Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Пивнева, Галина Николаевна

  • Пивнева, Галина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 191
Пивнева, Галина Николаевна. Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2004. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пивнева, Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В РУССКОЙ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

1.1 Сущность воспитания как социального явления.

1.2 Основные понятия воспитания в русской народной педагогике.

1.3 Семья как фактор социализации личности и ее основные функции.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА

КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

2.1. Устное народное творчество как средство умственного воспитания.

2.2 Нравственное воспитание через устное народное творчество.

2.3 Эстетические ценности в устном народном творчестве.

2.4 Устное народное творчество о необходимости физического воспитания.

2.5 Устное народное творчество о воспитании в труде.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества»

В Российской Федерации наряду с экономическим ростом происходят изменения и в социальной сфере. Ускоренное решение экономических, социальных и политических вопросов, а также интеграция России в мировое сообщество выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан в образовании, воспитании подрастающего поколения, уважения и любви к родной культуре. Несмотря на сильное влияние Запада, элементы самобытной культуры русского народа сохраняются.

Национально-ориентированное образование и воспитание не являются новыми для многонациональной школы российского государства. В дореволюционный период в его разработку внесли вклад П.Ф. Каптерев, В .Я. Стоюнин, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В 20-70-е годы XX в. проблема национального образования разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, В.Н. Сорокой-Россинским, В.А. Сухомлинским и др.

В современных условиях решение этой проблемы требует новых подходов в контексте развивающихся в образовании тенденций вариативности, регионализации, гуманизации, демократизации школы и личности. С учетом образовательных потребностей народов, проживающих в России, Законом РФ «Об образовании» установлены образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты (Ст. 7). Разработка этих стандартов определена как приоритетная в Федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. (Разд. II). Вопросами народной педагогики активно занимаются ученые во многих регионах России, хотя некоторые вопросы русской народной педагогики остаются в тени.

Актуальность исследования в семье обусловлена тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы личности. От содержания и направленности образования и воспитания в этом возрасте во многом зависит будущее растущей личности.

С появлением воспитания по настоящее время русский народ накопил огромный опыт воспитания и выработал свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности, т. е. у народа сложилась определенная система воспитания детей. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.

Потребность в обобщении опыта воспитания возникла еще в первобытном обществе, «когда, например, стали складываться определенные формы поведения, связанные, прежде всего с взаимоотношениями старших и младших». В последующем философы, педагоги, психологи из народа сформулировали идеи и положения, связанные с вопросами воспитания человека, формированием его личности, определением его положения в обществе, получившие отражение в фольклоре и других видах народного творчества.

Таким образом, народная педагогика - это система обобщенного знания о воспитании подрастающих поколений, неразрывно связанная с воспитательной практикой людей; выработанная тем или иным народом на протяжении своей многовековой истории; состоящая из взаимосвязанных элементов, а именно: осознание необходимости воспитания для развития личности и общества, цель, задачи, содержание, принципы, методы и средства воспитания, получившая отражение в народном творчестве.

В настоящее время педагогическая наука и практика нуждаются в модернизации педагогических основ, обеспечивающих применение народного опыта в воспитании детей в семье. Острота проблемы обуславливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями между:

- сложившейся воспитательной практикой в семье и требованиями времени;

- ориентацией новых педагогических технологий на гуманизм и реальной практикой воспитания;

- современными требованиями к родителям, педагогам и действительным состоянием общества.

Выявленные противоречия стали основой для формулировки проблемы исследования: каковы средства, методы русского устного народного творчества в воспитании детей в семье.

Учитывая актуальность проблемы мы выбрали тему исследования -«Воспитание детей в семье средствами устного народного творчества».

Решение вышеобозначенной проблемы является целью исследования. Объект исследования: традиционная педагогическая культура русского народа как продукт исторического и социального развития.

Предмет исследования: русское устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье. Задачи исследования:

- выявить основные подходы к определению воспитательного значения устного народного творчества в русской традиционной педагогической культуре;

- рассмотреть сущностные характеристики семьи и показать ее возможности в социализации личности;

- выявить и проанализировать, созданные народом основные средства, методы и приемы воспитания детей в семье, содержащиеся в материалах устного народного творчества;

- обосновать, что методики, основанные на активном использовании материалов устного народного творчества русского народа, могут оказать положительное влияние на общее воспитание и снизить рост отрицательных факторов;

- показать актуальность традиций русской народной педагогики в семейном воспитании для современной педагогической науки и школы.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.

Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов и другие);

- этнопедагогический процесс (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, К.Б. Семенов, И.А. Шоров);

- процесс семейного воспитания (Ю.П. Азаров, А.Г. Ахвердов, А.Ю. Гранкин, Т.А. Куликова, Е.Д. Марьясис, К.Д. Ушинский и другие )

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- установлено, что материалы устного народного творчества русского народа имели гуманистическую направленность;

- проанализированы идеал, цель, средства и методы традиционного воспитания, нашедшие отражение в мифах, былинах, преданиях, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх, «учительной» литературе Древней Руси;

- показаны основные средства и методы воспитания (игра, труд, искусство, общение с родителями, традиции и христианская религия, беседа, упражнение, пример, поощрение и наказание), содержащиеся в материалах устного народного творчества

- рассмотрены основные задачи воспитания и показано их проявление в фольклорных произведениях.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- систематизированный и нашедший отражение в устном народном творчестве педагогический опыт воспитания детей русского народа представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих основу семейного воспитания;

- система воспитания, выработанная русским народом представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты воспитательного процесса в этой сфере.

Практическая значимость исследования. Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа). Результаты исследования представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе не только русского народа, но и других народов России.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документальная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования:

Первый этап (2002-2003гг.) - определение темы исследования и изучение научной литературы по проблеме. Сбор, изучение и анализ материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию.

Второй этап(2003-2004гг.) - осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цель воспитания русского народа определялась социальными, экономическими и духовными условиями развития общества, своеобразием национальной культуры нашедшими отражение в устном народном творчестве.

2. Выявленные в исследовании технологии применения материалов устного народного творчества могут быть использованы родителями в семейном воспитании и педагогами в их воспитательной практике.

3. Характеристика, выработанных народом основных средств, методов формирования совершенной личности доказывает достаточно высокий уровень развития педагогической культуры русского народа.

4. Целесообразность использования материалов устного народного творчества и традиции семейного воспитания в русской народной педагогики в современной национальной школе, в повышении уровня воспитанности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедр педагогики Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования, Адыгейского государственного университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Невинномысск, 2003).

Опубликованные материалы использовались кафедрой педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета, в учебном процессе со слушателями, студентами Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Невинномысска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы. Во введении показана актуальность исследования, определены цель, задачи диссертационной работы, сформулированы научная новизна, теоретическая значимость полученных результатов исследования и положения, выносимые на защиту.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Пивнева, Галина Николаевна

Результаты исследования показали актуальность использования традиций воспитания народной педагогики в современных условиях. Важным для современной действительности становится формирование таких нравственных качеств, как чувство долга перед народом, соблюдение чести и достоинства, трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам труда, бережное отношение к природе. Народный опыт воспитания личности, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимо родителям и учителям, поскольку эти знания обогащают их педагогическую культуру, а также способствуют углубленному пониманию роли семьи, общества в воспитательной деятельности.

Идеи и опыт воспитания русской народной педагогики, отразившие особенности истории и жизни русских народов, имеют много общего с педагогикой других народов. Так, например, все народы считают целью воспитания всестороннее развитие личности. У всех народов высоко ценятся такие моральные качества как патриотизм, гуманизм, трудолюбие, честность, справедливость и другие. В педагогике всех народов как выдающиеся средства воспитания использовались сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни и другие произведения устного народного творчества. Это объясняется общностью условий жизни человечества, социально-экономических условий, через которые прошли народы, этнической и историко-генетической общностью многих народов, их многосторонними отношениями. Наличие в народной педагогике разных народов общечеловеческого наряду с собственным, национальным не мешает использованию самобытных национальных идей. Потому что общечеловеческое в педагогике любого народа выражено в национальных формах. И это имеет очень важное значение для осознания общечеловеческого в соответствующей национальной среде. Многие идеи и положения русской народной педагогики в работе сравниваются с высказываниями выдающихся философов, педагогов, писателей Древней Греции и Древнего Рима, Западной Европы и Азии. Сравниваются они и с педагогикой соседних народов. И изучение их в педагогической деятельности следует осуществлять в таких сравнениях.

Идеи гуманизма и коллективизма, патриотизма и интернационализма, дружбы и товарищества, трудолюбия, честности и справедливости, смелости и мужества; призывы к науке, к знаниям, к творчеству по законам красоты; требования уважения к родителям, воспитателям, к женщине, любви к детям, получившие отражение в народном творчестве - всегда были основным источником вдохновения выдающихся представителей русской культуры. В их произведениях получили отражение педагогические идеи и опыт народа, обогащенные авторским талантом. Большое место так же народные педагогические идеи занимают в произведениях писателей.

