт. [Электронный ресурс] / Под ред. B.C. Степина. М.: Изд-во «Мысль», 2001. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/.
119. Носенко Е.Э. Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе [Электронный ресурс] / Е.Э. Носенко // Восточная демонология:
От народных верований к литературе. М.: Изд-во «Наследие», 1998. С. 214-257. Режим доступа: http://shmeliha.livejournal.com/8352.html.
120. Нурбахш Дж. Духовная нищета в суфизме. Великий демон Иблис [Текст] / Дж. Нурбахш. М.: Изд-во «Оптимус Лайт», 2000. 266 с.
121. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст]: 70000 слов / С.И. Ожегов; Под. ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. 924 с.
122. Олейник И.В., Соснин В.А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию [Текст] / И.В. Олейник, В.А. Соснин. М.: Изд-во «Генезис», 2005. 79 с.
123. Ольшанский Д.В. Психология масс [Текст] / Д.В. Ольшанский. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 368 с.
124. Опросник Шмишека. Акцентуации характера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/ophmi.htm.
125. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. — СПб.: «Издательство С.- Петербургского Университета», 2008.
126. Основы религиоведения [Текст]: учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006. 568 с.
127. Особенности душепопечения в преклонном возрасте [Текст] / Под ред. свящ. С. Филимонова. СПб.: О-во свят. Василия Великого, 2003. 32 с.
128. Остапенко Г.С. Женщины в протестантских церквах (на примере Великобритании) [Текст] / Г.С. Остапенко // Христианский мир: религия, культура, этнос: материалы науч. конф. СПб., 2000. С. 178-182.
129. Павленко В.Н., Ваннер К. Особенности психологии евангельских христиан-баптистов [Текст] / В.Н. Павленко, К. Ваннер // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 72-86.
130. Панкратова E.B. Религиозность и религиозная самоидентификация [Электронный ресурс] / Е.В. Панкратова. Режим доступа: http://reset.ivanovo.ac.ru/courses/6-lectures/34-samoident.
131. Пахомов C.B. Индуистская тантрическая философия [Текст]: дис. ... канд. филос. наук / C.B. Пахомов. СПб., 2001. 185 с.
132. Пашковский В.Э. Клинические аспекты бреда колдовства [Текст] /
B.Э. Пашковский // Журнал невропатологии и психиатрии имени
C.С. Корсакова. 2005. Т. 105, № 3. С. 7-11.
133. Пашковский В.Э. Об острых бредовых состояниях, ассоциированных с культовой травмой [Текст] / В.Э. Пашковский / Актуальные проблемы клинической и экстремальной психиатрии: Юбилейная науч. конф., посвящ. 60-летию проф. В.В. Нечипоренко. СПб., 2001. С. 90-93.
134. Пашковский В.Э. Особенности соматических расстройств, возникших под воздействием культовой травмы [Текст] / В.Э. Пашковский / II Клинические Павловские чтения: сб. работ. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. Вып. 2. С. 36-37.
135. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями [Текст]: краткое руководство для врачей / В.Э. Пашковский. СПб.: Изд-во ИД СПбМАПО, 2007. 144 с. Режим доступа: http ://narcom.ru/publ/info/849.
136. Перевозникова E.B. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации [Текст]: Дисс. ... канд. психол. наук / Е.В. Перевозникова. М., 2000. 192 с.
137. Петровский A.B., Кондратьев М.Ю. Христианская психология: за и против [Текст] / A.B. Петровский, М.Ю. Кондратьев // Скепсис. 2005. № 3-4. С. 153-157.
138. Постнов О.Г. Смерть в России Х-ХХ вв.: историко-этнографический и социокультурный аспекты [Текст] / О.Г. Постнов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. 222 с.
139. Православная церковь: Современные ереси и секты в России / Под ред. Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. 2-е изд., доп. Рязань: Изд-во «Благо», 1996. 240 с.
140. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии [Текст] / Н.С. Пряжников. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2002. 488 с.
141. Психические расстройства в исламе. Можно ли обращаться к психиатру? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yourallah.ru/zapretyi/psihicheskie-rasstrojstva-v-islame-mozhno-li-obraschatsya-k-psihiatru 1 /.
142. Психические расстройства и расстройства поведения (F00F99) (Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации) [Текст] / под общ. ред. Б.А. Казаковцева, В.Б. Голанда. СПб.: Изд. дом СПбМАПО, 2003. 588 с.
143. Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2012. 368с.
144. Психология религии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF_%F0 %Е5%ЕВ%Е8%ЕЗ%Е8%Е8.
145. Психология религиозности и мистицизма [Текст]: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Изд-во Харвест; М.: Изд-во ACT, 2001. 544 с.
146. Пылаев М.А. Западная феноменология религии [Текст] / М.А. Пы-лаев. М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. 100 с.
147. Развитие национальной этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков [Текст] / Отв. ред. М. Барет, Т. Рязанова, М. Во-ловикова. М., 2001.196 с.
148. Религиоведение [Текст] / Под ред. М.М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006. 430 с.
149. Религиоведение [Текст]: энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова. М.: Изд-во «Академический проект», 2006. 1256 с.
150. Религиоведческая проблематика в творчестве 3. Фрейда [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zigfi"eud.ru/origins-religious-concepts-of-freud/religious-issues-in-the-work-of-freud.html.
151. Религиозность [Электронный ресурс] // Словарь иностранных слов. Режим доступа: http://www.inslov.ru/html-komley/r/religioznost5.html.
152. Религия [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3% D0%B8/%D0%91°/oD0%Al%D0%AD/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D 0%B3%D0%B8°/oD 1 %8F /.
153. Религия и глобализация на просторах Евразии [Текст] / Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М.: Изд-во РОССПЭН, 2009. 341 с.
154. Религия и мифология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_myth/Religija-i-mifologija-2953/.
155. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России [Текст] / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002. 488 с.
156. Романин А.Н. Практическая психология философии и религии [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Романин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во КНОРУС, 2013.376 с.
157. Романов A.B., Пятинин А.Э. Две парадигмы в психологии религиозного воспитания [Текст] / A.B. Романов, А.Э. Пятинин // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 3. С. 48-51.
158. Сабаб [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1 %D0%B0%D0%B 1 %D0%B0%D0%B 1.
159. Савина Е.А. Представления детей и юношества о душе [Текст] / Е.А. Савина // Человек. 2000. № 2. С. 123-128.
160. Сапина Е.А., Соколова Е.В. Особенности детско-родительских отношений в сектантской семье [Текст] // Журнал практического психолога. 2000. № 8-9. С. 208-220.
161. Саратовский С. Что такое психология религии (веры)? В каких случаях можно обращаться за помощью? [Электронный ресурс] / С. Саратовский. Режим доступа: http://www.psynavigator.ru/ articles.php?code=777.
162. Секты против Церкви (процесс Дворкина) / Сост. A.JI. Дворкин. М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2000. 736 с.
163. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии [Электронный ресурс] / В.П. Серкин // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4. № 4. С. 75-79. Режим доступа: http://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/25/1210804171/75-79.pdf.
164. Сидельникова А.И. История возникновения и развития психологии религии [Электронный ресурс] / А.И. Сидельникова. Режим доступа: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii/istoriya_vozniknoveniya_i_razvitiya_psicho logii_religii_ministerstvo.html.
165. Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребенке [Текст] / Т.В. Склярова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2005. № 1. С. 114-133.
166. Слезин В. Молясь, человек превращается в младенца [Текст] / В. Слезин // Комсомольская правда. 2001. 20 нояб. С. 16.
167. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Изд-во «Школьная пресса», 2000.416 с.
168. Словопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/6/195/770376.html.
169. Сметанова Ю.В. Психология религии: методологические особенности и возможности развития [Текст] / Ю.В. Сметанова // Сибирский психологический журнал. 2004. № 20. С. 34-37.
170. Смирнова Е.Т. Введение в религиозную психологию [Текст]: учеб. пособие/Е.Т. Смирнова. Самара: Изд-во БАХРАХ-М, 2003. 160 с.
171. Снежневский A.B. Общая психопатология [Текст]: курс лекций /
A.B. Снежневский. М.: Изд-во Медпрессинформ, 2001. 208 с.
172. Соснин В.А. Психология религии: американский опыт [Текст] /
B.А. Соснин // Психологический журнал. 2002. № 2. С. 118-127.
173. Старшенбаум Г.В. Религиозный фанатизм: описание, терапия [Электронный . ресурс] / Г.В. Старшенбаум. Режим доступа: http ://psyfactor.org/lib/reladdict2 .htm.
174. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России [Текст] / Под ред. К. Каариайнена, Д.Е. Фурмана. СПб.: Изд-во «Летний сад», 2000. 248 с.
