Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Чомаева, Лариса Мурадиновна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чомаева, Лариса Мурадиновна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Историко-культурные предпосылки развития эстетического воспитания в народной педагогике Карачая.
1.1. Многомерность эстетического воспитания как неотъемлемая характеристика этнохудожественной культуры.
1.2. Историко-педагогический анализ художественно-эстетического потенциала декоративно-прикладного искусства.
1.3. Использование воспитательных возможностей фольклорных произведений карачаевцев о традиционных художественных ремеслах в эстетическом формировании личности подростка.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев.
2.1. Педагогическая диагностика эстетической воспитанности подростков средствами этнохудожественной культуры.
2.2. Основные предпосылки совершенствования содержания этнохудожественной культуры и условий её реализации в учебно-воспитательнот процессе национальной школы.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов на занятиях декоративно-прикладным искусством: на примере использования войлока в одежде2009 год, кандидат педагогических наук Тебуева, Мадина Магомедовна
Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством: На примере текстильных структур Карачаево-Черкессии2005 год, кандидат педагогических наук Алиева, Алина Ракаевна
Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства2010 год, доктор педагогических наук Мальцева, Людмила Валентиновна
Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия2003 год, кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна
Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика2006 год, доктор педагогических наук Ершова, Людмила Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев»
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления противоречий между направленностью социально-экономического курса на будущее страны и отсутствием должного внимания к содержанию эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры с учетом национально-регионального подхода, который представляет неограниченные возможности для воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину и уважающего национальные достоинства и культуру своего народа. Следствием нестабильности общественной жизни, разрушение духовных идеалов прошлого стало падение нравственности и духовности молодежи, отчуждение ее от духовно-нравственных ценностей. Р этой связи своевременным явился принятый государством ряд директивно-нормативных документов, направленных на искоренение этих недостатков, развитие образовательных систем на основе личностно-ориентированной парадигмы, соединения образования и культуры, создающие необходимые условия для каждой личности, развитие творчества, активности и самостоятельности. Это закон «Об образовании» РФ (ст. 29), «Проект концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации». Решение коллегии МО РФ «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (1995); постановление Правительства России «О дополнительных мерах государственной поддержки художественных промыслов Российской Федерации» (1997) и др.
Новые условия развития образовательных учреждений, особенно в контексте национально - регионального компонента диктуют необходимость педагогического осмысления проблемы формирования национального самосознания подростков на основе изучения этнохудожественной культуры, включающей в себя народное декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, потешки, музыкальный фольклор, игры, танцы, театр, обряды, нацеливает каждого школьника на освоение этнокультурных и общечеловеческих ценностей. С сожалением можно отметить, что приобщение школьников к культурным традициям народа, обеспечение их социальной мобильности, свободы и творчества еще не в полной мере стало приоритетным направлением изучения для этнопедагоги-ческих исследований.
Это одна из необходимостей актуализации освоения национально-культурных и общечеловеческих ценностей.
Необходимость активизации теоретико-практических исследований в области эстетического воспитания подростков средствами этнохудожествен-ной культуры настоятельно диктуется и тем, что на сегодняшний день, значительная часть подрастающего поколения во многих регионах России (Карачаево-Черкесия не исключение), в этническом смысле маргинализирована, не имеет достаточных представлений об истории, культурном наследии своего народа. Преодоление подобного состояния является одной из злободнев^-ных социально-педагогических проблем сегодняшнего дня.
Полиэтническому обществу характерно толерантное отношение к многообразию культурных реалий, существующих в нем, поиск путей адаптации молодого человека к различным ценностям этой многоликой культуры.
Подлинный диалог и взаимодействие культур «отказ от культурно -образовательных монополий» именно, эти ценности должны явиться основой для приобщения подростков к культурным традициям своего народа, наиболее прочнее хранящихся в фольклоре и народном декоративно-прикладном искусстве. Декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество являются важными компонентами художественно-творческой деятельности, непревзойдёнными средствами эстетического воспитания и развития школьника и закладывают начало формирования у него мировоззренческих установок и культуры межнациональных и межпоколенных отношений.
Продуктивное решение задач формирования эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры возможно на основе анализа существующего опыта образовательно-воспитательных учреждений, конкретных опытно-экспериментальных исследований на стыке педагогики, культурологии и теории личности.
Проблематика эстетического воспитания подростков средствами художественного творчества стала объектом исследования многих современных учёных С.А.Аничкина, Н.А.Ветлугиной, В.С.Кузина, Б.М.Неменского, Д.С.Лихачёва, В.А.Разумного и др.
Теоретико-методологические проблемы этнохудожественной деятельности нашли освещение в работах М.Ю.Айбазовой, И.А. Арабова, Х.Х-М.Батчаевой, Г.Н. Волкова, М.Б. Гуртуевой, В.В. Макаева, Ш.А.Мирзоева, Л.Л. Супруновой, С.С.Танхасоевой, В.К. Шаповалова, И.А. Шорова и др.
Вопросы использования народного искусства на уроках художественно-эстетического цикла в школе нашли освещение в исследованиях ведущих отечественных ученых: А.Б. Бакушинского, И.А. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасова, Г.М. Родиной, А.Б. Салтыковой, Н.В. Черкасовой и др.
Большое значение для нашей работы имели диссертационные исследования, направленные на изучение этнокультуры народов КЧР (Абаевой Ф.В., Айбазовой М.Ю., Алиева P.M., Борлаковой Б.М., Боташевой Х.Х., Батчаевой Х.Х-М., Блимготовой М.И., Герюговой З.К., Джантотаевой М.Э., Ершовой М.А., Койчуевой A.C., Кириченко Н.С., Миносьянц А.Г., Мунгиева А-К.С., Нагорной Г.Ю.,Тамбиева Б.Н., Чотчаевой В.А-А. и др.).
Вместе с тем остаётся недостаточно исследованным ряд актуальных вопросов, связанных с эстетическим воспитанием подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев: нет чёткости в определении состава и структуры базовых и специальных культурологических умений, составляющих основу эстетического формирования личности школьника; не проведена систематизация произведений устного народного творчества, отражающих народное декоративно-прикладное искусство.