Идеи народной педагогики и средства их выражения — фольклорные произведения, прогрессивные обычаи и традиции, памятники материальной культуры русского народа играют большую роль в гуманистическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому использование их в процессе воспитания и обучения детей должно быть в центре внимания всех учителей и родителей. Для этого следует на уроках и во внеклассной работе знакомить учащихся с лучшими образцами народного искусства, практиковать прослушивание записанных на магнитную ленту народной музыки и песен, коллективные экскурсии для знакомства с памятниками материальной культуры русского народа с последующим описанием впечатлений, организацию выставок, подготовку альбомов, чтение лекций и докладов по народному искусству и фольклорным материалам, встречи с мастерами народного искусства. Важным средством ознакомления учащихся с народными идеями воспитания являются практикуемые во многих школах собирание и записывание самими учащимися произведений русской народной педагогики для своего устного журнала, создание самодеятельных ансамблей народных музыкальных инструментов, хоровых и танцевальных коллективов.

Родители и учителя в процессе семейного и школьного воспитания должны широко использовать прогрессивные народные традиции, игры, сказки и сказания, пословицы и поговорки, песни и загадки. В педагогических учебных заведениях должно быть отведено достойное место изучению будущими учителями народного педагогического наследия, для чего следует организовать чтение спецкурсов типа «Педагогическая культура русского народа», «История культуры русского народа», «Этнопедагогика» и др., подготовку и издание учебных пособий для студентов и учителей по проблемам русской народной педагогики, по использованию идей и опыта народного воспитания в современном воспитании подрастающего поколения. В лекциях по педагогике, на страницах газет и журналов, в передачах по радио и телевидению примеры из народной педагогики должны встречаться часто, на каждом шагу. Фольклорные материалы с богатым содержанием педагогических идей должны занять подобающее место и в учебниках для учащихся школ. Это поможет подрастающему поколению в овладении основными идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного, уважительного отношения к культурным ценностям своего народа. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала. Всегда можно найти место для примеров из народной педагогики и в учебниках и на уроке. Такая связь окажет большую помощь в лучшем усвоении учащимися тех идей, которые заложены в учебном материале.

В завершение отметим, что данное исследование не претендует на исчерпывающее освещение положительного педагогического потенциала русского народа, заключенного в народной мудрости. Думается, что нам удалось в своей работе обозначить основные идеи народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего могут быть использованы историками лекторами, родителями и всеми теми, подрастающего поколения. поколения. Результаты исследования педагогики, учителями, студентами, кто имеет отношение к воспитанию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализированный материал показывает, что русское народное воспитание охватывало все стороны необходимой подготовки человека к жизни и труду, отношение народа к рождению и воспитанию детей; содержание и методы умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. В этих материалах анализируются многочисленные педагогические факты, делаются обобщения, утверждаются идеи по вопросам развития и воспитания человека. Народное воспитание обогащалось и развивалось вместе с развитием общества. Оно прошло несколько этапов. В первобытном обществе под воздействием повседневной воспитательной практики и житейского опыта стихийно складывались взгляды о значении и способах воспитания. Дальше идет осознание необходимости воспитания человека для выживания и совершенствования и индивида и общины, что влечет за собой накопление опыта образовательно-воспитательной деятельности в интересах удовлетворения потребностей воспитательной практики в знаниях и передачи его из поколения в поколение. На третьем этапе, в результате осмысления и обобщения опыта воспитания многими поколениями народных философов, педагогов, психологов возникают идеи, концепции, устойчивые взгляды и происходит их фиксация в «спрессованных» высказываниях. На этом этапе происходит соединение разрозненных знаний о воспитании в целое и образование их единства. Так возникла народная педагогика как совокупность обобщенных положений, как учение о развитии и воспитании человека.