175. Тарт Ч. Измененные состояния сознания [Электронный ресурс] / Ч. Тарт. Режим доступа: http://bookap.info/trans/tart/gl3.shtm.
176. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса [Текст]: пер. с франц. / П. Тейяр де Шарден. М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2002. 352 с.
177. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры [Текст] / В.Ю. Тихо-плав, Т.С. Тихоплав. СПб.: Изд-во «ВЕСЬ», 2002. 256 с.
178. Тищенко Ю.В. Особенности реагирования на ситуации фрустрации детей 5-8 лет из воцерковленных православных и невоцерковленных семей [Текст] / Ю.В. Тищенко // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 27-35.
179. Токарев С.А. Обряды и мифы [Текст] / С.А. Токарев // Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С. 235-237 [Электронный ресурс]. Ре-•жим доступа: http://philologos.narod.ru/myth/ritual.htm.
180. Толерантность в обществе различий [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, А.Ю. Зенковой. Екатеринбург: Изд-во Полиграфист, 2005. Вып. 15.232 с.
181. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedu.ru/expdic/2905/.
182. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Изд -во Астрель: ACT, 2000. Т. 1. 848 с. Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/3/200/791167.html.
183. Томпсон М. Философия религии [Текст] / М. Томпсон. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2001. 384 с.
184. Тулин А. Уфологическая психология. Т. 3. Мистическая личность [Электронный ресурс] / А. Тулин. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-57643.html.
185. Угринович Д.М. Психология религии [Текст] / Д.М. Угринович. М.: Политиздат, 1986. 352 с.
186. Уилбер К. Вечная психология: Спектр сознания [Текст] / К. Уилбер // Практика холотропного дыхания. Трансперсональная психотерапия. М., 2001. С. 32-47.
187. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира [Текст] / К. Уилбер. М.: Изд-во «АСТ», 2002. 476 с.
188. Фаворов Н. Что такое христианская нравственность [Текст] / Н. Фаворов. М.: Изд-во св. Игнатия Ставропольского, Храм Сошествия Святого Духа, 2003. 221 с.
189. Фаликов Б. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения [Текст] / Б. Фаликов // Христианство и другие религии. М., 2000.
190. Фанатизм [Электронный ресурс] / Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%
D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D 0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC/
191. Федукина Ю.С. Проблема личности в духовной традиции Японии [Текст] / Ю.С. Федукина / Человек в научном и религиозном мире: сб. статей. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005. С. 76-80.
192. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]: в 5-ти тт. / Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1960-1970. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy.
193. Франки В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия [Текст] / В.Э. Франки. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 286 с.
194. Фрейд 3. Вопросы общества и происхождение религии [Текст] / 3. Фрейд. М.: Изд-во «Фирма СТД», 2008. 608 с.
195. Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта [Текст] / Э. Фромм. М., 1996. 302 с.
196. Хабермас Ю. «Постсекулярное» общество — что это? [Текст] / Ю. Хабермас // Российская философская газета. 2008. № 4-5.
197. Хадис [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%E4%E8%F 1.
198. Халидов Д. Исламский терроризм в России: мифы и реальность [Текст] / Д. Халидов // Мусульмане. 2000. № 1.
199. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон. М.: Изд-во «АСТ», 2006. 576 с.
200. Хик Дж. Пятое измерение. Мистические и духовные учения от древнейших времен до наших дней [Текст] / Дж. Хик. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2002.416 с.
201. Ходжей [Электронный ресурс] // Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p.
202. Хоффер Э. Истинноверующий [Текст] / Э. Хоффер. Минск: Изд-во БГУ, 2001.200 с.
203. Храмова К.В., Азаматов Д.М. Самосознание современной молодежи с различной религиозной ориентацией [Текст] / К.В. Храмова, Д.М. Азаматов. Уфа: Изд-во РИО БашГУ, 2006. 112 с.
204. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время [Текст]: библиографический справочник / Сост. и ред. Ю.М. Зенько. СПб.: Изд-во «Речь», 2009. 192 с.
205. Христианский мир: религия, культура, этнос [Текст]: материалы науч. конф. / Отв. ред. Т.Н. Дмитриева, И.И. Шангина. СПб., 2000. 383 с.
206. Цветочки святого Франциска Ассизского: Первое житие святого Франциска [Текст]. СПб.: Изд-во «Амфора», 2000. 447 с.
207. Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России [Текст] / В.М. Целуйко. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. 208 с.
208. Черных A.B. Старообрядчество южных районов Пермской области в контексте этнокультурной истории [Текст] / A.B. Черных / Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: материалы науч. конф. Пермь, 2001. С. 133-159.
209. Что Библия говорит об одержимости демонами? Возможно ли это сегодня? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gotquestions.org/Russian/Russian-demon-possession.html.
210. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / А.Н. Чудинов. СПБ., 1910.
211. Чумакова Т.В. «Псалом бытия» (древнерусская иконопись как источник этико-антропологических представлений [Текст] / Т.В. Чумакова // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000. С. 480-487.
212. Чурсанов С.А. Понятие личности в православном богословии XX века [Текст]: Дисс. канд. богословия / С.А. Чурсанов. М.: ПСТГУ, 2005. 314 с.
213. Шапарь В.Б. Психология религиозных сект [Текст] / В.Б. Шапарь. Минск: Изд-во «Харвест», 2004. 384 с.
214. Шариатские науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://hutba.org/slovar/rukya.
215. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии [Текст] /Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. 252 с.
216. Шизофрения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%84%D1 %80%DO%B5%DO%BD%DO%B8%D1%8F.
217. Широкалова Г.С. Сравнительные характеристики верующих и неверующих нижегородцев [Текст] / Г.С. Широкалова // Социс. 2001. № 7. С. 8088.
218. Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение [Текст] / Ф. Шпидлик. М.: Изд-во «Паолине», 2000. 494с.
219. Эвола Ю. Метафизика пола [Текст] / Ю. Эвола. М.: Изд-во «Беловодье», 1996. 444 с.
220. Экзорцизм [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%E7%EE%F0%F6%E8%E7%EC.
221. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре [Текст] / М. Элиаде. Киев: Изд-во «София»; М.: Изд-во «Гелиос», 2002. 224 с.
222. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований [Электронный ресурс] / М. Элиаде. М; СПб., 1997. Режим доступа: http://www.religiopolis.org/ religiovedenie/1085-neizvestnaja-religija-7.html.
223. Элиаде М. Шаманизм: архаичные техники экстаза [Текст] / М. Элиаде. Киев: Изд-во «София», 2000. 480 е..
224. Энгельс Ф. Анти-Дюринг [Текст] / Ф. Энгельс / Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 20. С. 5-342.
225. Энциклопедия символов, знаков, эмблем [Электронный ресурс]. М., 1999. 365 с. Режим доступа: http://www.moshiach.ru/study/judaism/ mezuza.html.
226. Эпилепсия [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8% D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%AD%D0%BF%D% B8%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %8F/.
227. Юревич A.B. Социальная психология науки [Текст] / A.B. Юревич. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 352 с.
228. Яблоков И.Н. Религиоведение [Электронный ресурс] / И.Н. Ябло-ков. М.: Гардарики, 2004. 317 с. Режим доступа: http://www.adhdportal.com/ book_2833_chapter_22_Glava_4_EHlementy_i_struktura_religii.html.
229. Albright C.R., Ashbrook J.B. Where God Lives in the Human Brain [Text] / C.R. Albright, J.B. Ashbrook. Naperville, IL: Sourcebooks, 2001. 256 p.
230. Argyle M. Psychology and Religion: An Introduction [Text] / M. Ar-gyle. London: Routledge, 2000. 285 p.
231. Arterburn S., Felton J. Toxic faith: experiencing healing from painful spiritual abuse [Text] / S. Arterburn, J. Felton. Colorado Springs, Colo.: Shaw, 2001. 268 p.
232. Ashton M.C., Lee K. A theoretic basis for the major dimensions of personality [Text] / M.C. Ashton, K. Lee // Eur. J. Personal. 2001. Vol. 15. P. 327-353.
233. Atran S. In Gods We Trust: The Evolutionary Landscape of Religion [Text] / S. Atran. N.Y.: Oxford University Press, 2002. 388 p.
234. Corrigan J., Crump E., Kloos J. Emotion and Religion: A Critical Assessment and Annotated Bibliography [Text] / J. Corrigan, E. Crump, J. Kloos. Westport, CT: Greenwood, 2000.
235. Emmons R.A., Paloutzian R.F. The psychology of religion [Text] / R.A. Emmons, R.F. Paloutzian // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54. P. 377-402.