Практика показывает, что учебно-воспитательная работа образовательных учреждений Карачаево-Черкесии нередко строится без надлежащего учета конкретных условий эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры. Отсутствует целенаправленная работа по оптимизации процесса эстетизации личности подростка. Недостаточен арсенал элементов этнохудожественной культуры предназначенных для изучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Таким образом, налицо противоречие между реально существующими требованиями общества о возрождении национальных видов художественной культуры и функционирующими в настоящее время образовательными подходами к освоению в школе художественно- эстетического потенциала народной педагогики; между обеспечением школьников базовой нравственно и эстетически стабильной культурой и отсутствием в нормативном содержании образования школ достаточных возможностей для освещения педагогических традиций народного искусства и литературы. В связи с этим возникает проблема поиска содержания, условий и средств модернизации педагогического процесса общеобразовательной национальной школы, усиления его этнохудожественной направленности на освоение школьниками художественно-эстетических ценностей народной педагогики. Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования является эстетическое воспитание подростков в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.
Предмет исследования - процесс реализации эстетического воспитания учащихся-подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевского народа: на материале декоративно - прикладного искусства и устного народного творчества.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс эстетического воспитания учащихся-подростков средствами этнохудожественной культуры будет более эффективным, если:
-его магистральные направления реализации на практике составляют сущностные и функционально-содержательные характеристики этнохудожественной культуры карачаевского народа;
- осуществляется система мер по развитию у подростков и педагогов мотивации к реализации национально-регионального компонента по художественному краеведению - декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству карачаевцев;
- созданы организационно- педагогические условия, способствующие привлечению школьников к изучению и сохранению памятников национальной художественной культуры;
- подобрано в работе с учащимися такое содержание этнохудожет-свенной культуры, которое было бы созвучно не только с духовным опытом предшествующих поколений, но и отвечало бы их современным потребностям по организации социально и личностно значимой деятельности;
- применяемые в учебно-воспитательном процессе этнокультурные технологии образования будут адекватны структурным компонентам целостной педагогической культуры;
- разработан факультативный курс по декоративно- прикладному искусству карачаевского народа, в котором концептуальная основа эстетического воспитания подростков сопряжена с устным народным творчеством.
В соответствии с намеченной целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:
- обобщить состояние разработанности проблемы эстетического воспитания подростков средствами этнохудожетсвенной культуры на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы;
- осуществить диагностику практического опыта эстетического воспитания учащихся- подростков в общеобразовательной школе с целью выявления его состояния и особенностей в условиях регионализации образования;
- спроектировать авторскую модель занятий художественно-эстетического цикла и экспериментально проверить её образовательно-воспитательные возможности в удовлетворении культурологической деятельности учащихся - подростков общеобразовательных школ;
- экспериментально проверить разработанную автором систему обучения с использованием комплекса вариативных учебно-творческих заданий разного познавательного уровня и характера художественной обработки материала (национальная вышивка, чеканка, ювелирное дело, резьба по дереву, кости, макраме и т.д.)
- раскрыть взаимосвязь и преемственность внутренней логики развития национально - художественной культуры на примере декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества карачаевцев;
- разработать методические рекомендации реализации авторской модели и технологии эстетического воспитания подростков средствами этноху-дожественной культуры для педагогов общеобразовательных школ и педагогических вузов.
Методологической основой исследования явилась: философская трактовка закономерностей развития общества. Социально-педагогические концепции в области национальных отношений, гуманизация образования; педагогические, психологические концепции, и идеи, связанные с рассматриваемой проблемой. Основополагающей концепцией была концепция диалога культур, личностно-творческий аспект, позволяющий понимать освоение культуры, как проблему изменения самого человека, его становление как творческой личности; концепция возрождения этнокультурного самосознания. Значимым для нас оказался исторический подход; технологический подход, позволяющий разработать, внедрить и проверить ряд инновационных технологий; культурологический подход, обеспечивающий учет этнорегио-нальных социокультурных условий; аксиологический подход, позволивший рассмотреть стимулы воспитания в русле рассматриваемых в исследовании ценностей.
Теоретическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические идеи развития и формирования личности ( А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Е.В. Бондаревская, Е.В.Белухин, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев. Н.Д. Левитов, В.И.Мясищев, К.К. Платонов, A.B. Петровский, С.Л.Рубинштейн, Ю.А. Самарин и др.);
- концепция системно-целевого подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К.Бабанский, Е.П.Белозерцев, П.А.
Блонский, В.С.Ильин, П.Ф. Каптерев, В.В.Колпачев, Б.Т. Лихачев, В.В. Ма-каев, А.И. Пискунов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.);
- понятия о творчестве и творческой деятельности в образовательном процессе (З.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, Т.В Кудрявцев, Л.А.Малашихина, А.К. Маркова, В.А. Сухомлинский, В.А.Яковлев, И.С. Якиманская и др.);
- психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и др.)
- вопросы формирования эстетической культуры и эстетического сознания личности (М.Ю. Айбазова, А.И. Буров, М.А. Верб, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный, Ю.В. Шаров и др.)
- концептуальные идеи личностно - ориентированного обучения и гуманизации образования (H.A. Алексеев, И.А.Арабов, М.Н. Берулова, Е.В. Бондаревская, И.Х. Колесникова, В.К. Кочисов, В.В. Сериков, Б.А. Тахохов, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.)
- концепции регионализации образования (И.А. Арабов, Х.Х-М. Бат-чаева, А.Ю. Белогуров, К.И. Бузаров, Г.Н. Волков, К.Б. Семенов, Л.Л. Суп-рунова, С.Б. Узденова, В.К. Шаповалов, И.А.Шоров и др.)
Философскому осмыслению проблемы способствовало ознакомление с работами А.Я.Ильина, A.M. Коршунова, В.Г. Мордковича, Р.Х. Шакурова, В.Г. Пушкина и других, раскрывающих смысл категорий «активности» и изучение трудов М.М. Бахтина, М.А. Бердяева. А. Бергсона, И. Канта, B.C. Соловьева, Ф. Шеллинга и других, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.
Данное исследование опиралось также на теоретические положения и практические рекомендации в области художественного образования Г.В. Беды, B.C. Кузина, A.A. Унковского, Е.В. Шорохова, В.И. Зинченко, И.К. Шабанова и других. Научно-методические публикации P.A. Вильман, А. Державина, И.И. Емельянович, В.П. Козлова, С.А. Малаховой, С.И. Темери-на и других помогли изучению опыта преподавания декоративноприкладного искусства и художественной обработки материалов в образовательных учреждениях.
