Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Фетисова, Ольга Пантелеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фетисова, Ольга Пантелеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ.
1.1 Сущность и основные понятия нравственного воспитания.
1.2 Особенности нравственного воспитания в подростковом возрасте.
1.3Нравственное воспитание в русской народной педагогике.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ.
2.1 Задачи и содержание формирования нравственно целостной личности.
2.2 Организация педагогического процесса по нравственному воспитанию подростков и его технологии.
2.3 Содержание и результаты опытно-экспериментального исследования.
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Использование подвижных игр народов Карачаево-Черкесии в физическом воспитании подростков2005 год, кандидат педагогических наук Гогоберидзе, Зураб Меджидович
Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев2003 год, кандидат педагогических наук Узденов, Альберт Магометович
Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов2004 год, кандидат педагогических наук Айбазов, Борис Адейович
Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде2006 год, кандидат педагогических наук Куржева, Тамара Исмаиловна
Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора2005 год, кандидат педагогических наук Остапчук, Ольга Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков»
Современный этап развития российского общества характеризуется значительными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и нравственных устоев в сознании людей. В этих условиях сильно возрастает интерес педагогов и общественности к вопросам воспитательной работы. Как, какими путями добиться улучшения воспитательной работы, как выполнить требования жизни об усилении трудовой и профессиональной ориентации, о выработке у молодого поколения активной жизненной позиции? Что из накопленного веками опыта нравственного воспитания народов России целесообразно применить в новых условиях, а что требует совершенствования и пересмотра?
Требования жизни современной России ведут к изменениям в системе воспитательной деятельности, в том числе и в области нравственного воспитания подростков. Именно в настоящее время, когда воспитательная работа требует корректировки, необходимо обратить особое внимание на бережное и заботливое использование опыта воспитания предшествующих поколений. Великий педагог К.Д. Ушинский по этому поводу писал: «Следует более всего иметь ввиду при новых реформах, чтоб неосторожными преобразованиями ни попортить корней того дерева, которое столько уже принесло плодов и продолжает еще их приносить»[191, С.54]. Эти слова не теряют своей актуальности и в настоящее время.
Внимание к нравственному воспитанию не ослабевает, потому что уровень морального роста человека дает в то же время и возможность, наряду с другими показателями, охарактеризовать общественный прогресс. В наши дни, в нравственном мире господствующим становится чувство собственности и те нравственные принципы, которые были в западных странах, в извращенной форме появляются в нашей стране. В результате этого нравственность общества продолжает неуклонно падать, происходит нравственная деградация, половая распущенность. Средства массовой информации пропагандируют жестокость, кровосмещение, извращенный секс. Разрушается веками выработанный народом идеал нравственного воспитания, появляется другой, согласно которому молодые люди уделяют больше внимания односторонней физической подготовке. Занятия боевыми искусствами без духовной, нравственной подготовки делает молодежь не защитниками чести и достоинства слабых, а убийцами, насильниками, то есть опасными людьми для общества. Воспитательная работа в семье, школе, обществе находится в состоянии кризиса.
Таким образом, актуальность исследований, посвященных нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает. Сложенный на протяжении многих веков опыт нравственного воспитания русского народа, при умелом использовании может оказать положительное влияние на формирование нравственности граждан современной России. Правильное соотношение традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.
Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики нравственного воспитания посвящены труды отечественных педагогов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, A.C. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Щуриковой и др.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.
О разрушении нравственных идеалов высказываются ряд ученых, занимающиеся возрождением традиционных педагогических культур
И.А.Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин,
B.В.Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, Е. Троицкий,
C.Б.Узденова, И.А. Шоров).
Все это повышает актуальность исследования проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое значение она приобретает в подростковом возрасте, когда начинает определяться выбор жизненного пути, формироваться устойчивый круг интересов и самосознания, меняется внутренняя позиция подростка по отношению к будущему: устремленность в будущее становится основной направленностью личности (Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Мудрик).
Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей. Большую роль для выработки методологических позиций нашего исследования в этом контексте сыграли труды по этнопедагогике Г.Н.Волкова, З.Г. Нигматова, О.Д. Мукаевой, Я.И. Ханбикова, Ш.А. Мирзоева, И.А. Шорова.
