Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Овчинникова, Ксения Павловна

  • Овчинникова, Ксения Павловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 206
Овчинникова, Ксения Павловна. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 1998. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Овчинникова, Ксения Павловна

Введение.

Глава I. Научные основы формирования культуры межличностного общения у школьников на традициях народной педагогики.

1.1. Концепция формирования культуры межличностного общения у детей на традициях народной педагогики и ее характерные особенности.

1.2. Прогрессивные традиции народной педагогики и их место в формировании культуры межличностного общения у младших подростков.

1.3. Формирование нравственного сознания и поведения детей как цель народной педагогики в воспитании культуры межличностного общения.

Глава II. Система работы по формированию, культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики.

2.1. Опьгшо-эксперименгальное исследование процесса формирования культуры межличностного общения у младших подростков на трад ициях народ ной педагогики.

2.2. Эффективность работы по формированию культуры общения у детей.

2.3. Педагогические условия формирования культуры межличностного общения у млад ших подростков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики»

Актуальность темы исследования обусловлена научными и практическими задачами, стоящими в настоящее время перед общеобразовательной школой и семьей, необходимостью возрождения народной педагогической культуры, которая сегодня, как никогда, важна для приумножения духовно-нравственного потенциала каждого народа Сложившаяся тенденция отхода молодого поколения от культуры и языка своего народа, от его традиционного образа жизни привела к нивелированию культурной самобытности народов, к неустойчивости и потере духовных ценностей, утрате сформированных веками нравственно-этических понятий. Таким образом, основные нормы поведения и культуры общения человека, ранее считавшиеся моральными категориями, в современных условиях стали юридическими категориями. Предоставляя человеку самые широкие политические, социальные и экономические права, государство накладывает на него высокую ответственность, а также исходящие из нее и связанные с ней обязанности перед Родиной. Соблюдение принципов чести, достоинства, гуманности, бережное отношение к народному добру, непримиримость к антиобщественным явлениям, охрана природы, защита отечества, уважение национального достоинства граждан из ближнего и дальнего зарубежья, содействие развитию добрососедского сотрудничества с народами других стран, поддержание всеобщего мира - эта глобальные проблемы касаются многих поколений людей. Особенно они влияют на личность развивающуюся, не всегда способную правильно осознать сущность такого влияния. Перестройка политической, экономической и духовной жизни нашей страны, развернувшаяся в 90-ые годы, заставила педагогическую общественность по-новому начинать разработку своих педагогических концепций, опираясь на давно оставленные позиции. Вполне понятно, что подготовка подрастающего поколения к жизни по современным моральным нормам возможна только на основе активизации нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от усилий школы, семьи, общественности по выработке активной жизненной позиции каждой личности, которая выражается в ее способности воздействовать на окружающую действительность с целью ее преобразования, усовершенствования в связи с устанавливающимися отношениями рыночной экономики. Позиция личности - это устойчивые, сознательные отношения к обществу, труду, себе и другим людям, обусловленные системой социальных ценностей.

В 60 - 80-ые годы в педагогике появились, с одной стороны, новшества по совершенствованию педагогической системы, а с другой - продолжал сохраняться отрыв школьного дела от традиций народного воспитания. Преимущественная ориентация педагогической науки на совершенствование дидактики отодвинула вопросы воспитания на второй план и не позволила своевременно отреагировать на духовно-нравственные связи предков и потомков, дедов и внуков, что, к сожалению, еще более усугубилось в период перестройки и реформ.

Анализ проблемы духовно-нравственной связи предков и потомков, дедов и внуков как фактор социальной стабильности предполагает учет следующих моментов:

1) «рассмотрение одного человеческого века как полного педагогического цикла:, человек рождается внуком, умирает дедом»1;

2) «воспитание. предполагает подготовку самого подрастающего поколения к воспитательной деятельности»2;

3) «под программой народного воспитания . подразумеваются исторически сложившиеся стремления того или иного народа прививать подрастающим поколениям . прогрессивные черты нацио

1 Волков Г. Н. Этаопедагогика, Чебоксары, Чув. кн. изд-во, 1974, с. 11

2 Там же, с. 11. нального характера»1.

Такая постановка вопроса включает в себя важнейшие задачи современной школы, во-первых, сочетать формирование индивидуальности и личности ребенка, во-вторых, непосредственно способствовать сохранению национального языка, культурного наследия духа нации, их возрождению и развитию, в-третьих, формировать критерии культуры межличностного общения у учащихся общеобразовательных школ на традициях народной педагогики. Проводимые в настоящее время реформы школы призваны опираться на традиционную культуру воспитания. Понимание термина «национальная школа» не ограничивается родным языком или уже суммой национально ориентированных предметов.

Сопоставление педагогических идей, традиций разных времен и мест на основании исторического, фольклорного и этнографического материала, - подчеркивает академик Г.Н. Волков, - заставляет признать наличие единообразного, закономерного развития педагогической культуры народа»2. Такое единство позволит глубоко познать практику народного воспитания и объективно оценить условия перехода от эмпирий к теоретическим обобщениям. Подтверждением этому является и мысль Л. Н. Гумилева о том, что общеизвестно понятие «человечество», которое, по суш дела, «означает противопоставление вида Homo sapiens всем прочим животным. Однако при этом упускаются из вида вариации в главном - соотношение людей с окружающей средой. Но к использованию ресурсов ландшафта надо приспособиться, а для этого требуется время, и немалое. Адаптация идет поколениями, не внуки, а правнуки первых пришельцев в новую страну, с непривычными для прадедов природными условиями, усваивают набор традиций, необходимых для благополучного существования. Тогда Родина превращается

1 Волков Г. Н. Этнопсдагогака. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974, с. 14.

2 Там же, с. 48. в Отечество. Так было уже в палеолите»1.

Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требуют усовершенствования форм и методов общения с окружающими, которые формируют склад человеческого коллектива В нем всегда есть люди, генерирующие наиболее прогрессивные взгляды на жизнь, на способы существования и развития людей, воспитание подрастающего поколения. Они из уст в уста, из поколения в поколение передают предания и мифы, песни и мелодии, фрески, пусть даже в пещерах, узоры на мужских и женских рубашках, ритуальные песни и пляски, а также - идеи. Таким образом в народе функционирует сочетание гармонии, характеризующееся оригинальным стереотипом поведения и-неповторимой внутренней структурой, во-первых, люди-трудящиеся, создающие богатства, материальные ценности; во-вторых, люди-творцы, создающие духовные ценности; в-третьих, люди-мыслители, поэты, художники; в-четвертых, люди, управляющие массой; в-пятых, люди-герои, ведущие за собой «толпу». Значит, отражением объективно протекающих процессов в формировании личности являются, с одной стороны, цели воспитания, с другой, - конечной целью всего человеческого познания должен быть сам человек. Сущность человека не есть абстракт, присущий только отдельному индивиду. В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В них человек познает самого себя и окружающих его людей, традиции, законы общежития и учится культуре общения с себе подобными.

Культура общения как одно из выражений нравственно-эстетического самосознания и социальной сущности человека возникла лишь на определенной ступени развития человеческого общества и носит, следовательно, исторический характер.

Соответственно человек становится мерилом всех жизненных отноше

1 Гумилев Л. Н. Этносфсра: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993, с. 18. ний. Человек, человечество, человечность - глобальная триада прошедшего, настоящего и будущего. «Естественный ход жизни такой, - писал Л. Н. Толстой, - сначала человек ребенком, юношей только действует, потом, действуя, ошибаясь, приобретая опытность, познает и потом уже, когда он узнал главное, что может знать человек, узнал, что добро, начинает любить это добро: действовать, познавать, любить. Дальнейшая жизнь (также и наша теперешняя жизнь, которая есть продолжение предшествовавшей) есть прежде деятельность во имя того, что любишь, потом познавание нового, достойного любви. В этом круговорот всей жизни»1. В становлении и развитии человека важную роль играют конкретные социальные факторы, ситуации и примеры. «Персонификация процесса воспитания предполагает наличие конкретных примеров, фактов, ситуаций. Так оно есть в народной педагогике, и с этой ' конкретностью мы встречаемся на каждом шагу»2. В связи с этим все большее значение приобретает правильная постановка проблемы формирования культуры межличностного общения у подрастающего поколения в контексте новых социальных явлений.

В своем становлении педагогика как самостоятельная наука прошла сложный путь развития. «От первой - накопление идей и мыслей воспитания - ко второй, отмеченной критической оценкой сложившегося опыта и создай ния в итоге многочисленной концепции воспитания. И, наконец, к третьей, высшей фазе своего развития - создание ее научной теории», - отмечено доктором педагогических наук К И. Сатгимовой в предисловии к книге профессора Ф. Хофмана «Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика»3.

В наше время проблема развития и воспитания человека, то есть фор

1 Толстой Л. Н. Собр. соч. В 12 т. М., 1987, т. 1, с. 17

2 Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии гуманизма в сфере воспитания. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993, с. 51.

3 Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: Педагогика, 1979, с. 3. мирование личности выдвинулось в ряд наиболее важных и злободневных вопросов. Интерес к этой проблеме проистекает из потребностей приспособить человека нового времени к структуре и организации общества. В формировании культуры общения нового человека решающую роль играют воспитание творческого отношения к труду, обеспечение общекультурного и нравственного развития, социальной активности, политической сознательности, понимание и целей задач общественного производства, всей нашей жизни, демократизма и гуманизма. Вместе с тем мы рассматриваем это как неразрывную часть многофакторного процесса воспитания, уходящего своими корнями в самую сердцевину человеческой цивилизации, основой которой является нравственность. Она - добрый знак природы, признак потрясений, перенесенный в наши дни.

В известных словарях, например, В. И. Даля, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова значение существительного «формирование» приведено в контексте значений глаголов «формировать» и «формироваться» в следующем виде: 1) придавать чему-либо определенную форму и вид в результате развития и роста, 2) приобретать законченность, определенность, устойчивость в результате развития и изменений; 3) придавать чему-нибудь установленную, принятую форму в результате воздействия; 4) создавать, составлять, организовывать чего-либо; 5) физически развиваться, приобретая зрелый вид и др. Конечно, понятие «формирование» в широком смысле представляет собой обширную область знаний и действий как в быту, так и в научной сфере. Учитывая и имея в виду эти обстоятельства» мы обратили внимание на употребление в педагогической литературе понятий «формирование» и «воспитание» как равнозначные. Между тем диалектика их отношений позволяет утверждать, что второе из них является частью первого. Исторически граница между понятиями «воспитание» и «формирование» менялась, меняется и будет меняться. Понятие «формирование» шире понятия «воспитание» настолько, насколько участвует в становлении личности окружающая среда и общественная практика человека по преобразованию, в частности, самого себя, общества и природы.

Формирование личности как процесс становления происходит в результате физического, интеллектуального, нравственного развития, а также- в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Оно включает в себя как организованное воздействие воспитания, так и влияние макро- и микросреды, которые в значительной мере действуют стихийно. Специальный воспитательный процесс выступает перед нами как закономерный, необходимый и значимый для личности и общества. Его социальное значение состоит в том, что здесь формируется личность, и происходит это на основе важнейших социальных форм жизни человека - его деятельности и общения. Для осмысления сущности понятий «формирование» и «воспитание» необходимо выявить новое и стимулировать его - это означает размышление над прошлым, настоящим и будущим в рамках философии бытия. Как утверждают материалисты, бытие определяет сознание. Новые тенденции осмысления роли современной ситуации жизни людей в развитии общества и перспектив философского познания проблем человека, гуманизма основополагаются на социальной потребности. Нравственная философия нового человека - человека с «высокой душой» (А. С. Пушкин) - включает все основные принципы морали, исходящей из общечеловеческого идеала.