В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические - теоретический анализ предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования с учетом новых фактов и конкретных условий; эмпирические - сравнительно-сопоставительный анализ практики работы общеобразовательных школ, наблюдения, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- раскрыто влияние исторических, этнокультурных социальных и педагогических факторов на эстетическое развитие подростков как составляющее их базовой гуманитарной национально - художественной личности;
- определены основные условия эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев (декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество), основанных на синтезе художественно краеведческих знаний об особенностях и структуре национального искусства, развитие теоретических способностей, организация эмоциональной сферы и сенсорные впечатления в активной культуротворческой деятельности;
- разработана концептуальная педагогическая модель эстетического воспитания, представляющая собой комплекс знаний по этнохудожественной культуре карачаевцев для рассмотрения в условиях межпредметного взаимодействия художественно- краеведческих дисциплин, факультативного курса , сквозной художественно - творческой деятельности во внеучебной самостоятельной работе.
Теоретическая значимость исследования:
- разработаны критерии и показатели эстетической воспитанности подростков с учётом комплексного воздействия предметов этнохудожественной культуры (декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество карачаевцев) в рамках локального образовательного процесса;
- выявлены исторически обусловленные социокультурные характеристики эстетического воспитания детей в различные исторические периоды -от стихийно - беспорядочного овладения духовно ценностным опытом предшествующих поколений до настоящего времени - углубления этнокультурной направленности регионального образовательного процесса;
- раскрыты особенности эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры, обоснованы дидактические основы его проектирования (целей, принципов, функций, системы эвристических заданий, развитие творческих умений и способностей) с привлечением элементов системного подхода;
- определены способы формирования у подростков и педагогов ценностного отношения к этнохудожественной культуре, эстетическому воспитанию как к личностно - образующему ядру художественной педагогики карачаевцев.
Практическая значимость исследования заключается:
- в создании системы интегрированного изучения предметов декоративно - прикладного искусства и устного народного творчества, обосновании содержания образовательной деятельности, дидактических требований к введению учебного материала для формирования эстетической культуры школьника;
- раскрыта система дидактических средств, в основу которой положена типология учебно-познавательных задач с историко-культурологическим содержанием для программ спецкурсов «Художественно-эстетическая шкатулка», «Золотое шитьё», используемых в практике общеобразовательных школ и художественно - графических факультетов вузов;
- внесены коррективы в содержание предметов «Изобразительное искусство», «Технология» и «Литература народов КЧР» с целью углубления эстетической направленности содержания учебной деятельности общеобразовательных школ.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности общеобразовательных школ, многопрофильных учреждений дополнительного образования, в работе Карачаево-Черкесского института повышения квалификации работников образования, научных исследований данной проблематики, при разработке нормативных курсов по педагогике, предметов художественно - эстетического цикла.
В качестве источниковой базы явились исследования и труды классиков педагогики, публикации современных авторов, периодическая печать, диссертационные и монографические исследования.
Организация исследования. Исследование проводилось в течение 5 лет (1999-2004) и включало следующие этапы:
1-й этап - поисково-теоретический (1999-2001). Осуществлялась разработка концепции исследования на основе изучения философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования. На данном этапе были определены исходные параметры работы: ее предмет, гипотеза, методология, задачи, методы, аппарат исследования, осуществлен констатирующий эксперимент.
П-й этап - экспериментальный (2001-2003). На данном этапе основное место занял формирующий эксперимент на базе национальной общеобразовательных школ а. Сары-Тюз и п. Новый Карачай КЧР; разрабатывались пути и условия развития эстетического воспитания подростков средствами этно-художественной культуры; проверялись положения гипотезы.
Ш -й этап - обобщающий. Осуществлялся анализ результатов исследования, систематизировались и обрабатывались экспериментальные данные, проверялась эффективность результатов, подводились итоги, оформлялся текст диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали школы а. Сары-Тюз и п. Новый Карачай КЧР. Общее количество испытуемых составило 190 человек. В формирующем эксперименте приняло участие 150 человек.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, применением комплекса исследовательских методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также подтверждается данными опытно - экспериментальной работы, свидетельствующей о повышении уровня эстетической воспитанности подростков, результативностью деятельности педагогов, сопоставлением полученных качественных результатов с уже имеющимся опытом.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились постоянно в процессе исследования. Ход экспериментальной работы, научные идеи и выводы обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педтехно-логий, декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесского государственного университета, на семинарах аспирантов и итоговых научно-практических конференциях (КЧГУ, 1999-2004 г.) докладывались на конференциях «Художественная и профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета изобразительного искусства в современных социально-экономических условиях» (Тольятти, 1999), «Формирование креативности и концептуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, 2000); «Художественно-педагогическое образование. Содержание, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2001 г.). «Художественно-педагогическое образование. История, современное состояние перспективы развития» (Москва 2002 г.). «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий». (Карачаевск 2004); «Гуманизация образования на уроках эстетического цикла». (Карачаевск 2005); «Образование в XXI в.». (Тверь 2005), а также путем публикаций, в которых отражены, результаты и выводы исследования.
Результаты исследования нашли отражение в 27 публикациях автора.