236. Francis L.J., Louden S.H. The Francis-Louden Mystical Orientation Scale: A Study Among Male Anglican Priests [Text] / L.J. Francis, S.H. Louden // Research in the Social Scientific Study of Religion. 2000. Vol. 11. P. 99-116.
237. Haber J., Jacob R., Spangler J.D.C. Dimensions of religion and their relationship to health [Text] / J. Haber, R. Jacob, J.D.C. Spangler // The International Journal for the Psychology of Religion. 2007. Vol. 17 (4). P. 265-288.
238. Hester M. Psychology of religion: then and now [Text] / M. Hester // The Teaching of Psychology: A Tribute to Wilbert McKeachie and Charles Brewer / Ed. by S. Davis, W. Buskist. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002.
239. Hill P.C., Pargament K. Advances in the Conceptualisation and Measurement of Spirituality [Text] / P.C. Hill, K. Pargament // American Psychologist. 2003. Vol. 58. P. 64-74.
240. Ho D.Y.F. Selfhood and identity in Confucianism, Taoism, Buddhism and Hinduism: Contrast with the West [Text] // Journal of the Theory of Social Behaviour. 1995. Vol. 25 (2). P. 115-139. !
241. James K., Boehnlein M. Psychiatry and Religion. The Convergence of Mind and Spirit [Text] / K. James, M. Boehnlein. Washington, DC; London: Amer. Psychiatric Press, 2000. 196 p.
242. Keltner D., Haidt J. Approaching awe: a moral, spiritual, and aesthetic emotion [Text] / D. Keltner, J. Haidt // Cognition and Emotion. 2003. Vol. 17 (2). P. 297-314.
243. Koenig H.G., McCullough M.E., Larson D.B. Handbook of Religion and Health [Text] / H.G. Koenig, M.E. McCullough, D.B. Larson. N.Y.: Oxford Univ. Press, 2001. 712 p.
244. Levin J. God, Faith and Spirituality: Exploring the Spirituality-Health Connection [Text] / J. Levin. New York: Wiley, 2001. 272 p.
245. McCauley R.N. Ritual, memory, and emotion: comparing two cognitive hypotheses [Text] / R.N. McCauley // Religion in mind / Ed. by J. Andresen Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 115-140.
246. McCullough M.E., Emmons R.A., Tsang J. The grateful disposition: a conceptual and empirical topography [Text] / M.E. McCullough, R.A. Emmons, J. Tsang // J. Personal. Soc. Psychol. 2002. Vol. 82. P. 112-127.
247. Moberg D.O. Assessing and measuring spirituality: confronting dilemmas of universal and particular evaluative criteria [Text] / D.O. Moberg // J. Adult Dev. 2002. Vol. 9. P. 47-60.
248. Newberg A., d'Aquili E., Rause V. Why God Won't Go Away: Brain Science and the Biology of Belief [Text] / A. Newberg, E. d'Aquili, V. Rause. N.Y.: Ballantine, 2001. 240 p.
249. On being holier-than-thou or humbler-than-thee: a social-psychological perspective on religiousness and humility [Text] / W.C. Rowatt [et al.] // J. Sei. Stud. Relig. 2002. Vol. 41. P. 227-237.
250. Pappas J., Friedman H. The construct of self-expansiveness and the validity of the transpersonal scale of the self-expansiveness level form [Text] / J. Pappas, H. Friedman // The Humanistic Psychologist. 2007. Vol. 35. P. 323-347.
251. Powell L.H., Shahabi L., Thoresen C. Religion and spirituality Linkages to physical health [Text] / L.H. Powell, L. Shahabi, C. Thoresen // American Psychologist. 2003. Vol. 58. P. 36-52.
252. Religious involvement and the forgiving personality [Text] / E. Mullet [et al.] // Journal of Personality. 2003. Vol. 71. P. 1-19.
253. Saroglou V. Religious and the five factors of personality: A meta-analytic review [Text] / V. Saroglou // Personality and Individual Differences. 2002. Vol. 32. P. 15-25.
254. Silberman I. Religion as a meaning system [Text] / I. Silberman // Journal of Social Issues. 2005. Vol. 61 (4). P. 641-663.
255. The development of a scale to measure forgiveness [Text] / S.W. Brown [et al.] // J. Psychol. Christ. 2001. Vol. 20. P. 40-52.
256. Wuthnow R. How religious groups promote forgiving: a national study [Text] /R. Wuthnow//J. Sei. Stud. Relig. 2000. Vol. 39. P. 125-139.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.