Исследования, посвященные традиционной педагогической культуре русского народа (Л.С. Алексеева, Л.Г. Андреева, Г.И. Батурина, В.Г. Григорова, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, Е.Л. Христова, С.М. Шакарян) оказали нам неоценимую помощь.
Таким образом, продолжающаяся тенденция падения нравственности в нашей стране и неготовность молодежи реализовать имеющиеся личностные, творческие и другие возможности в нравственной сфере подтверждают актуальность данного исследования и позволяют выделить следующие противоречия:
- между процессом нравственного воспитания и системой традиционного образования;
- наличием опыта нравственного воспитания в русской народной педагогике и нежеланием молодежи их возрождения;
- потребностью общества в повышении эффективности нравственного воспитания и недостаточным уровнем развития, необходимых личностных, морально-нравственных качеств молодого поколения.
Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность с учетом современных реалий и определили выбор темы диссертации: «Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков».
В связи с вышеизложенным, возникает проблема исследования: каково содержание и условия использования нравственного опыта русского народа в формировании нравственности подростков.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность в современной школе.
Предметом исследования - использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нравственное воспитание подростков в школе будет эффективным, если:
- выявить и проанализировать, созданные русским народом основные средства и методы педагогического воздействия на подростков, в целях их нравственного воспитания;
- оно будет рассматриваться как целостный личностно-ориентированный процесс, организованный на основе освоения нравственного опыта русского народа;
- в образовательно-воспитательном процессе будет обеспечена непрерывность учебно-педагогической деятельности по освоению этнокультурного опыта русского народа и передачи его детям в различных сферах жизни;
- управление процессом нравственного воспитания подростков будет обеспечиваться высокими профессиональными качествами воспитателей и их знаниями из области русской народной педагогики.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть составные части, основные средства и методы нравственного воспитания подрастающего поколения в русской традиционной культуре, как проявление педагогической мудрости народа; рассмотреть сущностные характеристики нравственного воспитания подростков, раскрыть их структуру и механизм;
- выявить основные подходы к определению содержания нравственного воспитания в русской народной педагогике;
- выявить и экспериментальным путем проверить эффективность условий формирования нравственной воспитанности подростков;
- показать актуальность традиций в русской народной педагогике в нравственном воспитании подрастающего поколения для современной педагогики, школы и семьи.
Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «моральные ценности» в структуре целостного развития личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающих общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; культурологический подход, рассматривающий культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.
Теоретическую основу исследования составили:
- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть культурного развития (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов и другие);
- этнопедагогический процесс (Л.Г. Андреева, Л.С. Алексеева, И.А. Арабов, К.И.Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, В.В. Макаев, К.Б. Семенов, И.А.Шоров);
- процесс семейного воспитания (Ю.П. Азаров, А.Г. Ахвердов, А.Ю. Гранкин, Т.А. Куликова, Е.Д. Марьясис, К.Д. Ушинский и другие);
- нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егоров, Л.В.Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова, С.С.Танхасаева, М.А.Терентия, С.М. Шакарян и др.).
При изучении психологических особенностей нравственного воспитания мы опирались на труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезьг были использованы следующие методы исследования: теоретические методы -анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.
База исследования: 74 педагога, 232 учащихся 8-9 классов средних общеобразовательных школ № 5, 9,18 г.Черкесска.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и изучение литературы по проблеме.
Второй этап (2002-2003 гг.) - установление степени научной разработанности вопроса нравственного воспитания в традиционной культуре русского народа; изучение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация данных; уточнялась научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.
Третий этап (2003-2004 гг.) - параллельно с проведением теоретической работы продолжается преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
- конкретизированы сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания в традиционной педагогической культуре русского народа;
- выявлены современные тенденции развития нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей подросткового возраста;
- определены возможности использования опыта нравственного воспитания подрастающего поколения русского народа в современной воспитательной практике.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- уточнены сущность, структура и основные характеристики нравственного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ воспитательной работы со школьниками;
- выявлено, что нравственное воспитание в русской народной педагогике является концептуальным методологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержательные элементы национальной культуры;
- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах нравственного воспитания в этнокультурных традициях русского народа.