На защиту вынесены следующие положения:
- этнохудожественная культура в нашем представлении - это накопление и передача молодому поколению исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественно - творческой деятельности, создания материальных и духовных художественных ценностей, имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость;
- этнонаправленность эстетического образования состоит в ее специфической функционально - содержательной наполненности и ориентации на формирование у подростков ценностного отношения к духовному опыту предшествующих поколений, позволяющих личности развиваться в гармонии с национальной и общечеловеческой культурой в условиях культурообразующей и личностноразвивающей функции регионального педагогического процесса;
- повышение эстетической воспитанности подростков в общеобразовательной школе будет зависеть от реализации комплекса педагогических, психологических, организационных условий, среди которых включение в содержание образовательного процесса идей этнонаправленности художественной культуры средствами обогащения этнопроблематикой предметов художественного краеведения, персонализации их программ, введение в учебный план спецкурсов и факультативов, раскрывающих особенности карачаевской национальной культуры, привлечения учащихся к прикладным видам деятельности, а педагогов к результативному стилю руководство педагогическим процессом;
- интегративную организацию процесса формирования эстетической культуры целесообразно осуществлять на базе межпредметных (декоративно - прикладное искусство, устное народное творчество, технология, культурология, литература народов КЧР) знаний, позволяющих глубже осмыслить ее доминантные личностно - образующие особенности и уникальности с позиции гуманистических ценностей.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей2006 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Татьяна Петровна
Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования2013 год, кандидат педагогических наук Фетисова, Наталия Евгеньевна
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций2000 год, доктор педагогических наук Долженкова, Марина Игоревна
Формирование этнохудожественной культуры студентов художественно-графического факультета в процессе обучения декоративно-прикладному искусству: на материале КЧР2011 год, кандидат педагогических наук Эсеккуев, Казимир Владимирович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Чомаева, Лариса Мурадиновна
Выводы по П-й главе:
В результате изучения курса «Художественно-эстетическая шкатулка» наша работа показала, что одним из наиболее эффективных путей развития эстетического воспитания подростков Является художественное творчество, т.е. взаимосвязь музыкального, устного и изобразительного искусства, а точнее - устного народного творчества, народной музыки и декоративно-прикладного народного искусства и взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. Предлагая учащимся на выбор различные материалы, свободу действия с ними, педагог, ничем не ограничивая самостоятельность учащихся, лишь помогал, поддерживал интерес к творчеству, показывал разнообразные возможности применения знаний. В процессе работы мы обратили внимание на то, как учащиеся увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. Наш опыт подтверждает, что феномен интегрированного подхода к развитию художественно-творческих способностей обусловлен еще тем, что возможен перевод образов одного вида искусства, например, декоративно-прикладного, в образы другого вида, например, речевого.
Предложенный художественный материал понятен и доступен учащимся. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи.
В результате проделанной работы увеличился запас эмоциональных переживаний подростков, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений этнохудожественной культуры с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.
Результаты приведенных данных свидетельствуют о том, что совершенствование содержания дисциплин искусствоведческого цикла, реализация задач эстетического воспитания подростков путем введения разработанного спецкурса, дали определенные положительные результаты.
Знакомясь с различными видами этнохудожественной культуры, подростки усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные -: народными промыслами, устным и музыкальным народным творчеством. Выработали способность подходов творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь эстетически художественное начало.
Таким образом, полученные в результате экспериментальной работы данные свидетельствуют, что качественный уровень по всем используемы:-: критериям оценки в экспериментальных группах значительно повысился
Комплексно анализируя полученные данные, можно сделать .вывод о том, что у подростков экспериментальных групп (в отличие от контрольных) прослеживается более высокий уровень эстетической сформированности личностных качеств (воображения, фантазии, творческого мышления, исторической памяти), а также умений и навыков универсального характера (умение использовать стратегии мышления, рационально строить работу и анализировать ее результаты), навыков и приемов технико-технологического характера.
Экспериментальная работа подтвердила положение о том, что:
- предлагаемое содержание образования, формы и методы организации теоретических и практических занятий справедливы и могут быть внедрены как в образовательно-воспитательный процесс образовательных учреждений, так и в практику дополнительного образования; совершенствование процесса эстетического воспитания подростков возможно за счет использования специфики воспитательных возможностей, особенностей познавательной и художественно-творческой деятельности, связанных с изучением этнохудожествен-ной культуры народов Карачаево-Черкесии;
- изучение этнохудожественной культуры народов Карачаево-Черкесской республики в его комплексном значении дает количественное улучшение показателей эстетического воспитания за счет формирования и развития качеств личности, соответствующим требованиям в изменившихся социально-политических условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование проблемы эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры состоит из двух частей. Первая часть исследования представляет собой изучение научно-теоретического аспекта проблемы, более философских, психолого-педагогических, социологических выводов и обоснований, подтверждающих актуальность и практическую значимость поставленной проблемы, дающих методологическую основу выдвижения гипотезы исследования, психолого-педагогических условий использования этнохудожественной культуры в социализации учащихся, выявления нравственно-эстетической сущности процесса эстетизации личности подростков средствами этнохудожественной культуры. Вторая часть состоит из организации, проведения, описания и анализа соответствующих этапов опытно-экспериментальной работы с использованием методов диагностики и прогнозирования учебно-воспитательного процесса.
При осуществлении процесса эстетического воспитания подростков средствами этнохудожественной культуры мы определили структуру, содержание, формы и методы, выяснили сущность эстетического воспитания в изменившейся социокультурной среде, разрабатывали научные "основы использования этнохудожественной культуры в практике работы национальных школ Карачаево-Черкесии. Провели конкретную опытно-экспериментальную работу по моделированию содержания, форм и методов эстетического воспитания в контексте изучения национальной культуры с целью осуществления эстетического воспитания подростков.
Итоги экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу исследования и достигли ее цели, поскольку уровень знаний этнохудожественной культуры подростков качественно изменился после введения систематической, целенаправленной учебно-воспитательной работы с учащимися. Во-вторых, подтвердилась возможность использования этнохудожественной культуры в эстетическом воспитании подростков, его положительное влияние на процесс становления личности школьника в условиях изменения ценностных ориентации: общества. Жизненность народной эстетической культуры подтвердилась ростом интереса к ней и уровнем воспитанности учащихся.
При анализе теоретико-методологического аспекта использования эт-нохудожественной культуры, как нравственно-эстетического кодекса, нам удалось выяснить, что этнохудожественной культуре в современных условиях стали уделять достаточно широкое внимание, но изучение пока носит во многих случаях описательно-констатирующий характер, не дает исчерпывающего ответа на насущные вопросы практики воспитания и обучения. Также, говоря о личностно-ориентированном образовании в условиях унифицированной системы образования, практики испытывают трудности в его осуществлении на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникли существенные расхождения, обострились противоречия между требованиями к педагогу и традиционным содержанием его подготовки.
Процесс изучения и решения проблемы нашего исследования усложнялся переживаемым духовно-нравственным кризисом в нашем обществе сопровождавшимся несоответствием установок в области эстетического воспитания со стороны академической науки и реальной действительности, ниспровержением ценностных ориентаций, провозглашаемых в течение многих десятилетий.