Воспитание - одно из основных функций общества В ходе процесса воспитания передается и усваивается опыт поколений, внедряются в сознание и поведение людей моральные нормы, принятые в данном обществе. Под воспитательным процессом понимается процесс, в котором в соответствии с целями и задачами общества совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Связь различных поколений людей, фиксированная и отраженная в общественных связях, благоприятно влияет на результат духовнонравственных устоев народа, выраженных в сформированной культуре общения между людьми. Взаимодействие школы и социальной среды зависит от конкретного исторического момента и от развития культуры общения народов в целом. Это значит, что нельзя ограничиваться функциональным подходом к воспитанию подрастающего поколения, необходимо исповедовать целостное представление о воспитании человека во всей совокупности его жизнедеятельности, труда и общения. Культура общения есть явление социальное, присущее только человеку, ибо она порождена потребностями человеческого общежития, социальными отношениями людей в процессе общественно-трудовой практики и обусловлена в своем возникновении и развитии общественным бытием людей и носит исторический характер. Интегрированные процессы воспитания включают в себя формы и методы педагогики, семейной педагогики, этнопедагогаки. Интеграция воспитательного процесса имеет общее педагогическое значение и составляет теоретическое ядро, куда входит идея социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания, методов воспитания и образования в соответствии с требованиями общественного развития.

Народная педагогика непрерывно обновляется, обогащается единством, перспективностью и преемственностью целей, личностным подходом к объекту воспитания. Народные педагоги во все времена принимали во внимание воспитательные и образовательные возможности житейских советов детям и молодежи, пожеланий им в самовоспитании. Жизнь показывает, что, например, деградация личности приводит к нарушению генной информации человека: к потере родного языка, отрыву от народной жизненной мудрости, отходу от национальной культуры. В воспитательной работе следует иметь в виду, что в школьном возрасте у ребенка усиливается тяга к прекрасному, романтическому, происходит формирование личности на народной философии, на нравственных критериях, раскрываются творческие способности. Школьные годы могут оказать значимое влияние в определении жизненных ценностей молодого человека. По нашим наблюдениям, учащиеся в младшем подростковом возрасте особенно отличаются любознательностью, доверчивостью, стремительностью, романтичностью. Они способны не только много и быстро усваивать новые, но и интенсивно развивать свои нравственные качества. Поэтому именно в 10 - 12-летнем возрасте нужно заложить у ребенка прочный фундамент в формировании нравственных качеств личности, черты которой четко проявляются в межличностных общениях.

Врачи утверждают, что совершенствование двигательной координации происходит в течение многих лет жизни ребенка, и особенно интенсивно - в период до 11 - 14 лет. Столь продолжительный период развития движений ребенка обусловлен также особенностями морфологического созревания двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни у ребенка начинают функционировать все уровни двигательных мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие далеко не завершены. Так, поле 4 коры мозга приобретает структуру сходную со структурой взрослого, в целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются вплоть до достижения взрослости. В 11 - 14 лет у человека меняется внешность, походка, он становится рассудительным, сдержанным, деловым, коммуникабельным. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, двенадцатилетний - тринадцатилетний подросток стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми. В своем стремлении к самовоспитанию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, подросток формирует себя как личность, как субъекта деятельности. Движущими силами развития психики человека как субъекта деятельности, как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая- место новым противоречиям. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (ранее, дошкольное детство, младший, средний школьный возрасты) необратима и предсказуема1.

Период развития детей от 11-12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V - VIII классов, называют подростковым возрастом иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от периода детства к юности, от незрелости к зрелости. Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета

Важным видом деятельности в подростковом возрасте является учение. Под влиянием обучения внимание и память у подростков постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Подростковый возраст - это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности в процессе учебно-воспитательной работы.

Формирование характера в подростковом возрасте приобретает весьма заметное место в общем процессе развития. Кипучая энергия, бурная активность, инициативность, жизнерадостность, бодрость, оптимизм, развитие

1 Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; М.; Педагогика, 1983, с. 307. волевых черт - таковы важнейшие проявления в подростковом возрасте. Для подросткового возраста характерно развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. Организация здорового, сплоченного, целеустремленного детского коллектива и правильных взаимоотношений в нем, активное включение подростка в жизнь такого коллектива ~ важнейший путь формирования полноценной личности и ее культуры межличностного общения.

В этом плане обновление содержания образования и воспитания в школе должно определяться не только программами и учебными планами, но и специфическими особенностями каждого села, поселка, города и их традициями, дополняться и обогащаться новыми результатами научного прогнозирования, теоретических исследований и практических поисков. Как показывает практика, учителя, педагоги дополнительного образования, родители нуждаются в научно обоснованных и практически подтвержденных рекомендациях по формированию культуры общения у младших подростков. Изложенное выше предопределило проблему нашего исследования, которая состоит в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические условия использования традиций народной педагогики в формировании культуры межличностного общения у младших подростков.

Решение этой проблемы является целью настоящего исследования.

Объект исследования - система учебно-воспитательной работы • с младшими подростками.

Предмет исследования - процесс формирования культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

•исследовать своеобразие культуры общения у младших подростков;

• проанализировать возможности отдельных видов межличностного общения в формировании культуры поведения у младших подростков;

• выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры общения у младших подростков на традициях народной педагогики.