Исследованы источники народного воспитания в докапиталистический период: мифы, былины, предания, легенды, сказы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игрушки и др. Герои фольклорных произведений выступают носителями высокой нравственности, гуманизма, стремления к воле, трудолюбия, коллективистских начал, направленных на объединение народа для созидательной деятельности. В результате анализа опыта воспитания, выявлены и охарактеризованы основные средства, методы и приемы воспитания, показано их отражение в произведениях устного народного творчества. В материалах устного народного творчества приводятся произведения, в которых составные части воспитания рассматриваются в единстве и во взаимосвязи. Есть произведения, где упор делается на одну из частей воспитания, например, на нравственное воспитание или эстетическое воспитание. В результате нашего исследования мы склонны констатировать о ведущей роль трудового воспитания, так как трудовой образ жизни был основой существования народа. Поэтому трудовой народ воспитывал детей в труде и для труда, естественно во взаимосвязи с другими сторонами жизнедеятельности.

Тесная связь трудового воспитания с жизнью проявлялась в том, что народ рассматривал труд как ведущее средство педагогического воздействия. Оценивая труд как источник развития ума, физической силы, эстетического вкуса, народ считал конечным этапом формирования трудолюбия умение молодежи трудиться в полную силу, творчески и сознательно относиться к своим трудовым и гражданским обязанностям, подчинять личные интересы целям и задачам семьи, общества.

Педагогическая мудрость народа проявилась в использовании досуговой деятельности для выработки у детей творческого отношения к труду, передачи секретов мастерства. Совместное с взрослыми проведение свободного от работы времени еще больше сплачивало общину и служило для детей школой социализации.

Народ высоко ценил воспитательную силу изобразительного, декортивно-прикладного искусства, музыки, пения. В произведениях фольклора, художественном творчестве отражался нравственный идеал трудового народа, стремление к созидательной деятельности на благо семьи и общества. Произведения народного творчества создавались коллективно и являли собой связь и преемственность поколений.

Гуманно-демократическая направленность взглядов народа на сущность и процесс воспитания проявилась в активном вовлечении детей в общественно полезный труд, общинную помощь особо нуждающимся. Большим воспитательным потенциалом обладал бескорыстный труд на благо общины, связанный с уборкой урожая, строительством и ремонтом домов, церквей. Народ развивал в растущем человеке потребность заботиться о ближнем.

В выявлении творческой индивидуальности, формировании представлений о трудовой деятельности семьи, в развитии устойчивого интереса к труду народ использовал педагогическое общение. Родители передавали детям свой трудовой опыт, знакомили их с произведениями устного народного творчества, отражавшими взгляды народа на трудолюбие, коллективизм, сотрудничество. Педагогическое общение народ использовал для передачи эмпирических знаний.

Источником и средством народного воспитания выступали традиции -элементы духовно-нравственного наследия предков, связанные с трудовым воспитанием подрастающих людей. Трудовые традиции передавались из поколения в поколение и сохранялись в различных социальных группах. Традиции культивировали добросовестное отношение к труду, бережливость, ответственность за свою землю. Соблюдались обычаи гостеприимства, коллективного труда, соборности. Выработке ответственности за результаты своего труда способствовала церковь.

К числу наиболее распространенных методов воспитания народная педагогика относила беседу и убеждение. Они применялись народом для выработки у детей осознания нравственной обязанности вносить посильный вклад в производительный труд на благо семьи и общества, формирования умения применять в труде знания, следовать традициям предков. Воздействие словом способствовало раскрытию отрицательного отношения к труду, внушению детям важности этических норм, обязанностей человека. В беседах раскрывались значение понятий: «трудолюбие», «честность», «добросовестность», «качество труда», «бережливость» и др. Широко использовались словесные средства эмоционального воздействия на детей: благопожелания, клятвы, проклятия.

Действенным методом народного воспитания, способствовавшим выработке умений и навыков, народ считал приучение и упражнение. Каждодневные поручения, обслуживающий труд способствовали осознанию ребенком важности личного вклада. В ходе активного участия в трудовой жизни семьи у детей вырабатывались умения, навыки и привычки труда. Немаловажная роль в воспитании отводилась положительному примеру. Использовался отрицательный пример, наглядно и образно показывавший, к чему ведет лень, тунеядство, воровство. Для стимулирования трудолюбия народ применял поощрение. Наивысшей формой похвалы в воспитании являлось всенародное признание трудолюбия и мастерства. Поощрялись только хорошие, полезные для семьи и общины дела. Для пресечения лени, пренебрежительного отношения к труду использовались наказания, в том числе и телесные. Они формировали страх, подавляли волю, вызывали озлобленность и агрессию. Наиболее эффективным считалось наказание стыдом.

Таким образом, исследование показало, что система средств и методов народного воспитания отличалась своеобразием, отражавшим особенности бытия этноса. Эта система обладала богатейшим гуманистическим потенциалом. Это обусловлено ориентацией традиций на духовно-нравственные идеалы.