Практическая значимость исследования. Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Экспериментально проверены и предложены для внедрения в образовательный процесс общеобразовательной школы научно-методические рекомендации по нравственному воспитанию подростков, которые могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики нравственного воспитания, а также в практике воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе не только русского народа, но и других народов России.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности нравственной воспитанности подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
- процесс нравственного воспитания подрастающего поколения в русской народной педагогике предполагает формирование нравственно целостной личности (трудолюбие, бережливость, патриотизм, справедливость, забота о собственном здоровье, коллективизм, дружба, гуманность, совесть, честь, достоинство, религиозность);
- формирование нравственно целостной личности учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы в системе целостного учебно-воспитательного процесса опирается на опыт нравственного воспитания русского народа, отбором дидактического материала с логической последовательностью - от национальных ценностей к общечеловеческим;
- основные подходы к определению нравственной воспитанности подростков в школе отражают единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека, включают побуждение к деятельности и индивидуализацию нравственного воспитания; эффективность процесса нравственного воспитания подростков, обеспечивается обогащением базовых учебных дисциплин, национально-ориентированным содержанием формирования нравственности, воспитателями-профессионалами, являющихся носителями высокой морали.
Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Пенза (2002), Черкесск (2003, 2004), Тамбов (2004), Ростове-на-Дону (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Черкесска.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике1984 год, кандидат педагогических наук Кутлугильдина, Юмабика Закировна
Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества2004 год, кандидат педагогических наук Пивнева, Галина Николаевна
Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогической культуре Северо-Западного Кавказа2004 год, доктор педагогических наук Айбазова, Марина Юсуфовна
Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев2005 год, кандидат педагогических наук Чомаева, Лариса Мурадиновна
Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности2005 год, кандидат педагогических наук Поздникина, Наталья Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Фетисова, Ольга Пантелеевна
Результаты исследования позволили выявить достаточно высокую эффективность формирования нравственной воспитанности подростков. Уровень сформированности нравственной воспитанности определялся на основе разработанного нами примерного содержания формирования нравственно целостной личности. Реальное поведение учащихся сравнивалось с определенными нами критериями по уровням: высокий, средний, низкий.
Для выявления названных уровней нами использовались наблюдения за учащимися, беседы, анкетирование, сочинения, записи в индивидуальных карточках нравственной культуры. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что за период с 2001 по 2004 гг. отмечался непрерывный рост подростков с относительно устойчивыми нравственными качествами.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающую полноту решения проблемы. В процессе дальнейших исследований представляется необходимым более четко разработать содержание, технологии и определить условия для решения задач формирования нравственно целостной личности по отдельным направлениям педагогического процесса: половому воспитанию, умственному и правовому образованию и т.п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования показали, что в современных условиях развития российского общества сохранение и развитие прогрессивных традиций нравственного воспитания русского народа представляет научный интерес. Использование этого опыта в нравственном воспитании учащихся имеет особую личностную и общественную значимость. Школа является той средой, в которой взрослеющий человек проводит большую часть своей жизни. В подростковом возрасте отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к творческой и трудовой деятельности.
У подростков осуществляется активная физиологическая перестройка организма. Она порождает ряд осложнений в физическом, психическом и нравственном здоровье учащихся. Если не принять своевременные меры, может быть существенно затруднена социальная адаптация. Присущая в этом возрасте организму высокая пластичность деятельности высшей нервной системы позволяет молодым людям справляться с возникающими проблемами при оказании своевременной помощи со стороны учителей, психологов, родителей, общественности.
Изучение научных исследований по вопросам нравственного воспитания школьников позволило нам заключить следующее. В конце XX - начале XXI века отечественными учеными разработаны концепции, в которых вопросы формирования нравственности рассматриваются в рамках педагогической науки. Предлагается организовать в школе факультативные курсы, разработать педагогические технологии нравственного воспитания с учетом психофизиологических особенностей подростков, создавать благоприятную нравственную среду. Мы считаем, что реализация этих мер имеет позитивное значение для формирования нравственно целостной личности. Вместе с тем, на наш взгляд, в концепциях отечественных ученых недостаточно внимания уделено педагогическому обоснованию проблемы сохранения и развития прогрессивных традиций русского народа в нравственном воспитании школьников. По нашему мнению, положения русской народной педагогики следует органично включать в целостный педагогический процесс. Важно помочь школьникам в определении положительного отношения к нравственным ценностям.