Гипотеза исследования; формирование культуры межличностного общения у младших подростков будет проходить более эффективно, если:

• идеи народной педагогики естественным образом включаются в содержание, формы и методы организации воспитательной работы школ, учреждений дополнительного воспитания;

•учащиеся систематически и активно вовлекаются в различные формы воспитательной работы, проводимой в классе, в школе на традициях народной педагогики;

• обеспечивается гуманистическая направленность воспитательных мероприятий со школьниками, с учетом идей и принципов народной педагогики;

• посредством межличностного общения детям передаются общественные, культурные, нравственные ценности, формируются у них духовный мир и благопристойное поведение;

• определяются условия формирования устойчивого интереса к изучению и использованию прогрессивных традиций народной педагогики как к средству демократического воспитания.

Методологической основой исследования являются диалектический метод познания как основа научной педагогики, учение о разностороннем развитии личности, принципы анализа исторического опыта народного воспитания, концептуально теоретические положения-изыскания отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов по вопросам народной духовной культуры, сопряженные с темой данного диссертационного исследования.

Методы исследования:

• теоретический анализ философской, психолого-педаголической, антропологической, этнопедагогической и этнографической литературы, краеведческих и полевых материалов по вопросам народного опыта воспитания детей;

• изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта, их использование в формировании культуры межличностного общения у младших подростков;

• длительные, в том числе включенные педагогические наблюдения;

• беседы и стандартизированное интервью;

•устные и письменные анкетные опросы учащихся;

• методы экспертных оценок и самооценок;

• опытно-экспериментальная работа в школах, в подростковых клубах, творческих объединениях;

• анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межличностного общения у учащихся на традициях народной педагогики осуществлялась в 1985 - 1996 годах на уроках чувашского языка и литературы, культуры родного края, истории, музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, во внеклассной и внешкольной работе по этнопедагогической программе, составленной под руководством Г. Н. Волкова.

Исследования проводились в три этапа:

I этап (1985-1988 гг.) - анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической, этнографической, этнопедагогической литературы по теме исследования, изучение опыта работы учителей по формированию и воспитанию культуры общения у младших подростков на традициях народной педагогики.

II этап (1988-1993 гг.) - опытно-экспериментальная работа; предварительное обобщение первых результатов; выявление особенностей изучения традиционной культуры воспитания; выработка основных критериев, определяющих отношение учащихся к традициям народной этики и педагогики; организация и проведение школьных и районных мероприятий с учащимися на традициях народной педагогики и анализ их результатов, подведение итогов, выработка рекомендаций по использованию форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе.

Ш этап (1993-1997 гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обобщение результатов исследования, внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ Чебоксарского района и многих школ Чувашской Республики; научное оформление диссертации.

В ходе опытно-экспериментальной работы проводились:

• семинары директоров школ и их заместителей по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, учителей чувашского, русского языков и литератур, истории, музыки, мировой художественной культуры, труда, физического воспитания, педагогов дополнительного образования;

• научно-практические конференции по проблемам внедрения и использования форм, методов и принципов народной педагогики в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ, школьные и районные праздники учащихся «Акатуй» (1992 г.), «Зимние посиделки» (1993 г.), «Хочу научиться» (1993 г.), «В краю ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок» (1994 г.); «Весенний хоровод» (1995 г.), «Жемчужины родного края» (1996 г.); организована съемка видеофильмов на уроках, внешкольных и районных мероприятиях, проведенных на традициях народной педагогики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• дана характеристика педагогической роли детской среды в формировании и воспитании культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики;

• исследованы назначение и функции народных традиций в формировании и воспитании культуры межличностного общения у младших подростков;

• разработана методика (приемы, формы, способы, пути) использования прогрессивных традиций народной педагогики в формировании и воспитании культуры межличностного общения у младших подростков;

• выявлены и обоснованы педагогические условия использования народных традиций в формировании и воспитании культуры межличностного общения у младших подростков;

• доказана важность взаимосвязи воспитания и самовоспитания ребенка как наиболее оптимального пути развития культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики;

• обобщен и теоретически осмыслен передовой педагогический опыт учителей, воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, руководителей общеобразовательных школ Чебоксарского и других районов Чувашской Республики по воспитанию культуры межличностного общения учащихся на традициях народной педагогики.

Практическая значимость исследования. Полученные в исследованиях теоретические выводы и результаты опытно-экспериментальной работы легли в основу научно-методических рекомендаций для проведения специальных семинаров учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, руководителей школ по актуальным вопросам воспитания школьников на основе народной системы подготовки подрастающего поколения к жизни, по ориентации учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей в вопросах формирования и воспитания культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики.

Достоверность результатов исследования обеспечена:

• методологической обоснованностью и адекватностью методов исследования целям, задачам, логике, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных;

• последовательной, логической, непротиворечивой реализацией методологической основы исследования на всех его этапах;

• применением эмпирических и теоретических методов исследования, адекватных поставленным целям;

• анализом длительного личного педагогического опыта, а также опытно-экспериментальной работы и репрезентативностью методики исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение и получили одобрение на республиканских научно-практических конференциях, посвященных 70-летию со дня рождения В. А. Сухомлинского по теме «Теоретическое использование педагогического наследия В. А. Сухомлинского в процессе перестройки общеобразовательной, профессиональной, средней специальной и высшей школы» (1988 г.), 100-летию со дня рождения А. С. Макаренко (1988 г.), 140-летию со дня рождения И. Я. Яковлева и 120-летию Симбирской чувашской школы (1988 г.), а также на научно-практических конференциях по теме «Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания» (1993 г.), «Экологическое образование и воспитание населения» (1996 г.), «Проблемы разработки и внедрения национально-регионального компонента образовательного стандарта в условиях сельской школы» (1996 г.), «Этнопедагогика: социально-педагогические проблемы национального возрождения и современная школа» (1997 г.).

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Воспитание в труде // Теоретическое использование педагогического наследия В. А. Сухомлинского в процессе перестройки общеобразовательной, профессиональной средней специальной и высшей школы. - Чебоксары: ЧПТИ, 1988, с. 390 - 392.