Поиск источников эстетического воспитания личности в эстетических воззрениях, идеях о совершенном человеке, устойчивых правилах и нормах поведения человека, провозглашаемых народной педагогикой правомерен, ибо этнопедагогизация учебно-педагогического процесса выступает сегодня в качестве цивилизованного способа воздействия на изменение самосознания личности и группы (этноса, народа), изменение в целях возвращения их менталитета в русло нормального, веками формирующего, закономерного процесса развития национального самосознания.
Данное обстоятельство усиливает актуальность исследуемой проблемы и определяет перспективы для дальнейшего изучения данной проблемьг, а именно:
- сравнение специфики традиционной этнической культуры, в том числе этнохудожественной, различных этнических образований, выявление общечеловеческого характера эстетических ценностей, идеалов различных народов;
- изучение вопросов возрастной дифференциации субъектов воспитательного процесса, согласно народных представлений;
- дальнейшая разработка программы, проектов, методических рекомендаций, учебников по содержанию и методике этнорегиональногб компонента образования.
Итак, проведенное нами исследование дало обоснование для следующих выводов:
- итоги экспериментальной работы подтвердили нашу гипотезу исследования и достигли её цели, поскольку уровень знаний этнохудожественной культуры подростков качественно изменился после введения систематической, целенаправленной учебно-воспитательной работы с учащимися;
- подтвердилась возможность использования этнохудожественной культуры в эстетическом воспитании подростков, ее положительное влияние на процесс становления личности школьника в условиях изменения ценностных ориентаций общества;
- готовность к эстетическому воспитанию на традициях этноудожест-венной культуры представляет собой обобщенную характеристику личности как единства морально-психологического, социального, теоретического, практического, методического, технологического и самообразовательного компонентов;
- этнохудожественная культура как духовно-нравственный ориентир становления личности является эффективным средством формирования эт-ноэстетической культуры подростков;
- эстетическое воспитание является способом связи между культурой общества и личности, способом превращения первой во вторую и наоборот -эстетически ориентированная предметная деятельность конкретных людей есть способ превращения эстетической культуры личности в эстетическую культуру общества;
- процесс эстетизации личности подростка, являясь частью общего процесса воспитания, имеет свои отличительные признаки, свою сущность, цель и задачи, свои принципы, методы и формы.
Этнохудожественную культуру следует рассматривать как широкое явление, потому что она включает в себя различные традиции, обычаи, праздники, образы, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, различные жанры устного народного творчества. Сохраняя многие изначальные черты, она находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени. Этно-художественная культура призвана помочь уяснить общий смысл таких важных категорий и понятий эстетического воспитания, как красота, добро, труд, зло, честь, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т.д. Первенство отдается фольклорному материалу, его эстетическому воздействию на эстетизацию личности подростка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чомаева, Лариса Мурадиновна, 2005 год
1. Айбазова М.Ю. Мир красоты и воспитания эстетической культуры в народной педагогике Карачая. Пятигорск, 1999. - 200 с.
2. Акбаев И.А. Ана тил (Родная речь). Баталпашинск, 1924.
3. Алейников М. Карачаевские сказания. Тифлис. 1883.
4. Александров В.И., Кузин B.C. Примерное планирование и методические разработки уроков изобразительного искусства. 5-6 классы. М.: Просвещение, 1970. - 106 с.
5. Алиев P.M. Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье. Дис.канд.пед.наук. С.67, 154.
6. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. -С. 154.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. - С. 560.
8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания мира. М.: Политиздат, 1980.-255 с.
9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
10. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и фольклор. М., 1957, С. 55.
11. Антология балкарской поэзии. Нальчик, 1959.
12. Арабов И.А. Основные принципы формирования национально-регионального компонента образования // В сб.: Культурологический подход в образовании: Материалы II региональной научно-практической конференции. -Карачаевск: КЧГПУ, 1999. С. 8-22.
13. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). Карачаевск: изд-во КЧГПУ, 1999. - 215 с.
14. Атутов П.Р., Будаева М.М. Методологические проблемы национально-регионального образования // Педагогика. 2001. - №2.
15. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-С.48.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
17. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
18. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - С. 3
19. Байрамуков У.З. Генезис и ономастика Эпоса «Нарты». Карачаевск, 2001, с. 14.
20. Байчорова A.A. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (на материале этнопедагогики карачаевцев). Дис. канд.пед.наук. Карачаевск,2000. - 195 с.
21. Балкарские пословицы и поговорки. Нальчик, 1963.
22. Белогуров А.Ю., Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования // Вестник ПГЛУ: Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. №3, С. 60-61.
23. Белозерцев С.П. О национально-государственном образовании в России// Педагогика. 1998, №3, С. 30-33.
24. Бесленеев А.Я., Шаманов И.И. Очерки истории хозяйства и хозяйственного опыта горцев Кубанской области. Карачаево-Черкесского отделение Ставропольского книжного издательства, Черкесск, 1972. - 67 с.
25. Блонский П.П. Изобразительные педагогические произведения. М., 1961.-С.461.
26. Блимготова М.И. Развитие художественных способностей у младших подростков на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Дис. канд.пед.наук. Карачаевск, 2000. - 160 с.
27. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение. - 1979. - 223 с.
28. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов.энциклопедия, 1991. Т. 1. - С. 656.
29. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1975. - 270 с.
30. Боташева Х.Х-М. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа: Дисс.канд.пед.наук. Карачаевск, 2000.
31. Брюсова Н.Я. Борьба за художественное воспитание в школе. // Искусство в школе, №1, 1927.
32. Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М.: Педагогика, 1983. - 96 с.
33. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995.- 172 с.
34. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / Сост., вступ. Ст. коммент. М.С. Бастраковой. М.И. Молчановой, B.C. Неополитанской. М.: Сов. Россия, 1989.-704 с.
35. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986, С.11
36. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.пос. для ср.и высш.пед. уч. зав. М.„: Академия, 1999. - 168 с.
37. Вопросы изучения эпоса народов СССР. М., 1983. С. 206.