Анализ литературы и наш педагогический опыт показали, что процесс формирования нравственно целостной личности характеризуют следующие черты: духовно-нравственное благополучие, неприятие антисоциальных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств), положительные эмоции, нравственные ценности русской народной педагогики.
Формирование у подростков нравственной воспитанности требует модернизации содержания учебных курсов в школе. Анализ государственных документов об усилении воспитательной работы, систематизация и обобщение научных источников и педагогического опыта школ России, Карачаево-Черкесской республики, г. Черкесска позволили сформулировать следующие задачи формирования у подростков нравственной воспитанности: развитие бережного, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; осознание значения физического и нравственного совершенства, как необходимого условия подготовки к жизни, труду; воспитание нравственной устойчивости, умения противостоять антисоциальным явлениям; развитие умений и навыков самообразования и самосовершенствования, связанных с формированием нравственно целостной личности; развитие стремления к активной общественно полезной деятельности в оборонно-массовых и санитарно-гигиенических организациях, избранных видах спорта; воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.
В соответствии с этими задачами нами разработано и проверено опытным путем примерное содержание формирования нравственно целостной личности у подростков, которое включает четыре основных компонента: знания, умения, навыки, отношения.
С учетом названных компонентов содержания формирования у подростков нравственно целостной личности нами был проведен анализ ряда учебных программ и учебников общеобразовательной школы. В ходе анализа, выявлено, что всегда можно найти место в программах и учебниках для включения положений русской народной педагогики, для того, чтобы повысить их воспитательный потенциал в формировании нравственно целостной личности. Следует обновить и дополнить содержание программ и учебников посредством включения в них системообразующих понятий, научных положений, закономерностей, которые позволяют полнее раскрыть сущность нравственного воспитания.
Изучение теоретических положений по исследуемой проблеме и конструирование педагогического процесса на основе разработанного нами примерного содержания формирования нравственно целостной личности позволили определить и использовать на уроках и во внеклассной работе технологии нравственного воспитания. Мы выделяем два вида таких технологий: технологии, позволяющие формировать у учащихся знания, умения, навыки, отношения, связанные с нравственной воспитанностью и технологии создания нравственно здоровой образовательной среды. В ходе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что только комплексное использование этих технологий позволяет эффективно формировать нравственно целостную личность.
Основываясь на положениях личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), мы организуем уроки и внеклассные мероприятия как целенаправленное взаимодействие педагогов и школьников, как диалог участников педагогического процесса. В ходе этого взаимодействия учитель побуждает подростков к критическому восприятию окружающей действительности и самого себя, к рефлексии и самопознанию. Учитывая особенности подросткового возраста учитель не навязывает свою точку зрения, а предлагает учащимся выбрать свой вариант решения проблемы нравственного воспитания, аргументируя при этом личную позицию.
Основываясь на идеях A.C. Белкина, ТА. Стефановской, Е.А. Ямбурга о том, что высшим уровнем педагогического процесса является самообразование школьников, мы разработали совокупность методов и приемов педагогического управления самообразованием подростков, которое осуществляется в виде работы по индивидуальной программе самосовершенствования. Соответствие названной программы критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости, ее направленность на формирование нравственно целостной личности позволяет нам считать индивидуальную программу самосовершенствования подростка эффективной технологией нравственного воспитания.
В числе технологий, направленных на создание нравственно здоровой среды, мы разработали совокупность средств и методов по организации оптимального режима учебной деятельности, соблюдения этикетных норм и требований и др. Гуманные отношения между членами коллектива, благоприятный психологический климат, последовательность в реализации мер по сохранению и развитию прогрессивных традиций нравственного воспитания русского народа, систематическое диагностирование влияния образовательной среды на нравственное воспитание участников педагогического процесса - все это дает нам основание отнести совокупность средств и методов по нравственному оздоровлению образовательной среды к технологиям нравственного воспитания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фетисова, Ольга Пантелеевна, 2004 год
1. Абульханова Славская К.А. Деятельность и психология личности - М.: Наука, 1980-335 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: «Аргументы и факты», 1993. 608 с.
3. Акбашев А.Х. Отражение народной педагогики в литературе. (Краткий психолого-педагогический анализ)- Черкесск. 1994. — 14 с.