2. Использование принципов народной педагогики в учебно-воспитательном процессе // Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания. - Чебоксары: Чувашский РИПКРНО, 1993, с. 55-57.

3. Общение с ребенком на основе народной педагогики // Этнопедаго-гика в современной национальной школе. - Чебоксары: Чувашский РИПКРНО, 1994, с. 65 - 67.

4. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе // Экологический вестник Чувашии. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995, Вып. 10, с. 96-98.

5. Духовно-нравственная связь предков и потомков, дедов и внуков как фактор социальной стабильности // Проблемы разработки и внедрения национально-регионального компонента образовательного стандарта в условиях сельской школы. - Чебоксары: Чувашский РИО, 1996, с. 18 - 23. (В соавторстве)

6. Духовно-нравственная связь предков и потомков, дедов и внуков как фактор социальной стабильности // Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы и перспективы. - Чебоксары: ЧПТИ, 1996, с. 100 - 102.

7. Воспитание детей на традициях народной педагогики // Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе: Сборник педагогических трудов. - Чебоксары: ЧГТТИ, 1997, с. 87 - 93.

Результаты исследования проблемы формирования культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики внедрены в школах Чебоксарского и других районов Чувашской Республики.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Овчинникова, Ксения Павловна

Заключение

Исходя из вышеперечисленных педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование и воспитание культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики, коротко излагаем содержание опытно - экспериментальной работы, она состояла из трех частей:

Разработка, апробация и внедрение концепции формирования культуры межличностного общения у младших подросгков на традициях народной педагогаки.

2. Обобщение и распространение передового педагогического опыта т формированию и воспитанию культуры межличностного общения у учащихся общеобразовательных школ.

3.Выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы формирования и воспитания культуры межличностного общения у школьников на традициях народной педагогики.

В формировании культуры межличностного общения у младших подростков поистине фундаментальным положением являются народные традиции, выполняющие три общих воспитательных функций:

1) как средство утверждения и стабилизации отношений между членами коллектива;

2) как средство воспроизведешь уже устоявшихся отношений каждым членом коллектива в повседневной жизни и деятельности;

3. Систематическое обеспечение школьников знаниями о народных гуманистических традициях, укоренившихся в межличностных отношениях, соответствующих интересам общества и личности;

4. Вовлечение детей в общественно и личностно-значимую деятельность через систему многообразных школьных традиций;

5. Обеспечение единства и взаимосвязи урочной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся на основе народных традиций стимулирования поведения детей.

Ш. Идеи народной педагогики как цель воспитания детей в духе гуманности и творческого содружества. Этим направлением воспитательного процесса имеем в виду:

1. Сочетание народных традиций общения с практической деятельностью учащихся;

2. Охват народными традициями разнообразных сторон деятельности учащихся;

3. Обеспечение активного участия школьников в общественно полезной деятельности, основанной на народных гуманистических традициях;

4. Выявление, признание и дальнейшее развитие творческих и организаторских способностей ребенка в коллективе;

5. Систематическое наблюдение за изменениями в развитии у школьников гуманистических качеств и периодическое сопоставление их степени развития;

6. Систематический анализ возможностей и путей использования традиций народной педагогики в формировании и воспитании культуры межличностного общения у школьников.

IV. Народные традиции как средство выражения общественного мнения и общих переживаний. Раскрытие сущности этого направления связано с обращением внимания педагогов на:

1. Активное взаимодействие младшего подростка с окружающей средой и проявление им собственного отношения к ней;

2. Осуществление самостимулирования для развития ума, чувств и воли и утверждения своими делами и поступками субъективную значимость норм народного этикета;

3. Обеспечение единства структуры личности школьника на основе системы мотивов общения, отношений к миру и обществу;

4. Преодоление деструктивного противоречия между сложными задачами по личностно-значимому воспитанию младшего подростка и приобщению его к общечеловеческим ценностям и национальной культуре;

5. Активизация процесса нравственного воспитания младших подростков в контексте общественного мнения и общих переживаний.

Накопление и закрепление социального опыта у младших подростков осуществляется, как мы уже отметили, через традиции народной педагогики. Это означает формирование у них соответствующих духовных качеств. Если обычай фиксирует действие, его социальную необходимость или запрет, то традиция формирует и закрепляет духовные качества личности, необходимые для самых разнообразных действий в семье, школе, социуме. Когда традиции народной педагогики, как средство формирования и воспитания культуры межличностного общения у младших подростков, в силу свойственной им повторяемости утверждаются в психологии детей, абсолютизируются, а также принимаются как нечто само собой разумеющиеся, тогда они становятся обычаем. Как нам известно, обычаи устанавливают и утверждают нормы поведения людей путем детальных предписаний тех или иных действий в конкретных ситуациях. В свою очередь, когда обычай, способствующий реализации строго регламентированного действия личности, неоднократно стереотипно повторяется в разнообразных конкретных ситуациях общественного отношения, тогда он представляет собой уже не как обычай, а как традиция. Таким образом, в формировании культуры межличностного общения у младших подростков совершаем действие по схеме: от традиции - к обычаю, от обычая - к традиции. Следовательно, в этом процессе происходит формирование и воспитание культуры общения у детей. Формируя свое мировоззрение, ребенок воспитывает себя. Воспитывая себя, ребенок расширяет и углубляет свое мировоззрение.

Глубинная ценность личносгно-значимого развития младшего подростка в процессе формирования и воспитания его культуры общения с людьми, стимулируемых на основе традиций народной педагогики, объективируется в социально и личносгно-ценных видах деятельности и поведения.

Формирование культуры общения детей на традициях народной педагогики касается гармонического сочетания национального и интернационального в едином процессе экономического, политического и культурного прогресса всех наций. От духовности - к воспитанию, от воспитания - к культуре, от культуры - к традициям - такова формула формирования культуры межличностного общения у школьников на традициях народной педагогики.