38. Вопросы повышения эффективности теоретических исследований в педагогической науке: Тез. докл. VIII сессии Всесоюзн. Семинара по методологии, педагогики и методике педагогических исследований 25-27 мая 1976. 41. -М.: ААПН СССР, 1976.-224 с.
39. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Автореферат дисс. док. пед. наук, Баку, 1970.
40. Гвиашвили Д.М., Митин М.Б., Рихта Р. Техника, общество, человек. М-; Наука, 1981.-237 с.
41. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет РФ по высш. обр. 1995. 383 с.
42. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. - №8, с. 30-34.
43. Грибов B.C. Комплексные научно-исследовательские работы // Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. М., 1980. - С. 118-124.
44. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы. М.: Наука. -1984.-307 с. '
45. Гудеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М., Знание. - 1991. -60 с.
46. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1977.-250 с.
47. Джантотаева М.Э. Влияние этнографических знаний на эстетической воспитании младших школьников. Дисс.канд.пед.наук. Карачаевск. -2000.-208 с.
48. Джашаккуев В.М. Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин. Дис. канд.пед.наук. Карачаевск, 2002. - 183 с.
49. Днепров Э.Д. Четвертная школьная реформа в России. М., 1994. - С. 159-160.
50. Дьячков-Тарасов А.Н. Заметки о Карачае и карачаевцах // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. XXV вып. Тифлис. 1898.
51. Ершова М.А., Тамбиев Б.Н. Национально-региональный компонент в содержании специализации 030815 декоративно-прикладное искусство на примере золотого шитья горских народов Карачаево-Черкесии. - Карачаевск, 2003.-91 с.
52. Ершова М.А., Молов Р.Ю. Узорные войлоки Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1996, С. 19.
53. Запорожец A.B. Технология восприятия сказки ребенком дошкольником. Дошкольное воспитание. 1948, №9, С.34-41.
54. Зеленов Л.А., Кеда С.К. Все знать, все уметь. Горький, 1966.
55. Зорин В. Проблемы миграции это и проблемы образования \\ Народное образовании, 2003. - №6. - С 17.
56. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
57. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь. 1984. -№8. -С. 14-20.
58. Ильин И.А. Духовный смысл сказки. Литература в школе, -МД992, №1, С. 9-10.
59. Ильин М.А. Исследования и очерки. М., 1976. С. 46.
60. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVITJ века. Под. ред. Б.Б. Пиатровского М., Наука, 1988, С. 483.
61. Калинин М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи. М.: Учпедгиз., 1957.-344 с.
62. Кандедикас А. Искусство и ремесло. М., 1977. - С. 38.
63. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1980.- 105 с.
64. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. // Педагогика. 1995. - №1. -С. 95-103.
65. Карабашева Р.Б. Национально-региональный компонент как средство активизации учебного процесса. Дисс.канд.пед.наук. -Карачаевск, 2002.- 177 с.
66. Караева А.И. Очерки истории карачаевской литературы. -М, 1966. С. 13,14-15,286-287.
67. Карачаево-балкарские нартские сказки. Нальчик. 1996.
68. Карачаево-балкарский русский словарь. М. Издательство «Русский язык», 1989.
69. Карачаево-Балкарский фольклор. Черкесск, 1987.
70. Карачаевский фольклор. Микоян-Шахар, С. 236-237.
71. Карсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. - 224 с.
72. Коменский Я.А. избр. пед. соч. в 2 т. т.2, - М., 1982. - С. 422.
73. Кипкеев М.Б. К вопросу развития художественных промыслов Карачая к Балкарии. //Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик. 1996, С. 300-302.
74. Кириченко Н.И. Русско-карачаевский словарь. Тифлис. 1897.
75. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. - 80 с.
76. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1984.-256 с.
77. Койчуева A.C. Формирование целостных ориентаций старшеклассников в национальной школе. Дисс. .канд. пед.наук. - Карачаевск, 2000. - 222 С.
78. Комалова Г.А. О понятии этнопедагогика в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
79. Конфуций и его школа. -М.: Изд. Дом-Ш. Амонашвили, 1997. 176 с.
80. Концепция поликультурного образования в современной образовательной школе России / Авторы: В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. 16 с.
81. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону, . 1994. - 63 с.
82. Кочисов В.К. О гуманистических основах культуры осетин // Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире. Карачаевск, 1998.-С. 92-93.
83. Краткий словарь по эстетике, М., 1989, С. 451.
84. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: Изд-во АН СССР, 1960, С. 10,355,369, 371
85. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие.-М.: Высш. шк., 1990,- 142 с.
86. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-143с.
87. Кузин B.C. Психология.-М.: Высшая школа, 1982. 256 с.
88. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик. Эльбрус. 1982, С. 46,176.
89. Кузьмин М.Н. Образование в условиях политической и поликультурной России // Педагогика, 1995. №6. - С. 3-11.
90. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-педагогического исследования /Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, Е.А. Дон-ченко; Отв. Ред. Л.В. Лохань, В.А. Тихонович; АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1988.- 192 с.
91. Кустарная промышленность России, Спб., т.З, 1913.
92. Кущетерова Ф.Т. Изучение этнопедагогики в вузе как средство формирования национального самосознания студентов. Учебное пособие. Кара-чаевск, 2000. - 117 с.
93. Къарачай нарт сёзле. Черкесск. 1968. Составитель Алиев С.У.
94. Къарачай малкъар фольклор (карачаево - балкарский фольклор) хрестоматия, сост. // Хаджиева Т.М., Нальчик «Эль - фа» Басма ара, 1996.95. «Къызыл Къарачай». 1940,21 мая.
95. Лайпанова И.Б. Становление этнической идентичности младшего школьника в процессе обучения. Дисс. канд.пед.наук. Карачаевск, 2002. - 154 с.
96. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 478 с.
97. Левитов Н.Д. Психология старшего школьника. -М.: Учпедгиз, 1955.-215с.
98. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
99. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1975.-176 с.
100. Лихачев Б.Т. Воспитание искусством. М., 1994, С. 103.
101. Лихачев Д.С. Экология культуры. М., 1979, №7, С. 67.
102. Личность и научно-технический прогресс /И.М.Чудинова, А. А. Горди-енко, ЛТ.Борисова и др.- Новосибирск: Наука. Сиб.отд.- 1990.-301 с.