4. Алексеев В.П. Становление человечества. -М.: Политиздат, 1984.- 462 с.
5. Алексеева Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография / Под ред. проф. В.В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - 168с.
6. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.-208 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во Ленинградского университета, 1968, с.301.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного образования. М., Наука, 1971. 380 с.
9. Андреева Л.Г. Русская народная педагогика о воспитании в труде. Монография. / Под ред. проф. В.В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. -170с.
10. Анисимова Т.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников. (На материале сельской школы). Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1999.
11. Анисимова Т.С. Человек в системе современного образования. Курск:1995. — 80 с.
12. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981.-64 с.
13. Антология педагогической мысли России второй половины 19 — начала 20в./ Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. - 608с.
14. Арабов И.А. Воспитание семьянина. Традиции и современность. Душанбе: Дониш, 1991.-255 с.
15. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. — Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- 104 с.
16. Арабов И.А. Основные принципы формирования регионально -национального компонента образования// В сб. Культурологический подход в образовании: Материалы II региональной научно- практической конференции. -Карачаевск: КЧГПУ, 1999. с.8-22.
17. Артановский С.А. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Д., 1967, 268 с.
18. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978 - 64 с.
19. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд. МГУ, 1984.- 104 с.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. 182 с.
21. Баринова И.Г. Целостный подход в духовно- нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Автореферат дис. . канд.пед. наук. Казань: Казанский пед. университет, 1997. - 19 с.
22. Баркова H.H. Нравственный идеал в русской педагогике: (Вторая половина XIX начало XX века)// Педагогика. - 1998. - №2. - С.70-75.
23. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре. / Культура, человек и картина мира. Отв. Рук. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. М.; 1987. - 135 с.
24. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностр. литературы, 1961.-е. 115.
25. Белинский В.Г. О детских книгах// Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. -101с.
26. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982, с. 24-31.
27. Белозерцев Е.П. О национально государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - №3, с. 30-35.
28. Березин C.B. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. -М.: Институт Психотерапии, 2001. С.53
29. Бердяев H.A. Судьба России. Советский писатель. M., 1990.
30. Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: 1993.-383 с.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-С.5
32. Бешимов Ж. Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов: автореф. Дис. .канд. пед. наук. — Казань, 1975. — 21 с.
33. Библер B.C. нравственность. Культура. Современность. — М.: Знание, 1990. -64 с.
34. Библия или Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе. СПб. 1878. - 925 с.
35. Блонский П.П. О национальном воспитании// Вестник воспитания. — 1915. -№4, 40 с.
36. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: изд во «Просвещение», 1964. С.115.
37. Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1978. - 112 с.
38. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.;В.; 1995. - 348 с.
39. Божович Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. — 1997. №1. - с.5.
40. Болдырев Н.И. Классный руководитель. -М.:Просвещение, 1988.-271 с.
41. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания. // Педагогика. 1995. - №5 - с.31.
42. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности/ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М. - Тула: АСОП и Р, 1993. -Т.1 - С. 34 - 39.
43. Брак у народов Западной и Южной Европы. М.: «Наука», 1989. — 236 с.
44. Бромлей Ю.В. Очерки советского этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.
45. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 261 с.
46. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Мысль, 1968. - 46 с.
47. Бурова Илиева М.И. Ценностные ориентации и их роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей. Автореф. Дисс. . канд. пед. наук., М., 1982.
48. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. — К., 1991.-195 с.
49. Бюллетень Министерства образования РФ, 1999, № , с. 14.
50. Васильев Ю.В. педагогическое управление в школе: Методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. - 219 с.
51. Венекявичюс С.К. Общие и специфические аспекты развития национальных культур. Дис. .канд. пед. наук : Вильнюс, 1974, с. 13.
52. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чувашское книжное изд -во. Чебоксары, 1974. -376 с.
53. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национального образования // Педагогика. 1998. - №3. - С. 314.
54. Волков Г.Н. Вечность воспитания. // Народное образование. 1994. № 4, с. 68.
55. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ: (об основах народной педагогики). / Нар. Образование. - 1989. - №12. - 67 с.
56. Волков Г.Н. Этнопедагогика:Учебн. Для студентов средних и высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
57. Выготский Л.С. Избранные психологические труды в 2 т. М., 1986. - Т.2.