В данной работе характерен синтез народного опыта, народных идей воспитания культуры общения у детей с глубокими научными идеями в области современной педагогики, психологии, философии, социологии. Педагогическая память народа, сохранившая в себе многие прогрессивные традиции и обычаи, идеи и средства воспитания, занимает подобающее место в формировании и воспитании гражданина 21 века. Воспитательный опыт одного народа обогащает народную педагогику всего мира идеями и действительной реальностью сферы воспитания подрастающего поколения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Овчинникова, Ксения Павловна, 1998 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-ое изд., М:1. Просвещение, 1985. 448 с.

2. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М: Знание, 1992. 79 с.

3. Алешина АС. О вежливости, о такте, о деликатности. 4-е изд., перераб. и доп. Л.: Лениздат, 1990. -253 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 386 с.

5. Апакаев П. В. Слово о народной педагогике // Марий Эл Учитель, 1991. №1. с. 86-89.

6. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. М.: Изд-во МГПК, 1992. 240 с.

7. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль,1974. 221 с.

8. Ашмарин Н.И. Чаваш самахесен кенеки. Вып. II Хусан, 1929. - 244 с.

9. Бабанский Ю.К Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

10. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1984. 294 с.

11. Бачинин В.А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986. -108 с.

12. Березин H.A., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив / Психолого-педагогическое исследование. Минск, 1975.

13. Бобнова М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Проблема общения в психологии. М., 1981. с. 241 264.

14. Бодал ев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199 с.

15. Бодал ев A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1970. 192 с.

16. Бударный А А. Инд ивидуальный подход к обучению // Советская педагогика, 1965. № 7, с. 70 83.

17. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.

18. Буева Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. М., 1988.-63 с.

19. Бурмина Е.Я. О культуре в научном и мифологическом. М., 1989. 52 с.

20. Бушелева Б.В. О культуре поведения. М.: Знание, 1974. 96 с.

21. Васильев Е.В. Школа вежливости. Чебоксары: Чув. респ. инс-т образования, 1994.-40 с.

22. Взаимовлияние культуры и духовной жизни общества. Л.: ЛГИК, 1986. -176 с.

23. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека М.: Мысль, 1989. 173 с.

24. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Прогресс, 1984. -288 с.

25. Волков Г.Н., Иванов Д.Е. Концепция чувашско-немецкой гимназии. -Чебоксары: Чув. РИПКРНО, 1993. -73с.

26. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога Воспоминания. Размышления. Уроки прожитого. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993. - 336 с.

27. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. -335 с.

28. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Чув. РИПКРНО, 1993, - 86 с.

29. Волков Г.Н. Созвездия земли. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. -446 с.

30. Волков Г.Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986. 333 с.

31. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1958. - 264 с.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1974. -376 с.

33. Волченко Л.В. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М., 1992.-115 с.

34. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителей. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.-103 с.

35. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества: размышления врача о развитии и воспитании ребенка Л., 1993. 188 с.

36. Гегель Г. Эстетика И Соч. М. : Наука, 1968 т. 14

37. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: кн. для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1986. -208 с.

38. Губин В. Д. «Культура» и «природа» в феноменах творчества // Философия и история культуры. М.: Наука 1985. с. 92 - 120.

39. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Эко-прос, 1993. 544 с.

40. Гуревич K.M., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 82 с.

41. Гуревич K.M. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические особенности испытуемых // Психодиагностика и школа -Таллин, 1980. с. 19-25.

42. Гуров Ю.С. Социология успеха Чебоксары: Чув. гос. ун-т, 1994. -24 с.

43. Гуров Ю.С. Социология одаренности. Чебоксары. Чув. гос. ун-т, 1995. -37 с,

44. Гусев В.И. Достоинство культуры: философские проблемы культуры // Вопросы философии, 1972. № 9, с. 137 140.

45. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История и культура Чувашской республики. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1996. -117 с.

46. Денисов П.В. Никифор Охотников. Очерк жизни и творческой деятельности . Чебоксары. Чув. кн. изд-во, 1986. - 127 с.

47. Дистервег А. Назначение и цель жизни человека и учителя // Учитель; статьи и документы. Педагогический поиск. М.: Политиздат, 1991. -с. 73-75.

48. Диалектика деятельности и культуры. Киев, 1983. - 296 с.

49. Ефимов Ю.И., Громов И.А. Человеческий фактор и культура. Л. Наука, 1989.-190 с.

50. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия): статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992. 239 с.

51. Закон Чувашской республики об образовании // Халах шкуле (Народная школа). 1993, № 2 3, - с. I - 37.

52. Заренок H.H. Духовная культура а социальном управлении. Минск, 1984.-200 с.

53. Здравомыслов А.Т. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 221 с.

54. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980303 с.

55. Иванов В.Н., Иванов Д.Е. Обучение одаренных детей в гимназии-интернате. Чебоксары: НАНИ Чувашской Республики, 1996. - 176 с.

56. Иванов С.М. Педагогическая культура чувашей в подготовке молодежи к семейной жизни. Чебоксары, 1997. 80 с.

57. Изард К Эмоции человека. М.: МГУ, 1980. 439 с.

58. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана М.: Педагогика, 1991. 2 (Не.

59. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987. 207 с.

60. Иконникова С.Н. Молодежь и культура М.: Знание, 1989. 61 с.

61. Ильинков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.

62. Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. Даугав-пилс, 1988. -127 с.

63. Интеллектуальная культура специалиста Новосибирск, 1988. 266 с.

64. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. Пер. с нем. З.В.Горловой. М.: Прогресс, 1969. -478 с.

65. Каган М.С. Мир общения. М., 1988. 319 с.

66. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.