103. Лобейко Ю.А., Михеева И.Ф. Методы педагогической диагностики. -Ставрополь, 1994.- 85 с.
104. Люсюк В.В. Нравственное воспитание старшеклассников в процессе овладения народным декоративно-прикладным искусством. Авто-реф. дисс. канд. пед. наук.- М., 1974.- 16 с.
105. Магомедов Д.М. Народные художественные промыслы Северного Кавказа: традиции и современность. Махачкала, 1988, С.17,19.
106. Макаренко A.C. Педагогическая поэма //Пед.соч. в 8 т.- Т.1.- М.: Педагогика, 1983.-364 с.
107. Малкандуев К.Х. Древняя песенная культура карачаевцев и балкарцев. Нальчик. 1990. С.5,8-9.
108. Мальковская Т.Н. Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978.-36 с.
109. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Изд.во 3., Нальчик: «Эль-фа», 1999.
110. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882.
111. Марксистско-ленинская эстетика. М., 1966.
112. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1973,- 208 с.
113. Махмутов М.И. Некоторые особенности проблемного обучения //Сов. педагогика, 1970.- № 8,- С. 49-57.
114. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении //Вопросы психологии. 1984,- № 5.-С. 30-36.
115. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.- 368 с.
116. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Педагогика, 1985.-185 с.
117. Метейко А. Условия творческого труда. М.: 1970.- С. 10-13.
118. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П.Р.Атутова, М.Н. Скаткина, Я.С.Трубовского.- М.: Педагогика, 1985.240с.
119. Мизиев И.М. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура. Нальчик, 1996, С. 238.
120. Миносьянц А.Г. Воспитание дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства // В сб.: Современные тенденции преподавания ДПИ и художественного конструирования. Магнитогорск. -2004, С. 207.
121. Миносьянц А.Г. Народное творчество как средство развития гуманистических качеств личности учащихся профессионального лицея. Дисс. канд.пед.наук. -Карачаевск, 2000. 170 с.
122. Мурадова Э.Х. Киргизское искусство как средство эстетического воспитания учащихся. Дисс. канд. пед. наук.- Фрунзе, 1968.- 265 с.
123. Народное искусство в нравственно-эстетическом воспитании школьников: Книга для учителя /Из опыта работы /Сост. Н.И.Кучер, В.Я. Коровина.- М.: просвещение, 1987.
124. Нарты. Москва. Издательство «Наука», 1994.
125. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. -С. 75-98, 82-86, 90-92, 213, 322-334.
126. Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1982.- 190 с.
127. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: 3-е издание, перераб и дополн. -М.: Просвещение, 1987, С. 17.
128. Неменский Б.М. Эстетическое воспитание школьников. М., Просвещение, 1987, С. 75.
129. Нешумов Б.П., Щедрин Е.Д. Художественное проектирование М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
130. Новое педагогическое мышление /Под ред. М.: A.B. Петровского М.: Педагогика, 1989. 230 с.
131. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, (под ред. В.Н. Шацкой,) М, 1978. С. 6.
132. Опыт педагогической деятельности. С.Т. Шацкого /Под рук. В.Н. Шацкой, JI.H. Скаткина. М.: Педагогика, 1976.- 119 с.
133. Орлов В. Трактат о вдохновенье, рождающем великие открытия. Изд. 2-е.- М.: Знание, 1980.- 267 с.
134. Ортабаева Р.А-К. Карачаево-балкарская охотничья поэзия. // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1983. С. 86.
135. Ортабаева Р.А-К. О карачаево-балкарском фольклоре // Карачай-Малкъар фольклор. Черкесск, 1987, С.4.
136. Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образы. // Вестник Европы. Кн. 8. 1879. С. 702.
137. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь. 1967., т.2., С. 181
138. Очерки истории Карачаево-Черкесии.- Т. 1 .Ставрополь, 1967. С. 369370.
139. Павлинская А. По законам красоты. Художник РСФСР.-1965.- С.6-7.
140. Панина J1. Оазис добра и красоты //Народное образование.-1994.-. № 1.-С72-74.
141. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983, С. 172.
142. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство. - 1996.-496 с
143. Педагогическая литература о проблемном обучении И.Я.Лернер.- М.: НИИ ОН АПН СССР, 1983,- 48 с.
144. Педагогическая энциклопедия. Под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. в 4 т. - М.
145. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения в 3 т. М., 1961.
146. Петров Ю.А. Теория познания: научно-практическое значение. М-„: Мысль, 1988.-142 с.
147. Пиралов A.C. Краткий очерк кустарной промышленности Кавказа, кустарная промышленность России. Т.З.- СПб. 1913.
148. Подзаев Т.Б. Социально этническая среда как фактор воспитания: Учеб. метод, пособие // Под ред. Дрива О.И. Владикавказ СОГУ, 1996.-45 с.
149. Полунина В.Г. Искусство и дети.- М.: Просвещение, 1989.-191 с.
150. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
151. Похолкин Г.В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства /на материале групп и школ продленного дня/, Дисс. канд.пед. наук,- М.; 1978.-164 с.
152. Прекрасное своими руками. Сост. С.С. Газарян. М.: Детская литература, 1980.-48 с.
153. Преподавание прикладного искусства в детской художественной школе. Сост.С.Л.Бибикова.-М. .Просвещение, 1978.- 58 с.
154. Прёле В. Кавказские этюды. Будапешт. 1909.
155. Принципы обучения в современной педагогической теории и практики: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: ЧГПИ, 1985.-112с.
156. Проблемы законодательного регулирования процесса сокращения единого образовательного пространства России на примере Северокавказского региона (Рекомендации парламентских слушателей). \\ Документы в образовании. М., 1999. №19
157. Проблемы народного искусства. /Под ред. М.А. Некрасовой и К.А. Макарова. -М.: Изобразительное искусство.-1989.-136 с.
158. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. B.C. Кузин, В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 1999, С. 5, 7, 137.
159. Программы педагогических училищ. Практикум в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1980.-64 с.
160. Профессиональная ориентация старшеклассников в процессе трудового обучения /Под ред. В.А.Полякова. М.: Просвещение, 1974.-60 с.
161. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред.А.Носавски, Х.Кюн, И. Лемшпера и др.- М.: Педагогика, 1981.-224 с.