58. Габдрахманов А.Г. Школьные традиции как средство нравственного воспитания подростков в условиях обновления общего образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань: казанский пед. университет, 1997. -19 с.
59. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. М., 1996.
60. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995, с. 345.
61. Голев А.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся как педагогическая проблема. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - 58с.
62. Голомгиток Н.Е. Выбор профессий и воспитания личности школьника. Воспитательная концепция профессиональной ориентации. —М.: Педагогика, 1979.-160 с.
63. Голев А.Г. Сохранение и укрепление здоровья учащихся как педагогическая проблема. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. - С. 34-36
64. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования //Педагогика. 1999. - № 8, с. 30-34.
65. Турина Т.П. Представление старшеклассников о ценностях// Педагогика. — 1995.-№4-48 с.
66. Турин В.Е. Основы процесса воспитания нравственного сознания и поведения личности старшеклассника. Автореф. дисс. . докт. пед. наук.: 1985. 48 с.
67. Гуров В.А. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. — Ставрополь: СКРИПКРО, 1994.-48 с.
68. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 3-х т. -М.: Художественная литература, 1984.-479с.
69. Данные социологического исследования «Идеалы и ценностные ориентации молодежи в 1900 91 г.г.» Руководители: Ильинский И.М., Шендрик А.И.
70. Девин П.О. О национально русском воспитании // Русская школа. - 1916. -№2-3, с. 128.
71. Диагностическое обеспечение формирования социально зрелой творческой личности. Под. Ред. H.H. Верцинской, А.И. Кочетова. Минск.: 1992. - 106 с.
72. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Политиздат, 1977.
73. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблемы ценностей в философии M -Л, 1966. 26 с.
74. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
75. Егорова Т.О., Каплунович ИЛ., Пушкина Т.А. Особенности нравственных ориентаций старшеклассников в условиях ломки общественного сознания: Опыт психологического анализа. Новгород: НРЦРО, 1994. - 75 с.
76. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.-168 с.
77. Закон РФ «Об образовании»/ 2-ое изд. - М.: Изд-во «Ось-89», 2001.- 48с.
78. Загвязинский В.И. Методология и методика социально- педагогического исследования. -М.: АСОП и Р, 1995. 155 с.
79. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования// Педагогика. 1997. - №5. — с. 3-16.
80. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.-221 с.
81. Золотов В.И., Степанов В.И. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов государственного и негосударственного вузов. / Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Барнаул: День, 1996. - С. 149 -155.
82. Зубайраев А.Л. В познании национального и общечеловеческого нет мелочей // Советская педагогика. 1991. - № 1. - С. 104 - 108.
83. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии М.:1987 №8.- 43 с.
84. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И. Васильевой и др. М.: Педагогика, 1991. - 13 6 с.
85. Ильина Т.А. Формирование культуры делового общения старшеклассников: Автореферат дис. . канд. пед. наук.-Л., 1995. 15 с.
86. Ильин В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
87. Ильин И.А. Русский учитель // Опыт православной педагогики. М., 1993. -197с.
88. Историческая жизнь народной поэзии. Русский фольклор. — М. -1976. — 170с.
89. Каган М.С. человеческая деятельность. М.: Политиздат, - 1974- 328 с.
90. Каган М.С. О философском понимании ценности //Вестник Ленинградского университета. Серия 6, 1987, выпуск 3. 50 с.
91. Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К. Горшкова и др. — М.: Политиздат, 1985. 223 с.
92. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.М. Ногайцы. Черкесск, 1988. 232 с.
93. Кан Калик В.А., Никандров Н.Д. педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
94. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб., 1914, с. 145.
95. Каптерев П.Ф. Из истории души: Очерки по истории ума. СПб., 1890, 255 с.
96. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основы целостного учебно воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1993. - 80 с.
97. Калмыков И.Х. Черкесы: Историко этнографический очерк. Черкесск, 1978. -343 с.
98. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Педагогика, 1992. - 129 с.
99. Караева А.И. О фольклорном наследии Карачаево — балкарского народа. М.: Наука, 1966.-319 с.
100. Касаткина Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1995.-38 с.