67. Как построить свое «Я». Под ред. В.П.Зинченко. М., 1991. 131 с.

68. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979. -138 с.

69. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Педагогика, 1987.-190 с.

70. Караковский В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1982. -94с.

71. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: 1989. 224 с.

72. Кириллова Т.В. Активизация познавательной деятельности учащихся // Формирование гражданина Чебоксары; Чув. гос. педагогич. ин-т, 1996.-188-195 с.

73. Кириллов В.К, Кириллова Т.В. Связи учебных дисциплин. // Проблемы разработки и внедрения национально-регионального компонента образовательного стандарта в условиях сельской школы. Чебоксары: Чув. респ. ин-т образования, 1996. с. 7 -13.

74. Кириллов В.К., Алексеев Б.Л., Маскевич К.В. Социально-психологические проблемы самосовершенствования личности. Чебоксары, Чув. гос. ун-т, 1994. - 267 с.

75. Князева М.Л. Ключ к самосознанию. М.: Молодая гвардия, 1990. 256 с.

76. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. 287 с.

77. Коган П.Н. Всестороннее развитие личности и культура М.: Знание, 1981.-63 с.

78. Коган JI.M. Цель и смысл жизни человека М., 1984.- 252 с.

79. Колесов В.В. Культура речи культура поведения. Л.: Лениздат, 1988. -271 с.

80. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. / Под ред. А.И. Пескунова М.: Педагогика, 1982.

81. Кон И. С. Психология юношеского возраста//Проблемы формирования личности. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.-175 с.

82. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса М.: Просвещение 1983. 224 с.

83. Корчак Я. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1991. 279 с.

84. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары: Чув. кн. изд-во,1992. -446 с.

85. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии Сост-ль М.Г. Харитонов, под ред. Г.Н.Волкова - Чебоксары, 1996. - 139 с.

86. Криворотько А.Н. Содержание, основные формы и методы работы классного руководителя в системе эстетического воспитания школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1973. 16 с.

87. Кругликов В.А. Образ «Человек культуры» / Отв. ред. В.Т.Григорян. М.: Наука 1988. 150 с.

88. Круглова Л.К. Дефицит культуры: пути преодоления. Л.: Знамя, 1990. -14 с.

89. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М., 1965. -695 с.

90. Крылова Н.В. Формирование культуры будущего специалиста М, 1990. -140 с.

91. Крылова Н.В. Эстетический потенциал культуры. М., 1990. -146 с.

92. Крылова Н.В., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа трудовой коллектив, вуз. М.: Знание, 1989. 63 с.

93. Культура духовных запросов личности. / Под ред. А.В.Кудына, Киев: Вища школа, 1986. - 205 с.

94. Культура жизни личности: проблемы, теории и методологии социально -психологического исследования / Под ред. Л.В.Сохань, В. А.Тихонович и др. Киев: Наукова думка, 1988. - 189 с.

95. Кулыура как целостное явление. Л., 1983 151 с.

96. Культура, образование, развитие индивида. М: Наука, 1990. 162 с.

97. Культура общения / Сосг-ль П.Н.Левашова, Л.: АПН СССР, НИИ общего образования взрослых, 1985. 39 с.

98. Культура общения учителя // Народное образование, 1990. № 6, с. 38-48.

99. Культура речи в различных сферах общения. Челябинск, 1982. -183 с.

100. Культура* человек и картина мира. (Отв. ред. А.И.Арнольдов, В.А. Круг-ликов). М.: Наука, 1982. 350 с.

101. Культура, общение, текст. М.: Наука, 1988. 201 с.

102. Куманев A.A. Раздумья о будущем. Мысли педагога о воспитании молодежи. М.: Молодая гвардия,1981. 96 с.

103. Кучмаева И.К. Культура подлинная и мнимая. М.: Знание, 1987. 64 с.

104. Лаанемя А. Формирование духовной культуры (опыт и проблемы). -Таллин: Ээсти раамат, 1988. 223 с.

105. Левитан КМ. Культура педагогического общения. Иркутск, 1985. -99 с.

106. Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопр. философии. 1979. № 1, с. 121 -132.

107. Леонтьев А А. Психология общения. Тарту, 1974.

108. Лиймегс Х.И. Подготовка к общению в системе воспитательных устремлений общеобразовательной школы // Проблемы подготовки к общению. -Таллин, 1979.-с. 5-8.

109. Лижний В.Н. Эстетическая культура и личность. М., 1987. 124 с.

110. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет.: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М, 1974.

111. Лисовская В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитания в педвузе. Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1984. - 24 с.

112. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. 192 с.

113. ИЗ. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросыфилософии. 1979. № 8, с. 34-37.

114. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -524 с.

115. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. 270 с.

116. Лунев О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. М„ 1987. -83 с.

117. Максимова О.Г. Организация учебно-воспитательного процесса в условиях школы комплекса // Народная школа, 1993. № 5, с. 43 - 45.

118. Максимов В. Г. Программа подготовки учителя воспитателя к профессиональной диагностической деятельности. М.: «NB Магистр», 1993. -83 с.

119. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации. -Пущино, 1982. -19 с.

120. Маркелов И.А. Кулыура возрожденного народа Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1969. - 207 с.

121. Маркова АК. Формирование мотивов в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

122. Мартынович М.А. Дифференцированное обучение младших подростков в процессе самостоятельной работы. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1970.-270 с.

123. Межуев В.М. Культура и история. М., 1972. 199 с.

124. Методологические проблемы исследования культуры. Культура и критика психоанализа М., 1987. 145 с.

125. Методологические проблемы освоения культуры: Межвузовский сб. науч. ст. Куйбышев: КГУ, 1988. - 208 с. ^

126. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988. -303 с.

127. Методология и методика социологических исследований культуры. М., 1986.-141 с.