162. Равкин З.И. Методологическая функция историко-педагогических исследований//Сов. педагогика. 1984.-№ 12.- С. 50-56.
163. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством /Под ред. H.H. Ростовцева. М.: МГПИ, 1963. - 173 с.
164. Разина Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. -М., 1970. С. 66.
165. Рачева В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников. Дис.канд.пед.наук. -М., 1969.
166. Реутская И.Н. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования (на материале Карачаево-Черкесской республики). Дисс. канд.пед.наук. -Карачаевск, 2004. 196 с.
167. Реформа образования в РОССИИ и государственная политика в сфере образования/исходные позиции, цели, принципы, этапы реализации. //Вестник образования:справ.информ.изд. МО РСФСР.-1992,- № 10.-С.2-4.
168. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиции в современном обществе. -М., 1981.-С. 28.
169. Роль дискуссии в развитии естествознания /Под ред. М.Г. Ярошевско-го. -М.: Наука, 1986.-256 с.
170. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.-239 с.
171. Ротенберг С. Искусство Италии. М., 1979, С. 125
172. Рубинштейн JLC. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957.
173. Руссо Ж.М. Пед.соч.: 2 т, Т.2. М., 1972, С. 126.
174. Рындин М.В. Киргизский национальный узор,- M.-JL, 1949.
175. Рябов И. Будущие мастера.- Декоративное искусство.- № 8,- С.43-46.
176. Савин Н.В. Методика преподавания педагогики: учебн. Пособ. для факультета повышения квалификации.- М.: Просвещение, 1987.-207 с.
177. Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего-Востока/Сост. Т.Б. Митлянская.- М.: Просвещено, 1983.- 256 с.
178. Семенов К.Б. Народная педгогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. пятигорск, 1998. - 199 с.
179. Силаев Н. Эстетика труда. М.: Педагогика, 1983,- 91 с.
180. Силин A. JI. На тропе будущих открытий: Размышление о судьбе изобретений и открытий.-2-e изд. доп.- М.: Знание, 1989.-208 с.
181. Система эстетического воспитания школьника /Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика. - 1983. - 264 с.
182. Скаткин Н.М. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1990.-95с.
183. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северого Кавказа, С. 84.
184. Стасов В.В. Нынешнее искусство в Европе. Изб. соч. в 3-х т. T.I.- М.: Искусство, 1952.- С. 52.
185. Студенецкая Н. Узорные войлоки карачаевцев и балкарцев. КЭС, т.6, М., 1976.
186. Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 439 с.
187. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979.-С.35.
188. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М.: Наука, 1986.- 200 с.
189. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. - 116 с.
190. Творческие проблемы современных художественных промыслов. / Сост. И.Я. Богуславская. -Д.: Художник СССР, 1981.- 374 с.
191. Текеева З.Х. История развития традиционных домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев. Пятигорск. 2001, С. 63.
192. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. Вып. 11.- М.-Л. - С. 7.
193. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -Сов. педагогика. 1946,- № 6,- С. 96-113. .
194. Толстых В.И., Эренгроссе Б.А., Макаров К.А. Эстетическое воспитание. М.: Высш. шк., 1979.- 208 с.
195. Тошенко Ж.Т. Социальные резервы труда. М.: Политиздат, 1989.- 237 с.
196. Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов Северного Кавказа. Сб. научных трудов. М., 1987, С. 5.
197. Узденова С.Б. Народное образование в Карачаево-Черкесии (1917-1991 гг.). Пятигорск, ПГЛУ, - 1997. - 256 с.
198. Ушинский К.Д. Родное слово. Собр. Соч. М.-Л., 1949, т. 6. С. 229.
199. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию «Родного слова». Собр. соч., т.6. ч
200. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т.9. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, - в 28 с.
201. Философский словарь. М.: Политиздат, 1981.- 445 с.
202. Философско-психологические проблемы развития образования. /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
203. Фохт-Бабушкин Ф.У. Об эффективности художественного воспитания. В кн.: Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981.- С. 17-32.
204. Ханбиков Я.Н. Народная педагогика // Педагогическая энциклопедия. -М., 1966.
205. Ханин Х.Б. Умелые руки. М.: Просвещение, 1975.- 9 с.
206. Харчев А.Г. Семья и культура / Советская педагогика. 1982. - № 1.- С. 14-19.
207. Хачирова З.К. Принципы народности воспитания как основы педагогической культуры горских народов Северного Кавказа (на примере карачаевцев и балкарцев). Карачаевск, 2002. - 153 с.
208. Хашхожев A.M. Искусство керамики в средней общеобразовательной школе /Кружки и факультативные занятия/.: Дисс.канд. пед. наук.-М, 1984.-201 с.
209. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 174 с.
210. Хворостов A.C. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладному искусству. Дисс.канд. пед. наук. Орел, 1982.- 572 с.
211. Хубиев И. /И. Къарачайлы/ В горах Карачаево-Черкесии. // Советский юг. Ростов-на-Дону. - 1923.- № 183.
212. Чотчаева Ф.А-А. Технология использования народных традиций на факультативных занятиях в начальных классах. Дисс.канд.пед.наук. -Карачаевск. 2000. 180 с.
213. Шаманов И.М. Народный календарь карачаевцев. С. 23.
214. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997.- 173 с.
215. Шиянов E.H. Регионально-этническая культура в концепции развития, социализации и воспитании личности // Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1997. - С. 18-26.
216. Шиянов E.H., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.- С. 311.
217. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в устном народном творчестве. Ростов н/Д, 1987.- 90 с.
218. Шоров И.А. Народная педагогика и воспитание гуманизма у молодого поколения. // Семейная педагогика и современная национальная школа. -Карачаевск, 1997.- С. 27-46.
219. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1979.- 192с.
220. Шрагин Б. О декоративно-прикладном искусстве. М.: Знание, 1963. - С. 10.
221. Щукин И.С. Материалы для изучения карачаевцев // Русский антропологический журнал. СПБ. 1913. №1-2, с. 40.
222. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1971.-239 с.
223. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1984. - С. 292.
224. Энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». - М., 2003. - С. 327.
225. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя (сост. Лабковская С., М., 1983, с. 61).
226. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Просвещение, 1980.- 240 с.
227. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Знание, 1964.- 203 с.
228. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. -64 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.