Исследование показало, что одной из важнейших задач народного воспитания народ считал поэтапную интеграцию подрастающего поколения в жизнь семьи, общины, коллектива. Народная педагогика широко использовала педагогическое общение, знакомство с произведениями устного народного творчества, систематическое выполнение ребенком трудовых обязанностей в семье, общине, соблюдение норм и правил общественного поведения, социальных установок церкви и властей.

Средствами социальной адаптации являлись образ жизни семьи и общины, традиции, народные праздники, трудовые династии и др. Видами социальной деятельности в народной педагогике выступали участие детей, подростков в общественно полезной работе, производительный труд на благо семьи и коллектива, общины, артели, выполнение обрядов, имевших общественную значимость, жизнедеятельность в гармонии с природой.

Процессу социализации способствовала детская воспитательная среда, где через игры, забавы, самостоятельные трудовые объединения мальчики и девочки знакомились с общественными и гражданскими обязанностями, соблюдением национальных обычаев и традиций. Выступая реальным регулятором развивающегося самосознания, детская воспитательная среда формировала коллективизм, сотрудничество, творческое единение детей, ответственность, готовность вносить свой вклад в общее дело.

Педагогической традицией Руси считалось активное участие детей в общественной жизни общины. Выполняя посильные поручения, дети помогали в организации приема гостей, гуляний. Свадьба являлась социальной школой подготовки к созданию семьи. Похоронный обряд укреплял в детях мысль о важности помощи нуждающимся, взаимной выручки, поддержки. В ходе исследования была выявлена роль церкви в воспитании. Выполнение обязанностей прихожан (соблюдение постов, посещение проповедей, исповедь в грехах, участие в благотворительной деятельности) способствовало выработке терпения, умения соотносить свои желания с требованиями христианской морали.

Исследование показало, что педагогическая культура русского народа была высокой, а традиции воспитания были проверены временем. Система целей, задач, средств и методов педагогического воздействия и социализации личности отражала логику воспитательной деятельности народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пивнева, Галина Николаевна, 2004 год

1. Абдоков С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. М.: 1993, 174с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.

3. Алексеева Л.С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография / Под ред. проф. В.В.Макаева. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2002.-168с.

4. Алиева А.И. Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных записях и публикациях. Нальчик, 1983, - 280 с.

5. Алмазов Б.Н., Семенов В.Д. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования.- Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1989. 148с.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское кн. Изд-во, 1990. 560с.

7. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. литер., 1984. - 176с.

8. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Худ. литер., 1957. - 240 с.

9. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 1417 вв / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. - 363с.

10. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104с.

11. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.-318 с.

12. З.Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М.: Сов.1. Россия, 1986.-367 с.

13. И.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. И 3-х томах. М.: Современный писатель, 1995.

14. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков // Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 185с.

15. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.

16. Батчаева Х.Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика).-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002.-417с.

17. Бахтин B.C. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. JL: Дет. литер., 1982,- 191 с.

18. Бацин В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пут к развитию гармонии // Народное образование, 1994, №4, с.4-8.

19. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика, 1998, №3, с. 30-35.

20. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях//Педагогика, 1999, №6, С. 19-25.

21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства; В 2-х т. М.: Искусство: ИЧП«Лига», 1994.

22. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX начала XX века. - М., 1988.

23. Богаткова Л. На празднике песни и танца. М.: Детгиз, 1952. -16с.

24. Борисова Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование, 1998, №9-10, с.74-76.

25. Бетужев-Лада И.В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988, 112с.

26. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое,статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.

27. Борисова Е. Мудрость народной педагогики // Народное образование, 1998, №9-10, С.74-77.

28. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971,С. 48-50.

29. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авт. вст. статей и ком. В.П. Аникин, Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон. -М.: Дет. литер., 1989. -638 с.

30. Василенко В.М. Народное искусство. Избр. труды о народном творчестве XXX в. М., 1974. - 294 с.

31. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. 2-е изд. М.: Сов. композитор, 1986. - 88 с.

32. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. -М.: Академия, 1999. 440 с.

33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М,: Педагогика, 1983.- 144 с.

34. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

35. Виноградов В. Народная педагогика // Сибирская живая старина. Иркутск, 1926, Вып. I.

36. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика, 1989, №7, с.98-103.

37. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ об основах народной педагогики. // Народное образование, 1989, № 12, с.62-67.

38. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. -380с.

39. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, №4, С. 68-71.

40. Восхождение к гармонии / Сост. P.M. Карпанова. М.: Молодая гвардия, 1986.-381с.

41. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. - 186 с.

42. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока /. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. - 329 с.

43. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1999.-616 с.

44. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга 1 и 2. Т.П. Махачкала, 1989. - 413 с.

45. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. - 84 с.

46. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. -М.: Экопрос, 1994.-336 с.

47. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик, 1974.

48. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.

49. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: ОЛМА-Пресс, 1997.-614 с.

50. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. -М.: Художественная литература, 1984.

51. Данилов А.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Советская педагогика, 1989, №3, с.33-37.

52. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой.- М.: Просвещение, 1989.-399 с.

53. Домострой. М.: Сов, Россия, 1990. - 304 с.

54. Древнерусская литература. М.: Школа-Пресс, 1993. - 605 с.

55. Древнерусские предания (XI-XVI вв.) / Сост. В.В. Кусков. -М.: Сов. Россия, 1982.- 368 С.

56. Духовность личности: Проблемы образования и воспитания (история и современность). Тезисы докладов и выступлений на XXI-й сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли (2-4 декабря 2001 г.) М., 2001.

57. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, С. 47-50.

58. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.

59. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. - 208 с.

60. Ефимова Л. Русский народный костюм // Наука и жизнь, 1986, №7, с.52-55.

61. Закон РФ «Об образовании»/ 2-ое изд. - М.: Изд-во «Ось-89», 2001.- 48с.

62. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

63. Ильин И. Духовный смысл сказки // Встреча, 1996, №3, с.28-32.

64. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., T.I. М.: Русская книга, 1993, С. 142-167.

65. Искандер Фазиль. Софичка//Знамя, 1995, №11, С. 3-80.

66. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.

67. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И. Баженова, В.И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993.- 320 с.

68. Калинская Н.М. История костюма: Учебное пособие для техникумов. 2-е изд., перераб. -М.: Легпромбытиздат, 1986. - 168 с.

69. Карамзин Н.М. Об истории государства российского. Отрывки.-М., 1994.

70. Карамзин Н.М. Предания веков / Сост. Г.П. Макогоненко. -М: Правда, 1989.768 с.

71. Караева А.О. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 120 с.

72. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания. СПБ, 1913. - 180 с.

73. Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва-Петроград, 1923.-464с.

74. Ключевский В.О. Очерки и речи. Второй сборник статей. -М„ 1913.-156 с.

75. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-пресс, 1998. - 304 с.

76. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. - 256 с.

77. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: 1988. - 224 с.

78. Коджесау Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем// Автореф.дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. М., 1954. - 14 с.

79. Колпакова Н.П. Книга о русском фольклоре. Л.: Наука, 1948.-124 с.

80. Колпакова Н.П. Песни и люди. Л.: Наука, 1977. - 135 с.

81. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991.- 186с.

82. Конова В. Наряд русской крестьянки //Юный художник, 1991,№6,с.24-26.

83. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.

84. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М. Гл. ред. вост. литер, изд-ва «Наука», 1986. 727 с.

85. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Московский рабочий, 1994. - 560 с.

86. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994. - 265 с.

87. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.М., 1961.

88. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2, С. 109-144.

89. Котенька-коток. Русские народные детские песенки. М.: Дом, 1994.-224 с.

90. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону: Ростовский педуниверситет, 1997.- 144с.

91. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. -Ростов-на-Дону, 1994.

92. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974.-740 с.

93. Кравцов Н.И., Лазутин С.С. Русское устное народное творчество: Изд. 2-е, исп. и доп. Учебник для студ. филол. специальностей университетов. М.: Высшая школа, 1983. - 448 с.

94. Краткая философская энциклопедия, М., 1994. - 750 с.

95. Крутецкий А.В. Основы педагогической психологии. М., 1988.

96. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994.- 124 с.

97. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988.120 с.

98. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.: Школа-Пресс, 1998. - 144 с.

99. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика, 1999, №6, с. 3-11.

100. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 448 с.

101. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.

102. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.

103. Кущетерова Ф.Т. Воспитание семьянина в народной педагогике карачаевцев (Историко-монографическое исследование). Монография. — Ставрополь: КЧГПУ, 2000. 192с.

104. Легенды. Предания. Бывальщины / Сост. Н.А. Криничная. -М.: Современник, 1989. 287 с.

105. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. -304 с.

106. Лихачев Б.Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999,№1,СЛ0.

107. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.:Прометей, 1992. -528 с.

108. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М, 1985. -175с.

109. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир, 1994, №6, С. 113121.

110. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества.-М.: «Блиц», 1999.

111. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, № 10, с.13-19.

112. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.

113. Ляховская Л.П. Энциклопедия православной обрядовой кухни: Праздники, традиции, обычаи, обряды. М: Издат. Дом «МО», 1998.-672 с.

114. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999, №4, с.3-10.

115. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса, пед.соч. в 8 тт., т1, М., 1983, с. 267-329.

116. Макаренко А.С. Воспитание в труде. Соч. т.4, с. 305-405.

117. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогическойкультуры // Педагогика, 1998, №1, с.81-86.

118. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. - 260 с.

119. Медведева М. Не реликт, а средство воспитания (фольклор как часть педагогики народного воспитания) // Народное образование, 1995, №5, с.115-118.

120. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. Под ред. А.А. Гусейнова, В.И. Тольстых. М., 1991, С.271.

121. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987. - 110 с.

122. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Волпросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57-78.

123. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов.- Майкоп, 1980. 160 с.

124. Мирзоев III.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. - 124 с.

125. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987. -22 с.

126. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелегинского. -М.: Советская энциклопедия, 1991. 736 с.

127. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. М., 1992.

128. Мосолов В.А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38-40.

129. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. -М., 1983.- 303 с.

130. Мудрое слово древней Руси (XI XII вв.). - М., 1989.

131. Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / Сост. А.А. Разумов. М.,1958.-350 с.

132. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I. Младенчество; Детство / Сост., подгот. текстов, вступит, статья и коммент. В. Аникина. М.: Худож. литер., 1991. - 589 с.

133. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990.- 198 с.

134. Мухин В.А. Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности. //Педагогика, №9, 1991.

135. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.

136. Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. Новосибирск: Наука, 1990.-270 с.

137. Народные русские сказки А.Н, Афанасьева. Л.: Лениздат, 1983.-446 с.

138. Народные художественные промыслы России. М.: Советская Россия, 1984.-232 с.

139. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. ввод, текстов Г.Д. Рыженков; Вступ. ст. и слов А.Н. Розова. М.: Современник, 1991.-126 с.

140. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам историй образования и педагогической науки. М., 1996. - 296 с.

141. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века. 2-е изд., доп. -Л.: Искусство, 1988. -125 с.

142. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека//Педагогика, 1998, №4, с.3-8.

143. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990,9, с.41-47.

144. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, №3, с.3-10.

145. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Российская газета, 1996, 23 янв.

146. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С.25.

147. Очерки русской культуры XVI в. 4.1. Материальная культура / Под ред. А.В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 384 с.

148. Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура/ Под ред. А.В. Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 445 с.

149. Очерки русской культуры XVII века. Ч. 1. Материальна культура / Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 445 с.

150. Очерки русской культуры XVII века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А.В.Арциховского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 344 с.

151. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.:Роспедагенство, 1996.-603 с.

152. Педагогика. Лекции для студентов. Экспер. учебн. пособие. Часть I / Под ред. проф. В.В. Макаева. Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1992.-214 с.

153. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. уч. зав. / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. Под ред. С.А. Смирнова. М., 1998. - 512 с.

154. Песни народов Северного Кавказа. Л.: Сов. писатель, 1976. - 127 с.

155. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, №5, с. 18-24.

156. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1975.- 192с.

157. Померанцева Э.Ф. Русская устная проза. М., 1985. 271 с.

158. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. М.: Современник, 1986. -512с.

159. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И.С. М.: Изд-во вост. литер., 1961. - 736 с.

160. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. - 192 с.

161. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.

162. Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

163. Путилов Б.Н. Русская историческая песня// Народные исторические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Б.Н. Путилова. -M.-JL, 1962,с.З-12.

164. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.

165. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследования/ //Педагогика, 1995, №5, С. 87-90.

166. Радынова О. Народные колыбельные // Дошкольное воспитание, 1995, №6, с. 104-114.

167. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. М.; Просвещение, 1985. - 190 с.

168. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М.Г. Писманик, А.В. Вертинский, С.П. Демьяненко и др.; под редакцией М.Г. Писманик. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.

169. Рогов А.П. Черная роза. 2-е изд., доп. - М.: Современник, 1986.-318 с.

170. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред.

171. В.В.Давыдов.Т. 1 .-М., 1993;Т.2.-М., 1999.

172. Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 512 с.

173. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Сост.;авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. М.: Просвещение, 1990.-335 с.

174. Русские народные песни/ Сост. Л.Н.Асанов.-М., 1984.-159с.

175. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. -336 с.

176. Русский народ: Одежда. Женский костюм. Образ домашней жизни // Мол. гвардия, 1994, №4, с.207-211.

177. Русский семейный и общественный быт / АН СССР. Ин-т этнографии. -М.: Наука, 1989. 336 с.

178. Русский фольклор / Сост. В.Аникин. М.: Худож. литер., 1985.-367 с.

179. Русское народное искусство. Л.: Учпедгиз, 1959. - 96 с.

180. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. A.M. Новиковой. 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1986. - 398 2. с.

181. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. Н.И. Кравцова. М.: Просвещение, 1971. - 447 с.

182. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Вавилова М.А., Василенко В.А., Игнатов В.И. М.: Высшая школа, 1987.-511 с.

183. Рыбникова М.А. Русская поговорка // Избранные труды. М., 1958,С.515-526.

184. Салпагарова К.А. Дорожный этикет в карачаево-балкарском фольклоре // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. Ч.П. Черкесск, 1994, С. 16-18.

185. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33-40.

186. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное иновое. Черкесск, 1988, - 162с.

187. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, JI. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

188. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп: АГУ, 2000. - 307с.

189. Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. XII международный съезд славистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации. М.: Наследие, 1998. - 503 с.

190. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебн. пособие для студентов пед.уч. завед.- М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.

191. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В.Макаева. Пятигорск, изд. ПГЛУД996.-51 с.

192. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: 1983.- 120 с.

193. Смирнова Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989,С.73.

194. Снегирев И.Н. Словарь русских пословиц и поговорок. -Н.Новгород, 1996.

195. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. СПб., 1897.

196. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. - 560 с.

197. Соловьев С.М. Чтение и рассказы по истории России / Сост. и авт. вступ. ст. С.С. Дмитриева. М.: Правда, 1989. - 768 с.

198. Степашко ЛА. Философия и история образования. М., 1999, -272с.

199. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М., 1998.-368 с.

200. Супрунова Л.Л., Белогуров А.Ю. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник

201. Пятигорского лингвистического университета, 2000, №3, с. 59-65.

202. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков,1881, С.66.

203. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.М.:Мол.гвардия, 1988.

204. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 287 с.

205. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание // Сов. педагогика, 1965, №12, с.30-39.

206. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА.

207. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979. 197с.

208. Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. М., 1983, 143с.

209. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. М., 1994.-9с.

210. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. «Русский вестник», 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).

211. Тугов В.Б. Память и мудрость веков (фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика). Карачаевск, 2002.

212. Узденов A.M. Запреты в нравственном воспитании карачаевской молодежи. Карачаевск: изд. КЧГУ, 2003. - 147с.

213. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.

214. Урусбиева Ф.А. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1979. - 320с.

215. Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т.11. M.-JL, изд. АПН РСФСР, 1952, С.11-136.

216. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч.

217. М. Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.

218. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.

219. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.

220. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб.научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.

221. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319с.

222. Ханбиков Я.И. Татарская народная педагогика. Казань, 1967.

223. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367с.

224. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., Политиздат, 1977.

225. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии. Под ред. Г.М.Гогоберидзе. Черкесск, 1995. - 272с.

226. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. Нальчик, КБИИФЭ, 1981, 127с.

227. Цаллагова З.Б. Воспитание совершенной личности средствами традиционной педагогики: Учебное пособие . М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. -135с.

228. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис, 1913.

229. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о нравственном воспитании. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 152 с.

230. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования.-М. 1997.

231. Шашуков Н.Л. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе, 1994, №4, с.70-72.

232. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Учен.зап. Адыгейского НИИЭЯЛИ. Этнография. Майкоп, 1968,т.8, C.l89-203.

233. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, С.23-178.

234. Энциклопедия народной мудрости / Сост. В. Воскобойников. -СПб.: Респекс, 1997.-420 с.

235. Энциклопедия русских праздников / Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. -СПб.: Респекс, 1997. 444 с.

236. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.

237. Юдин Ю.И. Героические былины. М.: Наука, 1975. - 120 с.

238. Язычество древних славян. М„ 1981. - 758 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.