128. Методы тестирования в социологических исследованиях культуры. М., 1988.-303 с.

129. Меликсегян A.C. Этика межличностных отношений учащихся профтехучилищ. М., 1990. 146 с.

130. Милтс A.A. Гармония и дисгармония личности. М., 1990. 221 с.

131. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1979. 403 с.

132. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1984.-319 с.

133. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 111 с.

134. Мудрик A.B. Общение как предмет социологического исследования // Проблемы общения и воспитание. Тарту, 1974. - 36 - 59 с.

135. О культуре поведения. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1991. - 72 с.

136. Орлов В.Н., Карпухин О.И. Культура и отчуждение // Социологические исследования. М.: Наука, 1990. № 8, с. 22 29.

137. Охотников Н.М. Записки чувашина о своем воспитании. Рукопись, -НА ЧНИМ, отд. И, ед. хр. 2248, № 8644.

138. О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова М„ 1991. 384 с.

139. Павлов И.В. Этические беседы как средство воспитания нравственно устойчивой личности юного гражданина // Формирование гражданина -Чебоксары: Чув. гос. педагогич. ин-т, 1997. 22 24 с.

140. Паламарь А. О. Мудрость общения. М., 1990. 334 с.

141. Педагоги за национальное возрождение: вопросы истории, теории и практики. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Бишкек, 1991. - 168 с.

142. Педагогика сотрудничества: истоки, принципы и методика ориентации учебно-воспитательного процесса на его основе. / Сост. Максимова О.Г. Чебоксары: Чув. гос. педагошч. ин-т, 1995. - 29 с.

143. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV XVI вв. - Чебоксары, 1996. - 205 с.

144. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. Чебоксары, 1996.-98 с.

145. Петрова Т.Н. Школа и просвещение чуваш XVIII в. Чебоксары, 1994. -84 с.

146. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 21 с.

147. Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1971. - 222 с.

148. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика 1985.-496 с.

149. Приступа Г.Н. Культура речи учителя. Рязань: РГПИ, 1984. - 79 с.

150. Проблемы общения в психологии. М., 1981, 280 с.

151. Проблемы подготовки к общению; Материалы симпозиума. Таллин. 1975.

152. Разумный В. А. Методика воспитания эстетической культуры личности. М.: Мысль, 1969. 190 с.

153. Ратгер М. Помощь трудным детям; Пер. с. англ. / Общ. ред. АС.Спива-ковской, М.: Прогресс, 1987. 424 с.

154. Рувинский Л.И., Арет А.Я. Самовоспитание школьников. М.: Педагогика, 1976. 160 с.

155. Симонов П.В., Ершов П.М. Происхождение духовности. М.: Наука, 1983.-350 с.

156. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Самара; Самарск. гос. ун-т, 1991. -243 с.

157. Скворцов Л.В Культура самосознания: Человек в поисках своего бытия. М., 1989. -319 с.

158. Сокольников Ю.П. Логика и планирование деятельности школы. М.,1992.-80 с.

159. Сокольников Ю.П. О логике деятельности воспитателей. Магнитогорск: 1991.-64 с.

160. Сокольников Ю.П. Планирование работы классного руководителя. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965. - 52 с.

161. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания .школьников. М.: Педагогика, 1986.-136 с.

162. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.,1993.-200 с.

163. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. М.,1990.-90 с.

164. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика,1991.-240 с.

165. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учебное пособие. Кострома, 1994. - 107 с.

166. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953. 782 с.

167. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. -286 с.

168. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа, М.: Просвещение., 1979.-374 с.

169. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. ~ 204 с.

170. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971. 336 с.

171. Счетчиков Н.Г. Формирование научного мировоззрения на уроках естественных дисциплин // Формирование гражданина Чебоксары: Чув. гос. педагогич. ин-т., 1996. 204 - 205 с.

172. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М.: АПН СССР, 1991.-183 с.

173. Тейяр де Шарден Б. Феномен человека М.: Наука, 1987. 240 с.

174. Тимофеев Г.Т. Тахаръял. Шупашкар: Чаваш кенеке издательсгви, 1972.-491 с.

175. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 12-ти томах. М., 1987, т. 1. 578 с.

176. Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. сг. Л.: Наука, 1988.-251 с.

177. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т.М., 1974, т. 1.-584 с.

178. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1988, т. 2. -492 с.

179. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работа разных лег. М., 1989. -559 с.

180. Фролов И.Т. Перспективы человека М.,1983. 350 с.

181. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация / Учебное пособие для студентов педвузов. М.: АПН СССР, 1989. 96 с.

182. Хахалин Л. Загадка вашего ребенка М.: Знание, 1992. 189 с.

183. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. М.: Педагогика, 1979. -160 с.

184. Храмова Т.М. Подготовка студентов к творческой деятельности. Авто-реф. дис. канд. lieд. наук. Алма-Ата, 1978, - 24 с.

185. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. -171 с.

186. Чубарь B.C. Письма в будущее: Рассказ о Сахновской школе. М.: Педагогика, 1988. -136 с.

187. Шакунов Р.Х. Социально-психологический коллектив. М.; Просвещение, 1990. 208 с.

188. Щербина В.И. Формирование готовности педагога к творческому труду. Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 86 с.

189. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога M., 1984. 129 с.

190. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника М.: Знание, 1972. 32 с.

191. Феизов Э.З. Феноменология сознания i i Сознание и познание: Тексты лекций / Под ред. Г. Ф. Трифонова Чебоксары: Чув. гос. ун-т, 1994. 32-49 с.

192. Яновский Р.Г. Человек в условиях ускорения социально-экономического и духовного развития страны // Вопросы философии. 1987. № 3, с. 5 7.

193. Яковлев И .Я. Воспоминания. 2-е доп. изд. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1983.-288 с.

194. Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары: ЧНИИ, 1992. - 30 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.