101. Квачахия В.М., Налирашвили Ш.А. Ценность и установка. Проблема социальных установок. В кл.: «Социологические исследования». М., 1971.
102. Кирьякова A.B. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Дис. . докт. пед. наук., Л., 1991.
103. Кобылянский В.А. национальная идея и воспитание патриотизма. // Педагогика. 1998. - №5, с. 52 - 58.
104. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям. М.: Новая школа, 1994. — 320 с.
105. Кон И.С. Психология старшеклассников. М.: Просвещение , 1981. - 198 с.
106. Конвенция ООН о правах ребенка // Воспитание школьника. — 1994. №2. — С. 61-65.
107. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2001. -150с.
108. Котова И.Б., Шиянов E.H. Социализация и воспитание. Ростов на - Дону.- 1997.-480 с.
109. Кочетов А.И. Воспитание школьного коллектива. Минск.: Нар. Асвета, 1985.-72 с.
110. Кочтов А.И., Верцинская H.H., и др. Педагогическая диагностика. Минск.: Нар. Асвета, 1987.-223 с.
111. Краткий психологический словарь /Под ред. A.B. Петровского. М.: 1985. — 431 с.
112. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
113. Крупская Н.К. Об интернациональной и национальной культуре // Пед. соч. -Т. 2.-с. 248-262.
114. Кузьмин М.Н. Образование в условиях политэтничной и политкультурной России // Педагогика. 1999. - №6. С. 3 - 11.
115. Культурология. XX век. Словарь. С.-Петербург, «Университетская книга», 1997г, 640.
116. Культура и быт народов Северного Кавказа. — М.: Наука, 1968. 945 с.
117. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, (под научной ред. докт. философских наук, проф. Г.В. Драча): Изд во «Феникс». - 1995. - 576 с.
118. Кутьев В.О. Воспитание в школе: реальный или утопия // Педагогика. 1998.- №8. -С.12.
119. Лакашия Н.Т. Воспитание гуманности у подростков на прогрессивных традициях народной педагогики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1988. -17с.
120. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социс. -1993.-№9.- с. 17-27.
121. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304с.
122. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: изд-во МГУ, 1981.- 584с.
123. Леонтьев Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке. /Вопросы психологии. 1989. №3 - 13с.
124. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста в 2-х томах. — М., Просвещение, 1952.
125. Лейбин В.М. Модели мира и образование. М., 1981. - с.6
126. Лиепинь П.Я. Воспитание социалистического интернационализма у подростков в процессе учебной и внеклассной работы. Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1983.- 190с.
127. Лихачев Б.Т. Молодежь в новом экономическом и политическом пространстве. М., 1993. - 106с.
128. Лишин О. Воспитание личности в условиях социального кризиса: (Смена ценностных ориентаций) //Народное образование. 1993. - №5. - С.67-72.
129. Магомедов A.M. Кодекс чести в традициях кавказских горцев //Педагогика. -1999. №1, с.56-59.
130. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. В 8-ми томах. М.: Педагогика 1989.-Т.4.-389с.
131. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе.- М.: Просвещение, 1974. -223с.
132. Маслоу А. Самоактуализация /Психология личности: Тексты. М., 1982. -С.108-117.
133. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968.-44с.
134. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 256с.
135. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура Карачаево-Балкарского народа/Минги Tay. Эльбрус. - 1994. - №1. - 216с.
136. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. - 22с.
137. Мусин-Пушкин A.A. Среднеобразовательная школа в Рссии и ее значение. П., 1915, с.141.
138. Мудрик A.B. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. - 80с.
139. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность. В 2-х частях. Часть 1 Элиста: АПП "Джангар", 1999. - 256с.
140. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. -Нальчик. Нарт, 1992. - 239с.
141. Мухина B.C. Этнология: настоящее и будущее. / Психол. журн., 1994. №3. -47с.
142. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений. "Психологическая наука в СССР", т.2, М., 1960.
143. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе. Дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь. -1998.
144. Накохова P.P. Развитие ценностных ориентаций младших школьников средствами народного этноса и мифологии. Автореферат на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
145. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991. - Ч.П. -330с.
146. Нарты Карачаево-балкарсий эпос. Состав. Р. А.-К. Ортабаева. - М., 1994.
147. Нарты. Под ред. В.Меремкулова. Ставр. кн. изд-во, К.-Ч. отд., 1975., Абазинский народный эпос.
148. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика. 1998. -ЖЗ-с.З-10.
149. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. -1998. №4. - с.3-8.
150. Новикова Л.И. Школа и Среда. М.: Знания, 1985. -79с.
151. Новое педагогическое мышление. (Под ред. А.В.Петровского). М.: Педагогика, 1989. 280с.
152. Педагогика. Учебн. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 260с.
153. Писарев Д.И. Соч., Т.1, СПБ, 1897, -С. 14.
154. Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям //Воспитание школьников. 1990. - №2. - с. 2-8.
155. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. М. - 1999.
156. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
157. Расулов З.Г. Использование прогрессивных трудовых традиций, обрядов и идей народа в воспитании трудолюбия у школьников: Автореф. дис. .канд.пед.наук. Баку, 1990. - 19с.
158. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994. - 480с.
159. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.: Исследовательский центр, 1992. - 154с.
160. Ратанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности общеобразовательной школы. Диссер., .канд.пед.наук. М. - 1998.
161. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./Р76 Гл. ред. В.В. Давыдов -М.:БСЭ, 1998-672с.
162. Рубинштейн C.JI. Теоретические вопросы психологии и проблема личности: Тексты. М., 1982.
163. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М., 1920, с.393.
164. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений мира. М., 1957. - 416с.
165. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии в 2-х т., т 2. М,1989.
166. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. - 128с.
167. Русские народные сказки. — М., 1985. -96с.
168. Сагатовский В.Н., Сагатовский Л.Г. Духовные ценности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев. 1981. - 48с.
169. Сазонов И.А. Педагогические условия повышения эффективности подготовки школьников к выбору профессии. Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск: 1989-21с.
170. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. - С. 15
171. Семенов С.Х. Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Черкесск, 1994.
172. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. -Пятигорск: Изд-воПГЛУ, 1996.-С.30
173. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. - 24с.
174. Соколова Р.И. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию//Свободная мысль. 1994. - №4. - 64с.
175. Соловьев B.C. Литературная критика. М.: Современник, 1990, с. 292.
176. Социоэкспресс ИРО №5, 12. (Социально-прфессиональная ориентация выпускников средних школ г.Ставрополя). Ставрополь, 1997, 1999.
177. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., Политиздат, 1976. - 216с.
178. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика. 1989.-287с.
179. Супрунова Л.Л. Особенности проектирования педагогического процесса в современной общеобразовательной школе // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах. Сочи: Изд-во РИОСГУТИ и КД, 1999. - С. 17
180. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. 1999. - №2. - с. 30-35.
181. Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань: 1991. -46с.
182. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии: Автореф.дис. .канд. пед. наук. -М., 1980.- 16с.
183. Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Монография. Карачаевск:КЧГПУ, 1999 - 252с.
184. Троицкий Е. Русская нация: социалистическая преобразование и обновление. М.: Советская Россия, 1989, с. 10.
185. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1978. - 175с.
186. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования //Педагогика. 1999. - №1, сЛОЗ -110.
187. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1948, т.З
188. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр.соч. м.-л.: АПН РСФСР, 1948, - Т.2, с.62.
189. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими //Собр. соч. м.-л.: АПН РСФСР, 1948. - т.З - с.306-314.
190. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985. -223с.
191. Фишер М.И. Школьное время: цикличность против линейности //Педагогика .- 1999. №1 - с.110-115.
192. Флоренская Т.А. Диалог как духовно-развивающее общение. /Учителю об экологии детства/. Под ред. В.И.Панова, В.М. Лебедевой. М., ЦКФЯ РАО, 1996, с.96-104.
193. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: "Прогресс", 1990, 368с.
194. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. /Тр. по социологии образования РАО. М., 1995. - т.З. - Вып.4. - 146с.
195. Шакарян С.М.Русская народная педагогика о нравственном воспитании. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 152с.
196. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.173с.
197. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов-на-Дону.
198. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М., 1998. - С.39-44
199. Энциклопедия русской мудрости. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. — 592с.
200. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- Самара: Самарский университет, 1995. 328с.
201. Ярошевский Т.М. Размышление о человеке. М.: Прогресс, 1984. - 198с.ч
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.